Читателям Литероведа предлагаем итоговое сочинение в двух вариантах на тему «Почему многие люди боятся достижений цивилизации?» по направлению «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?» с аргументами из художественной литературы.
Вариант 1.
Жизнь современного человека совершенно не похожа на жизнь наших предков. Достижения науки и цивилизации сделали ее намного легче: в быту у человека появились помощники, для общения используются различные средства связи, для преодоления больших расстояний есть различные виды транспорта, а для лечения от многих болезней или их предупреждения появились лекарства и медицинские аппараты. Однако, несмотря на многие достоинства научного и технического прогресса, многие люди их боятся. Почему же достижения цивилизации вызывают страх? Обратимся за ответами к произведениям художественной литературы.
Роман А.Н. Толстого «Петр Первый» рассказывает читателям об эпохе правления императора Петра Первого, о его личности. Вступив на престол, он поставил перед собой задачу вывести Россию из вековой тьмы; повернуть страну на путь, ведущий из прозябания к прогрессу, цивилизации, от невежества к культуре; сделать из нее сильное передовое государство, на которое равнялись бы западные соседи. Молодой царь понимал, что для достижения поставленных задач необходимы единомышленники, умные молодые люди, поэтому и сам учится, и отправляет учиться заграницу молодых дворян, чтобы по возвращении они могли послужить во благо России. Петр Первый работает в Голландии на верфях простым матросом, учится строить корабли, чтобы иметь сильный флот; закладывает и строит город на Неве, который дает выход в море. Он облачает в европейскую одежду русских бояр, сбривает им бороды, борясь с их невежеством. Его новаторство, смелые идеи не нравятся боярам. До преобразований нового царя их жизнь текла неторопливо, неспешно. Они пользовались почетом и уважением, с ними держали совет. Боярин Роман Борисович вспоминает, как в прежние времена надевал утром кунью шубу, бобровую шапку и поддерживаемый дворней садился в возок и ехал в царский дворец. А с недавнего времени все изменилось: оставил его царь безбородым, нарядил дочерей его в немецкие платья, приказал по утрам чистить зубы и пить кофе, но самое главное – заставил служить, ежедневно ездить приказ Большого дворца. Не было уже того почета ни у Романа Борисовича, ни у других бояр. Рядом с царем были не родовитые бояре, думающие о своей родовитости и своих интересах, а люди умные, обладающие деловыми качествами. У них искал Петр Первый совета, понимания и поддержки. Кроме этого, строительство кораблей и города Петербурга требовало немалых средств, которые собирали с богатых людей. Читая письмо старосты, Роман Борисович сокрушается, как много хлеба у него забрали, как много людей увели строить корабли и новый город. И снова восставало его сердце против деяний царя и вспоминались другие времена, когда жизнь текла совершенно по-другому.
Таким образом, роман «Петр Первый» А.Н. Толстого – яркое доказательство того, что прогрессивное развитие общества грозит переменами в жизни. Людей, привыкших жить по старинке, не понимающих цели развития, переживающих только за свое благосостояние, страшат достижения цивилизации, так как такие люди не желают терять те блага и те привилегии, которыми они пользуются.
Вариант 2.
С давних пор человек пытался облегчить свою жизнь, сделать ее немного проще, комфортнее, окружить себя помощниками. За сотни лет цивилизация шагнула далеко вперед, благодаря научному и техническому прогрессу появились такие помощники. Без которых невозможно представить современную жизнь. Почему же многие люди боятся достижений цивилизации? Произведения художественной литературы дают ответ на этот непростой вопрос.
Сразу же вспоминается пьеса А.Н. Островского «Гроза», в котором драматург окунает нас в атмосферу провинциального приволжского городка. В Калинове живут невежественные, темные, необразованные люди. Здесь, в купеческих домах, часто останавливаются странницы, рассказывающие нелепицы: о людях с песьими головами, про земли без царей, про наказание Божье. Многие жители Калинова охотно верят в эти истории, так как за пределы города они почти никогда не выезжали. Раскаты грома калиновцы объясняют поездками Ильи Пророка на колеснице по небу. Если случаются пожары от молнии, считают это карой небесной. И только механик Кулигин знает, что такие явления, как гром и молния, связаны с электрическими разрядами. Мастер-самоучка понимает, что спасением города от пожаров может стать громоотвод, объясняет это Дикому и другим купцам, которые могут помочь, поддержать деньгами. Однако Дикой ругает Кулигина, обзывает его последними словами, пытаясь доказать, что ничто, кроме праведной жизни, не спасет от Ильи Пророка. Он не верит в существование электричества, не понимает, как объяснить многие явления жизни с точки зрения науки, так как науки его никогда не интересовали. Невежество, незнание, суеверие не дают возможности Дикому и другим калиновцам понять и принять достижения цивилизации.
