“Отчего люди не летают так, как птицы?” — рассуждения, анализ, аргументы и характеристики. Русский язык и литература для школьника
В январе тысяча восемьсот шестидесятого года впервые выходит в свет грандиозное произведение А. Н. Островского “Гроза”. Оно поражает читателей своим сюжетом и трагическим концом. Но наиболее обширным предметом для обсуждения становится Катерина – “русский сильный характер”, для которого правда и глубокое чувство долга превыше всего.
Сначала давайте обратимся к детским годам главной героини, о которых мы узнаем из ее монологов.
Как мы видим, в это беззаботное время Катерину прежде всего окружала красота и гармония, она “жила, точно птичка на воле” среди, материнской любви и благоухающей природы. Молодая девушка ходила умываться на ключ, слушала рассказы странниц, потом садилась за какую-нибудь работу, и так проходил весь день. Она еще не знала горькой жизни в “заточеньи”, но все у нее впереди, впереди жизнь в “темном царстве”. Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве.
Девочка не получила хорошего образования. Она жила с матерью в деревне.
Детство Катерины было радостным, безоблачным. Мать в ней “души не чаяла”, не принуждала работать по хозяйству. Жила Катя свободно: вставала рано, умывалась родниковой водой, ползала цветы, ходила с матерью в церковь, потом садилась за какую-нибудь работу и слушала странниц и богомолок, которых было много в их доме.
Катерине снились волшебные сны, в которых она летала под облаками. И как сильно контрастирует с такой тихой, счастливой жизнью поступок шестилетней девочки, когда Катя, обидевшись на что-то, убежала вечером из дома на Волгу, села в лодку и оттолкнулась от берега!… Мы видим, что Катерина росла счастливой, романтичной, но ограниченной девушкой. Она была очень набожной и страстно любящей.
Она любила все и всех вокруг себя: природу, солнце, церковь, свой дом со странницами, нищих, которым она помогала.
Но самое главное в Кате то, что она жила в своих мечтах, обособленно от остального мира. Из всего существующего она выбирала только то, что не противоречило ее натуре, остальное она не хотела замечать и не замечала. Поэтому и видела девочка ангелов в небе, и была для нее церковь не гнетущей и давящей силой, а местом, где все светло, где можно помечтать.
Можно сказать, что Катерина была наивной и доброй,, воспитанной в вполне религиозном духе. Но если она встречала на своем пути то, что. противоречило ее идеалам, то превращалась в непокорную и упрямую натуру и защищала себя от того постороннего, чужого, что смело потревожить ее душу. Так было и в случае с лодкой.
После замужества жизнь Кати сильно изменилась. Из свободного, радостного, возвышенного мира, в котором она чувствовала свое слияние с природой, девушка попала в жизнь, полную обмана, жестокости и опущенности. Дело даже не в том, что Катерина вышла за Тихона не по своей воле: она вообще никого не любила и ей было все равно за кого выходить.
Дело в том, что у девушки отняли ее прежнюю жизнь, которую она создала для себя. Катерина уже не чувствует такого восторга от посещения церкви, она не может заниматься привычными ей делами. Грустные, тревожные мысли не дают ей спокойно любоваться природой.
Кате остается терпеть, пока терпится, и мечтать, но она уже не может жить своими мыслями, потому что жестокая действительность возвращает ее на землю, туда, где унижение и страдание.
Катерина пытается найти свое счастье в любви к Тихону: “Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю”. Но искренние проявления этой любви пресекаются Кабанихой: “Что на шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешься”.
В Катерине сильно чувство внешней покорности и долга, поэтому она и заставляет себя любить нелюбимого мужа. Тихон и сам из-за самодурства своей матери не может любить свою жену по-настоящему, хотя, наверное, и хочет. И когда он, уезжая на время, покидает Катю, чтобы нагуляться вволю, девушка становится совсем одинокой. Почему Катерина полюбила Бориса?
Ведь он не выставлял свои мужские качества, как Паратов, даже и не разговаривал с ней. Наверное, причина в том, что ей недоставало чего-то чистого в душной атмосфере дома Кабанихи. И любовь к Борису была этим чистым, не давала Катерине окончательно зачахнуть, как-то поддерживала ее. Она пошла на свидание с Борисом потому, что почувствовала себя человеком, имеющим гордость, элементарные права.
Это был бунт против покорности судьбе, против бесправия. Катерина знала, что совершает грех, но знала она и то, что дальше жить по-прежнему нельзя. Она принесла чистоту своей совести в жертву свободе и Борису.
По-моему, идя на этот шаг, Катя уже чувствовала приближающийся конец и, наверное, думала: “Сейчас или никогда”.
Она хотела насытиться любовью, зная, что другого случая не будет. На первом свидании Катерина сказала Борису: “Ты меня загубил”. Борис – причина опорочивания ее души, а для Кати это равнозначно гибели.
Грех висит на ее сердце тяжким камнем. Катерина ужасно боится надвигающейся грозы, считая ее наказанием за совершенное. Катерина боялась грозы с тех пор, как стала думать о Борисе. Для ее чистой души даже мысль о любви к постороннему человеку – грех.
Катя не может жить дальше со своим грехом, и единственным способом хоть частично от него избавиться она считает покаяния Она признается во всем мужу и Кабанихе. Такой поступок в наше время кажется очень странным, наивным. “Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу” – такова Катерина. Тихон простил жену, но простила ли она сама себя?
Будучи очень религиозной. Катя боится бога, а ее бог живет в ней, бог – ее совесть. Девушку мучают два вопроса: как она вернется домой и будет смотреть в глаза мужу, которому изменила, и как она будет жить с пятном на своей совести.
