Почему Иван зовётся Дурак, в чем секрет имени главного сказочного героя
Автор:
25 апреля 2020 13:34
Как все мы хорошо знаем с детства: было у отца три сына, Старший умный был детина, Средний сын и так и сяк, Младший вовсе был дурак. Только в конечном итоге в дураках оказывается кто угодно, но только не Младший. Он как раз по ходу сказки демонстрирует недюжую смекалку и находит нестандартные решения.
Сказки, главным героем которых является Иван-дурак можно условно разделить на два типа. В одних Иван поступает исключительно умно и рационально, в других совершает глупые поступки, но в конечном итоге все равно оказывается умнее всех.
При этом описанные глупости носят скорее юмористический характер и призваны развеселить слушателя. Иван то мухоморов вместо нормальных грибов наберет, то реку посолит, то шапки на горшки наденет, что бы ни замерзли.
Все это никак не влияет на сюжет и выглядит поздними вставками, призванными добавит в повествование остроты.
В канонических вариациях сказок Иван ничего странного не делает. Если обобщить эти сюжеты то вырисовывается вполне себе распространенный у разных народов образ ловкого и удачливого младшего сына, который в конечном итоге превосходит старших братьев.
Младший брат стал сказочным героем не без причины. Самый младший из братьев практически лишен шансов, заполучить в наследство отцовское имущество, и вынужден как то крутиться. Героем сказки может стать младший сын царя, купца или крестьянина, социальный статус здесь из-за отсутствия перспектив наследования не принципиален. Иногда у героя есть сказочный помощник как Кот в сапогах или Серый волк.
Так почему же умный Иван в сказках Дурак?
Дело в том, что на Руси имена имели особое значения, и у каждого человека их было несколько. Крестильное имя, давалось при крещении. Этим именем человек венчался, причащался, молился, и под этим именем его отпевали. Крестильное имя старались по возможности лишний раз не разглашать, так как скрывали от нечистой силы.
Потому было еще одно имя, которым человека называли друзья, соседи, знакомые. Если крестильное имя в обязательном порядке привязывалось к соответствующему святому теске, который становился покровителем.
То второе имя бралось чаще всего от отца, деда, или какого то другого предка. Самым распространённым таким именем было имя Иван.
Так же были имена прозвища, из которых впоследствии получились фамилии. И имели место имена-обереги, как защита от сглаза. Такие имена носили весьма оскорбительное содержание.
Например, Василий Косой или Василий Грязной. Был еще такой Упырь Лихой, этому точно никакой сглаз не страшен. Существовало среди имен оберегов имя Дурак. Например, известен такой князь Иван Иванович Бородатый Дурак Засекин из ярославских Рюриковичей.
Если ребенок рождался, красив лицом, дабы обмануть нечистую силу, его могли назвать Рыло, а если с рождения проявлял признаки смышлености Дураком. По сути имя Дурак в русских сказках означает прирожденную смекалку.
Но с тем как имена-обереги отходили в прошлое, это прозвание начали воспринимать буквально. И гордое имя Иван Дурак, сменилось снисходительным прозванием Иванушка-дурачок.
Источник:
Еще крутые истории!
Как все мы хорошо знаем с детства: было у отца три сына, Старший умный был детина, Средний сын и так и сяк, Младший вовсе был дурак. Только в конечном итоге в дураках оказывается кто угодно, но только не Младший. Он как раз по ходу сказки демонстрирует недюжинную смекалку и находит нестандартные решения.
Сказки, главным героем которых является Иван-дурак можно условно разделить на два типа. В одних Иван поступает исключительно умно и рационально, в других совершает глупые поступки, но в конечном итоге все равно оказывается умнее всех. При этом описанные глупости носят скорее юмористический характер и призваны развеселить слушателя. Иван то мухоморов вместо нормальных грибов наберет, то реку посолит, то шапки на горшки наденет, что бы ни замерзли. Все это никак не влияет на сюжет и выглядит поздними вставками, призванными добавит в повествование остроты.
В канонических вариациях сказок Иван ничего странного не делает. Если обобщить эти сюжеты то вырисовывается вполне себе распространенный у разных народов образ ловкого и удачливого младшего сына, который в конечном итоге превосходит старших братьев.
Младший брат стал сказочным героем не без причины. Самый младший из братьев практически лишен шансов, заполучить в наследство отцовское имущество, и вынужден как то крутиться. Героем сказки может стать младший сын царя, купца или крестьянина, социальный статус здесь из-за отсутствия перспектив наследования не принципиален. Иногда у героя есть сказочный помощник как Кот в сапогах или Серый волк.
Так почему же умный Иван в сказках Дурак?
