Почему лермонтов называет свою любовь к родине странной сочинение

(419 слов) Михаил Юрьевич Лермонтов – великий русский прозаик и поэт, создавший знаковые для своего времени произведения. Он стал первым русским писателем, раскрывшим образ «потерянного поколения», к нему он относил и самого себя. С темой потерянного поколения связаны многие мотивы лирики Лермонтова, в частности, его «странная» любовь к Родине.

О своей особой любви к отчизне поэт говорит в стихотворении «Родина», написанном в 1841 году. Обратимся к нему. Именно с признания в своем «странном» чувстве начинается стихотворение:

Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.

Однако лирический герой (который совпадает с автором стихотворения) удивлен тем, что, несмотря на его любовь, ни доблестные победы России, ни ее предания не касаются его сердца. Кажется, Лермонтов не умеет любить головой. Разум ослабевает перед горячностью чувства. И все, чем дорожит сердце поэта, подчиняет своей воле разум. Это и прелесть русской природы («лесов безбрежных колыханье», «разливы рек ее подобные морям»), и скромный русский народ с его осмысленным бытом:

И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.

И все-таки любовь поэта оттого «странна», что неспокойна. В ней много разочарования и тоскливого сожаления. «Прощай, немытая Россия», — пишет он в одном из своих поздних стихотворений. В этом образе вся горечь поэта и его отчаяние. Лермонтов не верит, что сможет застать то время, когда закончится царский произвол, и народ станет свободным и богатым. Такова была судьба целого поколения благородных, романтичных молодых идеалистов, бессильных перед властью. 

Писатель не хочет преклониться перед «голубыми мундирами» и закрыть глаза на множество проблем, ведущих Россию в бездну. Это еще одна причина, почему любовь его «странная». Она совсем не похожа на любовь царских чиновников и зажиточных консерваторов-дворян. Она не кричит и не смеется, а плачет. И все-таки даже в таком печальном порой чувстве Лермонтов находит «отраду, многим незнакомую».

Он и сам не может понять, почему, несмотря на всю свою ярость и боль, он все так же беззаветно любит Россию. Кажется, она заменила ему мать, которую мальчик потерял слишком рано. И какой бы она ни была, он не может отказаться от нее. Он любит в ней не внешнее, не наносную роскошь и аристократическую красоту, но то, что живет в самом сердце России, в ее корнях – ее талантливый и терпеливый народ, живущий в гармонии с природой, чтящий историю своей страны и ее таланты.

Любовь к отчизне – это чувство, с которым поэт родился и прошел всю жизнь, и ни одна причина не будет достаточной, чтобы объяснить ее. Будучи сложным и чувствительным человеком, Лермонтов мог сомневаться во многом, но никогда – в своей глубокой привязанности и любви к родной России.

Автор: Екатерина Озаровская

Сочинение на тему «Родина в Творчестве Лермонтова»

В творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова тема родины является основной. Но отношение поэта к родине, к России совсем неоднозначно. Когда Михаил Лермонтов говорит о прошлом своей страны, то идеализирует то, что происходило в давние времена и показывает свое недовольство тем, что происходит сейчас в его родной стране. Любовь Лермонтова к родине – это странное и мучительное чувство. Он не пытался показать себя патриотом, но всегда анализировал в своих стихотворениях ту действительность, которая его окружала.

Трагические мотивы возникает в стихотворениях Михаила Юрьевич, когда он рассказывает о том, что лучшие люди его времени пытаются изменить российскую действительность, но их усилия оказываются безответными и не имеют результатов. Лермонтов видел и показывал в своих стихотворениях Россию, как страну рабов и господ. Но в то же время, он с гордостью рассказывал о тех подвигах, которые свершились в прошлом. Поэтому он и говорит в стихотворение «Родина», написанном в 1841 году, о том, что любовь к родине у него странная.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой.

Для поэта Лермонтова родина не может быть отделима от природы его страны. Часто эти картины связаны с его детскими воспоминаниями. Для того чтобы передать эти впечатления Михаил Юрьевич использует яркие и насыщенные цвета. Для него любовь к родине не только необъяснимо, но часто приносит еще и мучения.

Но я люблю — за что, не знаю сам — Ее степей холодное молчанье, Ее лесов безбрежных колыханье, Разливы рек ее, подобные морям.

Усадьба, в которой некогда жил сам Михаил Лермонтов, возникает перед читателем в стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен…». В этом произведении, которое было написано в 1840 году, поэт возвращается в свое детство и к тем местам, где жил ребенком. Лирический герой этого произведения возвращается в усадьбу, чтобы спрятаться от шумного мира маскарада, который ему чужд. Все, что он видел в детские годы: пруд, поля, туманы – это те места, где всегда царит покой, тишина и здесь можно найти покой.

Тема Родины в лермонтовской лирике связана с русскими пейзажами. Когда поэт думает о бескрайних российских полях, об

ароматных садах и прекрасных ландышах, то одиночество уходит и на его место приходит умиротворение. Русская природа покоряет человека. Часто в таких стихотворных произведениях Михаила Лермонтова нет никакой политической направленности. Для него Отчизна всегда находится в гармонии с миром природы. Власть может меняться, а красота и гармония природы всегда будут оставаться неизменными.

По представлению Лермонтова природа является проявлением Бога, который позволяет гармонично устроить мир вокруг. Поэт постоянно показывает, что он любит свою Родину, ведь и прекраснее нет ничего на свете для него. Но Родина – это не только образы природы, в творчество Михаила Лермонтова это еще и образы того общества, которое его окружает. Эти два мира противопоставлены в лирике Лермонтова. Но только русское общество лишено гармонии, которая царит в природе.

В русском обществе царствуют отрицательные черты: несправедливость, ложь, злоба и лицемерие. И это осуждает поэт и не может это принять. В таком обществе невозможно быть счастливым человеком, так как умиротворение и покой не могут существовать в таком мире. И такому обществу противостоит природа, которая не только дает человеку состояние покоя, но и помогает заглушить и излечить душевные раны. Но этот покой лирический герой произведений Лермонтова обретает только тогда, когда он оторван от общества и полностью погружен в мир природы. Но стоит ему вернуться вновь в мир общества, то эти страдания опять начинаются.

В лирике Михаила Лермонтова тема Родины тесно связана и с проблемой крепостничества и с той самодержавной властью, которая существовала в стране. Лирический герой видит то, что в стране царить социальная несправедливость, поэтому остро он это и переживает. Каждый день ему приходится сталкиваться с людьми, которые не только лишены свободы, но они еще и закованы в цепи. Но даже все эти страшные и трагические картины русской действительности не в силе заглушить любовь к Родине.

Именно поэтому любовь к Отчизне для поэта всегда связана со страданиями и мучениями.

Родина для поэта и его лирического героя – это не только страна, где живут предатели и лжецы, но, прежде всего, это то место, где он родился, рос, то место, где живут его самые близкие и родные люди. В своей любви к Отчизне поэт признается в стихотворении «Родина». Размышляя о родине, автор перечисляет все недостатки и положительные черты своей Отчизны, рисуя при этом величественный образ России.

В стихотворении «Родина» описывается три пейзажа, которые постепенно сменяют друг друга. Основные образы – это речка, степь и лес. Лес в описании поэта предстает мощным и могучим, словно русский богатырь из былин. Степь в изображении поэта вольная и необъятная. Река описывается поэтом как величественная и полноводная. И все эти образы помогают понять, как широка и величава Россия.

Но поэт Лермонтов видел не только красоту природы, он изображал в своих произведениях и людей, которые живут в его Отчизне. Русский человек в его изображении гармоничен и един с природой. Михаил Юрьевич изображает ярко и красочно народные праздники, где царит безудержное веселье. И в этом веселье как раз и проявляется свобода русского народа. Каждое проявление Родины в любом направлении находит отклик в душе поэта. Он искренне любит и восхищается своей Отчизной.

Но найти идеалы в современном обществе он не может, поэтому и обращается к подвигам прошлых лет России. История страны очень интересует поэта. На основе таких знаний рождается образ купца Калашникова в произведении «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Самобытный русский характер прекрасно раскрывается в этом произведении. Купец предстает перед читателем положительным героем. Он честен и силен, отважен и решителен. Он словно богатырь готов защищать правду и даже погибнуть за нее.

Превозносит и романтизирует Михаил Юрьевич героев прошлых лет и в стихотворении «Бородино». Это произведение построено в диалогической форме. Повествователь – это солдат, который представляет русское поколение 1812 года. Он пытается общаться с современным поколением.

— Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри — не вы!

В этом стихотворении поэт показывает молодое поколение, которое неспособно проявить отвагу и геройство. Он, по мнению автора, бездейственно. В стихотворении идет противопоставление: французы, который представляют цивилизованный мир, и русский народ, который гармонично связан с миром природы. Русские солдаты всегда готовы вступить в отрытый бой, показывая все свои военные качества. Но французы не желают открыто воевать, они хитры и изворотливы.

