Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие»
Тема: пересказ сказки «Почему кот моется после еды?»
Цель: развитие связной речи детей
Задачи:
Образовательные задачи.
- Учить детей передавать содержание текста полно, последовательно;
- Учить детей отвечать на вопросы педагога связными высказываниями;
- Совершенствовать навык пересказа с опорой на словесный план педагога;
- Продолжать совершенствовать связную диалогическую и монологическую речь;
- Продолжать обогащать и активизировать словарный запас;
- Совершенствовать у детей умение изменять слова по падежам
Развивающие задачи.
- Развивать речевой слух;
- Развивать общую моторику;
- Развивать мышление;
- Развивать память.
Воспитательные задачи.
- Воспитывать навыки сотрудничества, активность и инициативность;
- Воспитывать положительное отношение к честным, благородным, добрым поступкам;
- Воспитывать коммуникативные навыки (умение внимательно слушать, отвечать на поставленные вопросы)
Оборудование: картинка с изображением кота, воробья из сказки
План занятия:
- Организационный момент;
- Первичное прочтение сказки детям;
- Беседа по прочитанной сказке;
- Повторное чтение произведения с установкой на пересказ;
- Пересказ произведения детьми;
- Провокационные вопросы;
- Итог занятия
- Организационный момент.
Логопед сообщает детям о начале занятия и приглашает их на стульчики.
Речь логопеда |
Ответы детей |
-Здравствуйте ребята! Послушайте стихотворение: Что задумал Васька рыжий? Рыжий кот прищурил глазки -Про кого мы сегодня будем говорить, догадались? -Правильно дети. А вы знаете почему коты моются после еды? Именно после еды, а не до? -Для вас будет задание. Сейчас я прочитаю сказку, а вы слушайте внимательно и подумайте, какое можно дать название этой сказке. |
-Здравствуйте! -Про кота -(Ответы детей) |
- Первичное прочтение сказки детям
Логопед читает детям сказку. После прочтения просит обратить внимание на доску, там висят иллюстрации из прочитанной сказки.
- Беседа по прочитанной сказке
Речь логопеда |
Ответы детей |
-Ребята, о ком говорится в сказке? -А теперь ответьте мне на вопросы —Кто прилетел на крестьянский двор? -Кто подсматривал за воробьем из-за угла? -Что сделал кот? -Что кот при этом сказал? -Что придумал воробей, чтобы спасти свою жизнь? -Поверил ли ему кот? -Что он сделал? -Что дальше случилось с воробьем? -Каким оказался воробей? -Вспомните эмоциональное состояние героев сказки. Каким воробей был сначала? -Что он почувствовал, когда его схватил кот? -Покажите как он испугался — Кот сначала был возмущенным, затем — удивленным, а потом сердитым. Покажите кота. -Молодцы! А теперь вспомните, какое было задание перед прочтением сказки? -Придумали? -Какие же названия можно дать этой сказке? Физкультминутка -Ребята, вставайте все в круг, сейчас бы попробуем превратиться в котов.
Он в четыре умывался. В пять по коврику катался. В десять шел к лежанке спать, |
-О коте и воробье -Воробей -Кот -Подкрался к воробью и схватил его -«Неплохо я сейчас позавтракаю» -Он обманул кота, сказал, что перед едой нужно сначала умыться -Да -Кот стал умываться, а воробья выпустил из лап -Воробей прыгнул в сторону и улетел -… (проворным, умным, хитрым…) -Веселым, радостным -Он испугался -(Дети показывают) -(Дети показывают) -Придумать название сказки -Да -(Ответы детей) (Встали. Руки на поясе) (Потянулись, руки вверх — вдох) (Наклоны влево — вправо) (Наклоны вперед, руки на поясе) (Рывки руками перед грудью) (Хлопки спереди — сзади) (Приседания) (Хлопки в ладоши) (Прыжки на месте) (Шагаем на месте) |
- Повторное чтение произведения с установкой на пересказ
Речь логопеда |
Ответы детей |
-А теперь я прочитаю вам сказку еще раз. Старайтесь хорошо запомнить ее, потому что вы будете ее пересказывать. |
(дети слушают) |
- Пересказ произведения детьми
Речь логопеда |
Ответы детей |
-Немного подумайте и попробуйте пересказать сказку. Не забудьте, она начинается с того, что прилетел воробей. Далее скажите, что делал кот, и чем закончилась сказка. Логопед просит пересказать сказку по — цепочке. Если возникают трудности, то помогает с ответом. Далее логопед оценивает ответы детей. |
(дети пересказывают сказку) |
- Провокационные вопросы
Речь логопеда |
Ответы детей |
-Ребята, теперь я буду задавать вам разные вопросы, чтобы вы поразмышляли. -Что бы было, если бы кот не стал умываться перед едой? -Что бы было, если бы воробей не прилетел за зернышками? -Что было бы, если бы кот пригласил воробья к себе домой? -Что было бы, если бы кот и воробей были друзьями? -Какие же вы молодцы! |
-(Дети отвечают) |
- Итог занятия
Речь логопеда |
Ответы детей |
-Ребята, понравились вам занятия? -Что нового вы узнали? -Кто из героев вам больше понравился и запомнился в этой сказке? -Спасибо, ребята! До свидания! |
(ответы детей) -До свидания! |
Почему кот моется после еды (литовская сказка)
Однажды залетел воробей на крестьянский двор и стал клевать зерно.