Есть люди, которые пытаются жить по-старому, придерживаться старых привычек и традиций, отвергая и не понимая ничего нового, в том числе и достижений цивилизации. Таковы Раневская и Гаев – главные герои комедии «Вишневый сад» А.П. Чехова. Любовь Андреевна и Леонид Андреевич – брат с сестрой. Они родились и выросли в богатой дворянской семье, которая владела имением с большим вишневым садом, приносящим немалый доход своим хозяевам. С детства они привыкли к роскошной, безбедной жизни, когда не нужно было ни о чем думать, не нужно было решать никаких проблем. Прошло время, многое в мире и в жизни героев изменилось. Любовь Андреевна пережила гибель сына, разлуку с любимым человеком, у нее были две взрослые дочери, о которых нужно было заботиться. А Леонид Андреевич проводил свою жизнь в развлечениях: играл в биллиард и поедал леденцы. То, что мир давно изменился, герои словно и не замечали. Когда их гордость – вишневый сад – выставили за долги на аукционе, ни Раневская, ни Гаев не знали, как спасти его от продажи. По старинке они продолжали надеяться, что проблемы будут кем-то решены так же, как они решались раньше. Старые хозяева имения отвергают вариант, предложенный Ермолаем Лопахиным – человеком нового времени, а придумать свой план по спасению имения не могут. Раневская и Гаев продолжают жить прошлым, часто воскресают в своей памяти события прошедших дней, когда были счастливы и богаты. Оглядываясь постоянно назад, они не замечают ничего нового, поэтому и не могут принять прогрессивных изменений.
Книги великих классиков дают нам ответ на поставленный вопрос. Люди боятся достижений цивилизации по разным причинам. Кто-то испытывает страх в силу своего невежества, необразованности, а кто-то по причине того, что крепко держится за прошлое, за старые традиции и порядки.
Дополнительные материалы
Дополнительные материалы для подготовки к итоговому сочинению по направлению «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?» можно найти в разделе сайта «Банк аргументов»
Мы часто слышим о том, как вредны и опасны все новейшие достижения науки и техники. Складывается ощущение, что люди боятся достижений цивилизации. Но почему? Что не дает им оценить не только риски, но и потенциальные возможности? Причина в том, что любые изменения требуют от человека усилий, ведь новое не дается без труда, как будто это рыбка из пруда. А мало кто хочет напрягать мозги и учиться, особенно в преклонном возрасте, когда кажется, что все нужное уже известно и опробовано, а все остальное — модная блажь. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на литературные примеры.
Вспомним пьесу А.Н. Островского «Гроза». Жители Калинова — суеверные и невежественные люди, которые боятся выйти за рамки вековых заблуждений, освобождающих от необходимости думать и учиться. Очень приятно сидеть, вздыхать и слушать бред странниц вместо того, чтобы решать проблемы и изучать науки. Феномен грома проще всего объяснить поездками Ильи Пророка по небу. Пожары и стихийные бедствия от молний — это кара Божья, и опять-таки делать ничего не нужно. Механик Кулигин пробует обосновать полезность громоотвода местным жителям, но разве их можно убедить? Помещик Дикой возражает, что никакой громоотвод не поможет от Ильи Пророка, и все это глупости. А почему же так? А потому что людям, признавшим эффективность технологий и наук, нужно для начала отбросить заблуждения и стать умнее. Для этого нужно работать над собой и познавать новое, как Кулигин. Вместо этого большинство горожан, подобно Кабанихе, запирается в домах и предается праздности. Конечно, таких людей пугают достижения цивилизации, потому что они обличают их глупость и лень.
Как мы выяснили, главная причина страха — это незнание. Люди боятся всего нового и неизвестного, как героини рассказа М.А. Булгакова «Стальное горло». Крестьянка до последнего не хотела обращаться к врачу, когда ее дочь заболела дифтеритом. Она едва не убила ребенка своим бездействием. И когда дочь уже умирала, женщина все-таки пошла к сельскому доктору. Главный герой обругал мать и бабушку, которые так преступно медлили. Он объявил, что юной пациентке теперь поможет только операция. Но крестьянки наотрез отказались от вмешательства, ведь это богопротивное дело, да и наверняка ребенок погибнет под ножом хирурга. Врач буквально вынудил их дать согласие угрозами и шантажом, иначе девочка не выжила бы. И операция была сделана успешно, благодаря чему малышка поправилась. Почему же деревенские жительницы были так напуганы достижениями цивилизации? Причина в том, что их невежество мешало пониманию важнейших физиологических процессов. Они не знали, как работает организм, и уповали только на суеверия. Их страх обусловлен незнанием и нежеланием учиться.
