Сказки — это эффективный инструмент для развития фантазии, обучения детей разрешению конфликтов, толерантности к другим людям, формирования любви к природе и животным. При прослушивании интересных историй у малышей развивается воображение, память и увеличивается словарный запас.
О том, почему полезно читать сказки детям, поговорим далее в статье.
Зачем детям читать сказки: 7 причин
Значение сказок особенно велико в детском возрасте. Волшебная сила героев, мифических существ и сокровищ погружает ребёнка в мир фантазии. Сказки развивают отзывчивость, доброту и нравственность. Они вызывают интерес и любопытство. Ребёнок задаёт вопросы, развивает сюжетную линию, пытается предположить «а что, если бы…».
Польза сказок для детей в том, что такие истории не только позволяют увлекательно провести время, но и учат различать добро и зло. Детская литература помогает малышам понять, что значит быть человеком, почему нужно и важно беречь природу и животных. Ежедневное чтение прекрасно развивает воображение и мышление. Цель родителя — поощрять любопытство малыша и давать ему новую «пищу для размышлений».
Смотрите познавательное видео о важности личного примера при формировании у ваших детей любви к чтению. Полезные советы можно почерпнуть здесь: «Что делать если ребёнок не любит читать?».
Перечислим ещё причины, зачем детям читать сказки:
- Учат справляться с проблемами.
- Формируют толерантность.
- Повышают эмоциональную устойчивость.
- Дают понимание добра и зла.
- Приучают брать на себя ответственность за поступки.
- Развивают воображение и словарный запас.
- Прививают любовь к учёбе.
Теперь разберём эти причины подробнее.
Учат справляться с проблемами
Чему учат сказки? Выдуманная история обычно представляют собой проблему или конфликт, который персонажи пытаются разрешить. Герои часто совершают несколько попыток, прежде чем добиваются успеха, что делает их примерами настойчивости и непоколебимости на пути к достижению цели. Рассказы помогают детям ориентироваться в жизни и не бояться трудностей.
Например, читая украинскую народную сказку «Кирило Кожум’яка» ребёнок научится справляться с проблемами, решать их с помощью смекалки и доброты. В конце повествования главный герой побеждает злого Дракона, женится на прекрасной Принцессе.
Формируют толерантность
Народные сказки, с неповторимым колоритом и особыми традициями, есть во многих культурах. Читайте детям сказки разных народов, чтобы показать всевозможные устои, привычки и особенности. Важно не зацикливаться на прочтении одного и того же рассказа. Даже если ребёнок просит почитать знакомую ему, любимую историю, предложите новую. Это помогает развивать мышление, воображение, учит принимать мир во всём его разнообразии.
Как пример, украинская народная сказка «Кривенька качечка» учит толерантному отношению к пожилым людям. Интересна она будет детям 3-5 лет.
Повышают эмоциональную устойчивость
Повествование отражает реальные жизненные проблемы в фантастическом сценарии, где чаще всего побеждает главный герой. Дети, находясь в безопасной среде, следят за сюжетом, таким образом приучаются к мысли, что плохие вещи случаются со всеми. Никто не застрахован от жизненных проблем, поэтому нужно развивать умение справляться с ними. Мы читаем сказки детям для повышения эмоциональной устойчивости и развития сопереживания другим людям.
История шведской писательницы Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон» учит дружить, формирует уверенность в том, что друг не бросит, поддержит в трудную минуту. Веселый, увлекательный и понятный детям рассказ.
Дают понимание добра и зла
Главный герой повествования играет определенную роль, которую обычный человек может не только иногда видеть в повседневности, но даже брать за основу жизненного сценария. У сказочных персонажей есть характер — они добрые, отзывчивые или злые, коварные. Таким образом, сказки формируют отношение к плохому и хорошему, учат как поступать в сложных ситуациях и находить выход из них.
Интересные и поучительные рассказы есть у датского прозаика и поэта Ганса Кристиана Андерсена. Например, в сказках «Снежная королева», «Стойкий оловянный солдатик» и «Гадкий утёнок» повествуется о том, как главные герои борются со злом, возникающим на их жизненном пути. Рассказы учат сочувствовать и переживать вместе с Гердой и Каем («Снежная королева»), плакать вместе с Балериной («Стойкий оловянный солдатик»), радоваться преображению утёнка в гордого лебедя («Гадкий утёнок»).
Как проявляется недостаток родительской любви, к каким последствиям во взрослой жизни приводит такое поведение, читайте в статье: «Синдром недолюбленного ребёнка: признаки и негативные последствия».
Зачем ребёнку читать сказки? Они рассказывают простым языком о сложных жизненных ситуациях. Погружаясь в сюжет, ребёнок сопереживает главным героям, учится радоваться и горевать. Повествования учат различать добро и зло, формируют отношение к добрым и злым героям, обогащают словарный запас и развивают фантазию.
Приучают брать на себя ответственность за поступки
Собственно, урок сказки состоит в том, что сделанный нами выбор обязательно приводит к результатам. Злые и мстительные персонажи получают по заслугам, а стремление к доброте и смирению приводит к хорошему — к награде за труды, к счастливой жизни, удачному итогу путешествия. Сказки приучают брать на себя ответственность за действия и свою жизнь.
Василий Сухомлинский — украинский писатель и педагог, его произведения не оставляют читателя равнодушными. Например, в сказке «Чому синичка плаче?» мальчик радуется новым качелям, привязанным к ветке, на которой находится гнездо синицы. Он не понимает, что ветка может сломаться, а птенцы погибнут. В конце рассказа автор задаёт вопрос читателю: «Почему синичка плачет?». И таким образом призывает к диалогу, учит брать ответственность за свои поступки.
Если вы не знаете, как перестать винить во всех проблемах родителей, научиться ценить полученный жизненный опыт, то ищите ответы в статье: «Почему дети обвиняют родителей в своих неудачах».
Развивают воображение и словарный запас
Сказки — это одно из наилучших средств для развития воображения, но при условии, что сюжет понятен ребёнку. Дети плохо воспринимают обучение напрямую, а сюжет такой истории намекает, как лучше всего поступить в той или иной ситуации.
Сказка английской писательницы Памелы Трэверс «Мэри Поппинс» будет интересна детям как в 3, так и в 6 лет. Увлекательная история о няне и волшебстве развивает воображение и расширяет словарный запас.
