Смысл названия рассказа Бунина «Темные аллеи»
На чтение 3 мин Опубликовано 05.12.2020
Обновлено 05.12.2020
Русский писатель Иван Алексеевич Бунин работал над циклом повествований «Темные аллеи» долгие 7 лет. Он потратил это время, чтобы понять и раскрыть тайну любви мужчины и женщины, которая сокрыта во мгле. Он сравнивает это чувство с неукротимой стихией, неподдающееся управлению рассудком. Очень часто любовь завершается трагически.
Цикл рассказов носит одноименное название с первым повествованием «Темные аллеи». Свое произведение Иван Алексеевич пишет в 1938 году, проживая во Франции. Он пытается проникнуть мыслью в самые потаенные уголки человеческой души. Он сравнивает их с темными аллеями, которые полны неожиданностей и скрытых опасностей. Также в темных аллеях таятся переживания и страдания людей, которые стараются их спрятать от посторонних глаз. Но самое удивительное в том, что свои истинные мысли и надежды человек иногда пытается скрыть в темных аллеях души даже от самого себя.
Автор воспринимает чувство любви как важнейшее для каждого человека, но не стремится его идеализировать или приукрашивать. Трагичная любовь часто ломает судьбы, иногда уносит жизни людей. Своим названием автор хотел акцентировать именно темную сторону этого чувства, которые принято считать светлым.
Смысл произведений
Смысл цикла рассказов «Темные аллеи» — это любовь, которая вечна и никогда не кончается. Заезжий генерал узнает в хозяйке постоялого двора свою прежнюю любовь. Он не стал бороться за чувства и ломать сложившуюся веками общественную мораль, а женился на девушке из своего круга — дворянке. Героиня замуж не вышла, так как была предана в своих мыслях возлюбленному.
Бунин показывает конфликт двух мировоззрений, двух противоположностей. Генерал выглядит неуверенно и как будто постоянно оправдывается. Он хватается за соломоново изречение «Всё проходит», как за соломинку. Но если что-то и проходит в жизни, то не забывается, — утверждает женщина.
Жизнь генерала начиналась блестяще, казалось, что судьба уготовила ему счастье только по одной причине — родился дворянином. Но в итоге вышло совсем иначе: жена изменила, родной сын не оправдал надежды, служба завершилась. В итоге перед читателем предстает опустошенный человек без смысла в жизни. Он морально и физически разбит. Сейчас он ожидает милости и прощения от своей бывшей возлюбленной, но она непреклонна в своей оценке предательства.
Иван Бунин хочет подвести читателя к одному-единственному правильному выводу: только любовь заслуживает в этой жизни внимания. Только она представляет единственную ценность в этой жизни. Ничто не может заменить это бесценное чувство: ни роскошь, ни богатство, ни высокое положение в обществе. Нельзя предавать любовь, иначе жизнь ответит предательством.
Генерал покидает постоялый двор, пытаясь заглушить муки совести набором оправданий. Он вновь пытается убежать от самого себя, как сделал это в молодости. Несмотря на то, что его жизнь утратила всякий смысл, он продолжает быть верным системе. Темные аллеи души — губительное место, которое может завести в непроходимые дебри страданий. Но они все равно манят человека, привлекают какой-то мистической тайной. Человек пытается спрятаться в этих темных аллеях от самого себя, не желает видеть свою темную сущность. Эта мысль пронизывает всё произведение Бунина, который на тот момент сам пережил предательство и невосполнимую утрату родного человека. Но темные аллеи напоминают и о прохладе чувств: женщина так и не смогла простить предательство своего возлюбленного.
Дадим ответы на вопросы теста:
Бунин получил награду за сборник лирики. Ответ — в.
Писатель уехал во Францию. Ответ — в.
История происходит осенью. Ответ — а.
За границей Бунин написал рассказ о неожиданной любви двух героев, к которой они оказались не готовы. Ответ — в.
Знаменитый цикл рассказов писателя посвящён любви. Ответ — в.
