Почему медведя зовут медведем по рассказу н сладкова

Медведь — очень известное животное. Его образ присутствует с нами еще с раннего детства в виде плюшевой игрушки и героя множества народных сказок, мультфильмов, пословиц. Он очень популярен в славянской культуре.

Несмотря на свою видимую неуклюжесть, он очень силен, достаточно быстро бегает, ловко лазит по деревьям и вылавливает рыбу из водоемов. Это всеядное животное, питающееся фруктами, ягодами, насекомыми, грызунами и даже падалью. Но известно оно именно своим пристрастием к меду, что в какой-то мере и объясняет, почему же медведя назвали медведем. Многие считают, что этот хозяин леса получил свое имя из-за того, что ест мед. Так это или нет, разберемся в статье о происхождении названия медведя.

почему медведя назвали медведем

Версии происхождения названия

Почему медведя назвали медведем? Есть несколько вариантов, объясняющих название. И некоторые из них указывают на очевидный состав слова. Его первая часть — «мед» — не требует расшифровки, а вторая — «ведь» — происходит от слова «ведать», то есть «знать». Это сочетание встречается у разных народах и в различных вариациях. Например, у украинцев, у них мишка называется «ведмидь».

В народе долго бытовало поверье, будто медведь в лесу всегда идет по следу человека. Люди в лесу очень часто находят дупла с медом диких пчел, такие находки, как правило, случайны, поэтому люди их оставляют, чтобы вернуться завтра с нужными инструментами. Но, вернувшись на следующий день, они уже ничего не обнаруживают, так как следовавший за ними мишка сразу же разорил улей и полакомился медом. Отсюда и пошло название, что это зверь, который ведает, где мед.

Согласно второй версии, «медведь» — это искажение более раннего названия животного – «медоед». Его так называли, чтобы не произносить настоящего прозвища, которое для многих народов являлось табу и его не разрешалось даже упоминать. Например, у славян было поверье, что звери, если их назвать по имени, услышат и обязательно придут, именно поэтому имена опасных животных запрещалось произносить вслух. Из-за этого, кстати, многие животные утратили свои первоначальные имена, и сейчас мы их знаем только те, которые были заменителями настоящих.

Есть предположение, что самое древнее имя мишки – «орктос», которое было заимствовано у греков. Но насколько это правдивая версия, мы вряд ли сможем уже узнать.

происхождение названия медведя

В иностранных языках его называют «бар» или «бер», и в русском языке жилище животного называют берлога, логово бера. По всей видимости, его именно так и называли наши предки, но в разговорной речи использовали слово заменитель «медведь». Из-за суеверий и сейчас в лесу охотники не произносят его имя, а называют хозяином леса.

В поисках истины, почему медведя назвали медведем

Само слово появилось на Руси примерно в XI веке, но на самом деле это одно из многочисленных прозвищ косолапого. Многие народы, которые проживают в районах обитания этого хищника, относятся к нему очень уважительно, порой даже как к божеству. Запрет на название вслух этого животного имел место еще в ведической традиции и передавался через поколение к поколению, поэтому «медведь» имеет очень много слов замещений.

Например, в словаре Даля их 37: ломака, лесник, костоправ, лохматый, Топтыгин, мишка косолапый, микуш, Потапыч и многие другие. Интересно, что в народе медведицу именовали матухой, маткой или нарекали ее человеческими именами Аксинья, Матрена.

мишка косолапый

Лингвисты до сих пор пытаются выяснить настоящее название медведя. Они обращаются к латыни и санскриту. Так, на санскрите медведь назвался «бхрука», где «бхр» означает «браниться или ворчать». В иностранных языках название не сильно видоизменилось и сохранился корень «бер». Следует отметить, что в русском языке некоторые исследователи рассматривают связь слова «берлога» с прогерманским «беро», что значит «бурый».

Ученый Афанасьев А. Н. в результате своих исследований пришел к выводу, что название этого животного связано с отношением к нему. Например, в латыни есть слово «урсус», от которого образовалось французское «оурс», и итальянское «орсо», а в древнерусском языке есть «урс». Все эти корни означают «разрушительные способности».