Прививают любовь к учёбе
Сказка для развития ребёнка незаменима при воспитании любви к чтению, при формировании интереса к книгам и, как следствие, к учёбе. Ребёнок жаждет узнать, что же произошло с главным героем. Он учится читать, чтобы узнать окончание истории, прочитать новую.
В сказке Олены Скуловатовой «Книжкова крамниця» главная героиня — девочка-школьница Ярина. Она любила читать, но не имела возможности покупать новые книги, поэтому помогала в книжном магазине вытирать пыль с полок. За это ей разрешали читать новинки. Однажды хозяин магазина заболел. Ярина пошла в больницу, в которой он лежал, и стала читать ему сказки, благодаря чему владелец магазина вскоре выздоровел. Так в одном рассказе сочетаются и любовь к учёбе, и доброе отношение к другим людям.
Будьте примером для подражания, ежедневно читайте детям занимательные истории, обсуждайте сюжет, любимых героев, их поведение.
Возбуждайте интерес малыша, предлагайте самому выбрать книгу, потому что таким образом у ребёнка формируются предпочтения и интересы. Сказка побуждает к действию, закладывает основы творческого мышления.
Подробнее о том, как формируются привычки ребёнка, как воспитать уверенного в себе человека, вы узнаете в рамках онлайн-курса Дмитрия Карпачёва «Что обязан знать каждый родитель».
Изображения взяты из источников: istockphoto.com
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад с. Первая Ханенёвка Базарно – Карабулакского муниципального района Саратовской области»
Статья
Польза сказок в жизни детей.
Воспитатель:
Мотлыгина Анна Александровна
К моему большому сожалению в нашей жизни мало места для сказки. В современном обществе, молодые родители говорят… «Мы, такие цивилизованные, интеллектуальные и прагматичные, не привыкли тратить время на «глупости»: малыш может заснуть без сказки — и слава Богу». А папа-мама за это время какое-то полезное дело сделают. А то, гляди, еще разбалуешь: сказочку, песенку…
Некоторые родители считают сказки обманом. А вот ученые доказали: чем дольше ребенок верит в волшебство и в Деда Мороза, тем оптимистичнее, жизнерадостнее остается настрой на всю жизнь.
И болеют оптимисты реже. Чем больше ребенок будет отождествлять себя с положительными героями, тем увереннее, смелее и решительнее научится противостоять злу в дальнейшей жизни. Наши «невежественные» бабушки, прабабушки были очень мудрыми. Жизнь сохранила вечные ценности и будет беречь их и впредь.
«Сказка — это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений». В. А. Сухомлинский.
Сказки прошли испытания тысячелетиями. Это как театр, который не исчез с интернетом. Сказки — это целый детский морально-этический кодекс, веками создаваемый народом. Они учат различать добро и зло, любить, сопереживать.
«Не бойся сказки, бойся лжи, а сказка, сказка не обманет. Тихонько сказку расскажи, на свете правды больше станет». Это слова замечательной песенки из «Домовенка Кузи». Помните? Мы все родом из детства .И вряд ли среди нас найдется хоть один человек, который не слушал сказки. Все мы помним самые первые сказки про Репку, Теремок, Колобка и Курочку Рябу, помним сказки про Дюймовочку, Снежную Королеву и Кота в сапогах. Каждый из нас переживал за главного героя и мечтал о прекрасном принце или о золотой рыбке, волшебной палочке, исполняющей все желания. У каждого из нас была любимая сказка, которую мы просили прочесть 1000 раз, и каждый раз она открывалась для нас с новой стороны.
Что же такого полезного дают волшебные истории? В первую очередь, психологи и педагоги считают, что благодаря сказкам малыши погружаются в свой волшебный мир, представляют себя в роли персонажа, и таким образом начинают учиться на поступках героев. Естественно, став добрым в сказке, ребенок уже понимает разницу между добром и злом.
Если внимательно читать сказки, то можно заметить, что главный герой всегда проявляет активность, он храбр и всегда выходит победителем, он прилагает все усилия для разрешения проблемы. Сказки учат ребенка активно действовать, а не пасовать перед трудностями. Волшебные детские сказки учат ребенка, что добро всегда побеждает зло, и за черной полосой всегда будет белая. Она дарит ребенку новые ощущения и впечатления.
Еще один большой плюс в том, что чтение сказок – это момент, который укрепляет семью.
Детские психологи говорят о большой значимости сказки в детской жизни. При работе с детьми они часто используют приемы сказкотерапии, потому что сказка — это лучший инструмент для того, чтобы построить отношения с ребенком. Как для педагогов в детском саду, так и для родителей дома. Сказка может помочь малышам понять мир, а также избавиться от многих комплексов и страхов.
Психологи так же отмечают, что сказки полезны и для родителей. Когда папа и мама не рассказывают сказок детям, это свидетельствует об их собственных комплексах. Например, они боятся показаться смешными, ведь это несерьезно — рассказывать сказки. Или мешает обычная лень. Помните: мама, читая сказку ребенку, сама релаксирует, происходит коррекция ее комплексов. Ведь мы с годами запрещаем себе мечтать, ждать чуда. Сказка дает это ощущение. Поэтому она, как батарейка, заряжает изнутри.
Многие родители часто задают вопрос: с какого возраста лучше начинать читать сказки?
Ответ прост – можно с самого рождения. Конечно, ваш малыш еще не понимает смысла того, что вы ему рассказываете, но он уже чувствует эмоции и интонации, а ведь это так важно для грудничка. Очень понравится ребенку, если вы начнете читать сказку на ночь. Со временем юное создание привыкает к такому хорошему обычаю, и мирно будет засыпать под ваши слова.
Очень важно рассказывать детям правильные сказки и читать их правильно.
- Прежде всего не делайте этого на ходу. Выделите отдельное время для совместного чтения сказок, чтение сказок перед сном поможет ребёнку успокоиться и расслабиться.
- Если малыш просит почитать именно сейчас, то не отказывайте по возможности ему в этом. Ведь это желание может пропасть, и тогда родителям будет трудно прививать интерес к книге.
