Почему многие сказки о животных стали достоянием детей

Обновлено: 10.01.2023

Статья о влиянии сказок о животных на развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста. О том, как сказки развивают не только связную речь детей, но и творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству.

Вложение Размер
statya_vliyanie_skazok_na_razvitie_sv.docx 15.99 КБ

Предварительный просмотр:

Сказки о животных и их роль в развитии связной речи у дошкольников

Сказка – это один из основных жанров устного народного творчества, эпическое, преимущественно художественное прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел.

Мудрость и ценность сказки в том, что она отражает, открывает и позволяет пережить смысл важнейших общечеловеческих ценностей и жизненного смысла в целом.

Сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яростью, как в народных сказках. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития речи детей первенствующего значения.

Поэтому не удивительно, что учителя-логопеды с удовольствием используют сказку как средство коррекционной работы с детьми, способствующие развитию речевой активности и связной речи, обогащению и активизации словарного запаса, формированию грамматических категорий языка.

В.Я. Пропп сказал про сказку: “Универсальность сказки, ее повсюдность, столь же поразительна, как и ее бессмертие. Все виды литературы когда-нибудь отмирают. Между тем сказку понимают решительно все. Она беспрепятственно переходит все языковые границы от одного народа к другому. Сказка поэтична, задушевна, красива и глубока ее правдивость, веселость, жизненность, сверкающее остроумие; в ней сочетается детская наивность с глубокой мудростью и трезвым взглядом на жизнь.”[17, стр. 18]

На сегодняшний день принята следующая классификация русских народных сказок:

1.Сказки о животных. Существует около 50 видов разновидностей сюжетов сказок о животных. Идейный смысл данного типа – ум всегда побеждает силу. Например, “Лиса и волк”, “Лиса и тетерев”, “Зимовье зверей” и др.

2.Волшебные сказки. В них заложена мечта человечества о безграничных возможностях покорения природы. Они развивают смекалку, фантазию, решительность, храбрость детей.

3.Социально-бытовые сказки. В этих сказках главный герой всегда из народа. Ему противостоят царь, барин, помещик и т.п. Ведущая идея этого типа сказок — состязание умов и победителем всегда выходит человек из народа. Например, “Каша из топора”, “Как мужик гусей делил” и др.

Именно сказки о животных и помогают нам в работе по развитию связной речи дошкольников среднего возраста, потому что они им понятны, доступны по объему и привлекательны несложным сюжетом.

Детей 5-го года жизни, как правило, привлекает мир животных, поэтому им очень нравится сказки, в которых действуют звери и птицы. В сказке животные приобретают человеческие черты — думают, говорят, совершают поступки. По существу, такие образы несут ребенку знания о мире людей, а не животных.

Сказки о животных восприняли формы вымысла из анимистических и антропоморфических представлений и понятий людей, приписывавших животным способность думать, говорить и разумно действовать.

В этом виде сказок обычно нет отчетливого разделения персонажей на положительных и отрицательных. Каждый из них наделен какой-либо одной чертой, присущей ему особенностью характера, которая и обыгрывается в сюжете. Так, традиционная черта лисицы — хитрость, поэтому речь идет о том, как она дурачит других зверей. Волк жаден и глуп; во взаимоотношениях с лисицей он непременно попадает впросак. У медведя не столь однозначный образ, медведь бывает злым, а бывает и добрым, но при этом всегда остается недотепой. Если в такой сказке появляется человек, то он неизменно оказывается умнее и лисы, и волка, и медведя. Разум помогает ему одерживать победу над любым противником.

Животные в сказке соблюдают принцип иерархии: наиболее сильного все признают и главным. Это лев или медведь. Они всегда оказываются на верху социальной лестницы. Это сближает сказки о животных с баснями, что особенно хорошо видно по присутствию в тех и других сходных моральных выводов — социальных и общечеловеческих. Дети легко усваивают: то, что волк силен, вовсе не делает его справедливым (например, в сказочном сюжете о семерых козлятах). Сочувствие слушателей всегда на стороне справедливых, а не сильных.

Сказки о животных можно назвать детскими и потому, что в них много действия, движения, энергии — того, что присуще и ребенку. Сюжет разворачивается стремительно. Счастливые концовки сказок соответствуют жизнерадостности ребенка, его уверенности в благополучном исходе борьбы добра со злом.

