Цели:
-познакомиться с рассказами Н. Носова;
-раскрыть главную мысль рассказов;
-выразить собственное мнение.
Задачи проекта:
-познакомиться с детским писателем Носовым;
-рассказать про рассказы;
— приобщить друзей к чтению.
Куулар Далай занял 1 место в конкурсе проектов «Моя любимая книга».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Слайд 1
Проект на тему: «Моя любимая книга» Выполнил: Куулар Далай , 4г класса Руководитель: Ооржак А.С
Слайд 2
Актуальность проекта: данным проектом хотелось бы доказать актуальность и современность рассказов Носова, их заразительность, и необыкновенный юмор. Предмет проекта: книга «Мишкина каша».
Слайд 3
Цели проекта: -познакомить с рассказом Н. Носова; -раскрыть главную мысль рассказа; -выразить собственное мнение. Задачи проекта: -познакомиться с детским писателем Носовым; -рассказать про рассказы; — приобщить друзей к чтению.
Слайд 4
Почему я выбрал эту книгу? Потому что, после прочтения рассказа хочется их еще раз прочитать. Пример героев побуждает читателя взяться за такое же увлекательное дело.
Слайд 5
Николай Николаевич Носов Носов Николай Николаевич — советский киносценарист, драматург. Большей частью известен в качестве детского писателя. Он родился 10 ноября в городе Киеве 1908 году, в семье артиста. Детство прошло в городке Ирпень, недалеко от Киева, где мальчик учился в гимназии. Он не думал стать писателем, просто сочинял для своего сынишки.
Слайд 6
Книга «Мишкина каша» Чудесная, добрейшая книга о веселых мальчиках. Перечитав книгу, от души повеселился над приключениями любимых героев детства. В ней рассказывается о мальчиках, которые самостоятельно варят кашу.
Слайд 8
Рассказы Николая Носова В своих рассказах Носов очень просто, доступно сообщает что-нибудь интересное и полезное. Отличный юмор и простые жизненные ситуации, а также то, с каким достоинством с ними справляются дети.
Слайд 9
В рассказах Носова всегда смех, радость, которым мы дети реагируем, когда читаем произведения Носова. Автор показывает как непросто без умения сделать дело, и как важно выслушать совет.
Слайд 11
Герои Николая Носова- веселые, добрые, непоседливые, очень наивны, хорошие, искренние, трудолюбивые, они честно ошибаются и хитрят бесхитростно.
Слайд 12
«Мишкина каша» Основная мысль рассказа: «не бойся признаться в том, что что-то не умеешь делать» К этому рассказу подходит пословица: «Не думай о страхе, так его и не будет.»
Слайд 14
«Дружок» Основная мысль рассказа: доброта и сострадание ко всему, что окружает нас. К этому рассказу подходит пословица: «Хорошая собака без хозяина не останется». .
Слайд 16
«Телефон» Основная мысль рассказа: Любознательность создает ученых и поэтов. К этому рассказу подходит пословица:
Слайд 18
Вывод: Книга «Мишкина каша» то есть рассказы Носова учит нас добру, отзывчивости, внимательному, чуткому отношению к окружающим. Рассказы Носова мне очень нравятся. Когда я начинаю их читать, я уже не могу оторваться. В рассказах основными героями являются мальчишки, такие же как я. Поэтому с удовольствием рассказываю своим друзьям, чтобы они тоже почитали.
Слайд 19
Спасибо за внимание!
- Главная
- Библиотека
- ⭐️Николай Носов
- Отзывы на книги автора
«Приключения Незнайки» можно хоть каждый год перечитывать, потому что в них таится столько возможностей для трактовки.
Например, можно прочитать книгу, как предвестник социальной антиутопии.
Общество и цивилизация в «Незнайке» очень незрелое. Даже удивительно, что в нём до сих пор не нашёлся агрессивный лидер, который захватил бы власть и помыкал бы этими несчастными коротышами. Впрочем, всё к тому идёт, а злобный лидер — это Знайка, который «считается» самым умным только потому, что читает много книг. При этом по факту он самым умным не является, допетрить до книжного шкафа у него не хватило мозгов (потому что в книжках-то про это не написано, а самостоятельно мыслить — увы, никак), провести тест-драйв воздушного шара тоже. Зато он искренне считает, что уж если он самый умный, то может всеми командовать и гнобить. Знайка — единственный персонаж «Незнайки и его друзей», который действительно хамит напропалую. Где-то хмыстал всю книгу, потом пришёл и с порога называет Незнайку ослом. Сам Незнайка и другие коротыши такого себе не позволяли. Но Знайка, видимо, сверхкоротыш уже, что позволено очкастому Юпитеру, то…
Интересно, как он всех настропаляет против Незнайки, в котором чувствует стихийную революционность. Есть куда более никчёмные персонажи, например, исконно русские Авоська, Небоська и Растеряйка, которые мало того, что опасны, так ещё и неуправляемы. Но они в авторитете Знайки не сомневаются, поэтому против них он коротышей не настраивает.
Само же общество коротышей Цветочного города — весьма филистерское и ханжеское. Искусство они понимать не могут категорически, отчего Незнайку, который в нём себя чувствует прекрасно, гнобят ещё больше. Вспомним, как он рисовал портреты: это же авангард, экспрессионизм! Он хочет приукрасить реальность, нарисовать своё её восприятие, потому что зачем же её изображать такой, какая она и так есть, если можно просто посмотреть? Но коротыши воспринимают такое искусство в штыки, не нужна интерпретация, если лежит на столе яблоко, то оно должно быть нарисовано именно так, как мы его видим, и никак иначе. Точно так же они неспособны воспринимать стихи кроме как на примитивном уровне. Вспомним, чего такого оскорбительно было в стихах Незнайки: «У Авоськи под подушкой лежит сладкая ватрушка«. Ну где тут причина обиды? Коротыши же неспособны к абстрактному мышлению и не могут отделить лирического героя от реального существа. В стихах должно быть так же, как в реальности. А как Незнайка пытался играть на трубе? Он ведь не для себя старался, совсем не хотел играть в чистом поле, где никто не слышит. Так что его слова, что «не доросли ещё до моей музыки» я сейчас воспринимаю именно так. Никакого новаторства, до него коротыши ещё не доросли.
А вспомните, как коротышки смеялись над карикатурами Незнайки, пока не добирались до своей собственной. Какое ханжество. Надо всеми ржать можно, а над собой — нет. Это же коллективное бессознательное стадо потом сначала пассивно поддержит чужую ложь, а потом за неё же и заклюёт.
Единственный искренний в проявлениях своих эмоций коротыш — как вы уже догадались, сам Незнайка. Именно он к концу книжки до слёз соскучился по своему другу, а не «высокоморальные» и такие умные по сравнению с ним сиропчики, тюбики и знайки.
Можно прочитать книгу, как хоррор.
Вдумайтесь, кто такие «малыши» и «малышки». Условно разнополые существа без возраста, которые неизвестно откуда взялись, не старятся, не взрослеют, не умирают. У них нет родителей, у них нет семей, это какие-то единичные вечно детишки, но при этом с зачатками взрослых функций. Мне, если честно, жутко такое себе представить.
Можно прочитать книгу, как фантастическое предсказание будущего.
Про авангард в музыке и живописи я ещё чуть раньше сказала. Но есть и другие момента. Например, Носов предсказал фотошоп и бесконечные одинаковые селфи с дакфейсом — это когда малышки заказывали свои портреты. Обесценивание личности, зачем нужна самобытность, если можно быть красивой по шаблону, как и все, с помощью спасительной редактуры? Ну и неважно, что все знают о непохожести, портрет-то «красивый».
Или вот появление метросексуалов: «— Я не люблю малышек за то, что они слишком много воображают о своей красоте и вертятся перед зеркалом.
— Малыши тоже есть такие, которые любят смотреться в зеркало, — ответил Незнайка».
Можно прочитать книгу, как гимн феминизма.
На самом деле, разделение смешанного «коротышечного» города на два гендерно однородных дало удивительные результаты. В «женском» городе малышек есть учёные, агрономы, врачи, развивается наука, выращивается и убирается урожай, ведутся строительные работы. В «мужском» же городе — сплошная попрыгунья Стрекоза, и только механик Шурупчик выбивается из общей компании ничего не делающих товарищей. Непонятно, как они вообще умудряются так жить годами (зима-то одна точно так прошла), ведь никто не запасает еды, не работает, а изобретения «безумного учёного», мягко говоря, вообще не имеют практической пользы.
Да и вообще, почитайте такую сцену:
«— Разве плохо быть малышкой?
— Плохо.
— Почему? Значит, по-вашему, мы плохие?
— Нет, вы хорошие… — замялся Пилюлькин, — но малыши лучше.
— Чем же они лучше, скажите, пожалуйста?
