Сочинение: Ощущение как источник познания
План
Введение
1. Классификация ощущений
2. Ощущение как источник познания
3. Ощущение: происхождение знаний из ощущений и рефлексии
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Основным источником наших знаний о внешнем мире и о собственном теле являются ощущения. Они составляют основные каналы, по которым информация о явлениях внешнего мира и состоянии организма доходит до мозга, давая человеку возможность ориентироваться в окружающей среде и в своем теле. Если бы эти каналы были закрыты и органы чувств не приносили нужной информации, никакая сознательная жизнь не была бы возможной.
Известны факты, говорящие о том, что человек, лишенный постоянного притока информации, впадает в сонное состояние. Такие случаи имеют место, когда человек внезапно лишается зрения, слуха, обоняния и когда осязательные ощущения его ограничиваются каким-либо патологическим процессом.
Близкий к этому результат достигается, когда человека на некоторое время помещают в свето- и звуконепроницаемую камеру, изолирующую его от внешних воздействий, и он сохраняет некоторое время одно и то же (лежачее) положение. Такое состояние сначала вызывало сон, а затем становилось трудно переносимым для испытуемых.
Многочисленные наблюдения показали, что нарушение притока информации в раннем детстве, связанное с глухотой и слепотой, вызывает резкие задержки психического развития. Если детей, рожденных слепо-глухими или лишенных слуха и зрения в раннем возрасте, не обучать специальным приемам, компенсирующим эти дефекты за счет осязания, их нормальное психическое развитие станет невозможным, и они не смогут самостоятельно развиваться.
1. Классификация ощущений
Ощущения – это основной источник знаний о внешнем мире и о собственном теле. Это отражение психики человека, отдельных свойств предметов и явлений:
— громкость;
— цвет;
— величина;
— форма;
— температура.
Ощущения воспринимаются с помощью органов чувств, как на сознательном, так и бессознательном уровне.
Благодаря ощущениям человек может воспринимать сигналы и отражать свойства и признаки вещей внешнего мира и состояний организма. Ощущения связывают человека с внешним миром, являясь одним из главных, источником познания и важным условием его психического развития.
Разделившиеся во мнении с психологами, философы-идеалисты считали, что основным источником нашей сознательной жизни являются не ощущения, а внутреннее состояние сознания, способность, которая заложена от природы – разумно мыслить. Все это легло в основу философии «рационализма».
Еще давно различали пять основных видов (модальность) ощущений – это обоняние, вкус, осязание, слух и зрение.
Судя по основным «модальностям» эта классификация правильная, но не полная.
Для исчерпывающего ответа, учтем, что классификацию можно провести по двум главным принципам: систематический и генетический.
Систематическая классификация ощущений
Из самых крупных и существенных групп выделим три основных типа:
1. интроцептивный тип;
2. проприоцептивный тип;
3. экстрацептивный.
Интероцептивные ощущения сигнализируют о состоянии внутренних процессов организма, доводят до мозга раздражения, которые исходят из стенок желудка, кишечника, сердца, кровеносной системы и других.
Проприоцептивный тип ощущения обеспечивает сигналы о положении тела в пространстве и, естественно, о положении в пространстве опорно-двигательного аппарата. Ощущения составляют афферентную (приносящую) основу движений человека и участвуют в их регуляции.
Самая большая группа ощущений – это экстероцептивные. Эти ощущения доставляют до человека информацию, которая поступает из внешнего мира, являясь основной группой ощущений, и связывает человека с внешней средой. Экстероцептивные ощущения разделяют на две подгруппы: контактные (вкус, осязание) и дистантные (слух, зрение, обоняние) ощущения.
2. Ощущение как источник познания
Ощущения позволяют человеку воспринимать сигналы и отражать свойства и признаки вещей внешнего мира и состояний организма. Они связывают человека с внешним миром и являются как основным источником познания, так и основным условием его психического развития.
Однако несмотря на очевидность этого положения, в истории идеалистической философии неоднократно высказывались сомнения в этом основном утверждении.
Философы-идеалисты нередко высказывали мысль о том, что подлинным источником нашей сознательной жизни являются не ощущения, а внутреннее соотношение интенсивности соответствующего раздражителя. Это отражено в следующей формуле:
Е=1/Р,
где Е — абсолютная чувствительность, Р — величина нижнего порога ощущений.
