Обновлено: 10.01.2023
«Горе от ума» — выдающееся произведение А. С. Грибоедова, новаторское для своего времени. Оно совместило в себе несколько литературных направлений: классицизм, реализм, романтизм и сентиментализм. Несмотря на авторское определение жанра как «комедия», оно больше склоняется к «высокой драме» из-за почти трагического, открытого финала — главный герой, Чацкий, покидает дом Фамусова, разочарованный в своих надеждах. Что же повлияло на на его решение оставить Москву? Этот вопрос я бы хотела подробнее рассмотреть в своем сочинении.
Одна из причин заключена в разрешении конфликтов комедии, в первую очередь, любовного конфликта. Чацкий приезжает в Москву после странствий по миру, окрыленный любовью к Софье, дочери Фамусова, с которой они были прежде дружны. Он ожидает радушного приема, но Софья отвечает ему холодностью, потому что она влюблена в Молчалина. Несмотря на свою просвещенность и образованность, разум Чацкого отуманен чувствами, поэтому он не сразу замечает, что ему предпочли «бессловесного», он старается разгадать игру Софьи. Финальный монолог Чацкого проникнут разочарованием: «Слепец! я в ком искал награду всех трудов! / Спешил. летел! дрожал! Вот счастье, думал, близко. / Пред кем я давича так страстно и так низко / Был расточитель нежных слов!».
Чем ближе любовный конфликт приближается к разоблачительной развязке, тем все более ожесточенной становится противостояние в общественно-политическом конфликте.
Общественно-политический конфликт комедии строится на противостоянии двух лагерей: Чацкого и фамусовского общества. Принадлежность к какому-либо лагерю является одним из принципов организации системы образов: каждый из героев, так или иначе, состоит в одном из них. Фамусовское общество х
Вы видите только 35% текста. Оплатите один раз,
чтобы читать целиком более 6000 сочинений сразу по всем предметам.
Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда. Оплата через Apple Pay, GPay
- 3 из 3 К1 Соответствие сочинения теме и её раскрытие
- 3 из 3 К2 Привлечение текста произведения для аргументации
- 2 из 2 К3 Опора на теоретико-литературные понятия
- 3 из 3 К4 Композиционная цельность и логичность
- 3 из 3 К5 Соблюдение речевых норм
- ИТОГО: 14 из 14
1. Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне.
2. Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем и деталей, авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют.
3. Теоретико-литературные понятия включены в сочинение и использованы для анализа текста произведения в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют.
4. Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов.
5. Допущена одна речевая ошибка.
Этих людей Грибоедов высмеивает за лицемерие, необразованность и бездушие. Автор противопоставляет им Чацкого. Этот человек умен и образован. Он открыто высказывает все, что у него на душе. Обвинительные речи Чацкого вызывают гнев и возмущение фамусовского общества. Оно стремится не только унизить и оскорбить, но и уничтожить достойного человека. Не найдя ни в ком сочувствия и понимания, Чацкий бежит из Москвы.
* Будь плохонький, да если наберется * Душ тысячки две родовых. * Тот и жених.
* К нам на вечер, в четверг, проси скорее * Натальи Дмитриевны знакомого: вон он!
* То бережешься, то обед: * Ешь три часа, а в три дни не сварится!
Фамусов занимается завтраками, обедами, крестинами. Московское барство дает разорительные балы:
* Кто хочет к нам пожаловать, — изволь. * Дверь отперта для званых и не званных. * Даже дряхлые старики и старухи проводят жизнь в развлечениях: * Поетем, матушка, мне прафо не под силу, * Когда-нибуть я с пала та в могилу.
Чацкий бежит из общества, где ценится не благородство и честность, а угодничество и подхалимство. Графиня Хлестова обличает Загорецкого:
* Лгунишка он, картежник, вор. * Я от него все двери на запор… * Но в то же время благодарит его за двух арапчонков: * Да мастер услужить: мне и сестре Прасковье * Двоих арапченков на ярмарке достал.
* Там моську вовремя погладит. * Там впору карточку вотрет.
