Почему лирику лермонтова можно назвать дневником духовной жизни поэта сочинение

А он, мятежный,

Просит бури 

Как будто в бурях

Есть покой!

М. Ю. Лермонтов

Ты дан мне в спутники, любви залог немой,

И страннику в тебе пример не бесполезный:

Да, я не изменюсь и буду тверд душой,

Как ты, как ты, мой друг железный, —

зазвучала в начале прошлого века мужественная и печальная мысль поэта, имя которому Михаил Юрьевич Лермонтов. В ней его поэзия, его мучения, его сила и спасение. Как и для Пушкина, писавшего: «Поэзия, как.ангел-утешитель, спасла меня, и я воскрес душой», так и для Лермонтова поэзия стала символом веры, борьбы и смыслом жизни.

Еще совсем юным осознал он свой путь поэта-борца. Путь этот оказался мучительным, но все же счастливым.

Нет, я не Байрон, я другой,

Еще неведомый избранник… —

заявляет поэт о своем высоком предназначении. Еще смутно, но верно угадывая свою роль, как когда-то его осознал Гамлет.

Век расшатался — и скверней всего,

Что я рожден восстановить его!

 (Пер. М. Лозинского)

Восстановить гармонию чувств, помыслов и деяний всегда стремился Лермонтов, призывая к этому в своих стихах.

Слишком рано лишившийся материнской ласки и отеческой заботы, Лермонтов стихами хотел восполнить образовавшуюся пустоту. Те же муки одиночества терзали и его героя из «Мцыри». Участь Мцыри — это судьба самого Лермонтова. Строки поэмы печально поведали людям о тоске сына по матери, о тревогах поэта.

Я никому не мог сказать

Священных слов «отец» и мать».

Я видел у других

Отчизну, дом, друзей, родных,

А у себя не находил

Не только милых душ — могил!

Единственным желанием ребенка стало:

Хотя на миг когда-нибудь

Мою пылающую грудь 

Прижать с тоской к груди другой,

Хоть незнакомой, но родной.

Неслучайно поэтому у него много строк, овеянных неизбывной печатью одиночества, но живых и трепетных, наполненных размышлениями о любви, о смысле жизни, жизни своей и своего поколения.

Ключ к пониманию поэтической судьбы Лермонтова мы находим в строчках:

Ужасная судьба отца и сына 

Жить розно и в разлуке умереть.

И в обращении к дорогому человеку:

Ужель теперь совсем меня не любишь ты?

О, если так, то небо не сравняю 

Я с этою землей, где жизнь влачу мою 

Пускай на ней блаженства, я не знаю,

По крайней мере я люблю!

Вот они: и любовь, и ненависть, которые поэт пронесет через всю жизнь. Эти два чувства стали сутью его поэзии, его тревогой и радостью.

Всегда получалось так, что любовь приносила ему и страдания, и счастье одновременно, она была как предначертание:

Пусть я кого-нибудь люблю:

Любовь не красит жизнь мою.

Это и все другие интимные стихи проникнуты тоской по любящему сердцу, благодарностью за душевное томление, пусть горькое, но милое сердцу поэта.

Забыл я шум младых проказ,

Любовь, поэзию, но вас

Забыть мне было невозможно…

Поэт благодарит судьбу за этот дар: умение трепетно и глубоко переживать все происходящее.

Он счастлив возникшим чувствам, хотя и не нашедшим ответа:

Судьбе

За все я ровно благодарен.

Но иногда, осененный внезапным прозрением, раненный изменой, он изливает свою боль, не скрывает обиду и все-таки остается гордым и несломленным:

Я горд! Прости, люби другого…

И еще:

Не знав коварную измену,

Тебе я душу отдавал.

Такой души ты знала ль цену?

Ты знала: я тебя не знал!

Легко ранимое сердце поэта умело быть твердым и верным в любви к отечеству, его людям, и он оставил нам строки «Думы», «Родины», которые сейчас невозможно читать без волнения — так они созвучны нам, нашему времени. В них обнаженно чувствуется жгучее желание автора помочь людям, особенно молодым, возродить утраченные идеалы, пробудить в них чувство ответственности перед родиной и народом.

Печально я гляжу на наше поколенье! —

так начинает Лермонтов свой монолог, обращенный к молодым современникам, и строчка за строчкой слагается портрет потерявшего свое лицо поколения 30-х годов XIX века:

И ненавидим мы, и любим мы случайно…

И царствует в душе какой-то холод тайный…

Глаголы один другого убедительней создают предельную напряженность.

Под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

Богаты мы, едва из колыбели,

Ошибками отцов и поздним их умом…

Мы иссушили ум наукою бесплодной…

В начале поприща мы вянем без борьбы.

Нервы читателя уже на пределе, как натянутая струна, но Лермонтов находит еще более хлесткие выражения для окончательного безжалостного разоблачения:

Перед опасностью позорно-молодушны,

И перед властию — презренные рабы.

Как исключительно верно (так мог только Лермонтов) схвачены все черты несложившегося времени, отсюда горькая усмешка «обманутого сына над промотавшимся отцом». Но Лермонтов не был бы Лермонтовым, если бы он только судил молодых за бездействие и душевную холодность. Его миссия более сложна и трагична: сам тяжко страдает он от сознания собственной вины за происходящее. Это чувство вины перед временем не покидает нас, живущих в начале XXI века. Постигнув умом все, что совершилось, поэт не мог, не имел права остаться в стороне. Лермонтовское поэтическое слово зазвучало как набат, как призыв к действию. Его собственные переживания стали откровением для сникших и потерявших веру. Слова «Думы» не прошли бесследно: нельзя было не откликнуться на предостережение от духовной смерти и осмеяния будущими потомками.

Его грядущее — иль грустно, иль темно…

И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,

Потомок оскорбит презрительным стихом…

Любовь к родному простору с его лесами, степями, реками, «четой белеющих берез », любовь к простым русским людям, их пляске «с топанием и свистом», к другим близким картинам прочна и безгранична.

Поэт не боится признаться в этом чувстве, хотя и не может до конца объяснить, почему дорога ему родина.

Но я люблю — за что, не знаю сам…

И мы верим ему: кто любит, всегда скуп на слова.

Сын своего отечества, дворянин по происхождению, Лермонтов тяготился общением с светскими кругами. В стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен» приоткрывается еще одна страница жизни мятежного поэта. Одинок он в «пестрой толпе» «бездушных людей», нет ему отрады, нет понимания.

Такова была участь многих лучших сынов России: Пушкина, Грибоедова. И Лермонтову пришлось испить ту же горькую чашу.

Но нет в стихотворении безысходности. «Глубокий, могучий дух» поэта остался непоколебим, и у Лермонтова находятся силы бросить лживому обществу гневные слова:

О, как мне хочется смутить веселость их 

И дерзко бросить им в глаза железный стих, 

Облитый горечью и злостью!..

Единоборство поэта со светом должно было закончиться трагически. Всегда гонимый, Лермонтов чувствовал свою скорую кончину. Именно эта мысль о смерти молодого гениального поэта поразила меня в стихотворении «1831 года дня 11 июня». Одна из страниц поэтического дневника ясно и проницательно говорит о будущем поэта. Страшный, роковой конец предугадывает для себя Лермонтов.

Кровавая меня могила ждет.

Могила без молитв и без креста,

На диком берегу ревущих вод

И под туманным небом, пустота 

Кругом…

В стихотворении «Тучи», размышляя над уделом вечно кочующего не по своей воле странника, поэт завидует тучам, не знающим страдания, как он, не понимающим участи отвергнутого. Он познал, что значит быть изгнанником своей родины, горячо любимой и вынуждающей его отправиться «с милого севера в сторону южную» , чуждую русскому сердцу.

Состояние поэта в момент создания стихотворения было действительно тягостным. В последний вечер у Карамзиных в кругу дорогих друзей Лермонтов, «растроганный вниманьем», стоя в окне, видел ползущие над Летним садом и Невою тучи. В этот момент у него родились стихи. Он «оглянул всех грустным взглядом выразительных глаз своих» и прочел. Когда он кончил, глаза его были «влажные от слез».