Дело в том, что на Руси имена имели особое значения, и у каждого человека их было несколько. Крестильное имя, давалось при крещении. Этим именем человек венчался, причащался, молился, и под этим именем его отпевали. Крестильное имя старались по возможности лишний раз не разглашать, так как скрывали от нечистой силы. Потому было еще одно имя, которым человека называли друзья, соседи, знакомые. Если крестильное имя в обязательном порядке привязывалось к соответствующему святому теске, который становился покровителем. То второе имя бралось чаще всего от отца, деда, или какого то другого предка. Самым распространённым таким именем было имя Иван.
Так же были имена прозвища, из которых впоследствии получились фамилии. И имели место имена-обереги, как защита от сглаза. Такие имена носили весьма оскорбительное содержание. Например, Василий Косой или Василий Грязной. Был еще такой Упырь Лихой, этому точно никакой сглаз не страшен. Существовало среди имен оберегов имя Дурак. Например, известен такой князь Иван Иванович Бородатый Дурак Засекин из ярославских Рюриковичей.
Если ребенок рождался, красив лицом, дабы обмануть нечистую силу, его могли назвать Рыло, а если с рождения проявлял признаки смышлености Дураком. По сути имя Дурак в русских сказках означает прирожденную смекалку. Но с тем как имена-обереги отходили в прошлое, это прозвание начали воспринимать буквально. И гордое имя Иван Дурак, сменилось снисходительным прозванием Иванушка-дурачок.
См.также:
Слова и выражения, которые имеют интереснейшую историю происхождения
Кто такие «Иваны, не помнящие родства» и почему их боялись
Про фамилии
Имена, ставшие нарицательными словами
Откуда пошли ругательства русские
-
March 17 2022, 07:01
- Литература
- Cancel
Почему герой русских сказок Иван-дурак и в чем секрет его популярности
Самый известный и любимый герой русских народных сказок — Иван-дурак или как его называют ласково — Иванушка. Несмотря на неказистое имя, еще менее престижное прозвище, а также невысокие интеллектуальные способности, герой этот вполне успешен. Он справляется с самыми сложными задачами, находит новых друзей и, как правило, женится на царевне. Как появился этот необычный герой и почему он дурак?
Никто не знает, когда появились первые сказки. Истории с фантастическими сюжетами, густо замешанные на языческих верованиях, предназначались не только детям, но и взрослым. Некоторые из них имели пикантные детали и были рассчитаны только на взрослую аудиторию.
Почему Иван всегда младший сын?
Иван в русских сказках — младший сын в крестьянской семье. Это самый бесправный, забитый ребенок, живущий как бы по инерции. Старшие братья, а иногда и отец, над ним подшучивают, а иногда и обижают беднягу. История жизни Ивана-дурака отражает средневековые семейные порядки Руси.
По праву хозяйство переходит от отца по наследству младшему сыну. Но есть один нюанс — если братья жили вместе, то главой семьи становился старший. Он же всем и управлял. Следующим по правам был средний сын, а младший, которому вроде и причиталось все, оказывался не хозяин своему наследству. Поэтому в жизни, как и в сказке, младший сын часто уходил из дома. Иногда уделом добровольного изгнанника становилась государева служба. В сказке Иванушка получал от царя самые невероятные задания и с честью с ними справлялся. Но в реальной жизни таких Иванов успех ждал далеко не всегда.
Гораздо больше у младшего сына было шансов не жениться на царевне, а сложить голову на чужбине. Но не будем о грустном, ведь истории сказочных Иванов всегда заканчивались хеппи-эндами. Деревенский дурачок побеждает колдунов и разбойников, разоблачает коварных бояр, спасает девушек и убивает нечисть. Справедливости ради нужно сказать, что находчивый и отважный младший сын воспет не только в русских сказках. Почки у каждого народа мира есть свои истории о бесправном отпрыске многодетной семьи, добившемся всего своим трудом и смекалкой.
Но не везде герой абсолютно положительный — в других культурах он часто имеет и отталкивающие черты, например, склонность к вранью или вороватости. Только на Руси Иван-дурак — абсолютное добро, бескорыстное и безраздельно честное даже с врагами.
Смешной культист
Фольклористы считают, что феноменальную популярность Иван получил из-за того, что он смешной. У него все идет наперекосяк, по крайней мере, до середины сказки. На Руси испокон веку любили юродивых и обычных простофиль. В словаре Даля «юродивый» — это и есть дурачок, поэтому все совпадает. Иванушка-дурачок, вдобавок, еще выходец из народа, что обеспечивает дополнительную симпатию аудитории.
