(312 слов) В романе И. Гончарова «Обломов» герой вынужден выбирать между двумя женщинами: Ольгой и Агафьей. Молодая дворянка, конечно, завораживает его своим очарованием и задором, она искренне желает помочь ему исправиться, но Илья Ильич все равно выбирает ограниченную и не столь блестящую Агафью Пшеницыну. Многих читателей интересует справедливый вопрос: почему?
Я считаю, что причина столь необычного выбора кроется в самом Обломове и его образе жизни. Он находит счастье в комфорте: в обильной и вкусной пище, в покое и лености, мягкой постели и близости родного человека. Все попытки Ольги навязать ему иные ценности только испугали привыкшего к обломовщине героя, он побоялся этого брака, где ему придется регулярно притворятся и тянуться к уровню, который нужен его супруге. Ему куда проще было согласиться на тот брак, где его капризам безоговорочно потакали, а не он был вынужден потакать чужим. Это удобное эгоистическое решение, свойственное Илье Ильичу, который во всем своем окружении искал тех людей, которые согласны были бы исполнять за него все неудобные и нежелательные обязанности. Эту роль охотно взяла на себя работящая женщина Агафья, для которой беспомощный и инфантильный супруг стал желанным и горячо любимым ребенком.
Другая причина кроется в самой Ольге и природе ее любви. Эта женщина хотела переделать Обломова, она любила в нем только свои усилия. Ее интересовал воображаемый Обломов, которого она сделает из того, что было. Ей хотелось стать героиней и найти в муже призвание, которое возвысит ее над окружением. Она хотела потягаться с обломовщиной и победить ее. Но хотела ли она счастья для Ильи Ильича? В ее понимании — да, но в его — вряд ли. Это слишком разные люди, которым не суждено быть вместе для их же блага.
Таким образом, Обломов предпочел Ольге Агафью, потому что сам хотел жить по сценарию трудолюбивой и ограниченной хозяйством мещанки, а не по лекалам претенциозной молодой дворянки, которая предъявляла жениху завышенные требования. Герой хотел счастья, но того, которое сам выбрал, а не иллюзии, выбранной Ольгой Ильинской за него.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
(402 слова) У героя произведения Ивана Александровича Гончарова «Обломов» — Ильи Ильича были взаимоотношения с двумя женщинами, которые являются полной противоположностью друг другу. Его первые романтические отношения были с Ольгой Ильинской. Это молодая девушка, которая сразу привлекла внимание Обломова, он влюбился в неё. Их отношения были яркими, эмоциональными, но недолгими, так как эти люди совершенно не подходили друг другу. Амбициозная Ольга всеми силами пыталась изменить образ жизни Обломова, она хотела, чтобы тот избавился от своей привычной лени и апатии. Им пришлось расстаться именно из-за того, что ни Ольга, ни Илья не желали меняться ради любимого человека. Разрыв этих отношений тяжело переживали оба, но справиться с эмоциями Обломову помогла вторая женщина в его жизни – Агафья Пшеницына.
Агафья, в отличие от Ольги, была обычной хозяйственной женщиной, которая следила за порядком в доме, в котором жил Обломов. Они были знакомы ещё во время отношений Ильи и Ольги, но после их расставания Обломов сильно заболел, а ухаживала за ним как раз Агафья. Она не отличалась красотой и утончёнными чертами лица, но она обладала чистой душой и такими важными качествами, как забота, любовь и доброта. Она была влюблена в Обломова, он также испытывал к ней тёплые чувства, а в дальнейшем они поженились, и у них появился сын – Андрей. Их жизнь была похожа на воплощение идеала Ильи Ильича — мирного, сытого и ленивого существования под душной опекой любящего человека.
Иногда в отношениях кто-то любит, а кто-то позволяет себя любить, в первом случае любил Обломов, во втором – любили его. Агафья ближе Обломову не только из-за искренней любви к нему, в первую очередь она любила его именно таким, какой он есть, она не пыталась его изменить, конкретно это устраивало Илью Ильича. Агафья создала вокруг него комфортную обстановку, окружила его заботой, взяла ответственность за его хозяйство на себя – это устраивало их обоих. Жизнь с Агафьей напоминала Обломову его родное село «Обломовка», то есть он снова чувствовал себя защищённым, он снова жил в удобном и комфортном мирке, в котором его никто не мог потревожить. После эмоциональных взаимоотношений с Ольгой он очутился в некой «спокойной, тихой гавани» и в своей привычной обстановке, которая его устраивала.
