- Сочинения
- Литература
- Фонвизин
/
/
В комедии «Недоросль» Фонвизин затрагивает не только социальную и политическую сферу, автор также раскрывает проблему воспитания и образования. В России 18 века недорослем называли молодого человека – дворянина, который не имел тяги к учебе и саморазвитию.
Еще во время правления Петра Великого был принят указ. Согласно последнему обучение дворянских детей мужского пола до 20 лет было обязательным. Необходимо было заставить ребенка получить образование, в противном случае он не сможет завести семью и принести благо Родине.
Проблема воспитания и образования тесно сплетены друг с другом. И на первое, и на второе влияет в первую очередь семейный уклад и окружение. Семейство Простаковых не грамотно и не образованно. Ни один член этой семьи не сможет прочитать даже строчки, ведь это им и не особо нужно. Они все как на подбор – невежи и грубияны.
Простакова – одна из главных героинь комедии. Женщина пылает безумной любовью к сыну – Митрофану, и желает для него только самого лучшего. Для нее не важны способы достижения этой цели. А Простаков – не обладает собственным мнением и во всем слушает супругу, но это его не заботит.
Любимый родителями Митрофан не получает необходимого образования. Его реплика «Не хочу учиться, хочу жениться» характеризует отношение молодого человека к учебе, но указ правителя все же приходится соблюдать. Родители во всем потакают отпрыску: «…коли ученье так опасно для твоей головушки, так по мне – перестань».
У юного дворянина мотивация для получения образования полностью отсутствует. Он не видит необходимости учиться. Когда наступает время уроков, сыну Простаковых сразу же становится плохо, и мама разрешает ему пропустить занятия. Митрофан понимает, что за прогул его не поругают, ведь родители слишком любят единственного ребенка, чтобы отчитывать за такую мелочь.
Сын довольно своеобразно относится к отцу и матери. Митрофан не пылает к ним ни любовью, ни благодарностью. Его воспитали приминать все старания родителей как должное.
«Вот и злонравия достойные плоды» — этим изречением Стародума заканчивается пьеса. В комедии этому герою отведена роль резонера, то есть автор через него доносится авторская точка зрения. Последняя заключается в следующем: любовь с жилкой бесчеловечности не сможет сделать счастливыми ни родителей, ни их отпрысков.
Фонвизин убежден, что, если у человека добрая сердце и душа, то он останется человеком при любых обстоятельствах: «Прямую цену уму дает благонравие. Без него и умный человек чудовище».
Сочинение 2
Центральной фигурой произведения, вокруг которой разворачивается вся комедия, является сын типичного русского дворянина — Митрофанушка. Мальчик олицетворяет собой распространённый образ подростка, принадлежащего к высшему сословию. Жизнь Митрофана наполнена бездельем и ленью. Подросток создаёт видимость какой-либо деятельности, делает вид что учится. А на самом деле его не интересует ничего и занят он ни чем.
Львиную долю своих пороков Митрофан перенял у родной мамы. Простакова не только ухитрилась взрастить в себе все дворянские пороки, но и успешно передать их сыну. Жадность, наглость, невежество, деспотичность и неблагодарность — всё это черты её характера. Не уметь писать и читать — это славная традиция её семьи, признак истинного дворянства. Зачем человеку высокого происхождения быть грамотным? Ведь, при ненадобности, можно подчинённому дать поручение прочитать необходимое письмо. Подобный ход мыслей не чужд и её брату, дяде Митрофана — Простакову.
Получение подростком достойного образования, в доме Простаковых, является всего лишь фикцией, формальностью. Учителя наняты семьёй не для обогащения головы Митрофанушки знаниями, а для соблюдения сложившейся моды на получение образования. Кутейкин пытается обучить мальчика искусству словесности. Математик Цыфиркин учит арифметике. Они оба честно стараются привить Митрофану любовь к наукам. А учитель французского, Вральман, напротив, полностью потакает капризам нерадивого ученика. Свои действия он объясняет тем, что много учиться якобы крайне вредно для неокрепшего ума.
У Митрофана есть няня Еремеевна, которая когда-то была его кормилицей. В её основные обязанности входит защищать воспитанника от всех ударов судьбы и следить за своевременным питанием Митрофанушки. Несмотря на то что Еремеевна много лет самозабвенно служит семейству Простаковых, она неизменно получает от них регулярные выговоры и побои. Благодарность несвойственна обитателям дома Простаковых.
Свое эффективное решение проблемы воспитания автор озвучивает словами Стародума, считающего что хорошее воспитание является неотъемлемым атрибутом благополучного государства. Стародум жёстко делит всех людей на добропорядочных и порочных. Он выступает за строгость и борьбу с дурными наклонностями. В конце пьесы бессовестные помещики получают заслуженные наказания, а Митрофан поступает на службу в армию.
В Крыму отреагировали на планы Украины возобновить поставки воды на полуостров
Депутаты решили отстаивать честь и достоинство учителя. Депутат Госдумы Виктор Шудегов подготовил законопроект об ужесточении ответственности за оскорбления школьных педагогов, где предложил внести изменения в ч. 2 ст. 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», увязав их с соответствующей статьей Уголовного кодекса. Сегодня школяры зачастую более законодательно защищены, нежели их преподаватели, и пользуются этим. Так что понятна озабоченность депутатов, как и надежда президента Межрегиональной ассоциации учителей географии России Александра Лобжанидзе, на то, что ответственность за оскорбление учителей будет введена как можно скорее.
Действительно, сын Простаковых Митрофан во многом похож на мать и дядю. Например, он не испытывает стремления к знаниям, зато много ест, и в свои шестнадцать лет имеет довольно избыточный вес. Матушка заявляет портному, что дитя у неё «деликатного сложения». О потребностях Митрофана сообщает няня Еремеевна: «Пять булочек скушать изволил до завтрака».
Да, она будет вести себя иначе. У нас похожая на Вашу ситуация и Завуч в курсе кого поставила руководить 1 классом, теперь сидит почти на каждом уроке у нас. По словам ребенка, когда сидит все отлично, но когда нет, то учительница опять выходит из себя и срывает детям урок из-за упавшей ручки, из-за того, что кто-то встал к куллеру.
Ну, синоним это такое слово, которое очень похоже на другое по своему обозначению. Тут может подойти что-то связанное с морем.
Митрофан – почти достигший шестнадцатилетия сын провинциальных дворян. Один из героев комедии – чиновник Правдин – характеризует его родителей таким образом: «Нашел помещика дурака бессчетного, а жену презлую фурию, которой адский нрав делает несчастье целого их дома». Это выражение лежит в основе всей исламской педагогики и регулирует отношения не только между педагогом и учеником, но и отношение ученика ко всему окружающему, включая даже и инвентарь.
Это я говорю про хороших учителей и нормальных детей, а не каких-нибудь идиотов. Вы что, никогда не готовились к экзаменам? Никогда не учили 20 билетов за 1 день? А тут еще объясняют и показывают, как правильно.
Организация, осуществляющая образовательную деятельность, незамедлительно обязана проинформировать об отчислении несовершеннолетнего обучающегося в качестве меры дисциплинарного взыскания орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Тема образования и воспитания
На протяжении всей нашей жизни, в социальном обществе происходит стычка между поколением старым и новым. Это всегда было есть и будет. Ф.И. Фонвизин, на примере героев своей пьесы, очень хорошо показывает эту проблему поколений. Противостояние между давно устаревшими устоями и совершенно новыми идеями просвещения.
Скотин и Простаков непосредственные приверженцы старого, так как такой «фундамент воспитания» в них заложен родителями. Их система моральных координат кардинально сбита: насилие по отношение к крепостным, неактуальность обучения, ужасное отношение даже к своим родителям, а также ценность денег, стоящая превыше всего остального. Все эти «замечательные» качества, впитал Митрофан от своей матери – госпоже Простаковой.
За свои шестнадцать лет существования, Митрофанушка не научился ни чему полезному. Учителя, нанятые заботливой мамой, были лишь в качестве массовки. Просто так было заведено государством. Простакова чрезмерно любит своего сына и готова пойти на абсолютно любые действия, ради своего чада. Эта любовь и является одной из проблем воспитания. Взращиваясь в среде постоянных поощрений, но без наказаний, Митрофан не видит ценности в тех вещах, которые делает для него мать. Он принимает все как должное.
Отец парня – господин Простаков. Самый настоящий подкаблучник, во всем потакающий своей супруги. Он не имеет даже малейшего мнения при тех или иных решениях, а ведь когда-то глава семейства был хорошим мужиком. Но его брак полностью перестроил его сформировавшийся уклад. Данную черту, как губка, впитал в себя Митрофанушка. Теперь он тоже человек без собственного «я».