— Конечно, лучше. У нас есть Гусля. Знаете, какой он музыкант? Вы не слышали, как он играет на флейте!
— Слышали. А у нас многие малышки играют на арфах.
— А у нас есть Тюбик. Вот бы посмотрели, какие он рисует портреты!
— Мы видели. Но у вам один Тюбик, а у нас каждая малышка может рисовать и даже вышивать разноцветными нитками. Вот вы бы смогли вышить такую красную белочку, как у меня на переднике? — спросила Белочка.
— Не смог бы, — признался Пилюлькин.
— Вот видите, а у нас все смогут — хотите белочку, хотите зайчика.
— Ну ладно! — махнул Пилюлькин рукой и принялся напяливать на себя сарафанчик».
Тут даже не сам диалог показателен, а как его ведёт один из самопровозглашённой «илиты» коротышей. Абсолютно бездарно, поэтому в конце и вынужден надеть сарафанчик. А ведь у этого коротыша комплекс Бога, помните, как он взял на себя функцию не только лечения малышей, но и нравственного воспитания их при помощи боли? Хотя в итоге оказывается, что пряник-то для воспитания куда круче кнута, и Незнайка логично замечает, что девочки в этом мире нравственно более зрелые, чем мальчики: «Я раньше не хотел водиться с малышками и считал, что малыши лучше, а теперь я вижу, что малыши вовсе не лучше. Малыши только и делали, что дразнились, а малышки заступились за меня».
Есть и другие способы прочтения. Фишка в том, что в любом возрасте «Приключения Незнайки» читать смешно, пусть и по-разному. А это ли не один из показателей отменного качества книжки?
Незнайка — это такой непосредственный ребенок, находящийся на стадии развития. Хороший пример того, как структура губит творческие натуры. Фантазер и весельчак, он не приемлет никаких правил, которые ему усиленно навязываются, более того — которыми его бьют по голове.
Воплощающие собою закон и порядок, два безумно важных сноба — Знайка и Пилюлькин, всячески третируют бедного Незнайку, причем и Пилюлькин должен иметь реальную власть, как представитель заботы о здоровье населения. Плюс от него реальная польза, если принять на веру тот фантастический факт, что доктор действительно кого-то лечит. Но это сказка. Знайка же, занимаясь наукой, не несет собою никакой практической пользы и вообще непонятно — кому он нужен и для чего. Такое ощущение, что он нацепил очки и назначил себя главным. Конкретно в этом произведении Знайкой выдуман абсолютно безумный летательный аппарат, который может служить причиной многочисленных жертв, но не имеет никакого практического применения, кроме как приколоться и наплевать сверху кому-то на голову. Нельзя забывать, что непременным условием победы коммунизма во всем мире являлся научно-технический прогресс, поэтому Знайку, по умолчанию возглавлявшего коммуну малышей, проще было его сразу определить в первые секретари райкома партии.
Связующее звено победы науки и техники — Винтик и Шпунтик, непосредственная исполнительная власть Знайки, слава богу, не производят на Незнайку нужного впечатления. Может ему не нравится их внешний вид — ходить в грязной робе неприкольно сравнительно с разноцветным шмотьем, широкополой шляпой и при цветастом галстуке. А может, и вернее — он больше заинтересован не в процессе, а в результате их труда — погонять на крутой тачке и попить нахаляву шипучих напитков.
Сформировавшаяся творческая элита — Гусля и Тюбик строят из себя демократов, то есть снабжают Незнайку необходимыми инструментами, но не обладают педагогическим талантом, да и попросту не желают его учить. Они не заинтересованы в наличии конкурентов. Поэт Цветик, живущий в другой коммуне, вообще неадекватен, капризен и мелочен.
Прочая аморфная масса, ничем не примечательная, существует исключительно ради нагнетания массы. Хотя и в ней существует парочка откровенно асоциальных элементов — Пончик и Сиропчик плюс атмосферный бес Ворчун. Эти персонажи наиболее интересны, а потому Незнайка чаще всего соприкасается именно с ними. Парадоксальный тип — охотник Пулька с ружьем, стреляющим пробками, судя по всему существует в виде вывески с рекламного плаката, потому что невозможно представить себе — на кого он там охотился и каким образом.
Неоспоримое достоинство Незнайки — умение общаться, в системе победившего социализма не имеет особой ценности, потому что уметь общаться должен каждый настоящий комсомолец. Поэтому Незнайка и получился таким раздолбаем, хотя его вины в этом и нет. То, что в результате Незнайку подвигли в сторону личного героизма, заставили учиться — это неестественно и не обошлось без вмешательства женщины. Сексуальный аспект часто оказывает странное влияние на мужчину, даже на подобный мифологический поступок со стороны Незнайки. Но, если считать его развивающимся индивидуумом, то необходимые правила с детства прививаются всем, даже если это идет вразрез натуре ребенка.
Женско-мужские конфликты, присутствующие в произведении в больших количествах, хорошо демонстрируют тот факт, что любому Незнайке всегда найдется пара среди женщин, фрукты растут почему-то только на женских деревьях (право первородного греха) и все женщины выглядят одинаково в соответствии с шаблонами Тюбика.
И вот что еще непонятно. Малыши в волшебном мире Носова не растут. Соответственно, у них никакого либидо. Сексуальность не формируется, поэтому зачем малышам вообще нужны малышки? Более того, они также оказывают малышкам знаки внимания — дергают их за волосы, хвастаются и всякое такое. То есть, по сути дружба малышей из Змеевки и малышек из Зеленого города — это прекрасно, но нелогично. Малышек еще может заинтересовать рабочая сила — чтобы им помогли убирать урожай, обслуживали машины, рубили-строгали и т.д. Зачем все это нужно малышам? Непонятно.
Николай Носов хотел написать красивую утопию про коммунизм, где все с удовольствием работают от пуза, вкусно кушают, наслаждаются жизнью и получают всё, что хотят, а в итоге вышла довольна страшная история об обществе настолько внушаемых баранов, что достаточно действий всего трёх жалких ослов, даже не с человеческим интеллектом, чтобы повергнуть целый город в пучину хаоса. На фоне этих картонных солнечных человечков, которые даже покушать или посмотреть кинцо не могут в одиночестве, не заручившись коллективным одобрением толпы других коротышей, нигилист Пачкуля Пёстренький, шизофреник Незнайка и сусально правильная Кнопочка смотрятся даже неплохо. Почему нигилист? Потому что он специально напоказ стремится никогда не удивляться и свергать авторитеты с их постаментов. Почему шизофреник? Да потому что его подружка-совесть обрела собственное лицо и очень сильное влияние, словно вторая высокоморальная личность в духе Голлума. Кнопочка же вообще словно не от мира сего, уж слишком идеальная. Может быть поэтому она и стала в книжке персонажем, к которому применили самое тяжёлое рукоприкладство, а именно двинули по шее (Свистулькин и Клёпка, конечно, пострадали больше, но из-за несчастных случаев механического характера). Единственный момент, когда Кнопочка становится похожа на настоящую девочку из плоти и крови, — два эпизода с поддразниванием любовными штучками, когда она моментально превращалась в глупую кобру. Как сказал usermame, у него в книге даже есть иллюстрация, где Кнопочка с финальными титрами гордо уходит в закат, у меня же стандартный борисовский иллюстрационный материал, который я не слишком люблю (и Незнайка навеки останется в моём воображении блондином).
Из отдельных моментов понравилось:
— Чисто русский любознательный дух экспериментатора у Незнайки, когда он залез в шкаф-пылесос.
— Непривычность к забугорному сервису, когда Незнайка и компания недоумевают, с чего работница гостиницы всё время улыбается.
— Попытки разобраться с интуитивным к пользователю интерфейсом рабочей программы — когда коротыши пользуются иконографикой в ванной комнате.
— Лютая бешеная ненависть к авангарду.
— Любительский сеанс зоопсихоанализа под названием «Что чувствуют ослы, превращённые в людей», ну чисто Булгаков: «Их всё время одолевало желание опуститься на четвереньки и закричать по-ослиному, но какая-то внутренняя сила удерживала их от этого. В результате неудовлетворённого желания их начинала грызть тоска, белый свет становился не мил, и всё время словно сосало под ложечкой, а от этого хотелось выкинуть какую-нибудь скверную шутку, чтобы и у других на душе сделалось так же нехорошо, как и у них».
Не понравилось то тупоумие, с которым Незнайка и компания используют волшебную палочку. Точнее, не используют. Их фантазии хватило только на пожрать, а я часами в детстве разрабатывала планы, что можно сделать с волшебной палочкой так, чтобы не накосячить. Конечно, Носов хотел показать, что в утопическом городе не нужна никакая волшебная палочка, потому что и так всё есть, что душеньке угодно. Но получилось неправдоподобно даже для ребёнка.
