- Сочинения
- По литературе
- Гоголь
- Мертвые души смысл названия
Мертвые души смысл названия поэмы Гоголя
Н. В. Гоголь – мастер художественного слова, великий и талантливый писатель 19 века. В название своей всемирно известной поэмы он заложил очень глубокий смысл. В основе заглавия лежит удивительный художественный приём – оксюморон. Это сопоставление несопоставимого в рамках одного словосочетания. Душа – явно живая субстанция и мёртвой она быть точно не может.
При первом прочтении заглавия складывается впечатление, что речь пойдёт о чём-то загадочном, мистическом. Однако, это далеко не так. К подобному выводу мы приходим после глубокого анализа текста. И выясняется, что заглавие отсылает нас к основной сюжетной линии поэмы. «Мёртвые души» — это умершие крепостные, которых Чичиков хотел купить у помещиков. Не секрет, что Чичикова интересовали деньги, он хотел любыми способами разбогатеть и получить прибыль. Его не волновала нравственная составляющая своих поступков. Всем в его жизни двигали только деньги и материальный интерес.
Однако, есть ли у названия поэмы Гоголя какой то другой смысл? Возможно, «мёртвые души» — это сами помещики, которых посещал Чичиков. Они настолько погрязли в глупости и лицемерии, что не думали ни о чём, кроме денег. Эгоизм пропитал всё их существо, эти люди не были способны любить, анализировать, сострадать, сопереживать… Кроме того, образ жизни упомянутых персонажей свидетельствовал о их душевной пустоте. Достаточно вспомнить, в каком состоянии находилось жилище Плюшкина. Почти каждый персонаж, встретившийся на пути Чичикова, был описан меткими запоминающимися фразами типа «дубинноголовая», «прореха на человечестве». Гоголь с удивительной остротой высмеял безнравственный образ жизни этих людей.
Итак, смысл заглавия «Мёртвые души» имеет два значения. В прямом смысле оно обозначает мертвых крестьян, а в переносном – самих помещиков. Но всё-таки, Гоголь оставляет в названии поэмы нотку оптимизма. Вначале мы говорили о том, что слово душа никак не может отождествляться с понятием «мёртвые». Поэтому, возможно, автор надеется на то, что эти люди, несмотря на своё плачевное положение, смогут измениться в лучшую сторону.
Вариант 2
Н. В. Гоголь дает многозначное название своей поэме: «Мертвые души».
Само словосочетание является оксюмороном, ведь по философским взглядам душа не может принадлежать мертвому человеку.
Однако для лучшего понимания необходимо рассмотреть события российской истории. В то время «мёртвыми душами» назывались умершие крестьяне. Вот их и скупает Чичиков в надежде получать с них доход.
Здесь подчеркивается проблема того времени: за числом умерших крестьян никто не следил, поэтому возникало огромное количество перекупщиков, желавших нажить себе состояние. У людей отсутствовали всякие религиозные ценности, когда мертвых людей перепродавали ради наживы.
Умершие крестьяне для помещиков наравне с живыми. Помещики описывают их словно живых: у одного были руки золотые, а другой был мастером своего дела. Они не воспринимаются как люди, для помещиков – это рабочая сила, инструмент, который, к сожалению, перестал действовать.
Но было бы слишком просто, если бы Гоголь поставил в центр произведения цель похождений главного героя – умерших крестьян. Здесь прослеживается более глубокая проблема. Бесцельность существования чиновников и помещиков, которые сами давно превратились в мертвые души. Умершие крестьяне, которых описывают как существующих, оказываются живее их хозяев. Это пустые люди с отсутствием всякого смысла жизни.
Гоголь представляет помещиков по степени их деградации: Манилов – пустая мечтательность, Коробочка – «дубинноголовость», Ноздрев – разгульство, Собакевич — накопительство, Плюшкин – упадничество, «прореха на человечестве». Вот они – настоящие мертвые души, для которых духовная жизнь заменяется чревоугодием. Это любители поесть, Ноздрев любит выпить, а Собакевич вообще сравнивается со зверем.
Но не только помещики являются носителями безжизненности. Чиновникам в поэме уделяется намного меньше внимания, чем помещикам, однако именно они составляют страшную картину: кумовство и взяточничество. Различные бумаги – главное для этой системы. Важную роль здесь играет глава о капитане Копейкине. Омертвелость ярко видна в сцене бала, на котором нет человеческих лиц. Повсюду головные уборы, фраки, мундиры, ленты.
В поэме описывается жизнь города. Она вроде во всю кипит, однако это одна бессмысленная суета. В названии поэмы заключается авторский замысел. Название является символом жизни уездного города N. который символизирует целую Россию. Автор с сожалением пишет, что Россия находится в кризисном состоянии, а души людей мертвы.
Смысл названия заставляет подумать о том, что каждый может со временем стать Коробочкой или Плюшкиным. Достаточно обзавестись хотя бы одной небольшой страстью. Гоголь призывает читателя ответить на вопрос: «А не являюсь ли я мертвой душой?». Так он возвращает кого-то к жизни.