Хотя в начале сказки Иван обычно не вызывает позитивных эмоций. Он глуп, ленив и неопрятен, а вместо того, чтобы работать, как это делают старшие братья, лежит на печи. В сказках хорошо видно, что этот герой не привык думать, а полагается на удачу и интуицию. Он даже идет «куда ноги понесут» или «куда глаза глядят». Все сложные и не очень дела за Ивана-дурака делают волшебные помощники. Их использование — главная и единственная суперспособность героя. Он разговаривает с животными, которые были в дохристианскую эпоху тотемами. Более того, он может общаться даже с неодушевленными предметами, например, растениями, избушками и печками. Специалисты в области народного творчества считают, что Иванушка-дурачок — это персонаж-жрец. Он достался нам в наследство от языческой веры и сохранил многие способности, приписываемые служителям древних славянских божеств. Он без труда попадает в потусторонний мир, а если нужно, то и обретает нечеловеческую силу. Случается, что Иван даже воскресает при помощи живой и мертвой воды.
Конечно, эдакий супермен в лаптях не может не быть любимцем народа. Поэтому и стал Иван-дурак центральной фигурой русского фольклора. Да и олицетворяет он древнюю мечту многих — жить, не утруждая себя, а потом получить все блага сразу. Ведь известно, что вступает в сказку дурачок нищим и притесняемым юродивым, а к завершению получает царскую дочку, почет и половину царства.
А вы знаете, что почти у всех сказочных героев и даже предметов есть свои секреты?
источник
МБОУ СОШ№3 имени героя России Сергея Медведева Г. Саяногорска
Секция начальных классов
Иван – дурак в русских народных сказках
Выполнил: Никулин Дмитрий, уч-ся 4а класса.
Учитель: Закутилина Галина Николаевна.
Содержание работы.
1. Введение. Актуальность проблемы.
2. Основная часть.
2. 1.Этимология слова «дурак».
2.2.Образ Ивана – дурака в русских народных сказках.
2.3.Главные достоинства Ивана
2. 4..Итоги анкетирования.
3. Заключение.
4 Используемая литература.
5. Приложение (Электронная презентация «Так ли глуп Иван – дурак?»).
Введение. Актуальность проблемы.
Тема «дурака» сквозит во многих сказочных произведениях русской и зарубежной литературы. Она актуальна и сегодня. Все дети любят читать и слушать сказки. Эти волшебные истории, наполненные обаянием мудрой старины, открывают новый мир, в котором каждый получает урок и всегда побеждает добро. И во многих русских народных сказках присутствует такой персонаж, как Иван Дурак. Всем он знаком с самого детства. Это любимый и самый популярный сказочный персонаж, который заслуживает особого внимания. Многим кажется, что главный герой — лентяй и лежебока, ни к чему не стремящийся, но получающий благо от высших сил из милости и снисхождения к его глупости. Но многие ли из вас задумывались над тем, действительно ли Ивана можно назвать дураком? Кто же он, Иван-дурак? Глупый человек или умный хитрец? Почему в сказках все симпатии не только героинь — Елен Прекрасных и Василис Премудрых, принцесс и царевен, но и самого рассказчика — творца сказки — целиком на стороне такого простоватого героя? Я заинтересовался этими вопросами и решил провести небольшое исследование.
Проблема — Почему в литературных произведениях воспевают дурака?
Объект исследования — Русские народные сказки.
Цель исследования — проанализировать образ Ивана Дурака, созданный в русских народных сказках, чтобы найти ответ на вопрос: так ли глуп Иван Дурак?
Задачи исследования:
— провести анкетирование одноклассников, чтобы узнать, что они знают о персонаже;
— изучить различные версии происхождения образа;
— выявить характерные черты героя на примере народных и авторских сказок;
— обобщить полученные знания.
Методы исследования:
- Теоретический ( опрос, размышление, чтение литературы, работа в сетях Интернета)
- Эмпирический (наблюдение, сравнение, анализ результатов исследования)
Новизна исследования: Для меня и для ребят, с которыми я разговаривал, эта тема- совершенно новая. Она заставила задуматься о взаимоотношениях людей в нашем человеческом мире, о том , как правильно себя вести с людьми ,близкими и дальними, еще раз подумать о том , что такое хорошо и что такое плохо.
2.Основное содержание.
2.1.Этимология слова «дурак».
Можно ли себе представить современного супергероя дурачком? Вряд ли. А вот самое распространённое начало русских народных сказок: “Жили — были трое братьев — двое умных и Иван-дурак” — именно таково. А задумывались ли мы когда-нибудь, почему сказочный герой сплошь и рядом дурачком оказывается? Каков он, этот Иван, и почему он собственно — дурак? Наверняка многие ответят — “потому что недалёкий, простодушный, нерасторопный” и т. д. Тогда почему героем народной мудрости является лентяй и дурачок? С чего бы это ему помогают высшие и низшие силы и разные там кудесники. А он лежит на печи и никуда не торопится.
