Почему кладовая солнца называется кладовая солнца рассказ

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


9

Почему кладовая солнца называется кладовая солнца

1 ответ:



0



0

В словосочетание “кладовая солнца” автор вкладывает большое значение. Пришвин был агрономом, биохимиком, исследователем, следил за развитием современной ему науки. В «Кладовой солнца» он выступил не просто как писатель, но и как просветитель. В простой и ясной форме автор рассказывает о серьёзных естественнонаучных открытиях. Солнце отдаёт своё тепло растениям, растения отмирают и падают на дно болота, и там накапливается постепенно слой торфа. Торф — это природное богатство, которое жизнь на земле копила веками. Но целебная клюква, деревья и травы, животные и птицы этого болота — это тоже кладовая природы.
Первоначально «Кладовая солнца» называлась «Друг человека» . М. М. Пришвин отказался от этого названия. Если бы Пришвин назвал рассказ «Друг человека» , то весь акцент перенёс бы на образ собаки, которая спасла мальчика. Но главная идея рассказа в том, что природа — это огромная кладовая, и человек должен научиться пользовать природными богатствами разумно, без жадности, не терять лучшие человеческие качества. Название «Кладовая солнца» вполне соответствует этой идее.<span>
</span>

Читайте также

Ответ:

Объяснение:

Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин — второстепенный герой комедии Николая Васильевича Гоголя «Ревизор», судья-взяточник, принимающий подношения борзыми щенками. Ляпкин-Тяпкин хорошо дополняет картину чиновничьего произвола: одна его фамилия говорит о его способе работы больше, чем другая текстовая информация.

Ляпкин-Тяпкин придерживается принципа «закон что дышло, куда повернул туда и вышло». Судья держится с городничим несколько более свободно, чем другие и даже позволяет себе его оспаривать по простой причине: у Ляпкина-Тяпкина выборная должность и городничий над ним не вполне властен («избран судьёй по воле дворянства»). Ироничная ремарка автора «прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен» напрямую говорит об образованности и кругозоре Ляпкина-Тяпкина. Его карьера, как и карьера большинства чиновников той поры, строится исключительно на удачном знакомстве и взятках.

Известно также, что судья больше любит охоту, чем заниматься прямыми обязанностями, поэтому в суде царит запустение и беспорядок. Невежественный и самоуверенный по натуре, Ляпкин-Тяпкин прослыл не просто философом, а «Цицероном», который глубыкомысленно излагает своё мнение по любому поводу. О невежественности косвенным образом говорит тот факт, что, невзирая на пятнадцать лет работы судьёй, этот чиновник считает себя неспособным отличить правого от неправого.

Ляпкин-Тяпкин — типичный представитель русского чиновничества, этому судье точно так же присущи низкопоклонство перед вышестоящими и готовность днести на своих коллег, за чем он неоднократно и будет изображён.

Барыня — второстепенный персонаж в рассказе А.И. Куприна «Белый пудель»; богатая помещица, проводящая лето на своей даче в Крыму; мать капризного и своенравного мальчика Трилли. По натуре эта женщина бездушна и недобра. Примечательно то, что она с сыном и целой вереницей слуг живут на даче под название «Дружба», но сами и понятия не имеют, что это такое. Сама перед ним на цыпочках ходит лишь бы мальчик был всем доволен. От того Трилли растет таким эгоистичным и жестоким.