В целом, конечно же, книжка прекрасная, потому что прекрасен Незнайка, и даже взбрык любовной нотки в конце ничего не портит. Почитать про чистую фантазию всегда интересно. Надо подбираться к третьей книжке уже.
Книга эта интересна будет не только ребенку, но и взрослому. А почему? Прежде всего потому, что это отличная тема для диссертации. Бо «Незнайка на Луне» — самая политизированная книга из всех носовских.
В книгах о Незнайке показаны три модели общественного устройства — социализм (Цветочный город), коммунизм (Солнечный город) и капитализм (Луна). Причем показаны именно с таких ракурсов, чтобы изначально вложить в ребенка мысль о том, что капитализм — это плохо. Достаточно лишь мелочей вроде названий городов, например (Лос-Свинос и Лос-Паганос — явный рефрен в сторону Лос-Анджелеса, а Сан-Комарик — в сторону Сан-Франциско или Сан-Диего), свободного права на ношение оружия, полиции и богатых людей. Луна — это гротеск и плевок в сторону Америки, ведь эта книга была написана в период «холодной войны».
Солнечный город — коммунизм, потому что там все бесплатно, все счастливы, техническое развитие на высоте, Знайка туда ездит «для обмена опытом».
Цветочный город, где изначально живут все коротышки — социализм в его развитой форме, все живут коммунами и по строгому распорядку, но с техническим прогрессом туго. Есть асоциальные элементы в большом количестве (Незнайка, Пончик, Гунька), каждый занимается своим делом применительно к своему «говорящему» имени. Сбором урожая занимаются все сообща, денег при социализме уже нет.
Книгу эту стоит почитать хотя бы для того, чтобы оценить эту максималистскую оценку политических событий писателем, понять, как должен был бы смотреть на Америку «правоверный коммунист» середины прошлого века, и грустно улыбнуться от несбыточных надежд о всеобщем счастье и бесплатной колбасе.
Милый сердцу ретротехнофутуризм.
Мне до боли знакомы иллюстрации Лаптева, многотомник Носова был читан-перечитан в детстве неизвестное число раз (в ванне читал как-то, точно помню, а еще корешок один раз оторвал ненароком), но сюжет второго романа о Незнайке я подзабыл. Все эти волшебники, ослы и инженеры — рад, что обновил.
По наполнению Город Солнца , ой, извините, «Солнечный город» (1958) забавно напоминает Дверь в лето Хайнлайна (1957). Близкий год написания и сходный уровень технологий создали похожий мир будущего, насыщенный механическими устройствами и роботами с ПЗУ. Особенно порадовал точь-в-точь описанный робот-пылесос, настенные плоские телевизоры и размещение телеэкранов в транспорте, тут Носов все угадал. Но это просто мелочи, как совпадения в произведениях Верна, не более того.
А прелесть в том, что Носов, кажется, верит в то, что технический прогресс способен сделать общество лучше. Не сам по себе, но может создать условия для осуществления перехода. Такая вот антитеза для Хищных вещей века , если можно их сравнивать.
Меня не покидает удивление, я не способен понять — как автор забавных, но все же скучноватых, ура-правильных повестей и рассказов о советских школьниках превратился в демиурга и создал свой мир, мир коротышек, да при том неоднородный, с разными общественно-политическими системами.
Любители поиска корней вдохновения раскопали прямые и непрямые дореволюционные влияния, от Канады до отечественных произведений, но все это лишь источники. А синтез у Носова получился потрясающим, новым, необычным, чем и запомнился. Самим Незнайкой, конечно, нормальным таким человеком, кое в чем неправильным, с косяками, но чистой душой. Но и сам мир хорош, любопытен, черт подери.
Хочу автомобиль на газировке.
Сказка ложь, да в ней намек…
А.С Пушкин «Сказка о золотом петушке»
Приятно перечитывать иногда детские книги. Они живые, увлекательные, сказочные и необыкновенно интересные. Читаешь и вспоминаешь детство, мысленно возвращаешься в те беззаботные дни.
С циклом книг о Незнайке и его друзьях я первый раз познакомилась в дошкольном возрасте. Предполагаю, что здесь не обошлось без помощи библиотекаря: она частенько предлагала мне очень интересные книги, от которых я не могла оторваться.
Перечитав «Приключения Незнайки и его друзей» сейчас, я поняла, что то, что казалось мне в детстве волшебной историей о приключениях коротышек, сейчас я восприняла как хорошо преподнесенную мораль о хорошем поведении. К слову говоря, это меня нисколько не смутило, ведь не всему же в сказке быть ложью.
Незнайка по-прежнему останется одним из моих самых любимых детских литературных героев. Николай Носов создал чудесный цикл историй об этом коротышке и его друзьях, который стоит чтения и в детском, и в более сознательном возрасте.
8/10
Пробудившаяся в Незнайке чувственность (после пребывания в путешествии-катастрофе с друзьми-сокамерниками в Зеленом городе у женщин) подвигла его на дисциплинарные подвиги путем самообразования. Ввиду отсутствия в Цветочном городе образовательных учреждений. Подружившись из чувства противоречия с малышкой Кнопочкой, которую он предварительно осмотрел, Незнайка научился хорошо читать и стал фанатом фэнтези.
Вычитав в какой-то сказке Рецепт По Получению Волшебных Палочек (хорошо, что нашли безобидное такое развлечение, мало ли чего эти авторы сказок понапишут), Незнайка долгим и тернистым путем, посредством ломки собственной личности, смог заполучить-таки искомый прибор.
Волшебник его, естественно, тут же обманул и вместо нормальной такой волшебной палки (одиннадцать с половиной дюймов, остролист, перо феникса) вручил Самоотключающееся После Трех Плохих Поступков Барахло. Лично у меня эта палка проработала бы от силы минут 15, но Незнайка оказался Героем Под Присмотром Женщины и дотянул почти до конца повествования.
Дальше…
Женщина, кстати, по имени Кнопочка, в самом начале книги и соответственно начала брачных игр, вела себя смело, но заискивала перед Незнайкой, скромничала, но со временем поняла всю силу внебрачных отношений и благодаря наличию взятого на воспитание в детдоме раздолбая Пестренького, показала всю мощь и силу своего правильного, не приемлющего никаких сексуальных отношений до брака, характера. После первого предупреждения «Попробуй, скажи мне еще хоть слово о любви – увидишь, что будет», следует окончательное «Видеть не могу твою глупую, ухмыляющуюся физиономию. Вот!» Помимо испортившегося характера, выполняла примитивную домашнюю работу, что при наличии волшебной палочки является неким отклонением, обожествлением женского труда. Или просто не догадалась попросить Незнайку палкой махнуть. Во что не очень верится. Примерно к середине повествования Незнайка и Пестренький усыновлены Кнопочкой и шарахаются от ее деспотичных методов управления.
Характерно, что наипервейшим желанием после получения волшебной палочки оказывается традиционное «вкусно пожрать» и «в Америку». Имея некоторые идеологические ограничения, автор кормит всех мороженым и отправляет в страну сбывшихся мечт – Солнечный город. Он круче всего, ибо там восторжествовал коммунизм. Здесь отсутствуют ограды и заборы, отменены товарно-денежные отношения, нет соответственно воров и ходящих по газонам. Называется Солнечным ввиду постоянно бдящего Собянина, разгоняющего тучи длинными распечатками откатов.
Радует то, что все трое – Незнайка, Кнопочка и Пестренький отнеслись к процессу отъезда очень непосредственно – сели и поехали, никого не предупредив. Что говорит о еще не сформировавшемся в Цветочном городе чувстве ответственности и отсутствии моргов.
Блеснувшим своим остроумием местный житель Солнечного города Листик, неудачно назвавший Незнайку ослом, был опущен до ранга последнего. Незнайка, не в пример другим злобным волшебникам, обошелся со сквернословом очень гуманно, но Следящая Комиссия этого не оценила и вкатала Незнайке первый банан в виде Плохого Поступка. Очевидно сказался тот факт, что Листик был местным лидером реалок Солнечногорского клуба Лайвлиба.
Несколько слов о Солнечном городе и его обитателях. Победа идеологической доктрины и техники над домашней каторгой привело к вполне предсказуемым последствиям в виде того, что жители города потеряли цель в жизни. Существующая исключительно ради проформы работа (что и неудивительно, ибо за вас все делают машины), тем не менее не очень вяжется с напряженными рабочими графиками отдельной категории лиц. Люди целыми днями торчат в веселых и шахматных городках, хватаются за каждого приезжего в надежде хоть как-то его развлечь и развлечься самому.