Многие лингвисты уверены, что самым древним названием медведя было — «рус», которое возникло при перестановке и замены слогов «урс», то есть оно было видоизменено на «рус», такое явление можно наблюдать даже на более позднем этапе развития языка, например, медведь – ведмедь. От «рус» пошло и название страны – Русь, в которой поклонялись медведю. Но, это все лишь гипотеза, одна из многих.

Национальный символ

Медведь в нашей стране, особенно в Сибири, — это больше чем животное, это национальный символ. Древние племена, которые проживали на территории Сибири, называли его Великий Кам. В корейском языке, кстати, медведя называют «ком». С тунгусского языка «кам» переводится как «шаман» или «дух», а у айнов считается, что под шкурой медведя скрывается охотник.

До распространения христианства все ведические народы праздновали день, посвященный Великому Каму. Это праздник весны, когда он просыпается после зимней спячки и выходит из берлоги. Для того чтобы его задобрить, для него несли блины. Отсюда пришла поговорка «первый блин Каму», но со временем она обрела другой смысл.

Камов день хоть и был языческим, но стал прототипом христианского праздника – Масленицы.

Для восточных славян тоже характерен праздник «пробуждающий медведя», его отмечали 24 марта. Праздновали его с плясками в шкуре или овечьем тулупе.

как называют белого медведя на севере

Как на Руси называли медведя?

Испокон веков медведь на Руси имел множество имен: бер, берсек, хозяин, рыкарь, Михаил Потапыч, мишка, ведмедь, Кам. А на многих старинных европейских картах северная часть Руси называется Биармия. «Биар» — медведь, «ма» — земля, следовательно, Биармия — Медвежья земля.

Медведь был символом силы, он был тотемным животным многих славянских племен, являлся героем многих сказок и народных былин. Его изображение встречается на многих гербах древних русских городов.

Антропологи считают, что культ медведя был распространен от Урала и до Эльбы. В североевропейской культуре именно он является царем зверей.

Именем его называют детей, например, Михаил. В древности также нарекали детей именем Медведь (отсюда происхождение фамилии Медведев).

Имена белого медведя

Как называют белого медведя на севере? Местные народы нарекли его очень необычным именем – ошкуй. На Чукотке было распространено его называть — умкой, и известный мультик имеет вполне этнографические корни.

как на Руси называли медведя

Вместо заключения

Итак, почему медведя назвали медведем? Существует огромное количество названий этого удивительного и величественного животного, которого очень почитали в древности славянские племена, и который до сих пор остается символом нации. Медведь ведает, где мед. Именно с таким образом сластены и сладкоежки ассоциируется это животное у всех нас с детства.

Содержание

  • 1 Почему медведя назвали
    медведем: откуда взялось это слово
  • 2 Как ещё называют медведя и
    почему

«Почему медведя назвали медведем?» — иногда такой вопрос возникает как у детей, так и у взрослых. И действительно: мы настолько привыкли в повседневной жизни произносить те или иные слова, что делаем это механически. О том же, что слова значат, как правило, редко задумываемся. А стоит, так как ответ может оказаться безумно увлекательным!

Почему медведя назвали
медведем: откуда взялось это слово

Итак,
поговорим для начала обо всем нам
привычном с детства слове «медведь»:

  • Разбираясь в том, почему медведя назвали медведем, следует окунуться в славянские поверья. Наши предки искренне верили в то, что звери слышат, когда их называют по настоящим именам. Поэтому и озвучивать их нельзя – это было тем, что сейчас назвали бы «табу». Считалось, что если зверь хищный, он непременно придёт и расправится с человеком. Если же зверь из тех, на которых охотятся, значит, он испугается, убежит и будущая охота не увенчается успехом. Исследователи считают, что из-за подобных поверий многие животные со временем утратили свои изначальные имена. Мы уже не можем знать, как называли того или иного зверя изначально потому, что суеверные предки придумали слова-заменители. Это были своеобразные кодовые слова, которые помогали и донести информацию, и в то же время не навлечь беду. Слово «медведь», например, произошло от заменителя «медоед», которое со временем слегка трансформировалось. Предполагается, что древнее имя данного животного у славян могло быть «орктос» — оно произошло от греческого «арктос». «Арктосами» греки как раз и называли медведей. Но действительно ли славяне занялись таким заимствованием, неясно – это всего лишь предположение.
  • Ещё одна теория заключается в том, что «медведь» — это симбиоз таких слов, как «мёд» и «ведать». Последнее означает «знать», если говорить современным языком. То есть, буквально, «медведь» — это «тот, кто ведает, где находится мёд». Таким образом, человеческая наблюдательность дала имя животному. Было подмечено, что мишки способны угадать расположение этого лакомства даже издалека. У них весьма тонкое обоняние, которое и позволяет это сделать. И уж тогда медведя точно не остановить! Особенно в промежуток времени с июля по сентябрь, когда животное стремится запастись как можно большим количеством питательных веществ. Медведь даже готов рисковать жизнью ради мёда, который позволяет максимально оперативно накопить подкожный жирок.

Как ещё называют медведя и
почему

Как
же ещё называют этого представителя
фауны?

  • Умка – знакомое нам с детства имя. Многие поэтому и думают, что называют так медведя благодаря мультипликационному герою. На самом же деле ситуация несколько иная. Интересно, для северных народов белый медведь – это «умка» – в связи с чукотским языком. На чукотском «полярный медведь» звучит как «умкэ».
  • Косолапый – такое прозвище зверь получил благодаря тому, что при ходьбе он ставит пятку наружу, а пальцы шагают «внутрь». В результате образуется та самая косолапость, которую сложно не заметить. Переваливается мишка и из-за того, что он делает шаг теми лапами, которые находятся на одной линии. То есть, сначала идут, например, правые передняя и задняя лапки, а затем – левые.
  • Шатуном медведя называют, в том числе, благодаря подобной переваливающейся походке. Кажется, будто он действительно шатается. Однако понятие «шататься» означает ещё и «ходить вокруг, бродить». Вместо того чтобы залечь в спячку, таким бурым мишкам свойственно исследовать лес на предмет наличия чего-нибудь вкусненького. Они попросту не успевают накопить достаточное для зимовки количество питательных веществ.
  • Хозяин леса – это прозвище зверь получил благодаря тому, что он является одним из самых крупных хищников на планете. Считается, что у медведя нет врагов, кроме человека – поэтому его можно поместить вверх пищевой цепочки. Эти животные необычайно сильны и сообразительны, что тоже ставит их на несколько ступенек выше многих лесных жителей. Медведь является настоящим лесным символом – поэтому и именуется иногда «дремучим».
  • Гризли – этот термин происходит от английского «серый медведь». Так называют подвиды бурого медведя. И тут нет противоречий: несмотря на то, что мишка этот и правда относится к бурым, его мех имеет серый оттенок.
  • Мишей, как сперва кажется, медведя могут называть из-за ассоциации с именем. Миша, Михаил – достаточно древнее имя, которое наши предки любили. И оно так похоже на то, как именуют медведя! Однако не всё так однозначно. Дело в том, что это грозное животное на древнерусском языке называли «мешька, мечька». Самое интересное, что подобное наименование сохранилось и по сей день у болгар – они называют медведя «мечка». И это очень созвучно с «мишей», не так ли?

Узнавать
происхождение того или иного слова
всегда интересно – это отлично расширяет
кругозор. То же самое и со словом
«медведь»,
которое возникло не с пустого места.
Надеемся, что нашим читателям филологический
экскурс оказался интересен.

УМК «Гармония»

Урок литературного чтения. 2 класс.

Подготовила Базаева Людмила Васильевна.

Дата. 14.03.2016.

Тема урока. Н. Сладков «медведь и солнце».

Цель Формировать умение читать по ролям, составлять картинный план.

