Почему музыка не стареет сочинение

Настоящая музыка не бывает «старой»

Содержание:

  1. Традиции и новаторство в деятельности человека.
  2. Относительность понятий «старое» и «новое» применительно к искусству (на примере сравнения музыкальных произведений — пьесы X. Родриго «Пастораль» и финала Концерта № 4 для гобоя с оркестром Л. А. Лебрена).

Музыкальный материал:

  1. Х. Родриго. «Пастораль» из Концерта для гитары с оркестром «Мадригал», (слушание);
  2. Л. А. Лебрен. Концерт № 4 для гобоя с оркестром. III часть. Фрагмент (слушание);
  3. Т. Хренников, стихи М. Матусовского. «Московские окна» (пение).

Живопись:

  1. П. Боннар. «Ранняя весна»;
  2. Братья Лимбург. «Сентябрь. Из Роскошного часослова герцога Беррийского».

Архитектура:

  1. В. Васнецов. «Проект теремка»;
  2. А. Гауди. «Каса Мила», Барселона, Испания (фото).

Поэзия:

  1. Б. Пастернак. Стихотворение (фрагмент).

Планируемые результаты учебной деятельности:

  1. Метапредметные: формирование представлений об истории искусства, о соотношении исторического прогресса и вечных культурных ценностей.
  2. Личностные: укрепление представлений о роли музыки в формировании человека.
  3. Предметные: умение определить принадлежность музыки к старинному стилю или современной эпохе.

Форма проведения занятия.

  1. Беседа о вечной ценности и актуальности искусства на примере музыки.

Характеристика видов деятельности:

  1. Участие в беседе о традициях и новаторстве в искусстве, о вечных духовных ценностях и их соотношении с историческим прогрессом.
  2. Осваивать отдельные образцы, характерные черты западноевропейской музыки разных эпох.
  3. Сравнивать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, ритму, форме) музыку отдельных композиторов прошлого и современности (с учётом критериев, представленных в учебнике).
  4. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства.
  5. Сотрудничать со сверстниками в процессе коллективного обсуждения вопросов учебника.

«Истинное содержание музыки – вечные тайны бытия и человеческой души»

(В. Медушевский)

У каждого человеческого дела есть своя история.

Можно даже сказать так: каково само это дело, такова и его история. Есть вещи очевидные; они возникли в сравнительно недавние времена и не нуждаются в разгадке, так как хорошо изучены и описаны во множестве книг, учебников и справочников. Таковы различные области практической деятельности — например, техника. Самым различным её видам свойственна, как правило, одна и та же схема развития: сначала возникают простые формы, которые, постепенно усложняясь, разрастаются в такие обширные и разнообразные области человеческой деятельности, какие даже вообразить не могли люди, жившие в прежние века.

Представим какой-нибудь музей старых вещей, в котором можно увидеть прялку или веретено: едва ли нас заинтересует практическая ценность этих древних механизмов. Скорее, мы увидим в них поэтическую прелесть далёких времён, пришедшую из сказок, из прочитанных в детстве историй о «трёх девицах под окном», о старой колдунье, о спящей красавице.

Теперь уже нам нет надобности собственноручно прясть пряжу, как и заниматься множеством других ремёсел, простых и естественных для наших предков.

Такое развитие человеческой деятельности имеет название: прогресс. Мы говорим о прогрессе, когда видим, как на наших глазах преобразуется материальный мир, более совершенными становятся машины, дома или дороги. И может даже возникнуть впечатление, что прогрессу подвержено всё, с чем сопряжена человеческая жизнь.

Отчасти так и есть.

Бессмысленно спорить с тем, что очевидно: меняется человек, меняется и жизнь вокруг него.

Однако очевидно и другое: не всё в жизни подвержено изменениям. В ней много такого, что неуклонно повторяется из века в век. Рассветы и закаты, радости и страдания, добрые и злые дела, поиски истины, стремление к свету… Никакой прогресс не властен над такими вечными, как мир, явлениями: не в силах он их ни изменить, ни отменить.

Именно из этих — вечных — начал берет свои истоки искусство. Оно зарождалось тогда, когда человека пленяло обаяние весеннего дня или очарование лунной ночи; когда душа, согретая пробуждающейся любовью, раскрывалась навстречу миру; оно бывало подчас единственной поддержкой и утешением в дни глубокого горя.

Поэтому история искусства так мало похожа на историю других человеческих дел: в ней нет своего «музея старых вещей», ставших не нужными только потому, что на смену им пришли новые, более совершенные вещи. Даже наоборот: в искусстве разных веков есть произведения, подобные вершинам,- их не удалось превзойти никому.

Да и само понятие «история» в искусстве носит скорее условный характер: ведь нельзя достоверно судить о том, что пришло к нам из глубины далёких веков, что возникло в мире вместе с самим человеком.

Есть у Бориса Пастернака такие строки:

Так начинают. Года в два
От мамки рвутся в тьму мелодий,
Щебечут, свищут, — а слова
Являются о третьем годе.

