Plan
- 1 Почему о подвиге Ермака Тимофеевича люди сложили легенду чем это произведение напоминает сказку?
- 2 Какое настоящее имя Ермака?
- 3 Кто жил в Сибири до Ермака?
- 4 Где находится могила Ермака?
- 5 Кто такой Ермак биография?
- 6 Что подарил Иван Грозный Ермаку?
- 7 Каким показан Иван Грозный в Песне о купце Калашникове?
- 8 Каким был царь Иван Грозный?
Почему о подвиге Ермака Тимофеевича люди сложили легенду чем это произведение напоминает сказку?
Поэтому, люди сложили об этом казаке-герое легенду. Это произведение напоминает сказку, потому что стиль повествования похож на сказочный; завоевание Сибири происходит как по велению волшебной палочки (без крови, без описания сражений);сам царь Иван ведёт себя так, как сказочные цари (занемог, не пьёт — не ест).
Какое настоящее имя Ермака каким он был атаманом?
«Сибирская летопись» 1907 года открыла фамилию, которую носил Ермак – Аленин. Таким образом, настоящее имя землепроходца звучит как Василий Тимофеевич Аленин.
Какое настоящее имя Ермака?
Тимофей Аленин
В чем состояло историческое значение похода Ермака?
Поход Ермака в Сибирь имел большое значение. Разгром царства Кучума открыл путь для переселения русских людей за Уральские горы. В Сибирь пошли казаки, крестьяне, ремесленники и построили там крепости – города Тюмень и Тобольск. Они способствовали экономическому и культурному развитию края.
Кто жил в Сибири до Ермака?
До прихода русских князцы южных угров были вассалами Кучума. На юге Западной Сибири в лесостепи и в горах Алтая и Западных Саян жили тюрки. Преобладали сибирские татары (ок. 30 тысяч), заселявшие лесостепь и прилежащую тайгу.
Куда дошел Ермак?
Здесь произошли первые стычки с отрядами татар. Как только сошел лед, то есть весной 1582 года, отряд казаков добрался до реки Тура, где вновь разбили высланным им навстречу войска. Наконец Ермак дошел до реки Иртыш, где отряд казаков захватил главный город ханства – Сибирь (ныне Кашлык).
Где находится могила Ермака?
Археологи из Тюменской области нашли первые подтверждения легенды о месте захоронения казачьего атамана Ермака. Они обнаружили возвышенность с сохранившейся пашней возле леса в районе населенного пункта Бегишевское, где, согласно преданиям, и был похоронен завоеватель Сибири.
В каком году родился Ермак Тимофеевич?
1532 г.
Кто такой Ермак биография?
Андрій Борисович Єрмак; род. 21 ноября 1971, Киев, УССР, СССР) — украинский государственный и политический деятель, юрист, кинопродюсер. Руководитель Офиса президента Украины с 11 февраля 2020 года). Член СНБО с 12 февраля 2020 года.
В каком году родился Ермак?
Что подарил Иван Грозный Ермаку?
Ермак отправил специальное посольство с атаманом Иваном Кольцо. Среди подарков, которые достались Ермаку, как говорится в некоторых источниках, были и две кольчуги. Считается, что одна из них принадлежала князю Петру Ивановичу Шуйскому, герою Казанского похода 1550 года.
Каким предстаёт в песне Царь Иван Васильевич Грозный?
Царь Иван IV-автор характеризует царя,как символ власти тех времён. Властолюбивый,умный,но не уделяющий внимания проблемам простого народа. Окружив себя любимцами,царь далёк он людей,он не знает чем живёт народ. Царь уважает честность,он обещает заботиться о семье купца,но он не выясняет причин трагедии.
Каким показан Иван Грозный в Песне о купце Калашникове?
На высокое место лобное, Сложи свою буйную головушку. Таким образом, в поэме «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» изображен противоречивый образ русского царя: с одной стороны – веселого и щедрого, а с другой – жестокого и коварного.
В каком соборе произошло венчание Ивана IV на царство?
Шестнадцатого января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось венчание на царство первого русского царя Ивана IV Васильевича, позднее прозванным Грозным.
Каким был царь Иван Грозный?
Ива́н IV Васи́льевич, прозванный Гро́зным (впервые — в «Истории Российской» Татищева), в постриге — Иона (25 августа 1530, село Коломенское под Москвой — 18 (28) марта 1584, Москва) — государь, великий князь московский и всея Руси с 1533 года, первый венчаный царь всея Руси (с 1547 года; кроме 1575—1576, когда «великим …
Комментарии преподавателя
Произведения фольклора. Сказки, легенды, былины, героические песни.
