На чтение 14 мин Просмотров 55.9к.
Обновлено 8 сентября, 2020
В современном мире обесценивается значение чтения, люди забывают, в чём заключается его польза, поэтому данная тема поднимается в ЕГЭ по русскому языку, для сочинения которого необходимы аргументы из художественной литературы и жизни. Нравственная тематика используется в экзаменационных работах неслучайно, выпускникам необходимо уметь расставлять правильные жизненные приоритеты и выбирать нужные ценности. В мире, где телевидение и интернет вытеснили печатные книги, просто необходимо напоминать о пользе чтения.
Содержание
- Проблема
- Отношение автора к проблеме
- Аргументы
- Эпитеты к слову «чтение»
- Синонимы к слову «чтение»
- Примеры из художественной литературы
- Примеры из жизни
- Народная мудрость
- Афоризмы
Проблема
В чём заключается польза чтения?
Отношение автора к проблеме
Зачем человеку нужно читать книги? В первую очередь, у читающих людей обширный словарный запас. Чтение делает нашу речь более красивой и даёт возможность выразить собственные мысли в наиболее полной форме. Следующая причина – это расширение кругозора. Чтение книг открывает человеку неизведанные горизонты, наполняет его жизнь новыми красками. Кроме того, чтение является лучшим мотивирующим средством для самореализации, а также раскрывает в человеке творческий потенциал.
Аргументы
- Читая, человек обретает мудрость предков.
- Читая, человек расширяется свой кругозор и пополняет запас знаний.
- Читать – увлекательно и интересно.
- Чтение – лучшая мотивация.
- Чтение развивает человеческое воображение.
- Читая книги, мы подаём хороший пример младшему поколению.
- Читая книги, человек становится более грамотным.
- В современном мире читательская активность значительно снизилась.
- В книгах можно найти ответы на интересующие вопросы.
- Учёными установлена прямая связь между чтением и благосостоянием человека.
Эпитеты к слову «чтение»
Внимательное, ознакомительное, вдумчивое, поверхностное, беглое, увлекательное, интеллектуальное, ограниченное, вдохновительное, мотивирующее, созидательное, спасительное, мыслительное, безграничное, беззаветное, истинное, благопристойное, беззаветное, уединённое, сокровенное, интересное, упоительное, обязательное, добровольное, результативное, бесполезное, серьёзное, ежедневное, неторопливое, профессиональное, выразительное, захватывающее, авторское, регулярное, публичное, углублённое, систематическое, медленное, детское, семейное, полезное, художественное, книжное, воскресное, домашнее, непрерывное, коллективное, литературное, вечернее, приятное, обдуманное, последовательное, интересное, совместное, ответственное, лёгкое, дополнительное, подходящее, правильное, духовное, хорошее, прекрасное, продолжительное, запойное, усердное, прилежное, поучительное, занимательное, назидательное, умелое, познавательное.
Синонимы к слову «чтение»
Прочитывание, литература, книга, прочтение, чтиво, декламация, проглядывание, перечитывание, зачитывание.
Примеры из художественной литературы
- Д.С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном».
22 письмо Д.С. Лихачёва называется «Любите читать!». Писатель говорит в нём о том, что человек обязан заботиться о своём интеллектуальном развитии. Это его обязанность не только перед самим собой, а ещё и перед обществом, в котором он живёт. А основной способ интеллектуального саморазвития – это чтение. Главное – читать полезные книги, потому что чтение занимает очень много драгоценного времени, которое необходимо тратить обдуманно.
Для того чтобы чтение возымело ожидаемый эффект, нужно читать книги, которые интересуют читающего. Интерес можно изменить путём самовоспитания, если существует необходимость корректировки.
Основная опасность чтения состоит в различных методах скоростного чтения, которое лишь создаёт видимость знаний. Использовать подобный метод можно только в отдельных профессиях, опасаясь образования привычки, рассеивающей внимание. Наибольшее впечатление производят произведения литературы, которые читаются в спокойной обстановке, например на отдыхе или во время лёгкой болезни.
Чтение даёт людям наиболее обширный и глубокий жизненный опыт, делает человека истинно интеллигентным, развивает в нём чувство красоты и понимания жизни. Благодаря книгам читатель может оказаться в другой эпохе, среди другого народа, познать человеческую душу. Чтение способно сделать человека мудрым, если он будет вникать во все мелочи, потому что самое главное чаще всего кроется именно в незначительных подробностях. А такое чтение возможно только в том случае, если человек читает с удовольствием, а не потому, что просто надо прочесть произведение из школьной программы. Если по окончанию чтения, что-то остаётся непонятным, необходимо прочесть второй раз или даже третий. У человека должны быть любимые книги, к которым он будет неоднократно обращаться на протяжении всей жизни и делиться полученными знаниями с окружающими людьми.