Эти строки — о музыке, о том, что она является человеку прежде других искусств. Эти строки также о том, что только музыка была способна выразить человеческие чувства прежде, чем он научился выражать их в словах.

Как звучала она, эта первая музыка?

Была ли похожа на наши младенческие песни, такие одинаковые, в каком бы уголке мира они ни звучали? Или в ней было что-то от мерного и тихого звучания колыбельных, которые матери всех времён пели в ритме собственного дыхания, собственного сердца? А может быть, её отзвуки слышны в весёлых плясках крестьян, празднующих богатый урожай или удачную охоту?

В этом — неразгаданная тайна, которая, подобно многим другим тайнам музыки, едва ли когда-нибудь откроется нам во всем своём богатстве.

Однако на некоторые её загадки мы постараемся найти ответы в нашем учебнике. Его главная тема – «Традиция и современность в музыке» — как раз и задумана с целью ответить на некоторые важные вопросы музыкального искусства.

Почему нам может быть так близка «старая» музыка? Почему порой она даже кажется нам более понятной, чем многое из того, что создаётся в наши дни?

Почему музыканты снова и снова обращаются к традиции?

И чему может научиться у музыки современный человек?

Отвечая на эти вопросы, мы ещё раз увидим: музыка не замыкается сама в себе, она открывает нам путь в иные области понимания — человеческой жизни, её смысла, места человека в мире. Мы увидим, что музыка не только выражает чувства, но и воздействует на душу, она порождает такие силы, какие без её помощи, возможно, никогда бы не возникли. Мы увидим также и то, что настоящая музыка не бывает «старой», она по-прежнему, как и в былые времена, созвучна душе человека, будто бы в ней, как в каждой душе, заключена великая и непостижимая для нас тайна бессмертия. 

Испанский композитор Хоакин Родриго в раннем детстве почти полностью потерял зрение. Музыкой он начал заниматься в возрасте восьми лет, играл на фортепиано и скрипке. С шестнадцати лет изучал гармонию и композицию с преподавателями Валенсийской консерватории.
Родриго учился и долгое время работал во Франции, много гастролировал в Европе, Японии и Америке — давал мастер-классы, устраивал фестивали собственной музыки. Среди сочинений Родриго концерты, симфонические и хоровые произведения, романсы и песни, пьесы для фортепиано и гитары, музыка к кинофильмам и театральным постановкам. Родриго также писал музыкально-критические статьи. Композитор прожил очень долгую жизнь, охватившую весь XX в., 97 лет.

Слушание: Х. Родриго. «Пастораль» из Концерта для гитары с оркестром «Мадригал»

Слушание: Л. А. Лебрен. Концерт № 4 для гобоя с оркестром. III часть

Людвиг Август Лебрен — немецкий композитор XVIII в. (1752 – 1790), современник В. А. Моцарта, представитель эпохи классицизма. Лебрен был одним из лучших исполнителей на гобое, играл в мангеймском Придворном оркестре, гастролировал в разных странах. Лебрен писал концерты для гобоя с оркестром, балетную музыку, камерно-инструментальные ансамбли. Вся семья Лебрена была музыкальной — жена и дочь были певицами, другая дочь стала пианисткой.

Вопросы и задания:

  1. Согласны ли вы с утверждением, что музыка – самое древнее из искусств? Можно ли найти этому подтверждение в нашей современности?
  2. Существует ли в музыке то, что принято называть «модой»? Приведите примеры.
  3.  Послушайте два музыкальных произведения – Концерт для гитары с оркестром «Мадригал» Х. Родриго (фрагмент «Пастораль») и финал Концерта № 4 для гобоя с оркестром Л. А. Лебрена. После прослушивания постарайтесь определить принадлежность каждого из этих произведений к «Старой» или «новой» музыке. Аргументируйте своё мнение.
  4. Соотнесите звуковые образы прослушанных произведений с образами, запечатлёнными на картинах художников (стр. 8,9). Что объединяет эти, такие разные произведения?
  5. Изучи концертные афиши в вашем городе или программы классической музыки на радио и телевидении. Попробуй определить, какие композиторы и произведения исполняются сегодня наиболее часто.

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Музыкальный материал: 
    Лебрен. Концерт № 4 для гобоя с оркестром. III ч. (фр-т), mp3;
   Родриго. Пастораль из Концерта для гитары с оркестром Мадригал (фр-т), mp3;
3. Сопровождающая статья — конспект урока, docx.