Нет
Нет и нет ну вроде бы

Я проснулся серым утром. Комната была залита ровным желтым светом, будто от керосиновой лампы. Свет шел снизу, из окна, и ярче всего освещал бревенчатый потолок.
Странный свет — неяркий и неподвижный — был непохож на солнечный. Это светили осенние листья. За ветреную и долгую ночь сад сбросил сухую листву, она лежала шумными грудами на земле и распространяла тусклое сияние. От этого сияния лица людей казались загорелыми, а страницы книг на столе как будто покрылись слоем воска.
Так началась осень. Для меня она пришла сразу в это утро. До тех пор я ее почти не замечал: в саду еще не было запаха прелой листвы, вода в озерах не зеленела, и жгучий иней еще не лежал по утрам на дощатой крыше.
Осень пришла внезапно. Так приходит ощущение счастья от самых незаметных вещей — от далекого пароходного гудка на Оке или от случайной улыбки.
Осень пришла врасплох и завладела землей — садами и реками, лесами и воздухом, полями и птицами. Все сразу стало осенним.
В саду суетились синицы. Крик их был похож на звон разбитого стекла. Они висели вниз головами на ветках и заглядывали в окно из-под листьев клена.
Каждое утро в саду, как на острове, собирались перелетные птицы. Под свист, клекот и карканье в ветвях поднималась суматоха. Только днем в саду было тихо: беспокойные птицы улетали на юг.

«Тихий Дон» настоящий шедевр, который прекрасно показывает эпоху донских казаков, их быт.  Их жизнь показывается на фоне конкретных исторических событий. Роман раскрывает судьбы людей на фоне всех этих событий. Самая драматическая судьба раскрывается в герое — Григории Мелехове.  Горькая судьба обычного донского человека, крестьянина, которого охватывают две войны «гражданская и мировая». Это и есть трагичная судьба всех крестьян, показанная на образе Григория. 

Урок по литературе в 6 классе

Особенности композиции и смысл названия сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».

— Сегодня на уроке мы продолжим изучать сказку-быль Кладовая солнца Михаила Михайловича Пришвина.

(слайд 1)

На предыдущих уроках мы рассматривали с вами сюжет, познакомились с очаровательными, смелыми, заботливыми ребятами, Настей и Митрашей. Анализировали отдельные эпизоды и определяли их роль в произведении, говорили о том, какова роль образа природы в данном произведении.

А сегодня постараемся разобраться, почему по жанру это произведение является сказкой-былью; в чем особенность композиции этого произведения; почему произведение называется «Кладовая солнца», какой смысл вложил автор в это название.

(слайд 2)

— Первоначально «Кладовая солнца» называлась «Друг человека». Почему, по-вашему, М.М. Пришвин отказался от этого названия?

(М.М. Пришвин отказался от этого названия, потому что главная идея автора, показать единство человека и природы, необходимость заботливого отношения к природе.)

(слайд 3)

— Эпиграф к уроку:

Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю.
М.М. Пришвин

(слайд 4)

— Кто же они, герои сказки-были?

(Настя, Митраша, их родители, Антипыч, собака Травка, лось, змея, тетерев, сосна и ель, волк, зайчик)

(слайд 5)

— Вспомните описание Насти и Митраши.

(слайд 6)

— почему Митрашу называли «Мужичок-в-мешочке»?

  «Мужичком» его называли за упрямый характер. Митраша всегда ходил в старых отцовских куртках, подпоясывая их ремнем. Куртки были ему велики, и со стороны казалось, что на мальчике надет подпоясанный мешок. Поэтому мальчика прозвали «Мужичок в мешочке».

— Почему мы включили в этот список растения и животных?

(Они являются участниками событий, многим даны имена.)

— Солнце дарит тепло земле, а она отдает его добром людям. Как и чем делится с человеком природа?

(целебные ягоды и травы, грибы и т.д.)

— Природа в сказке-были действующее лицо, герой произведения. Давайте посмотрим, как проявляет себя природа по отношению к людям. Для этого вместе с Настей и Митрашей отправимся в лес за кисло-сладкой ягодой клюквой.

— Прослушаем отрывок «Сросшиеся деревья» о сосне и ели и скажем, почему образ сосны и ели автор помещает перед появлением детей в лесу?

(Как предупреждение, нужно быть вместе, рядом.)

(аудиофайл 3. Описание сосны и ели)

— Как содержание этой притчи о двух деревьях раскрывает дальнейшее повествование о

приключениях детей на Блудовом болоте?