Показатели нижних порогов тех или иных ощущений не представляют собой четко «очерченной» величины. Существует целая полоса минимальных воздействий, при которых испытуемый то замечает, то не замечает наличие соответствующего раздражителя, то, наконец, сомневается в том, имело ли это раздражение место. Поэтому за нижний порог ощущения принимается обычно величина, при которой число положительных ответов, указывающих на то, что у субъекта возникло соответствующее ощущение, превышает 50%. Этот порог называется статистически достоверным нижним порогом ощущений.
Характерно, что нижние пороги ощущений не остаются постоянными, а меняются в зависимости от ряда факторов: привыкание к раздражителю, исходный фон и дополнительные условия, которые могут повышать или понижать чувствительность.
Рядом с нижними порогами ощущений можно выделить и их верхние пороги.
Под верхним порогом ощущения понимается та максимальная величина раздражителя, за пределами которой раздражитель либо не воспринимается, либо начинает принимать новую окраску, фактически заменяясь болевым ощущением.
Мы уже говорили, что человеческий слух может воспринимать звуковые колебания в диапазоне от 20 до 20 ООО Гц, причем низкие частоты воспринимаются как низкие тоны, а высокие частоты — как высокие тоны. Если предъявлять субъекту звуки с частотами выше 20-30 000 Гц, т. е. ультразвуки, он их не будет воспринимать. Таким образом, звуки, расположенные за пределами верхних порогов, перестают вызывать ощущения.
По интенсивности звуки вызывают слуховые ощущения лишь в известных пределах. Звуки интенсивностью ниже 1 дБ могут не восприниматься и составляют нижний порог ощущений, в то время как звуки, которые по интенсивности превышают 130 дБ, начинают вызывать болевые ощущения и являются верхним порогом слуховых ощущений.
Измерение нижних и верхних порогов ощущений имеет большое практическое значение: оно позволяет выделить людей с пониженной чувствительностью того или иного анализатора, а симптом снижения чувствительности может быть использован для диагностики (периферического или центрального) поражения.
Так, нарушение осязательной чувствительности может быть симптомом поражения, расположенного в задней центральной извилине противоположного полушария или на одном из этапов его проводящих путей. Снижение зрительной чувствительности может указывать на поражение сетчатки, центральных отделов зрительного пути или затылочной области (снижение остроты зрения, связанное с застойными явлениями на глазном дне, часто является симптомом повышения внутричерепного давления, возникающего при опухолях мозга). Снижение слуховой чувствительности на одно ухо может указывать либо на поражение периферического слухового рецептора (внутреннего уха), либо же на патологический очаг в височной области противоположного полушария.
Существенным при этом является факт (найденный Г.В. Гершуни, А.В. Бару и Т.А. Карасевой), что в случаях поражения височной доли у больного резко снижается чувствительность к коротким звукам (длительность которых от 1 до 5 миллисекунд), иначе говоря, повышаются пороги восприятия этих раздражений. Важность этого факта заключается в том, что нередко он является единственным симптомом, указывающим на поражение височной области головного мозга.
Не меньшее значение имеет и измерение верхних порогов ощущений. Примером практического значения этих измерений является установление верхних порогов слуховых ощущений у тугоухих.
Известно, что тугоухие не воспринимают слабых звуков. Казалось бы, что для преодоления этого дефекта достаточно повысить интенсивность звуков с помощью известных усилительных приборов. Однако чрезмерное усиление звуков, доходящих до тугоухих, очень скоро начинает вызывать болевые ощущения, так что «зона комфорта» (т. е. диапазон, в пределах которого звуки начинают вызывать полноценные слуховые ощущения) у них очень сужена. Поэтому точное измерение нижних и верхних порогов ощущений дает возможность указать, в каких пределах должны быть усилены звуки, чтобы они сохранили нужное воздействие. Легко видеть, какое важное значение это имеет для конструирования звукоусиливающих приборов.
До сих пор мы рассматривали факты, полученные при измерении ощущений с помощью первого из указанных методов — метода субъективной оценки ощущений (или метода словесного отчета о появлении или исчезновении ощущений). Существует, однако, и второй путь измерения ощущений — с помощью объективных, или косвенных, методов, иначе говоря, с помощью оценки объективных признаков, указывающих на появление ощущений.