Возможно, используя прием оксюморона, Гоголь дает надежду на то, что все-таки помещики и чиновники живы, а их душа может возродиться. Об этом и должен был быть второй том.
Гоголь дает многозначный смысл названия, который можно увидеть только после прочтения.
Про название Мертвые души
Название поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» необычно. Построена она как похождения предпринимателя Чичикова, скупающего мертвые души. Образ этого ловкого дельца буржуазного склада связывает все части произведения.
Павел Иванович Чичиков – человек умный и предприимчивый. Вот только эти свои качества он подчиняет одной цели – скопить деньги. У него хитрый план, согласно которому он скупает мертвые крестьянские души, а затем получает за них денежное вознаграждение. В одном из русских городов он знакомится с помещиками, чтобы осуществить свой план, и по очереди их навещает.
Галерея помещиков открывается образом безобидного Манилова и заканчивается потерявшим человеческий облик Плюшкиным. Бесхозяйственный Манилов – праздный мечтатель, живущий в мире своих грез. «Дубинноголовая» Коробочка не забывает о своей выгоде. Бесшабашный мот, враль и шулер Ноздрев – ничтожный человек. «Чертов кулак» Собакевич – хитрый и жадный. Плюшкин – бессмысленный накопитель, скупец, полностью утративший всё человеческое.
Гоголь изображает и мир чиновников, их оторванность от народа, его нужд и запросов. Губернатор вышивает, вяжет, в администрации он ничего не значит. Прокурор – бездельник, пьяница, обжора. Полицмейстер – ловкий грабитель. В «Повести о капитане Копейкине» мы видим столичных чиновников, равнодушным к законности и справедливости.
Все эти живые люди давно умерли внутри, потеряли свою душу и человечность. Вот они-то и есть самые настоящие мертвые души.
Миру помещиков и чиновников противопоставлены живые души – талантливый, трудолюбивый народ. Перед нами предстают простые люди, хотя и загубленные своей лихой долей. В основном это крестьяне, которые числятся в списках умерших. Гоголь с любовью и болью говорит о простом русском народе. Они предстают перед нами живее своих хозяев-помещиков. Каретник дядя Михей, сапожник Максим Телятников, печник Милушкин, плотник Степан Пробка – талантливые мастеровые люди. Но, к сожалению, все они либо беглые, либо покойники.
Гоголь сумел показать в своей поэме бессмысленную жизнь владельцев дворянских усадеб, крепостничество, которое уничтожает в человеке душевные порывы и глубокие чувства. При этом автор выразил свою веру в русский народ и в светлое будущее России.
Также читают:
Картинка к сочинению Мертвые души смысл названия
Популярные сегодня темы
- Сочинение Патриотизм в повести Левша Лескова
Тема патриотизма является одной из центральных в рассказе Николая Семеновича Лескова “Левша”. Главный герой произведения, ремесленник и мастеровой, чье настоящее имя так и не раскрывается
- Сочинение Летнее утро
Мне очень нравится летнее утро. Когда я просыпаюсь, наступает тёплый летний день. Летом солнце встаёт очень рано. Первые солнечные лучи появляются, когда ещё все спят. В это время воздух особенно свеж.
- План рассказа Мальчики Чехова 4 класс
Володя вместе со своим приятелем Чечевицыным приехали домой на рождественские каникулы. Они учились в гимназии и подолгу отсутствовали дома. Его семья очень соскучилась по родному сыну и радостно встретила друзей
- Характер главного героя рассказа Уроки французского
Главный герой произведения – это мальчик одиннадцати лет, чьё имя не указано на страницах книги. Мальчик начинает самостоятельную жизнь очень рано.
- План рассказа Кто хозяин Осеевой
В рассказе В. А. Осеевой «Кто хозяин?» действия происходят между друзьями, которые не могли поделить собаку. Однажды у уличной бездомной собаки появилось сразу два хозяина. Это были товарищи, мальчики по имени Коля и Ваня
Смысл названия «Мёртвые души»
Введение
В далёком 1835 году Николай Васильевич Гоголь начал работу над одним из наиболее известных и значительных своих произведений — над поэмой «Мёртвые души». С момента публикации поэмы прошло почти 200 лет, а произведение остаётся актуальным до сих пор. Мало кто знает, что если бы автор не пошёл на некоторые уступки, читатель мог бы и вовсе не увидеть произведения. Гоголю пришлось править текст множество раз только лишь для того, чтобы цензура одобрила решение о выпуске в печать. Предлагаемый автором вариант заглавия поэмы цензуру не устраивал. Многие главы «Мёртвых душ» были изменены практически полностью, были добавлены лирические отступления, а повесть о капитане Копейкине лишилась жёсткой сатиры и некоторых персонажей. Автор, если верить историям современников, хотел даже на титульной странице издания поместить иллюстрацию брички в окружении человеческих черепов. Существует несколько смыслов названия поэмы «Мёртвые души».