Единственным выходом из этой ситуации Катерина видит смерть: “Нет, мне что домой, что в могилу – все равно…В могиле лучше…Опять жить? Нет, нет, не надо… нехорошо” Преследуемая своим грехом, Катерина уходит из жизни, чтобы спасти свою душу. Добролюбов определял характер Катерины как “решительный, цельный, русский”.
Решительный, потому что она решилась на последний шаг, на смерть ради спасения себя от позора и угрызений совести. Цельный, потому что в характере Кати все гармонично, едино, ничто не противоречит друг другу, потому что Катя составляет единое с природой, с Богом. Русский, потому что кто, как ни русский человек, способен так любить, способен так жертвовать, так с виду покорно переносить все лишения, оставаясь при этим самим собой, свободным, не рабом.
Хотя и изменилась жизнь Катерины, она не утратила своей поэтической натуры: ее по-прежнему очаровывает природа, она видит блаженство в гармонии с ней. Ей хочется взлететь высоко-высоко, коснуться небесной синевы и оттуда, с высоты, послать всем большой привет. Поэтическая натура героини требует иной жизни, чем той, которую она имеет. Катерина рвется на “свободу”, но не на свободу ее плоти, а свободу души.
Поэтому она строит иной мир, свой в котором нет лжи, бесправия, несправедливости, жестокости. В этом мире, в отличие от действительности, все идеально: здесь живут ангелы, “поют невинные голоса, пахнет кипарисом, и горы и деревья, будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся”. Но несмотря на это, ей все же приходится возвращаться в реальный мир, полный эгоистов и самодуров.
И среди них она пытается найти родственную душу. Катерина в толпе “пустых” лиц ищет того, кто смог бы ее понять, заглянуть в ее душу и принять такой, какая она есть, а не такой, какой ее хотят сделать. Героиня ищет и никого не может найти.
Ее глаза “режет” темнота и убогость этого “царства”, разуму приходится смириться, но сердце ее верит и ждет того единственного, который поможет ей выжить и бороться за правду в этом мире лжи и лукавства. Катерина встречает Бориса, и ее затуманенное сердце говорит, что это тот, кого она так долго искала. Но так ли это?
Нет, Борис далеко не идеал, он не может дать Катерине того, что она просит, а именно: понимания и защиты. Она не может чувствовать себя с Борисом “как за каменной стеной”. И справедливость этого подтверждает подлый, полный трусости и нерешительности поступок Бориса: он оставляет Катерину одну, бросает “на съеденье волкам”.
Страшны эти “волки”, но не могут они устрашить “русской души” Катерины. А душа у нее истинно русская. И объединяет Катерину с народом не только общение, но и приобщенность к христианству.
Катерина так верит в Бога, что каждый вечер молится в своей комнатке. Ей нравится ходить в церковь, смотреть на иконы, слушать звон колокола. Она, как и русские люди, любит свободу.
И именно это свободолюбие не дает ей смириться со сложившейся ситуацией. Наша героиня не привыкла врать, и поэтому она рассказывает о любви к Борису своему мужу. Но вместо понимания Катерина встречает лишь прямой укор.
Теперь ее ничего не держит на этом свете: Борис оказался не таким, каким “рисовала” его себе Катерина, а жизнь в доме Кабанихи стала еще невыносимей. Бедная, невинная “птичка, заточенная в клетку”, не смогла выдержать неволи – Катерина покончила жизнь самоубийством.
Девушке все-таки удалось, “взлететь”, она шагнула с высокого берега в Волгу, “расправила крылья” и смело пошла ко дну. Своим поступком Катерина оказывает сопротивление “темному царству”. Но Добролюбов называет ее “лучом” в нем, не потому только, что ее трагическая гибель выявила весь ужас “темного царства” и показала неизбежность гибели для тех, кто не может примириться с гнетом, но и потому, что смерть Катерины не пройдет и не может пройти бесследно для “жестоких нравов”.
Ведь уже зарождается гнев на этих самодуров. Кулигин – и тот упрекнул Кабаниху в отсутствии милосердия, даже безропотный исполнитель желаний матери, Тихон, публично осмелился бросить в лицо ей обвинение в смерти Катерины.
Уже сейчас назревает над всем этим “царством” зловещая гроза, способная разрушить, его “в пух и прах”. И этот светлый луч, пробудивший – пусть на один миг – сознание обездоленных, безответных людей, находящихся в материальной зависимости от богатеев, убедительно показал, что должен наступить конец безудержному грабежу и самодовольству Диких и гнетущему властолюбию и ханжеству Кабаних. Немаловажно значение образа Катерины и в наши дни.
Да, может, многие считают Катерину безнравственной, бесстыжей изменщицей, но разве она виновата в этом?! Виноват скорее всего Тихон, который не уделял должного внимания и ласки жене, а лишь следовал советам его “маменьки”. Катерина же виновата лишь в том, что вышла замуж за такого безвольного человека.
Ее жизнь была разрушена, но она пыталась из останков “построить” новую. Катерина смело шла вперед до тех пор, пока не поняла, что идти больше некуда. Но и тогда она сделала отважный шаг, последний шаг над пропастью, ведущей в другой мир, возможно, и лучший, а, возможно, и худший. И этот мужество, жажда правды и свободы заставляют преклониться перед Катериной.
Да, вероятно, она не столь идеальна, у нее есть свои недостатки, но смелость делает героиню предметом для подражания, достойным похвалы.
Все сочинения
“Отчего люди не летают!”