В сказках о животных много юмора. Это их чудесное свойство развивает у детей чувство реального и просто веселит, развлекает, радует, приводит в движение душевные силы. Однако сказки знают и печаль. Как резко контрастны здесь переходы от печали к веселью! Чувства, о которых говорится в сказках, столь же ярки, как и детские эмоции.

Сказки о животных вносят разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя. Важным является методически – грамотная работа воспитателя с материалом сказки и ее презентация детям:

— в целесообразном отборе материала по принципам: доступности, наглядности, занимательности и динамичности;

— возможности донесения до детей сказки как произведения искусства, раскрывая ее замысел, поражая слушателей эмоциональным отношением к сказочным персонажам, их чувствам, поступкам или к переживаниям автора,

— осуществления специальной подготовки новой сказки для восприятия;

— использования разнообразных методов и приемов работы со сказкой.

Вывод: Сказка развивает не только связную речь детей, но и творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству. Используя сказку, можно в доступной форме раскрыть ту или иную тему, развивать интеллектуальные качества личности. Кроме того, сказка помогает в конструировании интересной жизни дошкольников, пронизанной обучением. Если говорить традиционно, то сказки расширяют словарный запас ребенка, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи, способствуют формированию эмоциональной, образной, красивой речи.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная игра, ее роль в развитии связной речи дошкольника

В поисках эффективных средств развития связной речи дошкольников педагоги все больше обращают внимание на использование разных видов искусства. Одним из главных методических средств.

Роль серийного картинного материала в развитии связной речи у дошкольников с ФФНР

Рекомендации по развитию связной речи для воспитателей разных возрастных групп.

Сказка, как средство развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Статья посвящена поиску новых форм и методов работы с детьми с ОНР по развитию связной речи, одной из которых явилась сказкотерапия. Сказкотерапия — метод, известный с давних времён, но получивш.

Статья «Значение развития связной речи у дошкольников»

Статья «Значение развития связной речи у дошкольников» В этой статье описано, почему развитие связной речи у дошкольников важно и если этому не уделять достойного внимания, какие последствия могут быт.

Презентация «Роль технологии проблемного обучения в развитии связной речи старших дошкольников»

Презентация может быть использована в качестве обучающего материала на семинарах-практикумах для педагогов дошкольных учреждений.

Роль семьи в развитии связной речи старших дошкольников

Овладение ребенком речью успешнее идет тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье. Родители предполагают, что дети, наблюдая за ними, самостоятельно на.

Знакомство дошкольника с народной сказкой, разнообразные дидактические игры на ее основе, последующая инсценировка сказочного сюжета способствуют получению новых знаний, развитию всех высших психичес.

Маленьких детей, как правило, привлекает мир животных, поэтому им очень нравятся сказки, в которых действуют звери и птицы. Сказки о животных – это самый распространенный вид сказок, который рано становится известным ребенку.

Вода пошла огонь лить.

Огонь пошел камень палить.

Камень пошел топор тушить.

Топор пошел дубье рубить,

Люди пошли медведя стрелять,

Медведь пошел волков драть,

Волки пошли козу гнать:

Вот коза с орехами,

Вот коза с калеными!

Чем младше ребенок, тем буквальное он воспринимает события и героев сказки. Сказочные персонажи близки детям так же, как реальные живые существа: собака, кот, петушок, козлята. В сказке животные приобретают человеческие черты — думают, говорят и поступают как люди: строят себе жилища, рубят дрова, носят воду. По существу, такие образы несут ребенку знания о мире людей, а не животных.

Звери, птицы в них и похожи и не похожи на настоящих. Идет петух в сапогах, несет на плече косу и кричит во все горло о том, чтобы шла коза вон из заячьей избушки, иначе быть дерезе зарубленной (“Коза-дереза”). Волк ловит рыбу — опустил хвост в прорубь и приговаривает: “Ловись, рыбка, и мала и велика! (“Лиса и волк”). Лиса извещает тетерева о новом “указе” — тетеревам без боязни гулять по лугам, но тетерев не верит (“Лиса и тетерев”).

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Легко усмотреть во всех этих сказках неправдоподобие: где это видано, чтобы петух ходил с косой, волк ловил рыбу, а лиса уговаривала тетерева спуститься на землю? Ребенок принимает выдумку за выдумку, как и взрослый, но она его привлекает необычностью, непохожестью на то, что он знает о настоящих птицах и зверях. Больше всего детей занимает сама история: будет ли изгнана коза-дереза из заячьей избушки, чем кончится очевидная нелепость ловить рыбку хвостом, удастся ли хитрый умысел лисы. Самые элементарные и в то же время самые важные представления — об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о доброте и жадности — ложатся в сознание и определяют для ребенка нормы поведения.