Таким образом, чем меньше человек образован и развит, тем больше он боится достижений цивилизации. Причина страха заключается в том, что он не может признать свои заблуждения и не хочет развиваться, а потому опасается, что придется выходить из зоны комфорта и менять картину мира, оправдывающую его бездействие и косность. Чтобы идти в ногу со временем, необходимо отказаться от суеверий и предрассудков.
Предыдущая
СочиненияИтоговое сочинение: Что может изменить жизненный путь?
Следующая
СочиненияИтоговое сочинение: Что такое общественная справедливость?
Дорогие друзья! В программу 11-го класса по русской литературе включено большое количество литературных произведений: стихотворения, драматические и прозаические произведения. Многие из них достаточно объёмны и представляют собой значительный по образовательному уровню материал. Программа знакомит вас с различными периодами в развитии и становлении русской литературы, с разными литературными направлениями. Вы познакомитесь с лирикой Серебряного века, прочитаете стихи А. А. Блока, А. А. Ахматовой, С. А. Есенина. Вас ждёт изучение рассказов и повестей И. А. Бунина, А. И. Куприна, М. Горького, В. М. Шукшина, А. И. Солженицына, романов М. А. Шолохова, М. А. Булгакова, Б. Л. Пастернака. Все художественные тексты, которые вам предстоит изучить, необыкновенно глубоки и интересны. Для того чтобы получать удовольствие от чтения литературных произведений, необходимо многое узнать и осмыслить, погрузиться во время и обстановку описываемых событий. Вы познакомитесь с новыми литературными жанрами и художественными приёмами, научитесь понимать и чувствовать красоту авторского слова. После разбора и обсуждения каждого произведения в классе обычно следует домашнее задание учителя написать сочинение. Учащиеся часто испытывают трудности в обобщении своих знаний. Представленные в книге готовые сочинения помогут вам в этом. Используя план, который даётся к каждому сочинению, вы сможете выразить свои мысли, привести примеры из текста, дополнить или изменить сочинение. Помните, что каждое сочинение – индивидуальная творческая работа, выражение ваших личных суждений и впечатлений. При этом не забывайте, что любое ваше мнение должно опираться прежде всего на хорошее знание содержания произведения, о котором вы пишете, и на теоретические знания, которые вы получаете на уроках литературы в школе. Не торопитесь механически переписать готовое сочинение в свою тетрадь. Учитесь самостоятельно выражать мысли и чувства, формулировать собственное мнение. Пусть приведённые в нашей книге сочинения станут для вас обучающими образцами, которые помогут в развитии вашей письменной речи. Желаем успехов!
Оглавление
Столкновение природы и цивилизации в повести А. И. Куприна «Олеся»
Как ни грустно в этом непонятном мире, но он всё же прекрасен…
План
I. Вступление.
Проза А. И. Куприна.
II. Основная часть.
Основной конфликт повести «Олеся».
1. Образ главной героини повести.
2. Иван Тимофеевич — образ цивилизованного человека.
3. Мир природы и мир человека.
III. Заключение.
Трагедия любви в повести «Олеся».
Русская литература начала ХХ века отразила пессимистическое, трагическое восприятие жизни писателями. Многие их произведения полны мистических предчувствий, ощущения надвигающейся катастрофы. Выдающийся русский писатель Александр Иванович Куприн также создавал свои рассказы и повести в это время. Он продолжил реалистические традиции русской литературы. Герои его произведений обычные люди, как правило, не очень удачливые, с множеством нерешённых проблем. Но рассказы и повести Куприна не производят мрачного впечатления, не вызывают тягостных ощущений. Проза писателя человечная, светлая и лёгкая, его слог мягкий и немного грустный.
Куприн любит своих героев и сочувствует им. Такова его знаменитая повесть «Олеся», печальное произведение о любви в жестоком реальном мире.
Главная героиня повести, Олеся, живёт в лесу вместе с бабушкой, которую считают в Полесье ведьмой. Олеся — дитя природы, естественное и непосредственное. Она грациозна, красива и без труда пленяет сердце столичного жителя Ивана Тимофеевича. «Прелесть её лица заключалась в этих больших, блестящих, тёмных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности». Перед нами «цельная, самобытная, свободная натура». Олеся умна и одновременно по-детски наивна. Она выросла на природе и способна тонко чувствовать её красоту.
Любовь героини к Ивану Тимофеевичу искренняя, крепкая и беззаветная. Олеся — воплощение природной красоты и силы. Она отдаётся первому чувству без остатка. Именно Олеся заставляет сердце главного героя забиться сильнее. Он начинает замечать красоту окружающей природы и ценить её. «И вся эта ночь слилась в какую-то волшебную, чарующую сказку. Взошёл месяц, и его сияние причудливо, пестро и таинственно расцветило лес… Тонкие стволы берёз белели и резко и отчётливо, а на их редкую листву, казалось, были наброшены серебристые, прозрачные, газовые покровы… И мы шли, обнявшись, среди этой улыбающейся живой легенды, без единого слова, подавленные своим счастьем». Не случайно только лес становится немым свидетелем любви главных героев, сохраняя их тайну.