Свое родство с Родиной, с русским народом поэт Лермонтов показывает в стихотворении «Нет, я не Байрон, я другой…». Родина для поэта – это слияние с русской душой, которая так ярко показана в его поэме «Мцыри». Главный герой стремится к воле и

свободе. Но если это невозможно, то лирический герой этого произведения погибает. В более поздней лирике Михаила Лермонтова проявляются еще и тоска по родине. Это связано с тем, что самого поэта часто ссылали на Кавказ, и он был далеко от своей Родины, которую сильно любил.

Переживая эту разлуку с Родиной, он показывает в своих произведениях Отчизну как источник силы и жизни. Но эта оторванность от родных мест была губительная для самого поэта. В стихотворении «Тучи» он сравнивает свои чувства изгнанника и тучами, которые ничего не чувствуют и не страдают, как поэт.

Нет, вам наскучили нивы бесплодные… Чужды вам страсти и чужды страдания; Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Эссе. Почему Лермонтов называет свою любовь к родине «странной»?

Почему Лермонтов называет свою любовь к родине «странной»?

Но я люблю – за что, не знаю сам…

М. Ю. Лермонтов

ВСТУПЛЕНИЕ

Родина… То место, которое на земле самое тёплое, самое дорогое. Это твой дом, твоя Родина. Всё, что есть в человеке хорошего и чистого, отдаётся ей. И этим чувством наполнены многие произведения М. Ю. Лермонтова. Только мысли поэта звучат неоднозначно. Чувствуется, что сам автор мучается от этого и страдает. Открыто признаётся:

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Где же кроются корни этой странности?

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

На первом месте у поэта слово «люблю». Вот то, что движет авторской мыслью. А любить Родину Лермонтова было за что. За его народ, выстоявший и победивший нашествие Наполеона. В. Г. Белинский так сказал о поэте : «… он поэт русский в душе – в нём живёт прошедшее и настоящее русской жизни». Поэтому любовь Лермонтова уходит в прошлое. И размышления солдата – рассказчика в стихотворении «Бородино» – это размышления автора о том и современном ему времени: «Да, были люди в наше время». Время богатырей, время сильных духом. Ото всего сказанного солдатом веет чувством единения, твёрдости и стойкости «клятве верности». Во всём – любовь к Родине, за которую и умереть не страшно:

Были все готовы Заутра бой затеять новый И до конца стоять…

И Лермонтов вместе с солдатом гордиться своей страной, его силой и мужеством:

Но улыбкой роковою

Русский витязь отвечал:

Посмотрел — тряхнул главою.

Ахнул дерзкий — и упал!

Эти строки из стихотворения «Два великана». Такой силой обладал тот , кто вёл свой бесстрашный народ, — Кутузов. Разве можно это забыть? И разве можно этим не гордиться? Но это в прошлом…

Какова же современная Лермонтову страна? Страна 30 – х годов 19 века? Тот народ – освободитель — крепостные крестьяне. Теперь это «страна рабов, страна господ». И здесь

мундиры голубые,

И ты, им преданный народ.

Бесстрашие сменилось рабским положением человека. Смирение выработало в нём привычку покоряться « всевидящему глазу, всеслышащим ушам». Лермонтов воспел счастье быть свободным в «Бородино» и выразил свой гнев о закабалённом народе, о реакции, последовавшей после декабрьского восстания. Все его чувства в коротком произведении -«Прощай, немытая Россия»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как теперь назвать своё чувство по отношению к Родине? «Люблю» остаётся. Это же твой дом. Но любовь уже «странная». Что – то сдвинулось в сознании автора. И нас он заставляет тоже об этом задуматься.

Сборник идеальных эссе по обществознанию

(1)« Люблю отчизну я, но странною любовью…», — написал когда-то Михаил Лермонтов, не без основания полагая, что его чувства к отечеству смогут разделить лишь немногие.

(2)Что за странная такая любовь была у него? (3)И как следует любить отечество правильно?

(4)В своё время А. Ахматова очень выразительно подчеркнула одну особенность нашей с вами истории: «Любит, любит кровушку русская земля». (5)Вот эта-то «слава, купленная кровью», не вызывает у Лермонтова сочувствия. (6)Однако, принимая наследство, мы — хотим или не хотим — принимаем всё: и хорошее, и плохое.

(7)Нет сомнения, что конкретные исторические личности восхищали поэта и он отдавал героям дань глубочайшего уважения. (8)Не слишком же мил ему тот «гордый покой», что основан на властной руке и низвергает отдельного человека до ничтожной песчинки. (9)Его свободному духу близки совсем иные картины.

(10)К тому же надо признать, что любовь — вещь иррациональная. (11)«За что — не знаю сам» — это признание обезоруживает. (12)Ведь если точно знаешь, за что любишь, — скорее всего, лукавишь.

(13)Конечно, величавые российские просторы мало кого оставят равнодушным — влекут они к себе и поэта. (14)Но сам он — путник на размытых, разъезженных просёлочных дорогах — внимательно вглядывается в суть родины, а не просто восхищается её красотами. (15)Именно эти дороги позволяют узреть истинную, глубинную, «нутряную» Россию с её часто бедными, а потому и «печальными» деревнями.

(16)«Милые рощи застенчивой родины цвета слезы или нитки суровой» — так скажет его собрат по цеху в другое время и вновь подтвердит эту странную любовь1. (17)Подкупает и то, что Лермонтов явно на слабой стороне: его «чета берёз» не может состязаться с гордым величием огромной державы. (18 Он вообще обращает внимание на всякие мелочи, вроде пляски пьяных мужичков, от которой иной патриот гордо отворотит свой взор.

(19)М.Е. Салтыков-Щедрин как-то написал, что у нас многие склонны смешивать два понятия — «отечество» и «ваше превосходительство» — и как раз в любви к «превосходительству» обнаруживать свой патриотизм! (20)«Странная» же любовь поэта эти понятия принципиально не сближает, наоборот, друг от друга отдаляет, ибо его отечество никак с государственнической великодержавностью не дружит. (21)Соответственно и сильным мира сего не подпевает.

(22)Его любовь не кричит: «Только я знаю, как надо любить родину!» (23)Его любовь не гордится. (24)В то же время она непритворна, ибо ничего для себя не ищет. (25)Чувство у поэта интимно, индивидуально, отделено от «подавляющего большинства» — именно это и вызывает доверие.

(26)Патриотизм Лермонтова сегодня весьма поучителен. (27)Он говорит нам, что отношение человека к родной земле тем более живое и плодотворное, чем больше в нём свободы и меньше государственного официоза. (28)Об этом свидетельствует творчество тех, кто в разное время составил славу России (в науке ли, в искусстве ли); к ним принадлежит и Лермонтов. (29)Девиз «кто не с нами, тот против нас» здесь с очевидностью неприемлем. (30)Добавим, что свобода личности и независимость взглядов любви не противоречат, а гордыню и агрессивность гасят. (31)Наконец же, отвержение насилия и обращение к простому человеку придают самому патриотизму немаловажный элемент благородства.

(32)Какой сорт любви к родине предпочесть, выбирает каждый гражданин самостоятельно, заглянув в сердце и не пренебрегая голосом разума.

(По З.А. Соколовой)

Сочинение на тему «Родина» Лермонтова

Вариант 1

Творчество Лермонтова необычайно своеобразно. Грань, разделяющая Пушкина и Лермонтова, — это 14 декабря 1825 года. Лермонтов вошел в литературу, когда революционные надежды были развеяны. Отсюда и своеобразие его лирики — безотрадность, одиночество, предчувствие трагической гибели. Однако вера в народ, в его могучие силы во многом помогали поэту побеждать эти настроения, и в его лирике утвердились тема поэта и поэзии, тема родины, природы.

Патриотическая лирика занимает важное место в поэзии Лермонтова.

В 1830 году поэт пишет “Поле Бородина”, на ту же тему, что и позднейшее “Бородино”. Это стихотворение — первое воплощение мыслей и чувств, живущих в душе поэта-патриота. Созданное в 1837 году Лермонтовым, достигшим политической зрелости, “Бородино” стало одним из любимейших стихотворений поэта. Стихотворение написано в форме разговора молодого солдата с ветераном — участником войны 1812 года. По существу, “Бородино” — рассказ рядового солдата о Бородинском сражении, — лишь первые 7 строк принадлежат его молодому собеседнику. Истинный патриотизм русских людей, без позы, без хвастовства, отражен в этом стихотворении. Настроение русских солдат перед сражением показано в четырех выразительных строках:

Ворчали старики:

“Что ж мы? на зимние квартиры?

Не смеют что ли командиры.

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?”

Ореолом высокого героизма окружен образ полковника. В его уста вложены слова, которые столько раз повторяли советские воины в 1941 году:

“Ребята! не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали!”

Многие стихи Лермонтова стали новым явлением в русской поэзии, ибо в них звучит гражданское негодование и протест против окружающей его николаевской действительности, которая губит самых талантливых людей. Трагической гибели Пушкина посвящено стихотворение “Смерть Поэта”, павшего в неравной борьбе со светом, с высокопоставленными чиновниками, погубившими “его свободный смелый дар”.

