Звезда Леонида Андреева взошла неожиданно и
ярко загорелась и так же быстро и неожиданно
потухла, оставив глубокий след на литературном
небосклоне. Всю его недолгую жизнь вокруг него не
смолкали споры, имя его обрастало легендами.
Бешено, феерически популярный, он в то же время
жестоко страдал от беспощадной критики то
справа, то слева.(1)
Андреев в 1900 годы писал много произведений о
Богочеловеке (“Христиане”, “Елезар”, “Жизнь
Василия Фивейского”). Эта тема его очень
волновала.
Согласно христианским представлениям. Христос
– воплощение истины, добра и красоты, а предавший
его Иуда – олицетворение лжи, подлости,
коварства. Традиционное противопоставление
“неверного” Иуды одиннадцати верным апостолам
вызывало у Андреева особенно сильное сомнение.
Только ли подлость вела Иуду к предательству, и
только ли нравственную чистоту проявляли во
время кульминационных событий христианской
истории Иоанн, Петр, Фома и другие ученики Христа
– вот те вопросы, которые заставили Андреева
создать это произведение.
Образ Иуды, по свидетельству современников
писателя, был загадочен и потому особенно
притягателен для “парадоклиста” Андреева.(2)
Исторический факт, легендарный по своей
исключительности, или быть может, страшная
легенда, на протяжении двадцати веков упорно
рисовала Иуду искариота и его преступление
всегда в одних и тех же черных, беспощадных
красках. Художники, поэты, историки с
незапамятных времен наделяли Иуду
отрицательными качествами, в их изображении он
был всегда безобразным и отталкивающим. И вот у
этого Иуды – предателя, у этого векового пугала
человечества нашелся в лице Л.Андреева
талантливый защитник, смело и дерзко взявший на
себя почти невозможную задачу реабилитации
этого проклятого имени.
Что мы узнаем об Иуде из повести? – Иуда
коварен, склонен к притворству и лжи. Он бросил
свою жену и добывал хлеб воровством.
“Детей у него не было, и это ещё раз говорило,
что Иуда – дурной человек и не хочет Бог
потомства от Иуды”(3)
Он приносил с собой ссоры.
“И добрые люди, и дурные люди считали его
чужаком”(4)
Почему повесть начинается с изложения слухов?
Образ Иуды формируется в зеркале чужих мнений.
С первых строк отражается отношение автора к
апостолам. Не зная ещё Иуды из Кариота, они
утверждают, что он – дурной человек. И негативная
оценка: “рыжий и безбородый иудей” —
воспринимается как предвзятое мнение учеников,
недовольных тем, что Иисус принял его в круг
избранных.
Вопреки неоднократным предупреждениям лиц,
знавших прежнюю жизнь Иуды из Кариота, и не
слушая даже совета Своих учеников, Иисус, как бы
побуждаемый тем “духом светлого противоречия,
который неудержимо влёк его к отверженным и
нелюбимым”(5), принял Иуду в число Своих
избранных и приблизил к Себе, и даже, при общем
ропоте и недоумении учеников, молча, своим ясным
взором, повелел Петру отнестись к Иуде со всею
возможною приветливостью и дружбой, и хотя Иисус
никогда не говорил с иудой, но иногда смотрел на
него ласковым взором и, замечая его отсутствие,
спрашивал окружающих: “А где же Иуда?”
В первой главе повести уже слышится тревога. И
эта тревога создается описанием природы.
“Уж десять дней не было ветра, и всё тот же
оставался, не двигаясь и не меняясь, прозрачный
воздух… И казалось, будто бы сохранил он в своей
прозрачной глубине всё то, что кричалось и пелось
в эти дни людьми”.
Природа словно посылает импульсы тревоги. Она
находится в ожидании, что же произойдет?
Изменилась ли природа в продолжении повести? –
Нет. Это безветрие сохранилось до конца истории.
И отражая напряжение, акцентируя внимание на
герое и его действиях, Андреев не обращает
внимание наше на окружающий мир. Так в
черно-белых тонах и в атмосфере духоты, тяжести и
продолжается повествование. Обычно такая духота
предшествует грозе. Природа находится в ожидании
перемены. В этом состоянии и герои повести. Иисус
ждал дня, когда его предаст Иуда, а последний жил
надеждой, что когда иудеи увидят страдания
Христа в руках римских солдат, непременно
освободят Учителя и пойдут за ним. Описание
пейзажа является необходимой частью композиции
произведения.
И на этом фоне, фоне тревоги, тяжести и ожидания,
мы знакомимся с портретной характеристикой Иуды,
главного героя повести. Лицо его словно было
составлено из двух совершенно различных
половинок:
“… одна сторона его лица, с черным, остро
высматривающим глазом, была живая, подвижная”,
“на другой же не было морщин, и была она
мертвенно-гладкая, плоская и застывшая, а
незрячий глаз затянут белой мутью”(6)
Описание лица служит средством раскрытия
натуры Иуды. Двойственность лица подталкивает на
размышление, что не так уж прост Искариот. За его
поступками, речами невозможно определить,
насколько откровенен “рыжий”, что скрывает он
за мертвенно-гладкой половиной лица? Что же
фальшивое, а что – настоящее в Иуде?
“Поведение – это зеркало, в котором каждый
показывает свой лик”, — говорил И.-В.Гете. Именно
мотивы поведения Иуды стали главным объектом
авторского внимания. Его герой весь состоит из
противоречий.
Во всей повести нигде не содержится прямых
указаний на мотивы, руководившие Иудой.