Ради любимого Олеся не побоялась пойти в церковь, проявив немалое мужество и не испугавшись последствий. Но нравы деревни жестокие. Жители не могут принять того, что внучка ведьмы оказалась в церкви. «Послышались грубые насмешки… сопровождающиеся хохотом, потом отдельные восклицания слились в общий пронзительный бабий гвалт… Вслед ей вместе с бранью, хохотом и улюлюканьем полетели камни». Героине едва удаётся избежать расправы, но её душевные переживания оказываются сильнее физических страданий.
Олеся чувствует, что её любовь не имеет будущего. Перед лицом разлуки именно она утешает главного героя, а не наоборот. Сильная духом девушка говорит любимому ободряющие слова, вселяя надежду на лучшее: «Так и знай же, мой дорогой, что никогда ты обо мне не вспомнишь дурно или со злом… Как расстанемся мы с тобой, тяжело тебе в первое время будет, ох как тяжело… Плакать будешь, места себе не найдёшь нигде. А потом всё пройдёт, всё изгладится. И без горя ты будешь обо мне думать, а легко и радостно».
Иван Тимофеевич — главный герой повести, от лица которого и ведётся повествование. Барин, интеллигентный и образованный, житель столицы, светский человек оказывается в Полесье, глухой провинции. Иван Тимофеевич — типичный герой русской литературы. Умный, добрый по характеру, он устал жить, его сердце «ленивое». Герою посчастливилось встретить истинную любовь, безоглядную и жертвенную. Но в этой ситуации он ведёт себя, как слабый человек. Не понимая страхов главной героини, Иван Тимофеевич настаивает на её посещении церкви. В данном случае его больше заботят внешние приличия, волнует мнение общества, а не чувства возлюбленной. Герой воплощает в себе современного цивилизованного человека, не плохого, культурного, умного, но слабого, не чуткого, не способного на решительные поступки.
Основные события повести разворачиваются в лесу, где живёт Олеся и где она встречается с главным героем. Дикая величественная природа прекрасно описана Куприным. Даже такой уставший от жизни человек, как Иван Тимофеевич, проникается этой красотой. Только в лесу он и Олеся находят душевный покой. Природа спокойна и торжественна. Но она может быть грозной и неуправляемой стихией. Словно в ответ на оскорбление Олеси дождь и ветер разоряют хозяйства жителей Полесья.
Любовь Олеси и Ивана Тимофеевича, взаимная и искренняя, оказывается несчастливой. Она, как нечто естественное и природное, стихийное и необыкновенное, невозможна в прозаичном мире людей. Любовь у Куприна — «всегда трагедия».
Смотрите также
2 сентября 2021
В закладки
Обсудить
Жалоба
Обзор направлений, примерные темы и подборка литературы.
itogovoe21-22.pptx
itogovoe21-22.pdf
Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Примерные темы
- Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор?
- Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь?
- Почему говорят: «дорогу осилит идущий»?
- Как характер, образ жизни человека влияют на его путешествия?
- Могут ли мечты быть помощью во время путешествия?
- Что значит «идти по жизни своим путём»?
- Путешествие как способ познания окружающего мира и самого себя.
- Как характер, образ жизни человека влияет на его жизненный путь?
- Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
- Зачем люди отправляются в путешествие?
- Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?
- Чем путешествия обогащают личность?
- Что значит: идти ногу со временем?
Литература
- Н.С. Лесков «Очарованный странник»
- А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
- А.С. Грибоедов «Горе от ума»
- Н.В. Гоголь «Мёртвые души»
- М.Ю. Лермонтов «Мцыри»
- А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
- Н. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
- И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско»
- Л.Н. Толстой «Война и мир»
- Р. Брэдбери «И грянул гром»
- Г. Уэллс «Машина-времени»
- Д. Лондон «Любовь к жизни»
Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?
Примерные темы
- Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
- Кому в литературе удалось, с Вашей точки зрения, наиболее ярко отразить достижения и риски цивилизации?
- Какие вызовы несут в себе достижения цивилизации?
- Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?
- Какие опасности таит в себе технический прогресс?
- Что значит «разумное использование технологий?
- Что в жизни людей остаётся неизменным даже в условиях технического прогресса?
- Должен ли ученый нести ответственность за своё открытие?
- Что важнее для современного поколения: умение жить в цифровом мире или живое общение?
- Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
- Почему многие люди боятся достижений цивилизаций?
- Что значит быть современным?
- Как в эпоху перемен раскрываются нравственные качества людей?
