4
Почему лису в русских сказках называли кума?
10 ответов:
3
0
Потому что лиса очень хитра, она знает как правильно поступать, когда нужно схитрить, когда нужно обмануть, но также лиса может быть и чрезвычайно любезна (ну конечно если ей это выгодно).
Во многих сказках лиса обманывает волка, тот ее называет кумой, наверное оттуда и пошло такое название.
2
0
Интересный вопрос!
Стопроцентного ответа на него у меня нет, но есть предположение…
Кум и кума — это дальние духовные родственники родителям детей, которые были крещены.
Для детей они крёстные мать и отец, а для их родителей — кум и кума.
Статус кума и кумы позволяет ранее чужим или дальним знакомым стать ближе и перейти на более «родственные» и близкие отношения, когда можно прийти в гости без всякого повода и предупреждения, и тебя не выгонят, накормят, всегда будут рады…
Можно быть крёстной мамой не у одной семьи, а у целого посёлка.
Вот, тогда ты будешь вхож в любой дом, где за беседой-чаепитием узнаешь много того, что чужому не расскажут..
Называя лису кумой, автор имеет ввиду её хитрость и изворотливость в достижении любой цели.
Правда, это всего лишь моё предположение, ни чем не подтверждённое.
2
0
Следует обратить внимание на то, что кумой лису называет только волк. Волк и лиса животные одного класса – псовые, таким образом в сказках они как бы признают родство между собою и легко находят общий язык.
Вообще слово кума в устаревшем русском языке не всегда обозначало крестную мать. Так же обращались и к знакомой пожилой женщине, с которой были приятельские отношения.
2
0
Вопрос возникал ещё давно, но чтобы задуматься, почему же лису называют кумой, такое желание возникло недавно. В основном кумой в сказках лису называла собака, или волк, так как в русских народных сказках практически эти звери участвуют везде. И считается что кум, кума — это как бы дальние родственники, так вот, лиса, собака и волк, по сути относятся к одному семейству, так как из одного животного мира. Заметьте даже в сказках в основном волк и лиса очень часто только находят язык между собой. Вот и обращение между ними друг к другу как к родственному существу, ведь, что лиса, что волк — это практически собаки, только дикие и хищные, нежели прирученная домашняя псина.
1
0
Тут пишут, что только волк лису кумой называет, но я сейчас читаю сказки ребенку, и в них часто встречается и обращение лисы — «куманёк».
Так они называют друг друга, потому что как в принципе близки, относятся к псовым.
А вообще кумовья — это крестные родители.
1
0
Лиса хитра по своей натуре, она лукава и учтива со всеми.
Именно поэтому, в сказках лимон ку учтиво называют кумой. Лиса в сказках умеет найти общий язык со всеми.
Ещё стоит обратить внимание, что лису называет кумой волк, который считает её чуть ли не близкой родственницей себе, а действуют они часто вместе, сообща.
1
0
В русских сказках лису называют по-разному. Кума- такое обращение характерно лишь для волка. Кума- это, в-общем, не родственница, а крестная ребенка. Она близка к семье крестника, вхожа в семью, но не одних кровей. Волк таким обращением к рыжей плутовке показывает степень их доверия, понимания. Они в-основном, завсегда вместе пакости делали в сказках. Поэтому — кума, потому что вместе, пока это выгодно.
©БВ.уник100. https://text.ru/anti<wbr />plagiat/5c31411891944
1
0
Наверное потому что в сказках чаще вс его вместе с лисой присутствует и волк.
Эти животные семейства псовых.
То есть есть некий общий момент.
А кума, потому что родственник, но не кровный, а дальний, но всё же родственник.
Наверное так, а возможно у авторов сказок кума ассоциируется с хитростью, лиса хитра по природе.
1
0
Все потому что лиса и волк, это хищники, которые хоть и не являются прям кровными родственниками в самом близком формате, но они из семейства псовых, а потому все таки кровное родство в них есть. Плюс они в сказках, постоянно друг с другом коммуницируют, а потому и такие обращения друг к другу.
1
0
Лиса является очень умным и одновременно хитрым хищником.Вот, как раз эти две важные особенности которые помогают лисе уверенно действовать в любой ситуации.Именно словом кумой начали называть хитрую лису.Данное название часто встречается в различных народных сказках.
Читайте также
В фольклоре каждого народа в результате сложившейся этнической традиции есть свой хитрый зверь. В русских народных сказках — это лиса. У других народов лиса вообще к хитрости не имеет никакого отношения. У кого-то шакал, у кого-то змея. У всех по-разному.