Дополнительные рекомендации педагогам:

В качестве иллюстраций к уроку даны разнообразные картины, рисунки, фотографии архитектурных сооружений. Они принадлежат разным эпохам, стилям, художественным школам. Здесь и сказочный теремок, и современное здание, и весенний пейзаж, и полотно с символическим изображением осенней сценки. Если теремок, изображённый В. Васнецовым, является воплощением традиционной постройки в русском стиле, то здание испанского архитектора представляет оригинальный современный взгляд на архитектуру. Ученики замечают, что в этом доме совсем нет углов, все линии — плавные и закруглённые. В весеннем пейзаже подчёркивается идея нового, зарождающегося, что выражено и в присутствии детей на картине, и в изображении птичек, расцветающих деревьев и лугов. В осеннем пейзаже, напротив, воплощаются традиционные образы и занятия, в центре изображён старинный замок готического стиля, на переднем плане находится сценка уборки урожая. Учитель обращает внимание учеников именно на богатство и многообразие тем, сюжетов, техник предложенных произведений изобразительного искусства.

Пастораль — это произведение искусства, посвящённое описанию мирной пастушеской жизни, происходящей на лоне природы, любование красивыми пейзажами. Идиллические сельские пейзажи были распространены в эпоху Возрождения. В музыке в жанре пасторали могли быть написаны небольшие оперы, пантомимы, балеты, позже инструментальные пьесы. Пасторали встречаются в творчестве Ф. Куперена, А. Вивальди, И. С. Баха, Д. Фрескобальди. У Л. Бетховена есть «Пасторальная симфония» № 6, у П. Чайковского — пасторальная сцена в опере «Пиковая дама». Музыку безмятежно пасторального склада композиторы продолжают сочинять и в наши дни.

Мадригал. Адресованный даме остроумный стихотворный комплимент, короткое пасторально-любовное стихотворение. Мадригал — это не просто музыкальный жанр, без него невозможно представить европейскую музыку Возрождения так же, как невозможно представить музыку прошлого века без романса.

Да, мадригал — жанр музыкально-поэтический. У музыкального мадригала на протяжении XVI-XVII вв. была непростая и динамичная история. Будучи популярным в XIV в., он представлял собой двух- и трёхголосную песню, иногда с инструментальным сопровождением, на тексты любовно-лирического, сатирического или мифологического характера. Мелодика его была нарядна и витиевата. В XV в. вышел из моды и был забыт. Однако с 1530-х гг. произошло мощное возрождение этого жанра, которое продлилось целое столетие. Впрочем, возрождение касалось, скорее, внешней стороны — названия, характера поэтических текстов. Что же касается музыки, то можно сказать, что жанр родился заново. Новые мадригалы сочинялись в виде многоголосных, обычно пяти-голосных полифонических вокальных ансамблей, где содержание текста передавалось с тончайшим мастерством, изысканностью и выразительностью. Мастерами мадригала были Дж. Палестрина, К. Монтеверди, У. Берд, Г. Шютц, К. Джезуальдо и многие композиторы Италии и других европейских стран.

Антонио Гауди считается одним из величайших архитекторов прошлого столетия. Он строил причудливые здания, в которых оригинально сочетались модерн и готика. Семи его творениям присвоен статус Всемирных наследий ЮНЕСКО. Именно к таким шедеврам и относится дом Каса Мила в Барселоне.

Фасад Каса Мила напоминает скалы, омываемые морскими волнами. Кованые элементы балконов похожи на морские водоросли. Волнистые линии, переходящие одна в другую, и игра светотени создают иллюзию постоянного движения. Гауди был глубоко религиозным человеком, поэтому каждое его творение содержит определённую религиозную символику. На верхнем карнизе здания расположены резные бутоны роз с надписями из молитвы «Аве Мария» на латыни.

Вячеслав Вячеславович Медушевский (1939) — советский и российский музыковед и педагог, доктор искусствоведения, профессор (1980) Московской консерватории, Заслуженный деятель искусств России.

Пьер Боннар — французский художник, тесно связанный с группой «Наби». Боннара называли Японцем или «самим японским набидом» за его пристрастие к японской гравюре и восточной орнаментальности. Впоследствии художник отошёл от принципов «Наби», его палитра стала более насыщенной, а цветовые контрасты сменило сияние света.

В картине «Ранняя весна. Маленькие фавны» (фавн – римский бог лесов, полей, пастбищ, защитник стад от волков). Первоначально его изображали с козлиными рогами и копытами, позднее – красивым юношей. Боннар поместил козлоногих демонов в конкретный пейзаж городка Вернуйе. Радостное чувство от пробуждения природы соседствует с лёгкой иронией. Она возникает от сопоставления пейзажа, написанного в манере импрессионистов и высокой поэтики символистов.

Своим творчеством Боннар показал, что современное искусство должно брать свои истоки в окружающей реальности. Оно не должно слепо копировать природу, но и не может обойтись без неё. Художник большого таланта, он переносил созерцаемое на интеллектуальный уровень. Он доказал, что мир неисчерпаем, надо только научиться видеть в нем прекрасное.

И Боннар видел красоту в самых обыденных вещах, заставляя и зрителей по-новому взглянуть на них. Этим он обогащал жизнь людей, подчёркивая в ней всё прекрасное и доброе. Именно мудрая доброта художника делает его творчество и в наше сложное время непреходяще важным для современного человека с его проблемами, тревогами и потерей духовных ориентиров.