Тихая материнская любовь Агафьи оказалась ближе большому ребенку Обломову, потому что она была более естественна для них обоих. Страсть к Ольге была незрелой попыткой мальчика приобщиться к любви, а зрелой и самостоятельной девушке нужны были соответствующие отношения — серьезные. Поэтому жизнь все расставила по местам: Ильинская стала Штольц, а Илья погрузился в теплые объятия Агафьи и не разжимал рук до самой своей смерти.
Автор: Анастасия Бурмистрова
- Сочинения
- По литературе
- Гончаров
- Почему Обломов предпочел Агафью Пшеницыну
Сочинение Почему Обломов предпочел Агафью Пшеницыну
Вероятно, в жизни каждого человека бывают периоды, которые требуют ответственного выбора и решения. Помимо этого, в такой период нередко нужно проявлять усилия.
Возможно, мы могли бы называть подобное сантиметром шанса, который предоставляется довольно редко. Наверное, у каждого есть более-менее предначертанный жизненный путь, который определяет размеренное существование без усилий. Наряду с этим есть возможность поменяться, стать лучше, преобразиться, только для этого нужно вести себя по-другому, преодолевать себя и обстоятельства.
На мой взгляд (быть может, он покажется слишком примитивным) Илья Ильич Обломов имел судьбу размеренного барина, как уготованную ему. Во-первых, сам склад характера благоволил к этому, во-вторых: условия и воспитание. Обломову во многом было уготовано трепетно относиться к действительности и лежать на диване, забываясь в полудреме.
Безусловно, этот герой в некоторой степени олицетворяет народ и его мировосприятие, но речь сейчас не об этом, мы рассматриваем Обломова как простого человека в рамках его собственной судьбы. В таком варианте Пшеницына была как бы уготована ему судьбой. Наверное психологи даже сказали бы, что такие во многом инфантильные люди ищут образ матери в партнере и склоняются к таким отношениям, где женщина проявляет заботу.
Ильинская для Обломова была тем самым сантиметром шанса, для которого нужно было стараться. Она представляла собой нечто новое и преображающее. Этот факт проявлялся во всем, даже в знакомстве, когда Ольга привлекла его чудесным пением, как бы возвысила его душу до новых пределов.
Только вот для Ильинской Обломову нужно было менять и себя, он вырывает терновый куст, он совершает поступки. Такое поведение выходит за рамки его привычного существования, он терпит перемены. При этом оказывается в поле совершенной незащищенности и неизвестности, ступая на путь любви с Ильинской, он во многом ступает в пространство ужасной бездны, которая может и возвысить и поглотить.
Даже было бы вернее сказать о том, что он оказывается как бы в открытом море. Однако Обломов выбирает свою тихую гавань. Он отказывается от притязаний на свободную, но более опасную жизнь (условия сделки практически всегда таковы) он выбирает комфорт и спокойное существование, но при этом будет томиться от банальной невзрачности повседневности.
Также читают:
Картинка к сочинению Почему Обломов предпочел Агафью Пшеницыну
Популярные сегодня темы
- Сочинение Моя семья (все классы)
Семья у меня большая – бабушка, мама, папа, я и две моих сестренки. Вы, наверное, заметили, что первой в этом семейном списке я назвал бабушку? А знаете почему? Потому что она в нашей семье самая главная!
- Сочинение Челябинск — мой любимый город
Город под названием Челябинск расположен на Южном Урале на территории России и был основан в 1736 году. В Челябинске преобладает континентальный климат. Зимой здесь достаточно холодно
- Сочинение по картине Обоз чумаков Айвазовского (описание)
Большая часть любителей художественного искусства быстро отличат картины Айвазовского по изображенному на них морю. Но в творчестве художника есть полотна, на которых он с таким же мастерством изображает природу Украины.
