Почему именно так называется рассказ ночь исцеления

На чтение 4 мин. Опубликовано 30.03.2020

«Ночь исцеления» — глубокое произведение, написанное в 1986 году. Оно учит с пониманием относиться к окружающим, проявлять сострадание, не быть безучастным. Проблемы, затрагивающие людей в послевоенное время, также рассмотрены в рассказе «Ночь исцеления» Бориса Екимова. Анализ произведения школьники делают в 11 классе, а затем пишут по его сюжету сочинение на ЕГЭ.

Содержание

  1. Описание сюжета
  2. Анализ произведения
  3. Объяснение названия рассказа
  4. Аргументы для сочинения

Описание сюжета

Основным персонажем повести является мальчик по имени Гриша. У него есть бабушка Дуня, которой довелось пережить ужасы войны. После этого женщину стали мучить ночные кошмары. Ей не могли помочь ни родственники, ни врачи. Однажды Гриша приехал к бабушке в гости с ночевкой. Когда она уснула и стала кричать во сне, внук ее разбудил. Он решил выяснить, что же ее мучает.

Как оказалось, бабушка видела один и тот же сон каждую ночь. Ей снилось, что она потеряла талоны, по которым во время войны давали хлеб. Из-за этого ее дети могли умереть от голода. Мальчик решил помочь бабушке. Когда следующей ночью она снова стала кричать во сне, он тихо, чтобы не разбудить, начал говорить ей, что нашел талоны, с ними все в порядке. После этого баба Дуня успокоилась и перестала кричать.

Карточка на хлеб

Анализ произведения

Описанная в рассказе ситуация — это просьба автора всем людям быть добрее друг к другу. Главная мысль заключается в сострадании к тем, кто наиболее нуждается в этом. Речь идет о пожилых людях. Гриша проявил жалость и доброту к бабушке, благодаря чему смог помочь ей. Борис Екимов призывает оказывать старикам помощь, не проходить мимо тех, кто в ней нуждается. По мере возможности необходимо чувствовать страхи и проблемы пожилых людей.

Баба Дуня

Читая рассказ, читатель испытывает чувство сострадания к бабе Дуне. Затем появляются жалость и желание помочь ей. После того как мальчик успокоил старушку, она почувствовала радость.

Русский прозаик учит состраданию, милосердию, оказанию помощи. Это легкое и приятное произведение, после прочтения которого на душе становится тепло. Автор произведения пытается воспитать любовь к окружающим у своих юных читателей.

Объяснение названия рассказа

Бабушка долгое время жила одна. После приезда Гриши она преобразилась, даже стала лучше себя чувствовать. Она радовала внука щами, консервацией, пирожками. Мальчик сразу побежал кататься на лыжах, однако баба Дуня не чувствовала себя одинокой, ведь рядом валялись его вещи. Ожидание прихода внука было для нее радостью. Она могла, улыбаясь, долго смотреть в окно, поскольку знала, что Гриша придет к ней, они за обедом будут разговаривать обо всем на свете.

Баба Дуня и внук

Бабушка ездила к внукам редко и без ночевки: она боялась, что ее ночные кошмары помешают детям. Внук был очень опечален проблемой бабушки.

Не зная психологических методов исцеления, он помог ей избавиться от ночных кошмаров за одну ночь, просто подобрав правильные слова. Гриша исцелил бабушкину душу, которая не знала покоя много лет.

Вот почему рассказ Екимова «Ночь исцеления», анализ которого проводится в школе, носит такое заглавие. Название полностью раскрывает смысл текста.

Аргументы для сочинения

В итоговом сочинении по рассказу нужно упомянуть о проблемах, описываемых в произведении «Ночь исцеления».

Одинокая старость

При анализе можно выяснить, что автор поднял в нем разные темы:

  • одиночество;
  • равнодушие к родственникам;
  • гуманное отношение к близким;
  • взросление;
  • память о войне.

Проблема одиночества тесно переплетается с равнодушием к родственникам и близким людям.

Поразительно то, что дети бабушки Дуни, которых она вырастила в военные тяжелые годы, отдалились от нее. Они не понимают, что она чувствует. Над женщиной берут вверх воспоминания о войне, она ощущает себя одинокой.

Проблема гуманного отношения к близким заключается в том, что баба Дуня нуждалась в помощи. Днем она вела обычную жизнь, а ночью не могла спокойно спать и кричала от ужаса. Ей снились военные времена. Врачи помочь не могли, а внук сумел, просто с пониманием отнесясь к любимой бабушке. Проблема взросления раскрывается с помощью Гриши.

Ночь исцеления

Когда он помог бабе Дуне, то:

  • морально стал взрослее;
  • изменился внутренне;
  • стал участливее к горю окружающих.

Годы Великой Отечественной войны сопровождались массовой гибелью людей. И хотя финалом военных действий была победа, они оставили в памяти людей много тревог. У одних воспоминания проявлялись во сне, у других — в поведении.

С уверенностью можно сказать об одном — что последствия войны оказывают не только физическую, но и психологическую боль.

В 1986 году Борис Екимов написал рассказ «Ночь исцеления». Сочинение-рассуждение об этом произведении пишут на итоговых школьных экзаменах. Главная мысль книги заключается в милосердии и доброте к ближним.

Содержание

  1. Смысл названия рассказа «Ночь исцеления»
  2. О чём рассказ
  3. Смысл рассказа
  4. В чём смысл финала

Истории пишутся для развлечения. Ради недолгого ухода от реальности и погружения в иные миры. Чтобы подсмотреть за чужой жизнью и не испытать чувства вины, потому что её, этой жизни, никогда не существовало. Вздохнуть и порадоваться, что у тебя дела обстоят лучше. Или полюбоваться на выдуманное счастье и воспрянуть духом.

Но некоторые истории не весёлый литературный аттракцион — откровенный разговор, затрагивающий чувства, как способен сделать близкий человек, а не симпатичная фантазия. В таких случаях писатель переносит на бумагу реальность – события, которым когда-то был свидетелем, людей, которых когда-то знал. Он рассказывает о своих страхах, о своём видении добра и зла и не прячет взгляд, ожидая реакции.

Рассказ Б. П. Екимова «Ночь исцеления» — яркий пример душевного диалога между автором и читателем.

Смысл названия рассказа «Ночь исцеления»

Название рассказа Б. П. Екимова «Ночь исцеления» точно отражает суть произведения, но стоит отметить, что смысл его двойственен – за прямым значением скрывается метафора, говорящая не столько о процессе, сколько о его направлении.

Ночь – самое правдивое время. В темноте легче обнажить душу и произнести, что много недель крутится на языке. Свет затухает – и вместе с ним слабеет контроль. Но так же легко и пройти мимо, отмахнуться от нуждающегося – во мраке несложно спрятаться от собственной совести.

В ночные часы главный герой рассказа должен решить – отвернуться и притвориться, что не заметил, или попытаться облегчить чужие страдания. А исцеление – обоюдоострая процедура, не волшебство. Взаимодействие врача и пациента сказывается на обоих. Иногда, излечивая больного, врач отыскивает что-то новое в себе, отпускает груз прошлых лет, освобождается – и исцелённых становится двое.

Б. П. Екимов буквально с порога заявляет, о чём рассказ, но на последних строчках читатель понимает, что название не столь прямолинейно, как показалось с первого взгляда.

О чём рассказ

События рассказа укладываются в четыре дня. Всё происходит в небольшом селе, где живёт главная героиня – баба Дуня. Она здесь родилась, вышла замуж, пережила Вторую мировую войну и подняла двух сыновей и дочь. Дети её выросли и разлетелись, уехали в большие города. Приезжают редко, а баба Дуня старается навещать их одним днём – поздоровается, побудет пару часов и отбывает обратно.