Катерина – русский сильный характер, для которого правда и глубокое чувство долга превыше всего. В ней чрезвычайно развито стремление к гармонии с миром и свободе. Истоки этого – в детстве.
Как мы видим, в это беззаботное время Катерину прежде всего окружала красота и гармония, она “жила, точно птичка на воле”, среди материнской любви и благоухающей природы. Мать в ней души не чаяла, не принуждала работать по хозяйству. Жила Катя свободно: вставала рано, умывалась родниковой водой, поливала цветы, ходила с матерью в церковь, потом
садилась за какую-нибудь работу и слушала странниц и богомолок, которых было много в их доме. Катерине снились волшебные сны, где она летала под облаками.
И как сильно контрастирует с такой тихой, счастливой жизнью поступок шестилетней девочки, когда Катя, обидевшись на что-то, убежала вечером из дома на Волгу, села в лодку и оттолкнулась от берега. Это – поступок человека с характером сильным, не терпящим ограничений.
Мы видим, что Катерина росла счастливой и романтичной девушкой. Она была очень набожной и страстно любящей. Она любила все и всех вокруг себя: природу, солнце, церковь, свой дом со странницами,
нищих, которым^она помогала. Но самое главное в Кате то, что она жила в своих мечтах, обособленно от остального мира. Из всего существующего она выбирала только то, что не противоречило ее натуре, остальное она не хотела замечать и не замечала.
Поэтому и видела девочка ангелов в небе, и была для нее церковь не гнетущей и давящей силой, а местом, где все светло, где можно помечтать. Катерина была наивной и доброй, воспитанной во вполне религиозном духе. Но если она встречала на своем пути то, что противоречило ее идеалам, то превращалась в непокорную и упрямую натуру и защищала себя от того постороннего, чужого, что смело потревожить ее душу.
Так было и в случае с лодкой.
После замужества жизнь Катерины сильно изменилась. Из свободного, радостного, возвышенного мира, в котором она чувствовала свое слияние с природой, девушка попала в жизнь, полную обмана и насилия. Дело даже не в том, что Катерина, вышла за Тихона не по своей воле: она вообще никого не любила и ей было все равно за кого выходить.
Дело в том, что у девушки отняли ее прежнюю жизнь, которую она создала для себя. Катерина уже не чувствует такого восторга от посеще кия церкви, не может заниматься привычными ей делами. Грустные, тревожные мысли не дают ей спокойно любоваться природой. Кате остается терпеть, пока терпится, и мечтать, но она уже не может жить своими мыслями, потому что жестокая действительность возвращает ее на землю, туда, где унижение и страдание.
Катерина пытается найти свое счастье в любви к Тихону: “Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю”. Но искренние проявления этой любви пресекаются Кабанихой: “Что на шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешься”.
В Катерине сильно чувство внешней покорности и долга, поэтому она и заставляет себя любить нелюбимого мужа. Тихон и сам из-за самодурства своей матери не может любить жену по-настоящему, хотя, наверное, и хочет. И когда он, уезжая на время, покидает Катю, чтобы нагуляться вволю, женщина становится совсем одинокой.
Любовь к Борису – чувство, возникшее, по-моему, по причине глубокой человеческой неудовлетворенности. Катерине недоставало чего-то чистого в душной атмосфере дома Кабанихи. И любовь к Борису была этим чистым, не давала Катерине окончательно зачахнуть, как-то поддерживала ее. Она пошла на свидание с Борисом потому, что почувствовала себя человеком, имеющим гордость, элементарные права.
Это был бунт против покорности судьбе, против бесправия. Катерина знала, что совершает грех, но знала она и то, что жить по-прежнему дальше нельзя. Она принесла чистоту своей совести в жертву свободе и Борису. По-моему, идя на этот шаг, Катя уже чувствовала приближающийся конец и, наверное, думала: “Сейчас или никогда”.
Она хотела насытиться любовью, зная, что другого случая не будет. На первом же свидании Катерина сказала Борису: “Ты меня загубил”. Грех лежит на ее сердце тяжким камнем.
Символом неотвратимой небесной кары для героини становится гроза. Катерина не может жить дальше со своим грехом, и вполне естественный для ее религиозного сознания выход – покаяние. Она признается во всем мужу и свекрови. Но покаянию должно сопутствовать смирение, а его-то и нет в свободолюбивой героине.
Самоубийство – страшный грех, но именно на него решается Катерина, будучи не в силах существовать в мире, где люди не летают, как птицы.
Читать сочинение по литературе: «»Отчего люди не летают так, как птицы?»» Страница 1
(Назад)
Функция «чтения» служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!
«Отчего люди не летают так, как птицы?»
В январе тысяча восемьсот шестидесятого года впервые выходит в свет грандиозное произведение А. Н. Островского «Гроза». Оно поражает читателей своим сюжетом и трагическим концом. Но наиболее обширным предметом для обсуждения становится Катерина — «русский сильный характер», для которого правда и глубокое чувство долга превыше всего. Сначала давайте обратимся к детским годам главной героини, о которых мы узнаем из ее монологов.
Как мы видим, в это беззаботное время Катерину прежде всего окружала красота и гармония, она «жила, точно птичка на воле» среди, материнской любви и благоухающей природы. Молодая девушка ходила умываться на ключ, слушала рассказы странниц, потом садилась за какую-нибудь работу, и так проходил весь день. Она еще не знала горькой жизни в «заточеньи», но все у нее впереди, впереди жизнь в «темном царстве». Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве. Девочка не получила хорошего образования. Она жила с матерью в деревне.
