Почему младшая сестра не сразу открывает тайну финиста в сказке финист ясный сокол



  • 0




?

Вопросы 1 ,2 ,3   Сказка : Пёрышко Финиста ясна сокола

  • Комментариев (0)



  • 0


1 вопрос

девица скромная сообразительная умная

2 вопрос

сестры характерезуются как отрицательные герои как щеголихи

3 вопрос

она не открывала тайну потому что не хотела что бы кто то ее знал потому что знала что сестры сделают пакость

  • Комментариев (0)

Ваш ответ

В обсуждении однои интересной темы внезапно возник разговор о моей любимой сказке. Мне захотелось перенести его сюда.
Я не специалист по фольклору. Эрика Берна я читала, но и о нем говорить не буду. Мне просто захотелось разложить по полочкам: чем же мне нравится этот сюжет и что такое я в нем вижу. Это не анализ, не серьезный разбор, а просто набросок… Мои эмоции и мое видение. Ну как если бы мне надо было написать сценарий фильма, и я искала бы что-то, что надо вытащить на поверхность.

Насколько помню, в детстве я читала вариант А.Н. Корольковой, в котором все рассказано довольно скупо, Финист женится на дочке просвирни, и кроме превращения в сокола, ничем особым не выделяется. В других вариантах он женился на царевне. Правда, обе разлучницы ведут себя одинаково: царевна, как и просвирня, продает ночи с мужем за безделушки, а просвирня, узнав, что Финист сбежал, снаряжает погоню. (По второй ссылке — мешанина из сказок, там вместо перышка аленький цветочек, но кое-что мне и оттуда пригодится). Интересно. как бы я рассказала эту историю сама.
Итак, было у отца три дочери. Старшие — дочки как дочки, младшая — необычная.
большая и средняя — щеголихи, а меньшая только о хозяйстве радела.
меньшая была такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером написать.
Версии друг другу не противоречат. Героиня удивительно красива, при этом ей неинтересны наряды, щегольство, кокетство — то, что занимает сестер. Но она вовсе не тихоня и не кандидат в старые девы. Просто она знает, что у нее будет другая судьба. В следующей же фразе выяснится, что радела она отнюдь не только о хозяйстве. Девушка просит перышко Финиста, а получив его делает именно то, что надо сделать, дабы вызвать волшебного жениха.
Откуда она это знает?
Есть повод задуматься и сочинить предысторию о том, как она узнала о Финисте и о волшебном перышке. О том, что они предназначены друг другу. В афанасьевской мешанине рассказчик так и делает:
«Не печалься, батюшка, — отвечает дочка, — ведь он такой добрый да ласковый; ясным соколом летает по поднебесью, а как ударится о сырую землю — так и станет молодец молодцом!» — «Да ты разве его знаешь?» — «Знаю, знаю, батюшка! В прошлое воскресенье он у обедни был, все на меня смотрел; я и говорила с ним… ведь он любит меня, батюшка!» Старик покачал головой, посмотрел на дочь таково пристально, перекрестил ее и говорит: «Поди в светелку, дочка моя милая! Уж спать пора; утро вечера мудренее — после рассудим!»
Получается ерунда: почему бы тогда не посвататься нормально? Зачем эти спектакли с перышками и железными башмаками?
А вот если сделать Финиста жителем волшебной страны, существом не из нашего мира, то все встает на свои места. В человеческом образе его видит только девушка, днем он превращается в сокола, к ней прилетает по ночам. Когда сестры пытаются застать меньшую врасплох, им это не удается.
На другую ночь прилетает Финист ясный сокол к своей девице; пошли у них разговоры веселые. Сестры услыхали и сейчас к отцу побежали:
— Батюшка! У нашей сестры кто-то по ночам бывает; и теперь сидит да с нею разговаривает.
Отец встал и пошел к меньшой дочери, входит в ее горницу, а царевич уж давно обратился перышком и лежит в коробочке.
— Ах вы, негодные! — накинулся отец на своих больших дочерей. — Что вы на нее понапрасну взводите? Лучше бы за собой присматривали!

