Леонид Николаевич Андреев создал произведение «Иуда Искариот» по мотивам сюжета из Библии. Краткое содержание, представленное ниже, раскроет сюжет, познакомит с главными персонажами.
Русский писатель и драматург Максим Горький еще до публикации повести предрёк, что произведение поднимет большой шум в литературе.
О повести Леонида Андреева «Иуда Искариот»
Произведение написано в жанре повести, впервые появилось в печати в 1907 году. Тогда оно было напечатано под другим названием — «Иуда Искариот и другие».
Главной темой произведения Андреева является понятие сути предательства, его психология.
В основу сюжета повести автор положил историю предательства Иисуса Христа Иудой Искариотом, и представил историю под другим углом. Андреев в произведении пытается разобраться в чувствах и поступках Иуды, почему он предал Спасителя, ищет противоречия в поступках Искариота и окружающих.
Автор оправдывает Иуду и считает, что тот был до последнего верен Христу, до самой смерти находился рядом с ним, любил его.
Главные герои и их характеристика
Главные персонажи повести и их описание:
-
Иуда Искариот – в его образе предстаёт человек двуличный, по внешности рыжий и уродливый. Его не любят остальные ученики Христа и считают мерзким и лживым. В повести он поступает то храбро, то истерит.
-
Иисус Христос – проповедник, бродит с учениками и читает философские притчи. Божий Сын.
-
Ученики Христа или апостолы – несмотря на святость и приятную внешность, автор наделил героев человеческими качествами: громогласны, наивны, противоречивы, честолюбивы. Они не идеальны.
Второстепенные персонажи
Герои второго плана не многочисленны, однако играют значительную роль и влияют на сюжет:
-
Анна – иерусалимский первосвященник. Именно к нему обращается иуда, чтобы осудить Иисуса Христа;
-
Каиафа – еще один первосвященник. Является зятем и членом Синедриона.
Краткое содержание по главам
Краткий пересказ повести поможет понять основной сюжет и смысл произведения. Прочитав данное изложение, можно составить план для написания сочинения или доклада.
Главы 1 — 3
Ученики Иисуса Назорея постоянно предупреждают Учителя о дурном нраве Иуды. Никто из приближённых Иисуса не помнит, когда Иуда присоединился к ним.
По прошествии времени к Иуде привыкают и доверяют ему заниматься денежными вопросами и другими заботами. Однако плохое отношение к Иуде не исчезло среди людей, поэтому, когда случаются кражи или плохие вещи, обвиняют во всем Иисуса и апостолов.
Некоторые жители хотят напасть на проповедников, но Иуда заступается за них. Разъяренной толпе он говорит, что Иисус вовсе не одержим бесом, а обманщик, как и он сам. Иисус и его ученики обозлились на Иуду, не оценили его поступок.
Как-то ученики соревновались и ради потехи бросали камни — кто поднимет и кинет самый большой камень, тот и победит. Иуда решил произвести впечатление и поднял самый большой.
Однако Петр не хотел победы Иуды и попросил у Бога: «Господи, я не хочу, чтобы сильнейшим был Иуда! помоги мне его одолеть!». Услышав его молитву, Иисус сказал: «А кто же тогда поможет Искариоту?».
Главы 4 — 6
Однажды апостолы узнали, что Иуда взял себе несколько монет из ящика с деньгами. Они пожаловались на него Иисусу, однако учитель защитил Искариота, указав, что Иуда такой же им брат, как и все остальные.
Ближе к пасхе, Иуда приходит к первосвященнику Анне и высказывает предложение осудить Христа из Назарета. Зная о плохой репутации Искариота, Анна прогоняет его.
На следующий день ситуация повторяется вновь, и так происходит в течение нескольких дней. Тогда Анна решает дать тридцать серебряников за жизнь Иисуса Христа. Иуда считает эту сумму смехотворно низкой. Анна говорит, что больше не даст, и тогда Искариот соглашается.
Иуда считает, что в Иерусалиме найдется больше людей, которые готовы продать жизнь Иисуса и за меньшую цену.
Зная о скорой гибели своего Учителя, Иуда окружает того вниманием и заботой, чтобы его не заподозрили апостолы в предательстве. Искариот знает, что теперь его имя навсегда будет ассоциироваться с именем Иисуса.
Главы 7 — 9
Иуда идет следом за Иисусом, когда его ведут на Голгофу казнить римские воины. Искариот не верит происходящему кошмару, хоть это и была его мечта.
И хотя Иуда украл несколько мечей у воинов и отдал их апостолам, никто из учеников не бросается защищать своего Проповедника и Учителя.
До самой смерти Христа только Иуда остается с ним рядом. Апостол Петр, до этого трижды отрекшийся от Христа, и сейчас твердит, что не знает Иисуса и не имеет с ним ничего общего.
После смерти Христа Иуда заявляет первосвященникам, что обманул их и Иисус Христос был невиновен: «Я обманул вас. Он был невинен и чист!». Обвиняет Анну и весь Синедрион, что те только что казнили единственного безгрешного человека.
Затем заявляет, что он предал не Христа, а первосвященников, что находятся рядом, и теперь на них будет висеть вечный позор. Все апостолы снова молчат, только Иуда отважился перечить и осуждать убийц Иисуса. Он произносит пророческие слова: «Сегодня я видел бледное солнце. Оно смотрело с ужасом на землю и говорило: где же человек?».
Затем он поднимается на Голгофу к Христу и оканчивает свою жизнь повешением. Он единственный из учеников Иисуса, кто преданно следует за своим Проповедником.
Проходит время, и всё больше людей узнаёт, кто предал Христа. Во все века имя Иуды будет ассоциироваться с предательством Божьего Сына.
Анализ произведения «Иуда Искариот» Л. Андреева
Основной вопрос, который автор задает читателю — можно ли оправдать предателя поневоле? Принято считать, что Иуда предал Учителя по причине корысти. По крайней мере в четырех Евангелиях говорится так.
