Учитель Суслова Л.П.
МОУ «Гимназия «Логос»
г. Кимры Тверской области
Урок-семинар в 10 классе
«Натуральная школа» и её роль в русской реалистической прозе 40-50-х годов
Задачи: 1. Сформировать представление о теоретическом понятии «литературная школа» и натуральной школе как литературном явлении.
2. Развитие внимания, умения работать на семинарском занятии в качестве докладчика и в качестве слушателя.
3. Воспитание эстетического вкуса и расширение кругозора.
Ход урока: I. Вступительное слово учителя.
Сегодня у нас урок-семинар по теме «Натуральная школа» и её роль в русской литературе 40-50 годов 19 века. Ваша задача, прослушав выступления товарищей по классу и некоторые мои дополнения, уяснить, что же такое «натуральная школа» как литературное явление, какова творческая программа этой школы, кто из литераторов в ней принимал участие… Для того, чтобы вам удобнее было ориентироваться в этом круге вопросов, вы получили рабочие листы, которые по ходу выступлений будете заполнять, и в конце семинара нам легче будет подвести итоги нашего занятия. Кого-то мы послушаем, остальные их сдадут и получат оценки за работу. Если не хватит линеечек, писать можно и на обратной стороне листа.
II. Выступления учащихся:
Основное сообщение «Натуральная школа».
Демонстрация сборника «Физиология Петербурга», изданного в1984 году в Библиотеке русской художественной публицистики со вступительной статьёй кандидата филологических наук В. А. Недзвецкого под знаменательным заглавием «Манифест социальной беллетристики».
«Непричёсанная натура.
Вывески и литература.
«Вкус к мужику» и «Рядом с героями»
III. Возможное подведение итогов после первого часа занятия:
Чтение ответов на вопросы по рабочим листам.
Запись на обратной стороне листа определения «литературная школа»:
Литературная школа – группа писателей, которых объединяет идейно-эстетическая близость и наличие творческой программы, заявленной или провозглашенной тем или иным способом. (Кроме «натуральной школы» литературоведение выделяет «Озерную школу» в английском романтизме и в русской литературе 20 века кубофутуризм и обериуты.)
IV. Выступления учащихся:
Натуральная школа против романтизма
«Кто виноват?» Обзор романа И.А.Гончарова «Обыкновенная история».
Влияние натуральной школы на современную литературу. Рассказ Л.Петрушевской «Свой круг».
V. Домашнее задание.
Известный отечественный лингвист и литературовед академик В.В.Виноградов называет художественную манеру раннего Достоевского сентиментальным натурализмом. Он пишет: «Достоевский – истинный воскреситель обновленного сентиментализма и создатель новых форм «натуральной» школы…» Чтобы разобраться в том, что имеет в виду исследователь, необходимо вспомнить понятие «сентиментализм». Видите ли вы черты сентиментализма в первом романе Достоевского? Естественно ли, по вашему мнению, сочетание сентиментализма и натурализма? Если да, то каковы преимущества такого стиля?
НАТУРАЛЬНАЯ ШКОЛА
Как называются сборники, составленные Н.А.Некрасовым? В каком году они были изданы впервые? __________________________________________________________
Что значит «физиология» применительно к городу? __________________________
3. Почему именно очерки оказались в сборнике, а не стихи и не рассказы? __________
4. Каких писателей нового направления вы можете назвать? _______________________
5. Чьи произведения вошли в первый сборник? __________________________________
6. Кто придумал термин «натуральная школа»? _________________________________
7. Кто такой Фаддей Венедиктович Булгарин? __________________________________
8. Кого мы считаем вдохновителем натуральной школы? ________________________
9. Что являлось предметом изображения писателей натуральной школы? ____________
Кто из французских писателей служил образцом изображения жизни для писателей натуральной школы? _______________________________________________________
Какова дальнейшая судьба писателей, участвовавших в создании первых сборников? __________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/34422-naturalnaja-shkola-i-ejo-rol-v-russkoj-realis
Учитель Суслова Л.П.
МОУ «Гимназия «Логос»
г. Кимры Тверской области
Урок—семинар в 10 классе
«Натуральная школа» и её роль в русской реалистической прозе 40-50-х годов
Задачи: 1. Сформировать представление о теоретическом понятии «литературная школа»
и натуральной школе как литературном явлении.
2. Развитие внимания, умения работать на семинарском занятии в качестве докладчика
и в качестве слушателя.
3. Воспитание эстетического вкуса и расширение кругозора.
Ход урока: I. Вступительное слово учителя.