Этот путь является результатом исследований, проведенных за последние два десятилетия в ряде психофизиологических лабораторий и был особенно тщательно разработан советскими психологами (Г.В. Гершуни, Е.Н. Соколовым, О.С. Виноградовой и др.).
Как мы уже указывали выше, ощущения не представляют собой пассивный процесс, они всегда сопровождаются рядом изменений в вегетативных, электрофизиологических и дыхательных процессах и являются рефлекторными по своей природе. Этот факт и дает возможность использовать рефлекторные изменения, сопровождающие ощущения, как объективный показатель их появления.
Известно, что каждый раздражитель, приводящий к возникновению ощущений, вызывает такие рефлекторно возникающие процессы, как:
• сужение сосудов;
• появление кожно-гальванического рефлекса (изменение электрической сопротивляемости кожи);
• изменение частот электрической активности мозга (и прежде всего явление депрессии альфа-ритма);
• поворот глаз в сторону раздражителя, напряжение мышц шеи и т. п.
Все эти объективные симптомы появляются тогда, когда раздражитель доходит до субъекта и вызывает ощущения. Они и могут быть использованы как объективный показатель появления ощущений.
Интересен опыт с кольцами, в которых разрыв находится то вверху, то внизу (так называемые кольца Ландольдта, применяемые в практике врачей-окулистов).
В одном опыте детей просили оценить положение разрыва, нажимая одну кнопку, если разрыв находился внизу, и другую, если он находился вверху. В другом оценка положения этого разрыва включалась в игру: круг Ландольдта был помещен над воротами, из которых при правильном определении положения разрыва выезжал игрушечный автомобиль.
Опыт показал, что если речевая инструкция, придававшая положению разрыва значение сигнала, у маленьких детей еще не влияла на остроту зрительной чувствительности, то у детей 5-6 лет и старше она оказывала существенное влияние. Дети, которые в условиях индифферентного опыта различали положение разрыва кольца Ландольдта только на расстоянии 200-300 см, после придания этому положению значения соответствующего сигнала улавливали положение этого разрыва на расстоянии 310-320 см.
Эти опыты, показывающие, насколько придание сигнального значения раздражителю может обострить чувствительность, имеют большое психологическое значение, являясь примером той исключительной пластичности в работе наших органов чувств, меняющейся в зависимости от значения раздражителя.
Повышение остроты чувствительности под влиянием значения воспринимаемого признака может иметь место не только в абсолютной, но и в относительной чувствительности.
Так, хорошо известно, что различение оттенков цвета, незначительных изменений тона или минимальных вкусовых изменений может резко обостряться в результате профессиональной деятельности. Установлено, что красильщики могут различать до 50-60 оттенков черного цвета; сталевары различают тончайшие оттенки раскаленного потока металла, которые указывают на малейшее изменение посторонних примесей, различение которых остается недоступным для постороннего наблюдателя. Известно, какой тонкости может достигнуть различение вкусовых нюансов у дегустаторов, способных определить сорт вина или табака по малейшим оттенкам дегустации, а иногда даже сказать, на какой стороне ущелья рос виноград, из которого изготовлено данное вино. Известно, наконец, какой тонкости может достигнуть различительная чувствительность к звукам у музыкантов, которые становятся способными улавливать различия в тонах, совершенно не воспринимаемых обычным слушателем.
Все эти факты показывают, что в условиях развития сложных форм сознательной деятельности острота абсолютной и разностной чувствительности может существенно изменяться и что включение того или иного признака в сознательную деятельность человека может в значительных пределах изменить остроту этой чувствительности.
3. Ощущение: происхождение знаний из ощущений и рефлексии
Проблему происхождения человеческих знаний философ Локк сформулировал как проблему происхождения идей. Там, где нет идей, нет и знаний
Изначально, до соприкосновения с материальным миром, человеческая душа, но Локку,- «белая бумага без всяких знаков и идей» И поскольку чувственный опыт, согласно Локку, источник знания о материальном мире, постольку его теоретико-познавательная позиция — материалистический сенсуализм.
Чувственное знание выступает у Локка как неотъемлемый компонент опыта. В этом смысле сенсуалистическое положение «Все знания проистекают из ощущений» вполне согласуется у него с положением «Все знания приобретаются из опыта».