-С первого шага от Лежачего камня, как в сказках, начинается выбор собственного пути, и обычный лес превращается в заколдованный, где живут и плачут сосна и ель, где разговаривают птицы и звери. Автор продолжает развивать мысль о единстве жизни всего живого. В этом лесу проявляются главные качества человеческой личности и помогает ему в этом природа, она реагирует на каждый поступок детей. Приключения Насти и Митраши в походе за клюквой начинаются с описания Блудова болота. Блудово болото представляется тревожным, опасным, страшным местом. Сюда-то, в это нехорошее место, и идут Настя и Митраша, охотники за клюквой.

Раскроем значение рассказа о ели и сосне. Счастливое состояние возможно, только если каждая веточка, каждый человек будут в гармонии друг с другом, будут счастливы. Рассказ о ели и сосне можно связать с притчевым началом в произведении. Несчастная судьба деревьев усугубляется их разобщенностью, эгоистическими устремлениями, желанием утвердиться за счет других.

Вывод: соединяя жизнь людей и природы, Пришвин выражает свою главную мысль: человек должен быть разумным в своих отношениях с природой, понимать её, любить и охранять. Пришвин писал в своем дневнике: «…лес-великий храм природы и чем богаче внутренний мир человека, тем ему больше дано видеть в мире природы». Настя и Митраша не сразу прислушались к голосу природы и чуть было не попали в беду, но, как и всякая сказка, сказка- быль М.М. Пришвина имеет счастливый конец. Им суждено было встретиться вновь и продолжить свой путь вместе, но, не борясь друг с другом, как ель и сосна, а жить дружно в единении с великой матушкой-природой.

 Какую роль в развитии событий играет природа?

Прослушаем аудиофайл и скажем: что за сигнал беды был, в какой момент и какая беда произошла?

(аудиофайл 2. «Солнце спряталось»)

(Природа предвещает недоброе. Ещё один сигнал о приближающемся разладе между братом и сестрой –облако, которое “как холодная синяя стрелка… пересекло собой пополам восходящее солнце”).

Слепая елань – опасное место. Как природа предупреждало об опасности?

(«холодная синяя стрелка», «ветер рванул», «сосна простонала», «ель зарычала»).

— Какой прием использует автор, чтобы «оживить, очеловечить» природу?

(Олицетворение)

— Где ещё в тексте вам встретились подобные предупреждения?

(Травка завыла, ёлочки не пускают Митрашу в елань) 

-Что хочет сказать нам автор о природе? 

(В замысел писателя входило показать единство человека и природы, неразрывную связь всего существующего на земле.)

Автор все время напоминает, что в природе идет постоянная борьба, в которой побеждает сила, и человек должен уметь совладать с этой силой, подчинить себе могучую стихию.

Подводя итог, мы можем отметить, что каждому из героев удалось одержать победу над собой и выйти победителем в столкновении с силами природы.

— Как вела себя Настя, оставшись одна? Почему она забыла о Митраше?

Настя пошла по протоптанной тропе, по которой «все люди ходят», но потом все же незаметно для себя свернула с нее. Оставшись одна, она увлеклась сбором клюквы и забыла о Митраше. Ее охватил азарт собирателя и жадность, и в этой жадности она перестала быть человеком и стала похожа на обыкновенное лесное животное. Этим автор хочет сказать, что человек в жадности теряет истинно человеческие качества.

      Вернемся еще раз на распутье, к Лежачему камню. Пришвин нам показал не только момент выбора пути двумя детьми, он показал нам путь человеческой мысли. Человечество всегда стоит перед выбором: пойти по старой, хорошо известной дороге или по новой, неизведанной тропе. Но эволюция, развитие всего человечества происходит именно потому, что находятся люди, выбирающие тонкую тропку исследователя или вовсе идущие вперед по бездорожью, чтобы проложить путь будущим поколениям. В этом глубокий философский смысл «Кладовой солнца».

Работа над определением жанра «Кладовой солнца».

М.М.Пришвин своему произведению сам дал жанровое определение – сказка- быль.

— А что же такое жанр? (Жанр – это вид художественных произведений, соответствующая одному из 3-х литературных родов.

— Какие виды совместились в изучаемом произведении? (Сказка и быль).