В сказках о животных представители животного мира воплощают определенные качества: лиса — хитрость, льстивость, волк — вероломную силу и глупость, заяц — трусость. При этом в этом виде сказок обычно нет отчетливого разделения персонажей на положительных и отрицательных. Каждый из них наделен какой-либо одной чертой, присущей ему особенностью характера, которая и обыгрывается в сюжете. Так, традиционно главная черта лисицы — хитрость, поэтому речь идет обычно о том, как она дурачит других зверей. Волк жаден и глуп; во взаимоотношениях с лисицей он непременно попадает впросак. У медведя не столь однозначный образ, медведь бывает злым, а бывает и добрым, но при этом всегда остается недотепой. Если в такой сказке появляется человек, то он неизменно оказывается умнее и лисы, и волка, и медведя. Разум помогает ему одерживать победу над любым противником.

Животные в сказке соблюдают принцип иерархии: наиболее сильного все признают и главным. Это лев или медведь. Они всегда оказываются на верху социальной лестницы. Это сближает сказки о животных с баснями, что особенно хорошо видно по присутствию в тех и других сходных моральных выводов — социальных и общечеловеческих. Дети легко усваивают: то, что волк силен, вовсе не делает его справедливым (например, в сказочном сюжете о семерых козлятах). Сочувствие слушателей всегда на стороне справедливых, а не сильных.

Сказки утверждают ребенка в правильных отношениях к миру. Тянут репку и дед, и бабка, и внучка, и Жучка, и кошка — тянут-потянут, а не вытянуть им репки. И только когда пришла на помощь мышка, вытянули репку. Конечно, емкий художественный смысл этой иронической сказки станет до конца понятным маленькому человеку, лишь когда он вырастет. Тогда сказка обернется к нему многими гранями. Ребенку же доступна лишь та мысль, что никакая, даже самая малая сила не лишняя в работе: много ли сил в мышке, а без нее не могли вытянуть репку.

“Курочка-ряба” в народном варианте, хорошо представленном, например, в обработке писателя А. Н. Толстого, несет в себе столь же важную для воспитания мысль. Снесла курочка яичко, бежала мышка, хвостом махнула, яичко упало и разбилось. Стал дед плакать, бабка рыдать, заскрипели ворота, взлетели курицы, двери покосились, рассыпался тын, верх на избе зашатался. А весь переполох — от разбитого яйца. Много шума из ничего! Сказка смеется над пустяшной причиной стольких нелепых последствий.

Дети рано приучаются верно оценивать размеры явлений, дел и поступков, понимать смешную сторону всяких жизненных несоответствий. Веселый и задорный колобок так уверен в себе, что и сам не заметил, как стал хвастуном, которому льстит собственная удачливость, — вот он и попался лисе (“Колобок”). В сказке о теремке рассказывается о совместной дружной жизни мухи, комара, мыши, лягушки, зайца, лисы, волка. А потом пришел медведь — “всем пригнетыш” — не стало теремка (“Теремок”). В каждой сказке о животных есть мораль, которая необходима ребенку, ведь он должен определять свое место в жизни, усваивать морально- этические нормы поведения в обществе.

Замечено, что дети легко запоминают сказки о животных. Это объясняется тем, что народный педагогический опыт верно уловил особенности детского восприятия. Сказки “Репка”, “Курочка-ряба”, “Колобок”, “Теремок” и некоторые другие удерживают внимание ребенка особой композицией: эпизод цепляется за эпизод, нередко они повторяются с добавлением какой-либо новой подробности. Эти повторения содействуют запоминанию и пониманию.

Сказки о животных можно назвать детскими и потому, что в них много действия, движения, энергии — того, что присуще и ребенку. Сюжет разворачивается стремительно: быстро, сломя голову, бежит курица к хозяйке за маслицем, — петух проглотил зерно и подавился, та посылает ее к коровушке за молоком. Курица — к коровушке, та просит, чтобы хозяин дал ей свежей травы и пр. В конце концов курица принесла маслица, петух спасен, но скольким он обязан спасением! (“Петушок и бобовое зернышко”.) Ирония сказки понятна ребенку, ему нравится и то, что столько трудных препятствий удалось преодолеть курице, чтобы петушок остался жив. Счастливые концовки сказок соответствуют жизнерадостности ребенка, его уверенности в благополучном исходе борьбы добра со злом.