Коварная лиса напросилась в избушку к зайцу после того, как ее ледяная изба растаяла под лучами солнца. Потом лиса выгнала зайца и восстановить справедливость порывались собака, медведь и бык, но потерпели неудачу, так как не лиса их испугалась, а они лисы. Потом появился храбрый петух и одной только песней про свою косу устрашил лису настолько, что та поспешно ретировалась. То есть выгнал лису петух. Но вот что интересно, почему лиса убежала из заячьей лубяной избушки, почему она так испугалась петуха?
Говорят находчивость и храбрость, а может коса, петуха обескуражили лису, победили там, где спасовала голая сила, и лиса, успешно пугавшая других, сама оказалась трусихой. Грозной она была только на словах.
В русских народных сказках всех животных называют очень подходящими для них определениями:
Медведя — Потапыч, Топтыгин, Михайло-Иваныч, Мишутка, Хозяин, Косолапый;
Лису — Патрикеевна, Алиса (из Буратино), Хитрая, плутовка, лгунья;
Кота — Базилио (из Буратино), мышеловка, охотник, усатый;
Ворона — смотря в какой сказке, может быть и колдуньей, и простушкой, которая сыр выронила, а еще Каркушей.
Можно заглянуть в детство и немного напрягая своё «вещество серое» вспоминать детские сказки и басни для взрослых. Будем идти методом исключения: ворона каркнула… сыр достался «рыжей», колобок добегался как раз до нашей «хитрюги», кот крупно пострадал из хаты… А вот сладкого винограда наша «бестия» так и не попробовала. Ответ — второй вариант «ЛИСА И ВИНОГРАД».
Хоть лиса и намного глупее волка, но вот хитрости ей не занимать. И лазейку везде найдет, и по сетке-лесенке вылезти способна (сам видел), и человека не так боится как волк, и с под носа может еду-добычу стащить. Кстати — фенёк — лисичка Сахары с большими ушами, тоже у арабов считается очень и очень хитрой. ))
Лиса
В славянской мифологии, как ни странно, образ лисы иногда сливается с Мокошью, которую наши мифологи называют то богиней любви и рукоделия, то богиней судьбы и урожая. Может быть, поэтому лиса в русских сказках всегда изображается в женском образе.
Лиса занимает очень скромное место в славянской мифологии. Мы не найдём статей о ней в таких фундаментальных книгах, как «Славянская мифология» (М., 1995) и «Символика животных в славянской народной традиции» А. В. Гуры (М., 1997). Между тем в русских сказках о животных она выдвинулась на первое место.
Мы привыкли воспринимать лису как необычайно хитрое животное. Хитрость – это порок, поскольку она держится на обмане. Вот почему сказочную лису мы воспринимаем как персонаж отрицательный. Это подтверждают наши сказковеды.
«Лиса, – пишет Э. В. Померанцева, – один из основных действующих лиц в сказках… Она рисуется в основном как льстивая, хитрая обманщица. И называет её сказка соответственно: лисичка-сестричка, кума-лиса, Лиса Патрикеевна, лиса-краса, лисица-масляная губица, лиса-ласковые словеса. Она обманывает волка, петуха, медведя, выманивает птенцов у дрозда, губит зверей в яме и т. д. Однако в ряде сказок её побеждает человек – в конце концов она вместо обманом вытребованной невесточки получает в мешке собаку, собаки её раздирают, человек её убивает и т. д. Народное нравственное чувство восстаёт против хитрости и обмана и приводит в сказке к победе над ними человека» (Померанцева Э. В. Русская народная сказка. М., 1963. С. 78).
Ещё более непривлекательную характеристику сказочной лисы дал В. П. Аникин. Он писал: «Лиса – притворщица, воровка, обманщица, злая, неверная, льстивая, злопамятная, ловкая, мстительная, хитрая, корыстная, расчётливая, жестокая. В сказках она всюду верна этим чертам своего характера» (Аникин В. П. Русская народная сказка. М., 1977. С. 62).
Автор этих слов подчёркивал исключительно отрицательную природу лисы в русских сказках. В другом месте он указывал: «Лисица всюду в сказках верна самой себе. Её хитрость передана в пословице: “Когда ищешь лису впереди, то она позади”. Она изворотлива и лжёт напропалую до той поры, когда лгать уже нельзя, но и в этом случае она нередко пускается на самую невероятную выдумку. Лисица думает только о своей выгоде. Если сделка не сулит ей приобретений, она не поступится ничем своим. Лиса мстительна и злопамятна» (там же. С. 57).
