Тематическое направление: Человек путешествующий: дорога в жизни человека.
Каждый человек в своей жизни задумывался над вопросом -” Почему некоторые люди не могут найти своё место в жизни?”. От чего это зависит? Это зависит, оттого, что у любого из нас есть правильная дорога судьбы , ведь только сильные и целеустремлённые личности, способны найти этот путь в жизни. А вот слабые и легкомысленные люди не могут иметь будущего, потому что у них нет средств к существованию и они не способны заработать себе на дом. Попробую доказать свою точку зрения примерами из художественной литературы.
Многие писатели русской классической литературы обращались к теме смысла жизни в своих произведениях. Не исключением стал и М. Горький, написавший пьесу “На дне”. В произведении мы знакомимся с главным героем-Актёром. Он бывший артист театра и алкоголик, живущий в ночлежке для бездомных. Актёр не испытывал чувство голода и пьянствовал за чужой счёт. После разговора с Лукой, его угнетает такая жизнь, пьянство, потеря памяти, несправедливое отношение к долгу. Но Сатин убеждает Актёра, что Лука его обманывает, а то ему не верит. Под влиянием этих факторов, герой решает изменить свою жизнь в лучшую сторону и начинает копить деньги, чтобы отправиться лечится в бесплатную больницу. Лука, так и не сказав в какой город ехать , скрылся из виду. После этого главный герой решает покончить себя, потеряв веру в жизни. Однако он приходит к такому выводу, что “талант-это вера в себя, в свою силу”. После перенесённых потрясений Актёр сознался в содеянном и раскаялся.
Другим примером того, в чём заключается место в жизни будет роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. В данном произведении повествуется о жизненном пути центрального персонажа: Евгении Онегине. Главный герой-представитель золотой молодёжи. Его суетная жизнь не заладилась с самого начала: Евгений не умел экономить деньги , зарабатывать их, особенно у него не было никаких обязанностей. Его такая жизнь начинает утомлять, он в подавленном состоянии и пытается найти свою дорогу жизни, но всё неудачно. Общество не помогло Евгению, потому что они считали его лишним. Также из-за эгоистичного, малохарактерного поведения, своей противоречивости он не смог проявить себя в жизни. Этот пример показывает, что не всегда жизненный путь зависит от самого человека.
Таким образом, можно сказать, что жизненный путь может найти не каждая личность, потому что им мешает неуверенность в себе, им не хватает упорства и достижения поставленных целей. Самое главное, когда выбираешь тот или иной путь, важно прислушаться к себе и к близким людям.
Здравствуйте, Павел!
Вы самостоятельно написали сочинение, попытавшись выстроить рассуждение по заявленной теме. Но на заданный вопрос не ответили, существенных выводов не представили.
В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.
К1 (соответствие теме) + 1 балл.
К 2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл.
Анализ литературных произведений подменяется пересказом. Вы не демонстрируете глубокого знания текстов произведения, допускаете фактологические ошибки. Пересказ не сопровождается выводами, относящимися к теме сочинения.
Содержание произведений понимается наивно:
Его суетная жизнь не заладилась с самого начала: Евгений не умел экономить деньги , зарабатывать их, особенно у него не было никаких обязанностей.
Непонятно, зачем Евгению все это было нужно. Он дворянин, и не должен работать — таковы реалии тех лет.
Общество не помогло Евгению, потому что они считали его лишним.
Это не так.
К3 (логика и композиция) + 0 баллов
В сочинении содержатся грубые нарушения тезисно-доказательной части.
Тезис (ответ на вопрос темы) отсутствует. Представленные тезисы про слабых людей не подтверждаются примерами. Вывод не вытекает из тезисов.
Ошибки
Каждый человек в своей жизни задумывался над вопросом -” Почему некоторые люди не могут найти своё место в жизни?”.
Фраза не соответствует действительности: далеко не каждый человек задумывался об этом.
От чего это зависит? Это зависит, оттого, что у любого из нас есть правильная дорога судьбы , ведь только сильные и целеустремлённые личности, способны найти этот путь в жизни.