Не отпускает её хозяйство надолго, ведь за домом следить надо, но основная причина не в этом. Баба Дуня спит по ночам беспокойно, бормочет что-то, плачет. Снится ей, как она карточки на хлеб потеряла, а дома сидят голодные дети. Из ночи в ночь возвращаются к ней во снах страшные голодные годы и баба Дуня поднимает всех своим криком.

Приезжает к бабе Дуне на зимние каникулы старший внук Гриша, и кажется ей, что дом ожил. Одиночество отступило, на душе радостно. Только вот в первую же ночь просыпается Гриша от её рыданий и мольб, будит несколько раз, но без толку – бабе Дуне продолжают сниться кошмары.

Смысл рассказа

Б. П. Екимов показывает, насколько сильные увечья наносит война и постоянные лишения. Раны затягиваются тонкой кожицей и кажутся зажившими, но внутри продолжают кровоточить и гноиться. Проходят десятилетия, и в самый неожиданный момент кожица рвётся, страдания вырываются наружу. Пережитое давным-давно мешает жить в настоящий момент.

Страшнее всего, что для окружающих вскрытая рана выглядит глупостью и досадной помехой – они пытаются уменьшить последствия, но не задумываются о лечении. Для них ужасные видения из прошлого – нечто эфемерное, случившееся так много лет назад, что это почти перестало быть правдой. Страшилка. И почему-то самые близкие люди забывают, что помощь не ограничивается жалостливой физиономией, а выражается в поступках.

В чём смысл финала

Финал рассказа «Ночь исцеления» воспевает победу сочувствия над безразличием. Не отворачивайся, не прикидывайся слепым – протяни руку страждущему. Бабу Дуню будили, чтобы не мешала спать, или прикрикивали, приказывая молчать, или накапывали валерьянки, но никто не задумывался – почему. Отчего она кричит? В чём нуждается?

Гриша, единственный из всех, задумался о бабушке и о тяжести, с которой она ждёт каждую ночь, и эти мысли разожгли в его душе желание помочь – он прекратил отстранённо наблюдать и начал действовать, а деятельное сострадание исцеляет.


0

Какой смысл названия рассказа «Ночь исцеления», чему учит рассказ?

Какой смысл названия рассказа «Ночь исцеления», чему учит рассказ?

Какой смысл названия «Ночь исцеления»?

Какой смысл названия рассказа «Ночь исцеления»?

Как вы понимаете название «Ночь исцеления»?

Как вы понимаете название рассказа «Ночь исцеления»?

Как вы понимаете смысл названия «Ночь исцеления»?

Какой смысл названия произведения «Ночь исцеления»?

Чему учит рассказ «Ночь исцеления»?

Почему рассказ называется «Ночь исцеления»?

Почему рассказ назван «Ночь исцеления»?

Читайте также

Спасибо Чичите, кажется я понял, теперь нужны синонимы -«вульгаризмы?

WbNHYddfG14fZLbLapjZ8askSvPO98LV.png

пишет смс-ку:

Писака, рифмоплет, графоман, крапатель, бумагомаратель, писателишка, борзописец, пачкун, стихоплет, сочинитель;

говорит по телефону:

болтушка, краснобай, празднослов, простоплет, пустоболт, пустобрех;

балабол (балаболка), пустозвон, пустомеля, трепло;

моется/ принимает душ

аквариус, водник, водолив, рукомой,

пылесосит:

чистоплюй, аккуратистка, привередник,

смотрит в зеркало/ красит губы:

постижёр, нарцисс, жонкиль, гераниум, воображала, выпендрист, фуфыря.)

о, забыл — завязывает шнурки:

вязун, педант, щепетюля;

— что делает: шкарлинет, вант-тросит, шнурует, лонжует, вяжет, шлюпталет.)

Примеры русских народных сказок о животных мне не составит труда привести, поскольку читано-перечитано их множество, как только научилась читать. Тогда передо мной открылся волшебных мир, где животные разговаривают человеческим языком, общаются между собой, ссорятся и мирятся, ну, совсем как люди. Зачастую главным действующим лицом русских народных сказок является хитрая и изворотливая кумушка лиса, которая кого хочешь проведет и обманет. Волк в сказках тупой и недалекий, медведь бывает разным, но чаще жадный и глупый. Перечень начну с «лисьих» сказок.

Примеры русских народных сказок о животных:

Лиса и журавль;

Лисичка со скалочкой;

Лисичка-сестричка и волк;

Лиса-повитуха;

Лиса-исповедница;

Лиса, заяц и петух;

Лиса-лекарка;

Мужик, медведь и лиса;

Лиса и тетерев;

Лиса и рак;

Кот и лиса;

Овца, лиса и волк;

Звери в яме;

Медведь, лиса, слепень и мужик;

Свинья и волк;

Волк и коза;

Медведь, собака и кошка;

Коза;

Собака и дятел;

Журавль и цапля;

Смерть петушка;

Курочка;

Этот список русских народных сказок о животных поистину огромен.

Слово красный пишется также, как и произносится, поэтому к слову красный проверочного слова подбирать не надо.

Красный- прекрасный

А вот к слову красноватый надо подобрать проверочное слово или же однокоренное слово, красноватый — краснота, красен, красное.

Красноватый — как писать «о» или «а», красн- корень, оват — суффикс, ый — окончание.

Суффиксы — оват- пишутся только с буквой «о», например:

маловатый, розоватый, черноватый, полноватый — суффикс «»оват», значит пишем только букву «о».

Оба слова: и сторожил, и старожил имеют место быть. Всё зависит от контекста.

Первое слово, сторожил, это глагол в прошедшем времени, единственном числе, мужского рода.

Стало быть, если сторож был на работе, то он сторожил врученный ему объект.

Второе слово, старожил, это имя существительное, которое означает, что человек живёт в каком-то месте достаточно долгое время.

Помните, как это у А.С. Пушкина?

7ILX1GamucsbsI0oT2GVfp4Azk3pxu9A.png

Так что, если это глагол в прошедшем времени, то употребляем слово сторожил (проверочное слово сторож).

Если же это существительное, то употребляем слово старожил (будем считать к нему проверочным словом старый).

<h1>12 756, 274 км (официальные данные)</h1>

Например, средний диаметр нашей планеты составляет 12 742 км, что в принципе не так уж и много, а даже мало по сути. Поэтому наша планета не такая уж и огромная, как кажется.

Рисунок.

текст при наведении

«Ночь исцеления» — глубокое произведение, написанное в 1986 году. Оно учит с пониманием относиться к окружающим, проявлять сострадание, не быть безучастным. Проблемы, затрагивающие людей в послевоенное время, также рассмотрены в рассказе «Ночь исцеления» Бориса Екимова. Анализ произведения школьники делают в 11 классе, а затем пишут по его сюжету сочинение на ЕГЭ.

Сочинение по произведению Ночь исцеления

Рассказ Екимова «Ночь исцеления» является поучительным примером для молодого поколения. В своём произведении автор призывает проявлять чувство сочувствия и милосердия по отношению к проблемам других людей. Писатель поднимает проблемы, которые являются отголоском военных лет, и показывает, как на эти проблемы реагирует современное поколение.

Главным героем рассказа является мальчик Гриша, бабушка которого страдает психическим расстройством. Пережитые страшные военные события повлияли на сознание людей. И бабушка каждую ночь вынуждена мучиться от кошмарных видений.

Родные всячески оказывали помощь бедной женщине, но результата не было. Мальчику был дан совет, постоянно будить старушку, чтобы отогнать кошмарные сны. Когда бабушка во время сна снова начала кричать и реветь. Грише захотелось понять, что именно вызывает у бабушки такую негативную реакцию.

Выяснилось, что с наступлением ночи ей видится один и тот же сон, будто она не может найти талоны на получение хлеба. Мальчик стал разговаривать с бабушкой и смог уверить её в том, что талоны находятся у него, и он с радостью их вернёт. После таких слов бабушке удалось тут же успокоиться.

Такой добрый рассказ с участием мальчика и его бабушки вызывает желание быть добрее друг к другу. С пониманием относится к страданиям людей, которые хотят знать, что они не одни и могут рассчитывать на поддержку.

