Почему мне нравится екатерина 2 сочинение

937502809

Все толковые мальчишки и девчонки, которые готовятся к ЕГЭ по истории 2016, прекрасно знают роль исторического эссе в 2016 году. Если кто не в курсе поясню, что макисмальный первичный балл за тест ЕГЭ по истории — 53 в этом году. А за грамотно написанное историческое эссе ставят — 11 первичных. Кто знаком с математикой, без труда посчитает, что это пятая часть всей экзаменационной работы. Вдумайтесь! Одно задание из 25-ти — дает пятую часть к итоговой оценке!

Я думаю, теперь вам стало понятнее, почему так важно написать историческое эссе. И не слушайте тех олухов, которые утверждают, что это эссе — «всего лишь одно задание из 25-ти, не парьтесь». Беги от этих олухов — лучше на наш сайт.

Потому что именно сейчас я опубликую эссе моей ученицы с наших курсов подготовки к ЕГЭ по истории и обществознанию. 

Эссе по периоду 1762 — 1796 годов, описывает правление Екатерины Великой. Правление этой императрицы — ключевое для истории России. Оно поделило историю Россию на до и после, равно как и правление Петра Великого. Поэтому ее деятельности стоит уделить особенное внимание при подготовке к ЕГЭ по истории 2016.

Скажу сразу, что в задании 25 исторический период может и не совпадать с правлением того или иного императора, генерального секретаря, или князя. Думаю, это понятно тоже всем толковым мальчишкам и девчонкам.

Итак непосредственно само эссе о Екатерине Великой, которое написала моя ученица Дарья К. с наших курсов подготовки к ЕГЭ по истории и обществознанию:

Коричневым выделены исторические процессы, синим — причинно-следственные связи между событиями и явлениями, зеленым — факты, личности, фиолетовым — оценка периода

Сочинение по историческому периоду – 1762-1796 гг.

Указанный период в историю России вошел как эпоха Екатерины II, а значительная его часть известна как время «просвещенного абсолютизма». Для правления данной императрицы, охватывающего 1762-1796 гг., характерны важнейшие процессы в различных сферах общественной жизни. Рассмотрим, каковы были эти процессы и в чем их сущность.

В социальной подсистеме следует отметить процесс расширения прав и привилегий дворянства. Причиной развития этого процесса был тот факт, что дворяне еще до воцарения Екатерины стали опорой власти, господствующим сословием, оказывавшим влияние на управление страной, и для новой императрицы не было бы резонным противостоять ему. Непосредственно рост привилегий дворянства можно увидеть в подтверждении Манифеста Петра III о вольности дворянства 1762 г., указе о праве дворян ссылать своих крепостных на каторжные работы, запрещении крестьянам жаловаться на помещиков в 1767 г., создании Жалованной грамоты дворянству 1785 г., которая подтверждала все сословные права дворян. Все эти мероприятия, как следствие, привели к ухудшению положения крестьян и росту их недовольства. Так, в 1773-1775 гг. оно вылилось в крестьянскую войну под предводительством Е. Пугачева.

В вышеупомянутый период происходили значимые экономические процессы. Один из них – рост промышленного производства и активизации торговой деятельности крестьян. Стоит выделить процесс развития всероссийского рынка и внешней торговли (в первую очередь, с Англией). Однако наблюдались и такие явления, как отсутствие качественных дорог, надзор полиции за торговлей, усиление крепостничества. Они повлекли за собой как следствие медленное развитие российской экономики и еще большее отставание от западных стран.

В политической подсистеме личность Екатерины Великой имела определяющее значение, с ее именем связаны важнейшие внутриполитические мероприятия. Она была инициатором проведения политики «просвещенного абсолютизма», направленной на укрепление абсолютной монархии в сочетании с реализацией прогрессивных реформ, распространением образования и культуры.  Однако российская действительность заставила ее лавировать между интересами привилегированных слоев населения и своими идеями. Так, именно Екатерина проявила готовность к переменам, созвав в 1767 г. Уложенную комиссию для составления нового свода законов (предыдущий – Соборное уложение Алексея Михайловича – действовал более 100 лет, с 1649 г.). Однако императрица поняла, что ее замыслы не согласуются с желаниями дворян, выступавших за сохранение крепостничества, что было главной причиной  свертывания деятельности комиссии (война с Турцией стала лишь поводом). Но при этом некоторые просветительские идеи Екатерина II воплотила в жизнь: например, отделила суд от администрации, в Жалованной грамоте дворянству указала, что без суда дворянин не может лишиться чести, достоинства, имения. Кроме того, она продолжила процесс подчинения церкви государству, что выразилось в проведении секуляризации церковных земель в 1764 г. Отдельно можно выделить создание единого принципа управления на всей территории Российской империи.  Данное намерение Екатерины реализовалось в ликвидации автономии Украины (1764 г. – отмена гетманства, 1775 г. – ликвидация Запорожской Сечи).

Екатерина Великая: грамотное эссе

Кадр из фильма «Екатерина»

В духовной сфере в это время формировалось российское просвещение, активно развивалась общественная мысль. В первую очередь нужно упомянуть фигуру Н. Новикова, в своих журналах «Трутень» и «Живописец» высмеивавшего сословные предрассудки, описывавшего ужасы крепостничества, утверждавшего идею равенства людей. Другая известная личность второй половины XVIII века – А. Радищев. Он изложил еще более смелые мысли относительно самодержавия. Сторонник революции, в оде «Вольность» он приветствовал народное восстание и казнь царя, а в «Путешествии из Петербурга в Москву» продемонстрировал невежество дворянства. Оба просветителя оказали заметное влияние на формирование антимонархических и антикрепостнических взглядов в XIX веке. Также отметим Ф. Янковича де Мириево, в 1782-1786 гг. проведшего школьную реформу.

Наполненная событиями внешняя политика, проводимая Екатериной, безусловно, имела свою логику. Так, причиной русско-турецкой войны 1768-1774 гг. являлась необходимость выхода к Черному морю и обеспечения безопасности южных границ. Успешное завершение войны стало возможным благодаря таланту П. Румянцева (победы у Ларги и Кагула), А. Орлова, Г. Спиридова (Чесменское сражение). Следствием успешной кампании России был Кючук-Кайнарджийский мирный договор, по которому Россия получила земли между Днепром и Бугом,  контрибуцию от Турции и право строительства флота на Черном море; также объявлялась независимость Крымского ханства от Османской империи (в 1783 г. Крым был присоединен к России). 

Значимую роль в хозяйственном освоении Крыма сыграл Г. Потемкин, фаворит Екатерины II. В том же 1783 г. по Георгиевскому трактату Восточная Грузия перешла под российский протекторат по просьбе грузинской стороны, что говорит о возросшем авторитете нашей страны среди соседних государств. Вследствие таких успехов России пришлось вступить в еще одну войну с Турцией (1787-1791 гг.), чтобы подтвердить свои завоевания. Здесь главными действующими лицами стали А. Суворов (победа у крепости Кинбурн, под Фокшанами, на реке Рымник, взятие Измаила), Ф. Ушаков (разгром турецкого флота у мыса Калиакрия), тот же Г. Потемкин, в 1788 г. взявший Очаков. Следствием успешных военных действий был Ясский мирный договор 1791 г., по условиям которого признавались протекторат над Восточной Грузией, вхождение Крыма в состав России и получение ею земель между Днестром и Южным Бугом. Еще одно немаловажное событие в рамках внешней политики Екатерины II – разделы Речи Посполитой. Они явились закономерным следствием политической слабости государственной власти в Польше. По первому разделу 1772 г. России отошла Восточная Белоруссия, по второму 1793 г. – Правобережная Украина и Центральная Белоруссия с Минском, по третьему разделу 1795 г. – Западная Волынь и Западная Белоруссия. Кроме того, в 1793-1795 гг. Екатерина проводила политику борьбы с Францией. Причинами ее активизации была Французская революция 1789-1799 гг. и нежелание императрицей проникновения антимонархических идей в Российскую империю.