Многозначность названия
Название произведения «Мёртвые души» многозначно. Гоголь, как известно, задумывал трёхчастное произведение по аналогии с «Божественной комедией» Данте. Первый том — Ад, то есть обитель мёртвых душ.
Во-вторых, с этим связана фабула произведения. В XIX веке «мёртвыми душами» называли умерших крестьян. В поэме Чичиков покупает документы на умерших крестьян, а потом продаёт их в опекунский совет. Мёртвые души в документах значились живыми, а Чичиков получал за это немалую сумму.
В-третьих, в названии подчёркивается острая социальная проблема. Дело в том, что в то время продавцов и скупщиков мёртвых душ было великое множество, это не контролировалось и не наказывалось властью. Казна пустела, а предприимчивые аферисты наживали себе состояние. Цензура настоятельно рекомендовала Гоголю изменить название поэмы на «Приключения Чичикова, или мёртвые души», переставив акцент на личность Чичикова, а не на острую общественную проблему.
Возможно, идея Чичикова покажется некоторым странной, но всё сводится к тому, что между мёртвыми и живыми разницы и нет. Продаются и те, и те. И умершие крестьяне, и помещики, согласившиеся продать документы за определённое вознаграждение. Человек полностью теряет человеческие очертания и становится товаром, а вся его сущность сводится к бумажке, где указано, жив ты или нет. Получается, что душа оказывается смертна, что противоречит главному постулату христианства. Мир становится бездуховным, лишённым религии и любых морально-этических ориентиров. Такой мир описывается эпически. Лирический компонент заключён в описании природы и духовного мира.
Метафоричность
Смысл названия «Мёртвые души» у Гоголя метафоричен. Интересным становится посмотреть на проблему исчезновения границ между мёртвыми и живыми в описании покупаемых крестьян. Коробочка и Собакевич описывают умерших словно живых: один был добрым, другой — хорошим пахарем, у третьего были золотые руки, а вот те двое и капли в рот не брали. Безусловно, в этой ситуации есть и комический элемент, но с другой стороны все эти люди, которые некогда трудились на благо помещикам, представляются в воображении читателей как живые и всё ещё живущие.
Смысл произведения Гоголя, конечно же, не ограничивается этим списком. Одна из важнейших трактовок кроется в описанных характерах. Ведь если посмотреть, то все действующие лица, кроме самих мёртвых душ, оказываются неживыми. Чиновники и помещики погрязли в рутине, бесполезности и бесцельности существования так давно, что желание жить у них не появляется в принципе. Плюшкин, Коробочка, Манилов, городничий и почтмейстер — все они представляют собой общество пустых и бессмысленных людей. Помещики предстают перед читателем рядом героев, выстроенных по степени моральной деградации. Манилов, чьё существование лишено всего мирского, Коробочка, скупость и придирчивость которой не знает границ, потерявшийся Плюшкин, игнорирующий очевидные проблемы. В этих людях умерла душа.
Чиновники
Не только в безжизненности помещиков заключён смысл поэмы «Мёртвые души». Чиновники представляют собой куда более устрашающую картину. Коррупция, взяточничество, кумовство. Обычный человек оказывается заложником бюрократической машины. Бумажка становится определяющим фактором человеческой жизни. Особенно чётко это прослеживается в «Повести о капитане Копейкине». Инвалид войны вынужден ехать в столицу только лишь затем, чтобы подтвердить свою инвалидность и оформить пенсию. Однако Копейкин не в силах понять и сломать управленческие механизмы, не в силах смириться с постоянным переносом встреч, Копейкин совершает довольно эксцентричный и рискованный поступок: пробирается в кабинет к чиновнику, угрожая, что не выйдет оттуда, пока его требования не будут услышаны. Чиновник быстро соглашается, а Копейкин теряет бдительность от обилия лестных слов. Повесть заканчивается тем, что помощник государственного служащего увозит Копейкина. Больше о капитане Копейкине никто не слышал.
Обличаемые пороки
Неслучайно поэма называется «Мёртвые души». Духовная нищета, косность, ложь, чревоугодие и алчность убивают в человеке желание жить. Ведь каждый может превратиться в Собакевича или Манилова, Ноздрёва или городничего — нужно всего лишь перестать стремиться к чему-то кроме собственного обогащения, смириться с текущим положением вещей и реализовывать некоторые из семи смертных грехов, продолжая делать вид, будто ничего не происходит.
В тексте поэмы есть замечательные слова: «но века проходят за веками; полмиллиона сидней, увальней и байбаков дремлют непробудно, и редко рождается на Руси муж, умеющий произносить его, это всемогущее слово «вперёд»».