Менты стремятся лишний раз извиниться перед водителями (но присутствует некая закономерность – солнечногорские менты тоже переключились исключительно на автолюбителей). Повсюду натыканы чудо-пылесосы KIRBI отечественного производства «Кибернетика», Циркулины и Планетарки – мечты российского фермера, беспробочные развлекательные автобусы, не умеющие хамить такси (нет водилы по определению). Последнее несколько странно, ибо той же автоматической доставкой еды на дом никто не пользуется, кроме больных ментов и многожрущих шоферов. Некие два шофера Коржик и Шутило живут вдвоем(?), что само по себе подозрительно.
Блеснувший мужским шовинизмом в предыдущем произведении Носов, где Пилюлькин во всеуслышание заявляет, что мужчиной быть лучше, не оставил своих попыток и то там, то сям напоминает всем – кто хозяин в доме. Назвав малыша Листик, Носов делает его подругу всего лишь Буковкой. А как их много, этих Буковок на каждом Листике.
Не блещущий логичностью поступков Незнайка, тем не менее имеет примерно такую же алогичную Совесть. Здесь Носов явно накосячил.
Почему придав трем ослам человеческий облик, Незнайка заполучил от Следящей Комиссии второй банан – лично для меня загадка. Казалось бы, честно и вполне доброжелательно создал тип настоящего человека. Помог раскачать ветвь эволюции, так сказать.
Ослы в отместку сфабриковали на Незнайку уголовное дело по обливанию граждан холодной водой на улице и у того начались проблемы с милицией. Засаженный в темницу Незнайка вовремя вспомнил незабвенные произведения классиков, стены тюрьмы рухнули и узник выбрался на свободу. Сей факт разрушения был воспринят Следящей Комиссией на ура, очевидно потому, что во время обрушения здания мент по фамилии Свистулькин получил по башке кирпичом. Это радует любого.
Нездоровый цвет брюк сделал Незнайку узнаваемым и только тяга местных жителей к моде и гламуру (тоже ж люди) спасла его от федерального розыска.
Еще не решивший – куда инвестировать средства, Незнайка знакомится с местным производством, архитектурой, научными достижениями, посещает провинциальный театр. В общем и целом – ведет скучную и неинтересную жизнь, где ни покайфовать на вилле Понч, ни закатить вечеринку с разбиванием мебели, ни просто пивка попить с друзьями. Даешь Незнайку на Луне.
Ветрогонство под руководством бывших ослов лишний раз подтверждает – как просто управлять массами. А Солнечному городу оно полезно и вносит несомненное художественное разнообразие.
Третий банан Незнайки за невинную попытку поиграть со скучающим животным вообще непонятен. И вот – Незнайка снова не Волшебник.
Но наши своих не бросают. Появляется Настоящий Волшебник и заявляет, что «солнце для всех светит одинаково». Чукчи обозлились, но промолчали. Абрамович тоже.
В общем – основная мысль произведения о том, что при коммунизме никакая волшебная палочка нафиг не нужна. Вам с ней все равно жить не дадут.
С иллюстрациями к Незнайке вышла у меня полная мешанина. Первую часть читала с неизвестно чьими, но Незнайка там был харизматичным блондином, и таким навеки в моей памяти и остался. Вторую часть — с иллюстрациями Борисова, где интересно прорисовано всё вокруг, кроме самих коротышек. а «Незнайка на Луне» попался с иллюстрациями Валька, и все олигархятки с Луны стали для меня карикатурно забавными по его рисункам, но вот со Знайкой-панком я смириться так и не смогла.
Не знаю, как там со всякими списками «Тридцать четыре с половиной книги, которые вам надо прочитать до того, как вам исполнится тридцать один год, два месяца и шесть дней», но я только после двадцати семи умудрилась прочитать эту книжку целиком. В детстве была только половинка книжки, а содержание второй половины я знала только примерно по пересказам других лиц и мультику (кстати, неплохому).
«Незнайка на Луне» — такой же очевидный театр аллюзий, как и «Незнайка в Солнечном городе», да и направление его примерно такое же. Если во второй части знаменитой трилогии показывали приторно-прекрасный сахарный позитивный пример, то «на Луне» (ну а где же ещё все эти буржуины, примерно в такой же недоступности для простых смертных того времени) — пример до карикатурности ужасный. На фоне всего этого шмерца как-то особенно заметна деградация Знайки. В предыдущей книге-то он не отсвечивал, а тут спалился по полной. Зацените-ка его внутренние монологи и запросы души:
И тогда все придут ко мне и скажут: «Прости нас, миленький Знаечка! Мы были не правы». А я скажу: «Ничего, братцы, я не сержусь. Я вас прощаю. Хотя мне было очень обидно, когда все надо мной смеялись, но я не злопамятный. Я хороший! Ведь что для Знайки важнее всего? Для Знайки важнее всего правда. А если правда восторжествовала, то всё, значит, в порядке, и никто ни на кого не должен сердиться.
Разберём ситуацию прямо по предложениям. Знайку высмеяли точно так же, как и любого другого коротышку, даже, пожалуй, менее злобно (вспоминая нравы коротышей из первой части трилогии). Но бомбануло у него будь здоров. Так что теперь он тешит своё эго по полной. «Придут», «скажут» — классика, хорошо хоть не приползут. Вообще, начало сильно напомнило чисто детско «назло маме отморожу уши и умру, то-то она плакать будет и за гробиком моим идти в слезах». И тут он такой в белом плаще всепрощающий, блистательный, все тяночки его. Даже говорить начал о себе в третьем лице, как о медийном персонаже, вот что со знайками пиар и любовь к известности делает. Заожно в конце речи он экстраполирует собственный опыт на всё и вся, чисто житие с поучениями о святом Знаечке — «никто ни на кого не должен сердиться», кроткий взор и все вокруг говорят AWWWW, а он в душе кричит FUCK YEAH, какой же я зашибенный.
Или вот:
Услышав эти угрозы, Знайка понял, что, прежде чем делать свой опыт, он должен был предупредить коротышек, чтобы не случилось каких-нибудь увечий. Чувствуя себя виноватым перед Пончиком, Знайка решил пока никому не говорить о своём открытии, а рассказать потом, когда этот случай понемногу забудется.
Заботы о простых смертных и технике безопасности, как мы помним по первой части, вообще не конёк Знайки. Но эпизод показателен, несмотря даже на явно кокетливое «чувствуя себя виноватым». Не знаю, как насчёт виноватости, но я подозреваю, что оборот «услышав эти угрозы» повлиял на знайкино решение трусливо всё спустить на тормозах куда больше.
Ну и один из моих любимых моментов, когда тиранчик показывает себя во всей красе:
И он (Знайка) дёрнул Незнайку за волосы с такой силой, что у того на глазах показались слёзы.
Начинал ли Незнайка или какой-нибудь другой зашуганный Знайкой малыш, которого принято считать хулиганом, вот так мутузить кого-то на ровном месте только из-за какой-то обидки? Нет. Но все мы знаем про Юпитера и то, что ему положено. Мне вот вообще непонятно, как он мог запретить Незнайке или вообще кому-либо лететь на Луну. Ракету сделал не столько он, сколько конструкторы из Солнечного города. Мэром Цветочного города этого очкастого говнюка тоже никто не назначал. Впрочем, тут очень показательно, как он отнёсся к Фуксии и Селёдочке, которые ракету собрали:
— Где ракета? — закричал он визгливым голосом.
Не дождавшись ответа, он тут же схватил за плечи Селёдочку и принялся трясти изо всех сил.
— Где ракета, я вас спрашиваю, без-без-бездельники?
— Мы не без-без-бездельники! — пролепетала, чуть не плача, Селёдочка.
— Ну, без-бездельницы! — поправился Знайка.
Они тебе, козлу этакому, ракету собрали из утюга и изоленты, а ты и им хочешь навалять просто потому, что они мимо проходили в тот момент, когда у царя всея Цветочного города истерический припадок случился? Это финиш.
Незнайка во второй половине книги внезапно становится каким-то всторостепенным персонажем, всё больше и больше теряя собственный характер. На первый план выходит описание мира Луны, не слишком приятного. Конечно, оно интересное, и ясно зачем дано. Но вот как бороться с ним? Ни одного действенного примера автор не показывает, победить ужасную морду капитализма можно только чуть ли не бесовской магией и колдовством, читай странными свойствами лунных камней. Когда это понимаешь, то становится как-то горько. И не веришь уже ни в перевоспитанного трудом миллионера, ни в тоскующего недоэмигранта Незнайку, которого печаль по земле родимой разрушает чуть ли не уровне клеток.
Книжка, конечно, вышла огненная. Причём у меня такое впечатление, что это лишь вполовину заслуга автора, и хотел сказать он изначально совсем не то, что получилось в итоге. Получилась же вещь весьма спорная, не совсем детская, горькая там, где нужно смеяться. Может быть, книга написала сама себя? В любом случае, хорошо, что она есть.