Указательные местоимения ни на что не указывают.
Голословное утверждение. Непонятно, почему вы считаете, что у любого человека есть правильная дорога судьбы и почему только сильные личности способны ее найти. Мысль противоречивая.
А вот слабые и легкомысленные люди не могут иметь будущего, потому что у них нет средств к существованию и они не способны заработать себе на дом.
Это абсурдное высказывание: получается, что если у человека нет средств и если он не заработал себе на дом, то он, во-первых, слабый и легкомысленный, а во-вторых, у него нет будущего. Эта мысль не соответствует действительности.
Актёр не испытывал чувство голода и пьянствовал за чужой счёт.
С чего вы это взяли? Все люди испытывают чувство голода. В предложении нарушены причинно-следственные связи.
После разговора с Лукой, его угнетает такая жизнь, пьянство, потеря памяти, несправедливое отношение к долгу.
Мысль выражена непоследовательно: непонятно, кто такой Лука, у кого произошла потеря памяти, о каком долге идет речь.
Под влиянием этих факторов, герой решает изменить свою жизнь в лучшую сторону и начинает копить деньги, чтобы отправиться лечится в бесплатную больницу.
Противоречие. Зачем копить деньги, если больница бесплатная?
После этого главный герой решает покончить себя, потеряв веру в жизни. Однако он приходит к такому выводу, что “талант-это вера в себя, в свою силу”. После перенесённых потрясений Актёр сознался в содеянном и раскаялся.
Предложения не связаны друг с другом. Последнее предложение не относится к произведению «На дне»: вы с кем-то перепутали Актера.
Также из-за эгоистичного, малохарактерного поведения, своей противоречивости он не смог проявить себя в жизни. Этот пример показывает, что не всегда жизненный путь зависит от самого человека.
Предложения содержат противоречащие друг другу суждения.
К 4 (речь)+ 0 баллов
Речевые ошибки нарушают восприятие текста сочинения и препятствуют пониманию коммуникативного замысла.
Ошибки
Каждый человек в своей жизни задумывался над вопросом -” Почему некоторые люди не могут найти своё место в жизни?”.
Повторы.
Многие писатели русской классической литературы обращались к теме смысла жизни в своих произведениях.
Несочетаемость: писатель литературы.
Смысл жизни и место в жизни — не тождественные понятия.
Не исключением стал и М. Горький, написавший пьесу “На дне”.
Нарушение порядка слов. Правильно: не стал исключением и…
Он бывший артист театра и алкоголик, живущий в ночлежке для бездомных.
Сопоставление неоднородных понятий.
После разговора с Лукой, его угнетает такая жизнь, пьянство, потеря памяти, несправедливое отношение к долгу.
Некорректное употребление местоимения, оно указывает на Луку.
Но Сатин убеждает Актёра, что Лука его обманывает, а то ему не верит.
Некорректное использование местоимений: непонятно, кто кому не верит, кто кого обманывает.
После этого главный герой решает покончить себя, потеряв веру в жизни.
Правильно: покончить с собой.
Другим примером того, в чём заключается место в жизни будет роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин”.
Речевая несочетаемость.
Его суетная жизнь не заладилась с самого начала: Евгений не умел экономить деньги , зарабатывать их, особенно у него не было никаких обязанностей.
Слово употреблено неуместно.
Также из-за эгоистичного, малохарактерного поведения, своей противоречивости он не смог проявить себя в жизни. Этот пример показывает, что не всегда жизненный путь зависит от самого человека.
Несочетаемость.
Таким образом, можно сказать, что жизненный путь может найти не каждая личность, потому что им мешает неуверенность в себе, им не хватает упорства и достижения поставленных целей.
Непонятно, на кого указывает выделенное местоимение.
К5 (грамотность) + 1 балл, всего допущено ошибок: 13, предельное количество: 19
Ошибки
Орфография
От чего это зависит? Это зависит, оттого, что у любого из нас есть правильная дорога судьбы , ведь только сильные и целеустремлённые личности, способны найти этот путь в жизни.