Как страстны его порывы, как бездонна тоска по свободной жизни и как велика любовь к ней в стихотворении «Выхожу один я на дорогу», а добиться желаемого трудно. Но вольнолюбивый, вечно идущий, страстно любящий поэт не сдается. Он рисует торжественную и чудную природу, «землю в сияньи голубом», где все для человека, дерзай только, мысли, твори. И поэту передается мудрое спойствие мира:

И не жаль мне прошлого ничуть,

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть…

Но заснуть « не холодным сном могилы », а таким, чтоб «в груди дремали жизни силы, чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь».

Заканчивая мелодичные строки, Лермонтов ласкает наш слух дорогим для всех словом «любовь» , которую пронес поэт через жизнь и творчество.

Чтоб всю ночь, весь день, мой слух лелея,

Про любовь мне сладкий голос пел.

Надо мной, чтоб, вечно зеленея,

Старый дуб склонялся и шумел.

Поэт хочет жить и действовать, его бунтующее сердце не принимает холодного покоя. Это сердце трепещет и вьется, радуется и страдает, любит и ненавидит.

Сердце Лермонтова с нами, а гордый дух его высоко парит над землей, как дух воспетого им Демона. И всегда звучит его голос, обращенный к нам:

Что люди? Что их жизнь и труд?

Они пришли, они пройдут…

Надежда есть — ждет правый суд:

Простить он может, хоть осудит!

Моя ж печаль бессменно тут,

И ей конца, как мне, не будет,

И не вздремнуть в могиле ей!

Она то ластится, как змей,

То жжет и плещет, будто пламень, —

Надежд погибших и страстей 

Несокрушимый мавзолей!

Сын своего времени, Лермонтов вышел за его пределы. Слово его по-прежнему «звучит, как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных». Он наш соратник и учитель по борьбе, он был поэтом и остался им навсегда.

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


7

Можно ли назвать лирику Лермонтова поэтическим дневником?

2 ответа:



0



0

Да,так как Лермонтов путешевствоал по многим местам и в этих местах лермонтов писал стихи и т.д ввел так сказать свой дневник



0



0

Уже первые произведения Лермонтова были отмечены печатью какой-то
необычности, особенности. Ничего подобного в русской литературе ни до
Лермонтова, ни после него уже не было. Общий колорит поэзии Пушкина —
оптимистичный, проникнутый светом, надеждой, любовью, стремлением к
дому, который воспринимается и как личный дом, и как вся Россия.
Лермонтовской же поэзии свойственны мрачный колорит, пессимистическая
настроенность, безверие и бездомье. Его лирический герой уверен, что
счастье и гармония невозможны на Земле, и тогда его взгляд невольно
обращается к Космосу. В поэзии Лермонтова постоянно борются две
противоположные стихии, принимая разные обличья (земли и неба, ангела и
демона) , которые, как правило, символизируют силы добра и зла, гармонии и
разрушения в душе каждого человека.

Героям Лермонтова свойствен дух сомнения, дух отрицания, но именно
сомнение и отрицание являются величайшим двигателем прогресса.

М. Ю. Лермонтов был одновременно поэтом-романтиком и
писателем-реалистом. В своем творчестве он выразил решительное неприятие
современного ему общества, и в романе «Герой нашего времени» дано
социально-психологическое обоснование этому неприятию.

Художественное своеобразие произведений Лермонтова связано со
многими факторами, в частности с тем, что он был и реалистом, и
романтиком. В его реалистических произведениях можно обнаружить черты
романтизма, а в романтических — реализма.
Нравится Комментировать Пожаловаться

Читайте также

Ударение: кожемя́ка
м. устар.
Мастер, выделывающий сыромятные кожи.

«А этот чудак носорог не мог даже за родину отдать римский полководец»

Большую часть рациона птицы калао составляют плоды тропических деревьев. Особое предпочтение птицы отдают фигам, поскольку в них содержится большое количество сахара и их легко найти в течение всего года.

Большой индийский носорог, несмотря на свои большие размеры, довольно-таки ловко перепрыгивает с ветки на ветку в кронах деревьев и удачно срывает клювом плоды. Падалицу птицы собирают на земле. Кроме того, птицы этого вида умеют срывать фрукты на лету, бросать их в воздух, ловить широко раскрытым клювом и сразу же глотать. Калао питаются также плодами дерева, из которых получают вещество стрихнин.

ГДЕ ОБИТАЕТ

Ареал обитания калао протянулся от Западной Индии на восток до Таиланда, а на юге — через полуостров Малакка, острова Суматра включительно. Птицы-носороги калао живут в кронах деревьев тропических джунглей. Любимые места этих птиц — верхушки вечно-зелёных деревьев, где весь год они находят достаточное количество пищи.

В поисках корма большой индийский носорог летает между деревьями. Часто можно наблюдать, как эти птицы парами или небольшими стаями летят над лесом. Калао поддерживают между собой связь с помощью громких звуков — рёва и квохтания. Именно поэтому невозможно пройти мимо дерева, не заметив этих птиц. С носорогами могут дружить птицы.

Носороги, обитающие во влажных районах Африки и Азии, не могут ни дня прожить без того, чтобы не поваляться всласть в прохладной жидкой грязи, наполняющей лужи, а также в маленьких озерцах, не отличающихся чистотой воды. Там они не только спасаются от палящего солнца, но и без труда находят себе пропитание — различные водные растения (тростниковые побеги, слоновую траву и т.д.). Рядом с носорогами всегда можно обнаружить и их верных спутников — птиц (цапель, щурков, скворцов и т.д.). «Дружба» носорогов с птицами имеет взаимовыгодный характер: птицы с удовольствием лакомятся насекомыми, которые вьются вокруг огромного животного, а взамен избавляют носорогов от многочисленных клещей, обитающих в их толстых шкурах и доставляющих им неудобства. 

Если брать честное достижение поставленных целей, достойное существование человека, то «Капитанская дочка» Пушкин, «Два капитана» Каверин — главных героев раскройте. Если существовать во благо окружающих, творить добро, делать всех счастливыми, то «Война и мир» — Наташа и подводы для раненых, отношения Наташи и Пьера в конце романа. Соня Мармеладова, как она свою семью спасла от голода, и сама по желтому билету ради них работала -«Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. «Уроки французского» Распутина, учительница Лидия Михайловна помогала будущему писателю, доброта к окружающим.

1) Назовите главных героев данного рассказа?
Ответ: Ваня Солнцев, сержант Егоров, капитан Енакиев, ефрейтор и Горбунов.
2) В какое время разворачиваются события рассказа? 
Ответ: Во время Великой Отечественной войны.
3) Кто решает усыновить мальчика?
Ответ: командир батареи Енакиев
4) Как меняется судьба мальчика?
Ответ: Ваню отправляют в Суворовское училище
5) Кто автор рассказа «Сын полка»?
Ответ: Валентин Катаев

1) Кто главный герой? Где и как он жил?
2) Почему в рассказе так много описывается еда разведчиков?
3) Как относится дядя Вася к герою? Нашел ли мальчик новую семью?
4) Как ты думаешь о чём это произведение? Что хотел сказать автор?

А он, мятежный, Просит бури Как будто в буряхЕсть покой!
М. Ю. Лермонтов
Ты дан мне в спутники, любви залог немой, И страннику в тебе пример не бесполезный:Да, я не изменюсь и буду тверд душой, Как ты, как ты, мой друг железный, –
Зазвучала в начале прошлого века мужественная и печальная мысль поэта, имя которому Михаил Юрьевич Лермонтов. В ней его поэзия, его мучения, его сила и спасение. Как и для Пушкина, писавшего: “Поэзия, как. ангел-утешитель, спасла меня, и я воскрес душой”, так и для Лермонтова поэзия стала символом веры, борьбы и смыслом жизни.
Еще совсем юным осознал он свой путь поэта-борца. Путь этот оказался мучительным, но все же счастливым.
Нет, я не Байрон, я другой, Еще неведомый избранник… – Заявляет поэт о своем высоком предназначении. Еще смутно, но верно угадывая свою роль, как когда-то его осознал Гамлет.
Век расшатался – и скверней всего, Что я рожден восстановить его! (Пер. М. Лозинского)
Восстановить гармонию чувств, помыслов и деяний всегда стремился Лермонтов, призывая к этому в своих стихах.
Слишком рано лишившийся материнской ласки и отеческой заботы, Лермонтов стихами хотел восполнить образовавшуюся пустоту. Те же муки одиночества терзали и его героя из “Мцыри”. Участь Мцыри – это судьба самого Лермонтова.

