Почему плакала авдотья вырина сочинение

Главная>Сочинения по произведению Станционный смотритель

О чём плакала Дуня

24 предложения/ 450 слов

Повесть «Станционный смотритель» была написана Александром Сергеевичем Пушкиным в 1830 году и опубликована в 1831-м в составе цикла «Повести Белкина». Это грустная и трагическая история, повествующая о жизни коллежского регистратора и «диктатора почтовой станции» Самсона Вырина.

Работа этого человека тяжела и неблагодарна, ведь почти каждый из проезжающих считает своим долгом сорвать плохое настроение на смотрителе: толкнуть или оскорбить его. Входя в бедное жилище Вырина, эти люди уже изначально смотрят на него, «как на врага».

Несмотря на все эти трудности, станционный смотритель в каком-то смысле даже доволен своей жизнью, а все потому, что есть в ней прекрасная девушка Дуня — его дочь. Дуня помогает отцу по хозяйству, а также усмиряет разгневанных «баринов», которые в ее присутствии «утихают» и начинают разговаривать с Самсоном Выриным «милостиво».

Жизнь станционного смотрителя резко меняется в худшую сторону, когда в один «прекрасный» день Дуня, влюбившись в молодого гусара Минского, решается тайком покинуть отчий дом. Из рассказа ямщика Вырин узнает, что «всю дорогу Дуня плакала, хотя, казалось, ехала по своей охоте». Вообще, в повести есть всего два момента, в которых сообщается о том, что Дуня плачет во время отъезда из отчего дома, и в финале произведения, когда она узнает о смерти отца. В чем же истинная причина слез девушки?

Сбегая тайком с Минским, Дуня, конечно же, знала, какой тяжелый удар она наносит отцу, который так любил и «лелеял» свое «дитяте» все эти годы. Но, несмотря на это, она не могла пойти против воли своих чувств и упустить шанс стать счастливой, и оттого она плакала. Но на самом деле в этот момент Дуня еще до конца не осознавала, к каким трагическим последствиям может привести ее поступок. Поняла она это лишь тогда, когда, спустя несколько лет, случайно проезжая мимо родных мест, узнала, что отец ее уже умер.

Самсон Вырин не смог смириться с решением дочери и порадоваться ее счастью. Для него она осталась по-прежнему «заблудшей овечкой», чьего возвращения он ждал, вероятно, до конца жизни, но на которое после череды унижений, пережитых им во время попытки вернуть дочь, уже не надеялся.

Известие о смерти отца потрясает Дуню и заплакать ее заплакать действительно горько. Затем девушка идет на могилу Самсона Вырина и еще долго неподвижно лежит на ней. Только теперь Дуня видит все последствия совершенной ей некогда ошибки, но время уже упущено. Единственное что она может сделать для своего отца сейчас — это отпеть покойного. Именно поэтому Дуня идет в село за попом. А позже ей ничего не остается, как сесть в карету и поехать дальше.

Ее счастливая и роскошная семейная жизнь с красавцем-мужем, «тремя маленькими барчатами» и «черной моською» продолжается, в то время, как Самсон Вырин покоится в сырой земле. И эта тяжелая ноша навсегда останется на душе Дуни, и, возможно, еще немало слез прольет девушка в будущем, вспоминая об отце.

см. также:
Другие сочинения по произведению Станционный смотритель, Пушкин

Характеристики главных героев произведения Станционный смотритель, Пушкин

Краткое содержание Станционный смотритель, Пушкин

Краткая биография Александра Пушкина

Жила в глухой деревеньке Н. обычная русская 14-тилетняя девушка, помогала отцу по хозяйству, отличалась трудолюбием и усердием, и как все девушки в её возрасте мечтала о красивой любви и счастливом замужестве. Её наивностью и неопытностью, мечтами о лучшей жизни воспользовался заезжий молодой человек, который втерся в доверие к её отцу, тайком увез из отчего дома и соблазнил, навсегда покрыв позором её честное имя и разбив сердце бедному старику.

Характеристика героини

Черты характера героини в повести выражены немного расплывчато. О ней определенно можно сказать что она от природы ласкова и добра, проворна и сообразительна, имеет привлекательную внешность (большие голубые глаза, длинные белокурые волосы), пользуется вниманием и благосклонностью проезжающих. Привыкнув к уважительному обращению и вниманию, Дуня скорее всего верит в свою особенность и в то что, она достойна лучшей жизни, чем ту которую имеет.