Теория и практика прогрессорства от Николая Носова. Столкновение цивилизаций и новый конец истории.
Как я любил эту книгу в детстве! Сколько раз я подклеивал ее корешок! Если верить моей памяти, я часто читал ее в ванне, уносясь мыслями в космические просторы. Когда я ее в прошлый раз перечитывал (на зимних каникулах 2012 года), я и в ванне ее почитал в рамках борьбы с ностальгией.
И вот я опять не удержался, взял ее с полки и проглотил. Теперь стало считаться почти аксиомой, что все российские правительства 90-х списали свою экономическую программу с действий Жулио, Миги, Крабса и Спрутса. Это очень похоже на правду, так что давайте не будем об этом.
В книге до безобразия полно интересных вещей, например эзотерики и научного мракобесия. Теория полой Луны вызывает в памяти аналогичные теории полой Земли, бывшие в ходу в первой половине XX века. А действия полиции по идентификации Незнайки — это же чистой воды бертильонаж! С чего это Носов решил вставить это в свою книгу?
Меня в который раз поразила инфантильность земных коротышек и зрелость лунных. Особенно если учесть тот факт, что земные имеют более развитое общество. Этот факт тем более любопытен, если вспомнить, что современная эволюционная биология утверждает, что человек именно тем и отличается от приматов, что перестал вырастать. Сравните взрослого самца орангутана с детенышем — они сильно отличаются даже внешне. А у человека эта разница куда меньше. Возможно, что дальнейшая инфантилизация психики позволит нам улучшить общество? Коротышкам же помогло.
А еще меня удивили параллели «Незнайки на Луне» (1965) с Обитаемым островом (1969) Стругацких. От сцены в кафе, где представители высокой земной цивилизации (и Незнайка, и Максим Камерер) с удивлением узнают, что такое деньги, до представлений о жизни внутри сферы. Но самое занятное — это болезнь Незнайки, которую он получил от продолжительной жизни при капитализме. С чем-то подобным столкнулся и экипаж “Темного пламени”, звездолета из Часа быка (1970) И.А.Ефремова.
Но главная тайна — откуда Пончик узнал о том, что Незнайку отправили на Дурацкий остров? Никто из лунных коротышек об этом не слышал, по крайней мере из тех, кто поддержал восстание против капиталистов, вооружившись гигантскими растениями и невесомостью. Могла знать только полиция, взявшая Незнайку во время ночной облавы под мостом, отсюда следует страшная правда: Пончик, представлявшийся всем членом подпольного профсоюза карусельщиков, — агент полиции! Этим и объясняется его неприязнь к Незнайке и нежелание его выручать.
А если без шуток — как мало таких хороших книг. Заметную часть очарования создают потрясающие иллюстрации Генриха Валька, которые я знаю до мельчайших деталей. Но текст и сам по себе восхитителен.
Сегодня у меня топ 20. Надо отметить это отличным и смешным рассказом.
У Николая Носова, детские рассказы пожалуй самые клевые. Для детей писать рассказы и книги, это не так просто как кажется.
«Если вы учёный, квантовый физик, и не можете в двух словах объяснить пятилетнему ребёнку, чем вы занимаетесь, — вы шарлатан.» — Ричард Фейнман
Вот так же и с детскими писателями, если вы не можете, что то рассказать ребенку, вжуу-ух, всё он уже вас не читает, а пошел играть в футбол.
Фантазия это здорово, в детские годы многие фантазируют. Но потом вырастают, и становятся старыми, занудными, прагматичными. Лишь единицы несут с собой этот дар по жизни.
Только, что проверил свой карман, моя фантазия всё еще со мной. Так на всякий случай посмотрел.
Вот и два друга из рассказа, Мишутка и Стасик обладали пожалуй почти безграничной фантазией. И рассказывали друг другу, свои небылицы.
Мы тоже вот так с братом, бывало сядем или идем кудо то , и что придумываем. Одно время у нас была игра, откуда пошли разные. Например вот , бегемот. Только, с грамотностью у нас было тогда, похуже, и мы думали, что пишется БегИмот. Ну ладно, не мы, а я. Потому как это, мне пришла в голову эта замечательная идея. Ведь все на поверхности. Была два друга Бег и Мот. И однажды они гуляли, и Мот(а вы как думали) увидела, цветок. Остановилась и тут из воды, а рядом была, выбежало какое то большое существо. И тогда Бег, как заорёт «Беги МОт», а рядом тоже проходили люди увидели, эту картину, тоже побежали, но запомнили, что вот это существо Бегимот. Жаль потом, узнал, что Бегемот. Всю историю испортили.
Так вот друга фантазировали на разные темы, например насчёт возраста друг друга.
— Сколько тебе лет? — спрашивает Мишутка.
— Девяносто пять. А тебе?
— А мне сто сорок.
Вам это ничего не напоминает.
Братья Уизли и кубок огня.
Их фантазии были крутые, и чем дальше тем интереснее. Мне вот эта понравилась.
— А я один раз купался в море, — говорит Мишутка, — и на меня напала акула.
Я ее бац кулаком, а она меня цап за голову — и откусила.
……
— Почему же ты теперь с головой?
— Другая выросла.
«Ловко придумал!» — позавидовал Стасик. Ему хотелось соврать получше Мишутки.
Все было прикольно и весело, пока не пришел, хмурый тип Игорь. Который фантазировать не умел, а только, говорить правду, и то не всегда, обычно он просто врал. Фу таким быть.
Тем более, что он подставил свою сестру.
Рассказ заканчивается, на хорошей ноте. Но вот от Игоря осадочек остается. Рассказ то в 1940 году написан.
Фантазии и байки, это одно. Они безобидные и редко кому несут вред. А вот ложь. Или как назвали Игоря, друзья.
Мне ничего. А вот ты этот, как это называется… Брехун! Вот!
Сейчас всё меньше фантазеров, а всё больше Брехунов.
Фантазируйте, придумывайте, что то новое и чудесное. Но главное не будьте как Игорь. Я не конкретных Игорей имею ввиду, а абстрактных типажей. Это, что бы Игорьки не обижались.
Крыльев Нет, 02 апреля 2011 г. в 17:26
Один из самых моих нелюбимых рассказов Носова. Всегда было жалко таких людей как Федя, которые не понимают, что смеются над ними, а не с ними. Благо он в рассказе ребенок, а не взрослый человек. Уже лучше. Учительница так же не вызывает положительных эмоций своими педагогическими методами. Она должна была объяснить ученику, что так делать не нужно, а не буквально издеваться над ним. Конец в рассказе просто сверхпозитивный: ребенок больше не улыбается.
Стало быть что, все довольны и все счастливы от этого?
Alexandre, 13 ноября 2009 г. в 13:58
Не помню даже, когда читал. Но читал несомненно, уж очень многое знакомо. И снова перечитал с удовольствием. Однако только одна мысль меня не оставляла постоянно — сказка-то не для собак, а для мальчишек, таких, каким и я был когда-то. И мораль главная — «Ври, ври, да не завирайся!» Вот и Барбос — ну, зачем он начал чушь молоть, разве и так в его доме было мало диковинок? Так что Барбоса жалко, а я сам, боясь наказания и в буфет бы уже не полез, уж не говорю про чужую кровать.
Написано чудесно, приятно было прочитать, хотя я уж и сам дедушка…
dydyka, 13 мая 2009 г. в 19:38
Довольно забавная история о познании действительности путём проб и ошибок. А горка — вещь классная!!! Хоть на санках с неё катиться, хоть без санок, хоть отдельно от санок))), а всё равно здорово! В моём детстве была большущая горка. Строить её не надо было: на небольшой холм дворники сами снег сваливали. Потом мы его равняли санками и собой…И, что интересно, — в сапогах снег, под шубу или пальто тоже набьётся снег, рукавицы мокрые, шапка в снегу — а не холодно!
dydyka, 13 мая 2009 г. в 18:21
Носов дал своим героям умение видеть и чувствовать красоту: и букет цветов, и подсвеченные закатным солнцем облака, и самоварный дымок — всё ловит их взгляд. А «тук-тук-тук», наверняка, каждому из детства знакомо. Когда наслушается сказок, а потом кажется, что в дверь скребёт чья-то когтистая лапа, в окно смотрят чьи-то злые глаза, а за стеной завывает не ветер, а чудище… И лежишь под одеялом, пока не начнёшь задыхаться от нехватки воздуха))) Меня бабушка вздумала как-то бабаем пугать. Я боялась-боялась, а бабай всё не показывался и не показывался… Я пошла в подвал (где по словам бабушки он жил) и начала его звать. Свет включила, все углы обсмотрела…и расстроилась… Сказала бабушке, что если бабай и был, то уже ушёл. С тех пор не напугать меня ни темнотой, ни ночным шорохом, ни стуком…
dydyka, 13 мая 2009 г. в 18:09
Один из лучших рассказов о дружбе. С таким другом, как Мишка не заскучаешь. Он и изобретёт что-нибудь, и в лес заведёт, и ёлку выбирать перед самым праздником будет… Некогда скучать.