Однако не был ли Иуда предателем поневоле? Иисус Христос задолго до своей смерти предсказал, кто его предаст. Это должно было стать испытанием для Иуды.
Иисус не отдалялся от своего ученика, их любовь была взаимной. Иуда болезненно воспринимал критику от людей в сторону Учителя и обвинял их в порочности, а окружение Проповедника считал не искренним.
Хотя Иуда по факту и предал Христа, он является единственным, кто глубоко горюет и переживает о Его смерти. Поэтому решает уйти вслед за ним, надеясь снова встретиться после смерти.
История создания
В 1906 г. Леонид Андреев поделился со своим другом, что у него есть идея написать произведение о психологии предательства. Идея написания пришла ему в голову еще в 1902 г. За основу автор решил взять библейскую историю о предательстве Иудой Иисуса Христа.
Леонид Николаевич Андреев (1871 — 1919) — родоначальник русского экспрессионизма.
После написания повести Андреев сначала решил продемонстрировать произведение и узнать отзыв о книге у своего близкого приятеля Максима Горького. Тот вычитал текст и указал на небольшие исторические ошибки.
После исправления и внесения поправок повесть ушла в печать, а Максим Горький признался, что произведение точно никого не оставит равнодушным и «наделает много шуму».
Повесть еще при жизни Леонида Андреева была переведена на многие иностранные языки и печаталась за рубежом.
Главный смысл произведения
«Иуда Искариот» — это глубокое философско-исследовательское произведение о поведении человека, что движет им, что заставляет совершать порой противоречивые действия.
Библейские персонажи выступают здесь в ином свете. Их поступки и поведение ничем не отличаются от земных человеческих. Они так же страдают, предают, любят, скорбят, важничают.
Читатель после прочтения должен задуматься о силе любви в жизни каждого человека. Что такое настоящая истинная любовь? В чем заключается истинная вера, какой она должна быть: выставленной напоказ или внутренней.
Проблематика повести
В книге рассматриваются проблемы непринятия изменения известных в течение многих веков фактов. Поэтому автор пытается показать поступки Иуды под другим углом и оправдать Искариота.
Зачем это нужно? Ведь знакомым с Библией легче воспринимать два противоположных образа: чистого и святого Иисуса Христа и предателя Иуду. Люди всегда разделяли их на два полюса: добро и зло.
А что, если не все так просто, нет истинного добра и зла? Чтобы разобраться в поступках других людей, необходим глубокий анализ психологического состояния и мотивов.
С другой стороны, если человек не желает принимать горюющего Иуду и не пытается понять причины и мотивы его предательства, значит он согласен с тем, что в Иуду действительно «вошел сатана». Все его поступки были совершены его собственными руками, но действовал и руководил человеком дьявол.
Значит созданию Божьему легче уйти от ответственности и переложить всю вину на других, а себя считать лишь марионеткой? Так где же теперь добро и зло? Не все так однозначно, поэтому автор поднял эту тему в своем произведении.
Почему Иуда Искариот предал Христа по Андрееву
Автор считает, что мотивами предательства Иуды были не корысть и не ненависть к Христу. Иуда желал быть таким же умным, добрым как свой Учитель, но понимал, что не может. Он не был способен дарить доброту и любовь другим людям.
Искариот пытался быть похожим на Христа, поэтому его поведение было таким противоречивым. Он искренне считал, что окружающие Учителя не достойны находиться рядом с ним, что только сам Иуда искренне любит и предан Христу.
Обстановку усугубляют апостолы, которые ненавидят Иуду и не принимают его. Предавая, Искариот принимает на себя ношу вечного предателя. Предательство в результате оборачивается настоящей верной любовью ко Христу.
Леонид Николаевич Андреев создал произведение «Иуда Искариот» по мотивам сюжета из Библии. Краткое содержание, представленное ниже, раскроет сюжет, познакомит с главными персонажами.
Русский писатель и драматург Максим Горький еще до публикации повести предрёк, что произведение поднимет большой шум в литературе.
Содержание
- О повести Леонида Андреева «Иуда Искариот»
- Главные герои и их характеристика
- Второстепенные персонажи
- Краткое содержание по главам
- Главы 1 — 3
- Главы 4 — 6
- Главы 7 — 9
- Анализ произведения «Иуда Искариот» Л. Андреева
- История создания
- Главный смысл произведения
- Проблематика повести
- Почему Иуда Искариот предал Христа по Андрееву
О повести Леонида Андреева «Иуда Искариот»
Произведение написано в жанре повести, впервые появилось в печати в 1907 году. Тогда оно было напечатано под другим названием — «Иуда Искариот и другие».
Главной темой произведения Андреева является понятие сути предательства, его психология.
В основу сюжета повести автор положил историю предательства Иисуса Христа Иудой Искариотом, и представил историю под другим углом. Андреев в произведении пытается разобраться в чувствах и поступках Иуды, почему он предал Спасителя, ищет противоречия в поступках Искариота и окружающих.
Автор оправдывает Иуду и считает, что тот был до последнего верен Христу, до самой смерти находился рядом с ним, любил его.
Главные герои и их характеристика
Главные персонажи повести и их описание:
Иуда Искариот – в его образе предстаёт человек двуличный, по внешности рыжий и уродливый. Его не любят остальные ученики Христа и считают мерзким и лживым. В повести он поступает то храбро, то истерит.
Иисус Христос – проповедник, бродит с учениками и читает философские притчи. Божий Сын.
Ученики Христа или апостолы – несмотря на святость и приятную внешность, автор наделил героев человеческими качествами: громогласны, наивны, противоречивы, честолюбивы. Они не идеальны.
Второстепенные персонажи
Герои второго плана не многочисленны, однако играют значительную роль и влияют на сюжет:
Анна – иерусалимский первосвященник. Именно к нему обращается иуда, чтобы осудить Иисуса Христа;
Каиафа – еще один первосвященник. Является зятем и членом Синедриона.