- Чтение не должно быть неразборчивым, читать нужно медленно, негромко, четко проговаривая все слова. Еще будет лучше, если вы будете читать в лицах, меняя голос в соответствии с персонажем, нагнетая голосом особенные моменты…
- Золотое правило — одна сказка за один раз — таким образом сказки не наскучат вашему ребёнку, да и вы не лишитесь своего голоса. Так ребенок сможет более глубоко понять ее смысл. Никогда не отказывайтесь читать любимую сказку ребенка, даже если это уже тысячный раз. Если ребенок постоянно просит перечитывать одну и туже сказку несколько дней, снова и снова — не отказывайтесь, значит ему это важно, значит в этой сказке он находит что-то невероятно ценное для себя.
- Обязательно задавайте вопросы после прочтения, помогите составить ребёнку правильное отношения к событиям из сказки — таким образом ваше чадо приобретает свой жизненный опыт, который в будущем может сыграть очень важную роль. Так же на следующий день можно нарисовать ,слепить героев, прочитанной сказки.
Итак, можно однозначно заключить, что польза сказок, несомненно, велика . При помощи сказок, взрослые могут обогатить внутренний мир своих детей, привить им любовь к чтению и книгам. А это, в свою очередь, помогает им стать более уверенными и успешными людьми.
Так что же нужно читать детям?
Первые сказки для ребенка должны быть несложными и короткими. Их смысл должен быть хорошо уловим, а слова – простыми и понятными. Лучше всего, чтобы главными героями сказок были знакомые ребенку животные, дети или взрослые. Лучшим выбором сказок детям до 3 лет являются: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Зайкина избушка», «Лиса и Журавль», «Бычок – смоляной бочок». Эти сказки короткие, в них много повторений и за их сюжетом легко уследит даже малыш.
Ребенок взрослеет и на смену приходят более длинные и содержательные истории, например «Три поросёнка» , «Красная Шапочка», «Гуси-Лебеди», «Волк и семеро козлят» …
Стал постарше следует перейти на «Денискины рассказы» В. Драгунского, «Пеппи Длинный чулок» А. Линдгрен, «Мэри Поппинс» П. Трэверс …
Коллекция сказок очень велика: русские народные сказки, шведские ,датские, английские …
Авторские сказки :А.С. Пушкин, В.И. Даль, Максим Горький, Аркадий Гайдар, Г.-Х. Андерсен, Ш. Перро, Братья Гримм, Астрид Линдгрен, Джанни Родари …
Так же чтение сказок помогает при возникновении различных страхов и эмоциональных проблем у детей.
Слишком активных деток успокоят сказки «Колобок» и «Теремок». Для решения эмоциональных проблем нужны более сложные сказки – «Буратино», «Чиполлино»,«Карлсон». Детям, которые боятся прививок и уколов, прочтите «Отважный Флай» (Ворошнина Ю.), «Звездочет в поисках капризулей» (Ткач Л.), «Сказка о полезной прививке» ( Е.Казимирская ).
Если ребенок с появлением в семье братика (сестры) показывает свое негативное отношение к новому члену семьи ,то следует почитать «Гуси – лебеди».
Если боится темноты, поможет сказка о Питере Пене, «Краденое солнце»
Ребенок немного труслив, почитайте ему «Тараканище» К.И. Чуковский, если был уличен во лжи, подойдет произведение Л.Н.Толстого «Лгун» …
Намного интереснее придумывать сказки самим, вместе с ребенком – в зависимости от ситуации. Например, «Про Аню и ее вредную подружку», «Про Сашу и волшебника, раздающего подарки» и другие, которые покажутся Вам подходящими. Включите фантазию и у Вас все получится.
Нам, взрослым, нужно чаще вспоминать, что сказка и внутренний мир ребенка неотделимы, отвечать на его переживания сказкой, говорить с ним на языке фантазии и воображения.
Мораль важна, но еще важнее искренние эмоции, которые будет испытывать Ваш малыш. Не забывайте: сказка – это всегда волшебство. Самое страшное чудовище можно остановить добрым словом или поступком, можно просто пожалеть его, накормить и стать его другом – и все изменится! Не жалейте времени, вернитесь в детство, и Вы сами не заметите, что прошла усталость, заботы и проблемы отойдут на задний план и не будут уже казаться такими тяжелыми и неразрешимыми.
Желаю Вам и Вашим детям самых умных, добрых и полезных сказок – как и чудесного времени, проведенного с самым дорогим существом на свете – Вашим ребенком!
Консультация для родителей.
«ЗАЧЕМ
ЧИТАТЬ ДЕТЯМ СКАЗКИ?»
Сказки развивают внимание.
Слушая описание событий, происходящих чудес и приключений персонажей, ребенок
задействует все свое внимание и удерживает его на протяжении всей истории. Это,
в свою очередь, на уровне эмоций, поощряет ребенка к размышлению, порождает в
его голове множество разных вопросов, на которые он будет искать ответы. Развивают
руки. И это не нуждается в комментариях. Не случайно говорится «Когда я
слушаю — узнаю, когда делаю — запоминаю». Детям предлагается что-то сделать:
вырезать, склеить, изобразить сказку схематично, показать эпизод текста с
помощью мимики и жестов. Прививают понятия о добре и зле. В сказках все
персонажи делятся на хороших и плохих, добрых и злых. Слушая сказки, ребенок
понимает, что такое хорошо и что плохо, как поступать правильно, а как не нужно.
Кроме того, дети склонны подражать своим любимым героям. Нет необходимости
убеждать, что доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире.
Каким мы представляем себе доброго человека — любящим помогать другим, умеющим
сочувствовать, сопереживать и т.д. В целой системе методов и средств воспитания
добрых чувств не последнюю роль играют именно сказки: дети любят героев, они им
становятся родными, близкими, а значит, могут и должны стать примерами для
подражания. Только важно тактично направить мысли и чувства малышей в нужное
русло. Знакомят с окружающим миром и взаимоотношениями людей. В
сказках описаны взаимоотношения и взаимодействия людей. В раннем возрасте
ребенок еще не умеет анализировать, сопоставлять и логически мыслить. Поэтому
польза сказок очевидна. В них все описывается простым языком и простыми
словами. Таким образом, ребенку становится понятен окружающий его мир. Учат
справляться с трудными ситуациями .Ребенок, который сталкивается с какой-
либо трудность, может найти для себя решения или идею, опираясь на сказочный
сюжет. Дети и сами подсознательно используют сказку для решения своих проблем.