— Дайте определение были. (Быль – это история о том, что действительно было).

— А что такое сказка? (Сказка – это произведение, основанное на вымысле).

СКАЗКА – один из основных видов устного народного творчества. Художественное повествование фантастического , приключенческого или бытового характера .

-А где же сказка? (там, где повествование идет о природе).

Природа сказочна и в то же время реалистична. Граница сказки «Лет двести тому назад…».

— В какой момент герои произведения подходят к границе сказки? (Во время спора у Лежачего камня).

Дети, как сказочные герои, оказываются перед волшебным камнем, т. е. в ситуации выбора. Камень имеет свое имя — Лежачий камень. На нем не написано: «Направо пойдешь — коня потеряешь, налево пойдешь — сам пропадешь». Но именно во время отдыха на камне встает перед детьми проблема выбора пути.

— Сделайте вывод о жанре произведения. (В сказке-были есть правда, т.е. реальность жизни, и вымысел, т.е. фантастика).

— Какие извечные проблемы поднимает М.М.Пришвин через сказку, а какие через реальность?

(Через сказку поднимается проблема добра и зла. Символом добра является собака Травка, а символ зла – волк Серый Помещик. Через реальность – проблема жизни и смерти. Великая Отечественная война – символ смерти, дети – жизнь).

Вот мы и выяснили, насколько необычен жанр сказки-были «Кладовая солнца».

Работа над композицией сказки-были.

— Составьте план сказки были.

План сказки – были «Кладовая солнца»:
а) Жизнь Насти и Митраши после смерти родителей.
б) За клюквой.
в) Восход солнца в лесу; уЛежачего камня.
г) История Травки.
д) Блудово болото.
е) Путь Митраши.
ж) Путь Насти.
з) Закат солнца в лесу.
и) Спасение Митраши.
к) Счастливый конец.

(слайд 8)

А теперь обратимся к построению произведения.

— Каким термином называют построение произведения? (Композиция).

— Одинакова ли композиция авторского произведения и сказки? (Нет).

— Давайте вспомним, из каких частей состоит композиция авторского произведения.

(Композиция: завязка, развитие действия, кульминация, развязка).

— А теперь вспомните, какие элементы композиции в сказке звучат иначе? (Зачин, концовка).

 — Стандартная композиция сказки включает в себя зачин, то есть то, какое начало у сказки. Это может быть и “В некотором царстве, в некотором государстве…” и “Жили-были…” и другие варианты, которые уже с первых слов настраивают нас на сказочный лад. Далее идет основная часть сказки, в которой происходят все события сказочного сюжета, ну и заканчивается сказка обычно тоже по-особенному. Вариантов окончания сказки огромное множество, самые знакомые из них – это:

  • Стали они жить – поживать и добра наживать

  • И я там был, мед пиво пил…

  • Устроили они пир на весь мир…

Сказочное:

1) Сказочный Зачин («в одном селе…»). Вспомните, как начинаются сказки («В некотором царстве, в некотором государстве… или «Жил старик со своею старухой у самого синего моря…» — «Сказка о рыбаке и рыбке»

2) выбор пути

3) испытания

4) животные – герои-враги (ворон, ядовитая змея, сорока, волк Серый Помещик);

5) герои-помощники (собака Травка – представитель «доброй природы», служит человеку.

Реальное:

1) реальное место действия;

2) реальные персонажи;

3)повествователь-разведчик природных богатств.

(слайд 9)

Работа над смыслом названия сказки-были.

1. Вот мы увидели, что в произведениях большую роль играет жанр и композиция. На их основе строится произведение. Но немаловажную роль играет и название произведения. Очень часто именно в нем заключена идея.

— Обратимся к тексту. В каком эпизоде мы впервые встречаемся с фразой «Кладовая солнца»?

(При описании Блудова болота).

Прослушаем этот отрывок.

(аудиофайл 5. Слепая елань)

— Что автор называет «кладовой солнца»? Подчеркните эти слова в тексте.

— А теперь давайте вернемся к теме урока.