Чацкий оставляет город, где господствуют крепостнические порядки. Хлестова служанку не считает за человека:
* От скуки я взяла с собой
* Арапку-девку да собачку * Вели их накормить ужо, дружочек мой, * От ужина сошли подачку.
* А у меня, что дело, что не дело. * Обычай мой такой: * Подписано, так с плеч долой.
Главная цель жизни Скалозуба — любой ценой достичь генеральского чина:
В Москве царит невежество и поклонение перед всем иностранным. Фамусов считает, что наука и образование являются злом:
* Ученье — вот чума, ученость — вот причина. * Что нынче пуще, чем когда, * Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
* Приехал — и нашел, что ласкам нет конца; * Ни звука русского, ни русского лица * Не встретил, будто бы в отечестве, с друзьями.
Чин следовал ему:
* Он службу вдруг оставил, * В деревне книги стал читать. * Родственник княгини Хлестовой: * Чинов не хочет знать! * Он химик, он ботаник, * Князь Федор, мой племянник.
Чацкий покидает Москву, но он остается непобежденным.
Почему чацкий вынужден бежать из москвы?
Столкновение Чацкого и Москвы с ее фамусовским обществом было неизбежно. Разногласия возникают сразу же после приезда Чацкого в дом Фамусова после его трехлетнего путешествия по Европе. Конфликт постепенно набирает обороты и усугубляется любовной драмой, крушением надежд Чацкого на личное счастье. Главный герой вступает в борьбу за свои идеалы, которые полностью противоположны взглядам фамусовской Москвы.
Фамусов и Молчалин видят в государственной службе лишь источник личных выгод, они служат чинам, а не делу. Они не видят ничего зазорного в прислуживании, в то время как Чацкому прислуживаться тошно. Именно поэтому он уходит со службы. Чацкий с радостью служил бы родине, но не хочет прислуживаться начальству.
Фамусовское общество пренебрежительно относится ко всему национальному и народному, рабски подражает внешней западной культуре. Чацкий же обеспокоен развитием национальной культуры. Фамусовская Москва измеряет значимость человека количеством крепостных душ и его происхождением. Чацкий же видит ценность человека в его личностных характеристиках. Для Фамусова и ему подобных мнение аристократического общества является непогрешимым, а Чацкий отстаивает свободу мысли и право каждого человека открыто высказывать свои убеждения.
Чацкий резко критикует произвол, деспотизм, лесть, лицемерие и пустоту жизненных интересов московского дворянства. Он со своими идеями врывается в мир Фамусова, словно вихрь. Но его взгляды опасны для сложившихся устоев, обществу проще признать Чацкого сумасшедшим, чем попытаться понять и принять его. Каждый остается при своем мнении, и Чацкий покидает Москву.
В комедии “Горе от ума” А. С. Грибоедов поднял болезненную тему современности – невостребованность чести и достоинства. Его герой обладает этими важными качествами, однако попадает в общество, где нет места умным и прогрессивным людям.
Чацкий после трехлетних странствий возвращается в родную Москву, откуда бежал от скуки в поисках “ума”. В столицу его влечет нежное чувство к дочери Фамусова – Софье. Однако по возвращении Александр Андреевич видит, что за время его отсутствия ничего не изменилось – те же лица, та же неискренность
Он остается здесь лишь в надежде вызвать ответное чувство у подруги детства.
К сожалению, “век покорности и страха” не миновал, поэтому умный образованный Чацкий вступает в открытую конфронтацию с “веком минувшим”. Фамусов считает молодого человека гордецом, всячески пытается убедить в необходимости поступить на службу и смириться с существующими нравами. Но гость упорно отстаивает свою позицию в бесконечных спорах с хозяином.
Его знаменитый монолог “А судьи кто. ” показывает, что Чацкий осознает невозможность нынешнего руководства России вывести
Лишь служанка Лиза отмечает чувствительность и острый ум Чацкого, о чем говорит Софьи. Однако влюбленной в жалкого секретаря девушке нет дела до неординарной личности Александра. В доме Фамусовых явно не рады гостю, который не разделяет их взглядов и приземленных интересов.
