Сочинение по тексту К.Г.Паустовского «Богата наша страна местными речениями и диалектами»
К.Г.Паустовский- один из удивительных мастеров художественного слова, который воспитывает в нас трепетное отношение к природе ,умение видеть прекрасное в окружающем мире в данном тексте выступает в неожиданной для меня роли лингвиста, рассуждающего об обогащении современного русского литературного языка местными словами(диалектами).
Автор утверждает, что местное слово может обогатить язык, если оно благозвучно и понятно. Оно должно быть таким, чтобы значение его было ясно читателю сразу, без авторских ремарок. Но тут же отмечает, что и литература действует лишь до тех пор, пока она понятна. «Непонятная, нарочито заумная литература нужна только автору, но никак не народу,»-говорит писатель. И как в доказательство приводит высказывание Л.Н.Толстого: «Простота есть необходимое условие прекрасного».
Также автор приводит в пример слова, которые он услышал во Владимирской и Рязанской областях: «ОКОЕМ»-горизонт, и «СТОЖАР»- скопление звезд. Такие слова, считает К.Г.Паустовский украсят и современный русский язык.
С мнением автора трудно не согласиться. Действительно есть такие благозвучные местные речения и диалекты, которые украсили нашу современную речь .Так, например, глагол пахать ,который раньше употреблялся в значении «мести» активно используется в нашей речи в значении «возделывать землю». Диалектное когда –то слово «вязенки»,- в современном варианте активно используется как « варежки».
Невозможно не вспомнить Владимира Ивановича Даля — известного автора «Толкового словаря живого великорусского языка», который всю жизнь посвятил себя созданию этого произведения, в который вошли 200 000 слов и 30 000 пословиц, поговорок и присловий, поясняющих значение и употребление приводимых слов.
Прочитав этот текст, понимаешь, для чего необходимо узнавать историю происхождения слов. Автор призывает нас обогащать наш родной современный русский язык новыми благозвучными и понятными словами, чтобы русский язык оставался « могучим, правдивым и свободным», ,как у Тургенева.
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
Сочинение на тему «Почему интересно узнавать историю происхождения слов «:
Я очень люблю узнавать происхождение слов. Мне кажется, что этимология тесно связана с историей. Именно родословная слова как нельзя лучше расскажет о нашем народе, его внешнеполитических связях, пристрастиях и быте. Узнавая историю слова, человек часто удивляется и поражается сообразительности наших предков.
Узнавать о происхождении слова нам помогает этимологический словарь. Например, жениха называли именно этим словом, потому что он приводил в дом женщину. Невеста — это «неизвестная» (та, что не ведает). Таким образом, очень любопытно знать, почему мы говорим так, а не иначе. К тому же, этимология помогает нам научиться понимать слова, и в последствии правильно их склонять, изменять и образовывать новые слова с таким же корнем.
Прочитайте текст и выполните задания к нему.
В густом тонкоствольном осиннике я увидел в два обхвата пень. Пень этот сторожили выводки опят с рябоватыми шершавыми шляпками. На срезе пня мягкою шапкою лежал линялый мох, украшенный тремя или четырьмя кисточками брусники. И здесь же ютились хиленькие всходы ёлочек. У них было всего по две-три лапки и мелкая, но очень колючая хвоя. А на кончиках лапок всё-таки поблескивали росинки смолы и виднелись пупырышки завязей будущих лапок. Однако завязи были так малы и сами ёлочки так слабосильны, что им уже и не справиться было с трудной борьбой за жизнь. Этим ёлочкам предстояло умереть, едва-едва народившись. Здесь можно было прорасти. Но нельзя выжить. Я сел возле пенька и заметил, что одна из ёлочек заметно отличается от остальных, она стояла бодро и осанисто посреди пня. В заметно потемневшей хвое, в тоненьком смолистом стволике, в бойко взъерошенной вершинке чувствовались какая-то уверенность и вроде бы даже вызов. Я запустил пальцы под шапку мха, приподнял её и улыбнулся: «Вот оно в чём дело!» Эта ёлочка ловко устроилась на пеньке. Она веером