Нужно читать неторопливо и с интересом, выбирая самостоятельно книги, не в зависимости от того, что модно или нужно для учебы. Телевизор вытесняет книги только потому, что отвлекает от забот и сам диктует, что смотреть. Д.С. Лихачёв не запрещает в своём письме смотреть телевизор вовсе, он говорит о том, что необходимо самому выбирать, что смотреть, как и то, что читать. Писатель просто напоминает о том, что чтение может также увлечь и отвлечь, как и телевидение. Существуют книги, без которых невозможно жить, они намного важнее и интереснее большинства передач. Классические произведения – это книги, прошедшие испытание временем, поэтому с ними личное время не потратиться даром точно. Но классика не может ответить на все вопросы нашего времени, поэтому надо читать и современную литературу тоже. Главное – не бросаться на каждую модную книгу и избегать суетливости, именно суетливость заставляет без раздумий тратить самый драгоценный материал, которым обладает человек – время.
- А.С. Грибоедов «Горе от ума».
Чтение оказало большое влияние как на главных героев комедии «Горе от ума», так и на второстепенных. Огромное значение имеет не сам факт занятия чтением, а то, что именно человек читает. Софья была девушкой с бойким живым умом и идейными взглядами, а превратилась в одну из героинь своих любимых книг, мечтающую о тайном воздыхателе. Девушка получила типичное воспитание того времени, которое прививает любовь к моде и французским романам. В её детстве влияние Чацкого не давало уподобиться обыкновенным девицам, а после его отъезда всё стало на свои места. Именно французские романы повлияли на выбор возлюбленного Софьи, она вынесла с книжных страниц, что он должен быть тихим, смущённым, робко бросающим томные взгляды из-под густых ресниц. Все эти качества героиня нашла в Молчалине, не заметив его истинной натуры.
Чацкий увлекался трудами представителей Просвещения, поэтому проникся идеей изменить общество. Именно книги сделали его тем, кем видит читатель. Он почерпнул в них информацию, благодаря которой образовалось неприятие лицемерия, лжи и лести ради продвижения по карьерной лестнице. Однако Чацкого нельзя назвать по-настоящему просвещённым человеком, потому как книги он читал только те, которые вызывали у него интерес. Если бы он углубился в чтение классических произведений, то не пытался бы всем что-либо доказать с юношеским пылом и открытым неприятиям всего современного общества в целом. Поэтому, нельзя не согласиться с мнением А.С. Пушкина, что в комедии есть только одно умное лицо и это сам А.С. Грибоедов.
- А.С. Пушкин «Евгений Онегин».
Татьяна Ларина с раннего детства очень любила читать. Книги занимали в её жизни особое место, девушке гораздо больше нравилось провести вечер наедине с увлекательным романом, чем на светских мероприятиях. Именно из романов Татьяна вынесла свой идеал мужчины, который нашла в Евгении Онегине. Главная героиня любила читать, потому что находила в книгах те эмоции, которые мечтала испытать в жизни. Она переживала вместе с персонажами, старалась прочувствовать то же, что и они. Романы заменяли ей всё. Именно поэтому Татьяна выросла непохожей на остальных светских дам. Она была излишне мечтательной, замкнутой, сторонилась подруг и новых знакомств.
А.С. Пушкин делает акцент на взаимосвязи чтения и реальной жизни Татьяны Лариной, она влюбилась в Евгения Онегина, только потому, что видела в нём героя прочитанных романов. Больше всего девушке нравились произведения Ж.Ж. Руссо и С. Ричардсона. Эти оба автора относились к направлению сентиментализма, в котором привлекало девушку больше всего искренность чувств.
Сам Онегин предпочитал читать экономические труды, он не верил в любовь и считал её сказкой, нарочно придуманной, чтобы вводить людей в заблуждение. Поэтому он не поверил в чувства Татьяны и жестоко отверг её. Девушка вначале не могла понять своего возлюбленного и стала догадываться о ходе его мыслей только после визита в дом Онегина. Там она пролистала книги с его личными пометками и стала смотреть на Евгения совершенно по-другому, многое стало на свои места. Человек, которого увидела Татьяна, ей не понравился, но разлюбить его уже было невозможно.
