Почему не состоялась любовь героев рассказа чистый понедельник

Рассказ «Чистый понедельник» был написан в 1944 году, это один из любимых у автора. Он входит в сборник «Темные аллеи». Основной является тема любви, — всеобъемлющего чувства, которое составляет смысл существования.

Ответим на вопрос, почему у героев нет имен. Почему автор не дает имен своим героям? Он раскрывает отношения между ними, называя местоимениями Он и Она, для этого не требуются имена. Героев всего двое: Он и Она. Автору важно показать образы героев и то, что творится в душе каждого, передать внутренний мир, кто как мыслит, имена же не такое значение имеют, наряду с внутренним содержанием. На первое место автор ставит душевные качества, поступки героев. Самое главное в произведении — любовь героев, их отношения, а не то, как зовут каждого. Главнее то, почему есть любовь, но герои не смогли быть вместе, найти общего счастья друг с другом? Не столь интересны имена персонажей, которые больше отвлекают от сути и замысла, как важны причины, по которым любовь несостоятельна, из-за чего же пришлось расстаться, почему герои не вместе в рассказе «Чистый понедельник»?

Рассказчик, главный герой, — это молодой мужчина с «южной» внешностью, красивый собой, обеспеченный. Он встречает девушку на лекциях Андрея Белого в Художественном кружке, где происходит знакомство. Увлеченный молодой человек предлагает брак, но его избранница не видит себя в роли жены. Ее красота напоминает индийскую или персидскую. Девушка тоже не имеет имени, у нее необыкновенный характер. Она ходит на курсы, при этом скромно одевается и скромно обедает на Арбате. Возлюбленный считает, что все это «московские причуды». Героине нравится роскошная жизнь, ее влекут театры, концерты. Она отвечает страсти молодого человека, но не так пылко, как тому бы хотелось. У нее есть другое чувство, гораздо более важное. Героиня религиозна, увлечена традициями, посещает монастыри и соборы, ей нравятся церковные песнопения, оказаться в праздник на службе, постоять среди простого люда, почувствовать легкость на душе — для нее это ощущение «старины», «родины»…

Главные герой и героиня такие разные! Он узнает, что его избранница видит себя послушницей монастыря, расстраивается, это крушение надежд, за которым будет расставание. За своей страстью, ослепленностью, за эгоистичной любовью молодой человек не разглядел душу своей избранницы, он любил пылко и страстно, но не по-настоящему преданно до жертвенности. А вот его избранница способна на жертву, жертвует себя духовной жизни. Ему разлука приносит невыразимую боль, которую долго терпит, свыкается с потерей, опускается, спивается, пока внезапно не приходит смирение в течение многих месяцев, двух лет. Все иначе у героини, которая выбирает между любовью к мужчине и духовной жизнью. Она глубоко религиозна, стать монашкой важнее, чем уступить примитивным желаниям. В первый день Великого поста девушка отдает предпочтение чистой, спокойной жизни, где есть только вера в Бога. Именно по этой причине, в том числе, автор не дает имени, чтобы ярче показать образ мысли, стремления девушки, ее высокую цель на фоне примитивного желания ее возлюбленного.

У персонажей Бунина нет определенного прототипа. Образ главного героя носит обобщающий характер — это аристократ, который ведет праздную жизнь, каких немало. Девушка же олицетворяет стремление к самосовершенствовани­<wbr />ю, гармонии. Несмотря на желание жить роскошно, она находит силы выбрать другую, более чистую и спокойную жизнь, пойти в монастырь. Это и хотел показать Бунин, поэтому не отвлекает читателя именами.

Почему герои не вместе? Мужчина назвал подобную любовь «странной»: он еще очень мало знает избранницу, но его к ней влечет, это превращается в неотвязную привычку, неодолимое чувство, которое сильнее его, каждый вечер продолжаются встречи. А она на предложение о браке отвечает, что не создана для супружеской жизни, что это вовсе не любовь. Герои ищут себя в разных жизненных вещах. Он желает брака, сильно зависит от своей страсти. Именно поэтому тяжело переживает расставание. А она понимает, что должна выбрать между плотским чувством и чистой любовью — любовью к религии. В душе девушки конфликт, но она определяет для себя то, что ей дороже. Со временем герой тоже смиряется. Ровно через два года после расставания он решает прогуляться по Ордынке, как в памятный вечер Прощенного воскресенья, вспоминает про Марфо-Мариинскую обитель, его тянет туда, это неслучайно. Автор показывает, как он встречается взглядом со своей бывшей возлюбленной, которая в облике одной из монашек сопровождает великую княгиню. Она смотрит в темноту, словно чувствует присутствие старого друга, хотя не может в темноте его увидеть. Такова сила любви, что люди неразрывно связаны воедино, даже после расставания крепки их былые чувства.

(671 слово) «Влюбиться можно в красоту, но полюбить – лишь только душу!». Так говорил английский поэт и драматург Уильям Шекспир. Любовь — вечная тема, о которой писали многие известные писатели. Каждый автор пытался по-своему описать это прекрасное и многогранное чувство. Своё видение на эту тему продемонстрировал  Иван Алексеевич Бунин в цикле рассказов «Тёмные аллеи». Несмотря на то, что в сборник входит тридцать восемь рассказов, после прочтения их всех не появляется ощущения исчерпанности темы. Но самую удивительную любовь, загадочную и таинственную, Бунин изобразил в произведении «Чистый понедельник». 

Рассказ повествует о двух молодых влюблённых.

Герои «богаты, здоровы, молоды и настолько хороши собой, что в ресторанах, на концертах» от них не могли отвести взгляда окружающие.

Писатель даже не назвал героев по имени, считая это совершенно не нужным. Героев писатель создал абсолютно разными по характеру и темпераменту. Он — активный, подвижный, весёлый. Она — стеснительная и молчаливая, замкнутая в себе. Героиня не могла найти себе места в мире и своё предназначение в жизни. Она ходила на курсы, в театр, читала книги, но ничего не трогало её душу. Очень удивительным для него стал тот факт, что героиня посещала кладбища,  церкви и соборы, а также знала древнюю литературу. Квартира её была расположена рядом с храмом Христа Спасителя. Лишь рассказывая о посещении кладбищ, героиня становилась разговорчивой и жизнерадостной, словно лампадка в глазах светилась. Герой был настолько ослеплён своей любовью, что не замечал, какой внутренний мир героини скрывался за её красивой внешностью. Герой возит своей избраннице каждую субботу цветы, шоколад, книги. Он приглашает её в театр, в ресторан, то на какую-нибудь вечеринку. При этом герой много раз задумывался о странности их отношений.