Одним из лучших образцов патриотической лирики Лермонтова является стихотворение “Родина”. Его тема определяется самим названием: “Родина”. Это уже не Россия “голубых мундиров”, а страна русского народа, отчизна поэта. Поэт называет свою любовь “странной”:

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Эта любовь не похожа на казенный патриотизм правящих классов. Она слагается из горячей любви поэта к русскому народу и любви к родной природе. Стихотворение воссоздает великолепные картины природы: холодное молчание степей, “лесов безбрежных колыханье”, “подобные морям” разливы рек. Родная природа величественна.

Далее мысль поэта обращается к народу: “Проселочным путем люблю скакать в телеге”. “Проселочный путь” приводит нас в деревню, и возникает картина жизни русских людей, трогательный, грустный образ русской деревни:

И, взором медленным пронзая ночи тень,

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

Дрожащие огни печальных деревень.

Поэту близка и понятна жизнь простого народа, дорого все, что связано с жизнью русского крестьянина:

С отрадой многим незнакомой

Я вижу полное гумно,

Избу, покрытую соломой,

С резными ставнями окно.

Перед взором лирического героя предстает народ в будни и в праздник:

И в праздник, вечером росистым,

Смотреть до полночи готов

На пляску

Вариант 2

Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова пронизано любовью к Родине. Он беспредельно любил русский народ, тонко чувствовал красоту родной природы. Не удивительно, что пейзажные зарисовки являются неотъемлемой частью его лирических и прозаических произведений. В чём же заключается любовь лирического героя стихотворений Лермонтова, посвященных Родине? Эта любовь выражается в том, что поэт любит прежде всего родную природу, свой народ, но ненавидит самодержавие, крепостническую Россию.

Многие стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова посвящены Родине, а также протесту против самодержавия. В них он передает странность любви своего лирического героя к России, тем самым поэт противопоставляет свой патриотизм, настоящий и подлинный, патриотизму, официальному и казённому. Михаил Юрьевич всем своим творчеством воспевал родную русскую природу. Во многих произведениях поэт изображал прекрасные картины природы. В стихотворении “Родина” Лермонтов прославляет Россию народную, которую любит непосредственно, сердечно. Ему дороги и милы степи, безбрежные леса и реки. В “Родине” появляются конкретные признаки сельского пейзажа со следами крестьянского труда и быта. Его лирический герой рассуждает о плюсах и минусах России, но, не смотря на все минусы своей страны, он любит её. Именно поэтому Лермонтов называет эту любовь странной.

Странность заключается в двойственном отношении самого поэта к Родине. Резким противопоставлением являются строки стихотворения “Прощай, немытая Россия”, осуждающие самодержавно-крепостническое общество России. Данное произведение очень остро и резко передаёт недовольство властью В своей поэзии, всегда искренней, страстной и взволнованной, Лермонтов отвергает сложившиеся веками устои крепостнической России и желает видеть русский народ свободным и просвещенным. Он восстает против политического гнета, против бездеятельности и страстно зовёт своих современников к борьбе за свободу, за счастье людей. Написанию “Прощай, немытая Россия” послужила ссылка поэта на Кавказ за не менее резкое стихотворение “Смерть поэта”.

Иное настроение содержится в стихотворении “Кавказ”. С детства Лермонтов бывал на Кавказе. Его вдохновляла природа юга России, он рисовал пейзажи гор, моря, описывал величественные явления природы. Позже Михаил Юрьевич прибывал здесь во время ссылки. “Кавказ” показывает невероятную любовь поэта к природным красотам. Лирический герой рассказывает о том, какие мысли и чувства вызывает природа. Кавказ успокаивает поэта, смиряет его душевные тревоги. Таким образом, все произведения Михаила Юрьевича Лермонтова противопоставлены друг другу.

Они выражают различные эмоции: любовь и ненависть; противоположные отношения лирического героя к России: восхищение природой и отвержение казённого патриотизма. В этом и заключается странность любви поэта к Родине. Поэзия Лермонтова- поэзия глубокой мысли, гражданского долга и жажды жизни. Его стихотворения согреты чувством великой любви к народу.

Почему Лермонтов называет свою любовь к родине «странной»? (по лирике М.Ю. Лермонтова)

Любовь к родине — особое чувство, оно присуще каждому чело­веку, но при этом очень индивидуально. Возможно ли считать его «странным»? Мне кажется, что здесь скорее речь идет о том, как поэт сказавший о «необычности» своей любви к родине, воспринимает «обычный» патриотизм, то есть стремление видеть достоинства, по­ложительные черты, свойственные его стране и народу.

В известной степени романтическое мировосприятие Лермонтова также предопределило его «странную любовь» к родине. Ведь романтик всегда противостоит окружающему миру, не находя в реальной действительности положительного идеала. Как приговор звучат слова Лермонтова, сказанные о родине в стихотворении «Прощай, немытая Россия…». Это «страна рабов, страна господ», страна «голубых мун­диров» и преданного им народа. Беспощаден и обобщенный портрет своего поколения, нарисованный в стихотворении «Дума». Судьба страны оказывается в руках тех, кто «промотал» то, что составляло славу России, а грядущему им предложить нечего. Может быть, сей­час нам эта оценка кажется слишком жесткой — ведь к этому поколе­нию принадлежал как сам Лермонтов, так и многие другие выдаю­щиеся русские люди. Но становится понятнее, почему человек, высказавший ее, назвал свою любовь к отчизне «странной».

Это также объясняет, почему Лермонтов, не находя идеала в со­временности, в поисках того, что действительно позволяет гордиться своей страной и ее народом, обращается к прошлому. Вот почему стихотворение «Бородино», рассказывающее о подвиге русских вои­нов, построено как диалог «прошлого» и «настоящего»: «Да, были люди в наше время, / Не то, что нынешнее племя: / Богатыри — не вы!». Национальный характер раскрывается здесь через монолог про­стого русского солдата, чья любовь к родине абсолютна и бескорыст­на. Показательно, что это стихотворение не относится к романтиче­ским, оно предельно реалистично.

Наиболее полно зрелый взгляд Лермонтова на природу патриоти­ческого чувства отражен в одном из последних стихотворений, мно­гозначительно названном «Родина». Поэт по-прежнему отрицает тра­диционное понимание того, за что человек может любить свою отчизну: «Ни слава, купленная кровью, / Ни полный гордого доверия покой, / Ни темной старины заветные преданья…». Вместо всего это­го он трижды повторит другую, самую важную для него идею — его любовь к родине «странная». Это слово становится ключевым:

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой…

Но я люблю — за что, не знаю сам…

Патриотизм нельзя объяснить рациональным путем, но можно выразить через те картины родной страны, которые особенно близки сердцу поэта. Перед его мысленным взором проносятся бескрайние просторы России, с ее проселочными дорогами и «печальными» деревнями. Эти картины лишены патетики, но они прекрасны в своей простоте, как и обычные приметы деревенской жизни, с которой поэт чувствует свою неразрывную внутреннюю связь: «С отрадой, многим незнакомой, / Я вижу полное гумно, / Избу, покрытую соломой, /С резными ставнями окно…».

Только такое полное погружение в народную жизнь дает возмож­ность понять истинное отношение автора к родине. Конечно, для по­эта-романтика, аристократа странно, что именно так он чувствует лю­бовь к отчизне. Но, может быть, дело не только в нем, но и в самой этой загадочной стране, о которой другой великий поэт, современник Лермонтова, потом скажет: «Умом Россию не понять…»? По-моему, с этим трудно спорить, как и с тем, что истинный патриотизм не требу­ет каких-то особых доказательств и часто вовсе не объясним.

Отношение Лермонтова к Родине (эссе)

Прекрасная по своей форме и глубокая по своему смыслу поэзия Лермонтова Михаила Юрьевича не перестает волновать читателей даже спустя сто шестьдесят лет после своего рождения. Всем нам известно, что Родину не выбирают. Лермонтов учит нас проявлять любовь к России, к ее необъятным просторам, убожеству и богатству. Михаил Юрьевич способен увидеть в обычном пейзаже красоту магической величины, проникнуть в самый смысл сущего. Его патриотизм не показной, сусальный, а прочувствованный, вытекающий прямо из глубины души, иногда “отдающий некоторой горчинкой”.

Двойственные чувства Лермонтова к отчизне сквозят чуть ли не в каждой строчке его романов. Это “обильная и убогая” Россия — его самая любимая родина, однако временами прорываются гнев и боль на долготерпение людей, смирение рабов, которых Михаил Юрьевич не хочет и не может ни понять, ни принять, ни объяснить. Вынужденная ссылка на Кавказ воспринимается Лермонтовым как благо, ведь всеобщая подозрительность, внимнаие к нему властей, а также апатия к подобному “порядку” поэту попросту ненавистно.

Патриотические мотивы в лирике М. Ю. Лермонтова

Родина для Лермонтова — понятие широкое и многоплановое. Его отношение к России проникнуто болью и гордостью за ее судьбу.

В ранней лирике Лермонтова звучат гражданские мотивы неприятия рабства (“Жалобы турка”), прославление революционного подвига (“10 июля 1830”), возвеличение былого могущества России (“Новгород”, “Приветствую тебя, воинственных славян…”). Социальные проблемы Лермонтов связывает с какими-то глубинными, историческими процессами.

