ЕГЭ. Русский язык. ТЕКСТ. В.А. Кутырёв. «Почему люди все время недовольны телевидением…»
Тема: «Прогресс, техника».
(1) Почему люди все время недовольны телевидением, этим величайшим даром цивилизации? (2) Потому что это дар данайцев. (3) В нас бунтует подавленная, не находящая реализации часть нашего живого существа. (4) Даже в новогоднюю ночь, как невольники на галерах, мы прикованы к телеэкранам и видеомагнитофонам, неспособные сами ни петь, ни плясать, ни кричать, ни смеяться, ни играть, ни разыгрывать друг друга, — фактически не общаемся, а только смотрим, смотрим, в промежутках немного пьем и жуем, жуем, жуем… (5) Телевидение – символ всей современной аудиовизуальной культуры. (6) Гибельная суть этой новой «культуры» в том, что она лишает человека его собственного предметного мира, унося туда, где он существует только как фантом. (7) И есть уже телевидеоманы, «электронные почтальоны», которые забыли о естественных потребностях живого активного существа, чувствуя себя вполне хорошо без них. (8) Умерли – и довольны. (9) Впереди – компьютерная наркомания, которую навязывают пока «пребыванием в виртуальной реальности».
(10) В подсознание – основную творческую лабораторию человека – попадает только то, что прошло через чувства. (11) Через чувства проходит прежде всего живое, непосредственное воздействие другого человека. природы, мира, а информационное воздействие затрагивает только мышление, «кору». (12) От хоккея по телевизору остается легкий поверхностный след, который, как след самолета, быстро рассеивается с новыми впечатлениями, смешивается с ними. (13) Хоккей на стадионе, даже наблюдение, а тем более собственную игру, помнит все тело, весь человек. (14) И так любые события. (15) По телевидению мы были везде, на всей планете, и слышали обо всем. (16) Но что это дает? (17) Общее впечатление без переживания. (18) «Мы многое из книжек узнаем, но истины передают изустно» — пел В. Высоцкий. (19) Многие удовлетворяются жизнью без истины – живут как наблюдатели. (20) Некоторые уже и не нуждаются в переживании.
(По В. Кутыреву.)
*Владимир Александрович Кутырёв – профессор Нижегородского государственного университет им. Н. И. Лобачевского.
Проблемы и позиция автора.
Проблема. |
Позиция автора |
Проблема роли и места телевидения в жизни современного человека. Какую роль занимает телевидение в жизни современного человека? Каковы негативные последствия от увлечения телевидением и другими аудиовизуальными средствами? | Телевидение занимает большое место в жизни современного человека. Оно является «величайшим даром» цивилизации. Однако оно, как и многие другие аудиовизуальные средства, наряду с позитивной, начинает играть и негативную роль, так как «лишает человека его собственного предметного мира», уводит в виртуальную реальность, превращая в «наблюдателя событий». Телевидение не способно заменить реального общения, переживаний, чувств, поэтому не должно заменять всего этого. |
Проблема зависимости человека от телевидения и других средств информационной коммуникации.
В чём опасность зависимости человека от телевидения? |
Зависимость человека от телевидения и других аудиовизуальных средств стало проблемой современности. Человек уходит в виртуальный мир, который заменяет ему живое общение, он становится лишь наблюдателем событий, не испытывая силы тех чувств, которые мог бы пережить в реальности. Необходимо осознавать, что такая «культура» гибельна для человека и общества, нужно уметь правильно пользоваться этим «величайшим даром цивилизации». |
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
В современном мире нам очень сложно представить свою жизнь без техники и различных технологий. К примеру, уже давно почти никто не стирает руками, а используют для этих целей всем известную стиральную машину. С появлением техники все стало по-другому для человека. Сегодня люди не могут представить свою жизнь без технических достижений, одно из которых – телевидение, но так ли полезен данный вид прогресса для современного общества?
Влияние телевидения на народ — вот проблема, над которой рассуждает О. Кулакевич.
В своей статье автор с негодованием говорит об отрицательном влиянии «говорящего ящика» на человека, который способствует деградации и к насилию среди населения. Телевидение вошло в каждый дом, овладело нашим сознанием. Оно развлекает нас и заменяет настоящие эмоции и чувства суррогатом. Всевозможные сериалы приучают людей жить в виртуальном мире. Это ослабляет человеческие связи.