Кульминацией конфликта с фамусовским обществом становится сцена на балу, где собрались представители высшего света. Грибоедов подчеркивает, насколько быстро расходятся сплетни среди элиты, как низки их суждения. Чацкий чувствует себя одиноко, но держится на высоте.
У дворянства нет аргументов, чтобы выйти победителем из противостояния с красноречивым Чацким, поэтому их круг опускается до роспуска слухов о сумасшествии героя. Во многом этому способствовала Софья.
Чацкого больше ничто не держит в Москве, он решает навсегда покинуть лицемерное общество. Напоследок он открывает глаза Софье на ничтожного “низкопоклонника и дельца” Молчалина, которому та отдала свое сердце.
Мне кажется, объявленный сумасбродом Чацкий доказал низость фамусовского общества. И если сами аристократы не вняли обличительным речам героя, то читатель однозначно принимает сторону деятельной личности. К сожалению, с подобными ситуациями можно столкнуться и в наши дни.
Будь плохонький, да если наберется
Душ тысячки две родовых,
К нам на вечер, в четверг, проси скорее Натальи Дмитриевны знакомого: вон он!
Чацкий бежит из праздной Москвы. Жизнь Москвы наполнена балами, развлечениями, где процветают пересуды и обжорство:
То бережешься, то обед:
Ешь три часа, а в три дни не сварится!
Фамусов занимается завтраками, обедами, крестинами. Московское барство дает разорительные балы:
Кто хочет к нам пожаловать, — изволь, Дверь отперта для званых и не званных.
Даже дряхлые старики и старухи проводят жизнь в развлечениях:
Поетем, матушка, мне прафо не под силу,
Когда-нибуть я с пала та в могилу.
Чацкий бежит из общества, где ценится не благородство и честность, а угодничество и подхалимство. Графиня Хлёстова обличает Загорецкого:
Лгунишка он, картежник, вор. Я от него все двери на запор…
Но в то же время благодарит его за двух арапчонков:
Да мастер услужить: мне и сестре Прасковье
Двоих арапченков на ярмарке достал.
Там моську вовремя погладит, Там впору карточку вотрет. Чацкий оставляет город, где господствуют крепостнические порядки. Хлестова служанку не считает за человека:
От скуки я взяла с собой Арапку-девку да собачку
Вели их накормить ужо, дружочек мой,
От ужина сошли подачку.
А у меня, что дело, что не дело.
Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой.
Главная цель жизни Скалозуба — любой ценой достичь генеральского чина:
Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы;
Об них как истинный философ я сужу:
Мне только бы досталось в генералы.
Ну как не порадеть родному человечку!
В Москве царит невежество и поклонение перед всем иностранным. Фамусов считает, что наука и образование являются злом:
Ученье — вот чума, ученость — вот причина,
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
Приехал — и нашел, что ласкам нет конца;
Ни звука русского, ни русского лица
Не встретил, будто бы в отечестве, с друзьями.
Чин следовал ему:
Он службу вдруг оставил,
В деревне книги стал читать.
Родственник княгини Хлестовой:
Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник, Князь Федор, мой племянник.
Чацкий покидает Москву, но он остается непобежденным.
Образ Чацкого остается актуальным и в наше неспокойное время. И в наши дни есть честные, решительные люди, которые не могут мириться с несправедливостью. Они вступают в открытую борьбу с чиновниками и часто проигрывают в этой неравной борьбе.
“Возврат Чацкого в Москву …” и был одним из опытов такой полемической сатиры. Защищаться и атаковать приходилось в разные стороны: не менее, чем антисословный и антиаристократический нигилизм публицистов “Современника”, Ростопчину раздражала идея славянофилов, которые “сочинили нам какую-то мнимую древнюю Русь, к которой они хотят возвратить нас, несмотря на ход времени и просвещенья”. Комедия Ростопчиной портретна. В образе медоточивого поэта Элейкина, изворотливого в споре и откровенно злобного, когда задето его самолюбие, угадываются славянофилы А.С. Хомяков и И.С. Аксаков (оба писали стихи).