Правильно: это зависит ОТ ТОГО, ЧТО…
Под влиянием этих факторов, герой решает изменить свою жизнь в лучшую сторону и начинает копить деньги, чтобы отправиться лечится в бесплатную больницу.
правильно: лечиТЬСЯ
Пунктуация
Каждый человек в своей жизни задумывался над вопросом -” Почему некоторые люди не могут найти своё место в жизни?”.
Вместо тире следует поставить двоеточие.
Две запятые лишние.
Лишняя запятая.
Лишняя запятая.
Лука, так и не сказав ЗПТ в какой город ехать , скрылся из виду.
Пропущена запятая перед придаточной частью.
Другим примером того, в чём заключается место в жизни ЗПТ будет роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин”.
Пропущена запятая после придаточной части.
Двоеточие поставлено не в соответствии с правилами пунктуации.
Грамматика
Актёр не испытывал чувство голода и пьянствовал за чужой счёт.
не испытывал чувствВА голода
В данном произведении повествуется о жизненном пути центрального персонажа: Евгении Онегине.
правильно: ЕвгениЯ ОнегинА
Таким образом, можно сказать, что жизненный путь может найти не каждая личность, потому что им мешает неуверенность в себе, им не хватает упорства и достижения поставленных целей.
правильно: не хватает упорства В достижении поставленных целей.
Общий вывод по работе
Итак, Павел, ваше сочинение оценивается на «зачет», однако вы едва укладываетесь в минимальный порог требований. Следует более серьезно отнестись к анализу литературных произведений, поработать над логикой рассуждения и речевым оформлением работы.
Удачи!
Мир, описанный в пьесе Островского «Гроза», настолько безжизненный и застывший, что живой душе в нем не выжить. Можно подстроиться под него и тоже окаменеть или сбежать. Конфликт между обществом и личностью показывает, как неповоротливо патриархальное сознание и как важно его заменить чем-то новым. Иначе оно приведет к тому, что все молодое поколение станет безвольным, неспособным мыслить и действовать.
Патриархальное общество опирается на повторяющийся цикл правил, согласно которым старшее поколение всегда доминирует и подчиняет себе молодых. Дикой и Кабанова олицетворяют собой деспотичное правление, которое опирается на деньги и власть. Дикой изводит Бориса, ведь племянник зависит от него материально. Кабановой легко командовать сыном и его женой – они привыкли к послушанию.
В этом обществе вера в бога давно перестала быть духовной опорой, она стала символом наказания. Религия теперь связана с виной, стыдом и грехом, а не со светлым началом. Поэтому чистая вера Катерины обрушивает патриархальную религиозность, ведь в ней много духовности.
Никого не интересует, что мир вокруг давно изменился. Калинов существует в своем герметичном пространстве, куда почти не проникает что-то новое, живое, прогрессивное. Наивный Кулигин мечтает изобрести «вечный двигатель», хотя наука уже доказала невозможность существования подобного механизма. Цитируя стихи Ломоносова и Державина, он словно не знает о современных литераторах и до сих пор оглядывается на достижения 18 века. Так живет весь этот мирок.
Патриархальный уклад общества опасен для личности, так как загоняет его в рамки окаменевших правил, которые даже нельзя объяснить логикой. Катерина, как глубокая личность, не может согласиться на бездумное существование в этом обществе. Ей хочется жить, чувствовать, любить, верить в бога, а не дрожать от страха и ждать осуждения. Со всей прямотой девушка выбирает любовь, грех, честное признание и наказание – все то, что делает ее самостоятельной и живой. Она сама решает, как ей жить и умереть, и в этом – настоящий вызов обществу.
Проблемы пьесы «Гроза» Островского
Проблематикой произведения в литературоведении называют круг проблем, которые так или иначе затрагиваются в тексте. Это может быть один или несколько аспектов, на которых акцентирует внимание автор. В этой работе речь пойдёт о проблемах «Грозы» Островского. А. Н. Островский получил литературное призвание уже после первой опубликованной пьесы. «Бедность не порок», «Бесприданница», « Доходное место» — эти и многие другие произведения посвящены на социально-бытовым темам, однако вопрос о проблематике пьесы «Гроза» нужно рассмотреть отдельно.