В стихотворении “Монолог” поэт приходит к неожиданному и трагическому выводу — сама Родина обрекает своих детей на бездействие, на жалкое прозябание, на гибель талантов:

Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете…

К чему глубокие познанья, жажда славы,

Когда мы их употребить не можем?

И душно кажется на родине,

И сердцу тяжко, и душа тоскует…

Поэтому так силен в лирике Лермонтова мотив противопоставления современного, ущербного существования былому могуществу свободной России. Одно из высших проявлений силы русского духа Лермонтов находит в недавнем прошлом: в войне 1812 года. Победу России над Наполеоном Лермонтов воспринимает как символ торжества справедливости, огромной духовной силы нации. В стихотворении “Бородино” противопоставлены “нынешнее время” и время “былинных” богатырей:

Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри — не вы!

Современное поколение неспособно на подвиги, утратило духовную связь с народом. От имени прошлого поколения в поэме говорит старый солдат: он выступает и от своего лица, и от лица всех защитников Отечества. Не случайно в стихотворении постоянно звучит местоимение “мы” — так Лермонтов передает важнейшее свойство русской национальной психологии: личность существует не сама по себе, а в слиянии с другими. Но это не обезличивает человека. Именно русские солдаты принесли России победу:

Что тут хитрить, пожалуй к бою;

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За родину свою!

Солдаты идут в бой за родину, повинуясь нравственному закону: “Как наши братья умирали!” Они с любовью вспоминают о погибшем командире:

Полковник наш рожден был хватом:

Слуга царю, отец солдатам…

Эти естественные взаимоотношения противостоят тем безнравственным законам, по которым живет “нынешнее племя”.

В 1841 году написаны два стихотворения, в которых Лермонтов наиболее полно и глубоко раскрывает всю противоречивость, сложность своего отношения к Родине:

Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ…

Впервые в русской литературе прозвучало осуждение не каких-либо отдельных сторон русской действительности, а всей николаевской России:

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ.

Речь идет одновременно о беде и о вине России и ее народа. Стихотворение выражает чувство безнадежности: в этой стране покорности, жестокости и несвободы жить нельзя.

В стихотворении “Родина” Лермонтов называет свое отношение к Родине “странной любовью”. Стихотворение построено на противопоставлении “казенного патриотизма” и естественного человеческого чувства. Картины истинной России ничуть не отрицают в сознании Лермонтова Россию как государство.

Сложное отношение Лермонтова к Родине, принятие ее душой, а не умом, отказ объяснить, за что человек любит свою отчизну, положили начало целой традиции в русской поэзии:

Умом Россию не понять…

В Россию можно только верить.

(Ф. И. Тютчев)

Почему М.Ю. Лермонтов называет свою любовь к родине «странной»?

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 10Следующая ⇒

Любовь к родине – особое чувство, оно присуще каждому чело­веку, но при этом очень индивидуально. Возможно ли считать его «странным»? Мне кажется, что здесь скорее речь идет о том, как поэт, сказавший о «необычности» своей любви к родине, воспринимает «обычный» патриотизм, то есть стремление видеть только достоинства, по­ложительные черты, свойственные его стране и народу.

В известной степени романтическое мировосприятие Лермонтова также предопределило его «странную любовь» к родине. Ведь романтик всегда противостоит окружающему миру, не находя в реальной действительности положительного идеала. Как приговор звучат слова Лермонтова, сказанные о родине в стихотворении «Прощай, немытая Россия…». Это «страна рабов, страна господ», страна «голубых мун­диров» и преданного им народа. Именно о России говорит поэт в стихотворении «Жалобы турка», называя ее страной, где «стонет человек от рабства и цепей». Такая рабски покорная Россия ненавистна поэту, такая родина может вызывать только презрение. Беспощаден и обобщенный портрет поколения, нарисованный в стихотворении «Дума». Судьба страны оказывается в руках тех, кто «промотал» то, что составляло славу России, а грядущему им предложить нечего.

Чем же, по мнению М. Ю. Лермонтова, мы можем гордиться? Прежде всего славным прошлым России, в котором поэт видит сильных, мужественных людей, наделенных исключительными характерами. Таков купец Калашников – честный, благородный, смелый человек. «Богатырским» назовет Лермонтов и поколение «детей двенадцатого года». Стихотворение «Бородино», рассказывающее о подвиге русских воинов, построено как диалог «прошлого» и «настоящего»: «Да, были люди в наше время, / Не то, что нынешнее племя: / Богатыри – не вы!». Национальный характер раскрывается здесь через монолог про­стого русского солдата, чья любовь к родине абсолютна и бескорыст­на. Это героическое поколение противопоставлено поколению 30-х годов, которое «толпой угрюмою и скоро позабытой» пройдет, «не бросивши векам ни мысли плодовитой, ни гением начатого труда». Главное отличие своих современников от людей прошлого Лермонтов видит в их бездеятельности. Неспособность, а чаще и нежелание найти применение своим силам в жизни – вот главная беда человека в России того времени.

Наиболее полно зрелый взгляд Лермонтова на природу патриоти­ческого чувства отражен в одном из последних стихотворений – «Родина». Поэт по-прежнему отрицает тра­диционное понимание того, за что человек может любить свою отчизну: «Ни слава, купленная кровью, / Ни полный гордого доверия покой, / Ни темной старины заветные преданья…». Вместо всего это­го он трижды повторит другую, самую важную для него идею – его любовь к родине «странная». Эта идея становится ключевой:

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой…

Но я люблю


за что, не знаю сам…
«Странную любовь» поэта к России не может победить рассудок, потому что она идет от сердца. Поэт влюблен в красоту русской природы, «огни печальных деревень», простые избы, безудержную русскую «пляску с топаньем и свистом», пьяных мужичков – словом, все то, что не укладывается в рамки официального патриотизма. Русская природа приближает поэта к постижению великой мировой гармонии – единственного, что может быть отрадно сердцу поэта в жизни. Патриотизм нельзя объяснить рациональным путем, но можно выразить через те картины родной природы, которые особенно близки сердцу поэта. Перед его мысленным взором проносятся бескрайние просторы России с ее проселочными дорогами и «печальными» деревнями. Эти картины лишены патетики, но они прекрасны в своей простоте, как и обычные приметы деревенской жизни, с которой поэт чувствует свою неразрывную внутреннюю связь: «С отрадой, многим незнакомой, / Я вижу полное гумно, / Избу, покрытую соломой, /С резными ставнями окно…».

Только такое полное погружение в народную жизнь дает возмож­ность понять истинное отношение автора к родине. Конечно, для по­эта-романтика, аристократа странно, что именно так он чувствует лю­бовь к отчизне. Но, может быть, дело не только в нем, но и в самой этой загадочной стране, о которой другой великий поэт, современник Лермонтова, потом скажет: «Умом Россию не понять…»? По-моему, с этим трудно спорить, как и с тем, что истинный патриотизм не требу­ет каких-то особых доказательств и часто вовсе не объясним.

2.4. Можно ли назвать «Лапти» И.А. Бунина притчей? Раскройте свою точку зрения.

Прежде чем ответить на это вопрос, постараюсь вдуматься в определение притчи. Обратившись к различным источникам, я выбрала следующее: притча, дидактико-аллегорический жанр литературы, в основных чертах близкий басне. В притче может отсутствовать развитый сюжет, она основывается часто на простом сравнении, имеющем однако особую символическую наполненность. С содержательной стороны притча тяготеет к глубинной премудрости религиозного или моралистического порядка. Действующие лица притчи, как правило, не имеют не только внешних черт, но и «характера» в смысле совокупности определённых душевных свойств: они предстают перед нами не как объекты художественного наблюдения, но как субъекты этического выбора (С. С. Аверинцев).

Опираясь на это определение, я думаю, можно назвать рассказ «Лапти» И.А. Бунина притчей.

С точки зрения содержательной, конечно же это произведение «тяготеет к глубинной премудрости религиозного или моралистического порядка»: рассказ «Лапти» затрагивает много жизненно-важных тем. Но самая главная тема – не бессмысленная жизнь и смерть человека ради здоровья и спасения ребёнка. Действующие лица рассказа действительно не имеют каких-либо определённых внешних черт, не отличаются и особенной характерностью. Про мальчика мы знаем только, что он маленький, что он тяжело болен, бредит и в бреду всё время говорит про красные лапти. Про мать мальчика автор сообщает нам только то, что она в отчаянии («…плакала горь­кими слезами от страха и от своей беспомощности»), глубоко страдает и не знает, как помочь ребёнку. В полном бес­силии мать обращается к единственной надежде – Господу: «Господи, помоги! Господи, защити!», «Бог с тобой…», «А господь его знает!». Мы ничего не знаем и о Нефёде. Правда, обраща­ет на себя внимание тот факт, что все герои безымян­ны, а именем наделен только один персонаж – Нефед. Именно этот Нефёд «предстаёт перед нами как субъект этического выбора». Всё остальное для автора не важно. Ему важно рассказать нам о поступке человека, о его нравственном выборе: он от­правляется за шесть верст в лавку за лаптями и фук­сином, так как «душа желает», если выполнить за­ветное желание больного, он выздоровеет. Состояние Нефеда, его устремленность и деловитость автор под­черкивает в портретной характеристике и в описании его действий: «Мотнул шапкой. Задумался. Шапка. Борода, старый полушубок, разбитые валенки – все в снегу, все обмерзло… И вдруг твердо: «Значит, надо добывать…». Сострадание, взаимопонимание, самопожертвование не являются чертами характера героя, характер нам не показан, но Нефёд символизирует и сострадание, и самопожертвование. И противостоит он страшной стихийной силе («непроглядная вьюга», «…потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море», «…в бездне снежного урагана и мрака», «страшный снег»; «гул и грохот вьюги», «…в такую страсть», «такой ужас»). Поступок Нефёда не может быть бессмысленным, в нём Промысел Божий. Автор показывает преодоление страха перед смертью во имя спасения жизни ребенка. Трудно представить, что в такую погоду человек отважился пройти двенадцать верст, чтобы просто исполнить желание мальчика. Не описывается в рассказе, как он шел, как замерзал. Важно, что он дошёл, пусть и не сам, что он выполнил просьбу ребёнка.

