-
-
Предмет:
Литература
-
Автор:
thomasgarner572
-
Создано:
3 года назад
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Химия6 минут назад
3.5. Обери оксид, ступiнь окиснення елемента в якому дорівнює +1. Укожи його назву. A Cu2OБCrO3B NOГ CO23.6. Визнач оксид, ступінь окиснення елемента в якому дорівнює +2. Укажи його назву. A Fe203Б SnO2B CuOГ P2O5
-
История6 минут назад
Очень срочно-70 баллов!внешняя политика россии в 1725-1762 таблицадата/место(событие)/командующий/итог
-
География6 минут назад
Визначити падіння і похил річки південий буг якщо висота 289м. гирло 32м. довжина 806км.
Помогите пожалуйста даю 14 баллов -
Математика6 минут назад
2) Завод выпустил за первую декаду месяца 1540 автомобилей, что составила 44% месячного плана. Сколько автомобилей должен по плану выпустить завод за месяц? РЕШИТЬ ДВУМЯ СПОСОБОМИ. ПРОПОРЦИЕЙ И ПО ПРАВИЛАМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ НА ПРОЦЕНТЫ. ДАМ 50 БАЛЛОВ . СРОЧНОО
-
История46 минут назад
СРОЧНО!!
Назвіть ікони іконописної майстерні Києво-Печерського монастиря,що збереглися до наших днів
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
How much to ban the user?
1 hour
1 day
- Сочинения
- По литературе
- Горький
- Анализ легенды о Данко
Анализ легенды о Данко из рассказа Горького Старуха Изергиль
Легенда о Данко — составная часть рассказа Горького «Старуха Изергиль» и является как бы кульминацией, ибо описывается в конце рассказа. Этим автор видимо хотел подчеркнуть, что в жизни всегда есть место для подвига и самопожертвования во имя счастливого будущего.
Рассказу старухи Изергиль о Данко предшествуют изменения в природе. Тяжелая черная туча надвигается на степь, облака гасят звезды. И, когда стало совсем темно, вдали в степи стали появляться голубые огоньки, они вспыхивали и гасли. Это и были искры от горящего сердца Данко.
Саму историю о Данко можно назвать сказочной. В ней использует автор народный фольклор, предания старины, наделяет героя почти божественной силой. Данко пожертвовал собой ради спасения людей, которые уже утратили веру в светлое будущее. Их вытеснили с насиженных мест другие племена, и они уверовали в то, что выхода нет. Но выход нашел смельчак Данко, который пожалел людей и вывел из непроходимого леса в светлое будущее.
О Данко мы узнаем, что он молодой красавец и смелый. Его речь немногословна. В ней есть поговорки и пословицы. Говорит он кратко и уверенно, что и побуждает людей идти за ним. Данко бесстрашно шел впереди всех, проходя препятствия. А когда в лесу стало совсем темно, и среди людей начались недовольства, он вырвал из груди свое сердце, чтобы осветить идущим путь.
Данко вывел людей из леса и был счастлив, что совершил такой поступок, хотя и знал, что умрет. Данко умер, а люди, радуясь, что вышли из тьмы, даже не заметили смерти героя. И лишь один из них, опасаясь за что-то, растоптал ногами горящее гордое сердце.
Подвиг Данко неоспорим, он сделал все, чтобы лучше жилось людям, и умер, став бессмертным, ибо искры от горящего сердца до сих пор появляются перед грозой. Такой аллегорией автор показал, что мужество и любовь к людям сильнее трусости и безысходности.
Конец легенды о Данко очень символичен тем, что когда старуха окончила повествование, в степи стало очень тихо, вроде бы и степь была поражена этим подвигом, а по небу медленно плыли тучи, и печально шумело море. Вот такой конец еще ярче подчеркивает поступок, который совершил Данко и задуматься о бессмертии подвига.
Вариант 2
В 1888 году Ницше сошел с ума, когда увидел, как на улице извозчик бьет кнутом лошадь. После этого он был помещен в клинику и завершил свои дни практически в полном помешательстве. Тем не менее, идеи немецкого философа распространились довольно активно и до сих пор будоражат умы, являются предметом для рассмотрения и обсуждения.
Горький являлся одним из тех, кто довольно ярко воспринял мысли Ницше и постарался переложить его на собственный лад. Эти попытки отыскали свое отражение в различных произведениях писателя, в частности в Старухе Изергиль 1895 года.
По сути, легенда о Данко, которая завершает трилогию рассказов излагаемых Изергиль герою, вполне может читаться как краткий конспект Так говорил Заратустра. Многие мысли оттуда частично повторяются. Да и сам образ Данко намекает ни на кого иного как на ницшеанского сверхчеловека.
Конечно, мы можем здесь видеть и вечные темы и более-менее стандартизированный образ героя-праведника, который ведет людей сквозь тьму. Таким был платоновский философ, которому удалось выбраться из пещеры, такими могут рассматриваться даже исторические личности наподобие Галилея или Коперника.
Тем не менее, возвращаясь к сравнению Заратустра – Данко мы можем наблюдать совпадение сюжетных ходов и некоторых концептуальных деталей. Например, Данко также вдохновляет людей, которые устали своим сердцем. По сути, Горький тут рисует последних людей, которые «смотрят и моргают» они бездушны.
Также Данко не говорит о каком-то высшем начале, он говорит о высшем человеке, сверхчеловеке, которого собой и являет или как минимум представляет собой переход к этому существу.
Ницше писал про Бога, который умер от сострадания к людям и, когда мы видим как люди останавливают Данко в лесу и обвиняют его, хотят его погубить, то этот герой в итоге проникается состраданием. Он посмотрел на людей и увидел только зверей, он выслушал обвинения и рассказал о своей способности вести людей и сам укорил их за овечью покорность и неумение сберечь сил для трудного пути, но в итоге он бушует яростью, которая меняется спокойствием от сострадания к людям.
Именно сострадание и уничтожает самого Данко, он остается втоптанным в грязь, остается безмолвным свидетелем своего времени, который точнее других мог рассказать людям о них самих, но эти рассказы останутся втоптанным в грязь безмолвием.