Детство Катерины было радостным, безоблачным. Мать в ней «души не чаяла», не принуждала работать по хозяйству. Жила Катя свободно: вставала рано, умывалась родниковой водой, ползала цветы, ходила с матерью в церковь, потом садилась за какую-нибудь работу и слушала странниц и богомолок, которых было много в их доме. Катерине снились волшебные сны, в которых она летала под облаками. И как сильно контрастирует с такой тихой, счастливой жизнью поступок шестилетней девочки, когда Катя, обидевшись на что-то, убежала вечером из дома на Волгу, села в лодку и оттолкнулась от берега!… Мы видим, что Катерина росла счастливой, романтичной, но ограниченной девушкой. Она была очень набожной и страстно любящей. Она любила все и всех вокруг себя: природу, солнце, церковь, свой дом со странницами, нищих, которым она помогала.
Но самое главное в Кате то, что она жила в своих мечтах, обособленно от остального мира. Из всего существующего она выбирала только то, что не противоречило ее натуре, остальное она не хотела замечать и не замечала. Поэтому и видела девочка ангелов в небе, и была для нее церковь не гнетущей и давящей силой, а местом, где все светло, где можно помечтать. Можно сказать, что Катерина была наивной и доброй,, воспитанной в вполне религиозном духе. Но если она встречала на своем пути то, что. противоречило ее идеалам, то превращалась в непокорную и упрямую натуру и защищала себя от того постороннего, чужого, что смело потревожить ее душу. Так было и в случае с лодкой.
После замужества жизнь Кати сильно изменилась. Из свободного, радостного, возвышенного мира, в котором она чувствовала свое слияние с природой, девушка попала в жизнь, полную обмана, жестокости и опущенности. Дело даже не в том, что Катерина вышла за Тихона не по своей воле: она вообще никого не любила и ей было все равно за кого выходить. Дело в том, что у девушки отняли ее прежнюю жизнь, которую она создала для себя. Катерина уже не чувствует такого восторга от посещения церкви, она не может заниматься привычными ей делами. Грустные, тревожные мысли не дают ей спокойно любоваться природой. Кате остается терпеть, пока терпится, и мечтать, но она уже не может жить своими мыслями, потому что жестокая действительность возвращает ее на землю, туда, где унижение и страдание.
Катерина: «Отчего люди не летают?» (о пьесе «Гроза» А. Н. Островского)
Островский внес свой вклад в разработку образа русской женщины.
Его героини в полном соответствии с уже установившейся традицией изображены как сильные, цельные натуры, которые оказываются нравственно выше слабых, неуверенных, сомневающихся героев. Это и Катерина («Гроза»), и Лариса («Бесприданница»), которые не могут жить в мире зла, лукавить, лицемерить, обманывать. Им надо жить «по душе», по совести, по законам добра и нравственной гармонии. Если это невозможно, они предпочитают уйти из жизни. Компромиссы их не устраивают. Пусть только в сфере семейно-бытовых и любовных отношений, но они твердо стоят на своем.
Вспомним начало пьесы. Собственно, ничего страшного еще не произошло. Катерина вообще еще ни единого слова не сказала Борису, она еще на перепутье, в тяжелейшей внутренней борьбе, ей нужны совет, опора, поддержка… Нельзя забывать, что Катерина очень молода. Как вы думаете, сколько ей лет? Она ведь замужем совсем недавно, судя по всему, меньше года. В самом начале первого действия напряженно и настороженно всматривается Катерина в окружающее и окружающих, прежде всего — в членов своей новой семьи. Так и кажется, что здесь, сейчас, на наших глазах она с удивлением и страхом вслушивается в грозные наставления Кабанихи, начинает понимать, до какой степени бесхарактерен и забит ее муж.
Вы можете спросить: так ли нам важно знать возраст действующих лиц художественных произведений вообще и Катерины в частности? Это на самом деле важно. Катерина по возрасту совсем еще молодая. Никогда никого она еще не любила; но душа ее открыта для любви.
Вот первые слова, которые Катерина произносит, обращаясь к свекрови: «Для меня, маменька, все одно: что родная мать, что ты, да и Тихон тебя любит». Чуть позже она говорит Варваре: «Ты милая такая, я сама тебя люблю до смерти». И уже, сама себе не веря, в надежде предотвратить нечто страшное, как утопающий хватается за соломинку, бросается она к Тихону во втором действии: «Тиша, голубчик, кабы ты остался либо взял ты меня с собой, как бы я тебя любила, как бы я тебя голубила, моего милого! (Ласкает его)». Тщетно. Никому ее любовь не нужна.
Ох, какие трудные, какие сложные вопросы ставит этот юноша. Нельзя от них отмахнуться, нельзя уйти в сторону от их обсуждения.
Да, в идеале, конечно, муж — опора и защита. А если Катерина как раз не ощутила, не увидела в Тихоне той самой опоры и защиты, на которую так безуспешно надеялась? А ведь как умоляла она его не бросать ее в трудную минуту, помочь, спасти…
Кроме того, разве Катерина сама не ощущает своей вины, своего греха? Дело не в том, чтобы обязательно объявить ее «положительной героиней». Просто нельзя забывать, что свою вину Катерина искупает безмерной ценой, от неволи и унижения уходит единственным путем, который ей открыт.
Перед всем миром, громко, на людях покаялась она в своем грехе. Что ее ждет впереди? Прощение? Нет, новые и еще более страшные муки. Что ей остается делать? Уйти к родителям? По обычаям того времени, такой исход исключен. Катерина сделала свой выбор. Но как важно для восприятия замысла драматурга то, что Катерина уходит из жизни не сломленной. Она идет на смерть, решительно отвергая законы «мертвого царства».