развернула липкие ниточки корешков, а главный корешок белым шильцем впился в середину пня. Мелкие корешки сосали влагу изо мха, и потому он был такой линялый, а корешок центровой ввинчивался в пень, добывая пропитание. Ёлочка долго и трудно будет сверлить пень корешком, пока доберётся до земли. Ещё несколько лет она будет в деревянной рубашке пня. И когда от пня останется лишь одна труха, там, в почве, ещё долго будут преть корни родительницы-ели, отдавая молодому деревцу последние соки, сберегая для него капельки влаги, упавшие с травинок и листьев земляники, согревая его в стужу тёплым дыханием прошедшей жизни. Я часто думаю о той ёлочке, которая растёт в лесу на пне. Я не раз бывал в лесу во время гроз и ураганных ветров, когда каждое деревце клонится долу. Кажется, вот-вот рухнет ничем не защищённая лесная рать. Но какая-то малая доля времени, неуловимая глазом и слухом, наступает в этой страшной стихии, и деревья выпрямляются, не сдаются, держатся корнями за землю. Так и людям в трудные моменты жизни надо выпрямиться, как тот лес, та могучая тайга под ураганами и бурями, как та ёлочка! Выпрямиться и выстоять во имя сохранения того прекрасного, что накопило на земле человечество! (По В.П. Астафьеву)
-
Помогите пожалуйста❗❗❗
Сочинение:»Почему интересно узнавать историю происхождения слов?»-
Предмет:
Русский язык
-
Автор:
lilyhensley345
-
Создано:
2 года назад
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Химия6 минут назад
3.5. Обери оксид, ступiнь окиснення елемента в якому дорівнює +1. Укожи його назву. A Cu2OБCrO3B NOГ CO23.6. Визнач оксид, ступінь окиснення елемента в якому дорівнює +2. Укажи його назву. A Fe203Б SnO2B CuOГ P2O5
-
История6 минут назад
Очень срочно-70 баллов!внешняя политика россии в 1725-1762 таблицадата/место(событие)/командующий/итог
-
География6 минут назад
Визначити падіння і похил річки південий буг якщо висота 289м. гирло 32м. довжина 806км.
Помогите пожалуйста даю 14 баллов -
Математика6 минут назад
2) Завод выпустил за первую декаду месяца 1540 автомобилей, что составила 44% месячного плана. Сколько автомобилей должен по плану выпустить завод за месяц? РЕШИТЬ ДВУМЯ СПОСОБОМИ. ПРОПОРЦИЕЙ И ПО ПРАВИЛАМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ НА ПРОЦЕНТЫ. ДАМ 50 БАЛЛОВ . СРОЧНОО
-
История46 минут назад
СРОЧНО!!
Назвіть ікони іконописної майстерні Києво-Печерського монастиря,що збереглися до наших днів
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
How much to ban the user?
1 hour
1 day
метки: Человек, Ответственность, Произнести, Почему, Должен, Чувствовать, Сказать, Задание
Система подготовки к выполнению творческого задания в формате ГВЭ-9
Письменный экзамен ГВЭ-9 по русскому языку проводится в нескольких форматах в целях учета возможностей разных категорий его участников: участников без ОВЗ и участников с ОВЗ. Учащиеся нашей школы пишут сжатое изложение с творческим заданием.
Творческое задание — это сочинение-рассуждение, в котором нужно дать аргументированный ответ на вопрос, связанный с проблематикой текста. Вот какие вопросы раскрывали в своих сочинениях учащиеся выпускных классов в этом году на этапе подготовки к письменному экзамену:
1.Почему интересно узнавать историю происхождения слов?
2.Почему человек должен чувствовать ответственность за произнесённое слово?
3.Полезно ли читать книги?
4.Почему, с Вашей точки зрения, природа вдохновляет природа вдохновляет писателей и художников?
5.Как характеризует человека забота о живой природе?
6.В чём разница между» бессмысленным подвигом» и настоящим подвигом?
7.Нужно ли отстаивать свои идеи?
8.Какого человека можно назвать « человеком чести»?
9.Почему люди стараются сберечь память о трудных военных годах?
Устанавливается минимально необходимый объем письменной работы в форме изложения с творческим заданием: сжатое изложение – от 70 слов (если в изложении менее 50 слов (в подсчет слов включаются все слова, в том числе служебные), то изложение оценивается 0 баллов); творческое задание (сочинение) – от 200 слов (если в сочинении менее 150 слов (в подсчет слов включаются все слова.