- Сочинение Почему не все мечты сбываются?
Мечты в жизни человека имеют огромное значение, ведь они определяют его дорогу в жизни, указывая, в каком направлении нужно идти. Один из главнейших вопросов, почему у одних людей сбываются мечты
- Анализ произведения Антоновские яблоки Бунина
Ностальгический рассказ Бунина описывает быт русской деревни глазами помещика. В определенной степени именно усадьбы, подобные таким, которые описываются в рассказе и являлись своеобразными хранителями традиций русской культуры
- Сочинения
- По литературе
- Гончаров
- Почему Обломов предпочел Агафью Пшеницыну Ольге Ильинской
Почему Обломов предпочел Агафью Пшеницыну Ольге Ильинской
Обломов – человек, который привык приспосабливаться к действительности наиболее удобным способом, он не проявляет стараний как таковых, он всю жизнь живет, как говорится, на готовом. Даже, когда он вдохновляется Ильинской, то его усилия во многом кажутся только фарсом. Да, терновый куст в чем-то символ пробудившегося в этом человеке преобразователя.
Тем не менее, подобные потуги напоминают мне частые истории многих современных людей, в том числе и подростков, которые учатся в школе. Многие из них решают заняться собой, основываясь тоже зачастую на каком-то стимуле, пропаганде ЗОЖ или побуждениях половых гормонов. Они меняют досуг за компьютером на тренажерный зал, будто бы превращаясь в человека, но, по сути, остаются прежними.
Речь ведь не о том, чтобы выполнить какие-либо формальные действия, а про внутренние преобразования, которые нужны в характере. Тут, кстати, мне также вспоминается история Радиона Раскольникова, который пошел вообще на самые крайние действия, а в итоге понял, что ничего в его характере не преобразовано, да и сам он остался как прежде и более того погубил себя. Также и этот куст у Обломова, он только внешний, но в характере никаких преобразований.
Поэтому герой Гончарова и выбирает наиболее удобный и выгодный для него вариант. Как ни странно, но Ольга для него не выгодна, так как заставляет работать над чем-то действительно серьезным, она является тем человеком, который способен преобразовать характер и она не дает простой, «домашней» любви, которую предлагает Пшеницына. Ильинская дает любовь поэтическую, такую, которая не рождается, а создается, над которой нужно непрестанно работать, и за которой нужно трепетать, как за цветком.
Способен ли на такое Обломов? Видимо, не способен, он способен ломать кусты и заводить новые привычки, но только внешние. Штольц тоже на такое не способен, но он просто является более выдержанным человеком, который просто будет стараться действовать в каждой ситуации прочно и надежно и поэтому является отличным фоном для Ильинской, а для Обломова будет фоном Пшеницына, точнее, опорой, как его любимый диван.
Обломов на самом деле не выбирает Пшеницыну, он выбирает не выбирать и в этом тоже выбор, а в таком варианте ему судьбой уготована только Агафья. Ильинская – его возможность, полет души, но Обломов склоняется к слабости собственной туши и в этой домашне-диванной уютной тиши будет слушать собственный туш.
Почему Обломов предпочел Агафью Пшеницыну Ольге Ильинской
Несколько интересных сочинений
- Сочинение Иванов в рассказе Платонова Возвращение
Основным персонажем произведения является Алексей Алексеевич Иванов, представленный писателем в образе вернувшегося с войны офицера советской армии.
- Сочинение Наташа Ростова — любимая героиня Толстого Война и мир 10 класс
Наташа Ростова одона из центральных героинь романа «Война и мир». Прототипом персонажа стала жена писателя София Толстая и его родственница Татьяна Берс
- Сочинение Почему осторожный человек наступил на сердце Данко, чего он боялся?
Осторожные люди всегда так, типа, как бы чего не вышло! И в их поступках нет особой логики… С другой стороны, они всегда готовы её придумать. То есть объяснить, почему они так поступили. Как, вообще, всё можно объяснить!