А на самом деле почему? Почему в нашем русском фольклоре присутствуют Дураки? Когда они появились? Что выражает образ Дурака? И почему не идиот, не глупец, не придурок, а именно Дурак? Почему в сказках все симпатии не только героинь — Елен Прекрасных и Василис Премудрых простоватого героя, принцесс и царевен, но и самого рассказчика — творца сказки — целиком на стороне такого?
Для начала надо определиться, о каких дураках идет речь. Они ведь бывают разными. И не только в смысле разноуровневого положения на шкале дурости… а, например, с точки зрения значения самого слова. По-моему, без знания истории происхождения этот образ не может быть правильно понят читателем
Этимология этого слова настолько запутана, что я так и не смог найти точного ответа. Разные исследователи находят истоки этого слова в совершенно разных языках, например:
- С тюркского корня «дур» (стоять) — так назывались языческие истуканы и неотёсанный дорожный столб для привязки лошади и отметки примерной протяжённости пути. Кстати, в современном турецком языке слово «остановка» звучит именно как «дурак».
- С литовское durti – «колоть», «жалить», «ударить», которое прошло эволюцию в «ужаленный», «бешеный», «безумный», «глупый».
- Со старочешского dyrny «глупый, сумасшедший».
- С украинского прилагательного дурний— «глупый, сумасшедший».
- С латинского переводится как «твердый» или dura – суровый, сильный, смелый.
- С древнерусского прилагательного дурый – «глупый», которое является словом индоевропейской природы (в греческом thouros – «дикий», в древнепрусском — durai – «дико»).
Так когда же появился дурак? С этим вопросом я обратился к ученикам нашей школы. Основная часть (40 %) учеников считает, что образ дурака появился давным-давно. 23 % школьников не представляют вообще, когда он появился. 16 % — одновременно со сказками, а это приблизительно 16 век согласно письменным источникам.
Открыв толковые словари и поискав в Интернете, я обнаружил, что слово «дурак» изменяло свое значение несколько раз. По мере возникновения понятий:
1.Историк Костомаров Н. И., описывая уклад древней России, упоминает о том, что «дураком» именовалась плетка, которой муж наказывал свою жену (устаревшее);
2. С 14 века в русском языке употреблялось, как славянское нецерковное имя-оберег (Дур, Дурас, Дурак). До принятия христианства на Руси детей называли: Первак, Вторак, Третьяк, а также и Другак, то есть «другой», следующий или иной. Оно было самым популярным, обозначающим, в большинстве случаев, младшего ребёнка, естественно, ведь самый младший – самый неопытный и несмышлёный, то в результате стало нарицательным и упростилось до «Дурак».
3. В церковных документах XIV−XVII вв. слово «дурак» встречается в качестве имени. И именуются так не холопы, а люди вполне солидные: князь Федор Семенович Дурак Кемский, князь Иван Иванович Бородатый Дурак Засекин, московский дьяк Дурак Мишурин. С тех же времен начинаются и бесчисленные «дурацкие» фамилии — Дуров, Дураков, Дурново… Сколько знаменитых людей носили фамилии с корнем «дур»! Это и кавалер-девица Надежда Дурова и целая цирковая династия Дуровых.
4. С 16 века, согласно письменным источникам, появляются в фольклоре сказки, и в них главный персонаж, как правило, Иван-дурак.
5. С 17 века появились шуты-дураки при дворе монарха (устаревшее). В это же время оно начинает приобретать современное значение – глупый человек.
6. В 18 веке слово «дурак» становится обидным, оскорбительным высказыванием, обозначающим умственно неполноценного человека;
7. С 19 века карточная игра «дурак» становится популярной среди простого народа.
А самое интересное толкование я нашел в статье писателя Радия Погодина:
Ду — это два.
Ра — это солнце.
Ду Ра — два солнца.
2.2 Образ Ивана – дурака в русских народных сказках.
Почти в каждой в русской волшебной сказке есть «дурак», которыйвыделяется на фоне остальных героев. А кто же его придумал? И с этим вопросом я обратился к ученикам нашей школы. По результатам ответов можно сказать, что практически половина опрошенных (51,2 %) считают, что эта идея принадлежит народу. 16 % думает, что идея принадлежит дуракам.А двое говорят, что дурака придумали известные писатели.
В сказках «дурака» зовут разными именами: Иван, Емеля, Мартынка, Балда, а так же просто Дурак.
Социальный статус «дурака» обычно низкий: он крестьянский сын или просто сын старика и старухи, или старухи-вдовы, иногда он царский сын, но «неумный» или просто дурак, иногда купеческий сын. Он практически всегда третий или самый младший из крестьянских сыновей. Нередко подчёркивается его бедность, ведь ему от родительского наследства не достается ничего или самое ненужное в хозяйстве. Дурака все презирают, все над ним смеются, все его бранят, а иногда и поколачивают. В родной семье он существо отверженное.