Юноша очень точно наметил самую суть конфликта, определяющего внутреннюю драму Катерины: с одной стороны, традиционные моральные нормы, с другой — стихийный порыв героини «Грозы», пытающейся отстоять свое человеческое право на личностное самоопределение. Это поистине трагическая ситуация; потери в любом случае здесь неизбежны. Но народные обычаи, на которые ссылался ученик, включали в себя и возможность прощения, милосердия. А милосердия-то в «темном царстве» Кабановых как раз и не было.
В мире без любви, без милосердия Катерина жить не может. А жить так хочется, так хочется полноты человеческого существования! Ведь даже после покаяния, после признания в страшном грехе Катерина все равно тянется к свету, свободе, счастью.
В финале «Грозы» особенно сильно ощущается одна из главных идей Островского: любовь преображает людей, делает их чище, смелее. Это относится даже к Тихону и Борису — тем более к Катерине. Громко звучит ее голос, почти крик, обращенный даже не столько к Борису, сколько ко всему земному простору: «Радость моя! Жизнь моя, душа моя, люблю тебя! Откликнись!» Материал с сайта //iEssay.ru
Как удивительно, что у запуганной, забитой, казалось бы, совершенно необразованной и темной (как считал ее Д. И. Писарев) женщины, понятия не имевшей о лучших образцах мировой литературы, берутся откуда-то поразительные слова, возносящие ее до уровня высоких идей Возрождения: любовь сильнее смерти. Решив покончить жизнь самоубийством, Катерина ужасается собственному решению: «Грех! Молиться не будут?» — но тут же ее озаряет мысль о людях, способных ее понять и пожалеть: «Кто любит, тот будет молиться…»
Академик Д. С. Лихачев писал: «В традициях русского классического романа есть несколько образов женщин, как бы олицетворяющих собою Россию. Это олицетворение в разной степени полно или, вернее, в разной степени неполно, но намек на связь женского образа с образом России все же существует, как бы брезжит сквозь ткань повествования и сквозь ткань самого образа у разных авторов. Татьяна Ларина у Пушкина, бабушка в «Обрыве» Гончарова, я бы не побоялся сказать — Катерина в «Грозе» Островского…»
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
На этой странице материал по темам:
- сочинение на тему отчего люди не летают
- почему люди не летают сочинение по грозе
- в ком катерина в грозе ищет поддержку
- отчего люди не летают островский
- самоопределение екатерины из грозы
«Отчего люди не летают, как птицы?»
Сочинение по теме «Отчего люди не летают, как птицы?»
Александр Николаевич Островский в пьесе “Гроза” данными вопросами поднимает проблему душевной свободы человека. О свободе сказать, как о полете мыслей, чувств, действий. Человек чувствует себя так, будто он летает, когда на него ничто и никто не давит, никто не указывает, тогда у человека появляется вдохновение, ощущение легкости, будто у героини Катерины, к ее чувствам, к ее жизни.
Катерина жила и воспитывалась в материнской любви, как говорит сам автор, “жила, точно птичка на воле”.
Детство её было беззаботным, счастливым и мечтательным. Она не знала горя, была наивна и ко всем добра. После замужества жизнь героини значительно изменилась Свободу Катерины ограничивала ее свекровь кабаниха, которая постоянно указывала ей, что делать и как себя вести. Ее могла бы спасти любовь мужа, которой ей так не хватало, но ее лишили и любви. В городе Калинове Катерина была единственной, кто так глубоко и просо мыслит. Ей душно, ей хочется вырваться на волю, ей хочется высоки чувств и своевольных поступков. Автор приводит нам пример ранимой души, которая не терпит сухости и обмана, поэтому героиня принимает роковое решение, лишая себя этого душного города, черствых людей и своей собственной жизни.
Данный вопрос, поднятый автором в монологе Катерины, можно отнести и к другим героям рассмотренной пьесы островского. Поступаете в 2020 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
К примеру, Тихон Иванович кабанов этот герой неспроста носит такое говорящее имя. Тихон – тихий, угождающий своей матери и не имеющий своего мнения ,Ю своей жизненной позиции. Тихон – человек, которого нельзя назвать свободны. Его действия и мысли под четким материнским руководством. Слабохарактерный он и не знает, что значит “парить, как птица”. Ему не знакомо это чувство. И Катерина, задавая этот вопрос не только к себе, но и к Тихону. Почему же он не проявил силу воли, свой мужской характер и не противостоит устоям старой жизни, почему не начнет делать то, что по его воле, наслаждаться тем, что радует его, ведь Тихон мог бы стать вольными узнать чувства округлённости и счастья. В этом герое автор показывает влияния других людей, которые не решаются идти наперекор всем.
Итак, в заключение важно отметить, что поставленным вопросам автор дает повод к размышлению о нашем “полете” в жизни. Счастлив ли ты сейчас? Или “отчего не решаешься на первый шаг к свободе?”. Человек – сам хозяин своей судьбы, и только он может решить, ка ему жить. Герои Катерина и Тихон только в конце пьесы отдаются своей воле, открывая свою душу.
Полезный материал по теме:
- «Отчего люди не летают!». Образ Катерины
- Краткое содержание комедии Свои люди – сочтемся в сокращении
Сочинение-эссе на тему «Отчего люди не летают?»