Легенда о покорении Сибири Ермаком.
Легенда – это жанр народных и литературных (авторских) произведений, в основе которых лежат случаи из жизни или исторические события.
Будем изучать легенды, в основе которых также лежат действительные события, происходившие с людьми, или исторические факты.
Введение
http://mypresentation.ru/documents/7ac31004cdcd60935a9db0cf5b7e20f3/img13.jpg
Картина В.И. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком» показывает нам решающую битву, произошедшую в 1581 году между отрядами Ермака и Кучума. На данном полотне мы видим, как казаки во главе с Ермаком теснят татар. Сам Ермак изображен среди остальных воинов ничем неприметный, только подняв руку, указывая направление для наступления.
http://v.900igr.net:10/datas/istorija/Pokorenie-sibiri-Ermakom/0021-021-Pokorenie-sibiri-Ermakom.jpg
Легена начинается с того, что Царю Ивану не давали покой земли находящиеся за Уралом, которые были насыщены большими богатствами. Знал он, что те земли Сибирью называют и обладают они всяким добром, да вот только далеко эти богатства от его царства. Много ночей и дней не спал царь Иван, все думал, как этими землями овладеть.
http://ybobra.ru/uploads/url/4949.jpg/Vasnetsov_Ioann_4.jpg
Царю помог его бедный слуга, обыкновенный мужик из крестьянского рода. Подходит к Царю, слуга из крестьян и спрашивает: «Может, чем помогу я тебе?». И пошел после мужик за Ермаком. Вскоре он находит семью Ермака и передает ему просьбу Царскую от батюшки Ивана. Сослужи-ка ты царю службу верную та добрую. За Уралом богатые земли лежат, ты пойди на ту землю, та разведай, поймай хана Кучума, а людей его подчини и к царской службе приучи.
О покорении Сибири Ермаком нам говорится с гордостью, с уважением к великому Ермаку и его делам. Ермак представляется нам как крепкого телосложения мужик с сильным духом победителя. К его личным качествам относятся такие черты как доблесть, доброта, упорство и благородство. В основном он представлен нам в булатных латах в шлеме и с богатырским мечем. Именно так мы и видим Ермака во время покорения Сибири. Также мы видим в нем патриотизм, так как он называет Русь «святой», а главная его награда это благословение отчизны. Кроме патриотизма героя мы еще видим смысл в его жизни, это подтверждается такими строками «а мы — не праздно в мире жили!».
В те далекие времена, татарские войска считались очень хорошими и непобедимыми. На протяжении большого времени татарские воины не знали поражений и покорить их было практически невозможно. Вопреки всем слухам о непобедимом хане и его войске, Ермак разбил последнего.
Это легенда своей манерой повествования очень похожа на сказку, а само завоевание Сибири проходит как по волшебству. Да и само поведение царя Ивана описано как у сказочного персонажа (сказочного царя). Хотя это легенда основывается на реальных событиях, нам она преподносится как сказка. Сам герой действительно существовал и возможно обладал теми чертами, которые мы увидели в строках легенды.
Чтение легенды с комментариями
1. Что беспокоило Ивана-царя? Прочитайте.
«Услышал царь Иван, что за Уралом лежит земля богаче его… всё думу думал, как это царство хана покорить».
2. Кто помог царю найти Ермака Тимофеевича? Найдите ответ в тексте.
Царю помог один его бедный слуга из крестьян, обыкновенный мужик.
с. 23: « Подходит к царю один его бедный слуга из крестьян и спрашивает: «Может, помогу я тебе?» с. 24: «Отправил царь Иван мужика в добрый путь… Исходил мужик все реки и горы Урала. Вскоре он нашёл семью Ермака и передал ему просьбу царя Ивана».
3. С какой просьбой обратился царь к Ермаку? Прочитайте.
с. 25: «Сослужи мне службу добрую. За Уралом богатые земли лежат, ты пройди ту землю, поймав хана Кучума, а людей его под власть Руси приведи».
4. Как в легенде описано покорение Ермаком Сибири?
Покорение Ермаком Сибири описано с гордостью, с уважением к самому Ермаку и к его делам.
5. Каким представляете Ермака Тимофеевича? Расскажите.
Ермак представляется сильным духом и крепким по телосложению донским казаком. Суровый взгляд, тяжёлая рука, острый ум. Одет з латы булатные, на голове — шлем, в руках — меч. Так выглядел Ермак во время завоевания Сибири. А как выглядел Ермак в мирной жизни, можно посмотреть на иллюстрации с. 24.
