Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
города Чехова Московской области
Реферат по географии на тему:
«Миклухо-Маклай путешественник, исследователь, гуманист».
Выполнил:
Новиков Григорий Дмитриевич
ученик 7 «А» класса
Проверила:
Сушкевич Ольга Александровна
учитель географии
г.Чехов
2020
Содержание
Вступление………………………………………………………………………………..3
Цель, задача и методы исследования……………………………………………………3
1. История изучения первобытных народов…………………………………………….3
2.Происхождение и формирование ученого…………………………………………….5
3. Путешествия Миклухо-Маклая………………………………………………………..7
а) Первое путешествие…………………………………………………………………7
б) Второе путешествие………………………………………………………………..10
3. Открытия Миклухо-Маклая…………………………………………………………..12
Заключение……………………………………………………………………………….13
Литература………………………………………………………………………………..14
Вступление
Николай Николаевич Миклухо-Маклай – русский этнограф, антрополог, биолог и путешественник, изучивший коренное население Юго- Восточной Азии, Австралии и Океании, в том числе папуасов северо-восточного берега Новой Гвинеи, называемого Берегом Маклая. Образование получил в Германии, открыл несколько видов известковых губок. Защитник коренных народов Юго-Восточной Азии, Океании и Новой Гвинеи.
Миклухо-Маклай в течение многих десятков лет был в Советском Союзе символом гуманизма, бесстрашия и бескорыстного служения Отечеству.
Его идеи, научные работы и борьба за независимость коренного населения острова Новая Гвинея способствовали прекращению работорговли и угнетения темнокожего населения Новой Гвинеи. Недаром в 1996 году, в честь 150-летия, наш соотечественник был признан организацией ЮНЕСКО Гражданином мира.
О Миклухо-Маклае написано много книг, издан шеститомник его трудов, его именем назвали Институт этнологии и антропологии в Москве, ведь именно Миклухо-Маклай первым обратил внимание на важность научной дисциплины этнография.
День рождения Николая Миклухо-Маклая — 17 июля этнографы (этнологи) отмечают как свой профессиональный праздник.
Все это не случайно — на примере личности Миклухо-Маклая было воспитано не одно поколение. Он всегда был хорошим примером бескорыстного служения отечеству, примером бесстрашия и уважения к людям любых национальности и вероисповеданий.
Цель проекта: увековечить память великого ученого и путешественника, дать позитивный пример для молодого поколения, заинтересовать и расширить границы знаний в области истории, географии, привлечь к научно-исследовательской деятельности, показать, насколько это увлекательно.
Гипотеза: он первый путем неопровержимого опыта доказал, что человек везде человек.
Актуальность темы заключается в том, что много лет прошло с тех пор, как идеи великого российского путешественника и исследователя Николая Миклухо-Маклая о принципах терпимости, невмешательства и уважения к традициям и культуре разных народов легли в основу мировой дипломатии. Таким образом, главная научная мысль, которую транслировал Миклухо-Маклай на протяжении всей своей жизни сегодня приобретает более глубокий смысл. На примере папуасов он доказал, что нет людей высших и низших рас и все они равны от природы.
Круг интересов ученого был многообразен: зоология, анатомия, физическая география и, главное, науки о человеке – антропология и этнография. Изучение жителей остовов юго – западной части Тихого океана было основой его научной деятельности, для этого он совершал многочисленные путешествия в дальних экваториальных странах.
Изучая население, его жизнь и быт, Миклухо – Маклай выступал как выдающийся гуманист, борец за права народов, населяющих эти отсталые, слаборазвитые страны.
Чем же был вызван этот интерес ученого?
История изучения первобытных народов
Последняя четверть XIX века, его семидесятые годы были тем временем, когда капиталистические державы в поисках сырья и рынков сбыта захватывали все новые, еще остававшиеся свободными от колониальной зависимости земли и острова.
Новая Гвинея – второй по размерам остров в мире, который Н. Н. Миклухо – Маклай выбрал основным в своих научных изысканиях и провел в нем в общей сложности более трех лет, — в то время еще не весь был колонией (голландской колонией была только западная часть). В связи с этим население свободной, восточной части острова еще не подвергалось европейскому влиянию. Но день полной колонизации Новой Гвинеи близился.
Миклухо – Маклай успел сделать совершенно правильный выбор. Спустя несколько лет, в 1884 году, северо – восточный берег острова, на котором он побывал трижды и многие месяцы провел один среди впервые видевших белого человека папуасов, был оккупирован Германией, и там стали появляться европейцы.
В середине XIX века в русской прессе, в том числе в передовом русском журнале «Отечественные записки», стали появляться статьи, рассказывающие о насилии европейских колонизаторов над туземным населением, об уничтожении его, об убийствах безоружных и беззащитных людей, женщин и детей.
А западноевропейские ученые, так называемые полинисты, стремились доказать, к выгоде рабовладельцев всех стран, что туземные племена, населяющие отдаленные страны, неспособны, дескать, к цивилизации: их «врожденные свойства» делают их неспособными к развитию и совершенствованию; «белые» и «цветные» люди – это разные породы людей, произошедшие от разных «стволов» — неравноценные человеческие расы. Правда это положение, лечащее в основе расистской теории и расовой дискриминации, и тогда вызывало возражение у прогрессивных ученых. В их числе был русский академик К. М. Бэр, который считал, что к правильному решению вопроса можно прийти только после всестороннего изучения людей различных рас, в том числе малокультурного жителей тропических стран. Соображения маститого академика совпали с научными интересами начинающего ученого Н. Н. Миклухо – Маклая: «Цель – исследование первобытных народов. Мне казалась достойным посвятить ей несколько лет жизни…»
В статье «Почему я выбрал Новую Гвинею» Миклухо – Маклай писал так: «Новая Гвинея… населена малоизвестной расой папуасов, положение которого в ряде прочих народов не выяснено…
Чтобы правильно понять и оценить творчество ученого, следует ознакомиться с эпохой, в которую он жил, а также с историей тех наук, которыми он занимался.
Начиная с эпохи великих географических открытий (XV — XVI вв.) европейцы не только открывали, но и стали изучать новые континенты, архипелаги, океаны и моря. Тогда мореплаватели то и дело встречались с неведомыми народами,- порой дикими, порой культурными, накопившими немалый запас материальных и духовных ценностей. В результате чаще всего возникали неурядицы, взаимное непонимание, военные конфликты. Более хитроумные, лучше вооруженные, предприимчивые, отважные и жестокие европейцы рано или поздно побеждали «дикарей». Затем начиналось насильственное искоренение туземных обычаев, «окультуривание», которое заключалось не только в распространении грамотности, христианства, «цивильной» одежды и т. п., но и в порабощении, убийствах, обмане.
В эпоху Возрождения, Великих географических открытий, распространения книгопечатания и просвещения начали развиваться в Европе капиталистические отношения с их погоней за прибылью и накоплением капитала. Нажива, материальные блага, деньги — вот идолы, которым стали истово поклоняться в цивилизованных странах. Для капиталиста трудящийся представлялся средством для получения прибыли, увеличения капитала. А почти беззащитные племена «дикарей» были доходной добычей, выгодным товаром.
Вообще, в демократической части русского общества достаточно прочно укоренились взгляды на равенство рас, уважительное отношение к другим народам.
В начале XIX в. участники первых русских кругосветных путешествий (И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского, О. Е. Коцебу, Ф. П. Литке) с негодованием отзывались о рабовладении, выражали сочувствие невольникам. О. Е. Коцебу писал: «Торговля людьми — позорное пятно на цивилизованных государствах». В то время как некоторые ученые объяснили вымирание некоторых племен и народов «биологическими» причинами, в частности естественным отбором, Коцебу очень точно отметил: «Главной причиной убыли населения явилось кровавое насаждение миссионерской религии, которое сыграло здесь роль самой опустошительной эпидемии».
Действительно, даже более или менее мирные контакты первобытной и научно-технической цивилизации имели подчас трагический исход. Могущественные и многознающие пришельцы в лучшем случае относились к «дикарям» как к неразумным детям, которых надо возможно скорее перевоспитать, обучить, перевести в христианскую веру. Короче, людей лишали привычного уклада жизни, сложившихся веками «естественных» взаимоотношений и единства с окружающей природой.