Особенно тронул меня момент, когда Мишка не захотел менять собаку на ёлку. Первое проявление детской, но сильной любви!
А толпа ребят, пришедших на праздник, меня расстроила… Подумаешь, дымом пахнет. и ёлка им не такая, и огни… Терпеть не могу таких нытиков и неблагодарных людей.
dydyka, 13 мая 2009 г. в 17:42
Целое приключение ребятам пришлось пережить! Мне тоже в детстве приходилось котят выручать, а потом раздавать) И как старательно мальчики пытались скрыть своего щенка! Замечательная сцена, по забавности почти как и тот эпизод, когда Миша критикует грамотея, написавшего письмо))) Ну а это письмо с просьбой разрешить привезти собаку, как всегда, вовремя дошло!))) А вообще рассказ очень добрый и обнадёживающий: случайность может помочь обрести желаемое))) Светло от этого рассказа.
dydyka, 13 мая 2009 г. в 16:48
Замечательный у ребят дедушка. Моего мне напоминает. Я, поправ обычаи своего пола, тоже больше с гвоздями и удочками «дружила», чем с куклами. А дедушка мои «идеи» развивал и поддерживал. Этот рассказа — совет взрослым, как нужно относиться к затеям и играм детей. Ведь если ребёнок не получает поддержки или похвалы, у него пропадает мотивация к труду и обучению, а творческое начало в ребёнке гибнет на корню.
dydyka, 13 мая 2009 г. в 16:26
Какое старание и упорство! И удовлетворение после хорошо проделанной работы. Простейший вроде бы случай, но как талантливо обыгран. Помню, что в детстве после прочтения всякий раз хотелось что-нибудь этакое полезное сделать))) Вроде допинг!
Alexandre, 19 апреля 2009 г. в 22:19
У меня тоже есть младший брат, и когда мы были маленькие, то, конечно, нередко ссорились. И, думаю, что не всегда был прав я, хотя у младших и вправду есть такая черта — им обязательно нужно то, что есть у старшего. Но потом мы всё же довольно быстро мирились, просто потому, что одному ведь скучно, а вместе с братом гораздо интереснее. Тем более, что не такая уж у нас была большая разница — всего-то один год.
Так что мне рассказ близок и понятен, хотя один бы я на пруд не пошел, что там делать одному? Уговорил бы брата, дал бы ему эту удочку, в общем в этом месте мне рассказ нравится меньше, какой-то глупый этот старший мальчишка (имени его в рассказе нет), сам себе вредит. По большому счету, брат — это ужасно хорошо, и мне многие завидовали.
Но, что написано — то написано. В итоге получилось нормально, только вот колдовское заклинание, которое я с детства помню, никакого «серенького медведа» не содержало, и действовало лишь на одуванчики, которые следовало закрутить красивыми колечками.
Alexandre, 19 апреля 2009 г. в 13:55
Юмора в рассказе нет, но правда жизни есть. Я в детстве до ужаса любил сладкое. И, хотя не помню, чтобы разбивал сахарницы, но спрятать от меня дома варенье или конфеты было просто невозможно, я всегда их находил, видимо по запаху. И в итоге съедал всё, если только раньше взрослые не доставали спрятанное, и тогда ели все.
Потом подрос, и стал думать о других, и наказаний, конечно, боялся тоже. И выработалась у меня такая манера — никогда я первый не беру ничего вкусного, стараюсь, чтобы другие взяли свою долю, а вот то, что осталось — вот уж это всё МОЁ!!!
И мальчишка Миша, герой рассказа, мне близок по духу, и ужасная ситуация, когда ручка сахарницы неожиданно прилипает к руке мне очень знакома, я специально старался мыть руки, хотя это было уже с более старшем возрасте.
Alexandre, 18 апреля 2009 г. в 11:23
Забавная детская игра — прятки. Только в городской квартире в неё играть неудобно — мало мест, где можно спрятаться. Вот и получается, что тот, кто водит, быстро отыскивает спрятавшегося, а ему обидно, вот он и придумывает отговорки. Обыкновенные мальчишеские отношения — каждому охота настоять на своем, а побеждает не тот, кто прав, а как обычно, кто громче кричит и по-детски шантажирует приятеля — ведь всё время искать спрятавшегося, конечно, надоедает, но остаться совсем без приятеля — ещё хуже. А тот и пользуется.
Хорошая зарисовка, очень приятно читать.
Alexandre, 17 апреля 2009 г. в 14:07
«милицией пугают непослушных малышей» — это из «Дяди Стёпы» Михалкова. И я сам считаю, что милиции нужно бояться, потому что, всё же это орган карательный. А из непослушного мальчишки запросто может получиться хулиган, а потом и преступник. И вовремя напуганный, но прощенный, малыш получает урок, которого часто невозможно получить от родителей — порка-то запрещена уже и законом. А другими способами справиться с малолетним безобразником сплошь и рядом невозможно.
В общем рассказ старый, но написан хорошо, как многое у автора; по идее очень напоминает михалковского «Дядю Стёпу». Для детей подойдет и сейчас, никаких чрезмерных анахронизмов не содержит.
Alexandre, 16 апреля 2009 г. в 13:14
Вот это и вправду одно из первых в жизни прочитанных произведений. И я ещё в детстве (лет в 6) удивлялся несообразительности героя, посыпавшему горку песком так, чтобы с неё нельзя было съехать. Ну, потом другие ребята, что называется вправили Котьке мозги, и всё закончилось хорошо. Хотя конец, всё же несколько искусственный, нормальные ребята его бы, конечно, хорошенько побили, а он, разобидившись на них, убежал бы домой. Именно так и поступали мальчики, в те времена, когда рассказ был написан.
Но всё остальное в общем нормально, читать можно всем.
Alexandre, 16 апреля 2009 г. в 09:57
Всё ж-таки когда писатель пишет про детей, а не про преимущества социалистического строя, получаются и приятные и реалистичные рассказы. И ребята настоящие, и поступки у них естественные, и речь подлинная, и юмор живой, и необидный.
В общем маленький, но забавный рассказ, который можно читать всем, независимо от возраста, хотя ситуация, возможно уже устарела — сейчас придется маленьким детям объяснять, что за замазка такая, поскольку в металлопластиковых окнах замазки нет. Но всё равно, очень хорошо.
Alexandre, 13 апреля 2009 г. в 08:36
Да, сложная педагогическая проблема. В любом случае надо было мальчишку отпустить помытся. Насчёт же безвредности туши и чернил — рассказ написан в 50-х годах 20-го века (после войны) в те времена, как мне кажется, чернила делались уж точно не из дубовой коры. А вот тушь — кажется и сейчас делается из сажи, а связующее там не может быть опасным, именно по причине возможного отравления.
Что же касается учителей — в те времена авторитет учителя традиционно был высок, и власть его (её) не подвергалась сомнению. Тем опаснее становилось злоупотребление этой властью. И высмеивание ребенка, даже совершившего дурной поступок (а что, собственно, особо дурного?), очень суровое наказание. В мои школьные годы прекрасный учитель и методист Владимир Васильевич позволил себе такой поступок — поднял на смех одного из учеников из-за ошибки при доказательстве формулы Герона. Многие смеялись, а я на учителя обиделся и до сих пор считаю, что многопытный преподаватель был неправ. Уже более 40 лет прошло, учитель уже умер (царствие ему небесное!) а обида за товарища в моей душе не угасла.
Так что стоит обижаться на писателя; думается описан был реальный случай, но ведь мы обычно нехорошую ситуацию в произведении относим на счёт автора, и, обижаясь на героев, осуждаем того, кто рассказ написал.
Alexandre, 11 апреля 2009 г. в 20:30
Я в детстве не читал этого рассказа. Просто не было его в книжке, которая была у меня. Но сейчас перечитал, и вижу некоторые несоответствия — ни за что на свете в те времена маленьких детей (лет 10-11) не отправили бы в лагерь одних. И самовара бы им не дали — это чтоб они домик сожгли? В общем фантастика чистой воды.
Что же касается разговоров, страшных сказок и прочего — очень похоже на правду. И разгадка тоже хороша. В общем рассказ как и прочие неплох.
кошка123, 08 апреля 2009 г. в 01:27
Ой, как мне в детстве хотелось заняться пчеловодством! Но я понимала, что живя в многоквартирном доме это было практически нереально. Но всё равно читала эту книгу с превеликим удовольствием.