Также в характере Дуни можно отметить смелость и отсутствие робости в общении с останавливающимися на ночлег людьми (могла вступить с ними без боязни в разговор, разрешала поцеловать себя в щечку незнакомым мужчинам). Причем она запросто кокетничает с ними и точно знает что пользуется популярностью у мужчин и даже в некотором роде это использует, но не из дурных или корыстных побуждений, а например, чтобы защитить своего старенького отца от нападок богатых путешественников, если у них плохое настроение или желание на ком-то сорвать свою злость. Все таки она по-своему любила и уважала отца, хоть и сбежала от него и не навещала много лет. На его могиле она плачет и сожалеет о случившемся, что говорит о её горячем желании искупить свою вину перед бедным стариком, для которого она была светом в оконце.

Мечтательная и наивная она поддается соблазну и уезжает с опутавшим её обещаниями гусаром Минским в далекий Петербург. И хотя она едет в блестящую и богатую жизнь, о которой так долго мечтала, всю дорогу её мучает совесть и она горько и безутешно плачет, чувствуя себя виноватой в том, что бросила и предала отца. Красивый и молодой Минский снимает для Дуни огромную, шикарную квартиру в центре столицы и навещает её там время от времени, как того требовали приличия того времени. Молодая содержанка получает красивую, модную одежду, служанок, живет на широкую ногу, ни в чем себе не отказывая. Дуня любит Минского, он её вероятно тоже, относится к ней очень нежно и заботливо, не собирается бросать и обещает сделать счастливой.

Когда отец Дуни пешком добирается до столицы и умоляет отдать дочь, сожитель Дуни грубо выгоняет его и тот тихо угасает в глухой деревне, больше никогда не увидев своей единственной утехи в жизни. После его смерти красивая молодя барыня с тремя детьми (по описанию это и есть Дуня) наконец то приезжает его навестить, но уже поздно. Есть только заросшая травой могила на сельском кладбище, куда она и идет просить у отца прощения и искупления своей вины перед ним.

История Дуни Выриной

Дуня Вырина – героиня повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель», входящей в цикл «Повести Белкина». С ее отцом Самсоном Выриным и с самой Дуней рассказчик познакомился в 1816 г., когда проезжал «через ***скую губернию». Самсон был смотрителем станции, Дуне в то время было лет четырнадцать. Белкина поразила ее необычайная красота. Отец нарадоваться не мог на дочь и очень ей гордился: красивая, разумная, проворная. Весь дом на ней держался, она все успевала: и прибрать, и приготовить. Дуня заметила, какое впечатление произвела на проезжего. Потупив большие голубые глаза, она разговаривала с ним без робости, «как девушка, видевшая свет». На прощание девушка позволила себя поцеловать.

Через несколько лет Белкин вновь оказался на этой станции, он очень удивился, увидев смотрителя. За четыре года он превратился в старика. Вырин рассказал о причинах такой перемены. Три года назад приехал военный, сильно спешил и стал требовать лошадей. Дуня вышла к нему и предложила поесть. Гнев его прошел, он согласился поужинать и подождать лошадей. Сняв косматую шапку и шаль, оказался статным гусаром. Удобно расположившись, военный весело разговорился с Дуней. Тем временем подошли лошади, смотритель пошел распорядиться, чтоб запрягали. Вернувшись, увидел гусара без памяти лежащего на лавке. Он разболелся и не мог ехать. Смотритель уступил ему свою кровать, на следующий день послал за доктором. Дуня от него не отходила, он пожимал Дуне руку каждый раз, как она ему давала испить воды. Через пару дней больной встал на ноги и смог продолжить путь. Он расплатился за постой и предложил Дуне подвезти ее до церкви. Отец сам не понимал, как он разрешил ей. Через полчаса им овладело беспокойство, и он пошел в церковь, но Дуню там никто не видел. Отец, догадавшись, что гусар увез ее, слег в постель. Приехавший доктор сказал, что гусар был здоров, он тогда побоялся сказать об этом Вырину. Ямщик, везший Дуню, сказал, что она всю дорогу плакала.

