Цель урока:
- познакомить учащихся с рассказом А. Платонова «Третий сын»;
- развивать умения и навыки анализа художественного произведения;
- воспитывать чувство ответственности за свои поступки, чувство любви к матери, близким, людям вообще.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы: комментированное чтение, эвристическая беседа, анализ текста, дискуссия.
КМО: портрет писателя, плакаты с высказываниями, раздаточный материал: текст рассказа, стихотворение В. Гандельсмана «Воскрешение матери», аудиозапись песни Ю. Шатунова «Мама»
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Слово учителя.
Давайте подумаем, ребята, что означает тема нашего урока «Будем человечеством»? Как это? Что значит – быть человечеством?
3. Чтение рассказа А. Платонова «Третий сын» (Приложение 1).
4. Анализ рассказа
1) Ваши впечатления от прочитанного? Понравился ли вам рассказ? Как он соотносится с темой нашего урока? Обратите внимание на слова самого автора, являющиеся эпиграфом к сегодняшнему уроку:
« Человечество одно дыхание… Больно одному – больно всем. Умирает один – мертвеют все… Будем человечеством, а не человеками в действительности ». А. Платонов.
2) Почему рассказ называется «Третий сын»? (Третий по старшинству сын приехал с дочкой, которая никогда не видела своих дедушку и бабушку. Третий сын смог объединить семью в горе)
3) Сколько всего сыновей? (Сыновей шестеро)
4) Почему нет имен в рассказе? (Это философский рассказ, рассказ-притча. Речь идет не только об этой семье, но и о всех людях вообще. Притча – краткий иносказательный поучительный рассказ )
5) По какому поводу все сыновья собрались вместе? (Приехали на похороны матери.)
6) Почему третий сын приехал вместе с дочкой? (Он острее других детей чувствует необходимость в связи поколений. Его дочка должна знать свои корни)
7) Как вели себя сыновья, оказавшись в родном доме? Что вызывает волну возмущения в их поведении? Найдите в тексте это место. Зачитайте.
Осуждает ли Платонов их? (Поразмыслив, учащиеся приходят к выводу, что Платонов их не осуждает, их поведение вполне естественно для близких людей, которые давно не виделись. Он лишь укоряет их за то, что они забыли повод, который собрал их всех вместе.)
9) Кто мучается от происходящего? (Дед и внучка).
10) Что мог сказать третий сын, что все братья успокоились «опомнились»? Почему нет этих слов? (Третий сын напомнил остальным детям о том, что их собрало всех вместе. Видимо, он нашел такие слова, которые заставили каждого из братьев скорбеть, ведь смерть неотвратима, после нее уже ничего нельзя исправить.)
11) Что говорит девочка-внучка? Не те ли слова? Зачитайте
12) Найдите в тексте единственное выразительное средство иносказания, метафору, с помощью которой автор говорит о том, чем является в сущности материнская любовь? Зачитайте.
13) А что такое всеобъемлющая жертвенная материнская любовь?
14) Если бы у вас была возможность словесно или красками выразить всеобъемлющую материнскую любовь, что бы вы изобразили? (по желанию учащимся предоставляются кисти, краски, бумага).
15) Почему на другой день старик не плакал, а был доволен и горд? Объясните смысл концовки рассказа. Почему отец гордился своими сыновьями? Чего они в жизни добились? А чем вообще можно гордиться? (Старик доволен и горд своими детьми, он выполнил свое назначение на земле. Все дети выросли, стали настоящими людьми. Теперь ему не страшно умирать, он уверен, что дети достойно проводят его в последний путь.)
5. Чтение стихотворения В. Гандельсмана «Воскрешение матери» и сопоставление с рассказом А. Платонова.
Владимир Гандельсман
ВОСКРЕШЕНИЕ МАТЕРИ
Надень пальто. Надень шарф.
Тебя продует. Закрой шкаф.
Когда придешь. Когда придешь.
Обещали дождь. Дождь.Купи на обратном пути
Хлеб. Хлеб. Вставай, уже без пяти.
Я что-то вкусненькое принесла.
Дотянем до второго числа.Это на праздник. Зачем открыл.
Господи, что опять натворил.
Пошел прочь. Пошел прочь.
Мы с папочкой не спали всю ночь.Как бегут дни. Дни. Застегни
Верхнюю пуговицу. Они
Толкают тебя на неверный путь.
Надо постричься. ГрудьВся нараспашку. Можно сойти с ума.
Что у нас – закрома?
Будь человеком. НЗ. БУ.
Не горбись. ЧП. ЦУ.Надо в одно местечко.
Повесь на плечики.
Мне не нравится как
ты кашляешь. Ляг. Ляг. Ляг.Не говори при нем.
Уже без пяти. Подъем. Подъем.
Стоило покупать рояль. Рояль.
Закаляйся, как сталь.Он меня вгонит в гроб. Гроб.
Дай-ка потрогать лоб. Лоб.
Не кури. Не губи
легкие. Не груби.Не простудись. Ночью выпал
снег. Я же вижу – ты выпил.
Я же вижу – ты выпил. Сознайся.
Ты остаешься один. Поливай цветы.
О какой материнской любви идет речь в этом стихотворении?
Когда к сыновьям приходит осознание всей силы и самоотверженности этой любви?
6. Домашнее задание.
Написать в тетрадях для сочинений «Письмо родителям», в котором выскажите свои мысли, чувства к ним, попросите прощения за свои поступки, какими вы их обижали. Можно начать работу в классе.
Звучит песня «Мама» в исполнении Ю. Шатунова
7. Итоги урока.
Заключительное слово учителя.
Андрей Платонов искренне верил, что «человечество одно дыхание» и призывал быть Людьми в высшем смысле этого слова. Тема, затронутая на сегодняшнем уроке, заставляет каждого оглядеться, вспомнить о родстве своем со всем окружающим миром. Произведения Платонова учат нас любить и беречь природу, а главное – людей, свою семью, друзей, близких и дальних. И закончить урок мне хочется словами Бернарда Шоу: «Мы научились плавать, как рыбы, летать, как птицы, нам осталось научиться жить по-человечески» Так «будем человечеством»!
Объявление оценок.
- Сочинения
- По литературе
- Платонов
- Анализ рассказа Третий сын
Анализ произведения Третий сын Платонова
Платонов написал свой рассказ «Третий сын» не случайно. До написания рассказа автору уже пришлось пережить много горя: он похоронил мать. Данное произведение родилось после того, как Платонов начал задумываться о смерти и о сущности человека.
Данный рассказ можно назвать психологическим, он был написан в жанре реализма. Его можно назвать даже философским. Платонов в своем рассказе «Третий сын» не использовал никаких имен.
Главная тема произведения – отношение человека к смерти. Платонов четко показал страх перед смертью, проблему веры в Бога. В рассказе говориться о том, что в Бога никто не верил, даже сам священник, который отпевал покойную мать. Он делала это только для того, что это так необходимо, ведь это его работа. Третий сын в рассказе говорит о том, что жизнь без веры – пустышка. Ведь в вере и заключается смысл всей жизни.
Все действия рассказа происходят на протяжении нескольких дней. Мать умерла, отец, чтобы собрать сыновей вместе, посылает им телеграммы. Отец остался один, без поддержки, заботы и любви. Символом этого одиночества является птица в клетке, на которую он постоянно смотрел, когда ждал своих сыновей. Отец очень переживала из-за смерти своей супруги, но в то же время и гордился за сыновей, которые много достигли. Это все рассказывает о том, что отец нашел в себе силы жить дальше ради своих сыновей.
Мать вложила в своих детей все. Она каждого любила всем сердцем, не жалела на их воспитание ни сил, ни энергии. И это все не зря. Ведь дети выросли уважающими людьми, которые идут к своей цели. Надежды родителей на счет детей полностью оправдались.
Сыновья, в свою очередь, восприняли кончину мамы как нечто неизбежное. Как только они выросли, то все реже стали приезжать домой, встречаться с родителями. Когда он встретились по такому печальному поводу, то радовались встречи, много разговаривали между собой.
Однако, поведение третьего сына было совсем иным. Он приехал проститься с матерью со своей маленькой дочкой. Он был заядлым коммунистом, смерть матери для него было как нечто материалистическое. Он очень сильно переживал из-за того, что случилось, пока все остальные радовались встрече. Он даже что-то сказал своим братьям, после чего те резко изменили свое отношение к случившемуся. Они все разом быстро перестали радоваться. К ним пришло осознание того, что маму больше не вернуть, ведь она ушла навсегда из их жизней.
Вариант 2
Произведение Платонова «Третий сын» было написано и опубликовано в 1936 году в одном из журналов того времени – «Красная новь». Рассказ «Третий сын» Платонова напечатан в 1936 г. в журнале «Красная новь».
Платонов решил написать это рассказ в стиле реализма, который в то время пользовался популярностью. Если более точнее, то это можно назвать психологическим рассказом, ведь в нем ведется анализ героев, там даже нет их имен.
Темой этого произведения Платонов выбрал анализ человека, когда у него умер кто-то близкий, ведь он, скорее всего, хотел понять, как меняются люди в такой ситуации – то есть он сам, ведь совсем недавно у него умерла мать. Но также стоит учитывать, что все мы разные и все переживаем это по-разному, и он хотел посмотреть всевозможные варианты исхода. Также на втором плане этого произведения можно развиднеть тему Богу или же религии.