Кажется, что в этих убийственных словах мы слышим чистую правду. Но я позволю себе в этом усомниться. Образ лисы в наших сказках, на мой взгляд, не следует расценивать исключительно под знаком минус. Возьмём, например, сказку «Снегурушка и лиса».
В этой сказке рассказывается история о том, как единственная внучка старика со старухой заблудилась в лесу. Она влезла на дерево и стала горько плакать да припевать:
Ау! Ау! Снегурушка,
Ау! Ау! Голубушка!
У дедушки, у бабушки
Была внучка Снегурушка;
Её подружки в лес заманили,
Заманивши – покинули.
Услышали эту песенку медведь и волк. Предложили Снегурушке отнести её домой. Она испугалась. Зато лисы не испугалась:
«Идёт лисица:
– Чего ты, Снегурушка, плачешь?
– Как мне, Лиса-олисава, не плакать? Меня подружки в лес заманили, заманивши – покинули.
– Сойди, я тебя отнесу.
Снегурушка сошла, села на спину к лисице, и та помчалась с нею. Прибежала к дому и стала хвостом стучаться в калитку.
– Кто там?
Лиса отвечает:
– Я принесла вашу внучку Снегурушку!
– Ах ты наша милая, дорогая Лиса Олисава! Войди к нам в избу. Где нам тебя посадить? Чем нам тебя угостить?
Принесли молока, яиц, творогу и стали лисицу потчевать за её услугу. А потом простились и дали ей на дорогу ещё курочку» (РНС. С. 366–367).
Никакой хитрости и коварства у лисы в этой сказке мы не увидели! Выходит, не во всех русских сказках лиса выглядит такой, как нам её обрисовали Э. В. Померанцева и В. П. Аникин. Другой пример – сказка «Кузьма Скоробогатый».
В этой сказке лиса как будто соответствует её привычному образу: она здесь, как ей и полагается, очень хитра, но есть одна закорючка: с помощью своей неистощимой хитрости она ищет в ней выгоды не столько для себя, сколько для Кузьмы. Вот как начинается эта сказка:
«Жил-проживал Кузьма один-одинёшенек в тёмном лесу. Ни скинуть, ни надеть у него ничего не было, а постлать – и не заводил.
Вот поставил он капкан. Утром пошёл посмотреть – попала лисица.
– Ну, лисицу теперь продам, деньги возьму, на то и жениться буду.
Лисица ему говорит:
– Кузьма, отпусти меня, я тебе великое добро доспею, сделаю тебя Кузьмой Скоробогатым, только ты изжарь мне одну курочку с масличком – пожирнее.
Кузьма согласился. Изжарил курочку» (РНС. С. 359–360).
Лиса выполнила своё обещание: сделала Кузьму скоробогатым. Правда, для этого ей пришлось обмануть волка, медведя, соболя, куницу, пастухов, Змея Горыныча, а в конечном счёте – царя, который выдал за Кузьму свою дочь замуж. Вот как заканчивается эта сказка:
«Кузьма Скоробогатый стал жить-поживать с женой-царев-ной в палатах белокаменных и лисаньку всякий день угощать курочкой» (там же. С. 365).
Приведённые мною сказки о лисе показывают, что сказочный образ лисы несколько сложнее того её образа, какой обрисовали Э. В. Померанцева и В. П. Аникин. Эти сказки указывают на некоторую противоречивость этого образа. Вот почему его нельзя расценивать как исключительно отрицательный.
Более того, образ лисы, по моему мнению, не следует расценивать как исключительно отрицательный на материале даже и тех сказок, где лиса беззастенчиво обманывает всех, кто попадается на её пути, исключительно ради собственной выгоды. Всё дело в том, что она умна. Вот почему наши сказочники, с одной стороны, возмущаются её поведением, а с другой, в какой-то мере и любуются её хитроумными проделками. Тем более, если речь идёт о проделках, которые она устраивает с глупцами. Такие проделки выглядят как наказание этим глупцам.
В роли таких глупцов в сказках выступают многие животные – волк, медведь, козёл и др.
В сказке «Лисичка-сестричка и серый волк» лиса обманывает волка. Поделом ему! Только глупец мог поверить, что рыба может ловиться на хвост, опущенный в прорубь.
В сказке «Медведь и лиса» лиса обманывает медведя. Поделом ему! Только глупый медведь мог засомневаться в том, что бочонок с мёдом на его чердаке опустошила лиса.