6. Почему о подвиге Ермака Тимофеевича люди сложили легенду? Чем это произведение напоминает сказку?
Татарские ханы и татарское войско в то время считались непобедимыми. Выносливые, жестокие воины-татары не знали поражений. Победить их, тем более, покорить татар было невозможно. Однако Ермаку это удалось. Поэтому, люди сложили об этом казаке-герое легенду.
Это произведение напоминает сказку, потому что стиль повествования похож на сказочный; завоевание Сибири происходит как по велению волшебной палочки (без крови, без описания сражений);сам царь Иван ведёт себя так, как сказочные цари (занемог, не пьёт — не ест).
Итоги
Познакомились с легендой о покорении Сибири Ермаком. Учились делить текст на смысловые части, составлять план; пересказывать подробно и кратко отдельные эпизоды; выражать свою точку зрения о прочитанном произведении; рассказывать о герое и его поступках, понимать позицию автора;
ИСТОЧНИК
http://www.lang-lit.ru/2014/10/legenda-oermake.html
http://vsedz.ru/content/legenda-o-pokorenii-sibiri-ermakom
http://antiquehistory.ru/ermak-kratko-o-zavoevatele-sibiri/
Легенда
о покорении Сибири Ермаком.
Цель:
познакомить с легендой о покорении Сибири Ермаком.
Задачи:
1) повторить
понятие о легенде;
2) уметь
выразительно читать художественный текст;
3) уметь
внимательно слушать чтение художественного произведения;
4) уметь
грамотно высказывать собственные впечатления от прочитанного.
Оборудование:
учебник литературного чтения 4 класс 1 часть Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова;
презентация.
Ход
урока.
I.
Организационный момент.
— Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке
литературного чтения мы продолжим работать над жанром фольклора – легендой.
II.
Сообщение темы урока.
— Кто мне напомнит, что такое легенда?
(Легенда – это произведение фольклора. В легенде
повествуется о каком-либо историческом событии в сказочной форме.
— Сейчас вы по окружающему миру проходите
Древнюю Русь Х век, а мы с вами поговорим о событиях, которые происходили через
500 лет, о XVI веке.
— В XVI
веке Русью правил царь Иван IV
или как его называли в народе, Иван Грозный. Он попросил Ермака Тимофеевича
завоевать очень большое Сибирское ханство, которым правил хан Кучум.
— Сегодня мы с вами познакомимся с
легендой, называется она «Легенда о покорении Сибири Ермаком».
III.
Подготовка к первичному восприятию.
— Кто мне скажет кто такой царь Иван?
(Иоанн IV
Васильевич (1530-1584), прозванный грозным,- первый русский царь).
— А кто такой Кучум?
(Хан Сибирского ханства (царства).
IV.
Первичное восприятие.
— Сейчас я прочитаю вам легенду, а вы послушаете.
V.
Проверка первичного восприятия.
— Какую землю хотел присоединить к Руси
царь Иван?
— Какое второе имя царю Ивану дал народ?
— Где искали Ермака слуги царя?
— С каким ханом сражался Ермак?
— Кем был бедный слуга?
— Где жила семья Ермака?
VI.
Вторичное чтение с установкой.
— Прочитайте про себя произведение еще раз
в учебнике на стр. 26 и подумайте почему о подвиге Ермака Тимофеевича люди
сложили легенду?
VII.
Анализ (выборочное чтение).
— Что беспокоило царя Ивана? Прочитайте.
— Кто помог царю найти Ермака Тимофеевича?
Найдите ответ в тексте и прочитайте.
— С какой просьбой обратился царь к
Ермаку? Прочитайте.
— Как в легенде описано покорение Ермаком
Сибири? Прочитайте.
— Каким представляете Ермака Тимофеевича?
— Чем это произведение напоминает сказку?
А чем отличается?
VIII.
Чтение легенды по ролям.
— Давайте прочитаем легенду по ролям.
IX.
Обобщающая беседа.
— О чем же эта легенда?
— Чем легенда отличается от сказки?
— Для чего, как вы думаете, люди создавали
легенды?
— О каком историческом событии повествует
эта легенда?
X.
Резерв – работа в ТПО.
Ответы на вопросы учебника «Литература» 8 класс, 1 часть, Коровина, страницы 19-20
Тема «Предания»
Размышляем о прочитанном
1. Какой из текстов преданий вам показался более интересным? Почему? Какими народ представляет себе Пугачёва и Ермака?
Более интересным был текст предания «О покорении Сибири Ермаком», потому что он напоминает сказку.
Народ представляет Пугачёва и Ермака героями, богатырями, честными и справедливыми, заступниками и защитниками.