В рассказе много красного цвета – цвета пульсирующей крови и огня, этот цвет ассоциируется с кровью, ранами, смертной мукой и очищением. В христианской символике красный цвет означал любовь и милосердие – символ самопожертвования Христа. Финал рассказа открытый: остается неизвестно, выздоровел ли мальчик, спас ли его Нефед. Такое завершение заставляет еще раз задуматься о поступке главного героя. Бескорыстность поступка Нефеда очевидна. Уже не зная того, он спасает и отчаявшихся новосельских мужиков, ведь именно благодаря Нефёду они находят правильную дорогу.

ВАРИАНТ 5

Часть 1

Задание 1.1.1.

⇐ Предыдущая3Следующая ⇒

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем…

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования…

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры…

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам…

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Сочинение на тему «Родина» Лермонтова

Вариант 1

Творчество Лермонтова необычайно своеобразно. Грань, разделяющая Пушкина и Лермонтова, — это 14 декабря 1825 года. Лермонтов вошел в литературу, когда революционные надежды были развеяны. Отсюда и своеобразие его лирики — безотрадность, одиночество, предчувствие трагической гибели. Однако вера в народ, в его могучие силы во многом помогали поэту побеждать эти настроения, и в его лирике утвердились тема поэта и поэзии, тема родины, природы.

Патриотическая лирика занимает важное место в поэзии Лермонтова.

В 1830 году поэт пишет “Поле Бородина”, на ту же тему, что и позднейшее “Бородино”. Это стихотворение — первое воплощение мыслей и чувств, живущих в душе поэта-патриота. Созданное в 1837 году Лермонтовым, достигшим политической зрелости, “Бородино” стало одним из любимейших стихотворений поэта. Стихотворение написано в форме разговора молодого солдата с ветераном — участником войны 1812 года. По существу, “Бородино” — рассказ рядового солдата о Бородинском сражении, — лишь первые 7 строк принадлежат его молодому собеседнику. Истинный патриотизм русских людей, без позы, без хвастовства, отражен в этом стихотворении. Настроение русских солдат перед сражением показано в четырех выразительных строках:

Ворчали старики:

“Что ж мы? на зимние квартиры?

Не смеют что ли командиры.

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?”

Ореолом высокого героизма окружен образ полковника. В его уста вложены слова, которые столько раз повторяли советские воины в 1941 году:

“Ребята! не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали!”

Многие стихи Лермонтова стали новым явлением в русской поэзии, ибо в них звучит гражданское негодование и протест против окружающей его николаевской действительности, которая губит самых талантливых людей. Трагической гибели Пушкина посвящено стихотворение “Смерть Поэта”, павшего в неравной борьбе со светом, с высокопоставленными чиновниками, погубившими “его свободный смелый дар”.

Одним из лучших образцов патриотической лирики Лермонтова является стихотворение “Родина”. Его тема определяется самим названием: “Родина”. Это уже не Россия “голубых мундиров”, а страна русского народа, отчизна поэта. Поэт называет свою любовь “странной”:

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Эта любовь не похожа на казенный патриотизм правящих классов. Она слагается из горячей любви поэта к русскому народу и любви к родной природе. Стихотворение воссоздает великолепные картины природы: холодное молчание степей, “лесов безбрежных колыханье”, “подобные морям” разливы рек. Родная природа величественна.

Далее мысль поэта обращается к народу: “Проселочным путем люблю скакать в телеге”. “Проселочный путь” приводит нас в деревню, и возникает картина жизни русских людей, трогательный, грустный образ русской деревни:

И, взором медленным пронзая ночи тень,

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

Дрожащие огни печальных деревень.

Поэту близка и понятна жизнь простого народа, дорого все, что связано с жизнью русского крестьянина:

С отрадой многим незнакомой

Я вижу полное гумно,

Избу, покрытую соломой,

С резными ставнями окно.

Перед взором лирического героя предстает народ в будни и в праздник:

И в праздник, вечером росистым,

Смотреть до полночи готов

На пляску

Вариант 2

Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова пронизано любовью к Родине. Он беспредельно любил русский народ, тонко чувствовал красоту родной природы. Не удивительно, что пейзажные зарисовки являются неотъемлемой частью его лирических и прозаических произведений. В чём же заключается любовь лирического героя стихотворений Лермонтова, посвященных Родине? Эта любовь выражается в том, что поэт любит прежде всего родную природу, свой народ, но ненавидит самодержавие, крепостническую Россию.

Многие стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова посвящены Родине, а также протесту против самодержавия. В них он передает странность любви своего лирического героя к России, тем самым поэт противопоставляет свой патриотизм, настоящий и подлинный, патриотизму, официальному и казённому. Михаил Юрьевич всем своим творчеством воспевал родную русскую природу. Во многих произведениях поэт изображал прекрасные картины природы. В стихотворении “Родина” Лермонтов прославляет Россию народную, которую любит непосредственно, сердечно. Ему дороги и милы степи, безбрежные леса и реки. В “Родине” появляются конкретные признаки сельского пейзажа со следами крестьянского труда и быта. Его лирический герой рассуждает о плюсах и минусах России, но, не смотря на все минусы своей страны, он любит её. Именно поэтому Лермонтов называет эту любовь странной.

Странность заключается в двойственном отношении самого поэта к Родине. Резким противопоставлением являются строки стихотворения “Прощай, немытая Россия”, осуждающие самодержавно-крепостническое общество России. Данное произведение очень остро и резко передаёт недовольство властью В своей поэзии, всегда искренней, страстной и взволнованной, Лермонтов отвергает сложившиеся веками устои крепостнической России и желает видеть русский народ свободным и просвещенным. Он восстает против политического гнета, против бездеятельности и страстно зовёт своих современников к борьбе за свободу, за счастье людей. Написанию “Прощай, немытая Россия” послужила ссылка поэта на Кавказ за не менее резкое стихотворение “Смерть поэта”.

Иное настроение содержится в стихотворении “Кавказ”. С детства Лермонтов бывал на Кавказе. Его вдохновляла природа юга России, он рисовал пейзажи гор, моря, описывал величественные явления природы. Позже Михаил Юрьевич прибывал здесь во время ссылки. “Кавказ” показывает невероятную любовь поэта к природным красотам. Лирический герой рассказывает о том, какие мысли и чувства вызывает природа. Кавказ успокаивает поэта, смиряет его душевные тревоги. Таким образом, все произведения Михаила Юрьевича Лермонтова противопоставлены друг другу.

Они выражают различные эмоции: любовь и ненависть; противоположные отношения лирического героя к России: восхищение природой и отвержение казённого патриотизма. В этом и заключается странность любви поэта к Родине. Поэзия Лермонтова- поэзия глубокой мысли, гражданского долга и жажды жизни. Его стихотворения согреты чувством великой любви к народу.