При проверке сочинения и творческого задания к тексту изложения оценивается уровень сформированности следующих умений:
создавать текст в соответствии с заданной темой;
обрабатывать и интерпретировать информацию, заложенную в тексте;
логично излагать мысли, выстраивая тезисно-доказательную часть сочинения- рассуждения; подбирать убедительные аргументы, создавая аргументированное высказывание;
10 стр., 4631 слов
Тексты для изложений
… слово. (По К. Г. Паустовскому) (300 слов) Задание 1. Напишите сжатое изложение по фрагменту очерка К. Г. Паустовского «Словари». 2. Дайте аргументированный ответ на вопрос: Почему интересно узнавать историю происхождения слов? Изложение с творческим заданием … Живут большой колонией в больших гнездах, на самых больших соснах. Эта птица вообще любит лишь те места, где есть озёра, реки, болота, где …
выявлять отношение автора к поставленным проблемам, сопоставлять свою позицию с другой точкой зрения;
осуществлять выбор языковых средств в соответствии с заданием;
оформлять текст в соответствии с нормами русского литературного языка.
Таким образом, мы видим, что требования к сочинению очень высокие. За год, и даже за два, к выполнению данного задания подготовить невозможно, поэтому, начиная с 5 класса I отделения и c 6-го- II отделения, на уроках русского языка, литературы и развития речи мы пишем сочинение – рассуждение.
Так, после изучения произведений К.Г.Паустовского учащиеся готовятся к сочинению на тему «Как человек должен относиться к животным?». Учащимся предлагается подробный план, вопросы и опорные слова, предложения. Уже на этапе подготовки к творческой работе мы нацеливаем учащихся на объём: сочинение не должно быть маленьким. И эта установка сквозная.
Другое творческое задание выполняют учащиеся после написания изложения « В госпитале» об Алексее Мересьеве( Маресьеве).
« Какие качества характера помогают преодолеть трудности (жизненные испытания)?». Своё мнение ребята аргументируют, опираясь на читательский опыт — рассказ В.Астафьева « Васюткино озеро».
« Кого можно назвать героем?» (по балладе А.Т.Твардовского), «В чём трагедия Герасима( по рассказу И.С.Тургенева « Муму»)-эти работы учащиеся пишут на уроке развития речи по литературы и заканчивают, как правило, дома.
По-прежнему актуальны уроки развития связной речи с использованием живописи. Картины замечательных художников-пейзажистов привлекают своей красотой, их хочется рассматривать, их интересно описывать. Они побуждают к составлению собственных высказываний о настроении художника, о чувствах, которые вызывает картина.
В 7 классе
« Она старалась найти выход из трудной ситуации, не теряла надежду и сохранила верность мужу». ( Артем Д.)
« Людмила обладает не только красотой, но и душевной чистотой» ( Алина П.)
«Но не только за красоту мы полюбили Людмилу. Она умная, жизнерадостная, доверчивая, весёлая».
Мы пишем творческие работы практически после каждого произведения. И всегда в процессе творчества происходит переосмысление текста, ведутся диалоги, уточняется значение слов.
21 стр., 10099 слов
По русскому языку «Развитие речи»
… аспектах о знании языка, словарном запасе и культуре речи. В статьях В. Кустаревой, В. Кирюшина, А. Матвеевой — даются методические указания по работе над обогащением словаря учащихся. Н.Ф. Титова … с текстом: составление рассказов по картинке, серии картин, по аналогии с прочитанным; пересказ текста; развернутые ответы на вопросы; рассказы учащихся по заданной теме; перестройка текстов: придумать …
Тема сочинения «Дурной порок» ( по рассказу А.П.Чехова» Толстый и тонкий»)
Учитель: Что такое чинопочитание?
Даня: Чинопочитание – почитание
Артём: Мы с тобой дружим. Я директор банка, ты кто?
Даня. Машинист электровоза.
Артём. Мы с тобой хорошо дружили, а потом встретились и ты стал кланяться мне. Это плохо: в дружбе все равны.
Диана. Действительно, почему тонкий такой. Почему так вёл себя?
Артём: У него нет достоинства. Он себя не уважает.
Вывод.
Артём. Дружбы там не будет, потому что в дружбе всё должно быть на равных.
Амина( бабушка ): Я думаю, что тонкий и толстый могли бы быть в дружеских отношениях, ведь при встрече они обнялись и расцеловались. Но тонкий показал готовность унижаться, а толстому это было противно. Если человек не уважает себя сам, никто его уважать не будет. Вот поэтому дружбы между ними не будет.