О. Кулакевич считает, что телевидение вошло в каждый дом, овладело нашим сознанием. Однако его влияние чаще всего отрицательное.
Трудно не согласиться с мнением автора. Я замечал, что среди одноклассников проблемы в учебе есть у тех ребят, для которых с ранних лет телевидение – единственный кумир и собеседник. Да и неблагополучные сверстники, состоящие на учете в органах полиции, – большие любители «говорящего ящика».
Также подтверждение своим наблюдениям я нашел в докладе Всемирной организации здравоохранения. Там приведены данные, указывающие на то, что телевидение оказывает значительное влияние на рост уровня насилия. Американские ученые сделали вывод о том, что сцены насилия на телеэкране вызывают сильные агрессивные импульсы у зрителей. Доказательством этого является убийство 16 человек 19-летним учеником немецкой гимназии – таковы последствия насильственных сцен, которые он постоянно смотрел по телевизору. И таких примеров в последнее время множество!
А В. Кутырев в одной из своих статей называет телевидение даром данайцев, то есть мнимым, иллюзорным благом, которое таит в себе угрозу. Тех, кто часами сидит перед экраном, публицист называет «невольниками на галерах». Кутырев, как и Солоухин, видит отрицательное влияние многочисленных телевизионных каналов и передач на деятельность человека и его культуру.
В заключение хочу сказать, что нет ничего лучше книги, ведь именно она дарит нам возможность очутиться рядом с любимыми героями и сразиться с врагами или отправиться в кругосветное путешествие. А телевидение тем временем демонстрирует нам лишь сплетников, унылые сериалы и насилие.
Решите самостоятельно
Задание 1. Прочитайте текст и запишите
в левый столбик таблицы соответствующее
средство художественной изобразительности,
использованные автором.
(1) Почему люди все время недовольны
телевидением, этим величайшим даром
цивилизации? (2) Потому что это дар
данайцев. (3) В нас бунтует подавленная,
не находящая реализации часть нашего
живого существа. (4) Даже в новогоднюю
ночь, как невольники на галерах, мы
прикованы к телеэкранам и видеомагнитофонам,
неспособные сами ни петь, ни плясать,
ни кричать, ни смеяться, ни играть, ни
разыгрывать друг друга, — фактически
не общаемся, а только смотрим, смотрим,
в промежутках немного пьем и жуем, жуем,
жуем…
(5) Телевидение — символ всей современной
аудиовизуальной культуры. (6) Гибельная
суть этой новой «культуры» в том, что
она лишает человека его собственного
предметного мира, унося туда, где он
существует только как фантом. (7) И есть
уже телевидеоманы, «электронные
почтальоны», живые мертвецы, которые
забыли о естественных потребностях
живого активного существа, чувствуя
себя вполне хорошо без них. (8) Умерли —
и довольны. (9) Впереди — компьютерная
наркомания, которую называют пока
«пребыванием в виртуальной реальности».
(10) В подсознание — основную творческую
лабораторию челове-
ка — попадает
только то, что прошло через чувства.
(11) Через чувства проходит прежде всего
живое, непосредственное воздействие
другого человека, природы, мира, а
информационное воздействие затрагивает
только мышление, «кору». (12) От хоккея
по телевизору остается легкий поверхностный
след, который, как след самолета, быстро
рассеивается с новыми впечатлениями,
смешивается с ними. (13) Хоккей на стадионе,
даже наблюдение, а тем более собственную
игру, помнит все тело, весь человек. (14)
И так любые события. (15) По телевидению
мы были везде: во всех городах, во всех
странах, на всей планете — и слышали
обо всем. (16) Но что это дает? (17) Общее
впечатление без переживания. (18) «Мы
многое из книжек узнаем, но истины
передают изустно», — пел В. Высоцкий.
(19) Многие удовлетворяются жизнью без
истины — живут как наблюдатели, «рядом
с бытием». (20)Некоторые уже и не нуждаются
в переживании — роботообразные, другие,
напротив, прибегают к искусственной
имитации переживания — наркообразные.
21) Но ведь душа человеческая без чувств
— уже не душа. (22) А человек разумный —
разве в этом случае разумный?