«Странная любовь» к Родине в поэзии М.Ю. Лермонтова

Все большие русские поэты болели душой за Россию: Пушкин, Некрасов, Блок, Есенин. Немалое место тема Родины занимает и в творчестве М.Ю. Лермонтова. В любви к родине поэт признается в стихотворении «Прекрасны вы, поля земли родной»: Прекрасны вы, поля земли родной, Еще прекрасней ваша непогода. Мечты Лермонтова о гармонии, единении с природой привели к рождению строк стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива». Когда поэт наедине с родной природой, когда «свежий лес шумит при звуке ветерка», когда по оврагу играет «студеный ключ», когда приветливо из-под куста качает головой «ландыш серебристый» — тогда лирическому герою хорошо, спокойно, радостно. Забываются все тревоги, огорчения, а в небесах «он видит бога». Новаторство произведений Лермонтова заключается в том, что впервые в русской литературе крупное историческое событие в жизни страны показано глазами простого человека, рядового участника событий войны 1812 года – солдата. Это стихотворение «Бородино», в котором звучит живая народная речь. «Дядя», рассказывающий о войне 1812 года, о великом бородинском сражении, — носитель народного начала. Поэт утверждает, что рядовые участники сражения — солдаты, крестьяне — внесли огромный вклад в победу русского народа над Наполеоном. Не могут оставить равнодушным строки стихотворения «Родина». Оно родилось под впечатлением путешествия через Россию после неурожая 1839 года, когда в русских деревнях ели даже кровельную солому. Россия в стихотворении Лермонтова – огромная, необъятная. Поэт любит … степей холодное молчание, Ее лесов безбрежных колыхание, Разливы рек ее подобные морям… Образ степи сразу вызывает представление о чем-то привольном, широком. Второй образ – лес… Трудно представить себе Россию-матушку без лесов, зеленых дубрав, белоствольных берез. Как и степь, лес напоминает о богатстве русской земли, ее необъятных просторах. Третий замечательный образ – образ реки. Много их в России. Это, прежде всего, великие и могучие Волга и Дон. Автор прибегнул к сравнению — разливы рек ее подобны морям. Поэту дороги: … дымок спаленной жнивы, В степи ночующий обоз И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез. Он признается, что радуется, видя «полное гумно, избу, покрытую соломой, с резными ставнями окно». А во время деревенского праздника, когда уставшие от работы крестьяне отдыхают, лирический герой любит смотреть «на пляску с топаньем и свистом под говор пьяных мужичков». Примечательно, что все это – атрибуты не помещичьей, обеспеченной, сытой России, а Руси крестьянской, народной. Важно обратить внимание на такие строки: С отрадой, многим незнакомой, Я вижу полное гумно, Избу, покрытую соломой, С резными ставнями окно. «С отрадой, многим незнакомой», — говорит поэт. Что же он имеет в виду? Не каждому помещику свойственно радоваться, глядя на следы достатка крестьянского быта: «полное гумно», «нарядное, резное окно». Поэт называет свою любовь к родине странной любовью: Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой. Ни слава, купленная кровью, Ни полный гордого доверия покой, Ни темной старины заветное предание Не шевелят во мне отрадного мечтания. Мы видим, что поэт отрицает «славу, купленную кровью». Дело в том, что после победы русского народа над Наполеоном слава о России прогремела по всему миру, но все лавры достались царю, правительству, генералам, командирам. Эта слава была куплена кровью солдат, рядовых участников войны, а о них-то было забыто. Почему же поэт называет странной свою любовь к отчизне? Надежда Лермонтова на счастливое будущее России была связана с народной Русью. В русском народе поэт видел потенциальные силы для возрождения России. И конечно, такая любовь казалась необычной, «странной» в те годы, когда был провозглашен казенный патриотизм с его требованием любви к самодержавию, когда большая часть дворянства была далека от народа. Любовь поэта к России ничего общего не имеет ни с казенным монархизмом, ни со славой империи, купленной кровью народа. Она искренняя, душевная, народная.

Отношение Лермонтова к Родине (эссе)

Прекрасная по своей форме и глубокая по своему смыслу поэзия Лермонтова Михаила Юрьевича не перестает волновать читателей даже спустя сто шестьдесят лет после своего рождения. Всем нам известно, что Родину не выбирают. Лермонтов учит нас проявлять любовь к России, к ее необъятным просторам, убожеству и богатству. Михаил Юрьевич способен увидеть в обычном пейзаже красоту магической величины, проникнуть в самый смысл сущего. Его патриотизм не показной, сусальный, а прочувствованный, вытекающий прямо из глубины души, иногда “отдающий некоторой горчинкой”.

Двойственные чувства Лермонтова к отчизне сквозят чуть ли не в каждой строчке его романов. Это “обильная и убогая” Россия — его самая любимая родина, однако временами прорываются гнев и боль на долготерпение людей, смирение рабов, которых Михаил Юрьевич не хочет и не может ни понять, ни принять, ни объяснить. Вынужденная ссылка на Кавказ воспринимается Лермонтовым как благо, ведь всеобщая подозрительность, внимнаие к нему властей, а также апатия к подобному “порядку” поэту попросту ненавистно.

Патриотические мотивы в лирике М. Ю. Лермонтова

Родина для Лермонтова — понятие широкое и многоплановое. Его отношение к России проникнуто болью и гордостью за ее судьбу.

В ранней лирике Лермонтова звучат гражданские мотивы неприятия рабства (“Жалобы турка”), прославление революционного подвига (“10 июля 1830”), возвеличение былого могущества России (“Новгород”, “Приветствую тебя, воинственных славян…”). Социальные проблемы Лермонтов связывает с какими-то глубинными, историческими процессами.

В стихотворении “Монолог” поэт приходит к неожиданному и трагическому выводу — сама Родина обрекает своих детей на бездействие, на жалкое прозябание, на гибель талантов:

Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете…

К чему глубокие познанья, жажда славы,

Когда мы их употребить не можем?

И душно кажется на родине,

И сердцу тяжко, и душа тоскует…

Поэтому так силен в лирике Лермонтова мотив противопоставления современного, ущербного существования былому могуществу свободной России. Одно из высших проявлений силы русского духа Лермонтов находит в недавнем прошлом: в войне 1812 года. Победу России над Наполеоном Лермонтов воспринимает как символ торжества справедливости, огромной духовной силы нации. В стихотворении “Бородино” противопоставлены “нынешнее время” и время “былинных” богатырей:

Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри — не вы!

Современное поколение неспособно на подвиги, утратило духовную связь с народом. От имени прошлого поколения в поэме говорит старый солдат: он выступает и от своего лица, и от лица всех защитников Отечества. Не случайно в стихотворении постоянно звучит местоимение “мы” — так Лермонтов передает важнейшее свойство русской национальной психологии: личность существует не сама по себе, а в слиянии с другими. Но это не обезличивает человека. Именно русские солдаты принесли России победу:

Что тут хитрить, пожалуй к бою;

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За родину свою!

Солдаты идут в бой за родину, повинуясь нравственному закону: “Как наши братья умирали!” Они с любовью вспоминают о погибшем командире:

Полковник наш рожден был хватом:

Слуга царю, отец солдатам…

Эти естественные взаимоотношения противостоят тем безнравственным законам, по которым живет “нынешнее племя”.

В 1841 году написаны два стихотворения, в которых Лермонтов наиболее полно и глубоко раскрывает всю противоречивость, сложность своего отношения к Родине:

Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ…

Впервые в русской литературе прозвучало осуждение не каких-либо отдельных сторон русской действительности, а всей николаевской России:

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ.

Речь идет одновременно о беде и о вине России и ее народа. Стихотворение выражает чувство безнадежности: в этой стране покорности, жестокости и несвободы жить нельзя.

В стихотворении “Родина” Лермонтов называет свое отношение к Родине “странной любовью”. Стихотворение построено на противопоставлении “казенного патриотизма” и естественного человеческого чувства. Картины истинной России ничуть не отрицают в сознании Лермонтова Россию как государство.

Сложное отношение Лермонтова к Родине, принятие ее душой, а не умом, отказ объяснить, за что человек любит свою отчизну, положили начало целой традиции в русской поэзии:

Умом Россию не понять…

В Россию можно только верить.

(Ф. И. Тютчев)

Почему Лермонтов называет свою любовь к родине «странной»?

В свои шестнадцать лет Лермонтов написал: «Один я здесь, как царь воздушный…». Тема одиночества в обществе останется в его лирике главенствующей. Его юношеская любовь, Екатерина Сушкова, назвала его в своих мемуарах неуклюжим мальчишкой с умными глазами и надменной улыбкой. Он рано осознал, в каком обществе он живет, и какой удел ему уготован. Общество, парализованное николаевской реакцией, подобострастно и трусливо внимало властям. Герцен писал, что их поколение, «разбуженное великим днем» 14 декабря, было слишком юным, чтобы принимать в восстании участие. Это поколение «увидело лишь казни», и было вынуждено научиться молчать, сдерживая слезы и пряча свои мысли. Пребывая в 1830 году в именье Середниково, и наблюдая жизнь крестьян, Лермонтов пишет: «Там стонет человек от рабства и цепей! Друг, этот край – моя отчизна…». По стране катятся крестьянские бунты, свирепствует холера. Лермонтов воспринимает это как предзнаменование того, что расплата за порабощение народа уже близка. С поразительной точностью описывает Михаил Юрьевич события, ожидающие Россию в будущем, «когда царей падет корона». В августе до Москвы докатились известия о Французской революции, и это тут же нашло отражение в творчестве восторженного юноши, написавшего о «суде земном для царей». В Середниково Михаил Юрьевич проникается русским фольклором, народными песнями, сказками. Находясь под огромным впечатлением от народных сказаний и былин, Лермонтов пишет в своих заметках о том, как жаль ему, что «мамушка его немкой была, а не русской» и «не слыхал он сказок народных», отмечая, что поэзии в них больше, чем во всей французской литературе. Там же, в Середникове, поэт напишет свою «Волю» — песню о вольности, которую потом запоет пугачевский атаман из неоконченного лермонтовского произведения «Вадим». С детства Лермонтов был заступником для крепостных перед бабушкой, Елизаветой Алексеевной. Видя, как ведут на порку крепостных, маленький Мишенька с плачем выбегал на дорогу и кричал: «Не позволю бить!». Бабушка серчала, но наказание отменяла. Достигнув совершеннолетия и получив право распоряжаться крепостными крестьянами, Лермонтов отпустил на волю крестьян деревни Кропотово, доставшейся ему от отца и восемь крепостных семей из деревни Тарханы. Любить такую родину умом Лермонтову было невыносимо сложно, но любовь его шла из сердца, и разум не мог ее заглушить.