Что касается взглядов на политику «просвещенного абсолютизма», то историки имеют разные точки зрения на этот счет. Одни убеждены, что Екатерина искренне желала распространить передовые идеи в России, улучшить жизнь населения, что при ней были одержаны крупные внешнеполитические победы, а экономическое развитие являлось вполне успешным (например, распространялись вольнонаемные мануфактуры). Другие же придерживаются позиции, что данная правительница лишь «играла» в Просвещение и была нацелена лишь на укрепление самодержавного строя, при этом сохранялись возможности для произвола властей, а крепостное право продолжало усиливаться.

Мое же мнение находится посередине: несмотря на наличие отрицательных тенденций в отношениях помещиков и крестьян и консервацию сословного строя, в 1762-1796 гг. наша страна все же продвинулась вперед в экономическом развитии и заняла ведущие позиции на международной арене. Наконец, указанный период оказал значительное влияние на формирование русской общественной мысли в последующие годы.

©Дарья К.

Если хотите научиться писать историческое эссе на таком же высоком уровне, у Вас есть три варианта:

Как писать такие исторические эссе мы детально разобрали на Вебинаре «Секреты решения тестов ЕГЭ по истории 2016». Материалы этого вебинара вы можете приобрести здесь.

Чтобы получить материалы всех вебинаров, как прошлых, так и будущих, рекомендую вам получить доступ в VIP-комнату нашего сайта. Материалы вебинара «Секреты решения тестов ЕГЭ по истории 2016» туда уже добавлены.

Если же вы хотите, чтобы непосредственно я Вас научил писать вообще любые эссе, в том числе и экзаменационные, добро пожаловать на наши краткосрочные курсы подготовки к ЕГЭ. Они будут проходить с февраля по май 2016 года. Стоимость этих курсов всего 19 990 рублей. Я говорю всего, потому что в их стоимость входят не только личные консультации со мной, но также ВСЕ мои видеокурсы по дисциплине, а также доступ в VIP-комнату на полгода. Записаться на наши курсы можно на этой странице=>>

В заключении, вы можете посмотреть художественный фильм Екатерина. Он дополнит Ваше представление о Екатерине Великой.

 С уважением, Андрей Пучков

Екатерина Вторая Великая – российская императрица в 1762-1796 годах. По происхождению являлась немецкой принцессой, имя при рождении – София Августа Ангальт-Цербская. Екатерина не являлась первой императрицей России – до нее в стране уже правили две женщины, Елизавета Петровна и Анна Иоанновна.

Екатерина вела политику просвещенного абсолютизма, наиболее популярную среди ведущих держав Европы в 17-м веке. Примером тому может служить также французский абсолютизм.

Период ее правления характеризуется следующими достижениями государства. При Екатерине значительно были расширены границы Российской империи, присоединено Крымское ханство.

Особое внимание императрица уделяла развитию образования, особенно, женского. При ней открыты школы, Смольный институт для девушек, Академия наук России. Правда, высшее образование в стране велось почему-то на французском. Екатерина в целом приучила российскую аристократию «как знать хорошего тона» не знать русского, а болтать по-французски. Элита страны не знала языка народа! Эту ситуацию подробно описал Лев Толстой в романе «Война и мир».

Активно осваивались южные степные территории страны и развивалось там сельское хозяйство: сюда направлялись опытные колонисты. В. Ключевский, историк, писал, что бережливой немке Екатерине (в детстве, при дворе матери, как говорят, принцессу приучили мыться холодной водой из экономии) удалось заметно повысить материальное благосостояние России. И приумножить ее казну.

Одновременно происходило жесткое закрепощение крестьян всей страны. Вплоть до того, что крестьянам было запрещено даже жаловаться властям на своих помещиков! И так поступила Екатерина, которая в первые годы правления вела политику более либеральную! Она даже лично приговорила московскую помещицу-мучительницу Салтыкову к пожизненному заключению за убийства ее крепостных.

Но позже Екатерина усилила привилегии дворянству, тем самым увеличив неравенство среди населения, разогнала Запорожскую Сечь – казачью вольницу. Она же ослабила власть Сената, передав утраченные тем полномочия самой себе. Таким образом, Екатерина укрепила самодержавие до личной абсолютной власти монарха. Было подавлено восстание Емельяна Пугачева, угрожавшее Екатерине на троне.

В финале правления Екатерины державе уже стали требоваться новые реформы. Аграрная страна, полная озлобленных крепостных, уже отставала в развитии от более индустриально развитой Европы.

Исторический период 1762-1796 – это эпоха правления Екатерины II. Его важнейшими вехами стали: попытка проведения либеральной политики «просвещённого абсолютизма»; пик могущества дворянского сословия; крупнейшее в истории народное восстание под предводительством Емельяна Пугачёва; активные действия во внешней политике, которые обеспечили значительное территориальное расширение Российской империи и рост её авторитета на международной арене.

Годы правления Екатерины II можно условно разделить на два периода: до народной войны Емельяна Пугачёва и после неё.

«Просвещённый абсолютизм»

В начале царствования императрица была полна идеалистических идей и планов по либеральному реформированию общества.

Для систематизации действующего законодательства и выработки новых, прогрессивных законов Екатерина II созвала Уложенную комиссию (1767-1768). В этот коллегиальный орган вошло 564 представителя разных регионов и сословий, включая казаков и даже крестьян (не крепостных). Комиссия работала 1,5 года, провела 203 заседания, но конкретной пользы не принесла. Интересы сословий были слишком разными и вступали в противоречие друг с другом.

Екатерина II

В 1764 году Екатерина II провела секуляризацию церковных земель, упразднила много монастырей, а их владения перевела в казну. В том же году было ликвидировано гетманство на Украине и учреждено Малороссийское генерал-губернаторство. В 1765 году в России было создано Вольное экономическое общество, призванное расширить свободы для предпринимательства, вовлечь больше людей в экономическую деятельность.

Екатерина многое сделала для просвещения. В её эпоху открывались учебные заведения не только для мужчин, но и для женщин: Смольный институт благородных девиц, Новодевичий институт для воспитания мещанских девиц.

Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачёва

Война Емельяна Пугачёва 1773-1775 гг., по определению В.О. Ключевского, была «не просто восстанием управляемых против администрации, а войной низших классов против класса высшего, правящего». За сто лет до этого Степан Разин начал войну как предводитель разбойничьей казачьей вольницы. Восстание Пугачёва с самого начала имело антигосударственную и анти-дворянскую направленность. Он провозгласил себя императором Петром III, а затем издал указ об освобождении крестьян от крепостной зависимости.

К казачьему ядру войска Пугачёва примкнуло множество крестьян, работного люда с заводов, представителей коренных народностей Урала и Поволжья. Для подавления восстания властям потребовалось напрячь все силы и выделить более чем 30-тысячное войско.

Второй период царствования

После крестьянской войны Екатерина II отошла от либеральных взглядов в государственном управлении и стала придерживаться реакционных взглядов. Примерами являются репрессии в отношении издателя Новикова и писателя Радищева. Несмотря на то, что их книги не содержали призывов к свержению государственного строя и т.п., Новиков был брошен в тюрьму на 15 лет, а Радищев – сослан в Забайкалье на 10 лет.