(По В. Кутыреву)
Средства |
Примеры |
1. |
«телевидеоманы, |
2. |
«дар данайцев» |
3. |
«роботообразные» |
4. |
«мы |
5. |
«смотрим, смотрим, |
6. |
«душа |
7. |
«В «мы прикованы к |
8. |
«неспособные сами |
9. |
А |
10. |
«как «существует только |
11. |
(1) (15)По |
12. |
«гибельная суть… |
13. |
«живые мертвецы» |
14. |
«Мы |
15. |
«…через |
Ответ:
1. Контекстные синонимы
2. Фразеологизм
3. Контекстные антонимы, окказионализмы
4. Градация
5. Повторы
6. Инверсия
7. Метафора
8. Ряд однородных членов предложения
9. Риторический вопрос
10. Сравнительный оборот
11. Вопросно-ответная форма построения
12. Эпитеты
13.Оксиморон
14. Цитирование
15. Композиционный стык
Задание 2. Прочитайте следующие
фрагменты из рассказа Н. Гумилева
«Скрипка Страдивари». Укажите, какие
художественные средства позволяют ему
добиться яркой выразительности (в каждом
фрагменте назовите самое основное).
Текст |
Художественные средства |
1. Мэтр Паоло Белличини писал свое
…И кабинет мэтра был похож скорее |
|
2. Скрипка, покорная и нежная, как |
|
3. Внезапно его мозг словно бичом |
|
4. Внизу к потоку приходили стройные |
|
5. Бумеранг оживает в злобной руке |
|
6. Еще оно тысячелетие такой же |
Скрыть ответ
|
Задание 3. Прочитайте текст и
отметьте номера неверно указанных
средств выразительности:
(1)Рассказать о тех, кто снимает шапки с
чужих голов? (2)Кто портит телефоны-автоматы?
(3)Кто разрушает автобусные остановки
просто так, с тоски и от буйства сил? (4)
Кто стонет и визжит во время сеанса в
кинотеатре, выражая свое эстетическое
чувство? (5)Кто врубает на всю ночь
проигрыватели, чтобы повеселить соседей?
(6)Кто…
(7)Но пакостников по сравнению с порядочными
людьми все же не так много. (8)Откуда же
такое чувство, что мы порой опутаны ими?
(9)Не оттого ли, что мы примирились с
ними, опустили руки? (10)Владимир Даль,
опять же он, батюшка, давно и во все
времена дающий нам точные ответы,
называет пакость скверной, мерзостью,
гадостью, злоумышлением, да еще
дьявольским, и советует: «Всякую пакость
к себе примени… На пакость всякого
станет…»
(11)Пакость чаще всего творится скрытно.
(12)Если бы ее «засветили», если бы видно
сделалось, она, быть может, и прекратилась,
ибо пакость, хотя и не всегда любит и
часто не приемлет зрителя, все же иногда
и при зрителе происходит и для него
делается. (13)Если бы пакостить негде
было, не рыхлилась бы для нее почва,
нечем бы стало ей прикрываться, пришлось
бы нам кончать с очень многими дурными
наклонностями.
(14)Пакость многообразна, границы ее
бывают размыты житейским морем или
сомкнуты с некими нагромождениями,
разломами, выносами. (15)Пакость может
быть незаметной, но безвредной никогда
не была и не будет.
(16)Ох, сколько мы слов извели, сколько
негодования высказали, сердце изорвали,
нервы извели, вывесок больше всех
грамотных народов написали, и все с
приставкой «не»: «не курить!», «не
бросать», «не переходить», «не шуметь»,
«не распивать». (17)И что же, пакостник
унялся? (18)При-
тормозил? (19)Засовестился?
(20)Да он как пакостил, так и пакостит,
причем, по наблюдениям моим, особенно
охотно пакостит под запретными вывесками,
потому что написаны они для проформы и
покуражиться под ними пакостнику одно
удовольствие, ему пакостная жизнь —
цель жизни, пакостные дела — благо,
пакостный спектакль — наслаждение, и
тут никакие уговоры, никакие увещевания,
никакая мораль, даже самая передовая,
не годятся. (21)Тут лишь одно средство
возможно, оно, это верное средство,
мудрым батюшкой Крыловым подсказано
более ста лет назад: «Власть употребить!»
(22)И силу, добавлю я, всеобщую, народную!