А как можно получить качественное воспитание, когда тебя окружают жестокие, не признающие прелестей образования, жадные до ужаса невежды? Он тривиален. Мальчуган просто впитал в себя все эти качества и теперь он полноценный Простаков.
У медали всегда две стороны. Софья диаметрально противоположный человек. Она имеет хорошее образование, любит литературу и поэзию, стремиться к добродетели. Девушка очень уважительно относится к мнению Стародума, а он в свою очередь относится к ней как к равному.
Произведение прозрачно демонстрирует своему читателю две стороны воспитания человека. Эта проблема актуальна во все времена. Данной пьесой Д.И. Фонвизин жирно подчеркнул проблему воспитания подрастающих, идущих на смену своим родителям, детей. Комедия «Недоросль» позволяет сделать конечный вывод: очень важно правильно воспитать ребенка с самого раннего его периода жизни. Заложить положительные черты и верную систему ценностей.
Как написать жалобу на учителя в 2021 году
Общий итог — это трудно, защищать свои права в такой ситуации. И долго. Но возможно. И как показывает практика, в большинстве случаев, когда переходишь от слов о защите своей чести и достоинства к делу (особенно — к обращению в суд), сразу разговор начинается в очень позитивном ключе.
Шестнадцатилетний Митрофан – главный герой комедии, единственный сын Простаковых, чья фамилия говорит сама за себя: они необразованны, живут в своём узком мирке. Митрофан растёт в условиях вседозволенности, распущенности, где всё посвящено его прихотям. Лень поощряется его матерью, она не думает об умственном или духовном развитии Митрофанушки.
Хочется отметить, что мы рассматриваем необычное для ребенка поведение, когда что-то изменилось как бы вдруг, и ничто подобного не предвещало. Конечно, не стоит удивляться, если ребенок позволял себе такое и раньше: в отношении родителей, бабушек-дедушек, сверстников. Такой ребенок может хамить и учителям, и этот случай точно подходит для практикующего психолога.
Да и учителя у недоросля под стать ему. Семинарист Кутейкин, отставной сержант Цыфиркин, учитель Вральман — все они не имеют в настоящим знаниям никакого отношения. Эти псевдопреподаватели дают Митрофану убогие обрывочные знания, но и те он запомнить не в состоянии.
Он имеет право на то, чтобы ты не характеризовал никого из знающих (учёных, учителей) в его присутствии, и не покидал его сам по причине долгого общения, и не считал для себя унизительным служить ему, а если ему что-то понадобится, тебе следует сделать это для него прежде, чем это сделают другие.
Одной из важных тем в творчестве Д.И. Фонвизина являлась тема воспитания. Фонвизин в сатирической форме высмеивал сложившиеся в конце XVIII века отношения родителей к развитию ребёнка, к тому, как вырастить хорошего человека. Его комедия «Недоросль» стала злободневной на тот момент, когда просвещённые люди России обращали свой взгляд на то, как подходят к воспитанию в Европе.
ПРОДоЛЖЕНИЕ: сегодня был урок изо, рисовали листик дерева, моя рисует хорошо, так учитель ей сказала:» это что? Листик? Я не вижу здесь листик. Как ты думаешь, какую оценку я должна тебе за это поставить?» Это ЧТО? Я как должна на ТАКоЕ реагировать? Честно? В главе “Люблин’” путешественник встречается с земледельцем. Сначала автор подумал, что землепашец (никто иной, как) раскольник, раз даже по воскресеньям работает. Однако крестьянина то заставляет нужда. Чтобы прокормить своих шестерых малолетних детей ему приходится трудиться и в воскресенье. Остальные шесть дней он работает на барина, чтобы заплатить барщину.
Вариант №4
Фонвизина считали тем автором, который желает рассказать читателям поучительную историю. Своими творческими работами Фонвизин пытается показать интересные вещи, которые пригодятся людям.
Давайте рассмотрим вопросы: какая распространённая тема обозначена в творчестве Фонвизина? Почему в произведении «Недоросль» недостаток образования считают основной идеей? Какие трудности будет испытывать будущее поколение? Что отмечают в характере персонажей комедии «Недоросль»? Что считают основной ценностью персонажи в произведении «Недоросль»? Что отразил и раскрыл автор в произведении?
Отмечают, что самой распространённой темой считают воспитание и образование будущего поколения. В его время роль образования в жизни человека принижали. В результате автор считал, что новое поколение не будет подготовлено, которое не думает над ситуацией, а делающие чужие приказы. Ярким примером считают произведение «Недоросль».
В произведении «Недоросль» недостаток образования считают основной идеей. В нём автор отражает общество в его время, его невежественность, рассматривает алчность и злость в обществе. Какие трудности испытает будущее поколение, поэтому автор решает написать данное произведение, обозначая данные темы на передовых позициях. Повествование рассказывает о небольшой семье, в которой есть добрые отношения. Находясь в обществе, они не широко мыслят, поэтому закрыты в привычном мире. Однако они не могут найти выход из ситуации.
Проблемы с воспитанием отмечают во всём произведении, которые зафиксированы в характерах персонажей. Сначала наблюдаем семейство, в котором нет воспитания и культуры. Основной идеей считаются деньги. Желание обладать этими благами затуманивает разу, поэтому они стремятся получить деньги и выгоду. Эти люди не желают совершенствовать интеллект, пытаются обучать новое поколение этим взглядам на жизнь. В результате получается, что они начинают повторять образ жизни своих родителей.
Читатели увидели, что автор раскрыл сложную тему в произведении, используя образы разных персонажей. Даже конкретные примеры не помогли донести до читателя конкретные мысли, которые изменили сознание людей.
Искренне рекомендую использовать эти данные для написания школьного сочинения на тему: «Образование и воспитанность в комедии «Недоросль»». Чтобы учащиеся смогли лучше понять суть произведения.
Другие темы: ← Скотинин в комедии «Недоросль»↑ ФонвизинКутейкин в комедии «Недоросль» →
`
Нравственные ценности
Митрофан — настоящий эгоист. Он думает только о себе и своих желаниях. В герое нет ни капли сострадания или милосердия. Митрофанушка жесток ко всем окружающим. Он грубит своей няне, которая воспитывает его с самого рождения. Митрофан не слушается учителей, презирает их и обзывает. Герой бунтует против своих родителей. Показательной деталью является то, что Митрофан жалеет свою мать, когда ей приснилось, что она бьет господина Простакова. Сыну не жаль того, что мать бьет отца, он жалеет госпожу Простакову, которая, видимо, уже устала бить мужа. Это говорит о том, что семейные ценности полностью отсутствуют у Митрофана. Он уверен в том, что является главным в семье, что все родные и близкие должны прислуживать ему.
Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» названа в честь неуча и бездельника. Митрофанушка — один из центральных персонажей пьесы. Лень, бездействие, эгоизм и равнодушие — основные его внутренние качества. Описание Митрофана позволяет сказать об обобщенном образе дворянства.
Популярные сочинения
- Сочинение Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова
Михаил Юрьевич – одинокая и свободолюбивая личность. Этот мир с малых лет воспринимался поэтом, как жестокое и недружелюбное место. Будучи маленьким мальчиком, он потерял мать - Характеристика и образ Жеркова в романе Война и мир
Лев Николаевич Толстой является автором произведения Война и мир. А одним из персонажей, которые сыграли значительную роль в процессе войны является Жерков. - Отзыв на рассказ Ася Тургенева 8 класс
Само произведение мне очень понравилось, но не совсем понравилось поведение главной героини, чьим именем его и назвал автор.
Жизненные цели
Характеристика Митрофана из комедии «Недоросль» во многом определяется его отношением к жизни. Митрофанушка не имеет возвышенных целей. Он не приспособлен к реальной жизни, поэтому его основными действиями становятся сон и поедание своеобразных кушаний. Герой не обращает внимание ни на природу, ни на красоту, ни на любовь своих родителей. Вместо учебы Митрофанушка мечтает о своей женитьбе, при этом ни разу не задумываясь о любви. Это чувство Митрофанушка никогда не испытывал, поэтому брак для него — это то, что принято в обществе, поэтому он так хочет жениться. Митрофанушка впустую прожигает свою жизнь, не задумываясь о каких-то масштабных целях.
Митрофанушка
Митрофанушка — главный герой комедии Д. И. Фонвизина — образ собирательный, он ленивый и легкомысленный, его можно воспринимать как аллегорию несколько слабоумного дурачка.