Фамилия говорящая – элейкость (“елей” или “элей” – церковное масло), намёк на подчёркнутое обрядовое православие Хомякова, проступает во всех речах и поступках певца блаженной старины. В образе профессора Феологинского выведены не только московские историки-западники Т.Н. Грановский, Б.Н. Чичерин и С.М. Соловьёв, но и Чернышевский; в фамилии персонажа комедии Феологинский (от “феологии” или “теологии”) скрыт намёк на происхождение Чернышевского, сына священника. Цурмайер – конечно, пародия на Добролюбова, в ту пору студента, но уже одного из критиков “Современника”, поэта. Сестрицы – эмансипанки княжна Зизи и княжна Милен – возможно, злые женские шпильки в адрес нелюбимой Ростопчиной “красной” графини Е.В. Салиас де Турнемир, её соперницы в литературе.
Сатира “на лица”, “Возврат Чацкого в Москву … ” продолжает Грибоедова; истинные имена персонажей “Горе от ума” были хорошо известны его первым читателям. В самом Чацком современники угадывали Грибоедова и П.Я. Чаадаева. И в комедии Ростопчиной Чацкий – это как бы сам автор “Горя от ума”, вернувшийся в Москву “после двадцатилетней разлуки”. Хронология точна и не случайна – в родные края приезжает герой “преддекабрьской” эпохи (действие грибоедовской пьесы Ростопчина относит к 1825 году) и с изумлением видит, как опошлены ничтожными подражателями его заветные идеи свободы, просвещения и национальной самобытности … Москва образца 1850 года всё та же – “стареет, Но не меняется”, и проживают в ней все старые знакомые. Нет лишь Репетилова – зато он проглядывает в каждой из окружающих героя масок … Мир “Возврата …” саморазоблачает себя.
Инвективам радикалов Цурмайера и Феологинского против “квасных патриотов” Элейкина и четы Горичей не откажешь в меткости, как и уколом другой стороны в адрес поклонников “идеи” и “прогресса”. А язвительная графиня – внучка, осыпающая градом насмешек оба лагеря, в своих наблюдениях почти совпадают с самим Чацким. Но Чацкий, по замыслу Ростопчиной стоит над схваткой: от его проницательного и иронического взора не скрывается то, чего не могут увидеть остальные, ослеплённые взаимной ненавистью или завистью: частицы правды, содержащиеся в доктринах обеих “партий”, но доведённые их приверженцами до абсурда. Единственный союзник Чацкого – одиноко сидящая в углу фамусовской гостиной княгиня Цветкова, которая со спокойным достоинством держит себя в чужом ей пошлом окружении. Её “цветочное” имя – прозрачный намёк на саму Ростопчину – вспомним “белоснежную розу”, с которой сравнивается в “Счастливой женщине” Марина Ненская, или такие строки:
А я, цветок, в безвестности пустыни Увижу я …и мысли тщетный дар, И смелый дух, и вдохновенья жар Кто их поймёт? В поэте луч святыни Кто разглядит сквозь дум неясных пар? … (“Последний цветок”, 1835 год)
Салон, посетить который просит княгиня Чацкого (“Я позову для вас и женщин, просвещённых \ и несколько мужчин, и стариков почтенных”) – это, конечно, салон Ростопчиной. Правда, писательница не так спокойна и милосердна к обществу, как её героиня. Княгиня Цветкова привечает странника Чацкого, графиня Ростопчина пишет свою комедию между строк грибоедовского текста, подхватывая полузабытые остроты автора “Горя от ума”. Так, уничижительное замечание Чацкого о Цурмайере и Попове
У нас, бывало, В старинные года, лет 25 назад, В распорядители журнала Не вздумали бы взять ребят”
может быть, отголосок желчных эпиграмм Грибоедова на “детей” и “студентов” М.А. Дмитриева и А.И. Писарева, критиков его комедии. Слог Ростопчиной часто совершенно грибоедовский, характеры естественные и пародии смешны. Правда, пьеса не совсем попадает в цель. Подмечая смешные и слабые стороны своих противников, писательница так утрирует их, что воюет скорее с порождёнными ею же карикатурами. Кстати, вовсе не Москва вопреки её убеждению была рассадником вольномыслия. К репликам и монологам Элейкина или Горичей или Цурмайера и Попова ни славянофильство, ни воззрения публицистов “Современника” свести невозможно – даже при необходимой поправке на сатирическое преувеличение.