Строки поэмы печально поведали людям о тоске сына по матери, о тревогах поэта.
Я никому не мог сказатьСвященных слов “отец” и мать”.
Я видел у другихОтчизну, дом, друзей, родных, А у себя не находилНе только милых душ – могил!
Единственным желанием ребенка стало:
Хотя на миг когда-нибудьМою пылающую грудь Прижать с тоской к груди другой, Хоть незнакомой, но родной.
Неслучайно поэтому у него много строк, овеянных неизбывной печатью одиночества, но живых и трепетных, наполненных размышлениями о любви, о смысле жизни, жизни своей и своего поколения.
Ключ к пониманию поэтической судьбы Лермонтова мы находим в строчках:
Ужасная судьба отца и сына Жить розно и в разлуке умереть.
И в обращении к дорогому человеку:
Ужель теперь совсем меня не любишь ты? О, если так, то небо не сравняю Я с этою землей, где жизнь влачу мою Пускай на ней блаженства, я не знаю, По крайней мере я люблю!
Вот они: и любовь, и ненависть, которые поэт пронесет через всю жизнь. Эти два чувства стали сутью его поэзии, его тревогой и радостью.
Всегда получалось так, что любовь приносила ему и страдания, и счастье одновременно, она была как предначертание:
Пусть я кого-нибудь люблю:Любовь не красит жизнь мою.
Это и все другие интимные стихи проникнуты тоской по любящему сердцу, благодарностью за душевное томление, пусть горькое, но милое сердцу поэта.
Забыл я шум младых проказ, Любовь, поэзию, но васЗабыть мне было невозможно…
Поэт благодарит судьбу за этот дар: умение трепетно и глубоко переживать все происходящее.
Он счастлив возникшим чувствам, хотя и не нашедшим ответа:
СудьбеЗа все я ровно благодарен.
Но иногда, осененный внезапным прозрением, раненный изменой, он изливает свою боль, не скрывает обиду и все-таки остается гордым и несломленным:
Я горд! Прости, люби другого…
И еще:
Не знав коварную измену, Тебе я душу отдавал. Такой души ты знала ль цену? Ты знала: я тебя не знал!
Легко ранимое сердце поэта умело быть твердым и верным в любви к отечеству, его людям, и он оставил нам строки “Думы”, “Родины”, которые сейчас невозможно читать без волнения – так они созвучны нам, нашему времени. В них обнаженно чувствуется жгучее желание автора помочь людям, особенно молодым, возродить утраченные идеалы, пробудить в них чувство ответственности перед родиной и народом.
Печально я гляжу на наше поколенье! –
Так начинает Лермонтов свой монолог, обращенный к молодым современникам, и строчка за строчкой слагается портрет потерявшего свое лицо поколения 30-х годов XIX века:
И ненавидим мы, и любим мы случайно…И царствует в душе какой-то холод тайный…
Глаголы один другого убедительней создают предельную напряженность.
Под бременем познанья и сомненья, В бездействии состарится оно. Богаты мы, едва из колыбели, Ошибками отцов и поздним их умом…Мы иссушили ум наукою бесплодной…В начале поприща мы вянем без борьбы.
Нервы читателя уже на пределе, как натянутая струна, но Лермонтов находит еще более хлесткие выражения для окончательного безжалостного разоблачения:
Перед опасностью позорно-молодушны, И перед властию – презренные рабы.
Как исключительно верно (так мог только Лермонтов) схвачены все черты несложившегося времени, отсюда горькая усмешка “обманутого сына над промотавшимся отцом”. Но Лермонтов не был бы Лермонтовым, если бы он только судил молодых за бездействие и душевную холодность. Его миссия более сложна и трагична: сам тяжко страдает он от сознания собственной вины за происходящее.

Это чувство вины перед временем не покидает нас, живущих в начале XXI века. Постигнув умом все, что совершилось, поэт не мог, не имел права остаться в стороне. Лермонтовское поэтическое слово зазвучало как набат, как призыв к действию.

Его собственные переживания стали откровением для сникших и потерявших веру. Слова “Думы” не прошли бесследно: нельзя было не откликнуться на предостережение от духовной смерти и осмеяния будущими потомками.
Его грядущее – иль грустно, иль темно…И прах наш, с строгостью судьи и гражданина, Потомок оскорбит презрительным стихом…
Любовь к родному простору с его лесами, степями, реками, “четой белеющих берез “, любовь к простым русским людям, их пляске “с топанием и свистом”, к другим близким картинам прочна и безгранична.
Поэт не боится признаться в этом чувстве, хотя и не может до конца объяснить, почему дорога ему родина.
Но я люблю – за что, не знаю сам…
И мы верим ему: кто любит, всегда скуп на слова.
Сын своего отечества, дворянин по происхождению, Лермонтов тяготился общением с светскими кругами. В стихотворении “Как часто пестрою толпою окружен” приоткрывается еще одна страница жизни мятежного поэта. Одинок он в “пестрой толпе” “бездушных людей”, нет ему отрады, нет понимания.
Такова была участь многих лучших сынов России: Пушкина, Грибоедова. И Лермонтову пришлось испить ту же горькую чашу.
Но нет в стихотворении безысходности. “Глубокий, могучий дух” поэта остался непоколебим, и у Лермонтова находятся силы бросить лживому обществу гневные слова:
О, как мне хочется смутить веселость их И дерзко бросить им в глаза железный стих, Облитый горечью и злостью!..
Единоборство поэта со светом должно было закончиться трагически. Всегда гонимый, Лермонтов чувствовал свою скорую кончину. Именно эта мысль о смерти молодого гениального поэта поразила меня в стихотворении “1831 года дня 11 июня”. Одна из страниц поэтического дневника ясно и проницательно говорит о будущем поэта.

Страшный, роковой конец предугадывает для себя Лермонтов.
Кровавая меня могила ждет. Могила без молитв и без креста, На диком берегу ревущих водИ под туманным небом, пустота Кругом…
В стихотворении “Тучи”, размышляя над уделом вечно кочующего не по своей воле странника, поэт завидует тучам, не знающим страдания, как он, не понимающим участи отвергнутого. Он познал, что значит быть изгнанником своей родины, горячо любимой и вынуждающей его отправиться “с милого севера в сторону южную” , чуждую русскому сердцу.
Состояние поэта в момент создания стихотворения было действительно тягостным. В последний вечер у Карамзиных в кругу дорогих друзей Лермонтов, “растроганный вниманьем”, стоя в окне, видел ползущие над Летним садом и Невою тучи. В этот момент у него родились стихи.

Он “оглянул всех грустным взглядом выразительных глаз своих” и прочел. Когда он кончил, глаза его были “влажные от слез”.
Как страстны его порывы, как бездонна тоска по свободной жизни и как велика любовь к ней в стихотворении “Выхожу один я на дорогу”, а добиться желаемого трудно. Но вольнолюбивый, вечно идущий, страстно любящий поэт не сдается. Он рисует торжественную и чудную природу, “землю в сияньи голубом”, где все для человека, дерзай только, мысли, твори. И поэту передается мудрое спойствие мира:
И не жаль мне прошлого ничуть, Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть…
Но заснуть ” не холодным сном могилы “, а таким, чтоб “в груди дремали жизни силы, чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь”.
Заканчивая мелодичные строки, Лермонтов ласкает наш слух дорогим для всех словом “любовь” , которую пронес поэт через жизнь и творчество.
Чтоб всю ночь, весь день, мой слух лелея, Про любовь мне сладкий голос пел. Надо мной, чтоб, вечно зеленея, Старый дуб склонялся и шумел.
Поэт хочет жить и действовать, его бунтующее сердце не принимает холодного покоя. Это сердце трепещет и вьется, радуется и страдает, любит и ненавидит.
Сердце Лермонтова с нами, а гордый дух его высоко парит над землей, как дух воспетого им Демона. И всегда звучит его голос, обращенный к нам:
Что люди? Что их жизнь и труд? Они пришли, они пройдут…Надежда есть – ждет правый суд:Простить он может, хоть осудит!