Главный герой не решается на дальнейшее развитие отношений из-за стандартной в то время причины — у них не одинаковое социальное положение. Ответ — а.
Основной мужской персонаж носит имя Николай. Ответ — а.
У главной героини красивое и говорящее имя — Надежда. Ответ — в.
Для Надежды Николай был всем, когда она была молоденькой девушкой и ничего не поменялось за 30 лет. Именно из-за этого она и не смогла его простить. Ответ — б.
Герой в хозяйке узнал Надежду — девушку, которую он любил в молодости. Ответ — б.
Главный герой ошибочно считает, что Надежда уже всё забыла осталось только получить прощение от Бога. Ответ — в.
Николай Алексеевич предполагает, что с последней встречи героев прошло 35 лет, однако Надпежда его поправляет. Он обсчитался на 5 лет. Ответ — в.
Надежда, вспоминая былое, говорит, что герой раньше читал ей стихи. Строки именно из этих стихотворений приходят на ум герою в конце рассказа. Ответ — в.
Когда герои прощаются, скорее всего, уже навсегда, то они целуют друг другу руки. Ответ — б.
Никоай Алексеевич, после того, как попрощался с Надеждой, ехал в тарантасе и думал, что могло бы с ними случится, если ы герои не расстались. Как бы они жили в браке, были бы у них дети. Ответ — в.
Писатель прожил 83 года. Он родился в 70-м году 19 века, а умер в середине 20 века. Ответ — в.
Родной город знаменитого писателя и поэта — Воронеж. Ответ — в.
Бунин имел высокое происхождение, он был из дворянского рода. Ответ — в.
В самом начале произведения, мы узнаём, что на постоянный двор приехал военный. Ответ — а.
Портрет главного героя, данный в первом абзаце рассказа, показывает, как Николай был похож на Александра II. Ответ — б.
У обоих героев не сложилась дальнейшая жизнь после расставания. Николай не смог построить счастливые отношения с женой и сыном. Надежда так и не получила женского счастья, хотя смогла обосновать своё хозяйство. Но она, в отличие от главного героя, достойна сочувствия читателя. Герой дважды сбегал от своей судьбы, так как оказался трусливо и слабым человеком.
Писатель на контрасте показывает сильную натуру женщины и слабохарактерного мужчину, которые в молодости любили друг друга. Но Николай бросает возлюбленную из-за неравенства в социальном положении. Надежда после обмана смогла взять себя в руки и создать свою жизнь, а Николай смог сделать карьеру, а вот семейная жизнь у него не удалась. Судьба подарила ему еще один шанс, но и здесь герой испугался чувств и прошлого.
Николай встречает свою возлюбленную из прошлого, которую он когда-то бросил. Николай узнает, что она его не простила, хотя он думал по-другому. Но он оказался неспособен заново поддаться чувствам. Он пошел простым путём — снова оставил Надежду одну.
Первой причиной явились условности того общества — мужчина высокого социального положения не может связать свою жизнь с девушкой обычного происхождения. Второй раз герой оставляет Надежду, так как он испугался объяснений и возобновления отношений.
По его мнению, это
Но, на самом деле, ему просто так легче думать. Иначе он оказался бы на месте Надежды.
Она смогла переступить через низкий поступок любимого мужчины. Благодаря своему характеру Надежда смогла внешне устроить свою судьбу. Но вот личного счастья ей так и не удалось познать.
Героиня вспоминает, что Николай когда-то читал ей стихи
Когда Николай Алексеевич во второй раз оставляет Надежду, он придаётся ностальгии и тоже вспоминает строки из этих стихов. Но потом его мысли возвращаются на круги своя и он убеждает себя, что все сделал правильно. Название является отражением их любви в юности, которая, возможно, могла бы стать чем-то большим, если бы на месте Николая был другой герой. А так у них остались только воспоминания.
Женщину, которая является главной героиней рассказа Бунина, зовут Надежда.