Возможно, в таком исходе Горький отмечал некоторую трагичность идей сверх человека, он говорил о людях, которые будучи выведенными из леса, забудут обо всех трудностях поиска света, об истинной цели. У этих людей останется только осторожность, которая растопчет гордое сердце Данко, еще недавно освещавшее путь.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ легенды о Данко
Популярные сегодня темы
- Сочинение Человек и природа в рассказе Бежин луг Тургенева
Невозможно было бы представить рассказ И. Тургенева «Бежин луг» без красочного описания природы. Изображение окружающего мира писателем необычно, так как неразрывно связано с судьбой человека
- Отзыв о пьесе Гроза Островского для читательского дневника
Островский Александр Николаевич – человек, который смог в, казалось бы, таком простом и коротком произведении как «Гроза» описать всю Россию и озвучить народные мысли о желанной революции. Написав эту пьесу в 1859
- Природа в лирике Тютчева в творчестве, поэзии сочинение
Лирика одного из величайших русских поэтов, Фёдора Ивановича Тютчева, отражает его глубокую духовность. Основной тематикой, проходящей через всё его творчество
- Хорь и Калиныч сравнительная характеристика сочинение по Тургеневу
Хорь — один из главных героев произведения. Он очень деловой человек, который всегда мыслит рассудительно. Находясь вдалеке имения и помещика
- Характеристика героев сказа Медной горы Хозяйка
Хозяйка Медной горы — центральный фантастический персонаж одноименного произведения Бажова. Хозяйка охраняет рудники на которых ведется добыча малахита.
- Сочинения
- По литературе
- Горький
- Анализ легенды о Данко
Легенда о Данко — составная часть рассказа Горького «Старуха Изергиль» и является как бы кульминацией, ибо описывается в конце рассказа. Этим автор видимо хотел подчеркнуть, что в жизни всегда есть место для подвига и самопожертвования во имя счастливого будущего.
Рассказу старухи Изергиль о Данко предшествуют изменения в природе. Тяжелая черная туча надвигается на степь, облака гасят звезды. И, когда стало совсем темно, вдали в степи стали появляться голубые огоньки, они вспыхивали и гасли. Это и были искры от горящего сердца Данко.
Саму историю о Данко можно назвать сказочной. В ней использует автор народный фольклор, предания старины, наделяет героя почти божественной силой. Данко пожертвовал собой ради спасения людей, которые уже утратили веру в светлое будущее. Их вытеснили с насиженных мест другие племена, и они уверовали в то, что выхода нет. Но выход нашел смельчак Данко, который пожалел людей и вывел из непроходимого леса в светлое будущее.
О Данко мы узнаем, что он молодой красавец и смелый. Его речь немногословна. В ней есть поговорки и пословицы. Говорит он кратко и уверенно, что и побуждает людей идти за ним. Данко бесстрашно шел впереди всех, проходя препятствия. А когда в лесу стало совсем темно, и среди людей начались недовольства, он вырвал из груди свое сердце, чтобы осветить идущим путь.
Данко вывел людей из леса и был счастлив, что совершил такой поступок, хотя и знал, что умрет. Данко умер, а люди, радуясь, что вышли из тьмы, даже не заметили смерти героя. И лишь один из них, опасаясь за что-то, растоптал ногами горящее гордое сердце.
Подвиг Данко неоспорим, он сделал все, чтобы лучше жилось людям, и умер, став бессмертным, ибо искры от горящего сердца до сих пор появляются перед грозой. Такой аллегорией автор показал, что мужество и любовь к людям сильнее трусости и безысходности.
Конец легенды о Данко очень символичен тем, что когда старуха окончила повествование, в степи стало очень тихо, вроде бы и степь была поражена этим подвигом, а по небу медленно плыли тучи, и печально шумело море. Вот такой конец еще ярче подчеркивает поступок, который совершил Данко и задуматься о бессмертии подвига.
Краткий анализ
Год написания – 1894
История создания – «Легенда о Данко» – часть рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». В 1891 г. М. Горький побывал в Бессарабии. Местные легенды вдохновили его на написание произведения. Замысел поэт воплотил только спустя 3 года.
Тема – Главные темы произведения – поколение слабых людей, неспособных сделать шаг навстречу новой жизни; благородство людей-гуманистов.
Композиция – Композиция произведения несложная, что связано с тем, что рассказывает легенду старуха Изергиль. Сюжет легенды линейный. Несюжетные элементы играют второстепенную роль.
Жанр – Легенда
Направление – Романтизм.
Действующие лица
История, написанная Максимом Горьким, имеет ограниченное количество персонажей. Целью автора было обратить внимание лишь на одного героя, который поразил и воодушевил многих людей. Основные персонажи легенды о Данко:
- Данко — главный герой, смелый и отважный парень. Он не пожалел собственную жизнь ради своего племени.
- Люди — соплеменники героя. Раньше они были сильными и мужественными, но из-за воздействия внешних сил, люди утратили веру в светлое будущее. Но это не помешало им поверить Данко и следовать за ним.
Благодаря этим образам автору удалось описать главную проблему общества. В любом месте найдется один человек, который способен взять всю ответственность на себя и вести других до победного конца.
История создания
Побывав в 1891 г. в Бессарабии, М. Горький захотел запечатлеть колорит южного края в литературе. Так в 1894 г. появился рассказ «Старуха Изергиль». О годе написания свидетельствуют письма М. Горького, адресованные В. Г. Короленко.
Рассказ относится к раннему периоду творчества М. Горького, представляет романтический пласт его творчества. Признаки данного направления видим и в «Легенде о Данко».
Впервые произведение было напечатано в «Самарской газете» весной 1895 г. как часть рассказа «Старуха Изергиль».
Жанр
Жанр произведения – легенда, так как в его основе вымышленные события и персонажи. Некоторые исследователи считают произведение М. Горького «Легенда о Данко» притчей, так как в ней четко выражена поучительная составляющая. Направление «Легенды о Данко» – романтизм, о чем свидетельствуют такие признаки: в центре произведения проблема человека и общества, герой отчужден от других людей, его душа устремлена к благородным поступкам.