Его старшие братья, занятые хозяйством, торговлей, хлебопашеством, умны и практичны, имеют семьи. Наш же герой холост, целыми днями лежит на печи, ловит мух, плюёт в потолок или сморкается. Его облик негативен и безобразен: «платьишко на нём худое, весь в саже, волосы дыбом», «по лицу слюни да сопли текут». В общем, ленив и непривлекателен.
Но почему- то в сказках, например у П. Ершова или « Иван царевич и серый волк», именно старшие братья, отправляясь выполнять поручение, делают это крайне недобросовестно, прячутся и упускают вора. А ещё чаще просьбами и обещанием купить ему красную одёжу, сапоги, дать ему золота, накормить досыта перекладывают свои обязанности на Иванушку – дурака, который сторожит три дня и три ночи, а сами остаются дома и спят… Иван-дурак правильно выполняет порученное задание, и в итоге получает вознаграждение: Сивку-Бурку вещую каурку, Конька – Горбунка с двумя грациозными лошадями, копьё, палицу боевую, меч — кладенец, чудесную дудочку и т. п.
Приобретение чудесного коня – первая удача. Именно он открывает ему путь к славе, богатству и успеху. Этот сказочный эпизод раскрывает ещё одну существенную черту характера до поры незаметную окружающим — хитрость. Получив коня, он предусмотрительно утаивает от братьев это событие. Иногда он непросто отмалчивается или отделывается скупыми объяснениями мол «ничего не видел». А в сказке «Конёк-Горбунок» Иванушке достаётся самый неказистый жеребёнок, который, тем не менее, наделён многими чудесными качествами.
Поведение дурака подчас нелепо, что, естественно, вызывает у окружающих презрение и осуждение. Неприятности он сам на себя навлекает, просто притягивает их к себе. Поступки его кажутся бессмысленными и бесполезными. И ведет себя непростительно глупо по современным меркам, но странным образом эта же самая глупость и непрактичность и выручают его из разных бед.
Для изучения образа важно обратить внимание на вопрос, не что делает главный герой, а как он это делает. Емеля отпускает щуку обратно в воду, Мартынка вместо нужной в хозяйстве вещи за большие деньги покупает кота и собаку. Дурак способен на любовь, милосердие и доброту, когда другие персонажи обустраивают свой материальный мир. За такие качества сказка награждает главного героя. Его не интересуют практические дела, он не замечает голода и холода, его одолевает лень, когда речь идёт о бытовых вещах. Деньги для дурака не имеют ценности.
В сказке «Сивка-Бурка» герой выполняет трудное задание и скрывается прочь, никем не узнаваемый. Он не хвастается своей победой, но скрывает её от братьев. А идя на пир к царю, Иван-дурак не преображается, предпочитая предстать перед будущей женой в своём истинном виде. Но именно он, вопреки логике и здравому смыслу, оказывается самым удачливым из трёх братьев. Именно он с помощью волшебных средств успешно проходит все испытания: он побеждает противника, женится на царской дочери, получает богатство, славу, становится Иваном Царевичем.
Сила дурака в русских народных сказках в его доброте и отзывчивости, в готовности помочь попавшим в беду, в отсутствии жадности. Дурак делает, не задумываясь о выгоде и последствиях. Такие люди симпатичны и в наши дни. Совершать подвиги Иванушке всегда помогают чудесные силы — благодарные звери: щука, кошка и собака, Конек-Горбунок, Сивка-Бурка.
А героем его можно назвать потому, что находит нестандартные решения трудных вопросов. Он не приемлет штампованных решений, поэтому, на первый взгляд, он и дурак. Но в результате противоречия между незнанием и поисками решения ему открываются новые знания, новые возможности. А это качество героя. И еще: Иван – дурак — единственный в сказке, кто говорит из братьев, загадывает и отгадывает загадки, он поэт и музыкант и носитель особой речи.
2.3. Главные достоинства Ивана:
Во-первых, он совершенно не тщеславен и никогда не требует за свои подвиги признания и славы.
Во-вторых, Иван бескорыстен, нигде и никогда ради корысти ничего не делает.
В-третьих, нет в нем даже и какого-либо намека на склонность убить или измываться над другими
Дурак — вовсе не значит глупый. Просто Дурни — люди, которые смотрят на вещи под другим углом, по сравнению с простыми людьми. И ещё неизвестно, кто воспринимает окружающий мир правильнее… Дурак — на Руси не порок. К тому же в русских сказках именно Дурни в конце концов оказываются умнее всех!