В 9 классе
« Почему погиб Мцыри?»
Учащиеся самостоятельно определили условие, при котором женитьба могла бы состояться.( Если бы Подколесин был настоящим мужчиной; если бы он был готов к серьёзным отношениям; если бы Кочкарёв был бы до конца в комнате; если бы свахой была осталась Фёкла Ивановна).
Выполняя творческое задание к изложению, мы изучаем словарь морально-этических понятий: «Что такое совесть, равнодушие, благодарность, предательство?». Такая форма работы позволяет лучше узнать внутренний мир детей, понять их проблемы. Можно с уверенностью сказать, что в 9б с нравственностью всё в порядке: равнодушных нет (кто-то обязательно старой бабушке подаст 10 копеек).
Все благодарные: (Максим благодарит Галину Николаевну за объяснение задачи, Ира- подругу, которая спасла ей жизнь, когда та задумалась на переходе.)
« В моей жизни были бессовестные люди, таких случаев очень много, но я на них не обращал внимания (Владик Ф.)
« Руслан —бессовестный. Он поступает как будто по правилам, а на самом деле только для себя».(Иавис О.)
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что успешность, результативность творческих работ учащихся зависит от качества подготовки учителя. Подготовка к уроку -это вдумчивая, кропотливая работа. которая требует много времени Учителя русского языка не жалеют сил и времени для своих учеников.
Система подготовки к выполнению творческого задания в формате ГВЭ-9
Письменный
экзамен ГВЭ-9 по русскому языку проводится в нескольких форматах в целях учета
возможностей разных категорий его участников: участников без ОВЗ и участников с
ОВЗ. Учащиеся нашей школы пишут сжатое изложение с творческим заданием.
Творческое
задание — это сочинение-рассуждение, в котором нужно дать аргументированный
ответ на вопрос, связанный с проблематикой текста. Вот какие вопросы
раскрывали в своих сочинениях учащиеся выпускных классов в этом году на этапе
подготовки к письменному экзамену:
1.Почему интересно узнавать историю происхождения
слов?
2.Почему человек
должен чувствовать ответственность за произнесённое слово?
3.Полезно ли
читать книги?
4.Почему, с Вашей
точки зрения, природа вдохновляет природа вдохновляет писателей и художников?
5.Как характеризует человека забота о живой природе?
6.В чём разница между» бессмысленным подвигом» и
настоящим подвигом?
7.Нужно ли отстаивать свои идеи?
8.Какого человека можно назвать « человеком чести»?
9.Почему люди стараются сберечь память о трудных
военных годах?
Устанавливается
минимально необходимый объем письменной работы в форме изложения с творческим
заданием: сжатое изложение – от 70 слов (если в изложении менее 50 слов (в
подсчет слов включаются все слова, в том числе служебные), то изложение
оценивается 0 баллов); творческое задание (сочинение) – от 200 слов (если в
сочинении менее 150 слов (в подсчет слов включаются все слова.
При проверке
сочинения и творческого задания к тексту изложения оценивается уровень
сформированности следующих умений:
создавать текст в
соответствии с заданной темой;
обрабатывать и
интерпретировать информацию, заложенную в тексте;
логично излагать
мысли, выстраивая тезисно-доказательную часть сочинения- рассуждения; подбирать
убедительные аргументы, создавая аргументированное высказывание;
выявлять отношение
автора к поставленным проблемам, сопоставлять свою позицию с другой точкой
зрения;
осуществлять
выбор языковых средств в соответствии с заданием;
оформлять текст в
соответствии с нормами русского литературного языка.
Таким
образом, мы видим, что требования к сочинению очень высокие. За год, и даже за
два, к выполнению данного задания подготовить невозможно, поэтому, начиная с 5
класса I отделения и c
6-го-II
отделения, на уроках русского языка, литературы и развития речи мы пишем
сочинение – рассуждение.
Так,
после изучения произведений К.Г.Паустовского учащиеся готовятся к сочинению на
тему «Как человек должен относиться к животным?». Учащимся предлагается
подробный план, вопросы и опорные слова, предложения. Уже на этапе подготовки к
творческой работе мы нацеливаем учащихся на объём: сочинение не должно быть
маленьким. И эта установка сквозная.