Задачи

Образовательные: научить определять характер и настроение героя произведения, выявлять их мотивацию; работать с иллюстрацией, передавать содержание сказки в рисунке; дать возможность научиться делать элементарный анализ текста, при помощи средств художественной вырази­тельности; работать с иллюстрацией в книге и осознание ее роли в понимании произведения.

Развивающие: познавательные – находить нужную информацию в тексте; анализировать художественное произведение с опорой на художественное слово автора; регулятивные – учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста; развивать умение выразительного чтения и чтения по ролям, развивать речь учащихся, учить выражать чувства, развивать слуховое восприятие, внутреннее зрение, творческое воображение; коммуникативные – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, развивать умение формировать собственное мнение и позицию.

Воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающему миру, доброе отношение к природе, любовь к чтению, умение работать в коллективе и в группе.

Формируемые УУД

Личностные:

– Развивать эстетический вкус;(Л)

-– Развивать способность к рефлексии. (Л)

Метапредметные:

– Ставить и реализовывать исполнительскую задачу. (Р.)

– Ориентироваться в тексте произведения. П1.

– Составлять план текста.(П-1.)

– Анализировать особенности языкового оформления текста.(П-2.)

– Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К.)

– Аргументировать высказывания. (К.)

Предметные:

Совершенствовать технику чтения, прежде всего выразительность.(П)

Совершенствовать поисковый способ чтения.(П)

Составлять план.(П)

Наблюдать за точностью выбора языковых средств писателем.(П)

Читать по ролям.(П)

Методы и формы обучения:

Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа индивидуальная и фронтальная, метод дискуссии или конструктивного диалога.

Наглядные методы: наблюдение, образно-иллюстративный.

Практические методы: устные упражнения, работа с учебником, работа в тетрадях,работа в парах, в группах.

Технологии: проблемно-диалогическая, информационно-коммуникативная.

Оборудование:

Учебник «Литературное чтение» О. В. Кубасова, 2 кл. 3 часть, «Тетрадь по литературному чтению» О. В. Кубасова, 2 кл., изд. «Ассоциация XXI век» 2012 г. УМК «Гармония»;

презентация по теме урока;

портрет Н. Сладкова;

телевизор;

компьютер;

магнитная доска;

иллюстрации.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Организационный момент

Приветствие обучающихся

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

Выходя поутру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Очень много бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

Настрой на урок

Приветствуют.

Желают друг другу добра

Актуализация знаний.

1.Проверка домашнего задания

2. Загадки:

Ребята, я сейчас загадаю вам загадки, а вы попробуйте их отгадать. Отвечать можно хором.

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтоб поплыли корабли –

Жить нельзя нам без … (Воды)

Ты весь мир обогреваешь,

Ты усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

И зовут тебя все… (Солнце)

Бел как мел, с неба прилетел.

Зиму пролежал, в землю убежал. (Снег)

Слова появляются на магнитной доске.

— Ребята, какое время года объединяет все эти слова?

— Найдите закономерность и постройте последовательность из этих слов. Поясните.

СНЕГ (зимой выпал снег) СОЛНЦЕ (весной пригрело солнце) ВОДА (снег растаял и превратился в воду)

Весна — это пробуждение жизненных сил, настроение радости и веселья.

Перед вами репродукции картин художника Исаака Ильича Левитана. «Март», « Большая вода».

— Какие признаки весны вы увидели на иллюстрациях?

Какая из картин соответствует нашему сегодняшнему состоянию природы? (Художник изобразил весеннюю природу, выразил своё отношение к ней. Левитан учит нас наблюдать за природой.)

Скажите, а хорошо это или плохо, когда тает снег?

Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

Оглашает тему урока

Читают стихотворение В. Рахманова «Одуванчики»

Отвечают

-Весна

один ученик у доски

Отвечают

Высказывают свои предположения

– Развивать эстетический вкус;(Л)

– Ставить и реализовывать исполнительскую задачу. (Р.)

– Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К.)

– Аргументировать высказывания. (К.)

Совершенствовать технику чтения, прежде всего выразительность.(П)

Открытие новых знаний.

— Ребята, а вы знаете кто такой Николай Сладков?