Предыдущая
Сочинения«Попрыгунья» анализ рассказа Чехова – тема, идея, смысл названия, проблематика произведения
Следующая
Сочинения«Хамелеон» анализ рассказа Чехова – тема, жанр, проблематика, план произведения
Тема
В произведении М. Горький раскрыл вечные темы: поколение слабых людей, неспособных сделать шаг навстречу новой жизни; благородство людей-гуманистов. Они тесно переплетаются между собой и определяют проблемы произведения: человек и общество, гуманизм, жизнь «во тьме».
Данко – парень, который пожертвовал своим сердцем ради других людей. Герой готов был вести народ к свету, к новой жизни. Он не обращал внимания на то, что люди его не понимают, перестают ему доверять. Таким образом, в произведении проявляется романтический конфликт между человеком и обществом. Данко не чувствует себя «своим» среди «темных» людей, но его душа наполнена благородными порывами. Чтобы осветить народу путь парень вырывает из груди пылающее сердце. О своей жизни в этот момент он совсем не думает. Данко Старуха Изергиль ставит в пример слабому духом поколению рассказчика, указывая на смысл легенды.
Прислушиваться к благородным порывам своего сердца, учиться видеть такие стремления в окружающих людях – вот чему учит «Легенда о Данко».
Главная мысль
Используя красочные описания для отображения образа храброго юноши, Горький старается донести главную мысль: герой достоин самого искреннего уважения. И достоин народной памяти, даже если он делает это из альтруистических побуждений и не ждёт наград за свой подвиг. И о каждом таком Данко стоит написать повесть.
Особо звучит сцена, в которой кто-то осторожный растоптал пылающее сердце смельчака, спасшего всех. Почему он это сделал? Разные причины могли подтолкнуть к такому шагу.
Возможно, этот человек «мудро» рассудил, что лучше как-нибудь стереть из памяти не самые приятные воспоминания. Например, о том, как всё племя разуверилось, потеряло волю к жизни и стало бессильным, причём не только в физическом смысле.
Или это был тот, кто в будущем станет принижать значение поступка Данко и приписывать себе мифические заслуги перед обществом. Кто знает. Истории известно немало таких случаев.
Сопоставление двух героев
Литераторы утверждают, что главы о Ларре и Данко не зря были в одном произведении. Персонажи сочетаются друг с другом, как Инь и Янь. Про Ларру, сына орла, можно сказать следующее:
- эгоистичен;
- самовлюблён;
- груб.
Данко — это воплощение любви и обаяния. Для Ларры нет наказания хуже, чем одиночество. Но и Данко был одиноким человеком.
Юноша был не понят и убит обществом, хотя вырывал ради них сердце и, можно сказать, отдал им.
Он сделал всё, что было в его силах, но они растоптали и не отнеслись с должным уважением к герою.
Каково значение образа Изергиль в рассказе
Повествование представляет класс неоднозначных произведений Горького. Автор поощряет распутность образа старухи в молодости. Она не учится на собственных ошибках. Глагол любить для нее значит больше всего остального. Влюбленности часто заканчивались трагически, причем во многом виновата была сама Изергиль. Но она была готова снова отдаться страсти. Жизнь наказывала исключительно мужчин красавицы, некоторые из них погибали.
Значение сюжетных поворотов показывает: каждый поступок сказывается на жизнях окружающих. Поэтому люди должны нести ответственность за свои действия. Все трагические смерти в книге писателя имеют косвенную или прямую связь со старухой. Этим автор подтверждает значимость поступков.
Смотри также: Проблематика произведения «На дне»: основные проблемы и главный вопрос
Разделение на части
Чтобы лучше понять смысл произведения, необходимо разобрать его более подробно. Для этого нужно разбить текст на смысловые подзаголовки и проанализировать каждый из них, например:
- Храбрый Данко.
- Сложный путь.
- Желание убить предводителя.
- Яркое сердце.
- Смерть героя.
Каждый подзаголовок содержит в себе основные действия повествования. Подробный план поможет подготовиться к пересказу на урок литературного чтения.
Нападение на племя
История начинается с описания народа, который проживал в прекрасной местности. Их поселение было с трех сторон окружено густым лесом, а с четвертой бескрайней степью. Там проживали веселые и смелые люди. Однажды со стороны степи пришли воинственные племена, и люди были вынуждены идти в лес. Но эта местность была заросшая деревьями и кустарниками, туда даже не проникали лучи света, а с болота подымался жуткий смрад, из-за которого гибли люди.
Со временем стало понятно, что нужно выбираться отсюда. Перед людьми стоял непростой выбор вернуться в степь, где их поджидали враги или пробиваться сквозь густые заросли. Дело в том, что деревья были настолько сильными и их ветви очень плотно прилегали друг к другу. Чтобы пройти через них, потребуется немало сил и времени. Но не многие хотели проходить через этот кошмар в полной темноте.
Люди начали думать о том, как правильно им поступить. Все эти размышления привели к тому, что многие ослабли и уже были готовы сдаться в плен врагу.
Уход в густой лес
В этот момент слово взял Данко и предложил племени продвигаться дальше вглубь леса навстречу солнцу. Этот смелый парень утверждал, что нет ничего бесконечного и им рано или поздно удастся выбраться из леса. Все поверили ему и просили поскорее вывести их из западни. Они шли очень долго, и каждый их шаг давался с трудом. По пути было немало опасностей, то болото пожило людей, то ветви деревьев раздирали их кожу до крови. Вскоре люди были ослаблены и начали сомневаться в том, что Данко сможет довести их до победного конца.
Сомнения народа
Внезапно прогремел гром, и начала сверкать молния. Люди были очень напуганы. Им было стыдно признаться в том, что они боятся всего происходящего. Некоторые начали упрекать Данко, что он ведет их на верную смерть. Героя возмутило это, и он сказал, что племя поверило ему и пошло за ним по доброй воле. Ему было стыдно, что некогда смелый народ следовал за ним как стадо овец, при этом постоянно причитая и обвиняя его во всех бедах.