Но если взглянуть на пьесу Ростопчиной как на осмеяние крайностей или неудачных подражаний двум течениям русской мысли, то за автором нельзя не признать правоты здравого смысла. “Возврат Чацкого в Москву … ” повторил судьбу “Горя от ума”: комедия была запрещена к постановке и публикации. Перо цензора отметило как “неудобопропускаемые” не только язвительные пассажи в адрес правительственных чиновников и светского общества, но и стихи Элейкина или восторженные речи княжны Зизи. Предосудительными сочли даже осмеиваемые автором слова персонажей. Как и “Горе от ума”, “Возврат Чацкого в Москву … ” разошёлся в списках. Он будет опубликован только в 1865 году, спустя 7 лет после смерти Евдокии Петровны Ростопчиной.
Дворянская культура – образец классической культуры. Она дала России таланты, без которых немыслимо культурное развитие общества. Но вся духовная культура России выросла из культуры быта. По мнению философов, “если бы наша культура не была организована с точки зрения быта, то наши деятели культуры вряд ли могли бы творить”. Но говоря о дворянской культуре, прежде всего называют имена мужчин, отводя женщину на второй план. Женщина в культуре – барометр эпохи. В XVII-XIX веках женщина стала организующим центром культуры. Это связано с грамотностью. Женщины стали читать, писать. Так царевна Софья переписывала книги. Княжна Волконская пишет письмо Бенкендорфу на французском языке, что означает равенство женщины и государственного мужа.
Женщина собирала библиотеки, занималась воспитанием детей. В начале XIX века в России организуются литературные салоны, в которых происходила огромная духовная работа. Литературный салон – искусство интеллектуального диалога, который строится на игре умов, сливающей просвещение и элитарность. В центре салона – женина. То есть культура скреплялась женщиной.
Евдокия Петровна, как и другие писательницы XIX века, в своих произведениях отражала борьбу в защиту прав женщины, протест против порядков, которые не давали ей возможности участвовать в общественной жизни своего времени. Произведения Ростопчиной не могли переменить не очень любезного ей хода событий. Они не стали образцовыми созданиями прозы и комедиографии, но оставили своеобразный след в русской словесности. Исповедь влюблённой и страдающей героини, описание картинного и непосредственного мира старинного палаццо вызовут соучастие и сочувствие, а меткие выпады безжалостной женской руки удовлетворит взыскательному вкусу читателей и спустя полтора века. Найти отзыв в чужом сердце через поколения – не об этом ли мечтала Евдокия Петровна Ростопчина и не в этом ли предназначение литературы?
Первой причиной того, почему главный герой покидает Москву, является то, что окружение, в которое попадет молодой человек, не понимает и не слышит его, считает сумасшедшим. Вторая причина безвозвратного покидания Москвы –это то, что Александр Чацкий проигрывает и в любовными конфликте с Софьей. Девушка не любит его и, так же как и фамусовское общество, не поддерживает молодого человека в его взглядах.
Представители общества, в которое попадает Чацкий — это люди, привыкшие жить в крепостнической России, нежелающие что-либо менять и совершенствовать.
Одним из самых ярких представителей этого общества является Фамусов. Павел Афанасьевич-это богатый чиновник, поклоняющейся чинам и чужим иностранным обычаям, воспринимающим такие понятия, как произвол, лицемерие и деспотизм за норму, которая существует в обществе. В произведении мы видим, как он безалаберно относится к собственной работе, как чинопочитает Сколазуба, желая женить на нем свою дочь Софью.