Пьеса была неоднозначно воспринята критиками. Добролюбов видел в Катерине надежду на новую жизнь, Ап. Григорьев подметил намечающийся протест против существующих порядков, а Л. Толстой и вовсе не принял пьесу. Фабула «Грозы», на первый взгляд, достаточно проста: всё основано на любовной коллизии. Катерина тайно встречается с молодым человеком, пока её муж уехал в другой город по делам. Не сумев справиться с муками совести, девушка признаётся в измене, после чего бросается в Волгу. Однако за всем этим житейским, бытовым, кроется куда более масштабные вещи, которые грозятся разрастить до масштабов космоса. «Тёмным царством» Добролюбов называет ту обстановку, которая описана в тексте. Атмосфера лжи и предательства. В Калинове люди настолько привыкли к моральной грязи, что их безропотное согласие лишь усугубляет ситуацию. Страшно становится от осознания того, что это не место сделало людей таким, это люди самостоятельно превратили город в некое скопление пороков. И теперь уже «тёмное царство» начинает влиять на жителей. После детального ознакомления с текстом можно заметить насколько широко разработана проблематика произведения «Гроза».
Проблемы в «Грозе» Островского разноплановые, но при этом не имеют иерархии. Каждая отдельно взятая проблема важна сама по себе.
Проблема отцов и детей
Здесь речь идёт не о непонимании, а о тотальном контроле, о патриархальных порядках. В пьесе показана жизнь семьи Кабановых. В то время мнение старшего мужчины в семье было неоспоримым, а жёны и дочери были практически лишены прав. Во главе семьи стоит Марфа Игнатьевна, вдова. Она взяла на себя мужские функции. Это властная и расчётливая женщина. Кабаниха считает, что заботится о своих детях, приказывая им поступать так, как хочет она. Такое поведение привело к вполне логичным последствиям. Её сын, Тихон, слабый и бесхарактерный человек. Мать, кажется, таким и хотела его видеть, ведь в таком случае человеком легче управлять. Тихон боится сказать что-либо, выразить своё мнение; в одной из сцен он признаётся, что своей точки зрения у него и вовсе нет. Тихон не может защитить от истерик и жестокости матери ни себя, ни свою жену. Дочь Кабанихи, Варвара, наоборот, сумела приспособиться к такому образу жизни. Она легко врёт матери, девушка даже сменила замок на калитке в саду, чтобы беспрепятственно ходить на свидания с Кудряшом. Тихон не способен ни на какой бунт, Варвара же в финале пьесы сбегает из родительского дома с возлюбленным.
Проблема самореализации
При разговоре о проблематике «Грозы» нельзя не упомянуть и этот аспект. Проблема реализована в образе Кулигина. Этот изобретатель-самоучка мечтает о том, чтобы сделать что-то полезное для всех жителей города. В его планы входит собрать перпету-мобиле, построить громоотвод, получать электричество. Но всему этому тёмному, полуязыческому миру не нужен ни свет, ни просвещение. Дикой смеётся над планами Кулигина найти честный заработок, открыто издевается над ним. Борис после разговора с Кулигиным понимает, что изобретатель так никогда и не изобретёт ни одной вещи. Возможно, это понимает и сам Кулигин. Его можно было бы назвать наивным, но ведь он знает, какие нравы царят в Калинове, что происходит за закрытыми дверями, что представляют собой те, в чьих руках сосредоточена власть. Кулигин научился жить в этом мире, не потеряв себя. Но он не способен так остро ощущать конфликт между реальностью и мечтами, как это делала Катерина.
Проблема власти
В городе Калинове власть находится не в руках соответствующих органов, а у тех, у кого есть деньги. Доказательством этого служит диалог купца Дикого и городничего. Городничий говорит купцу о том, что на последнего поступают жалобы. На это Савл Прокофьевич отвечает грубо. Дикой не скрывает, что обсчитывает простых мужиков, он говорит об обмане как о нормальном явлении: если купцы друг у друга воруют, то и у обычных жителей воровать можно. В Калинове номинальная власть не решает абсолютно ничего, и это в корне неверно. Ведь получается, что без денег в таком городе просто невозможно прожить. Дикой мнит себя чуть ли не батюшкой-царём, решая кому давать деньги в долг, а кому нет. «Так что знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю» — так отвечает Дикой Кулигину.