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Lili Belova
19/19
-
Анна Вишневская
19/19
-
Минубаев Руслан
11/19
-
Виолетта Никитина
9/19
-
Матвей Михалков
15/19
-
Curonuk Lord
16/19
-
Егор Земченко
8/19
-
Владислав Лунин
7/19
-
Шамиль Мигранов
19/19
-
Айгерим Алшынбаева
19/19
- Сочинения
- По литературе
- Гоголь
- Смысл названия поэмы Мертвые души Гоголя
Смысл названия поэмы Мертвые души Гоголя сочинение
Название данного произведения Гоголя, в первую очередь связано с главным героем Чичиковым, который скупал мёртвых крестьян. Для того чтобы начать заниматься собственным делом. Но на самом деле он хотел эти мертвые души продать и обогатиться.
Но не только в этом смысл названия данного произведения, автор хотел показать истинные души общества, что они давно очерствели и умерли. Это видно из того что каждый персонаж данного произведения ни имеет никакого духовного развития.
Чичиков для того чтобы купить больше крестьян для своего новой усадьбы путешествует по всей России. Но видит, что большинство богатых людей не видят вокруг себя почти ничего, кроме своих низменных желаний. Помещик Манилов, не занимается ни чем и не делает никаких полезных дел. Он все свое время проводит в беседах и разговорах, или предается мечтам.
Помещик Собакевич похож на животное, он все свое свободное время, что-то ест. И таких огромных размеров порции, что обычному человеку они не под силу.
Коробочка, у которой Чичиков покупал души мертвых крестьян. Ничего не любит в жизни кроме торговли, и разговаривать с ней можно только на эту тему или на тему еды. Так как она очень любит покушать и всех угощает всевозможными блюдами.
Плюшкин это вообще отдельный персонаж, который не только мертв душой, но и не вписывается ни в какие рамки нормального человека. Собирать столько добра и всяких вещей, но не пользоваться ими и не продать или отдать бедным людям.
Это вопиющая жадность, в произведении подробно написано, что у Плюшкина лежат горы плесневелого хлеба, неужели его нельзя было отдать другим людям.
Все помещики такие, как и Коробочка, Собакевич, Ноздрев не живут духовной жизнью, а занимаются набиванием своих карманов и живота, употребляя в пищу всевозможные блюда.
Чиновники тоже совсем не интересуются ни чем кроме своей работы, для получения наживы и взяток от всех приходящих к ним посетителей. Помещики объедаются и радуются новым блюдам. Плюшкин же даже блюдами новыми, и вкусными не интересуется, он занят накоплением своих невиданных богатств. Дошел в этом деле до ручки, все свои богатства собирает, а ест еду хуже, чем нищие. Это верхняя ступень скупости.
Изначально Гоголь хотел написать поэму «Мертвые души» в трех частях, поднятие душ всего общества, с самых низов, из ада потом в чистилище, а потом уже при излечении этих больных душ они попадают в рай.
Отсюда и смысл произведения общество в ужасном тупиковом развитии. Духовного развития нет. Но автор все же надеться, что люди опомнятся и их души попадут в рай. И в мире воцариться мир, высокая духовность и будут цениться высокие нравственные и моральные принципы.
Каков смысл названия?
В 1842 году был выпущен первый том одного из самых известных и нашумевших произведений Н.В. Гоголя – прозаическая поэма «Мёртвые души», в названии которой иллюстрируется главенствующая идея произведения. Как сказал Н. Бердяев о Гоголе: «Самая загадочная фигура в русской литературе». Так что же скрывает автор под таким мистическим именем своего детища?
Многосторонен и мультипланов основной мотив прозаической поэмы «Похождения Чичикова, или Мёртвые души». Идея сюжета была взята по дружескому совету Пушкина и на основе им же подсказанной фабулы. Всё это произведение – история болезни, осознание того ужаса и стыда, который испытывает человек, увидевший в зеркале своё настоящее лицо. Под завесой ложного автор показывает нам подлинную правду. Гоголь в своей поэме всё чаще отмечает чёрствость и малодушие своих героев.
Если мыслить прямолинейно, то мёртвая душа – это отсутствие у человека разумной идейности, пассивность его деятельности и примитивность занятий и устремлений. В таком случае уже не имеет значения, к какому социальному кругу персонаж принадлежит, ведь мёртвая душа – это и общество в целом. С одной стороны, это обозначение умершего крепостного, «ревизской души», которая по документам числится живой. Многих персонажей, начиная с Чичикова, уже определяет сам акт купли-продажи несуществующих людей. Образуются совершенно извращённые, перевёрнутые с ног на голову, отношения. Сперва создаётся видимость того, что городская жизнь бурлит, но на деле это обычная суета.
Мёртвая душа во внутреннем мире поэмы — обычное явление. Здесь для людей душа — это только то, что отличает мёртвого человека от живого. Вот что писал о поэме А.И. Герцен: «“Мертвые души” – это заглавие само носит в себе что-то наводящее ужас». Действительно же, за всем этим сокрыто ещё одно, абсолютно другое, более глубинное, значение: раскрыть весь замысел в трёх частях, подобно трёхчастной поэме Данте «Божественная комедия». Предполагается, что Гоголь намеревался создать три тома, соответствующие главам «Ад», «Чистилище» и «Рай», где в первой части он хотел раскрыть ужасающую российскую действительность, «ад» современного уклада жизни, а во второй и третьей части трёхтомника – духовный подъём России.