Поэтому Чацкий для всего фамусовского общества неспроста является сумасшедшим. Взгляды молодого человека противоположны взглядам Фамусова и его сподвижникам. Александр борется за свободу, призирает чинопочитание и крепостнические порядки. Это можно видеть в его монологе:
Любовный конфликт, происходящий между главным героем и Софьей, позволяет Чацкому окончательно убедиться в том, что в Москве его не только никто не будет слушать, но его и никто не желает здесь поддержать. Понимая, что Софья любит Молчалина, а не его он разочаровывается в любви и осознает, что остался один.
Таким образом, можно сделать вывод, что отъезд Чацкого из Москвы был неизбежен, так как здесь главный герой является лишним человеком для всего общества. Молодого человека окружает непонимание и насмешки. Он остается один среди тех, чьи взгляды на жизнь он презирает.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Читайте также:
- Властителям и судиям сочинение
- Сочинение на научную тему
- Сурэх тэбэрин тухары сочинение
- Сочинение на тему верный пес ребята собрались в поход к озеру
- Сочинение по стихотворению узник
Александр Андреевич Чацкий — молодой образованный дворянин, только что вернувшийся из трехлетнего путешествия. Он не богат, хотя принадлежит к «известной фамилии». Детство его прошло в доме Фамусова, друга его покойного отца. Здесь он вырос и подружился с Софьей. Мы не знаем, где и какое образование получил Чацкий, но видим, что это человек просвещенный, литератор («славно пишет, переводит»). Об уме его, ост- сроумии и красноречии говорят и Фамусов, и Софья. Он служил некоторое время в Петербурге, где был даже «с министрами знаком», но порвал со службой («Служить бы рад, прислуживаться тошно»). Чацкий путешествовал недаром. Длительное знакомство с различными странами не только расширило его кругозор, но и обострило восприимчивость к явлениям общественной жизни. Это тотчас сказалось по его возвращении в Москву. Жизнь московского дворянского общества, знакомая ему еще по впечатлениям детства и юности, поражает Чацкого своим застоем, пошлостью и пустотой. В ней те же старые предрассудки, что и десятки лет назад. Чацкий говорит об этих недостатках сначала добродуш- но-насмешливо, но чем дальше, тем больше тон его иронии сменяется гневно-обличительным пафосом критика и сатирика. Выслушав самодовольные рассуждения Фамусова о старине и совет жить и учиться, «на старших глядя», Чацкий резко обрушивается на угодничество, низкопоклонство и раболепство, распространенные в московском обществе. Его поражает контраст между пережитками старины и веяниями нового времени, между «веком нынешним и веком минувшим». В противовес рабскому идеалу фамусовского общество он выдвигает свои идеалы — независимой и просвещенной личности, идеал жизни, свободной от рабства во всех его видах. Речи Чацкого-обнаруживают, какая глубокая пропасть лежит между его мировоззрением и взглядами общества. Представители фамусовского общества, служа из-за личных выгод, раболепно прислушиваются к мнению вельмож. Чацкий требует службы «делу, а не лицам». Фамусовское общество ценит в образовании только внешний лоск. Стремясь набрать «учителей полки, числом поболее, ценою подешевле», оно не оценивает внутренней сущности образования. Чацкий стоит за истинное просвещение, он говорит о передовых людях, об энтузиастах просвещения, подлинных и бескорыстных ревнителях науки и искусства. Крепостное право было для московского общества нормальным явлением, оно вполне соответствовало интересам дворянства. Чацкий тоже дворянин и сам имеет около трехсот крепостных. Но имением он' управляет «оплошно», то есть не применяет, очевидно, обычных суровых форм эксплуатации крестьян. Его возмущает дворянское «разливание в пирах и мотовстве», источником которого является «грабительство». Особенно страстно он нападает на безобразное проявление крепостного права: обмен крепостных на собак, распродажу крестьян. В его монологе «А судьи кто?» звучит не только негодование гуманного человека, но и протест против крепостного права вообще. Взгляды Чацкого — взгляды патриота. Он любит «умный, бодрый наш народ» и