Проблема любви
В «Грозе» проблема любви реализуется в парах Катерина — Тихон и Катерина — Борис. Девушка вынуждена жить со своим мужем, хоть никаких чувств кроме жалости она к нему не испытывает. Катя бросается из крайности в крайность: она думает между вариантом остаться с мужем и научиться его любить или уйти от Тихона. Чувства к Борису у Кати вспыхивают мгновенно. Эта страсть толкает девушку на решительный шаг: Катя идёт наперекор общественному мнению и христианской морали. Её чувства оказались взаимны, но для Бориса эта любовь значила гораздо меньше. Катя полагал, что Борис так же, как она, не способен жить в застывшем городе и лгать ради выгоды. Катерина часто сравнивала себя с птицей, ей хотелось улететь, вырваться из той метафорической клетки, а в Борисе Катя увидела тот воздух, ту свободу, которой ей так не хватало. К сожалению, девушка ошиблась в Борисе. Молодой человек оказался таким же, как и жители Калинова. Он хотел наладить отношения с Диким ради получения денег, говорил с Варварой о том, что чувства к Кате лучше сохранять втайне как можно дольше.
Конфликт старого и нового
Речь идёт о сопротивлении патриархального уклада жизни с новым порядком, который предполагает равенство и свободу. Эта тему была очень актуальной. Напомним, что пьеса была написана в 1859 году, а крепостное рабство отменено в 1861. Социальные противоречия достигали своего апогея. Автор хотел показать к чему может привести отсутствие реформ и решительных действий. Подтверждением тому являются финальные слова Тихона. «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» В таком мире живые завидуют мёртвым.
Сильней всего это противоречие отразилось на главной героине пьесы. Катерина не может понять, как можно жить во лжи и животном смирении. Девушка задыхалась в той атмосфере, которая создавалась жителями Калинова долгое время. Она честна и чиста, поэтому единственное её желание было так мало и так велико одновременно. Катя просто хотела быть собой, жить так, как её воспитали. Катерина видит, что всё совсем не так, как она представляла себе до замужества. Она даже не может позволить себе искренний порыв — обнять мужа — Кабаниха контролировала и пресекала любые попытки Кати быть искренней. Варвара поддерживает Катю, но не может её понять. Катерина остаётся одна в этом мире обмана и грязи. Девушка не смогла вынести такого давления, она находит спасение в смерти. Смерть освобождает Катю от бремени земной жизни, превращая её душу в нечто лёгкое, способное улететь из «тёмного царства».
Можно сделать вывод о том, что проблемы в драме «Гроза» затронуты значительные и актуальные и по сегодняшний день. Это нерешённые вопросы человеческого бытия, которые будут волновать человека во все времена. Именно благодаря такой постановке вопроса пьесу «Гроза» можно назвать произведением вне времени.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Патиша Мугутдинова
18/19
-
アーネ ツクリ
11/19
-
Елена Адышева
14/19
-
Алиса Миллионова
19/19
-
Данил Калинин
17/19
-
Sherzod Toshtemirov
15/19
-
Виталий Жищенко
12/19
-
Владислав Соин
16/19
-
Андрей Дымков
19/19
-
Михаил Семенов
13/19
Сочинение на тему «Чем живы люди? Образ Катерины в пьесе А. Н. Островского »Гроза»
В вопросе »Чем живы люди?» прежде всего подразумеются ценностные ориентиры человеческого существования, его морально-нравственные аспекты. То, без чего человеческая душа пропадает. Любовь к близким, вера в справедливость, в Бога и добро, совесть, надежда на лучшее являются тем, чем человек живёт и дышит, радуясь каждому дню. На примере пьесы Островского »Гроза» и главной героини Катерины можно раскрыть тему смысла жизни человека.