Важными событиями второго периода правления Екатерины II стали:

  • губернская реформа введено деление России на 50 губерний и уезды в их составе;
  • распространение крепостного права на Украину, ликвидация запорожского казачества и его переселение на Кубань;
  • разделение купцов на три гильдии, по Манифесту о свободе предпринимательства;
  • Жалованная грамота дворянству 1785 года – подтверждение свободы дворянства от обязательной государственной службы, уплаты податей и т.д., создание уездных и губернских дворянских собраний.
  • Жалованная грамота городам – разделение всех городских жителей на шесть сословий.

Главные события внешней политики и оценка правления Екатерины II

В данный период перестала существовать Речь Посполитая. Её территории разделили Россия, Австрия и Пруссия. В состав России были включены Правобережная Украина, Белоруссия, Литва, Волынь.

Территории, отошедшие к России при Екатерине II

В результате двух победоносных русско-турецких войн 1768-1774 и 1787-1791 гг. к России был присоединён Крым и всё Северное Причерноморье. Грузия добровольно вошла в состав России.

В годы правления Екатерины II началась русская колонизация Алеутских островов и Аляски.

Многие авторитетные историки (в том числе Н.М.Карамзин, С.М.Соловьёв) считали  данную эпоху «золотым веком» русской истории. Россия значительно возросла территориально и усилилась, стала мощной державой. В ней росли новые города, строились заводы и целые промышленные центры, рос товарооборот. В то же время, вместо намеченных либеральных реформ произошло усиление крепостного гнёта, продолжилась борьба с инакомыслием, росли классовое неравенство, имущественное расслоение, ненависть низших классов к высшим.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

АРХАНГЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ПРАВА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

«История Отечества»

«Екатерина II – личность и государственный деятель»

ВЫПОЛНИЛ:

Студент I курса на базе с/о

Белоус П. Н.

ПРОВЕРИЛ:

Цветков М. И.

Архангельск-2005

План

I. Россия в царствование Екатерины Великой…………………………………..3

II. Воспитание и образование…………………………………………………….5

III. Начало царствования…………………………………………………………12

IV. Царствование Екатерины II…………………………………………………15

V. Итоги царствования Екатерины II…………………………………………..20

VI. Список литературы………………………………………………………….26

«Любить мой народ и быть матерью

его – обязанность моя».

(Слова Императрицы Екатерины II .)1

I. Россия в царствование Екатерины Великой.

«Золотой век» Екатерины Второй – один из интереснейших этапов российской истории – в последнее десятилетие оказался в фокусе внимания общества. Объяснение этому видится в том, что личность Екатерины II, ее идеи и деяния неразрывно связаны с эпохой преобразований, когда Россия в очередной раз становилась на путь европейского Просвещения. Если «век Петра был веком не света, а рассвета», много сделавшим «во внешнем, материальном отношении преимущественно», о в свершениях второй половины XVIII в., по определению С.М. Соловьева, «ясно видны признаки возмужалости народа, развития сознания, обращения от внешнего к внутреннему, обращения внимания на самих себя, на свое». Суть происходивших перемен образно передал видный екатерининский вельможа И.И. Белецкой в словах, обращенных к императрице: «Петр Великий создал в России людей; Ваше Величество влагаете в них души». Другое отличие от петровских преобразований, особо отмечаемое рядом современников, было также не менее существенным: Екатерина Вторая «кротко и спокойно закончила то, что Петр Великий принужден был учреждать насильственно». И в этом одна из основ той стабильности общества, которая отличала царствование Екатерины II. Как писал Н.М. Карамзин, следствием очищения самодержавия от «примесов тиранства» были «спокойствие сердец, успехи приятностей светских, знаний, разума».

Между тем в течение семи десятилетий после октября 1917 г. история

1 Борзаковский П.К. «Императрица Екатерина Вторая Великая». М.: Панорама, 1991г. – стр. 3

России второй половины XVIII., история царствования Екатерины II, преподносилась предвзято. Впрочем, негативные характеристики Екатерины II берут свое начало с давнего времени. Ее младший современник, А.И. Рибопьер, касаясь литературы непосредственно послеекатерининской поры, писал, что «Екатерина, столь могущественная, столь любимая, столь любимая, столь восхваленная при жизни, была непростительно поругана до смерти. Дерзкие сочинения, ядовитые памфлеты распространяли на ее счет ложь и клевету». Известна и пушкинская характеристика Екатерины – «Тартюф в юбке и короне». Полагаем, что подобные суждения имеют в одних случаях эмоциональную, а не фактическую основу, а в других – сильно политизированный умысел и исходят от недругов императрицы за

рубежами страны, недовольных жестко проводимым ею внешнеполитическим курсом России, последовательным отстаиванием национальных интересов.

Екатерина II ещё при жизни делами своими снискала титул «Великая». Разумеется, советская историография не принимала эту оценку, и только в конце 80-х гг. XX заговорили о признании ее выдающейся роли в истории

России. Обращаясь ко времени правления Екатерины II, историки

справедливо выделяют два момента: эпоха глазами современников и конкретные результаты ее деятельности, сказавшиеся и на последующем развитии страны.

По поводу первого ограничимся искренним восклицанием Н.М. Карамзина: «И я жил под ее скипетром! И я был счастлив ее правлением!»1

Что касается успехов правления Екатерины, подчеркнем главное: осуществленные почти во всех сферах жизни огромного государства преобразования не несли в себе ни грана «революционного» начала и в своей основе были направлены на всемирное укрепление абсолютистского государства, дальнейшее упрочение господствующего положения

1 История России: В 2 т. Т. 1: С древнейших времен до конца XVIII в. / А.Н. Сахаров, Л.Е. Морозова, М.А. Рахматуллин и др.; Под редакцией А.Н. Сахарова. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак»: ООО «Издательство Астрель», 2003. – стр. 767

дворянства, законодательное закрепление неравноправного сословного деления общества, когда «правовой статус всех других сословий был подчинен интересам государства и сохранению господства дворянства». В.О. Ключевский имел все основания утверждать, что императрица «не трогала исторически сложившихся основ государственного строя». Как доказывает современный исследователь О.А. Омельченко, реальный смысл реформ в России века «просвещенного абсолютизма» состоял в прочном утверждении «законной монархии», которая единственно способна реализовывать общественные потребности «в блаженстве и благополучии каждого». Истинное содержание приведенной формулы заключено в известной екатерининской Жалованной грамоте дворянству 1785г., которая удовлетворила практически все ранее высказываемые притязания этого сословия, поставив точку в длительном процессе законодательного оформления его прав и привилегий. Этот законодательный акт окончательно возвысил дворян над другими сословиями и слоями и слоями общества. Екатерининская эпоха поистине стала «золотым веком» для них, временем наивысшего торжества крепостничества.

II . Воспитание и образование.

Родословная восходит к Христиану I — королю Дании, Норвегии и Швеции, первому герцогу Шлезвиг-Голштейнскому. Родной дядя (по материнской линии) Адольф-Фридрих был королем Швеции. Потомки его и сейчас занимают шведский престол.

Ни мать, ни отец не замечали в своей старшей дочери ни особых

достоинств, ни большого ума, потому что она их не демонстрировала. До 15

лет её звали Софья Фредерика Августа, а ребёнком родители и друзья

называли её Фике или Фикхен. Она выросла в скромной семье незначительного принца, строгого протестанта и отца, Екатерина получила некоторое образование, увеличенное собственной её наблюдательностью и восприимчивостью. В детстве она много путешествовала по Германии, много видела и слышала. Уже тогда она своей живостью и способностями обращала на себя внимание наблюдательных лиц.