«Странная любовь!», — замечает герой. Далее он и вовсе сомневается, а есть ли у них любовь? «Да, все-таки это не любовь, не любовь…», — думает герой.

Он страдает от этой неопределённости, и всё-таки старается не замечать её странного поведения. И вот однажды героиня прямо говорит ему, что хочет уйти в монастырь. Герой жаждет ясности в их отношениях, он хочет жениться на ней. Только она выбрала для себя совсем иной путь, где ему не найдётся места. 

Когда наступило «прощеное воскресенье», героиня простила всех и сама попросила прощения. А в чистый понедельник она провела ночь со своим дорогим другом и постигла земную радость женщины. На следующий день героиня уехала, и — навсегда. Она предпочла любви  к мужчине любовь к Богу. Она сделала свой выбор. Герой догадывался, чем закончится их любовь, однако он бы не променял ни минуты, проведённой с ней, на что-то другое. Но понять её ему оказалось не по силам. В его состоянии раскрывается авторская позиция, которая единой концепцией оплетает весь сборник: нет жизни без любви, однако в то же время любовь — это трагедия и душевная болезнь. Именно такой подход раскрывается в произведениях Ивана Бунина.

Иван Бунин не наделил своего героя той психологией, какая присуща героине. Он замечает, что в поведении избранницы нет никакой логики. Ежедневно посещая одни и те же заведения со своим избранником, героиня замечает вдруг, что ей хочется в Новодевичий монастырь, ведь «все кабаки да кабаки». Герой не может понять, почему у его возлюбленной возникают такие странные мысли. Это она объясняет ему тем, что он просто мало ее знает. Героиня признаётся, что, когда она не ходит с ним по ресторанам, она посещает кремлёвские соборы. Именно там она обретает чувство душевного равновесия и гармонии. Она прямо ему говорит, что не сможет стать женой, она не пригодна для этой роли. Но любовь слепа: мужчина как будто не слышал всех этих реплик и искренне удивился, когда избранница ушла в монастырь.

В произведении «Чистый понедельник», также как и в других рассказах из цикла, любовь не перерастает в состояние наземного счастья. Эта любовь не заканчивается и счастливым браком. Вступив в близкие отношения с избранником, героиня уходит от него, просит его ничего не спрашивать. Герой лишь из письма узнает, что она уходит в монастырь. Героиня довольно долго металась между мгновенным и вечным, и только в ночь на чистый понедельник сделала свой окончательный выбор. 

Можно утверждать, что любовь в рассказе Ивана Алексеевича Бунина — это одновременно и счастье, и мука. Это великая тайна, загадка, разгадать которую невозможно. Знаменитое произведение Ивана Бунина «Чистый понедельник» привлекает читателя удивительным очарованием трагической любви-мечты, которая не сбылась. 

Автор: Виктория Комарова

История любви в «Чистом понедельнике» И. А. Бунина

1. Образы главных героев.
2. Нравственные искания героини.
3. Трагический финал произведения.

И. А. Бунин считал рассказ «Чистый понедельник» одним из лучших своих произведений. На самом деле нельзя отнестись к этому рассказу с равнодушием. Сюжет рассказа сравнительно прост. Речь идет о любви. Но история любви совершенно неординарная. Вообще в творчестве Бунина мы встречаем ее особое восприятие. Это прекрасное чувство чаще всего не приносит радости, не делает людей счастливыми, напротив, заставляет мучиться и страдать. Любовь становится испытанием судьбы и одновременно наказанием свыше. В рассказе «Чистый понедельник» мы встречаемся как раз с такой ситуацией, когда любовь не приносит счастья.

В рассказе много бытовых подробностей. Писатель достаточно подробно описывает жизнь главных героев. Они молоды, красивы, богаты. «Мы оба были богаты, здоровы, молоды и настолько хороши собой, что в ресторанах, на концертах нас провожали взглядами».

Их можно назвать настоящими баловнями судьбы. Лишения и горести не знакомы им. Мы знаем, что влюбленные часто ездили обедать в «Прагу», в «Эрмитаж», в «Метрополь». Молодые люди могли бы просто наслаждаться каждым прожитым днем. Но все происходит совершенно иначе. Практически сразу, в самом начале рассказа мы начинаем предчувствовать трагическую развязку. Об этом не говорит напрямую автор. Он только дает читателям возможность обратить внимание на то, что недосказано, на то, что только лишь подразумевается. Очень важно, что главный герой не знает, к чему ведут их отношения с девушкой. Впрочем, молодой человек считает, что об этом лучше не думать. Он более прагматичен, предпочитает жить сегодняшним днем, получить от настоящего как можно больше радости. А девушка наотрез отказывается говорить о будущем. «Чем это должно кончиться, я не знал и старался не думать, не додумывать: было бесполезно — так же, как и говорить с ней об этом: она раз навсегда отвела разговоры о нашем будущем…», сообщает рассказчик.

Главная героиня рассказа с самого начала кажется странной, не похожей на других. Она учится на курсах. Но, по-видимому, четкого представления, ради чего это делает, не имеет. Не случайно она весьма расплывчато отвечает на вопрос, зачем учится. Девушка говорит: «А зачем все делается на свете? Разве мы понимаем что-нибудь в наших поступках?» В таком ответе скрывается очень важный философский подтекст. Героиня пытается найти смысл жизни, но это ей не удается. Возможно, именно поэтому она решает найти спасение в религии, уходит в монастырь.

Главная героиня любит красивые вещи. Она кажется умной, способна поддержать разговор на любую тему. Но с другой стороны, она почти полностью погружена в свой внутренний мир. А мир внешний кажется ей менее интересным: «Похоже было на то, что ей ничто не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом…». Девушка ведет такой образ жизни, который, как кажется, принят в обществе. Но ей самой хочется чего-то иного. Главный герой не может не задумываться о том, насколько удивительны и непонятны их отношения. Девушка не думает о браке, не желает стать женой и матерью. Она честно говорит об этом. Главная героиня одновременно тянется к роскошной жизни и отрицает ее. Это противоречие ее натуры кажется странным и непонятным.