Оправясь от болезни, смотритель взял отпуск и поехал разыскивать дочь. В Петербурге он нашел ротмистра Минского, тот просил прощения и пообещал, что Дуня будет счастлива. Отец не мог уехать, не повидавшись с дочерью. Он выследил Минского и вошел в дом. В богатой комнате он увидел Дуню, одетую с роскошью. Она сидела на ручке кресла, с нежностью смотрела на Минского. Увидев отца, она с криком упала. Минский выгнал смотрителя.

Еще через несколько лет Белкин узнал, что смотритель умер. На могилу приезжала богатая прекрасная барыня с тремя детьми и кормилицей. Она долго лежала на могиле отца, потом дала попу денег и уехала.

Образ героини в произведении

(Дуня на могиле отца, художник М. Добужинский, 1905)

Дуня, окружив себя фальшивым блеском богатства и ложными друзьями, не обретает той радостной и счастливой роскошной жизни в столице, о которой она так мечтала. Бросив умирать отца в скорбном одиночестве, она всю жизнь раскаивалась в том, что ради любви к мужчине предала самого близкого человека. Это чувство вины преследовало её всю жизнь, отравляла все радостные моменты и делала её несчастной. Все мы в погоне за удачей и личным счастьем должны на примере главной героини повести Пушкина «Станционный смотритель» осознавать свою ответственность перед близкими людьми, и понимать как наши действия могут отразиться на их здоровье и психическом состоянии. На чужом несчастье счастья не построишь, Дуня поняла это уже слишком поздно и ничего уже было не изменить.

Похоронные суеверия — что нужно делать и нельзя

Приметы на похоронах сохранились и до наших дней. Они сообщают нам, что нельзя делать в день похорон. Сейчас традиционно, когда умирает кто-либо из родных, родственники закрывают зеркала и всевозможные отражающие поверхности. Это делается для того, чтобы душа покойного не провалилась в зеркальный мир, согласно приметам. Также считается, что душа покойного не сможет обрести покой, если она отразится в зеркальных предметах. Зеркала оставляют закрытыми темной тканью в течение сорока дней. Также еще одной основная примета – это то, что ни в коем случае нельзя класть фотографии кого-либо в гроб к мертвому. Считается, что так покойник заберет жизнь изображенного на фотографии с собой. Существует огромное количество похоронных примет, которые сохранились в обычаях людей до наших дней.

Что значит, если по дороге встретилась похоронная процессия

Многие люди полагают, что встретив похоронную процессию или просто увидев ее из окна, тот, кто увидел отправление мертвого в последний путь, тоже умрет. Когда подобное видят из окна, нужно быстро задернуть шторы. А если вы увидели похоронный процесс, нельзя смотреть на покойника и разговаривать с присутствующими на процессе погребения.

Во время похорон и поминок нельзя говорить о покойном плохо

Считается, что ни в коем случае нельзя говорить что-то плохое об умершем. Такая традиция связана с тем, что тот, кто говорит отрицательные вещи о покойнике, может тоже умереть или навлечь на себя беду. К тому же, живые люди не должны судить покойного. Отправившись в иной мир, он итак получит заслуженный и честный суд над своей душой. Православный канон, например, говорит о том, что после смерти плотской человеческая душа вознесется на небеса, где Бог будет судить душу по тому, какие поступки он совершал когда-то, будучи еще живым.

Можно ли фотографировать покойника

На данную тему существует огромное количество примет и теорий. Одна из них заключается в том, что при фотографировании мир мертвых и мир живых будто бы соединяются на долю секунды. Другой является убеждение, что фотографии могут хранить энергетику мертвых. А позже они могут как бы вселиться в свое посмертное фото. Некоторые считают, что в момент запечатления мертвого злая сила может ворваться в мир живых и принести в него беды и несчастья. Также существуют и некоторые моральные нормы. Многие не позволяют делать фотографии их умерших родственников, потому что хотят запомнить их живыми и счастливыми.

Почему нельзя смотреть через окно на покойника в гробу

Эта примета гласит, что нежелательно смотреть на покойника, если вы увидели похоронный процесс из окна. Люди полагают, что так появляется риск навлечь беды и болезни, а также погибель. Рекомендуется не наблюдать за похоронами из окон во избежание негативных последствий.