(В. Астафьев)
1) риторические вопросы (1–5 пр.)
2) контекстные синонимы (10 пр.)
3) вопросно-ответная форма построения
(16–20 пр.)
4) цитирование (10, 21 пр.)
5) парцелляция 17–19 пр.)
6) лексический повтор (20 пр.)
7) инверсия (21 пр.)
антитеза (7 пр.)
9) риторическое обращение (9 пр.)
10) просторечные слова (20 пр.)
11) контекстные синонимы (20 пр.)
12) эпитеты (12 пр.)
13) ряд однородных членов (16 пр.)
14) олицетворение (12)
15) контекстные антонимы (15 пр.)
16) градация (20 пр.)
17) анафора (2–6 пр.)
18) метонимия (11 пр.)
19) сарказм (4–5 пр.)
20) сравнительный оборот (14 пр.)
Скрыть ответ
|
Задание 4. Прочитайте текст и
укажите номера ошибочных утверждений.
(1)Хотите увидеть чудо? (2)Настоящее,
живое, которое всегда рядом с вами?
(3)Тогда не поленитесь весной в лесу
присмотреться к тому, что вы, наверное,
видели не раз.
(4)Вот упруго свернутыми кулечками
пробились сквозь толщу прошлогодней
листвы листья ландыша цвета изумруда
и с наслаждением потягиваются, подставляя
солнышку блестящие щёчки. (5)Рядышком —
только не поленись, дружок, пригнись
пониже! — зелёной гусеничкой, свернувшейся
в колечко, выглядывает папоротник: стоит
ли разворачиваться, не обожгут ли морозы?
(6)Но солнышко ласковой ладошкой-лучиком
коснулось его — и вот папоротник-гусеничка
словно тянется за этой ладошкой,
раскручивая своё колечко. (7)Их, таких
колечек на стебельках, в кустике
несколько, и не куст это даже — удивительно
ажурная причудливая амфора у тебя на
пути с изящно изогнутыми боками. (8)А что
там, на пригорке растет, похожее на
россыпь бирюзы небесного цвета? (9)Это
лесные фиалки маленьким хороводом
приветствуют приход весны. (10)Между ними
— золотые цветки мать-и-мачехи, похожие
на солнышки: даже в непогоду от них
полянки светлые, теплые… (11) Наверное,
эта алая божья коровка, яркой капелькой
украсившая один таких цветков, потому
и замерла: греется, засунув крохотные
ножки в пушистую глубину теплой желтой
звездочки…
(Я. Ольгина)
1. В 4, 5, 8, 9,10 предложениях
используется сравнительный оборот.
2. 1 и 2-ое предложения построены
по принципу синтаксического параллелизма.
3. В 7-ом предложении есть эпитеты.
4. В 10 предложении есть градация.
5. В 11 предложении используется метафора.
6. В 6-ом предложении есть лексический
повтор.
7. В 4-ом предложении есть олицетворение.
8. В 10–ом предложении есть инверсия.
9. Первый абзац — вопросно-ответное
построение.
10. В 11-ом предложении есть антитеза.
11. В 5-ом предложении есть риторическое
обращение.
12. В 9-ом предложении используются
контекстные синонимы.
13. В 5-ом предложении есть контекстные
антонимы.
Скрыть ответ
|
Задание 5. Отметьте, какое из
указанных средств выразительности не
использовано автором данного текста?
«Обыкновенная история» — первое
произведение Гончарова — громадный
росток, только что пробившийся из земли,
ещё не окрепший, зеленый, но переполненный
свежими соками. Потом на могучем отростке,
один за другим, распускаются два
великолепных цветка — «Обломов» и
«Обрыв». Все три произведения — один
эпос, одна жизнь, одно растение. Когда
приближаешься к нему, видишь, что по его
колоссальным лепесткам рассыпана целая
роса едва заметных капель, драгоценных
художественных мелочей. И не знаешь,
чем больше любоваться — красотой ли
всего гигантского растения или же этими
мелкими каплями, в которых отражаются
солнце, земля и небо.
(Д. Мережковский)
а) эпитет;
б) олицетворение;
г) оксюморон;
д) развернутая метафора;
е) повтор;
ж)сравнительный оборот
з) ряд однородных членов
Скрыть ответ
|
Задание 6. Поставьте напротив
указанного языкового средства номер
примера из правого столбца таблицы.