— Какое значение «Кладовой солнца» мы увидели, когда просто прочитали?

— А связаны ли между собой слова «торф» и «жизнь»? (Да. Торф – это огонь, огонь –это очаг, очаг – это семья, семья – это жизнь).

— Только ли торфом и клюквой богаты эти места? Назовите эти богатства.

(Природа здесь добрая, она тоже помогает людям, переживает  за них. Природа: клюква, деревья, травы, животные и птицы)

— Как, по мнению автора, должен относиться человек к природным богатствам? (Высказывание мнений. Пришвин учит видеть, знать и понимать природу, беречь её и любить. Природа и человек взаимосвязаны, едины. Главная идея в том, что природа – это огромная кладовая, и человек должен научиться пользоваться природными богатствами разумно, без жадности, не терять лучшие человеческие качества)

 Можем ли мы теперь, ребята, объяснить, какой смысл  вкладывает писатель в название «Кладовая солнца»?

-«Кладовая солнца» — это не что-то конкретное, а метафора. Какие же смыслы вкладывает автор в это название? Я предлагаю вам вслед за Пришвиным стать исследователями и попытаться ответить на этот вопрос.

На доске кладовая солнце

-Вам нужно подобрать слова-ассоциации к слову кладовая и к слову солнце.

Кладовая – запасы, место для хранения, амбар, хранилище, вечность, клад, золото, кормилица, помощница, погреб, чудо, сердце, хранилище, сундук, склад, секреты, память, запасы, жизнь, богатство, душа.

Солнце – свет, яркий, тепло, добро, тепло, любовь, мама, смех, лето, детство, нежность, природа, веселье, каникулы, пляж, ласка, луч, жизнь, радость, свет, уют, заря, добро.

(слайд 10)

-Вы составляете как можно больше словосочетаний, предложений, которые на Ваш взгляд, наиболее точно отражают смысл названия, соединив слова из первой и второй групп, а потом мы посмотрим, что у вас получилось.

На доске пример:

  1. Кладовая солнца – это хранилище тепла и любви.

  1. Кладовая солнца – это ………

Ребята придумывают, на доске записываются наиболее удачные, например:

Кладовая солнца – это неиссякаемый источник добра, света и счастья.

Кладовая солнца – это природа, в единении с которой человек обретает душевное равновесие, гармонию и образец для самосовершенствования.

Кладовая солнца — это сердечное богатство человека.

Кладовая солнца — это ценность земли, океан жизни, секрет жизни природы и человека.

Кладовая солнца – это бесценный дар земли.

Кладовая солнца — это природа с ее несметными богатствами.

 — Значит самая главная кладовая солнца — это понимание того, что человек и природа — это единое целое. Давайте ещё раз вспомним, что говорил об этом сам М. М. Пришвин: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю».  

Человек и природа неделимы, и то, и другое имеет живую душу.

— Каким же содержимым наполнена эта «кладовая»?

— Можно ли считать эту «кладовую» бездонной? (Нет.)

— А леса? Ягодников? Зверей, птиц, если не беречь и не восполнять?

Для мудрого человека, рачительного хозяина, который берет у природы в меру, разумно, отдавая ей свои силы, проявляя о ней заботу, природа — друг, союзник. Если же человек только берет, он погубит сначала природу, а потом и себя.

 — Для кого открыта «кладовая солнца»?

Воспользоваться богатством, кладами природы может тот, кто ее знает и любит, кто по — настоящему умеет трудиться, кто разумно и мудро не только берет, но умеет и отдать, и восполнить, кто бескорыстен в своих действиях.

«Кладовая солнца – это не только торф как полезное ископаемое, а это солнечное тепло и свет, которые нужны всему живому и людям на земле. Солнце как основа жизни. Солнце отдает свое тепло растениям, растения отмирают и падают на дно болота, и там накапливается постепенно слой торфа.

Торф — это природное богатство, которое жизнь на Земле копила веками. Но целебная клюква, деревья и травы, животные и птицы этого болота — это тоже кладовая природы».