Попробуем проанализировать слово «дурак» с позиции семиотики, науки о знаках, рассматривающей разного рода явления природы и человеческой культуры как взаимодействия (первым эту тему затронул ещё древнегреческий учёный Кратил) — (V век до нашей эры), ученик Гераклита:
Д – нечто дающее, способствующее, помогающее.
У – сомнение, недоверие, нечто непонятное.
Р – мужское свойство, энергетическое насыщающее, но и подавляющее, агрессивное свойство.
А – отчаяние, тревога, сигнал тревоги.
К – небольшая отдельная часть чего-то.
В комплексе значение букв-звуков можно интерпретировать так: дурак — это отдельный человек, обладающий мужеством, непонятным для других, которое направлено в разрез с общим представлением. Он вызывает сомнение, недоверие, но в то же время отчаяние и тревогу. Все перечисленные свойства что-то дают, чему-то способствуют, помогают этому человеку. Этот вывод вполне подтверждают сказки, пословицы и поговорки:
Дуракам везёт! Дуракам закон не писан. Дураков работа любит.
2.4. Итоги анкетирования по теме исследовательской работы
В ходе выполнения работы мне захотелось узнать, а каким же представляют дурака из сказок ученики нашей школы. Ребята отвечали на вопрос «Какие качества вам нравятся у Ивана – дурака?» Ответы были следующие: 48 учащихся ответили- доброта , 21 человек – наивность, 15 человек – хвастовство и 9 человек – лень.
Также ученикам 4 А класса было предложено нарисовать Ивана — дурака и описать его. Собирательный образ Дурака, по мнению наших учеников, можно представить таким:
Дурак — герой многих русских сказок, не похожий на других. Он младший сын в семье и никто его в серьёз не воспринимает. Соседи его толком не знают, а говорят о нём только понаслышке, что он всегда лежит на печи и похрапывает, вместо того чтобы помогать по дому. Он глупый, но смелый, честный, загадочный, весёлый, добрый, ласковый, отзывчивый, бесхитростный, смекалистый. Внутри ленивого и неухоженного человека скрывается мудрый и симпатичный парень. Дурак обладает широкой, благородной, открытой русской душой. Он хозяин своей жизни и в тоже время баловень судьбы, но при этом рад кусочку хлеба, не стремится к славе, не любит командовать, не стремится властвовать. Благодаря своему нестандартному мышлению, добытым полезным знаниям и непредсказуемым поступкам, проходит все сказочные испытания. Дурак сам придумывает, как выйти из трудных ситуаций, обхитрив тем самым своих врагов и выручив друзей из беды. В итоге он самый умный и удачливый персонаж, который из всех перипетий выходит героем, при этом помогает добрым и злым, а в ответ получает помощь от волшебных сил и вследствие чего получает награду. А всё это происходит потому, что он умеет ладить и находить общий язык с другими персонажами.
А на вопрос «Почему побеждает Иван – дурак?» я получил следующий ответ: «Он побеждает врагов в силу своего естественного поведения. Ивану помогает все, что светло и добро, и мать — сыра земля, и леса, и реки, и меньшие братья, до малой зверушки и букашки. Помогают, потому что он сам светел и добр, а не просто близок свету и добру. »
Я провел опрос среди учеников нашего класса, с помощью которого узнал о действии поговорок про дураков в жизни. Было задано три вопроса:
Как вы считаете, Дуракам всегда везёт?
Как вы считаете, Дуракам закон не писан?
Как вы считаете, Дураков работа любит?
Среди всех ответов был один оригинальный, что дуракам везёт только в сказках.
Подводя итоги опроса, можно сказать, что дуракам всегда везёт, законы им не писаны и работа их не любит.
Интересны рассуждения А. Синявского о поведении героя -дурака. Критик обращает внимание на то, что фразу «Бог дураков любит» можно объяснить двумя причинами. Во-первых, Дураку просто некому больше помогать, настолько он несчастен и не способен даже сам что-либо сделать; во-вторых, в этом случае Дурак невероятно доверчив к высшим силам, потому что ни советы старших, ни собственный разум, опыт он не использует.
3.Заключение
И на вопрос, поставленный в начале исследования, мы отвечаем так : Иван-дурак ничуть не глуп! Да, он наивен и доверчив. Но при этом умен всей мудростью русского народа.
Выводы:
1. Любит народ дураков не за то, что они глупые, а за то, что умные. Умные высшим умом, который не в хитрости и обмане других заключен, а в мудрости, знающей истинную цену всякой фальши, видящей цену в совершении добра другими.
2. Русский народ с большим уважением относился и относится к дуракам, людям, имеющим свою точку зрения, отличную от общепринятой. Об этом говорит то, что в сказках Иван — дурак всегда остаётся победителем.