В сказке «Лиса и козёл» лиса обманывает козла. Поделом ему! Вот как выглядит окончание этой сказки:
«Идёт козёл – умная (иронично. – В. Д.) голова; идёт, бородищей трясёт, рожищами мотает; заглянул от нечего делать в колодец, увидел там лису и спрашивает:
– Что ты там, лисанька, поделываешь?
– Отдыхаю, голубчик, – отвечает лиса, – там, наверху, жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой – сколько хочешь!
А козлу давно пить хочется.
– Хороша ли вода-то? – спрашивает козёл.
– Отличная, – отвечает лиса. – Чистая, холодная! Прыгай сюда, коли хочешь; здесь обоим нам место будет.
Прыгнул сдуру козёл, чуть лисы не задавил. А она ему:
– Эх, бородатый дурень, и прыгнуть-то не умел – всю обрызгал.
Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога, да и вон из колодца.
Чуть было не пропал козёл с голоду в колодце; насилу-то его отыскали и за рога вытащили» (РНС. С. 390).
Отсюда не следует, что в русских сказках хитрость и коварство лисы оправдываются. Разве они могут оправдать её поведение, например, в сказке «Звери в яме»? Курочка, петушок, заяц, лиса, волк и медведь спрятались от града в яме. По наущению лисы они поочерёдно съели курочку, петушка, зайца и волка. Остались лиса и медведь. Вот чем дело кончилось:
«Разорвал медведь волка. Стали они с лисой есть. Лиса часть съела, а другую-то припрятала. Сидели-сидели, опять проголодались. Лиса потихоньку начала есть припрятанное, а медведь спрашивает:
– Чем, лисанька, лакомишься?
– Кишочки свои достаю и ем.
– А как ты их достаёшь?
– Распорола брюхо и достаю.
Медведь поверил и распорол себе брюхо» (РНС. С. 395).
Оканчивается эта сказка вполне благополучно для лисы: с помощью птички-синички она выбралась из ямы и осталась безнаказанной за свои грехи.
Безнаказанной лиса осталась и в сказке «Лиса-странница». Она спровадила в яму в этой сказке медведя, волка и зайца. Они погибли. Лиса залезла в яму и всех съела.
Не во всех сказках лиса остаётся безнаказанной. В сказке «Лиса и журавль» она приглашает в гости журавля. Прикинувшись хлебосольной хозяйкой, лиса даёт журавлю тарелку с размазанной по ней манной кашей. Журавль ушёл от лисы несолоно хлебавши. Как ему удалось наказать лису? Пригласив её в гости, он налил окрошку в кувшин. Лиса не смогла до неё добраться.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Ответы
На
Наталья
Крестная мать, крестный отец и дитя, которое они покрестили – не просто дань обычаю, а духовная семья перед Господом Богом.
ТМ
Танюша Максимова
кум,кума (крестые родители)по отношению к родителям ребетенка…а лиса и волк…наверно погоняло у них такое))))
Лира Мальцева
близкие родственники,а ещё — та кума не кума,что под кумом не была.Ну а сказка — ложь,да в ней намек….
Ri
Rioma68486872
ну,кумовья-это крестные ребенка,а вот за сказки-не знаю.но тоже интересно
Круглов Роман
спасибо за ответ, а то такую хрень мне тут понаписали
Круглов Роман
ну наконец то, спасибо! а то пишут тут всякую хрень, ну а почему всёже волк кум, а лиса кума?
Круглов Роман
да не в чём, просто вчера мультик смотрел где звери хвостами менялись, там были волк кум, и лиса кума, вот я и подумал, кто такие кум да кума? спасибо что помогли!
Круглов Роман
вопрос то читал? в школе тоже плохо учился, или не учился ваще?
Fcpugros Fcpugros
лиса -хитрая (так уж завелось)хитрость в удачном замужестве дочки не адекватном её ценности и целости (раньше детей на Руси родители женили ) А волк (злой по сути ,и поэтому жадный ) дождался когда его балбесу жена подобралась ,ну и с кормушки долой .Чё непонятного ?
Круглов Роман
ну хоть я и задал вопрос, а раз ты не ответить, отвечу на него тебе я, это крёстные мать и отец
Круглов Роман
НУ ПРОЧТИ ЕГО, ИЛИ НА ПОМОЩЬ КОГО НИБУДЬ ЛОЗОВИ, ЖЕЛАЮ УДАЧИ!