Братья Поль, Жан (Ян, Иоанн) и Эрман (Херман) Лимбург – самые известные мастера средневековой книжной миниатюры, создатели прославленного шедевра иллюминованной книги – «Роскошного часослова герцога Беррийского».

Как правило, часословами, или часовниками назывались рукописные книги. Они начинались с календаря, который обычно сопровождался изображениями трудов и развлечений в различные времена года и знаками Зодиака. Далее следовала Литургия, приуроченная к определённому часу, состоявшая из библейских чтений, молитв. Часослов украшался миниатюрами и был одет в великолепный переплёт. Как правило, часослов дарили на бракосочетание, рождение первенца и многие другие торжества. Так же часослов содержал ряд сведений практического характера по астрономии, астрологии, медицине и другим отраслям знаний, что делало его, не только желанным подарком, но и своеобразной домашней энциклопедией.

Быстрая регистрация

После регистрации вы можете задавать вопросы и отвечать на них, зарабатывая деньги. Ознакомьтесь с правилами, будем рады видеть вас в числе наших экспертов!

Создать аккаунт

  • Заработок на Vamber
  • Интересные факты
  • 10% от рефералов
  • ТОП авторов
  • Работа без опыта

Почему не стареют классические музыкальные произведения?

Пиши ответы и зарабатывай! Вамбер платит до 2.5 руб. за каждый ответ. Всё что нужно — это пройти регистрацию и писать хорошие ответы. Платим каждую неделю на сотовый телефон или yoomoney (Яндекс Деньги). Правила здесь.



  1. Долгопят

    Если рассматривать классику в одежде, то можно сказать что она всегда остается востребована у людей. Она позволяет выглядеть интеллигентно. Одев классическую одежду, человек выглядит интеллигентно. Если возникают сомнения в подборе наряда, то проще всего остановить выбор на проверенном временем одеянии. И окружающие положительно оценят выбранный образ.

    Тоже самое можно сказать о классической музыке. Не может устареть произведение, которое пользуется спросом. По сути оно идеально. При желании его можно преподносить под разными соусами, то есть делать аранжировку. И тогда количество поклонников будет расти. Устаревает та музыка, которая была нацелена на определенный спрос. Мода проходит, люди её ценившие уходят, а новых поклонников не появляется.

    • Спасибо
    • Не нравится

    1

Лучшие предложения

  • Кредитные карты
  • Быстрые займы

Совкомбанк

8 800 200-66-96

sovcombank.ru

Лицензия: №963

39 256 заявок

МТС Банк

Без процентов

до 111 дней

8 800 250-0-520

mtsbank.ru

Лицензия: №2268

17 943 заявок

Ренессанс Кредит

Без процентов

до 145 дней

8 800 200-09-81

rencredit.ru

Лицензия: №3354

31 949 заявок

ВебЗайм

8-800-700-8706

web-zaim.ru

ВэбБанкир

8 800 775-54-54

webbankir.com

МигКредит

8 800 700 09 08

migcredit.ru


Как-то я составляла себе список к прочтению классической художественной литературы на лето и могу с вами поделиться своим перечнем произведений к прочтению:

Ф. Достоевский «Братья Карамазовы»
Д. Лондон «Мартин Иден», «Странник по звёздам»
М. Митчелл … Читать далее


По мне, так комикс не даст представления ученику о глубоком смысле произведений, ведь ценность в них представляют именно те выражения, в которых автор описывал чувства героев, их переживания. Изображение разного рода информации в виде картинок, комиксов стало в последнее время модным, но мне … Читать далее


В школе мне казались скучными и занудными произведения классиков, особенно тягостным было чтение Достоевского, до такой степени в его книгах было все печально и беспросветно. Думаю, школьники в свою пору развития еще недостаточно доросли до этих произведений, не понимают высоты полета авторской … Читать далее


«Бонни и Клайд» криминальная драма про парочку, которая занималась разбоем, грабила банки и убивала людей. Классика Голливуда.«Великолепная семерка» с Юлом Бринером в главной роли. Вестерн о том, как фермеры, страдающие от нашествий бандитов, наняли семерых … Читать далее


Думается, проблема здесь не в сгущении изображения отрицательного мира, а в смене ракурса зрения и отсчёта смысловых (нравственных) координат.
Так писали в своё время ещё Гомер в «Одиссее» и Данте в «Аде» («Божественная Комедия»), а позже упомянутую «морально-нравственную» вертикаль художественно … Читать далее


Вообще составлять рейтинг лучших книг — дело совсем неблагодарное. Дело в том, что классическая литература слишком многогранна. Так можно назвать русскую классику. Это будет большой список. А можно назвать зарубежную классику. Или, скажем, классику английского детектива. Или классику … Читать далее