Казалось бы, главной ценностью в жизни является любовь, но именно на нее автор и не стал ставить ударение. По его утверждению, »любовь — это когда готов пожертвовать всем ради любви». А на такую любовь способна только Катерина, этим-то она и не похожа на прочих женщин, но такой чувстам нет места в жизни. Любящая женщина готова гибнуть и идти на жертву ради искренних чувств. Не боится она и чужих осуждений, когда нарушает свои же понятия о чести и грехе.
Стоит помнить, что Катерина человек исключительной доброты и честности. Ее светлая душа не приемлет фальши, поэтому героиня умеет жить лишь настоящими чувствами. Но в семье, куда она попала после замужества, она не находит искренности отношений и любви к Тихону не чувствует, в отличие от него. Борис, в свою очередь, кажется ей именно тем человеком, ради которого она готова на все, потому она и влюбляется в него всей душей. Но эту любовь подавляют и не дают ей раскрыться, ибо она греховна и не имеет место быть. Поэтому стоит ли брать ее за основу, если люди просто не могут принять те чувства, которые могут быть сильнее человека. И стоит ли жить, если настоящую любовь губят? Чистота и искренность Екатерины не позволили ей смириться с этой несправедливостью.
Не менее важным фактором, повлиявшим на душевные терзания героини и на последующие трагические события, является ее религиозность и вера в Бога. Она корила себя за своё греховное падение, ежедневно пребывая в мучениях совести. Ожидание Божьей кары заставляет Катерину признаться мужу и свекрови в своём поступке и чувствах к другому. И даже прощение мужа не успокаивает измученную душу, поэтому бедная женщина задумывается о самоубийстве.
Изучив образ Катерины и обстоятельства, которым ей пришлось противостоять, можно понять, что основные приоритеты и для каждого человека заключены в любви и искренности, доброте и вере, переживании за близких. Душа человека, не познавшая этих чувств, попросту погибает. Ведь именно этими духовными ценностями и жив человек.
Комментарии ()
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Аргументы: Человек и общество в пьесе «Гроза»
Как известно, человек – существо социальное, он не может жить вне общества; с другой стороны, и благополучие общества в целом зависит от каждого конкретного человека. Над проблемой этого взаимодействия задумывались мыслители всех времён: философы, историки, социологи… И конечно же, она нашла отражение в художественной литературе. Мы подобрали 5 аргументов для итогового сочинения по направлению «Человек и общество» из пьесы А.Н. Островского «Гроза».
- Семья – первая и самая важная социальная группа, в которую попадает человек. Катерина, выросшая в атмосфере любви и заботы, после замужества оказывается в семье Кабановых, где царит тирания. Глава рода, богатая купчиха Марфа Игнатьевна по прозвищу Кабаниха, требует от окружающих беспрекословного повиновения и изводит их придирками и упрёками. И если дети Кабанихи, Варвара и Тихон (муж Катерины), привыкли к этому, то для Катерины жизнь в такой обстановке нестерпима. Та же атмосфера подавления и унижения царит во всем Калинове, поэтому в данном примере личности некуда деться от тлетворного общества. Отчаяние и одиночество толкают бедную женщину на измену, а затем и на самоубийство.
- Протест Катерины направлен не только против порядков в семье Кабановых. Она сознательно совершает два тяжких греха, идя против моральных устоев целого общества. При этом она больше боится Божьего суда, нежели людского; да и кому «бросить в неё камень», если все вокруг грешны? И если само общество принимает тяжкое положение, в котором находилась героиня, как норму? Поэтому вопрос о личной вине Катерины – с одной стороны, и о влиянии социальных обстоятельств – с другой, остаётся открытым. Однако на этом примере можно однозначно сказать, как социум может повлиять на личность: спровоцировать на бесплодный бунт, довести до отчаяния, лишить нравственной опоры, и все это ради того, чтобы подмять под себя индивидуальность.