Нельзя убираться в доме, пока в нем тело усопшего

Приметы говорят нам о том, что нежелательно и даже опасно убираться, выносить мусорные отходы и стирать, во время того, когда в доме находится гроб с усопшим. Считается, что такие действия могут навлечь и притянуть негативную энергетику и смерть в дом.

Зачем связывают руки и ноги усопшего

Приметы гласят, что злые силы могут скручивать и приносить боль умершему, если родственники не свяжут его руки и ноги сами. С точки зрения практики, покойного связывают, чтобы позже было удобнее его хоронить. Тело мертвого застынет и примет форму, а после этого нужно обязательно развязать его тело. Тут поверие говорит, что если не развязать покойника, то он не сможет ходить на том свете.

Особенности выноса гроба

Считается, что не стоит переворачивать гроб до того, как в него поместят тело мертвого человека. Также считается, что кровным родственникам нельзя нести гроб, иначе смерть настигнет весь род живущих. Еще одной приметой является то, что никто не должен идти перед гробом. Так можно обречь себя на погибель.

После того, как гроб с покойным вынесли из помещения, двери обязательно кто-то должен закрыть, так как полагается, что открытые двери после выноса покойника зовут беды в дом. Верование гласит, что если при погружении гроба в землю он переворачивается или же падает, то у мертвого осталось много незаконченных планов и дел в мире живых.

Погода во время захоронения

Приметы полагают, что погода в день похорон говорит о душе покойного:

  • Солнечная погода повествует, что душа у человека чистая и светлая. Такая погода означает, что человек при своей жизни был добр и совершил множество добрых дел.
  • Усиленный и продолжительный дождь говорит о том, что душа мертвого человека темна и зла.
  • Небольшие осадки во время похорон говорят о том, что умерший грешил, но не ужасно.

Но существуют и другие приметы связанные с похоронами. Они сообщают, что дождь во время похорон – это словно плач небес об ушедшей жизни.

Можно ли целовать усопшего

Примета гласит, что не стоит целовать покойного в губы. Мертвого человека нужно целовать исключительно в лоб. Целуя покойника в губы, человек словно получает поцелуй от смерти. Эта примета имеет некоторое медицинское обоснование. Человек может подхватить какую-либо инфекцию при поцелуе покойного в губы.

Зачем забивают гроб гвоздями

Гроб принято заколачивать гвоздями по нескольким причинам. Первая довольно простая – чтобы при процессе отпевания и последующем процессе захоронения крышка не съезжала и не падала. Вторая причина содержит в себе некоторую устаревшую примету. Раньше считалось, что умерший человек может воскреснуть и восстать, поэтому гроб необходимо было закрывать, используя гвозди.

Раньше было принято заколачивать гроб гвоздями, чтобы не произошла реинкарнация души. Раньше в некоторых культурах было принято хоронить человека с трубой для воздуха.

Живые цветы на погребение

С древних времен было принято приносить и класть цветы на гроб покойного. Сейчас принято приносить гвоздики, астры и тюльпаны. Цветы, принесенные на похороны, должны быть живыми. Венки также должны быть собраны из живых цветов.

Существует традиция, чтобы на похоронах не присутствовало более трех оттенков цветов. Считается, что цветовое разнообразие нарушает траурное настроение.

Почему нельзя плакать на похоронах

Давнее верование гласит, что слезы на похоронах будто топят покойного. Он словно чувствует всю скорбь и боль своих живых родственников. Покойному становится не комфортно от большого количества пролитых слез на его похоронах.

Нельзя заочно отпевать покойного

Традиционно принято отпевать покойного на третий день после его кончины. Заочное отпевание проводится лишь по весомым причинам. Чаще всего это происходит, если не осталось останков тела умершего. Опасно отпевать мертвого человека заочно без ярких причин. Примета гласит, что так душа мертвого не сможет попасть в рай.

Если покойник не застыл

Эта примета гласит о том, что если мертвый человек не застыл, его тело не окаменело, то грядет еще смерть. То есть мертвый заберет с собой еще одного человека.

Похороны в день рождения умершего

Многие люди хотят помянуть умершего в день его рождения, даже если в этот день происходят его похороны. После физической смерти душа обретает новую дату рождения – дата физической смерти. Поэтому лучше не стоит поминать усопшего в его первичный день рождения.