Вся история в произведении занимает около 3 дней. Основную часть времени занимает приезд всех сыновей на похороны матери. И в заключение очень кратко описываются похороны. То есть уже мы можем увидеть, что автор все время в рассказе посвятил тому, как вели себя близкие люди того, кто умер, в данном случае это мать.
Тема веры раскрывается именно в концовке всего рассказа, на похоронах матери, а именно на ее отпевании. В момент, когда поп начинает запевать панихиду, никто из близких даже не начал креститься, но поп даже не был против этого, а наоборот так как он уже давным-давно полностью разочаровался в своей вере. Бессмертие пересекается именно с самой семьёй, родом и народом.
Старик-отец – муж, умершей матери, он очень сострадает, но из-за своего сильного характера не показывает этого.
Все одиночество старика выражалось в птице, за которой он постоянно смотрел, пока ждал всех сыновей.
Старик очень боялся, что его сыновья даже не похоронят его. От этого сыновья начали смеяться и соответственно старик заплакал, но все же в самом конце произведения он понимает, что хоронить его будут не хуже матери.
Можно сказать, что мать жила ради своих сыновей всегда ждала их, гордилась и любила, а они в свою очень довольно редко бывали у нее, но даже сквозь огромное расстояние они чувствовали то, как она их любит. Даже когда старуха была при смерти она заботилась о них и просила отпевать ее дома, чтобы никак не задеть веру ее сыновей.
Но когда она уже была совсем без сил, она не могла ничего сделать, не могла отдавать свою любовь, все хорошей отношение сыновей к ней уплыло вместе с ее силами.
Мать и отец жили не ради себя, а ради сыновей. Соовтетвенно у всех шестерых лучшее образование, которое они только могли получить. Выросли достойными, устроились на хорошую работу. Автор очень явно выделяет третьего сына, а именно то, что он был коммунистом, ему из-за этого и тяжее всех было смериться со смертью матери, ведь он понимал, что все ее больше нет, а остальные верили в загробную жизнь.
Смерть матери для всех шестерых была не очень-то и значима, они горевали, но легко заглушали это общением друг с другом и считали это просто каким-то воспоминанием. Ведь в возрождение души никто не верит.
Третий сын был немного другой, нежели все остальные пятеро. Он единственный, кто из них был действительно разочарован.
Платонов очень ярко показывает все его переживания. Ключевым моментом был обморок у гроба матери.
После случившейся ситуации все сыновья задумались, о роли матери в их жизни. Даже маленькая девочка, дочь третьего сына, не понимала почему все сыновья смеялись. Даже она горевал, а от этой смерти, хоть и видела ее в первый раз.
Сочинение 3
Тему отношений между поколениями, в частности между родителями и детьми, можно смело назвать вечной. Она актуальна во все времена, во все исторические эпохи. Этот вопрос философский, над которым можно рассуждать и спорить бесконечно. Многие поэты и писатели отражали эту тему в своих произведениях, в которых они описывали свои размышления или примеры из реальной жизни.
Таким примером можно считать произведение Андрея Платонова «Третий сын». Основную идею и замысел этого рассказа автор взял из собственной жизни, поэтому произведение можно считать частично автобиографическим. А.Платонов сам выходец из многодетной семьи, которая рано потеряла свою мать. Он на своих собственных переживаниях ощутил все моменты похорон и, вообще, горя в семье.
В данном произведении автор показывает похожую ситуацию. В одном областном городе умирает старая женщина. Её мужу на тот момент было семьдесят лет, а самому старшему сыну – сорок с небольшим. Из этого следует, что люди вместе прожили приличное количество лет. Но так распорядилась судьба, что старуха умерла первой в семье. Старик весь убитый горем и озадаченный похоронными хлопотами, посылает шесть телеграмм, чтобы приехали сыновья проститься с матерью. На телеграфе наш герой замечает похожую на себя по душевному состоянию женщину. Она была немного рассеяна, словно какие-то мысли постоянно бродили у неё в голове, руки дрожали, как от сильного волнения. Старик сам себе подумал, что у неё тоже разбито сердце каким-то горем.
Пока все шестеро сыновей приехали, прошло три дня, и всё это время мертвая старуха лежала в открытом гробу на столе. Но от неё не было никакого плохого запаха, тело было опрятным, как и при жизни. За эти дни старик уже успел выплакаться, поэтому с приездом детей, он только молча глядел. Сыновья были взрослые, крепкие мужчины, они получили достойные профессии и теперь жили каждый своей жизнью. Виделись они с родителями, да и между собой очень редко, так как были заняты своими личными хлопотами, направленными на обогащение и удовлетворение собственных потребностей. Третий сын приехал с дочкой, которая никогда не видела дедушку и, теперь уже мертвую, бабушку. Это ещё раз доказывает то, сыновья не стремились радовать родителей своим присутствием рядом.
Стоя у гроба, эти взрослые мужчины, плакали молча, как бы стараясь сдержать свои редкие слёзы. Они словно пытались скрыть друг от друга своё горе, воспоминания о детстве и материнской любви. Читая рассказ, создаётся впечатление, что сыновьям было стыдно плакать по своей родной матери, которая всю жизнь оберегала их, защищала даже на расстоянии своей материнской любовью.
Женщина не жалела себя при жизни, жертвовала своим здоровьем, из-за чего, как пишет автор, тело её стало маленькое и скупое. Когда сыновья ушли спать в другую комнату, то вскоре их сознание переключилось на другие темы, они стали с азартом говорить о работе, вспоминать весёлые эпизоды из детства, что быстро переросло в смех и баловство. Словно они забыли, по какому поводу собрались здесь. Это сильно огорчило старика, который снова стал плакать. Не смеялся только третий сын и внучка, которой было жаль бабушку потому, что все живые, а она умерла. Но так длилось не долго. Благодаря третьему сыну все остальные братья наконец-то поняли, зачем они сюда приехали. Он словно передал им ту связь с матерью, которая изменила их сознание. Что конкретно он говорил братьям, автор не написал, но мы видим результат. Атмосфера в доме изменилась, сыновья поняли свою ошибку. Отдавшись чувствам и поплакав по матери, на следующий день подняли и занесли гроб на своих плечах, чтобы достойно похоронить мать. После этого старик успокоился, он был уверен, что его сыновья также похоронят, когда наступит его час.
Анализируя произведение, можно сделать вывод, что дети должны ценить и помнить родителей, пусть даже и мёртвых, чтить о них светлую память. Ведь на первом месте для каждого человека должны быть доверительные отношения в семье, уважение к старшему поколении.
Анализ рассказа Третий сын
Несколько интересных сочинений
- Образ и характеристика Самсона Вырина (маленького человека) в повести Станционный смотритель
В повести «Станционный смотритель» нам показан образ одного маленького человека. Мы видим, как сильно был унижен честный человек, как жестоко его унижали и втаптывали в землю, считали его низким и бедным по материальному достатку.
- Фонвизин
- Сочинение Социальные сети плюсы и минусы
Если бы несколько лет назад кто-нибудь спросил бы: что такое социальные сети или интернет? Любой человек затруднился бы ответить на этот вопрос. Сейчас же, что такое интернет известно каждому. И я думаю, в наше время на этот вопрос любой сможет дать ответ
- Анализ рассказа Шукшина Стенька Разин
Особенностью рассказов Шукшина является использование образов, так называемых чудиков. Есть даже рассказ с именно этим названием, а Стенька Разин продолжает тему. Здесь главным героем выступает молодой парень Васека
- Пришвин
Михаил Михайлович Пришвин — русский писатель-прозаик. В своем творчестве он поднимает важные вопросы человеческой жизни, связи человека с религией, с природой.
«Будем человечеством!»
(по рассказу А. Платонова «Третий сын»)
Урок в 11 классе
Учитель: Фирсова Т.В.
Цель урока: познакомить учащихся с рассказом А. Платонова «Третий сын»;
развивать умения и навыки анализа художественного произведения;
воспитывать чувство ответственности за свои поступки, чувство любви к матери, близким, людям вообще.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Метод: комментированное чтение, эвристическая беседа, анализ текста, дискуссия.
КМО: портрет писателя, плакаты с высказываниями, раздаточный материал: текст рассказа, стихотворение В. Гандельсмана «Воскрешение матери», аудиозапись песни Ю. Шатунова «Мама», карточки-задания, учебник.
Ход урока
- Оргмомент.
- Слово учителя.
Давайте подумаем, ребята, что означает тема нашего урока «Будем человечеством»? Как это? Что значит – быть человечеством?
(Учащиеся отвечают, что это означает быть добрым, честным, отзывчивым, относиться к другим людям так, как ты хочешь, чтобы другие относились к тебе.)
- Чтение рассказа А. Платонова «Третий сын». (См. Приложение 1)
- Анализ рассказа
1) Ваши впечатления от прочитанного? Понравился ли вам рассказ? Как он соотносится с темой нашего урока? Давайте обратим внимание на слова самого автора, взятые мной эпиграфом к сегодняшнему уроку:
« Человечество одно дыхание… Больно одному – больно всем. Умирает один – мертвеют все… Будем человечеством, а не человеками в действительности ».