Несомненно одно: что Иисус был предан им отнюдь
не из корыстолюбия, как это до сих пор
возводилось почти в догму. Иуда был казначеем
Христа и учеников, в его распоряжении, и притом,
после случая с утайкой трех динариев, в
распоряжении бесконтрольном, находился общий
денежный ящик и все суммы, притекающие в него в
виде заработка апостолов и добровольных
пожертвований народа. Что значили для Иуды
жалкие 30 сребреников?! И уж если бы Иуда предавал
Иисуса за деньги, то он был достаточно ловкий и
умный купец, чтобы взять настоящую цену; он знал,
чего стоила популярность Иисуса и Его учения, в
корне подрывавшего авторитет старой церкви и
первосвященников.(7)
Так что же в самом деле руководило Иудой? Что
понуждало его на этот страшный шаг? Быть может,
всё та же безумная ревность и месть
сатанистского самолюбия? Или, быть может, Иуда
единственный путь к скорейшему, и притом земному,
реальному возвеличиванию Иисуса? Он убежден, что
в тот момент, когда Иисус будет схвачен врагами и
соглядатаями, народ, безгранично преданный и
любящий Иисуса, выступит Его активным защитником
и слава Иисуса достигнет своей вершины, а вместе
с нею и слава Его учеников, и более всех его
самого, Иуды.
После случая с козленком в одном из иудейских
селений, тон взаимоотношений Иисуса и Иуды
меняется. В чем же это проявляется? Учитель
перестал его замечать, “глядел на него, точно не
видя”, или “садился к нему спиною и через голову
бросал слова свои на Иуду”.
Тон взаимоотношений не изменился и после
эпизода, когда Иуда, тревожась за судьбу Христа,
дает возможность уйти Иисусу от враждебно
настроенных жителей одного селения.
Иуда обижен. Обижен тем, что не он является
любимым учеников. Уверен в том, что ни один из
учеников не любит Учителя так, как он. И
произносит роковые слова:
“А теперь он погибнет, и вместе с ним погибнет и
Иуда”(8)
Случайно ли сказаны эти слова или Иуда “просто
бранится”, как посчитал Фома? Последующие
события и поведение Иуды покажут, что это – не
случайно сказанные слова. Иуда совершает первый
шаг к “предательству”: встретился с
первосвященником Анной и договорился о предании
Иисуса Назарея в руки закона.
После этой встречи поведение Иисуса меняется. С
этой минуты Иуда весь отдается своей любви к
Учителю.
“Он (Искариот) угадывал малейшие
невысказанные желания Иисуса”.
“Куда бы ни ступала нога Иисуса, она встречала
мягкое, и куда бы ни обратился его взор, он
находил приятное”.
“…искусно наводил разговор на Галилею, милую
Иисусу” и др.
Иуда подарил Иисусу лилию (символ безответной
любви) и обиделся, узнав, что Мария не сказала
Учителю, от кого эта лилия.
Иуда вызывает чувство жалости, т.к. Учитель,
ради которого “рыжий иудей” так старается,
словно ничего не замечает, только молчит.
Внутреннее состояние Иуды противоречивое:
“…одной рукой предавал Иисуса, другой рукой
Иуда старательно искал расстроить свои планы”.
Почему? Иуда надеется, что он не прав, и ему
страшно хочется, чтобы восторжествовала любовь и
верность учеников к Иисусу. Усиливается тревога
за судьбу Учителя. Всех предупреждает об
опасности, грозящей Иисусу, приносит два меча,
постоянно спрашивает об их любви к нему.
Что заставляет его так себя вести? Почему он
допытывается: любят ли апостолы своего Учителя?
Потому что Искариот надеется, что, увидев мучения
Христа, люди, а в первую очередь ученики, спасут
его и пойдут за ним. Но как повели себя ученики в
кульминационный момент? – Ученики теснились “
как куча испуганных ягнят”. “Солдаты вновь
собирались и тупо лезли под ноги”(9). Не
оправдались ожидания Иуды: опять он оказался
обманутым – ученики разбежались, оставив своего
Учителя в руках римских солдат, и в ту же ночь
отказались от него.
Иуда же равнодушно слушал то, что говорили про
него. Он всё ждал чуда: “Сейчас они поймут”.
Но – увы! – все попытки Иуды предотвратить казнь
Иисуса Христа оказались тщетными.
“Осуществился ужас и мечта Искариота” —
подводит итог автор.
Но повесть на этом не заканчивается. Иуда
возвращается к Анне, чтобы вернуть деньги: он
совершил предательство не ради денег, как в
Евангелии, а из-за любви.(10)
Учеников он обвиняет в трусости и
предательстве. Бросает им в лицо обвинительный
приговор:
“Радуйтесь глаза Иуды из Кариота! Холодных
убийц вы видите сейчас – и вот уже трусливые
предатели перед вами!”(11)
И самоубийство совершает не потому что
раскаялся в содеянном, а потому, что хочет быть
рядом с Иисусом:
“Ты слышишь, Иисус? Я иду к тебе”.
Так какова идея повести? Ключевыми словами для
её понимания является смысл разговора Иуды с
Фомой: нравственная ценность заключается в
реальных поступках. В данном случае – это
предательство. Иуда совершил это во имя Иисуса
Христа, т.к. хотел не просто любить, а любить
деятельной любовью. Чтобы совершить подвиг
Христу, чтобы возвеличить его в глазах людей, для
этого надо предать. И позор предательства
Искариот взял на себя, тем самым обессмертив не
только имя Христа, но и Иуды Искариота.
Предательство Иуды, как считает Л.Андреев, — тоже
своего рода жертва, ведь он обрекает себя на
вечный позор.
Столь необычайная трактовка библейского
сюжета была предпринята, конечно же, не из
желания реабилитировать порок. Андрееву близко в
евангелии понимание перелома в человеческом
сознании, в развитии мира. Писатель мечтал о
личности, способной, подобно Христу, открывать
новые духовные ценности. Одновременно он находил
в поведении виновников и наблюдателей Голгофы
грозные признаки: жестокость одних и равнодушие
других.(12)
(1) Шуган О.В. очерк М.Горького “Леонид Андреев”
— ж. Литература в школе, 2001,№ 7.
(2) Гайнетдинова Е. Повесть о любви и верности?! –
ж. Литература в школе, 2001г, № 7.
(3) Л.Андреев. Иуда искариот. – М., 1999, с.152
(4) Там же.
(5) Селиванов А.А. оклеветанный апостол. – в кн.
Л.Андреев. Иуда Искариот. – М., 1999, с.517
(6) Л.Андреев. Иуда Искариот. – М., 1999, с. 153.
(7) Селиванов А.А. Оклеветанный апостол. – в кн.
Л.Андреева “Иуда Искариот” — М., 1999.