Краткое содержание по главам
Краткий пересказ повести поможет понять основной сюжет и смысл произведения. Прочитав данное изложение, можно составить план для написания сочинения или доклада.
Главы 1 — 3
Ученики Иисуса Назорея постоянно предупреждают Учителя о дурном нраве Иуды. Никто из приближённых Иисуса не помнит, когда Иуда присоединился к ним.
По прошествии времени к Иуде привыкают и доверяют ему заниматься денежными вопросами и другими заботами. Однако плохое отношение к Иуде не исчезло среди людей, поэтому, когда случаются кражи или плохие вещи, обвиняют во всем Иисуса и апостолов.
Некоторые жители хотят напасть на проповедников, но Иуда заступается за них. Разъяренной толпе он говорит, что Иисус вовсе не одержим бесом, а обманщик, как и он сам. Иисус и его ученики обозлились на Иуду, не оценили его поступок.
Как-то ученики соревновались и ради потехи бросали камни — кто поднимет и кинет самый большой камень, тот и победит. Иуда решил произвести впечатление и поднял самый большой.
Однако Петр не хотел победы Иуды и попросил у Бога: «Господи, я не хочу, чтобы сильнейшим был Иуда! помоги мне его одолеть!». Услышав его молитву, Иисус сказал: «А кто же тогда поможет Искариоту?».
Главы 4 — 6
Однажды апостолы узнали, что Иуда взял себе несколько монет из ящика с деньгами. Они пожаловались на него Иисусу, однако учитель защитил Искариота, указав, что Иуда такой же им брат, как и все остальные.
Ближе к пасхе, Иуда приходит к первосвященнику Анне и высказывает предложение осудить Христа из Назарета. Зная о плохой репутации Искариота, Анна прогоняет его.
На следующий день ситуация повторяется вновь, и так происходит в течение нескольких дней. Тогда Анна решает дать тридцать серебряников за жизнь Иисуса Христа. Иуда считает эту сумму смехотворно низкой. Анна говорит, что больше не даст, и тогда Искариот соглашается.
Иуда считает, что в Иерусалиме найдется больше людей, которые готовы продать жизнь Иисуса и за меньшую цену.
Зная о скорой гибели своего Учителя, Иуда окружает того вниманием и заботой, чтобы его не заподозрили апостолы в предательстве. Искариот знает, что теперь его имя навсегда будет ассоциироваться с именем Иисуса.
Главы 7 — 9
Иуда идет следом за Иисусом, когда его ведут на Голгофу казнить римские воины. Искариот не верит происходящему кошмару, хоть это и была его мечта.
И хотя Иуда украл несколько мечей у воинов и отдал их апостолам, никто из учеников не бросается защищать своего Проповедника и Учителя.
До самой смерти Христа только Иуда остается с ним рядом. Апостол Петр, до этого трижды отрекшийся от Христа, и сейчас твердит, что не знает Иисуса и не имеет с ним ничего общего.
После смерти Христа Иуда заявляет первосвященникам, что обманул их и Иисус Христос был невиновен: «Я обманул вас. Он был невинен и чист!». Обвиняет Анну и весь Синедрион, что те только что казнили единственного безгрешного человека.
Затем заявляет, что он предал не Христа, а первосвященников, что находятся рядом, и теперь на них будет висеть вечный позор. Все апостолы снова молчат, только Иуда отважился перечить и осуждать убийц Иисуса. Он произносит пророческие слова: «Сегодня я видел бледное солнце. Оно смотрело с ужасом на землю и говорило: где же человек?».
Затем он поднимается на Голгофу к Христу и оканчивает свою жизнь повешением. Он единственный из учеников Иисуса, кто преданно следует за своим Проповедником.
Проходит время, и всё больше людей узнаёт, кто предал Христа. Во все века имя Иуды будет ассоциироваться с предательством Божьего Сына.
Анализ произведения «Иуда Искариот» Л. Андреева
Основной вопрос, который автор задает читателю — можно ли оправдать предателя поневоле? Принято считать, что Иуда предал Учителя по причине корысти. По крайней мере в четырех Евангелиях говорится так.
Однако не был ли Иуда предателем поневоле? Иисус Христос задолго до своей смерти предсказал, кто его предаст. Это должно было стать испытанием для Иуды.
Иисус не отдалялся от своего ученика, их любовь была взаимной. Иуда болезненно воспринимал критику от людей в сторону Учителя и обвинял их в порочности, а окружение Проповедника считал не искренним.
Хотя Иуда по факту и предал Христа, он является единственным, кто глубоко горюет и переживает о Его смерти. Поэтому решает уйти вслед за ним, надеясь снова встретиться после смерти.
История создания
В 1906 г. Леонид Андреев поделился со своим другом, что у него есть идея написать произведение о психологии предательства. Идея написания пришла ему в голову еще в 1902 г. За основу автор решил взять библейскую историю о предательстве Иудой Иисуса Христа.
Леонид Николаевич Андреев (1871 — 1919) — родоначальник русского экспрессионизма.
После написания повести Андреев сначала решил продемонстрировать произведение и узнать отзыв о книге у своего близкого приятеля Максима Горького. Тот вычитал текст и указал на небольшие исторические ошибки.
После исправления и внесения поправок повесть ушла в печать, а Максим Горький признался, что произведение точно никого не оставит равнодушным и «наделает много шуму».
Повесть еще при жизни Леонида Андреева была переведена на многие иностранные языки и печаталась за рубежом.
Главный смысл произведения
«Иуда Искариот» — это глубокое философско-исследовательское произведение о поведении человека, что движет им, что заставляет совершать порой противоречивые действия.
Библейские персонажи выступают здесь в ином свете. Их поступки и поведение ничем не отличаются от земных человеческих. Они так же страдают, предают, любят, скорбят, важничают.
Читатель после прочтения должен задуматься о силе любви в жизни каждого человека. Что такое настоящая истинная любовь? В чем заключается истинная вера, какой она должна быть: выставленной напоказ или внутренней.