«Классика» — это не просто что-то хорошее, действительно качественное. Это ещё и то, что непременно проверено временем; нечто прошедшее «суд» ряда поколений; то, что, согласно ведущим учёным и экспертам, обладает всеми возможными для этого разряда явлений положительными качествами.
Понятие … Читать далее


Многие скептически относятся к питанию, как способ продлить молодость. Но если посмотреть на Азию, люди там очень внимательные к этому и очень долго выглядят моложе своих лет.
В одном документальном фильме рассматривали таких персонажей и наблюдали, какой у них рацион. Оказалось, что в питании … Читать далее

Обучающие онлайн-курсы

  • Разработка
  • Маркетинг
  • Аналитика
  • Дизайн
  • Менеджмент

Г.П.
Сергеева, Е.Д. Критская

8
класс

I ЧЕТВЕРТЬ

КЛАССИКА
И СОВРЕМЕННОСТЬ

Урок
1. ПОЧЕМУ НЕ СТАРЕЕТ КЛАССИКА?

Цель
урока:
Актуализация
знаний школьников о значении классической музыки в жизни современного человека.

Задачи:


привлекать музыкально-слуховой опыт учащихся к аргументации мнений по теме
урока;


развивать умения интонационно-образного, жанрово-стилевого анализа
интерпретаций классической музыки;


совершенствовать исполнительские умения и навыки;


способствовать продуктивному общению со сверстниками, учителем в процессе беседы
и дискуссий.

Тип
урока:

вводный; изучение нового материала. Урок-беседа

ХОД
УРОКА

1.     
Организация
начала урока. Приветствие

2.     
Мотивация.
Актуализация опорных знаний

Беседа
о летних музыкальных впечатлениях учащихся.

Из
ваших рассказов я поняла, что абсолютно все из вас, вольно или невольно,
общались с музыкой. Да и не могло быть иначе.

Музыка
— неотъемлемая часть человеческой жизни. С музыкой мы встречаемся везде и
всюду, хотя часто этого и не замечаем. О стилях музыки можно говорить и спорить
долго, но у каждого найдётся хотя бы одна приятная сердцу и слуху мелодия. Все
мы по-своему наслаждаемся музыкой: для одних музыка является средством
получения наслаждения, для других — способом самовыражения, хобби (когда человек
сам сочиняет или профессионально занимается вокалом), делом всей жизни (когда
увлечение музыкой очень сильно) и т.д.

Спросите
у разных людей о том, что значит музыка для них, и получите разные ответы.

А
почему у каждого есть свои музыкальные предпочтения? Вкус в музыке определяется
ритмами головного мозга, которые сугубо индивидуальны. Когда человек слышит
музыку, соответствующую его ритмам, она ему нравится: тот, у кого более
учащённые головные ритмы, любит слушать музыку поэнергичней, а у кого более спокойные
– выбирает для себя медленные расслабляющие музыкальные композиции.

Музыка
– это чудесный дар, данный человечеству, это — наши чувства, эмоции, воспоминания,
картины природы, одушевлённые  предметы. Всё, что нас окружает можно
показать, рассказать и выразить музыкой.

И
мы в этом учебном году продолжим наши рассказы-беседы о музыке.

3.      Постановка проблемы. Сообщение темы
урока. Целеполагание

Чтобы
определиться с темой сегодняшнего урока и назвать её, поразмышляйте над
высказыванием
одного из самых крупных и всемирно известных
композиторов 2-ой половины XX-начала XI вв. — Родиона Щедрина:

«Человек,
который миновал в своей жизни музыку классическую, всё равно, что прожил без
неба, без моря, без солнца. Музыкальное искусство – величайшая сила, одно из
самых удивительных созданий человеческого духа».

·        
О
какой музыке говорит современный композитор? Какую мысль он подчёркивает в
своём высказывании?

·        
Как
думаете, чему будет посвящена тема нашего урока? Попытайтесь её назвать.

?
Проблемные
вопросы:

·        
Как
часто звучит классическая музыка в повседневной жизни?

·        
Почему
к классической музыке у людей неравнозначное отношение – одни считают её
скучной, другие видят в ней «опору и утешение», третьи считают, что без
классической музыки нельзя считать себя культурным и образованным человеком?

·        
Какие
известные классические произведения можно часто услышать в рекламе,
компьютерных играх, популярных фильмах?

·        
Всегда
ли оправдано бывает использование музыкальной классики?

·        
Какие
сочинения композиторов-классиков можно отнести к «лёгкой», а какие – к
«серьёзной» музыке?