Примеры из жизни
Ким Пик появился на свет с врождённой черепно-мозговой грыжей, за счёт этого голова младенца была неестественно большой по сравнению с маленьким беспомощным тельцем. Малыша долго лечили, но отклонения всё же остались: он практически не плакал, но даже не пытался садиться или ползать. Врачи уготовили ребёнку амёбную жизнь, к счастью они ошиблись. Ким с детства внимательно реагировал на голос родного отца, а уже в полтора года научился читать. Мальчик запомнил все буквы после того как ему показали их всего один раз. В три года чтение стало уже совершенно обыкновенным занятием для Кима. Вначале он смотрел значение незнакомых слов в толковом словаре, а спустя год их уже совсем не осталось. Однако в физическом плане у мальчика были большие проблемы со здоровьем: он начал ходить только в 4 года, а мелкая моторика так и не развилась до конца жизни. Застегнуть пуговицы или завязать шнурки было непосильной задачей для Кима. Из-за сложившихся обстоятельств, для мальчика не существовало другого досуга, кроме чтения книг и просмотра телевизора. В семилетнем возрасте он уже знал наизусть всю Библию и ещё около ста книг близко к тексту. В обычную школу Кима не взяли, предложив взамен отдать его в школу для умственно отсталых детей. Отец мальчика принял решение обучать сына на дому, да и сама учёба не требовалась, нужно было просто давать ребенку задания, которые с готовностью выполнялись. В четырнадцать лет Ким прошёл полностью курс средней школы, но его отцу не удалось добиться у правительства аттестата, потому как врачи ставили мальчику диагноз аутизма. По их мнению, у аутистов часто проявлялись исключительные способности, но жить без чьей-то помощи такие дети не могли. Домашнее существование Кима проходило за чтением книг, причём на самую объёмную из них у него уходило всего несколько минут. Причиной этого была особая методика чтения: левую страницу он читал левым глазом, а правую – правым. Всё это происходило одновременно. Ким мог одинаково читать как в обычном виде, так и в перевёрнутом. К двадцати годам юный гений прочитал более 10000 книг и мог каждую из них цитировать наизусть. Когда изучением мозга мальчика занялись учёные НАСА, они установили, что причиной многократного увеличения памяти стало редкое генетическое заболевание, связанное с мутацией Х-хромосомы. Обратной стороной этого заболевания был низкий мышечный тонус и отёк головного мозга. Сценарист Барри Морроу был почётным гостем на конференции Ассоциации умственно отсталых граждан, где продемонстрировал свои способности Ким. Морроу был настолько поражён, что создал сценарий фильма «Человек дождя», который завоевал четыре «Оскара» и множество других премий. После премьеры фильма на Кима обрушилась мировая слава, его стали приглашать на телевидение, а газеты издавали о нём статьи. Люди на улицах стали просить автограф, они безумно хотели познакомиться с настоящим человеком дождя. С возрастом способности Кима не угасали, а только прогрессировали. С 50 лет он начал играть на рояле без нот, воспроизводя музыку по памяти. Мировой гений покинул этот мир в 58 лет, что является совсем не малым сроком для человека с его состоянием здоровья.
Народная мудрость
- «Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость». В данной пословице говорится о том, что хорошую книгу читать всегда интересно, такое чтение приносит одно удовольствие.
- «Книга учит жить, книгой надо дорожить». Наши мудрые предки призывали свой народ дорожить книгами, потому что они делают людей мудрее и опытнее.
- «Недочитанная книга – не пройденный до конца путь». Наши предки говорили о том, что нельзя бросать дело неоконченным. Недочитанная книга, это словно путь не пройденный до конца.
- «Кто много читает, тот много и знает». Наши мудрые предки знали, что в книгах содержится много знаний, поэтому тот, кто много читает – много и знает.
- «Книги читать – скуки не знать». Смысл данной пословицы заключается в том, что чтение – это увлекательное и интересное занятие. Поэтому тот, кто любит читать – скучать никогда не будет.
- «Ум без книги, что птица без крыльев». Смысл данной пословицы заключается в том, что человеку мало быть от природы умным, необходимо постоянно развиваться и самосовершенствоваться. Человеческий разум и чтение книг – такие же неразделимые понятия, как и крылья с птицей. Ум без книги не развивается, а птица без крыльев не летает.
- «Не на пользу книги читать, когда только вершки в них хватать». В этой пословице говорится о том, что пользу может принести только вдумчивое чтение. Необходимо не просто прочитать, а понять, что хотел сказать автор.
- «Книги читать – не в игры играть». В этой пословице говорится о том, что чтение книг – это серьёзное занятие, к которому нужно относиться ответственно.
- «Кому книга развлечение, а кому учение». Смысл данной пословицы заключается в том, что книга имеет множество функций. Одни люди, читая, хотят стать образованнее, а другие – отвлечься от насущных проблем и получить удовольствие.
- «В книге ищи не буквы, а мысли». В данной пословице говорится о том, что при чтении нужно пытаться понять, что хотел сказать автор. Книга – это не просто набор слов, там заложены особые мысли и идеи.
Афоризмы
- «Следует читать много, но не многое». Древнеримский государственный деятель и писатель Плиний Младший уже много лет назад обратил внимание своего народа на то, что читать нужно много, но не всё подряд. Выбирать необходимо книги, которые принесут только пользу.
- «Чтение – вот лучшее ученье!». Великий русский писатель А.С. Пушкин озвучил непреложную истину: лучший учитель для человека – это книга.
- «Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкают хорошо говорить». Французский философ и поэт Вольтер говорил о том, что наша речь становится грамотнее и красивее, благодаря чтению хороших книг.
- «В книгах мы жадно читаем о том, на что не обращаем внимания в жизни». Советский писатель Эмиль Короткий говорил о том, что люди слишком невнимательны и слишком мало внимания обращают на действительно важные вещи. А когда человек погружается в чтение, абстрагировавшись от всего внешнего мира, замечает то, на что не хватает времени в реальной жизни.