Проблематика повести
В книге рассматриваются проблемы непринятия изменения известных в течение многих веков фактов. Поэтому автор пытается показать поступки Иуды под другим углом и оправдать Искариота.
Зачем это нужно? Ведь знакомым с Библией легче воспринимать два противоположных образа: чистого и святого Иисуса Христа и предателя Иуду. Люди всегда разделяли их на два полюса: добро и зло.
А что, если не все так просто, нет истинного добра и зла? Чтобы разобраться в поступках других людей, необходим глубокий анализ психологического состояния и мотивов.
С другой стороны, если человек не желает принимать горюющего Иуду и не пытается понять причины и мотивы его предательства, значит он согласен с тем, что в Иуду действительно «вошел сатана». Все его поступки были совершены его собственными руками, но действовал и руководил человеком дьявол.
Значит созданию Божьему легче уйти от ответственности и переложить всю вину на других, а себя считать лишь марионеткой? Так где же теперь добро и зло? Не все так однозначно, поэтому автор поднял эту тему в своем произведении.
Почему Иуда Искариот предал Христа по Андрееву
Автор считает, что мотивами предательства Иуды были не корысть и не ненависть к Христу. Иуда желал быть таким же умным, добрым как свой Учитель, но понимал, что не может. Он не был способен дарить доброту и любовь другим людям.
Искариот пытался быть похожим на Христа, поэтому его поведение было таким противоречивым. Он искренне считал, что окружающие Учителя не достойны находиться рядом с ним, что только сам Иуда искренне любит и предан Христу.
Обстановку усугубляют апостолы, которые ненавидят Иуду и не принимают его. Предавая, Искариот принимает на себя ношу вечного предателя. Предательство в результате оборачивается настоящей верной любовью ко Христу.
Предыдущая
Краткое содержание«Мещанин во дворянстве» — краткое содержание комедии Жан-Батиста Мольера
Следующая
Краткое содержание«Что делать» — краткое содержание романа Н.Г. Чернышевского
- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Любовь и предательство в повести Иуда Искариот Андреева
Любовь и предательство в повести Иуда Искариот Андреева сочинение
Уже больше двух тысяч лет для христиан всего мира слово «иуда» означает предатель. Человек с таким именем за тридцать серебренников предал Иисуса Христа, сына Божия. Об этом рассказывается в Евангелии. Иуде посвящены всего несколько строк, из которых мы узнаём, что Иуда один из апостолов, в него вселился дьявол, он предал своего учителя, а потом повесился.
Леонид Андреев в своей повести «Иуда Искариот» даёт своё видение этой истории великого предательства и великой любви.
Его Иуда человек крайне неприятен для окружающих. У него отталкивающая внешность и очень скверный характер. Его не любят ни друзья, ни враги. Он постоянно лжёт, провоцирует людей на споры, всегда выходит сухим из воды и, вдобавок, приворовывает денежки из общей кассы, которая ему поручена. Другие апостолы недоумевают: как терпит Учитель этого негодника? Но, когда в одном из селений жители хотели побить камнями Христа и апостолов, именно Иуда спасает их от гибели, чем, правда, потом сильно хвастается. В отличие от других апостолов, он сообразительнее, умнее и деятельнее. Он жаден, но деньги из кассы своровал не для себя, а отдал на хлеб блуднице, которая умирала с голоду. Апостолам невдомёк, за что Учитель любит Иуду, видимо, потому, что Христос сам абсолютная любовь.
Но приходит время Иуде выполнить своё предназначение. Он предаёт Христа, выторговав за это деньги у первосвященников, которые его презирают. Он презренный предатель в глазах апостолов и вообще всех людей, но вот он, чувствуя ужасный холод в душе, наблюдает за тем, как в караульне жестоко избивают Христа и бормочет с тоской: «Ах, больно, очень больно, сыночек мой, сыночек, сыночек. Больно, очень больно!» Похоже Андреев хочет сказать, что в Иуде, как и в Христе воплотился Бог, Бог-отец. Он настолько любит людей, что не захотел гибели и ада для смертного человека, но сам решил стать предателем, и сам же себя предать. Иуда до последнего надеется, что апостолы, которые так кичились своей любовью к Христу, придут к нему на выручку, спасут Учителя, в любви к которому клялись, за место рядом с которым часто спорили. Но этого не произошло. Они тоже предали Христа, хоть и оправдываются благими намерениями. И, верно, прав был Иуда, когда решая спор Петра и Иоанна о том кто из них займёт первым место рядом с Христом в его царстве, сказал, что это будет он, Иуда. Он ничем не хуже их. Ибо он предал, выполняя предназначение, а они из-за трусости.
Иуда приходит в храм, бросает деньги, полученные за предательство в лицо первосвященникам и кончает жизнь самоубийством со словами: «Ты встреть меня ласково, я очень устал, Иисус».
С тех пор имя Иуда стало для людей нарицательным, его навеки заклеймили словом «предатель». Но людям непостижима любовь Бога и, возможно, Вселюбящий давно простил его.
Сочинение Любовь и предательство в повести Андреева Иуда Искариот
Книга «Иуда Искариот» была написана с психологическим пониманием всех человеческих действий. В творении Андреев раскрыл суть жизнедеятельности всех героев. После первого выхода книги, критики раскритиковали произведение Андреева, сказав, что в нем много пессимизма и драматизма. Члены православной церкви выразили отрицательные мнения по поводу того, что основным героем книги является Иуда.
В книге описаны все слабые и сильные качества характера героя. Автор описал жизнь Иуда по годам от младенчества до того, как герой стал апостолом Иисуса. В повести Иуда был описан как правдивый и жестокий, порочный человек. Его главными пороками были предательство, осуждение и воровство.
Герой узнал от других апостолов, что Иисуса Христоса вскоре казнят, и он будет распят на кресте. Узнав об этом, Иуда не предпринял никаких действий, чтобы спасти великого учителя. Вместо этого он осуждал помощников Христа. Хотя виновником распятия выступал именно Иуда.