Почему дети придумывают и рассказывают леденящие душу «ужастики» и почему они
пользуются такой популярностью в детской среде? Потому что это защитная
реакция, помогающая преодолеть страх и растерянность, возникающие в детской
душе при столкновении с большим и непонятным миром, полным опасностей и
неожиданностей. Вот дети и избавляются от своих страхов и беспокойств с помощью
страшилок.Утешают. Благодаря сказочным историям ребенок понимает, что
другие тоже испытывают трудности. Не только он один может огорчаться, плакать,
боятся, это же делают и другие. Осознание того, что он не одинок в своих
трудностях, может поддерживать ребенка в раннем возрасте. Развивают речь и
фантазию детей. Чтение сказок расширяет словарный запас ребенка и помогает
развитию речи. Слушая сказку, ребенок знакомится с народным фольклором,
запоминает пословицы и поговорки («Не садись не в свои сани», «Нет лучшего
дружка, чем родная матушка»). Не случайно педагоги и логопеды применяют
сказкотерапию для занятий с детьми, имеющими задержки речевого развития.
Сказочные образы помогают развивать детскую фантазию. Ставя себя на место
положительного героя, ребенок может вступить в бой с врагом (заросли крапивы)
при помощи волшебного меча (палки) или отправиться на Марс в ракете из
сдвинутых стульев. Психологи говорят, что фантазия помогает ребенку в развитии
интеллекта, поэтому фантазировать ребенку очень полезно. Польза сказок перед
сном. Сказка испокон веков использовалась, как средство положительного
воздействия на эмоциональное состояние ребенка. Самый яркий пример этого
воздействия – сказка на ночь. Ребенок слушает успокаивающий, убаюкивающий ритм
слов, слышит родной голос – все хорошо, мама рядом, сказочная история уводит
его все дальше от дневных печалей и радостей и наконец он засыпает. Кстати,
если вашего ребенка беспокоят плохие сны, то сказка легко поможет вам
справиться с этой проблемой. Станьте сказочником вместе с ребенком. Ведь
никакая аудио и видеотехника, никакое профессиональное исполнение не заменят
малышу вашего присутствия и внимания. Не стесняйтесь, придумывайте и
рассказывайте сказки своим детям, тем более что слушатели вам достались
внимательные и благодарные! Итак, можно однозначно заключить, что польза
сказок, несомненно, велика. При помощи сказок, взрослые могут обогатить
внутренний мир своих детей, привить им любовь к чтению и книгам. А это, в свою
очередь, помогает им стать более уверенными и успешными людьми.
Зачем детям сказки? Может, лучше сразу учить их на реальных примерах, читать и рассказывать про реальные события из жизни? Психолог Анна Скавитина уверена: чем раньше мы начнём читать ребёнку сказки, тем лучше он будет развиваться. Разбираемся, почему!
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
И никакого волшебства!
Долгое время в отечественной педагогике так и считалось: чем меньше волшебства в голове у детей, тем лучше, сказки ребёнка ничему не учат, а потому не нужны и даже вредны для детского развития. Противоположной позиции придерживается психология. Аналитическая психология и психоанализ, которыми я занимаюсь профессионально, это теоретические структуры, объясняющие отношения сознательных и бессознательных психологических процессов. Многие произведения, а особенно сказки и мифы, имеют скрытые смыслы, которые можно объяснить с помощью психоаналитических теорий, рассматривая персонажей и сюжет историй. В детских сказках, как и в мифах, есть сюжетные перепетии, содержащие глубокий смысл, который помогает усвоить важные уроки. Исследователи литературных произведений часто используют идеи Зигмунда Фрейда, Карла Юнга, Марии Луизы фон Франц, Бруно Беттельхейма, чтобы показать, как сказки могут влиять на развитие детей.
Мне очень рано начали читать книги, и сама я научилась читать около трёх лет, чтобы всё свободное время проводить с книгами. Первые книги я помню до сих пор, и любимой была толстая книга «Сказки народов мира». Я читала ее дома, читала вслух детям во дворе. Иногда задаюсь вопросом — если бы я не читала сказки, была бы я другим человеком? Может быть, у меня было бы меньше друзей, возможно, мне был бы не так интересен мир и путешествия, может быть, я бы смотрела на мир более мрачно, чем на самом деле. Сейчас я знаю, что одна из важнейших развивающих идей сказок — научить детей ловить прямые и скрытые смыслы, понимать себя, других и видеть, что есть не только сознательное, но и скрытое, тайное, бессознательное.
Сказки и их смысл
На развитие детской психики положительно влияет то, что они видят и читают. Дети начинают улавливать и воспринимать символический и метафорический язык через сказки, которые им читают, а позже они читают сами. Они учатся видеть в сказочном лесу неизведанное, и воспринимать отравленное яблоко — как желание открыть или скрыть правду. Развитие психики и мышления ребёнка — это обучение способам узнавать спрятанные идеи. Без способности использовать символы и скрытые значения в историях и мире дети не смогли бы быстро воспринимать информацию и продвигаться в познании нового. Карл Юнг, выдающийся проводник в глубины нашей психики, отмечает, что дети способны замечать мельчайшие детали, описанные в рассказе. Сказки не только не причиняют вреда растущему уму детей, но и показывают им, что вещи не являются поверхностными, и что все, что мы видим или слышим, имеет слои, выходящие за рамки непосредственного понимания.
Да, сказки не только проповедуют детям идеи мира и любви, они показывают им, что человечество может быть злым и жестоким. Зато обещают торжество справедливости — но всем приходится работать и проходить сложные героические испытания, чтобы получить желаемое. Вальтер Одайник, юнгианский аналитик, написал статью, посвященную сказке Шарля Перро «Синяя Борода». Он утверждает, что глубокий взгляд на эту историю позволяет увидеть, что психика человека не разрушилась от увиденного насилия, но сумела дозреть и эволюционировать, увидеть последствия своих действий и поступков, укрепить мышление и понимание мира.
Все сказки помогают углубить представление детей о мироустройстве. Даже взрослые, а не только дети, могут использовать сказки для расширения своих знаний об окружающей действительности. Например, в сказке Гримм «Гензель и Гретель» дети усваивают идею, что не всё так, как кажется. Они видят, что красивый дом из хлеба, сахара и пирожных на самом деле дом злой ведьмы. Гензель и Гретель познают суровую реальность мира — это жизненно важный урок, который многим детям необходимо усвоить в раннем возрасте, но не буквально, а символически, проходя через эти уроки в своём воображении и не подвергаясь страданиям буквально.