Подобные принципы были близки и понятны H. H. Миклухо-Маклаю. Возможно, потому что он рос и воспитывался в интеллигентной российской семье середины прошлого века — времени расцвета русской культуры, и прежде всего литературы, пронизанной, идеями свободы, гуманизма, поисков правды и добра. Он зачитывался произведениями русских и гражданских демократов, восхищался принципиальностью и гражданским мужеством Чернышевского. Среди тех, кто непосредственно содействовал его путешествиям и самостоятельным научным исследованиям, были К. М. Бэр и Ф. П. Литке, а среди его учителей — Т. Гексли и Э. Геккель.
Происхождение и формирование ученого
Н.Н.Миклухо-Маклай родился в 1846 году в семье инженера в селе Рождественском, близ города Боровичи Новгородской губернии. В 1857 году он был отдан в школу, а затем переведен во Вторую казенную гимназию в Петербурге. В гимназии у Николая часто возникали конфликты с учителями.Н.Н. Миклухо-Маклай учился во 2-й Петербургской гимназии. В 1863 году он стал вольнослушателем отделения естественных наук физико-математического факультета Петербургского университета; одновременно посещал лекции в Медико-хирургической академии. В 1864 году за участие в студенческих волнениях его исключили из университета, и он вынужден был продолжить образование в Германии, где изучал философию, химию и медицину в Гейдельбергском, Лейпцигском и Йенском университетах. Здесь он, кстати, удлинил свою фамилию, превратившись из Миклухи в Миклухо-Маклая. Фамилию, которую он взял себе, носил его предок, правда, звучала она чутьиначе: Миклуха-Махлай.
В 1866 году профессор Йенского университета Эрнст Геккель пригласил Миклухо-Маклая и швейцарского студента Генриха Фоля в экспедицию на Канарские острова для изучения губок – примитивных многоклеточных животных, обитающих в южных морях. Через три месяца, проведя необходимые исследования, профессор уехал, а Миклухо-Маклай со своим спутником переоделся в арабский костюм и отправился в путешествие по Марокко. Изучив фауну Средиземного моря, молодой ученый отправился на берег Красного моря. В марте 1869 года Николай Миклухо-Маклай появился на улицах города Суэца. Как чистый мусульманин, выбрив голову, выкрасив лицо и облачившись в наряд араба, Маклай добрался до коралловых рифов Красного моря. Его видели в Суакине, Ямбо, Джидде и других местах. Потом Миклухо-Маклай не раз вспоминал, каким опасностям он подвергался. Он болел, голодал, не раз встречался с разбойничьими шайками.
Впервые в жизни Миклухо-Маклай увидел рынки невольников, процветавшие в Суакине и Джидде. Миклухо-Маклай прошел пешком земли Марокко, побывал на островах Атлантики, бродил по Константинополю, пересек Испанию, жил в Италии, изучил Германию. Вернувшись в Петербург, Миклухо-Маклай под руководством академика Карла Бэра занялся изучением коллекции морских губок, привезенных русскими экспедициями с севера Тихого океана.Миклухо-Маклаю удалось установить, что все виды губок Берингова и Охотского морей можно свести к одному и тому же виду.
Однажды в руки Миклухо-Маклая попал труд Отто Финша «Новая Гвинея», изданный в Бремене. В своей книге Финш систематизировал многие чужие наблюдения о жизни далекой и загадочной страны. Постепенно у Миклухо-Маклая сложилось убеждение в необходимости всестороннего исследования Тихого океана.
Это первое перевоплощение во многом предопределило дальнейшую судьбу Миклухо-Маклая. Он понял, что его истинное призвание – не ботанические и зоологические штудии, а исследование жизни человеческой путем проникновения в самую ее гущу, дабы постичь иную культуру не только разумом, но и сердцем.
Миклухо-Маклай закончил Йенский университет в 1868 году и вновь отправился на Восток, где, как и прежде, перевоплотился в араба. На этот раз он посетил Египет, Саудовскую Аравию, Эфиопию и Судан. Однако, с увлечением исследуя культуру этих стран, молодой ученый понимал, что он здесь не первопроходец. Ему же хотелось познакомиться с неизвестными народами, никогда не вступавшими в контакт с европейцами. И вот однажды ему попалась в руки изданная в Бремене книга Отто Финша «Новая Гвинея». И тут-то он понял, куда должен ехать.
Вернувшись в Россию, молодой ученый сумел убедить коллег в необходимости осуществления своего замысла и с помощью Русского Географического общества получил разрешение отправиться к берегам Новой Гвинеи на военном судне «Витязь».
Схема путешествий Миклухо-Маклая
Путешествия Миклухо-Маклая
После окончания обучения Миклухо-Маклай работал на Сицилии, где занимался двумя темами: морфологией губок и анатомией мозга рыб. Здесь он впервые заболел малярией — болезнью, которая будет преследовать его всю жизнь.
Первым путешествием Миклухо-Маклая, предпринятым после окончания обучения, была поездка в 1869 году на побережье Красного моря, где он изучал низших морских животных. Вернувшись в Россию, он привез с собой коллекцию губок, хранящуюся сейчас в Зоологическом музее. В выступлении на II съезде естествоиспытателей в 1869 году он предложил создавать морские биологические станции. Предложение было принято и положило начало созданию Севастопольской биостанции.
В то же время Миклухо-Маклай заинтересовался вопросами антропологии, этнографии, решив заняться исследованиями в малоизученных районах мира, выбрав для этого Новую Гвинею, чему немало способствовала прочитанная им статья А. Петерманна «Новая Гвинея». Представив свой проект экспедиции Русскому Географическому Обществу, Миклухо-Маклай получил одобрение Совета Общества и пособие в размере 1200 руб. В ноябре 1870 года на корабле «Витязь» он отправился к берегам Новой Гвинеи, и 20 сентября 1871 года высадился на берег Кораллового моря у селения Бонга — берег, который вскоре назовут его именем.
Первое путешествие Миклухо-Маклая
8 ноября 1870 года «Витязь» вышел из Кронштадтского порта и почти через год, 19 сентября 1871 года, бросил якорь в заливе Астролябии, на северо-восточном берегу Новой Гвинеи. Этот залив был открыт в 1827 году французским мореплавателем ДюмономДюрвилем, который назвал его в честь судна, на котором приплыл. Однако Дюрвиль, опасаясь лихорадки и туземцев, не высадился на берег. Таким образом, Миклухо-Маклай был первым европейцем, который ступил на землю Новой Гвинеи.
В тот же день Миклухо-Маклай стал вести дневник, в котором скрупулезно записывал все свои наблюдения. Он был издан только в 1950 году. Этот дневник бесценен не только как источник о культуре папуасов Новой Гвинеи. Он представляет собой потрясающе интересную, захватывающую историю о встрече двух культур, о самых неожиданных гранях человеческих взаимоотношений и, самое главное, о всепобеждающей силе добра.
Как свидетельствуют дневники Миклухо-Маклая и воспоминания о нем, собранные среди папуасов много лет спустя, жители Новой Гвинеи прониклись уважением и любовью к не похожему на них пришельцу, который, в отличие от обычных людей, совсем не боялся смерти. Миклухо-Маклай быстро выучил их язык и завоевал их доверие, ибо папуасы были для него отнюдь не только объектами наблюдения. Они стали для него друзьями и даже больше. Как мы видели, жители Новой Гвинеи считали Миклухо-Маклая необыкновенным человеком, и он принял ту единственно возможную для себя роль, которую он должен был играть. Только так он мог войти в сообщество папуасов, увидеть его изнутри и выжить.
Папуас с берега Маклая(по рис. Миклухо-Маклая)
У папуасов были самые разные представления о личности Миклухо-Маклая, причем сейчас довольно сложно выяснить, какие из них сложились во время его пребывания среди них, а какие – после, когда образ странного пришельца стал обрастать легендами. Его принимали то за легендарного героя Ротея, то за пришельца с луны (видимо, из-за бледного цвета его кожи), но более распространенным было представление о том, что в Миклухо-Маклая вселился дух их далекого предка. Вот почему обитатели Новой Гвинеи называли Миклухо-Маклая «белым папуасом», что для ученого было весьма лестно: значит, его принимали за своего, несмотря на необычную внешность. И это неудивительно: Миклухо-Маклай настолько свыкся с образом жизни и привычками папуасов, настолько сросся с данной ему ролью, что ему не надо было притворяться и изображать из себя одного из них. Он действительно был им; в противном случае папуасы почувствовали бы какую-то фальшь, притворство или страх, и тогда европеец не сдобровал бы…
Первая экспедиция этнографа в Новую Гвинею датируется 1871 годом. Путешественник добрался к далекой земле на корабле «Витязь» и остался жить с аборигенами. Правда, первая встреча не обошлась без эксцессов: местные встретили корабль дружественно, согласились подняться на борт, но когда уходили, услышали залп и, конечно же, испугались. Как оказалось, залп был дан в качестве приветствия новых «друзей», но аборигены задумки капитана не оценили. В итоге Маклай уговорил единственного оставшегося на берегу смельчака стать его проводником.