- Сочинение Главные герои рассказа Хамелеон (характеристика, Чехов)
Главный герой рассказа – полицейский Очумелов. Именно его автор иронично сравнивает с хамелеоном. Учиненное этим надзирателем расследование преисполнено противоречивыми подходами к оценке ситуации
- Анализ рассказа Бунина Именины
Мир писателя настолько чувствительный, осязаемый, внимательный, слышимый, что на поверхность выходят насущные проблемы, выявляются забытые детали. Небольшой изложенный текст Бунина как раз полон впечатлением героя, гаммой звуков
На чтение 7 мин Просмотров 4.1к.
Обновлено 24 июля, 2020
Краткое сочинение на тему «Обломов и Пшеницына: почему Агафья ближе Илье, чем Ольга? (По роману И. А. Гончарова «Обломов»)» раскрывает суть отношений Ильи Ильича с Агафьей Матвеевной, воссоздавшей для него родную Обломовку.
Роман «Обломов» повествует о тихом мечтателе, который не стремится преуспеть, изменить мир в реальном времени. Все успехи, жизненные планы имеют место только в его сознании.
Главный герой Илья Ильич Обломов стремится к спокойной, мирной деревенской жизни. Эти мечты навеяны воспоминаниями о детстве, которое он провел в родовом имении. Семейную жизнь Обломов представлял текущей капля за каплей в «созерцании природы», она должна состоять из «едва ползущих» явлений. Такое представление вполне соответствовало его апатичной натуре. Рядом с ним в его грезах присутствуют красивая женщина, резвые дети. Они бы все любили друг друга, любовались природой, наслаждались жизнью. К ним приезжали бы друзья, живущие по соседству. Они все вместе пели бы, смеялись, танцевали.
Познакомившись с Ольгой Ильинской, Обломов стал включать ее в мечты об идеальной жизни. Ольга разгадала его мысли. Она призналась, что такая жизнь не для нее. Илья Ильич был готов просить ее руки у тетки, но Ольга поставила ему много условий, которые ему казались невыполнимыми. Девушка пыталась заставить Обломова изменить образ жизни.
Обломов съехал с дачи, где жил все лето по соседству и Ильинскими. Он поселился на Выборгской стороне у вдовы Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Сначала он порывался переехать поближе к Ольге, но день за днем откладывал переезд, не желая лишних хлопот.
Он наблюдал за хозяйкой, которая с первой встречи привлекла его внимание голыми локтями с ямочками. По его мнению, такие локти были достойны графини. Пшеницына была постоянно занята хозяйственными делами. Она целыми днями что-то готовила на кухне, шила, стирала. Она только успевала подносить барину то кофе, то пирог с цыплятами, то водочки на смородиновых листьях. Постепенно Илья Ильич стал отмечать, что «есть в ней что-то такое», несмотря на ее простоту. Ему импонировали ее свежесть и здоровье, умение хозяйствовать.
Обломов еще жил мечтами об Ольге, об их свадьбе. Однажды к нему пришло осознание того, что не будет ни свадьбы, ни любви, так как нет денег. Он понял серьезность шага, появление новых обязанностей, и поэзия отступила на второй план. Вспомнив о поцелуях, о вчерашнем трепете, он с ужасом понял, что все «поблекло, отошло». Он не мог представить, как теперь встретится с Ольгой. На его счастье с Невы сняли мосты, ехать не было возможности, пока река не замерзнет.
Шли дни, Обломов скучал, читал и заходил к хозяйке поболтать. Он немного помогал ей по хозяйству, даже предложил ей почитать книгу, которую прислала Ольга. Агафья Матвеевна по слогам разобрала название и сказала, что сын зимой почитает ей вслух. Илья Ильич привык к своему новому жилью. Ольгины книги лежали непрочитанными. Он много времени проводил с хозяйкиными детьми. Ваня оказался способным мальчиком, Обломов пообещал подарить ему глобус. Маша подшила ему платочек – Илья Ильич был очень растроган.
С хозяйкой он стал проводить больше времени. По движению ее локтей Обломов определял, чем она занята. Он постоянно беседовал с ней. Говорил больше он, она только усмехалась. Оживлялась Агафья Матвеевна только тогда, когда заходила речь о хозяйстве. На остальные темы она отмалчивалась, ее лицо принимало туповатое выражение.