А. Платонов.
3) Почему рассказ называется «Третий сын»? (Третий по старшинству сын приехал с дочкой, которая никогда не видела своих дедушку и бабушку. Третий сын смог объединить семью в горе)
4) Сколько всего сыновей? (Сыновей шестеро)
5) Почему нет имен в рассказе?
(Это философский рассказ, рассказ-притча. Речь идет не только об этой семье, но и о всех людях вообще. Притча — краткий иносказательный поучительный рассказ )
- По какому поводу все сыновья собрались вместе? (Умерла их мать.Они много лет не виделись. Приехали на похороны.)
- Почему третий сын приехал вместе с дочкой? (Он острее других детей чувствует необходимость в связи поколений. Его дочка должна знать свои корни)
- Как вели себя сыновья, оказавшись в родном доме? Что вызывает волну возмущения в их поведении? Найдите в тексте это место. Зачитайте.
- Осуждает ли Платонов их? (Поразмыслив, учащиеся приходят к выводу, что Платонов их не осуждает, их поведение вполне естественно для близких людей, которые давно не виделись. Он лишь укоряет их за то, что они забыли повод, который собрал их всех вместе.)
- Кто мучается от происходящего? (Дед и внучка).
- Что мог сказать третий сын, что все братья успокоились «опомнились»? Почему нет этих слов? (Третий сын напомнил остальным детям о том, что их собрало всех вместе. Видимо, он нашел такие слова, которые заставили каждого из братьев скорбеть, ведь смерть неотвратима, после нее уже ничего нельзя исправить.)
- Что говорит девочка-внучка? Не те ли слова? Зачитайте
- Найдите в тексте единственное выразительное средство иносказания, метафору, с помощью которой автор говорит о том, чем является в сущности материнская любовь? Зачитайте.
- А что такое всеобъемлющая жертвенная материнская любовь?
- Если бы у вас была возможность словесно или красками выразить всеобъемлющую материнскую любовь, что бы вы изобразили? (по желанию учащимся предоставляются кисти, краски, бумага)
12) Почему на другой день старик не плакал, а был доволен и горд? Объясните смысл концовки рассказа. Почему отец гордился своими сыновьями? Чего они в жизни добились? А чем вообще можно гордиться? (Старик доволен и горд своими детьми, он выполнил свое назначение на земле. Все дети выросли, стали настоящими людьми. Теперь ему не страшно умирать, он уверен, что дети достойно проводят его в последний путь.)
5. Чтение стихотворения В. Гандельсмана «Воскрешение матери» и сопоставление с рассказом А. Платонова. (См. Приложение 2)
Кратко анализируем стихотворение:
О какой материнской любви здесь идет речь?
Когда к сыновьям приходит осознание всей силы и самоотверженности этой любви?
6. Творческое задание:
Написать «Письмо родителям», в котором выскажите свои мысли, чувства к ним, попросите прощения за свои поступки, какими вы их обижали.
Одновременно фоном звучит песня «Мама» в исполнении Ю. Шатунова, демонстрируются слайды изображающие детей и родителей, иконы с изображением Богородицы
7. Итоги урока.
— Итак, подведем итог. О чем мы с вами сегодня говорили на уроке?
— Так теперь скажите, что значит «Быть человечеством»?
Заключительное слово учителя.
Андрей Платонов искренне верил, что «человечество одно дыхание» и призывал быть Людьми в высшем смысле этого слова. Тема, затронутая на сегодняшнем уроке, заставляет каждого оглядеться, вспомнить о родстве своем со всем окружающим миром. Произведения Платонова учат нас любить и беречь природу, а главное – людей, свою семью, друзей, близких и дальних. И закончить урок мне хочется словами Бернарда Шоу: «Мы научились плавать, как рыбы, летать, как птицы, нам осталось научиться жить по-человечески» Так «будем человечеством»!
Объявление оценок.
8. Домашнее задание.
В тетрадях для сочинений сделать письменный анализ рассказа А. Платонова «Третий сын».
Приложении 1.
Андрей Платонов
ТРЕТИЙ СЫН
В областном городе умерла старуха. Ее муж, семидесятилетний рабочий на пенсии, пошел в телеграфную контору и дал в разные края и республики шесть телеграмм однообразного содержания: «Мать умерла приезжай отец».
Пожилая служащая телеграфа долго считала деньги ошибалась в счете, писала расписки, накладывала штемпеля дрожащими руками. Старик кротко глядел на нее через дере вянное окошко красными глазами и рассеянно думал что-то желая отвлечь горе от своего сердца. Пожилая служащая, казалось ему, тоже имела разбитое сердце и навсегда смущенную душу,— может быть, она была вдовицей или по злой воле оставленной женой.
И вот теперь она медленно работает, путает деньги, теряет память и внимание; даже для обыкновенного, несложного труда человеку необходимо внутреннее счастье.
После отправления телеграмм старый отец вернулся домой, он сел на табуретку около длинного стола, у холодных ног своей покойной жены, курил, шептал грустные слова, следил за одинокой жизнью серой птицы, прыгающей по жердочкам в клетке, иногда потихоньку плакал, потом успокаивался, заводил карманные часы, поглядывал на окно, за которым менялась погода в природе,— то падали листья вместе с хлопьями сырого, усталого снега, то шел дождь, то светило позднее солнце, нетеплое, как звезда,— и старик ждал сыновей.
Первый, старший сын прилетел на аэроплане на другой; же день. Остальные пять сыновей собрались в течение двух следующих суток.
Один из них, третий по старшинству, приехал вместе с дочкой, шестилетней девочкой, никогда не видавшей своего деда.
Мать ждала на столе уже четвертый день, но- тело ее не пахло смертью, настолько оно было опрятным от болезни и сухого истощения; давшая сыновьям обильную, здоровую жизнь, сама старуха оставила себе экономичное, маленькое, скупое тело и долго старалась сберечь его, хотя бы в самом жалком виде, ради того, чтобы любить своих детей и гордиться ими,—пока не умерла.
Громадные мужчины — в возрасте от двадцати до сорока лет — безмолвно встали вокруг гроба на столе. Их было шесть человек, седьмым был отец, ростом меньше самого младшего своего сына и слабосильнее его. Дед держал на руках внучку, которая зажмурила глаза от страха перед мертвой, незнакомой старухой, чуть глядящей на нее из-под прикрытых век белыми неморгающими глазами.
Сыновья молча плакали редкими, задержанными слезами, искажая свои лица, чтобы без звука стерпеть печаль. Отец их уже не плакал, он отплакался один раньше всех, а теперь с тайным волнением, с неуместной радостью поглядывал на могучую полдюжину своих сыновей. Двое из них были моряками — командирами кораблей, один — московским артистом, один, у которого была дочка,— физиком, коммунистом, самый младший учился на агронома, а старший сын работал начальником цеха аэропланного завода и имел орден на груди за свое рабочее достоинство. Все шестеро, и седьмой отец, бесшумно находились вокруг мертвой матери и молчаливо оплакивали ее, скрывая друг от друга свое отчаяние, свое воспоминание о детстве, о погибшем счастье любви, которое беспрерывно и безвозмездно рождалось в сердце матери и всегда — через тысячи верст — находило их, и они это постоянно, безотчетно чувствовали и были сильней от этого сознания и смелее делали успехи в жизни. Теперь мать превратилась в труп, она больше никого не могла любить и лежала как равнодушная чужая старуха.
Каждый ее сын почувствовал себя сейчас одиноко и страшно, как будто где-то в темном поле горела лампа на подоконнике старого дома, и она освещала ночь, летающих жуков, синюю траву, рой мошек в воздухе,— весь детский мир, окружающий старый дом, оставленный теми, кто в нем родился; в том доме никогда не были затворены двери, чтобы в него могли вернуться те, кто из него вышел, но никто не возвратился назад. И теперь точно сразу погас свет в ночном окне, а действительность превратилась в воспоминание.
Умирая, старуха наказала мужу-старику, чтобы священник отслужил по ней панихиду, когда она будет лежать дома, а уж выносить и опускать в могилу можно без попа, чтобы не обидеть сыновей и чтоб они могли идти за ее гробом. Старуха не столько верила в бога, сколько хотела, чтоб муж, которого она всю жизнь любила, сильнее тосковал и печалился по ней под звуки пения молитв, при свете восковых свечей над ее посмертным лицом; она не хотела расстаться с жизнью без торжества и без памяти. Старик после приезда детей долго искал какого-либо попа, наконец привел под вечер одного человека — тоже старичка, одетого обыкновенно, по-штатскому, розового от растительной постной пищи, с оживленными глазами, в которых блестели какие-то мелкие целевые мысли. Поп пришел с военной командирской сумкой на бедре; в ней он принес свои духовные принадлежности: ладан, тонкие свечи, книгу, епитрахиль и маленькое кадило на цепочке. Он быстро уставил и возжег свечи вокруг гроба, раздул ладан в кадиле и с ходу, без предупреждения, забормотал чтение по книге. Находившиеся в комнате сыновья поднялись на ноги; им стало неудобно и стыдно чего-то. Они неподвижно, в затылок друг другу, стояли перед гробом, опустив глаза. Перед ними поспешно, почти иронически, пел и бормотал пожилой человек, поглядывая небольшими, понимающими глазами на гвардию потомков покойной старухи. Он их отчасти побаивался, отчасти же уважал и, видимо, не прочь был вступить с ними в беседу и даже высказать энтузиазм перед строительством социализма. Но сыновья молчали, никто, даже муж старухи, не крестился, — это был караул у гроба, а не присутствие на богослужении.