Фонвизин работал над комедией около трех лет. Премьера пьесы состоялась в 1782 году. Имеется также текст, предположительно начала 1760-х годов, на ту же тематику и с тем же названием, но иными персонажами и сюжетом (так называемый «Ранний Недоросль»); неизвестно, принадлежит ли эта пьеса молодому Фонвизину или какому-то его анонимному предшественнику.
Как и другие пьесы эпохи классицизма, «Недоросль» прямолинеен по своей проблематике. Произведение посвящено осуждению традиционного дворянского воспитания и «злонравия», «дикости» провинциального дворянства. Персонажи комедии четко делятся на положительных и отрицательных, им даны говорящие имена (Простаковы, Скотинины, Митрофан — «проявление матери» по-гречески, Стародум, Милон, Софья — «мудрость» по-гречески, Цыфиркин, Вральман, Кутейкин). Однако огромную популярность у публики и читателей комедия получила не только из-за мастерски поставленной общественно-политической проблематики, но и из-за чрезвычайно ярких и жизненных образов отрицательных персонажей (положительные получились скорее резонерами, передающими авторскую точку зрения), живости диалога, юмора, многих быстро вошедших в пословицу цитат («Не хочу учиться — хочу жениться», «Вот злонравия достойные плоды»), Имена Митрофанушки и Простаковой стали нарицательными.
Митрофанушка, недоросль, сын помещиков Простаковых. Он считается недорослем, так как ему 16 лет и он не достиг совершеннолетия. Соблюдая указ царя, Митрофанушка учится, но делает это с большой неохотой. Он отличается тупостью, невежеством и ленью (сцены с учителями).
Митрофан груб и жесток. Он ни во что не ставит своего отца, издевается над учителями и крепостными. Пользуется тем, что мать в нем души не чает, и вертит ею, как хочет.
Митрофан «остановился» в своем развитии, то есть его характер как бесполезного для общества бездарного тирана можно считать уже сформированным. О нем Софья говорит: «Он хотя и шестнадцати лет, а достиг уже до последней степени своего совершенства и дале не пойдет».
В Митрофане сочетаются черты тирана и раба. Когда план Простаковой женить сына на богатой воспитаннице, Софье, не удается, недоросль ведет себя как раб. Он униженно просит прощения и покорно принимает от Стародума «свой приговор» — идти служить («По мне, куды велят»). Рабское воспитание привито герою, с одной стороны, крепостной нянькой Еремеевной, а, с другой стороны, всем миром Простаковых-Скотининых, у которых извращены понятия о чести.
Посредством образа Митрофана Фонвизин показывает деградацию русского дворянства: из поколения в поколение невежество увеличивается, а грубость чувств доходит до животных инстинктов. Недаром Скотинин называет Митрофана «чушка проклятая». Причина такой деградации — в неправильном, уродующем воспитании.
Митрофанушку, как традиционную фигуру дворянской жизни (особенно провинциальной), Фонвизин наделил родовыми чертами простаковско-скотининского «гнезда». В доме своих родителей Митрофанушка — главный «забавник» и «затейник», выдумщик и свидетель всех историй вроде той, что привиделась ему во сне: как матушка била батюшку. Хрестоматийно известно, как Митрофанушка пожалел матушку, занятую тяжелой обязанностью бить отца. День Митрофанушки отмечен абсолютным бездельем: забавы на голубятне, где Митрофанушка спасается от уроков, прерваны Еремеевной, умоляющей «ребенка» поучиться. Проболтавшись дядюшке о своем желании жениться, Митрофанушка тут же прячется за Еремеевну, «старую хрычовку», по его словам, готовую жизнь положить, но «дите» «не выдать».
Хамская спесь Митрофанушки сродни манере его матери относиться к домочадцам и слугам: «урод» и «рохля» — муж, «собачья дочь» и «скверная харя» — Еремеевна, «бестия» — девка Палашка. Если интрига комедии вращается вокруг вожделенной для Простаковых женитьбы Митрофанушки на Софье, то сюжет сосредоточен на теме воспитания и учения недоросля-подростка. Это традиционная для просветительской литературы тема. Учителя недоросля были подобраны в соответствии с нормой времени и уровнем понимания своей задачи родителями. Здесь Фонвизин подчеркивает детали, говорящие о качестве выбора, свойственном именно простаковскому семейству: по-французски недоросля Митрофанушку учит немец Вральман, точные науки преподает отставной сержант Цыфиркин, который «малую толику арифметике маракует», грамматику- «образованный» семинарист Кутейкин, уволенный от «всякого учения» по разрешению консистории.
Отсюда в известной сцене экзамена Митрофанушки — выдающееся изобретение Митрофановой смекалки о существительной и прилагательной двери, отсюда интригующие сказочные представления об истории, излагаемой скотницей Хавроньей. В целом же итог подведен госпожой Простаковой, убежденной, что «без наук люди живут и жили».
Герой Фонвизина — подросток, почти юноша, характер которого поражен болезнью недобросовестности, распространяющейся на всякую мысль и каждое чувство, ему присущее. Он недобросовестен в своем отношении к матери, усилиями которой он существует в комфорте и безделье и которую бросает в момент, когда она нуждается в его утешении. Комические одежды образа забавны только на первый взгляд. В. О. Ключевский относил Митрофанушку к породе существ, «родственных насекомым и микробам», характеризуя этот тип неумолимой «размножаемостью». Благодаря герою Фонвизина слово «недоросль» (прежде нейтральное) сделалось нарицательным обозначением лодыря, лоботряса и лентяя.
Образ Митрофанушки и само понятие «недоросль» стали нарицательными. Сейчас так говорят о невежественных и глупых людях.
Чтобы побороть в себе лень стоит прочесть комедию «Недоросль» или краткую характеристику из нашего материала.
Значимый вклад в историю русской литературы середины 18 в. внес писатель литературовед Д. И. Фонвизин. В раннем творчестве автор занимался написанием и переводом басен. Обладая прекрасным чувством юмора, Фонвизин пишет произведения с ярко выраженным сатирическим тоном. Среди множества литературных направлений автор отдает предпочтение классицизму. В своих комедиях Фонвизин поднимает важные социально-политические вопросы, сопровождая их иронией и сарказмом.
Взаимоотношения с родителями
Митрофана очень любят его родители. Мать — госпожа Простакова — боготворит своего сына. Она действительно готова ради него на все. Простакова воспитывала Митрофанушку таким образом, что он не умел жить по-настоящему. В жизни его ничего не интересовало, проблемы и жизненные трудности ему были не знакомы, так как родители делали все, чтобы Митрофанушка с ними не сталкивался. Этот факт сильно воздействовал на отношение Митрофанушки к собственной жизни: он чувствовал свою вседозволенность. В основе жизни героя лежала лень и апатия, стремление осуществлять только собственные цели, связанные с покоем.
Главный герой видел то, как его мать обращается с его отцом. Простаков не играл большой роли в их семье. Это стало причиной того, что и Митрофан не воспринимал своего отца серьезно. Он рос бесчувственным и эгоистичным, не проявляя любви даже к матери, которая в свою очередь его любила очень сильно. Такое равнодушное отношение к матери персонаж продемонстрировал в финале произведения: Митрофанушка отказывает госпоже Простаковой в поддержке со словами «Да отвяжись ты, матушка, как навязалась».
Такая цитатная характеристика в полной мере указывает на результаты вседозволенности и слепой родительской любви. Д. И. Фонвизин продемонстрировал, как такая любовь губительно влияет на человека.
Почему имя митрофанушки стало нарицательным?
Сергей
Имя Митрофан (Недоросль) стало нарицательным после комедии Фонвизина и обозначает недалекого, ленивого, неспособного к обучению подростка. Митрофанушка (Простаков Митрофан) – сын помещиков Простаковых. Он считается недорослем, т. к. ему 16 лет и он не достиг совершеннолетия. Соблюдая указ царя, Митрофанушка учится. Но делает это с большой неохотой. Он отличается тупостью, невежеством и ленью (сцены с учителями) . Митрофан груб и жесток. Он ни во что не ставит своего отца, издевается над учителями и крепостными. Пользуется тем, что мать в нем души не чает, и вертит ею, как хочет. Митрофан остановился в своем развитии. О нем Софья говорит: «Он хотя и 16-ти лет, а достиг уже до последней степени своего совершенства и дале не пойдет» . В Митрофане сочетаются черты тирана и раба. Когда план Простаковой женить сына на богатой воспитаннице, Софье, не удается, недоросль ведет себя как раб. Он униженно просит прощения и покорно принимает от Стародума «свой приговор» — идти служить («По мне, куды велят» ) . Рабское воспитание привито герою, с одной стороны, крепостной нянькой Еремеевной, а, с другой стороны, всем миром Простаковых-Скотининых, у которых извращены понятия о чести. Через образ Митрофана Фонвизин показывает деградацию русского дворянства: из поколения в поколение невежество увеличивается, а грубость чувств доходит до животных инстинктов. Недаром Скотинин называет Митрофана «чушка проклятая» . Причина такой деградации – в неправильном, уродующем воспитании.