В сказках о животных много юмора. Это их чудесное свойство развивает у детей чувство реального и просто веселит, развлекает, радует, приводит в движение душевные силы. Однако сказки знают и печаль. Как резко контрастны здесь переходы от печали к веселью! Чувства, о которых говорится в сказках, столь же ярки, как и детские эмоции. Ребенка легко утешить, но легко и огорчить. Плачет заяц у порога своей избушки. Его выгнала коза. Петух прогнал козу — радости зайца нет конца. Весело и слушателю сказки.

Резкое разграничение положительного и отрицательного в природе сказок. У ребенка никогда не возникает сомнения в том, как отнестись к тому или иному сказочному персонажу. Петух — герой, лиса — хитрая обманщица, волк — жадный, медведь — глупый, коза — лживая. Это не примитивность, а та необходимая простота, которая должна быть усвоена малышом прежде, чем он будет готов воспринять сложные вещи.

Многие психологи станут утверждать, что в сказках о животных ничего плохого нет, а, наоборот, в большинстве они добрые и с глубокой моралью, но, по мнению интегрального современного подхода, ребенку легче воспринимать образы, которые он видит, а не воображать о них глядя на рисунки. Родители и воспитатели, показывая картинки слонов, медведей, волков или ослов думают, что ребенку это интересно, но он не понимает о чем речь и то, что он не может ощутить является для него чуждым и отдаленным. Современный ребенок с детства окружен автомобилями, самолетами, компьютерами. Он видит тарелки, ложки, инструмент, мультитулы Victorinox, мобильные телефоны, а в крайнем случае кошек, собак или голубей о которых ему мнение навязывать нет необходимости, в отличие от того что сказочных персонажей ему представляют так будто они члены окружающего общества.

Для ребенка важно объяснять с самого раннего возраста отношения между людьми на примерах из его реального окружения и, хотя родители инстинктивно понимают, что маленькие дети ближе к животному уровню, им необходимо реализовать настоящую воспитательную задачу приподнять развитие своих детей на уровень Человек. Показывая, что животные обладают человеческими качествами, такими как хитрость, коварство, глупость и пр. в корне не верно, потому что далее ему придется самостоятельно их увязывать с людьми, а это может происходить уже болезненно на опыте общения в реальной жизни. Поэтому необходимо как можно раньше объяснять свойства людей на примерах которые дети видят непосредственно вокруг себя.

Ирина Белобородова, детский и семейный психолог, игровой терапевт:

Книги о животных учат детей таким качествам, как сострадание, ответственность и умение проявлять доброту и заботу. А развитие эмоциональной сферы является одной из важных задач уже с дошкольного возраста. Пока формат серьезной беседы ребенку еще недоступен, сказки и разнообразные истории помогают обсуждать с ним даже не самые простые темы. Эмоции, мотивы героев и последствия их поступков становятся в таком разговоре прекрасными иллюстрациями для полезных мыслей и правил из мира взрослых.

Данную серию я бы рекомендовала читать с 4-5 лет. В этом возрасте дети уже могут говорить о базовых эмоциональных состояниях и способны воспринимать сюжеты средней сложности.

Котенок Звёздочка, или Двойной сюрприз (выпуск 22)

Котенок Звёздочка, или Двойной сюрприз (выпуск 22) Холли Вебб Твердый переплет 305 ₽ Добавить в корзину В корзину

Мария Зубкова, школьный психолог:

Хорошие книги о животных не только расширяют кругозор ребенка, но и учат его быть внимательным к потребностям других, рассказывая на конкретных примерах, что такое помощь и сострадание. Серия книг Холли Вебб замечательна тем, что в ней есть правдоподобные описания повадок питомцев, радостей и трудностей жизни с ними, а герои (дети и их родители) общаются друг с другом очень уважительно даже при принятии сложных решений. Я бы сказала, что содержание книг и сложность текстов вполне подходят для детей 5-7 лет.

Щенок Уголёк, или Как перестать бояться (выпуск 42)

Щенок Уголёк, или Как перестать бояться (выпуск 42) Холли Вебб Твердый переплет 290 ₽ Добавить в корзину В корзину

Маленькие герои Холли Вебб так любят животных, что иногда подвергают себя серьезной опасности. При этом взрослые никогда не ругают их за непослушание, а в жизни рискованные поступки далеко не всегда заканчиваются хорошо. Не вредно ли читать такие книги дошкольникам, ведь они часто подражают любимым персонажам?