Прыгает воробей по траве, зёрнышко за зёрнышком подбирает, а хозяйский кот на него из-за угла посматривает. Смотрел кот, смотрел да как прыгнет на воробья! Схватил его за крыло и говорит:
— Неплохо я сейчас позавтракаю!
— Что вы, что вы, кот! — зачирикал воробей. — Неужели вы собираетесь меня съесть?
— А что мне, любоваться тобой, что ли? — фыркнул кот и приготовился свернуть воробью голову.
— Да постыдитесь же, кот! — опять зачирикал воробей. — Ведь вы забыли умыться! А разве вы не знаете, что и хозяин ваш, и хозяйка, и все люди на свете сначала моются, а потом завтракают?
— И то правда! — сказал кот и поднял лапу, чтобы хорошенько потереть себе мордочку.
А воробей недолго думая прыг в сторону! Взмахнул крыльями и улетел.
Очень рассердился кот.
— Ну нет, теперь уж меня не обманешь! — сказал он. —
Пусть люди делают, как знают, а я сначала буду завтракать, потом умываться.
С тех пор все коты на свете моются после еды.
Технологическая карта
организованной учебной деятельности
Образовательная область: «Социум».
Раздел: Художественная литература.
Тема: Рассказывание литовской народной сказки «Почему кот после еды моется»
Цель: учить детей внимательно слушать большое по объему произведение,
ОЗ: помочь понять содержание сказки, сопереживать героям;
РЗ: развивать память; воспитывать интонационную выразительность речи.
ВЗ: воспитывать интерес к литературным произведениям.
Оборудование: иллюстрации к литовской народной сказке «Почему кот после еды моется».
Словарная работа: кот.
Билингвальный компонент: кот- мысық- cat.
Этапы деятельности |
Действия воспитателя |
Действия детей |
Мотивационно- побудительный |
Воспитатель сообщает, что в гости пришла кукла Маша хочет узнать у детей, какие сказки они знают. Кукла Маша загадывает загадку: Глазище, усищи, хвостище, А моется всех чище. |
Дети отвечают: — «Маша и медведь», «Репка», «Теремок», «Три медведя»… Кошка |
Организационно- поисковый |
Сюрпризный момент: Воспитатель прячет под стол игрушку – котенка. Обращает внимание детей на то, что кто — то мяукает и царапает за ногу. Достает котенка, спрашивает его, что он делает под столом. Котенок говорит, что хотел, чтобы мама прочитала ему сказку, а мама занята. Воспитатель успокаивает котенка и предлагает детям прочитать литовскую народную сказку «Почему кот после еды моется» Чтение литовской народной сказки «Почему кот после еды моется» Проводит беседу по содержанию сказки: — Как называется сказка? — Назовите главных героев сказки? — Что собирался сделать кот? — Что сказал коту воробей? — Кот позавтракал? — Почему? — какой вывод сделал кот? Маша предлагает поиграть в игру Игра «Воробышки и кот» «Воробышки полетели», — говорит воспитатель |
Дети внимательно смотрят, наблюдают за котенком. Дети вместе с котенком и Машей внимательно, слушают сказку. -«Почему кот после еды моется» -воробей и кот. -съесть кота. -нужно сначала умыться. -нет. — воробей улетел, пока кот умывался. -умываться после еды. дети изображают воробышек, они располагаются на крыше (сидят на скамейке). В стороне сидит кот, исполняет ребенок.. Дети бегают по всему залу врассыпную, машут поднятыми в сторону руками-крыльями. Кот просыпается, произносит: «Мяу-мяу» и бежит за воробышками. Они должны быстро улететь в гнездышки занять свои места. |
Рефлексивно- корригирующий |
Воспитатель задает вопросы. — Как называется сказка, которую вы слушали? А почему кот моется после еды? Предлагает попрощаться с котенком и с Машей. |
— «Почему кот после еды моется» Ответы детей. Прощаются с гостями. |
Ожидаемый результат:
Знать: содержание сказки, о чем в ней говорится, персонажей.
Иметь: представление о повадках домашних животных.
Уметь: внимательно слушать произведение, следить за его содержанием, правильно отвечать на вопросы, воспроизводить содержание сказки по вопросам.