Девушке свойственен интерес к религии. Она посещает церкви, ее тянет в кремлевские соборы. Но вместе с тем ее нельзя назвать особенно набожной, ведь она ведет светский образ жизни, ни в чем себя не ограничивая. Однако совершенно неожиданно девушка уходит в монастырь. Она никому ничего не объясняет. Просто оставляет привычную жизнь и своего любимого. Поступок девушки оказался совершенно неожиданным для молодого человека. Он не может понять поведения своей любимой. И в очередной раз задумывается над ее поступком, не находя ему объяснения. Герои рассказа расстались на весьма длительный срок. Молодой человек увидел свою возлюбленную только спустя два года. О чем говорит нам название рассказа? Молодой человек узнал о религиозности девушки в канун чистого понедельника. Раньше он даже не задумывался о том, что его возлюбленная так интересуется религией. Этот поведение молодой девушки кажется нам читателям, удивительным открытием. Может быть, героиня считает свою жизнь греховной, и хочет найти в монастыре спасение для своей души. Ведь жизнь девушки была полна развлечений, она посещала театры, рестораны, много веселилась.

Героиня находит в себе силы отказаться от всего, что было ей привычно и дорого. Вместо веселья и радости она выбирает жизнь в монастырской обители. Впрочем, если вспомнить, что девушка с безразличием относилась к тому, что окружало ее, не придется удивляться ее поступку. Даже любовь не удержала девушку от пострига в монахини. Чем же была для нее любовь? Чем-то временным, неважным, суетным? Финал рассказа остается открытым.

«Чистый понедельник» трагичен по своей сути. Он особняком стоит в творчестве Бунина, потому что здесь влюбленные расстаются не по злой воле судьбы. Девушка сама выбирает свой путь. Никто и ничто не мешало молодым людям. Они могли бы быть счастливы, полностью растворяясь друг в друге. Но вышло по-другому. Может быть, главная героиня была не в состоянии понять и оценить столь прекрасное и возвышенное чувство? Или в ее душе не было место любви вообще, ведь героиня как бы живет в своем собственном мире. Что для нее является главным, мы не знаем, а можем только лишь предполагать.

На самом деле мало что известно о главной героини и с трудом понимаем ее. Можно воспринимать ее душевные терзания как свидетельство внутренней неудовлетворенности реальной жизнью. Но, может быть, наоборот, она давно определила, в чем смысл ее жизни. И постепенно шла к желаемому результату. Обычная жизнь не привлекала девушку, она ожидала чего-то большего. Религия для нее оказалась более важной, чем привычные дела и радости. И в этой связи любовь к мужчине показалась девушке менее важной, чем любовь к богу.

Конечно, только незаурядная натура может отказаться от привычных мирских радостей. Девушка, безусловно, является личностью сильной и неординарной. Она ищет свой собственный смысл жизни. И уход в монастырь кажется ей правильным решением, ведь теперь суета простой и пошлой жизни не будет иметь ровным счетом никакого значения.

Рассказ не может не вызвать чувства грусти у читателя. Но вместе с тем рассказ заставляет задуматься о том, насколько уникален, неповторим и непонятен может быть человек для окружающих. Именно таковой и является главная героиня. Она непохожа ни на кого. У нее — свой собственный выбор. И решение девушка принимает самостоятельно, не спрашивая ни у кого совета, не нуждаясь в одобрении окружающих. Однако нельзя не признать, что главная героиня не столь уж идеальна. Ведь ее поступок оказался жестоким ударом для молодого человека. Он страдает от разлуки со своей любимой. Удивительно, но мы узнаем, что девушка также испытывает муки от расставания. Ведь в письме она пишет: «Пусть бог даст сил не отвечать мне — бесполезно длить и увеличивать нашу муку…». Так ради чего девушка выбрала свой путь? Ради чего она решилась сломать жизнь своего любимого? Можно сделать вывод, что она чувствовала себя несчастной. И решила порвать с миром, чтобы навсегда забыть обо всем, что с ним связано.

Рассказ Бунина «Чистый понедельник» рассказывает нам о сложности человеческой жизни. Роль этого произведения в русской литературе очень велика. Благодаря ему мы получили возможность узнать о том, насколько трагичен может быть финал истории любви.

Печать

Просмотров: 58211

  • Сочинения
  • По литературе
  • Бунин
  • Тема любви в рассказе Чистый понедельник

Сочинение Тема любви в рассказе Чистый понедельник Бунина

Освещая тему любви в своих рассказах, Бунин И. А. раскрывает всю глубину своего таланта, умение психологически точно показать состояние души героя в самый напряженный момент жизни. Без любви нет жизни. В то же время писатель считал любовь трагедией, духовным помешательством и высшим наслаждением. Интимные подробности в произведениях писателя делают их реалистичными, притягательными и неповторимыми для читателей. Рассказ «Чистый понедельник» вошел в сборник «Темные аллеи», который был написан в эмиграции и полностью посвящен любви.

Он и Она — главные герои рассказа «Чистый понедельник». Писатель не дал им имен, посчитав это лишним. Они молодые, полные сил мужчина и женщина. Вместе проводят время. Это может быть немногословные беседы дома или чаще выезды в рестораны и театры. Их красота привлекала внимание. По темпераменту они были совершенно разными. Он — горячий, подвижный, веселый. Она — молчалива, задумчива. Как будто всматривалась в мир и все не могла найти себе места. Читала книги, ходила на курсы и в театр, но не трогало ничего ее душу. Неожиданным открытием для него стало ее посещение кладбищ, церквей и соборов, знание древней литературы. Квартира ее находилась напротив храма Спасителя. Читая наизусть отрывки из произведений, или рассказывая о посещение кладбищ, она становилась разговорчивой и одухотворенной. Как будто лампадка в глазах светилась.

Их отношения заставляют его сомневаться, а есть ли у них любовь. Это мучит его, он старается не замечать ее странности. Однажды она прямо сказала ему, что собирается уйти в монастырь. Ему хочется ясности в их отношениях, но она всегда чувствует грань дозволенного, заставляя его страдать еще больше. Его все время влечет к ней, но она не собирается за него замуж. Она готовит себя для другой жизни, здесь, с ним, она ненадолго и как будто случайно.