Никто из её учителей и воспитателей не отметил в ней особого дарования или чего-либо необыкновенного. Однако некоторые качества, характерные и в будущем для Екатерины, были ими тогда уже отмечены. Её воспитательница мадемуазель Кардей жаловалась на некоторую её своенравную строптивость и недостаток почтения. Умная француженка обратила также внимание на привычку, характерную и для юной принцессы, и для императрицы – «слушать одно и думать при этом о другом». Равным образом уже тогда проявились некоторые мужские черты её характера; как заметила её воспитательница, Фике особенно любила мальчишеские игры. К огорчению немецкого учителя музыки, она была не только совершенно немузыкальна, но и абсолютно не понимала музыку — без сомнения, характерный штрих. Камеристка её матери, баронесса фон Принтцен, которая до отъезда принцессы постоянно её сопровождала и по праву могла утверждать, что знает Софью как никто другой, характеризовала её как «обычное явление», как молодую девушку «с серьезным, расчетливым, холодным рассудком», который, однако, «был далёк от всего выдающегося, блестящего, а также от всего того, что могло считаться заблуждением, чудачеством и легкомыслием».

Её молодая, эгоцентричная и слегка авантюристичная мать, как считают позднейшие историки, на благо дочери мало заботилась о её воспитании и предоставляла ей весьма много свободы. Так что четырнадцатилетняя дочь прусского генерала и принцесса никогда не воспитывалась для той роли, которую она должна была играть в громадной Российской империи, но она оказалась неплохо к этому подготовленной. Что угодно, только не избалованная, привыкшая приспосабливаться к обстоятельствам и при этом полагаться на себя, восприимчивая к новым впечатлениям, но не попадающая наивно и беззащитно в зависимости от них, она имела хотя и скромный, но для тех условий, в которые она попала, вполне достаточный образовательный уровень.

Когда Екатерину с матерью вызвали в Россию, для неё не была секретом цель поездки, и бойкая девочка сумела с большим тактом сделать свои первые шаги при русском дворе. Отец её написал ей в руководство ряд правил благоразумной сдержанности и скромности. Екатерина к этим правилам присоединила свой собственный такт и замечательное практическое чутьё и обворожила Елизавету, завоевала симпатии двора, а затем и народа. Не старше 15-ти лет, она вела себя лучше и умнее, чем её руководительница мать. Когда мать ссорилась и сплетничала, дочь старалась приобрести общее расположение. Она усердно занялась русским языком и православным вероучением. Блестящие способности позволили ей оказать в короткое время большие успехи, и при церемонии крещения она так твёрдо прочла символ веры, что всех этим удивила.

Первая встреча с будущим супругом (троюродным братом) произошла в замке епископа Любекского, где принцесса услышала первые нелестные отзывы о нем. Тетушки говорили, что этот одиннадцатилетний мальчик «упрям и вспыльчив» и «уже напивается с лакеями…»

После объявления Петра наследником русского престола, Король Фридрих II раньше всех подумал о том, что русскому двору вскоре понадобится невеста. Ему нужна была такая принцесса, которую не жаль было бы отправить в варварскую Россию, но которая соблюдала бы его интересы. На Фике выбор пал потому, что он хорошо знал ее мать и был осведомлен о симпатиях Елизаветы к Голштинскому роду. Приглашение приехать в Россию пришло зимою 1744 и 10 января принцесса Фике с матерью тайно, под именем графинь Рейнбек выехали в Россию. С собобыли привезены несколько сорочек, три платья и медный кувшин для умывания.

Венчание состоялось через полтора года, когда невесте было шестнадцать, жениху — семнадцать. Обоим предстояло стать русскими. Первые семь-восемь лет брак был формальным. За эти годы между ними возникло не только отчуждение, но и взаимная неприязнь. Петр, пытаясь скрыть свое унижение за шутовством и бравадой, все больше злился на жену за то, что она знала тайну и была снисходительна к нему. Елизавета забила тревогу и призвала на помощь врачей, которые констатировали целомудренность Екатерины и неспособность ее мужа изменить данное положение. Петр Федорович имел врожденное несовершенство, которое сам считал неизлечимым, но которое возможно было исправить хирургическим путем, называемым у восточных народов обрезанием. Необходимая операция была сделана, что круто изменило его жизнь, но не взаимоотношения супругов. У Екатерины одна за другой следуют две беременности, окончившиеся неудачно, но в третий раз беременность протекает нормально и 20 сентября 1754 года Елизавета получает долгожданного внука. Очень долго общество волновал вопрос о том, кто же истинный отец ребенка — Петр Федорович или Сергей Салтыков, который был в это время любовником Екатерины. Ей не дали возможности стать настоящей матерью для своего сына, его унесли сразу же после рождения и за год показали всего три раза. Даже во время болезни, когда младенец едва не умер от молочницы, ее не допустили к нему.

Не любя ни мужа, ни Елизаветы, Екатерина тем не менее держала себя в отношении их очень хорошо. Она старалась исправлять и покрывать все выходки мужа и не жаловалась на него никому. К Елизавете же она

относилась почтительно и как бы искала её одобрения. В придворной среде она искала популярности, находя для каждого ласковое слово, стараясь примениться к нравам двора, стараясь казаться чисто русской набожной женщиной. В то время, когда её муж оставался голштинцем и презирал русских, Екатерина желала перестать быть немкой и отказалась после смерти родителей от всяких прав на свой Ангальт-Цербст. Её ум и практическая осмотрительность заставляли окружающих видеть в ней большую силу, предугадывать за ней большое придворное влияние. И действительно, с годами Екатерина заняла при дворе видное положение; её знали с хорошей стороны даже в народной массе. Для всех она стала виднее и симпатичнее своего мужа.

Екатерина была умна и наблюдательна и рано сделала вывод, что если нуждаешься в ком-то, то полезнее замечать не слабые стороны другого человека, чтобы ими воспользоваться, а сильные, чтобы на них опереться. В отличие от «русских барынь» она была трудолюбива, с удовольствием сама себя обслуживала, например, стирала, варила себе кофе, могла растопить камин, любила работать в саду, искусно вышивала, иногда занималась резьбой по слоновой кости. Пока ее муж развлекался дрессированием собачек и разыгрыванием кукольных спектаклей, она изучала историю, географию, экономику, философию, знакомилась с трудами Плутарха, Тацита, Монтескье, Вольтера, Дидро, читала русские летописи и т.д. Читала и писала на немецком, французском и русском, но допускала много ошибок. Екатерина сознавала это и однажды призналась одному из своих секретарей, что «могла учиться русскому только из книг без учителя», так как «тетка Елизавета Петровна сказала моей гофмейстейрше: полно ее учить, она и без того умна».

Императрица просыпалась обычно в шесть часов утра, натирала щеки льдом, пила в кабинете крепкий кофе со сливками и печеньем и садилась до девяти часов за работу. Затем возвращалась в спальню и принимала докладчиков. В будние дни императрица носила простое платье и не надевала драгоценностей. На обед в будни, продолжавшийся около часа, приглашалось человек двенадцать. Любимым блюдом была вареная говядина с солеными огурцами, а в качестве напитка употреблялся смородиновый морс. В последние годы жизни Екатерина выпивала рюмку мадеры или рейнвейна. На десерт предпочтение отдавалось яблокам и вишням. Рабочий день заканчивался в четыре часа и наступало время отдыха. Любимым местом был Эрмитаж, где она любила рассматривать новые коллекции, играть в биллиард. «Приемы в Эрмитаже были большие, средние и малые. На первые приглашалась вся знать и весь дипломатический корпус. Балы сменялись спектаклями. Завсегдатаями малых приемов были только члены императорской фамилии и лица, особенно близкие императрице: не больше двадцати человек. На стенах висели правила: запрещалось вставать перед государыней, даже если бы она подошла к гостю и заговорила бы с ним стоя. Запрещалось быть в мрачном расположении духа, оскорблять друг друга» (граф Хорд). В десять часов Екатерина удалялась во внутренние покои. Ужин подавался только в парадных случаях, но и тогда императрица садилась за стол лишь для виду. Вернувшись к себе, она уходила в спальню, выпивала большой стакан кипяченой воды и ложилась в постель.