Оказывать помощь старым людям, уметь проявлять сочувствие к их бедам и страхам — на такие жизненные моменты пытается обратить наше внимание Екимов. Рассказ вызывает чувство сожаления к страдающей бабушке, а после того, как внуку удалось её порадовать, появляется чувство радости.

Мальчику было страшно слушать бабушкины кошмарные сны, которые были когда-то реальными событиями из её жизни. Грише удалось понять весь ужас и горе тех военных лет, которые выпали на долю бабушки.

Благодаря стойкости и смекалки мальчика, ему удалось вникнуть в самую суть бабушкиных страхов. Проявляя заботу, мальчик находит решение в данной ситуации, в которой были бессильны даже взрослые люди. Бабушка наконец-то обрела спокойствие во время сна, которое ей не удавалось получить уже на протяжении долгого времени.

Описание сюжета

Основным персонажем повести является мальчик по имени Гриша. У него есть бабушка Дуня, которой довелось пережить ужасы войны. После этого женщину стали мучить ночные кошмары. Ей не могли помочь ни родственники, ни врачи. Однажды Гриша приехал к бабушке в гости с ночевкой. Когда она уснула и стала кричать во сне, внук ее разбудил. Он решил выяснить, что же ее мучает.

Как оказалось, бабушка видела один и тот же сон каждую ночь. Ей снилось, что она потеряла талоны, по которым во время войны давали хлеб. Из-за этого ее дети могли умереть от голода. Мальчик решил помочь бабушке. Когда следующей ночью она снова стала кричать во сне, он тихо, чтобы не разбудить, начал говорить ей, что нашел талоны, с ними все в порядке. После этого баба Дуня успокоилась и перестала кричать.

Отзывы читателей

Согласно словарю Ожегова, доброта — это отзывчивость, стремление делать добро другим. Она проявляется в наших поступках. Главный герой рассказа «Ночь исцеления», подросток Гриша, является отличным примером доброго человека. Неслучайно автор несколько раз употребляет слово «сердце» по отношению к нему. Это является аргументом, что он сердечный и отзывчивый человек.

У Гриши болит душа, когда он вспоминает бабушкины слёзы. Сам он тоже плачет, жалея «бабу Дуню и кого-то ещё» — он оплакивает судьбу не только родной бабушки, но и многих других людей, по жизням которых пронеслась война.

Гриша отличается от своих родителей, которые обращаются с проблемой бабушки к врачам и пытаются излечить её лекарствами. Мальчик понимает, что душевное участие — это лучшее лекарство. Его поступок вызывает уважение, с него хочется брать пример. В наше время не так уж много подростков, которые могут по-настоящему прочувствовать всю боль войны.

Этот рассказ тронул меня до глубины души. Работая над сочинением по «Ночи исцеления», мне хочется о многом задуматься и углубиться в рассуждения — прежде всего о войне. О женщинах следует поговорить отдельно. Без них и их неоценимого вклада не было бы Победы. Они взваливали на себя всю тяжесть мужской работы, голодали, воспитывали маленьких детей и внуков. У многих не вернулись с фронта мужья. И даже в послевоенное время память возвращает их к испытаниям, через которые они прошли.

  • «Тихий Дон» М. А. Шолохов Кратко

Баба Дуня — именно такая женщина. Она с трудом преодолела голод, не дала погибнуть своим детям, именно благодаря ей они выросли, продолжился род, появился и сам Гриша. В войну она совершила настоящий подвиг. Конечно, в пожилом возрасте она заслуживает уважения и внимания к себе.

Мне очень понравился этот рассказ с необычной и оригинальной идеей, живыми героями, которым хочется сопереживать и сочувствовать, красивым слогом. Немаловажную роль здесь играет пейзаж: в начале произведения — зима, холодное и мёртвое время года, ночь — тёмное время суток, когда всё страшное выбирается на поверхность. Всё это ассоциируется с войной и её ужасами.

Но в конце, когда Гриша находит верный путь исцеления, луна светит в окно, а снег посверкивает живыми искрами — даже природа радуется выздоровлению бабушки. Я рада, что финал этого произведения светлый и даёт надежду, что у героев всё будет хорошо.

О героях

В кратком содержании «Ночи исцеления» расскажем о его героях.

ночь исцеления краткое содержание

В городе у нее живут дочка и сын, оба со своими семьями, но баба Дуня не хочет даже гостить у них. Понимает, какое беспокойство доставляет домочадцам эти ее «шумные» сны. Они, конечно, тоже понимают, что все это сложилось из тревог и страхов военной и послевоенной жизни — голода, неустроенности, неустанных трудов на износ. Но с тех пор прошло много времени. Баба Дуня постарела, а во сне словно возвращается в прошлое.

Водили бабу Дуню по врачам, те прописывали ей лекарства, но они мало помогали. И ночь не становилась тише. Поэтому старушка, не желая никого обременять, живет одна. А если и приезжает проведать детей, то на короткое время — «обыденкою».

Ее внук Гриша — высокий, нескладный подросток, еще совсем недавно, как кажется его бабушке, бывший «косолапым» ребенком. Веселый и активный. На праздники и каникулы навещает бабушку Дуню.

Переходим к краткому содержанию «Ночи исцеления» Екимова.

Характеристика главных героев

Главные герои «Ночи исцеления» — бабушка и внук. Их описание и характеристика:

  1. Баба Дуня — деревенская жительница, одинокая старушка, пережившая тяжёлые военные годы. Она имеет хату и небольшое хозяйство, а её взрослые дети переехали в город и редко её навещают. У неё была очень тяжёлая жизнь, что отразилось на её психике: теперь ей снятся кошмары о военном времени, но самое страшное, что все эти ужасы она пережила когда-то наяву — и потерю карточек, и голод, и другие невзгоды. Она чувствует себя очень виноватой, что своими криками будит близких людей, поэтому даже перед сном заранее извиняется перед ними, предупреждает. С приездом внука она преображается, молодеет душой, забывает про свои хвори: теперь у неё есть о ком заботиться, с кем поговорить.
  2. Гриша — внук бабы Дуни, подросток, приезжающий к ней на зимние каникулы и на праздники. Высокий, красивый, смуглый, весёлый, увлекающийся рыбалкой и лыжами. У него очень доброе сердце, он наделён способностью сострадать близкому человеку. Когда он узнаёт о тревожных снах бабушки, он искренне хочет помочь ей, жалеет её, волнуется за её состояние. С каждой ночью он всё больше и больше проникается её бедой, она становится его собственной проблемой, хотя о войне он знает только по рассказам взрослых. Он — изобретательный и находчивый: ему удаётся придумать собственный действенный способ, как помочь старушке.

Также в рассказе упоминаются взрослые дети бабы Дуни. Один из них, Пётр — отец Гриши. Они живут в городе. Но у них уже давно своя жизнь. Они тоже жалеют бабушку, понимают, что всему виной старость и прожитая ею тяжёлая жизнь, но всё же они не в полной мере проникаются её бедой, как сделал это Гриша. Они водят её к врачам, где ей прописывают лекарства, но это не помогает.

Смысл названия

Заглавие рассказа намекает на исцеление не только бабушки, но и внука: он исцеляется от собственного равнодушия, чёрствости, меняется, взрослеет, становится мудрее. В первую ночь он относится к прошлому бабушки несколько отстранённо, думает, что у неё исчезнет тревога, достаточно ей только перелечь на правый бок. Но в последующие ночи он понимает, что всё гораздо серьёзнее, расспрашивает её о жизни во время войны, становится более чутким, её боль постепенно превращается в его собственную. После этого он понимает, что исцеление будет их общим.

Писатель рисует словно бы 2 жизни, которые проживает подросток:

  • днём — обычные каникулы, рыбалка, катание на лыжах;
  • ночью — он будто переносится в военное время, попадает в тревожные сны, которые переживает бабушка.