Ирина Белобородова, детский и семейный психолог, игровой терапевт:

Взрослые в книгах Холли Вебб действительно не ругают детей за непослушание, но это не отменяет серьезного разговора о том, что произошло, обсуждения эмоций и последствий тех или иных действий. На мой взгляд, это может быть отличным подспорьем для родителей, ведь они смогут найти новые пути и варианты общения с ребенком на тему непослушания и принятия ответственности за свои поступки. На примере книжных героев и вымышленной ситуации легко продемонстрировать, что может произойти в случае рискованных действий, не дожидаясь реальной ситуации, в которой придется отчитывать детей. А это уже своего рода профилактика подобного поведения.

Мария Зубкова, школьный психолог:

Герои Вебб всегда разговаривают с родителями, советуются с ними, и поэтому их нельзя назвать плохим примером для подражания. Сами же родители никогда не игнорируют рискованное поведение, говорят, почему именно они обеспокоены, и всегда выслушивают оправдания ребенка. Все это признаки вполне здоровых семейных отношений и воспитательных стратегий — я бы скорее обеспокоилась, если бы в книге взрослые повышали голос, лишали прогулок или хватались за ремень.

Если вас все же смущают отдельные моменты в сюжете, на мой взгляд, достаточно по ходу чтения останавливаться на них и обсуждать с ребенком, как стоило бы поступить герою и почему.

Рождественские истории. Тигрёнок Звёздочка (выпуск 8)

Рождественские истории. Тигрёнок Звёздочка (выпуск 8) Холли Вебб Твердый переплет 355 ₽ Добавить в корзину В корзину

Как объяснить ребенку, что домашнее животное — это не игрушка, а большая ответственность? И что делать, если после прочтения рассказов о кошках и собаках малыш попросит завести питомца, которого родители не готовы содержать?

Ирина Белобородова, детский и семейный психолог, игровой терапевт:

С этой непростой темой рано или поздно сталкиваются все родители. Когда простого разговора на тему ответственности недостаточно, на помощь приходят книги и истории, на примере которых можно показать, насколько серьезным шагом является решение завести питомца. Данная серия отлично иллюстрирует не только приятную сторону общения с домашним животным, но и показывает более сложную картину эмоций, возникающих у нас в подобных отношениях.

Избежать момента, в который ребенок захочет завести питомца, вряд ли возможно, и далеко не всегда здесь будет связь с чтением на эту тему. А диалог об ответственности предстоит вести каждому родителю. В данном случае истории о зверятах помогут в доверительной атмосфере обсудить с ребенком все стороны такого серьезного решения, а с детьми постарше — еще и вопрос ответственности в отношениях в более широком контексте.

Щенок Скаут, или Мохнатый ученик (выпуск 38)

Щенок Скаут, или Мохнатый ученик (выпуск 38) Холли Вебб Твердый переплет 290 ₽ Добавить в корзину В корзину

И детям и родителям важно понимать, что домашний питомец — это живое существо, требующее внимания, заботы, времени и определенной статьи расходов в семейном бюджете. Ребенку сложно усвоить на словах, что такое ответственность, он учится этому постепенно, на примере взрослых, видя их поступки. Нужно начинать с простого, выполнимого, чтобы школьник мог почувствовать, что он в силах выполнить свое обязательство.

Если родитель не готов взять питомца, необходимо объяснить ребенку, что он оценил свои силы и не готов сейчас решиться на этот шаг. И это тоже будет примером ответственности.

Мария Зубкова, школьный психолог:

Часть про ответственность за питомцев мне в книгах Холли Вебб нравится больше всего: котят героиня кормит строго каждые 4 часа, щенок скулит и будит всю семью по ночам, а еще с питомцами гуляют, водят их на поводке, дрессируют, а те могут укусить или навести беспорядок. Словом, они настоящие, живые и не похожи на мягкую игрушку, которую можно положить в шкаф и оставить там на пару дней.

Читайте также:

      

  • В каких поступках выражается деспотизм самодурство и жестокость троекурова кратко
  •   

  • Объясните кто мог стать рыцарем чем определялось положение рыцаря в обществе история 6 класс кратко
  •   

  • Фульвовые кислоты что это такое для организма человека кратко и понятно
  •   

  • Что такое система станиславского кратко и понятно
  •   

  • Как образуется дождь для детей кратко

Почему сказки о животных так популярны

Народное творчество, а позже литературные сказки о животных, призваны рассказывать и детям и взрослым об опыте. Как о простом житейском опыте, характерах и характерных чертах, наличествующих у всевозможных живых существ, так и об обобщенном опыте человечества, зафиксированном в нарочито простом метафорическом изложении.