- «Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития». В.А. Сухомлинский был педагогом, поэтому знал не понаслышке, как влияют книги на развитие детского интеллекта. По его мнению, дети, которые достаточно читают, мыслят иначе. Их мировоззрение отличается от тех детей, которых нельзя заставить взять книгу в руки.
- «Нужно читать и уважать только те книги, которые учат понимать смысл жизни, понимать желания людей и истинные мотивы их поступков». М. Горький говорил о том, что нужно читать книги, которые приносят лишь пользу, бессмысленные произведения только отнимают драгоценное время.
- «Плохие книги не только бесполезны, но и вредны». Л.Н. Толстой знал, какое сильное влияние оказывают книги на неподготовленный человеческий разум. Лучшее, что может сделать плохая книга – просто не отложиться в памяти, бывают случаи, когда она сильно вредит.
- «Книга, которую не стоит читать дважды, не стоит и того, чтобы ей читали хоть один раз». Немецкий философ и социолог М. Вебер считал, что действительно интересную и полезную книгу хочется перечитывать вновь и вновь, а если такого желания не возникает, значит, в книге нет ничего особенного.
- «Чтение делает человека знающим, беседа – находчивым, а привычка записывать – точным». Английский историк и философ Фрэнсис Бэкон говорил о том, что чтение даёт человеку все необходимые знания, во время беседы они проявляются, и формируется находчивость, а точность образуется только из привычки записывать.
- «Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Французский писатель и философ Дени Дидро считал, что чтение – главная составляющая развития человеческого интеллекта. Как только человек перестаёт читать, его мышление теряет осмысленность.
Запомни!
О после шипящих в суффиксах существительных:
рубашонка, девчонка, речонка, ручонка, коробчонка, собачонка, лавчонка, душонка, книжонка, бумажонка, шпажонка, одежонка, рыбчонка, юбчонка, мужичонка, шапчонка, шляпчонка, тысчонка, мальчонка, старушонка.
Тематическое направление: Между прошлым и будущим: портрет моего поколения
21.10.2020 16:50:20
Автор: Георгий Шешегов
Нужно ли читать книги в 21 веке?
С наступлением 21 века человечество совершило технологический скачок. Сейчас почти у каждого есть компьютер, иногда и не один, смартфон, доступ в интернет. Это очень облегчило жизнь, ведь раньше, чтобы найти интересующую информацию, надо было ходить по библиотекам и рыться в архивах. А сейчас с любым вопросом можно обратиться за помощью в интернет. Но вместе с этим упала популярность книг. Люди просто не видят причин для их прочтения. Зачем читать, если все можно найти в интернете? Но чтение полезно само по себе. Читая книги, мы становимся умнее, расширяем словарный запас и кругозор, улучшаем память, и просто получаем удовольствие. Примеры положительного влияния чтения на человека можно найти в мировой литературе.
В произведении американского писателя Рэя Брэдбери «451 градус по фаренгейту» показано, что будет с обществом, если люди перестанут читать книги. Пожарник Гай Монтег – главный герой книги, но он занимается не тушением пожаров, а сожжением книг. Ведь в Америке будущего, где он живет, книги запрещены. В такой стране люди как будто одинаковые. Они перестают размышлять, становятся равнодушными к окружающим и к самим себе, не могут высказать своего мнения. Людьми, не умеющими мыслить, очень просто управлять. На этом и строится государственный порядок. Этим произведением Рэй Брэдбери предостерегает нас.
А в романе австралийского писателя Маркуса Зузака книги играют огромную роль в жизни главной героини – девочки Лизель. Идет Вторая мировая война, и для того чтобы отвлечься от её ужасов Лизель начинает читать книги, она даже идёт на воровство, чтобы прочитать как можно больше. Книги для неё стали больше чем развлечение, благодаря им она размышляла, выводила для себя нравственные уроки, стала вновь наслаждаться жизнью. Она приобщает к чтению жителей дома, и они, собираясь в подвале, перестают паниковать и бояться, чтение действует как лекарство. В этом произведении Маркус Зузак показывает книг в сложный для общества период.
Итак, на протяжении всей истории книги только помогали человечеству на его тернистом пути. И даже сейчас, в век информационных технологий, читая, человек будет совершенствоваться и получать удовольствие.
Количество слов — 324
Георгий, сочинение неплохое. Хороший стиль, грамотно написано, неизбитые примеры. Рука не поднимается ставить 0 баллов, но придётся. Вам обязательно надо учесть серьёзные ошибки в логике сочинения.
У Вас 2 примера.
Второй сразу отпадает. Во-первых Вы не назвали произведение. Нигде в сочинении не написано «Книжный вор». Это досадная оплошность, но она может привести на экзамене к незачёту. Этого мало. Хотя книга написана в наше время, речь в ней идёт о событиях Второй мировой. А это значит, что пример не помогает ответить на вопрос о 21 веке.