болеет душой за недостатки родной страны. Его угнетает «пустое, рабское, слепое подражанье» дворянского общества иностранцам. Чацкий мечтает о том времени, когда он избавится, наконец, «от жалкой тошноты по старине чужой», чтобы наш народ «хотя по языку не считал нас за немцев». Это борьба за национальное достоинство России. В речах Чацкого дворянская Москва почувствовала своего идейного врага, носителя совершенно иного мировоззрения. Вот почему общество Фамусова дружно и сплоченно восстает против Чацкого. В чем только не обвиняют его! Чацкий и «опасный человек», и «карбонарий», и «фармазон», и «вольтерьянец». Он и «властей не признает», и «вольность хочет проповедать»... Это конфликт двух мировоззрений. Чацкий — чужой человек в консервативной Москве. Он оказался борцом- одиночкой и потерпел поражение. В этом была его общественная драма как представителя нового века. А.С. Грибоедов так разъяснил положение своего героя: «В моей комедии двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека. И этот человек, разумеется, в противоречи с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше других». Но Чацкий не «немного повыше других», он на голову выше окружающего общества. это и обострило его социальную проблему. Одновременно разыгралась и личная драма Чацкого. Софья не оценила его искреннего, восторженного чувства и оттолкнула его. Личное горе переплетается у него с драмой гражданина. Раскрывается сложная гамма переживаний: восторг от свидания с Софьей, надежда на ответное чувство, остроумная критика московских нравов, огорчение, раздражение, разочарование, ревность, возмущение, гнев... Это мучительное состояние человека, которого не понимают ни любимая девушка, ни общество — они лишают его душевного равновесия, и герой испытывает «мильон терзаний». Измученный борьбой с фамусовским обществом и личным горем, Чацкий восклицает: Вон из Москвы! сюда я больше не ездок. Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, Где оскорбленному есть чувству уголок!.. Как рассматривать эту заключительную фразу: жест оскорбленного самолюбия? сдача позиций? угроза? Можно с уверенностью сказать, что герой будет искать уголок оскорбленному чувству не в парке своего имения. Такие люди, как Чацкий, — люди действия. Кроме того, он одинок только в гостиной у Фамусова. В жизни у него есть единомышленники: и князь Федор, и двоюродный брат Скалозуба, и все те, кто упражняется «в расколах и безверьи». А.И. Герцен писал о Чацком: «У него была та беспокойная неугомонность, которая не может выносить диссонанса с окружающим и должна или сломить его, или сломиться». Чацкий, по мнению Гончарова, «шел прямой дорогой на каторжную работу». Это означает, что герой выражал настроение и взгляды декабристов. Чацкие неибежны при всякой борьбе нового со старым, передового с консервативным как борцы с рутиной и носители новых идей. И.А. Гоначаров писал об этом в статье «Мильон терзаний»: «Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого. В честных, горячих речах этих позднейших Чацких будут вечно слышаться грибоедовскйе мотивы и слова, — и если не слова, то смысл и тон раздражительных монологов Чацкого. От этой музыки здоровые герои в борьбе со старым не уйдут никогда. Вот отчего не состарился до сих пор и едва ли состарится когда-нибудь грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия».
Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
Сочинение по вашей теме Чацкий против фамусовской Москвы (по комедии А С Грибоедова «Горе от ума»). Поищите еще с сайта похожие.
Пример №1
Написанная после окончания войны 1812 комедия “Горе от ума” ознаменовала период в истории страны, когда просвещенные люди России питали надежды на перемены в устройстве жизни русской элиты. Именно в этот периоды появляются декабристы, со многими из которых дружил Грибоедов. Автор произведения сталкивает в нем две эпохи: настоящую, готовую к переменам, с прошлой, закостенелую, не желающую перемен. Высшее общество Москвы в комедии высмеяно за лицемерие, показано в свете необразованности и бездушия, противопоставлено умному и образованному Александру Чацкому.