Похожие материалы:

  • Сочинение на тему «Герой нашого часу М. Лермонтова» — —
  • Тема судьбы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» — —
  • Печорин и контрастные образы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» — —
  • Двойники Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» — —
  • Почему автор называет Печорина «героем времени»? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») — —
  • Какие нравственные ценности утверждаются в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»? — —
  • Тема судьбы поколения и поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова — —
  • Рецензия на драму М. Ю. Лермонтова «Маскарад» — —
  • Мое отношение к Печорину (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») — —
  • Жизнь и подвиг Мцыри (по произведению М.Ю. Лермонтова «Мцыри») — —
  • < Назад
  • Вперёд >

Почему Лермонтов называет свою любовь к
родине «странной»?

Но я люблю – за что, не знаю сам…

М. Ю. Лермонтов

ВСТУПЛЕНИЕ

          
Родина… То место, которое на земле самое тёплое, самое дорогое. Это твой дом,
твоя Родина. Всё, что есть в человеке хорошего и чистого,  отдаётся ей. И этим
чувством наполнены многие произведения М. Ю. Лермонтова. Только мысли поэта
звучат неоднозначно. Чувствуется, что сам автор мучается от этого и страдает.
Открыто признаётся:

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Где же
кроются корни этой странности?

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

          
На первом месте у поэта слово «люблю». Вот то, что движет авторской мыслью. А
любить Родину Лермонтова было за что. За его народ, выстоявший и победивший
нашествие Наполеона.  В. Г. Белинский так сказал о поэте : «… он поэт русский в душе – в нём живёт прошедшее и
настоящее русской жизни
». Поэтому любовь Лермонтова уходит в прошлое.  И
размышления солдата – рассказчика  в стихотворении «Бородино» – это размышления
автора о том и современном ему  времени: «Да, были
люди в наше время
». Время богатырей,  время сильных духом.  Ото всего
сказанного солдатом веет чувством единения, твёрдости  и стойкости «клятве
верности». Во всём – любовь к Родине, за которую и умереть не страшно:

Были
все готовы

Заутра бой затеять новый
И до конца стоять…

И
Лермонтов вместе с солдатом гордиться своей страной, его силой и мужеством:

Но улыбкой роковою

Русский витязь отвечал:

Посмотрел — тряхнул главою.

Ахнул дерзкий — и упал!

          Эти строки из
стихотворения «Два великана». Такой силой обладал тот , кто вёл свой
бесстрашный народ, — Кутузов.  Разве можно это забыть? И разве можно этим не
гордиться?  Но это в прошлом…

       Какова же современная
Лермонтову страна? Страна 30 – х годов 19 века? Тот народ – освободитель  —
крепостные крестьяне. Теперь это «страна рабов, страна господ».  И здесь

мундиры голубые,

И ты, им преданный народ.

Бесстрашие
сменилось рабским положением человека.  Смирение  выработало в нём привычку покоряться 
« всевидящему  глазу, всеслышащим ушам». Лермонтов воспел счастье быть
свободным в  «Бородино» и выразил свой гнев о закабалённом народе, о реакции,
последовавшей после декабрьского восстания. Все его чувства  в  коротком
произведении -«Прощай, немытая Россия»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как
теперь назвать своё чувство по отношению к Родине? «Люблю» остаётся. Это же
твой дом. Но любовь уже «странная». Что – то сдвинулось в сознании автора. И
нас он  заставляет тоже об этом задуматься.

Любовь к родине — особое чувство, оно присуще  каждому человеку, но при этом очень индивидуально. Возможно ли считать его «странным»? Мне кажется, что здесь скорее речь идет о том, как поэт сказавший о «необычности» своей любви к родине, воспринимает «обычный» патриотизм, то есть стремление видеть достоинства, положительные черты, свойственные его стране и народу.

В известной степени романтическое мировосприятие Лермонтова также предопределило его «странную любовь» к родине. Ведь романтик всегда противостоит окружающему миру, не находя в реальной действительности положительного идеала. Как приговор звучат слова Лермонтова, сказанные о родине в стихотворении «Прощай, немытая Россия…». Это «страна рабов, страна господ», страна «голубых мундиров» и преданного им народа. Беспощаден и обобщенный портрет своего поколения, нарисованный в стихотворении «Дума». Судьба страны оказывается в руках тех, кто «промотал» то, что составляло славу России, а грядущему им предложить нечего. Может быть, сейчас нам эта оценка кажется слишком жесткой — ведь к этому поколению принадлежал как сам Лермонтов, так и многие другие выдающиеся русские люди. Но становится понятнее, почему человек, высказавший ее, назвал свою любовь к отчизне «странной».

Это также объясняет, почему Лермонтов, не находя идеала в современности, в поисках того, что действительно позволяет гордиться своей страной и ее народом, обращается к прошлому. Вот почему стихотворение «Бородино», рассказывающее о подвиге русских воинов, построено как диалог «прошлого» и «настоящего»: «Да, были люди в наше время, / Не то, что нынешнее племя: / Богатыри — не вы!». Национальный характер раскрывается здесь через монолог простого русского солдата, чья любовь к родине абсолютна и бескорыстна. Показательно, что это стихотворение не относится к романтическим, оно предельно реалистично.

Наиболее полно зрелый взгляд Лермонтова на природу патриотического чувства отражен в одном из последних стихотворений, многозначительно названном «Родина». Поэт по-прежнему отрицает традиционное понимание того, за что человек может любить свою отчизну: «Ни слава, купленная кровью, / Ни полный гордого доверия покой, / Ни темной старины заветные преданья…». Вместо всего этого он трижды повторит другую, самую важную для него идею — его любовь к родине «странная». Это слово становится ключевым:

Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой…

Но я люблю — за что, не знаю сам…

Патриотизм нельзя объяснить рациональным путем, но можно выразить через те картины родной страны, которые особенно близки сердцу поэта. Перед его мысленным взором проносятся бескрайние просторы России, с ее проселочными дорогами и «печальными» деревнями. Эти картины лишены патетики, но они прекрасны в своей простоте, как и обычные приметы деревенской жизни, с которой поэт чувствует свою неразрывную внутреннюю связь:

«С отрадой, многим незнакомой, / Я вижу полное гумно, / Избу, покрытую соломой, /С резными ставнями окно…».

Только такое полное погружение в народную жизнь дает возможность понять истинное отношение автора к родине. Конечно, для поэта-романтика, аристократа странно, что именно так он чувствует любовь к отчизне. Но, может быть, дело не только в нем, но и в самой этой загадочной стране, о которой другой великий поэт, современник Лермонтова, потом скажет: «Умом Россию не понять…»? По-моему, с этим трудно спорить, как и с тем, что истинный патриотизм не требует каких-то особых доказательств и часто вовсе не объясним.

«Странная любовь» к родине в лирике М. Ю. Лермонтова

Коллекция сочинений: “Странная любовь» к родине в лирике М. Ю. Лермонтова

Размышления Лермонтова о Родине неразрывно связаны с его думами о своем поколении. И это закономерно: люди творят историю, сохраняют преемственность традиций, пере­давая следующему поколению историю своей страны и про­славляя своими делами Родину. Но, по признанию Лермон­това, его окружают не люди, а “образы бездушные», “приличьем стянутые маски». Вот почему он не видит друзей и еди­номышленников среди соотечественников, чье “грядущее иль пусто, иль темно». Поэт страдает от мысли, что его поколение “состарится в бездействии», потому что у него “ровный путь без цели», потому что оно отказалось от борьбы, от “мыслей благородных», от искусства и поэзии и превратилось в “пре­зренных рабов». Естественно, что такое поколение не имеет будущего и никогда не сможет продолжить славной истории своей отчизны:

Толпой угрюмою и скоро позабытой

Над миром мы пройдем без шума и следа,

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда.

Вот почему прошлое для него ужасно: разгром декабрис­тов, их казнь и ссылка; но и будущее тоже безотрадно:

Гляжу назад — прошедшее ужасно;

Гляжу вперед — там нет души родной!

Предметом поэтического осмысления и отвержения вы­ступают не столько отдельные черты русской действительнос­ти, сколько вся Россия как социально-историческое целое. В стихотворении во главу угла поставлена действительно глав­ная черта самодержавно-крепостнической империи: рабство и господство. Поэт показывает и глубину своего понимания рабства. Оно для него не только характеристика внешнего положения народа, меры его угнетения и бесправия, но и печальная реальность внутреннего, духовно-нравственного состояния людей в царстве произвола.

Все это, вместе взятое: крепостное рабство, жандармский произвол и жалкая преданность ему — предстает в поэтичес­кой формуле Лермонтова как нечто единое, что в совокупнос­ти и составляет понятие “родина», чему он говорит решитель­ное “прощай!».

Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ,

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ.