Разумеется, эта ночная жизнь и помощь родному человеку становятся для героя важнее.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

  1. Вопрос 1 из 10

    Кто является автором произведения «Ночь исцеления»?

Начать тест(новая вкладка)

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    

  • Гулюзабону Полвонова

    9/10

  • Наталья Котельникова

    10/10

  • Алибеков Умахан

    8/10

Объяснение названия рассказа

Бабушка долгое время жила одна. После приезда Гриши она преобразилась, даже стала лучше себя чувствовать. Она радовала внука щами, консервацией, пирожками. Мальчик сразу побежал кататься на лыжах, однако баба Дуня не чувствовала себя одинокой, ведь рядом валялись его вещи. Ожидание прихода внука было для нее радостью. Она могла, улыбаясь, долго смотреть в окно, поскольку знала, что Гриша придет к ней, они за обедом будут разговаривать обо всем на свете.

Бабушка ездила к внукам редко и без ночевки: она боялась, что ее ночные кошмары помешают детям. Внук был очень опечален проблемой бабушки.

Не зная психологических методов исцеления, он помог ей избавиться от ночных кошмаров за одну ночь, просто подобрав правильные слова. Гриша исцелил бабушкину душу, которая не знала покоя много лет.

Вот почему рассказ Екимова «Ночь исцеления», анализ которого проводится в школе, носит такое заглавие. Название полностью раскрывает смысл текста.

Смысл рассказа

Б. П. Екимов показывает, насколько сильные увечья наносит война и постоянные лишения. Раны затягиваются тонкой кожицей и кажутся зажившими, но внутри продолжают кровоточить и гноиться. Проходят десятилетия, и в самый неожиданный момент кожица рвётся, страдания вырываются наружу. Пережитое давным-давно мешает жить в настоящий момент.

Страшнее всего, что для окружающих вскрытая рана выглядит глупостью и досадной помехой – они пытаются уменьшить последствия, но не задумываются о лечении. Для них ужасные видения из прошлого – нечто эфемерное, случившееся так много лет назад, что это почти перестало быть правдой. Страшилка. И почему-то самые близкие люди забывают, что помощь не ограничивается жалостливой физиономией, а выражается в поступках.

logo

  • Как вы понимаете название рассказа «Ночь исцеления»

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      ameliamcclain692

    • Создано:

      2 года назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • himiya
    Химия

    6 минут назад

    3.5. Обери оксид, ступiнь окиснення елемента в якому дорівнює +1. Укожи його назву. A Cu2OБCrO3B NOГ CO23.6. Визнач оксид, ступінь окиснення елемента в якому дорівнює +2. Укажи його назву. A Fe203Б SnO2B CuOГ P2O5​

  • istoriya
    История

    6 минут назад

    Очень срочно-70 баллов!внешняя политика россии в 1725-1762 таблицадата/место(событие)/командующий/итог​

  • geografiya
    География

    6 минут назад

    Визначити падіння і похил річки південий буг якщо висота 289м. гирло 32м. довжина 806км.
    Помогите пожалуйста даю 14 баллов

  • matematika
    Математика

    6 минут назад

    2) Завод выпустил за первую декаду месяца 1540 автомобилей, что составила 44% месячного плана. Сколько автомобилей должен по плану выпустить завод за месяц? РЕШИТЬ ДВУМЯ СПОСОБОМИ. ПРОПОРЦИЕЙ И ПО ПРАВИЛАМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ НА ПРОЦЕНТЫ. ДАМ 50 БАЛЛОВ . СРОЧНОО​

  • istoriya
    История

    46 минут назад

    СРОЧНО!!
    Назвіть ікони іконописної майстерні Києво-Печерського монастиря,що збереглися до наших днів

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • matematika
    Математика

    4 часа назад

    Дана последовательность букв фавыдовлыдяюфлчлиоыдсоыжф найдите в этой последовательности частоту

    А) буквы Д;Б)буквы Ф;В)буквы Ы;Г)буквы С

  • drugie-predmety
    Другие предметы

    4 часа назад

    Что такое с болталкой случилось? Актива нет с 19:37, подозреваю, что так у всех. Инфы вкиньте

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    20709

  • avatar

    Sofka

    7417

  • avatar

    vov4ik329

    5115

  • avatar

    DobriyChelovek

    4631

  • avatar

    olpopovich

    3446

  • avatar

    zlatikaziatik

    2620

  • avatar

    dobriykaban

    2374

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    Zowe

    1683

  • avatar

    NikitaAVGN

    1210

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

«…Не бывает совсем не пострадавших от войны…»

Урок внеклассного чтения по рассказу Бориса Екимова «Ночь исцеления».

VII класс.

Цель: познакомить учащихся с биографией Бориса Екимова, на примере рассказа «Ночь исцеления» показать особенности творческого мира писателя; развивать навыки анализа рассказа, исследовательские навыки; воспитывать у школьников сострадание, внимательное, толерантное отношение к окружающим, ответственность за сделанный выбор.

Тип урока: урок-размышление.

Подготовительный этап.

  1. Прочитать рассказ Б.Екимова «Ночь исцеления», подготовить распечатку рассказа на каждую парту (приложение 1).

  2. Провести мини-исследование «Моя семья в годы Великой Отечественной войны», оформить выставку лучших работ (приложение 2).

Индивидуальные дифференцированные задания.

    • Выпустить информационный бюллетень о Б.Екимове.

    • Выучить наизусть отрывок из поэмы Е.Исаева «Суд памяти».

    • Оформить выставку фотографий, репродукций о женщинах, прошедших через годы войны.

    • Подготовить чтение отрывка по ролям.

Оборудование:

  • Запись песни «Хотят ли русские войны».

  • Отпечатанный вариант рассказа для каждого ученика.

  • Текст отрывка из поэмы Е.Исаева «Суд памяти».

А говорили: всё проходит

И позабудется в свой срок.

Но боль войны жива в народе

И бродит, как в березе сок.

А. Селезнев

Звучит песня «Хотят ли русские войны?»

1.Вступительное слово учителя.

—2015 год особый в жизни нашей страны. Это год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Мы вспоминали тех, кто победил фашизм и внес свой вклад в нашу Победу, вспоминали живых и усопших. И среди уже немногочисленных фронтовиков, награжденных боевыми наградами, мы всегда видим женщин, которые, на первый взгляд, никакого отношения к прошедшей войне не имеют. И в то же время без них не было бы этой Победы. Это женщины войны, женщины тыла. И они, взвалив на себя всю тяжесть мужской работы, тоже приближали нашу Победу. (Обратить внимание на выставку фотографий и репродукций о женщинах, прошедших через годы войны).

Сейчас выросли их дети, внуки; у многих ушли из жизни вернувшиеся с фронта мужья. И все чаще и чаще память возвращает их к войне, к испытаниям, через которые они прошли. Именно об этом и о многом другом небольшой рассказ Б.Екимова «Ночь исцеления».

2.Слово о Борисе Екимове. (Рассказывают учащиеся, готовившие бюллетень о творчестве писателя).

3.Очень часто главным героем произведений Бориса Екимова становится школьник, подросток. Не случайно поэтому центральной проблемой в творчестве писателя является проблема самовоспитания, самоопределения человека в жизни. По убеждению писателя, важно с детства учить ребенка сострадательно, тепло относиться к беспомощной старости, разделить боль любого живого существа, будь это человек, птица или животное. Таким образом, мы будем говорить сегодня о милосердии и сострадании. Как вы понимаете эти слова — «милосердие», «сострадание»? (Милосердие — готовность помочь или простить из сострадания, человеколюбия. Сострадание — жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем. — Из «Словаря русского языка» С.И.Ожегова.)

Милосердие и сострадание — одна из важнейших тем русской литературы.

Перед вами эпиграф к нашему уроку (чтение эпиграфа вслух). Подумайте и к концу урока сделайте вывод: раскрывает ли он основную мысль рассказа и нашего разговора.