Освещенный путь
Этими словами он лишь разозлил племя. Из толпы послышались призывы убить Данко. Он с горестью оглядел каждого и понял, что люди стали похожи на зверей. Но, несмотря на это, он любил свой народ и желал им только добра. После недолгих размышлений смелый парень разорвал руками свою грудь и достал оттуда пылающее сердце, которое горело так ярко, что даже многие закрыли глаза.
Уход с улыбкой
Данко снова встал впереди всех и пошел вперед, освещая путь своему народу. Вскоре они вышли на бескрайнюю степь, где протекала река. Все обрадовались, когда увидели эту местность. Мужчина, держа сердце в руках, оглянулся, засмеялся и упал замертво.
То, что погиб их предводитель никто не заметил. Только один человек, увидев лежащее сердце, подошел и наступил на него, словно боясь чего-то.
Одна из основных тематик произведений Горького — доброта к людям, способность к самопожертвованию и подвигу, свобода человека. Его рассказы, повести, романы и очерки, как и легенда о Данко, учат тому, что не следует отступать перед препятствиями и опасностями. Основная мысль рассказа — нужно быть мудрым, честным, верить в лучшее и идти вперед.
Вариант 2
В этой части произведения писатель нарисовал идеальный образ положительного героя, человека, делающего все, что только возможно для общего блага.
Горький в легенде рисует тяжелую ситуацию, в которой оказалось некое племя. Этих людей враги, оказавшиеся сильнее, прогнали с пригодных для жизни мест в лес, где они умирали от болотных испарений.
Вывести их из гиблого места вызвался молодой и красивый Данко. Он представляет собой явное олицетворение народного вождя. Он знал, что обязательно нужно уйти из этого леса и знал, куда нужно направиться. В его образе нет ни одной отрицательной черты, одни достоинства.
Многие не выдерживали тягот перехода и умирали в пути. Они начали разочаровываться в своем выборе и, естественно, обвинили во всем своего вождя. Народные массы в данной легенде представлены как люди малодушные и трусливые. Они не обладают столь сильной волей, как их предводитель. Кроме того, далее соплеменники решили обвинить в своих неудачах и убить Данко, не имея моральных сил и смелости признаться в своей трусости.
В легенде о Данко Максим Горький поднимает одну из своих ключевых тем. Он превозносит смелость и силу характера. Данко отвечает своим обвинителям, но его речь можно воспринять в качестве ответного упрека (что и происходит по ходу действия). Он сознает свою силу и обвиняет людей в отсутствии мужества и в том, что они ничего не сделали, чтобы помочь ему. Естественно, подобные слова вызывают еще большее озлобление. Здесь, возможно, реакция писателя-большевика на «отсталых» рабочих и крестьян, которые не хотят впитать правильные идеи и следовать за передовыми идеологами.
Дальнейшее описание событий легенды о Данко косвенно подтверждает подобные предположения. Он, и положено истинному борцу за идею и народное счастье, жертвует своей жизнью ради неблагодарных людей.
Горький рисует красивый образ, сердца, вырванного самим Данко, светом которого он рассеивает мрак и помогает найти правильный путь. Сердце – это образ не только жизни, но и любви. В данном случае к темным, озлобленным и слабым соплеменникам.
Писатель все же не теряет веры в народные массы. После жертвы Данко люди обретают смелость и с большей готовностью и терпением переносят трудный путь. В конце этой истории они выходят на пригодную для жизни землю, а Данко умирает. Его смертью Горький еще раз подчеркивает, что истинно смелые и самоотверженные люди идут на жертвы ради народа бескорыстно.
Композиция
Принцип построения рассказа весьма необычен. Композиция состоит из трёх частей.
- Легенда о Ларре,
- История жизни рассказчицы,
- Легенда о Данко.
Причём две из них это сказки, рассказанные главной героиней. Отсюда вытекает такой принцип, как рассказ в рассказе. Автор использует этот приём, потому что хочет сделать акцент не только на личности героя, а на его историях, живущих в памяти персонажа и народа.
Главная особенность – это противопоставление легенд по своему смыслу. Очень трудно определить «Старуха Изергиль» это рассказ или повесть, так как границы этих жанров весьма размыты. Однако литературоведы склоняются к тому, что это произведение не повесть, поскольку количество героев и сюжетных линий здесь ограничено.
Через все три главы «Старухи Изергиль» проходит главная тема жизненных ценностей. Автор пытается найти ответ на вопрос, в чем же состоит свобода и смысл жизни. Во всех главах даётся разное толкование и попытка объяснения ответов. Но несмотря на свою непохожесть, они делают этот рассказ единым и цельным произведением.
Во вступлении рассказа молодость главного героя-мужчины, который ведет беседу со старой женщиной, противопоставляется преклонным годам старухи Изергиль и ее усталости от жизни.
Представить образ старухи на фоне моря и виноградников помогает не только описание ее внешности, но и скрипучий голос, которым она поведала свою жизнь и предания, увлекающие читателя своей притягательностью и сказочностью. О чем же рассказ старухи Изергиль?
Легенда о Ларре
Центральной фигурой первого повествования является гордец и себялюбец юноша Ларра. Имея красивую внешность, он был сыном простой женщины и орла. От хищной птицы юноше достался неукротимый нрав и стремление добиваться любых целей, во что бы то ни стало. Инстинкты лишают его всех человеческих черт, только внешне его невозможно отличить от других людей. Внутри же этот персонаж полностью бездушен. Ценность для него составляет только он сам, удовлетворение своих удовольствий цель его жизни. Поэтому герой с легкостью идет на убийство.
Его убежденность в своем совершенстве и наплевательское отношение к другим жизням приводят к тому, что он лишается обычной человеческой судьбы. За его эгоизм он получает страшнейшую кару – Ларра обречен на вечное и полное одиночество. Бог дал ему бессмертие, однако это нельзя назвать даром.
Имя героя означает «отверженный». Находиться в стороне от людей – вот самое страшное наказание, которое может понести человек, по мнению автора.