Окончив скорую панихиду, поп быстро собрал свои вещи, потом загасил свечи, горевшие у гроба, и сложил все свое добро обратно в командирскую сумку. Отец сыновей дал ему в руку денег, и поп, не задерживаясь, пробрался сквозь строй шестерых мужчин, не взглянувших на него, и боязливо скрылся за дверью. В сущности же, он с удовольствием бы остался в этом доме на поминки, поговорил бы о перспективах войн и революций и надолго получил бы утешение от свидания с представителями нового мира, которым он втайне восхищался, но проникнуть в него не мог; он мечтал в одиночестве совершить когда-нибудь враз героический подвиг, чтобы прорваться в блестящее будущее, в круг новых поколений,— для этого он даже подал прошение местному аэродрому, чтобы его подняли на самую высокую высоту и оттуда сбросили вниз на парашюте без кислородной маски,—но ему не дали оттуда ответа.
Вечером отец постелил шесть постелей во второй комнате, а девочку-внучку положил на кровати рядом с собой, где сорок лет спала покойная старуха. Кровать стояла в той же большой комнате, где находился гроб, а сыновья перешли в другую. Отец постоял в дверях, пока его дети не разделись и не улеглись, а потом притворил дверь и ушел спать рядом с внучкой, всюду потушив свет. Внучка уже спала, одна на широкой кровати, укрывшись в одеяло с головой.
Старик постоял над ней в ночном сумраке; выпавший снег на улице собирал скудный рассеянный свет неба и освещал тьму в комнате через окна. Старик подошел к открытому гробу, поцеловал руки, лоб и губы жены и сказал ей: «Отдыхай теперь». Он осторожно лег рядом с внучкой и закрыл глаза, чтобы сердце его все забыло. Он задремал и вдруг снова проснулся. Из-под двери комнаты, где спали сыновья, проникал свет — там опять зажгли электричество, и оттуда раздавался смех и шумный разговор.
Девочка от шума начала ворочаться, может быть, она тоже не спала, только боялась высунуть голову из-под одеяла — от страха перед ночью и мертвой старухой.
Старший сын с увлечением, с восторгом убежденности говорил о пустотелых металлических пропеллерах, и голос его звучал сыто и мощно, чувствовались его здоровые, вовремя отремонтированные зубы и красная глубокая гортань. Братья-моряки рассказывали случаи в иностранных портах и затем хохотали, что отец покрыл их сейчас старыми одеялами, которыми они накрывались еще в детстве и отрочестве. К этим одеялам сверху и снизу были пришиты белые полоски бязи с надписями «голова», «ноги», чтобы стелить одеяло правильно и грязным, потным краем, где были ноги, не покрывать лица. Затем один моряк схватился с артистом, и они начали возиться по полу, как в детстве, когда они жили все вместе. Младший же сын подзадоривал их, обещая принять их обоих на одну свою левую руку. Видимо, все братья любили друг друга и радовались своему свиданью. Уже много лет они не съезжались все вместе, и в будущем неизвестно, когда еще съедутся. Может быть, только на похороны отца? Развозившись, два брата опрокинули стул, тогда они на минуту притихли, но, вспомнив, видимо, что мать мертвая, ничего не слы шит, они продолжали свое дело. Вскоре старший сын попросил артиста, чтобы он спел что-нибудь вполголоса: он ведь знает хорошие московские песни. Но артист сказал, что ему трудно начать ни с того ни с сего, ни под слово. «Ну, закройте меня чем-нибудь»,— попросил московский артист. Ему накрыли чем-то лицо, и он запел из-под прикрытия, чтоб не было стыдно начинать. Пока он пел, младший сын что-то предпринял там, отчего другой его брат сорвался с кровати и упал на третьего, лежавшего на полу. Все засмеялись и велели младшему немедленно поднять и уложить упавшего одной левой рукой. Младший тихо ответил своим братьям, и двое из них захохотали — так громко, что девочка-внучка высунула свою голову из-под одеяла в темной комнате и позвала:
— Дедушка! А дедушка! Ты спишь?
— Нет, я не сплю, я ничего,— сказал старик и робко покашлял.
Девочка не сдержалась и всхлипнула. Старик погладил ее по лицу: оно было мокрое.
— Ты что плачешь? — шепотом спросил старик.
— Мне бабушку жалко,— сказала внучка.— Все живут, смеются, а она одна умерла.
Старик ничего не сказал. Он то сопел носом, то покашливал. Девочке стало страшно, она приподнялась, чтобы лучше видеть деда и знать, что он не спит. Она разглядела его лицо и спросила:
— А почему ты тоже плачешь? Я перестала.
Дед погладил ей головку и шепотом ответил:
— Так… Я не плачу, у меня пот идет.
Девочка сидела на кровати около изголовья старика.
— Ты по старухе скучаешь? — говорила она.— Лучше не плачь: ты старый, скоро умрешь, тогда все равно не будешь плакать.
— Я не буду, — тихо отвечал старик.
В другой шумной комнате вдруг наступила тишина. Кто-то из сыновей перед этим что-то сказал. Там все сразу умолкли. Один сын опять что-то негромко произнес. Старик по голосу узнал третьего сына, ученого-физика, отца девочки. До сих пор не слышно было его звука: он ничего не говорил и не смеялся. Он чем-то успокоил всех своих братьев, и они перестали даже разговаривать.
Вскоре оттуда открылась дверь и вышел третий сын, одетый как днем. Он подошел к матери в гробу и наклонился над ее смутным лицом, в котором не было больше чувства ни к кому.
Стало тихо из-за поздней ночи. Никто не шел и не ехал по улице. Пять братьев не шевелились в другой комнате. Старик и его внучка следили за своим сыном и отцом, не дыша от внимания.
Третий сын вдруг выпрямился, протянул руку во тьме и схватился за край гроба, но не удержался за него, а только сволок его немного в сторону, по столу, и сам упал на пол. Голова его ударилась, как чужая, о доски пола, но сын не произнес никакого звука,— закричала только его дочь.
Пять братьев в белье выбежали к своему брату и унесли его к себе, чтобы привести в сознание и успокоить. Через несколько времени, когда третий сын опомнился, все другие сыновья уже были одеты в свою форму и одежду, хотя шел лишь второй час ночи. Они поодиночке, тайно разошлись по квартире, по двору, по всей ночи вокруг дома, где жили в детстве, и там заплакали, шепча слова и жалуясь, точно мать стояла над каждым, слышала его и горевала, что она умерла и заставила своих детей тосковать по ней; если б она могла, она бы осталась жить постоянно, чтоб никто не мучился по ней, не тратил бы на нее своего сердца и тела, которое она родила… Но мать не вытерпела жить долго.
Утром шестеро сыновей подняли гроб на плечи и понесли его закапывать, а старик взял внучку на руки и пошел им вслед; он теперь уже привык тосковать по старухе и был доволен и горд, что его также будут хоронить эти шестеро могучих людей, и не хуже.
Приложение 2
Владимир Гандельсман
ВОСКРЕШЕНИЕ МАТЕРИ
Надень пальто. Надень шарф. Тебя продует. Закрой шкаф. Когда придешь. Когда придешь. Обещали дождь. Дождь. Купи на обратном пути Хлеб. Хлеб. Вставай, уже без пяти. Я что-то вкусненькое принесла. Дотянем до второго числа. Это на праздник. Зачем открыл. Господи, что опять натворил. Пошел прочь. Пошел прочь. Мы с папочкой не спали всю ночь. Как бегут дни. Дни. Застегни Верхнюю пуговицу. Они Толкают тебя на неверный путь. Надо постричься. Грудь Вся нараспашку. Можно сойти с ума. Что у нас – закрома? |
Будь человеком. НЗ. БУ. Не горбись. ЧП. ЦУ. Надо в одно местечко. Повесь на плечики. Мне не нравится как ты кашляешь. Ляг. Ляг. Ляг. Не говори при нем. Уже без пяти. Подъем. Подъем. Стоило покупать рояль. Рояль. Закаляйся, как сталь. Он меня вгонит в гроб. Гроб. Дай-ка потрогать лоб. Лоб. Не кури. Не губи легкие. Не груби. Не простудись. Ночью выпал снег. Я же вижу – ты выпил. Я же вижу – ты выпил. Сознайся. Ты остаешься один. Поливай цветы. |
Тема урока (слайд 1): Слово о
писателе-земляке А.П. Платонове.
«Будем человечеством!»
(на примере рассказа «Третий сын», 1936
г.)
Цели и задачи урока (слайд 2):
1.
Продолжить
знакомство с жизнью и творчеством А.П. Платонова.
2.
Показать
актуальность и ценность произведений А.П. Платонова.
3.
Осмыслить
содержание рассказа «Третий сын».
4.
Выделить
основные проблемы, поднятые писателем в произведении.
5.
Продолжить
развитие навыки анализа художественного произведения, логического мышления,
монологической речи учащихся.