Николай Алексеевич, когда только приехал, отмечает, что кругом всё чисто, убрано. Описание места, где живёт героиня, связано с ее внутренним миром. Она чиста и прекрасна душой.
Надежда пронесла свои чувства через всю жизнь. Для нее любовь — это смысл жизни. Николай Алексеевич же свою историю любви посчитал примитивной.
Любовь для писателя — это мгновения страсти, сильных чувств. Для Надежды — это великое чувство, которому нужно оставаться верной всю жизнь, а для Николая — это чувства, которые нужно рассматривать в рамках общественного мнения.
В начале произведения даются осенние зарисовки природы.
Пейзаж показан в начале и в конце рассказа. Он отражает внутреннее состояние героя. На дворе осень, природа отжила своё, и в душе Николая Алексеевича такая же печальная пустота. Он прожил свою жизнь, но так и не был счастлив. И даже последним шансом на искреннюю любовь он не решает не воспользоваться. В природе нет намёка на зарождающуюся жизнь, так и главный герой больше не способен возродить у себя в душе настоящие чувства.
Надежда, как и в прошлый раз, чувствует обиду, тяжесть на душе. Николай сначала чувствует стыд, ведь ему пришлось встретиться лицом к лицу не только с девушкой, которую он бросил, но и со своей совестью. Ему пришлось опять ее оставить. Он представляет, как сложилась бы его жизнь с Надеждой. Но потом герой пытается вытряхнуть из головы эти мысли.
У рассказа есть завязка, кульминация и развязка ( приезд героя — встреча бывших влюблённых — скорое отбытие). Диалог персонажей построен фактически на 5 значимых смысловых блоках от каждого. Они рассуждают о жизни, о любви. Несколькими предложениями описывают, как они пережили прошлый разрыв. Их взгляды совершенно противоположны. Важны и описания пейзажей. Писатель использует психологический параллелизм, чтобы показать внутренний мир героев.
Писатель использует бытовую лексику в описании постоялого двора, кушаний. Всё это нужно, чтобы отразить время действия событий.
Основная проблема — это отношение к любви. Также же проблема нравственного выбора.
Герои находятся не только на разном социальном уровне, но и на разном уровне нравственности. Конечно, можно обвинять главного героя в трусости, но не стоит забывать и о временной эпохе.
Она сильно его любила несколько лет назад и сильно любит до сих пор. Но не может забыть, как он с ней обошёлся. Это очень сильные чувства, которые терзают её сердце.
Он посчитал, что нужно следовать общественным условиям и не связывать свою судьбу с девушкой низкого социального происхождения.
Именно описания природы задают тон всему повествованию. Читатель ощущает печальные мотивы, что должно произойти что-то печальное. Также этот пейзаж отражает мысли и чувства главного героя.
Герой решил не идти против общества, своей семьи. Он променял искреннюю любовь крестьянской девушки на положение в обществе. Он сделал свой выбор, и с этим решением пришлось жить обоим героям.
Не случайно книга рассказов, написанных во время второй мировой войны, в изгнании, в окупированной Франции, названа «Темные аллеи» (1937-1945 г). В него вошли тридцать восемь рассказов. Любимую книгу Бунина не случайно называют книгой любви, но любовь видится автору в трагической обреченности или недолговечности. Это связано с мироощущением писателя, с восприятием им драматичности окружающей жизни.
Сборник рассказов «Темные аллеи», ставший вершиной позднего творчества писателя. «Все рассказы этой книги только о любви, о ее «темных» и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях», – писал Бунин в одном из писем. Любовь в его прозе как таинственная стихия – внезапна, откровенна и почти всегда трагична. Рождение этой книги явилось для Бунина подтверждением той великой, Божественной силы искусства, которая способна противостоять самым тяжким потрясениям современности.
Темные аллеи произведение многоликое, разноплановое. Бунин показывает человеческие отношения во всех проявлениях возвышенная страсть, вполне заурядные влечения, романы от нечего делать, животные проявления страсти.
Почему цикл назван “Темные аллеи? Какие ассоциации возникают?