В «прощеное воскресенье» она простила всех и сама попросила прощенье. В чистый понедельник разрешила ему остаться на ночь и постигла земную радость женщины. На следующий день она уехала, навсегда. Она сделала свой выбор.  Выбрала любовь к богу.

«Странная любовь» думал он об их отношениях. Зная, чем закончится их любовь, он не променял бы ни одной минуты с ней, на что — то другое. Любовь это стихия, она меняет человека, придает ему смысл жизни, заставляет жить воспоминаниями. Она помогает взлететь или упасть в бездну. Любовь это жизнь.

Он простил ее, но понять не смог.

Вариант 2

Бунин многогранно раскрывает тему отношений между влюбленными в собственных рассказах. В Чистом понедельнике автор описывает молодую и красивую пару. Таких людей периодически возможно увидеть, как говорится, в свете. Они привлекают взгляды, заставляют восхищаться, но не многие понимают какие на самом деле между ними отношения. Бунин раскрывает эти отношения, он как бы приподнимает завесу и там оказывается весьма удивительная структура.

С одной стороны кавалер, который оказывается довольно-таки примитивным. С другой стороны девушка, которая оказывается весьма глубокой личностью, которая скрывается за простой и привлекательной «оберткой».

Начнем по порядку, рассказ ведется от лица мужчины, который ухаживает за девушкой, полностью поглощен собственной страстью, хочет близости, но взаимность получает только частично. Он описывает характер девушки, исходя из обожания, но зачастую видит в ней странные противоречия. С одной стороны она безразлична, с другой – имеет типично московский вкус ко вкусным блюдам и развлечениям. Высказывания девушки о том чтобы уйти в монастырь или сделать нечто подобное он не воспринимает особенно всерьез. По сути, перед нами просто мужчина, который добивается девушки, он действительно ей восхищен и, возможно, его чувство глубоко, но все-таки его ум немного затуманен.

Она не так проста, как кажется. Как бы сейчас сказали, она является типичной «тусовщицей», но при этом не пренебрегает образованием и духовными ценностями. Искренне интересуется историей собственной страны, духовными темами и этот интерес не является надуманным, хотя и выглядит странным для молодой девушки. На самом деле она даже глубже любит своего избранника, он действительно является для нее «первым и последним» и такое отношение удивительно для молодой девушки, которая может легко наслаждаться всеми удовольствиями этого мира.

Бунин делает две кульминации в рассказе; сначала – полная близость между героями и то как он идет после молиться в церковь. Потом вторая кульминация, когда они встречаются в самом завершении рассказа в потемках и девушка узнает его, не видя – такова подлинная близость между героями, намного более высокая, чем физическая.

Этим самым автор подчеркивает ценность духовной связи, описывает искренность и истинность чувства между героями. Ведь если бы он просто добился своего и они бы зажили ценностями простого мещанского счастья, то такой встречи между ними никогда бы не было. Героиня выбирает духовный путь, они расстаются. Тем не менее, в действительности любовь между героями тем самым только возрастает и становится чем-то небесным.

Любовь в рассказе Бунина Чистый понедельник

Рассказ «Чистый понедельник», написанный Иваном Алексеевичем Буниным в 1944 году, входит в цикл «Тёмные аллеи». Этот цикл содержит в себе 38 рассказов, каждый из которых с нового ракурса раскрывает общую тему: любовь. В произведениях этого цикла ни найти одинакового сюжета, однако все они не заканчиваются счастливым браком: любовь героев обречена. Рассказ «Чистый понедельник» не является исключением из этой закономерности.

Автор не раскрывает читателю имён героев, называя их просто: Он и Она. Оба героя молоды, богаты и настолько хороши собой, что ими восхищаются окружающие. Их досуг всегда весьма насыщенный: дорогие рестораны или простые оживлённые забегаловки, театры, светские вечера. Однако отношения их неполноценны: главный герой постоянно чувствует отсутствие близости с возлюбленной. Хотя их и объединяет тёплое чувство, делающее каждую проведённую минуту вместе счастливой, характеры и интересы их сильно разнятся.

Он – лёгкий на подъём, добродушный, болтливый гуляка, в нём нет ни тени той духовной глубины и того спокойствия, которыми обладает она. Они вместе, но героиня так и остаётся загадкой для него. Её поведение ему кажется странным, а в течение отношений он открывает для себя совершенно неожиданные её увлечения: история, русские сказания и летописи, монастыри, соборы и церковные обряды. С каждым днём он любит её всё сильнее, одновременно с этим убеждаясь в том, как мало знает и понимает её.

Она, хотя и предпочитала вести себя сдержанно, явно любила этого молодого человека: принимая холодно от него конфеты и книги, они всегда были съедены и прочитаны. В вечер их последней встречи (в ночь на Чистый понедельник) она решается на близость с ним со словами: «Вот все говорил, что я мало о нем думаю <…> Нет, я думала…» Она уехала в родной город и постриглась в монахини, это решения она вынашивала долгое время. Главный герой пытается убить своё горе в кабаках и алкоголе, боль со временем ослабевает, но не уходит.

Открытая концовка произведений лишь оставляет читателю ещё больше неразрешённых вопросов. Любовь в этом рассказе преподносится как нечто иррациональное и необъяснимое: он был слеп, не знал её, но чувства были неподдельны и искренны.  Сила этого чувства, нелогичного и таинственного, способна вознести человека до небес от счастья, а затем разрушить его жизнь.  

Также читают:

Картинка к сочинению Тема любви в рассказе Чистый понедельник

Тема любви в рассказе Чистый понедельник

Популярные сегодня темы

  • Сны Раскольникова и их значение в романе Преступление и наказание Достоевского

    В романе «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевский большое внимание обращает на внутренний мир главного героя. Читатель может увидеть не только мысли и переживания Раскольникова, но и его сны.

  • Анализ романа Толстого Князь Серебряный

    В произведении «Князь Серебряный» идет описание событий второй половины 16 века, где изображаются все характерные черты истории того периода.

  • План рассказа Никита Платонова 5 класс

    Пятилетний Никита с малых лет подолгу был без присмотра. Его мать рано утром уходила трудиться в поле. А отца он не помнил, потому что тот давно ушёл воевать. Отправляясь на работу, мать наказывала сыну собирать куриные яйца

  • Интересные факты о Лермонтове

    Михаил Юрьевич Лермонтов — один из наиболее известных русских поэтов и писателей, чьё творчество нашло отклик в сердцах миллионов людей по всему миру. Ещё в годы его жизни вокруг гения ходили кучи сплетен и пересудов

  • Сочинение по картине Рылова Полевая рябинка 2, 5 класс

    Знаменитый русский художник, Аркадий Александрович Рылов работал в жанре пейзаж. Автор родился в семье, которые не были связана с искусством. Свой талан Рылов развивал, учась в Москве.