Из этого можно сделать заключение, что Н.В. Гоголь пытался раскрыть настоящую картину жизни поместного дворянства, безнадёжный тупик, упадок и духовное разложение на примере героев произведения. Автор в первой части «Мертвых душ» пытается передать отрицательные черты русской бытности, он намекает людям, что их души омертвели, и, указывая на пороки, возвращает их к жизни.
Вариант 3
Название произведения Гоголя «Мертвые души» связано с одним из главных героев, а если быть точным, то это Чичиков. Все что он делал это скупал людей, которые умерли. В основном это были крестьяне. Многие думали, что этим он хочет зарабатывать себе на жизнь, вот только как же сильно они ошибались. Он потом перепродавал мертвые души и становился богаче.
Также здесь кроется еще одна проблема, которую и хотел показать автор своему читателя. И она заключается в том, чтобы показать людям истинное лицо людей. У них даже нет развития в обществе.
А для того чтобы закупить как можно больше душ ему приходилось по всему миру. Также ему пришлось увидеть, что общество не видит практически ничего кроме своего состояния и общества. Он встретился с помещиком Маниловым. У него нет цели в жизни, и это считается самым страшным, ведь не знаешь даже ради чего жить. Кроме этого он ничем не занимается. И все чем он занимается, это просто общается с другими людьми.
Также он встретился с еще одним человеком и им является Собакевич. Он очень сильно похож на собаку, которая постоянно ест и больше ничего не делает. Обычно он кушает самыми большими порциями, а ведь обычному человеку такую большую порцию не съесть.
Коробочка продает мертвые души, и больше его ничего не интересует. Да и разговоры у нее только про деньги, да про разные покупки. Также больше всего на свете ей нравится готовить разные блюда, а потом угощать их всем.
А вот Плюшкин вообще нельзя назвать обычным человеком, да и душа у него практически пустая. Он постоянно собирает все, что другие люди выкидывают на помойку и приносит домой. В результате у него хранятся вещи, которыми он не только не пользуются, но и ему совершенно не нужны.
Практически все помещики занимаются только одним, это набиванием денег и употреблением разных блюд. А для того чтобы зарабатывать много денег и удовлетворять все свои потребности они стараются удержаться на работе. Порой для того чтобы помочь другим людям они берут взятки и при этом не испытывают никаких угрызений совести. Они всегда кушают вдоволь и могут не задумываться о завтрашнем дне. Но при этом Плюшкин старается как можно больше вещей притащить к себе домой и совсем неважно, что они старые и никому ненужные.
С самого начала автору хотелось рассказать обо всех людях и при этом произведение будет в трех томах. В ней он хотел затронуть людей, которые находятся в самом низу, а закончить людьми из высшего круга.
Смысл названия поэмы Мертвые души Гоголя
Несколько интересных сочинений
- Сочинение Цель комедии Ревизор Гоголя
Любое произведение несет в себе определенную цель, которую хотел донести до нас автор. Тем самым он вкладывает душу в свое детище, и оно наполняется смыслом.
- Анализ поэмы Мертвые души Гоголя
Главным произведением, созданным Гоголем являются «Мертвые души». Он писал его долгих 17 лет, часто переосмысливая и переписывая главы, менял персонажи. Только над первым томом трудился 6 лет
- Сочинение на тему Поход в Аквапарк
Моя любовь к горкам всегда сводила родителей с ума. Когда я был меньше, то маме с папой приходилось возить меня по всевозможным детским площадкам в поисках самых больших и захватывающих аттракционов.
- Любовь в романе Пастернака Доктор Живаго
В произведении «Докор Живаго» тема любви особенно остра, ведь речь тут идет о неком любовном треугольнике. Главный герой по имени Юрий, не может и не желает делать выбор между двумя девушками.
- Сочинение на тему Один день из моей жизни
В моей жизни было много прекрасных и запоминающихся дней, но был один, который превзошел их все. Помимо этого дня, я напишу свою историю, и многие другие, которые напрямую связаны с этим днем
На чтение 4 мин Просмотров 1.3к.
Обновлено 10 мая, 2021
Авторы интернет-журнала Литеровед представляют своим читателям сочинение на тему «Почему Н.В. Гоголь назвал поэму «Мертвые души»», в котором раскроют смысл названия бессмертного произведения великого классика.
Н.В. Гоголь – выдающийся русский писатель, чье имя навсегда вписано в историю русской литературы. Его произведения знают, любят, читают не только в России, но и за рубежом. Одно из самых ярких произведений писателя – поэма «Мертвые души», сюжет которой был подарен автору русским поэтом и писателем А.С. Пушкиным. Это итог многолетних размышлений писателя о человеческих судьбах, о судьбе России.