Образ Митрофанушки и само понятие «недоросль» стало нарицательным. Сейчас так говорят о невежественных и глупых людях.
sprashivalka.com
Жизненные цели
Характеристика Митрофана из комедии «Недоросль» во многом определяется его отношением к жизни. Митрофанушка не имеет возвышенных целей. Он не приспособлен к реальной жизни, поэтому его основными действиями становятся сон и поедание своеобразных кушаний. Герой не обращает внимание ни на природу, ни на красоту, ни на любовь своих родителей. Вместо учебы Митрофанушка мечтает о своей женитьбе, при этом ни разу не задумываясь о любви. Это чувство Митрофанушка никогда не испытывал, поэтому брак для него — это то, что принято в обществе, поэтому он так хочет жениться. Митрофанушка впустую прожигает свою жизнь, не задумываясь о каких-то масштабных целях.
Вариант 3
Денис Иванович Фонвизин – великий русский писатель. В своем произведении «Недоросль» он показал читателям обобщенный образ молодого поколения из дворянского сословия 19 века на примере главного героя Митрофана. Имя Митрофан в переводе с греческого языка означает «похожий на мать». Герой воспитывается в семье, в которой отношения построены на лжи, лести, грубости. Мать вырастила своего сына непутевым, необразованным человеком. У Митрофана в жизни нет никаких целей и стремлений, они слишком мелки и ничтожны. Он разбалован, грубо обращается не только с прислугой, но и с родителями. Фонвизин данный образ не придумал. На самом деле в то время в дворянских кругах часто встречались подобные Митрофану недоросли, которые плохо учились, ничего не делали, так проживали свои дни.
У Митрофана были домашние учителя, которые в принципе не давали ему никаких знаний. Но и стремление к учебе у героя напрочь отсутствует. Он глуп, наивен, речь его не развита и груба. Этот человек не приспособлен к окружающей жизни, ничего не может делать без матери и без слуг. Основные его занятия в течение дня — поесть, отдохнуть и гонять голубей. Что же сделало Митрофана именно таким? Конечно, эта та система воспитания, которая исходила от Простаковой, матери героя. Она слишком потакала его капризам, поощряла все его ошибки, и тем самым в итоге получился такой вот результат воспитания. Это слепая любовь матери к своему ребенку.
Воспитываясь в таких условиях, Митрофан привык, что имеет право голоса в семье, имеет право грубо обращаться с окружающими. Такому человеку, как Митрофан, в жизни будет очень тяжело, если он останется один со своими проблемами. В конце произведения Простакова теряет свое имение и вместе с ним теряет и собственного сына. Вот это и есть плод ее воспитания. Данный итог комедии показывает уровень этой системы воспитания и образования.
На примере образа Митрофана Фонвизин показал одну из главных проблем в семейном воспитании. Эта проблема и сейчас является актуальной. В современном обществе тоже есть такие избалованные дети, которые растут в подобных условиях. Каждый должен задуматься над тем, чтобы искоренить таких недорослей, тянущих наше общество назад. Думаю, что такие люди как Митрофан не знают, что такое настоящая жизнь и не понимают в чем ее смысл в силу своего невежества. Мне жалко таких детей и их родителей. Надеюсь, что все родители, прочитав эту комедию, поймут свои ошибки и смогут воспитать достойного гражданина своей страны.
Денис Фонвизин
Прежде чем говорить о самой комедии, необходимо хотя бы вкратце сказать о ее авторе. Денис Фонвизин прожил не слишком долгую (всего сорок семь лет), но яркую жизнь. Большинство знает его лишь как человека, написавшего «Недоросля», между тем его перу принадлежат пьеса «Бригадир», множество переводов и адаптаций, трактаты и очерки.
Несмотря на то что пьес он написал всего две (и то после «Бригадира» более десяти лет не обращался к драматургии), именно Фонвизин является «прародителем» так называемой русской бытовой комедии.
Юность
Перевод имени Митрофан несет в себе что-то доблестное. Каков же юный Митя?
Добродушный парень с хорошей успеваемостью. Как говорилось выше, его психологическая стабильность исходит из семьи. В случае если родители решат развестись, когда их Митя находится в подростковом возрасте, мальчик рискует превратиться в закомплексованного мужчину с постоянным чувством вины. Когда в семье все хорошо, Митрофан растет уверенным в себе и очень целеустремленным человеком.
Что касается отношений с девушками, то постоянство не про нашего героя. Но об этом в подразделе «Семья и брак».
«Недоросль» Фонвизина: история создания
Несмотря на то что «Недоросль» был завершен писателем и политиком в начале восьмидесятых годов, есть основания полагать, что задумал свою сатирическую «комедию нравов» Фонвизин еще в шестидесятых: именно к этому времени относится пьеса, впервые увидевшая свет лишь в минувшем столетии — при жизни автора она так и не была опубликована. Ее персонажей можно назвать ранними прообразами героев «Недоросля»: в каждом из них достаточно легко улавливаются знакомые черты.
Трудясь над комедией, Денис Иванович использовал огромное многообразие источников — и статьи, и произведения различных авторов (как современных, так и прошлых столетий), и даже тексты, принадлежащие перу самой Екатерины Великой. Закончив работу над «Недорослем», Фонвизин, разумеется, решил поставить пьесу, хоть и понимал, что сделать это будет трудно — обилие новых идей и смелых высказываний перекрывало произведению дорогу к широкой аудитории. Тем не менее он сам взялся за подготовку спектакля и, хоть и медленно, хоть и со всевозможными задержками, «Недоросль» увидел свет в театре на Царицыном лугу и получил феноменальный успех у зрителей. Произошло это в 1782 году, а годом позже пьеса впервые была опубликована.
Кто такой недоросль
У многих вызывает искреннее недоумение название произведения. В самом деле, почему — недоросль? Что это вообще за слово? Все просто. В восемнадцатом веке (а именно тогда жил и работал Денис Фонвизин) «недорослем» называли молодого человека дворянского (то есть знатного) происхождения, который не получил образования. Человек ленивый, бестолковый, ни к чему не способный — вот кто такой недоросль. Подобные юноши не могли устроиться на службу, не выдавалось им и разрешение на брак.
Денис Иванович же назвал свое произведение «Недоросль» потому, что именно таков Митрофанушка, один из главных героев. Он вложил в это слово чуть больше сатиры, чем оно имело в реальности. Недоросль, с легкой руки Фонвизина, — не только необразованный, но еще и эгоистичный, и грубый юноша. Характеристика образа Митрофанушки более подробно будет представлена далее.
Сюжет «Недоросля» закручивается вокруг скромной девушки Софьи, оставшейся без родителей и потому взятой на воспитание семьей Простаковых, людьми жадными и недалекими. Софья — богатая наследница, невеста на выданье, и заполучить супругу с таким приданым хотят и Простаковы, пытаясь выдать ее за своего шестнадцатилетнего сына Митрофанушку — недоросля, и брат Простаковой Скотинин, одержимый идеей о большом количестве скота в Софьином хозяйстве. У Софьи же есть любимый человек — Милон, за которого ее хочет отдать и ее единственный родственник — дядюшка Стародум. Он приезжает к Простаковым и очень удивляется, видя, как хозяева заискивают перед ним и его племянницей. Митрофанушку стараются выставить в лучшем свете, однако необразованный и ленивый увалень портит все попытки матери.
Узнав, что Стародум и Милон увозят Софью, ночью по приказу Простаковых ее пытаются выкрасть, однако Милон предотвращает похищение. Заканчивается же все тем, что Простаковы теряют не только выгодную невесту, но и свои имения — всему виной их жадность, злость и корыстолюбие.
Образ и характеристика Митрофанушки с цитатами и примерами из текста
Митрофан Простаков — герой пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль», юноша, единственный сын дворян Простаковых. Недорослями в XIX веке называли юношей из дворянских семей, которые из-за своей лени и невежественности не могли окончить обучение, и как следствие, поступить на службу и жениться.
Фонвизин в своей пьесе как раз и высмеивает таких молодых людей, воплощая их черты в образе одного из главных героев пьесы — сына Простаковых Митрофана.