Локк пытается проследить переход от ощущений к знаниям. Исследование природы и разнообразных функций разума позволяет, согласно Локку, не только показать, что ощущения — «богатый источник большинства наших идей, зависящих всецело от наших чувств и через них входящих в разумно и выявить другие познавательные способности, развивающиеся по мере обогащения материалом знания, который доставляют ощущения. Стремление, исходя из чувственного, материального мира, постепенно подняться до высших рациональных форм человеческого знания, детерминированность их чувствами, опытом, означало попытку доказать важнейший тезис материалистической гносеологии.
Естественно, что, поставив такую задачу, Локк наряду с объектами внешнего мира выделяет и особый, внутренний объект знания — новый, познавательные способности человека в целом, его разум.
Синтез способности чувственного отражения материального мира с другими познавательными способностями Локк осуществляет, признавая наряду с внешним, чувственным опытом, из которого поступает исходная информация о внешнем мире, опыт внутренний, рефлексию.
Согласно Локку, опыт имеет бы два измерения: чувственное, обращенное во внешний мир, и рациональное, направленное на познавательную деятельность.
Локк наряду с основополагающим видом опыта — ощущением признает опыт внутренний — рефлексию, означает не измену принципу материалистического сенсуализма (или эмпиризма), а глубокое понимание того, что принцип сенсуализма — это только один из ключей к объяснению возникновения идей и знаний.
Когда же Локк истолковывает внутренний опыт как независимый от содержания ощущений источник знаний о мире, это действительно заводит его в идеалистические тупики.
Однако принцип локковского историзма — своеобразная теоретико-познавательная робинзонада. За „систему отсчета“, в которой описывается возникновение и развитие познавательных способностей, знания берется отдельный индивид. До рождения, отмечает Локк, „состояние плода в чреве матери немногим отличается от жизни растения. Так как современные нейрофизиологи считают, большая часть функций коры головного мозга у новорожденных отсутствует, то отнесение начала развития большинства функций психики, в том числе и познавательных, к моменту рождения у человека вполне правильно. Когда же Локк прослеживает в отдельном индивидууме возникновение и развитие познавательных способностей из чувственного опыта, он полагает, что имеет дело человеческим познанием в целом, которое как капле воды отражается в его отдельном атоме, в единичном человеке
Локк был, безусловно, прав, выступив против концепции врожденных идей. Но он просмотрел, что в этой концепции рационалистов в своеобразной форме была “закодирована» реальная философская проблема.
Решение проблемы достоверности и объема человеческого познания при такой постановке вопроса во многом определяется результатами, полученными при исследовании происхождения знаний. А поскольку с этой проблемой связаны такие важные разделы локковской теории, как теория первичных и вторичных качеств, теория образования абстракций, учение об истине, то оно также могут быть поняты лишь в свете решения им проблемы происхождения знаний. Цель своих исследований Локк видит в изучении познавательных способностей с точки зрения того, «как они применяются к объектам, с которыми имеют дело. Первая познавательная способность — это способность ощущения, способность воспринимать посредством органов чувств свойства предметов материального мира.
Несмотря на то что у Локка отсутствует понимание рецепторной системы человека как исторического продукта, сформировавшегося в процессе общественно-производственной практики, в рамках описания развития индивидуального сознания он стремится обосновать не только идею развития и совершенствования чувственного опыта, но и мысль о зависимости содержания ощущений, доставляемых одними рецепторами, от данных других рецепторов.
Но мере накопления определенного многообразия чувственных впечатлений у человека возникают и другие познавательные способности: »… душа постепенно делает в атом успехи и переходит и упражнению способностей расширения, сочетания абстрагирования своих идей, рассуждения о них и размышления обо всем атом…» Именно в таком переходе от чувственного к рациональному знанию, являющемуся результатом применения более сложных познавательных способностей, и заключена для Локка одна из основных трудностей. Поскольку речь идет об ощущениях, у него нет никаких сомнений, что это источник знаний о внешнем материальном мире.: «… мы получаем идеи желтого, белого, горячего, холодного, мягкого, твердого, горького, сладкого, и все те идеи, которые мы называем чувственными качествами. Когда я говорю, что чувства доставляют их уму, я хочу сказать, что от внешних предметов они доставляют уму то, что вызывает в нем эти восприятия. Этот богатый источник большинства наших идей зависящих всецело от наших чувств и через них входящих разум, я и называю ощущением»
Как только душа начинает размышлять и рассматривать эти действия, и доставляют нашему разуму идеи другого рода, которые мы не могли бы поучить от внешних вещей. Таковы «восприятие», «мышление», «сомнение», «вера», «рассуждение», «познание», «желание» и все различные действия нашего ума…»). Но это определение не дает ответа на поставленный выше вопрос.