Приступая к чтению, не один читатель, наверное, задается вопросом, почему Н.В. Гоголь назвал поэму «Мертвые души», в чем заключается смысл названия. Попробуем разобраться. В основу сюжета, как мы помним, положена афера Павла Ивановича Чичикова – чиновника, который скупает мертвые души, то есть умерших крепостных крестьян, числящихся по ревизским спискам живыми, с целью заложить их в Опекунский совет и получить доход. Поэтому возникает предположение, что автор назвал произведение так именно из-за них. Однако, расхваливая своих крестьян, Собакевич неожиданно начинает говорить о них, будто о живых, и перед Чичиковым предстают искусный каретник Михеев, талантливый плотник Степан Пробка, кирпичник Милушкин, торговец Еремей Сорокоплёхин, сапожник Максим Телятников. Выдающиеся, талантливые мастера, известные во всей округе, обладают яркими, живыми характерами, поэтому не воспринимаются читателем мертвыми душами. Они – воплощение духовности, свободолюбия и таланта.
Однако есть и другая версия. Мертвые души – это герои поэмы, которые погубили себя духовно, утратили представление об истинном предназначении человека на земле, о смысле жизни и призвании. Сами герои продолжают совершать различные действия, говорить, размышлять, однако души их уже умерли. Мысли, значительные, глубокие, достойные человека, а также настоящие, тонкие чувства навсегда потеряны ими навсегда.
Известный писатель и философ А.И. Герцен, рассуждая о смысле названия поэмы, записал в своем дневнике мысль, что название «Мертвые души» носит в себе что-то наводящее ужас, но по-иному автор не мог назвать свое произведение. Речь идет не о ревизских мертвых душах, а о помещиках: Маниловых, Ноздревых и прочих – о поистине мертвых душах, которых можно встретить на каждом шагу. Сам Н.В. Гоголь, обращаясь к помещикам-дворянам, призывал их быть не мертвыми, а живыми душами. Действительно, перед читателями открывается целая галерея помещичьих образов, которых автор изображает ярко и детально. Первым перед нами предстает Манилов, приторно-сентиментальный, не умеющий разбираться в людях, бесхозяйственный, пустой мечтатель. Он никому не сделал никакого зла, но и пользы тоже не принес никому. Его мертвые мечты никогда не смогут осуществиться, они никуда не ведут. Душа Манилова мертва и не способна ничего производить, что свидетельствует о полной духовной гибели.
Следующая помещица, к которой попадает Чичиков в поисках мертвых душ, — Настасья Петровна Коробочка, туповатая, мелочная, суеверная и невежественная скопидомка. Казалось, время в ее жизни остановилось после 1812 года. В ней нет никакой созидательной цели, ее пугает все «новое и небывалое». Мелочная бережливость властвует над ней, поэтому Коробочка выглядит не живым человеком, а всего лишь пародией на него, воплощением духовной пустоты.
Ноздрев – полная противоположность Манилова и Коробочки, иной тип «живого мертвеца». Его особая страсть – беспредельная и бессмысленная безудержность во всем: в еде, питье, собаках, лошадях, гостеприимстве и хвастовстве. Его широкая натура ни в чем не знала меры. Известный в округе буян, карточный игрок, искусный враль и кутила, он стремится показать себя значительнее, чем есть на самом деле. Мертвенность его удальства превращает Ноздрева в ничтожество, бесполезную особь, паразита.
От Ноздрева Чичиков попадает к Собакевичу, помещику с богатырским телом, в котором духовно неподвижная, мертвеющая, косная, черствая душа. Собакевич – ярый противник просвещения, он остается глух к наукам и вместо того чтобы насытить душу «плодами разума», он поедает бараний бок, не понимая, что душа без духовной пищи умирает.
Пределом морального падения человека является Плюшкин. Все человеческое умерло в нем. Он равнодушен к судьбе своих детей, своих крестьян, своему внешнему виду. Вещи для него важнее людей, поэтому он занят накопительством. Бессмысленная скупость, царящая в душе героя, порождает в нем недоверие, подозрительность, враждебность и даже жестокость.
Всех помещиков объединяют такие черты, как паразитизм, пошлость, эгоизм, отсутствие живых интересов, высоких целей и общественно полезной деятельности. Все они – мертвые души.
Таким образом, перелистывая последнюю страницу, читатель понимает, что название «Мертвые души» не случайно. Автор ставил перед собой цель – изобразить всю Россию, большая часть которой – это духовно мертвые помещики и городские жители. Это и отмечается названием поэмы.
Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!
/ Сочинения / Гоголь Н.В. / Мертвые души / Почему Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой?
Почему Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой?
Поэма – лиро-эпический жанр, в котором повествование об исторических событиях и событиях в жизни героев раскрываются через оценку и восприятие повествователя. «Мертвые души» — одно из гениальнейших произведений русской мировой культуры. Эта поэма — вершина творчества Гоголя. Она показывает современную Гоголю николаевскую Россию с её бюрократическим аппаратом, разложением крепостничества. В поэме показано падение человеческой личности.