Проверила:_____________
Замечания:
Дети, нуждающиеся в педагогической поддержке:
Технологическая карта
организованной учебной деятельности
Вариативный компонент «Юные художники»
Провела: Умытбаева К.Д.
Дата проведения: 29.12.2016.
Возрастная группа: вторая младшая № 11.
Образовательная область: «Творчество»
Раздел: рисование
Тема: «Маленькой ёлочке холодно зимой» (оттиск печатками, рисование пальчиками)
Цель: Учить другими способами изображения рисунка.
О.З. упражнять в технике печатания. Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить рисовать ёлочку.
Р.З. развивать воображение, чувство цвета, формы.
В.З. воспитывать аккуратность в работе.
Оборудование: маленькая ёлочка, вырезанная из плотной бумаги, зелёная гуашь, коричневая гуашь, гуашь красного и оранжевого цвета в мисочках, салфетка, пробка.
Предварительная работа: рассматривание елок на прогулке (высокие, низкие), есть ствол, ветки, иголки, заучивание песен о елке, о Новом годе.
Словарная работа: Ёлка, Новый год.
Билингвальный компонент: Ёлка- шырша- fir-tree.
Этапы деятельности |
Действия воспитателя |
Действия детей |
Мотивационно-побудительный |
Сюрпризный момент: . В гости пришла кукла Катя, говорит, что скоро Новый год, а у ее подружек нет елочек. Просит детей нарисовать много елочек для её подружек. |
Дети проявляют интерес к гостю. и выражают желание помочь ему. Дети отмечают цвет, форму рисунка. |
Организационно-поисковый |
Беседа о предстоящем празднике. -Сегодня я предлагаю самим нарисовать елочку. Показ способа рисования: пальцем набирается коричневая гуашь, проводиться линия сверху вниз – это ствол, от ствола идут ветки вниз – зеленой гуашью. После вытирания пальца набирается белая гуашь, наносится снег. Можно украсить ёлку – повесить разноцветные шары – печаткой из пробки. Организует самостоятельную деятельность детей, напоминает приемы работы с краской и кисточкой. Индивидуальная помощь затрудняющимся детям |
Дети рассматривают изображение ели. Дети называют части дерева. Поют песню о ёлке. «Маленькой елочке холодно зимой…» Запоминают последовательность выполнения работы Самостоятельная работа детей, изображают новым способом свой рисунок, рисуют самостоятельно Дети передают по кругу друг другу. |
Рефлексивно-корригирующий |
Отмечает, какие красивые получились елочки. Катя хвалит детей и благодарит за совместную работу. Воспитатель спрашивает, чем занимались сегодня |
Высказывают свои впечатления о рисунках. Выбирают наиболее понравившиеся работы. Рассказывают, чем занимались сегодня. |
Ожидаемый результат:
Знать: прием печатания и рисования пальчиками
Иметь: представление о печатании пробкой.
Уметь: рисовать елочку нетрадиционным способом.
Проверила:________________
Замечания:
Дети,нуждающиеся в педагогической поддержке:
Сказка «почему кот моется после еды»
Рассказывание литовской народной сказки «Почему кот после еды моется» учителем.
Задачи: учить детей внимательно слушать большое по объему произведение, помочь понять содержание сказки, сопереживать героям; развивать память; воспитывать интонационную выразительность речи, воспитывать интерес к литературным произведениям.
Оборудование: иллюстрации к литовской народной сказке «Почему кот после еды моется».
Организационно-поисковый Сюрпризный момент: учитель прячет под стол игрушку – котенка. Обращает внимание детей на то, что кто – то мяукает и царапает за ногу. Достает котенка, спрашивает его, что он делает под столом. Котенок говорит, что хотел, чтобы мама прочитала ему сказку, а мама занята. Учитель успокаивает котенка и предлагает детям прочитать литовскую народную сказку «Почему кот после еды моется» Чтение литовской народной сказки «Почему кот после еды моется» Проводит беседу по содержанию сказки:- Как называется сказка?- Назовите главных героев сказки?- Что собирался сделать кот?- Что сказал коту воробей?- Кот позавтракал?- Почему?- какой вывод сделал кот?
Предлагает поиграть в игру. Игра «Воробышки и кот»
«Воробышки полетели», – говорит учитель Дети внимательно смотрят, наблюдают за котенком. Дети вместе с котенком и Машей внимательно, слушают сказку.-«Почему кот после еды моется»-воробей и кот.-съесть кота.-нужно сначала умыться.-нет.- воробей улетел, пока кот умывался.-умываться после еды. дети изображают воробышек, они располагаются на крыше (сидят на скамейке). В стороне сидит кот, исполняет ребенок.. Дети бегают врассыпную, машут поднятыми в сторону руками-крыльями. Кот просыпается, произносит: «Мяу-мяу» и бежит за воробышками. Они должны быстро улететь в гнездышки занять свои места.