Отец и мать очень любят своего единственного сына и не замечают его недостатков, более того, переживают за сына и заботятся, как будто он маленький ребенок, берегут от всех напастей, боятся, что он может переутомиться от работы:»….пока Митрофанушка еще в недорослях, пота его и понежить; а там лет через десяток, как войдет, избави Боже, в службу, всего натерпится…».
Митрофанушка не прочь вкусно отобедать: «… А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал […] Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню…» «…Да видно, брат, поужинал ты плотно…» «…Квасу целый кувшинец выкушать изволил…».
Митрофан – очень грубый и жестокий юноша: он мучает крепостных, издевается над своими учителями, не гнушается поднять руку даже на отца. В этом есть вина матери, которая взяла хозяйство в свои руки и ни во что ни ставит своего мужа. Её не любят ни крестьяне, ни родные, потому что она ругается и колотит всех почем зря.
За воспитание и обучение Митрофанушки также отвечает госпожа Простакова, однако не сильно вмешиваясь в эти процессы. Поэтому юноша жесток и груб, но не может постоять за себя, а прячется за мамину юбку. Дела с учёбой также обстоят не лучше. Мало того, что Митрофан глуп и ленив, ему ничто не интересно, он не любопытен, а на уроках ему очень скучно. К тому же учителя у него никудышные — бывший дьячок Кутейкин, отставной сержант Цыфиркин и бывший кучер Вральман – люди невежественные и малообразованные:»…Ну, что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям?..» Кроме того, Вральман – учитель французского, хотя сам он немец, французского языка не знает, но ухитряется учить ему мальчика.
В образе Митрофана отразился тип представителя молодого поколения того времени: ленивого, невежественного, грубого; он не стремится расти духовно, умственно и культурно, у него нет никаких идеалов и стремлений.
Главные персонажи
Основными героями «Недоросля» являются уже упомянутые Митрофанушка, его родители (при этом следует отметить, что всем в этой семье заправляет мать, не считающая прислугу за людей, усиленно следующая моде того времени; отец же семейства находится полностью под каблуком у своей властной жены, которая даже поднимает на него руку), Софья, ее дядюшка Стародум, жених Милон, государственный чиновник Правдин, чьей целью является разоблачение злодеяний Простаковых (в этом он в итоге преуспевает). Нужно обратить особое внимание на то, что Фонвизин использовал для своих персонажей «говорящие» имена — ими наделены как положительные (Стародум, Правдин, Софья), так и отрицательные (Скотинин, Простаковы) персонажи. В характеристике Митрофанушки его имя также имеет огромное значение — с греческого «Митрофан» означает «маменькин сынок», что действительно полностью отражает характер героя. Лишь в самом конце пьесы Митрофанушка ругается с матерью и велит ей отстать от него.
Фонвизин сталкивает лбами в своем произведении совершенно разные социальные слои — здесь представлены и чиновники, и дворяне, и слуги… Он открыто высмеивает дворян с их воспитанием, осуждает таких, как Простаковы. С первых же слов пьесы легко понять, где положительные, а где отрицательные герои и каково отношение автора к каждому из них. Во многом именно благодаря прекрасно прописанным образам отрицательных персонажей (особенно характеристике Митрофанушки) «комедия нравов» и принесла своему создателю такой успех. Имя Митрофанушки вообще стало нарицательным. Пьесу, кроме того, разобрали на крылатые выражения с цитатами.
Характеристике Митрофанушки стоит уделить особое внимание. Однако прежде необходимо сказать еще о трех персонажах пьесы. Это учителя Митрофанушки — Цыфиркин, Кутейкин и Вральман. Их нельзя напрямую отнести ни к положительным, ни к они принадлежат к такому типу людей, в которых равным образом сочетается и хорошее, и дурное. Однако фамилии у них также «говорящие»: а говорят они о главном свойстве человека — например, у Вральмана это вранье, а у Цыфиркина — любовь к математике.
Образ Митрофана в комедии Фонвизина «Недоросль»
Новым этапом в творческой жизни писателя Д. И. Фонвизина стало комедийное произведение «Недоросль»
. Недорослью было принято называть дворянских юношей, не допущенных к государственной службе из-за незаконченного образования. Перед тем как стать офицером, необходимо было сдать экзамен, но на деле это становилось всего лишь формальностью. Поэтому основная часть армии состояла из избалованных и бестолковых офицеров. Именно таких ленивых и невежественных молодых людей, бесполезно проживающих свои годы, выставляет на всеобщее обозрение автор.
- Пьеса была представлена обществу в 1782 году и получила потрясающий успех. Комедия имеет социально-политического характер. Основные проблемы, затронутые в произведении
– это необразованность и отсутствие воспитания, конфликт старшего и младшего поколения, супружеские отношения, несправедливое отношение с крепостными. Автор выстраивает различные ситуации взаимодействия дворян и крепостных крестьян, в которых всячески высмеивает бесчеловечные и безнравственные поступки общества.
Образ от Фонвизина
- Для своих персонажей автор подбирает имена, которые сразу же дают представление о человеке, разделяя их на отрицательных и положительных героев. Их образы Фонвизин подчеркивает при помощи разных разговорных стилей, противопоставляя их друг другу. Отрицательными героями выступают
представители дворянства – Простаковы, Скотинин, Митрофан.
Положительные герои
, являющиеся представителями новой эпохи просвещения, имеют более приятные имена – Софья, Правдин, Милон и Стародум. - Действие комедии
происходит в зажиточной дворянской семье, в которой главным героем выступает необразованный хамоватый маменькин сынок Митрофан. Избалованный вниманием юноша является воплощением эгоизма, грубости и заносчивости. Образ Митрофана полностью передает деградацию молодого наследия России.
«Недоросль»: характеристика Митрофанушки
Персонажу, в чью «честь» названо произведение, почти шестнадцать лет. В то время как многие в его возрасте являются вполне самостоятельными взрослыми людьми, Митрофанушка не может и шагу ступить без матушкиной подсказки, не держась за ее юбку. Он из тех, кого называют «маменькин сынок» (и как уже упоминалось выше, прямое указание на это содержится даже в значении его имени). Несмотря на то что у Митрофанушки есть отец, мужского воспитания в полноценном понимании этого слова мальчик не получает — его батюшка и сам не славится подобными свойствами.
Для родителей Митрофанушка все еще маленький ребенок — даже в его присутствии они говорят о нем именно таким образом, называя его дитем, ребенком — и Митрофанушка беззастенчиво этим пользуется на протяжении всей комедии. Отца мальчик ни в грош не ставит, лишний раз доказывая тем самым, что он совершенный «маменькин сынок». Очень показательна в этом плане сцена, где Митрофан жалеет мать, уставшую от битья отца — так она, бедная, натрудилась, его избивая. О том, чтобы посочувствовать отцу, речи и не идет.
Кратко характеристику Митрофанушки в «Недоросле» дать не совсем возможно — столько всего можно сказать об этом персонаже. Например, он очень любит плотно покушать, а потом — всласть понежиться без дела (впрочем, дел-то у него особо и нет, кроме учебы, в которой, надо отметить честно, он вовсе не прилежен). Как и мать, Митрофан довольно бессердечный человек. Он любит унижать других, ставя их ниже себя, лишний раз «указывая место» людям, работающим на него. Так, постоянно обижает он свою няню, с рождения приставленную к нему, которая всегда при этом находится на его стороне. Это еще один показательный момент в характеристике Митрофанушки из комедии «Недоросль».
Митрофанушка — ябеда и наглец, но между тем и подхалим: уже в таком возрасте он чувствует, кому нельзя грубить, перед кем стоит «показать свои лучшие качества». Беда-то только в том, что с подобным маменькиным воспитанием лучших качеств у Митрофанушки просто не может быть. Даже ей, той, которая так слепо любит его и все ему дозволяет, он угрожает, шантажирует ее в попытках добиться желаемого для себя. Такие качества не делают чести характеристике Митрофанушки, говоря о нем как о дурном человеке, готовом идти по головам ради только себя самого и своих требований, как о человеке, который любит только до тех пор, пока выполняют его волю.
Интересно, что Митрофану присуща самокритичность: он отдает себе отчет в том, что ленив и глуп. Однако совершенно не огорчается по этому поводу, заявляя, что «не охотник до умниц». Вряд ли подобное качество перешло к нему от матери, скорее он перенял его от отца — хоть что-то он должен был от него унаследовать. Такова краткая характеристика Митрофанушки, героя, чьим именем вот уже несколько веков называют людей, обладающих подобными чертами характера.
Почему имя Митрофанушки стало нарицательным? — Сочинение
После выхода в свет комедии Д.И. Фонвизина имя Митрофанушки стало нарицательным, слово «недоросль» получило сатирический и глубоко обобщенный смысл. Это было обусловлено реалистичностью комедии, художественным мастерством драматурга.