Тогда сестры действуют сами. В афанасьевской версии читаем:
Злые, видно, были девушки — большие сестрицы: уговорились они поставить на́ вечер потаенные ножи на окне сестриной светелки, чтобы Финист ясен сокол подрезал свои цветные крылышки.
Хотя, ничего злобного в поведении сестер нет. Сперва встревожились, что у сестры любовник. Затем заподозрили, что тут нечисто. Есть поверье, что нож, воткнутый в крестовину окна, не дает войти нечистой силе. Именно так сестры и защищают дом. И младшую сестру — они ей добра по своему желают.
Поскольку сказка это всего лишь «рыба», характеры можно выписывать какие угодно. И все же «Перышко Финиста» сказка не о злых сестрах. Они совершенно обыкновенные девушки, они посмеиваются над младшей, но когда ей не в чем в церковь пойти, советуют надеть свои уборы. Они хотят, чтоб ей было хорошо, чтоб она принарядилась и нашла нормального жениха.
Она — не хочет.
У нее другая дорога, необычная. Она может быть счастлива только с Финистом. С тем, кто умеет летать. С тем, кто непохож на всех, кого когда-либо встретят сестры. Не будет Финиста — останется одна.
И это первое, что с детства меня привлекает в сказке. Героиня не просто ждет своей судьбы. Она с самого начала знает, чего хочет. Не будет Финиста — никого не надо. Нет перышка? Значит. отец, не надо мне подарка вообще.
Кто он такой? Нелюдь, влюбившийся в человека, или человек, попавший под проклятие? Сказать трудно, если же дать простор фантазии, то можно развить и ту и другую мысль.
Я бы предпочла вариант с проклятием.
Итак, расставшись с любимой, Финист вынужден улететь в Тридевятое царство, где женится на некоей странной женщине — то ли царевне, то ли просвирне. При этом он теряет память и вообще становится игрушкой в руках жены. Чтобы добраться до этого царства девушка должна сносить три пары железных башмаков, три посоха и изглодать три каменных просвиры, но в пути выяснится, что есть еще одно условие: побеседовать с тремя старухами, которые снабдят ее сокровищами и укажут дорогу. Описания этого пути уже достаточно, чтоб поместить Тридевятое Царство вне всех человеческих карт. И все приобретеные сокровища она отдает, чтобы вернуть любимого.
Вот этот путь в железных башмаках — второе, что меня впечатлило. Любовь, это когда не раздумываешь, а тут же бежишь в кузницу.
И третье, главное, абсолютное доверие. Когда героиня видит мужа женатым (или сватающимся) на другой, у нее нет даже тени сомнения в его невиновности.
И если бы я могла, я бы написала на материале этой сказки повесть именно о любви, которая доверяет.
Это о сказке.
А когда заканчиваются разговоры о сказках, часто заводят беседы о жизни. И кто-нибудь непременно скажет. что жизнь не сказка, что в жизни Золушка будет несчастна в роли королевы, Спящая Царевна так и не проснется, другая царевна останется век вековать на болоте и квакать.
Это — огромная ошибка.
Забудьте эти рассуждения, как кошмарный сон.
Золушка ВСЕГДА в конечном итоге выйдет за принца и будет счастлива. Потому что она — Золушка. А не просто несчастная обиженная девушка. Про таких девушек тоже есть сказки и баллады, они в детские сборники не попадают, потому что там все плохо кончается.
Но только замуж она должна выйти за сказочного принца. А не просто замуж — пусть даже у супруга приличная родословная.
И в железных башмаках за любимым идти стоит. Но только надо, чтоб это был Финист. Нет ничего глупее, чем надевать железные башмаки ради того, кто предаст и останется с просвирней.
А для этого надо найти именно Финиста. Который умеет летать, который связан с волшебством, и который вас любит.
Если это не Финист — все тщетно. Превратить в сокола нельзя. Сказка не признает подделок.
Если вам его перышко не дороже всего на свете — не пытайтесь даже начинать. Вы не героиня, вы — ее сестра.
Если все это совпадет — сказка сбудется.
Но совпадения так редки, что о таких случаях рассказывают веками, добавляя для красочности волшебные клубочки, путешествие в другой мир, перышко сокола и другие атрибуты. Самое необычное в таких историях — любовь. И только она подлинна.

Ну так вот… Сказку я так и не рассказала. Не получилось.
Осталось от этой истории вот что.
А вот к этому если я имею отношение, то только косвенное. Я немало парила Екатерину разговорами о Финисте, но трактовка у нее своя. Очень мне близкая.

Перышко Финиста Ясна Сокола

Перышко Финиста Ясна Сокола

В начале сказки мы видим трех сестер, в отличие от предыдущей о Царевне-лягушке, где в начале повествования есть царь и три сына. Там не хватало женского начала. В сказке о Финисте не хватает мужского начала, но это не так явно выражено, как в сказке о Царевне-лягушке.

Итак, у старика три дочери.

Три дочери: старшие – щеголихи, а младшая – работящая.

Женское начало – сфера души-психеи.

Злые сестры – старшие сестры аналогичны старшим братьям Ивана. Они так же ограничены материальной сферой и так же вредят младшей сестре, как братья Ивану во многих сказках. Если старшие братья – это догмы и концепции сознания, то старшие сестры – это негативные эмоции, зафиксированные на проявлениях физического мира.