(8) Гайнетдинова Е.Я. Повесть о любви и ненависти?!
– ж. Литература в школе , 2001, № 7
(9) Андреев Л. Иуда Искариот. – М., 1999, с.182
(10) Гайнетдинова Е.Я. Повесть о любви и ненависти?!
– ж. Литература в школе , 2001, № 7, с.24
(11) Андреев Л. Иуда Искариот. – М., 1999, с.197
(12) Мартынова Т.И. От Евангелия к философии
истории. – в кн. Л.Андреева “Иуда Искариот”, — М.,
1999, с.585
ЛИТЕРАТУРА:
- Анненский И.Ф. Иуда. – в книге Л.Андреева “Иуда
Искариот” — М., 1999. - Андреев Л. Иуда Искариот. – М., 1999.
- Гайнетдинова Е.Я. Повесть о любви и ненависти?! –
ж. Литература в школе , 2001, № 7 - Мартынова Т.И. От Евангелия к философии истории.
– в кн. Л.Андреева “Иуда Искариот”, — М., 1999. - Селиванов А.А. Оклеветанный апостол. – в кн.
Л.Андреева “Иуда Искариот” — М., 1999. - Смирнова Л.Л. Русская литература конца 19-нач.20
века – М., Просвещение, 1993.
Анализ повести «Иуда Искариот» Андреева Л.Н.
«Психология предательства» — основная тема повести Л. Андреева «Иуда Искариот»-. Образы и мотивы Нового Завета, идеал и действительность, герой и толпа, истинная и лицемерная любовь — вот основные мотивы этой повести. Андреев использует евангельский сюжет о предательстве Иисуса Христа его учеником Иудой Искариотом, по-своему истолковывая его. Если в центре внимания Священного Писания лежит образ Христа, то Андреев переключает внимание на ученика, который предал его за тридцать сребреников в руки иудейских властей и тем самым стал виновником крестных страданий и смерти своего Учителя. Писатель пытается найти оправдание действиям Иуды, понять его психологию, внутренние противоречия, побудившие свершить нравственное преступление, доказать, что в предательстве Иуды больше благородства и любви к Христу, чем у верных учеников.
По Андрееву, предавая и принимая на себя имя предателя, «Иуда спасает дело Христа. Подлинной любовью оказывается предательство; любовь к Христу других апостолов — изменой и ложью». После казни Христа, когда «осуществился ужас и мечты», «идёт он неторопливо: теперь вся земля принадлежит ему, и ступает он твёрдо, как повелитель, как царь, как тот, кто беспредельно и радостно в этом мире одинок».
Иуда предстаёт в произведении иным, чем в евангельском повествовании, — искренне любящим Христа и страдающим от того, что не находит понимания своим чувствам. Изменение традиционного толкования образа Иуды в повести дополняется новыми подробностями: Иуда был женат, бросил жену, которая скитается в поисках пропитания. Вымышленным является эпизод состязания апостолов в метании камней. Оппонентами Иуды выступают другие ученики Спасителя, особенно апостолы Иоанн и Пётр. Предатель видит, как Христос проявляет по отношению к ним большую любовь, что, по мнению Иуды, не верившего в их искренность, является незаслуженным. Кроме того, Андреев изображает апостолов Петра, Иоанна, Фому находящимися во власти гордыни — их волнует, кто будет первым в Царстве Небесном. Совершив своё преступление, Иуда кончает жизнь самоубийством, так как не может перенести своего поступка и казни любимого Учителя.
Как учит Церковь, искреннее покаяние позволяет получить прощение греха, однако самоубийство Искариота, которое является самым страшным и не подлежащим прощению грехом, навсегда закрыло перед ним райские двери. В образе Христа и Иуды Андреев сталкивает две жизненные философии. Христос умирает, и Иуда, кажется, может торжествовать, но эта победа оборачивается для него трагедией. Почему? С точки зрения Андреева, трагедия Иуды состоит в том, что он глубже Иисуса понимает жизнь и человеческую природу. Иуда влюблён в идею добра, которую сам развенчал. Акт предательства — зловещий эксперимент, философский и психологический. Предавая Иисуса, Иуда надеется, что в страданиях Христа яснее раскроются людям идеи добра и любви. А. Блок писал, что в повести — «душа автора, — живая рана».
Просмотров: 134707
- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Анализ произведения Иуда Искариот Андреева
Сочинение Анализ произведения Иуда Искариот Андреева рассуждение
История создания. Первые мысленные наброски произведения появились в марте 1906 года. В декабре Андреев начал переносить свои мысли на бумагу. В течение двух недель повесть была готова. Произведение было отдано на проверку М. Горькому. Ответ был неутешительным. Произведение было с ошибками. Автор незамедлительно приступил к их исправлению, параллельно перечитывая евангелие. 24 февраля 1907 года были внесены заключительные коррективы. Повесть представили к изданию. Она вошла в альманах «Сборник товарищества «Знание» за 1907 год» (книга 16).
Жанр. Повесть.
Тема. В произведении главным образом речь идет о предательстве в разных сферах человеческой жизни: предательство и любовь; предательство с благими намерениями; духовные предатели; связь добра и зла.
Сюжет. Основу сюжета составляют мотивы из Евангелие, но само произведение не является каноническим евангельским текстом. В повести не только демонстрируется процесс предательства Иисуса Иудой. Этот эпизод просто находится в центре повествования. Также автор освещает явления, предшествующие и последующие после этого предательства. Большое внимание уделяется внутреннему конфликту Иуды. Он ревностно любил Иисуса, но был обижен на него. Он хотел показать, насколько порочны люди, в частности, его ученики. Ему хотелось доказать, что народ не верен Иисусу, но заставить людей еще больше ему поверить. Автор подчеркивает, что мысленно Искариот был до самой смерти верен Иисусу. Но апостолы постоянно говорили Христу о дурном характере Искариота. Иуда хотел быть похожим на Учителя, но у него не получалось.
Главные герои. Иуда Искариот – это образ двуличного человека с уродливой внешностью. Он не пользуется уважением остальных учеников Иисуса. Они считают, что он мерзкий и лживый. В процессе повествования прослеживаются то храбрые, то низкие поступки. Это алчный человек.