Сказки создавались и живут в веках, чтобы передать ребенку понимание универсальных человеческих проблем, они передают идеи бесчисленному количеству поколений, чтобы внедрить эти идеи в каждого.
Чем помогут сказки?
Сказки служат и для обучения детей правилам поведения. Читая самые популярные сказки, дети начинают подражать идеям, изображенным в сюжете, и самим персонажам.
В сказках не только исполняются желания, но и поощряется развитие эмпатии. Даже самые жестокие сказки влияют на социализацию и формирование важных навыков, на отзывчивое отношение к чувствам другого. Детские сказки можно использовать для понимания эмоций и развития воображения, чтобы можно было глубже исследовать мир. Дети в своём воображении могут увидеть себя живущими в сказке, отправляющимися в самые разные безумные приключения. Они начинают понимать, что достижения возможны через представление в своей голове — воображение, и оно будет помогать им на протяжении всей жизни.
Современная сказка о Гарри Поттере, отправляющемся в волшебную школу и совершающем невероятные поступки, участвующем в необыкновенных приключениях, стала настолько популярной потому, что дети завидуют приключениям Гарри и хотят так же с интересом ходить в школу и решать проблемы с помощью воображения. Общий успех детских волшебных приключенческих историй демонстрирует желание детей увидеть, как воплотятся в жизнь их самые смелые мечтания, сделать свои выводы.
Сказки становятся организующей схемой для жизненного пути человека. Скажите мне, какую сказку любили вы в детстве, и я расскажу, как вы организовали свою жизнь во взрослом возрасте, и как вы переживаете трудные времена в жизни. Это не значит, что сказка задаёт схему, скорее мы выбираем ту сказку, которая отражает нас. Детям важно читать, и видеть в воображении множество разных историй, разыгрывающих самые большие детские проблемы, и те способы, которыми они преодолеваются. Детям необходимо наблюдать, как персонажи побеждают своих воображаемых демонов, чтобы научиться побеждать своих: страхи, горе, ненависть, ярость, страсть, жадность и т. д. Дети учатся преодолевать свои конфликты и тревоги, тренируясь на сказочных героях.
Часто основной персонаж сказок — неудачник, в российских сказках Иванушка-дурачок, через которого дети видят, что самый слабый неожиданно может оказываться на коне, если будет добрым и внимательным. Они начинают понимать, что быть «слабым» — не обязательно быть худшим. Это мотивационные истории, как сейчас принято говорить.
Сказки помогают человеку принять свою сложную психику и внутреннее устройство, а не убегать от себя и сложностей мира. Не случайно большинство сказок начинаются с тяжелых жизненных ситуаций: смерть матери, старение короля-отца. Что отражает самые страшные опасения ребенка — потеря близких, смерть — которые в повседневной жизни проявляются в нерациональных страхах, таких как темнота, опасность грома и ветра, страх животных или насекомых. Взрослые часто не понимают, как реагировать на эти проявления детей, и предпочитают либо не замечать их, либо ругать за них. В сказках, наоборот, самое страшное становится темой для ненавязчивого разговора, предлагаются пути разрешения опасений ребенка. Так, всеобщее желание жить вечно можно прочитать в завершении многих сказок — «Они жили долго и счастливо»: сказки утверждают, что жизнь с другим человеком может быть настолько эмоционально близкой и тёплой, что в отношениях пропадает или становится не важным страх смерти.
Важно, чтобы родители увидели, что сказки не просто показывают детям пустые волшебные развлекательные сюжеты. Сказки дают надежду, что мы можем научиться преодолевать любые проблемы в своей жизни, даже если они пока неосознаваемые. Восприятие этих историй дает детям уверенность в том, что даже если ситуация кажется безвыходной, умный и ловкий ребенок может позаботиться о себе сам — и выживет.
Сказки проникают в подсознание ребенка и там пускают свои корни. Дети не сразу замечают идеи или концепции, но у них создаётся основа для понимания того, как устроен мир. Сказки жизненно важны для ума ребенка, потому что они позволяют ему видеть разные способы восприятия мира разными культурами, даже если они не понимают эти идеи сознательно в тот возрасте, когда они их слышат. Когда родители читают сказку ребенку, то сами не всегда понимают все ее детали, не стоит менять конец сказки или сокращать нежелательные действия того или иного персонажа, поскольку они обладают важным смыслом. Если сказка пугает ребёнка, не настаивайте на ее чтении, если ребёнок готов читать одну и ту же сказку каждый день целый месяц подряд — читайте, что-то важное для себя ребёнок пытается через неё прояснить.
Чем раньше мы начнём читать сказки, тем больше шансов, что дети будут лучше развиты и больше узнают об окружающем мире. Если общество позволит детям читать сказки, мы получим более чуткое и глубокое поколение. В эпоху цифровых технологий все понимается не через текст, а через подтекст. Научить наших детей понимать скрытые смыслы — это важный навык, которому как ни удивительно, но можно научиться через восприятие сказок.
Читайте также:
Колобок и кисельные берега: готовим по сказочным рецептам
Сказки, которые учат понимать эмоции
Зачем читать детям русские сказки?
Фото: Ermolaev Alexander, Bedlovska Liana, Picsfive, Africa Studio/Shutterstock
Сказки рассказывают о дружбе, терпимости, помощи и любви к правде: о том, что действительно важно в жизни. Приобщить детей к этим ценностям сегодня как никогда важно.
Сказки – волшебное средство, которое заставляет ребенка сидеть спокойно и внимательно слушать, которое в то же время разжигает его воображение и увеличивает словарный запас. Это также укрепляет детское доверие миру и позволяет смотреть в будущее с мужеством и уверенностью. Простое средство ничего не стоит, напротив, те, кто дарит такое полезное время своим детям, даже получают что-то взамен: рассказывание и чтение сказок создает близость и и заставляет детские глаза сиять.
Детям нужны ценности
Дети зависят от взрослых, которые учат их правилам и ценностям. Нормы морали обеспечивают ясность, защиту и безопасность. Доказано, что дети, которые растут в социальной среде с твёрдо очерченными границами, меньше боятся. У них появляется больше уверенности в себе и своем окружении.