В рассказе Ивана Бунина “Чистый понедельник” описывается странная история любви. Он – молодой, горячий и “неприлично красивый”. Она – закрытая книга, молчаливая и непозволительно притягательная. Они – пара, которая как будто вместе, но как будто врозь.
Влюбленные проводят время вместе, посещают рестораны и концерты, вдоволь наслаждаясь жизнью. Кажется, любовь налицо, и можно думать о светлом будущем.

Но оказывается, рассказчик совершенно не знает свою возлюбленную. Он даже не догадывается, какие чувства бушуют в ее душе.
А девушка обратила свою душу к Богу. Рассказчик с удивлением узнает, что она посещала Новодевичий монастырь и бывала на раскольничьем кладбище.
Расставание было неизбежным. Девушка покидает рассказчика и посвящает себя служению Богу.
Бунин показал, насколько странной и болезненной может быть любовь. Кажется, возлюбленная ничего не таит в своей душе. Но потом оказывается, что любви-то, может, и не было вовсе.

Любовь в “Чистом понедельнике” – это только видимость счастья, выдумка рассказчика. Он понял, что на самом деле никогда по-настоящему не знал свою возлюбленную.


­Пример сочинения 1

«Чистый понедельник» входит в цикл рассказов «Темные аллеи» И. А. Бунина. В этом произведении мы знакомимся с парой возлюбленных. Свои отношения рассказчик находит весьма странными и необычными, но это не останавливает его, ведь он без памяти влюблен в свою избранницу.

Она – воплощение женственности и изящества, постоянно вводит главного героя в заблуждение. Он никак не поймет, почему его спутница пресекает все разговоры об их будущем, почему так странно реагирует на его подарки, не допускает настоящей с ним близости? Рассказчик порой сомневается в ее чувствах, но никогда – в своих. Наверное, именно поэтому они так долго вместе.

Героиня слишком набожна, хоть это и не сразу становится известно. Она часто ходит в кремлевские соборы, иногда даже на кладбища. Ее очень привлекает эта возвышенность, умиротворенность, присущая таким местам. Несмотря на то, что молодой человек находится с ней в отношениях достаточно долго, он до сих пор не может понять свою избранницу, она для него – закрытая книга. Однажды девушка говорит о том, что хочет уйти в какой-нибудь глухой монастырь, что заставляет рассказчика волноваться. Он так влюблен в нее, что в его голове проносится мысль: если подобное случится, он сам уйдет в монастырь или же кого-нибудь зарежет. Однако герой вскоре успокаивается.

В ночь на Чистый понедельник пара по-настоящему сближается. Это говорит нам о том, что героиня все же испытывает сильные чувства к своему избраннику, ведь иначе она бы не стала этого делать.

После того, как девушка уезжает в монастырь и просит не искать ее, рассказчик еще очень долго не может прийти в себя, что лишний раз убеждает нас в неподдельности его чувств.

В рассказах цикла «Темные аллеи» мы не встретим любовь, перерастающую в состояние абсолютного счастья. В этом произведении Бунин также показывает нам двух влюбленных, которым не суждено быть вместе. Чистый понедельник – день, ставший переломным в судьбе героев. Это день, когда человек должен освободиться от всего дурного, поэтому героиня решает начать новую жизнь именно с этой даты. Любовь, по мнению автора, не только счастье и наслаждение, но еще и мука, некое испытание. Этот рассказ как никакой другой передает смысл и главную идею всего цикла.


Пример сочинения 2

Бунин многогранно раскрывает тему отношений между влюбленными в собственных рассказах. В Чистом понедельнике автор описывает молодую и красивую пару. Таких людей периодически возможно увидеть, как говорится, в свете. Они привлекают взгляды, заставляют восхищаться, но не многие понимают какие на самом деле между ними отношения. Бунин раскрывает эти отношения, он как бы приподнимает завесу и там оказывается весьма удивительная структура.

С одной стороны кавалер, который оказывается довольно-таки примитивным. С другой стороны девушка, которая оказывается весьма глубокой личностью, которая скрывается за простой и привлекательной «оберткой».

Начнем по порядку, рассказ ведется от лица мужчины, который ухаживает за девушкой, полностью поглощен собственной страстью, хочет близости, но взаимность получает только частично. Он описывает характер девушки, исходя из обожания, но зачастую видит в ней странные противоречия. С одной стороны она безразлична, с другой – имеет типично московский вкус ко вкусным блюдам и развлечениям. Высказывания девушки о том чтобы уйти в монастырь или сделать нечто подобное он не воспринимает особенно всерьез. По сути, перед нами просто мужчина, который добивается девушки, он действительно ей восхищен и, возможно, его чувство глубоко, но все-таки его ум немного затуманен.

Она не так проста, как кажется. Как бы сейчас сказали, она является типичной «тусовщицей», но при этом не пренебрегает образованием и духовными ценностями. Искренне интересуется историей собственной страны, духовными темами и этот интерес не является надуманным, хотя и выглядит странным для молодой девушки. На самом деле она даже глубже любит своего избранника, он действительно является для нее «первым и последним» и такое отношение удивительно для молодой девушки, которая может легко наслаждаться всеми удовольствиями этого мира.

Бунин делает две кульминации в рассказе; сначала – полная близость между героями и то как он идет после молиться в церковь. Потом вторая кульминация, когда они встречаются в самом завершении рассказа в потемках и девушка узнает его, не видя – такова подлинная близость между героями, намного более высокая, чем физическая.

Этим самым автор подчеркивает ценность духовной связи, описывает искренность и истинность чувства между героями. Ведь если бы он просто добился своего и они бы зажили ценностями простого мещанского счастья, то такой встречи между ними никогда бы не было. Героиня выбирает духовный путь, они расстаются. Тем не менее, в действительности любовь между героями тем самым только возрастает и становится чем-то небесным.