Рефлексивно-корригирующий Учитель задает вопросы.- Как называется сказка, которую вы слушали? А почему кот моется после еды? Предлагает попрощаться с котенком и с Машей. – «Почему кот после еды моется» Ответы детей. Прощаются с гостями.
Ожидаемый результат:
Знать: содержание сказки, о чем в ней говорится, персонажей.
Иметь: представление о повадках домашних животных.
Уметь: внимательно слушать произведение, следить за его содержанием, правильно отвечать на вопросы, воспроизводить содержание сказки по вопросам.
Театрализованная игра «Почему кот моется после еды»
ЧТЕНИЕ ИЛИ РАССКАЗЫВАНИЕ СКАЗКИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ДРАМАТИЗАЦИИ
Цель. Учить детей понимать и использовать мимику, интонации в изображении характерных особенностей образа. Воспитывать бережное отношение к животным, чувство юмора.
Персонажи. Ведущий, кот, воробей, воробышки.
Подведение итогов урока. Рефлексия
Автор: Черепанова Светлана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОУ
Населённый пункт: город Соликамск Пермский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: технологическая карта по развитию речи «Почему кот моется после еды»
Раздел: дошкольное образование
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
организации совместной образовательной деятельности с детьми
Тема (проект, событие): Рассказывание литовской народной сказки «Почему кот моется после еды»
Возрастная группа: средняя группа
Форма НОД: игровая технология
Форма организации: групповая
Учебно-методический комплект:
Средства:
наглядные:
раздаточный материал – карточки с нарисованными котом и воробьем
демонстрационный материал – шапочки кота и воробья; иллюстрации к сказке, кукла, картинки с солнышками
ЗАДАЧИ
образовательной программы
Задачи с учетом
индивидуальных особенностей
воспитанников группы
Образовательные:
Учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку, следить за ее содержанием и понимать его,
отвечать на вопросы.
Развивающие:
Развивать внимание, память, умение сопереживать героям сказки.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к народным сказкам, желание их слушать.
Этапы
(последователь —
ность)
деятельности
Содержание деятельности
Действия, деятельность
педагога
Действия, деятельность
детей,
выполнение которых
приведет к достижению
запланированных
результатов
Мотивационно
-организационны
й
— Ребята, давайте встанем в круг.
Что за чудо – чудеса
Раз рука и два рука.
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая.
И скажу вам, не тая,
Все вокруг мои друзья.
— Дети, вам тепло от ладошек товарища?
— Давайте и мы поделимся теплом с нашими гостями, улыбнемся им и
скажем «здравствуйте»
Дети вместе с воспитателем
становятся в круг.
Организует детей,
привлекает внимание
Упражнение на создание
эмоционального настроя,
включение участников в
общий процесс
«Здравствуйте!»
Ведет диалог с детьми.
Организация и настрой
детей на речевую
деятельность.
Проявляют
заинтересованность
Организационно-
поисковой
В группу приходит кукла Маша, здоровается с ребятами и просит
рассказать для неё сказку. Она очень любит слушать сказки.
—
Садитесь
поудобнее
и
ты,
Маша,
садись,
/усаживает
куклу
на
стульчик/ и слушайте.
Все минуточку внимания
Сказку я хочу начать
Этой сказочки название
Всем скажу я вам сейчас.
— Сегодня мы познакомимся с новой сказкой, которая называется
«Почему кот после еды моется»
— Ребята, как называется сказка?
— Кто главные герои сказки?
— Что собирался сделать кот?
— Что ответил коту воробей?
— Получилось коту позавтракать? Почему?
Физминутка
Встанем, надо отдохнуть, (Встать со стульчиков)
Заинтересовывает детей
сюрпризным моментом.
Сюрпризный момент
Рассказывает сказку
неторопливо, выразительно
Выставляет иллюстрации к
сказке
Проводит беседу по
содержанию сказки
Задает вопросы
Проводит физминутку
Отвечают на вопросы
— Сейчас мы с вами будем воробушками.
Воробушки в гнездышке сидят
И на улицу глядят
Погулять они хотят
И тихонечко летят.
— А вы хотели бы поиграть в эту сказку? Какие герои нужны? А кто бы
смог сыграть роль кота? А воробья? (Как вы считаете, кто смог бы
справиться с ролью кота? Воробья?)
— Роль кота исполняет …..
— Воробьем будет….
— Слова автора буду исполнять я сама.
Развивает
двигательную активность.