«Отчего люди не летают, как птицы?» – Так рассуждала героиня пьесы А.Н. Островского «Гроза» Катерина. И была права. Только современный человек может покорять воздушные просторы, так как он изобрёл самолёт, вертолёт, парашют… . А в XIX веке люди только хотели достичь этого. Но суть вопроса в другом. По-настоящему человек летает, когда он свободен, когда он может говорить то, что думает, думать о том, что ему близко и дорого, совершать поступки по велению сердца или разума, испытывать желанные чувства, проявлять любые эмоции. И никто не может запретить человеку делать всё это.
Свобода – это и есть полёт мысли, чувства, желания, действия. К примеру, свободен ли человек, когда он испытывает чувство радости? Конечно, свободен. К тому же, если он может поделиться этим чувством с другими, особенно близкими ему людьми – семьёй, родными, коллегами. Мать радуется успехам своего ребёнка, да и просто потому, что ребёнок улыбается, ему хорошо, и это «хорошо» передаётся им обоим. Ученик радуется высокой оценке, и учитель разделяет его радость, и по-другому не может быть, так как это и его, учителя, заслуга. И оба думают: «Я – могу!» Вот те моменты радости, когда человек летает, когда эндорфины счастья переполняют его.
Конечно, такого полёта – свободного, счастливого, не могла испытать Катерина, заключённая в клетку тюремных патриархальных устоев своей свекрови. Её желание полететь, как птица, так и осталось мечтой. А та попытка полёта, которую она всё-таки решила совершить, оказалась неудачной – только камнем вниз упала и разбилась раненая птица.
Если у героини Островского не было возможности «летать», то у нас она есть, и надо пользоваться этим ежечасно, ежеминутно. Сохранить и не растерять «летучие» свойства – главная задача человека, которую он должен ставить перед собой на всю жизнь, ибо он умеет летать, ему дано это свыше.
«“Отчего люди не летают!” (Образ Катерины в пьесе А. Островского “Гроза”)»
Катерина — русский сильный характер, для которого правда и глубокое чувство долга превыше всего. В ней чрезвычайно развито стремление к гармонии с миром и свободе. Истоки этого — в детстве. Как мы видим, в это беззаботное время Катерину прежде всего окружала красота и гармония, она “жила, точно птичка на воле”, среди материнской любви и благоухающей природы. Мать в ней души не чаяла, не принуждала работать по хозяйству. Жила Катя свободно: вставала рано, умывалась родниковой водой, поливала цветы, ходила с матерью в церковь, потом садилась за какую-нибудь работу и слушала странниц и богомолок, которых было много в их доме. Катерине снились волшебные сны, где она летала под облаками. И как сильно контрастирует с такой тихой, счастливой жизнью поступок шестилетней девочки, когда Катя, обидевшись на что-то, убежала вечером из дома на Волгу, села в лодку и оттолкнулась от берега. Это — поступок человека с характером сильным, не терпящим ограничений. Мы видим, что Катерина росла счастливой и романтичной девушкой. Она была очень набожной и страстно любящей. Она любила все и всех вокруг себя: природу, солнце, церковь, свой дом со странницами, нищих, которым^она помогала. Но самое главное в Кате то, что она жила в своих мечтах, обособленно от остального мира. Из всего существующего она выбирала только то, что не противоречило ее натуре, остальное она не хотела замечать и не замечала. Поэтому и видела девочка ангелов в небе, и была для нее церковь не гнетущей и давящей силой, а местом, где все светло, где можно помечтать. Катерина была наивной и доброй, воспитанной во вполне религиозном духе. Но если она встречала на своем пути то, что противоречило ее идеалам, то превращалась в непокорную и упрямую натуру и защищала себя от того постороннего, чужого, что смело потревожить ее душу. Так было и в случае с лодкой.
После замужества жизнь Катерины сильно изменилась. Из свободного, радостного, возвышенного мира, в котором она чувствовала свое слияние с природой, девушка попала в жизнь, полную обмана и насилия. Дело даже не в том, что Катерина, вышла за Тихона не по своей воле: она вообще никого не любила и ей было все равно за кого выходить. Дело в том, что у девушки отняли ее прежнюю жизнь, которую она создала для себя. Катерина уже не чувствует такого восторга от посеще кия церкви, не может заниматься привычными ей делами. Грустные, тревожные мысли не дают ей спокойно любоваться природой. Кате остается терпеть, пока терпится, и мечтать, но она уже не может жить своими мыслями, потому что жестокая действительность возвращает ее на землю, туда, где унижение и страдание. Катерина пытается найти свое счастье в любви к Тихону: “Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю”. Но искренние проявления этой любви пресекаются Кабанихой: “Что на шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешься”. В Катерине сильно чувство внешней покорности и долга, поэтому она и заставляет себя любить нелюбимого мужа. Тихон и сам из-за самодурства своей матери не может любить жену по-настоящему, хотя, наверное, и хочет. И когда он, уезжая на время, покидает Катю, чтобы нагуляться вволю, женщина становится совсем одинокой.
Любовь к Борису — чувство, возникшее, по-моему, по причине глубокой человеческой неудовлетворенности. Катерине недоставало чего-то чистого в душной атмосфере дома Кабанихи. И любовь к Борису была этим чистым, не давала Катерине окончательно зачахнуть, как-то поддерживала ее. Она пошла на свидание с Борисом потому, что почувствовала себя человеком, имеющим гордость, элементарные права. Это был бунт против покорности судьбе, против бесправия. Катерина знала, что совершает грех, но знала она и то, что жить по-прежнему дальше нельзя. Она принесла чистоту своей совести в жертву свободе и Борису. По-моему, идя на этот шаг, Катя уже чувствовала приближающийся конец и, наверное, думала: “Сейчас или никогда”. Она хотела насытиться любовью, зная, что другого случая не будет. На первом же свидании Катерина сказала Борису: “Ты меня загубил”. Грех лежит на ее сердце тяжким камнем. Символом неотвратимой небесной кары для героини становится гроза. Катерина не может жить дальше со своим грехом, и вполне естественный для ее религиозного сознания выход — покаяние. Она признается во всем мужу и свекрови. Но покаянию должно сопутствовать смирение, а его-то и нет в свободолюбивой героине. Самоубийство — страшный грех, но именно на него решается Катерина, будучи не в силах существовать в мире, где люди не летают, как птицы.