Иисус Христос – Сын Бога. Он ведет проповедь со своими учениками, и учит людей истине.
Ученики Христа или апостолы – это святые люди с приятной внешностью. Но писатель подчеркнул, что человеческое им не чуждо. Они громкоголосые, честные, сложные натуры, отличающиеся честолюбием. Они далеки от идеала.
Анна – первосвященник из Иерусалима. Именно к нему приходит Искариот, чтобы тот помог ему оклеветать Иисуса Христа.
Каиафа – второй первосвященник. Зять и член Синедриона.
Композиция. Произведение состоит из девяти глав. Первая описывает процесс прихода Иуды к Иисусу. С первой по четвертую главу описывается жизнь Христа и его апостолов. Пятая и шестая глава описывает подготовку Иуды к предательству. Сам момент предательства описывается в седьмой главе. Восьмая глава описывает последние мгновения земной жизни Христа. Девятая глава рассказывает об осуждении Иудой остальных апостолов Сына Бога. Он направляется к первосвященникам, утверждая, что они совершили глупость, казнив Иисуса. Повествование заканчивается самоубийством Иуды.
2 вариант
Ключевой темой произведения являются рассуждения писателя о проявлении в человеческих взаимоотношениях таких поступков, как предательство.
Сюжетная композиция рассказа основана на евангельских мотивах, в которых фигурируют Иисус Христос и один из его учеников по имени иуда, символизирующий в человеческом сознании с прародителем тяжкого греха в виде предательства.
Писатель представляет главного героя в образе порочного, глупого, неискреннего человека, худощавая внешность которого обезображена уродливыми непропорциональными чертами лица, странным и переменчивым голосом. Иуда характеризуется в рассказе в качестве непоследовательного, нецелесообразного человека, поступки которого настораживают окружающих людей, замечающих его чрезмерную доброту, преувеличительную мужественность, истеричный нрав либо долгое молчание, отдающее лживостью. Автор сравнивает героя с уродливым насекомым, проявляющим бесовские черты характера.
Описание внешности Иуды подчеркивается писателем изображением его натуры, которая противопоставляется образам иных учеников Иисуса, символичных и ассоциативных.
Однако Иисус выражает ко всем окружающим вселенскую любовь и, осознавая порочность Иуды, не отталкивает его, проявляя к нему равное с другими учениками отношение, несмотря на зависть Иуды к чистому, непорочному и безгранично доброму к людям Иисусу.
Будучи непорядочным и черствым представителем рода человеческого, Иуда по-своему благоволит перед Иисусом, после смерти которого считает свою жизнь потерянной, не имеющей смысла, обвиняя остальных учеников Христа в бездушии по отношению к божественному учителю.
Писатель представляет героя рассказа не просто в качестве алчного человека, задумавшего предательство во имя своих корыстных интересов. Иуда изображается автором в виде избранника, уготованного для жертвоприношения, которое предопределено ему изначально и избежать которого невозможно.
Раскрывая образ Иуды в произведении, писатель рассуждает о самосознании человеческой природы, замыслящей при помощи совершения преступного греха изменить мироздание и принести ради этой цели в жертву любимого человека, олицетворяя в людском начале парадоксальность проявления истинных человеческих качеств и возможность совершения страшных преступных деяний, в том числе в виде предательства.
Сочинение по рассказу Иуда Искариот
Леонид Андреев дает свое, нетрадиционное толкование «вечного» сюжета и библейских образов, пришедших со страниц Священного писания. Имя одного из апостолов Иуды стало нарицательным из-за подлого предательства. Писатель старается понять, зачем такой человек оказался среди учеников Иисуса, и выяснить мотивы Иудиных поступков.
Была ли корысть в основе его поведения? Разве нужны были Иуде тридцать сребреников, когда в его ведении была вся казна Христа и апостолов, которой он мог распоряжаться по своему усмотрению. Даже, когда он был замечен в воровстве, Иисус сказал ученикам, что Иуда может брать денег сколько, сколько нужно, ведь они общие, а значит, и его тоже.
Возможно, Иуда предал из-за зависти или ненависти? Но автор опять ставит под сомнение эти версии. Иуда молод, очень неглуп, пусть некрасив, но комплексов по поводу своего внешнего вида не испытывает, сам называет себя прекрасным. Еще он, хотя часто прикидывается больным, наделен неплохим здоровьем и в силе даже опережает других учеников, победив в состязании Петра и Иоанна. У него нет поводов для зависти, он любит Иисуса и страдает, что тот не приближает его к себе.
Интересно, что им необходимо присутствие друг друга. Иисус часто интересовался, почему нет Иуды, наблюдал за его поступками и рассуждениями. Оба практически не говорят друг с другом, но между ними постоянно ведется негласный диалог, в основе которого лежит спор о сути человека. Иуда утверждал, что люди, как животные, ведь даже его отцом мог быть любой козел или петух, ведь ему не ведомо, с кем грешила его мать. А он лучше всех остальных, потому что не лжет. А все, так называемые, добрые и нравственные люди всегда имеют какой-нибудь грех, который, как гнойный нарыв, зреет в душе, только умеют ловко это скрывать. Он очень хотел доказать Иисусу, что его усилия и жертвы напрасны. Но однажды Иуда просто окаменел по время речи учителя, заслушавшись. И когда Иисус закончил, все обратили внимание, что он смотрел на Иуду. Даже в таком сердце ему удалось посеять зерно веры в нравственную силу человека, в его духовность. Поняв это, Иуда предает учителя, пытаясь доказать свою правоту. Но, не выдержав мучений совести, кончает с собой.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ произведения Иуда Искариот Андреева
Популярные сегодня темы
- Сочинение по картине Шишкина Среди долины ровныя
Огромный дуб, который занимает практически четверть полотна, является главным героем картины. Огромное дерево Шишкин изображает на фоне просторной долины. Дуб под собой создал огромную тень, под которой можно укрыться человеку от любого ненастья.
- Образ и характеристика Дины в рассказе Кавказский пленник Толстого сочинение
Дина не является главным персонажем, одна ее роль очень важна. Ее можно назвать женским вариантом главного героя. Дину Толстой характеризует как смелую, добрую, преданную и искреннюю девочку.