Производит условные
воображаемые действия
Предлагает разыграть
сказку по ролям
Дети выполняют
движения по тексту
Следят за действиями
педагога, проговаривают и
повторяют действия за
педагогом
Предлагают исполнителей
ролей
Стараются обосновать
свой ответ
Инсценируют диалог кота
и воробья, проговаривают
текст
Рефлексивно-
корригирующий
— Пришла пора прощаться с Машенькой, она устала и хотела бы
отдохнуть. Давайте скажем ей «До свиданья, Маша».
— Кто приходил к нам сегодня в гости?
— Что вам больше всего понравилось?
— Смотрите, а Машенька оставила вам подарки: картинки для
раскрашивания. Выбирайте, кто вам больше всего понравился.
Привлекает детей к
подведению итогов.
Предлагает детям
раскрасить кота и воробья
Дети прощаются с куклой
Вспоминают содержание
занятия.
Рассказывают, что им
понравилось больше всего
Эмоционально
отзываются на
предстоящую
изобразительную
деятельность
КОНСПЕКТ 88. ИГРА «ПОЧЕМУ КОТ МОЕТСЯ ПОСЛЕ ЕДЫ» (ЛИТОВСКАЯ НАРОДНАЯ)
Цели: развивающая, познавательная, адаптационная, воспитательная.
Задачи: развитие у детей невербального общения, умения объясняться при помощи мимики и жестов, использования интонации в изображении характерных особенностей образа.
Игровой материал и наглядные пособия: народный литовский костюм, книга.
Форма работы: групповая.
Форма занятия: игра с элементами драматизации.
Описание и приемы проведения игры. Непосредственно перед игрой нужно удивить ребят. Войдите в комнату в народном литовском головном уборе и сообщите им, что литовские ребята прислали гостинцы: вам — головной убор, малышам — сказку. «Про кого сказка?» — будут спрашивать дети. «Догадайтесь сами», — отвечает воспитатель и читает стихи:
Мохнатенькая
Мягкие лапки,
Усатенькая,
А в лапках —
Царапки.
Молоко пьет,
Песенки поет.
Острые ушки,
На лапках подушки,
Усы — как щетинка,
Дугою спинка.
Днем спит,
На солнышке лежит,
Ночью бродит,
На охоту ходит.
Маленький мальчишка
В сером армячишке,
По дворам шныряет,
Крохи подбирает.
По полям кочует,
Коноплю ворует.
Ребята, конечно, отгадают персонажей сказки. Тогда воспитатель задает вопрос детям: «Почему кот моется после еды?» И ребята начнут высказывать самые различные предположения. Следует внимательно выслушать всех, а затем сообщить: «Сейчас мы разыграем эту сказку по ролям». Воспитатель распределяет роли кота и воробья, а сам будет в роли ведущего.
Ведущий. Однажды залетел воробей на крестьянский двор и стал клевать зерно. Прыгает воробей по траве, зернышко за зернышком подбирает (постукивает пальцем по столу, подражает чириканью воробья, побуждая детей делать то же), а хозяйский кот на него из-за угла посматривает. (Выглядывает из-за книги, широко раскрыв глаза, и жестом приглашает кота повторять действие.) Смотрел кот, смотрел, да как прыгнет из-за угла на воробья (взмахом руки снизу верх побуждает кота подпрыгнуть), схватил его за крыло и говорит (кот повторяет за ведущим): «Неплохо я сейчас позавтракаю!»
Воробей (повторяет за ведущим). Что вы, что вы, пан кот, неужели вы собираетесь меня съесть?
Кот (повторяет за ведущим). А что мне, любоваться тобой, что ли?
Ведущий. Фыркнул кот и приготовился свернуть воробью голову.
Воробей (за ведущим). Да постыдитесь же, кот! (Чирикает.) Ведь вы забыли умыться! А разве вы не знаете, что и хозяин ваш, и хозяйка, и все люди на свете сначала моются, а потом завтракают?
Кот (за ведущим). И то правда!
Ведущий. Сказал кот и поднял лапу, чтобы хорошенько потереть себе мордочку. (Показывает, побуждая детей повторить движение.) А воробей, недолго думая, прыг в сторону. Взмахнул крыльями и улетел. (Мимикой и жестом подражает хитрому воробью и одураченному прожорливому коту.) С той поры кот всегда моется только после еды.
Советы воспитателю
При повторных играх выберите на роли воробышков 2-3 детей. Измените мимические средства, меньше регламентируйте действия персонажей.
КОНСПЕКТ 89. ИГРА «ДВА ЖАДНЫХ МЕДВЕЖОНКА»
Цели: обучающая, развивающая, познавательная, адаптационная.
Задачи: развитие интереса к художественной литературе, артистических способностей, эмоциональной сферы; обучение пониманию эпитетов, сравнений, сюжета и иного; воспитание нравственных качеств, отзывчивости.
Игровой материал и наглядные пособия: можно приготовить костюмы медвежат и лисы, сыр, диски с детской музыкой.