Зная о своем высоком авторитете среди папуасов, Миклухо-Маклай чувствовал ответственность перед ними. Он лечил их, обучал полезным навыкам в области сельского хозяйства; порой ему удавалось предотвращать междоусобные войны. Впрочем, пребывание Миклухо-Маклая на Новой Гвинее идиллией не назовешь. Все это время он балансировал над пропастью, и одно неверное слово, жест или взгляд могли стоить ему жизни. Как мы помним, уже первый день экспедиции мог оказаться для ученого последним. Похожий случай произошел и впоследствии. Однажды ему сообщили, что двое молодых людей хотят его ограбить и убить. И тогда Миклухо-Маклай один пошел в деревню, где они жили, созвал ее обитателей, среди которых были его потенциальные убийцы, сообщил им о том, что знает их намерения, и затем, сославшись на усталость, спокойно улегся спать. Проснулся он целым и невредимым. Молодые люди, только что мечтавшие расправиться с ним, подарили ему свинью и проводили до самого дома, оберегая от возможного нападения себе подобных.
Этот и другие подобные случаи заставили папуасов поверить в бессмертие их белого собрата. И все же однажды они решили прямо спросить его об этом. Что надо было ответить на подобный вопрос? Правда могла стоить жизни. Солгать? Но Миклухо-Маклай не исключал того, что может умереть от болезни или погибнуть, и тогда столь веривших в него людей постигнет глубокое разочарование. И он решился на отчаянный шаг. Дав одному из спрашивавших большое и острое копье, он велел ему проверить самому. Папуасы были потрясены предложением Миклухо-Маклая. Никто не решился проверить бессмертие «белого папуаса», и больше ему вопросов на эту тему не задавали.
Хижина Миклухо-Маклая в Гаргаси
Впоследствии он поселился в Сиднее, где занимался исследовательской работой и откуда совершил еще одно путешествие по островам Тихого океана. В 1882 году он, после 12-летнего отсутствия, посетил Россию. Встречали его как героя. Он выступал множество раз с докладами о своих исследованиях, о нем писали газеты, и даже царь изъявил желание побеседовать с прославленным ученым.
Однако Миклухо-Маклай не мог долго оставаться на одном месте. Ветер дальних странствий снова звал его, и, кроме того, он хотел вновь увидеться со своими друзьями-папуасами. В 1883 году Миклухо-Маклай покидает Россию и возвращается в Австралию. В Батавии он встречает российский корвет «Скобелев» (новое название корвета «Витязь») и не может отказать себе в желании вновь посетить берег Маклая, куда намеревался зайти командир корабля адмирал Копытов. Несколько дней, с 17 марта по 23 марта, Миклухо-Маклай проводит в знакомых местах. Несмотря на то, что ученый договорился с жителями острова Сегу о строительстве своего дома на острове Мегаспена, вернуться на Берег Маклая ему было уже не суждено. Тяжелая болезнь позволила Миклухо-Маклаю оставаться среди друзей лишь несколько дней, и он вновь простился с ними. На этот раз навсегда.
Вернувшись в Сидней, Миклухо-Маклай обрел, наконец, семейное счастье. В феврале 1884 года он женился на Маргарет Робертсон, дочери крупного землевладельца и политического деятеля Нового Южного Уэльса, которая родила ему двоих сыновей. В 1886 г. учёный вновь возвращается в Россию и снова предлагает императору «Проект Берега Маклая» как противодействие колонизации острова Германией. Однако и эта попытка не принесла желаемого результата. Очевидно, активизация соперничества с Германией в стол удаленном регионе могла принести России не столько политические и иные дивиденды, сколько ненужные вне
Миклухо-Маклай высадился на северо-восточном берегу [Берег Маклая] Новой Гвинеи, в заливе Астролябии. Хотя эти места были нанесены на карту еще французским мореплавателем Дюмонд’Юрвилем в 1827 г., однако ни Дюмонд’Юрвиль, ни кто-либо другой после него не ступали тут на твердую почву.
В ближайшие дни после высадки на берегу моря, среди девственного тропического леса, была выстроена для Миклухо-Маклая хижина длиной 4 м и шириной 2 м.
Местность эта оказалась весьма нездоровой: не только побывавшие на берегу, в том числе и Миклухо-Маклай, но и многие из экипажа «Витязя» заболели желтой лихорадкой.
Произведя съемки в заливе Астролябии, корвет 27 сентября ушел, оставив путешественника среди папуасов, слывших за людоедов.
1 сентября Миклухо-Маклай впервые посетил папуасскую деревню, и с того времени вступил в самые дружеские отношения с местным населением.
Путешественник вскоре настолько овладел папуасским языком, что мог свободно изъясняться на нем. В те времена папуасы Берега Маклая не знали употребления металлов и находились в стадии каменного века.
19 декабря 1872 г. за Миклухо-Маклаем пришел клипер «Изумруд». Однако Миклухо-Маклай отправился не на родину, а совершил на «Изумруде» большое плавание по Индо-Малайскому архипелагу; он побывал также на острове Лусон, где посетил бродячих негритосов.
Время с мая по декабрь 1873 г. Миклухо-Маклай провел, по приглашению голландского генерал-губернатора, в Батавии [Джакарта] и в Бейтензорге [Богор].
В 1874 г. путешественник отбыл из Батавии и направился снова на Новую Гвинею, но теперь на берег Папуа-Ковиай, расположенный на юго-западе острова.
Здесь, в отсутствии Миклухо-Маклая, была разграблена его хижина. С ноября 1874 г. по февраль 1875 г. и с июня по октябрь 1875 г. Миклухо-Маклай путешествовал по полуострову Малакке с целью изучения тамошних племен; в верховьях реки Пахан он посетил мало известное меланезийское племя оран-сакай. Октябрь и ноябрь 1875 г. Миклухо-Маклай провел в Сингапуре, откуда в письмах на родину впервые поднял вопрос о необходимости взять папуасов под покровительство России.
В 1876 г. Миклухо-Маклай побывал на острове Яп, или Вуап, одном из западных Каролинских здесь он имел возможность наблюдать своеобразные каменные деньги весом нередко в несколько тонн. В первой половине 1876 г. Миклухо-Маклай посетил острова Адмиралтейства, а затем снова, после 31/2 лет отсутствия, поселился на берегу бухты Астролябии у своих старых знакомых, встретивших его восторженно.
В июле 1878 г. Миклухо-Маклаи прибыл в Сидней, где не считая ежегодных путешествий, обосновался вплоть до февраля 1882 г. Из Сиднея он в 1879 г. посетил многие острова Меланезии. В 1880 и 1881 гг. мы видим его на южных берегах Новой Гвинеи.
В феврале 1882 г. Миклухо-Маклай из Сиднея отправился на русском военном судне на родину. В июле он прибыл в Кронштадт. В это время Миклухо-Маклай был уже широко известен и у нас и за границей.
О своих достижениях он прочитал ряд докладов в Петербурге и Москве. Доклад Миклухо-Маклая в Географическом обществе 1 октября 1882 г. был триумфом путешественника.
На заседании Совета Географического общества, состоявшемся 13 октября, П. П. Семенов «обратил внимание Совета на то, что действительный член Миклухо-Маклай бесспорно совершил замечательный географический подвиг, посвятив 12 лет на изучение народностей, стоящих на самой низкой ступени развития, подвергая свою жизнь опасности, и, несмотря ни на лишения, ни на болезни, неуклонно следуя поставленной им себе цели.
С этой точки зрения Н. Н. Миклухо-Маклай как путешественник, приносящий честь русскому имени, вполне заслуживает уважения и поддержки со стороны Географического общества.
К сожалению, Географическое общество поставлено в полную невозможность оказать ему необходимую помощь как по недостатку собственных средств, так и потому, что предметы исследований Маклая на входят непосредственно в круг деятельности Географического общества, точно определенный его уставом и ограниченный лишь изучением отечества и стран сопредельных».
Чтобы выйти из создавшегося затруднительного положения, Совет Общества возбудил ходатайство перед министерством финансов об ассигновании Миклухо-Маклаю специальных средств.
В результате Миклухо-Маклаю «было отпущено 12 тысяч рублей на уплату долгов, сделанных им для покрытия расходов по его путешествиям, и 8 тысяч рублей на двухлетнее пребывание в Сиднее для обработки оставшихся там коллекций и приготовления к печати его многочисленных наблюдений». Кроме того, министр финансов сообщил Географическому обществу, что Александр III принял на свой счет издание трудов Миклухо-Маклая.