-Ребята, давайте обратимся к эпиграфу нашего урока. Как, на ваш взгляд он отражает основную идею сказки-были Пришвина?

«Кладовая солнца» – сказка-быль, в которой переплетаются правда и вымысел, легенда и жизнь. Это чудесный мир, где все живое взаимосвязано.

У Пришвина природа живая – она радуется, печалится, грустит, принимает участие в судьбе героев (приемы очеловечивания природы встречается в сказках). Счастье, согласно представлениям писателя, заключается в гармоничной жизни с природой, взаимодоверии и взаимопомощи.

«Кладовая солнца» заставляет задуматься о своем отношении друг к другу, миру вокруг нас, дает нам навыки знания о жизни, учит любви и внимательному отношению друг к другу.

Рефлексия.

1. А сейчас подумайте и запишите в нескольких фразах:

— Что я могу назвать «Кладовой солнца» в своей жизни? Какая она, моя «Кладовая

солнца»?

2. Зачитайте.

Подведение итогов урока.

Есть люди, которые до конца своих дней не утрачивают дара восхищения миром. Никакие бури и трудности человеческого пути не могут повлиять на впечатлительность их нестареющей натуры. К таким людям принадлежал Михаил Михайлович Пришвин. Как ни на минуту он не мог отложить в сторону перо, так ни на миг не мог перестать радоваться жизни. Ее богатства находил он повсюду, где бы ни побывал и что бы ни увидел. Пришвин был писателем в такой степени в такой степени, что его невозможно представить себе без пера в руке, а в последние годы — не склоненным над пишущей

машинке.

Книги Пришвина отличает не только любовь к природе. Природу в русской литературе любили и живописали многие писатели. Но пример такого органического слияния с природой, как это чувствуешь в книгах Пришвина, не сразу подберешь. Пришвин знал тайну слова. Он мог беседовать с листком или былинкой, и их ответ на его речь всегда казался закономерным и правдиво преданным.

И.В.Гете писал: «Природа – единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания». И если вы хотите научиться видеть в природе все самое интересное, относитесь к ней, как писатель М.М.Пришвин

И урок мне хотелось бы закончить такими словами: «В смысле жизни все имеет большое

значение: что мы говорим, о чем думаем, что делаем и как поступаем; как относимся к людям; как относимся к природе; как относимся к трудностям, что ценим, к чему стремимся, что оставим после себя».

-А теперь проверим ваши знания по данному произведению с помощью теста.

Перед вами листы с тестовым заданием и бланк ответов.

Внимательно прочитайте каждый вопрос и ответы к нему. Выберите один правильный ответ и впишите его в соответствующую ячейку.

Бланк для ответов:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Тест по произведению М. М. Пришвина «Кладовая солнца»

  1. Жанр произведения:

а) повесть;

б) сказка;

в) сказка-быль.

2. Название произведения означает, что речь в нём идет:

а) о богатых залежах торфа на болотах;

б) о душевном богатстве людей;

в) о богатом и животном мире лесов.

3. В произведении описываются события:

а) времён первой мировой войны;

б) периода Великой Отечественной войны;

в) наших дней.

4. Тема произведения:

а) единство человека и природы, необходимость заботливого отношения к природе;

б) взаимоотношения между людьми;

в) размышления о том, насколько природа выше человека и человеческих страстей.

5. Повествование в произведении ведется от лица:

а) Митраши и Насти;

б) геологов;

в) жителей деревни.

6. Рассказчики считают, что в дружбе Митраши и Насти было:

а) прекрасное равенство;

б) бесспорное первенство сестры;

в) преимущество брата.

7. Смысл истории сосны и ели:

а) элемент сказки, объясняющий стон и вой, раздающийся в ветреную погоду;

б) рассказ о возникновении дикого леса близ Блудова болота;

в) предыстория конфликта между Митрашей и Настей.

8. Елань (топкое место в болоте) называлась Слепою, так как:

а) люди, попав в неё, теряли зрение;

б) здесь росли цветы, которые народ именовал «куриная слепота»;

в) внешне она никак не отличалась от остального болота.