- Сочинение Мой досуг
Моя бабушка говорит, что чем больше мы заняты, то тем меньше у нас времени на всякие глупости. Я стараюсь полностью занять каждый свой свободный миг полезными делами. Думаю, что хоть что-то с этого мне пригодится в будущем.
- Герой нашего времени — первый русский психологический роман сочинение
Первым романом, основополагающее место которого занимает анализ личности человека, где рассматриваются его переживания, стремления, разбираются его поступки и мотивации, был роман «Герой нашего времени».
- Анализ рассказа Шукшина Охота жить
В произведении «Охота жить» идет характеристика двух героев. Вообще оно состоит из нескольких небольших рассказов. Сначала речь идет об одиноком старике, который уже давно живет глубоко в лесу и чувствует при этом себя превосходно.
Леонид Николаевич Андреев создал произведение «Иуда Искариот» по мотивам сюжета из Библии. Краткое содержание, представленное ниже, раскроет сюжет, познакомит с главными персонажами.
Русский писатель и драматург Максим Горький еще до публикации повести предрёк, что произведение поднимет большой шум в литературе.
О повести Леонида Андреева «Иуда Искариот»
Произведение написано в жанре повести, впервые появилось в печати в 1907 году. Тогда оно было напечатано под другим названием — «Иуда Искариот и другие».
Главной темой произведения Андреева является понятие сути предательства, его психология.
В основу сюжета повести автор положил историю предательства Иисуса Христа Иудой Искариотом, и представил историю под другим углом. Андреев в произведении пытается разобраться в чувствах и поступках Иуды, почему он предал Спасителя, ищет противоречия в поступках Искариота и окружающих.
Автор оправдывает Иуду и считает, что тот был до последнего верен Христу, до самой смерти находился рядом с ним, любил его.
Главные герои и их характеристика
Главные персонажи повести и их описание:
-
Иуда Искариот – в его образе предстаёт человек двуличный, по внешности рыжий и уродливый. Его не любят остальные ученики Христа и считают мерзким и лживым. В повести он поступает то храбро, то истерит.
-
Иисус Христос – проповедник, бродит с учениками и читает философские притчи. Божий Сын.
-
Ученики Христа или апостолы – несмотря на святость и приятную внешность, автор наделил героев человеческими качествами: громогласны, наивны, противоречивы, честолюбивы. Они не идеальны.
Второстепенные персонажи
Герои второго плана не многочисленны, однако играют значительную роль и влияют на сюжет:
-
Анна – иерусалимский первосвященник. Именно к нему обращается иуда, чтобы осудить Иисуса Христа;
-
Каиафа – еще один первосвященник. Является зятем и членом Синедриона.
Краткое содержание по главам
Краткий пересказ повести поможет понять основной сюжет и смысл произведения. Прочитав данное изложение, можно составить план для написания сочинения или доклада.
Главы 1 — 3
Ученики Иисуса Назорея постоянно предупреждают Учителя о дурном нраве Иуды. Никто из приближённых Иисуса не помнит, когда Иуда присоединился к ним.
По прошествии времени к Иуде привыкают и доверяют ему заниматься денежными вопросами и другими заботами. Однако плохое отношение к Иуде не исчезло среди людей, поэтому, когда случаются кражи или плохие вещи, обвиняют во всем Иисуса и апостолов.
Некоторые жители хотят напасть на проповедников, но Иуда заступается за них. Разъяренной толпе он говорит, что Иисус вовсе не одержим бесом, а обманщик, как и он сам. Иисус и его ученики обозлились на Иуду, не оценили его поступок.
Как-то ученики соревновались и ради потехи бросали камни — кто поднимет и кинет самый большой камень, тот и победит. Иуда решил произвести впечатление и поднял самый большой.
Однако Петр не хотел победы Иуды и попросил у Бога: «Господи, я не хочу, чтобы сильнейшим был Иуда! помоги мне его одолеть!». Услышав его молитву, Иисус сказал: «А кто же тогда поможет Искариоту?».
Главы 4 — 6
Однажды апостолы узнали, что Иуда взял себе несколько монет из ящика с деньгами. Они пожаловались на него Иисусу, однако учитель защитил Искариота, указав, что Иуда такой же им брат, как и все остальные.
Ближе к пасхе, Иуда приходит к первосвященнику Анне и высказывает предложение осудить Христа из Назарета. Зная о плохой репутации Искариота, Анна прогоняет его.
На следующий день ситуация повторяется вновь, и так происходит в течение нескольких дней. Тогда Анна решает дать тридцать серебряников за жизнь Иисуса Христа. Иуда считает эту сумму смехотворно низкой. Анна говорит, что больше не даст, и тогда Искариот соглашается.
Иуда считает, что в Иерусалиме найдется больше людей, которые готовы продать жизнь Иисуса и за меньшую цену.
Зная о скорой гибели своего Учителя, Иуда окружает того вниманием и заботой, чтобы его не заподозрили апостолы в предательстве. Искариот знает, что теперь его имя навсегда будет ассоциироваться с именем Иисуса.
Главы 7 — 9
Иуда идет следом за Иисусом, когда его ведут на Голгофу казнить римские воины. Искариот не верит происходящему кошмару, хоть это и была его мечта.
И хотя Иуда украл несколько мечей у воинов и отдал их апостолам, никто из учеников не бросается защищать своего Проповедника и Учителя.
До самой смерти Христа только Иуда остается с ним рядом. Апостол Петр, до этого трижды отрекшийся от Христа, и сейчас твердит, что не знает Иисуса и не имеет с ним ничего общего.
После смерти Христа Иуда заявляет первосвященникам, что обманул их и Иисус Христос был невиновен: «Я обманул вас. Он был невинен и чист!». Обвиняет Анну и весь Синедрион, что те только что казнили единственного безгрешного человека.
Затем заявляет, что он предал не Христа, а первосвященников, что находятся рядом, и теперь на них будет висеть вечный позор. Все апостолы снова молчат, только Иуда отважился перечить и осуждать убийц Иисуса. Он произносит пророческие слова: «Сегодня я видел бледное солнце. Оно смотрело с ужасом на землю и говорило: где же человек?».