Свою вину герой никак не мог признать. Он считал себя правильным и хорошим человеком. Наоборот герой был жестоким человеком с низкими моральными ценностями. Писатель описал его как страшного человека с низкой душой. Внешний облик героя соответствовал его внутренним человеческим качествам. В книге Иуда постоянно лгал и рассказывал страшные истории, добавляя слова от себя. Иисус принимал все недостатки своего апостола. Кроме того его ложь не приносила никакого вреда. Кроме лжи, Иуда жаловался на окружающих людей.
Отношение и доверие Христа портятся после кражи козленка в одном поселке. Христа стали подозревать в воровстве. Перед жителями поселка Иуда прилюдно осудил своего учителя. По мнению Иисуса никто не вправе судить другого человека. Иисусу с апостолами удается сбежать, благодаря обману Иуды. Герой ждал похвалы от учителя. Но Христос был в гневе, поскольку он не поддерживал ложь ни в каких обстоятельствах. Автор принял сторону Иуды и проявлял жалость. Герой испытывал горе, тоску и одиночество. Его обида на учителя росла с каждым днем. Он стал изгоем среди апостолов. Несмотря на это Иуда не хотел уходить от учителя. Автор объяснил, что Иуда любил и почитал учителя. При этом герой не мог подчиняться Христу.
Также читают:
Картинка к сочинению Любовь и предательство в повести Иуда Искариот Андреева
Популярные сегодня темы
- Сочинение Кто он, Печорин? (9 класс)
Кто он, Печорин в романе Михаила Юрьевича Лермонтова? Это герой нашего времени. Образован, красив собой и довольно не беден. Читатель уверен, что Печорин обречен на несчастье
- Анализ произведения Бурмистр Тургенева
Произведение является одним из тех рассказов писателя, в которых он затрагивает тему российского крепостничества, демонстрируя беспросветное нищенское и бесправное положение крестьянского народа.
- Хронологическая таблица жизни и творчества Пастернака
29 января 1890 — рождение будущего писателя в Москве, куда за год до появления на свет ребенка переехали его родители из Одессы. Его отец был художником, а мать пианисткой. Он с детства воспитывался в атмосфере искусства
- Сочинение Мой любимый журнал
Члены моей семьи очень любят читать журналы. Маме нравятся журналы о моде, папе — о спорте, бабушке — о садоводстве, дедушке — о рыбалке. А я предпочитаю познавательные журналы. Мой самый любимый из них — National Geographic.
- Сочинение Описание Левши из рассказа Левша Лескова (6 класс)
Можно сказать, что главный герой – символ простого народа. Он почитает власть (хоть, возможно, и не разделяет некоторых ее доктрин). Но ослушаться Левша не смеет. Он подчиняется любым решениям
Повесть Леонида Андреева «Иуда Искариот» рассказывает об исторических событиях в вольной трактовке автора. Многие писатели озвучивали эту историю на страницах своих произведений, каждый раз привнося что-то свое. «Иуда Искариот» создавался автором для поднятия вопроса верности, преданности, предательства. Действительно ли предателем является тот, кто донес, или тот, кто отрекся?
С самого начала повести читатель знакомится с Иудой из Кариота, который примкнул к ученикам Христа. Никто не знает, когда именно это произошло, но никому из последователей Иисуса он не нравился. Иуда имел дурную славу, ученики предупреждали своего учителя, но тот привык не судить людей за его поступки, привык прощать. Ученикам пришлось смириться с пребыванием в их рядах Иуды.
Иуда много врал, называл своего отца козлом, что шло вразрез с главными заповедями Иисуса и его учеников. Дурная слава Иуды сыграла злую шутку: однажды в деревне пропал козленок, даже после его обнаружения в этом обвиняли Христа с последователями. На них вышли с камнями, но Иуда бросился защищать учителя, пока тот скрывался с учениками. Искариот говорил, что Иисус не одержим бесом, просто он также падок на золото, как и все остальные люди. Над ним только посмеялись и отпустили. Иисус не оценил этого поступка.
Устроив привал в горах, апостолы стали сбрасывать камни вниз, соревнуясь друг с другом. Самый большой валун сбросил Иуда, но с этим не могли примириться остальные ученики. Тогда Петр стал молиться о победе, на что Иисус сказал: «Кто тогда поможет Иуде?» Даже доказательство силы Искариота не смогло вернуть расположение Христа, что расстроило Иуду.
После обвинения Иуды в воровстве сбережений, Иисус встал на сторону Искариота, сказав ученикам, что они не должны считать, сколько тот взял монет. Эта ситуация подняла настроение Иуде, потому что его выделили над остальными последователями. Он уже говорил Петру и Иоанну, что именно он будет рядом с Иисусом в небесном царствии.
Вскоре происходит предательство Иуды: он отправляется к первосвященнику Анне, чтобы отдать на суд Иисуса. Анна не доверяет Иуде, но его настойчивость смягчает священника. Тот дает Искариоту 30 сребреников за жизнь Христа. Возмущение Иуды из-за столь низкой оценки жизни учителя вскоре иссякает, он соглашается. Зная, что конец Иисуса близок, Иуда становится очень предупредителен в желаниях учителя. Обзаводится мечами, чтобы ученики смогли защитить Христа, но учитель знает, что его предадут.
После нападения на Иисуса, ученики трусливо сбегают. Только Иуда и Петр отправляются следом за схваченным Иисусом. Однако, после вопросов Петру, тот отрекается трижды от учителя и уходит. Иуда следует за Христом. Присутствует на казни. После случившегося, обвиняет учеников Христа в том, что те его бросили, не попытались спасти. Иуда выбирает дерево на вершине горы, на котором вешается, последовав в последний путь за Иисусом. Обнаружив его тело, Искариота сбрасывают со скалы, подобно падали.