Какие же черты реализма мы можем отметить в комедии? Прежде всего, принцип историзма. В «Недоросле» показана зрителю зажиточная дворянская семья екатерининского времени, т.е. Д.И. Фонвизин сделал предметом своего изображения современную ему жизнь. Характеры героев обусловлены их жизненными обстоятельствами, т.е. сформировавшей их средой. Общий уклад жизни в русской помещичьей усадьбе, несовершенная система образования, нравственный облик родителей и их представления о жизни — вот составляющие, сформировавшие личность главного героя в комедии.
Митрофанушка — недоросль, ленивый, неуклюжий увалень, которому нет еще и шестнадцати лет. Любимое занятие его — гонять голубей. Митрофан не особенно жалует науки. «Не хочу учиться, а хочу жениться», — заявляет он. Тем не менее к нему постоянно ходят учителя: семинарист Кутейкин учит его грамматике, отставной сержант Цыфиркин — математике, немец Вральман — «по-французски и всем наукам». И сынок Простаковой в науках «весьма преуспевает»: из грамматики он знает, что есть «существительна да прилагательна». Дверь, по его мнению, является прилагательным, так как она приложена к своему месту. Другая дверь, которая еще не навешена, — «покамест существительна». Столь же успешен Митрофан и в изучении математики — Цыфиркин бьется с ним третий год, а «этот недоросль… грех перечесть не умеет». Истории и прочим наукам обучает Митрофана немец Вральман, ранее служивший у Стародума кучером. Вральман не утруждает своего воспитанника занятиями — вместо того, чтобы учить его истории. Вральман заставляет рассказывать «истории» скотницу Хавронью и вместе с Митрофаном с удовольствием слушает ее. Госпожа Простакова, всем сердцем любя сына, не утруждает его занятиями и всячески балует. Привить Митрофану какие-либо положительные качества или понятия о нравственности она не в состоянии, так как сама лишена их. Результаты подобного воспитания плачевны: Митрофанушка не только невежествен, но и злонравен. Он труслив, груб со своими учителями. В финале комедии он отрекается от собственной матери, лишившейся всех прав на управление имениями. Потерпев неудачу в своем намерении женить сына на Софье и лишившись имений, госпожа Простакова растеряна и разбита. В надежде найти утешение она бросается к Митрофанушке, а в ответ слышит: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…».
Герой изображен во многих «выразительных» сценах: сцене примерки кафтана, драки со Скотининым, мы видим его на уроке, в сцене неудавшегося похищения Софьи. Все это дает возможность зрителю увидеть всю многогранность личностных черт персонажа. Автор обнажает в нем такие черты, как полное невежество, грубость, трусость, избалованность, эгоизм, лень, нравственный инфантилизм. Следуя традициям народной сатиры, драматург охотно уподобляет своего героя животным. Так, к примеру, Цыфиркин в ответ на грубость Митрофана отвечает: «собака лает, ветер носит».
Жизненная достоверность комедии, многогранность характеров во многом создаются благодаря речи героев. Так, Митрофан называет свою няню Еремеевну — «стара хрычовка», Цыфиркина — «гарнизонна крыса», не особо церемонится он и при общении с дядей, заявив ему, что тот «белены объелся», и предложив «проваливать».
Также стоит отметить современность пьесы. Д.И. Фонвизин затрагивает в ней вечные проблемы, проблемы воспитания и образования молодого поколения. И такие «Митрофанушки» существуют во все времена. Еще В.О. Ключевский о (В.О. Ключевский).
Таким образом, комедия «Недоросль» находится у истоков русской реалистической литературы. Отдав определенную дань классицизму (наличие традиционного любовного треугольника в сюжете, наличие «говорящих» фамилий, схематизм в обрисовке некоторых характеров, наличие положительных и отрицательных персонажей (при многогранности их характеров)), драматург стремится к широкому охвату явлений современной ему действительности. «В пьесе Фонвизина — все русское, национальное: тема, сюжет… характеры действующих лиц. Идейная направленность произведения обусловлена временем… Фонвизин показал зависимость поведения и характеров людей от среды, в которой они живут» [45]. Все эти элементы реализма нашли свое отражение в комедии «Недоросль». Именно поэтому имя Митрофанушки стало «нарицательным именем смешной несовершеннолетней глупости и учащегося невежества» (В.О. Ключевский).
sochineniye.ru
А был ли мальчик?
Известно, что сценки для своего произведения Фонвизин «подсматривал» в жизни. А что же с героями? Придуманы ли они полностью или списаны с реально существовавших лиц?
Характеристика героя Митрофанушки дает основание полагать, что прототипом его был Алексей Оленин. Впоследствии он стал известен как государственный деятель и историк, а также художник. Но до восемнадцати лет его поведение являлось абсолютно сходным с характеристикой Митрофанушки: он не желал учиться, был груб, ленив, как говорится, впустую «прожигал жизнь». Считается, что «встать на путь истинный» Алексею Оленину помогла именно комедия Фонвизина: якобы, прочитав ее, он узнал себя в главном герое, впервые увидел свой портрет со стороны и был настолько потрясен, что обрел мотивацию для «перерождения».
Так это или нет, теперь достоверно узнать невозможно. А вот некоторые факты из биографии Оленина сохранились. Так, до десяти лет его воспитывали отец и специально нанятый гувернер, обучался он также на дому. Когда же он пошел в школу (причем не в какую-нибудь, а в Пажескую придворную), то вскоре был отправлен продолжать учебу за рубеж — выбрали с этой целью именно его, так как маленький Алеша демонстрировал прекрасные успехи в обучении. За границей он окончил два высших заведения — таким образом, говорить о том, что Оленин был лентяем и неучем, как Митрофанушка, не приходится. Вполне возможно, что некоторые качества, присущие Оленину, напоминали характеристику Митрофанушки, однако, скорее всего, утверждать, что Оленин — стопроцентный прототип фонвизинского героя, нельзя. Более вероятно все же, что Митрофан — некий собирательный образ.
Семья и брак
Как говорилось выше, мужчина, чье имя Митрофан, меняет женщин как перчатки. Он очень влюбчив. Страстен в любви, но подруга ему быстро надоедает. Он находит новую, и все повторяется.
Все избранницы Мити внешне похожи. Стройные, ухоженные женщины. Даже когда он женится, не оставит свои походы «налево». Жене придется или терпеть, или разводиться с Митей.
Отцовские инстинкты слабые. Дети ему особо не нужны, по правде. Если жена примет решение уйти от мужа, то вряд ли Митрофан станет примерным «воскресным» папой.
Значение комедии «Недоросль» в литературе
«Недоросль» изучают на протяжении уже двух с лишним столетий — с самого выхода пьесы и по сей день. Ее значение переоценить трудно: она сатирически высмеивает социальный и даже государственный уклад общества. И делает это открыто, не боясь даже власти — а между тем Екатерина Великая именно из-за этого после публикации «Недоросля» запретила издавать что-либо, вышедшее из-под пера Фонвизина.
Его комедия подчеркивает острые вопросы того времени, но не менее актуальными они остаются и сейчас. Недостатки общества, существовавшие в восемнадцатом веке, никуда не делись и в двадцать первом. Пьесу с легкой руки Пушкина называли «народной комедией» — она имеет полное право именоваться так и в наши дни.
- В первой версии пьесы Митрофанушку зовут Иванушкой.
- Начальный вариант комедии ближе к пьесе «Бригадир».
- Фонвизин работал над «Недорослем» около трех лет.
- Идеи для написания черпал из жизни, однако рассказывал о создании только одной сцены — той, где Еремеевна защищает своего воспитанника от Скотинина.
- Когда Николай Васильевич Гоголь учился в гимназии, он играл в школьных постановках роль госпожи Простаковой.
- Фонвизин набрасывал продолжение «Недоросля» в письмах друг другу Софьи и Стародума: по задумке автора, после свадьбы Милон изменил Софье, на что она и жаловалась своему дяде.
- Впервые мысль о создании подобного произведения зародилась у Дениса Ивановича, когда он был во Франции.
С момента создания пьесы прошло уже более двух столетий, а она не теряет своей актуальности и по сей день. Все новые и новые исследования посвящаются изучению самой комедии и отдельных ее персонажей. А значит, Денису Фонвизину удалось подметить и осветить в своем произведении что-то такое, что во все времена будет приковывать внимание читателей и зрителей.