Литература
- В. Распутин. «Прощание с Матёрой»
- Ч. Айтматов «Плаха»
- А. Платонов «Котлован»
- А.И. Куприн «Олеся»
- И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско»
- М. Булгаков «Собачье сердце»
- М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
- Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», «И грянул гром» и другие
- Г. Уэллс «Человек-невидимка», «Машина-времени»
- М. Замятин «Мы»
Преступление и Наказание – вечная тема
Примерные темы
- Зачем анализировать поступки, которые уже нельзя исправить?
- Что помогает человеку искоренять зло в себе?
- Как могут добро и зло сочетаться в одном человеке?
- Каковы могут быть причины преступлений?
- Почему за преступлением следует наказание?
- Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?
- Свобода и ответственность в жизни человека.
- Что значит быть совестливым человеком?
- Можно ли простить человека, совершившего преступление?
- Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
- Может ли преступление быть оправдано?
- Какую роль играет совесть в жизни человека?
- Как может совершенное зло повлиять на жизнь человека?
- Можно ли искупить свою вину?
- В чём различие между ошибкой и преступлением?
- Почему стыд бывает ложным, а совесть нет?
Литература
- Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
- М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
- Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»
- М. Горький « Макар Чудра», «Старуха Изергиль»
- А.Н. Островский «Гроза»
- А.С. Пушкин «Выстрел», «Метель»
- Л. Андреев. «Иуда Искариот»
- М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня
Примерные темы
- Какую роль чтение художественной литературы играет в становлении личности?
- Кумиры моего поколения: какие они?
- Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?
- Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?
- В какой книге изображён портрет современного поколения?
- Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?
- Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?
- Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?
- Какие произведения искусства делают вас счастливым?
- Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с течением времени?
- Похожи ли мои ровесники на молодёжь былых времён?
- Какие черты ваших сверстников Вы считаете типичными?
- Что мне хотелось бы изменить в жизни современного поколения?
Литература
- Л. Андреев. «Иуда Искариот»
- Д.И. Фонвизин «Недоросль»
- Юлия Кузнецова «Помощница ангела»
- И.А. Гончаров «Обломов»
- Лермонтов «Герой нашего времени»
- М. Шолохов «Судьба человека»
- И.С. Тургенев «Отцы и дети»
- А. Грин «Алые паруса»
- М. Горький «На дне»
- М. Горький «Старуха Изергиль»
- Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
- А.Н. Куприн «Гранатовый браслет»
- А. Н. Толстой «Русский характер»
- А. С. Грин «Зелёная лампа»
- Д. С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»
Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина
Примерные темы
- Что значит быть авторитетным человеком в обществе?
- Когда человек может чувствовать себя хорошо в обществе?
- Может ли государство быть справедливым ко всем?
- Как Вы понимаете мысль одного из героев романа «Война и мир»: «Источник блаженства не вне, а внутри нас…»?
- Какими качествами должен обладать счастливый человек?
- Что такое репутация человека в обществе?
- Что значит «быть в ладу с самим собой»?
- Стоит ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
- Почему человек, живущий в обществе, не может быть свободным от него?
- Может ли один человек изменить общество?
- Как не потерять себя, добиваясь успеха в обществе?
- Всегда ли нужно прислушиваться к общественному мнению?
- Что делает человека подлинно счастливым?
- Всегда ли общество ценит достойных людей?
- Что лучше: быть как все или выделяться из толпы?
- Как человек может сделать мир вокруг себя лучше?
Литература
- Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
- А.С. Пушкин «Медный всадник»
- А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
- Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
- А.С. Пушкин «Станционный смотритель»
- М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
- Л.Н. Толстой «Война и мир»
- Н.С. Лесков «Очарованный странник»
- Н.С. Лесков «Левша»
- Н. В. Гоголь «Ревизор», «Шинель»
- М. Булгаков «Собачье сердце»
- М. Горький «На дне»
- Горький «Старуха Изергиль»
Автор: Аксёнова Екатерина Михайловна.
Итоговое сочинение по литературе
2021
Лилия Мансуровна Кильмухаметова,
учитель русского языка и литературы
высшей категории
ЕГЭ по русскому/легко/
https://vk.com/public200006417
Итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации.
Итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации.
Итоговое сочинение, с одной стороны, нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию.
Итоговое сочинение, с одной стороны, нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию.
С другой стороны, оно содержит требование построения аргументации с обязательным привлечением примера (-ов) из литературного материала.
Итоговое сочинение (изложение) проводится в первую среду декабря. 1.12.21
Итоговое сочинение (изложение) проводится в первую среду декабря. 1.12.21
Время написания сочинения
3 часа 55 минут.
В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения для каждого часового пояса отдельно. Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).
В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения для каждого часового пояса отдельно. Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).