Фундамент более позднего мировоззрения возникает из ценностей, приобретенных в раннем детстве. Однако это работает только в том случае, если родители и опекуны имеют чёткую жизненную позицию. Из-за разнообразия возможных ценностных ориентаций сегодня особенно важно, чтобы взрослые понимали, какие ценности для них важны.
Сказки: воспитание сердцем и разумом
Чтобы образование в области ценностей не ограничивалось благими намерениями, оно должно быть конкретным, практичным и реалистичным. Сказки хорошо подходят для этого, потому что дети могут использовать сказочных персонажей, чтобы отследить последствия определенного поведения.
Многие из классических сказок могут показаться взрослым, слишком “правильными”: добросердечная и трудолюбивая девушка обязательно красавица, и может выйти замуж за принца в конце, ленивая сводная сестра уродлива и в итоге наказана. Из жизненного опыта люди знают, что мир часто бывает более сложным. Однако дети только начинают осознавать определенные связи. Часто черно-белый мир сказок помогает им сориентироваться.
Сказки – это пища для души всех от мала до велика. С легендами и историями мы попадаем в страну грез, фантазий, безграничных возможностей и чудес. Обостряется понимание хорошего и плохого, а также осознание жизненных ценностей. Многие дети и взрослые любят жизнеутверждающую, благотворную, созидательную и целительную силу, заключенную в сказках. Истории преподносят урок, который всегда один и тот же, независимо от места и времени, в котором они были написаны: стоит помогать другим и отстаивать справедливость.
Зачем читать народные сказки
В народных сказках скрыты мудрые знания и общечеловеческие ценности. Они проходят через все культуры и времена, как золотая нить. Эти истории очень старые и передавались из поколения в поколение в устной форме. Самый известный сборник народных сказок принадлежит братьям Гримм. Долгое время они считались жестокими, устаревшими и аморальными. А потом сказки вернулись в семьи, детские сады и начальные школы. Их любят, и их образовательная ценность является неоспоримой в профессиональных кругах.
Сказки со всего мира
Поскольку мир становится все более глобальным и многокультурным, важно, чтобы дети узнавали о сказках других народов, других стран и материков. Истории рассказывались веками от Гренландии до Африки, от Китая до Северной Америки. Мотивы меняются в зависимости от страны, религии и обычаев. Но все они содержат внутренние образы и истины, которые дети хорошо воспринимают: сказки служат для содействия взаимопониманию между людьми.
Тексты из-за рубежа могут помочь пробудить чувство толерантности и уважения к другим взглядам, ценностям, отношениям, поведению и обычаям, которые не соответствуют привычным. Это принятие «инаковости» без сомнения в её оправданности. Это основное условие гуманности и демократии позволяет свободно противостоять знаниям, образу жизни и правилам.
Библейские рассказы
Чтобы дети добивались успеха в мире, важно, чтобы они могли опираться на моральный фундамент. Помимо родителей, перед детским садом и школой стоит задача укладывать эти строительные блоки. В этом контексте целостное образование имеет центральное значение. Оно включает в себя нечто большее, чем навыки математики, письма или чтения. Поскольку Россия – страна с мощными религиозными корнями, библейские истории являются его частью. Они содержат мудрость, которая актуальна и сегодня. Поэтому хорошо, когда детям даже в атеистично настроенных семьях рассказывают простые притчи.
Повседневные истории
Сочинять сказки для детей – вполне нормальное явление. Если идти по жизни с открытыми глазами, можно сэкономить время на поисках сюжетов. Потому что истории валяются повсюду, просто нужно их подобрать.
Для детей важно, чтобы родители, бабушки и дедушки рассказывали им повседневные истории из собственной жизни. Здесь важную роль играет качество времени винте. Дети радуются, когда слышат:
– Когда дедушка женился на бабушке…
– Однажды мы Новый год смешно праздновали…
– Помнишь, ходили в зоопарк…
– Когда по гостиной бегала мышка…
Рассказы о небольших семейных событиях развивают социальную осведомленность и чувство единства.
Однако рассказывание историй – это не улица с односторонним движением от взрослого к ребенку. Иногда сюжет бегает туда-сюда, как спонтанный разговор. Тогда история может принять совершенно неожиданный, образный или даже фантастический оборот. Эти совместно придуманные повседневные истории особенно интересны! Конечно, также нужно позволить детям рассказывать свои собственные сказки. С удовольствием слушать, не предпринимая никаких корректирующих действий.
Сказки как образ жизни
Они вселяют мужество и надежду, потому что в конечном итоге побеждает в основном маленькие, угнетенные и кажущиеся слабыми героями. Сказки передают ценности, подходящие для детей. Хорошее и плохое четко определены. Героям или героиням предстоит справляться с опасными ситуациями. Но они всегда находят в себе силы наконец-то справиться с большими испытаниями.
Дети отождествляют себя со «своими героями», которые олицетворяют сочувствие, сообразительность и отвагу. Они проникают в эти роли и мысленно перенимают чувства и аргументы «своего» сказочного персонажа.
В ролевой игре, в разговоре или во время рисования дети могут испытывать, представлять и выражать эти различные ценности и эмоции в зависимости от своего возраста. Смысл сказок ясен: проблемы и конфликты есть, но их можно преодолеть. Этот позитивный с точки зрения содержания ход сказки создает жизнерадостное настроение, в которое дети с удовольствием погружаются и которое сопровождает их в дальнейшей жизни. Маленькие слушатели воспринимают истории всеми своими чувствами, переживают их в игровой форме и интегрируют в повседневную жизнь.
Что сказки делают для детей
Ребенку дается возможность определить свою точку зрения при встрече с реальными системами ценностей и духовными вопросами в сказках и рассказах, а также научиться открываться по отношению к другим. Дети в процессе осваивают новые навыки и многому учатся:
- Внимательно слушать рассказчика.
- Отдыхать в процессе чтения.
- Понимать, как проникнуться настроением, чтобы могли возникнуть внутренние образы.
- Воспринимать историю всеми своими чувствами.
- Запоминать сюжет и последовательность действий.
- Наблюдать конфликты и находить им решения.
- Осознавать значение стандартных понятий «Что хорошо, а что плохо?», «Правда и ложь», «Мир и раздор», «Любовь и помощь», «Щедрость и жадность» и т.д.