Услышав название комедии «Недоросль» вырисовывается образ бездельника и неуча. Не всегда слово недоросль имело ироничный смысл. Во времена Петра I недорослями называли дворянских детей, не достигших 15 лет. Фонвизину удалось придать слову другое значение. После выхода комедии оно приобрело нарицательный характер. Образ и характеристика Митрофанушки в комедии «Недоросль» являются отрицательными. Через этот персонаж Фонвизин хотел показать деградацию русского дворянства, когда человек перестает быть человеком, превращаясь в невежественную и глупую скотину.
Ключевую роль в комедии «Недоросль» занимает Митрофан Простаков, дворянский сын. Имя Митрофан означает «подобный», схожий с матерью. Родители, как в воду глядели. Назвав таким именем ребенка, получили полную свою копию. Бездельник и тунеядец, привыкший, что все желания выполняются с первого раза. Любимые занятия хорошо поесть и поспать. Митрофану всего 16 лет и когда у сверстников полно стремлений и желаний, у него они отсутствуют напрочь.
Описание и характеристика Митрофана в комедии «Недоросль»
Фонвизин не случайно подбирает главному герою имя Митрофан. В значении его имени «подобный» подчеркивается его подражание матери.
- Перед читателем предстает высокий возмужавший юноша в красивых одеждах и глуповатым выражением лица. За его внешностью скрывается пустая невежественная душа.
- Пятнадцатилетний Митрофан окружен беззаботной жизнью. Он не расположен к учебе и не ставит перед собой важных целей. Изучение наук не вызывают у молодого человека интерес.
- Все что его заботит — это вкусный обед и бесполезный досуг. Свое счастливое времяпровождение Митрофан видит в возможности подурачиться или погоняться за голубями.
- Благодаря состоятельности семьи
, юноша получает образование в домашних условиях. Однако науки даются ему с большим трудом. Мать Митрофана не требует от сына образованности и позволяет создавать видимость обучения, с целью выполнения государственного приказа: «…друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься!». - Не придавая важного значения процессу просвещенности, необразованная Простакова окружает сына бесполезными учителями-невеждами. Ее жадная натура скупится на дорогое образование.
- При помощи их имен, Фонвизин подчеркивает незаурядность преподавания. Математические предметы преподает сержант в отставке Цыфиркин.
- Грамматике обучает бывший семинарист Кутейкин. Французскому языку учит Вральман – в дальнейшем выясняется, что он не так давно работал кучером.
Вральман самый хитрый человек среди учителей. Видя незаинтересованность семьи, он недобросовестно проводит процесс обучения, преследуя лишь материальный интерес. Видя глупость Митрофана, Вральман проявляет разумность и никогда не спорит, и не задирает юношу в беседе. В своих высказываниях учитель подчеркивает незаурядность и посредственность ученика.
- Характеристика Митрофана
идентична многочисленной дворянской молодежи того времени. За четыре года обучения в нем не откладывается ничего полезного. Первопричиной этому стала пассивность юноши. Проявляя желание, он мог бы получить хоть какие-то начальные знания. Рассуждения юноши настолько примитивны, что слово «дверь» он с уверенностью относит к прилагательным, обосновывая свой выбор несуразными доводами. - Находясь под покровительством Простаковой, Митрофана ничто не заботит и не тревожит. Он не чувствует никакой ответственности перед государством. Юноша уверен в своем благополучном будущем, видит себя в роли преуспевающего помещика. Он старается выполнить все материнские указания и из каждого поступка извлекает собственную выгоду. В случаях, когда Простакова не идет на поводу у эгоистичных желаний сына, Митрофан манипулирует ее сознанием путем неблагоразумных угроз.
- Все что способен чувствовать сын к матери
– это признательность за ее внимание. Простакова любит своего сына животной любовью, от которой больше вреда, чем пользы. Всячески потакает его человеческим инстинктам. Она не в состоянии привить сыну достойные человеческие качества, так как сама не обладает ими. Принимая за него все решения и выполняя его прихоти, мать становится главной причиной деградации сына. - Видя жестокое и грубое обращение Простаковой с крепостными, сын перенимает ее модель поведения и ведет себя наглым образом. Несмотря на благосклонное материнское отношение, Митрофан не питает к ней любви и понимания, открыто проявляя пренебрежение.
- В момент, когда Простакова разбита нереализованными ожиданиями и ищет в сыне поддержку, он хладнокровно отстраняется от нее. И это после того, как во всех затруднительных положениях Митрофан прятался за ее юбку.
- Отец юноши, идя на поводу у своей жены, далек от реальности и высказывает восхищение Митрофаном: «…то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости сам истинно не верю, что он мой сын…».
- Митрофан, чувствуя доминирование матери, неуважительно относится к отцу. Увидев в одном из сновидений, как мать колотит отца, у Митрофана возникает сочувствие не к побитому отцу, а обессиленной матери: «… Так мне и жаль стало … тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку…». В этих словах видна открытая лесть Митрофана. Понимая, что мать сильнее и властнее отца, он становится на ее сторону.
Родители слепо не признают взросление сына, называя его ребенком, Митрофанушкой и постоянно сюсюкаясь с ним. Чрезмерное внимание приводит в избалованности и изнеженности юноши.
- Преувеличивая свою важность, Митрофан позволяет себе хамское и жестокое отношение к окружающим. Кормилица, воспитавшая его с рождения, постоянно выслушивает в свой адрес грубые высказывания и угрозы.
- Учителя, недовольные процессом обучения юноши, также вынуждены терпеть нелицеприятные вещи: «…Давай доску, гарнизонная крыса! Задавай, что писать…».
- Митрофан не желает учиться, но его привлекает мысль о женитьбе. Высказывание юноши: «не хочу учиться, хочу жениться» стало крылатым и часто произносится в наши дни. По вопросу женитьбы, Митрофан в очередной раз полагается на мать и помогает ей воплощать хитроумные замыслы.
- Невеста,
которую Простакова подбирает своему сыну, гораздо умнее юноши в одночасье замечает его недальновидность ума. Софья говорит о том, что большего чем есть в Митрофане к его 16 годам, ожидать не стоит. - Митрофан вместе с матерью во всех ситуациях преследуют собственную корысть. Не смотря на свою необразованность, у Простаковых хватает ума разглядеть во всем выгоду. Они быстро подстраиваются под новые события и переигрывают ситуацию.
- Митрофан готов целовать руки незнакомцу, чувствуя его властность и богатство. Как только семейство узнает, что Софья стала наследницей, то тут же меняют свое отношение к девушке. Начинают проявлять наигранную любовь и беспокоиться о ее счастье. Ради благополучия своего сына маменька готова собственноручно драться со своим братом Скотининым.
Простакова и Скотинин
В комедии происходит столкновение двух разных миров – невежд и просвещенных. Дворяне по-разному воспитаны и имеют противоположные представления о нравственности. Когда намерения жениться на Софье ради материальной выгоды с треском проваливаются, Митрофан, поджавши хвост, выслуживается перед матерью.
Сталкиваясь с сильным соперником, молодой человек проявляет трусость, усмиряет свой пыл и преклоняет голову. Благодаря усилиям Стародума, олицетворяющего авторскую позицию, Митрофана наконец-то разоблачают в его бесполезности обществу и отправляют на службу. Это единственный шанс на положительные изменения в жизни юноши.
В конце комедии у Простаковой отбирают право на управление имуществом, и неблагодарный сын тут же отказывается от нее. Госпожа получает по заслугам за свою жадность и невежество. Жестокие дворяне, во власти которых ответственность за жизнь сотни дворян, должны получать по заслугам.
Митрофана можно назвать жертвой воспитания своих родителей. Излишняя высокомерность и превосходство привели всю семью к полной несостоятельности. На примере Митрофана, автор показывает, как лень молодых людей лишает возможности самореализации.
Митрофан и мать
Митрофан типичный маменькин сынок.
«Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!»
Отец любит сына не меньше, чем мать, но мнение отца для него ничего не значит. Видя, как мать обращается с супругом, унижая на глазах крепостных, то словом, то подзатыльником, парень сделал определенные выводы. Если мужик добровольно позволил превратить себя в тряпку, то, чего он может заслуживать. Единственное желание вытереть ноги и переступить.
Благодаря матери Митрофан абсолютно не приспособлен к жизни. Зачем забивать голову проблемами и заботами, когда есть слуги и мать, ради него готовая на все. Ее опека и собачье обожание раздражали. Материнская любовь не находила отклика в его сердце. Он вырос холодным, бесчувственным. В финальной сцене Митрофан доказал, что мать ему безразлична. Он отказывается от родного человека, стоило ему услышать, что она лишилась всего. Бросившись к нему в надежде получить поддержку, женщина слышит грубое:
«Да отвяжись ты, матушка, как навязалась»
Корысть, желание разбогатеть быстро и не прилагая усилий стали его кредо. Эти черты тоже передались от матери. Даже свадьба с Софьей была с подачи маман, желающей выгодно пристроить непутевого сына.