Эпиграф (записать в тетрадь):
«Человечество – одно дыхание.
Больно одному – больно всем.
Умирает один – мертвеют все…
Будем человечеством, а не человеками в
действительности…» (А.П. Платонов, из статьи «Равенство в страдании», 1921 г.)
Вступительное слово учителя (слайд 3):
Андрей Платонович Платонов – это большой художник,
великий писатель-гуманист. Его произведения погружают читателя в самые болевые
проблемы: убывание добра, безверие, тупики сознания, горе одиночества. И на
этом нельзя поставить точку. С творчеством А.П. Платонова мы с вами уже
знакомились ранее.
— Какие произведения А. Платонова вы помните?
(«Никита», «Юшка», «Неизвестный цветок», «В прекрасном и яростном мире» и др.)
— А почему на карте нашего города есть улица
А.Платонова? Гимназия имени А.Платонова на Набережной Авиастроителей, 30а?
Памятник А. Платонову на проспекте Революции. (А.П. Платонов – наш земляк).
— Давайте теперь очень коротко совершим познавательную
экскурсию по местам нашего города, связанным с именем А. Платонова. И запишем в
тетради фрагменты биографии писателя-земляка и названия его произведений.
Презентация биографии А. Платонова
с включением подготовленного сообщения учащимися:
(Слайд 4). «Есть ветхие опушки у старых провинциальных
городов…» — так начинается роман А. Платонова «Чевенгур». На такой «опушке» — в
поселке Ямская слобода под Воронежем – родился 16 августа 1899 года Андрей
Платонов. Об истории родной слободы писатель впоследствии напишет в рассказах
«Ямская слобода», «Детские воспоминания», «Происхождение мастера», «Глиняный
дом в уездном саду».
Настоящая фамилия писателя Климентов. Псевдоним был
образован от имени отца.
(Слайд 5). Его отец, Платон Фирсович Климентов, был
слесарем железнодорожных мастерских. Мать, Марья Васильевна (в девичестве
Лобочихина), была глубоко верующей, доброй женщиной, занималась домашним
хозяйством. Черты родителей с разной долей узнавания А. Платонов воплотил в
героях своих произведений, навсегда увековечив память о самых близких ему
людях.
В семье росло 11 детей. Андрей Платонов был старшим
сыном, вечной нянькой, второй матерью для множества младших братьев и сестер.
Старший сын в таких семьях быстрее взрослеет, раньше понимает, что «голод – не
тетка», что вокруг нужда.
(Слайд 6). Свое рано кончившееся детство А. Платонов
изобразил в рассказе «Семен». Еще подростком сменил он немало занятий: был
батраком, подручным на складе, помощником машиниста, литейщиком, мастеровым.
Откуда, как не из детства, из тех железнодорожных
мастерских, из жаркого литейного цеха, куда пошел работать в 14 лет юноша А.
Платонов (за хлеб, ради помощи отцу и матери), взялось редкое искусство
отождествления себя со всеми, кому трудно дышится, кому плачется, кто не может
победить нужды, страха?
(Слайд 7). Несмотря на страшную бедность, царившую в
семье Клементовых, отец мечтал дать своим детям образование. Поэтому в 1906 –
1910 гг. Андрей Платонов учился в церковноприходской школе (здание не
сохранилось). А в 1910-1914 гг. продолжил учебу в четырехклассном городском
училище, которое располагалось на пересечении улиц Большой Девицкой и
Смоленской (ныне ул. Сакко и Ванцетти, 72).
(Слайд 8). В очерке «Житель родного города» герой
посещает здание, где раньше учился. В настоящее время ул.
Большая Девицкая переименована в ул. А.П. Платонова.
(Слайд 9). Любимым местом, где Андрей Платонов
проводил время, была библиотека имени А.В. Кольцова для бедняков, которая
располагалась напротив училища (здание было разрушено во время Великой
Отечественной войны). В рассказе «Серега и я» и в романе «Счастливая Москва»
писатель напишет об этой библиотеке.
(Слайд 10). Сейчас в г. Воронеже есть библиотека имени
А.П. Платонова. Она расположена на ул. Феоктистова, 6.
Кем только не работал А. Платонов: посыльным в
страховом обществе «Россия», рабочим литейного цеха на Трубочном заводе на ул.
Пограничной (здание не сохранилось, но на ул. 1905 года на доме №31 установлена
в память о Платонове мемориальная доска), мастером по изготовлению жерновов у
помещика Я.Г. Бек-Мармарчева в имении Усть (ныне с. Подгорное недалеко от
Воронежа).
(Слайд 11). Но главной его любовью оставались паровозы
и различные механизмы. Платонов позднее признавался: «Кроме поля, деревни,
матери и колокольного звона, я любил (и чем больше живу, тем больше люблю) еще
паровозы. Машину. Поющий гудок и потную работу. Я уже тогда понял, что все
делается, а не само родится».
Неслучайно, бросив в 1919 году университет, Андрей
Платонов поступает в железнодорожный политехникум (пр. Революции, на
электротехническое отделение, проходит практику в железнодорожных мастерских, а
затем работает электромонтером (ныне завод им. Дзержинского, где в 1999 году
была установлена мемориальная доска), а затем работает помощником машиниста.
(Слайд 12). В годы гражданской войны он вместе с
отцом водил бронепоезд. Многие впечатления этого периода отразились в повести
«Сокровенный человек», а образ машиниста
в рассказе «В прекрасном и яростном мире» остается одним из ярких и
запоминающихся в творчестве Андрея Платонова.
Железнодорожники хранят память о своем земляке. В 1999
г. на здании железнодорожного вокзала Воронеж-1 установлена мемориальная доска,
именем Платонова назван новый электропоезд, который ходит на местных линиях.
В юности и молодости А. Платонов был неистовым
ревнителем «новой, коммунистической веры». Он, сын трудового народа, свою
приверженность социализму выражал не только в стихах и статьях, а и в
сверхупорной, самозабвенной практической работе на пользу жизни народа. Он
боролся со страшной засухой 1921 года, проводил мелиорацию и гидрофикацию
губернии.
В 1921-1922 гг. усилиями А. Платонова были спасены от
голода тысячи жизней наших земляков. А. Платонов руководил еще и
электрификацией губернии, проектировал и строил станции, в буквальном смысле
освещал жизнь крестьянского мира, и не только крестьянского. Одна из первых
крупных публикаций А. Платонова была не повестью или рассказом, а брошюрой об
электрификации. Это его доклад, прочтенный в 1920
г. в клубе «Железное перо», где собиралась воронежская творческая
интеллигенция.
Вывод после биографии А. Платонова:
— Какие записи в тетради у вас получились?
— Каким вы видите писателя А. Платонова по его
биографии, по его творчеству?
Слово учителя:
А. Платонов всегда с особым упорством настаивал, что в
себе самом он опыт мастера технического дела ценит гораздо больше, чем дар
писателя. В А. платонове поражает все: и его деятельная, подвижническая натура,
и весь его литературный облик.
А.П. Чехов говорил: «Желание служить благу должно
непременно быть потребностью души, условием личного счастья». (Слова А.П.
Чехова написаны на доске). Именно такое желание и такая потребность руководили
А.П. Платоновым.
В 1922 г. Выходит в свет первый поэтический сборник А.
Платонова «Голубая глубина». Главная тема этого сборника — красота мира,
существующего в телесно-духовной гармонии с человечеством. Тема
«Человечество!».
— Обратим с вами еще раз внимание на эпиграф урока. Это
слова из статьи «Равенство в страдании» 1921 года, написанной «по следам»
страшного голода. Прочитайте его.
— Что для вас значит – быть человечеством?
— Дома вы читали рассказ «Третий сын». Какие чувства и
мысли возникли у вас после прочтения этого произведения?
— О чем этот рассказ? (О любви матери).
— Как соотносится это произведение с темой нашего
урока? (Для человечества каждый человек важен. Важно то, чем занимается
человек, ценно его участие в развитии жизни. Все это, по мнению писателя, не
может существовать без чувства родительской любви. В рассказе «Третий сын» лишь
тот «смелее делает успехи в жизни», у кого есть неизмеримая защита материнской любви,
отчего дома.)
Анализ художественного произведения.
- С чего начинается рассказ? (Эпизод в телеграфной
конторе). Зачитаем этот эпизод.
— Это совершенно неяркий, но глубокий по содержанию
эпизод. Мы видим, что женщина прониклась сочувствием и старик обратил на это
внимание. Именно такая гармония мыслей и чувств об утраченном, взаимное
понимание и есть человеческое в человеке.
2. Теперь старик ждет сыновей. Найдите этот отрывок.
Выбери из текста ключевые слова.
— Какой прием использовал А. Платонов в этом эпизоде?
(Параллелелизм. Природа и чувства старика одинаково меняются. Старик «иногда
потихоньку плакал, потом успокаивался», и за окном «то шел дождь, то светило
позднее солнце, нетеплое (эпитет), как звезда (сравнение)»).
3. Кто первый из сыновей приехал? Почему? («Первый
старший сын прилетел на аэроплане, работал начальником цеха аэропланного
завода.»)
4. Сколько всего сыновей? (Шестеро.) Кто же они, эти
сыновья?