По поводу первого примера можно поспорить. Часть экспертов его зачтёт. Я займу позицию злого полицейского. Во-первых, опять беда с названием. «по Фаренгейту» — с большой буквы. Если сильно придираться, книга названа неправильно. Во-вторых, в антиутопии описываются события не нашего 21 века, а полностью выдуманного мира будущего. С примерами из фантастических произведений надо быть аккуратнее. Такие примеры можно использовать, если вопрос не касается конкретной исторической ситуации. А наша тема не вневременная. И главное. Это антипример. Антипример можно использовать только для оттенения примера. Нельзя строить доказательство на единственном антипримере.
Вы же пишете:
Примеры положительного влияния чтения на человека можно найти в мировой литературе.
А что в примере?
В такой стране люди как будто одинаковые. Они перестают размышлять, становятся равнодушными к окружающим и к самим себе, не могут высказать своего мнения. Людьми, не умеющими мыслить, очень просто управлять. На этом и строится государственный порядок. Этим произведением Рэй Брэдбери предостерегает нас.
Положительное влияние чтения Вы, увы, не проиллюстрировали.
Замечание к выводу:
Итак, на протяжении всей истории книги только помогали человечеству на его тернистом пути.
Зря написали слово «только». Вывод сразу же стал небесспорным и повис в воздухе. Вот хоть в упомянутом Вами романе Зузака фигурирует книга, которая мешала человечеству на его тернистом пути — «Майн кампф».
Следующая фраза в выводе спасает ситуацию с логикой, но этот тезис остался без доказательств. В сочинении не говорится о положительном влиянии книг на человека 21 века.
И даже сейчас, в век информационных технологий, читая, человек будет совершенствоваться и получать удовольствие.
Стилистические погрешности
Пожарник Гай Монтег – главный герой книги, но он занимается не тушением пожаров, а сожжением книг.
Пожары тушат пожарные, а пожарники — это погорельцы. Из-за неверного выбора слова нарушена лексическая сочетаемость.
Не очень удачно построена вся фраза. Получилось «он главный герой, но занимается не тушением пожаров». Нарушение порядка слов привело к ошибке в употреблении союза и алогизму.
В этом произведении Маркус Зузак показывает книг в сложный для общества период.
Здесь что-то пропущено.
Рекомендую Вам без нужды не сливать простые предложения в большие сложные. Вы грешите тем, что длите, длите предложение и никак не можете закончить. Многие Ваши сложные предложения стоило бы разбить на простые.
Пунктуация
Идет Вторая мировая война, и для того чтобы отвлечься от её ужасов Лизель начинает читать книги
Придаточное не закрыли.
Баллы по критериям К1: 1; К2: 0; К3: 1; К4: 1; К5: 1;
Итоговый балл — 0 Незачёт
Возврат к списку
(486 слов) Сегодня многие молодые люди говорят о том, что чтение книг является архаизмом, который человечество давно уже должно отбросить за ненадобностью. Все практические знания можно выудить из специальной литературы или же обучающих видео-материалов, а все остальное уже сняли и пересняли в кино. Что ж, не мы первые и не мы последние, кто начинает этот разговор. Сбросить с корабля современности ненужный балласт предлагали и будут предлагать те, кто попросту не хочет ничего делать. Книги заставляют думать, переживать, пересматривать свою жизнь, а не все готовы к развитию и обучению. Как и во все времена, литература остается одним из главных инструментов самосовершенствования. Примеры, доказывающие это, находили и описывали многие мыслители.
Например, известный зарубежный фантаст Рэй Брэдбери в антиутопии «451 градус по Фаренгейту» описал общество, которое отказалось от чтения совсем. Более того, государство «позаботилось» о своих гражданах и организовало ведомство, ответственное за обнаружение и сжигание книг, чтобы эта «зараза» не отравляла умов верноподданных граждан. Вместо литературы им были доступны другие увлечения. Все дома были обвешаны экранами, в которых люди находили виртуальные семьи, развлечения, достижения. Они тонули в нереальном мире и почти не разговаривали с существующими домочадцами. Не о чем и незачем было общаться. Так, Гай, пожарный и опытный уничтожитель книг, в один прекрасный вечер понял, что его с Милдред не связывает ничего общего. Жена не говорила с ним. Для нее настоящей семьей были экранные персонажи, а единственно верной правдой — то, что вещали по телевизору. Поэтому она без зазрения совести донесла на супруга и обрекла его на смерть. При этом героиня даже не поняла, что совершила что-то ужасное. По телевидению о таких вещах не передавали, и мораль осталась где-то на обрывках сожженных книг. Ее нисколько не затронуло исчезновение мужа, ведь в экранах ничего не изменилось. На примере этой семьи мы убеждаемся в том, что общество, отказавшееся от чтения, стало нравственно искалеченным и интеллектуально неполноценным.