Внимание! Принцип жизни этого героя «Жить без людей для себя».
Жизнь старой женщины
Во второй части рассказа можно проследить за поступками старухи Изергиль. Глядя на нее, рассказчику-мужчине трудно поверить, что когда-то давно она была молодой и красивой, как она постоянно утверждает. На жизненном пути Изергиль многое пришлось пережить. Ее красота ушла, но на смену пришла мудрость. Речь женщины богата афористическими выражениями. Основной здесь является тема любви – это чувство личное, в отличие от легенд, в которых имеется в виду любовь не к отдельному человеку, а к народу.
Поступки старухи нельзя назвать однозначными, ведь Изергиль жила, слушая свое сердце. Она готова вызволить из плена человека, которого любит, не побоявшись при этом убить другого. Но, почувствовав фальшь и неискренность, еще, будучи молодой девушкой, могла с гордостью продолжить свой жизненный путь в одиночку. Находясь в конце жизни, она приходит к выводу, что красивых и сильных людей гораздо меньше в мире, чем когда она была полна энергии.
Это интересно! Роман Мать Горький: краткое содержание
Легенда о Данко
Данко – сказочный персонаж, который пожертвовал собой в страшный миг, чтобы спасти людей. Несмотря на озлобленность других, он чувствовал только любовь к каждому человеку. Смысл его жизни – отдать сердце другим, послужить во благо.
К сожалению, говорит в рассказе Горький, люди не способны отнестись к такой жертве с полным ее пониманием. Мало того, многие боятся такой отверженности.
Все, что осталось от Данко, вырвавшем свое пламенное сердце из груди, это лишь голубые искры. Они продолжают до сих пор мерцать среди людей, но мало кто обращает на них внимание.
Важно! Данко совершил свой поступок безвозмездно, исключительно ради любви. Данко и Ларра две противоположности, но обоими двигало одно и то же чувство.
В рассказе «Старуха Изергиль» Максим Горький раскрывает романтичный образ героя в главе под названием «Легенда о Данко». Это самоотверженный вождь племени. Данко типичный романтический герой, душа которого наполнена благородными порывами.
Содержание
- Анализ рассказа «Легенда о Данко»
- Сочинение про Данко (старуха Изергиль)
- Сочинение с цитатами
- Гордыня и гордость (Легенда о Данко)
- Про что легенда о Данко
Анализ рассказа «Легенда о Данко»
В 1888 году Ницше сошел с ума, когда увидел, как на улице извозчик бьет кнутом лошадь. После этого он был помещен в клинику и завершил свои дни практически в полном помешательстве. Тем не менее, идеи немецкого философа распространились довольно активно и до сих пор будоражат умы, являются предметом для рассмотрения и обсуждения.
Горький являлся одним из тех, кто довольно ярко воспринял мысли Ницше и постарался переложить его на собственный лад. Эти попытки отыскали свое отражение в различных произведениях писателя, в частности в Старухе Изергиль 1895 года.
По сути, легенда о Данко, которая завершает трилогию рассказов излагаемых Изергиль герою, вполне может читаться как краткий конспект Так говорил Заратустра. Многие мысли оттуда частично повторяются. Да и сам образ Данко намекает ни на кого иного как на ницшеанского сверхчеловека.
Конечно, мы можем здесь видеть и вечные темы и более-менее стандартизированный образ героя-праведника, который ведет людей сквозь тьму. Таким был платоновский философ, которому удалось выбраться из пещеры, такими могут рассматриваться даже исторические личности наподобие Галилея или Коперника.
Тем не менее, возвращаясь к сравнению Заратустра – Данко мы можем наблюдать совпадение сюжетных ходов и некоторых концептуальных деталей. Например, Данко также вдохновляет людей, которые устали своим сердцем. По сути, Горький тут рисует последних людей, которые «смотрят и моргают» они бездушны.
Также Данко не говорит о каком-то высшем начале, он говорит о высшем человеке, сверхчеловеке, которого собой и являет или как минимум представляет собой переход к этому существу.
Ницше писал про Бога, который умер от сострадания к людям и, когда мы видим как люди останавливают Данко в лесу и обвиняют его, хотят его погубить, то этот герой в итоге проникается состраданием.
Он посмотрел на людей и увидел только зверей, он выслушал обвинения и рассказал о своей способности вести людей и сам укорил их за овечью покорность и неумение сберечь сил для трудного пути, но в итоге он бушует яростью, которая меняется спокойствием от сострадания к людям.
Именно сострадание и уничтожает самого Данко, он остается втоптанным в грязь, остается безмолвным свидетелем своего времени, который точнее других мог рассказать людям о них самих, но эти рассказы останутся втоптанным в грязь безмолвием.
Возможно, в таком исходе Горький отмечал некоторую трагичность идей сверх человека, он говорил о людях, которые будучи выведенными из леса, забудут обо всех трудностях поиска света, об истинной цели. У этих людей останется только осторожность, которая растопчет гордое сердце Данко, еще недавно освещавшее путь.
Сочинение про Данко (старуха Изергиль)
Данко — герой произведения Горького «Старуха Изергиль». Это крепкий молодой человек, которому свойственно человеколюбие и самопожертвование во имя благих целей.
Характер у героя мужественный, бесстрашный. Данко не боится собственной погибели, если дело касается здоровья и благополучия людей, которых он любит. Помимо этого, он очень милосерден и сострадателен. Данко обладает спортивной внешностью. Он красив, молод и умен. Это человек, который готов взять на себя тяжкое бремя ответственности и повести за собой людей.
Герой обладает харизмой, он хороший оратор: именно поэтому люди верят ему и следуют за ним. Будучи представителем древнего племени, Данко чтил традиции своих предков, переживал за судьбу и будущее своих соплеменников.
Он мечтал о том, чтобы подарить свободу всем людям, которых любит. Его жизненная позиция была такова: отдать всего себя во имя спасения и счастливой жизни для других.