Сегодня у нас урок—семинар по теме «Натуральная школа» и её роль в русской
литературе 40—50 годов 19 века. Ваша задача, прослушав выступления товарищей по
классу и некоторые мои дополнения, уяснить, что же такое «натуральная школа» как
литературное явление, какова творческая программа этой школы, кто из литераторов в ней
принимал участие… Для того, чтобы вам удобнее было ориентироваться в этом круге
вопросов, вы получили рабочие листы, которые по ходу выступлений будете заполнять, и
в конце семинара нам легче будет подвести итоги нашего занятия. Кого—то мы послушаем,
остальные их сдадут и получат оценки за работу. Если не хватит линеечек, писать можно
и на обратной стороне листа.
II. Выступления учащихся:
1. Основное сообщение «Натуральная школа».
Демонстрация сборника «Физиология Петербурга», изданного в1984 году в
Библиотеке русской художественной публицистики со вступительной статьёй
кандидата филологических наук В. А. Недзвецкого под знаменательным заглавием
«Манифест социальной беллетристики».
2. «Непричёсанная натура.
3. Вывески и литература.
4. «Вкус к мужику» и «Рядом с героями»
III. Возможное подведение итогов после первого часа занятия:
Чтение ответов на вопросы по рабочим листам.
Запись на обратной стороне листа определения «литературная школа»:
Литературная школа – группа писателей, которых объединяет идейно—
эстетическая близость и наличие творческой программы, заявленной или
провозглашенной тем или иным способом. (Кроме «натуральной школы»
литературоведение выделяет «Озерную школу» в английском романтизме и в русской
литературе 20 века кубофутуризм и обериуты.)
IV. Выступления учащихся:
5. Натуральная школа против романтизма
6. «Кто виноват?» Обзор романа И.А.Гончарова «Обыкновенная история».
7. Влияние натуральной школы на современную литературу. Рассказ Л.Петрушевской
«Свой круг».
V. Домашнее задание.
Известный отечественный лингвист и литературовед академик В.В.Виноградов
называет художественную манеру раннего Достоевского сентиментальным
натурализмом. Он пишет: «Достоевский – истинный воскреситель обновленного
сентиментализма и создатель новых форм «натуральной» школы…» Чтобы разобраться в
том, что имеет в виду исследователь, необходимо вспомнить понятие «сентиментализм».
Видите ли вы черты сентиментализма в первом романе Достоевского? Естественно ли, по
вашему мнению, сочетание сентиментализма и натурализма? Если да, то каковы
преимущества такого стиля?
НАТУРАЛЬНАЯ ШКОЛА
1. Как называются сборники, составленные Н.А.Некрасовым? В каком году они были
изданы впервые?
__________________________________________________________
2. Что значит «физиология» применительно к городу? __________________________
3. Почему именно очерки оказались в сборнике, а не стихи и не рассказы? __________
4. Каких писателей нового направления вы можете назвать? _______________________
5. Чьи произведения вошли в первый сборник? __________________________________
6. Кто придумал термин «натуральная школа»? _________________________________
7. Кто такой Фаддей Венедиктович Булгарин? __________________________________
8. Кого мы считаем вдохновителем натуральной школы? ________________________
9. Что являлось предметом изображения писателей натуральной школы? ____________
1. Кто из французских писателей служил образцом изображения жизни для писателей
натуральной школы?
_______________________________________________________
2. Какова дальнейшая судьба писателей, участвовавших в создании первых
сборников? __________________________________________________________
__________________________________________________________________________
-
Как вы докажите, что перед вами очерк, а не рассказ?
-
Предмет:
Литература
-
Автор:
ellacosta800
-
Создано:
3 года назад
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Химия6 минут назад
3.5. Обери оксид, ступiнь окиснення елемента в якому дорівнює +1. Укожи його назву. A Cu2OБCrO3B NOГ CO23.6. Визнач оксид, ступінь окиснення елемента в якому дорівнює +2. Укажи його назву. A Fe203Б SnO2B CuOГ P2O5
-
История6 минут назад
Очень срочно-70 баллов!внешняя политика россии в 1725-1762 таблицадата/место(событие)/командующий/итог
-
География6 минут назад
Визначити падіння і похил річки південий буг якщо висота 289м. гирло 32м. довжина 806км.
Помогите пожалуйста даю 14 баллов -
Математика6 минут назад
2) Завод выпустил за первую декаду месяца 1540 автомобилей, что составила 44% месячного плана. Сколько автомобилей должен по плану выпустить завод за месяц? РЕШИТЬ ДВУМЯ СПОСОБОМИ. ПРОПОРЦИЕЙ И ПО ПРАВИЛАМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ НА ПРОЦЕНТЫ. ДАМ 50 БАЛЛОВ . СРОЧНОО
-
История46 минут назад
СРОЧНО!!
Назвіть ікони іконописної майстерні Києво-Печерського монастиря,що збереглися до наших днів
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
How much to ban the user?
1 hour
1 day