2. Что в прочитанных преданиях можно считать отголосками реальных исторических событий, а что — народной фантазией?
«О Пугачёве». Отголосками событий были: история Петра III, поимка Пугачёва. Фантазией — рассказ о поступке Екатерины и воцарении Петра.
«О покорении Сибири». Реальна история посыла казаков в Сибирь и их битвы с ханом, фантазия — болезнь царя от дум, поиски Ермака, подробности битвы с Кучумом.
3. Уверены ли рассказчики, что говорят правду? Подтвердите свой ответ цитатами из текста преданий.
В предании «О Пугачёве» рассказчик говорит, что герой «женился из нашего посёлка», и в конце убеждает, что «всё точно было», то есть верит в то, о чём говорит.
Предание «О покорении Сибири» читается как сказка и рассказчик это подчёркивает. Он не верит, что описанное происходило именно так. На это указывают явные гиперболы: «кого молния не ударит и гром не оглушит», «всех птиц на Дону повидали», «борода по колено выросла» и других.
Обогащаем свою речь
1. Подготовьте пересказ предания «О покорении Сибири Ермаком», включив характерную для этого предания лексику, например: много в ней всякого добра таится, занемог, хвороба, доспехи, завёл разговор, богатства несметные, нехоженная землица лежит, одолел сибирского хана.
Пересказ предания «О покорении Сибири Ермаком»
Услышал царь о земле далёкой, что Сибирью зовётся. Узнал он, что много в той Сибири всякого добра таится. Долго думал царь, как ту землю покорить, только не было у него силы, что покорила бы Кучумово царство. От этих дум занемог царь и заволновались бояре. Стали они спрашивать царя, что за дума тяжёлая на его сердце лежит. Да только знал царь, что ничем бояре ему не помогут, и не отвечал им.
Но пришёл к царю слуга из крестьян и спросил, откуда на батюшку хвороба навалилась. Спросил царь в ответ, есть ли в его царстве кто храбрый да удалый. А слуга назвал имя Ермака Тимофеевича, казака донского.
Встал царь с постели, послал своих слуг на Дон Ермака искать. Весь Дон обыскали слуги, Ермака не нашли. Вновь позвал царь простого слугу, выдал ему разные доспехи, благословил и отправил Ермака искать.
Выехал мужик из Москвы, снял доспехи и пошёл с простым посохом. Долго ходил мужик, борода у него по колено выросла. Дошёл до высоких гор и встретил странника. Поведал тот, что Ермак по Уралу ходит.
Отправился мужик на Урал и нашёл Ермака. Явился Ермак к царю без поклона и в шапке. А царь ему и говорит:
— Разное я про тебя слыхал, да милостив царь. Искупи свою вину. Лежит за Уралом земля нехоженная с богатствами несметными. Излови ты Кучума-хана, а его людей под власть Руси подведи.
И отправился Ермак в чужую землю, куда русская душа не хаживала.
Дошёл он до Тобола, построил лодки, достиг Иртыша. Встретился с Кучумовыми людьми и долго с ними бился. Одолел Ермак Кучума, хотя и много казаков полегло. А самого Кучума казаки убили.
Послал Ермак царю верного казака. Узнал царь, что в Сибирь ворота открыты, стал туда разных людей посылать. Так и появились русские в Сибирской земле.
2. В чём сходство и различие преданий и народных сказок? Покажите это на примерах в процессе пересказа преданий. Объясните слова и введите их в свои рассказы о преданиях:
Сходство: придумал народ, могут происходить чудеса, герои преодолевают трудности, помогают простым людям.
Различия: в преданиях описаны реальные исторические персонажи и указано конкретное место действия. В сказке — выдуманные герои и сказочный мир.
В некоем месте — где-то там.
Убогий — жалкий, бедный.
Хомут — часть сбруи, надеваемая на шею.
Начал поносить брата — ругать.
Бить челом — просить о чём-то.
Полати — лавки.
Челобитная — просьба в письменной форме.
Посул — обещание.
Истец — проситель.
Мзда — откат, взятка, плата за что-то.
Литература и другие виды искусства
1. Так ли вы представляли себе эпизод покорения Сибири, как его изобразил художник Суриков на картине «Покорение Сибири Ермаком»? Подготовьте устное описание изображённого на картине. Расскажите о своём впечатлении от картины, чем оно создаётся? Охарактеризуйте образу Ермака и его сподвижников.
Я иначе представляла себе сцену битвы на Иртыше. Я не думала, что всё было так страшно, что люди толпами шли друг на друга.