5. Найдите эпизод, когда сыновья собрались у гроба
своей матери. Какой прием использовал А.П. Платонов? (Антитеза. Мать отдала
своим сыновьям все, что только могла и ничего взамен не попросила.)
6. Почему нет имен в рассказе? (Речь идет не только об
этой семье, но и обо всех людях вообще.)
7. Что чувствовали сыновья, находясь рядом с мертвой
матерью? (Молча плакала, скрывая свою отчаяние, свое воспоминание о детстве, о
погибшем счастье любви., которое беспрерывно и безвозмездно рождалось в сердце
матери. Им было одиноко и страшно.)
— А.Платонов подчеркивает важность этого момента,
называя сыновей «гвардией потомков покойной старухи», «караулом».
8. Но пришел вечер. И в комнате, где лежала
мать-старуха остались старик и внучка. Сыновья же ушли во вторую комнату. Как
повели себя сыновья поздней ночью?
9. Осуждает ли сыновей А. Платонов? (Не осуждает, так
как их поведение вполне естественно для близких людей, которые давно не
виделись. Все братья любили друг друга и радовались своему свиданию. Но
Писатель укоряет их за то, что они забыли повод, который собрал их всех вместе.
Житейская занятость наши человеческие чувства отодвинула на второй план.)
— В каком еще произведении поднимается эта проблема?
(Паустовский «Телеграмма».)
10. Мы можем предположить, сколько лет не были сыновья
в родном доме. 6 лет. Именно столько лет девочке, дочери третьего сына. «Уже
много лет они не съезжались все вместе и в будущем неизвестнокогда еще
съедутся. Может быть, только на похороны отца?»
— Как вы думаете почему третий сын приехал вместе с
дочкой? (Связь поколений. Каждый человек должен знать свои корни. Человечество
– это не только наше настоящее, но это и прошлое и будущее наше.)
11. Именно в прошлое, в свое детство, вернулись
сыновья, оставшись в комнате одни. Что говорит об этом? (Отец покрыл их старыми
одеялами…)
— Эти старые одеяла и надписи говорят о заботе матери!
12. А что же старик и внучка? Как они переживают
происходящее? (Они, безусловно, мучаются. Зачитаем этот эпизод.)
13. Но потом вдруг наступила тишина. Третий сын что-то
негромко произнес. Что он мог сказать своим братья, что те «Опомнились»?
(Третий сын напомнил своим братья о том, какой повод собрал их всех вместе.
Возможно, слова третьего сына произнесла его дочка.)
14. Почему на другой день старик не плакал о прошлое,
а был доволен и горд настоящим? (Старик выполнил свое назначение на земле. Все
дети выросли, стали настоящими людьми. Все они служат благу народа. Теперь
старику нестрашно умирать, он уверен, что дети достойно проводят его в
последний путь.)
15.Найдите в тексте развернутую метафору, с помощью
которой А. Платонов говорит о том, чем является материнская любовь.(Умерла мать
— погас свет.)
— Какая она, материнская любовь для вас? (жертвенная,
ничего не требующая взамен.)
— Тема материнской любви будет актуальна всегда, пока
есть человечество. Она заставляет каждого оглядеться, вспомнить о родстве своем
со всем окружающим миром.
Чтение подготовленным учеником калмыцкой
притчи о матери.
Влюбился юноша в
красавицу. Так влюбился, что высох весь, дошёл до безумия. А девушка была так
холодна и строптива, что лишь насмехалась над его любовью.
Наконец она снизошла до объяснений:
— Все твердишь: люблю, люблю.
Скажи, кого из нас больше любишь, свою мать или меня?
— Тебя, — отвечал юноша.
— Как любишь?
— Тело моё, душа моя — в твоей
власти.
Усмехнулась холодная красавица и
сказала:
— Не верю. Если любишь меня больше
своей матери, поди сейчас же и принеси мне её сердце.
Остолбенел несчастный влюблённый,
поражённый страшным капризом, потом бросился на колени:
— Сжалься надо мной!
Красавица надменно вскинула голову:
— Говорила же я, что любовь твоя —
пустые слова! — и, громко захохотав, отвернулась.
Безумная любовь повлекла юношу к
родному дому. Тёмной ночью переступил он его порог. А когда возвращался, сжимая
в ладонях сердце матери, споткнулся и упал. Охнуть не успел, как услышал:
— Ты ушибся, сынок. Сильно болит?
Чтение наизусть
подготовленным учеником стихотворения Владимира Гандельсмана
ВОСКРЕШЕНИЕ МАТЕРИ
Надень пальто. Надень шарф.
Тебя продует. Закрой шкаф.
Когда придешь. Когда придешь.
Обещали дождь. Дождь.
Купи на обратном пути
Хлеб. Хлеб. Вставай, уже без пяти.
Я что-то вкусненькое принесла.
Дотянем до второго числа.
Это на праздник. Зачем открыл.
Господи, что опять натворил.
Пошел прочь. Пошел прочь.
Мы с папочкой не спали всю ночь.
Как бегут дни. Дни. Застегни
Верхнюю пуговицу. Они
Толкают тебя на неверный путь.
Надо постричься. Грудь
Вся нараспашку. Можно сойти с ума.
Что у нас – закрома?
Будь человеком. НЗ. БУ.
Не горбись. ЧП. ЦУ.
Надо в одно местечко.
Повесь на плечики.
Мне не нравится как
ты кашляешь. Ляг. Ляг. Ляг.
Не говори при нем.
Уже без пяти. Подъем. Подъем.
Стоило покупать рояль. Рояль.
Закаляйся, как сталь.
Он меня вгонит в гроб. Гроб.
Дай-ка потрогать лоб. Лоб.
Не кури. Не губи
легкие. Не груби.
Не простудись. Ночью выпал
снег. Я же вижу – ты выпил.
Я же вижу – ты выпил. Сознайся.
Ты остаешься один. Поливай цветы.
— К сожалению, очень часто
осознание всей силы и самоотверженности любви матери приходит к детям только
после ее смерти.
16. Какой вывод вы сделали из содержания рассказа?
(Сила рассказа в том, что он дает более глубокое, более человечное определение
жизни. Жизнь – это не только веселье, радость. Жизнь включает в себя все
состояния духа: и страдание, и тоску, и безутешную память. Жизнь не может быть
полной без ощущения утраты того света, который погас вместе со смертью матери.
Смерть не может разделить людей. Наоборот, она делает каждого человека частицей
неуничтожимого и всемогущего человечества. Так «будем человечеством!»)
Домашнее задание: Написать
сочинение-рассуждение на тему: «Какая она, материнская любовь?»
Литература о А. Платонове:
- В. Чалмаев. Андрей Платонов (К сокровенному
человеку). - Е.Г. Мущенко. В художественном мире А. Платонова.
- О. Ласунский. Записки старого пешехода.
- В.А. Свительский. Андрей Платонов вчера и
сегодня. - Энциклопедия для детей. Русская литература XX века. Глав. Ред. М.Д.
Аксёнова.
- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Анализ произведения Платонова Третий сын
Анализ рассказа Платонова Третий сын
Рассказ «Третий сын» появился у Платонова не случайно. Ко времени его написания автор уже пережил смерть матери и имел представление о том, как это хоронить близкого человека. А хоронили маму все 11 ее детей вместе с мужем. Задумываясь о сущности бытия и смерти, автор и написал произведение.
Этот психологический рассказ написан в жанре реализма, он является философским, ибо в нем затронута тема жизни и смерти. Здесь нет ни имен, ни фамилий, что еще больше подчеркивает психологию героев на примере одной семьи, а семья эта олицетворяет обобщенный образ всех живущих людей.
Отношение людей к смерти, к потере близких и является главной темой произведения. Автор мастерски показывает проблему страха перед смертью, проблему веры в Бога. Ведь в Бога не верят ни отец, ни дети, ни даже сам священник, который отпевает мать. Да и сама мать не верила, а завещала отпевать ее только потому, чтобы уйти из жизни торжественно. А жить без веры невозможно и это открывает в рассказе третий сын, давая всей семье понять, что именно в вере смысл жизни людей, а тайна бессмертия заключается в жизни семьи, в преемственности поколений.
Несколько дней длится действие рассказа. Умирает старуха, и отец телеграммой созывает сыновей хоронить мать. Он очень одинок, и символом этого есть птица в клетке, на которую он посматривает, дожидаясь приезда детей. Он переживает о смерти жены, но оплакав ее, с радостью и гордостью смотрит на сыновей, которые в жизни многого добились. Это говорит о том, что у него есть будущее, что жизнь продолжается в детях.
Мать отдала детям всю свою жизнь и любовь. Об этом напоминает ее «экономичное, маленькое» тело после смерти. Дети же изображены в рассказе как «громадные» мужчины, они все выше отца. Этим приемом автор подчеркнул, что родители сделали все для успешной жизни сыновей.
Сыновья восприняли смерть матери, как неизбежное явление. Они видимо редко навещали отчий дом и поэтому смерть мамы для них – это воспоминание о детстве. Браться радуются встрече, рассказывают о своих успехах, смеются, один из них поет.