Заключение
Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Овладение тайнами бытия есть выражение высших устремлений творческой активности разума, составляющего гордость человечества. За тысячелетия своего развития оно прошло длительный и тернистый путь познания от примитивного и ограниченного ко все более глубокому и всестороннему проникновению в сущность окружающего мира. На этом пути было открыто неисчислимое множество фактов, свойств и законов природы, общественной жизни и самого человека, одна другую сменяли научные картины мира. Развитие научного знания происходило одновременно с развитием производства, с расцветом искусств, художественного творчества. Знание образует сложнейшую систему, которая выступает в виде социальной памяти, богатства ее передаются от поколения к поколению, от народа к народу с помощью механизма социальной наследственности, культуры.
Чувственное знание — это знание в виде ощущений и восприятий свойств вещей, непосредственно данных органам чувств. Я вижу, например, летящий самолет и знаю, что это такое. Эмпирическое знание может быть отражением данного не непосредственно, а опосредованно. Например, я вижу показание прибора или кривую электрокардиограммы, информирующие меня о состоянии соответствующего объекта, которого я не вижу. Иначе говоря, эмпирический уровень познания появляется при использовании всевозможных приборов; он предполагает наблюдение, описание наблюдаемого, ведение протоколов, использование документов, например историк работает с архивами и иными источниками. Словом, это более высокий уровень познания, чем просто чувственное познание.
Исходным чувственным образом в познавательной деятельности является ощущение — простейший чувственный образ, отражение, копия или своего рода снимок отдельных свойств предметов.
Ощущения обладают широким спектром модальности: бывают зрительные, слуховые, вибрационные, кожно-осязательные, температурные, болевые, мышечно-суставные, ощущения равновесия и ускорения, обонятельные, вкусовые, общеорганические ощущения. Каждая форма ощущений отражает через единичное общие свойства данной формы и вида движения материи, например электромагнитные, звуковые колебания, химическое воздействие и т.д.
Любой предмет обладает множеством самых разнообразных сторон и свойств. Возьмем, например, кусок сахара: он твердый, белый, сладкий, имеет определенную форму, объем и вес. Все эти свойства объединены в одном предмете. И мы воспринимаем и осмысливаем их не порознь, а как единое целое — кусок сахара. Следовательно, объективной основой восприятия образа как целостного является единство и вместе с тем множественность различных сторон и свойств предмета. Целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы, их свойства и отношения, называется восприятием. Восприятие человека включает в себя осознание, осмысливание предметов, их свойств и отношений, основанное на вовлечении каждый раз вновь получаемого впечатления в систему уже имеющихся знаний. Ощущения и восприятия осуществляются и развиваются в процессе практического взаимодействия человека и внешнего мира, в результате активной работы органов чувств.
Хотя ощущения и восприятия являются источником всех знаний человека, однако познание не ограничивается ими. Тот или иной предмет воздействует на органы чувств человека какое-то определенное время. Затем это воздействие прекращается. Но образ предмета не исчезает сразу же бесследно. Он запечатлевается и сохраняется в памяти. Следовательно, мыслить что-то можно и по исчезновении: ведь о нем остается определенное представление. Душа обретает возможность оперировать образами вещей, не имея их в поле чувственного восприятия. «Размышляющей душе представления как бы заменяют ощущения». И с закрытыми глазами что-то представляется. Мудрая латинская пословица гласит: знаем столько, сколько удерживаем в памяти.
Список использованной литературы
1) В.М. Банщиков «Проблемы сознания. Материалы симпозиума» Москва, 2006.
2) Ф.Б. Бассик «Актуальность проблемы бессознательного на современном этапе развития психологических заболеваний», Философские науки, №3, 2000.
3) В.П. Зинченко «Миры сознания и структура сознания», вопросы психологии, №2, 2001.