Упал гроб: что делать

Самой плохой приметой является то, что гроб с покойным уронили на похоронах. Это означало, что будут новые смерти в семье. У славян было принято печь блины и нести их на кладбище, чтобы отвести беду от семьи.

Цветы для покойника

Цветы для мертвого человека лучше приобретать живые. Искусственные изделия лучше приносить уже позже, после похоронной процессии.

Что оставляют на могиле

Традиционно на могиле после похорон оставляют цветы и фотографию покойного, которая была запечатлена еще при его жизни.

Почему принято закрывать глаза

Покойнику принято закрывать глаза, потому что существует примета, которая гласит, что открытые глаза умершего человека будто наблюдают за миром живых и как бы ищут новую смерть.

Ворон на кладбище: к чему

Ворон, прилетевший на кладбище, приносит весть, что скоро кто-то умрет. Однако услышать ворона на кладбище – значит ждать прихода денег в дом.

Нельзя идти перед гробом

Приметы гласят, что идти перед гробом не советуется. Принято, что человек, идущий перед гробом с мертвым человеком, обрекает себя на болезни, несчастья и даже смерть.

Почему на похоронах нельзя ходить на другую могилу

Не рекомендуется ходить на другую могилу сразу после похорон родственника. Причиной тому является примета, что двукратное посещение разных могил в день похорон может нести отрицательные последствия для человека. Он может притянуть к себе негативную энергетику.

В плаче Дуни на могиле отца — глубокая, сильная и искренняя жалость к отцу и, конечно, понимание того, что не могла повлиять на душу и сердце его, дать ему немного «разумности» , терпения и надежды; понимание того, что так или иначе оказалась причиной гибели отца.
Это сострадание есть чувство, выражающее позицию и рассказчика, и автора, и читателя. Но автор со своей героиней выходит и на другой, высший уровень понимания, к глубокой печали за смотрителя («Царство ему Небесное» — скажет о нем мальчик) , погибшего из-за «довольного самолюбия» , родительского эгоизма и отчасти гордыни, не смирившегося с потерей дочки как своего достояния, не поверившего в возможность для нее иной жизни, иного счастья. Все-таки главная причина беды у Пушкина заключается не в устройстве мира, не во всесилии судьбы, а в самом человеке. Самсон Вырин погибает от своего «несчастья» и «горя» , подобно тому как сами жители села виноваты в том, что у них такое заброшенное кладбище: «Мы пришли на кладбище, голое место, ничем не огражденное, усеянное деревянными крестами, не осененными ни единым деревцом. Отроду не видал я такого печального кладбища» .
Соединение Дуни и Самсона Вырина в жизни было невозможно и произошло только на могиле отца, после завершения его земного пути. Такое соединение имеет христианскую природу. Только в финале повести эгоистический, казалось бы, поступок Дуни — бегство из родного дома — осмысляется в качестве освященного, ибо мы узнаем о семейном счастье Дуни и о нравственном спасении ее души в плаче-покаянии на могиле отца.
Но автор не судит, не обвиняет «бедного смотрителя» . Автор занимает позицию отца из евангельской притчи, позицию199
высокого и мудрого смирения перед жизнью. Повесть Пушкина пробуждает в читателе искреннее сострадание к слабому, беспомощному, «бедному» , и дает понимание истинной любви и истинной мудрости, благодаря которым возможно разрешение жизненных противоречий и преодоление любых препятствий, разъединяющих людей.
В финале повести звучат две ноты: трагическая, связанная с гибелью смотрителя, и светлая, связанная с образом Дуни («прекрасная.. .добрая.. .славная») . Это сочетание «трагизма с духовным покоем, мудрым смирением и просветленностью» , это чувство «тихой, примиренной скорби, светлой печали» (С. Франк) характерно для позднего Пушкина.