Моя ж печаль бессменно тут, И ей конца, как мне, не будет, И не вздремнуть в могиле ей! Она то ластится, как змей, То жжет и плещет, будто пламень, – Надежд погибших и страстей Несокрушимый мавзолей!
Сын своего времени, Лермонтов вышел за его пределы. Слово его по-прежнему “звучит, как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных”. Он наш соратник и учитель по борьбе, он был поэтом и остался им навсегда.

Loading…

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ

      Творчество М. Ю. Лермонтова по праву считается одним из вершинных явлений в русской литературе. Прекрасный поэт-романтик и один из родоначальников русской классической прозы, он был достойным продолжателем идейно-художественных традиций А. С. Пушкина. Мотивы лирики двух великих художников слова близки, но настроение поэзии, ее общий колорит абсолютно разные. Кроме того, в творчестве Лермонтова присутствуют такие темы и мотивы, которые были несвойственны творчеству его старшего современника (тема одиночества и бездомности, тема «потерянного поколения»; тема земли и неба; тема маски — скрытого или утраченного лица).
      Уже первые произведения Лермонтова были отмечены печатью какой-то необычности, особенности. Ничего подобного в русской литературе ни до Лермонтова, ни после него уже не было. Общий колорит поэзии Пушкина — оптимистичный, проникнутый светом, надеждой, любовью, стремлением к дому, который воспринимается и как личный дом, и как вся Россия. Лермонтовской же поэзии свойственны мрачный колорит, пессимистическая настроенность, безверие и бездомье. Его лирический герой уверен, что счастье и гармония невозможны на Земле, и тогда его взгляд невольно обращается к Космосу. В поэзии Лермонтова постоянно борются две противоположные стихии, принимая разные обличья (земли и неба, ангела и демона), которые, как правило, символизируют силы добра и зла, гармонии и разрушения в душе каждого человека.
      Героям Лермонтова свойствен дух сомнения, дух отрицания, но именно сомнение и отрицание являются величайшим двигателем прогресса.
      М. Ю. Лермонтов был одновременно поэтом-романтиком и писателем-реалистом. В своем творчестве он выразил решительное неприятие современного ему общества, и в романе «Герой нашего времени» дано социально-психологическое обоснование этому неприятию.
      Художественное своеобразие произведений Лермонтова связано со многими факторами, в частности с тем, что он был и реалистом, и романтиком. В его реалистических произведениях можно обнаружить черты романтизма, а в романтических — реализма.
      Грань, разделяющая творчество Пушкина и Лермонтова и дающая такую разную настроенность их творчеству, — это восстание и поражение декабристов 14 декабря 1825 года. Творчество Пушкина начиналось во время надежд на изменение существующего в России порядка; Лермонтов пришел в литературу, когда эти надежды были разрушены. Его мировоззрение складывалось в начале 30-х годов ХIХ века, во время идейного кризиса передовых идей дворянской революционности. Характерная особенность лермонтовской эпохи — выработка новой нравственно-философской позиции, освоение «ошибок отцов», новое осмысление мира, чтобы преодолеть сомнения и знать, во имя чего и как действовать. Для 30-х годов ХIХ века характерны поиски смысла жизни, поиски высоких идеалов и ценностей, оправдывающих существование человека. Историческая эпоха не давала возможности найти возвышенные идеалы и приводила человека к осознанию трагичности своего существования, рождала сомнения, борьбу с самим собой, в конечном счете бездействие и хандру.
      М. Ю. Лермонтов был настоящим выразителем духовной жизни России 30-х годов ХIХ века, и в своем творчестве он запечатлел все противоречия и характерные свойства эпохи.
      В романе «Герой нашего времени» Лермонтов анализирует состояние современного ему общества, ту идейно-нравственную атмосферу, в которой формируется новое мышление. Лермонтов, как писатель-психолог, исследует процессы изменения духовного мира личности в переломные для жизни героя моменты. Он показывает своего героя в разных жизненных ситуациях и с различных точек зрения (с внутренней и внешней стороны). Образ Печорина раскрывается и глазами сторонних наблюдателей (близких и далеких по духу Печорину), и глазами самого Печорина в «дневниковых» главах романа. Изучая других людей, лермонтовский «герой времени» познает самого себя.
      «Герой нашего времени» — это первый психологический роман в русской литературе ХIХ века.

ТЕМАТИКА УРОКОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

Тема первая
Этапы биографии и творчества

      Родился 3 (15) октября 1814 г. в Москве. Детские годы провел в имении Тарханы Пензенской губернии у своей бабушки по матери Е. А. Арсеньевой.
      1817 г. — смерть матери.
      1818, 1820, 1825 гг. — поездки в Пятигорск.
      1828—1830 гг. — учеба в благородном пансионе при Московском университете. Первые стихи.
      1828 г. — поэмы «Кавказский пленник», «Корсар».
      1830—1832 гг. — учеба на нравственно-политическом отделении Московского университета.
      1831 г.  — смерть отца.
      1832 г. — оставляет университет и поступает в юнкерскую школу в Петербурге. Стихотворение «Парус».
      1837 г. — стихотворение «Смерть Поэта». Первая ссылка на Кавказ. «Бородино», «Узник».
      1838 г. — возвращение в Петербург. «Песня про… купца Калашникова».
      1839 г. — «Дума», «Поэт», «Три пальмы».
      1840 г. — отдельное издание «Героя нашего времени». Дуэль с сыном французского посла Барантом. Вторая ссылка на Кавказ. Выход в свет единственного прижизненного сборника стихов «Стихотворения М. Лермонтова».
      1841 г. — поездка в Москву в двухмесячный отпуск.
      1841 г., май — возвращение на Кавказ.
      15 (27) июня 1841 г. убит на дуэли Н. С. Мартыновым в Пятигорске.
      1842 г. — тело поэта перевезено из Пятигорска и захоронено в Тарханах.
      Вопросы:
      1. Какие впечатления детских и юношеских лет оказали влияние на формирование мировоззрения Лермонтова?
      2. Какие общественно-политические события наложили отпечаток на творчество М. Ю. Лермонтова?
      3. В чем разница в мировосприятии А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова?
      4. Какое стихотворение, по вашему мнению, можно считать символом лермонтовского творчества?
      5. Какое стихотворение принесло поэту первую громкую славу?
      6. Почему М. Ю. Лермонтов поступил в юнкерскую школу?
      7. Как кавказские впечатления отразились на творчестве М. Ю. Лермонтова?
      8. На какие годы приходится расцвет творчества М. Ю. Лермонтова? Почему этот период называют лермонтовским периодом русской литературы?
      9. Как М. Ю. Лермонтов относится к своей эпохе, к своему поколению?
      10. В чем, по вашему мнению, неординарность личности М. Ю. Лермонтова?
      11. Как вы представляете себе музу М. Ю. Лермонтова?
      Задания:
      1. Подготовьте доклады: «Детские и юношеские годы М. Ю. Лермонтова», «Дуэль и смерть М. Ю. Лермонтова».
      2. Составьте план развернутого ответа: «Основные периоды в творчестве М. Ю. Лермонтова».
      3. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Каким я представляю себе М. Ю. Лермонтова?».

Тема вторая
Личность поэта и его лирический герой

      1. Отзывы современников о Лермонтове. Противоречивость суждений.
      2. Трагичность мироощущения.
      3. Склонности, привязанности, манера поведения.
      4. Близость поэта и его лирического героя: а) бунтарский романтизм; б) культ тайной избранности личности; в) борьба с Роком, высокая Судьба; г) стремление к миру и отгороженность от людей (маска); д) конфликт между несовершенством мира и идеальными устремлениями личности; е) конфликт добра и зла.
      5. Лирика Лермонтова — дневник духовной жизни поэта.
      Вопросы:
      1. Что поражало современников в М. Ю. Лермонтове?
      2. В чем выражалась трагичность мироощущения поэта?
      3. Чем увлекался Лермонтов помимо поэзии?
      4. Каковы отличительные черты характера и поведения М. Ю. Лермонтова?
      5. Почему, по вашему мнению, столь противоречивы отзывы современников о М. Ю. Лермонтове?
      6. В чем вы видите различия между автором и его лирическим героем?
      7. Что сближает Лермонтова и его лирического героя?
      8. Как раскрывается мотив борьбы с Роком, высокой Судьбы в лирике и в жизни поэта?
      9. Как понимается в лирике Лермонтова конфликт добра и зла? Какие выводы делает Лермонтов? Как ведет себя его лирический герой?
      10. Почему лирику Лермонтова можно назвать дневником духовной жизни поэта?
      Задания:
      1. Подберите стихотворения, где, по вашему мнению, лирический герой практически совпадает с личностью автора.
      2. Составьте статью для литературоведческого словаря «Лирический герой произведения».
      3. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Лермонтов и его Демон».