4) А.Н. Леонтьев «Деятельность, сознание, личность», Москва, 2005,
5) Ф.Т. Михайлов «Сознание и самосознание», Философские науки, №6, 2000.
6) Р.С. Немов «Психология», книга 1, Москва, 2005.
7) И.П. Павлов «Проблемы сознания» (статья), Москва, 2006.
В.Ф. Петренко «Психосематика сознания», Москва, 2004.
9) А.В. Петровский «Введение в общую психологию», Москва, 2003.
10) С. Л. Рубенштейн «Бытие и сознание», Москва, 2007.
17) Е.В. Шорохова «Проблемы сознания в философии и естествознании», Москва, 2001.
18) К.Г. Юнг «Сознание и бессознательное», Санкт-Петербург, 2007.
19) К.Г. Юнг «Психолог», Санкт-Петербург, 2006.
20) М.О. Марков «Законы психофизаки» Москва, 2004.
Ощущение как источник познания
Ощущения
позволяют человеку воспринимать сигналы
и отражать свойства и признаки вещей
внешнего мира и состояний организма.
Они связывают человека с внешним миром
и являются как основным источником
познания, так
и основным
условием его психического развития.
Однако несмотря
на очевидность этого положения, в истории
идеалистической философии неоднократно
высказывались сомнения в этом основном
утверждении.
Философы-идеалисты
нередко высказывали мысль о том, что
подлинным источником нашей сознательной
жизни являются не ощущения, а внутреннее
состояние сознания, способность разумного
мышления, которые заложены от природы
и независимы от притока информации,
поступающей из внешнего мира.
Эти
воззрения легли в основу философии
«рационализма» (получившей свое четкое
выражение у немецкого философа-рационалиста
X.
Вольфа). Суть
этой философии заключалась в том, что
психические процессы не являются
продуктом сложного исторического
развития, и ошибочно толковали сознание
и разум не как результат сложной
исторической эволюции, а как первичное,
далее не объяснимое свойство человеческого
«духа». Легко видеть, что все данные
современной науки, о которых шла речь
выше, в корне отвергают это положение.
Однако
философы-идеалисты и психологи,
разделяющие идеалистическую концепцию,
нередко делали попытки отвергнуть,
казалось бы, очевидное положение о том,
что ощущения человека связывают
его с внешним
миром, и доказать обратное, парадоксальное
положение, что ощущения отделяют
человека от
внешнего мира, являясь непреодолимой
стеной между ним и внешним миром.
Это
положение было выдвинуто философами-идеалистами
как Д. Беркли,
Д. Юм, Э. Маг
и психологами, как И.
Мюллер и Г.
Гельмгольц, сформулировавшими
теорию «специфической энергии органов
чувств».
Согласно этой
теории каждый из органов чувств (глаз,
ухо, язык, кожа) не отражает воздействия
внешнего мира, не дает информации о
реальных процессах, протекающих в
окружающей среде, а лишь получает от
внешних воздействий толчки, возбуждающие
их собственные процессы. Каждый орган
чувств, согласно этой теории, обладает
своей собственной «специфической
энергией», которая возбуждается любым
воздействием, доходящим из внешнего
мира. Так, достаточно нажать на глаз,
воздействовать на него электрическим
током, чтобы получить ощущение света;
достаточно механического или электрического
раздражения уха, чтобы возникло ощущение
звука. Значит, органы чувств не отражают
внешних воздействий, а лишь возбуждаются
от них, и человек воспринимает не
объективные воздействия внешнего мира,
а лишь свои собственные субъективные
состояния, отражающие деятельность его
органов чувств. Иначе говоря, это значит,
что органы чувств не соединяют человека
с внешним миром, а наоборот, отделяют
человека от него.
Легко
видеть, что эта теория приводила к
утверждению: человек не может воспринимать
объективный мир, и единственной
реальностью являются субъективные
процессы, отражающие деятельность его
органов чувств, которые и создают
субъективно воспринимаемые «элементы
мира». Все эти положения и были положены
в основу философии «субъективного
идеализма», утверждавшей, что человек
может познать только самого себя и у
него нет никаких доказательств того,
что кроме него самого существует
что-нибудь иное. Эта идеалистическая
теория получила название «солипсизма»
(от латинского
слова solus
– один; ipse
– сам
«существую только один я сам»).