Почему сказки о животных так популярны

Возникнув в глубокой древности, сказки о животных, как разновидность этого жанра, были призваны рассказывать о повадках и общих характеристиках животных, их взаимоотношении с другими видами животных и с человеком.

Охотники, звероводы, скотоводы, крестьяне – все, кто соприкасался с животным миром, чувствовали необходимость фиксации накопленной информации для передачи их последующим поколениям. Наблюдения за животными вылились у человечества в сумму знаний, которые они могли передать потомкам только при помощи устного творчества – поверий, сказаний, сказок.

Зачастую сказка рождалась спонтанно, как поверие, потом обрастала подробностями о взаимоотношении животных, птиц и рыб с человеком, а затем, постепенно происходило «очеловечевание» сказочных животных: у них появлялись характеры, придающие индивидуальность.

Из полуреалистических сказаний, в которых отражались реальные черты поведения животных, при помощи фантазии сказителя, истории трансформировались в сказки, в которых звери стали наделяться характерами и качествами человека, они стали вести себя как люди. Более того, с отходом от язычества, придаваемый животному характер был словно калькой с образа какого-нибудь знакомого многим человека, поэтому сказки приобрели популярность как некие ироническо-сатирические истории.

Со временем появился некий стандарт поведения того или иного животного в сказке: например, конь всегда становился спасателем, медведь – символизировал доверчивость и медлительность, заяц – образец трусости, но и преданности, волк – жадности и хитрости, а временами и тупости, лиса – хитрости и ловкости, лев — мудрости и гнева, кот – бесстрашия и ума.

Структура сказок о животных, как правило, проста: эпизоды нанизываются один на другой, зачастую используются повторяющиеся ситуации, без видимого развития. Но сюжет движется благодаря диалогизму персонажей.

Уже к началу 19-го века животным в литературных сказках стали придавать также и психологически мотивированные черты. Позднее, Шарль Перро, Редьярд Киплинг или Льюис Кэрролл наделяли своих сказочных героев не просто характерами абстрактных людей, а характерами тех, у которых были настоящие прототипы. Все поведение персонажей в их литературных сказках двигало сюжет, исходя именно из специфических психологических мотиваций, основанных на индивидуальных характерах.

И поскольку, с одной стороны, речь в таких сказках шла вроде бы о животных – никак не о людях, то вот эта своеобразная эзопова свобода позволяла говорить о важных моральных вещах без излишнего морализаторства, легким стилем, с использованием неологизмов, жаргонизмов и диалектизмов. Своеобразная животная «маска» позволяет спрятать за ней резкие, порою прямолинейные смысловые акценты.

Видео по теме

Сказка
– это повествования о чудесных явлениях,
о превращениях, о приключениях дурачка,
а плуте, о нерадивых и глупых женах, о
пространстве, где дружат, ходят друг к
другу в гости животные.

Установка
на вымысел в сказках означает определенную
договоренность между рассказчиком и
слушателями: все, о чем рассказывается
в сказке, — заведомо неправда, ложь, в
которую никто изначально не верит. В
российской фольклористике наиболее
распространено деление сказок на
животные, волшебные и социально-бытовые.

Животными
сказками называются по наличию
персонажей-животных. Это один и древнейших
видов сказки. Она восходит к утилитарной
информации охотников, рыболовов,
скотоводов, содержащей наблюдения за
повадками животных. Многие сказки о
животных рождены из тотемных мифов.
Сказки выполняли развлекательную
функцию.

Становление
классической сказки о животных происходит
в период разложения первобытной культуры.
Сказок о животных в русском фольклоре
сохранилось мало (по сравнению с другими
видами сказок).

Сказка
о животных постепенно становится
достоянием детской аудитории.

В
сказке о животных развит диалог, многие
состоят только из диалога. Распространенный
композиционный прием сказки – кумуляция,
такие сказки называют кумулятивными.
Как правило, сказка о животных
одноэпизодична. Но порой в одной сказке
объединено несколько сказочных эпизодов
– это контаминация сюжетов.

Основные
персонажи животных сказок – дикие
лесные животные, хотя есть и домашние,
которые соседствуют и существуют с
дикими. Появление сказок о животных
можно отнести к доклассовой стадии
развития общества.