Совершенно другим оказался третий сын, который приехал на похороны с шестилетней дочкой. Он физик, коммунист, поэтому материалистически воспринимает смерть матери. Он очень переживает случившееся, пока его браться радуются встрече. Слова, которые он сказал братьям, неведомы, но после этих слов и после обморока третьего брата у гроба, братья меняются. Они прекращают веселиться, подходят к гробу и осознают, что мамы уже никогда не будет, что она ушла навсегда.
В рассказе мастерски изображена философская мысль, интересен язык, которым автор показывает свое отношение к жизни.
Вариант 2
Читая любое произведение данного автора, читатель не получит успокоения и радости. Все творчество и манера письма Платонова пропитана проблемами человечества, это исчезновение добра в жизни людей, отсутствие веры, одиночество и растерянность сознания.
Освещая такие сложные стороны человеческой жизни, автор сделал свои произведения мрачными, тяжелыми и несущими негативное отношение читателей к героям его работ. Рассмотрим произведение Третий сын, этот рассказ, как и все другие работы писателя, открывают людям правду жизни и существование проблем, о которых многие пытаются не думать.
Этот рассказ читается очень сложно, как все другие работы Платонова, но чтобы узнать лучше о жизни в двадцатом столетии нужно прочесть этот рассказ, он относиться к психологическим произведениям.
Сюжет рассказа в том, что умерла мать и ее сыновья приехали к ней на похороны, этот момент повествует об отношении всех простых людей к смерти. И самое главное в лице шести сыновей, автор представляет все человечество, он показывает как разные люди, совсем с различными чувствами относятся к умершим родственникам и к смерти вообще.
В рассказе видно, что все сыновья скупо переживают потерю своей матери, они уже все взрослые и имеют свои семьи. Только внучка, с которой приехал третий сын, переживает, и говорит дедушке, что все веселятся, разговаривают и кушают, а бабушка умерла.
Все сыновья и отец сидели возле гроба переживали, рыдали, но вскоре разошлись по своим комнатам. И братья, которые давно не виделись, завели задушенные беседы и начали шумно и радостно говорить.
Но вскоре третий сын им напомнил, зачем они приехали в отчий дом, и они опять все приуныли и поутихли. Весь рассказ пронизан печалью, трагизмом и обыденностью человеческой жизни. Ведь многие не задумываются о смерти, а просто живут и радуются жизни.
А смерть приходит внезапно, и в ней нет ничего страшного, это одна из ступеней человеческого существования, так пишет автор. Поэтому этот рассказ относиться к разделу реалистической литературы и носит философский характер.
Кроме того что все сыновья в рассказе по-разному воспринимают смерть, все герои рассказа являются абсолютно неверующими людьми. Поэтому молитва и вера в то, что человек окажется на небесах, им не помогает. Жестоко описано отсутствие веры у людей и даже у священнослужителя.
На все это писатель, в лице третьего сына отвечает всем остальным, что он верит в Бога, учит своих братьев и отца верить, и молиться Господу Богу нашему. В конце рассказа видим, что отец увидел, хорошее отношение сыновей и правильное выполнение всех заповедей. Теперь он спокоен, что после смерти его проведут в последний путь сыновья.
Этим рассказом автор произведения хотел показать людям значение смерти, и то, что жизнь любого человека неминуемо закончиться летальным исходом. Одновременно автор показывает, какие могут быть события, касающиеся этой темы. Это отношения с близкими родственниками, похороны и прочие скорбные мероприятия. И при этом Платонов хотел подготовить каждого человека к этой жестокой и мрачной действительности человеческого существования.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ произведения Платонова Третий сын
Популярные сегодня темы
- Образ и характеристика Николая Ивановича в рассказе Чехова Крыжовник
Николай Иванович был добрым, скромным, кротким человеком. Во время государственной службы никому никогда не перечил. И вообще считал, что человек его звания, личного мнения иметь не должен.
- Сочинение Анализ Мороз, Красный нос поэма Некрасова 5 класс
Поэма Мороз красный нос рассказывает нам историю простую, но в тоже время фантастическую, а смысл её заключается в описании простой бытовой жизни. В данной простоте автор и раскрывает главную идею произведения и его смысловую цель.
- Образ и характеристика Бориса Друбецкого в романе Война и мир сочинение
Этот персонаж является одним из героев в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». На момент начала романа — а это 1805 год — Борису уже как 20 лет.
- Сочинение по картине Яблонской Утро 6 класс
Рассматривая полотно Яблонской Т.Н., мы видим школьницу — девочку. Как всегда, поднялась девушка рано утром и стала выполнять гимнастику. На ней надеты однотонные
- Сочинение Словом можно убить, словом можно спасти 7 класс
Наверное, каждый замечал, что, после парочки брошенных фраз от других людей в наш адрес, настроение могло меняться, в зависимости от значений этих слов, то в хорошую сторону, то в плохую
Цели задачи урока:
Образовательные: заинтересовать обучающихся личностью Андрея Платонова, увлечь его творчеством; отметить отличительные особенности художественного мира писателя; способствовать выработке умения определять стилевое своеобразие автора; совершенствовать навыки аналитической работы, осуществлять самоконтроль, подводить итоги.
Развивающие: развивать эмоциональные, интеллектуальные, нравственные аспекты личности обучающегося, оформлять свои чувства и ощущения в грамотную речевую форму, умение активно мыслить; умение анализировать произведение, способствовать освоению информационной компетентности.
Воспитательные: способствовать пробуждению у учащихся нравственных семейных ценностей, воспитывать чувство ответственности за свои поступки, чувство любви к матери, близким, людям вообще
Метод: комментированное чтение в сочетании с эвристическим методом, сообщение учащегося с элементами беседы, элементы лингвостилистического анализа.
Оборудование: портрет А. Платонова, проектор, иллюстрации учащихся на тему «Семья», раздаточный материал, тексты рассказов, карточки-задания, учебник.
Орг. момент. Здравствуйте, ребята, гости.
В самом начале нашего урока, мне бы хотелось познакомить вас, ребята, с одной притчей
« Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: « Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая» а сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
В чем заключается поучительный смысл этой притчи?
Слайд 1
И я думаю, что успех нашего мероприятия сегодня в наших руках. Поэтому девизом нашего урока объявляю слова: «Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому».
Итак, за работу: Слайд 2
Откройте тетради, запишите число и тему урока: « Уроки жизни в произведениях Андрея Платонова «Третий сын», «Возвращение».
Слайд 2
Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова итальянского филолога и поэта 19 века Уго Фосколо, так как, мне кажется, они очень подходят к теме и содержанию нашего урока. Эпиграф:
«Природа, создав людей такими, каковы они есть, даровала им великое утешение от многих зол, наделив их семьёй и родиной».
Вопрос:
Согласны ли вы с точкой зрения Фосколо?
Сегодня на уроке мы познакомимся с произведениями Платонова, в которых автор затронул актуальные и в наше время проблемы, рассмотрим позицию автора при анализе рассказов, тесно связанных с жизнью.
Знакомясь с содержанием произведений Платонова, вы заметили, что читать Платонова все -таки трудно. Дело тут не только в “трудном” платоновском стиле.
Вопрос: Но прежде чем мы поговорим об этом давайте —
Вспомним, что такое стиль?
Слайд 4
Стиль — это мировоззрение, жизненная позиция, выраженная в художественном слове.
Вопрос
Каким вы увидели платоновский стиль, когда читали его произведения?
(А. Платонов не относится к художникам, творчество которых позволяет расслабиться, забыться, уйти от проблем.)
Слово учителя
Действительно, именно стиль “вел” Платонова, к открытию трагического содержания жизни ХХ века. Его произведения погружают читателя в самые болевые проблемы времени: убывание добра, безверие, тупики сознания, горе одиночества. Но здесь нельзя поставить точку. Продолжая традицию великой русской литературы, Андрей Платонов пишет правду, считая, что литература ответственна перед жизнью. И судя по его произведениям, по его стилю он также считает, что мало погрузить человека в боль времени, мало указать ему на проблему. Нужно еще научить человека не быть равнодушным, пробудить в нем духовные силы, помочь обрести себя.
Хотя читать Платонова трудно, но если мы хотим понять жизнь человека ХХ века, понять себя, то Андрей Платонов предлагает свою помощь, свое знание, оплаченное сердцем. Время не раз отрекалось от писателя, но писатель от времени — никогда.
Вечные ценности, которые выстрадал художник, о которых не уставал напоминать читателю, остаются актуальны и по сей день.
Чтобы лучше понять произведения писателя, вспомним яркие моменты из его жизни:
Слайд 5
Сообщение учащегося:
В самой ранней автобиографии Андрей Платонов сообщает о себе: “Я родился в слободе Ямской, при самом Воронеже. Деревню же я до слез любил, не видя ее до двенадцати лет. В Ямской были плетни, огороды, лопуховые пустыри… не дома, а хаты, куры, сапожники…
Работал я во многих местах, у многих хозяев. У нас семья была одно время в десять человек, а я — старший сын — один работник, кроме отца. Отец же, слесарь, не мог кормить такую орду.
Кроме поля, деревни, матери и колокольного звона я любил еще (и чем больше живу, тем больше люблю) паровозы, машины, поющий гудок и потную работу. Я уже тогда понял, что все делается, а не само родится.