Вольная трактовка от Андреева позволяет посмотреть на известное событие другими глазами. В повести читатель видит того же предателя Иуду, известного по преданиям о жизни Иисуса Христа, но теперь предателем выступает не он один. Иуда преследует план: он жаждет доказать, что именно Искариот вправе стоять рядом с Иисусом в его небесном царствии. Учителя казнят распятием на кресте, никто из учеников не пытается этого остановить. Получается, что тот, кого апостолы длительное путешествие до Иерусалима обвиняли во лжи и лицемерии, сами оказались не лучше. Легко они отказались от того, кого некогда почитали, считали сыном Божьим на земле. Когда их жизни стали угрожать, последователи открестились от Иисуса. Лишь Иуда был с учителем до конца, отправившись вслед за ним. Это не умаляет сам факт предательства, а служит доказательством, что нельзя судить людей по внешности. Страшное, будто раздвоенное лицо Иуды оказалось таким же мерзким, как светлые чистые лица учеников Христа.
На чтение 15 мин Просмотров 3.6к. Опубликовано 06.03.2021
⭐⭐⭐⭐⭐ «Иуда Искариот» за 3 минуты и подробно по главам за 11 минут.
Очень краткий пересказ повести «Иуда Искариот»
Проповеднику Иисусу и его апостолам на пути постоянно попадается Иуда. Постепенно он втирается в доверие и входит в круг избранных учеников Христа. Учитель относится к Иуде с добротой и лаской, но ровно до тех пор, пока Искариот не показывает свою ненависть к людям. Однако, когда обнаруживается, что Иуда крадет деньги из общей казны, Иисус Христос защищает его и призывает всех относится к нему, как к брату.
На самом деле, Иуда любит только Иисуса, и его обижает охладевшее отношение Христа. Искариот идет к первосвященнику Анне, убеждает его в опасности, которую несет Иисус церкви. И вот, когда Анна предложил Иуде 30 серебряных монет за предательство своего учителя, он согласился.
В последние дни жизни Назарея предатель окружает его нежностью и заботой. Он даже пытается помешать сбыться кровавому предательству: крадет два римских меча и предупреждает всех об опасности.
Одной лунной ночью Иисус, взяв с собой апостолов, ночует в Гефсиманском саду. Его одолевает смутное предчувствие надвигающейся беды, поэтому он велит ученикам не спать, а сам уходит в чащу. Уставшие апостолы засыпают, их будят слова Христа о том, что час предательства настал.
В этот момент в сад врываются вооруженные воины, они окружают Иисуса и его учеников. Иуда говорит им, что тот, кого он поцелует, и есть Назарей. После поцелуя, солдаты связывают Божьего Сына, а ученики, испугавшись, сбегают.
После продолжительных пыток и допросов, Иисуса представляют на площади перед людьми. Судья Понтий объявляет его невиновным, но толпа начинает негодовать, требуя казни проповедника. Понтий Пилат умывает руки, в знак своей невиновности в убийстве Христа, а затем Назарея казнят.
На следующий день после распятия Иисуса на кресте, Иуда приходит ко всем судьям и убийцам, приговорившим Назарея к смерти, и бросает им в лица 30 серебряников, полученных за предательство.
Потом Искариот навещает апостолов, обвиняя их в бездействии и трусости. Те оправдываются своей беспомощностью и бессилием перед вооруженными солдатами.
На вершине горы, с которой открывается вид на весь Иерусалим, Иуда обращается к Иисусу с просьбой поверить ему и простить, и вешается на ветке дерева над обрывом. Его труп находят на следующее утро, и бросают тело предателя в ущелье.
Главные герои и их характеристика:
- Иуда Искариот – один из апостолов Иисуса. Не имеет семьи, бросил жену несколько лет назад, так и не заведя детей. Не обладает внешней привлекательностью: череп странной формы, перекошенное лицо, одна сторона которого очень живая, с черным, хитро прищуренным глазом, а вторая неподвижная, как посмертная маска, со слепым, незакрывающимся глазом, рыжие растрепанные волосы и крайне неприятный голос. Ростом он высок, часто сутулится, худощав, обладает достаточной силой, хотя предпочитает это скрывать. Иуда очень двуличный человек: почти постоянно врет, ворует, любит жаловаться и хвастаться, в то же время храбро и отчаянно защищает Иисуса.
- Иисус Христос (Назарей) – Сын Божий, проповедует свое учение, странствуя по разным поселениям и читая философские притчи вместе со своими учениками – апостолами. Он воплощает собой идеал, обладая как внешней, так и внутренней совершенной красотой. Иисус часто молчит, погружаясь в собственные раздумья. Добрый и смиренный, он учит всепрощающей любви, принимая к себе самых разных людей, даже таких двуличных, как Иуда.
- Апостолы (Иоанн, Фома, Петр, Иаков-Старший) – ученики Иисуса Христа, которые, в отличие от своего учителя, далеко не совершенны и обладают вполне человеческими качествами: завидуют, осуждают, соревнуются брезгуют, ведут себя слишком наивно, или наоборот – излишне самоуверенно. В начале они не признают Иуду, относятся к нему с подозрением. Позже смеются над его историями и осуждают за ложь. В конце апостолы показывают всю свою трусость и даже не пытаются спасти Иисуса, а Петр, один из самых любимых учеников, трижды отрекается от Христа.
Второстепенные герои и их характеристика:
- Каиафа – один из главных вершителей суда над Иисусом Христом, член Синедриона, первосвященник и зять Анны. Отличается честолюбием, гордыней и надменностью.
- Анна – пожилой первосвященник. Он боится народного возмущения, поэтому всегда действует осторожно. Хитрый и суровый человек. Именно к Анне идет Иуда с намерением предать Иисуса, но старик соглашается не сразу, брезгуя Искариотом.
- Понтий Пилат – римский префект Иудеи, прокуратор. Он признает Иисуса невиновным, но по требованиям народа, приговаривает Христа к распятию. Он поражен людской жестокостью и при всех умывает руки – в знак того, что на нем нет вины в смерти Иисуса.