1. Контекстные |
А) Голова, |
2. Антитеза |
Б) Бродяги |
3. Ряд однородных |
В) Что значит |
4. Градация |
Г) Ничто не |
5. Метафора |
Д) Воспитанные |
6. Вопросно-ответная |
Е) Воспитанные |
7. Парцелляция |
Ж) Как же так |
8. Инверсия |
З) Летняя синева |
9. Оксиморон |
И) Романтика — |
10. Сравнительный |
К) В тайге, после |
11. Лексический повтор |
Л) Римские |
12. Контекстные |
М) Нелепости, |
13. Композиционный |
Н) (С. Довлатов) |
14. Риторический |
О) Кто станет |
15. Риторическое |
П) Крошечную |
16. Синтаксический |
Р) Это тоскливое |
17. Фразеологизм |
С) Нам давно пора |
18. Гипербола |
Т) Родная Русь |
19. Ирония |
У) Исчезают |
20. Метонимия |
Ф) Чтобы воспитаться |
21. Перифраза |
Х) Я пел бы на |
22. Эпитет |
Ц) Лежит снег |
Скрыть ответ
|
Выполните задание В8
экзаменационного теста:
прочитайте тексты и фрагменты сочинения
по ним. В этих фрагментах рассматриваются
языковые особенности текста. Некоторые
термины, использованные в сочинениях,
пропущены. Вставьте на месте пропусков
цифры, соответствующие номерам терминов
из списка.
Текст 1
(1)Во время одной из записей рассказа о
блокадных днях Ленинграда возник
разговор, поразивший нас. (2)Рассказывала
женщина, слушали ее дочь, зять, внуки.
(3)Та запись, о которой идет речь, была
нелегкой, рассказ был тяжелым, и, видимо,
младшим все эти подробности о бедах их
семьи были неизвестны. (4)Они слушали
внимательно, напряженно. (5)Первым не
выдержал зять. (6)Он воскликнул:
— Зачем, ну зачем нужны были такие
страдания? (7)Сдать надо было город.
(8)Избежать всего этого. (9)Для чего людей
было губить?
(10)Так просто, естественно вырвалось у
него, с досадой на нелепость, на странность
того, минувшего. (11)Поначалу мы не совсем
поняли, что он имел в виду. (12)Ему было
лет тридцать пять, казалось, он не мог
не знать.(13) Потом мы сообразили, что
мог.(14) То есть, вероятно, он где-то
когда-то слыхал, читал о планах фюрера
уничтожить, выжечь, истребить, но ныне
все это стало выглядеть настолько
безумным, фантастичным, что наверняка
потеряло реальность.
(15)Время, минувшие десятилетия незаметно
упрощают прошлое, мы разглядываем его
как бы сквозь нынешние нормы права и
этики.
(16)В западной литературе мы встретились
с рассуждением уже иным, где не было
недоумения, не было ни боли, ни искренности,
а сквозило скорее самооправдание
капитулянтов. (17)Там сочувственным тоном
вопрошают: нужны ли были такие муки
безмерные, страдания и жертвы подобные?
(18)Оправданы ли они военными и прочими
выигрышами? (19)Человечно ли это по
отношению к своему населению? (20)Вот
Париж объявили же открытым городом…
(21)И другие столицы, капитулировав,
уцелели. (22)А потом фашизму сломали
хребет, он все равно был побежден — в
свой срок…
(23)Мотив такой звучит напрямую или скрыто
в работах, книгах, статьях некоторых
западных авторов. (24)Как же это цинично
и неблагодарно! (25)Если бы они честно
хотя бы собственную логику доводили до
конца: а не потому ли сегодня человечество
наслаждается красотами и историческими
ценностями Парижа и Праги, Афин и
Будапешта да и многими иными сокровищами
культуры, и не потому ли существует наша
европейская цивилизация с ее университетами,
библиотеками, что кто-то себя жалел
меньше, чем другие, кто-то свои города,
свои столицы защищал до последнего в
смертном бою, спасая завтрашний день
всех людей? (26)И Париж для французов, да
и для человечества спасен был здесь —
в пылающем Сталинграде, в Ленинграде,
день и ночь обстреливаемом, спасен был
под Москвой… (27)Той самой мукой и
стойкостью спасен был, о которых
повествуют ленинградцы.