4.Беседа с анализом отдельных эпизодов рассказа.

Какое впечатление произвел на вас рассказ? (Впервые я задумался над тем, что, может быть, и моим близким нужна моя помощь. Мне стало страшно, что до сих пор война так мучает людей. Я подумал: а что бы я сделал на месте Гриши? Смог бы так, как он?)

Какие чувства вы испытывали во время чтения? После прочтения рассказа? (Тревогу. Жалость к бабе Дуне. Удивление поведением Гриши. Облегчение. Жалость к тем, у кого нет близких, и они остаются один на один со своей бедой.

Какие проблемы затронуты в рассказе Екимова? (Гуманное отношение к страдающему человеку, память о войне, выбор поведения человека в той или иной ситуации.)

Кого бы вы назвали главным героем рассказа? Почему? (Главный герой произведения — Гриша. Он изменяется в течение рассказа, он взрослеет, становится мудрее.

Бабушка — несомненно, достойный персонаж, но именно от внука она получает помощь, которая так ей необходима.)

Обратимся к тексту. Как чувствовала себя баба Дуня в дни приезда внука? («…разом оживев, резво суетилась в доме: варила щи, пирожки затевала, доставала варенья да компоты и поглядывала в окошко, не бежит ли Гриша… и живым духом веяло в доме».)

Как вы думаете, какое чувство могла испытывать бабушка до приезда внука? ( До приезда внука бабушка испытывала одиночество.)

— Обратите внимание на слова «одна» — «одинокая» — «одиночество». Почему автор повторяет эти однокоренные слова? (Одна — без других, в отдельности. Одинокая — не имеющая семьи, близких. Одиночество — состояние одинокого человека. И состояние это не только физическое, но и душевное. Его можно испытывать, когда вокруг люди, но нет близкого по духу.)

— Но ведь мы знаем, что у бабы Дуни есть семья. В городе живут родители Гриши. Почему же она нечасто гостила у них? (С некоторых пор баба Дуня стала во сне кричать, плакать. И когда она приезжала — взрослые ночь напролет не спали.)

Как они относились к ее болезни? («…все понимали, что виновата старость и несладкая жизнь, какую баба Дуня прожила. С войной и голодом. Но одного понимания «болезни» бабы Дуни оказалось недостаточно для того, чтобы помочь ей. «Водили ее к врачам. Те прописывали лекарства. Ничего не помогало». Следовательно, болезнь бабы Дуни нужно было лечить не лекарствами.)

Как сама баба Дуня относилась к происходящему? Найдите в рассказе слова, которые наиболее точно передают отношение героини к своим недугам, («Совестясь, чувствовала себя… виноватой», «горевала».)

__ Что же произошло с бабой Дуней во время войны? Что спустя десятки лет заставляет ее так мучаться? (Во время войны баба Дуня потеряла карточки. А дома трое маленьких детей: «Петяня, Шурик, Таечка… приду, они исть попросят…» Чтобы накормить детей, баба Дуня идет за Дон за желудями. Набрала в два мешка. А на пароме лесники стали отнимать, вроде как не положено.)

Ребята, а вы узнали, что такое «карточки» и что они значили во время войны? (Карточка — бланк с отрезными талонами, дающий право на получение продуктов, Обычно их не восстанавливали в случае утери. Потеря карточек во время войны смерти подобна.) Надо ли говорить, какие мучения испытывает мать, не зная, чем накормить детей.

Попробуем проследить, как Гриша, который о войне только понаслышке знает, приходит к мысли, что именно он должен помочь бабушке.

Почему автор пишет, как после первой ночи катается мальчик, как ему хорошо, а потом эти описания отсутствуют? ( Прошлое бабушки вначале воспринимается Гришей несколько отстраненно, затем приближается к мальчику и в конце концов становится его собственной болью. «Гриша подождал, послушал ровное бабушкино дыхание, поднялся… И он плакал, вытирая слезы кулаком».)

— Как вы думаете, ребята, чем вызваны эти слезы?

— Рассказ называется «Ночь исцеления». Подберите к слову «исцеление» синонимы. («Выздоровление», «возвращение к жизни».)

— Как вы понимаете заглавие рассказа? О каком и чьем исцелении идет речь? (В эту ночь Гриша «нашел ключик» к недугам бабушки, поняв, что только добротой и лаской можно успокоить ее. Поэтому исцелилась не только баба Дуня (да она еще, наверное, и не исцелилась до конца). Исцелился Гриша, когда понял, что он должен сделать. Может быть, под влиянием рассказа исцелится кто-нибудь из нас — от черствости, равнодушия.)

Чтобы помочь бабушке, Грише приходится выбирать один из двух способов. Первый способ предлагает Грише мать. Обратимся к тексту.

«— Спать тебе баба Дуня дает? — И посоветовала: — Она лишь начнет с вечера говорить, а ты крикни: «Молчать!» Она перестает. Мы пробовали».

— Воспользовался ли мальчик советом матери?

«Как помочь ей? Как мать советовала? Говорит, помогает. Вполне может и быть. Это ведь психика. Приказать, крикнуть — и перестанет».

— Нет, нашел свой.

Чтение по ролям. (Со слов: «Сердце мальчика облилось жалостью и болью…» до слов: «И спите спокойно. Спите».)

Чем отличается первый способ от второго? (Второй способ более гуманный. Мальчик думает не о себе, а о бабушке. Но этот способ и более трудный.)

Какова роль пейзажа в рассказе? (Пейзаж в рассказе — фон, который помогает ярче представить весь ужас снов бабы Дуни. Между зимой и войной можно провести параллель: зима — это мертвое время года. Война несет смерть. Ночь — темное и страшное время суток. Напоминания об ужасах военного времени приходят ночью. Поэтому и краски в рассказе контрастные: белая (зима) — черная (ночь). И вдруг желтый свет — свет луны как спасительный луч, освещающий путь из страшной зимней ночи. «За окном светила луна. Снег белел».

«Ночь исцеления» — так называется рассказ. О чьем исцелении рассказывает писатель? (Бабушкином, она перестает кричать, ей все меньше снятся страшные сны. Произошло исцеление и внука, он повзрослел, сам нашел способ помочь бабе Дуне. Его чуткость, внимательность, милосердие, забота сделали то, чего не смогли сделать врачи и взрослые. Гриша исцелился от собственного равнодушия. Писатель рисует как бы две жизни, которые проживает Гриша. Днем — счастливое время школьных каникул: рыбалка, катание на лыжах. Ночью Гриша как будто переносится на несколько десятилетий назад, в военное время, и участвует в тяжелых снах бабушки. И эта ночная жизнь сейчас для него стала важнее.)

Каким теперь мы видим пейзаж? (Природа словно бы радуется этому выздоровлению, исцелению героев. «Кособокая луна, опускаясь, глядела в окно. Белел снег, посверкивая живыми искрами». Теперь нет темных красок, страшное исчезло.)

— Вернемся к эпиграфу нашего урока. Раскрывает ли он содержание рассказа, беседы? Почему? («Боль войны жива в народе…» Эта боль мучает и бабу Дуню, и Гришу, и многих других. Я думаю, что «боль войны жива… бродит, как в березах сок». Ведь, когда в березах появляется сок, они оживают от зимней спячки. Так и Память «ходит по Земле» и пытается «разбудить» людей.) Память живёт и в каждой семье.

5. Заслушивание лучших работ из домашнего мини-исследования «Моя семья в годы Великой Отечественной войны».

6.Послушайте, пожалуйста, отрывок из поэмы замечательного российского поэта Егора Исаева «Суд Памяти»:

— И ходит по Земле

Босая Память — маленькая женщина.

Она идет.

Переступая рвы, —

Ей не нужны ни визы, ни прописки,

В глазах — то одиночество вдовы,

То глубина печали материнской.

Она идет,

Покинув свой уют,

Не о себе — о мире беспокоясь.