1. Прямое значение: липовые аллеи дворянских усадеб, темные и прохладные.
2. Символ старой уходящей России с ее укладом жизни.
3. Место тайных свиданий, запретной любви.
4. Темное, интуитивное, инстинктивное в человеке, подсознание, не контролируемое разумом.
5. Любовь и смерть рядом.
Цикл открывается рассказом “Темные аллеи”, написанным в 1938 году. Он задает общий эмоциональный настрой, тематику и проблематику всего цикла.
Рассказ «Темные аллеи», давший название сборнику, был написан, по признанию самого Бунина, «очень легко, неожиданно».
Писатель вспоминает: «Перечитывал стихи Огарева и остановился на известном стихотворении:
Была чудесная пора
Они на берегу сидели,
Во цвете лет была она,
Его усы едва чернели…
Кругом шиповник алый цвел,
Стояла темных лип аллея…»
Так возникает образ «темный аллей», его первоначальное значение. Впоследствии приходит мысль о «темных аллеях» человеческой души, ее непостижимости.
2020 год объявлен Годом Бунина
22 октября 1870 года родился Иван Алексеевич Бунин — русский писатель и поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе.
Первым из опубликованных произведений Бунина стало стихотворение «Над могилой С. Я. Надсона» (1887); первый стихотворный сборник вышел в свет в 1891 году в Орле.
В 1903 году получил Пушкинскую премию за книгу «Листопад» и перевод «Песни о Гайавате»; в 1909 году был повторно удостоен этой награды за 3-й и 4-й тома Собрания сочинений. В 1909 году избран почётным академиком по разряду изящной словесности Императорской Санкт-Петербургской академии наук.
В 1933 году Иван Алексеевич Бунин стал лауреатом Нобелевской премии по литературе за «строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы».
Произведения Бунина были неоднократно экранизированы. Образ писателя воплощён в фильме Алексея Учителя «Дневник его жены».
И сейчас мы продолжаем зачитываться его произведениями: «Митина любовь», «Солнечный удар», «Жизнь Арсеньева» и, конечно, рассказы из цикла «Тёмные аллеи». Сегодня Вашему вниманию мы представляем материал, предоставленный порталом «Культура.РФ».
Как читать «Темные аллеи» Бунина
«Настоящая любовь никогда не заканчивается браком», — писал Иван Бунин, чей цикл рассказов «Темные аллеи» до сих пор остается одной из самых популярных книг о любви. К 150-летию со дня рождения нобелевского лауреата Ирина Кочергина, кандидат филологических наук и преподаватель русского языка и литературы московской школы №57, рассказала порталу «Культура.РФ», на какие детали нужно обратить внимание, чтобы раскрыть все тайны знаменитого рассказа «Темные аллеи».
История создания
Иван Бунин эмигрировал из Советской России в 1920 году. Он не принял революцию 1917 года, которую считал настоящей трагедией, и новую власть большевиков — и покинул страну.
Рассказ «Темные аллеи» Бунин написал в 1938 году. Впоследствии именно он стал визитной карточкой одноименного цикла, который можно назвать своеобразной лебединой песнью автора.
Над знаменитым циклом рассказов о любви Бунин работал в основном в годы Второй мировой войны во Франции, оккупированной фашистскими войсками. Вместе с женой Верой Николаевной писатель снимал небольшую виллу в южном городке Грасс, у самого подножия Альп. В это время Бунины жили тяжело, бедствовали, часто голодали — но писатель категорически отказывался сотрудничать с французскими издательствами при коллаборационистском режиме Виши.
В ноябре 1943 года Бунин писал своему другу, литератору Борису Зайцеву: «Книга эта называется по первому рассказу «Темные аллеи» — во всех последующих дело идет, так сказать, тоже о темных и чаще всего весьма жестоких «аллеях любви». <…> …Что ж всё думать о смерти и дьявольских делах в мире! Боккаччо написал «Декам[ерон]» во время чумы, а я вот «Темные аллеи».