В плаче Дуни на могиле отца — глубокая, сильная и искренняя жалость к отцу и, конечно, понимание того, что не могла повлиять на душу и сердце его, дать ему немного «разумности» , терпения и надежды; понимание того, что так или иначе оказалась причиной гибели отца.
Это сострадание есть чувство, выражающее позицию и рассказчика, и автора, и читателя. Но автор со своей героиней выходит и на другой, высший уровень понимания, к глубокой печали за смотрителя («Царство ему Небесное» — скажет о нем мальчик) , погибшего из-за «довольного самолюбия» , родительского эгоизма и отчасти гордыни, не смирившегося с потерей дочки как своего достояния, не поверившего в возможность для нее иной жизни, иного счастья. Все-таки главная причина беды у Пушкина заключается не в устройстве мира, не во всесилии судьбы, а в самом человеке. Самсон Вырин погибает от своего «несчастья» и «горя» , подобно тому как сами жители села виноваты в том, что у них такое заброшенное кладбище: «Мы пришли на кладбище, голое место, ничем не огражденное, усеянное деревянными крестами, не осененными ни единым деревцом. Отроду не видал я такого печального кладбища» .
Соединение Дуни и Самсона Вырина в жизни было невозможно и произошло только на могиле отца, после завершения его земного пути. Такое соединение имеет христианскую природу. Только в финале повести эгоистический, казалось бы, поступок Дуни — бегство из родного дома — осмысляется в качестве освященного, ибо мы узнаем о семейном счастье Дуни и о нравственном спасении ее души в плаче-покаянии на могиле отца.
Но автор не судит, не обвиняет «бедного смотрителя» . Автор занимает позицию отца из евангельской притчи, позицию199
высокого и мудрого смирения перед жизнью. Повесть Пушкина пробуждает в читателе искреннее сострадание к слабому, беспомощному, «бедному» , и дает понимание истинной любви и истинной мудрости, благодаря которым возможно разрешение жизненных противоречий и преодоление любых препятствий, разъединяющих людей.
В финале повести звучат две ноты: трагическая, связанная с гибелью смотрителя, и светлая, связанная с образом Дуни («прекрасная.. .добрая.. .славная») . Это сочетание «трагизма с духовным покоем, мудрым смирением и просветленностью» , это чувство «тихой, примиренной скорби, светлой печали» (С. Франк) характерно для позднего Пушкина.

Жила в глухой деревеньке Н. обычная русская 14-тилетняя девушка, помогала отцу по хозяйству, отличалась трудолюбием и усердием, и как все девушки в её возрасте мечтала о красивой любви и счастливом замужестве. Её наивностью и неопытностью, мечтами о лучшей жизни воспользовался заезжий молодой человек, который втерся в доверие к её отцу, тайком увез из отчего дома и соблазнил, навсегда покрыв позором её честное имя и разбив сердце бедному старику.

Характеристика героини

Черты характера героини в повести выражены немного расплывчато. О ней определенно можно сказать что она от природы ласкова и добра, проворна и сообразительна, имеет привлекательную внешность (большие голубые глаза, длинные белокурые волосы), пользуется вниманием и благосклонностью проезжающих. Привыкнув к уважительному обращению и вниманию, Дуня скорее всего верит в свою особенность и в то что, она достойна лучшей жизни, чем ту которую имеет.

Также в характере Дуни можно отметить смелость и отсутствие робости в общении с останавливающимися на ночлег людьми (могла вступить с ними без боязни в разговор, разрешала поцеловать себя в щечку незнакомым мужчинам). Причем она запросто кокетничает с ними и точно знает что пользуется популярностью у мужчин и даже в некотором роде это использует, но не из дурных или корыстных побуждений, а например, чтобы защитить своего старенького отца от нападок богатых путешественников, если у них плохое настроение или желание на ком-то сорвать свою злость. Все таки она по-своему любила и уважала отца, хоть и сбежала от него и не навещала много лет. На его могиле она плачет и сожалеет о случившемся, что говорит о её горячем желании искупить свою вину перед бедным стариком, для которого она была светом в оконце.

Мечтательная и наивная она поддается соблазну и уезжает с опутавшим её обещаниями гусаром Минским в далекий Петербург. И хотя она едет в блестящую и богатую жизнь, о которой так долго мечтала, всю дорогу её мучает совесть и она горько и безутешно плачет, чувствуя себя виноватой в том, что бросила и предала отца. Красивый и молодой Минский снимает для Дуни огромную, шикарную квартиру в центре столицы и навещает её там время от времени, как того требовали приличия того времени. Молодая содержанка получает красивую, модную одежду, служанок, живет на широкую ногу, ни в чем себе не отказывая. Дуня любит Минского, он её вероятно тоже, относится к ней очень нежно и заботливо, не собирается бросать и обещает сделать счастливой.