Но не только в таком облике предстает Родина в лиричес­ких произведениях Лермонтова. Стихотворение “Родина», написанное незадолго до смерти поэта, — это раздумье о его отношении к отчизне.

Понимание реакционности, ничтожности обращает мысль Лермонтова к иным социальным силам — демократическим. Неудача выступления первых дворянских революционеров, трагедия, которая коснулась всего русского общества и кото­рую с такой болью переживает поэт, поставила перед ним вопрос об общественно-исторической роли народа в развитии страны. Подлинно народная Россия становится предметом идейно-творческих раздумий поэта. Отмечая это в его творче­стве и мировоззрении, Н. Добролюбов писал: “Лермонтов… умевши рано постичь недостатки современного общества, умел понять и то, что спасение от этого ложного пути нахо­дится только в народе».

Поэт “непобедимым рассудком» привязан к простым кар­тинам родной природы и русской деревни.

В стихотворении “Родина» создан живой поэтический образ родины, основное содержание которого — широта ее просторов, русская природа и народная жизнь. В изображе­нии и того, и другого поражает сдержанность, экономия ху­дожественных средств. Поэт употребляет несколько эпитетов, точных, но не ярких: “печальные деревни», “желтая нива», “белеющие березы», “росистый вечер».

Образ Родины дается в стихотворении в развитии: от ши­рокого плана к более узкому. За начальными строками, в которых Лермонтов перечисляет официальные формы патри­отизма, следует изображение большого мира России:

Но я люблю — за что, не знаю сам —

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее, подобные морям.

Затем даются частные детали пейзажа, непосредственно связанные с народным бытом: “дымок спаленной жнивы», “ночующий обоз», “полное гумно», “изба, покрытая соло­мой», “с резными ставнями окно». Завершает образ Родины картина сельского праздника. Н. Добролюбов писал об этом стихотворении: “В удиви­тельном стихотворении “Родина» Лермонтов понимает лю­бовь к Отечеству истинно, свято и разумно».

Эссе. Почему Лермонтов называет свою любовь к родине «странной»?

Почему Лермонтов называет свою любовь к родине «странной»?

Но я люблю – за что, не знаю сам…

М. Ю. Лермонтов

ВСТУПЛЕНИЕ

Родина… То место, которое на земле самое тёплое, самое дорогое. Это твой дом, твоя Родина. Всё, что есть в человеке хорошего и чистого, отдаётся ей. И этим чувством наполнены многие произведения М. Ю. Лермонтова. Только мысли поэта звучат неоднозначно. Чувствуется, что сам автор мучается от этого и страдает. Открыто признаётся:

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Где же кроются корни этой странности?

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

На первом месте у поэта слово «люблю». Вот то, что движет авторской мыслью. А любить Родину Лермонтова было за что. За его народ, выстоявший и победивший нашествие Наполеона. В. Г. Белинский так сказал о поэте : «… он поэт русский в душе – в нём живёт прошедшее и настоящее русской жизни». Поэтому любовь Лермонтова уходит в прошлое. И размышления солдата – рассказчика в стихотворении «Бородино» – это размышления автора о том и современном ему времени: «Да, были люди в наше время». Время богатырей, время сильных духом. Ото всего сказанного солдатом веет чувством единения, твёрдости и стойкости «клятве верности». Во всём – любовь к Родине, за которую и умереть не страшно:

Были все готовы Заутра бой затеять новый И до конца стоять…

И Лермонтов вместе с солдатом гордиться своей страной, его силой и мужеством:

Но улыбкой роковою

Русский витязь отвечал:

Посмотрел — тряхнул главою.

Ахнул дерзкий — и упал!

Эти строки из стихотворения «Два великана». Такой силой обладал тот , кто вёл свой бесстрашный народ, — Кутузов. Разве можно это забыть? И разве можно этим не гордиться? Но это в прошлом…

Какова же современная Лермонтову страна? Страна 30 – х годов 19 века? Тот народ – освободитель — крепостные крестьяне. Теперь это «страна рабов, страна господ». И здесь

мундиры голубые,

И ты, им преданный народ.

Бесстрашие сменилось рабским положением человека. Смирение выработало в нём привычку покоряться « всевидящему глазу, всеслышащим ушам». Лермонтов воспел счастье быть свободным в «Бородино» и выразил свой гнев о закабалённом народе, о реакции, последовавшей после декабрьского восстания. Все его чувства в коротком произведении -«Прощай, немытая Россия»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как теперь назвать своё чувство по отношению к Родине? «Люблю» остаётся. Это же твой дом. Но любовь уже «странная». Что – то сдвинулось в сознании автора. И нас он заставляет тоже об этом задуматься.

Почему М. Ю. Лермонтов называет свою любовь к родине «странной»?

Великий русский критик В. Г. Белинский назвал поэзию М. Ю. Лермонтова «совсем новым звеном в цепи исторического развития нашего общества». Связано это было, прежде всего, с тем, что М. Ю. Лермонтов создавал свои произведения в эпоху, когда поэтическое в жизни отходит на второй план, в эпоху политической реакции, наступившей после неудавшегося восстания декабристов. Те идеалы свободы, которыми жило пушкинское поколение, оказались поверженными. В русском обществе наступает период рефлексии, отказа от активной общественной деятельности,
пора «безвременья». Лермонтов, безусловно, человек своего поколения, а потому он стремится к анализу действительности. Увы, то, что он видит, «иль пусто, иль темно». Лермонтова можно с полной уверенностью назвать патриотом своего отечества. Но поэту был глубоко чужд показной патриотизм, а потому он не прием лет официальную точку зрения, согласно которой современная ему Россия — почти идеальное государство. Россия Лермонтова предстает в другом виде, это: .немытая Россия, Страна рабов, страна господ. Именно о России говорит поэт в стихотворении «Жалобы турка», называя ее страной, где «стонет человек от рабства и цепей». Такая рабски покорная Россия ненавистна поэту, такая родина может вызывать только презрение. Тяжелы и безрадостны размышления поэта о судьбе поколения 30-х годов XIX века. Что же М. Ю. Лермонтов может противопоставить современности? Прежде всего славное прошлое России, в котором поэт видит сильных, мужественных людей, наделенных исключительными характерами, людей, которые не прием лют неволи. В своем творчестве М. Ю. Лермонтов делает попытку решить проблему положительного героя. И если среди современников Лермонтов искал и не находил такого героя, то в историческом прошлом России такие герои были. В истории отечества М. Ю. Лермонтова интересуют прежде всего переломные моменты, поскольку именно они выявляют самые сильные черты характера человека. Эпохе царствования Ивана Грозного посвящена историческая поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», настоящим героем которой становится не царь Иван Грозный, а молодой русский купец, чей образ близок образам героев русского народного эпоса, былинным богатырям. Купец Калашников честен, благороден, смел. Он бьется с опричником Кирибеевичем смертным боем, пытаясь защитить свою жену, отстоять свое человеческое достоинство. Смелый купец отомстил за поруганную честь, убил своего обидчика в честном кулачном бою на Москве-реке, но и сам поплатился жизнью. Даже самому царю, Ивану Грозному, не открыл купец Калашников истинной причины своего Поступка, не склонил своей гордой головы. Герой поэмы воплощает честь и достоинство, изначально присущие русскому человеку. «Богатырским» назовет Лермонтов и поколение «детей двенадцатого года». В стихотворении «Бородино» поэт воспевает подвиг российских солдат, «богатырей», победивших в Отечественной войне. Участники сражения вызывают восхищение поэта: Да! Были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри — не вы! Это героическое поколение противопоставлено поколению 30-х годов, которое «толпой угрюмою и скоро позабытой» пройдет, «не бросивши векам ни мысли плодовитой, ни гением начатого труда». Главное отличие своих современников от людей прошлого Лермонтов видит в их бездеятельности. Неспособность, а чаще и нежелание найти применение своим силам в жизни — вот главная беда человека в России того времени. В стихотворении 1841 года «Родина» Лермонтов подводит итог своим размышлениям о том, что есть для него отчизна. «Странную любовь» поэта к России не может победить рассудок, потому что она идет от сердца. Поэт влюблен в красоту русской природы, «огни печальных деревень», простые избы, безудержную русскую «пляску с топаньем и свистом», пьяных мужичков — словом, все то, что не укладывается в рамки официального патриотизма. Русская природа приближает поэта к постижению великой мировой гармонии — единственного, что может быть отрадно сердцу поэта в жизни. В стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен.» лирический герой Лермонтова рвется из мира «приличьем стянутых масок» на волю, к проникнутым покоем полям, аллеям. Родные просторы, природа излечивают израненную душу поэта, он чувствует свое единение с Богом: Тогда смиряются души моей тревоги, Тогда расходятся морщины на челе, И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу Бога. «Свобода и покой» — вот к чему стремится М. Ю. Лермонтов, и только русская природа помогает ему примириться с жизнью.

  • Почему люди обманывают себя итоговое сочинение
  • Почему легендой о данко заканчивается рассказ старуха изергиль
  • Почему люди обманывают друг друга сочинение
  • Почему лев царь зверей сказка
  • Почему люди несчастны сочинение толстой