И памятники честь ей отдают.

И обелиски кланяются в пояс.

(после чтения наизусть плакат с отрывком вывешивается на доску, на каждой парте есть распечатка отрывка)

Поэма Е.Исаева называется «Суд Памяти». Кого, по-вашему, судит Память и за что? (Людей, за то, что они позабыли прошлое. Нас всех, потому что мы стали забывать, что пришлось пережить людям во время войны. Мне кажется, наше поколение надо «судить» за равнодушие, жестокость. Я думаю, что она не только судит, но и пытается пробудить в людях хорошие качества: благодарность, доброту, милосердие, «Не о себе — о мире беспокоясь».)

А почему Память босая?

— Ей для себя ничего не надо — она о других беспокоится. ( Мне кажется, автор показал ее нищей: как нищие просят что-то, так и Память просит людей опомниться, измениться. Она идет босиком, потому что хочет напомнить тихо, ненавязчиво о том, о чем люди забыли, как будто бы человек сам дошел до этого. Хочет разбудить совесть, достучаться до сердца.)

— Ребята, помните: не забыть — значит не дать повториться. Вот она наша с вами память. Война не только убивает, калечит физически, в большей степени калечит духовно. Мне вспомнился документальный фильм о весёлом клоуне Юрии Никулине. Когда ему и его однополчанину задали вопрос, сломала ли их война, они в один голос ответили: «Да». И кровоточат всю жизнь раны даже у тех, кто только прикоснулся к ней, почувствовал ее дыхание. Не пожалейте ласкового слова, теплого взгляда для этих людей. Они заслужили это. Они не просят о помощи — они ждут ее. И человек, который научился слышать нуждающихся, сам становится лучше, чище, добрее, сердечнее.

7.Письменная творческая работа « О чём заставил задуматься сегодняшний урок»?

8.Подведение итогов урока, выставление оценок.

Приложение 1.

НОЧЬ ИСЦЕЛЕНИЯ

Внук приехал и убежал с ребятами на лыжах кататься. А баба Дуня, разом оживев, резво суетилась в доме: варила щи, пирожки затевала, доставала варенья да компоты и поглядывала в окошко, не бежит ли Гриша.

К обеду внук заявился, поел, как подмел, и снова умчался, теперь уже в лог, с коньками.

И снова баба Дуня осталась одна. Но то было не одиночество. Лежала на диване рубашка внука, книжки его — на столе, сумка брошена у порога — все не на месте, вразлад. И живым духом веяло в доме.

Сын и дочь свили гнездо в городе и наезжали редко — хорошо, коли раз в год. Баба Дуня у них гостила не чаще и обыденкою вечером возвращалась к дому. С одной стороны, за хату боялась: какое ни есть, а хозяйство, с другой…

Вторая причина была поважнее: с некоторых пор спала баба Дуня тревожно, разговаривала, а то и кричала во сне. В своей хате, дома, шуми хоть на весь белый свет. Кто услышит! А вот в гостях… Только улягутся и заснут, как забормочет баба Дуня, в голос заговорит. Кого-то убеждает, просит так явственно в ночной тишине, а потом закричит: «Люди добрые! Спасите!!» Конечно, все просыпаются — валерьянки дадут и разойдутся. А через час то же самое: «Простите Христа ради! простите!!»

И снова квартира дыбом.

Конечно, все понимали, что виновата старость и несладкая жизнь, какую баба Дуня провела. С войной и голодом. Понимать понимали, но от этого было не легче. Приезжала баба Дуня — и взрослые, считай, ночь напролет не спали. Хорошего мало.

Водили ее к врачам. Те прописывали лекарства. Ничего не помогало.

И стала баба Дуня ездить к детям все реже и реже, а потом лишь обыденкою: протрясется два часа в автобусе, спросит про здоровье и назад.

И к ней, в родительский дом, приезжали лишь в отпуск, по лету.

Но вот внучек Гриша, в годы войдя, стал ездить чаще: на зимние каникулы, на Октябрьские праздники да Майские.

Он зимой и летом рыбачил в Дону, грибы собирал, катался на коньках да лыжах, дружил с уличными ребятами, — словом, не скучал. Баба Дуня радовалась.

И нынче с Гришиным приездом она про хвори забыла. День летел невидящ, в суете и заботах. Не успела оглянуться, а уж засинело за окном, подступал вечер.

Гриша заявился по-светлому, загромыхал на крылечке, в хату влетел краснощекий, с морозным духом и с порога заявил:

— Завтра на рыбалку! Берш за мостом берется. Дуром!

— Это хорошо, — одобрила баба Дуня. —Ушицей посладимся.

Гриша поужинал и сел разбирать снасти: мормышки да блесны проверял, на полдома разложив свое богатство. А баба Дуня устроилась на диване и глядела на внука, расспрашивая его о том о сем.

Внук все малым был да малым, а в последние год-два вдруг вытянулся, и баба Дуня с трудом признавала в этом длинноногом, большеруком подростке с черным пушком на губе косолапого Гришатку.

— Бабаня, я говорю, и можешь быть уверена, будет уха и жареха. Фирма веников не вяжет. Учти.

— С вениками правда плохо, — согласилась баба Дуня. — До трех рублей на базаре.

Гриша рассмеялся.

— Я про рыбу.

— Про рыбу… У меня дядя рыбалил. Дядя Авдей. Мы на Картулях жили. Меня оттуда замуж брали. Так там рыбы…

Гриша сидел на полу, среди блесен и лесок, длинные ноги — через всю комнатушку, от кровати до дивана. Он слушал, а потом заключил:

— Ничего, и мы завтра наловим: на уху и жареху.

За окном солнце давно закатывалось. Долго розовело небо. И уже светила луна половинкою, но так хорошо, ясно.

Укладывались спать. Баба Дуня, совестясь, сказала:

— Ночью, може, я шуметь буду. Так ты разбуди.

Гриша отмахивался:

— Я, бабаня, ничего не слышу. Сплю мертвым сном.

— Ну и слава Богу. А то вот я шумлю, дура старая. Ничего поделать не могу.

Заснули быстро, и баба Дуня, и внук. Но среди ночи Гриша проснулся от крика:

— Помогите! Помогите, люди добрые. Спросонья, во тьме он ничего не понял, и страх обуял его.

— Люди добрые! Карточки потеряла! Карточки в синем платочке завязаны! Может, кто поднял? — И смолкла.

Гриша уразумел, где он и что. Это кричала баба Дуня.

Во тьме, в тишине так ясно слышалось тяжелое бабушкино дыхание. Она словно продыхивалась, сил набиралась. И снова запричитала, пока не в голос:

— Карточки… Где карточки… В синем платочке… Люди добрые. Ребятишки… Петяня, Шурик, Таечка… Домой приду, они исть попросят… Хлебец дай, мамушка!

А мамушка ихняя… — Баба Дуня запнулась, словно ошеломленная, и закричала: — Люди добрые! Не дайте помереть! Петяня! Шура! Таечка! — Имена детей она словно выпевала, тонко и болезненно.

Гриша не выдержал, поднялся с постели, прошел в бабушкину комнату.

— Бабаня! Бабаня! — позвал он. — Проснись…

Она проснулась, заворочалась:

— Гриша, ты? Разбудила тебя. Прости, Христа ради.

— Ты, бабаня, не на тот бок легла, на сердце.

— На сердце, на сердце… — послушно согласилась баба Дуня.

— Нельзя на сердце. Ты на правый ложись.

— Лягу, лягу…

Она чувствовала себя такой виноватой.

Гриша вернулся к себе, лег в постель.

Баба Дуня ворочалась, вздыхала. Не сразу отступало то, что пришло во сне.

Внук тоже не спал, лежал, угреваясь. Про карточки он знал. На них давали хлеб. Давно, в войну и после. А Петяня, о котором горевала бабушка, — это отец.