Обо всем этом нужно было сообщить, ибо и у нас и за границей иногда можно встретить мнение, будто Географическое общество в 1882 г. не поддержало Н. Н. Миклухо-Маклая. Из сказанного выше можно видеть, что Географическое общество сделало все зависящее от него, чтобы обеспечить нашему путешественнику наилучшие условия для обработки и издания его трудов.
В 1883 г.
Миклухо-Маклай отправился обратно в Сидней. Находясь по дороге в Батавии, он воспользовался пребыванием здесь русского военного судна «Скобелев», чтобы в третий раз на короткое время посетить своих друзей папуасов на Берегу Маклая; он привез им семена разных культурных растений, а, кроме того, быка и телку.
В июне того же года Миклухо-Маклай был в Сиднее.
Упомянутое посещение Новой Гвинеи было последним исследовательским путешествием нашего географа. В Сиднее в феврале 1884 г. он женился на Маргарите Робертсон, от которой имел двоих сыновей. В 1886 г. Миклухо-Маклай снова посетил Петербург, где начал хлопотать о том, чтобы на одном из островов Тихого океана была основана русская колония.
Но русское правительство не дало своего согласия на это.
В марте 1887 г. неутомимый Миклухо-Маклай отправился в Сидней и в июле того же года перевез свое семейство в Петербург.
Здесь 2 апреля 1888 г.знаменитый путешественник скончался в клинике Вилье от последствий тропических заболеваний. Похоронен он наВолковом кладбище.
Несомненно, Миклухо-Маклай принадлежит к числу замечательных и своеобразных исследователей жизни первобытных народов. Своеобразие Миклухо-Маклая заключается в его горячей любви не только к науке, но и к человечеству, в его непреклонном убеждении, что так называемые дикари такие же люди, как и белые, и в его глубочайшем отвращении к тем методам обмана и насилия, какие обычно практиковались европейцами, проникавшими в тропики с целью наживы.
Нельзя без волнения читать его отчет о последнем посещении Новой Гвинеи, куда он поехал всего на два-три дня, чтобы навестить своих друзей папуасов и отвезти им подарки.
В последние годы своей жизни Николай Николаевич считал своей главной миссией охрану и защиту папуасов Берега Маклая. Когда немцы в 1884 г. объявили о присоединении северо-восточной Новой Гвинеи к своим владениям, Миклухо-Маклай послал наивный, но трогательный протест Бисмарку.
Он принимал меры перед английскими властями к тому, чтобы папуасы не подвергались эксплуатации со стороны судов, посещавших Новую Гвинею. Он ходатайствовал и перед голландским правительством об искоренении торговли рабами в голландских владениях.
Миклухо-Маклай скончался, не успев опубликовать своих основных трудов. Дневники путешествий покойного по Новой Гвинее были впервые изданы вместе с обстоятельной биографией путешественника лишь в 1923 г.проф. Д. Н. Анучиным.
В истории географических открытий среди имен замечательных путешественников имя Н. Н. Миклухо-Маклая занимает видное и почетное место. Но, помимо этого, мы ценим его как великого гуманиста, как друга и защитника отсталых и угнетенных народов, как борца за их свободу и право на самоопределение.
В то время как другие географы открывали новые, доселе неизвестные земли, Миклухо-Маклай стремился прежде всего открыть человека среди исследовавшихся им «первобытных», т.е. не затронутых европейской культурой, народов. «Меня, — говорил Л. Н. Толстой в своем письме к исследователю папуасов, — умиляет и приводит в восхищение в вашей деятельности то, что, сколько мне известно, вы первый, несомненно, опытом доказали, что человек везде человек, т. е. доброе, общительное существо, в общение с которым можно и должно входить только добром и истиной, а не пушками и водкой.
И вы доказали это подвигом истинного мужества… Ваш опыт общения с дикими составит эпоху в той науке, которой я служу, — в науке о том, как жить людям друг с другом. Напишите эту историю, и вы сослужите большую и хорошую службу человечеству».
В декабре 1872 года русский военный корабль вновь оказался у берегов Новой Гвинеи. Его появление поставило Миклухо-Маклая перед выбором: остаться или уехать. Ему нелегко было расставаться со своими друзьями, с которыми он сроднился душой, однако стремление донести до научной общественности результаты своих наблюдений и жажда новых открытий взяли верх. Он простился с папуасами, обещав им непременно вернуться. И сдержал свое слово. После странствий по Филиппинским и Молуккским островам он в июне 1876 года вернулся на знакомый берег, где прожил до ноября 1877 года.
Здесь он прожил больше года, живя в хижине на берегу, он занимался антропологическими исследованиями, изучал быт аборигенов, лечил их, высаживал семена привезенных растений, путешествовал по стране, плавал по близлежащим островам и архипелагам. Он быстро выучил местный язык и завоевал авторитет среди папуасов.
В декабре 1872 года на русском клипере «Изумруд» он покинул Новую Гвинею. Следующими пунктами путешествия Миклухо-Маклая в Юго-Восточной Азии стали Филиппины, Индонезия, полуостров Малакка, острова Океании. В 1876 году он вернулся на свой «Берег Маклая», где его встретили те, с кем он прожил больше года во время первого посещения.
Пробыв там почти до конца 1877 года, он отправился в Сингапур, где ему пришлось больше полугода поправлять сильно пошатнувшееся здоровье, приводить в порядок свои коллекции, заниматься написанием книг и статей. Отсутствие средств и слабое здоровье не позволили ему поехать в Россию, и врачи посоветовали ему перебраться в Сидней.
В 1879 году Миклухо-Маклай предпринимает очередное путешествие по Меланезии и Океании, а в 1882 году, после 12 лет странствий, возвращается в Россию. Третье путешествие было предпринято в 1883 году. Посетив «берег Маклая», он отправился в Сидней.
В Россию он вернулся в 1886 году. Появилась идея организовать русскую колонию в Новой Гвинее, с проектом он обратился к императору, но поддержки не получил. В это же время он занимался подготовкой к изданию своих «Путешествий», но завершить эту работу не успел.
Открытия Миклухо-Маклая
На Филиппинах, изучая чернокожих негритосов, проживавших в Лимайских горах, Миклухо-Маклай открыл их родство с папуасами, а не с неграми. Путешествуя по Малаккскому полуострову, он занимался поисками таинственных племен, которых туземцы называли «оран-утан». Этих «людей леса» Миклухо-Маклай встретил в верховьях речки Палон. Образ жизни, язык и верования этих племен стали достоянием науки. Он сделал ряд географических открытий, исследовал и описал ранее неизвестные виды растений…Ему удалось открыть горячие ключи, осмотреть старые оловянные копи на реке Нидао, собрать образцы таинственных ядов из растительных соков и зубов змей, которыми ораны отравляли свои стрелы.
Но главные открытия Миклухо-Маклая состоят в том, что он донес до сознания людей идеи о многообразии человеческих взаимоотношений, доказал на собственном опыте возможность культурного сосуществования представителей разных рас.
Великий российский ученый и путешественник умер 14 апреля 1988 года
Заключение
«Ценить людей надо по тем целям, которые они перед собой ставят», — было любимым выражением Н. Н. Миклухо – Маклая.
Всю свою сознательную жизнь Николай Николаевич стремился к знаниям, научным исследованиям, решению передовых научных проблем.
Влияние трудных условии жизни, борьба матери с нуждой, ее стойкость заложили, видимо, фундамент характера и самого Миклухо – Маклая. «Я всегда испытываю, — писал он будучи юношей, — большую симпатию к бедным и тем, кто находится в плохих политических и социальных условиях; у меня большая симпатия к бедным и бесправным, чем к богатым и полноправным». Тем более, что юность и студенческие годы его совпали с подъемом революционно – демократического движения в России конца 50-х – начала 60 – х годов.
Хотя вклад Миклухо – Маклая в русскую и мировую науку был признан его современниками, и его имя в научных кругах России и Европы было широко известно, значение научного и общественного подвига при его жизни не было понято и оценено. В своих путешествиях он собрал множество данных о народах Индонезии и Малайи, Филиппин, Австралии, Меланезии, Микронезии и западной Полинезии. Как антрополог Миклухо-Маклай проявил себя борцом против всех «теорий», постулирующих расовое неравенство, против концепций «низших» и «высших» рас.