- Сознательно проигрывать поведение сказочных персонажей в ролевой игре.
- Видеть примеры таких чувств, как радость, печаль, гнев или злость.
- Осознавать, как важно исправлять ошибки.
- Различать разные модели поведения и расширять словарный запас.
В процессе слушания может заниматься ещё чем-то. Например, лепить, рисовать, складывать пазлы. Для этого на помощь приходят аудиосказки.
Разве сказки часто не жестоки
В некоторых семьях народные сказки не рассказывались, потому что родители хотели защитить детей от жестокости. Но когда взрослые уклоняются от «плохих сказок», то как бы отказываются от самих себя, потому что народные истории – важная часть культуры. Они тоже показывают, что добро побеждает. Это стимул бороться за свою мораль, искать хорошее в мире.
В сказках, где есть жестокость, «хорошо» то, что «враги» просто падают замертво. Насилие не приукрашивается в народных сказках, оно кратко описано. Необходимо придерживаться этого правила и при рассказывании совершенно любых историй, потому что длинные описания жестокости вредны для детей. Они просто ожидают, что зло не только будет побеждено, но и уничтожено со «смертельным исходом». Порой это единственный способ получить настоящий счастливый конец. Однако, если родители хотят, то могут сочинить свою версию, в которой отрицательный герой исправится и станет добрым.
Но, конечно, какие-то сказки больше других подходят для целостного образования детей.
В центре внимания должны быть пять ценностей:
- правда;
- правильные поступки;
- дружба;
- любовь;
- доброта и великодушие.
Руководствуясь этим списком, можно составить тот список сказок, который подойдёт конкретному ребёнку. Тут важно участие родителей. Однако совсем лишать детей волшебных историй не стоит. Их польза неоспорима. А отсутствие сказок в жизни ребёнка восполнить будет невозможно.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Зачем детям сказки? Вопрос, конечно, интересный. Есть подозрение, что сказки нужны всем, даже взрослым, ведь сказка – это приглашение окунуться в иной мир, встретиться с интересными персонажами, успеть полюбить положительных героев и испытать негодование к отрицательным.
Сказка тем прекраснее, что всегда имеет хороший конец. А это, в свою очередь, дает нам незыблемую уверенность, что добро всегда побеждает зло, что плохие поступки наказуемы, так или иначе, и никогда не нужно опускать руки перед возникшими трудностями в жизни. Но, всё-таки, так ли необходимы детям сказки?
Самыми традиционными являются народные сказки, переходящие из поколения в поколение, но практически оставшиеся без изменений.
Ребенок через сказку проживает фрагменты жизни любимых героев. Таким образом, как бы программируется на определенные поступки в подобных ситуациях в своей жизни.
Через сказку проще и нагляднее объяснить ребенку прописные истины: не обижать слабых, не обманывать, быть добрым и отзывчивым к горестям других, не быть простаком и суметь распознать обман, намерения навредить тебе.
Как бы ни пестрели витрины книжных магазинов изданиями современных авторов, не следует лениться отыскать для самых юных слушателей именно народные сказки, сказки классиков русской литературы, не обходить стороной и сказки народов мира. Тем более, эти книги переиздаются регулярно, к их оформлению добавляются более яркие иллюстрации.
Слушая сказки, ребенок испытывает наслаждение, это такой себе вид развлечения, кроме этого сказка заставляет ребенка думать, подключать воображение и фантазию. При этом в сказке отсутствует прямое нравоучение, сказка учит, но не навязчиво.
Для старших деток можно регулярно использовать такую игру: читаем сказку, останавливаемся перед развязкой и предлагаем ребенку самому придумать концовку.
Играть таким образом с одной и той же сказкой можно сколько угодно раз, пока не иссякнет интерес ребенка к процессу. Этот метод широко используется в сказкотерапии, кроме этого часто психологи рекомендуют дать ребенку возможность самому придумать сказку, в которой герои подчас могут совершать весьма нелогичные, где-то неправильные, по мнению родителей, поступки.
С какого возраста читать ребенку сказки?
Можно начинать читать ребенку сказки еще в утробе матери. После выписки из роддома приступать к чтению можно сразу, как только будет налажен быт с появлением нового члена семьи, примерно с двухнедельного возраста.
Кроме сказок можно петь ребенку колыбельные. Ребенок сразу их полюбит и с взрослением родители начнут замечать по реакции малыша момент, когда ребенок начнет их узнавать по первым звукам.
Читаем сказку в сотый раз…
Родители, практикующие чтение сказки на ночь, вероятно уже столкнулись с таким явлением, как требование ребенка читать одну и ту же сказку много вечеров подряд. При этом никакие уговоры, заманивание более яркими иллюстрациями других книг, почему-то не помогают, ребенок упорствует и требует только одну книгу.
С чем это связано и нужно ли с этим бороться?
Психологи объясняют это двумя факторами. Во-первых, мозг ребенка устроен так, что сначала информацию он запоминает, выучивает на память, а потом уже приходит понимание, осознание этой информации. Как правило, сказка содержит цепочку событий, при этом нам, взрослым, кажется, что в книге всё доступно изложено. Но в реальности ребенку трудно переваривать всю сказку целиком за однократное прослушивание, поэтому есть потребность слушать ее и слушать.
Кроме этого, у ребенка есть потребность в стабильности, в ритуалах. Сказку он уже прослушал, концовку ее помнит, и, тем самым, у ребенка возникает чувство уверенности, защите, он себя как бы обезопасил от неожиданных событий. И, конечно же, с этим бороться не нужно, а скорее наоборот, всеми действиями поддерживать у ребенка привязанность к конкретной сказке.
Обсуждение прочитанной сказки
Не следует забывать о необходимости обсуждать прочитанную сказку. Даже если складывается впечатление, что ребенку всё понятно, лучше обсудить сказку лишний раз, убедившись, что ребенок всё понял правильно, не исказил отношение к поступкам героев, сумел разобраться, где поступили правильно, а что – пример негативных поступков. Через обсуждение можно выявить скрытые страхи ребенка перед некоторыми персонажами из сказки или же из обыденной жизни ребенка.
Правильно выбираем ребенку сказки
Сказку необходимо подбирать в зависимости от возраста ребенка, возможных особенностей психологического развития.