Затем он поднимается на Голгофу к Христу и оканчивает свою жизнь повешением. Он единственный из учеников Иисуса, кто преданно следует за своим Проповедником.
Проходит время, и всё больше людей узнаёт, кто предал Христа. Во все века имя Иуды будет ассоциироваться с предательством Божьего Сына.
Анализ произведения «Иуда Искариот» Л. Андреева
Основной вопрос, который автор задает читателю — можно ли оправдать предателя поневоле? Принято считать, что Иуда предал Учителя по причине корысти. По крайней мере в четырех Евангелиях говорится так.
Однако не был ли Иуда предателем поневоле? Иисус Христос задолго до своей смерти предсказал, кто его предаст. Это должно было стать испытанием для Иуды.
Иисус не отдалялся от своего ученика, их любовь была взаимной. Иуда болезненно воспринимал критику от людей в сторону Учителя и обвинял их в порочности, а окружение Проповедника считал не искренним.
Хотя Иуда по факту и предал Христа, он является единственным, кто глубоко горюет и переживает о Его смерти. Поэтому решает уйти вслед за ним, надеясь снова встретиться после смерти.
История создания
В 1906 г. Леонид Андреев поделился со своим другом, что у него есть идея написать произведение о психологии предательства. Идея написания пришла ему в голову еще в 1902 г. За основу автор решил взять библейскую историю о предательстве Иудой Иисуса Христа.
Леонид Николаевич Андреев (1871 — 1919) — родоначальник русского экспрессионизма.
После написания повести Андреев сначала решил продемонстрировать произведение и узнать отзыв о книге у своего близкого приятеля Максима Горького. Тот вычитал текст и указал на небольшие исторические ошибки.
После исправления и внесения поправок повесть ушла в печать, а Максим Горький признался, что произведение точно никого не оставит равнодушным и «наделает много шуму».
Повесть еще при жизни Леонида Андреева была переведена на многие иностранные языки и печаталась за рубежом.
Главный смысл произведения
«Иуда Искариот» — это глубокое философско-исследовательское произведение о поведении человека, что движет им, что заставляет совершать порой противоречивые действия.
Библейские персонажи выступают здесь в ином свете. Их поступки и поведение ничем не отличаются от земных человеческих. Они так же страдают, предают, любят, скорбят, важничают.
Читатель после прочтения должен задуматься о силе любви в жизни каждого человека. Что такое настоящая истинная любовь? В чем заключается истинная вера, какой она должна быть: выставленной напоказ или внутренней.
Проблематика повести
В книге рассматриваются проблемы непринятия изменения известных в течение многих веков фактов. Поэтому автор пытается показать поступки Иуды под другим углом и оправдать Искариота.
Зачем это нужно? Ведь знакомым с Библией легче воспринимать два противоположных образа: чистого и святого Иисуса Христа и предателя Иуду. Люди всегда разделяли их на два полюса: добро и зло.
А что, если не все так просто, нет истинного добра и зла? Чтобы разобраться в поступках других людей, необходим глубокий анализ психологического состояния и мотивов.
С другой стороны, если человек не желает принимать горюющего Иуду и не пытается понять причины и мотивы его предательства, значит он согласен с тем, что в Иуду действительно «вошел сатана». Все его поступки были совершены его собственными руками, но действовал и руководил человеком дьявол.
Значит созданию Божьему легче уйти от ответственности и переложить всю вину на других, а себя считать лишь марионеткой? Так где же теперь добро и зло? Не все так однозначно, поэтому автор поднял эту тему в своем произведении.
Почему Иуда Искариот предал Христа по Андрееву
Автор считает, что мотивами предательства Иуды были не корысть и не ненависть к Христу. Иуда желал быть таким же умным, добрым как свой Учитель, но понимал, что не может. Он не был способен дарить доброту и любовь другим людям.
Искариот пытался быть похожим на Христа, поэтому его поведение было таким противоречивым. Он искренне считал, что окружающие Учителя не достойны находиться рядом с ним, что только сам Иуда искренне любит и предан Христу.
Обстановку усугубляют апостолы, которые ненавидят Иуду и не принимают его. Предавая, Искариот принимает на себя ношу вечного предателя. Предательство в результате оборачивается настоящей верной любовью ко Христу.
История создания и публикации
В мае 1906 г. Л. Андреев писал А. Серафимовичу: «… подумываю со временем написать «Записки шпиона», нечто по психологии предательства».
В конце 1906 – начале 1907 гг. М. Горький на Капри пишет очерк «Шпион», а Л. Андреев там же – «Иуду Искариота». Писатели живо обмениваются идеями и художественно-психологическими открытиями.
Болезненность темы «психологии предательства» была предельно обострена в связи с поражением Первой русской революции. В декабре 1906 г. М. Горький сообщал Е. Пешковой: «Леонид написал рассказ «Иуда Искариот и другие» – два дня мы с ним говорили по этому поводу, чуть не до сумасшествия, теперь он переписывает снова».
Окончательный вариант повести «Иуда Искариот» датирован автором 24 февраля 1907 г. Впервые напечатан в XVI сборнике книгоиздательского товарищества «Знание» за 1907 год (СПб., 1907).
Главные герои и их характеристика
Главные персонажи повести и их описание:
- Иуда Искариот
– в его образе предстаёт человек двуличный, по внешности рыжий и уродливый. Его не любят остальные ученики Христа и считают мерзким и лживым. В повести он поступает то храбро, то истерит.
- Иисус Христос
– проповедник, бродит с учениками и читает философские притчи. Божий Сын.
- Ученики Христа
или апостолы – несмотря на святость и приятную внешность, автор наделил героев человеческими качествами: громогласны, наивны, противоречивы, честолюбивы. Они не идеальны.