Чтобы
поиск ответов на проблемные вопросы не превратился в разговоры «о музыке без
музыки», предлагается послушать известные восьмиклассникам фрагменты
современных интерпретаций классических произведений: сначала прослушивается
оригинал, затем – его обработка:

·        
«Полёт
шмеля»

из оперы «Сказка о царе Салтане…» Н.А. Римского-Корсаковаджазовая
и поп-обработка
;

·        
«Песня
Индийского гостя»
из оперы «Садко» Н.А. Римского-Корсакова в
исполнении М. Ланца
(см.: Фонохрестоматия, 5 класс, первый раздел);

·        
Каприс
№ 24 Н. Паганини в исполнении В. Зинчука
(акустическая
гитара);

·        
«Баба
Яга» из сюиты «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского в исполнении рок-трио
Эмерсона

(см.: Фонохрестоматия, 5 класс, второй раздел);

·        
Токката
ре минор И.С. Баха, рок-обработка
(см.: Фонохрестоматия, 6 класс, раздел
«Образы духовной музыки Западной Европы).

Итак,
тема урока – «Почему не стареет классика»?

Жизнь
не стоит на месте, движется вперёд. Всё вокруг прогрессирует, и устаревшие
научные теории, примитивные механизмы уступают место более новым, совершенным.
А вот произведения  искусства со временем не теряют своей ценности. С позиций
современной жизни мы стараемся переосмыслить искусство прошлого, найти в нём
ответы на волнующие нас вопросы…

Об
особенностях этих культурных процессов вы и попробуете поразмышлять на
сегодняшнем уроке.

На
уроке

·        
вы
узнаете, что такое аутентичное исполнительство; какие кавер-версии создавал
И.С. Бах и можно ли исполнять музыку барокко на синтезаторе;

·        
вы
научитесь понимать  относительность стилевых границ в искусстве, слышать точные
и стилевые цитаты в современных композициях.

·        
вы
сможете сопоставить различные интерпретации, аранжировки одной и той же
мелодии; понять, как сочетаются в музыке классические традиции и современность.

4.
Основной этап урока

1)
Просмотр видеоматериала «Классика в нашей жизни»

2)
Мультимедийный рассказ (презентация) учителя

В
науке и технике развитие происходит постепенно и последовательно. Новые
открытия уточняют, а, порой, в корне меняют представления людей об окружающем
мире. Так, например, в древности считалось, что земля плоская и покоится на
трёх слонах. Затем учёные доказали, что Земля круглая, и вокруг неё вращаются
солнце и звёзды. И лишь во времена Коперника и Галилея гелиоцентрическая
система пришла на смену более ранним научным представлениям. Развитие
производства, транспорта, средств связи, изобретения в других видах техники
делают ненужными многие вещи. И они становятся экспонатами музеев.

Но
произведения  искусства со временем не теряют своей ценности. Всё новые и новые
поколения людей вглядываются в картины старых мастеров, восхищаются шедеврами
скульптуры и архитектуры, слушают музыку, созданную несколько веков назад.

Почему
же произведения искусства не стареют? — Вероятно, потому, что настоящий
художник за внешними чертами видит нечто более глубокое. Он словно позволяет
нам заглянуть во внутренний мир человека, его мысли, чувства. Едва уловимые
движения человеческой души становятся доступны нам благодаря таланту скульптора,
художника, композитора.

Как
бы не менялся мир вокруг нас, мы по-прежнему любим и страдаем, разочаровываемся
и вновь обретаем надежду. Жизнь человека, его судьба, его место в этом мире
были, есть и будут вечными темами искусства. Так же как и сто, и триста лет
тому назад мы переживаем невзгоды, ищем своё счастье, обретаем и теряем друзей
и любимых…

Но классика
не остаётся неизменной. Современная жизнь с её острыми ритмами, стремительным
темпом меняет наши взгляды. И с этих новых позиций мы стараемся переосмыслить
искусство прошлого. Нотные строки Баха и Бетховена, Моцарта и Чайковского
оживают под пальцами исполнителей,  каждый раз рождаясь заново: делаются
аранжировки классической музыки. Аранжировка – это переложение музыкального
произведения для другого состава музыкальных инструментов
.

А некоторые
музыканты стараются как можно точнее воспроизвести дух ушедшей эпохи. Такое
исполнение называют аутентичным.

Аутентичное
исполнение

– это исполнение музыки прошлого на инструментах соответствующей эпохи и
на основе музыкально-исторических данных о характере и способах
вокальной и инструментальной музыки.

Пионером
аутентичного исполнения считается британец Арнольд Долмеч, игравший на
старинных инструментах. Он реконструировал лютню, клавикорд, блокфлейту,
опубликовал ряд рукописей и написал труд о принципах исполнения старинной
музыки. В России в настоящее время среди певческих ансамблей, уделяющих
внимание аутентичному исполнению, можно выделить мужской камерный хор
«Древнерусский распев» под управлением А.Т. Гринденко.

Прослушайте
Причастный стих «Хвалите Господа с небес» в исполнении хора под управлением
Анатолия Гринденко.

А)
Слушание музыкального фрагмента

Однако,
аутентичное исполнительство – это достаточно узкое элитарное искусство для
«музыкальных гурманов». Гораздо чаще новые поколения музыкантов по-своему
слышат великие шедевры, находят новый смысл и современное звучание знакомых
мелодий.