Форма работы: групповая.
Форма занятия: игра с элементами драматизации.
Описание и приемы проведения игры. Сначала можно заинтересовать детей предстоящим спектаклем и заодно напомнить типичные черты знакомых образов: лисицы, медведя, медвежат. А затем посмотреть сказку, где ведущий — воспитатель, а роли зверей игра101, дети по желанию.
Ведущий. По ту сторону стеклянных гор, за шелковым луг0м стоял нехоженый невиданный лес, в самой его чаще жила старая медведица. (Включает запись.) Было у нее два сына. (Показывает малышей в сопровождении другой музыки.) Когда медвежата выросли, они решили пойти по свету искать счастья. Поначалу пощЛи они к матери и, как положено, распрощались с ней. Обняла старая медведица сыновей и наказала им…
М е д в е д и ц а. Не обижайте друг друга и никогда не расставайтесь.
Ведущий. Обещали медвежата исполнить наказ матери и тронулись в путь-дорогу. Шли они, шли. И день шли, и другой шли. Наконец, все припасы у них кончились. А медвежата проголодались. Понурые брели они рядышком. Младший медвежонок пожаловался: «Эх, братик, до чего же мне хочется есть!» Старший медвежонок ответил…
Ведущий. Что он ответил, дети?
Д е т и. И мне хочется!
Ведущий. Так шли они, шли и вдруг нашли круглую головку сыра. Хотели было поделить ее поровну, но не сумели. Жадность одолела медвежат: каждый боялся, что другому достанется больше. Спорили, рычали, и вдруг подошла к ним лиса.
Лиса (вкрадчиво). О чем вы спорите, молодые люди?
Ведущий. Медвежата рассказали ей о своей беде. Дети, что они сказали лисе? (Выслушать ответы детей).
Лиса (радостно, но хитро). Какая же это беда! Давайте я вам поделю сыр поровну: мне что младший, что старший — все едино.
Ведущий. Обрадовались медвежата: «Вот хорошо-то, дели!» Лиса взяла сыр и разломила его на две части. Но разломила головку так, что один кусок был больше другого (медвежата заметили неодинаковые куски).
Медвежата (наперебой). Этот больше!
Ведущий. Лиса их успокоила.
Лиса. Тише, молодые люди! И эта беда — не беда. Сейчас я все улажу.
Ведущий. Она откусила добрый кусок от большей части и проглотила его. Вот хитрая! Теперь большим стал меньший кусок. Медвежата забеспокоились. И так неровно. Лиса успокоила их.
Л и с а. Ну полно, я сама знаю свое дело!
Ведущий. И она откусила кусок от большей части. Теперь больший кусок вновь стал меньшим. (Лиса поворачивается и вновь просит детей сравнить куски.)
Медвежата. И так не ровно!
Ведущий. «Да будет вам», — сказала лиса, с трудом ворочая языком, т. к. рот ее был набит вкусным сыром.
Лиса. Еще самая малость, и будет поровну.
Ведущий. Лиса продолжала делить сыр, а медвежата только черными носами водили туда-сюда — от большего куска к меньшему, от меньшего — к большему. Покуда лисица не наелась досыта, она все делила и делила. Но вот куски сравнялись, а медвежатам почти сыра и не досталось: два крохотных кусочка.
Л и с а. Ну что ж, хоть и помалу, да зато поровну! Приятного вам аппетита, медвежата! (Хихикает, машет хвостом и убегает.)
Ведущий. Так-то вот бывает с теми, кто жадничает. А как бы вы поделили сыр между собой? Что бы вы сказали лисе?
(Воспитатель слушает ответы детей.)
Советы воспитателю
Если ребята не захотят исполнять роли хитрых и жадных персонажей, придумайте вместе с ними новые приключения медвежат и лисы.
КОНСПЕКТ 90. ИГРА «ЗИМНИЙ ХОРОВОД»
Цели: развивающая, познавательная, адаптационная, коммуникативная.
Задачи: развитие образного мышления/чувства ритма, умения согласовывать движения с текстом, эмоциональной сферы; выработка умения играть в коллективе, дружеских отношений.
Игровой материал и наглядные пособия: отсутствуют.
Форма работы: групповая или парная.
Форма занятия: игровая.
Описание и приемы проведения игры. Организация игры настолько проста, что играть в нее вдвоем или вчетвером малыши могут и без непосредственного участия взрослого, только под его общим наблюдением и руководством. Это способствует относительной самостоятельности детей и сближению их друг с другом. Но лучше играть всей группой вместе с воспитателем. Выполняя одинаковые движения хоровода, дети подражают взрослому.
От того, насколько красиво, выразительно движется воспитатель, зависит ход игры, а значит, и эстетические чувства, которые испытают дети.