— Н. Сладков — это детский писатель. Он очень любил природу, много путешествовал, заносил свои наблюдения в записную книжку, а потом писал рассказы, которые получили большую известность. Он сам фотографировал животных, рисовал их и помещал эти фотографии и рисунки в свои книги.

— Произведение, с которым мы сегодня познакомимся называется «Медведь и солнце». Предположите, о чём оно?

— Как вы думаете какое это произведение по жанру?

  1. Первичное восприятие текста. .

  2. Проверка первичного восприятия.

— Правильны ли были ваши предположения об этом произведении?

— Назовите героев этой сказки.

— Так хорошо или плохо Медведю было от того, что растаял снег? Почему?

— Удивило ли вас что- нибудь в этой сказке?

— Что произошло в берлоге?

Отвечают

Высказывают свои предположения

Отвечают

Отвечают на вопросы

– Ставить и реализовывать исполнительскую задачу. (Р.)

– Анализировать особенности языкового оформления текста.(П-2.)

– Аргументировать высказывания. (К.)

Совершенствовать технику чтения, прежде всего выразительность.(П)

Подготовка к чтению учащихся вслух(учебник, стр. 3)

Прочитайте сначала плавно по слогам, а затем целыми словами.

ПРО-СО-ЧИ-ЛАСЬ — ПРОСОЧИЛАСЬ

ПРО-МО-ЧИ-ЛА — ПРОМОЧИЛА

ПРО-ВОР-ЧАЛ — ПРОВОРЧАЛ

Словарная работа.

Просочиться – о жидкости – постепенно проникнуть сквозь что-нибудь;

Промочила – пропустив влагу, стать мокрым, влажным;

Прочитайте быстро последовательность слов

СОХ – СОХЛА – ПЕРЕСОХЛА

РУГАЛ – РУГАЛСЯ – ЗАРУГАЛСЯ

РЁВ – РЕВЕЛ – ВЗРЕВЕЛ

ИСПУГ — ИСПУГАЛА – ИСПУГАЛАСЬ

СКРИП – СКРИПЕЛ – ЗАСКРИПЕЛ

Словарная работа.

Заскрипел –  начать что-либо делать, производя резкий, скрипучий звук.

Словарная работа.

От каких слов произошло слово «Покосолапил»? (косые лапы).

Читай правильно. НЕЧЕГО

Читают

Чтение по цепочке

Совершенствовать технику чтения, прежде всего выразительность.(П)

Наблюдать за точностью выбора языковых средств писателем.(П)

Х

Характеристика образов произведения

(на доске слова на полосках: добрый, грубый, ворчливый, задиристый, ласковый, спокойный, сердитый)

Ребята, на доске развешены слова, прочитайте их.

Какой медведь по характеру, выберите нужные слова.

Какими словами автор характеризует героя?

)

Каким одним словом их можно заменить?

А как лучше?

Почему автор употребил именно эти слова?

Что они вам помогают понять?

Как надо читать слова медведя?

А на кого сердит медведь?

Расположите их в том порядке, как в сказке встречается с ними медведь.

— Каким вы представили себе медведя?

— Почему медведь повел себя именно таким образом?

— Что можете сказать о характере медведя?

— Поработайте в парах и обсудите какой Медведь в этой сказке.

— Почему вода и снег испугались медведя?

— Каким голосом надо читать слова медведя? Найдите, прочитайте. Кто лучше?

-учащиеся читают, выбирают

-заругался, взревел,

рявкнул, проворчал

-Сказал

Отвечают

-настроение

-Медведь не рад весне, недоволен, сердит.

-сердито, громко

-вода, снег, солнце

Выполняют задание. Один ребёнок у доски.

-Лохматый, большой, сердитый, косолапый, голодный, грязный, с большими зубами и когтями.

-Стало мокро, неуютно, неприятно и он рассердился.

Отвечают

-Он большой, сердитый – может нанести вред, сделать больно.

Читают

– Ставить и реализовывать исполнительскую задачу. (Р.)