«Не хочу учиться, хочу жениться»
Это слова Митрофана, адресованные ей. Предложение было воспринято им на ура. Ведь свадьба с богатой наследницей сулила ему беззаботное и обеспеченное будущее.
Видео: Краткое содержание известной комедии «Недоросль»
Митрофан – один из главных персонажей комедии, и именно ему посвящено название. Он считает себя уже очень взрослым, хотя совсем ещё ребенок, но не милый и наивный, а капризный и жестокий. Самовлюбленный, так как все его окружили любовью, но такой – ограничивающей.
Конечно, он смеётся над учителями. Понятно, что он хочет уже жениться на красавице Софье. Он ничего не боится, но очень труслив. То есть он боится всего, всегда готов позвать на помощь нянюшку и мамочку, но ведёт себя со всеми очень нагло, вызывающе…
И всё бы ничего! Но вот только мамочка его во всём поддерживает, никак не ограничивает.
Знакомимся мы с Митрофаном, когда он красуется в новом кафтане, а мама ругает портного. Митрофан уже вырос – высокий, довольно плотный парень. Лицо у него не очень умное, как и поступки. Он немного смеётся над всеми, играет, дурачится. Его точно хорошо кормят, он даже меры не знает, поэтому у него часто болит живот. Физически он вырос, а вот его сердцем и душой не занимались. А то, что его мозг просто не хочет запоминать информацию (года три азбуку учит), то это тоже капризы Митрофана. Ему кажется, что и без наук у него всё будет – стараниями мамочки. Она его почти пристроила за богатую наследницу Софью, которая ещё и очень красива и добра.
Часто Митрофан делает то, что ему говорят. Не учителя, конечно, а мама. Сказала, мол, целуй ручку незнакомому человеку, так он и делает. Но только ради выгоды. Никакой учтивости, доброты, уважения к другим у Митрофанушки нет.
В общем, Митрофан, может, и не такой плохой, но очень избалован. Недоросль верит в свою исключительность «без усилий». Он видит себя успешным помещиком, видит себя В его сердце нет любви даже к обожающей его маме, к верной няньке, ни к кому. Конечно, любит он только себя, но недостаточно. Иначе он бы хотя бы учился, развивался!
Отношение к учебе
Наука давалась Митрофану с трудом. Четыре года бились учителя, чтобы хоть чему-нибудь научить бестолкового парня, но результат был нулевой. Мать сама необразованная женщина, внушала сыну, что учиться необязательно. Главное деньги и власть, все остальное пустая трата времени.
«Лишь тебе мученье, а все, вижу, пустота. Не учись этой дурацкой науке!»
Указ Петра о том, что дворянские дети должны знать арифметику, божье слово и грамматику сыграли свою роль. Ей пришлось нанять учителей не из любви к наукам, а потому что так положено. Неудивительно, что с таким отношением к учебе Митрофан не понимал и не знал элементарных вещей.
Почему имя Митрофанушки стало нарицательным?
Почему имя Митрофанушки стало нарицательным? (по комедии Д.Й. Фонвизина «Недоросль») |
|
Просмотров: 1009 | Добавил: (19.03.2019) (Изменено: 19.03.2019) |
Всего ответов: 2 |
|
Обсуждение вопроса:Всего ответов: 2 Порядок вывода комментариев:
spring После выхода в свет комедии Д.И. Фонвизина имя Митрофанушки стало нарицательным, слово «недоросль» получило сатирический и глубоко обобщенный смысл. Это было обусловлено реалистичностью комедии, художественным мастерством драматурга. Какие же черты реализма мы можем отметить в комедии? Прежде всего, принцип историзма. В «Недоросле» показана зрителю зажиточная дворянская семья екатерининского времени, т.е. Д.И. Фонвизин сделал предметом своего изображения современную ему жизнь. Характеры героев обусловлены их жизненными обстоятельствами, т.е. сформировавшей их средой. Общий уклад жизни в русской помещичьей усадьбе, несовершенная система образования, нравственный облик родителей и их представления о жизни — вот составляющие, сформировавшие личность главного героя в комедии. Митрофанушка — недоросль, ленивый, неуклюжий увалень, которому нет еще и шестнадцати лет. Любимое занятие его — гонять голубей. Митрофан не особенно жалует науки. «Не хочу учиться, а хочу жениться», — заявляет он. Тем не менее к нему постоянно ходят учителя: семинарист Кутейкин учит его грамматике, отставной сержант Цыфиркин — математике, немец Вральман — «по-французски и всем наукам». И сынок Простаковой в науках «весьма преуспевает»: из грамматики он знает, что есть «существительна да прилагательна». Дверь, по его мнению, является прилагательным, так как она приложена к своему месту. Другая дверь, которая еще не навешена, — «покамест существительна». Столь же успешен Митрофан и в изучении математики — Цыфиркин бьется с ним третий год, а «этот недоросль… грех перечесть не умеет». Истории и прочим наукам обучает Митрофана немец Вральман, ранее служивший у Стародума кучером. Вральман не утруждает своего воспитанника занятиями — вместо того, чтобы учить его истории. Вральман заставляет рассказывать «истории» скотницу Хавронью и вместе с Митрофаном с удовольствием слушает ее. Госпожа Простакова, всем сердцем любя сына, не утруждает его занятиями и всячески балует. Привить Митрофану какие-либо положительные качества или понятия о нравственности она не в состоянии, так как сама лишена их. Результаты подобного воспитания плачевны: Митрофанушка не только невежествен, но и злонравен. Он труслив, груб со своими учителями. В финале комедии он отрекается от собственной матери, лишившейся всех прав на управление имениями. Потерпев неудачу в своем намерении женить сына на Софье и лишившись имений, госпожа Простакова растеряна и разбита. В надежде найти утешение она бросается к Митрофанушке, а в ответ слышит: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…». Продолжение ниже
spring Герой изображен во многих «выразительных» сценах: сцене примерки кафтана, драки со Скотининым, мы видим его на уроке, в сцене неудавшегося похищения Софьи. Все это дает возможность зрителю увидеть всю многогранность личностных черт персонажа. Автор обнажает в нем такие черты, как полное невежество, грубость, трусость, избалованность, эгоизм, лень, нравственный инфантилизм. Следуя традициям народной сатиры, драматург охотно уподобляет своего героя животным. Так, к примеру, Цыфиркин в ответ на грубость Митрофана отвечает: «собака лает, ветер носит». Жизненная достоверность комедии, многогранность характеров во многом создаются благодаря речи героев. Так, Митрофан называет свою няню Еремеевну — «стара хрычовка», Цыфиркина — «гарнизонна крыса», не особо церемонится он и при общении с дядей, заявив ему, что тот «белены объелся», и предложив «проваливать». Также стоит отметить современность пьесы. Д.И. Фонвизин затрагивает в ней вечные проблемы, проблемы воспитания и образования молодого поколения. И такие «Митрофанушки» существуют во все времена. Еще В.О. Ключевский отметил это. «Можно без риска сказать, что Недоросль доселе не утратил значительной доли своей былой художественной власти ни над читателем, ни над зрителем, несмотря ни на свою наивную драматическую постройку, на каждом шагу обнаруживающую нитки, которыми сшита пьеса, ни на устарелый язык, ни на обветшавшие сценические условности екатерининского театра, несмотря даже на разлитую в пьесе душистую мораль оптимистов прошлого века. <…> Мы живем в другой обстановке и в другом житейском складе; те же пороки в нас обнаруживаются иначе» (В.О. Ключевский). Таким образом, комедия «Недоросль» находится у истоков русской реалистической литературы. Отдав определенную дань классицизму (наличие традиционного любовного треугольника в сюжете, наличие «говорящих» фамилий, схематизм в обрисовке некоторых характеров, наличие положительных и отрицательных персонажей (при многогранности их характеров)), драматург стремится к широкому охвату явлений современной ему действительности. «В пьесе Фонвизина — все русское, национальное: тема, сюжет… характеры действующих лиц. Идейная направленность произведения обусловлена временем… Фонвизин показал зависимость поведения и характеров людей от среды, в которой они живут». Все эти элементы реализма нашли свое отражение в комедии «Недоросль». Именно поэтому имя Митрофанушки стало «нарицательным именем смешной несовершеннолетней глупости и учащегося невежества» (В.О. Ключевский). |
|