В жидкой тьме лунного полусвета темнели шкаф и этажерка. Стало думаться об утре, о рыбалке, и уже в полудреме Гриша услыхал бабушкино бормотание:

— Зима находит… Желудков напастись… Ребятишкам, детишкам… — бормотала баба Дуня.— Хлебца не хватает, и желудками обойдемся. Не отымайте, Христа ради… Не отымайте! — закричала она. — Хучь мешки отдайте! Мешки! — И рыдания оборвали крик.

Гриша вскочил с постели,

— Бабаня! Бабаня! — крикнул он и свет зажег в кухне. — Бабаня, проснись!

Баба Дуня проснулась. Гриша наклонился над ней. В свете электрической лампочки засияли на бабушкином лице слезы.

— Бабаня… — охнул Гриша. — Ты вправду плачешь? Так ведь это все сон.

— Плачу, дура старая. Во сне, во сне…

— Но слезы-то зачем настоящие? Ведь сон — неправда. Ты вот проснулась, и все.

— Да это сейчас проснулась. А там…

— А чего тебе снилось?

— Снилось? Да нехорошее. Будто за желудями я ходила за Дон, на горы. Набрала в два мешка. А лесники на пароме отнимают. Вроде не положено. И мешки не отдают.

— А зачем тебе желуди?

— Кормиться. Мы их толкли, мучки с чуток добавляли и чуреки пекли, ели.

— Бабаня, тебе это только снится или это было? — спросил Гриша.

— Снится, — ответила баба Дуня. — Снится — и было. Не приведи, Господи. Не приведи… Ну, ложись, иди, ложись…

Гриша ушел, и крепкий сон сморил его или баба Дуня больше не кричала, но до позднего утра он ничего не слышал.

Утром ушел на рыбалку и, как обещал, поймал пять хороших бершей, на уху и жареху.

За обедом баба Дуня горевала:

— Не даю тебе спать. До двух раз булгачила. Старость.

— Бабаня, в голову не бери, — успокаивал ее Гриша. — Высплюсь, какие мои годы…

Он пообедал и сразу стал собираться. А когда надел лыжный костюм, то стал еще выше. И красив он был, в лыжной шапочке, такое милое лицо, мальчишечье, смуглое, с румянцем.

Баба Дуня рядом с ним казалась совсем старой: согбенное, оплывающее тело, седая голова тряслась, и в глазах уже виделось что-то нездешнее.

Гриша мельком, но явственно вспомнил лицо ее в полутьме, в слезах. Воспоминание резануло по сердцу. Он поспешил уйти.

Во дворе ждали друзья. Рядом лежала степь. Чуть поодаль зеленели посадки сосны. Так хорошо было бежать там на лыжах. Смолистый дух проникал в кровь живительным холодком и, казалось, возносил над лыжней послушное тело. И легко было мчаться, словно парить.

За соснами высились песчаные бугры — кучугуры, поросшие красноталом. Они шли холмистой грядой до самого Дона. Туда, к высоким задонским холмам, тоже заснеженным, тянуло.

Манило к крутизне, когда наждаковый ветер высекает из глаз слезу, а ты летишь, чуть присев, узкими щелочками глаз ловишь впереди каждый бугорок и впадинку, чтобы встретить их, и тело твое цепенеет в тряском лете. И наконец пулей вылетаешь на гладкую скатерть заснеженной реки и, расслабившись, выдохнув весь испуг, катишь и катишь спокойно, до середины Дона.

Этой ночью Гриша не слыхал бабы Дуниных криков, хотя утром по лицу ее понял, что она неспокойно спала.

— Не будила тебя? ну и слава Богу…

Прошел еще день и еще.

А потом как-то к вечеру он ходил на почту, в город звонить. В разговоре мать спросила:

— Спать тебе баба Дуня дает? — И посоветовала: — Она лишь начнет с вечера говорить, а ты крикни: «Молчать!» Она перестает. Мы пробовали.

По пути домой стало думаться о бабушке. Сейчас, со стороны, она казалась такой слабой и одинокой. А тут еще эти ночи в слезах, словно наказание. Про старые годы

вспоминал отец, Но для него они прошли. А для бабушки — нет. И с какой, верно, тягостью ждет она ночи. Все люди прожили горькое и забыли. А у нее оно снова и снова. Но как помочь?

Свечерело. Солнце скрылось за прибрежными донскими холмами. Розовая кайма лежала за Доном, а по ней — редкий далекий лес узорчатой чернью. В поселке было тихо, лишь малые детишки смеялись, катаясь на салазках. Про бабушку думать было больно. Как помочь ей? Как мать советовала? Говорит, помогает. Вполне может и быть. Это ведь психика. Приказать, крикнуть — и перестанет.

Гриша неторопливо шел и шел, раздумывая, и в душе его что-то теплело и таяло, что-то жгло и жгло.

Весь вечер за ужином, а потом за книгой, у телевизора Гриша нет-нет да и вспоминал о прошедшем. Вспоминал и глядел на бабушку, думал: «Лишь бы не заснуть».

За ужином он пил крепкий чай, чтобы не сморило. Выпил чашку, другую, готовя себя к бессонной ночи.

И пришла ночь. Потушили свет. Гриша не лег, а сел в постели, дожидаясь своего часа. За окном светила луна. Снег белел. Чернели сараи.

Баба Дуня скоро заснула, похрапывая. Гриша ждал. И когда наконец из комнаты бабушки донеслось еще невнятное бормотание, он поднялся и пошел. Свет в кухне зажег, встал возле кровати, чувствуя, как охватывает его невольная дрожь.

— Потеряла… Нет… нету карточек… — бормотала баба Дуня еще негромко. — Карточки… Где… Карточки… — И слезы, слезы подкатывали.

Гриша глубоко вдохнул, чтобы крикнуть громче, и даже ногу поднял — топнуть. Чтобы уж наверняка.

— Хлебные… карточки… — в тяжкой муке, со слезами выговаривала баба Дуня.

Сердце мальчика облилось жалостью и болью. Забыв обдуманное, он опустился на колени перед кроватью и стал убеждать, мягко, ласково:

— Вот ваши карточки, бабаня… В синем платочке, да? ваши в синем платочке? Это ваши, вы обронили. А я поднял. Вот видите, возьмите, — настойчиво повторял он. — Все целые, берите…

Баба Дуня смолкла. Видимо, там, во сне, она все слышала и понимала. Не сразу пришли слова. Но пришли:

— Мои, мои… Платочек мой, синий. Люди скажут. Мои карточки, я обронила. Спаси Христос, добрый человек…

По голосу ее Гриша понял, что сейчас она заплачет.

— Не надо плакать, — громко сказал он. — Карточки целые. Зачем же плакать? Возьмите хлеба и несите детишкам. Несите, поужинайте и ложитесь спать, — говорил он, словно приказывая. — И спите спокойно. Спите.

Баба Дуня смолкла.

Гриша подождал, послушал ровное бабушкино дыхание, поднялся. Его бил озноб. Какой-то холод пронизывал до костей. И нельзя было согреться. Печка была еще тепла. Он сидел у печки и плакал. Слезы катились и катились. Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то еще… Он не спал, но находился в странном забытьи, словно в годах далеких, иных, и в жизни чужой, и виделось ему там, в этой жизни, такое горькое, такая беда и печаль, что он не мог не плакать. И он плакал, вытирая слезы кулаком.

Но как только баба Дуня заговорила, он забыл обо всем. Ясной стала голова, и ушла из тела дрожь. К бабе Дуне он подошел вовремя.

— Документ есть, есть документ… вот он… — дрожащим голосом говорила она. — К мужу в госпиталь пробираюсь. А ночь на дворе. Пустите переночевать.

Гриша словно увидел темную улицу и женщину во тьме и распахнул ей навстречу дверь.

— Конечно, пустим. Проходите, пожалуйста. Проходите. Не нужен ваш документ.

— Документ есть! — выкрикнула баба Дуня.

Гриша понял, что надо брать документ.