Источники и проблема исторической достоверности
Во второй половине ХІХ века появляются первые серьёзные попытки критики Евангелий как исторического источника. Особой популярностью пользовались книги Эрнеста Ренана и Фридриха Штрауса (русские переводы обеих назывались одинаково – «Жизнь Иисуса»). Именно эти книги Л. Андреев в письме к брату просил прислать ему в Швейцарию в марте 1906 г., задумав писать об Иуде. Но когда в период осуществления замысла, на Капри, М. Горький предложил Л. Андрееву прочитать имеющиеся в его каприйской библиотеке исторические труды об Иуде, тот отказался: «Не хочу, у меня есть своя идея, а это меня может запутать».
Такое отношение автора к источникам не прошло мимо внимания современной ему критики. Так, А. Измайлов замечал, что Л. Андреев написал свою повесть «в тонах реалистической идиллии, оставив в стороне нимбы и всё легендарное» и «в понимании личности Христа примыкая целиком к Ренану», а «в истолковании Иуды выставляя свою самостоятельную теорию».
В последнее время историки еврейского и римского права высказали ряд серьёзных сомнений в существовании «шпиона» среди учеников Иисуса, а главное – в необходимости такового для ареста Иисуса и последовавшего затем суда над ним. Так, например, авторитетный правовед Хаим Коэн в своей монографии «Иисус – суд и распятие» (1997) писал: «Сговор Иуды с первосвященниками, книжниками и военачальниками состоялся якобы за два дня до праздника Пасхи, т. е. в день триумфального въезда Иисуса в Иерусалим или на следующий, когда все уже были осведомлены о его местопребывании. Ни римским властям, ни тем более храмовой страже не представляло никакого труда найти его. По Евангелию от Луки, Иисус сказал при аресте: «Как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять меня! Каждый день бывал я с вами в храме, и вы не поднимали на меня рук…» Несколько выше Лука пишет: «И весь народ приходил к Нему в храм слушать Его». Храмовая стража могла арестовать его на месте или установить за ним постоянное наблюдение, что, вероятно, и было сделано. Не было никакой нужды в «заговоре», и любая сумма, выплаченная Иуде, была бы напрасной тратой денег».
Краткое содержание по главам
Краткий пересказ повести поможет понять основной сюжет и смысл произведения. Прочитав данное изложение, можно составить план для написания сочинения или доклада.
Главы 1 — 3
Ученики Иисуса Назорея постоянно предупреждают Учителя о дурном нраве Иуды. Никто из приближённых Иисуса не помнит, когда Иуда присоединился к ним.
По прошествии времени к Иуде привыкают и доверяют ему заниматься денежными вопросами и другими заботами. Однако плохое отношение к Иуде не исчезло среди людей, поэтому, когда случаются кражи или плохие вещи, обвиняют во всем Иисуса и апостолов.
Некоторые жители хотят напасть на проповедников, но Иуда заступается за них. Разъяренной толпе он говорит, что Иисус вовсе не одержим бесом, а обманщик, как и он сам. Иисус и его ученики обозлились на Иуду, не оценили его поступок.
Как-то ученики соревновались и ради потехи бросали камни — кто поднимет и кинет самый большой камень, тот и победит. Иуда решил произвести впечатление и поднял самый большой.
Однако Петр не хотел победы Иуды и попросил у Бога: «Господи, я не хочу, чтобы сильнейшим был Иуда! помоги мне его одолеть!». Услышав его молитву, Иисус сказал: «А кто же тогда поможет Искариоту?».
Главы 4 — 6
Однажды апостолы узнали, что Иуда взял себе несколько монет из ящика с деньгами. Они пожаловались на него Иисусу, однако учитель защитил Искариота, указав, что Иуда такой же им брат, как и все остальные.
Ближе к пасхе, Иуда приходит к первосвященнику Анне и высказывает предложение осудить Христа из Назарета. Зная о плохой репутации Искариота, Анна прогоняет его.
На следующий день ситуация повторяется вновь, и так происходит в течение нескольких дней. Тогда Анна решает дать тридцать серебряников за жизнь Иисуса Христа. Иуда считает эту сумму смехотворно низкой. Анна говорит, что больше не даст, и тогда Искариот соглашается.
Иуда считает, что в Иерусалиме найдется больше людей, которые готовы продать жизнь Иисуса и за меньшую цену.
Зная о скорой гибели своего Учителя, Иуда окружает того вниманием и заботой, чтобы его не заподозрили апостолы в предательстве. Искариот знает, что теперь его имя навсегда будет ассоциироваться с именем Иисуса.
Главы 7 — 9
Иуда идет следом за Иисусом, когда его ведут на Голгофу казнить римские воины. Искариот не верит происходящему кошмару, хоть это и была его мечта.
И хотя Иуда украл несколько мечей у воинов и отдал их апостолам, никто из учеников не бросается защищать своего Проповедника и Учителя.
До самой смерти Христа только Иуда остается с ним рядом. Апостол Петр, до этого трижды отрекшийся от Христа, и сейчас твердит, что не знает Иисуса и не имеет с ним ничего общего.
После смерти Христа Иуда заявляет первосвященникам, что обманул их и Иисус Христос был невиновен: «Я обманул вас. Он был невинен и чист!». Обвиняет Анну и весь Синедрион, что те только что казнили единственного безгрешного человека.
Затем заявляет, что он предал не Христа, а первосвященников, что находятся рядом, и теперь на них будет висеть вечный позор. Все апостолы снова молчат, только Иуда отважился перечить и осуждать убийц Иисуса. Он произносит пророческие слова: «Сегодня я видел бледное солнце. Оно смотрело с ужасом на землю и говорило: где же человек?».
Затем он поднимается на Голгофу к Христу и оканчивает свою жизнь повешением. Он единственный из учеников Иисуса, кто преданно следует за своим Проповедником.
Проходит время, и всё больше людей узнаёт, кто предал Христа. Во все века имя Иуды будет ассоциироваться с предательством Божьего Сына.
Тема, жанр и литературное направление
Современная Андрееву критика терялась в определении метода и жанра этого модного в своё время писателя, затрудняясь даже отнести его к определённому литературному направлению и колеблясь между реализмом и символизмом. Так, замечание А. Измайлова об «Иуде Искариоте», приведённое выше, проницательное в смысле указания единственного источника этой повести (а именно книги Ренана), хромает именно по части дефиниции, ибо ни «реалистической», ни тем более «идиллией» повесть Андреева, по зрелому размышлению, назвать нельзя.