Пример сочинения 3

Тема любви в прозе И. А. Бунина (по рассказу «Чистый понедельник»)»

Иван Алексеевич Бунин — величайший писатель рубежа XIX-XX вв. Он вступил в литературу поэтом, создал замечательные стихотворные произведения. 1895 г. …Опубликован первый рассказ «На край света». По­ощряемый похвалами критиков, Бунин начинает заниматься литературным творчеством. Иван Алексеевич Бунин — лауреат самых различных пре­мий, в том числе и лауреат Нобелевской премии по литературе 1933 г.

В 1944 г. писатель создает один из замечательнейших рассказов о любви, о самом прекрасном, значительном и высоком, что есть на Земле, — рас­сказ «Чистый понедельник». Об этом своем рассказе Бунин говорил так: «Благодарю Бога, что Он дал мне написать, Чистый понедельник»».

В рассказе «Чистый понедельник» особенно ярко проявились психо­логизм бунинской прозы и особенности «внешней изобразительности».

«Темнел московский серый зимний день, холодно зажигался газ в фо­нарях, тепло освещались витрины магазинов — и разгоралась вечерняя, освобождающаяся от дневных дел московская жизнь, гуще и бодрей не­слись извозчичьи санки, тяжелей гремели переполненные, ныряющие трам­ваи, — в сумраке уже видно было, как с шипением сыпались с проводов зе­леные звезды — оживленнее спешили по снежным тротуарам мутно чер­неющие прохожие…» — именно такими словами автор начинает свое по­вествование, перенося читателя в старую Москву начала XX века. Писатель с величайшей подробностью, не упуская из вида ни малейшей детали, вос­производит все приметы этой эпохи. И уже с первых строк рассказу при­дает особое звучание постоянное упоминание о деталях глубокой древно­сти: о древних московских храмах, монастырях, иконах (храм Христа Спасителя, Иверская церковь, Марфо-Мариинская обитель, икона Богоро­дицы Троеручницы), об именах выдающихся личностей. Но рядом с этой древностью, вечностью мы замечаем приметы более позднего быта: извест­ные и доступные наиболее состоятельным слоям граждан рестораны «Прага», «Эрмитаж», «Метрополь», «Яр»; книги современных авторов; «Мотла» Эртеля и Чехова… Судя по тому, как разворачивается действие в рассказе, мы можем судить о том, что прошлое для героев — предельно понятно, настоящее — смутно, будущее же абсолютно неясно.

В рассказе два героя: он и она, мужчина и женщина. Мужчина, по сло­вам писателя, здоров, богат, молод и красив почему-то южной, горячей красотой, был даже «неприлично красив». Но самое главное — герой влюб­лен, влюблен настолько, что готов исполнять любые прихоти героини, лишь бы не потерять ее. Но, к сожалению, он не может и не пытается понять, что творится в душе его возлюбленной: он «старался и не думать, не додумы­вать». Женщина же изображается таинственной, загадочной. Она загадоч­на, как загадочна вообще душа русской женщины с ее одухотворенностью, преданностью, самоотверженностью, самоотречением… Сам герой признает­ся: «Она была загадочна, странна для меня». Вся ее жизнь соткана из не­объяснимых противоречий, метаний. «Похоже было на то, что ей ничего не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за горо­дом», — повествует рассказчик, но тут же добавляет: «Хотя все-таки цве­ты были у нее любимые и нелюбимые, все книги… она всегда прочитыва­ла, шоколада съедала за день целую коробку, за обедами и ужинами ела не меньше меня…» Выезжая куда-либо, она чаще всего не знала, куда отправится потом, чем займется, словом, не знает, с кем, как и где проведет время.Писатель довольно полно повествует нам о ее происхождении, о ее ны­нешних занятиях. Но в описании быта героини Бунин очень часто исполь­зует неопределенные наречия (над ее диваном «зачем-то висел портрет босого Толстого»).

Все поступки женщины стихийны, иррациональны и одновременно как будто спланированы. В ночь на Чистый понедельник она отдается ге­рою, зная, что на утро уйдет в монастырь, но окончателен ли этот уход, также неясно. На протяжении всего рассказа автор показывает, что героиня не чув­ствует себя комфортно нигде, она не верит в существование простого зем­ного счастья. «Счастье наше, дружок, как вода в бредне: тянешь — наду­лось, а вытащишь — ничего нету», — цитирует она Платона Каратаева.

Душевные порывы героев «Чистого понедельника» зачастую не под­даются логическому объяснению. Создается впечатление будто и мужчи­на, и женщина не властны над собой, не способны контролировать свои чувства.

В центре повествования — события в Прощеное воскресенье и Чис­тый понедельник. Прощеное воскресенье — религиозный праздник, почи­таемый всеми верующими людьми. Они просят друг у друга прощения и прощают близких своих. Для героини это совершенно особый день, не только день прощения, но и день прощания с мирской жизнью. Чистый понедель­ник — первый день поста, в который человек очищается от всякой сквер­ны, когда веселье масленицы сменяется самосозерцанием. Этот день стано­вится переломным в жизни героя. Пройдя через страдания, связанные с потерей любимой, герой испытывает на себе влияние окружающих сил и осознает все то, чего не замечал раньше, будучи ослепленным любовью к героине. Через два года мужчина, вспоминая события давно ушедших дней, повторит маршрут их давней совместной поездки, и ему «почему-то» очень захочется зайти в церковь Марфо-Мариинской обители. Какие неведомые силы влекут его навстречу возлюбленной? Стремится ли он к тому духов­ному миру, в который уходит она? Мы не знаем этого, автор не приоткры­вает для нас завесу тайны. Он лишь показывает нам смирение в душе ге­роя, их последняя встреча завершается его смиренным уходом, а не про­буждением в нем прежних страстей.

Будущее героев неясно. Помимо всего писатель нигде даже прямо не указывает, что встреченная мужчиной монахиня — его бывшая возлюб­ленная. Лишь одна деталь — темные глаза — напоминают облик героини. Примечательно, что героиня уходит в Марфо-Мариинскую обитель. Эта оби­тель — не монастырь, а церковь Покрова Богоматери на Ордынке, при которой была община светских дам, заботившихся о живших при церкви сиротах и о раненных в первую мировую войну. И это служение в храме Покрова Богоматери, может быть, является для героини «Чистого поне­дельника» духовным прозрением, ведь именно Непорочное Сердце Бого­родицы предостерегало мир от войны, смертей, крови, сиротства…

Но в описании быта героини Бунин очень часто исполь­зует неопределенные наречия (над ее диваном «зачем-то висел портрет босого Толстого»).