Вот пришла зима-зима,
Зима-зимушка, зима.
Выпал беленький снежок. (2 раза) (Хоровод движется вправо.)
На дорожках снег лежит,
На деревьях снег висит.
(Поднимаются, показывают плавным движением рук, что они снежинки, медленно кружатся влево, потом вправо, слегка приседают, показывая, как расстилается снег на дороге, висит на деревьях. Затем соединяют кисти рук над головой и кружатся на месте, изображая крыши домов.)
Надо шубки надевать
И сапожки обувать,
Стало холодненько,
Ох, как холодненько! (2 раза) (Стоя на месте, дети изображают, как они надевают и застегивают шубки, натягивают сапожки. Кружатся, пританцовывают, хлопают в ладоши, чтобы не замерзнуть.)
Советы воспитателю
В дальнейшем можно разнообразить хороводные движения, не нарушая, конечно, их общего характера. Здесь открывается простор для творчества, фантазии, инициативы педагога. Хоровод заканчивается свободной пляской под ту же мелодию без текста.
Игра может проводиться как в помещении, так и на участке, под музыку или же пение ее участников.
КОНСПЕКТ 91. ЗАНЯТИЕ «СПЕЦИФИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА»
Цели: развивающая, коррекционная, адаптационная, воспитательная.
Задачи: повышение уровня музыкальной грамотности детей, расширение кругозора, воспитание чувства прекрасного, развитие творческих способностей.
Оборудование: музыкальный центр, кассеты, диски.
Форма работы: групповая.
Форма занятия: беседа в сочетании с практическими заданиями.
Описание и приемы проведения игры. Музыкальный работник рассказывает детям следующую информацию.
Музыку от других искусств отличают звуковысотная (объяснить) природа и абстрактность (объяснить) музыкальных образов. Музыка бывает программной и непрограммной. Программные произведения имеют название или литературное предисловие (Н.А. Римский-Корсаков «Полет шмеля», П.И. Чайковский «Ромео и Джульетта»). Программные произведения более доступны для восприятия, их образы более определены.
Непрограммная музыка связанна с названием жанров (фуга, соната, этюд и т. д.). Этот вид музыки более абстрактен.
Музыкальное искусство можно разделить на виды (классика, эстрада, фольклор), стили (классицизм, романтизм, джаз, рок, поп-музыка), жанры (симфония, этюд, песня, романс).
Далее следует прослушивание музыки соответствующих стилей и жанров.
Потом музыкальный работник может задать следующие вопросы.
1.Какие виды музыкального искусства вы знаете?
2.Какие стили музыкального искусства вы знаете?
3.Какие жанры музыкального искусства вам известны?
В качестве отвлечения можно сделать физминутку: упражнения пальчиковой гимнастики или дыхательные упражнения.
Затем можно перейти к практической части занятия — разучиванию песен для детей.
Музыкальный работник предлагает воспитанникам разучить песню. При этом взрослый рассказывает о технике пения (правильное дыхание, легато, стоккато и т. д.). Затем или звучит плюсовая запись песни, или ее исполняет руководитель, чтобы дети имели представление, как она должна звучать. После этого разучиваются слова (взрослый произносит строчку, дети хором повторяют, пока не запомнят). Затем дети и руководитель вместе исполняют песню несколько раз. После этого руководитель предлагает спеть пеню без него.
Рекомендуемый репертуар:
1)«Буратино» (А. Рыбников — Ю. Энтин);
2)«Песня Шапокляк» (М. Зив — Э. Успенский);
3)«Спор Маши и Вити о сказках» (Г. Гладков — В. Луговой);
4)«Кто ходит в гости по утрам» (М. Вайнберг — Б. Захаров);
5)«Собака бывает кусачей» (С. Никитин — Ю. Мориц);
6)«Дуэт глупого короля и прекрасной принцессы» (Г. Гладков -Ю. Энтин);
7)«Баю, баюшки, баю» (Г Гладков — Ю. Энтин);
8)«Песенка о жирафе» (Ю. Чичков — Ю. Энтин);
9) «Все мы делим пополам» (В. Шаинский — М. Пляцковский
10)«Где водятся волшебники» (М. Минков — Ю. Энтин);
11)«Песенка о елочке» (О. Фельцман — И. Шаферан);
12)«Спят усталые игрушки» (А. Островский — 3. Петрова).
Советы воспитателю
При разучивании песен необходимо уделять особое внимание тому, чтобы дети не только внятно произносили слова, но и понимали их смысл, а также правильно произносили гласные и согласные в конце и середине слов. На каждом последующем занятии необходимо после основной темы разучивать и повторять выученные песни. Также необходимо периодически посвящать данной теме индивидуальные занятия.