В своей «Авторской исповеди» Гоголь указывает, что на мысль написать «Мертвые души» его натолкнул Пушкин. Пушкин восхищался способностью Гоголя «угадывать человека и несколькими чертами выставлять его вдруг, как живого…», поэтому он и отдал Гоголю свой собственный сюжет, который он задумывал сделать поэмой. Гоголь последовал совету Пушника. В процессе работы замысел поэмы стал постепенно углубляться. Николай Васильевич замыслил уже не один, а три тома, в которых можно было показать Русь не « с одного боку», а всестороннее. Второй и третий тома должны были, по мыслям автора, вывести положительных героев и показать моральное возрождение Чичикова. Сам писатель далеко не сразу определил жанровую принадлежность своего произведения. Вначале произведение мыслилось как роман. Но уже в 1836 году в письме Жуковскому Гоголь называет «Мёртвые души» поэмой. Широта и насыщенность произведения лирическими элементами, позволяющими писателю выявить отношение к изображаемому, и внушили Гоголю мысль назвать «Мёртвые души» поэмой.
«Мертвые души» в полном виде стали мыслится Гоголем как произведение, которое должно по широте охвата жизни встать в ряд таких поэм, как «Одиссея» Гомера, рисующая жизнь древней Греции, или поэма Данте «Божественная комедия», отразившая идеологию феодального средневекового общества Западной Европы. Подобно последней поэме, «Мертвые души» должны были изобразить «ад», «чистилище» и «рай» современной Гоголю России. Гоголь ощущал себя художником, призванным не только показать острые социальные проблемы и нравственное падение общества, но и указать путь к духовному возрождению
Всё это определило своеобразие жанровой специфики произведения. Очевидно, что поэма Гоголя нетрадиционная, и это художественное построение не имеет аналогов в мире.
Построение поэмы отличается ясностью и четкостью: все части связаны между собой сюжетно-образующим героем Чичиковым, путешествующим с целью получить крупные средства. Особенность композиции — использование Н. В. Гоголем вставной повести — “Повести о капитане Копейкине”. Она, несмотря на свою кажущуюся самостоятельность, жанрово связана со всем произведением: в рамках “Мертвых душ” как поэмы возникает еще одна поэма.
Значительное место в идейно-композиционной структуре произведения занимают лирические отступления, что характерно для поэмы как литературного жанра. В лирических отступлениях Гоголь касается самых острых, самых важных общественных вопросов. Благодаря им мы постоянно чувствуем присутствие автора, который делится с нами своими мыслями и переживаниями. Две важнейшие темы авторских размышлений — тема России и тема дороги — сливаются в лирическом отступлении, которое завершает первый том. В нём звучит вера Гоголя в возрождение России и в то, что душа народа предстанет живой и прекрасной.
Идеальный мир невозможно воссоздать эпически, так как духовный мир описывает лирика. Поэтому Гоголь определяет жанр произведения как лиро-эпический, назвав «Мёртвые души» поэмой.
Добавил: TatianaE
138110 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Гоголь Н.В. / Мертвые души / Почему Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой?
Смотрите также по
произведению «Мертвые души»:
- Краткое содержание
- Полное содержание
- Характеристика героев
- Критические статьи
Апр
24 2013
Почему Н. В. Гоголь назвал «Мертвые души»- поэмой?
Сочинение на тему: Почему Н. В. Гоголь назвал «Мертвые души»- поэмой?
Создавая «Мертвые души», Н. В. Гоголь ставил перед собой задачу — показать «всю Русь». Он чувствовал, что для этого ему потребуется прибегнуть к какому-то особому жанру. Так, в процессе работы над своим произведением он писал: «Вещь, над которой я сижу и тружусь теперь и которую долго обдумывал, и которую долго еще буду обдумывать, не похожа ни на повесть, ни на роман… Если Бог поможет выполнить мне мою поэму так, как должно, то это будет первое мое порядочное творение».
Назвав «Мертвые души» поэмой, в первую очередь Н.В.Гоголь хотел подчеркнуть те особые черты, свойственные этому произведению: его эпопейный характер, широкие художественные обобщения и, конечно, лиричность.
Эпопею Гоголь считал самым полным и многосторонним из всех повествовательных сочинений. Он писал о том, что эпопея «объемлет не некоторые черты, но целую эпоху времени, когда действовал герой с образом мыслей, верований и даже познаний, какие сделало в то время человечество. Весь мир на великое пространство освещается вокруг самого героя, при этом не одни частные лица, но весь народ, а и часто и многие народы
совокупляются в эпопею».
Роман для Писателя представлялся тем жанром, который «не берет всю жизнь, но замечательное происшествие в жизни, такое, которое заставило обнаружиться в блестящем виде жизнь, несмотря на условленное пространство».