Екатерина сознавала, что нравится мужчинам и сама была неравнодушна к их красоте и мужественности. «Я получила от природы великую чувствительность и наружность, если не прекрасную, то во всяком случае привлекательную. Я нравилась с первого раза и не употребляла для этого никакого искусства и прикрас». В первые годы своей женской жизни Екатерина вела себя очень сдержано. Возможно потому, что ее чувственность еще не пробудилась, возможно, ее сковывали моральные принципы, привитые воспитанием. Но так или иначе к тридцати годам женщина в ней начинает властно заявлять о себе. Она уже не может жить без любви, без мужского поклонения и сохранит эту потребность до последнего своего часа. «Человек не властен в своем сердце, он не может по произволу сжимать его в кулак и потом опять давать ему свободу» — оправдывалась она перед собой и перед потомками.

В своей личной жизни Екатерина начинает отстаивать право на свободу после появления на свет своего первенца. Екатерина вовсе не была ветреной или развратной: многие ее связи длились годами. При том, что императрица не была равнодушна к чувственным удовольствиям, духовное общение с близким мужчиной было для нее не менее важным. Первой пробой пера был был Станислав Понятовский. В 1760 она обращает свое внимание на графа Григория Орлова. Позже Екатерина вспоминала: «Орлов всюду следовал за мною… его страсть ко мне была публична». Эта неординарная личность станет самой долгой и яркой любовью Екатерины. С первых же дней воцарения она открыто признает его своим официальным фаворитом, но, почувствовав вкус высшей власти, он желает для себя большего, он хочет стать ее супругом, встать с ней на одну ступень, чтобы государыня и императрица подчинялась ему как мужу. Она отказывает, но предоставляет Орлову все внешние атрибуты супруга, но только невенчанного.

На счету сорокатрехлетней женщины было лишь два неудачных брака (с Петром III и Григорием Орловым, с которым она была вместе одиннадцать лет, и два увлечения Сергеем Салтыковым и Станиславом Понятовским). Но после сорока трех лет число фаворитов значительно увеличивается.

После смерти Орлова отношение Екатерины к мужчинам меняется. Слишком большое значение придавала она государственным делам, чтобы неурядицы в ее личной жизни мешали этой работе. По своей природе она не могла стать аскетичной и отказаться от радостей жизни, но эту сторону жизни она решила подчинить своим правилам. Она создает институт фаворитизма, в котором молодые красивые мужчины состоят при государыне с одной целью — обеспечить ее комфортное существование, необходимый жизненный тонус, с тем, чтобы императрица могла более плодотворно трудиться на пользу своему государству. За службу молодые люди получали вознаграждение, но должны были подчиняться определенным правилам: они не имели права покидать свои покои во дворце без разрешения императрицы, им запрещалось без ее ведома принимать приглашения, все свое время они должны были посвящать только государыне.

Если фаворит переставал интересовать императрицу, она давала отставку без всяких церемоний. Нового претендента вызывали во дворец и подвергали испытанию на соответствие в выполнении прямых интимных обязанностей фаворита императрицы. Обряд, через который прошли все екатерининские любовники, был передан А. М. Тургеневым: «По осмотре предназначенного в высший сан наложника матушке-государыне лейб-медиком Роджерсоном и по удостоверению представленного годным на службу относительно здоровья препровождали завербованного к Анне Степановне Протасовой на трехнощное испытание. Когда нареченный удовлетворял вполне требованиям Протасовой, она доносила всемилостивейшей государыне о благонадежности испытанного. На другой день после первого свидания с императрицей, новопоставленного наложника вели в приготовленные для него чертоги, где ему докладывали о назначении флигель-адъютантом, подносили мундир с бриллиантовым аграфом и 100 000 рублей карманных денег. Митрополит приезжал к фавориту на другой день для посвящения его и благословлял святой водой.

III. Начало царствования.

Незаконность восшествия на престол Екатерины, как это ни парадоксально, имела свои несомненные плюсы, особенно в первые десятилетия царствования, когда она «должна была тяжким трудом, великими услугами и пожертвованиями…искупать то, что цари законные имеют без труда…эта самая необходимость и была отчасти пружиною великих и блистательных дел ее». Так считал (и не один) Н.И. Греч, выражая мнение образованной части общества. В.О. Ключевский, говоря о программе деятельности Екатерины II, взявшей власть, а не получившей ее по закону, упор также делал на том же моменте: «Власть захваченная всегда имеет характер векселя, по которому ждут уплаты, а по настроению русского общества Екатерине предстояло оправдать разнообразные и несогласные ожидания».1 Вексель, как показало время, был погашен в срок.

Исследователи не раз отмечали, что Екатерина II, в отличие от своих предшественниц и предшественников на троне после Петра I, взошла на него, имея сложившуюся политическую программу и общественного устройства, как можно судить по единственной сохранившейся черновой записке, не выходили за пределы традиционно декларируемых в «век Просвещения» общих установок и не содержали каких-либо конкретных разработок:

«1. Нужно просвещать нацию, которой должен управлять.

2. Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать

общество и заставить его соблюдать законы.

3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию.

4. Нужно способствовать расцвету государства и сделать его

изобильным.

5. Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим

уважение соседям».

Императрице известно, как следует воплощать «план» в жизнь: «Спешить не нужно, но нужно трудится без отдыха и всякий день стараться понемногу устранять препятствия по мере того, как они будут появляться; выслушивать всех терпеливо и дружелюбно, во всем высказывать чистосердечие и усердие к делу, заслужить всеобщее доверие справедливостью и непоколебимою твердостью в применении правил, которые признаны необходимыми для восстановления порядка, спокойствия, личной безопасности и законного пользования собственностью; все споры и процессы передать на рассмотрение судебных палат, оказывать покровительство всем угнетенным, не иметь ни злобы на врагов, ни пристрастия к друзьям. Если карманы пусты, то прямо так и говорить: «Я бы рад вам дать, но у меня нет ни гроша». Если же есть деньги, то не мешает при

1 История России: В 2 т. Т. 1: С древнейших времен до конца XVIII в. / А.Н. Сахаров, Л.Е. Морозова, М.А. Рахматуллин и др.; Под редакцией А.Н. Сахарова. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак»: ООО «Издательство Астрель», 2003. – стр. 768

случае быть щедрым».1 Екатерина была уверена, что при неукоснительном руководстве этими правилами успех будет обеспечен. В этой связи небезынтересен ответ императрицы на вопрос Л.-Ф. Сегюра, как ей удается так спокойно царствовать. «Средства к тому самые обыкновенные, — отвечала Екатерина. – Я установила себе правила и начертала план: по ним я действую, управляю и никогда не отступаю. Воля моя, раз выраженная, остается неизменною. Таким образом все определено, каждый день походит на предыдущий. Всякий знает, на что он может рассчитывать, и не тревожится по-пустому».2

Способ же достижения «начертанных планов» у «собирательницы

русских земель», как называл Екатерину II С.М. Соловьев, один: «делать так,

чтоб люди думали, будто они сами именно хотят этого…» «И действительно,

— заключал Н.И. Греч, — Екатерина умела употреблять это правило в совершенстве. Вся Россия уверена была, что императрица, во всех своих делах, только исполняет желание народа». Но секрет «употребления» этого очевидного на первый взгляд правила все же был. Он раскрывается из беседы

В.С. Попова, правителя канцелярии Г.А. Потемкина, с императрицей: «Я говорил с удивлением о слепом повиновении, с которым воля ее повсюду была исполняема, и о том усердии и ревности, с которыми ей все старались угождать».