Сам Бунин считал эту книгу своей «самой совершенной по мастерству». Однако далеко не все современники разделяли это мнение. Сборник был опубликован в 1940-х годах и вызвал довольно противоречивую реакцию. Эмиграция «первой волны», в том числе многие литераторы-единомышленники, обвиняли писателя в излишнем смаковании эротических подробностей и даже аморальности. Например, писательница Зинаида Шаховская, которой сам автор подарил книгу с дарственной надписью, отмечала в ней «привкус натурализма». «Да к тому же, — писала она, — русский язык таков, что в делах любви ему больше подходят намеки, многоточия, умолчания». Однако ведущий критик русского зарубежья Георгий Адамович восхищался циклом и писал, что «всякая любовь — великое счастье, «дар богов», даже если она и не разделена. Оттого от книги Бунина веет счастьем, оттого она проникнута благодарностью к жизни, к миру, в котором, при всех его несовершенствах, счастье это бывает».
Зато в СССР, где несколько десятилетий произведения Бунина-эмигранта, «врага советской власти», не издавались, в 1950–60-х годах писателя словно открыли заново. «Темные аллеи» появились в Собрании сочинений Бунина, которое выходило в 1966–1967 годах, и быстро полюбились советскому читателю. Вплоть до наших дней этот сборник остается, по выражению филолога и диссидента Юрия Мальцева, «энциклопедией любви».
Особенности поэтики «Темных аллей»
Большинство произведений цикла «Темные аллеи» посвящены любви между мужчиной и женщиной — любви с печальным финалом. Им может стать смерть любимого, как в рассказе «Холодная осень», уход в монастырь, как в «Чистом понедельнике», или убийство, как в «Генрихе». Объединяет рассказы и мотив воспоминаний: в них Бунин рисует дорогой его сердцу и навеки утраченный мир дореволюционной России с ее помещичьими усадьбами, снежными зимами, прогулками на санках и обедами в хлебосольных трактирах.
Мотив памяти особенно силен в рассказе «Темные аллеи». В центре повествования — воспоминания о любви, которую испытали герои произведения 30 лет назад. Тогда у 30-летнего барина Николая Алексеевича случился страстный роман с 18-летней крепостной Надеждой. Однако он бросил ее и уехал, а сама Надежда вскоре получила вольную от господ и завела собственную гостиницу на почтовой станции.
В рассказе Бунин использовал характерные приемы модернизма. Так, через цвет, звук и запах писатель вызывает у читателя нужные ассоциации, заставляет остро чувствовать и представлять происходящее. Николай Алексеевич, уже пожилой генерал, путешествуя в тарантасе, видит кругом «черные колеи», «осеннее ненастье», «слякоть», «грязь», «бледное солнце» — классическую картину унылой среднерусской осени, сырой и промозглой. Так Бунин задает эмоциональный настрой рассказа — печальный, «дождливый».
Контрастно неприглядному пейзажу Бунин описывает избу Надежды. В ней сухо и опрятно, пахнет щами с «разварившейся капустой, говядиной и лавровым листом», а основу цветовой гаммы интерьера составляют белизна стен и золото иконы. Весь быт Надежды очень прост, как «суровая» (то есть из грубой ткани) скатерть, который покрыт стол.
В этой уютной атмосфере Николая Алексеевича охватывают воспоминания о любви к Надежде:
«— Ах, как хороша ты была! — сказал он, качая головой. — Как горяча, как прекрасна! Какой стан, какие глаза! Помнишь, как на тебя все заглядывались?
— Помню, сударь. Были и вы отменно хороши. И ведь это вам отдала я свою красоту, свою горячку. Как же можно такое забыть».
И в этот момент рассказа подробные бунинские описания приобретают символическое значение. Перед Николаем Алексеевичем встают унылая осенняя дорога, с которой ассоциируется его собственный жизненный путь, и беленая изба — символ другой жизни, жизни с Надеждой, которую он мог бы выбрать 30 лет назад.