Не менее удручающие последствия отказа людей от чтения описал Олдос Хаксли в антиутопии «О дивный новый мир». Прогрессивное общество эры Форда отказалось от деструктивных и опасных эмоций и мыслей. Чтобы сохранить стабильное благоденствие без страстей и сомнений, оно вычеркнуло из своей жизни литературу и другое искусство. Человек находил развлечение в спорте, массовой культуре и разрешенных наркотиках. Благодаря отказу от нравственных и моральных границ люди смогли избавиться от семейных обязательств и ответственности. Каждый принадлежал каждому, размножение было искусственным, и дети воспитывались в специализированных заведениях с помощью «гипнопедии». Институт дружбы постигла участь института брака: никто не был привязан к кому-либо по-настоящему. Все были взаимозаменяемы и до безобразия одинаковы. Исчезла «зловредная» индивидуальность, порождающая столько зависти и конфликтов. Люди превратились в оптимистичных до слабоумия биороботов, изначально запрограммированных на определенную судьбу. Именно такая участь ждет общество, отказавшееся от чтения. Она вряд ли может вызвать энтузиазм у тех, кто сегодня предлагает забыть о литературе.
Таким образом, негативные последствия отказа от чтения убеждают нас с том, что мы не можем избавиться от литературы и ограничиться узкоспециальными источниками информации. Моральные ценности воспитываются и передаются с помощью этого уникального вида искусства, а без них человек перестает быть человеком.
В этой статье мы разберёмся: нужны ли книги в 21 веке? Какие аргументы за и против есть у подобного способа восприятия информации. В наше время, когда есть Тикток, YouTube, Instagram — встаёт серьёзный вопрос: зачем нужны огромные фолианты с тысячами знаков и букв? Чтобы потешить самолюбие автора?
Книги всё чаще наводнены чушью, а на действительно хорошие произведения элементарно не хватает времени. За часовое видео в YouTube вы можете узнать больше, чем за целую книгу по саморазвитию. Но с другой стороны, как это влияет на качество восприятия информации? Посмотреть 100 видео с философскими цитатами или прочитать одну книгу Аристотеля?
Мы постараемся ответить на эти вопросы и разобрать главную тему с использованием аргументов: нужны ли книги в 21 веке?
Устарели ли книги для 21 века?
В 21 веке существует множество разных типов медиа. Книги кажутся устаревшими и в общем понимании, как формат, таковыми и являются. Музыка, фильмы и игры ― более простые способы получения удовольствия. Так они ещё и проще преподносят мысли, потому что являются более удобоваримой формой.
Но в отличие от книг, сам текст всегда останется основой для всех остальных типов деятельности. Ведь на самом деле через него подаются идеи. Текста песен, сценарии фильмов и игр ― всё текст.
Книга ― только плохая упаковка для хорошей идеи главенства текста. Когда в музыке давно ушли от того, чтобы называть песни настоящими именами авторов, даже псевдонимами, и теперь у всех никнеймы, как “моргенштерн”; в литературе до сих пор нет такой тенденции. В этом плане она устарела.
Почему люди всё равно читают книги в 21 веке?
Но начинка осталась неизменной. Литература всегда являлась способом передачи мыслей, идей и жизненного опыта, а это идёт ещё со времён, когда пещерные люди делились историями. Они дали начало коллективной памяти. Истории ― основа человечества, то, почему все достижения науки стали возможны.
С детства книги подаются неправильно ― проблема в этом. В школе заставляют читать, книги кажутся заумным развлечением, но это неправда. Чтение ничем не отличается от того, чтобы посмотреть фильм или поиграть в игру. Если вы ищете лёгкое времяпрепровождение, вы, наверное, выберете не книгу. Но если ищете мысли, сюжет и ярких персонажей, то лучше искать в книгах.
Всё потому, что автор, при создании романа, не отвлекается на форму. Текстовой формой просто управлять, а потому больше времени остаётся на проработку содержания. Так что литература ― не заумное развлечение, а просто одно из доступных.
Школа мешает любить книги в 21 веке.
Ещё со школы нам вбивают любовь к классике, хотя не всем это подходит. Более того, дети слишком рано получают книги, к которым зачастую бывают не готовы, а их еще и заставляют читать, мотивируя плохими оценками и плохой успеваемостью. Из под палки многому не научишься. Тогда у детей формируется мнение, что книги — это всегда тягомутное, нудное чтение, где раскрываются глубокие и сложнейшие проблемы современности. Но ведь есть еще множество жанров, о которых мы даже не слышим в школе: фэнтези, детективы, ужасы, романы, современные романы.
Это не значит что не нужно читать классику ― не нужно её превозносить. Не стоит давиться и воспринимать тяжёлой всю литературу. Просто пользуйтесь правилом пятидесяти страниц ― если за них книга так и не зацепила, у вас с ней ничего не получится. Вы вряд ли что-то не понимаете. Скорее всего, вам просто нечего взять.
Но есть ведь и новая литература ― книги 21 века. Как мы уже сказали, гениальные идеи ― простые. То есть их легко понять и перенести на актуальный контекст. Например, на контекст двадцать первого века. Это уже улучшает понимание.
Глуховский, “Текст”. Одна из лучших книг 21 века
Но в книгах 21 века вы найдёте и совсем актуальные вещи. Рассмотрим на примере одной из лучших книг 21 века, нашумевшего во всём мире романа Глуховского “Текст”.