- Что же за общество составляют жители Калинова? На примере этого города Островский изображает нравы и порядки российского мещанства. На первый взгляд, главная его черта – верность традиционному укладу жизни, но в реальности она оборачивается глубокой отсталостью (недаром Н.А. Добролюбов называет это место «тёмным царством»). В этом плане показателен разговор Дикого и Кулигина: Дикой: «Да гроза-то что такое по-твоему, а? Ну, говори!» Кулигин: «Электричество». Дикой (топнув ногой): «Какое еще там елестричество! Ну как же ты не разбойник! Гроза-то нам в наказание посылается…». Страшнее всего, что такое общество производит себе подобных людей, плодя невежество и тормозя развитие, как каждого отдельного человека, так и целого государства. Значит, социум может не только развивать, но и отбрасывать человека назад, к ханжеству и глупости старых укладов.
- Обратим внимание на то, какие социальные позиции занимают основные герои пьесы. Дикой и Кабаниха – типичные представители «тёмного царства» и его оплот. Что им свойственно? «Ограбить сирот, родственников, племянников, заколотить домашних так, чтобы ни об чем, что он там творит, пикнуть не смели» – вот как ведут себя богачи, но, несмотря на это, пользуются уважением. Бедняки же работают день и ночь, спят по три часа в сутки. А что же дети состоятельных людей? Они, будучи молодыми, «гуляют», а потом либо продолжают терпеть гнёт «диких» и «кабаних», либо уходят в лучшие места (как Варвара и Кудряш). Вот и получается, что некому изменить существующие порядки, а тираны и самодуры остаются самыми влиятельными горожанами. Личности, может, и могли бы изменить социум, но никто не решается пойти на риск, потому что всем дорого свое спокойствие. Даже Катерина ничего не добилась своим «одиночным пикетом», ведь никто не захотел поддержать ее, а один в поле не воин.
- «Лучом света в тёмном царстве» можно назвать не только Катерину, но и механика-самоучку Кулигина. Он единственный, кто пытается привнести в дремучую жизнь Калинова хоть толику цивилизации: поставить на бульваре часы, приделать к домам громоотводы… Более того, Кулигин – настоящий альтруист, он не требует никакой награды за свой труд и готов даже потратить средства от собственных изобретений во благо народа. К сожалению, он не в силах побороть устоявшиеся за долгие годы порядки. На примере Кулигина А.Н. Островский показывает: в конфликте с обществом отдельному человеку не выйти победителем.
Автор: Надежда Сидорова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Метки:
- 11 класс
- Александр Островский
- аргумент из литературы
- итоговое сочинение
- пьеса Гроза
- человек и общество
Читайте также:
Многомудрый Литрекон призывает вас обратить внимание на итоговое сочинение на тему: Каждый ли человек может найти свой жизненный путь? В этом году жизненные пути в формулировках крайне популярны, так что аргументы стоит взять на вооружение.
Вариант 1
(393 слова) Каждый из нас стремится найти свой путь, но кто-то преуспевает, а кто-то мечется и колеблется всю жизнь. От чего это зависит? Очевидно, что сильная и цельная натура быстро находит себе применение, несмотря на одобрение или осуждение со стороны. А вот слабые люди слишком зависимы от окружения, слишком ведомы и легкомысленны, чтобы занять какую-то определенную позицию. Поэтому можно сказать, что не каждый человек может найти свой жизненный путь. Чтобы обосновать это утверждение, обратимся к примерам из литературы
Вспомним рассказ И.А. Бунина «Чистый понедельник». Главная героиня обладала силой воли и яркой индивидуальностью. Будучи молодой и богатой девушкой, свободной от назиданий и контроля родни, она не стала прожигать жизнь в светских кругах и сорить деньгами. Она получила прекрасное образование и все свободное время посвящала развитию своей личности. Героиня ездила по святым местам, читала серьезную литературу, посещала культурные мероприятия. Соблазны большого города и солидного капитала не помешали ей искать себя и работать над собой. Познав все проявления мирской суеты, она выбрала духовное призвание, несмотря влияние со стороны. Даже любовь к главному герою стала ее жертвой на пути к себе. Героиня была волевой личностью, способной на принятие судьбоносного решения, поэтому у нее все получилось.