От
литературной сказки, басни с животными
фольклорная сказка отличается отсутствием
в ней социальной сатиры, социального
аллегоризма. В сказках повадки зверей
напоминают людей и тем вызывают улыбку,
но они не имеют никакого иносказательного
смысла. Герои животных сказок не воплощают
человеческих недостатков.

Сказочные
персонажи-животные широко заимствовались
литературной сказкой.

8. Волшебные сказки. Происхождение, поэтика.

Сказка
– это повествования о чудесных явлениях,
о превращениях, о приключениях дурачка,
а плуте, о нерадивых и глупых женах, о
пространстве, где дружат, ходят друг к
другу в гости животные.

Установка
на вымысел в сказках означает определенную
договоренность между рассказчиком и
слушателями: все, о чем рассказывается
в сказке, — заведомо неправда, ложь, в
которую никто изначально не верит. В
российской фольклористике наиболее
распространено деление сказок на
животные, волшебные и социально-бытовые.

Волшебные
сказки (ВС)– это фольклорные, тексты, с
которыми ассоциируется понятие «сказка».
Их называют собственно сказками. Не
только наличие в сказке волшебства
является поводом называть ее волшебной.
Она узнаваема, прежде всего, по структуре.

Первоначально
это были рассказы утилитарного назначения
– с рецептами, магическими приемами,
помогающими подчинить природу. Эти
рассказы содержали всевозможные табу.

Существует
множество классификаций действующих
лиц волшебной сказки.

Для
персонажей ВС имеют значение признаки
семейного и индивидуального статуса,
т.к. ей свойственно стремление разрешить
личную судьбу героя. Все персонажи
волшебной сказки делятся на две группы:
персонажи, основным признаком которых
служит семейный статус, и персонажи, у
которых основным является индивидуальный
статус. В основном действие ВС
концентрируется на теме семьи и брака,
в контексте этой темы строится биография
героя сказки.

ВС,
выделившаяся из мифа, заимствовала
некоторые его структурные особенности.
Так, бинарная (оппозиционная) структура
мифа отражена в структуре ВС. Но в отличие
от мифа, где оппозиция объясняет мир,
сказочная оппозиция построена на
событийном уровне: герой – его антагонисты,
отрицательные начала – положительные.
Наряду с принципом бинарности в структуре
ВС участвует принцип троичности. Таковы
утроения среди персонажей – три брата
или три сестры и т.д. Цель троичности
замедлить сюжетное развитие, или прием
ретардации. В ВС сказке есть посредники
между оппозициями – медиаторы. Герой
ВС также несет в себе функцию медиатора,
которая проявляется в способности к
превращению, в зооморфном происхождении
героя, в его связях со сверхъестественными
силами. Полноценными и постоянными
медиаторами ВС являются помощники и
дарители – персонажи, принадлежащие
двум мирам, например Баба-Яга.

Существуют
две разновидности героя ВС: «высокий»
и «низкий». Для «высокого» характерно
благородное происхождение, обладание
сверхъестественными способностями.
«Низкий» герой – социально обездоленный
персонаж.

В
отличие от мифического героя герой ВС
не обладает магической силой. Структура
сюжета ВС генетически восходит к этапам
обряда инициации – посвящения,
наполненного испытаниями.

По
характеру конфликта ВС можно поделить
на две группы: сказки с героем и его
потусторонним антагонистом; сказки с
героем и его «посюсторонним» антагонистом.

Рассказывание
ВС облечено в «раму»: помимо традиционных
сюжетно-композиционных элементов
(зачин, завязка, развитие действия,
кульминация, развязка) в ВС присутствуют
присказка и концовка, которые акцентируют
внимание слушателей на том, что сказка
– придумка, небылица, развлечение. После
присказки следует сказочный зачин (или
экспозиция), в нем подчеркивается
неопределенность времени, места действия.
После развязки сказка может заканчиваться
концовкой.

В
развитии сюжета ВС сказки популярен
мотив превращения (метаморфозы).

ВС
постепенно сдает позиции, но не уходит
из бытования, а трансформируется. Сказка
входит в новую фазу: из волшебной
становится новеллистической и авантюрной.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Особенности сказок о животных.

Сказки о животных имеют большое значение для воспитания дошкольников. 
Они поучительны и занимательны, поэтому их часто читают детям. Сказки о животных зародились в глубокой древности и на ранней стадии своего развития носили магический характер. С течением времени они утратили своё магическое значение и приблизились к небольшому поучительному рассказу аллегорической формы. В сказках о животных затрагиваются вопросы морали, нравственности. Они учат справедливости, воспитывают чувство коллективизма, вызывают желание помочь слабому. 