Теория субъективного
идеализма, полностью противоположная
материалистическим представлениям о
возможности объективного отражения
внешнего мира (в частности, ленинской
«теории отражения»), была источником
глубокого недоразумения, сущность
которого становится все более очевидной
с каждым достижением науки.
Внимательное
изучение эволюции органов чувств
убедительно показывает, что в процессе
длительного исторического развития
сформировались особые воспринимающие
органы (органы
чувств, или рецепторы), которые
специализировались на отражении особых
видов объективно существующих форм
движения материи («энергии»), кожные
рецепторы, отражающие механические
воздействия, слуховые рецепторы,
отражающие звуковые колебания, зрительные
рецепторы, отражающие определенные
диапазоны электромагнитных колебаний,
и т. д.
Рассмотрим данные
о высочайшей специализации воспринимающих
приборов и о том, какие именно виды
движения материи каждый из них
воспринимает.
Сводные данные
приводятся в табл. 2.1.
Таблица 2.1
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
РАЗДЕЛ II. Психология познания
Глава 1. Ощущения
…
Ощущение как источник познания
Ощущения позволяют человеку воспринимать сигналы и отражать свойства и признаки вещей внешнего мира и состояний организма. Они связывают человека с внешним миром и являются как основным источником познания, так и основным условием его психического развития.
Однако несмотря на очевидность этого положения, в истории идеалистической философии неоднократно высказывались сомнения в этом основном утверждении.
Философы — идеалисты нередко высказывали мысль о том, что подлинным источником нашей сознательной жизни являются не ощущения, а внутреннее состояние сознания, способность разумного мышления, которые заложены от природы и независимы от притока информации, поступающей из внешнего мира.
Эти воззрения легли в основу философии «рационализма» (получившей свое четкое выражение у немецкого философа — рационалиста X. Вольфа). Суть этой философии заключалась в том, что психические процессы не являются продуктом сложного исторического развития, и ошибочно толковали сознание и разум не как результат сложной исторической эволюции, а как первичное, далее не объяснимое свойство человеческого «духа». Легко видеть, что все данные современной науки, о которых шла речь выше, в корне отвергают это положение.
Однако философы — идеалисты и психологи, разделяющие идеалистическую концепцию, нередко делали попытки отвергнуть, казалось бы, очевидное положение о том, что ощущения человека связывают его с внешним миром, и доказать обратное, парадоксальное положение, что ощущения отделяют человека от внешнего мира, являясь непреодолимой стеной между ним и внешним миром.
Это положение было выдвинуто философами — идеалистами как Д. Беркли, Д. Юм, Э. Маг и психологами, как И. Мюллер и Г. Гельмгольц, сформулировавшими теорию «специфической энергии органов чувств».
Согласно этой теории каждый из органов чувств (глаз, ухо, язык, кожа) не отражает воздействия внешнего мира, не дает информации о реальных процессах, протекающих в окружающей среде, а лишь получает от внешних воздействий толчки, возбуждающие их собственные процессы. Каждый орган чувств, согласно этой теории, обладает своей собственной «специфической энергией», которая возбуждается любым воздействием, доходящим из внешнего мира. Так, достаточно нажать на глаз, воздействовать на него электрическим током, чтобы получить ощущение света; достаточно механического или электрического раздражения уха, чтобы возникло ощущение звука. Значит, органы чувств не отражают внешних воздействий, а лишь возбуждаются от них, и человек воспринимает не объективные воздействия внешнего мира, а лишь свои собственные субъективные состояния, отражающие деятельность его органов чувств. Иначе говоря, это значит, что органы чувств не соединяют человека с внешним миром, а наоборот, отделяют человека от него.
Легко видеть, что эта теория приводила к утверждению: человек не может воспринимать объективный мир, и единственной реальностью являются субъективные процессы, отражающие деятельность его органов чувств, которые и создают субъективно воспринимаемые «элементы мира». Все эти положения и были положены в основу философии «субъективного идеализма», утверждавшей, что человек может познать только самого себя и у него нет никаких доказательств того, что кроме него самого существует что — нибудь иное. Эта идеалистическая теория получила название «солипсизма» (от латинского слова solus — один; ipse — сам «существую только один я сам»).