На картине мы видим две группы людей, мало похожие на организованные армии. Слева под флагами с ликом Божьим казаки Ермака, справа — неистовая орда татар Кучума.
Мы видим, что русские лучше вооружены, они имеют огнестрельное оружие, а татары вооружены только луками и мечами. Но их очень много и на крутом берегу скачут ещё сотни всадников.
Однако русские казаки не смущаются этим преимуществом. Они смело атакуют и побеждают. Это суровые, немолодые воины, которые знают, на что идут.
От этой картины меня бросает в дрожь. Слишком правдоподобно художник нарисовал смерть сотен людей, слишком много на ней мелких деталей, делающих картину живой.
Фонохрестоматия
1. Какое впечатление оставила у вас увертюра Римского-Корсакова?
Эта увертюра прекрасно передаёт чувство тревоги. Трубные звуки таинственные, зовущие вдаль.
2. Известно, что предания отражают события давно минувших лет. О каких событиях рассказывается в этом предании? Какие чувства проявились при прослушивании — торжественность, печаль? Что особенно понравилось вам в исполнении Леонида Кулагина?
В этом предании говорится о тех временах, когда Ермак и его казаки покоряли Сибирь.
При прослушивании я чувствовала торжественность и гордость за деяния предков
В чтении актёра мне понравилась печаль, звучащая в голосе царя, говорящего о хворобе. Понравилась мне и гордость в голосе актёра, говорящего о завоевании Сибири и памяти об Ермаке.
3. Какие фрагменты предания вы прочитали бы иначе? Почему?
Я бы иначе прочитала вопросы бояр — со страхом и мольбой. Они боятся царя и переживают о своей судьбе.
Слова слуг о неудаче на Дону я бы тоже читала со страхом — они боятся наказания за неудачу.
4. Какими представляются вам герои предания?
Царь Иван кажется мне строгим, не терпяшим непослушания, но хитрым, умным, умеющим добиваться своей цели.
Ермак кажется гордым, смелым, неукротимым.
Анализ легенды о покорении Сибири Ермаком
Картина В.И. Сурикова Покорение Сибири Ермаком
Рассказ начинается с того что Царю Ивану не давали покой земли находящиеся за Уралом, которые были насыщены большими богатствами. Знал он, что те земли Сибирью называют и обладают они всяким добром, да вот только далеко эти богатства от его царства. Много ночей и дней не спал царь Иван, все думал, как этими землями овладеть.
Царю помог его бедный слуга, обыкновенный мужик из крестьянского рода. Подходит к Царю, слуга из крестьян и спрашивает: «Может, чем помогу я тебе?». И пошел после мужик за Ермаком. Вскоре он находит семью Ермака и передает ему просьбу Царскую от батюшки Ивана. Сослужи-ка ты царю службу верную та добрую. За Уралом богатые земли лежат, ты пойди на ту землю, та разведай, поймай хана Кучума, а людей его подчини и к царской службе приучи.
О покорении Сибири Ермаком нам говорится с гордостью, с уважением к великому Ермаку и его делам. Ермак представляется нам как крепкого телосложения мужик с сильным духом победителя. К его личным качествам относятся такие черты как доблесть, доброта, упорство и благородство. В основном он представлен нам в булатных латах в шлеме и с богатырским мечем. Именно так мы и видим Ермака во время покорения Сибири. Также мы видим в нем патриотизм, так как он называет Русь «святой», а главная его награда это благословение отчизны. Кроме патриотизма героя мы еще видим смысл в его жизни, это подтверждается такими строками «а мы — не праздно в мире жили!».
В те далекие времена, татарские войска считались очень хорошими и не непобедимыми. На протяжении большого времени, татарские воины не знали поражений, и покорить их было практически невозможно. Вопреки всем слухам о не непобедимом хане и его войске, Ермак разбил последнего.
Это легенда своей манерой повествования очень похожа на сказку, а само завоевание Сибири проходит как по волшебству. Да и само поведение царя Ивана описано как у сказочного персонажа (сказочного царя). Хотя это легенда основывается на реальных событиях, нам она преподносится как сказка. Сам герой действительно существовал и возможно обладал теми чертами, которые мы увидели в строках легенды.
Описание картины
Картина В.И. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком» показывает нам решающую битву, произошедшую в 1581 году между отрядами Ермака и Кучума. На данном полотне мы видим, как казаки во главе с Ермаком тиснят татар. Сам Ермак изображен среди остальных воинов ничем неприметный, только подняв руку, указывая направление для наступления.
-
Чирикать -
Лайкнуть -
VK Рассказать -
ОК Поделиться