(28)Когда европейские столицы объявляли
очередной открытый город, была, оставалась
тайная надежда: у Гитлера впереди еще
Советский Союз. (29)И Париж это знал.(30) А
вот Москва, Ленинград, Сталинград знали,
что они, может быть, последняя надежда
планеты…
(31)Москва и Ленинград обрекались фашистами
на полное уничтожение — вместе с
жителями. (32)С этого и должно было начаться
широко то, о чем говорил Гитлер: «Разгромить
русских как народ». (33)То есть истребить,
уничтожить как биологическое,
географическое, историческое понятие.
(34)Но подвиг ленинградцев вызван не
угрозой уничтожения. (35)Нет, тут было
другое: простое и непреложное желание
защитить свой образ жизни. (36)Мы не рабы,
рабы не мы, мы должны были схватиться с
фашизмом, стать на его пути, отстоять
свободу, достоинство людей.
(37)Вот в чем оправдание и смысл подвига
Ленинграда, вот от чего ленинградцы и
все наши люди спасали себя и человечество,
от каких жертв и мук, ради чего шли на
любые страдания, мучения, даже не помыслив
об «открытых» городах.
(38)Чтобы оценить это, надо ощутить меру
испытаний, вынесенных нашим народом.
(39)Сегодня новым поколениям, наверное,
как раз и нужно как можно полнее, подробнее
узнать, ощутить, что было до них. (40)Надо
же им знать, чем все оплачено, надо знать
о тех, кто сумел выстоять, об этих людях,
не имевших оружия, которые могли лишь
стойкостью своей что-то сказать миру.(41)
Надо знать, какой бывает война, какое
это благо — мир…
(По А.
Адамовичу, Д. Гранину)
Фрагмент рецензии.
«В истории бесконечных войн, которые
вело человечество, не найти более
трагической страницы: 900 блокадных дней
Ленинграда вместили в себя невиданную
стойкость, немыслимые страдания и
величайшую силу духа его жителей. Под
артиллерийскими снарядами и авиационными
бомбами плавился гранит на набережных
Невы, но не сдались те, чьё имя —
ленинградцы. Однако некоторые западные
авторы решили пересмотреть эту страницу
Второй Мировой войны, и ________________________
(17–22 предложения) позволяет понять, что
они подвергают сомнению. Невероятно,
но такие циничные рассуждения принадлежат
не одному человеку, и ____________________ («мотив
такой звучит в работах, книгах, статьях»
в 23 предложении ) наглядно это демонстрирует.
Боль и обида авторов текста от подобной
черной неблагодарности и беспамятства
передана ________________ (предложение 24). Их
чувства понятны: _______________ (предложение
25) должен заставить задуматься многих
беспамятных и безнравственных «умников»,
почему оказались спасены от фашистского
варварства европейские столицы и какой
ценой это досталось русскому народу,
особенно жителям так и не сдавшегося
Гитлеру Ленинграда».
Список терминов:
1) эпитет
2) риторический вопрос
3) парцелляция
4) вопросно-ответная форма изложения
5) риторическое восклицание
6) ряд однородных членов
7) метафора
градация
9) риторическое обращение
Скрыть
ответ
|
Текст 2
(1)Барка, которую бурлаки поздней осенью
тянули по реке Чусовой, вышла на большую
воду, все отдыхали, но опасность плавания
осложнялась осенними дождями.
(2)Из шестнадцати бурлаков Яков выделялся
сразу как непутёвый человек. (3)Среднего
роста, какой-то весь взъерошенный, кривой
на один глаз — одним словом, не настоящий
мужик, а так, как мякина в зерне.
(4)Однажды проснулся я от страшного шума,
происходившего на барке. (5)Первая мысль
была, что барка тонет. (6)Я выскочил из
балагана и замер от изумления: происходило
что-то невероятное до последней степени…
(7)Над баркой с гоготаньем тяжело кружились
дикие гуси. (8)Обес-
силевшая птица,
застигнутая ранним снегом, падала в
воду. (9)До десятка гусей с какой-то
отчаянной решимостью села прямо на
барку. (10)Последнее было тем более
удивительно, что дикий гусь — очень
осторожная птица и не подпустит охотника
на несколько выстрелов.