Поражают знание молодой великой княгиней психологии людей и упорство в достижении поставленной цели – качества, развитые в зрелые годы. Это подметил еще А.С. Пушкин. «Если царствовать значит знать слабость души человеческой и ею пользоваться, — писал он, — то в сем отношении Екатерина заслуживает удивление потомства. Ее великолепие

ослепляло, приветливость привлекала, щедроты привязывали».

1 История России: В 2 т. Т. 1: С древнейших времен до конца XVIII в. / А.Н. Сахаров, Л.Е. Морозова, М.А. Рахматуллин и др.; Под редакцией А.Н. Сахарова. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак»: ООО «Издательство Астрель», 2003. – стр. 768

2 История России: В 2 т. Т. 1: С древнейших времен до конца XVIII в. / А.Н. Сахаров, Л.Е. Морозова, М.А. Рахматуллин и др.; Под редакцией А.Н. Сахарова. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак»: ООО «Издательство Астрель», 2003. – стр. 769

IV . Царствование Екатерины II .

Еще проживая в Москве, после Коронации, Императрица Екатерина ознаменовала начало своего царствования великим и добрым делом: она основала так называемый Воспитательный Дом. Вскоре такой же дом был открыт и в Петербурге. Русская пословица говорит: «тот отец – мать, кто вспоил, вскормил да добру научил». Это мудрое слово оправдалось на Императрице Екатерине: для тысяч несчастных детей она являлась настоящей матерью. Не было и нет человека, который не благодарил бы Государыню от всего сердца за доброе дело.

В Польше жило много православных. Древняя русская православная страна, Белоруссия, была под властью Польши. Православным людям во всех этих местах жилось очень тяжело. Католики употребляли все усилия, чтобы заставить православных принять их веру. Сначала польские священники доказывали православным, что вера католическая самая лучшая и одна угодна Богу, и склоняли их добровольно принять эту веру. Когда слова не действовали, обращались к грубой силе. Могла ли Государыня спокойно смотреть на все это? И вот она решает, во что бы то ни стало, помочь православным, защитить их от притеснений, дать им возможность жить спокойно. Она избрала себе в помощь русского вельможу. Это был князь Репнин. Он отличался большим умом и трудолюбием. Ему Государыня поручила все дело о православных в Польше и Белоруссии. Сама она постоянно давала Репнину указания, где и как поступить, и руководила им. Много было хлопот и огорчений, долго нельзя было добиться уступок от поляков. Приходилось и войска держать на наготове. Но дело было сделано. Не в одном православном храме и доме вознесена была горячая молитва за Государыню. На неё только и надеялись, и она оправдала надежды!

Она постоянно заботилась о том, чтобы было побольше аптек и лекарей, и чтобы каждый заболевший мог получить помощь, как можно скорее. Особенно много бед приносили эпидемические (повальные) болезни. От одной оспы вымирали сотни тысяч детей. Узнала она, что в Англии есть лекарь который прививает взрослым и детям оспу и тем предохраняет людей от заболевания оспой натуральной. К этому средству заграницей уже прибегали многие. В России никто еще о нем не знал. Императрица вызывает этого лекаря, платя ему громадные деньги за приезд. Но вот горе: кто решится привить себе оспу? Привить ее значит ввести оспенный яд в тело человека. Примеров перед глазами не было. Императрица Екатерина понимала этот страх. Она решилась подействовать на подданных

собственным примером. И вот она привила оспу

себе и Наследнику Престола великому князю Павлу Петровичу. Этот поступок Государыни вызвал всеобщее удивление, и всеобщую радость. Удивлялись ее смелости и радовались, зная, что с этого времени благодетельное оспопрививание будет принято всеми. Сенат от имени народа благодарил Государыню. Он установил ежегодно праздновать это событие. Ее всюду прославляли, говоря: «Своею опасностью других спасает». С того времени оспопрививание, действительно, было принято в России. По указу Императрицы Екатерины, оно сделалось обязательным.

Больше двух лет трудилась Императрица над составлением «Наказа»1. Много она для этого читала, много беседовала с людьми, знающими дело, много присматривалась и наблюдала. Иностранцы хвалили Русскую Императрицу за ее ум и познания. Подданные с благоговением и радостью узнавали ее истинно человеколюбивые мысли, которые должны были войти в законы. В прежнее время наказания отличались большой суровостью. Императрица Екатерина требует смягчения их. Она говорит: «Любовь к отечеству, стыд, и страх поношения суть средства укротительныя и могущия

1 «Наказ» — значит наставления, правила, которыми должны были руководствоваться депутаты, чтобы действовать согласно с видами Государыни. Но так как введение законов принадлежит только Государю, то комиссия должна была составить не само уложение, а его проект, иначе – план, предположения.

воздержать множество преступлений».1 В прежнее время допускались наказания, которые могли даже изуродовать человеческое тело. Императрица Екатерина потребовала отмены таких наказаний, говоря: «Все наказания, которыми тело человеческое изуродовать можно, должно отменить».2 Чтобы заставить обвиняемого сознаться в проступке, часто употребляли пытки. Императрица Екатерина считала пытку вредной и пожелала отменить ее. Она говорила, что слабый телом не вынесет пытки и примет на себя какую угодно вину, лишь бы избавится от мучений; а крепкий и здоровый перенесет пытку, не сознается в преступлении и

избегнет наказания.

Чтобы легче было управлять таким обширным государством, как Россия,

она увеличила число губерний. На губернию положено было не больше 400

тысяч жителей. Несколько губерний составляли наместничество. Губернаторы и наместники избирались из русских вельмож самой Императрицей. Они действовали по ее указам. Губернии делились на уезды. Многие большие села были обращены в уездные города. В каждом уездном городе учрежден суд. В губернском городе – высший суд. Обвиненный мог принести жалобу и в Сенат. Государственные доходы ведала Казенная Палата. Чтобы удобнее было взносить подати, в каждом уездном городе было открыто Казначейство. Дворянство было признано особым главным сословием. Также особыми сословиями были признаны купечество и мещанство. Дворяне должны были нести государственную службу и вести

сельское хозяйство, а купцы и мещане – заниматься торговлей и промышленностью.

Желая все видеть и знать, Екатерина предпринимала путешествия по России. В городах делались торжественные встречи. Видно было, что народ уже знал про дела Государыни и успел горячо полюбить ее. Теперь он видел

ее лицом к лицу и видел как раз такою, как про нее говорили. Она набожна:

прежде всего заходит в церкви, чтобы помолится. Она хочет все видеть сама,

1 Борзаковский П.К. «Императрица Екатерина Вторая Великая». М.: Панорама, 1991г. – стр. 7

2 Борзаковский П.К. «Императрица Екатерина Вторая Великая». М.: Панорама, 1991г. – стр. 7

чтобы верно знать охотно всех расспрашивает, посещает усадьбы помещиков, ко всему присматривается. Она очень ласкова и проста в обращении: с бедным крестьянином она говорит так же ласково и просто, как со знатным вельможей.

Из «Наказа» видно уже было, что просвещение Императрица Екатерина считала важнейшей заботой. Если, думала она, распространить всюду просвещение, то и преступлений не будет. Хорошо воспитанный и просвещенный человек не пойдет на дурное дело. Вот почему она так много заботилась об открытии училищ. В Петербурге Императрица открыла прекрасное училище, которое особенно любила. Она часто посещала это училище, следила за обучением, заботилась о содержании воспитанниц. Передают, что девочки этого училища не знали большей радости, чем принимать Государыню. Они спешили к ней навстречу, обнимали ее, лезли к ней на колени. Взаимно они получали чисто материнские ласки.