- Мария Магдалина – молодая последовательница и почитательница Иисуса. В прошлом блудница, вставшая теперь на путь истинный. Робкая, стыдливая, очарованная жизнью, будто сказкой, девушка.
Краткое содержание повести «Иуда Искариот» подробно по главам
Глава I
Иуда имеет репутацию мошенника, вора и обманщика, однако всюду следует за проповедником Иисусом и его учениками, постоянно попадаясь на глаза, оказывая мелкие услуги, вмешиваясь в разговор со всей своей лестью и хитростью. Его гонят, но он снова появляется. Так, постепенно, он входит в круг избранных и становится учеником Христа.
Апостолы относятся к Иуде с осторожностью, подозревая корыстный умысел относительно проповедника. Они не понимают, почему Иисус приблизил к себе такого двуличного, лживого, коварного льстеца. Ведь он полная противоположность Божьего Сына – Иуда безобразен и внешне, и внутренне. Его голос, то крикливый как у женщины, то низкий как у мужчины, будто разрубленный череп, лицо, одна сторона которого точно застыла, слепой глаз – весь его вид говорит, что от такого человека добра не жди.
Иисус сажает Иуду прямо подле себя — там, где раньше сидел Иоанн – любимый ученик. Иоанн, как и Фома еще ни разу не заговорил с Искариотом, лишь холодно всматривается в невидящий глаз иудея и уходит. А вот энергичный и сильный Петр наконец признает Иуду и, шутя, сравнивает того с осьминогом, чем вызывает улыбку Иисуса.
Глава II
Со временем все привыкли к Иуде, даже к тому, что он постоянно врет теперь относятся с некоторым интересом – каждая его история как сказка, главное, что за ложью не кроется дурных поступков.
Иисус поручает Иуде денежный ящик, а вместе с тем и хозяйственные дела: покупка вещей и пропитания, раздача милостыни, поиск ночлега.
Искариот убежден, что все люди лжецы и каждый совершил за свою жизнь хоть одно преступление, из-за этого он часто вступает в спор с Фомой. У них возникло что-то вроде дружбы, но с духом споров и пререканий.
Однажды, когда Иисус с апостолами, уже проведя в одном поселке свою проповедь, был на пути к другому селению, его ученики – Иуда и Фома, заспорив особенно горячо, решили вернуться обратно. В поселке, как раз после ухода Христа, пропал белый козленок, его хозяйка – старушка, обвинила в воровстве ушедшего Иисуса, так как считала его обманщиком. Она уверяла всех, что кроме как Христу, больше некому красть животное. Местные жители ей поверили и, даже найдя козленка, запутавшегося в кусах, объявили Христа мошенником. Вернувшись, Иуда рассказал учителю и апостолам эту историю и то, что он оказался прав насчет несправедливости людей. После этого Иисус стал холоден с Иудой.
Жители одного из селений посчитали Христа за его слова одержимым бесом, и готовы закидать проповедника камнями, но тут на помощь приходит Искариот, уверяя всех, что они не еретики, а лишь хотят заработать денег на проповедях. Он всячески заговаривает людей и наконец они убеждаются, что Назарей обыкновенный вор, и с презрением отступают. За это Иуда получает только гнев Христа и ненависть апостолов.
Глава III
Проходя по горной дороге, Иисус решает немного передохнуть, а его ученики хотят помериться силами, бросая со скалы огромные камни. Иуда смог поднять самый тяжелый камень, намереваясь показать свое превосходство над остальными. Однако Петр, не желая проигрывать, молится Господу, чтобы тот помог ему одолеть Иуду. Это слышит Христос, и грустно вопрошает, кто же поможет Искариоту.
Глава IV
Фома застает Иуду за утайкой части денег из казны, и разгневанный Петр приводит вора к Назарею.
Иисус говорит Иоанну, что Иуда их брат, и никто не должен считать, сколько денег он получает, что они сильно обидели его, а впредь он будет брать столько, сколько пожелает, как и все остальные ученики.
После того случая Искариот изменился – теперь он мягок, спокоен и серьезен. Он также хорошо выполняет свою работу, но теперь обходится без злых шуточек и оскорблений. А когда Иисус начинает говорить, Иуда тихо усаживается в углу и обращает все свое внимание на Христа.
Когда любимый ученик Иисуса Иоанн спрашивает Искариота, кто из них будет первым возле Христа в царстве небесном, он или Петр, Иуда отвечает, что Иоанн. На тот же вопрос от Петра, Искариот отвечает, что Петр будет первым.
Иуда часто блуждает в своих мыслях. В такие моменты оба его глаза останавливаются, собираются складки на лбу и его вид становится пугающим и жутким. Но когда Искариота спрашивают, о чем он думает, тот не дает ответа, лишь спокойно улыбается.
И вот, когда в присутствии Христа Петр и Иоанн в очередной раз спорят за место возле Иисуса, они призывают Иуду в судьи, а тот, после некоторого молчания, смотря прямо в глаза Божьему Сыну, отвечает: «Я, я буду возле Иисуса!»
Глава V
Иуда совершает первый шаг к предательству, тайно посещая первосвященника Анну. В первый раз его встречают достаточно сурово. Иуда уверяет старого первосвященника в том, что Иисус опасен для церкви и в том, что его ученики слишком трусливы, чтобы защищать учителя, на это Анна не дает определенного ответа.
На самом деле Анна со своими союзниками давно следит за Иисусом, но не предпринимает относительно него никаких мер из-за страха народного бунта или вмешательства властей из Рима.
Наконец, после долгих настойчивых требований Искариота, первосвященник снова его принимает. Анна предлагает за Иисуса 30 серебряников. Иуда злится, что цена настолько низка, но потом соображает – много есть тех, кто продаст Христа и за меньшую сумму. Получив деньги, он прячет их за городом, под камнем.