Катерина: «Отчего люди не летают?» (о пьесе «Гроза» А. Н. Островского)
Островский внес свой вклад в разработку образа русской женщины.
Его героини в полном соответствии с уже установившейся традицией изображены как сильные, цельные натуры, которые оказываются нравственно выше слабых, неуверенных, сомневающихся героев. Это и Катерина («Гроза»), и Лариса («Бесприданница»), которые не могут жить в мире зла, лукавить, лицемерить, обманывать. Им надо жить «по душе», по совести, по законам добра и нравственной гармонии. Если это невозможно, они предпочитают уйти из жизни. Компромиссы их не устраивают. Пусть только в сфере семейно-бытовых и любовных отношений, но они твердо стоят на своем.
Вспомним начало пьесы. Собственно, ничего страшного еще не произошло. Катерина вообще еще ни единого слова не сказала Борису, она еще на перепутье, в тяжелейшей внутренней борьбе, ей нужны совет, опора, поддержка… Нельзя забывать, что Катерина очень молода. Как вы думаете, сколько ей лет? Она ведь замужем совсем недавно, судя по всему, меньше года. В самом начале первого действия напряженно и настороженно всматривается Катерина в окружающее и окружающих, прежде всего — в членов своей новой семьи. Так и кажется, что здесь, сейчас, на наших глазах она с удивлением и страхом вслушивается в грозные наставления Кабанихи, начинает понимать, до какой степени бесхарактерен и забит ее муж.
Вы можете спросить: так ли нам важно знать возраст действующих лиц художественных произведений вообще и Катерины в частности? Это на самом деле важно. Катерина по возрасту совсем еще молодая. Никогда никого она еще не любила; но душа ее открыта для любви.
Вот первые слова, которые Катерина произносит, обращаясь к свекрови: «Для меня, маменька, все одно: что родная мать, что ты, да и Тихон тебя любит». Чуть позже она говорит Варваре: «Ты милая такая, я сама тебя люблю до смерти». И уже, сама себе не веря, в надежде предотвратить нечто страшное, как утопающий хватается за соломинку, бросается она к Тихону во втором действии: «Тиша, голубчик, кабы ты остался либо взял ты меня с собой, как бы я тебя любила, как бы я тебя голубила, моего милого! (Ласкает его)». Тщетно. Никому ее любовь не нужна.
Ох, какие трудные, какие сложные вопросы ставит этот юноша. Нельзя от них отмахнуться, нельзя уйти в сторону от их обсуждения.
Да, в идеале, конечно, муж — опора и защита. А если Катерина как раз не ощутила, не увидела в Тихоне той самой опоры и защиты, на которую так безуспешно надеялась? А ведь как умоляла она его не бросать ее в трудную минуту, помочь, спасти…
Кроме того, разве Катерина сама не ощущает своей вины, своего греха? Дело не в том, чтобы обязательно объявить ее «положительной героиней». Просто нельзя забывать, что свою вину Катерина искупает безмерной ценой, от неволи и унижения уходит единственным путем, который ей открыт.
Перед всем миром, громко, на людях покаялась она в своем грехе. Что ее ждет впереди? Прощение? Нет, новые и еще более страшные муки. Что ей остается делать? Уйти к родителям? По обычаям того времени, такой исход исключен. Катерина сделала свой выбор. Но как важно для восприятия замысла драматурга то, что Катерина уходит из жизни не сломленной. Она идет на смерть, решительно отвергая законы «мертвого царства».
Юноша очень точно наметил самую суть конфликта, определяющего внутреннюю драму Катерины: с одной стороны, традиционные моральные нормы, с другой — стихийный порыв героини «Грозы», пытающейся отстоять свое человеческое право на личностное самоопределение. Это поистине трагическая ситуация; потери в любом случае здесь неизбежны. Но народные обычаи, на которые ссылался ученик, включали в себя и возможность прощения, милосердия. А милосердия-то в «темном царстве» Кабановых как раз и не было.
В мире без любви, без милосердия Катерина жить не может. А жить так хочется, так хочется полноты человеческого существования! Ведь даже после покаяния, после признания в страшном грехе Катерина все равно тянется к свету, свободе, счастью.