Все поступки женщины стихийны, иррациональны и одновременно как будто спланированы. В ночь на Чистый понедельник она отдается ге­рою, зная, что на утро уйдет в монастырь, но окончателен ли этот уход, также неясно. На протяжении всего рассказа автор показывает, что героиня не чув­ствует себя комфортно нигде, она не верит в существование простого зем­ного счастья. «Счастье наше, дружок, как вода в бредне: тянешь — наду­лось, а вытащишь — ничего нету», — цитирует она Платона Каратаева.

Душевные порывы героев «Чистого понедельника» зачастую не под­даются логическому объяснению. Создается впечатление будто и мужчи­на, и женщина не властны над собой, не способны контролировать свои чувства.

В центре повествования — события в Прощеное воскресенье и Чис­тый понедельник. Прощеное воскресенье — религиозный праздник, почи­таемый всеми верующими людьми. Они просят друг у друга прощения и прощают близких своих. Для героини это совершенно особый день, не только день прощения, но и день прощания с мирской жизнью. Чистый понедель­ник — первый день поста, в который человек очищается от всякой сквер­ны, когда веселье масленицы сменяется самосозерцанием. Этот день стано­вится переломным в жизни героя. Пройдя через страдания, связанные с потерей любимой, герой испытывает на себе влияние окружающих сил и осознает все то, чего не замечал раньше, будучи ослепленным любовью к героине. Через два года мужчина, вспоминая события давно ушедших дней, повторит маршрут их давней совместной поездки, и ему «почему-то» очень захочется зайти в церковь Марфо-Мариинской обители. Какие неведомые силы влекут его навстречу возлюбленной? Стремится ли он к тому духов­ному миру, в который уходит она? Мы не знаем этого, автор не приоткры­вает для нас завесу тайны. Он лишь показывает нам смирение в душе ге­роя, их последняя встреча завершается его смиренным уходом, а не про­буждением в нем прежних страстей.

Будущее героев неясно. Помимо всего писатель нигде даже прямо не указывает, что встреченная мужчиной монахиня — его бывшая возлюб­ленная. Лишь одна деталь — темные глаза — напоминают облик героини. Примечательно, что героиня уходит в Марфо-Мариинскую обитель. Эта оби­тель — не монастырь, а церковь Покрова Богоматери на Ордынке, при которой была община светских дам, заботившихся о живших при церкви сиротах и о раненных в первую мировую войну. И это служение в храме Покрова Богоматери, может быть, является для героини «Чистого поне­дельника» духовным прозрением, ведь именно Непорочное Сердце Бого­родицы предостерегало мир от войны, смертей, крови, сиротства…

  • Сочинения
  • /

  • Литература
  • /

  • Бунин

Тема любви в рассказе Чистый понедельник

Рассказ И. А. Бунина «Чистый понедельник» входит в цикл «Тёмные аллеи», посвященный единой теме — любви. Бунин — был очень талантливым писателем, он умел показать психологическое состояние героя даже в самые тяжёлые жизненные моменты. Писатель был уверен, что жизни без любви нет, но в то же время считал это чувство трагедией, помешательством. В своих произведениях Бунин подробно раскрывает тему любви со всеми интимными подробностями, что и делает его рассказы неповторимыми.

В рассказе «Чистый понедельник» у главных героев нет имён, автор называет их лишь «он и она». Главные герои ещё молоды, они полны сил, энергии, жизни. Они проводят много времени вместе: посещают театры и рестораны, ведут беседы. Они любили друг друга несмотря на огромную разницу в темпераменте. Мужчина был горячим, энергичный, подвижным и живым, а женщина — молчаливой, застенчивой и задумчивой. О героине можно сказать, что она так и не нашла свое место в мире, она словно всматривалась, пытаясь найти свою пристань. Девушка много читала, посещала театры вместе со своим кавалеров, но ничто не разжигало её сердце.

нейросеть

Квартира женщины находилась рядом с храмом. Однажды она начала увлекаться древней литературой, стала посещать храмы и церкви. Только читая молитвы и посещая храмы, она открылась, стала разговорчивее и живее. В её глазах наконец загорелась та самая искра.

Однако, после этого между двумя людьми стали происходить недопонимания, мужчина стал сомневаться в своих и её чувствах. Но герой пытался закрывать глаза на происходящее, не замечать странных изменений в возлюбленной. Однажды женщина прямо ему призналась, что приняла решение уйти в монастырь. Мужчина все равно не оставлял попыток прояснить отношения, но она всегда напоминала о грани дозволенного, что приносило ему ещё больше мучений. Героиня даже не думала о том, что может выйти замуж за этого мужчину, с ним она ненадолго, все, что было между ними, теперь выглядело случайностью, ведь теперь она готовила себя для жизни в монастыре.

В праздник прощеного воскресенья героиня попросила прощения у всех и сама простила. В чистый понедельник она позволила возлюбленному остаться у неё на ночь, а во вторник собрала вещи и уехала навсегда.

Когда она уехала, герой осознал, что их любовь была странной. Он точно знал, что скоро все закончится, но ни одной минуты, проведённой с ней, он не променял бы ни на что. Он смог простить возлюбленную, но понять её у него не получилось.

Таким образом, в данном рассказе любовь описана как стихия, меняющая человека, придающая его жизни определённый смысл. Именно любовь помогла главной героине найти себя и взлететь.

`

Тема любви в рассказе Чистый понедельник

Тема любви в рассказе Чистый понедельник

Популярные сочинения

  • Мир скучен для скучных людей (сочинение эссе)

    Нередко в современном мире от некоторых людей можно услышать фразы, смысл которых будет заключаться в том, что им всё надоело, им скучно жить, в их жизни нету ничего интересного. Однако внутренние ощущения людей склонны

  • Сочинение Капитон Климов в рассказе Муму Тургенева

    Капитан Климов был второстепенным персонажем в рассказе Тургенева «Муму». Капитан был обыкновенным мужчиной, который учился в Петербурге

  • Ученье — свет, а неученье — тьма — сочинение-рассуждение

    Тьма представляет собой отсутствие света, так говорят мудрецы и, пожалуй, так определять тьму вполне логично. Там, где отсутствует свет, туда приходит тьма, которая является по своей сути только недостатком.