Как истинно образованная женщина, любившая просвещение и желавшая его распространения, Императрица Екатерина покровительствовала всемписателям и ученым. Она принимала их у себя, вела с ними продолжительные беседы и чтения, осыпала их царскими милостями за труды. Знаменитый русский ученый Ломоносов жил при Императрице Екатерине всего три года, но удостоился при ней больших милостей. Царственных внуков своих великих князей Александра и Константина Павловичей Императрица Екатерина воспитывала так же в правилах добродетели. Поручив воспитание князю Салтыкову, она написала и подробные правила, как воспитывать и чему учить великих князей. В других сочинениях Императрица Екатерина изображает пороки современного ей общества. Она осмеивает ханжество, суеверие, безделье, жестокое обращение с крестьянами, нежелание учиться. Делает это Императрица, желая исправить людей, заставить их избегать пороков, которые ей осмеиваются. Значит, в этих сочинениях Императрица Екатерина тоже имела в виду воспитание, только уже не детей, а взрослых, которые дурно воспитаны с детства и нуждались в исправлении.

Главные войны, веденные Россией в царствование Императрицы Екатерины, были первая и вторая турецкие. Разорение Балты было сделано без ведома русского правительства. Не смотря на это, враги наши стали кричать, что пролита Турецкая кровь. Они уверяли, что Россия сделала это умышленно, и говорили, что Турция должна отомстить. Русский посланник в Константинополе был арестован. Императрица Екатерина не желала войны. Поэтому она предлагала нетрудные условия. Она готова была наказать разоривших Балту, и требовала только, чтобы русский посланник был освобожден от ареста, и чтобы был наказан визирь1 , арестовавший посланника. Но Султан был уверен в победе, и предложений не принял. Война была объявлена. Государыня сама начертала план войны и сама избрала полководцев. Эта первая турецкая война была очень долгая и очень трудная. Тянулась она почти шесть лет. Императрица Екатерина неусыпно следила за ее ходом.

Екатерина часто говорила: «Без причины я не начну войны». И это верно. Вступив на престол, она тотчас отказалась от участия в семилетней войне, в которой раньше Россия помогала королю Прусскому. И теперь Государыня не желала войны, но ее объявили Турки.

России досталась теперь вся Литва и Курляндия. Россия получила все те земли, которые когда-то и принадлежали ей. Но были отняты Литвой и Польшей. Так Императрица Екатерина одерживала блестящие победы, расширяла границы Русского Государства и доставляла ему славу царства сильного и непобедимого. Ещё в древнее время русские государи начали собирание земель. Последующие государи продолжали это дело. Императрица Екатерина завершила его.

1 Визирь – первый Министр в Турции, главнейшее лицо после Султана.

V . Итоги царствования Екатерины II .

Оценивая правление Екатерины II, прежде всего следует сказать, что и внутренняя, и внешняя политика России в целом отвечала потребностям общества. Именно это и обеспечивало внутриполитическую стабильность екатерининского царствования.

Последовательная, без резких колебаний политика императрицы более импонировала дворянству и городским состояниям. Введенные ею сословные суды, как и органы местного самоуправления, были поставлены под контроль дворянства. Екатерина осуществила административную реформу, укрепившую начала законности в управленческих структурах. Качественно

иным стало при Екатерине II народное образование: к концу XVIII столетия в

стране насчитывалось 193 народных училища, в которых обучалось около 14

тыс. человек. Этим было положено начало созданию системы

общеобразовательной школы. Всего к началу XIX в. В стране существовало около 500 различных светского характера учебных заведений с 45-48 тыс. учащихся и 66 духовных семинарий и школ с более чем 20 тыс. семинаристов.

Царствование Екатерины II отмечено впечатляющими результатами во внешнеполитической сфере. Во всех своих практических действиях императрица исходила из убеждения, что «истинное величие империи состоит в том, чтобы быть великою и могущественною не в одном только месте, но во всех местах, всюду проявлять силу, деятельность и порядок». То прямо касалось и проводимого ею внешнеполитического курса страны. Здесь Екатерина была весьма «неподатливой»: «Дела свои поведет не иначе, как по своему разумению» и никто «на свете не заставит ее поступить иначе, чем

как она поступает». Плоды твердой и последовательно проводившейся ею

экспансионистской политики «защиты» национальных интересов Российской империи были таковы, что в ее время, как не без гордости говорил граф А.А.

Безбородко, ни одна пушка в Европе не могла выстрелить без согласия на то

России.

За годы екатерининского правления границы империи на западе и юге в результате разделов Польши и присоединения Крыма существенно расширились. Значительно приросло население страны – с 23,2 млн (по третьей ревизии 1763 г.) до 37,4 млн (по пятой в 1796 г.). Только на отвоеванных у Турции и Польши землях проживало около 7 млн человек. Россия в 60-е гг. стала самой населенной страной в Европе: на ее долю приходилось до 20% населения всего Европейского континента. Несколько увеличилась и плотность населения – с 1,6 человека на 1 км2 в 1762 г. до 2,3 – в 1796 г. (понижала показатели плотности населения Сибирь, где на 1 км2 во второй половине XVIII в. Приходилось 0,1 человека).

Что касается этнического состава населения России, то вследствие территориальной экспансии он стал ещё более пестрым. При этом в многонациональной империи численность государствообразующей нации неуклонно уменьшалась. Если в 1762 г. русские составляли чуть более 60%, то в 1795 г. – уже менее 50%. Вторым по численности народом были украинцы – около 15 и 20% соответственно. В составе империи, по данным демографа У.И. Брука, насчитывалось до 200 больших и малых народов, различавшихся по языку, религии, быту и культуре.

В.О. Ключевский, характеризуя общее состояние страны в конце правления Екатерины II, писал: «Армия со 162 тыс. человек усилена до 312 тыс., флот, в 1757 г. состоявший из 21 линейного корабля и 6 фрегатов, в 1790 г. считал в своем составе 67 линейных кораблей и 40 фрегатов, сумма государственных доходов с 16 млн руб. поднялась до 69 млн, т.е. увеличилась более чем вчетверо, успехи внешней торговли балтийской – в увеличении ввоза и вывоза с 9 млн до 44 млн руб., черноморской Екатериной и созданной, — с 390 тыс. в 1776 г. до 1900 тыс. руб. в 1796г., рост внутреннего оборота обозначился выпуском монеты в 34 года царствования на 148 млн руб., тогда как в 62 предшествовавших года ее выпущено было только на 97 млн». При Екатерине II впервые (1769) появились российские бумажные деньги – ассигнации, что потребовалось для покрытия расходов на войну с Турцией. Правда, весомость финансовых успехов правительства в этот период снижалась из-за растущей эмиссии ассигнаций, один рубль которых в 1796 г. равнялся 68 коп. серебром, а также вследствие того, что треть доходной части бюджета составлял так называемый «питейный сбор» — в царствование Екатерины этот сбор увеличен почти в 6 раз. Но все-таки сделать бюджет бездефицитным не удалось, и сумма оставленных ею государственных долгов превышала 200 млн руб., что равнялось доходу последних трех с половиной лет царствования.

Приобретенные в Северном Причерноморье и Приазовье территории – целинные плодородные степи, стимулируемые интересами дворянства, осваивались споро, и к концу столетия около одного миллиона человек обрабатывали благодатную пашню, занимались ремеслами и торговлей в городах Николаеве, Херсоне, Екатеринославе, Мариуполе, Севастополе и других, а также обслуживали российские торговые корабли на Черном море. Все это в первую очередь нужно поставить в заслугу Г.А. Потемкину, выдающемуся государственному деятелю.