За такие положительные черты характера люди поверили Данко: ведь даже в тот момент, когда все отвернулись от него, он пожертвовал собой ради их блага. Смысл существования Данко сводился к следующему: «Что я сделал, делаю и буду делать для людей?», «Чем я готов пожертвовать ради людей?»
Совершенный им подвиг возводит Данко в ранг героя. Для этого человека истинное счастье заключается в том, чтобы жить и творить для других. Несмотря на все эти положительные качества, Данко одинок и у него изначально возникает конфликт с толпой. Но он жертвует самым дорогим — жизнью, чтобы освятить путь людям.
Грустно становится от того, что народ в большинстве своем принял подвиг Данко как должное. В тот момент, когда обессиленный и умирающий герой падает на землю, народ радуется и веселится. Но даже умирая, Данко ничуть не сожалел о своем поступке. Самопожертвование — это его идеал и жизненный принцип, которому он остался верен до последнего вздоха.
В образе Данко прослеживается революционная борьба, характерная для того периода истории. Загнанные в убогие места люди олицетворяют угнетенный рабочий класс и крестьянство, а Данко — лучик солнца в темном царстве, словно революционер, готов повести народ к победам и счастливому будущему.
Сочинение с цитатами
В рассказе “Старуха Изергиль” М. Горький воспевает сильных, храбрых и свободных людей. Рассказчик узнаёт от старухи Изергиль про смельчака Данко, который пожертвовал собой ради блага других людей.
Отважный молодой юноша решил вывести свой народ из тьмы в лучшие земли. Они не могли оставаться в своей глуши, это означало стать рабами, умереть от смрада болот. Он принял на себя роль лидера, повёл людей за собой, не зная дороги, но веря в свои силы.
“Данко – один из тех людей, молодой красавец. Красивые – всегда смелы”.
Люди доверились ему потому, что он выделялся среди всех:
“Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня”.
Долгая дорога утомила людей, они стали жаловаться, перестали верить в успех. Истощённые и измученные, люди обвинили Данко в том, что они погибнут посреди тёмного леса по его вине.
Тяжёлая участь – ответственность – для того, кто хочет нести бремя лидера. Чудовищная неблагодарность не сломила дух молодого человека. “Пылающий взор” своего проводника народ принял за злобу, люди перестали верить в него. Обессиленные соплеменники обвинили Данко в том, что он не в состоянии спасти их, они не пожелали признать собственную слабость.
Легенда завершается красивейшей аллегорией: любовь Данко к людям была настолько сильна, что он разорвал собственную грудь и достал из неё сердце. Оно осветило путь соплеменников среди грозы и темноты.
Люди увидели, что лес закончился, обрадовались и забыли о своём избавителе. Он вывел их на свет и умер, не услышав ни слова благодарности. Кто-то из людей неосторожно наступил на пылающее сердце, и искры взметнулись в ночной мгле. Никто не заметил даже этого. Но не ради благодарности был совершён этот подвиг, а ради любви к людям.
Гордыня и гордость (Легенда о Данко)
Проблема гордости и гордыни поднимается различными писателями во многих произведениях. Они демонстрируют то, чем отличаются эти понятия.
В горьковском рассказе «Старуха Изергиль» главная героиня рассказывает две легенды, раскрывая различия между гордостью и гордыней. Ларра был человеком горделивым, он считал себя лучше всех. Герой не признавал чужие достоинства.
Ларра думал, что он может делать абсолютно все. Его поступки отличались эгоистичностью, желанием показать свое превосходство. Старуха Изергиль отмечает, что Ларру наказало племя за его гордость. Он был вынужден вечно жить на свете в поисках собственной смерти.
Совершенно по-другому описывается образ героя другой легенды – Данко. Он владеет чувством собственного достоинства, которое позволяет ему думать о своих положительных чертах. Данко не кичится тем, что он повел за собой все племя.
Для него этот поступок был искренним желанием помочь близким людям. Честь и достоинство, свойственные Данко, способствовали тому, что ему удалось привести народ к свободе, хотя для этого ему и пришлось умереть.
Легенды о Ларре и Данко противопоставляются друг другу, реализуя мысль о том, что гордыня и гордость – противоположные качества.
Про что легенда о Данко
Легенда о Данко — составная часть рассказа Горького «Старуха Изергиль» и является как бы кульминацией, ибо описывается в конце рассказа. Этим автор видимо хотел подчеркнуть, что в жизни всегда есть место для подвига и самопожертвования во имя счастливого будущего.
Рассказу старухи Изергиль о Данко предшествуют изменения в природе. Тяжелая черная туча надвигается на степь, облака гасят звезды. И, когда стало совсем темно, вдали в степи стали появляться голубые огоньки, они вспыхивали и гасли. Это и были искры от горящего сердца Данко.
Саму историю о Данко можно назвать сказочной. В ней использует автор народный фольклор, предания старины, наделяет героя почти божественной силой. Данко пожертвовал собой ради спасения людей, которые уже утратили веру в светлое будущее.
Их вытеснили с насиженных мест другие племена, и они уверовали в то, что выхода нет. Но выход нашел смельчак Данко, который пожалел людей и вывел из непроходимого леса в светлое будущее.
О Данко мы узнаем, что он молодой красавец и смелый. Его речь немногословна. В ней есть поговорки и пословицы. Говорит он кратко и уверенно, что и побуждает людей идти за ним. Данко бесстрашно шел впереди всех, проходя препятствия. А когда в лесу стало совсем темно, и среди людей начались недовольства, он вырвал из груди свое сердце, чтобы осветить идущим путь.
Данко вывел людей из леса и был счастлив, что совершил такой поступок, хотя и знал, что умрет. Данко умер, а люди, радуясь, что вышли из тьмы, даже не заметили смерти героя. И лишь один из них, опасаясь за что-то, растоптал ногами горящее гордое сердце.
Подвиг Данко неоспорим, он сделал все, чтобы лучше жилось людям, и умер, став бессмертным, ибо искры от горящего сердца о сих пор появляются перед грозой. Такой аллегорией автор показал, что мужество и любовь к людям сильнее трусости и безысходности.