Тщетно пытались русские прогрессивные ученые, в том числе Д. Н. Анучин, добиться посмертного издания его ценных трудов, ничего из этого не получилось. Труды Н.Н. Миклухо – Маклая увидели свет только после Октябрьской революции.
И. И. Пузанов писал: «Уже в первых работах Миклухо-Маклая ярко сказываются черты, характеризующие его как научного работника: удивительная добросовестность, аккуратность и точность выполнения, точность и лаконичность в изложении результатов работы и, вместе с тем, оригинальность и огромная самостоятельность с самых первых шагов, порой ведущие к ошибкам, порой прокладывающие новые пути.
Можно утверждать: характерное для Миклухо-Маклая подчинение всех научных тем (даже биологических) одной руководящей теме — изучению человека, его культуры и экономики, гораздо более созвучно нашей советской эпохе, чем временам, когда жил М.-М. и когда культивировалась и уважалась лишь «чистая» наука». H. H. Миклухо-Маклай никогда не позволял себе опускаться до добывания себе материальных благ посредством науки, официальных чинов и званий, до потакания расхожим мнениям или авторитетным специалистам. Он утверждал:
«Самое лучшее, что «ученый» (т. е. такой, который действительно смотрит на науку как на цель жизни, а не как на средство) может сделать, это идти вперед своею дорогою, не обращая внимания на мнение толпы направо и налево!»
И необычайно существенно, что он утверждал это не только словами, но и делом, поступками. В хороших поучениях обычно нет недостатка. Хороших примеров несравненно меньше. Миклухо-Маклай относился к той категории людей, у которых слово не расходится с делом, которые учат жить так, как живут сами и живут так, как учат жить. Таких людей называют подвижниками. Это и есть настоящие учителя жизни.
Так трудолюбие, проницательность, добросовестность — прекрасные качества ученого. Человечность и героизм — наивысшие проявления не только ученого, но — человека. Именно в этом — главнейшее достижение творчества и жизни Николая Николаевича Миклухо-Маклая.
Литература
1. Баландин Р. К. H. H. Миклухо-Маклай: Кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1985. (Люди науки).
2. Большая советская энциклопедия (6 том). Главный редактор А.М.Прохоров. Москва. Издательство «Советская энциклопедия» 1971г. Третье издание
3. Егорьева А.В. Русский географ и путешественник Миклухо-Маклай [Текст] : к 125-летию со дня рождения / А. В. Егорьева . — Л. : [Б. и.], 1971.
4. “История России” /В вопросах и ответах/ под редакцией доктора исторический наук профессора Зырянова Ф.П. Краснодар 1995г.
5. Карпушин В., Карпушина С. “История мировой культуры” “NOTA BENE” 1998г
6. Колесников М.С. Миклухо-Маклай. М., 1965.
7. Кондаков И.В. “Введение в историю русской культуры” Москва 1998г.
8. Маркова А.Н. “Культорология. История мировой культуры”. Москва “Юнити” 1998г.
9. “Мир русской культуры. Энциклопедический справочник”. Москва 1997г. Санкт-Петербург 1997г.
10. “Очерки истории русской культуры XIXв.” под редакцией Волынкина Н.М. Москва “Просвещение”.
11. Путилов Б.Н. Н.Н. Миклухо-Маклай. М., 1985.
12. Российский гуманитарный энциклопедический словарь II З-П, М., 2002
13. Советский энциклопедический словарь. Москва 1985г
14. Тумаркин Д.Д. Великий ученый гуманист. (К 75-летию со дня смерти Н.Н. Миклухо-Маклая).// Советская этнография. 1977 № 6.
Во время своего кратковременного пребывания в Западной Микронезии – на о-вах Палау и о-вах Яп – Николай Николаевич дал ценные заметки о нескольких интересных обычаях местных жителей (например, обычай искусственного сдавливания носа новорожденным на о-вах Яп) и об отдельных элементах их религиозных верований и мифологических представлений. Немалую значимость представляют его описания антропологических особенностей островитян этих островных групп. Так, на о-вах Палау он выявил у местных жителей наличие папуасской примеси (т.е. признаков австралоидной расы), но по его описанием она присутствует на о-вах Яп, что полностью согласуется с более поздними антропологическими и генетическими исследованиями в этом регионе.
При посещении Северо-Западной Меланезии (о-ва Адмиралтейства, Западные о-ва) Маклаем был также собран важный этнографический и антропологический материал. Особо следует отметить его исследование о-вов Хермит (входят в состав Западных островов), где он находился всего 3 дня, но за это время успел собрать много информации, как по традиционной культуре, так и по физическому облику коренных обитателей этой малоизвестной группы островов.
В течение второй экспедиции по Малаккскому полуострову Николай Николаевич стал первооткрывателем сенойских племен семелай и темок, а также небольшого семангского племени батак-де, представляющего хозяйственно-культурный тип бродячих охотников и собирателей. Несмотря на отрывочный характер записей Н.Н.Миклухо-Маклая по этим племенам, содержащиеся в них сведения – уникальный этнографический источник.
Что касается биологических наук, то взгляды и формулировки молодого студента Миклухо-Маклая на природу губок были гораздо ближе к современным научным воззрениям, нежели взгляды его учителя Эрнста Геккеля. Маклай, основываясь на изучении губок северных и дальневосточных морей, с одной стороны, и Красного моря – с другой, констатировал особое богатство Красного моря известковыми губками, а северных морей – кремневыми. Позднейшие исследования вполне подтвердили правоту Николая Николаевича: для холодных морей северного и южного полушарий особенно характерны четырехосные кремневые губки из семейства Polymastiidae.
Подготавливая экземпляр полученной ехидны к анатомированию, Н.Н. Миклухо-Маклай решил попутно исследовать температуру ее тела, в результате чего оказалось, что температура тела ехидны на 10 градусов ниже температуры плацентарных млекопитающих. Проверив наблюдения на утконосе, Маклай получил вполне сходные результаты. Повторные исследования, проведенные впоследствии Р. Земоном и А. Сезерлендом, не только подтвердили данные Маклая, но и установили факт значительных (по Земону – на 7-8 градусов) колебаний температуры тела клоачных, в зависимости от изменений внешней температуры, следовательно, отсутствие у них настоящей гомойотермности. Таким образом, первые сведения об этой биологической особенности клоачных были получены Маклаем.
Как биолог Николай Миклухо-Маклай был эволюционистом, хотя нигде себя таковым не афишировал и избегал рассуждений на теоретические темы. Но эволюционная точка зрения, убеждение в неограниченной способности организмов, особенно низших, изменяться под воздействием внешних условий, видны во всех работах ученого, начиная от юношеских исследований губок и заканчивая изучением организации акул гетеродонтов. Подобно большинству своих современников Маклай высказывался в пользу наследственной передачи приобретенных особенностей.
Кроме того, в 1881 г. Н.Н.Миклухо-Маклай основал в Уотсонс-бэй (Новый Южный Уэльс, Австралия) первую в Южном полушарии морскую биологическую станцию, в которой проводил свои научные исследования.
Также немалая заслуга Н.Н. Миклухо-Маклая как ученого лежит и в области наук о Земле, в частности, вулканологии, метеорологии, океанологии и геотермии. Так, он впервые описал морские террасы на северо-восточном побережье Новой Гвинеи и выявил причины их образования, внеся тем самым значительный вклад в изучение геоморфологии и тектоники этого региона. В 70-х гг. XX столетия детальными геоморфологическими исследованиями, проведенными под руководством австралийского ученого Дж. Шепелла, установлено 14 морских коралловых террас, наиболее четко прослеженных между деревней Гитуа и рекой Массавег, к юго-востоку от Берега Маклая. Советские ученые, посетившие Берег Маклая в 1971 г. на научно-исследовательском судне «Дмитрий Менделеев», установили, что береговую полосу в районе деревни Бонгу образуют шесть террас.
Не будучи специалистом в области физики атмосферы, Миклухо-Маклай в целом дал правильное описание накоплению облаков на вершинах гор: «во-первых, днем ветер гонит влажные слои воздуха к горам, где они, подымаясь, охлаждаются и образуют облака, сгущающиеся постепенно все более и более, по мере пребывания новых количеств свежего воздуха; во-вторых, ночью воздух над морем будучи теплее, чем над сушей, появляется ветер с берега, который постепенно уносит облака и открывает горы, которые бывают ясны только рано утром».
Маклай обратил внимание на «наше малое знакомство с климатом глубин океана», что отчасти справедливо и в современную эпоху. Термин «климат океана» широко применяется в настоящее время. Не исключено, что именно Миклухо-Маклай первым ввел его в научный оборот.