Студент-филолог Илья Горюнов идёт с подругой в клуб, где сотрудник государственных органов, и отправляет Илью в тюрьму. Он возвращается с зоны, находит и убивает Хазина, а перед смертью получает пароль от его телефона. И всю книгу живёт за врага.
Он общается с его семьёй, друзьями, девушкой. Знакомится со всей жизнью Хазина только благодаря доступу к телефону. И на целую неделю откладывает его смерть в глазах близких.
Романы всегда строятся на замыслах. Здесь он звучит примерно так: “твой телефон ― это ты”. И это правда. Соцсети подменили общение, а с этим расслоили человека. Это простая и красивая идея, которая заставляет задуматься, кто есть “я” на самом деле. Философия 21 века.
Есть и экранизация романа, но она не смогла передать идею так же ярко. Просто из-за специфики книг как таковых. Автор приближает вас к мыслям героя, буквально приравнивает им и потому может объяснить что угодно.
Читать ― долго и многих это пугает, но в этом благо. Ни в фильм, ни в игру вы не успеете погрузиться, чтобы до конца понять своего героя. У литературы свой темп, но и свои неповторимые плюсы.
Читайте книги.
Пишите сильные тексты.
- Сочинения
- Итоговые сочинения
- Нужно ли читать книги в XXI веке?
Мы живем во время избытка информации. Ответ на любой вопрос можно найти за считанные секунды во Всемирной сети, и если раньше единственным источником информации были книги, то сейчас это изменилось. Разные поколения сходятся во споре, одни считают, что, не читая книги, подрастающее поколение лишь деградирует, другие уверены, что и без книг проживут отличную жизнь.
Я уверен(а), что чтение книг-важный аспект жизни любого человека. Ведь книги не только дают нам информацию, полезную для жизни, но и помогают нам развиваться, читающий человек имеет богатый словарный запас, грамотную устную и письменную речь, а также богатое воображение.
Проблема необходимости присутствия книг в жизни упоминается в произведении «Горе от ума» Александра Грибоедова. В нем Фамусов, ярый противник Чацкого в вопросах о бытие, считает, что чтение книг является тратой времени, именно поэтому он засыпает, как только открывает книгу. В нем можно увидеть глупого и ограниченного человека, которому важны лишь его деньги и положение в глазах общества. Он является наглядным примером того, что может произойти с человеком, который не будет пытаться развивать себя.
Книга может стать большим, чем полезное проведение свободного времени. Маркус Зузак в романе «Книжный вор» рассказал о Лизель, девочке, которая шла на воровство книг, так как они помогали ей не только преодолеть время, когда бушевал фашизм, но и прививали необходимые ценности. Даже находясь в подвале, прячась вместе с другими людьми, девочка находит средство успокоить окружающих, начав читать книгу вслух. Люди, до этого времени волнующиеся, затихают, прислушиваясь к голосу девочки. Таким образом автор показывает важность и влияние литературы не зависимо от внешних обстоятельств.
Таким образом, напрашивается логичный вывод-книги, это то, что будет жить во все времена. Ведь они могут научить чему-то новому, или напомнить об ошибках прошлых лет, а также открыть целую вселенную, но только для людей, которые уделяют время чтению. Я думаю, что не существует людей, нелюбящих читать, более реальной кажется мысль о том, что люди, говорящие так, просто еще не нашли ту самую книгу, с которой бы начался их путь в царство книг. Литература способна раздвинуть рамки не только между нациями, но и между целыми поколениями и эпохами. Книги важно и нужно ценить, несмотря на время и технологии. Это то, что передается между поколениями.
Вариант 2
Вопрос чтения книг в 21 веке очень интересный. И я могу дать уверенный и как по мне совершенно понятный ответ: конечно нужно.
Книги – это не просто листки которые наполнены сочетанием букв, цифр и пробелов. Это огромный сборник знаний и науки который идет в ногу с развитием человечества и не покидает нас по сей день.
Сейчас можно найти самые разные по сюжету книги, от художественной литературы до научной, от просто развлекательных и интересных сюжетов до книг по построению бизнеса и карьеры.
Книги дают нам полное осознание и представление материала который мы читаем так как в нашем современном мире мы не контролируем все происходящее в мире виртуальности, а при чтенье книги все происходящее зависит от нашей фантазии.
В наше время можно сказать что книги отошли не много на второй план так как с приходом все большего количества современных технологий и способов хранения и распространения информации люди начали меньше нуждаться в чтении книг. Но есть люди для которых книга всегда будет самым главным источником информации. Ведь книга помогает нам не только узнать много нового и интересного, но и способствует развитию силы мысли, правильного построения речи и правильного высказывания своих мыслей.
Согласитесь что книги – это настоящее сокровище которое придумал человек.
Посмотрите сколько поэтов как старых времен так и современных пишут такие текста от которых просто хочется успокоиться, сконцентрироваться на чтении и просто дать волю своей фантазии. Ведь в отличии от различных фильмов, книга сама дает нам представить саму картину происходящего, где и как происходили события и даже представить самих героев этого события.