«Жену я без памяти любил, — рассказывает Николай Алексеевич бывшей возлюбленной. — А изменила, бросила меня еще оскорбительней, чем я тебя. Сына обожал, — пока рос, каких только надежд на него не возлагал! А вышел негодяй, мот, наглец, без сердца, без чести, без совести… Впрочем, все это тоже самая обыкновенная, пошлая история».
Так читатель узнает, что судьба героя была нелегкой, и начинает по романтической традиции предполагать, что Николай Алексеевич вот-вот поймет, что упустил свое счастье, когда расстался с Надеждой. Однако в конце рассказа генерал думает: «Что, если бы я не бросил ее? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?»
Можно предположить, что это несходство двух миров — аллегория трагического и непреодолимого разлома революции, который пролег между ними. Однако подобных прямых аналогий лучше не проводить: в бунинском тексте содержится лишь намек на возможность такой трактовки, а не ее подтверждение.
Интертекстуальность рассказа
Иван Бунин намеренно построил повествование «Темных аллей» не совсем обычно. Рассказ открывает сцена на постоялом дворе почтовой станции. У опытного читателя она мгновенно вызывает прочный ассоциативный ряд: почтовая станция — девушка — любовь — барин, — и в памяти встает сюжет «Станционного смотрителя» Александра Пушкина.
Далее в разговоре с Николаем Алексеевичем Надежда признается, что «хотела руки на себя наложить». И в воображении возникает образ брошенной барином крестьянской девушки — прямиком из повести «Бедная Лиза» Николая Карамзина, в которой утверждается, что «и крестьянки любить умеют».
Символично и имя главного героя. Надежда вспоминает, как в молодости называла его Николенькой — а Николенькой Иртеньевым зовут молодого барчука из автобиографической трилогии Льва Толстого «Детство. Отрочество. Юность»: там не раз звучит тема любви, в том числе несчастливой.
Другой важный для Бунина «литературный» Николай — это поэт и революционер-демократ Николай Огарев. Именно его стихотворение «Обыкновенная повесть» цитирует герой рассказа:
Тянулся за рекою дол,
Спокойно, пышно зеленея;
Вблизи шиповник алый цвел,
Стояла темных лип аллея.
Была чудесная весна!
Они на берегу сидели –
Во цвете лет была она,
Его усы едва чернели.
Я в свете встретил их потом:
Она была женой другого,
Он был женат, и о былом
В помине не было ни слова…
Однако от всех этих и многих других классических произведений русской литературы о несчастной любви «Темные аллеи» отличает одна ключевая деталь — образ главной героини. Надежда совершенно не похожа на «чувствительную» крестьянку или тургеневскую барышню. Она, как говорит кучер Клим, «баба — ума палата. И все, говорят, богатеет. Деньги в рост дает».
Так для чего Бунин помещает в свой рассказ столько отсылок к известным произведениям русской классики, если и его героиня не та же, и история не о том же? Может показаться, что здесь писатель, опережая время, прибегает к популярному постмодернистскому приему литературной игры и предлагает читателю получить удовольствие не только от самого рассказа, но и от процесса «разгадывания» всех аллюзий в тексте.
Однако на самом деле игра с читателем не является целью Бунина. Отсылки создают настроение «Темных аллей» и, заставляя читателя вспомнить уже знакомые истории о драматичной любви, помогают прочувствовать смутные сожаления о скоротечности жизни, о горечи любви, о том, что счастье мимолетно и невозвратно.
Евгений Пономарев, исследователь бунинского творчества, отметил, что интертекст является одним из приемов позднего творчества писателя. В этих отсылках и аллюзиях, перекличках и диалогах звучат вечные вопросы, и потому современные читатели так часто возвращаются к бунинской прозе — чтобы вновь пережить любимые сцены из русской классики и важные мгновения собственной жизни.
Беседовала Екатерина Тарасова
Источник Культура РФ: https://www.culture.ru/materials/255990/kak-chitat-temnye-allei-bunina?utm_source=KRF_email&utm_medium=email&utm_campaign=16_10_20