Определение темы как «психологии предательства» было бы точнее (тем более, что это выражение принадлежит самому автору). Но решена эта тема отнюдь не в жанре реалистической исторической повести: манера и метод художественно-исторического «исследования» Андреева необычны для исторического жанра. В отличие от тех писателей-современников (Д. С. Мережковского, М. А. Кузмина), которые любовно выписывают исторические реалии, Андреев, можно сказать, и вовсе обходится без них. Его повесть не нуждается в историческом комментарии. Его герои существуют как бы в надисторическом безвоздушном пространстве. Черты их лиц важнее писателю, чем складки их одежд, интуиция художника – единственный инструмент, позволяющий в человеке давно прошедших времён увидеть знакомый человеческий тип.
Декларировав своё право о древности писать как о современности (люди были одинаковы в ХХ и в І веках – вот главная мысль рассказа «Бен-Товит», 1903), Андреев именно в «Иуде Искариоте» наиболее полно осуществил эту декларацию. Ряд других подобных замыслов, которые должны были увести художника в ещё более глубокую древность, чуть ли не к «началу времён» («Навуходоносор» и «Агасфер»), он осуществить не успел. Таким образом, повесть-парабола Леонида Андреева «Иуда Искариот» совершенно вписывается в программу символистического познания истории, провозглашённую главой русского символизма Валерием Брюсовым:
И странно полюбил я мглу противоречий И жадно стал искать сплетений роковых. Мне сладки все мечты, мне дороги все речи, И всем богам я посвящаю стих… (В. Я. Брюсов, «Я», 1899)
Анализ произведения «Иуда Искариот» Л. Андреева
Основной вопрос, который автор задает читателю — можно ли оправдать предателя поневоле?
Принято считать, что Иуда предал Учителя по причине корысти. По крайней мере в четырех Евангелиях говорится так.
Однако не был ли Иуда предателем поневоле? Иисус Христос задолго до своей смерти предсказал, кто его предаст. Это должно было стать испытанием для Иуды.
Иисус не отдалялся от своего ученика, их любовь была взаимной. Иуда болезненно воспринимал критику от людей в сторону Учителя и обвинял их в порочности, а окружение Проповедника считал не искренним.
Хотя Иуда по факту и предал Христа, он является единственным, кто глубоко горюет и переживает о Его смерти. Поэтому решает уйти вслед за ним, надеясь снова встретиться после смерти.
История Иуды
Последователи Иисуса неоднократно говорили, что Иуда — странный человек. Он ссорил других учеников, мешал им заниматься своими делами. Никто не мог вспомнить, когда именно Искариот присоединился к последователям Христа. Постепенно к нему привыкли и стали терпимо воспринимать. Ему поручили держать денежный ящик, а это значит, все хозяйственные заботы легли на его плечи.
Искариот покупал одежду, провиант и давал деньги нищим. Дурная слава следовала за ним. Сначала апостолов обвинили в краже козленка, потом Иисуса посчитали одержимым бесом. Иуда защищал учителя от толпы и поэтому сказал, что Христос мошенник, как и он сам. Апостолы не оценили такого поступка. Не понимали они, что Искариот спас им всем жизни. Даже Иисус этого не осознал.
Были и другие истории. Например, как-то раз ученики решили устроить соревнования. Целью было скинуть самый тяжелый валун со скалы. Иуде удалось это сделать, но Петр начал молиться и просить бога не допустить его победы. В это время Иисус только грустно заметил, что кто же тогда поможет победителю.
Не раз Христос защищал своего ученика.
Как-то раз Искариот забрал несколько монеток, и это стало известно другим апостолам. Они разгневались и потребовали изгнания Искариота. Но Иисус сказал, что деньги не имеют значения.
Проблематика повести
В книге рассматриваются проблемы непринятия изменения известных в течение многих веков фактов. Поэтому автор пытается показать поступки Иуды под другим углом и оправдать Искариота.
Зачем это нужно? Ведь знакомым с Библией легче воспринимать два противоположных образа: чистого и святого Иисуса Христа и предателя Иуду. Люди всегда разделяли их на два полюса: добро и зло.
А что, если не все так просто, нет истинного добра и зла? Чтобы разобраться в поступках других людей, необходим глубокий анализ психологического состояния и мотивов.
С другой стороны, если человек не желает принимать горюющего Иуду и не пытается понять причины и мотивы его предательства, значит он согласен с тем, что в Иуду действительно «вошел сатана». Все его поступки были совершены его собственными руками, но действовал и руководил человеком дьявол.
Значит созданию Божьему легче уйти от ответственности и переложить всю вину на других, а себя считать лишь марионеткой? Так где же теперь добро и зло? Не все так однозначно, поэтому автор поднял эту тему в своем произведении.
Главный смысл произведения
«Иуда Искариот» — это глубокое философско-исследовательское произведение о поведении человека, что движет им, что заставляет совершать порой противоречивые действия.
Библейские персонажи выступают здесь в ином свете. Их поступки и поведение ничем не отличаются от земных человеческих. Они так же страдают, предают, любят, скорбят, важничают.
Читатель после прочтения должен задуматься о силе любви в жизни каждого человека. Что такое настоящая истинная любовь? В чем заключается истинная вера, какой она должна быть: выставленной напоказ или внутренней.
Другие персонажи
- Пётр — энергичен, жизнелюбив, громогласен, силён.
- Иоанн — наивный, честолюбивый молодой человек, озабочен тем, чтобы постоянно быть любимым учеником Иисуса.
- Фома — рассудителен, серьёзен, молчалив, но слишком осторожен и упрям.
- Матфей — любит наставительно напоминать изречения мудрецов. Знаток Святого Писания.
- Мария Магдалина — почитательница Иисуса, раскаявшаяся блудница. Молода и стыдлива.
- Анна — старый первосвященник, боялся народного бунта, поэтому был осторожен.
- Каиафа — первосвященник, зять Анны. Честолюбив, надменен.
- Пилат — римский префект Иудеи, признавший Иисуса невиновным, но приговоривший его к казни, подчинившись желанию народа.