3.Очень долгое время слово дурак обидным не было.Следуя фольклорным традициям Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин в произведении «Дурак» дает такую характеристику своему дураку-Иванушке, сыну умных родителей: «Совсем он не дурак, а только подлых мыслей у него нет — от этого он и к жизни приспособиться не может…»
В современной сказочной литературе образ дурака представлен многими другими персонажами, например, Страшила, Буратино, Незнайка.
Закончить исследование хочется словами русского литературоведа Виктора Борисовича Шкловского «Дураки, только они всего добиваются в сказках. Так что они должны быть предметом тщательного изучения умными».
Список используемой литературы.
- Андреева Р. П. Этимологический словарь для школьников. СПб.: 2002. — 480 с.
- Даль В. И. Толковый словарь русского языка современная версия. М.: ЗАО Издательство ЭКСМО – Пресс, 2002. — 736 с.
- Крылов Г. А. Этимологический словарь русского языка. СПб.: ООО «Полиграфуслуги», 2005. — 432 с.
- Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1978. — 846 с.
- Рогожникова Р. П. Школьный словарь устаревших слов русского языка. М.: Просвещение: Учеб. Лит., 1996. — 608 с.
- Современный словарь иностранных слов. СПб.: «Дуэт», 1994. — 752 с.
- Шанский Н. М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. М.: Дрофа, 2001. — 400 с.
- Энциклопедия литературных героев: Русский фольклор и древнерусская литература. — М.: Олимп; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998. — 544 с.
- Ресурсы Интернета.
Победив врага из иного мира и тем самым успешно завершив инициацию, герой сказки женится и часто получает в награду царство. Это царство он почти никогда не наследует от своего отца, а получает либо от стороннего царя, либо от тестя — отца жены.
В этом мотиве исследователи видят, с одной стороны, отголоски древнейшего матриархального обычая уходить жить в семью жены. С другой — память о избрании вождя в архаичных селениях. Когда правитель достигал определенного возраста и его «магические» способности угасали, его умерщвляли. А потом племя выбирало другого предводителя, самого «могущественного» из кандидатов.
Именно поэтому в ранних вариантах сказок старый царь неизбежно погибает. Например, в «Мудрой жене» герой убивает злого короля с помощью волшебной дубинки. В «Жар-птице и Василисе-царевне» царь видит, что герой выходит невредимым после купания в кипятке, сам ныряет в котел и погибает.
Что же можно сказать о главном герое сказки? Чаще всего им становится младший из трех братьев, как, например, в «Царевне-лягушке», «Кощее Бессмертном», «Летучем корабле» и многих других. Ученые связывают это с миноратом — древним обычаем, по которому дом и имущество родителей наследовал именно младший сын. Старшие сыновья, женившись, строили себе отдельные дома, а младший с женой и детьми оставался жить с родителями, заботился о стариках, вел их хозяйство. Документы XIX века отражают, например, что в Тамбовской губернии отцовский дом всегда доставался младшему сыну, которого отец благословлял «на корне сидеть».
Русское выражение «сидеть на корню» перекликается с древним представлением о том, что именно младший в семье сохранял особую связь с духами предков. В сказке эта духовная связь выражается в том, что младший сын часто наследует волшебный предмет или волшебное животное. Во многих европейских сюжетах младшему сыну достается ковер-самолет, волшебное кольцо или магические перчатки. В известной сказке «Кот в сапогах» младший сын получает, на первый взгляд, бесполезное наследство — кота. Но впоследствии этот кот становится незаменимым помощником героя. Это классический случай переноса в сказку образа тотемного животного.
В русском фольклоре роль такого волшебного помощника играет конь Сивка-Бурка. В одноименной сказке поминальный обряд (бдение на могиле покойного отца) исполняет только младший брат. За это ему в дар достается волшебный конь, благодаря которому Иван-дурак проходит испытание и становится царским зятем. «В сказке о Сивке-Бурке изображено то, что происходило в действительности: младший сын оставался после смерти отца в отцовском доме (где помещался родовой очаг — печь, с которой Иванушка-дурачок всегда связан), исполнял поминальные обряды и получал отцовское наследство», — комментировал этот сюжет фольклорист Елеазар Мелетинский.
С функциональной точки зрения два самых популярных героя русских сказок — Иванушка-дурачок и Иван-царевич — это одно и то же лицо. Часто их разделяют чисто стилистически:
Почему главный герой русских народных сказок – Иван-дурак
Ох, этот Иван: дурак и лентяй. И за что только этот непрактичный, лишний человек становится главным сказочным счастливцем? Почему все кому ни лень помогают ему? Почему прекрасная царевна влюбляется в него?
Смеха ради
Образ глупого и удачливого младшего брата – бродячий. Он встречается и в устном народном творчестве европейских народов, в китайском фольклоре, сказаниях североамериканских индейцев, сказках африканских, австралийских и северных племён.