Утверждение Николая Николаевича о том, что «вода в глубинах океана находится в постоянном движении и что в водах океана существует обмен вод экваториальных и полярных» верно и соответствует современным научным представлениям. Н.Н. Миклухо-Маклай первым провел наблюдение температуры на глубине 1000 саженей в экваториальном районе Атлантического океана.
Миклухо-Маклая можно считать одним из пионеров геотермических наблюдений в Австралии, проводившиеся им в золотопромышленном руднике Магдала, расположенном вблизи городка Стоуэл, примерно в 200 км к северо-западу от Мельбурна. Незадолго до него сходные наблюдения, но в менее глубоком руднике, провел геолог Ч. С. Уилкинсон. Однако он не опубликовал материалы своих измерений.
Как общественный деятель Миклухо-Маклай активно боролся против работорговли и колониальных захватов в Южной части Тихого океана. Вернувшись в Россию после длительных путешествий он добился аудиенции у Александра III, где предложил царю основать русское поселение на Берегу Маклая, но этот проект был позже отвергнут.
Зимой 1872 года все газеты мира облетело известие, что молодой русский ученый, отважный исследователь северо-восточного берега Новой Гвинеи, Николай Николаевич Миклухо-Маклай убит и съеден дикарями.
Встревоженное этим сообщением русское правительство поручило клиперу «Изумруд», совершавшему кругосветное плавание, зайти в залив «Астролябии». Действительно ли Маклай погиб? Или он жив еще, но его нужно выручать из плена?
19 декабря моряки «Изумруда» увидали на приближающемся берегу высокие, покрытые облаками горы. Под белым слоем облаков на крутых склонах гор чернел густой лес.
Лавируя меж коралловых рифов, клипер медленно и осторожно входил в залив «Астролябии».
Сцена встречи была самая торжественная… Разукрашенные оружием и головными уборами папуасы чинно сидели на своих местах в пироге; а между ними на возвышении помещался худой и обросший Мак-лай… Во фланелевой рубахе, в гамашах, с кинжалом за поясом, с сумкой через плечо, он был настоящим Робинзоном Крузо.
К удивлению и радости русских моряков, явившихся на выручку путешественника, оказалось, что он цел и невредим и не только не нуждается в защите от папуасов, но папуасы уважают и чтут его как своего лучшего друга, слушаются беспрекословно и готовы исполнить малейшее его желание.
Миклухо-Маклай прожил среди папуасов Новой Гвинеи несколько лет. У него были с собой и револьвер, и мины, но он не имел нужды пускать оружие в ход. Из его записок мы видим, что папуасы сначала грозили ему смертью, но через несколько месяцев, убедившись в дружелюбии путешественника, сами стали платить ему дружбой. Миклухо-Маклай лечил папуасов от лихорадки и ран, учил их пользоваться стальными орудиями, сажать полезные растения. Он был с ними так правдив, так твердо и неуклонно держал свое слово, что у них сложилась поговорка: «Слово Мак лая — одно». Папуасы так уважали ученого, что ему достаточно было произнести «войне не бывать», чтобы остановить бессмысленную междоусобную распрю.
В то время среди ученых, изучавших происхождение человеческих племен, шли напряженные споры. Одни утверждали, что все человеческие племена, все народы произошли от единого корня, от единого ствола, что разный уровень культуры народов зависит не от врожденных свойств, а от пройденного ими исторического пути; другие учили, будто народы произошли от разных, чуждых друг другу корней и в силу этого неравноценны: белые якобы самой природой предназначены для господства, «цветные» — для подчинения.
Папуасы были людьми каменного века: они не знали железа и стекла; они умели поддерживать огонь, но не умели его разводить. Спички казались им чудом. Изучая их нравы, Миклухо-Маклай изучал раннюю стадию развития человечества. Ученый понимал, что, посещая деревни папуасов, наблюдая, как они возделывают землю, плетут изгороди, охотятся, он как бы совершает путешествие в каменный век. Наука обязана ему ценными сведениями о климате, о животных, о растениях Новой Гвинеи и, главное, о темнокожих ее обитателях.
Тщательно собирая коллекции, Маклай не сделался ученым-педантом. Он был ученым-борцом. Он не только изучал папуасов, — он хотел спасти их от надвигающегося порабощения. Его занимало не только прошлое и настоящее народа, но и будущее. Потому он и был великим ученым.
(439 слов) (По Л. К. Чуковской. Из книги «На всех широтах»)
Перескажите текст (подробно или сжато). Объясните смысл названия данного текста.
Ответьте на вопрос: «О каких чертах характера Миклухо-Маклая вы. узнали из данного текста?»
Николай Николаевич Миклухо-Маклай — один из наиболее выдающихся российских учёных и основоположник отечественной этнографии. В день его рождения — 17 июля — с 1970‑х годов неофициально отмечается профессиональный праздник этнографов. Экспедиции Николая Николаевича к северо-восточному берегу Новой Гвинеи, ныне именуемому Берегом Маклая, внесли неоценимый вклад в науку.
Как изменилась жизнь, культура и мифология папуасов после встречи с «человеком с Луны» Миклухо-Маклаем, рассказывает Роман Фролов.
Миклухо-Маклай на пути к Новой Гвинее
Будущий учёный родился 17 июля 1846 года в Новгородской губернии. Вместе с семьёй переехал в Санкт-Петербург, где получил блестящее образование в гимназии, а затем и в Императорском университете. В совершенстве овладев немецким языком, Миклухо-Маклай продолжил образование в университетах Лейпцига и Йена. В Германии наметилась сфера научных интересов Николая Николаевича — зоология, в частности его интересовали анатомия мозга животных и морфология губок. Научным руководителем молодого учёного был немецкий естествоиспытатель Эрнст Геккель, вместе с которым Миклухо-Маклай совершил экспедицию на Канарские острова.
Судьбоносной для Николая Николаевича стала экспедиция в Египет, во время которой у учёного произошёл приступ малярии. Болезнь будет беспокоить его до конца жизни, а также из-за обилия работы в пустыне развился конъюнктивит.
В это же время наметились отличительная черта деятельности Миклухо-Маклая: работа в одиночку в полевых условиях. Изменилась и сфера научных интересов Николая Николаевича: он всё больше тяготел к изучению человека и его культуры внутри географической среды. Именно таким натуралистом большого кругозора он и отправился к берегам Новой Гвинеи.
Пребывание в Новой Гвинее
20 сентября 1871 года корвет «Витязь» прибыл к северо-восточному берегу Новой Гвинеи и высадил Николая Николаевича. Появились обеспокоенные папуасы, самый смелый из них по имени Туй осмелился подойти к «белому человеку» — ранее папуасы никогда их не видели. Согласно легенде, Маклай принёс с корабля рис, соль и табак. Учёный насыпал соль на руку, попробовал её и позвал Туя сделать то же самое. Папуас был весьма напуган, но подошёл и вкусил. Когда Туй попробовал, он позвал всех людей присоединиться. Таким образом между туземцами и Миклухо-Маклаем установился контакт, а Туя получил особый статус проводника между папуасами — народом бонгу — и прибывшим чужаком.
Первые месяцы у учёного, оставшегося с туземцами один на один, ушли на то, чтобы освоиться в новой для него среде. Это было особенно трудно, учитывая языковой барьер и культурную разницу. Например, из-за жары папуасы не носили одежду, чего нельзя сказать о Николае Николаевиче, поэтому его называли «гаре-тамо», буквально — «человек в оболочке». Цвет кожи учёного также удивлял бонгу, из-за этого возникло ещё одно прозвище — «каарам тамо». Маклай переводит его как «человек с Луны», однако данный перевод некорректен и правильнее перевести как «лунокожий человек».
Папуасы проявляли настороженность не только к внешнему виду Миклухо-Маклая, но и ко всем предметам, которые он им демонстрировал. В воспоминаниях этнографа можно найти следующий занимательный эпизод. Однажды учёный решил показать опыт с горящей водой: налил в блюдце воду, дал присутствующим её попробовать, а затем добавил спирта и зажёг смесь. Папуасы очень испугались, так как подумали, что горит вода. Они стали просить его не поджигать море [1].
Опасность бонгу видели и в лекарствах, которыми Николай Николаевич старался их лечить. Особенно пугали те, что надо было принимать внутрь. Одному жителю маленького островка Били-Били, страдавшему сильной лихорадкой, учёный предложил выпить хину, но тот отрицательно замотал головой и сказал, что умрёт от этого лекарства. Другому больному ревматизмом с сильной болью в спине и плечах Миклухо-Маклай дал в качестве лекарства бутылку кокосового масла, настоянного на душистых травах, и велел им натираться. Тот охотно принялся за дело, но потом вдруг остановился, о чём-то задумался, затем стал тереть тем же маслом всех сидящих рядом. Вероятно, он подумал, что если после лекарства с ним случится что-либо плохое, то пусть то же самое произойдёт и с другими.