Конец легенды о Данко очень символичен тем, что когда старуха окончила повествование, в степи стало очень тихо, вроде бы и степь была поражена этим подвигом, а по небу медленно плыли тучи, и печально шумело море. Вот такой конец еще ярче подчеркивает поступок, который совершил Данко и задуматься о бессмертии подвига.
Читайте также: Карабас Барабас – характеристика злодея из сказки «Буратино».
Образ Данко – символ всепоглощающей любви и веры в людей, чистой и бескорыстной. Автор называет его “гордым смельчаком”, подчёркивая, что молодой человек совершил свой подвиг не только из-за человеколюбия, но и потому, что был уверен в своих силах и мужественен.
Повествование учит идти до конца в своих стремлениях и начинаниях. В каждом поступке должен быть смысл, мотивация, цель, которая приведёт к желаемому результату. Данко – образ сильной личности, победителя, человека с большой буквы.
Цели урока:
- Продолжить знакомство с ранним
творчеством М. Горького; - Проанализировать легенды. Сопоставить
главных героев легенд Ларру и Данко; - Проследить, как в композиции рассказа
раскрывается замысел писателя; - Рассмотреть отличительные признаки
романтизма на изучаемом произведении.
Ход урока.
I. Организационный момент
В 1895 году “Самарская газета” напечатала
рассказ М. Горького “Старуха Изергиль”.
Горького заметили, оценили, в печати
появились восторженные отклики о рассказе.
II. Основная часть
1. Ранние рассказы М. Горького имеют
романтический характер.
— Вспомним, что такое романтизм. Дайте
определение романтизму, назовите его
отличительные особенности.
Романтизм — особый тип творчества,
характерным признакам которого является
отображение и воспроизведение жизни вне
реально-конкретных связей человека с
окружающей действительностью, изображение
исключительной личности, часто одинокой и
неудовлетворенной настоящим, устремленной
к далекому идеалу и потому находящемся в
резком конфликте с обществом, с людьми.
2. Герои предстают в романтическом
пейзаже. Приведите примеры, доказывающие
это (работа с текстом). Беседа по вопросам:
— В какое время суток происходят события в
рассказе? Почему? (Старуха Изергиль
рассказывает легенды ночью. Ночь – это
самое таинственное, романтическое время
суток);
— Какие природные образы вы могли бы
выделить? (море, небо, ветер, тучи, луна);
— Какие художественные средства
использовал автор в изображении природы? (эпитеты,
олицетворение, метафору);
— Почему именно таким показан пейзаж в
рассказе? (Природа показана одушевленной,
она живет по своим законам. Природа красива,
величественна. Море, небо – бесконечные,
широкие пространства. Все природные образы
являются символами свободы. Но природа
тесно связана с человеком, она отражает его
внутренний духовный мир. Именно поэтому
природа символизирует безграничность
свободы героя, его неспособность и
нежелание на что бы то ни было эту свободу
променять).
ВЫВОД: Только в таком пейзаже, приморском,
ночном, таинственном, может реализовать
себя героиня, рассказывающая легенды о
Ларре и Данко.
3. Композиция рассказа “Старуха
Изергиль”.
— Каково композиционное решение рассказа?
— В произведениях, каких авторов мы
встречались с такой композицией? (“Ася” И.С.
Тургенева, “После бала” Л.Н. Толстой, “Макар
Чудра”, “Песенка о Соколе” М. Горький).
— Как вы считаете, с какой целью писатель
использовал такой прием в рассказе? (В своих
легендах героиня рассказа выражает свое
представление о людях, о том, что считает
ценным, важным в своей жизни. Тем самым
создается система координат, по которой
можно судить о героине рассказа).
— Сколько частей в композиции вы могли бы
выделить? (Три части: 1 часть – легенда о
Ларре; 2 часть – история жизни и любви
Старухи Изергиль; 3 часть – легенда о Данко).
4. Анализ легенды о Ларре.
— Кто является главным героям первой
легенды?
— Важна ли история появления юноши на свет
для понимания его характера?
— Как относится герой к другим людям? (презрительно,
высокомерно. Он считает себя первым на
земле).
— Для романтического произведения
характерен конфликт толпы и героя. Что
лежит в основе конфликта между Ларрой и
людьми? (его гордыня, крайний индивидуализм).
— Чем отличается гордость от гордыни.
Разграничьте эти слова. (Карточка №1)
Карточка №1
Гордость –
- Чувство собственного достоинства,
самоуважения. - Высоко мнение, чрезмерное высокое
мнение о себе.
Гордыня — непомерная гордость.
— Докажите, что именно гордыня, а не
гордость характерна Ларре.
— К чему приводит крайний индивидуализм
героя? (к преступлению, к эгоистическому
произволу. Ларра убивает девушку)
— Какое наказание понес Ларра за свою
гордыню? (одиночество и вечное
существование, бессмертие).
— Как вы думаете, почему такое наказание
страшнее наказание смертью?
— Каково отношение автора к психологии
индивидуализма? (Он осуждает героя, в
котором воплощена античеловеческая
сущность. Для Горького неприемлемы образ
жизни, поведение, особенности характера
Ларры. Ларра – это антиидеал, в котором
индивидуализм доведен до крайности)
5. Анализ легенды о Данко.
а) В основе легенды о Данко лежит
библейская история о Моисеи. Давайте
вспомним ее и сопоставим с легендой о Данко.
Индивидуальное сообщение учащегося. (Ученики
прослушивают библейскую историю и
сопоставляют ее с легендой о Данко).
Повелел Бог Моисею вывести еврейский
народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в
Египте, и им очень грустно расставаться с
насиженными местами. Составились обозы, и
евреи тронулись в путь.
Вдруг египетский царь пожалел, что
отпустил своих рабов. Случилось так, что
евреи подошли к морю, когда увидели позади
себя колесницы египетских войск. Взглянули
евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади
вооруженное войско. Но милосердный Господь
спас евреев от гибели. Он велел Моисею
ударить палкой по морю. И вдруг воды
расступились и стали стенами, а посередине
стало сухо. Евреи устремились по сухому дну,
а Моисей опять ударил палкой по воде, и за
спинами израильтян она снова сомкнулась.