Но лишь на русской почве он стал так популярен: Иван-дурак – едва ли не главный наш сказочный герой. Факт, который может показаться, как минимум, странным, на поверку обнаруживает более чем весомые причины.
Первая из причин популярности Ивана-дурака — его комичность. Ведь одна из главных задач сказки – развлечь слушателя. И сказитель (многие из которых были скоморохами) делает всё, чтобы крестьянам, слушающим его дождливым вечером в кабаке или душным полуднем в очереди на мельницу, было как можно веселее!
Вёдра ходят сами собой, печь едет по городу и давит людей, дубина сама колотит царских посланников. Ситуации дурацкие, гротескные, потому что в их центре дурак. И, в то же время, ситуации типичны для народной смеховой культуры: мы без труда отыщем их в популярных европейских сказках или научных работах, посвящённых природе смеха. С определёнными оговорками и самого Ивана-дурака можно назвать скоморохом.
Дурак угнетённый
Не менее важен социальный аспект образа дурака. Он – младший брат в патриархальной семье, живущей общим хозяйством. Он практически не имеет прав. По сути, он последний человек в этом мире. Оттого с нескрываемым удовольствием крестьяне слушали, как этот угнетённый герой, бессребреник, расправляется с сильными мира того: не только со старшими братьями, но даже с важными чиновниками, принцами и – чего уж там – самим царём.
Но сказка не была бы сказкой, если бы сводилась к одному лишь поиску социальной справедливости. Согласно некоторым теориям, сказка о младшем брате- это отражение уклада средневековой крестьянской семьи (остаточные явления этого уклада можно было встретить и в конце XIX-го века).
Вернее: особенность сказок о младшем брате была обусловлена существовавшим в то время наследственным правом, согласно которому при разделе имущества умершего главы семьи большая часть хозяйства отходила именно младшему сыну. Но в случае, когда наследники продолжали вести совместное хозяйство, главой семьи оставался самый старший.
Также и в сказке: старшие братья имеют больше прав внутри семьи в сравнении с Иваном, но как только между ними происходит конфликт, вынуждающий Ивана покидать (пусть даже на время) пределы семьи – «удача» переходит к нему, и в конце сказки именно он становится обладателем всех «земных благ».
Дурак – юродивый
Третья причина любви к Ивану – его сходство с юродивыми. В таком сопоставлении нет ничего удивительного, если вспомнить, что одним из синонимов слова «юродивый» в словаре Даля является «дурачок». Иван – дурак, то есть сумасшедший, хотя в его образе соединились черты и юродивых-безумцев, и подвижников, юродствовавших «Христа ради».
Юродство в основе своей было антиэстетичным, тяготевшим к безобразному. Этимологически «юродивый» восходит к слову «урод». Как урод описывается и Иван-дурак: вечно он лежит на печи, грязный, оборванный, сопли по лицу растирает.
Роднит Ивана с юродивыми и парадоксальность его речи: «А что, — думает себе Иванушка, — ведь у лошади четыре ноги и у стола тоже четыре, так стол-от и сам добежит». Кроме очевидной комичности, в подобных высказываниях есть нечто большее.
Иван переворачивает явления с ног на голову, как делали и юродивые, говорившие загадками, а то и вовсе лепетавшие бессмыслицу. Таким образом блаженные «очищали» вечные истины от повседневной шелухи и однообразности ритуалов. Они как будто встряхивали пыльный ковёр, чтобы тот становился и ярче, и чище. Или – ставили обратно на ноги стоявшую на голове проблему.
Интересна также природа лени Ивана. Замечательно, что его практичные деятельные братья, несмотря на все усилия, не могут добиться цели. А Иван как будто и не делает ничего: лежит себе на печи да пользуется плодами трудов волшебных помощников. Но в сказке воспевается не лень сама по себе.
Если братья руководствуются разумом, то Иваном движет чутьё: он идёт, куда глаза глядят, ноги ведут и так далее. Практичное в сказке противопоставляется интуитивному. И побеждает второе: потому что Иван не живёт своим бессильным разумом, а полагается на Божью волю.
Дурак – жрец
Связь дурака с потусторонним миром очевидна: недаром он лежит на печи, которая одновременно является и центром дома (центром мира), и связью с умершими. Недаром именно ему помогают волшебные животные – те самые, которые в первобытные времена были тотемными.
Недаром во многих сказках он – единственный говорящий персонаж, порой говорящий бессмыслицу. Вспоминая, что волшебная сказка родилась из ритуала, можем восстановить роль Ивана в нём. Он – человек, общающийся с богами, то есть жрец. Поэтому потусторонний мир помогает ему, поэтому он оказывается в сказке главным героем, во всех смыслах этого слова.
Читайте наши статьи
на Дзен