Тема третья
Основные темы и мотивы в лирике М. Ю. Лермонтова

Основные вопросы:

      I. Сходство и различия пушкинской и лермонтовской тематики.
      II. Основные мотивы в лирике Лермонтова:
      1. Свобода в самых разных ее проявлениях, мятежные страсти.
      2. Борьба и протест. Символ борьбы — парус.
      3. Неволя и узничество.
      4. Бездействие «потерянного» поколения.
      5. Одиночество, странничество, изгнанничество.
      6. Земля и небо.
      7. Скрытое лицо (маска).
      III. Основные темы в лирике Лермонтова:
      1. Тема поэта и поэзии.
      2. Тема Родины.
      3. Тема природы.
      4. Тема любви.
      5. Тема Наполеона.
      IV. Главная тема — человеческая личность в процессе ее развития:
      1. В чем разница между темой и мотивом лирического произведения?
      2. Какие новые мотивы внес в лирику М. Ю. Лермонтов по сравнению с А. С. Пушкиным? С чем это связано?
      3. Как вы понимаете выражение «потерянное поколение». В каких стихотворениях и как раскрывается эта тема?
      4. Считает ли себя лирический герой «Думы» принадлежащим к поколению или он стоит над ним?
      5. В каких стихах М. Ю. Лермонтова наиболее ярко раскрывается мотив свободы?
      6. Как и в каких стихотворениях варьируется в лирике М. Ю. Лермонтова мотив «несвободы»?
      7. Почему лирический герой М. Ю. Лермонтова ощущает себя одиноким изгнанником?
      8. Почему М. Ю. Лермонтову близок мотив маски? Что пытаются скрыть автор и его герой?
      9. Как М. Ю. Лермонтов понимает роль поэта? В каких стихотворениях раскрывается эта тема?
      10. В чем вы видите разницу между пушкинским и лермонтовским пониманием роли поэта и поэзии? В каком стихотворении это выражено наиболее ярко?
      11. Какие стихотворения М. Ю. Лермонтова посвящены теме любви? В чем отличие лермонтовской интимной лирики от пушкинской?
      12. В каких произведениях М. Ю. Лермонтов обращается к образу Наполеона? Какое идейное значение имеет этот образ в лирике поэта?
      13. В чем своеобразие пейзажной лирики М. Ю. Лермонтова?
      14. В чем необычность лермонтовского восприятия Родины?
      15. Какова главная тема лермонтовской лирики? Почему?
      Задания:
      1. Проанализируйте любое стихотворение по следующему плану:
      1) тема; 2) идея; 3) основной конфликт; 4) стихотворный размер; 5) особенности рифмы; 6) средства и приемы художественной выразительности (эпитеты, метафоры, сравнения, антитезы и т. д.).
      2. Выпишите из лермонтовской лирики цитаты, ставшие общеизвестными образными выражениями.
      3. Напишите сочинения-миниатюры на темы: «Стихотворение „Пророк“ в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова», «Как раскрывается мотив маски в творчестве М. Ю. Лермонтова?».
      4. Составьте развернутый план ответа (с подбором стихотворения к каждой теме): «Основные темы и мотивы в лирике М. Ю. Лермонтова».

Тема четвертая
Роман «Герой нашего времени». История создания. Смысл названия. Особенности композиции

Основные вопросы:

      1. Творческая история.
      2. Основная тема и идея романа.
      3. Смысл названия. Кто такой «герой нашего времени»?
      4. Авторское отношение к герою.
      5. Особенности жанра. Первый русский психологический роман.
      6. Особенности композиции (композиция подчинена логике раскрытия образа главного героя; сложность композиции и психологическая сложность главного героя): а) элементы кольцевой композиции; б) намеренное нарушение хронологии; в) изменение лица повествователя.
      7. Метод критического реализма. (Из предисловия к роману: «Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины».)
      Вопросы:
      1. Какова творческая история романа?
      2. В чем основная тема и идея романа?
      3. Почему «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе?
      4. Как объясняет М. Ю. Лермонтов выражение «герой нашего времени»?
      5. В чем особенности «героя времени» лермонтовской эпохи? В чем его отличие от эпохи пушкинской?
      6. Что такое кольцевая композиция? Зачем она нужна в романе?
      7. В какой последовательности сменяются повествователи в романе и почему?
      8. Почему в романе нарушена хронологическая последовательность повестей? Какова была бы «нормальная» хронологическая последовательность?
      9. Для чего нужны «дневниковые» главы в романе?
      10. Как автор относится к своему герою?
      11. В чем особенность метода критического реализма?
      Задания:
      1. Подготовьте доклад «„Герой нашего времени“ — первый психологический роман в русской литературе».
      2. Перечитайте предисловие к роману. Можно ли в нем найти ответ на вопрос, каким образом намеревался автор создать «портрет, составленный из пороков всего поколения».
      3. Составьте статьи для литературоведческого словаря: «Психологический роман», «Кольцевая композиция».

Тема пятая
Печорин в отношениях с другими персонажами романа

      1. Смысл столкновения главного героя с другими персонажами.
      2. Печорин и Максим Максимыч.
      3. Печорин и Бэла.
      4. Печорин в главе «Тамань».
      5. Печорин в главе «Княжна Мери»: а) Печорин и Грушницкий; б) Печорин и «водяное общество»; в) Печорин и Мери; г) Печорин и Вера; д) Печорин и доктор Вернер.
      6. Печорин в главе «Фаталист».
      7. Печорин — герой переходной эпохи.
      Вопросы:
      1. Почему рассказ об истории любви Печорина и Бэлы ведется от лица Максима Максимыча?
      2. В чем Максим Максимыч видит странность характера Печорина?
      3. Понимает ли Максим Максимыч Печорина?
      4. Почему Максиму Максимычу автор не доверил описывать портрет Печорина? Кто это делает? Почему?
      5. Как сцена встречи Печорина и Максима Максимыча раскрывает их характеры? Кому из героев вы сочувствуете?
      6. Зачем Печорину понадобилась любовь Бэлы? Почему эта любовь с самого начала была обречена?
      7. Какие черты характера Печорина раскрываются в повести «Тамань»?
      8. Кто выступает в качестве рассказчика в этой повести? Почему?
      9. За что Печорин презирает Грушницкого?
      10. Как раскрываются характеры Печорина и Грушницкого в сцене дуэли? Похожа ли эта дуэль на дуэль между Онегиным и Ленским?
      11. Для чего Печорину понадобилось заводить «роман» с княжной Мери?
      12. Каково отношение Печорина к Вере? Способен ли он на чувство любви?
      13. Могли ли Печорин и Вера остаться вместе?
      14. Каков «моральный кодекс» Печорина? Каково его отношение к счастью, к дружбе?
      15. Почему глава «Фаталист» завершает роман? Что такое фатализм?
      16. Чем объясняется, что Печорин на некоторое время поверил в предопределение?
      17. Сделался ли Печорин фаталистом?
      18. Встречаются ли такие люди, как Печорин, в наше время?
      Задания:
      1. Составьте цитатную самохарактеристику Печорина.
      2. Напишите сочинения-миниатюры на темы: «Каким я представляю себе Печорина?», «Как могла сложиться судьба Грушницкого?».
      3. Составьте план развернутых ответов: «Печорин — герой переходной эпохи», «Система образов в романе».
      4. Напишите статьи для энциклопедии: «Рефлексия», «Фатализм».
      5. Дайте сопоставительную характеристику Онегина и Печорина (сходство и различия).

Итоговые работы:

      По творчеству М. Ю. Лермонтова в качестве одной из итоговых работ целесообразно провести устный зачет (по билетам). В зачет можно включить три вида работы:
      1. Ответ на теоретический вопрос.
      2. Анализ стихотворения.
      3. Чтение наизусть стихотворения или отрывка из романа.
      Завершающей итоговой работой по творчеству Лермонтова может послужить сочинение, написанное в классе или дома.