В финале «Грозы» особенно сильно ощущается одна из главных идей Островского: любовь преображает людей, делает их чище, смелее. Это относится даже к Тихону и Борису — тем более к Катерине. Громко звучит ее голос, почти крик, обращенный даже не столько к Борису, сколько ко всему земному простору: «Радость моя! Жизнь моя, душа моя, люблю тебя! Откликнись!» Материал с сайта //iEssay.ru
Как удивительно, что у запуганной, забитой, казалось бы, совершенно необразованной и темной (как считал ее Д. И. Писарев) женщины, понятия не имевшей о лучших образцах мировой литературы, берутся откуда-то поразительные слова, возносящие ее до уровня высоких идей Возрождения: любовь сильнее смерти. Решив покончить жизнь самоубийством, Катерина ужасается собственному решению: «Грех! Молиться не будут?» — но тут же ее озаряет мысль о людях, способных ее понять и пожалеть: «Кто любит, тот будет молиться…»
Академик Д. С. Лихачев писал: «В традициях русского классического романа есть несколько образов женщин, как бы олицетворяющих собою Россию. Это олицетворение в разной степени полно или, вернее, в разной степени неполно, но намек на связь женского образа с образом России все же существует, как бы брезжит сквозь ткань повествования и сквозь ткань самого образа у разных авторов. Татьяна Ларина у Пушкина, бабушка в «Обрыве» Гончарова, я бы не побоялся сказать — Катерина в «Грозе» Островского…»
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
На этой странице материал по темам:
- самоопределение екатерины из грозы
- отчего люди не летают сочинение
- сочинение на тему отчего люди не летают
- почему люди не летают сочинение по грозе
- что не умтраивало катениеу из пьемы гроза
LiveInternetLiveInternet
И до смерти я любила в церковь ходить! … А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облако, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. .. Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу… А какие сны мне снились… какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то, будто я летаю, так и летаю по воздуху. И теперь иногда снится, да редко, да и не то. …
Лезет мне в голову мечта какая-то. И никуда я от нее не уйду. Думать стану — мыслей никак не соберу, молиться — не отмолюсь никак. Языком лепечу слова, а на уме совсем не то: точно мне лукавый в уши шепчет, да все про такие дела нехорошие. И то мне представляется, что мне самое себе совестно сделается. Что со мной? Перед бедой перед какой-нибудь это! Ночью… не спится мне, все мерещится шепот какой-то: кто-то так ласково говорит со мной, точно голубь воркует. Уж не снятся мне… как прежде, райские деревья да горы, а точно меня кто-то обнимает так горячо-горячо и ведет меня куда-то, и я иду за ним, иду…
Монолог Наташи Ростовой у окна
Она (Наташа), видимо, совсем высунулась в окно, потому что слышно было шуршанье ее платья и даже дыханье.
Все затихло и окаменело, как и луна, и ее свет, и тени. Князь Андрей тоже боялся пошевелиться, чтобы не выдать своего невольного присутствия.
— Ну, как можно спать! Да ты посмотри, что за прелесть! Ах, какая прелесть! … Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало. …
Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! Ты поди сюда. Душенька, голубушка, поди сюда. Ну, видишь?
Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки — туже, как можно туже, натужиться надо, — и полетела бы. Вот так!
А жизнь ни в чём не виновата — Её движенья строгий ход
Диктует судьбы — как Соната Диктует темам свой черёд… …Над неизбежностью заката Взойдёт прощеньем звёздный свод… И плачет Лунная Соната, Роняя в Вечность к а п л и нот
-
May 19 2006, 07:23
- Общество
- Cancel
Сочинение на тему: «ПОЧЕМУ ЛЮДИ НЕ ЛЕТАЮТ?»
Ну, сами понимаете, что когда нам в школе о том толковали, мало обращали внимания, что у подростков 16 лет нет соответствующего опыта семейного существования, вызывая загодя ненависть к русской литературе и женской истерии.Но какой архетип! На архетипе-то все и держится. Дорогая Катерина, должны люди летать, и не летают они только потому, что жаждут справедливого возмездия за все гвозди вбитые в них кем бы то ни было!. Мы же существа очень мстительные. Нам всегда хочется, что-бы те, кто в нас гвозди забили — те САМИ пришли и вытащили их обратно, да еще пластическую операцию по устранению косметических дефектов оплатили бы за свой счет. Какое там Христианство! Я тут почитал отклики. Тема — бездонна.
Например, мы все забываем, что НАКАЗАНИЕ ОПРЕДЕЛЯЕТ НАКАЗЫВАЮЩИЙ.Т.е. одному на ногу наступи — он тебя пошлет, а другой под-дых врежет, и зависеть это будет чаше всего от его предыдущего опыта, а не мировоззрения или расположения звезд.Христос — мститель, вот наш идеал.Только там оптовый подход. Загружают всех на «Титаник», обставляют все престижненько — и в последний путь.Человек по сути своей Айсберг.Все дерьмо под водой Наружу — маленькая чистенькая платформочка.Вот кто-то пишет — я не умею злиться, ненавидеть и тп. Такой утверждение возможно только тогда, когда все у человека «в шоколаде». А если придет кто-то персонифицированный, да еще вроде как друг, любимый, или уполномоченный творить добро врач там, учитель, сотрудник милиции-)), и отберет у вас весь ваш шоколад, вобьет в вас пару гвоздей, и скажет:»Сам виноват».Вы его любить будете? Нет! Вы будете ходить по судам, возьмете ружье и пойдете мстить.А если и не пойдете, то по слабости, а отнюдь не по милосердию. И знаете, такое поведение — обыкновенно.В лучшем случае вы подумаете весьма нелестно о собственных умственных способностях, и чьих-то моральных качествах, затаитесь и будете ждать осечки, то есть каузального наказания судьбой.
Очень часто приходится советовать людям кричать, когда больно, учить давать сдачи, когда необходимо, рвать отношения, когда все зашло в тупик. Почему? Потому что человек сам этого давно хочет, да боится. И ненавидит уже сам себя за слабость. Если от боли не орать — знаете, некоторые люди так и не поймут что вам больно.Это наше время такое.А если в морду разок не дать — то человек и не остановится, а некоторые люди останавливаются только при условии столкновения с СИЛОЙ.Но надо чувствовать человека.И верить в лучшее. Т.е. даже предчувствуя подвох заранее, просто задать вопрос. Половина конфликтов — от неоговоренных взаимопредположений.И скрытых целей.Которые обычно — иудские.