Однако слабые люди охотно позволяют себя запутать и плывут по течению жизни, ведь они ничего не в силах изменить. Таким был и Дмитрий Старцев, герой рассказа А.П. Чехова «Ионыч». Он определил свое призвание, но не смог сохранить верность своей позиции и пронести ее сквозь года. Переехав в захолустье и начав однообразную и скучную практику, Старцев постепенно разочаровался в своих идеалах и начал жить как все — ради денег и скудных провинциальных развлечений. Медицина больше не вдохновляла Ионыча, как и служение людям. Если Дмитрий горел желанием улучшить мир вокруг себя и реализовать свой потенциал, то Ионыча мотивировали только деньги. Если бы не они, он и вовсе не работал бы. Зато его интересовали азартные игры, плотные обеды и бестолковые разговоры в клубе. В атмосфере уныния и мещанской рутины Дмитрий потерял направление и сбился с пути, потому что был слаб и ведом. Он не мог обрести свою дорогу, потому что был слишком зависим от окружения.
Таким образом, далеко не все люди могут найти свой жизненный путь, потому что им мешает слабость духа. Им не хватает самостоятельности и упорства, чтобы сохранить верность своим убеждениям и преодолеть препятствия на дороге к цели. Зато те, кто достаточно силен и независим, протаптывают тропу к счастью и гармонии.
Вариант 2
(431 слово) Каждый человек может найти свой жизненный путь, но не у всех есть возможности выбирать дорогу. Про самоопределение хорошо говорить тем, кто имеет материальные ресурсы для внутренних поисков, проб и ошибок в реализации себя. Но многие люди лишены такого шанса, потому что им не на что жить, нечего есть, и их потенциал ограничен вполне понятными рамками. Эту закономерность продемонстрировали русские писатели в своих известных произведениях.
Например, Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» показал становление личности и диалектику души Пьера Безухова. Он пробовал себя в разных ипостасях: кутил с золотой молодежью, вращался в светских кругах, занимался делами масонского ордена, делал преобразования в своих поместьях, много читал и знакомился с самыми блестящими людьми своего времени. У него было пространство для маневра: огромный наследный капитал покрывал все поиски себя и не ставил перед героем вопрос «что он будет есть завтра?». Пьер мог тратить время на путешествия по имениям, мог собрать на свои деньги дружину в военное время, мог посетить Бородинское сражение в качестве зрителя. И финал его поисков вполне естественный: методом проб и ошибок он обрел себя и определил направление в жизни. У него была идеальная семья, которую он спокойно мог содержать, была общественная деятельность, издержки которой он мог покрыть. Рядовому русскому человеку в то время все это не было доступно. Но Безухов имел большие возможности для больших результатов. Поэтому он смог набрести на свою тропу.
Совсем другая ситуация у Родиона Раскольникова, героя романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой даже не мог окончить университет, несмотря на все свои таланты, потому что у него не хватало денег. Родион и рад бы определиться с направлением в жизни, но условий для этого просто нет. Раскольников живет за счет матери и сестры, и у обеих женщин нет ресурсов, чтобы оплачивать его «поиски себя». Он тяготится своим положением, но ничего поделать не может. Нищенское существование впроголодь не оставляет ему сил на какие-то решительные действия. Без образования нет работы, а для получения диплома нужно иметь достаток — это замкнутый круг. В таких обстоятельствах его рассудок помутился, и он совершил ужасное преступление под эгидой человеконенавистнической теории. Персонаж сбился с пути, потому что у него не было возможностей искать верное направление и даже его придерживаться. Угнетенные бедностью люди не могут размышлять о собственной природе, они одержимы мыслью, как себя прокормить.
Таким образом, не все люди могут найти свой жизненный путь, потому что не у всех есть возможности для соответствующих поисков. Бедному человеку, обремененному семьей, не до самореализации. Он думает только о том, как выжить. И вряд ли ему его дорога по сердцу приходится, но другого выхода нет. Он просто идет туда, где есть хоть какие-то деньги.