…И теперь исполняется моя долгая упорная детская мечта — стать самому таким человеком, от мысли и руки которого волнуется и работает весь мир ради меня и ради всех людей, и из всех людей — я каждого знаю, с каждым спаяно мое сердце…
Теперь исполняется эта мечта. Человек каменный, еле зеленеющий мир превращает в чудо и свободу!..”
Этот рассказ о фактах своей жизни, так по-платоновски превращающийся в размышление о смысле жизни, помещен в первом и единственном сборнике стихов А. Платонова “Голубая глубина”, вышедшем в 1922 году. Когда он писал эти возвышенные слова, ему не было еще и двадцати трех лет. Это молодость, почти юность.
Но время было таким, что за плечами у молодого мечтателя оказался уже немалый жизненный опыт, и практические умения, и теоретические знания.
Он брался за все. И все у него получалось: работал на Воронежском паровозостроительном заводе, в годы гражданской войны был бойцом отряда ЧОН, корреспондентом газеты в Новохоперске: с отцом, Платоном Фирсовичем Климентовым, водил поезда, был губернским мелиоратором, руководил строительством воронежской электростанции, одновременно начал писать и писал много, увлеченно — как прозаик, поэт, критик, публицист, пропагандист-просветитель . За год до сборника стихов вышла его публицистическая книга “Электрификация” Это был стихийный взрыв талантливости, столь характерный для многих его современников, людей революционной эпохи. Его отношение к революции было восторженным, т. к. революция — это воодушевление таланта, который получил свободу для заветного дела, для воплощения мечты, выношенной веками народных ожиданий, по — писательски — он хотел понять самые сокровенные движения человеческих душ, глубинные законы народных судеб.
Природный русский коренной житель одной из центральных областей России, он с любовью вводит свою землю в свое творчество. Названия родных мест часто звучат в его прозе: Ямская слобода, Тамлык, Усмань, Потудань, Ясная Меча…
В конце 1942 года Платонов был призван в действующую армию и до конца войны служил корреспондентом “Красной звезды” непосредственно на фронте. Солдаты при нем не чувствовали себя стесненными и свободно говорили на свои солдатские темы”. Платонов многое увидел в русском человеке на войне. Это было время его большого творческого подъема.
В 1944 году он заболел туберкулезом, а послевоенные годы оказались для него самыми трудными. Затравленный догматической критикой, писатель был почти лишен возможности печататься, его здоровье все ухудшалось, силы уходили, хотя работа никогда не прерывалась.
В оставшемся после него обширном рукописном наследии — проза, пьесы, статьи. В последние годы жизни вышло лишь три небольших сборника русских сказок в пересказе А. Платонова, один из них — “Волшебное кольцо” — под общей редакцией М. А. Шолохова.
Умер Андрей Платонович Платонов совсем еще не старым, неполных пятидесяти двух лет, 5 января 1951 года.
Вопрос
Что вас поразило в творческой биографии писателя?
(В Платонове поражает все — и его деятельная, подвижническая натура, и весь его литературный облик. Он — художник редкой, ни на кого не похожей стилевой манеры.)
Слово учителя
Семейное счастье, радость общения между родными людьми очень значимы для человека и писателя Платонова. Тема дома и семьи – ведущая в творчестве .
Слайд 6
Семья. В источниках можно найти разные версии этимологии этого слова. Но, в «Тайнах русского языка» сказано: «Слово «СЕМЬЯ» произошло от слова «СЕМЯ». Крепкие и многодетные семьи – СЕМена Родины! Семья – единение Родителей и Детей под крышей отчего дома.
Хотя художественно — философская система Платонова имеет свои устойчивые опоры, она, следуя за жизнью и преломляя ее, развивается. В середине и конце 30-х годов такие перемены начинают ощущаться в новой прозе Платонова: в рассказах “Третий сын”, “На заре туманной юности”, «Возвращение», «Фро».
Размышление о человеке и его деле, его участии в развитии жизни и раньше включало у Платонова чувство родительской любви и глубокого ответного чувства, переживаемого детьми.
Дома вы прочитали рассказы Платонова «Третий сын», «Возвращение».
Рассказ «Третий сын» появился у Платонова не случайно. Ко времени его написания автор уже пережил смерть матери и имел представление о том, как это хоронить близкого человека. А хоронили маму все 11 ее детей вместе с мужем. Задумываясь о сущности бытия и смерти, автор и написал произведение
Слайд 7
В рассказе “Третий сын» писатель утверждает что — лишь тот “смелее делает успехи в жизни”, у кого есть неизмеримая защита материнской любви, отчего дома.
Слайды 8,9,10,11,12
Прослушивание песни Олега Газманова
Анализ рассказа “Третий сын”.
Слайд 13
( Вопросы для анализа рассказов лежат на столе)
? Почему нет имен в рассказе? (Это философский рассказ, рассказ-притча. Речь идет не только об этой семье, но и о всех людях вообще. Притча — краткий иносказательный поучительный рассказ )
? Какое трагическое событие собрало в доме всех сыновей? Каким показан отец по отношению к детям, по своему описанию, радует ли его в глубине души приезд детей? Подтвердите текстом произведения.
(Умирает мать. Съезжается “могучая полдюжина сыновей”, чтобы проводить ее в последний путь .Отец рад приезду, но очень переживает смерть старухи)
? Кем стали в жизни сыновья? Зачитайте.
(“Двое из них были моряками — командирами кораблей, один московским артистом, один, у которого была дочка, — физиком, коммунистом, самый младший учился на агронома, а старший сын работал начальником цеха аэропланного завода и имел орден на груди за свое рабочее достоинство”.) Мы видим, что мать и отец вывели своих детей в жизнь, поставили на ноги, дети стали настоящими людьми, которыми могут гордиться родители.
? Как автор показывает страдания сыновей?
(“Сыновья молча плакали редкими задержанными слезами, искажая свои лица, чтобы без звука стерпеть печаль”, “все шестеро и седьмой отец находились вокруг мертвой матери и молчаливо оплакивали ее, скрывая друг от друга свое отчаяние, свое воспоминание о детстве, о погибшем счастье любви, которое беспрерывно и безвозмездно рождалось в сердце матери…”, “каждый ее сын почувствовал себя одиноко и страшно…”)
? Как повели сыновья поздней ночью? Можем ли мы объяснить это поведение? Почему дети временно при встрече друг с другом забыли о смерти матери?
Зачитайте.
(Поздней ночью, испытывая такую, в общем, понятную радость от встречи друг с другом, они затевают в соседней комнате, рядом с гробом матери, жизнерадостную возню). (долго не виделись, хотелось пообщаться, рассказать каждому о себе)
? Меняется ли отношение автора к ним?
(На наших глазах меркнет ореол могучей силы сыновей, перед нами оказываются всего лишь преуспевающие, здоровые физически и туповатые нравственно люди. Старший сын “ с восторгом убежденности” говорил о “ пустотелых пропеллера”. “Голос его звучал сыто и мощно, чувствовались его здоровые, вовремя отремонтированные зубы и красная глубокая гортань”.)
? Обратите внимание на неожиданный и убийственно двойной смысл слова “пустотелый”. Объясните лексическое значение слова.
На что обращает наше внимание автор?.
(“Пустотелый” — значит абсолютно пустой, не наполненный душой. Можно сделать вывод, что у человека, говорящего об этих пропеллерах также пусто и в душе.)
? Все ли забыли о причине приезда в дом матери?
(Нет, внучка остро переживает всю неуместность самодовольного веселья. “Мне бабушку жалко… Все живут, смеются, а она одна умерла”. Не выдерживает этого неосознанного кощунства веселья ее отец – третий сын. “До сих пор не слышно было его звука: он ничего не говорил и не смеялся. Он чем-то успокоил всех своих братьев, и они перестали даже разговаривать”.)
? Какие языковые средства использует автор в рассказе? Найдите, зачитайте, подтвердите текстом (магические числа 6, 3, гротеск, прием внутреннего монолога, диалога, символический образ гроба, в котором лежит мать, давшая жизнь своим детям, антитеза, метафора)
Я (зачитываю) — Много лет назад, на заре своей литературной работы Платонов писал: “Человечество — одно дыхание, одно живое теплое существо. Больно одному — больно всем. Умирает один — мертвеют все… да здравствует человеческий организм”. “Третий сын” особенно требовательно отстаивает чувство единой жизни всех поколений, которое поддерживается спасительной скорбью по каждому отдельному человеку.
? В чем сила рассказа?
Сила рассказа в том, что он дает более глубокое, более человечное определение жизни.
Жизнь — это не только веселье от полноты жизненных сил и успехов, в том числе и трудовых.
А смерть не одно лишь отсутствие такого веселья. Жизнь включает в себя все состояния духа: и страдание, и тоску, и безутешную память. Она неполна без ощущения утраты того света, который погас вместе со смертью матери.
Слово учителя
Когда в финале в их силе на наших глазах заметно прибавилось духовности. Одинокое горестное шептание вокруг мертвой матери, ночное переживание каждым своей утраты снова сделало их сильнее, вернуло друг к другу.
Запись учащимися со слайда 14
Вывод: Ничем нельзя, по Платонову, разделить людей — в том числе и самой смертью, и полнота соучастия делает человека не “пылью”, а частицей неуничтожимого и всемогущего человечества.
|
||