КОНСПЕКТ 92. ЭТЮДЫ (ИЗОБРАЖЕНИЕ ЖИВОТНЫХ ПОД МУЗЫКУ, ЭТЮДЫ НА ТЕМУ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА, ОБЫГРЫВАНИЕ БЫТОВЫХ СИТУАЦИЙ)
Цели: коррекционная, адаптационная, воспитательная.
Задачи: развитие артистичности, художественной выразительности, раскрепощение, усовершенствование координации движений, чувства ритма, формирование положительных навыков поведения в творческом коллективе.
Оборудование: музыкальный центр, диски, кассеты, репродукции.
Форма работы: групповая.
Форма занятия: беседа в сочетании с практическими заданиями.
Описание и приемы проведения игры. Краткий рассказ об этюдах и их разновидностях. Затем детям предлагаются этюды на тему произведений изобразительного искусства. Данный вид этюдов подразумевает анализ произведений живописи, графики или скульптуры. Дети определяют конфликты, события, предлагаемые обстоятельства, идейное содержание, изображенные в предложенном произведении. Затем изображают композиционное построение и настроение персонажей произведения.
Этюд-наблюдение. Детям предлагается бытовая ситуация (например, человек попал под дождь, промок и замерз, пришел домой, сел у камина и постепенно отогревается). Дети изображают данную ситуацию.
Этюд-изображение. Каждый ребенок выбирает себе то животное, которое он будет изображать. Затем детям предлагается встать в круг. Звучит музыка, и они изображают различных животных, двигаясь по кругу.
Советы воспитателю
Следует учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Если один ребенок сразу выполняет задание, а другой стесняется и теряется, в этом случае с ним необходимо больше заниматься индивидуально.
КОНСПЕКТ 93. ИГРА «ПУШИСТАЯ КОШЕЧКА И ЕЕ ХОЗЯИН»
Цели: развивающая, познавательная, воспитательная.
Задачи: развитие двигательных, познавательных и творческих способностей, ловкости, быстроты реакций, внимания; формирование дружеских взаимоотношений между детьми.
Игровой материал и наглядные пособия: карнавальные костюмы кошечки и собачки (в крайнем случае будет достаточно одной маски кошки и одной маски собаки), мел.
Форма работы: групповая.
Форма занятия: игра с элементами драматизации.
Описание и приемы проведения игры. В начале игры воспитатель объясняет ее суть.
В игре может участвовать неограниченное количество человек, взятое произвольно (например, от 10 до 25). Из игроков выбираются пушистая постоянно мяукающая кошечка, ее хозяин и злая сторожевая собака. Остальные игроки превращаются в баночки со сметаной. В одном из углов, около стены, на полу игрового помещения чертится квадрат или прямоугольник — это сарай. Баночки приседают на корточки по кругу в центральной части зала или комнаты, как будто бы находясь в холодильнике, а пушистая кошечка, которая очень любит сметану, проходя вокруг них, прикасается рукой к спинам каждого из участников. Та баночка со сметаной, до которой кошка дотронулась, считается вынутой из холодильника.
Пушистая кошечка относит все, по ее мнению, непригодные более к использованию банки в уличный сарай, т. е. уводит участников за руку, где прячет .от своего доверчивого хозяина. Хозяин, заметив через некоторое время отсутствие некоторого количества банок в холодильнике, задает злой сторожевой собаке, которая должна их охранять, следующий закономерный вопрос: «А где же банки со сметаной?» На это пес высказывает предположение, сопровождая его громким и звонким лаем, что, возможно, это дело рук любимой пушистой кошечки, которая их похитила. После этого они направляются к сараю и выносят из него все банки обратно.
Пушистая кошечка пытается догнать их, дотронувшись рукой До баночек, чтобы вернуть на место. Если ей удается осуществить задуманное, то банка возвращается обратно на свое место. Однако осуществить это она может лишь в том случае, пока баночка не вы шла за пределы сарая, т. е. прочерченного на полу мелом квадрта или прямоугольника. Если же банка уже находится за пределами погреба, то ее можно вернуть обратно, но вместе с одним штрафным очком, которые, постепенно накапливаясь, резко снижают вероятность победы в игре. В это время ее хозяин и злая сторожевая собака всеми силами стараются помешать ей, вынося баночки обратно Выигрывают в ходе игры либо пушистая кошечка, либо ее хозяин вместе со сторожевой собакой — в зависимости от количества баночек со сметаной, оказавшихся к моменту окончания игры в уличном сарае и за его пределами, в холодильнике.
Советы воспитателю
Эту игру и ее правила лучше предварительно разобрать на каком-либо занятии. Ее также можно устраивать как соревнование между группами или проводить во время утренников.
Дата добавления: 2015-11-28; просмотров: 105 | Нарушение авторских прав
mybiblioteka.su — 2015-2023 год. (0.04 сек.)