Примерные темы сочинений:

      Чем близко творчество Лермонтова моему поколению?
      Мятежный дух лирики Лермонтова.
      Образ поэта в лирике Лермонтова и Пушкина.
      Тема любви в лирике Лермонтова и Пушкина.
      Судьба поколения 30-х годов в лирике Лермонтова.
      Тема гордого одиночества в лирике Лермонтова.
      Тема Родины и природы в лирике Лермонтова.
      Образ Наполеона в лирике Лермонтова и Пушкина.
      Художественное своеобразие лирики Лермонтова.
      Трагедия Печорина.
      Особенности жанра (композиции) в романе «Герой нашего времени».
      Грушницкий и Печорин.
      «История души человеческой» в романе Лермонтова «Герой нашего времени».
      «Герой нашего времени» как социально-психологический роман.
      Герой, повествователь и автор в романе «Герой нашего времени».
      Женские образы в романе «Герой нашего времени».
      Проблема фатализма в романе «Герой нашего времени».
      Образы Ангела и Демона в лирике Лермонтова.
      За что я люблю поэзию Лермонтова.
      Герои романтических поэм Лермонтова (на примере одного произведения).
      Нравственные проблемы в романе Лермонтова «Герой нашего времени».
      Художественное новаторство Лермонтова в изображении человека.
      Образ «лишнего человека» в произведениях Пушкина и Лермонтова.

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Разное / Лирический герой Лермонтова

Лирический герой Лермонтова

    Главная тема Лермонтова – личность в процессе самопознания и самовоплощения, то есть развития. Очень показателен характер большинства его стихотворений раннего периода: это лирические зарисовки, отрывки из дневника, недаром часто он их озаглавливает, как дневниковые записки – датой или словами «отрывок», «исповедь», «монолог». Лирика Лермонтова – летопись становления души, и этой абсолютной искренности – истинное художественное открытие автора.

    События духовной жизни интересуют поэта в момент их свершения, а не постфактум. Его волнует сам механизм внутреннего движения. Лирический герой всего лермонтовского творчества предельно близок автору, в его портрете заключены все сущностные бытийные конфликты, все, что в жизни автора не случайно, но является фактом судьбы. Всему внутреннему строю Лермонтова глубоко соответствует бунтарский, байроновский романтизм – с тем культом тайной избранности личности, высокой судьбы, борьбы с роком, тяги к миру и отторжения от людей. Но русский литературный опыт уже обогащен пушкинскими психологизмом и историзмом как основополагающими художественными принципами.

    И творческий метод Лермонтова, во всяком случае до «Героя нашего времени», можно определить как психологический романтизм. В романтическом ключе поэт отмечает все случайности жизни, то есть все, что в его жизни не от судьбы, но от случая обстоятельств. Каждое же событие, «работающее» на судьбу, воспринятое как ее проявления и знак, тщательно психологически исследуется, анализируется. Душа и личность интересуют Лермонтова как главные реальности бытия. Тайна жизни и смерти воспринимается им в рамках вечной жизни духа. Таким образом, мы находим ключевые слова к миропониманию поэта: оно относится на понятиях личности и судьбы. Эти категории восприняты Лермонтовым во всей их неординарности. И сама неординарность понятий приводит к внутренней конфликтности мироосознания поэта. Его духовный мир и мир внешний поражают своей раздробленностью, принципиальным нарушением взаимосвязей.

    Лермонтов погружается в исследование сложного духовного мира человека, чья мысль вечно бодрствует, в стремлении познать истину и достичь абсолютного совершенства. Этот тяга к идеалу, к высшему совершенству при осознании несовершенства мира и человека есть удивительная, чисто лермонтовская трактовка основного романтического конфликта между несовершенством мира вообще и идеальными устремлениями личности. В этот внешний конфликт романтизма Лермонтов принес глубочайший внутренний конфликт личности, постоянное противоборство разнонаправленных сил – сил добра и зла – в душе человека. Исследование духовного мира бесконечно . и эту бесконечность открыл русской литературе Михаил Юрьевич Лермонтов. Исследуя истоки добра и зла, Лермонтов приходит к пониманию важнейшего жизненного закона: и добро, и зло находятся не вне человека, но внутри его, в его душе. Все внимание Лермонтова сконцентрировано на духовном пути героя.

7474 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Разное / Лирический герой Лермонтова

Смотрите также по
разным произведениям Лермонтова:

  • Критические статьи

Лирика Лермонтова

План.

  1. Введение в лирику Лермонтова

  2. Любовь в лирике Лермонтова

  3. Основные мотивы лирики Лермонтова

  4. Человек и природа в лирике Лермонтова

  5. Лирический герой в лирике Лермонтова

  6. Список литературы

I. Введение в лирику Лермонтова.

В первых лирических произведениях Лермонтова, разумеется, в тех, в которых он особенно являлся русским и современным поэтом, виден избыток несокрушимой силы духа и богатырской силы в выражении; но в них уже нет надежды, и они поражают думу читателя безотрадностью, безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде жизни и избытке чувства.… Да, очевидно Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его лирическая поэзия – совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества. В тоже время Лермонтов не доверяет иллюзии счастья, постоянно думает о расплате за обман чувства и, оскорбленный разочарованием презирает существо, казавшееся прекрасным. Но все эти произведения были полны предчувствием силы и энергии поэта. Вряд ли во всей мировой литературе можно вспомнить такого столь же великого поэта. Перелистывая томики его сочинений, мы всегда проникаемся героическим духом его поэзии, ее неповторимым лирическим содержанием. Одним казалось, что лирические произведения Лермонтова угрюмы, другим, что они полны живостью и веселостью. Белинский говорил, что лирика Лермонтова перенаполнена глубокими его чувствами и составляет силу множества его вещей. В память о рано угасшей матери он написал своего “Ангела”

Он душу младую в объятиях нес

Для мира печали и слез.

И звук его песни в душе молодой

Остался без слов, но живой

Лермонтов любил жизнь страстно, вдохновленный мыслями о Родине, мечтой о свободе, стремлением к действию, к подвигу.

Чем старше он становился, тем все чаще соотносил субъективные переживания и ощущения с опытом и судьбою целого поколения, все чаще “объектировал” современную ему жизнь. Мир романтической лирики уступад место реальной лирике. Все чаще в лирику Лермонтова вторгались повседневная жизнь и конкретное время: глубокие идейные интересы и мертвящие застои общественной жизни.

И все, что создано за тринадцать лет творчества, — это подвиг во имя свободы и Родины. И заключается он не только в прославлении бородинской победы, в строках “Люблю Отчизну я…” или в стихотворном рассказе “Мцыри”, но и в тех сочинениях, где не говорится прямо ни о Родине, ни о свободе, но говорится о судьбе поколения, о назначении поэта, об одиноком узнике, о бессмысленном кровопролитии, об изгнании, о пустоте жизни. Не только гениальный поэтический дар, но и великая устремленность, могучая творческая воля, непрестанное горение помогли ему наполнить творчеством каждый миг его жизни.

II. Любовь в лирике Лермонтова.

В лирике Лермонтова возможны гармония, любовь, искренность, сожаление, сознание значительности жизни. Лирика – один из миров Лермонтова, который он всегда носит в своей душе.

Любить, но кого же?…” Одиночество усиливало поиски “души родной”.

Я не могу любовь определить,

Но это страсть сильнейшая! –

любить.

Необходимость мне; и я любил

Всем напряжением душевных сил.