Искусство уважительного,
внимательного, но при этом современного «прочтения» классики называют интерпретацией.
Иногда в связи с премьерой какой-нибудь постановки известной оперы или балета
можно услышать такие слова: «Труппа Большого театра представила публике новую
интерпретацию классического шедевра».

Родион
Щедрин высказывал мнение, что «пути приобщения людей к серьёзной музыке могут
пролегать через музыку «третьего направления», в том числе через транскрипции
классики, сделанные для развлекательных вокально-инструментальных ансамблей,
для симфоджаза высокими профессионалами… Например, участники вокального
ансамбля «
Swingle Singers», исполняя Баха,
не меняли ни одной ноты его музыки, а только тактично добавляли партию ударных
инструментов. Всё остальное – это был подлинный Бах. А моторика, музыкальное
движение у Баха всегда имели место».

Некоторые
музыканты идут ещё дальше и создают новые аранжировки, сочетают
старинные и современные музыкальные инструменты, вступают в творческий диалог с
композиторами-классиками. И тогда на основе известных мелодий возникает, по
сути, новое музыкальное произведение.

Транскрипция
– создание новой композиции на основе известного  музыкального произведения
, т.е. переработка
уже существующего музыкального произведения другим автором.

Переделкой,
«осовремениванием» музыки люди занимались всегда. Композитор XVIII века И.С.
Бах обрабатывал старинные хоралы для органа. Спустя триста лет композитор XX
века Д.Б. Кабалевский сделал переложение органных прелюдий Баха для фортепиано.
А современные исполнители делают интересные аранжировки музыки эпохи барокко
для синтезатора.

Родоначальник
русской классической музыки М.И. Глинка на основе двух старинных народных песен
сочинил свой оркестровый шедевр — «Камаринскую». А композитор следующего поколения
русских композиторов – М.А.  Балакирев – сделал фортепианную транскрипцию
романса Глинки «Жаворонок». Венгерский композитор Лист создавал транскрипции на
основе произведений Шуберта, Бетховена, Верди, других композиторов.

При
таких переработках музыкальных произведений стиль оригинала может
сильно измениться: известно немало джазовых обработок классических
мелодий Моцарта, Шопена, других композиторов.

Продолжается
эта практика и сегодня: в составе рэп-композиций можно услышать мелодию
хора «Улетай на крыльях ветра» из оперы «Князь Игорь» А.П. Бородина или
«Вокализ» Рахманинова.

Прослушайте
две композиции: «Улетай на крыльях ветра» А.П. Бородина в рэп-интерпретации
и «Вокализ» Рахманинова в современной обработке российского гитариста,
аранжировщика и композитора Виктора Зинчука.

Б)
Слушание музыкальных фрагментов.

?
Какие
свойства классики в этих обработках подчёркивают исполнители? Что нового вносят
они в трактовку известных музыкальных образов?

В.
Зинчук — заслуженный артист России, ассоциированный профессор международной
академии наук Сан-Марино, доцент Московского государственного университета
культуры и искусств. Помимо создания своей собственной музыки, он сделал аранжировки
классической музыки многих композиторов: И.С. Баха, Н. Паганини, М. Глинки, Дж.
Верди, Дж. Гершвина.

В
современной молодёжной культуре утвердился новый термин – кавер-версия. Кавер-версия
– исполнение популярных композиций одних певцов другими вокалистами
. Т.е.,
известные, популярные композиции одних певцов пробуют исполнять другие. Иногда
у них получается даже лучше, чем у самого автора! Или, например, возникший в
конце
XX столетия такой
термин как «ремейк» (или римейк) (от
англ. remake — «переделка») — выпуск новых версий уже существующих
произведений искусства с видоизменением или добавлением в них
собственных характеристик. Чаще всего употребляется в музыке и на телевидении
(как переделка фильма, песни, любой музыкальной композиции или драматургической
работы). Ремейк не цитирует и не пародирует источник, а наполняет его
новым и актуальным содержанием, однако «с оглядкой» на образец. Зачастую
ремейки в музыке создаются диджеями в виде миксов и ремиксов.

Слушаем
кавер-версию Cosmos Girls «Я тебя не люблю» (кавер на песню из реп. Григория
Лепса) и ремейк «Прекрасное Далёко».

В)
Слушание музыкальных фрагментов.

3)
Слушание и анализ музыкальных произведений

А) Прослушайте
«Шутку» И.С. Баха в аутентичном исполнении (на старинных инструментах) и интерпретацию
в исполнении вокального ансамбля «Swingle Singers».

?
Чем
различаются эти две интерпретации известного классического шедевра?

Б) Послушайте
композиции в исполнении саксофониста Яна Гарбарека и вокального коллектива
«Hilliard Ensemble».

?
Попробуйте
определить какие музыкальные стили, течения, жанры объединили эти музыканты в
единой композиции.


Аутентичное исполнение духовной музыки в сочетании с джазовым стилем (введение
звучания саксофона).