9. Травка не могла выносить плач сплетённых навеки деревьев, потому что:

а) они напоминали ей о её собственном горе;

б) собаке было страшно слышать этот вой;

в) ей было их жалко.

10. В предложении: « Земля под ногой стала как гамак, подвешенный над бездной» — используется:

а) антитеза;

б) сравнение;

в) гипербола.

11. В отрывке: « Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла всё солнце с живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетённые корнями деревья, покрывая друг друга сучьями, на всё Блудово болото зарычали, завыли, застонали» — используется:

а) гипербола;

б) олицетворение;

в) метафора.

Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

в

б

б

а

а

а

в

в

а

б

б

Индивидуальное задание:

Кроссворд.

1.     Один из трёх продуктов, которые Настя взяла с собой? (хлеб)

2.     За какой ягодой пошли дети? (клюква)

3.     Как называется место, где росла  ягода? (Болото)

4.     Название инструмента, которым пользовался Митраша для изготовления посуды. (ладило)

5.     Кто первый из птиц заметил Митрашу на болоте? (ворон)

6.     Самое большое животное в произведении. (Лось)

1

х

Л

е

б

2

к

л

Ю

к

в

а

3

Б

о

л

о

т

о

4

л

а

д

и

л

О

5

В

о

р

о

г

6

л

о

с

Ь

АК

Анаттолик Короткевич

Михаил Михайлович Пришвин все свои произведения посвятил природе. В его повестях и рассказах явления природы оживают, наделяются свойствами, присущими живому существу. И хотя сам писатель говорил, что природа в его творчестве не существует отдельно от человека, все же в его книгах она становится самостоятельным персонажем. И у этого персонажа свои привычки, свой «характер» .
В сказке-были Пришвина «Кладовая солнца» человек выступает хозяином природных богатств, благ, которыми нас одаривают леса, реки, поля, степи. Но не всякому природа открывает свои кладовые: только щедрый, добрый и мудрый человек достоин распоряжаться несметными сокровищами, которые скрывает от нерадивых хозяев матушка-природа.
Как писал сам автор, люди — «хозяева природы» , а она для них является «кладовой солнца с великими сокровищами жизни» . Но не так-то легко властвовать над природой, которая сама устанавливает законы, а люди должны им подчиняться. В сказке были «Кладовая солнца» природные явления становятся своеобразными действующими лицами, которые помогают или мешают людям. Так, у Пришвина «…ветер поиграл с домиком, и он сразу весь развалился» . Словно живые, «очень волновались старушки-елки, пропуская между собой мальчика» .
В пришвинской «Кладовой солнца» живут ель и сосна, о которых автор рассказывает так: «Ветер-сеятель принес два семечка.. . Оба семечка легли в одну ямку.. . С тех пор.. . ель и сосна вместе растут.. . Деревья разных пород боролись между собой корнями за питание, сучьями — за воздух и свет.. . Злой ветер, устроив деревьям такую несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их. И тогда деревья.. . стонали и выли на все Блудово болото» .
И мы, читая эти строки, ясно видим «борьбу» искалеченных деревьев и сочувствуем этим жителям «кладовой солнца» . Ведь Пришвин рассказывает о сосне и ели как о живых существах: они стремятся обогнать друг друга, борются за жизнь и воюют между собой. А не менее реальный злодей — ветер — прилетает мучить этих несчастных.
Чем внимательнее вчитываешься в строки этой пришвинской сказки, тем больше находишь на ее страницах примеров жизни обитателей «кладовой солнца» . Они живут, радуются солнцу, горюют так, как если бы это были люди с их проблемами, страстями, слабостями, достоинствами и недостатками.

  • Почему кит ест только мелких рыбок сказка
  • Почему кирпич наделен сознанием и чувствами в рассказе кирпич
  • Почему катерину называют лучом света в темном царстве сочинение рассуждение
  • Почему катерину можно считать трагической героиней по грозе островского сочинение с цитированием
  • Почему катерину можно назвать лучом света в темном царстве сочинение