В соответствии с этими определениями «Мертвые души» по тому, как их задумал Гоголь, не могли быть названы ни эпопеей, ни романом. Однако, утверждал писатель, в литературе возник новый тип произведений, который является как бы соединительным звеном между эпопеей и романом. Такие произведения он называл «меньшие роды эпопеи». По его словам, их героем становилось «хотя частное и невидное лицо, но однако же значительное во многих отношениях для наблюдателя души человеческой». Описывая приключения главного героя, автор одновременно показывает «верную картину всего значительного в чертах и нравах взятого им времени, ту земную, почти статистически схваченную картину недостатков, злоупотреблений, пороков и всего, что заметил он во взятой эпохе и времени…» Желая отнести свое произведение к разряду «меньших родов эпопеи», писатель и назвал его поэмой. Жанр поэмы Гоголь не связывал с воспеванием общественной жизни. Напротив, свою поэму он наполнил обличительным пафосом, критикуя «недостатки, пороки, злоупотребления».
Сюжет поэмы — покупка и продажа мертвых душ — позволил писателю не только с необыкновенной яркостью показать внутренний мир действующих в произведении лиц, но и охарактеризовать типичные черты, дух эпохи. Если рассматривать поэму с точки зрения композиции, то ее можно разделить заставляющем двух дам на три части. В первой из них автор знакомит читателей с владетелями поместий. Здесь дана целая галерея портретов: каждому из действующих лиц посвящена отдельная глава. Последовательно изображая одного помещика за другим, Гоголь как будто предлагает читателям сопоставить их. При переходе от одного героя к другому происходит усиление отрицательных качеств («…один пошлее другого»).
Вторая часть поэмы посвящена изображению жизни губернского города. Писатель знакомит читателей с губернскими чиновниками и, кроме того, завершает характеристику помещиков, «собирая» их всех вместе в городе. Однако в центре внимания находится чиновничья среда, «избранное» общество в его наиболее характерных проявлениях.
В третьей части автор излагает жизненную историю главного героя поэмы, постепенно раскрывая его характер. Если поначалу Чичиков производит впечатление загадочной личности, не до конца понятой людьми, с которыми ему приходится сталкиваться, то здесь Гоголь в полной мере раскрывает его истинный облик.
Одной из характерных особенностей произведения являются лирические отступления автора. Благодаря этим отступлениям мы еще больше убеждаемся в правоте автора, назвавшего «Мертвые души» поэмой. А. И. Герцен писал, что лирические места, внося живительное, освежающее начало, выпукло оттеняют возникающие перед читателем мрачные картины. С необыкновенной художественной силой нарисован образ великой, могучей России, неразрывно связанный с представленными ранее народными образами.
Таким образом, проанализировав различные аспекты данного произведения — его масштабность, композиционное построение и лиричность, — мы начинаем понимать, почему писатель назвал его поэмой.
Свое произведение «Мертвые души» Гоголь писал на протяжении многих лет. За время работы он называл «Мертвые души» романом, повестью, поэмой. Но, в конце концов, остановился именно на последнем варианте. Почему?
Безусловно, в этом произведении сильны черты романа: строго выстроенная завязка, раскрытие судеб разных героев и их необходимость в развитии основной идеи произведения. Даже можно легко выделить отдельно черты именно реалистического романа: в этом произведении глубоко раскрываются общественные отношения, выводятся различные типы людей.
Но в «Мертвых душах» невероятно сильно авторское начало. Сюжет произведения тесно переплетается с переживаниями и размышлениями автора. Поэтому «Мертвые души» изобилуют лирическими отступлениями. Гоголь сознательно включает в произведение свое «я». Это, безусловно, яркий признак лирического произведения.
В «Мертвых душах» также есть признаки эпопеи. Гоголю удалось показать свою эпоху во всей ее полноте. Он передал характер всего народа: от простолюдина до высшего общества. Очень интересно то, что в гоголевской поэме судьбы отдельных героев соединяются с судьбой всей нации, всей России. Павел Иванович Чичиков ездит по всей Руси, скупая души умерших крестьян, и через его образ читатель видит поразительную картину всей огромной страны. Чичиков встречается с различными людьми, каждый из которых типичен для своего времени. Все это обогащается авторскими размышлениями и философскими переживаниями. Так читатель видит грандиозную картину человеческих нравов и характеров.
«Мертвые души» — произведение, проникнутое невероятным лиризмом. Удивительной красотой и красочностью отличаются лирические отступления. Язык Гоголя замечательно точен, меток и музыкален. Именно в лирических отступлениях поэмы заключены и тоска Гоголя по идеалу, и грустная прелесть его воспоминаний о невозвратной юности, и ощущение величия природы. Вся эта красота произведения вновь дает возможность приблизить его к лирическому жанру.
Произведение Гоголя очень интересно, сложно, богато, гениально. Его трудно со всей полнотой отнести к какому-нибудь из жанров. Но, мне кажется, что в «Мертвых душах» основную роль играет то, что автор раскрыл здесь свою душу, обнажил свои мысли и переживания. Поэтому это уникальное произведение скорее можно отнести к лирическому жанру поэмы.