В романе писателя из Австралии Маркуса Зузака “Книжный вор” автор показывает как книги в прямом смысле изменили жизнь для главной героини. Во время войны, чтобы отвлечься, главная героиня начинает читать книги. Это настолько ее увлекло что она чтобы читать еще больше пошла даже на воровство. Чтение книг помогало ей не зацикливаться на войне и скрашивало ее жизнь. Благодаря книгам она стала более грамотной и стала по настоящему наслаждаться жизнью. Она привлекла к чтению своих соседей и они все собирались в подвале, сбрасывал всю панику и тревогу из-за происходящих событий и просто читали наслаждаясь каждым моментом и каждой прочитанной страницей. Это произведение показывает нам как книги могут успокоить людей даже в самые трудные времена в их жизни.
Книги, помогают человеку найти самого себя, заставляют постоянно развиваться и двигаться только в лучшую сторону, стремится к чему то новому и смотреть на многие вещи совершенно другим взглядом. Думаю, что без книг очень тяжело развивать свой разум.
Нужно ли читать книги в XXI веке?
Несколько интересных сочинений
- Сочинение по рассказу Носова Живое пламя 7 класс
В познавательном произведении автора «Живое пламя» рассказывается о моментально быстром цветении таких цветов, как маки и всех соотношений, которые появлялись у одного из главных персонажей произведения
- Сочинение Хлеб всему голова (по пословице про Хлеб)
Хлеб – это символ достатка и благополучия, этот продукт мы каждый день видим у себя на столе. Но мало кто задумывался, какой же долгий и тернистый путь он проходит, прежде чем попасть к нам в дом
- Сочинение на тему Любимая природа рассуждение
Любимая природа у меня вся. То есть я люблю всю природу, а она такая разная! Не только на земном шаре, но даже в одной стране, в одном городе бывает самая разная природа
- Анализ рассказа Еж Пришвина
Рассказ является произведением, раскрывающим гармонию во взаимоотношениях человека с окружающей природой. В качестве основных персонажей рассказа писатель представляет лесного ежика и рассказчика, от лица которого ведется повествование в произведении.
- Сочинение Духовные искания героев романа Война и мир Толстого
«Война и мир» — роман-эпопея, написанный Львом Николаевичем Толстым в 1863 году. В данном произведении автор затронул множество проблем, актуальность которых не угасает спустя 150 лет
Сочинение на тему Нужно ли читать книги в XXI веке?
Современное поколение часто спорит о том, нужно ли читать книги в XXI веке. Кто-то считает данное занятие бессмысленным, а саму книгу — уходящим в прошлое артефактом. Другие же, напротив, признают страницы с текстом чуть ли не главным достоянием. Тем не менее, обе стороны читают книги, но нужно ли это делать в современном обществе?
Я считаю, что книги необходимо читать. Это неизбежно, ведь именно из книг человек получает знания, черпает полезную для себя информацию. Вопрос, скорее в том, какой именно литературе стоит уделять внимание. Кто-то не может осилить мировую классику, а кто-то и вовсе не готов открывать ничего за исключением научных книг. Сама книга тоже под огромным вопросом как минимум по трем причинам. Во-первых, это достаточно дорогой товар, на который не каждый готов тратить сбережения. Во-вторых, книги часто занимают место на полках, что кому-то также может быть не выгодно. В-третьих, есть прекрасная замена — аудиокниги, наиболее подходящие для современного ритма жизни.
В работе Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» можно увидеть мысль, что книга часто исцеляет. Конечно, автор сделал акцент на том, что в руках у Раскольникова была именно Библия, которую он неизменно читал во время каторги. Это в большей степени реверанс в сторону православия, но здесь заметна еще одна идея. Раскольников читает книгу, что помогает ему исцелить и успокоить душу. Его друг постоянно занимается разными переводами и работой с литературой. Последнему это помогает приобретать знания и обогащать ум, другому же пережить один из самых тяжелых этапов в жизни.
Пример, который доказывает, что книгу нужно читать в двадцать первом веке, можно найти и в реальной жизни. Большинство преподавателей русского языка и литературы заметили тенденцию деградации языка. Школьники и студенты часто допускают ошибки как орфографические, так и пунктуационные в сочинениях и диктантах. Постоянное чтение литературы способствует запоминанию правильного написания слов. По статистике, которую составляло международное сообщество, также заметно, что читающие претенденты отмечаются более высоким уровнем интеллекта и соответствующим уровнем развития. Однако среди литературы пользуют спросом не классика или детективные истории, а научные издания, исследовательские журналы и книги в области инновационных технологий, которые полезны только узкому кругу лиц.
Книги способствуют повышению грамотности не только у одного человека, но и у всего населения в целом. Не стоит, конечно, проводить за литературой дни и ночи, ведь это может навредить зрению и исказить правильно восприятие мира (преимущественная часть произведений, так или иначе, утопичны). Не смотря на все плюсы и минусы, читать все же стоит.