N.B. Хиллиард-ансамбль
(The Hilliard Ensemble) и Ян Гарбарек — одно из самых интересных,
необычных и неожиданных сочетаний вокалистов и музыканта. The Hilliard
Ensemble — британский мужской вокальный ансамбль, созданный в 1974 году и посвятивший
своё творчество музыке европейского Средневековья, Возрождения и барокко. Ансамбль
исполнял произведения и современных композиторов: Джона Кейджа, Гии Канчели,
Хайнца Холлигера, Елены Фирсовой, Тиграна Мансуряна и др.

В) Прослушайте
романс М.И. Глинки «Жаворонок» в классическом исполнении и фортепианную
транскрипцию Балакирев-Глинка «Жаворонок».

?
Какие
приёмы музыкального развития использовал Балакирев в своей транскрипции? 

4.     
Вокальная
работа: Разучивание и исполнение популярных песен

?

·        
Скажите, какие свойства
популярных сегодня песен (шлягеров, хитов) позволяют завоёвывать известность в молодёжной
среде? Объясните причину интереса к этим песням молодёжной аудитории.

·        
Назовите
хиты и шлягеры, которые популярны сегодня среди ваших одноклассников, друзей.
Спойте их (сольно, в ансамбле, хором – по желанию).

При
исполнении песен учитель высказывает своё отношение к ним, корректно указывая
на их художественные достоинства и недостатки воспроизведения.

Разучивание:
«Берёзы». Муз. И. Матвиенко. Слова М. Андреева. Из репертуара группы «Любэ»
(см.: Хрестоматия, 8
класс, первый раздел).

При
разучивании добиваться естественного звучания голосов, ориентируясь на
особенности мутационного периода подростков (часто сиплый звук, отсутствие
опоры на дыхание, невозможность чистого интонирования высоких и низких звуков
певческого диапазона).

5.     
Рефлексия

Ответьте
на вопросы:

1)     
Почему
не стареют классические музыкальные произведения?

2)     
Какие
варианты исполнения классики существуют в современной культуре?

3)     
Что
такое кавер-версия?

4)     
Какие
произведения искусства называют классикой? Выберите нужное:

a.                               
Произведения,
созданные много лет назад.

b.                               
Произведения,
которые считают высшим образцом.

c.                                
Произведения,
которые всем нравятся.

5)     
Сопоставьте
музыкальные термины и их значение. Составьте правильные пары:

Аранжировка

Попытка
максимально точно воспроизвести стиль и манеру исполнения, характерную для
прошлых веков.

Транскрипция

Переложение
произведения для другого состава музыкальных инструментов.

Аутентичное
исполнение

Создание
новой композиции на основе известного  музыкального произведения.

6.     
Подведение
итога

В стремительном
потоке происходящих в жизни изменений неизменными остаются духовные ценности,
среди которых важнейшую роль играет классика, — в музыке, литературе,
изобразительном искусстве.

Закончить
наш урок хочется рассуждением современного композитора, с чьего высказывания мы
урок начинали:

 «Я определил современный
национальный девиз с горечью — «Обогащайтесь!». Но помимо желания человека жить
комфортно, в хорошей квартире, ездить на машине с мягкими рессорами, смотреть
телевизор величиной со стену, есть ещё какие-то ценности. Мне не хочется
кого-то учить, ментор­ствовать, брюзжать, но занозы в душе сидят. Я бесконечно
рад, что Мариинский театр вот-вот закончит строительство новой сцены. Но так
мало у нас по­строено! У японцев в каждом малом городе открывают роскошные
концертные залы на тысячи мест. А у нас?..» Родион Щедрин

Выставление
оценок.

7.     
Домашнее
задание

1) Подготовить
проект: Сообщение на тему «Значение обработок классической музыки для
современных слушателей».

При
подготовке к проекту послушать классические музыкальные сочинения в современной
обработке: Симфония № 40 (1-я часть) В.А. Моцарта; «В
пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига
; «Зима» из
цикла «Времена года» А. Вивальди
; а также образец народного
фольклора
, в котором звучит классическая мелодия «Щедривочка»,
украинская народная песня. Определите в каждом музыкальном примере его
эмоциональный настрой, по возможности – автора и название оригинала, состав
исполнителей; найдите те средства музыкальной выразительности, которые
подверглись обработке. Найдите в Интернете информацию об исполнителях.

Найдите
в Интернете новые для этих произведений обработки классики, сохранив их на
флэш-память и включите их в свою домашнюю фонотеку под рубрикой «Классика в
современной обработке».

2) Выучить
и выразительно исполнять песню «Берёзы» (из реп. гр. «Любэ»).

  • Почему мы учим английский язык сочинение на английском
  • Почему мужчины становятся слабее женщин итоговое сочинение
  • Почему мы так говорим сочинение
  • Почему моя любимая сказка о рыбаке и рыбке
  • Почему мы стремимся к совершенству если оно недостижимо сочинение