Лермонтов может с поразительной душевной щедростью написать: “Преданный Вам на весь вечер и на всю жизнь”, а может саркастически заметить: “Наши грамматики очень ошиблись, когда отнесли слова: доброта, нежность и снисходительность — к женскому роду, а гнев, сумасшествие и капризы – к мужскому и среднему”. В большинстве стихотворений Лермонтова о любви она является в трагическом облике. Кокетливая Екатерина Сушкова заставила испытать юношу всю жестокость неразделенной любви, похожей на обман. Наталия Иванова вызвала горечь, сознание напрасно растраченных чувств. Прелестная Мария Щербатова страдает сама:

Среди ледяного,

Среди беспощадного света

В гордом покое насмешку и зло переносит, об этом Лермонтов написал стихотворение “На светские цепи…”. Но, несмотря на кратковременные увлечения, неизменно, всю жизнь Лермонтов любил Варвару Александровну Лопухину. Но судьба разлучила их: вынужденный навсегда покинуть Москву, поэт потерял и любимую: в 1835 году Варенька вышла замуж за Н. Ф. Бахметева -–вышла, как Татьяна Ларина, от безнадежности своей любви к Лермонтову. В последние недели жизни рядом с Лермонтовым была его кузина Катя Быховец, любившая его, как родного брата. В письме написанном уже после гибели поэта, она вспоминала: “Он мне всегда говорил, что ему жизнь ужасно надоела, судьба его так гнала, государь не любил его, великий князь ненавидел, не могли его видеть, — и тут еще любовь: он и меня оттого любил, что находил сходства в нас, и о ней его любимый разговор был. Так родилось одно из последних стихотворений поэта – “Молитва”. Лермонтов определял в стихах судьбу поэта в любом государстве, где подавлялась личность и царствует невежество и бездуховность. Эти стихи – это отношение М. Ю. Лермонтова к действительности поэзии.

III. Основные мотивы лирики Лермонтова.

М. Ю. Лермонтов – духовный приемник Пушкина. Он отражал в своих произведениях размышления о своем поколении, о времени, о себе, о Родине. Все стихи поэта рождались из “пламя и света”, т.е. из бури чувств и напряженно вьющийся мысли. Так как большинство произведений Лермонтова написаны в годы реакции, многие из них проникнуты горечью одиночества, сознанием того, что его современники живут бесцельно. Об этом Лермонтов пишет в стихотворении “Дума”. Говоря, что будущее его поколения “иль пусто, иль темно”, Лермонтов уточняет: “Богаты мы, едва из колыбели, ошибками отцов и поздним их умом”. Этот вывод тяжел для поэта, потому что отцы – декабристы. И отказ от их идеалов, отсутствие всяких стремлений позорны. Люди, которые “в начале поприща… вянут без борьбы”, не могут быть полезны. Для Лермонтова такие люди “толпа угрюмая”. Поэт жалеет, что гибнут лучшие силы современников. Он осуждает их бездействие, предрекает их бесславную кончину и презрение потомков. Но Лермонтов видит и других людей. Он понимает, что борющегося, честного человека ждут трудности и лишения. Трагедия передовой мыслящей личности отражена в стихотворении “Смерть поэта”. Это стихотворение обличительно, это страстный протест, негодование бушующий гнев, обращенный против убийц, медленно и хладнокровно травящих “свободный, смелый дар”. Здесь и безутешная горечь друзей не сумевших защитить “сердца вольного”, вовремя разглядеть опасность, и страстная угроза, и приговор “свободы, гения и славы палачам”. В этом стихотворении перед нами витает во весь рост Лермонтов-бунтарь, преемник традиций Пушкина. Стихотворение “Смерть поэта” очень близко по теме и по настроению другое – “Как часто пёстрою толпою окружен…”. Беспощадно и презрительно характеризует Лермонтов завсегдатаев светских салонов, их лица – это “приличьем стянутые маски”. Поэт чувствует себя одиноким среди них. Возвращаясь мыслями к детству, он как бы отдыхает душой. Но тем страшнее его пробуждение, тем яростнее и непримиримее становится его бунт против фальши и духовной нищеты, царящих в окружающем мире. Поэт находится в постоянном конфликте с обществом. Эта борьба и порождает стихотворения – Отповеди. (“Безумец я! Вы правы!…”), размышления о смысле жизни (“И скучно, и грустно”), о назначении поэта (“Поэт”). Волнуют Лермонтова и мысли о войне. Лирический герой стихотворения “Я к вам пишу: случайно, право…” размышляет о ненужности, нелепости жертв на земле, где “под небом места много всем!”. Эти раздумья образованного честного человека о несправедливости захватнической войны. Но к войне освободительной у Лермонтова иное отношение. Недаром в “Бородино” повествование ведется от лица простого солдата. С какой любовью изображены обыкновенные артиллеристы, объединение единым чувством патриотизма! Глубокий, мыслящий человек, Лермонтов не мог не увидеть решающей роли простого народа в победе над французами. И поэтому “Бородино” – памятник русским солдатам. Много стихотворений посвятил Лермонтов теме Родины. Во все времена поэты обращались к этой теме: одни восславляли победы над врагами, другие – родную природу. Особенно остро размышляет Лермонтов о судьбе Родины в дни гонений. Он бесконечно любит ее и одновременно ненавидит. В стихотворении “Тучи” Лермонтов сначала сопоставляет себя с тучками, а потом противопоставляет себя им. У тучек не родины, а поэтому очень жаль расставаться с “милым севером”, с местами, где остаются его друзья и единомышленники. Но в стихотворении “Прощай, немытая Россия…” совершенно иное настроение. Лермонтов, свободный и гордый, не может жить в “стране рабов, стране господ”, быть под постоянным надзором властей. И ненавидит Россию безропотную, покорную, в которой царят беззаконие и произвол. Итогом многолетних раздумий является стихотворение “Родина”. Взгляд поэта точный, искренний, демократичный. Понятие Родины связанно у Лермонтова, прежде всего с понятием народа, труда, с родной природой. Лирический герой Лермонтова, счалив видеть “степей холодное молчанье”, “лесов безбрежных колыханье”, “разливы рек ее подобные морям”, “И на холме средь желтой нивы чету белеющих берез”. Он рад показать нам “полное гумно” — признак крестьянского благополучия, простые предметы быта, “избу покрытую соломой”, “с резными ставнями окно”, — складывающиеся в образ родного края. Таковы основные мотивы лирики Лермонтова. Стихи поэта будили мысль о передовых людях его поколения, воспитывали истинных патриотов.

IV. Человек и природа в лирике Лермонтова.

Одна из ведущих тем творчества М. Ю. Лермонтова – тема одиночества. Обычно мы сравниваем это с мрачной эпохой, в которую ему довелось жить, со светской средой, в которой он вращался. Принято противопоставлять “образы бездушных людей”, принадлежавших к светскому обществу, светлому миру природы, как вместилищу этических ценностей, олицетворению “естественного добра”, противостоящего “историческому свету”. В стихотворении “как часто пестрою толпою окружен…”, построенному на контрасте – “приличьем стянутые маски” и “родные места” поэта – природа названа “царством дивным”:

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд.

А за прудом село дымится – и встают

Вдали туманы над полями

Эти картины оживляют душу Лермонтова: “… я плачу и люблю”. Казалось бы, вот она – гармония, которую так тщетно ищет Лермонтов в мире людей, гармония – в единении с природой. Но, перечитывая внимательно страницы лирических стихотворений М. Ю. Лермонтова, невольно замечаешь, что у его лирического героя нет полного слияния с природой, и чаще всего чувства мучительного одиночества охватывает его и наедине с природой. Это воплощено в своеобразных пейзажных зарисовках, в которых чувствуется затаенная боль поэта. В стихах возникает образ сосны, тоскующей о пальме, одинокого утеса, от которого умчалась “тучка золотая”, одинокого паруса, одинокого дубового листка, оторвавшегося от “ветки родимой” и нигде не находящего приюта. Пейзажная лирика раскрывает еще одну грань раздумий Лермонтова – о роли природа в духовной жизни человека. В стихотворении “Когда волнуется желтеющая нива…” лирический герой испытывает умиротворяющее воздействие “румяного вечера”, “златого утреннего часа”, когда “волнуется желтеющая нива”, кивают головками ландыши, играет по оврагу ключ, свежий лес шумит при звуке ветерка. Для создания картин идеальной красоты поэт использует эмоциональные эпитеты: сладостный листок, душистая роса, приветливое кивание ландыша, таинственная сага, мирный край. Все средства изобразительности направлены на то, чтобы показать поэтичность и вместе с тем успокоительное воздействие природы на человека:

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, —

И счастье я могу постигнуть на земле.