Сат-Ок, 10 января 2009 г. в 02:23
Один из самых запомнившихся в ранней школе рассказиков. Настолько забавно, по-детски драматично и искренне всё выписано, что, когда читал, сочувствовал каждому действию горе-придумщиков и вслух подсказывал им верные решения
Сат-Ок, 10 января 2009 г. в 02:19
Когда читал его во 2-м, кажется, классе (в советское время он был в программе — сейчас не знаю), то покатывался над: «…так… утомительно гремит…». Сам никогда не делал уроки с радио или теликом, и сочувствовал Феде, который этого не понимал
Очень живо, верно и добро.
Paganist, 21 декабря 2008 г. в 16:18
Это даже не сказка. Это утопия. Если хотите, притча. Ибо, заглянув поглубже основных смыслов и идей, мы находим замечательные пассажи, которые любого взрослого заставят задуматься. И это правильно, это замечательно. И если книгу до сих пор читают, это лишнее подтверждение её нужности, уместности и качества.
Bylatt, 16 декабря 2008 г. в 16:35
Ох-хо-хо! Как сейчас помню свой неудержимый смех, необъяснимый восторг, испытанный прочтением этой книги. Ну кто его не знает? Хотя большинство людей знает этого харизматичного коротышку только по мультфильмам. А жаль… Красивая сказка, поучительная и добрая. Персонажи — старательно продуманные. Антипод Незнайки — Знайка; Шпунтик, Винтик, Пилюлкин. Сколько добрых впечатлений оставляет эта незатейливая книга! Да-а… Незнайка на Луне — один из самых любимых произведений вообще (из детской литературы естественно). Рекомендую. Дети, читайте эту книгу! И не только дети…
ulika81, 29 ноября 2008 г. в 17:48
Незнайка…. Первое детское и безмерно любимое фантастическое произведение. Меня поразил даже не полет на Луну, там все было как — то «по — нашему», а Солнечный город… Вот где для меня была настоящая фантастика!!!! Про кнопочки с человечками в ванной и «сушилку» я до сих пор забыть не могу…. Вот какой новый мир открыл тогда для меня Носов….Настоящий переворот … Для современных детей эти книжки уже перестали быть детской фантастикой, остались — просто веселой и доброй сказкой.
perftoran, 19 ноября 2008 г. в 20:38
Любимейший рассказ детства. Вообще сборник рассказов Носова был самой лучшей для меня книгой в детстве. Перечитывал, наверное, тысячу раз и «Мишкину кашу», и «ТУК-ТУК», и «Огородников».
андрос, 18 ноября 2008 г. в 05:26
Самая достойная, на мой взгляд, книга про Незнайку. Чего стоит один зловещий Остров, символизирующий общество потребления, к которому мы сегодня, по сути, скатились, которое позаимствовали несмотря на предупреждение маэстро, пытающегося уберечь от этого своих юных читателей смолоду.
master220641, 06 ноября 2008 г. в 10:46
«- …Ну, это такая штука, понимаешь… часы… они ходят…
— Как — ходят? У них ведь ног нету!
— Ну, понимаешь, это только так говорится, что ходят, а на самом деле они просто стучат, а потом начинают бить…
— Ого! Так они ещё и дерутся?..
LENA56, 16 мая 2008 г. в 20:22
Ох, какие далекие, теплые, детские воспоминания! ПРИКЛЮЧЕНИЯ НЕЗНАЙКИ огромная книга 1959 года ( и сейчас еще, где-то на антресолях лежит — внуков ждет). Сколько она принесла мне радости — эта замечательная сказка. Коротышки из Цветочного города Знайка, Синеглазка, Витник со Шпунтиком, охотник Булька и собака Пулька ( или наоборот охотник Пулька и собака Булька), как они все вместе справлялись со своим невиданным урожаем. А какие они все добрые и отзывчивые, как умеют дружить и помогать друг дружке. Сколько раз мне перечитывали книгу пока я не умела читать! Потом читала сама, читала младшему брату и дочке, давала читать куче знакомых, но всегда бдительно следила, что бы книга возвращалась на свои антресоли. И надеюсь, очень надеюсь, что буду читать ее своим внукам, даже если те внуки родным языком будут счатать датский. Пробьемся!
Книга на все времена и для всех больших и маленьких!
Sawwin, 03 апреля 2008 г. в 08:13
Моё детство приходится как раз на время написания этого рассказа. Так вот, ничего подобного У НАС не было. Автор придумал книжных мальчиков, которые должны служить примером для настоящих. Всё их поведение фальшиво. А уж тот факт, что ребята сами не пускают на каток двоечника… ха-ха-ха!
Собирались лодыри на урок,
А попали лодыри на каток…
За двойки могли не пустить на спортивную секцию, а уж каток был открыт для всех и всегда.
Нам учиться, лодырям, что-то лень,
На коньках катаемся целый день…
Маршак пишет правду, а Носов — агитку советских времён. Типичная ненаучная фантастика.
viv, 05 марта 2008 г. в 10:14
Господи! Неужели это страшное время наложило свой отпечаток на детскую литературу. А я-то думаю, почему это мама такая суровая?
viv, 05 марта 2008 г. в 08:57
Читал я эту книгу примерно в том возрасте, в котором находятся герои книги. Читал с огромным интересом и пониманием — это была книга про нас, 4-классников! И не устарела она, и сейчас читается с интересом. Правда, нынешние 4-классники больше компьютерные игры любят…
viv, 05 марта 2008 г. в 08:49
Вот так человек познает мир. Через собственные ошибки. Интересно и для детей и для взрослых. Хотя бы потому, что, прекрасно помня, как это воспринималось в раннем детстве, интересно перечитать сейчас…
Tyrgon, 04 марта 2008 г. в 15:59
Это действительно очень удачная сказка с хорошо продуманными автором моралью, характерами и приключениями основных героев, на которой если не воспитывалось, то точно развлекалось и приучалось читать не одно поколение детей.
ИМХО Вместе с такими сказочно-фантастическими произведениями, как «Муми-тролли» Янссон, «Волшебник изумрудного города» Волкова, «Необыкновенные приключения Карика и Вали» Ларри, «Хроники Нарнии» Льюиса, произведения Носова входят в золотой фонд детской литературы, которая прививает интерес к чтению книг вообще и чтению, увлечению фантастикой в частности — а это наилучшая рекомендация к прочтению. . .
В отношении «Незнайки» нужно только отдать должное его менее известному прообразу и предшественнику — а именно Мурзилке и его лесным человечкам — эльфам-малюткам, сказки о приключения которых, написанные Анной Борисовной Хвольсон в 1883 году, скорее всего и являются вдохновителем Носова на адаптацию «буржуазных» героев, характеров, приключений, морали к условиям советского (в лучшем смысле этого слова) общества и воспитания. Но это абсолютно не портит впечатлений от собственно произведения Носова.
Вертер де Гёте, 02 февраля 2008 г. в 14:34
Кто-то увидел в рассказе «хоррор», кто-то-встречу Нового года, а я, когда читал его в детстве , очень сочувствовал героям — они столько сил вложили в подготовку праздника (образ истёртой кастрюли очень запомнился), а в результате их шумные друзья подожгли второпях бенгальские огни, начадили и разбежались . Вот она — благодарность толпы гению.
Вертер де Гёте, 02 февраля 2008 г. в 10:22
В детстве этот рассказ входил в число самых любимых в сборнике «Фантазёры». Я был ещё очень мал и рассказ был для меня наполнен романтикой самостоятельности — ночью без взрослых заниматься таким ответственным делом, как приготовление каши!
Lost, 31 января 2008 г. в 18:26
Тоже один из любимых рассказов, тему которого можно кратко охарактеризовать как «у страх глаза велики»))
Мне очень понравилось опимание летней ночи, деревянного домика, тишины и общая атмосфера таинственности.
Даже жутко было немного)).
А самый смешной момент это конечно как ребята утром разбирали баррикаду)
Yazewa, 31 января 2008 г. в 17:53
Вот здесь появляется социально-идеологическая составляющая, но как-то весьма ненавязчиво, так что картины это не портит. А истории про волшебные палочки — чрезвычайно хороши для детей, так как со страшной силой будят фантазию.
Технические элементы, конечно, выглядят наивно… но уверена, что детям все равно нравится. Человечки ведь маленькие, и технический прогресс у них соответствующий…
kkk72, 31 января 2008 г. в 08:31
Замечательная детская сказка про приключения веселых коротышек. Пожалуй, самая сильная ее часть — разнообразие характеров героев, совершенно непохожих друг на друга. А еще — метания героя, который пытается найти свое место в мире, где каждый уже занят своим делом. В общем-то, все коротышки уже взрослые, и только Незнайка — ребенок. Множество очень веселых запоминающихся моментов. И все же взрослому человеку едва ли захочется перечитать Незнайку — в первую очередь, это книга для детей.