Чацкий в раннем возрасте остается без родителей и попадает под опеку давнего друга отца — Павла Афанасьевича Фамусова, который принимает его как члена семьи. Юноша растет с дочерью Фамусова, Софьей, получает такое же безупречное образование, как дочь богатого дворянина. У Чацкого вспыхивает чувство влюбленности к Софье.
Герой жаждет самостоятельности, ему становится скучно в доме, приютившем его. По этой причине, за три года до описанных в книге событий, Чацкий уезжает, заграницу, в поисках развития. Он полностью обрывает контакт с домом Фамусовых, вызывая обиду у Софьи, так и не дождавшейся от него вестей.
По возвращении юноша ищет встречи с Павлом Фамусовым и его дочерью, мечтая о прекрасном будущем — Чацкий хотел бы жениться на Софье. Однако разговор опекуном заканчивается разочарованием последнего: выясняется, что Александр далек от жизни высшего общества, не поступил на службу, отказался от общепринятых нравов, не имеет стремления к полезным знакомствам. Разочаровавшись, Фамусов признает бывшего воспитанника недостойным руки дочери.
Софья холодно встретила бывшего друга детства и партнера по играм. Она обижена за его молчание, наполнена непониманием и не испытывает теплых чувств, более того, давно любит Молчалина.
Званый вечер в доме Фамусовых заканчивается скандалом: раздосадованный Чацкий отпускает едкие колкости в адрес присутствующих, слывет за сумасшедшего и вынужденно покидает столицу.
Грибоедов стремился показать новаторское благородство главного героя, противопоставив его взгляды ничтожному фамусовскому обществу, которые боятся Чацкого, ведь он может навредить ровному течению их пустой жизни. Покидая Москву, герой покидает старое общество, устаревшие взгляды, не желая становится таким же.
Пример №2
Более ста лет сцены театров сотрясаются горячим и гневным голосом Чацкого, героем комедии “Горе от ума”, призывающим бороться с невежеством, предрассудками сословий и темнотой ума, защищающим передовые новые идеи. Главный герой произведения Грибоедова, как олицетворение новаторства и ума, противопоставлен закостенелому обществу, остановившемуся где-то за порогом новой эпохи. Чтобы понять причину, почему Чацкий уехал навсегда из Москвы, необходимо оценить взаимоотношения между ним и высшим обществом столицы.
За три года до описанных в книге событий, Чацкий покидает стены приютившего его дома Фамусовых и уезжает учиться заграницу, полностью оборвав все контакты, даже с Софьей, к которой он испытывает чувства. Отношение к образованию в обществе, где вырос герой, подозрительное: считается, что именно в образовании кроется зло, порождающее вольности. Предпочтительнее проводить время сплетничая и давая друг другу обеду, ужины, организовывая смотрины для дочерей, заводя полезные знакомства, с целью выгодно пристроить сыновей. Чацкому чужда такая светскость, его ум стремится к развитию, к новому.
Все три года, что герой отсутствовал в столице, жизнь семьи Фамусовых шла своим чередом, стирая из памяти чудака, взятого на воспитание. Возвращение в столицу ознаменовано холодной встречей Софьи, непониманием главы семейства: Чацкий не устроен на службу, не завел влиятельных друзей, собрал заграницей вольных взглядов и точно не может быть хорошей партией для дочери Фамусова. Софья отдает предпочтение Молчалину, который прекрасно вписывается в светское общество: главное качество — умение вовремя оказаться в нужном месте.
Финальная речь Чацкого демонстрирует отношение автора к людям, подобным фамусовскому обществу. Таких людей Грибоедов высмеивает и презирает за лицемерность, необразованность и бездушность. Такое общество ограничено, не способно чувствовать мир, принимать перемены, каждый из них носит маски при общении. Чацкий верит, что сможет изменить мир словом, его дерзость, горячность, свободолюбие переросли маленький мирок фамусовского общества, поэтому он не сможет жить по их законам. Он решает навсегда оставить столицу, унося в себе душевные терзания и глубокое разочарование.