— Хорошо, давайте. Так… Ясно. Очень хороший документ. Правильный. С фотокарточкой, с печатью.

— Правильный… — облегченно вздохнула баба Дуня.

— Все сходится. Проходите.

— Мне бы на полу. Лишь до утра. Переждать.

— Никакого пола. Вот кровать. Спите спокойно. Спите. На бочок и спите.

Баба Дуня послушно повернулась на правый бок, положила под голову ладошку и заснула. Теперь уже до утра. Гриша посидел над ней, поднялся, потушил в кухне свет.

Кособокая луна, опускаясь, глядела в окно. Белел снег, посверкивая живыми искрами.

Гриша лег в постель, предвкушая, как завтра расскажет бабушке и как они вместе… Но вдруг обожгло его ясной мыслью: нельзя говорить. Он отчетливо понял — ни слова, ни даже намека. Это должно остаться и умереть в нем. Нужно делать и молчать. Завтрашнюю ночь и ту, что будет за ней. Нужно делать и молчать. И придет исцеление.

Приложение 2.

Защищать Родину – традиция семьи.

Грозные сороковые годы… Война 1941 – 1945 годов, вошедшая в историю, как Великая Отечественная, коснулась всех советских людей без исключения. Не обошла она и нашу семью.

Когда была жива моя бабушка Амина Шарифулловна, я любила слушать ее рассказы о войне.

Мой дедушка Кави Сарварович ушел на войну, когда ему не было и восемнадцати. В 1942 году после трехмесячной подготовки в Тоцком лагере их отправили на передовую. Он был пулеметчиком. Дед преодолел все трудности войны: ходил в атаку, попадал в окружение, голодал.

За два года он шесть раз был ранен, два раза – тяжело. Дедушка лежал в госпиталях, поправившись, снова уходил на фронт. В конце 1943 года в последний раз был тяжело ранен при форсировании Днепра. Там и закончился его боевой путь. Потом шесть месяцев он пролежал в госпитале в Баку. Вернулся домой инвалидом I группы. А ему тогда было всего девятнадцать лет! Он был награжден Орденом Красного Знамени, Орденами Отечественной войны I и II степени, двумя медалями: «За отвагу» и «За освобождение Орла». Орден Красного знамени получил за то, что в составе передовых частей они первыми переплыли Днепр и захватили плацдарм, чтобы основные силы могли высадиться.

Мой дедушка был удивительным человеком. О нем всегда с большим уважением говорили наши односельчане. А для своих детей: моей мамы и двух ее братьев – он всегда был примером. Огромное жизнелюбие, оптимизм, любовь к людям, порядочность – таким его запомнили все.

Интересную жизнь прожила и моя бабушка. Она 1921 года рождения. Когда началась война ей было двадцать лет. Она была комсомолкой, работала счетоводом в колхозе. Амина Шарифулловна рассказывала, что когда мужчин забрали в армию, девушки-комсомолки сели за тракторы и комбайны. Бабушка днем продолжала работать счетоводом, а в ночную смену шла работать на тракторе. Она говорила, что трактора были большие, их было трудно ремонтировать, а ломались они часто. Совсем плохо стало, когда на фронт ушел председатель колхоза – единственный человек, хорошо знающий технику, а вместо него председателем стала совершенно неграмотная женщина. Но вскоре вернулся домой бывший тракторист, но уже одноруким. Он и учил девчат ремонтировать технику.

В начале 1942 года по комсомольскому призыву ушла на фронт и моя бабушка. Ее готовили в зенитчицы. Но долго воевать ей не пришлось: стали расформировывать женские батальоны, так как среди них были большие потери. Их стали возвращать домой. Когда возвращались, в поезде четыре подруги из Башкирии дали клятву, что замуж выйдут за инвалидов войны и всю жизнь будут заботиться об их здоровье. Они все сдержали свое слово , но их мужья прожили недолго. А мой дедушка прожил 72 года. и всегда говорил, что живет долго благодаря бабушке. Да и сам он так любил жизнь! Он никогда не пил, не курил, считал, что жизнь человека продлевает труд, душевный покой, доброта и счастливая семья.

Дед считал, что защита Родины – священный долг любого мужчины. Поэтому в нашей семье все мужчины – бывшие солдаты. А мой брат сейчас служит в рядах вооруженных сил Российской армии и, судя по всему, служит хорошо, так как мама несколько раз получала от командования благодарственные письма. Значит, он тоже продолжает дело нашего деда.

Сираева Гульзира

Моя семья в годы войны.

Что такое война? Какой она была? Эти вопросы волнуют каждого из нас, потому что в каждой семье до сих пор живут воспоминания об этом страшном времени.

Мой дедушка был на войне. По словам моей бабушки, дедушка служил 8 лет. Первые три года он служил в армии, а потом началась война. Он рассказывал, что на фронте было трудно, практически не спали. Каждый старался помочь товарищу. Однажды зимой на Украине дедушка с тремя товарищами был взят в плен. Им чудом удалось освободиться, убив одного из конвоиров.

Постоянное чувство голода сопровождало солдат. Но они всегда помогали местным жителям и продовольствием, и тем, что прятали их от немцев.

Я думаю, что мы все должны быть благодарны людям, жившим во время Великой Отечественной войны.

Гюльмамедова Наргиля

Моя семья в годы войны.

Из моей семьи на войне был дедушка. У него очень много медалей.

Дедушка был призван в первые дни войны. Сначала он воевал в Брянских лесах, потом попал в плен. Очень быстро ему удалось бежать.

После этого дедушка вышел к советским войскам и продолжил свой путь по дорогам войны. Дед дошёл до Берлина!

Дедушка рассказывал, что на войне было очень тяжело, много приходилось отступать, а потом отвоёвывать у неприятеля свои территории.

А моя бабушка во время войны была в тылу. Она работала на заводе и тоже приближала победу в войне. Каюмов Айрат

Тяжёлая память.

Во время войны всем семьям жилось очень тяжело. Не хватало еды, а семьи были большими.

Мой прадедушка ушёл на фронт в 1941 году из Алексеевского района. Вскоре он погиб, а на руках у прабабушки остались пятеро детей! Все выполняли посильную работу, чтобы поддержать друг друга. Было очень тяжело, жили впроголодь. Приходилось есть различную траву, в том числе лебеду и крапиву. Прабабушка, чтобы прокормить детей, работала с утра до ночи то в поле, то на ферме. Слава богу, все пятеро детей остались живы.

Моя бабушка всегда вспоминает свои детские годы со слезами на глазах, потому что они совпали со страшным и жестоким временем для нашей страны. Для нас она всегда желает мира.

Скалов Александр

Память о войне в моей семьей.

Война… Самое страшное, что может быть на свете! Великая Отечественная война длилась долгие четыре года. Люди голодали, не жалея себя работали с утра до ночи, ведь туда, на фронт, каждая семья проводила своего солдата.

В нашей семье воевал мой прадедушка. Он ушёл на войну, оставив беременную жену и двух сыновей. Вскоре после его ухода родилась дочь, моя бабушка.

Через несколько месяцев от прадедушки пришло письмо. Он писал, как воевал. Ему было тяжело, но он не падал духом. Обещал, что скоро война закончится. Прабабушка читала его письма и плакала, потому что скучала по нему. Когда война закончилась, оказалось, что прадедушка пропал без вести. Прабабушка одна вырастила троих детей. И они стали достойными людьми.

Прошло 70 лет со дня окончания войны, но люди всё ещё помнят о ней, помнят, как она ужасна.

Сайфутдинова Лилия

  • Почему именно павлуша погибает в конце рассказа бежин луг
  • Почему именно очерки оказались в сборнике а не стихи и не рассказы
  • Почему именно молчалин становится избранником софьи сочинение с цитатами
  • Почему именно молчалин становится избранником софьи сочинение 9 класс 200 слов
  • Почему именно молчалин становится избранником софьи по комедии а с грибоедова горе от ума сочинение