— (11)Лови, робя, бей!— галдели бурлаки,
гоняясь за обессилевшей птицей.
(12)Работа была брошена, и на барке
происходила настоящая свалка. (13)Меня
поразил отчаянный вопль Яшки, который
бегал по барке, как сумасшедший.
—(14)Братцы! (15)Родимые мои! (16)Што вы
делаете? (17)Братцы, миленькие, не трожьте
божью тварь! (18)Разве можно её трогать
в этакое время? (19)Креста на вас нет, на
окаянных… (20)Ах, братцы, грешно! (21)Вот
как грешно!
(22)Проворнее всех оказалась одна из баб.
(23)Она поймала уже двух гусей и лежала
на них пластом. (24)Яшка накинулся на неё
и отнял помятую, обезумевшую от ужаса
птицу.
— (25)Што ты делаешь—то, дурья голова?
(26)Вот я тебя расчешу… (27)Братцы! (28)Черти!
(29)Яшка ругался, как остервенелый, и в
то же время гладил отнятых у баб гусей.
(30)Бурлаки смутились, и некоторые уже
выпустили пойманную птицу.
— (31)А сам-то, небось, стреляешь всякую
птицу, — ответно ругалась обиженная
баба. — (32)Сбесился, деревянный черт!
— (33)И стреляю, да! — орал Яшка, закипая
новой яростью. — (34)Только не на перелётах….
(35)Я вольную птицу бью, которая в полной
силе, а эта замерзлая. (36)Вот ты бурчишь,
дура-баба, а того не знаешь, что убить
человека грешно, а за убитого странника
вдесятеро взыщется. (37)Так и с птичкой
перелетной.(38) Птичка-то к нам насела —
дескать: «Дадут передохнуть, а может, и
накормят», — а ты навалилась на неё, как
жернов. (39)В другое-то время разве она
подпустила бы тебя?
— (40)В самом деле, братцы, не троньте
божью птицу! — поддержал уже хрипевшего
от волнения и крика Яшку старый сплавщик
Лупан. — (41)Нехорошо! (41)Пускай передохнёт,
а потом сама улетит. (42)Яшка-то правду
говорит…
— (43)Ах, боже мой, да ведь грех-то какой!
— умиленно повторял Яшка, обращаясь ко
всем вообще. — (44)Вон какая смирная
птичка… (45)Сама в руки идёт. (46)Только
вот не говорит: «Устала, мол, я, притомилась,
иззябла…» (47)А вы её бить!
(48)Выбившийся из сил гусиный косяк теперь
покрывал Чусовую, точно живой снег.
(49)Гуси не сторонились больше своего
страшного врага — человека. (50)Те, которые
попали на барку, успели отдохнуть и
торжественно были спущены на воду к
призывно гоготавшим товарищам.
(51)Яшка торжествовал и даже перекрестился,
спуская последнего гуся.
(По Д.
Мамину-Сибиряку)
Фрагмент рецензии.
«Поразительная картина, нарисованная
автором текста, действительно впечатляет:
______________________ («точно живой снег» в 48
предложении) позволяет представить
размеры обессилевшего гусиного косяка,
который настолько устал, что потерял
страх перед человеком:
_______________ («не сторонились …страшного
врага» в предложении 49) характеризует
обычные отношения диких гусей и людей.
Конечно, вызывает негодование
поведение всех бурлаков, потерявших
голову от невероятной, как им казалось,
удачи, а поэтому безжалостно бросившихся
уничтожать измученных птиц:
____________________
________________________(предложение 11) передает
охотничий азарт, который охватил всех,
кроме Якова. А что же он, «непутёвый
человек», как он себя вёл?
_________________________(предложения 17,20) помогают
понять его добрую душу, увидеть искреннее
желание Яшки спасти гусей, доверившихся
людям.»
Список терминов:
1) анафора
2) синтаксический параллелизм
3) градация
4) сравнительный оборот
5) эпитет
6) ряд однородных членов
7) риторическое обращение
парцелляция
9) вопросно-ответное изложение
Скрыть
ответ
|
А теперь решите полностью один из
вариантов ЕГЭ. Если возникнут затруднения
при решении какого-либо задания,
обращайтесь к теоретической части этого
задания, внимательно перечитайте её, и
всё у вас получится! Желаю успеха!