Агафье Матвеевне в отличие от Ольги ничего не нужно было от Обломова. Она принимала его таким, какой он есть. Когда Ольга отвергла его, Обломов долго бродил по городу. Он вернулся домой, Захар раздел его и накинул на него халат. Эта символическая деталь означала возврат к прежней жизни. То, что его выстирала и принесла ему хозяйка, также важная деталь. Агафья Матвеевна – это тот человек, который знает, что нужно Илье Ильичу. Утром пошел снег и засыпал все, что напоминало об Ольге, о былых надеждах, о душевном трепете.
Обломов целый год переживал разрыв с Ольгой, и все время рядом с ним была Агафья Матвеевна. Ночью она сидела у его постели, с утра бежала в церковь, ставила свечу за его здоровье, ругала детей, если они шумели. Она даже похудела от переживаний. Как только Илья Ильич выздоровел, Агафья Матвеевна снова пополнела и хозяйство пошло бодро, как и прежде.
Секрет был в том, что она полюбила своего постояльца. Вся жизнь ее обрела иной смысл, этим смыслом стал Обломов, его «покой и удобство». Ее существование обрело разнообразие, обязанности превратились в наслаждение. Это был настолько естественный процесс, что она сама его не осознавала. Она знала об Обломове все: с какой ноги он встал, какое блюдо он любит, много ли спал, не нужно ли заштопать носки, какое у него настроение. Он не был похож на ее прежнего мужа. Он был барин, добрый, чистоплотный, спокойный. У Агафьи Матвеевны пропадал сон, если он задерживался в гостях или в театре. Она полюбила новую жизнь, и ни за что не хотела бы вернуться к прежней, в которой не было Ильи Ильича.
Обломов не допускал мыслей, что она влюблена в него. Он считал, что у нее просто такой заботливый, хлопотливый характер. Рядом с ней он обрел ту жизнь, о которой непрестанно мечтал лежа на диване в квартире на Гороховой. Он понимал, что бы ни происходило в мире, но его белье будет постирано, на столе будет вкусная еда, в комнате будет прибрано. Так же, как в родной Обломовке, здесь есть «снующие руки», которые накормят, напоят, оденут. Он оказался в комфортном мире, чувствовал себя, как в детстве защищенным. С каждым днем он все больше сближался с Агафьей Матвеевной. О любви к ней он не думал. Это чувство Обломов перенес недавно и вспоминал о нем с какой-то дрожью в душе. Агафья Матвеевна была словно огонь, от которого тепло, но огонь никто не любит.
Обломов подолгу сидел в ее комнате, наблюдал за ее работой. Он шутил с ней, играл с ее детьми. Она не волновала его сердца, не требовала мысли, как это было с Ольгой. Она ни о чем не просила, ни к чему не принуждала, у нее не было никаких требований. В его душе постепенно стихали мечты и стремления. Мысли о том, что время идет, а он так ничего и не сделал, больше не беспокоили. Словно «драгоценное растение» лелеяла его Агафья Матвеевна. Он подвигался к ее огню все ближе и однажды придвинулся очень близко. Их отношения перешли на другой уровень, у них родился сын. Обломов понял, что достиг своего идеала, что некуда больше идти. Гончаров сравнивает его жизнь в доме Пшеницыной с гробом, в который он добровольно укладывался.
Любовь Пшеницыной напоминала материнскую, поэтому Агафья Матвеевна стала Обломову ближе, чем Ольга. Большой ребенок Обломов обрел свой тихий рай. Страсть к Ольге была незрелой попыткой приобщиться к взрослым отношениям, Ольга не годилась на роль матери великовозрастного ребенка. Ей нужен был брак на равных условиях, она нашла такие отношения в паре со Штольцем. Илья Ильич погрузился в заботливые объятия Агафьи Матвеевны, которая до конца его дней оставалась преданной ему.
Выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (12.1−12.5) и укажите её номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Напишите сочинение, раскрывая тему сочинения полно и многосторонне.
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий).
Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок.
Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий).
Продумайте композицию сочинения, не нарушайте логики изложения.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение аккуратно и разборчиво, оно оценивается по критериям грамотности.