Спустя время боязливое отношение друг к другу сошло на нет, и исследователю удалось «стать своим». Для него построили хижину на мысе, где папуасы часто видели Маклая, ждущего русский корабль. Наконец, в декабре 1872 года к берегу пришвартовался клипер «Изумруд», команда искренне удивилась, увидев учёного, так как на родине его считали погибшим.
Николай Николаевич ещё не раз вернётся к народу бонгу, в общей сложности проведя с ними два года. Результатом работы учёного станут пять томов воспоминаний и десятки рисунков, а за все экспедиции этнографа их накопится более 700.
Спаситель папуасов
В мае 1875 года Николай Николаевич был потрясён новостью о том, что Великобритания готовит аннексию Новой Гвинеи. Обеспокоенность учёный объяснял тем, что английское присутствие закончится истреблением папуасов и их уникальной культуры. Этнограф видел решение проблемы в установлении над Берегом Маклая протектората Российской империи. Несмотря на то что просьба об этом дошла до императора Александра II, её отклонили из-за неблагополучной международной обстановки.
Во время третьего пребывания в Новой Гвинее в 1883 году, на фоне уже начавшейся колонизации, Николай Николаевич попытался создать Папуасский союз — объединение местных племён для противостояния европейским захватчикам. Но видя, что войны между деревнями ему прекратить не удаётся, от идеи отказался. Повторное прошение о протекторате императору Александру III также встретило отказ.
В результате Новую Гвинею в 1884 году разделили между собой Нидерланды, Великобритания и Германия. Последней достался Берег Маклая. С тех пор экспедиции русских учёных туда прекратились более чем на полвека, а наукой занимались немецкие миссионеры. Именно они и зафиксировали первые мифы, в которых фигурировал Миклухо-Маклай. Истории с участием учёного впоследствии записала экспедиция советских этнографов в 1971 году и экспедиция сотрудников кафедры этнологии истфака МГУ в 2010 году. Именно они и стали источником знания о месте Николая Николаевича в мифологии и культуре папуасов.
Миклухо-Маклай как герой папуасского мифа
Современный российский этнограф Андрей Туторский выделяет три стадии в развитии роли Миклухо-Маклая в мифологии папуасов. Поговорим о каждой из них подробнее.
Первая: Миклухо-Маклай — культурный герой. Центральным мифом этой стадии является история о прибытии учёного к берегам Новой Гвинеи. Выше было описано как на самом деле происходила встреча между учёным и туземцами, однако через призму мифа история выглядит несколько иначе.
«Когда жители Богатьим и Бонгу заметили дым „Витязя“ в море, у них явилась мысль, что пришёл конец свету. Туземцы поспешили перебить массу свиней и собак, сначала, может быть, с целью умилостивления этой жертвой великого духа, а затем и с намерением поесть получше перед последним концом. Но когда прошёл день и ничего особенного не произошло, то они снова вылезли и набрались настолько храбрости, что решились посмотреть, куда направилось „морское чудовище“, большой корабль. Когда жители Бонгу узнали, что прибыли белокожие люди, они сначала обрадовались, так как полагали, что это вернулся к ним их великий предок, Ротей. Многие мужчины направились в лодках к военному кораблю, чтобы поднести подарки Ротей. Но, когда они покинули корабль и стали грести к берегу Бонгу, вдруг раздался пушечный выстрел. Со страха тамо прыгнули из лодок, бросили полученные подарки и пустились к берегу вплавь. Вернувшись к своим, они объявили в ужасе, что это не Ротей посетил их, а злой дух Бука». [2]
Так Маклай стал ассоциироваться с вернувшимся к папуасам великим предком Ротейем, который останавливал войны между селениями, научил местных жителей земледелию, а также подарил новые орудия труда. Самый ранний миф, имеющий точную датировку, относится к 1906 году и звучит так:
«Наши предки раньше не работали [на плантациях]. Они выменивали пищу у людей Сиар и Грагер за горшки. Теперь мы сами работаем, но раньше наши предки не работали, они жили доходами от гончарства. Тогда пришёл Маклай и дал им — дал нам — железо; теперь мы работаем с помощью ножей и топоров. Маклай говорил: „О, люди Били-Били, идите с моими ножами, с моими топорами, которые я вам дал, на плантации и обрабатывайте поля, работайте и ешьте, ваши каменные топоры не острые, они тупы. Бросьте их в лес, они плохие, не годятся, они тупы“. Так говорил Маклай…» [3]
Вторая стадия формирования мифа о Миклухо-Маклае наступает в начале XX века в связи с распространением карго-культа (от англ. cargo cult — поклонение грузу). Адепты карго-культа верят, что западные товары, которые с материка получают европейцы на самолётах и грузовых кораблях, созданы древними предками папуасов, а колонизаторы подло присваивают их себе.
Подобные мифы появились из-за частых визитов Маклая к папуасам и постоянным появлением у него всё большего количества новшеств: табака, соли, риса. Экспедиция 1971 года зафиксировала следующий миф:
«Маклай сказал Кудаму и Мальбаку с помощью жестов: „Вы не должны бояться“. Затем Маклай дал им флаг и сказал: „Через какое-то время я вернусь“. Он дал им мясо, консервированную рыбу в банках, еду. Этот флаг был большим тамбу (тамбу — это материальное воплощение духа предка, за что папуасы и приняли флаг), его выносили во время сингсингов (племенных праздников)». [3]
К современности относится третья стадия формирования мифов о Миклухо-Маклае, в которой он не отождествляется с божеством, а является уважаемым человеком, бигменом. Такой переход от обожествления первого «белого человека» к более реалистичному восприятию связан с изменением в вероисповедании папуасов. Причина тому — активная деятельность немецких миссионеров, которым удалось обратить подавляющее большинство папуасов в протестантизм. Однако местные верования сохраняются и сейчас.
Миклухо-Маклай и язык папуасов
По сообщениям немецких учёных, работавших в районе Берега Маклая с конца XIX века, в языке папуасов им встретилось множество русских слов или напоминавших их. «Глеб», «тапорр», «скирау» и «ноша» — эти слова приводит Отто Фишну. Если о значении первых двух нетрудно догадаться — «хлеб» и «топор» — то понимание оставшихся двух вызывает сложности. «Скирау» — это секира, а «ноша» — это нож, но в результате долгосрочного контакта папуасов с немецкоязычными колонизаторами эти названия, отдалённо напоминающие русские, вытеснили производные от немецкого и местных языков. Проверку временем выдержало лишь «тапорр»: название используется и сейчас для обозначения металлических топоров фабричного производства.
Миклухо-Маклай, как человек, который познакомил местных жителей со многими агрикультурами, «увековечен» в названии некоторых из них. Происходит это прибавлением имени Маклая к названию чего-либо привезённого учёным, будь то огурец — «дьигли Маклай», тыква — «валю Маклай» или корова — «бик Маклай». Этнологи, посетившие Берег Маклая в 2010 году, попросили местного жителя назвать известные ему русские слова в папуасском языке:
«Маклай дал людям семена дыни, фасоли, кукурузы, огурцов и тыквы. Эти растения мы называем русскими именами: „абрус“ (дыня), „мокар“ (фасоль), „гугруз“ (кукуруза), „дигли“ (огурцы) и „уалю“ (тыква)». [4]
Хотя Николаю Николаевичу Миклухо-Маклаю так и не удалось спасти папуасов от колонизации, местные жители запомнили первого «белого человека» как друга. В честь него и по сей день мальчикам и девочкам дают имя Маклай, а местные жители считают, что им нужно ездить в Россию, на родину учёного, для взаимного обмена магией [4].
Источники и литература
1. Миклухо-Маклай Н. Н. Собрание сочинений. Том I. Дневники путешествий (1870–1874). М.-Л.: Издательство Академии наук, 1950. С. 149–150.
2. Хаген Б. Воспоминания о Н. Н. Миклухо-Маклае у жителей бухты Астролябии на Новой Гвинее // Землеведение, Кн. II — III, 1903. С. 247–248.
3. Старое и новое в изучении этнографического наследия Н. Н. Миклухо-Маклая. Очерки по историографии и источниковедению / Отв. ред. и сост. П. Л. Белков. СПб., МАЭ РАН, 2014. 155–191 с.