В XVIII в. Россия сохранила статус аграрной страны. В 1796 г. горожане составляли 2290 тыс. человек, или 6,3% всего населения. Причем с 1730 г. Отмечено увеличение абсолютной численности городского населения при снижении его доли в общем составе населения. В 1780г. в стране было 543 города, из них малых городов (с населением 5 тыс. человек) – 391, средних (от 5 до 25 тыс. человек) – 146, больших (свыше 25 тыс.) – 6. Основное население страны было сельским, большую его часть составляли помещичьи крестьяне.

Из-за отсутствия конкретных количественных показателей судить о реальных результатах развития сельского хозяйства затруднительно. Можно лишь констатировать, что надежды, возлагавшиеся на совершенствование методов земледелия и скотоводства посредством пропаганды достижений агрономической науки со страниц «Трудов» Вольного экономического общества, не оправдались.

Как показывает Л.В. Милов, на огромных пространствах российского Нечерноземья, оказывавшего решающее влияние на развитие не только экономики, но и всего российского общества и государства, сельское хозяйство во второй половине XVIII в. было убыточным, своего хлеба во многих уездах хватало лишь на 6-8 месяцев в году. Отсюда развитие различного рода крестьянских промыслов и небывалый рост отходничества: в конце века практически каждый третий взрослый мужчина деревни после окончания сельскохозяйственных работ уходил на заработки.

В свою очередь правительство, понимая необходимость обеспечения жизнедеятельности огромной массы крестьянского населения, посредством законодательства поощряло его вовлечение в торгово-промышленную деятельность.

Екатерининская эпоха оставила заметный след в промышленном развитии России. Так, за четыре десятилетия (1760-1800) выплавка чугуна с 3663 тыс. пудов увеличилась до 9908 тыс., или в 2,7 раза. Россия по этому показателю вышла на первое место в мире. За этот же срок число домен выросло с 62 до 111. Рост металлургического производства был вызван возросшим спросом на железо на мировом рынке.

Зарубежный спрос на качественное российское полотно и парусину привел к росту числа парусно-полотняных мануфактур и особенно предприятий в хлопчатобумажной промышленности: если в конце 60-х гг. их было 85 и 7 соответственно, то в 1799 г. уже 318 и 249. Всего к концу XVIII в. в стране насчитывалось 1200 крупных предприятий ( в 1767 г. их было 663).

Относительно рабочей силы отметим, что в металлургии применялся почти исключительно принудительный труд. Высока была его доля и в работавшем на казну суконном производстве, где большей частью мануфактур владели дворяне. Наемный труд преобладал в шелковой и хлопчатобумажной промышленности, а также на основанных после 1762 г. парусно-полотняных и суконных купеческих предприятиях.

Рост экономического развития страны отражает и увеличившийся экспорт товаров. Если в 1760 г. общая сумма экспорта составляла 13886 тыс. руб., то в 1790 г. – 39 643 тыс. Одних лишь промышленных изделий за те же годы было вывезено на 2183 и 5708 тыс. руб. соответственно. Блестящие перспективы сулило открытие постоянной торговли через российские порты Черного моря. Одним из главных экспортных товаров здесь стала пшеница твердых сортов.

Заслуги императрицы в развитии экономики России и просвещении трудно переоценить. Она же свою роль в стремлении достижения «истинного блага» оценивала скромно: «Что бы я ни сделала для России, — это будет только капля в море».1 Но вот мнение ее современника – мемуариста А.И. Рибопьера: Екатерина «как женщина и как монархиня… вполне достойна удивления». Славу прекрасного ее царствования не мог затмить ни один из новейших монархов.

В своих мемуарах все объективно оценивающие Екатерину современники единодушно восхищались ее умом, обаянием и талантами.

Многие писали, что в ней дивно соединились качества, редко встречаемые в

одном лице. С.М. Соловьев вовсе не абсолютизировал личные качества императрицы, когда давал обобщенную характеристику: «…необыкновенная живость ее счастливой природы, чуткость ко всем вопросам, царственная

общительность, стремление изучить каждого человека, исчерпать его

умственное содержание, его отношения к известному вопросу, общение с живыми людьми, а не с бумагами, не с официальными докладами только –

эти драгоценные качества Екатерины поддерживали ее деятельность, не

1 История России: В 2 т. Т. 1: С древнейших времен до конца XVIII в. / А.Н. Сахаров, Л.Е. Морозова, М.А. Рахматуллин и др.; Под редакцией А.Н. Сахарова. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак»: ООО «Издательство Астрель», 2003. – стр. 920

давали ей ни на минуту упасть духом, и эта-то возможность ни на минуту сойти нравственно с высоты занятого ею положения и упрочила ее власть; затруднения всегда заставали Екатерину на ее месте, в царственном положении и достойною этого положения, поэтому затруднения и преодолевались». Глубина и проницательность мысли, необычайное трудолюбие, постоянное стремление к самосовершенствованию – все эти качества, столь важные для политического и государственного деятеля, были присущи Екатерине II».

Современники екатерининского века подчеркивают, что в основе устремлений и действий императрицы была забота о благе государства, путь к которому, в ее представлении, лежал через торжество разумных законов, просвещение общества, воспитание добрых нравов и законопослушание. Главное же средство и надежная гарантия успеха реформаторских начинаний виделись Екатерине в неограниченной самодержавной власти монарха, который всегда, повсюду и во всем направляет общество на верный путь.

Особого разговора заслуживает тема фаворитизма. Здесь лишь заметим, что фаворитизм в России мало чем отличался от своих аналогов в других странах с автократическими режимами. Но при Екатерине была и одна существенная особенность: со всеми обласканными императрицей фаворитами она расставалась всегда по-доброму, даже если они в чем-то не оправдывали ее ожидания или даже предавали ее.

В целом вся жизнь и деятельность Екатерины II были подчинены замечательной формуле: «Последовательность в поступках». Императрица и человек, Екатерина II твердо следовала однажды принятым правилам. Главной отличительной чертой ее 34-летнего царствования была стабильность, хотя, как писал В.О. Ключевский, из них 17 лет борьбы «внешней и внутренней» приходилось «на 17 лет отдыха».

Двести с лишним лет назад завершилось правление императрицы, ещё при жизни названной «Великой». Благодаря ее разумной политике Россия прочно заняла место ведущей державы мира.

Список использованной литературы:

1. История России: В 2 т. Т. 1: С древнейших времен до конца XVIII в. / А.Н. Сахаров, Л.Е. Морозова, М.А. Рахматуллин и др.; Под редакцией А.Н. Сахарова. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак»: ООО «Издательство Астрель», 2003. – 943 с.: ил.

2. Борзаковский П.К. «Императрица Екатерина Вторая Великая». – М.: Панорама, 1991. – 48 с. – (Популярная библиотечка «Коробейник». Серия «Мгновения истории»).

3. Павленко Н.И. «Екатерина Великая». – М.: Мол. гвардия, 2000. – 495 [1] с.: ил. – (Жизнь замечат. людей; Сер. биогр.; Вып. 779)

4. Проф. В. Ключевский «Курс Русской Истории», часть V. – М.: Государственное Социально-Экономическое Издательство, 1937.

5. Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон «Энциклопедический словарь». – С.-Пб.: Типо-Литография И.А. Ефрона, Прачешный пер., №6, 1894.

  • Почему мне нравится осень 2 класс небольшой рассказ
  • Почему младший сын в сказках всегда дурак
  • Почему младший дубровский стал разбойником сочинение 6 класс
  • Почему младшая сестра не сразу открывает тайну финиста в сказке финист ясный сокол
  • Почему миклухо маклай является великим ученым сочинение