Иуда в последние дни жизни Назарея окружает его нежностью, лаской и вниманием, угадывая малейшее желание Божьего Сына, улавливая каждую эмоцию. Искариот даже обсуждает маленькие, милые привычки Иисуса с Марией Магдалиной и другими женщинами, приближенными к нему – хотя раньше он недолюбливал их и делал им разные пакости.
Глава VI
Иуда старательно ищет пути, чтобы расстроить свой план предательства. Он не отговаривает Иисуса от путешествия в Иерусалим, но упорно предупреждает о ненависти фарисеев к Назарею. Искариот даже добывает откуда-то два римских меча.
Из-за своих постоянных предостережений и разговорах о необходимости готовится к битве, Иуда часто ссорится с апостолами, а потом идет плакаться на них женщинам. Особенно дружелюбно он беседует с молодой, очарованной жизнью Марией Магдалиной.
Глава VII
Глубокой ночью Иисус, вместе со своими учениками, идет на гору Елеонскую. Его тревожит плохое предчувствие. Перед началом пути он говорит своим ученикам взять оружие – если оно есть, те берут два меча, принесенных Иудой. Добравшись до Гефсиманского сада, просит их не спать, а сам уходит в чащу.
Апостолы, ослушавшись учителя, засыпают. Через какое-то время раздается голос Иисуса, объявляющий, что настал час, когда Назарей продается в руки грешникам.
Внезапно появляется толпа воинов и служителей храма с факелами и оружием. Они окружают проповедника и учеников, Иуда шепчет служителям, что тот, кого он поцелует и есть Иисус. Затем нежно, с невероятной любовью и тоской целует холодную щеку Христа.
Воины накидываются на Иисуса. Ученики этому не препятствуют, лишь в испуге бегут куда подальше. Петр неуверенно достает меч из ножен, но учитель говорит апостолу бросить его.
Когда Христа уводят, Петр крадется за ним. Он входит во двор первосвященника, смешавшись с толпой. Вероятно, кто-то из людей узнал в нем апостола, именно тогда Петр отрекся от Иисуса три раза, а потом, перепуганный, ушел со двора.
Солдаты уводят Назарея в караульню и там, крича и смеясь, избивают его. Иуда наблюдает за пытками через маленькое окошко, он видит, как в грязной темной комнате, как куклу, бьют Иисуса, не оставляя на нем ни одного живого места.
Глава VIII
Иисуса несколько раз допрашивает Каиафа, а Иуда всюду следует за ним, он расталкивает толпу, чтобы все услышать и увидеть. Он думает, что люди встанут на сторону Божьего Сына, но верующие молчат.
Тогда Искариот надеется на учеников. Он встречает на площади Фому, предлагая собрать всех апостолов и потребовать освободить учителя, но тот отвечает, что надеется на справедливость суда.
Пилат выводит на обозрение народу Христа, окровавленного, в терновом венце, спокойно ожидающего своей участи. В полной тишине Пилат объявляет толпе, что Иисус невиновен.
Тут же люди начинают кричать и вопить, призывая казнить Христа. Пилат, видя зверскую жестокость народа, испытывает отвращение и просит дать ему воды. Он умывает свои руки в знак того, что неповинен в крови Божьего Сына.
Происходит долгая и мучительная казнь Иисуса. Его прибивают к деревянному кресту — сначала руки, потом ноги. Его раны краснеют и расширяются, он медленно умирает. За этим наблюдает огромная толпа. Мать Назарея вместе с Марией Магдалиной не верят своим глазам и плачут. Иуда тоже смотрит и с надеждой ждет, когда же люди поймут свою ошибку и увидят правду. Его сердце отчаянно кричит: «Осанна!». Он замечает какое-то движение и понимает, что свершилось. Иисус умер.
Глава IX
На следующий день перед синедрионом является Иуда. Он долго кланяется всем судьям и убийцам Христа – в том числе Анне и Каиафе, а потом объявляет им, что он предал невинного, что Назарей не был обманщиком. Он бросает в лица первосвященникам 30 серебряных монет, которые заплатил Анна за Иисуса, и уходит к апостолам.
Ученики Иисуса в тихом молчании горюют внутри дома, вслушиваясь в каждый шорох, опасаясь, что народная жажда мести еще не утолена, что скоро арестуют и их. Когда к ним приходит Иуда, апостолы называют его предателем, а он обвиняет их в трусости и неспособности защитить своего учителя. Ученики оправдываются тем, что силы врага слишком высоки, чтобы им сопротивляться. Перед уходом Искариот укоряет их в том, что они не умерли вместе с Назареем.
Иуда уже давно наметил место своего самоубийства – сухое дерево, стоящее на горе, высоко над Иерусалимом. На протяжении всего пути к вершине, Искариот обращается к Иисусу, прося поверить ему и пойти с ним на землю. Наконец дойдя до вершины, он привязывает к ветке над самым краем пропасти один конец веревки, другой затягивает вокруг своей шеи, а потом прыгает прямо в обрыв.
Всю ночь труп предателя качается над обрывом, а наутро его замечает зоркий путник. Люди, сняв тело, узнают Иуду и бросают его в глухой овраг.
Кратко об истории создания произведения
Произведение написано русским писателем-экспрессионистом Леонидом Андреевым в 1907 году. Ее впервые выпустили под названием «Иуда Искариот и другие» в сборнике товарищества «Знание» за 1907 год.
Идея написать произведение, рассматривающее психологию предательства, появляется у Леонида Андреева еще в 1902 году. В 1906 году он делится своими идеями касательно повести в письмах к брату. Однако только после смерти жены, в декабре 1906 он сможет воплотить свои замыслы на бумаге.
Леонид Николаевич несколько раз перечитывает Евангелие, множество раз исправляет и переписывает повесть. Наконец 24 февраля 1907 года убрав последние недочеты, обращается в издательство «Знание», которое в дальнейшем выпускает его произведение в одном из альманахов.
Повесть, переведена на множество языков, еще при жизни писателя активно печатается по всему миру.