В сказках про животных обычно высмеиваются людские пороки, а поэтому животным присваиваются те или иные черты человеческого характера.
Ну, на пример:
Заяц — трус;
Лиса — хитрая, плутоватая;
Волк злой или наоборот — вернейший друг;
Медведь силён, но неуклюж и не расторопен.. . и так далее.
Со временем эти черты в сознании людском запомнились и закрепились.
И теперь, если услышите словосочетание: «Царь зверей», то всем становится ясно, что речь идет про льва. С животными происходят события, характерные для мира людей: сватовство в «Лиса и журавль»,
таким образом в этих сказках иносказательно отражается человеческое общество. Существует три основных вида русских народных сказок: волшебные, бытовые и детские сказки о животных. Но они так отличаются друг от друга,
что лучше говорить о них в отдельности. Своеобразие сказок о животных обуславливает и особенность их чтения. Само по себе название «сказка» определяет форму чтения. Читается сказка по книге или наизусть всегда в простой, разговорной манере. Воспитатель обращается к детям распространённой сказочной формой повествования. « Я там был…» « Жили – были..» . Естественный задушевный тон — одно из главных условий чтения сказки. 
Сказки о животных обычно невелики по объёму, содержание их предельно просто, близко и понятно детям. В основе их лежит реальная действительность, элемент фантастики в них незначителен. Он проявляется в очеловечивании животных, которые не только говорят человеческим языком, но и действуют, как люди. Эта особенность сказок о животных также требует чтения их с обычными для бытового общения интонациями, естественно и просто.

Как правило, сказки о животных строятся по принципу антитезы: добро противопоставляется злу («Лиса, заяц и Петух»), ум – глупости («Лиса и козёл», и.т.д. Эту особенность сказок надо также учитывать при чтении. Места, в которых делается противопоставление, следует выделять голосом (большей силы), замедлением темпа, паузами (большей силы). 
Подчёркивание этих мест усиливает впечатление от сказки, делает её более понятной для детей. Герои в сказках о животных – хорошо знакомы детям. Особенность изображения сказочных героев определяет и своеобразие передачи их образов при чтении. Воспитателю следует так читать сказки, чтобы дети сразу поняли, о каком герое идёт речь. Так, те места, где говориться о положительных героях, воспитатель читает ласково, с одобрительными интонациями, стремясь вызвать у слушателей тёплое отношение. Воспроизведению же образов отрицательных героев должны соответствовать сухие, неприязненные интонации.

Действие в сказках о животных начинается сразу: «Посадил дед репку…» и развивается непрерывно. Один эпизод сменяется другим. Возьмем, к примеру, сказку «Лиса, заяц и петух». Только что лиса выгнала зайца из избушки, как ему встречается собака, убежала собака — повстречался медведь, ушёл медведь — появился петух и.т.д.

Сюжет в сказках о животных развивается быстро. Композиция не сложная. Большую роль играют многократные повторения: например, заяц, выгнанный из своей избушки лисой, встречается с собаками, медведем, петухом и всем в совершенно одинаковых выражениях рассказывает о своём несчастье: «Как мне не плакать, была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная…» 
Многократные повторы имеют большое смысловое значение. Они передают постепенное нарастание напряжения, которое в последнем случае достигает наивысшей точки и является кульминационным моментом, после которого наступает решающий перелом в действии. Повторы волнуют детей, помогают им понять сказку и запомнить её, поэтому повторы при чтении необходимо выделять. Слова, которые передают нарастающее напряжение, лучше читать с большими паузами, следует замедленно произносить последний повтор, так как он, являясь моментом наивысшего напряжения, настораживает ребят и подготавливает их к восприятию того, что последует за ним. Сказки о животных : Колобок . Зайкина избушка .Лисичка-сестричка и волк .Лиса, заяц и петух .Звери в яме .Маша и медведь .Теремок .Мужик, медведь и лиса .Овца, лиса и волк .Волк и козлята .Лиса и журавль. Лиса и козёл .Зимовье зверей .Кот и Лиса .Кот, петух и лиса .Журавль и цапля и т.д.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/404981-osobennosti-skazok-o-zhivotnyh

  • Почему многие люди зависят от мнения окружающих сочинение по литературе
  • Почему многие люди зависят от мнения окружающих итоговое сочинение
  • Почему многие люди боятся перемен сочинение гроза
  • Почему многие люди боятся перемен сочинение аргументы
  • Почему многие люди боятся перемен в жизни итоговое сочинение