Теория субъективного идеализма, полностью противоположная материалистическим представлениям о возможности объективного отражения внешнего мира (в частности, ленинской «теории отражения»), была источником глубокого недоразумения, сущность которого становится все более очевидной с каждым достижением науки.
Внимательное изучение эволюции органов чувств убедительно показывает, что в процессе длительного исторического развития сформировались особые воспринимающие органы (органы чувств, или рецепторы), которые специализировались на отражении особых видов объективно существующих форм движения материи («энергии»), кожные рецепторы, отражающие механические воздействия, слуховые рецепторы, отражающие звуковые колебания, зрительные рецепторы, отражающие определенные диапазоны электромагнитных колебаний, и т. д.
Рассмотрим данные о высочайшей специализации воспринимающих приборов и о том, какие именно виды движения материи каждый из них воспринимает.
Сводные данные приводятся в табл. 2.1.
Таблица 2.1 — Характеристика объективных воздействий воспринимающих аппаратов и получаемых ощущений
Мы видим, что из всех возможных видов движения материи, расположенных в порядке уменьшения длины волны и увеличения числа колебаний в секунду, лишь некоторые отражаются высокоспециализированными приборами органов чувств. Так, механические волны определенного диапазона воспринимаются кожей, вызывая ощущение осязания или давления; звуковые колебания с длиной волны выше 12 мм и частотой ниже 20–30 Гц и с длиной волны ниже 12 мм и частотой колебаний выше 30 000 Гц не воспринимаются вовсе, в то время как звуковые колебания с длиной волны 12–13 мм и частотой от 20 до 20 000 Гц воспринимаются человеческим ухом и вызывают слуховые ощущения.
Электрические колебания с длиной волны до 0,1 мм и частотой 30 1014 Гц также не воспринимаются, хотя те же колебания с длиной волны от 0,1 до 0,004 мм и частотой 8 • 1014 Гц воспринимаются кожей как тепло. Особенно интересная картина возникает в отношении восприятия световых волн: сетчатка человеческого глаза воспринимает световые волны длиной 0,008–0,004 мм и частотой 4–8 • 1014 Гц, вызывая ощущения цвета и света. Однако она не воспринимает световых волн длиной от 0,004 до 0,00001 мм и частотой 8 — 50 • 1014 Гц. Рентгеновские волны также не имеют специализированных приемников и не вызывают ощущений у человека.
Внимательный анализ этих данных показывает, что наши воспринимающие приборы специализировались на выделении только некоторых воздействий и остаются невосприимчивыми к другим воздействиям. Это имеет свое биологическое основание. Так, если бы сетчатка глаза воспринимала воздействие ниже и выше указанного диапазона, человек воспринимал бы тепло своего собственного тела как зрительное ощущение и превращал бы в зрительные ощущения те воздействия, которые не имеют для него биологического значения. То же самое относится к работе слуховых анализаторов: если бы человек воспринимал ухом ультразвуковые колебания, к его слуховым восприятиям добавилось бы много лишних шумов, которые затруднили бы выделение существенных для него звуковых раздражений.
Характерно, что у животных иные лимиты ощущений; например, летучая мышь, совершая в темноте полет и реагируя на препятствия, осуществляет это с помощью отражения ультразвуковых волн, ее слуховой аппарат служит ей радаром, и отражение ультразвуковых колебаний, не воспринимаемых человеком, воспринимается летучей мышью.
Таким образом, в эволюции организмов возникли приборы, специализированные на восприятии различных видов движения материи (различных «энергий»), и на самом деле мы имеем не «специфические энергии самих органов чувств», а специфические органы, объективно отражающие различные виды энергии.
Тот факт, что при воздействии на глаз или ухо неадекватных этим органам раздражителей возникает «специфическое» (зрительное или слуховое) ощущение, говорит лишь о высокой специализированное™ этих воспринимающих приборов и о неспособности отражать воздействия, на приеме которых они не специализированы.
Как мы увидим ниже, высокая специализированность различных воспринимающих приборов имеет в своей основе не только особенности строения периферических «рецепторов» (органов чувств), но и высочайшую специализацию нейронов, входящих в состав центральных нервных аппаратов, до которых доходят сигналы, воспринимаемые периферическими органами чувств. На этом факте мы еще остановимся при обсуждении специальных видов ощущений.