4. Берег Маклая 140 лет спустя (Фигура учёного и трансформация культуры папуасов) // Исторический журнал: научные исследования. 2014. № 4. С. 381–390.
Читайте также, как русско—турецкая война повлияла на батальную живопись: «Русско-турецкая война 1877–1878. Ликбез. „Живописные“ итоги».
Поделиться
Николай Николаевич Миклухо-Маклай и его вклад в науку
Нашу планету населяет множество народов, каждый из которых имеет свои особенности, культуру, нравы и уклад жизни. Некоторые из них многочисленны и занимают большие территории, некоторые малочисленны и живут на отдаленных землях. Все мы — часть современной цивилизации, но даже в наше время есть еще племена, жизнь которых замерла на этапе первобытнообщинного строя и проходит обособленно, дико, по своим законам и понятиям.
Немецкий естествоиспытатель и философ Эрнст Геккель (справа) и его ассистент
Николай Миклухо-Маклай
Полтора века назад таких племен было значительно больше, ведь сейчас многие из них влились в цивилизацию, изменились, утратили аутентичность, а иногда даже и свою культуру. Многие исследователи изучали эти племена, но особое место среди них занимает наш соотечественник, великий антрополог, биолог, этнограф и путешественник Николай Николаевич Миклухо-Маклай. Именно он исследовал жизнь папуасов Новой Гвинеи и коренных жителей островов Океании, Австралии и Юго-Восточной Азии. Ни до, ни после него никто из ученых не добыл столько материала, сколько Миклухо-Маклай. Но самое главное, что
исследователь по-настоящему любил папуасов, считал их равными себе и всему человечеству.
Но это, к сожалению, не помогло защитить их от европейской колонизации и порабощения.
Впервые Миклухо-Маклай высадился на берег Новой Гвинеи 20 сентября 1871 года. Молодой ученый не зря выбрал именно этот остров — коренное население (папуасы) славилось недружелюбным, даже злобным и жестоким отношением к европейцам. И это стало причиной того, что до сих пор ни папуасы, ни их земли не были изучены и представляли немалый научный интерес.
Миклухо-Маклая отговаривали от высадки на берег, бывалые матросы стращали, что он не сможет прожить на острове и часа — папуасы просто убьют белого человека. Ученый не поддался на эти речи, ведь он свято верил, что человек везде остается человеком и даже самые отсталые в культурном отношении папуасы имеют равные права и ни в чем не уступают нам.
Маршрут плавания Н. Н. Миклухо-Маклая на корвете «Витязь» в 1870—1871 годах
Через несколько часов после высадки на берег ожидания Миклухо-Маклая оправдались.
Ученый безоружным вышел к собравшимся на берегу папуасам, готовым дать отпор чужаку, сел на песок, разулся и… лег спать.
А когда проснулся, то обнаружил, что аборигены отложили в сторону оружие и позволили поселиться на острове, посчитав его бессмертным.
В Новой Гвинее ученый пробыл до декабря 1872 года, собирая материалы о жизни и культуре папуасов, природе острова и океана. Эти данные были первыми и самыми достоверными из всех, что когда-либо существовали о папуасах, в чем и заключалась их ценность. Кроме того, Миклухо-Маклай помогал аборигенам, оказывал им медицинскую помощь, познакомил с некоторыми орудиями труда.
В самом конце 1872 года исследователь покинул Новую Гвинею и отправился в большое путешествие по островам Океании, Индонезии, Филиппин, а также к полуострову Малакка — самой южной оконечности полуострова Индокитай. На всем протяжении этой экспедиции ученый исследовал коренные народы, природу, флору и фауну.
Миклухо-Маклай доказал, что многие отдаленные племена на самом деле состоят в дальних родственных связях, что говорит в пользу их расселения из какой-то одной точки.
В 1876 году путешественник во второй раз прибыл в Новую Гвинею, но прожил здесь всего несколько месяцев и отправился в Сингапур, где почти полгода лечился от анемии и общего истощения организма. После Миклухо-Маклай обосновался в Австралии, но причиной тому стали финансовые трудности — у него не было денег, чтобы вернуться в Россию.
Н. Н. Миклухо-Маклай среди папуасов Новой Гвинеи
Вплоть до 1880 года ученый продолжает изучение тихоокеанских островов и старается доказать свою теорию о равноправии всех народов вне зависимости от цвета кожи, роста и места обитания. Ну и, конечно же, собирает обширные коллекции минералов, животных и растений, тщательно ведет записи и мечтает издать труд с описанием итогов всех своих путешествий.
В 1882 году Миклухо-Маклай наконец вернулся в Россию — там его встретили как настоящего героя. Собранный исследователем богатейший материал об островах Тихого океана был с благодарностью принят научным сообществом. Буквально в один миг русский ученый раскрыл тайну далеких земель, показав, что там живут люди, ни в чем не уступающие нам.
Зарисовки из дневников Н. Н. Миклухо-Маклая
Через год Миклухо-Маклай вновь покинул родину, отправившись в Австралию. И опять ученый проводит этнографические, антропологические, географические и биологические исследования. Хотя нужно отметить, что это не мешает ему жениться на дочери влиятельного австралийского земледельца.
И в 1883 году наш соотечественник в третий и последний раз посетил Новую Гвинею. На этот раз пребывание на острове было недолгим — всего несколько дней. В течение двух последующих лет Миклухо-Маклай занимался научными исследованиями, однако параллельно уделял время еще и политике, ведь он всей душой был против колонизации Новой Гвинеи и вообще тихоокеанских островов Германией и Англией. Однако остановить процесс завоевания этих земель было невозможно.
В 1886 году прославленный путешественник, исследователь и «друг папуасов» окончательно возвратился в Россию. Из-за тяжелой болезни ему больше не суждено было увидеть тихоокеанские острова. Миклухо-Маклай подготовил к изданию свои труды и даже начал изучать жизнь коренных народов Украины. Но изношенный организм слабо сопротивлялся недугам, и вечером 2 (14) апреля 1888 года ученый скончался в клинике в Санкт-Петербурге.
Памятник Н. Н. Миклухо-Маклаю, Окуловка, Россия
Николай Николаевич Миклухо-Маклай внес огромный вклад в изучение природы островов Тихого океана и населяющих их народов. Он фактически в одиночку собрал обширнейшую и интереснейшую информацию, в погоне за которой до него на острова направлялись целые армии европейцев и проливалась кровь аборигенов и непрошеных гостей. Ни до, ни после него не было больше исследователей, чья роль в развитии антропологии, этнографии и биологии тихоокеанских островов была бы столь значительной.
Краткая биография
Николай Николаевич Миклухо-Маклай родился 5 (17) июля 1846 года в селе Языково-Рождественское Новгородской губернии. Его отец, Николай Ильич, был железнодорожным инженером, начальником Московского вокзала. Через несколько лет семья перебралась в Санкт-Петербург.
Николай Николаевич Миклухо-Маклай
С 1858 года Николай обучался во Второй Санкт-Петербургской гимназии, а в 1863-м поступил вольнослушателем в Санкт-Петербургский университет. Однако через год из-за участия в студенческом движении был отчислен с потерей права обучения в российских вузах. Поэтому Миклухо-Маклай (вернее, тогда еще просто Николай Миклухо) уехал в Германию и сразу поступил в Гейдельбергский университет, в 1865-м стал студентом Лейпцигского, а затем и Йенского университетов.
Спустя три года он вместе со знаменитым зоологом Эрнстом Геккелем отправился в свое первое большое путешествие — по Средиземному морю, а затем самостоятельно — по побережью Красного моря. Возвращение в Россию случилось только в 1869-м.
В 1871 году будущий этнограф отправился в Новую Гвинею, где провел полтора года, исследуя быт, обычаи и религиозные обряды папуасов. После с целью изучения природы и жизни племен путешественник следует в Индонезию, на Филиппины, к островам Океании и на полуостров Малакка. В 1876-м он вернулся в Новую Гвинею, откуда через год отправился в Сингапур, а позже — в Австралию. До 1880 года изучал острова Меланезии и только в 1882-м возвратился в Россию. К слову, вторая часть фамилии знаменитого путешественника добавилась после экспедиций в Австралию.
В 1883 году Миклухо-Маклай вновь держал путь в Австралию и в третий раз посетил Новую Гвинею. Спустя три года было очередное возвращение в Россию, где и прошли его последние годы. Умер великий этнограф вечером 2 (14) апреля 1888 года от тяжелой болезни — организм Миклухо-Маклая был изношен и истощен во время странствий.
Поделиться ссылкой