Рекомендуемый объём сочинения 250−350 слов, минимально необходимый объём — 200 слов (при меньшем объёме за сочинение выставляется 0 баллов).
12.1. Роль массовых сцен в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».
12.2. Почему Обломов выбрал в спутницы жизни Агафью Пшеницыну? (По роману И. А. Гончарова «Обломов»)
12.3. В чём заключается смысл названия рассказа А. П. Чехова «Человек в футляре»?
12.4. Тема самопоиска личности в отечественной или зарубежной литературе XX — начала XXI в. (На примере одного-двух произведений).
12.5. Ваши советы художнику, работающему над иллюстрациями к одному из рассказов А. И. Куприна. (С опорой на анализ произведения).
Спрятать пояснение
Пояснение.
Комментарии к темам:
12.1. Роль массовых сцен в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».
Массовые сцены в комедии «Ревизор» помогают увидеть чиновников уездного города всех разом. По тому, как они разговаривают друг с другом, как ведут себя друг в привычной обстановке и перед мнимым ревизором, читатель может составить характеристику нравов уездного города. В качестве анализа можно взять сцену, когда приходит известие о приезде ревизора, или сцену, когда Хлестаков оказывается в доме городничего. Показательной может быть также и финальная сцена.
12.2. Почему Обломов выбрал в спутницы жизни Агафью Пшеницыну? (По роману И. А. Гончарова «Обломов»)
В романе И. Гончарова «Обломов» герой вынужден выбирать между двумя женщинами: Ольгой и Агафьей. Молодая дворянка, конечно, завораживает его своим очарованием и задором, она искренне желает помочь Обломову исправиться, но Илья Ильич все равно выбирает ограниченную и не столь блестящую Агафью Пшеницыну. Почему? Прежде всего потому, что с Агафьей удобно, Она непритязательна. С ней не надо достигать заоблачных высот. До её уровня герою не нужно будет тянуться. Агафья будет ухаживать за Обломовым просто так. Ольга же стремилась «переделать» героя под себя, а ему это было в тягость.
12.3. В чём заключается смысл названия рассказа А. П. Чехова «Человек в футляре»?
Беликов — главный герой рассказа «Человек в футляре». Он замкнут, отрешён от мира. Его основное качество — страх перед всем. С одной стороны он страшен, потому что он боится всего, зажат рамками условности. А с другой стороны она комичен, так как он незлой человек, правильный, поступает только по законам, по правилам, а его все боятся. Футлярная жизнь Беликова противоестественна. Не должен человек так жить, иначе жизнь пройдёт мимо.
12.4. Тема самопоиска личности в отечественной или зарубежной литературе XX — начала XXI в. (На примере одного-двух произведений).
Тема может быть раскрыта на примере романа Б. Акунина «Азазель», романа Чингиза Айтматова «Плаха». Обратиться можно к материалу для подготовки к итоговому сочинению, размещённому на нашем сайте.
12.5. Ваши советы художнику, работающему над иллюстрациями к одному из рассказов А. И. Куприна. (С опорой на анализ произведения).
Для анализа можно взять рассказ «Гранатовый браслет». Художнику, иллюстрирующему этот рассказ, можно посоветовать обратить внимание на необходимость передать богатый внутренний мир Желткова. Вероятнее всего, это можно передать через глаза героя, глубокие, чистые, ясные. Образ Желткова — это образ одухотворённого человека, нашедшего смысл жизни. Этот образ противопоставлен миру сытых, окружающих Веру Шеину, за внешним лоском которых скрывается нищета душ.
Спрятать критерии
Критерии проверки:
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие | |
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне | 3 |
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне | 2 |
Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно | 1 |
Тема не раскрыта | 0 |
2. Привлечение текста произведения для аргументации | |
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют | 3 |
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, допущены одна-две фактические ошибки | 2 |
Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для раскрытия темы сочинения фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.)
ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена И/ИЛИ допущены три фактические ошибки |
1 |
Суждения не аргументируются текстом произведения(-ий)
ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены четыре или более фактические ошибки И/ИЛИ авторская позиция искажена |
0 |
3. Опора на теоретико-литературные понятия | |
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, два и более из них использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют | 3 |
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, одно из них использовано для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют | 2 |
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий)
И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий |
1 |
Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение
ИЛИ допущено более одной ошибки в использовании понятий |
0 |
4. Композиционная цельность и логичность | |
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов | 3 |
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой,
НО внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы |
2 |
В сочинении прослеживается композиционный замысел,
НО есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями И/ИЛИ мысль повторяется и не развивается |
1 |
В сочинении не прослеживается композиционный замысел; допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения | 0 |
5. Соблюдение речевых норм | |
Речевых ошибок нет, или допущена одна речевая ошибка | 3 |
Допущены две-три речевые ошибки | 2 |
Допущены четыре речевые ошибки | 1 |
Допущено пять или более речевых ошибок | 0 |
6. Соблюдение орфографических норм | |
Орфографических ошибок нет, или допущены одна-две ошибки | 1 |
Допущено три или более ошибки | 0 |
7. Соблюдение пунктуационных норм | |
Пунктуационных ошибок нет, или допущены одна-две ошибки | 1 |
Допущено три или более ошибки | 0 |
8. Соблюдение грамматических норм | |
Грамматических ошибок нет, или допущены одна-две ошибки | 1 |
Допущено три или более ошибки | 0 |
Максимальный балл за сочинение | 18 |
Любовь в жизни Обломова
Введение
Роман Ивана Гончарова «Обломов» был напечатан в 1859 году, практически сразу взволновав современников писателя и заинтересовав критиков сложностью описанных персонажей и неоднозначностью поднятых автором вопросов. Одной из лейтмотивных тем романа является тема любви, наиболее ярко раскрывающаяся через образ главного героя – Ильи Ильича Обломова. С персонажем читатель знакомится в самом начале произведения как с человеком мечтательным, апатичным, ленивым, не желающим что-либо делать. И если бы не чувство, внезапно вспыхнувшее к Ольге Ильинской, в судьбе героя, скорее всего, так и не произошло бы ничего значительного. Любовь в жизни Обломова к Ольге стала тем самым поворотным моментом, когда человек должен выбрать: идти дальше или оставить все, как есть. Илья Ильич не был готов меняться, поэтому их отношения закончились расставанием. Но на смену стихийным чувствам пришла тихая, умиротворяющая жизнь в доме Агафьи Пшеницыной, которая, тем не менее, привела к ранней смерти Ильи Ильича.
Две любви Обломова в романе Гончарова воплотили в себе два женских образа, два примера реализации чувств к близкому человеку и два пути для главного героя, имевшие трагичное завершение. Почему ни одна женщина не смогла вытащить Илью Ильича из болота «обломовщины»? Ответ кроется в особенностях характеров героинь и жизненных приоритетах самого Обломова.
Обломов и Ольга Ильинская
Чувства Ольги и Обломова развивались стремительно, практически с первых знакомств герои почувствовали влечение друг к другу: Илья Ильич был очарован гармоничностью, умом и внутренней красотой Ильинской, а девушку привлекла доброта, покладистость и нежность мужчины. И, казалось бы, сильные чувства, вспыхнувшие между героями, могли развиваться и стать подспорьем счастливой семейной жизни. Однако различия в характерах героев и разное видение идеальной совместной жизни привели к скорому расставанию Обломова и Ольги.
Илья Ильич видел в девушке идеал «обломовской» женщины, способной создать для него спокойный домашний уют, жизнь, в которой каждый день будет похожим на другой, и тем и будет хорош – никаких потрясений, несчастий и переживаний. Для Ольги же такое положение дел было не только не приемлемым, но и ужасающим. Девушка мечтала изменить Обломова, искоренить в нем всю апатичность и лень, сделав яркой, стремящейся вперед, деятельной личностью. Для Ольги постепенно сами чувства отошли на второй план, тогда как ведущим в отношениях стал долг и «высшая» цель – сделать из Обломова некое подобие своего идеала. Но Илья Ильич, возможно, ввиду своей чувствительности, а, возможно, потому что был намного старше девушки, первым понял, что может стать для нее обузой, балластом, который будет тянуть ее к ненавистной «оболомовщине» и не сможет дать ей того счастья, о котором она мечтает.