– Ориентироваться в тексте произведения. П1.

– Составлять план текста.(П-1.)

– Анализировать особенности языкового оформления текста.(П-2.)

– Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К.)

– Аргументировать высказывания. (К.)

Совершенствовать технику чтения, прежде всего выразительность.(П)

Совершенствовать поисковый способ чтения.(П)

Составлять план.(П)

Наблюдать за точностью выбора языковых средств писателем.(П)

Читать по ролям.(П)

Выборочное чтение.Работа в тетради.

Найдите в тексте разговор медведя с водой.

Каким голосом надо прочитать слова Воды?

-Какие слова помогают это понять?

Попробуем прочитать слова Воды тихим, испуганно — «журчащим» голосом.

Отметьте слова Воды в тетради.(написать букву В)

На кого медведь взревел?

Как нужно читать слова Снега?

Почему вы так думаете?

Постарайтесь прочитать виновато, испуганно. Отметьте слова Снега в тетради.(написать букву С)

А как вы, думаете, почему каждый из героев перекладывал вину на другого?

Почему вода и снег испугались медведя?

На что указывают выделенные слова в тексте?

Почему медведь ничего не сделал солнцу? Почему покорился?

Отметьте карандашом реплики Медведя (написать букву М)

Посмотрите, слова и картинки расположены по порядку, вы рассказывали, опираясь на слова, иными словами — пересказывали по плану.

План – это определённая последовательность частей в произведении.

Опираясь на картинки, лежащие на парте можно сказать, что это план.

Опираясь на картинки и опорные слова, текст можно пересказывать?

Пересказ— изложение содержания текста.

-тихим

-испугалась, зажурчала тихим голосом

-на снег

-виновато, негромко

-испугался, побелел, заскрипел с перепугу

-испугались Медведя

-Он большой, сердитый – может нанести вред, сделать больно.

-Они показывают, что медведь сердится все сильнее и сильнее.

-Солнце не достать. Против законов природы ничего сделать нельзя! Нравится или нет, а жизнь идет своим чередом.

Пересказывают текст

– Ориентироваться в тексте произведения. П1.

– Составлять план текста.(П-1.)

– Анализировать особенности языкового оформления текста.(П-2.)

– Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К.)

– Аргументировать высказывания. (К.)

Совершенствовать технику чтения, прежде всего выразительность.(П)

Совершенствовать поисковый способ чтения.(П)

Составлять план.(П)

Наблюдать за точностью выбора языковых средств писателем.(П)

Читать по ролям.(П)

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

— С каким автором мы познакомились на уроке?

— Я подготовила выставку книг с произведениями Н. И. Сладкова. На перемене вы можете с ней познакомиться и если какая-то книга вас заинтересует, вы сможете взять её в библиотеке и прочитать.

— Как называется сказка, с которой мы сегодня познакомились?

— У вас на партах лежат картинки: солнышко, тучка и капелька. Поднимите вверх одну из них:

Солнышко – мне было интересно на уроке;

Тучка – мне было трудно;

Капелька – мне было грустно.

Отвечают

-– Развивать способность к рефлексии. (Л)

– Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К.)

Домашнее задание

Ребята, Медведь ушёл весну встречать, но предложил вам выбрать, какое задание вы будете выполнять дома:

1. Прочитать сказку по ролям.(Базовый уровень)

2. Пересказать сказку.(Повышенный уровень)

3. Придумать продолжение этой сказки.(Творческий уровень)

(карточки с домашним заданием раздаются на карточках каждому обучающемуся)

Ребята, благодарю вас за урок.

Мне было очень приятно с вами работать!!!

  • Почему машу миронову можно считать нравственным идеалом пушкина сочинение 8 класс по плану
  • Почему машу миронову можно считать нравственным идеалом пушкина сочинение 8 класс по литературе
  • Почему машу миронову можно считать нравственным идеалом пушкина сочинение 8 класс кратко
  • Почему машу миронову можно назвать нравственным идеалом пушкина сочинение
  • Почему маша троекурова отказалась от помощи владимира дубровского сочинение рассуждение