Далее евреи шли по пустыне, и Господь
постоянно заботился о них. Господь велел
Моисею ударить палкой по скале, и из нее
хлынула холодная вода. Много милостей
оказывал Господь евреям, но они не были
признательны. За непослушание и
неблагодарность Бог наказал евреев: сорок
лет они блуждали в пустыне, никак не могли
прийти в землю, обещанную Богом. Наконец,
Господь сжалился над ними и приблизил их к
этой земле. Но в это время вождь их Моисей
умер.
Сопоставление Библейской истории и
легенды о Данко:
— В чем сходство библейской истории и
легенды о Данко? (Моисей и Данко выводят
людей из опасных для дальнейшего
проживания мест. Путь оказывается трудным,
а отношения Моисея и Данко с толпой
осложняются, так как люди теряют веру в
спасение)
— Чем сюжет легенды о Данко отличается от
библейской истории? (Моисей опирается на
помощь Бога, так как исполняет его волю.
Данко испытывает любовь к людям, сам
вызывается спасти их, ему никто не помогает).
б) Какие основные черты можно выделить у
Данко? Что лежит в основе его поступков? (любовь
к людям, желание помочь им)
— Какой поступок совершил герой ради любви
к людям? (Данко совершает подвиг, спасая
людей от врагов. Он выводит их из тьмы и
хаоса к свету и гармонии)
— Как складываются отношения между Данко и
толпой? Работа с текстом. (Сначала люди “посмотрели
и увидели, что он лучший из них”. Толпа
верит в то, что Данко сам преодолеет все
трудности. Затем они “стали роптать на
Данко”, так как путь оказался трудным,
многие погибли в пути; теперь толпа
разочаровалась в Данко. “Люди в гневе
обрушились на Данко” потому что они устали,
обессилили, но им стыдно в этом
признаваться. Люди сравниваются с волками,
зверями, так как вместо благодарности
испытывают к Данко ненависть, готовы
растерзать его. В сердце Данко вскипает
негодование, “но от жалости к людям оно
погасло”. Данко усмирил свою гордыню, так
как его любовь к людям безгранична. Именно
любовь к людям движет поступки Данко).
ВЫВОД: Мы видим, что Ларра – романтический
антиидеал, поэтому конфликт героя и толпы
неизбежен. Данко – романтический идеал, но
в основе отношений героя и толпы тоже лежит
конфликт. Это одна из особенностей
романтического произведения.
— Как вы думаете, почему именно легендой о
Данко заканчивается рассказ? (это выражение
авторской позиции. Он воспевает подвиг
героя. Он восхищается силой, красотой,
мужеством, отвагой Данко. Это торжество
добра, любви, света над хаосом, гордыней,
эгоизмом).
6. После анализа легенды о Ларре и Данко
самостоятельная работа учащихся. Учащиеся
сопоставляют Данко и Ларру, выводы
записывают в тетрадь. Проверка таблицы.
Таблица
Сопоставление образов Данко и Ларры |
||
Критерии |
Данко |
Ларра |
1. Отношение к толпе |
||
2. Толпа — герой |
||
3. Отличительная черта характера |
||
4. Отношение к жизни |
||
5. Легенда и современность |
||
6. Поступки, совершаемые героями |
||
7. Отношение писателя к героям |
||
В результате работы учащихся с таблицей
может получиться следующее:
Сопоставление образов Данко и Ларры |
||
Критерии |
Данко |
Ларра |
1. Отношение к толпе |
Любовь, жалость, желание |
Презирает людей, относится к |
помочь им |
ним высокомерно, не считается |
|
с ними |
||
2. Толпа — герой |
конфликт |
конфликт |
3. отличительная черта характера |
Любовь, сострадание, смелость, |
Гордыня, эгоизм, крайний |
милосердие, мужество, умение |
индивидуализм, жестокость |
|
подавить гордыню |
||
4. Отношение к жизни |
Готов пожертвовать своей |
Берет от жизни и людей все, но |
жизнью ради спасения людей |
ничего не отдает взамен |
|
5. Легенда и современность |
Голубые искры (свет, тепло) |
Превращается в тень (тьма, |
холод) |
||
6. Поступки, совершаемые героями |
Подвиг ради любви к людям, |
Зло, преступление |
добрые поступки |
||
7. Отношение писателя к героям |
Идеал, воспевает его красоту, |
Антиидеал, осуждает его |
смелость, подвиг ради любви к |
поступки, античеловеческую |
|
людям |
сущность |
7. Но рассказ называется “Старуха
Изергиль”. Как вы думаете, почему именно
так озаглавил свой рассказ М. Горький? (главной
героиней рассказа является все-таки
старуха Изергиль, а легенда нужна для того,
чтобы понять ее характер, понять, что для
нее является важным, главным).
Легенды обрамляют историю жизни и любви
старухи Изергиль.
К какому из героев относит себя героиня?
Стрелкой отметьте в карточке №2
Карточка№2
Учащиеся самостоятельно отмечают,
проверка. Обоснуйте свой выбор. (Старуха
Изергиль относит себя к Данко, так как
считает, что смыслом ее жизни была любовь)
Карточка №2
А к какому герою относит героиню автор?
Стрелкой отметить в карточке №2. Проверка
Как вы считаете, почему именно к Ларре
относит Горький старуху Изергиль? (ее
любовь по своей сути эгоистична. Разлюбив
человека, она сразу же забыла о нем)
III. Вывод по уроку. Подведение итогов
урока.
IV. Домашнее задание:
- Чтение пьесы “На дне”;
- Рассмотреть историю создания пьесы,
жанр произведения, конфликт.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Русская литература XX
века – Учебник для 11 класса / под ред. В.В.
Агеносова: М.: Издательский дом “Дрофа” 1997
г.; - Н.В. Егорова: Поурочные разработки по
русской литературе XX
века 11класс. М.: Изд-во “ВАКО”, 2007 г.; - Б.И. Турьянская: Литература в 7 классе –
урок за уроком. М.: “Русское слово”, 1999 г.