Отношения Обломова и Ольги Ильинской были стихийным, но быстротечным чувством, о чем свидетельствовало даже то, что они познакомились весной, а расстались поздней осенью. Их любовь действительно была подобна хрупкой ветки сирени, которая, подарив миру свою красоту, неминуемо отцветает.
Обломов и Агафья Пшеницына
Отношения Обломова и Агафьи Пшеницыной имели абсолютно иной характер, чем бурная, яркая, запоминающаяся любовь между Ильей Ильичем и Ольгой. Для героя забота мягкой, тихой, доброй и хозяйственной Агафьи действовала как целебный бальзам, помогающий восстановить душевные силы после трагичного разрыва с Ильинской. Постепенно, сам того не замечая, Обломов полюбил Пшеницыну, а женщина полюбила Илью Ильича. В отличие от Ольги, Агафья не пыталась идеализировать мужа, она обожала его таким, какой он есть, была готова даже заложить собственные драгоценности, чтобы тот ни в чем не нуждался, всегда был сыт и окружен теплом и уютом.
Любовь Агафьи и Обломова стала тем самым отображением иллюзий и мечтаний героя, которым он посвящал многие годы, лежа на диване в своей квартире. Умиротворение и покой, граничащие с деградацией личности, полной отрешенности от окружающего мира и постепенным умиранием и были главной жизненной целью героя, тем самым обломовским «раем» без которого он чувствовал себя несостоявшимся и несчастным, но который в итоге и погубил его.
Обломов, Агафья и Ольга: пересечение трех судеб
Ольга и Агафья в романе «Обломов» – два противопоставляемых автором женских персонажа. Ильинская представляет собой образ современной, устремленной в будущее, феминизированной девушки, имеющей на все свое личное мнение, тогда как Пшеницына – воплощение истинно русской женщины, хранительницы домашнего очага во всем повинующейся своему мужу. Для Ольги любовь была тесно связана с чувством долга, обязанностью изменить Обломова, Агафья же обожала Илью Ильича, даже не думая о том, что ей в нем может что-либо не нравиться.
Любовь Обломова к двум важным в его судьбе женщинам также была разной. К Ольге герой ощущал действительно сильное, охватывающее его полностью чувство, которое заставило его даже на время отказаться от привычного, ленного образа жизни и начать действовать. К Агафье же у него была совершенно другая любовь – похожая на чувство благодарности и уважения, спокойное и не волнующее душу, как и вся их совместная жизнь.
Любовь к Ольге была для Обломова вызовом, неким испытанием, пройдя которое он, даже если бы возлюбленные все равно расстались, возможно, смог бы измениться, освободившись от пут «обломовщины» и начав жить полноценной, активной жизнью. Герой же не хотел меняться, не хотел отказываться от мечтаний и иллюзий, потому и остается у Пшеницыной, даже когда Штольц предлагает забрать его к себе.
Заключение
Основная причина погрязания Ильи Ильича в «обломовщине» и постепенный распад его как личности кроются не в чрезмерной заботе Агафьи, а в самом герое. Уже в начале произведения он не ведет себя как человек, интересующийся окружающим миром, его душа давно живет в мире грез, а сам он даже не пытается вернуться к реальной жизни. Любовь, как чувство возрождающее, должна была бы разбудить героя, высвободить его из «обломовской» полудремы, однако, уже было поздно (вспомним слова Ольги, которая говорила, что он уж давно умер). Изображая любовь Обломова к Ольге, а затем к Агафье, Гончаров предоставляет читателю широкое поле для размышлений о природе и смысле любви в жизни каждого человека, важности этого чувства в судьбе самого читателя.
Представленный материал пригодится учащимся 10 класса перед написанием сочинения на тему «Любовь в жизни Обломова».
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Полина Ёж
18/19
-
Андрей Надежин
19/19
-
Чупанова Патимат
15/19
-
Римма Шахбазян
16/19
-
Вера Матросова
19/19
-
Дарима Намдакова
18/19
-
Елена Ермакова
14/19
-
Ева Шестакова
12/19
-
Аля Бесталанная
19/19
-
Валентина Пожидаева
18/19