Joul Harristar, 25 июня 2021 г. в 16:30
Чудесный рассказ, который никогда не потеряет актуальности!
Ведь главная идея проста, понятна и не зависит от того, ребёнок ты или взрослый, 20-й век на дворе, 21-й или 56-й (я надеюсь:D). Корыстное враньё, которое приносит пользу лишь тебе, а другим вред — плохо; полёт фантазии, позволяющий унестись в своих мечтах к небесам и развить в себе творческие способности — хорошо, особенно если ты при этом человек добрый и готовый помочь окружающим.
Пособие для детей, которое способно научить многому и его родителей (или, во всяком случае, напомнить им об этих простых истинах).
lubar, 28 февраля 2016 г. в 23:51
В детстве мне эта история очень понравилась. В памяти конечно осталось немного, только сам факт создания инкубатора, который у меня ассоциировался со стиральной машиной Эврика.
Вчера прочитали с семилетней дочкой. Очень сильный драматический рассказ. Интрига держится всё время пока читаешь и каждый раз не ясно как повернётся сюжет. Обратил внимание, что в классе одни мальчики, так что Майка не только представитель младшего поколения, но и женской половины населения. Майка нас очень поразила своей работоспособностью и целеустремлённостью. Совет отряда, который на пятый день уже засёк плохую успеваемость Миши и Коли мне показался немного неправдоподобным. В остальном всё очень жизненно и интересно. Много правильных и неправильных решений, интересных размышлений( про двойку с плюсом я запомнил с детства). Историю про номер пять хотелось как-то смягчить, но она сложно цензурируется из трёх последних глав. Дочка немного расстроилась.
stas-no, 03 июня 2015 г. в 01:05
Бесспорная классика, но не такая блистательная как, скажем, произведения Астрид Линдгрен (потому ставлю 9). Возможно, дело в объеме. Меня история Незнайки, растянутая на более чем сотню страниц, не очень затронула, хотя в ней много смешных и забавных эпизодов. Назидательность хотя и явная, но к месту и вполне подходящая для маленьких детей. Мой сын 5 лет слушает с большим удовольствием.
Bizon, 14 января 2013 г. в 04:31
Классический рассказ об охотниках (и можно добавить рыболовах, хотя про них речи нет), как любят прихвастнуть о своих приключениях. Где правда, а где вымысел никто и не отличит, да оно и надо? главное у кого случай забавней, да у кого медведь больше. Небольшое произведение добавит хорошего настроения любому прочитавшему.
Liz, 12 августа 2011 г. в 12:32
Это была одна из любимых книг моего детства:) В процессе чтения ужасно захотелось самой завести инкубатор и хоть кого-нибудь вывести, правда мне довелось получить лишь бабочек из гусениц. Непередаваемо азартное занятие.
kharum, 23 августа 2010 г. в 10:44
Вот оно — светлое коммунистическое общество, когда от каждого — по способностям, каждому — по потребностям. Ефремов уже показал коммунистическое будущее в «Туманности Андромеды», а Носов сделал то же самое — для детей. Никакого аппарата подавления диссидентов — вместо этого перековавшийся раздолбай Незнайка с волшебной палочкой.
Если «Приключения Незнайки» в меня летели со скоростью жареной картошки, перечитывал по нескольку раз в год — «Солнечный Город» всасывался как переслащенная манная каша. Но учтем, что к тому времени я вплотную занимался Стругацкими, Лемом, Ефремовым… Но старая любовь — присуха. До меня дошло, что это — пропаганда коммунистических идей для школьников октябрятского возраста. И все стало на место: я-то из этого возраста успел вырасти. Хорошая детская НФ-книга.
Anastasia2012, 15 июня 2010 г. в 21:46
Этот рассказ очень нравился в детстве. Воспринимался как кулинарный. Тем более приходилось готовить себе самой — родители на работе. Вот и приходилось, помня о Мишкиной каше, каждый шаг сверять с мамой по телефону по два раза. А мальчишки — герои рассказа (но не только этого) — всегда радовали своими «находками» в делах. Но «Мишкина каша» — это первая среди равных историй о них.
Knyajna, 23 апреля 2010 г. в 09:56
«Торопунька был голодный, проглотил утюг холодный!» — просто восторг! Одна из самых любимых и интересных книг детства! Язык книги настолько прост, доступен и глубок, что просто не можешь не восхиться автором произведения! Главный герой — просто мой маленький любимец! Имена у персонажей подобраны с исключительной точностью, тонкостью и любовья автора к своему творению! Помню в детстве мне очень хотельсь походить на девочек, которые лечили Незнайку — таких аккуратных, в красивых, пышных платьях! Это идеальная детская книга!
evridik, 28 августа 2009 г. в 13:44
При всем моем хорошем отношении ко всему циклу эта книга мне нравится меньше 2-х первых. Хотя бы потому, что детская непосредственность и баловство здесь перерастает в нечто более серьезное, будто бы Носов писал эту книгу для более старших детей.
Идея запустить коротышек на Луну после путешествия в Солнечный город была для меня весьма неожиданна. Правда, сейчас я вспоминаю о первом знакомстве с книгой с некоторым недоумением: коротышки на Луне? Здесь меня смутило то, что коротышки из Цветочного города — вроде бы одногодки, и с течением времени не взрослеют. А на Луне тоже коротышки — только взрослые…
dydyka, 13 мая 2009 г. в 18:37
Если перед детьми поставить цель, то они изыщут средства для её достижения. Им просто нужно не мешать. И воспринимать детей следует всерьёз. Носов отлично это показал на примере тех, кто грозился помешать строить каток. Современные дети, конечно, не станут проверять дневники друг у дружки, но организоваться и создать что-то они могут. А хамство детей.. Это то хамство, которое процветает в их семьях. Дети воспитываются на примерах, независимо от того хотят этого их воспитатели или нет…
Alexandre, 21 апреля 2009 г. в 00:12
Не помню я, чтоб в детстве боялся милиционеров. Вот будучи взрослым нарвался на двоих, я как раз заболел, голова кружилась от высокой температуры, и паспорта с собой не было. Так тот, что помоложе, всё хотел меня в отделение отвести, видимо за пьяного принял. А пропуск у меня был уже потёртый, три года мне прослужил, вот на него служители правопорядка и смотреть не захотели. Правда к счастью тот, что постарше сказал — «Да ну, его, пусть идет» — так я избавился от возможных больших неприятностей. Так что милицию бояться-таки надо.
Что же касается ситуации с мальчиком из рассказа — не верю ни единому слову, чтобы милиционер прятаться стал, боясь испугать ребенка — это выдумки. Хотя, конечно, 50 лет назад в крупных городах типа Москвы к детям отношение было получше, чем сейчас.
Alexandre, 20 апреля 2009 г. в 13:21
Конечно и этот рассказ поучительный и можно сказать дидактический. Но здесь, как мне кажется, всего этого в меру. Судя по себе, как я помню себя маленьким, я мог бы поступить так же, и другие ребята тоже. Правда когда я с детским садом ездил на дачу (а это было как раз в 1957-м году, мне исполнялось 7 лет) у нас там не было никаких огородов, и мы прожили на даче все лето, другие сады туда не приезжали. Так что в этом плане не знаю я о чем это писал автор. Но написано традиционно гладко и без ошибок, всё понятно; читается легко.
Для детей, думаю, подойдёт.
Alexandre, 18 апреля 2009 г. в 21:16
И мне тоже в детстве (4-6 лет) доводилось играть под столом, потому что по коридору часто бегать не разрешали, а в комнате больше нам с братом играть было негде. Но одеялом занавешиваться нам не позволяли, и мы строили стены нашего домика из кубиков или газет. И всякие ужасы мы тоже придумывали, хотя именно серого волка не боялись.
А вообще психология ребенка лет 6-и описана хорошо. И сейчас во взрослом состоянии читать приятно. А вот в детстве этот рассказ прошел мимо меня.
Alexandre, 13 апреля 2009 г. в 12:31
Когда мои родители купили телевизор, мне было уже 12 лет. И, как-то не приходило в голову включать без разрешения телевизор. А вот радио — это сколько угодно. Только мне музыка не мешала решать задачи, вот всякие там упражнения по русскому или французскому — это получалось плохо, но тут-то меня отвлекало всё, что угодно, уж больно я эти предметы не любил, и письменные задания делать не хотел. А арифметика — потом и алгебра, решались как-то сами собой, и хотя отвлекаться я отвлекался постоянно, но ведь арифметика вещь уж больно простая.
Так что для меня было бы более правильным назвать рассказ «Сашин французский» или что-то в этом духе, потому что мучений над задачами я вообще понять не мог никогда.
И, кстати по поводу других отзывов — у меня в книге издания 1972 года — именно радио. По всем признакам — городская трансляция. И на рисунке отчётливо виден репродуктор.