Комплекты тем итогового сочинения для различных регионов станут известны
Комплекты тем итогового сочинения для различных регионов станут известны
за 15 минут до его начала по местному времени.
Результатом проверки итогового сочинения будет «зачет» или «незачет».
Результатом проверки итогового сочинения будет «зачет» или «незачет».
Сочинение оценивается
Сочинение оценивается
по двум требованиям :
1.Объем;
2. Самостоятельность
и
пяти критериям :
1.«Соответствие теме»;
2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»;
3. «Композиция и логика рассуждения»;
4 «Качество письменной речи»;
5«Грамотность».
Требование № 1.
«Объем итогового сочинения».
Рекомендуемое количество слов – от 350. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом .
Требование № 2.
«Самостоятельность написания итогового сочинения»
Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста. Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания)
Критерии оценивания сочинения.
Сочинение оценивается по пяти критериям:
Соответствие теме
Аргументация. Привлечение литературного материала
Композиция и логика рассуждения
Качество письменной речи
Грамотность
Критерий № 1 «Соответствие теме». Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.).
Критерий № 1 «Соответствие теме». Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.).
Критерий № 2 «Аргументация.» Данный критерий нацеливает на проверку умения строить рассуждение, доказывать свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из опубликованных литературных произведений. Можно привлекать художественную, документальную, мемуарную, публицистическую, научную и научно-популярную литературу (в том числе философскую, психологическую, литературоведческую, искусствоведческую), дневники, очерки, литературную критику и другие произведения отечественной и мировой литературы (достаточно опоры на один текст)
Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения». Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть.
Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения». Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть.
Критерий № 4 «Качество письменной речи». Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины. «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения.
Критерий № 5 «Грамотность». «Незачет» ставится при условии, если на 100 слов в среднем приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных .
Критерии оценивания сочинения.
Для получения оценки «зачет»
необходимо иметь положительный результат
по трем критериям (по критериям № 1 и № 2 – в обязательном порядке),
а также «зачет» по одному из других критериев.
Структура итогового сочинения
Вступление. Размышление по теме сочинения. Оно раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем. (50-70 слов)
Основная часть. Здесь раскрывается идея сочинения и связанные с ней вопросы. (200-250)
3. Заключение. Здесь подводятся итоги, содержатся конечные выводы и оценки (40-60 слов)
Направление
«Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная)»
ФИПИ комментирует: Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.
Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.
Примерные темы по направлению
«Человек путешествующий»
Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор?
Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь?
Почему говорят: «дорогу осилит идущий»?
Как характер, образ жизни человека влияют на его путешествия?
Могут ли мечты быть помощью во время путешествия?
Что значит «идти по жизни своим путём»?
Путешествие как способ познания окружающего мира и самого себя.
Как характер, образ жизни человека влияет на его жизненный путь?
Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
Зачем люди отправляются в путешествие?
Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?
Чем путешествия обогащают личность?
Что значит: идти ногу со временем?
Что читать?
Что читать?
Н.С. Лесков «Очарованный странник»
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
Н.В. Гоголь «Мёртвые души»
М.Ю. Лермонтов «Мцыри»
А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
Н. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско»
Л.Н. Толстой «Война и мир»
Г. Уэллс «Машина-времени»
Д. Лондон «Любовь к жизни»
Направление
«Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).»
ФИПИ комментирует: Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.
Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.
Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.
Примерные темы по направлению
Примерные темы по направлению
«Цивилизация и технологии»
Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
Кому в литературе удалось, с Вашей точки зрения, наиболее ярко отразить достижения и риски цивилизации?
Какие вызовы несут в себе достижения цивилизации?
Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?
Какие опасности таит в себе технический прогресс?
Что значит «разумное использование технологий?
Что в жизни людей остаётся неизменным даже в условиях технического прогресса?
Должен ли ученый нести ответственность за своё открытие?
Что важнее для современного поколения: умение жить в цифровом мире или живое общение?
Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
Почему многие люди боятся достижений цивилизаций?
Что значит быть современным?
Как в эпоху перемен раскрываются нравственные качества людей?
Что читать?
В. Распутин. «Прощание с Матёрой»
Ч. Айтматов «Плаха»
А. Платонов «Котлован»
А.И. Куприн «Олеся»
И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско»
М. Булгаков «Собачье сердце»
М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», «И грянул гром»
Г. Уэллс «Человек-невидимка», «Машина-времени»
М. Замятин «Мы»
Направление
«Преступление и Наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние)»
ФИПИ комментирует: Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.
Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.
Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.
Примерные темы по направлению
«Преступление и Наказание»
Зачем анализировать поступки, которые уже нельзя исправить?
Что помогает человеку искоренять зло в себе?
Как могут добро и зло сочетаться в одном человеке?
Каковы могут быть причины преступлений?
Почему за преступлением следует наказание?
Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?
Свобода и ответственность в жизни человека.