Природа в стихотворениях Лермонтова полна одушевления, огромной таинственной жизни. Сознавая трагический характер своего одиночества, поэт не может ощутить полного слияния с природой. С особенной выразительностью это раскрывается в стихотворении “Выхожу один я на дорогу”, принадлежащий к числу наиболее проникновенных созданий лермонтовской лирики. Блаженство умиротворения, которое царствует в природе, тихой беседе звезд, спокойному сну земли “в сиянье голубом” Лермонтов противопоставляет взволнованный мир человеческих чувств, муку неустанных вопросов, входящих в противоречие с гармонией вселенной:

Жду ль чего? Жалею ли о чем?

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть.

Перекличка вопросов и ответов придает особую тональность стихотворению. Слова, звучащие, казалось бы, безнадежно, не означают, однако, отказа от жизни. При всей тяжести существования, при всех ударах судьбы поэт противится холодному сну могилы. Еще дремлют в груди его силы жизни, еще дорог ему сладкий голос песен. Сквозь торжественную и чудную тишину небес раздается голос поэта, протестующего против вечного сна, который ему словно предлагается засыпающей природой. Эта мысль о разобщенности природы и человека остро выражена в стихотворении “Три пальмы”, где она приобретает неожиданно современный оттенок. Все мы сегодня обеспокоены варварским отношением человека к природе. В стихотворении “Три пальмы” человек предстает как разрушитель, он вносит в мир страдания и гибель:

По корням упругим топор застучал

И пали без жизни питомцы столетий.

Это итог вражды человека с природой. В этом противостоянии Лермонтов на стороне природы, он не может понять человека и осуждает его. Так многообразно раскрываются в лирике М. Ю. Лермонтова мысль о взаимозависимости человека и природы.

V. Лирический герой в лирике Лермонтова.

Особенностью лирики Лермонтова, на мой взгляд, является внутреннее единство лирического героя. Герой постепенно меняется, “движется”, но движение это значительно замедлено по сравнению с развитием лирических героев других поэтов ХIХ века. К концу творчества в лирике Лермонтова все чаще появляется образ простого, обычного, усталого человека, совсем непохожего на героя ранней лирики. Однако между этими героями существует тесная связь, обусловленная сохранением основных мотивов, тем лирики, которые пронизывают все творчество поэта и формируют образ его героя.

Лирика Лермонтова наряду с поэзией Жуковского и ранним творчеством Пушкина явилась взлетом русского романтизма. Это обусловлено тем, что лермонтовский лирический герой – герой романтический. Он наделен всеми отличительными чертами романтика – он борец, страдалец, мятежник, поэт, любовник, даже пророк… Однако особенно сильна в образе романтического героя Лермонтова тема одиночества:

Одинок я – нет отрады:

Стены голые кругом

Одиночество приобретает самые разные черты: это и заточение, и любовное одиночество, появляющееся во многих любовных стихотворениях, и одиночество человека в мире:

… Одиноко

Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне.

Во многих стихотворениях (“Дума”, “И скучно и грустно…”) появляется идея принципиального одиночества личности, связанная с темой поколения в целом. Здесь мы сталкиваемся с одной из основных идей Лермонтова – идеей разрушающей душу рефлексии, болезни, убивающей, по мнению Лермонтова, все его поколение в целом и замыкающей личность на себе самой, обрекая ее на одиночество.

Лучшее, что есть в человеке, — его чувства – “исчезают при слове рассудка; рефлексия убийственна для чувств и веры. Автор причисляет свое лирическое “я” к “заблудшему” поколению, тем самым, сравнивая лирического героя с “плодом, до времени созрелым”. Тема ранней смерти – традиционная тема романтической литературы, но Лермонтов вносит в нее нечто свое: он пишет не о ранней физической смерти, а о смерти самого романтического чувства, смерти, вызванной, прежде всего неверием и отсутствием цели, отсутствием борьбы:

К добру и злу постыдно равнодушны

В начале поприща мы вянем без борьбы.

Мотив борьбы – важнейший мотив всей мировой, романтической литературы – получил у Лермонтова разнообразное развитие. Борьба является сущностью романтической натуры, ее основой: парус борется с враждующей стихией, а стоит буре смолкнуть – парус сам начинает искать и “просить” бури, потому что он “не ищет счастья” и “не от счастия бежит”.

Внутренний разлад в человеке, разлад, о котором мы говорили в связи с темой разрушительной рефлексии, также не может не порождать конфликта и борьбы в душе человека. В стихотворении “Как часто пестрою толпою окружен…” Лермонтов противопоставляет внутренний мир своего лирического героя внешнему реальному миру, одетому в маску. Образ маски и маскарада вообще появляется у Лермонтова очень часто, символизируя ложность и, главное, бездуховность мира, в котором существует лирический герой. Тема Веры и безверия тесно связана с темой борьбы. Романтический герой Лермонтова бросает упрек богу в несовершенстве мира. Демонический и романтический герой поэм “Демон” и “Мцыри” отрицают Бога, не принимая мира, в котором живут. Однако Лермонтов, видевший причину “блуждающей” личности именно в неверии, в отсутствии идеалов, не мог не привести романтическую личность к согласию с Богом. Именно поэтому лермонтовский лирический герой находит в мире нечто такое, что примиряет его с небесами. Для лирического стихотворения “Когда волнуется желтеющая нива…” таким примиряющим началом становится природа.

В других стихотворениях Лермонтова романтическим героем – борцом становится Наполеон. Образ вечного бунтаря, познавшего вершину власти и глубочайшее падение, традиционен для русской романтической лирики. В Наполеоне для Лермонтова сочетались все черты романтического героя: бунтарство, бегство, изгнание, борьба со всеми – и одиночество героя, как личности.

В русской литературе традиционно взаимоотношения поэта и толпы воспринимались как неизбежный конфликт. Сама же тема занимала почетное место в лирике любого автора, причем образ поэта всегда был сближен с образом романтического героя. Не исключение здесь и Лермонтов, однако, разрешение конфликта поэта и толпы у него очень своеобразное. Если толпа традиционно наделялась эпитетом “чернь”, “глухая”, “бездушная”, а в сердце ее вселялась корысть, бездуховная приземленность, то образ поэта сближался с образом пророка, певца, изгнанника. Лермонтов решает конфликт иначе. С одной стороны, он более уважительно изображает саму толпу. С другой – он в стихотворении “Поэт” 1838 года представляет читателю два типа поэтов, утверждая, что каждый век, каждая “толпа” рождает “своего” поэта, что поэт един с “толпой”, он нужен толпе – и толпа нужна ему. Презрение к толпе Лермонтов называет той “ржавчиной”, которая разъедает сияющий клинок его таланта. Лермонтовский поэт – совершенно особый тип лирического героя. В конфликте поэта с миром автор пытается сохранить объективность, не встает однозначно на сторону поэта. В конце творчества появляется “осмеянный пророк”, где образ поэта, не выполнившего своего назначения, полностью лишается авторских симпатий.

В целом же, как уже говорилось, к концу творчества все чаще и чаще в лермонтовской лирике начинает появляться совершенно новый тип героя, только на первый взгляд отличающийся от типично лермонтовского. Новый образ человека простого, обыкновенного и усталого, появляющийся в стихотворениях “Валерик”, “Родина”, “Завещание”, “Соседка”, “Выхожу один я на дорогу…”, глубокими корнями связан с лермонтовским лирическим героем. Старые мотивы героизма, любви, разлуки, свободы получают новое звучание: героизм рассказчика в “Бородино” становится практически будничным, романтическая разлука уступает место наказу другу “все ей рассказать”; лексика романтическая сменяется сниженной, прозаической; тема свободы остается, но связывается это понятие уже не с борьбой, а с покоем (“я ищу свободы и покоя!”)

Таким образом, мы видим, что все отдельные черты лирического героя, все их изменение подчинено внутреннему, глубокому единству этого героя.

Список литературы:

  1. М. А. Снежевская – “Хрестоматия по литературе”.

  2. Г. И. Беленький – “Справочный материал по литературе”.

  3. В. Г. Белинский – “Избранные статьи”.

  4. В. Г. Маранцман – “Литература”.

  5. В. Б. Дружинин “Избранные статьи”

  • Почему люди предают мечту сочинение
  • Почему лиза слушая рассказ насти постоянно ее перебивает и почему насте хочется подробно рассказать
  • Почему люди пишут стихи сочинение
  • Почему лиза прощаясь с эрастом прощалась с душою своею сочинение
  • Почему люди отстают от цивилизации итоговое сочинение аргументы