С двухлетнего возраста дети отдают предпочтение сказкам с циклически повторяющимися событиями, как, например, в сказках «Теремок», «Колобок», «Репка». Лучше всего усваиваются сказки с персонажами животных, ребенок любит повторять звуки, имитирующие персонажи сказки.
С двух до пяти лет у ребенка активно развивается способность к фантазии. В этот период благоприятно использовать игру, о которой упоминалось выше – ребенок сам придумывает концовку сказки. В этот период следует ребенку покупать сказки о волшебстве, которые обязательно придутся ему по душе.
С пяти до семи лет, как правило, ребенку интересны сказки с динамичным сюжетом, приключенческая литература. В этом возрасте следует интересоваться у самого ребенка его предпочтениями в литературе, выбирать ему героев близких по душе, не нужно навязывать свои предпочтения.
Даже после освоения ребенком навыков самостоятельного чтения, не следует отказывать ребенку в чтении перед сном. Ведь иногда любопытство ребенка сильнее, чем скорость чтения. А отказ может навредить и отбить у ребенка интерес к книжкам надолго.
Ребёнок, регулярно слушающий или читающий сказки, вырастает более зрелым, наполненным чувственно, эмоционально, всесторонне развитым. Где-то даже более уверенным в себе, четко различающим границу добра и зла, что в будущем помогает ему выстраивать полноценные взаимоотношения с окружающими.
Детство – благодатная почва для посевов родительского внимания. Добрых сказок вам и вашим детям!
В статье использованы рисунки В. Сутеева (как приятная ностальгия по детству)
(Visited 10 235 times, 1 visits today)
Есть ли польза от чтения детям сказок?
В 2016 году ученые из Англии и Португалии выяснили, что первая в истории сказка была сочинена 6 тысяч лет назад. Она называлась «Кузнец и черт» и рассказывала о кузнеце, который заключил сделку с дьяволом и получил умение соединять любые материалы. Впоследствии разные народы мира сочинили тысячи сказок, которые сегодня родители читают своим детям перед сном. Но задумывались ли вы о том, зачем детям нужны сказочные рассказы? Считается, что благодаря таким историям дети легче понимают разницу между добром и злом, а также готовятся к различным жизненным ситуациям. И это чистая правда — сказки играют важную роль в воспитании ребенка. Но недавно ученые провели эксперимент и выяснили, что сказочные истории также могут влиять на эмоциональное состояние детей и помогать им легче справляться со стрессом.
Ученые доказали, что детям полезно читать сказки
Зачем нужны сказки?
В первую очередь сказки используются родителями в воспитательных целях. Многую информацию дети лучше воспринимают в виде рассказов, а не через взрослую речь. Именно поэтому некоторые матери и отцы сочиняют рассказы с целью приучить детей полезным привычкам. Например, чтобы приучить ребенка всегда доедать кашу, можно рассказать ему о «тарелке, которая очень любила, когда кто-то доедал из нее еду». Сочинение таких историй не требует большой фантазии но они явно прививают детям хорошие ценности. Также стоит отметить, что в сочинении сказок могут участвовать и дети, что развивает их ум и позволяет сблизиться с матерью и отцом.
Кадр из мультфильма «Монстры на каникулах»
Во время прослушивания сказки у детей включается воображение и они будто бы уходят от реальности и не замечают происходящие вокруг события. Считается, что пребывание внутри своих фантазий помогает расширить кругозор и больше понять свой внутренний мир. И все это происходит неосознанно — каждый ребенок воспринимает сказку просто как приятное путешествие и даже не представляет, какие большие изменения происходят внутри него во время прослушивания. Происходящие внутри человека процессы сказываются на его самочувствии, поэтому недавно ученые решили выяснить, как сказки могут влиять на физиологическое состояние детей.
Читайте также: Являются ли сны продолжением реальности?
Польза сказок для здоровья
Чтобы узнать больше о влиянии сказок на детей, бразильские ученые провели эксперимент с участием 81 пациента из детского отделения интенсивной терапии. Они были разделены на две группы: дети из первой группы во время пребывания в больнице слушала сказки, а участники второй — разгадывали с сотрудниками загадки. За одну минуту до и после общения с сотрудниками больницы у детей брались образцы слюны, чтобы оценить уровень гормона гормона любви и доверия (окситоцин) и стресса (кортизол). Также после прослушивания сказок и решения загадок детям показывались карточки с изображением врача медсестры, лекарства и так далее, чтобы выяснить их отношение к ним.
Карточки, которые демонстрировались детям
В результате ученые выяснили, что сказки и загадки увеличивают уровень окситоцина и уменьшают концентрацию кортизола, то есть дети становятся более доверчивыми и спокойными. Однако, после сказок этот эффект заметен больше всего. Во время демонстрации упомянутых выше карточек исследователи заметили, что слушавшие сказки дети мыслят позитивнее остальных. При показе карточки с доктором они называли его «человеком», который помогает им вылечиться», в то время как остальные считали его «человеком, который дает противные лекарства». Дети из первой группы считали больницу местом для выздоровления, а остальные — местом, куда попадают больные люди. В общем, сказки явно сделали детей менее подверженными стрессу, что должно хорошо повлиять на их здоровье. Подробнее обо всем этом было рассказано в научном журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Научно доказано: сказки делают детей счастливее
Целительный эффект сказок ученые связывают с тем, что во время их прослушивания дети отвлекаются от больничной среды и связанных с ней переживаний. В результате увеличения уровня окситоцина и уменьшения уровня кортизола дети испытывают меньше стресса и смотрят на пребывание в больнице с позитивной стороны — как на место, где они могут скорее выздороветь. В конечном итоге ученые пришли к выводу, что сказки являются отличным способом уменьшить уровень стресса у детей, который может отвлечь от семейных проблем, дискомфорта от пребывания в детском саду и так далее.
Ссылки на интересные статьи, смешные мемы и много другой интересной информации можно найти на нашем телеграм-канале. Подпишитесь!
Под конец хочу напомнить, что на нашем сайте много статей про особенности детского поведения. Например, недавно моя коллега Любовь Соковикова рассказала, почему дети воспринимают голосовых помощников вроде Google Assistant и Siri как настоящих людей. А в прошлом году я рассказывал, почему дети интересуются динозаврами — вот ссылка.
Для отправки комментария вы должны или