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Бунин
  4. Любовь в рассказе Чистый понедельник

Любовь в рассказе Чистый понедельник Бунина сочинение

В начале рассказа И.А. Бунин рисует любовную идиллию: пара молодых людей приятно проводит время вместе, наслаждается друг другом, посещает театры, рестораны и курсы. Они молоды и красивы, и часто ловят на себе восхищенные взгляды окружающих. Скрываясь за красивым фасадом, их любовь и отношения на самом деле сложны для понимания.

Главная героиня, присутствуя в отношениях физически, мыслями и душой находится где-то далеко. Ее чувства к главному герою выражаются только в том, что она позволяет ему ухаживать за ней, принимает знаки внимания. Нельзя сказать, что ее чувств совсем нет, но они сильно отличаются от чувств героя. Он опьянен ею, очарован настолько, что не замечает сильного различия между ними. Его чувства к ней носят более приземленный характер, в то время как девушка в этом плане являет читателю очень сложную глубокую натуру.

Герой думает над загадочным поведением любимой, но не пытается разгадать, в чем тут суть. Чувства застилают ему глаза и мешают мыслить здраво. По большей части он просто счастлив каждой минуте, проведенной вместе. Слепая любовь мешает увидеть настоящие притязания любимой, которая предпочитает соборы кабакам. Насколько холодной не казалась бы девушка, она не отказывается от обычных развлечений молодых людей, но все же она тянется к чему-то более возвышенному, по-настоящему светлому. Главный герой с удивлением обнаруживает в ней религиозность. Его заводит в тупик ее нежелание вступать в брак, однако он продолжает верить в счастливый конец. Любовь в «Чистом понедельнике» не находит логического завершения – брака. Она становится отправной точкой – началом конца. Потому, что в этот чистый день, ставший кульминацией рассказа принято очищаться от греховного. Ночь, проведенная героями вместе, доказывает, что плотская любовь не является высшей формой их единения.

Для нее, любовь раскрывается исключительно в служении Богу, остальные проявления любви хоть и нравятся ей, но все же не удовлетворяют ее, «все-таки это не любовь» говорит она. Он же понимает только «земную» любовь в традиционном смысле этого слова: преданность, красивые ухаживания, полноту чувств.

Потеряв возлюбленную, он практически теряет смысл жизни и беспробудно пьет, чтобы заглушить боль. В то время как девушка, утратив возлюбленного, находит истинную любовь, став невестой Христа. Решающая встреча в церкви, в храме духовной любви, расставляет точки над i. Герой прощает любимую, но чувства его не угасают. Духовная связь между героями оказывается прочнее любой другой.

Вариант 2

Что такое любовь? Нежность, верность, искренность? А может боль, страсть и желание? Она непредсказуема и индивидуальна, а также не поддаётся никаким объяснениям. Она соединяет судьбы двух людей, на мгновение или вечность объединяя их в единый и целостный механизм, состоящий из стремящихся другу к другу горящих сердец. Опьяняющая сладость может переходить в острую горечь и наоборот, когда ты готов отдать жизнь во имя этого великого чувства.

Любовь в рассказ Бунина «Чистый понедельник» также имеет свои особенности. Имена главных героев автор не упоминает. Девушка и парень молоды и богаты, полны жизни, и, что самое главное, влюблены друг в друга. Казалось бы, что мешает им быть вместе? Любовь ─ чувство ослепляющее, когда проходит первый взрыв, приходит озарение. В данном случае, девушка смогла понять, что её видение мира не соответствует вселенной её избранника. Осознание этого заставляет её страдать и предчувствовать близость расставания.

Молодой человек не понимает или не хочет видеть противоречия внутри неё. Он планирует грандиозную свадьбу, мечтает видеть её в качестве своей жены и оптимистично смотрит на их общее будущее. Девушка целует его, обнимает, даёт понять, что любит, но в тайне мечтает о другом и видит свою жизнь в ином свете. Парень абсолютно ни о чём не догадывается, поэтому её неожиданный отъезд в другой город и уход из повседневности в духовное служение становится для него настоящим шоком. Он не понимает, что происходит, почему идеальный мир счастья и нежности в одночасье рухнул и всё не может вернуться на круги своя. Обида не позволяет ему попытаться вернуть возлюбленную и вскоре после последней короткой встрече они расстаются уже навсегда.

Любовь, описанная Буниным печальна, несёт в себе некую романтику грусти и кричит о том, что человек может любить взаимно, однако это вовсе не гарантирует ему счастье. Это чувство в понимании автора невыносимо прекрасно, пугающе запутано и очень часто ведёт в пропасть. «Чистый понедельник» ─это ода тихой трагедии, которая произошла между двумя неподходящими по духу людьми, однако искренне любящими друг друга.

Любовь в рассказе Чистый понедельник

Любовь в рассказе Чистый понедельник

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Что такое самовоспитание 9 класс

    Воспитания – важнейшая часть человеческой жизни. Без этого компонента жизнь его является трудной, а восприятие и поведение порой доходят до неадекватного состояния. Повезло тем людям, которых родили хорошие мама с папой

  • Образ и характеристика Михея Тарантьева в романе Обломов Гончароваа сочинение

    Михей Андреевич Тарантьев первый раз появляется в доме Обломова в самом начале романа. О его предыстории не известно почти ничего. Читатель знает только, что деревня Тарантьева

  • Образ и характеристика Юшки в рассказе Юшка Платонова сочинение

    Основным персонажем произведения является Юшка, представленный писателем в образ рано состарившегося чахоточного мужчины.

  • Сочинение Как современные технологии влияют на жизнь общества?

    Современные технологии влияют на нашу жизнь как в положительном русле, так и в отрицательном. В основном технологии помогают сделать наш образ жизни легче, например, раньше требовалось много времени

  • Позиция Островского в Грозе (позиция автора, авторская позиция) сочинение

    Гроза является самым известным произведением автора Александра Островского. В нём автор старается, как можно более точно, рассказать, какие происходили изменения в конце XIX века.

  • Почему надо много читать сочинение рассуждение
  • Почему не состоялась любовь героев рассказа олеся
  • Почему надо любить родину сочинение
  • Почему надо любить и охранять природу сочинение
  • Почему надо изучать природу и историю родного края сочинение