Исследовательница сказки Фридель Ленц в книге «Образный язык народных сказок» определяет двух сестер двойственными противоположными негативными силами. «В действительности мир имеет дело с двумя противоположными злыми силами. Во многих душевных качествах мы можем познать эту полярность зла – но, само собой разумеется, и необходимую добрую середину:

честолюбивый – целеустремленный – ленивый;

сверхчувствительный – уравновешенный – равнодушный;

высокомерный – скромный – раболепный, холопский;

экзальтированный – эмоциональный – бесчувственный;

расточительный – умеренный – жадный;

безрассудно смелый – мужественный – трусливый;

нерешительный – настойчивый – упрямый, твердолобый.

Человек должен найти свой путь между обеими крайностями, причем не столько вступая в борьбу с ними, сколько работая над собой и очищая себя силой середины».

Золотая середина – это и есть младшая дочь, возвышенное начало души. Противоположные негативные начала эмоциональной сферы – две старшие сестры. Так же в сказках, где главные герои – три брата, младший олицетворяет золотую середину разума-сознания, а старшие – противоположные отрицательные начала ума.

Старик – это старый разум, нуждающийся в обновлении и в то же время владеющий неким опытом.

Он трижды отправляется в город, привозит подарки старшим дочкам – ткани, платки и серьги, а просьбу младшей выполнить сразу не может.

Обновление ситуации в этой сказке происходит благодаря младшей дочери. Она просит перышко Финиста Ясна Сокола. Перо сразу относит просимое к небесной сфере – духа. Сокол также обитатель небесной сферы. Младшая дочь просит суженого, стремится заменить старое сознание, логос – новым, ясным, возвышенным, духовным и молодым. Финист одновременно – сокол и добрый молодец.

Почему именно младшая осознает необходимость обновления разума? Сказано, что она о «хозяйстве радеет», не просит себе нарядов и украшений, как старшие сестры. Младшая дочь занимается благоустройством дома. Дом – это сознание. Это та часть психеи, которая радеет о чистоте, благополучии и плодотворности дома-сознания. Поэтому именно она понимает необходимость обновления. Сама психея не может привнести в дом ясный новый разум, т. к. она живет в другой сфере – сфере эмоций. Дочь просит отца. Отец, как разум, обладающий опытом, приносит ей перо – вестника духовной сферы, но сам он не понимает значения пера. Этот новый разум недоступен его пониманию.

Отец лишь в третий раз выполняет просьбу младшей дочери, приносит перышко Финиста в коробочке. Это значит, что старый логос пытается найти начало нового мышления, но не видит его. Старичок, встреченный у дороги, дает отцу перышко в коробочке. Т. е. другое качество сознания – мудрый опыт.

Дочь открывает коробочку в своей горнице, перышко вылетает, ударяется об пол и превращается в прекрасного царевича.

Коробочка – символ ограничения свободы разума.

Психея освобождает логос от ограничений и выпускает в чисто поле – дает ему неограниченное поле для проявления полетов мысли, фантазии, творчества.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

Перышко Финиста Ясна Сокола

Перышко Финиста Ясна Сокола
В начале сказки мы видим трех сестер, в отличие от предыдущей о Царевне-лягушке, где в начале повествования есть царь и три сына. Там не хватало женского начала. В сказке о Финисте не хватает мужского начала, но это не так явно выражено, как в

ПРИЗЫВ К ДУХОВНОМУ БЛАГОРОДСТВУ: ЯСНА 30.9, НЕОБХОДИМЫЙ «ГРАД НА ХОЛМЕ» И АПОКАТАСТАСИС ЧЕЛОВЕКА — ВЗГЛЯД АМЕРИКАНСКОГО УЧЕНОГО [90]

ПРИЗЫВ К ДУХОВНОМУ БЛАГОРОДСТВУ: ЯСНА 30.9, НЕОБХОДИМЫЙ «ГРАД НА ХОЛМЕ» И АПОКАТАСТАСИС ЧЕЛОВЕКА — ВЗГЛЯД АМЕРИКАНСКОГО УЧЕНОГО [90]

Скорбь — знание, и тот, кто им богаче,
Тот должен был в страданиях постигнуть,
Что древо знания — не древо жизни [91].
Байрон

Да будем мы в числе

  • Почему мечты не всегда становятся реальностью сочинение обломов
  • Почему мертвые души называется мертвые души сочинение
  • Почему мертвые души гоголь назвал мертвые души сочинение
  • Почему менялось море в сказке о золотой рыбке
  • Почему меняется море в сказке о рыбаке и рыбке