Другое
творческое задание выполняют учащиеся после написания изложения « В госпитале»
об Алексее Мересьеве( Маресьеве). « Какие качества характера помогают
преодолеть трудности (жизненные испытания)?». Своё мнение ребята
аргументируют, опираясь на читательский опыт — рассказ В.Астафьева «
Васюткино озеро».
« Кого можно
назвать героем?» (по балладе А.Т.Твардовского), «В чём трагедия Герасима( по
рассказу И.С.Тургенева « Муму»)-эти работы учащиеся пишут на уроке развития
речи по литературы и заканчивают, как правило, дома.
По-прежнему актуальны уроки развития связной речи с использованием живописи.
Картины замечательных художников-пейзажистов привлекают своей красотой, их
хочется рассматривать, их интересно описывать. Они побуждают к составлению
собственных высказываний о настроении художника, о чувствах, которые вызывает
картина.
В 7
классе II
отделения учащиеся тоже пишут сочинения по плану, но вывод делают
самостоятельно. «Почему так привлекательна для нас Людмила?»
« Она старалась
найти выход из трудной ситуации, не теряла надежду и сохранила верность мужу».
( Артем Д.)
« Людмила обладает
не только красотой, но и душевной чистотой» ( Алина П.)
«Но не только за
красоту мы полюбили Людмилу. Она умная, жизнерадостная, доверчивая, весёлая».
Мы пишем
творческие работы практически после каждого произведения. И всегда в
процессе творчества происходит переосмысление текста, ведутся диалоги,
уточняется значение слов.
Тема сочинения
«Дурной порок» ( по рассказу А.П.Чехова» Толстый и тонкий»)
Учитель: Что такое
чинопочитание?
Даня: Чинопочитание
– почитание ( уважение) старших
младшими по службе, чину, званию. Не понял. Почему дурной порок? Уважение-это
хорошо.
Артём: Мы с тобой дружим. Я директор банка, ты кто?
Даня. Машинист электровоза.
Артём. Мы с тобой хорошо дружили, а потом встретились и ты
стал кланяться мне. Это плохо: в дружбе все равны.
Диана. Действительно, почему тонкий такой. Почему так вёл
себя?
Артём: У него нет достоинства. Он себя не уважает.
Вывод. Как вы думаете, могут ли быть между
толстым и тонким дружеские отношения? Почему?
Артём. Дружбы там
не будет, потому что в дружбе всё должно быть на равных.
Амина( бабушка ):
Я думаю, что тонкий и толстый могли бы быть в дружеских отношениях, ведь при
встрече они обнялись и расцеловались. Но тонкий показал готовность унижаться,
а толстому это было противно. Если человек не уважает себя сам, никто его
уважать не будет. Вот поэтому дружбы между ними не будет.
В 9 классе II
отделения мы продолжаем работу над связной речью на уроках русского языка и
литературы. Что мы написали по литературе « Почему не состоялась женитьба?»
« Почему погиб
Мцыри?»
Учащиеся
самостоятельно определили условие, при котором женитьба могла бы состояться.(
Если бы Подколесин был настоящим мужчиной; если бы он был готов к серьёзным
отношениям; если бы Кочкарёв был бы до конца в комнате; если бы свахой была
осталась Фёкла Ивановна).
Выполняя
творческое задание к изложению, мы изучаем словарь морально-этических понятий:
«Что такое совесть, равнодушие, благодарность, предательство?». Такая форма
работы позволяет лучше узнать внутренний мир детей, понять их проблемы. Можно
с уверенностью сказать, что в 9б с нравственностью всё в порядке: равнодушных
нет (кто-то обязательно старой бабушке подаст 10 копеек). Все благодарные:
(Максим благодарит Галину Николаевну за объяснение задачи, Ира- подругу,
которая спасла ей жизнь, когда та задумалась на переходе.)
«
В моей жизни были бессовестные люди, таких случаев очень много, но я на них не
обращал внимания (Владик Ф.)
« Руслан
—бессовестный. Он поступает как будто по правилам, а на самом деле только для
себя».(Иавис О.)
Подводя
итог вышесказанному, следует отметить, что успешность, результативность
творческих работ учащихся зависит от качества подготовки учителя. Подготовка к
уроку -это вдумчивая, кропотливая работа. которая требует много времени Учителя
русского языка не жалеют сил и времени для своих учеников.