Что значит быть совестливым человеком?
Можно ли простить человека, совершившего преступление?
Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
Может ли преступление быть оправдано?
Какую роль играет совесть в жизни человека?
Как может совершенное зло повлиять на жизнь человека?
Можно ли искупить свою вину?
В чём различие между ошибкой и преступлением?
Почему стыд бывает ложным, а совесть нет?
Что читать?
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»
М. Горький « Макар Чудра», «Старуха Изергиль»
А.Н. Островский «Гроза»
А.С. Пушкин «Выстрел», «Метель»
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Направление
«Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для 11-классника)»
ФИПИ комментирует: Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.
В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.
Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.
Примерные темы по направлению
Примерные темы по направлению
«Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня »
Какую роль чтение художественной литературы играет в становлении личности?
Кумиры моего поколения: какие они?
Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?
Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?
В какой книге изображён портрет современного поколения?
Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?
Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?
Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?
Какие произведения искусства делают вас счастливым?
Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с течением времени?
Похожи ли мои ровесники на молодёжь былых времён?
Какие черты ваших сверстников Вы считаете типичными?
Что мне хотелось бы изменить в жизни современного поколения?
Что читать?
Д.И. Фонвизин «Недоросль»
И.А. Гончаров «Обломов»
Лермонтов «Герой нашего времени»
М. Шолохов «Судьба человека»
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
А. Грин «Алые паруса»
М. Горький «На дне»
М. Горький «Старуха Изергиль»
Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
А.Н. Куприн «Гранатовый браслет»
А. С. Грин «Зелёная лампа»
Д. С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»
Направление
«Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).»
ФИПИ комментирует: Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.
Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.
При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.
Примерные темы по направлению
Примерные темы по направлению
«Кому на Руси жить хорошо?»
Что значит быть авторитетным человеком в обществе?
Когда человек может чувствовать себя хорошо в обществе?
Может ли государство быть справедливым ко всем?
Как Вы понимаете мысль одного из героев романа «Война и мир»: «Источник блаженства не вне, а внутри нас…»?
Какими качествами должен обладать счастливый человек?
Что такое репутация человека в обществе?
Что значит «быть в ладу с самим собой»?
Стоит ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
Почему человек, живущий в обществе, не может быть свободным от него?
Может ли один человек изменить общество?
Как не потерять себя, добиваясь успеха в обществе?
Всегда ли нужно прислушиваться к общественному мнению?
Что делает человека подлинно счастливым?
Всегда ли общество ценит достойных людей?
Что лучше: быть как все или выделяться из толпы?
Как человек может сделать мир вокруг себя лучше?
Что читать?
Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
А.С. Пушкин «Медный всадник»
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
А.С. Пушкин «Станционный смотритель»
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Л.Н. Толстой «Война и мир»
Н.С. Лесков «Очарованный странник»
Н.С. Лесков «Левша»
Н. В. Гоголь «Ревизор», «Шинель»
М. Булгаков «Собачье сердце»
М. Горький «На дне»
Горький «Старуха Изергиль»
Примеры
«Равнодушие – это паралич души», — писал известный русский писатель А.П.Чехов. Действительно, душевная черствость иногда больнее злости, ненависти, жестокости.
Часто ли обращаем внимание на то, что нас окружает? Знаем ли мы на самом деле весь наш мир? Замечаем ли мы прекрасное в шуме, суете повседневной жизни?
Духовность. Духовная жизнь. Духовное стремление. Что же на самом деле кроется за этими понятиями?
«Все народы меняются словами и занимают их друг у друга», — так сказал В.Г.Белинский и, безусловно, был прав. Но только ли положительное влияние оказывают заимствованные слова на развитие языка?
В.П.Астафьев – знаменитый русский писатель, наш современник. Он известен нам по книгам «Васюткино озеро», «Прокляты и убиты», «Последний поклон», «Людочка», «Печальный детектив» и многим другим. Его произведения о природе, о войне, о взаимоотношениях людей.
II. Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений.
Основная часть =
Тезис + Аргументы (+ микровывод)
Связка — это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к аргументации.
III. Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.
3 способа закончить сочинение
Заключение-призыв. Не используй пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!» . Лучше не использовать глаголы 2 -го лица: «берегите» , «уважайте» , «помните» . Ограничьтесь формами «нужно» , «важно» и т. д. .
Заключение — выражение надежды, позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное.
Цитата, подходящая по смыслу и высказано уместно. Рекомендуем заранее подготовить цитаты по всем тематическим направлениям, чтобы соответствовало главной мысли сочинения.
Пишем сочинение вместе
Как вы понимаете выражение «Быть самим собой»?
Вступление 1
Что значит быть собой? Думаю, что у каждого человека будет свой ответ на этот вопрос. Я же считаю, что это естественное, без притворства и фальши, поведение людей. Об этом говорится во многих произведениях русской литературы..
———- аргументы——
Так в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Петр Гринёв,
Вступление 2
Часто можно услышать совет быть самим собой. Но что значит – «быть самим собой»? Человек – часть общества, поэтому часто люди стараются быть похожими на окружающих людей, боясь выделиться. Быть самим собой – значит, быть таким, каким человек является на самом деле, без каких-либо прикрас, не пытаться показать себя с лучшей стороны, делая все возможное, чтобы люди не узнали о недостатках. Человек, который решил быть самим собой, не пытается оправдать ожидание окружающих, он не подчиняется тем общественным правилам, которые его не устраиваю. Главное для него – жизнь в комфортных для себя условиях независимо от того, как к такому образу жизни отнесутся другие люди.
О том, что такое быть самим собой, рассуждали многие отечественные писатели, поэты и драматурги в своих художественных произведениях.
Пишем сочинение вместе
Как вы понимаете выражение «Быть самим собой»?
Вступление
Что значит быть собой? Думаю, что у каждого человека будет свой ответ на этот вопрос. Я же считаю, что это естественное, без притворства и фальши, поведение людей. Об этом говорится во многих произведениях русской литературы..
———- аргументы——
Так в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Петр Гринёв,
Основная часть
Тезис Так в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Петр Гринёв, главный герой произведения, живет по понятиям чести и долга. АРГУМЕНТ 1 Он за услугу бескорыстно дарит незнакомцу заячий тулуп, самоотверженно защищает жизнь Маши, спасает её от клеветы Швабрина, не изменяет присяге и не переходит на сторону врага, чтобы спасти свою жизнь(Краткий пересказ). АНАЛИЗ Для героя быть самим собой означает только одно – следовать завету отца, который однажды сказал: «Береги честь смолоду». МИКРОВЫВОД Своими благородными поступками, которые для Гринева естественны, он заслуживает счастья в жизни.
СВЯЗЬ МЕЖДУ АРГУМЕНТАМИ К сожалению, понятие «быть самим собой» не всегда несёт в себе положительные моменты.
АРГУМЕНТ 2(АНАЛИЗ) Например, романе А.С.Пушкина «Дубровский» повествуется о деяниях Троекурова, «старинного русского барина», для которого быть самим собой значит показывать своё превосходство над другими людьми. ( Доказываем. Краткий пересказ) В своём имении он делал всё, что хотел: устраивал схватки с медведем, два раза в неделю «страдал от обжорства», во всех своих делах руководствовался только выгодой. Даже свою единственную дочь выдал замуж за богатого князя Верейского, который был намного старше девушки. МИКРОВЫВОД Такое естественное поведение, безусловно, не приносит радости окружающим, но полностью показывает сущность барина.
Заключение 1
Таким образом, можно сделать вывод, что поведение без притворства и фальши раскрывает полнейшим образом характер человека, но стоит отметить, что быть самим собой можно как в положительном ракурсе (тогда такое поведение приносит радость всем окружающим и самому человеку, который совершает те или иные поступки), так и в отрицательном (ни о каком счастье для окружающих в таком случае не может быть и речи, хотя сам человек испытывает от этого непомерное удовольствие).
Заключение 2
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что быть самим собой – это не подстраиваться под других людей, не пытаться показать себя тем человеком, которым на самом деле не являешься, быть всегда искренним и выбирать только то, что приносит настоящее удовлетворение от жизни, даже если это осуждается обществом.
Д/З
Написать сочинение на тему:
№
Тема
1
Дорога к счастью …Какая она?
2
Что важнее: развитие технологий или духовное развитие?
3
«Дурные последствия преступлений живут дольше, чем сами преступления». Вальтер Скотт.
4
Способно ли искусство врачевать душевные раны?
5
Как Вы понимаете фразу Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить»?
Несколько советов по написанию сочинения
Выберите тему. Прочитайте все предложенные темы сочинений и выберите ту из них, в которой вы лучше ориентируетесь. .
Сформулируйте вопросы, на которые можно дать ответы в ходе рассуждения.
Сформулируйте аргументы, подтверждения и доказательства своей точки зрения.
Работаем в черновике. Пишем вступление, выделяя в нем проблемы и вопросы.
Работаем в черновике. Пишем основную часть. Каждый тезис подкрепляйте аргументами.
Работаем в черновике. Иногда лучше начать с основного текста, а не с вступления, чтобы в ходе рассуждения более четко сформулировать проблемы, вопросы и ответы на них.
Работаем в черновике. Вступление и заключении должны быть логически связаны.
Проверьте сочинение в черновике. Исправьте речевые, орфографические, пунктуационные и другие ошибки. Сочинение следует проверять не менее 2 раз!
Перепишите сочинение в бланк ответа. Проверьте сочинение.