Когда отец Дуни пешком добирается до столицы и умоляет отдать дочь, сожитель Дуни грубо выгоняет его и тот тихо угасает в глухой деревне, больше никогда не увидев своей единственной утехи в жизни. После его смерти красивая молодя барыня с тремя детьми (по описанию это и есть Дуня) наконец то приезжает его навестить, но уже поздно. Есть только заросшая травой могила на сельском кладбище, куда она и идет просить у отца прощения и искупления своей вины перед ним.

Смоленское кладбище: люди, могилы, чудеса блаженной Ксении

10 августа (28 июля по старому стилю) совершается празднество в честь Смоленской иконы Божией Матери. В Санкт-Петербурге существует посвященная этой иконе церковь, которая располагается на Смоленском кладбище. И храм, и кладбище много значили и значат для православных петербуржцев хотя бы потому, что здесь почивают мощи покровительницы Санкт-Петербурга блаженной Ксении. К этому празднику предлагаются воспоминания заслуженного врача, ветерана труда Галины Георгиевны Руденковой, посвященные судьбам Смоленского храма и кладбища в 40–50 годы XX века.

1945 год мы встретили далеко от Ленинграда, за Уралом, в эвакуации, и до поры до времени не могли выехать в родной город, чтобы со своими земляками встретить замечательный день радости и ликования – День Победы. Военный завод-дублер неохотно отпускал своих работников. Мы смогли вернуться в Ленинград только к осени 1945 года.

Немногочисленные храмы города были переполнены молящимися и вынужденными прихожанами. Люди после работы ежедневно шли на вечернее богослужение, где в благостной обстановке и в тепле коротали время, чтобы не докучать родственникам, приютившим их на время разрешения жилищной проблемы. Многие прожили в коридорах больших многокомнатных квартир до трех или даже пяти лет. Значительно позднее некоторых из них в храме я больше не видела.

Зимой 1945–1946 года утром в воскресенье мы спешили на Смоленское кладбище к стене часовни Ксении Блаженной. Часовня была закрыта. К 10 часам утра приходил высокого роста, плотного сложения священник. Сверху на теплую меховую доху был одет подрясник, фелонь и епитрахиль. Рядом стояла средних лет женщина, чернявая, полная, ее он называл Дуня. Помощница священника в темном одеянии бодро собирала записки с небольшим, можно сказать – скудным, подаянием. Священник с добрым светлым лицом, полными губами и необыкновенно доброжелательными глазами сначала служил молебен, старательно прочитывая все имена. Часто поднимал глаза к небу и, видно, крепко молился о каждом из нас.

У часовни св. блж. Ксении Петербургской

Иногда наше необычное богослужение под открытым небом сопровождалось снегопадом. На черной старинной скуфье священника вырастал маленький сугроб, эта вторая белая скуфья очень забавляла нас, детей, которые с матерями стояли на молебне и пытались осознать всё происходившее.

Затем служилась панихида. Помощница батюшки Евдокия пела громко, твердо, мы же робко подпевали батюшке и ей. Отец Василий (с какой-то богословской фамилией – то ли Введенский, то ли Преображенский) как-то особенно прочитывал имена усопших, упирая на слово «воин»: «воина Иоанна, воина Петра…» Женщины горько плакали. Иногда голос священника начинал дрожать, а по его крупному лицу текли слезы. Когда же пели «Со святыми упокой», никто не сдерживал слез, рыданий и причитаний, всех объединяло общее горе.

Дети целовали эти импровизированные иконочки. Где только батюшка доставал их в смутное время вражды против Церкви?

Служба, если так можно назвать молебен и панихиду, заканчивалась целованием креста. Батюшка, как мог, утешал молящихся, иногда детям раздавал немудрящие подарки – конфеты, маленькие фотографии икон. Дети целовали эти импровизированные иконочки. Где только он их доставал в это смутное время вражды против Церкви? Правда, в годы войны и человеческих страданий богоборчество приутихло, многие повернулись к Богу, многие были очевидцами чудес и спасения обратившихся ко Господу, тех, кто попадал в самые трагические ситуации.

Через некоторое время открыли часовню Ксении Блаженной, точной даты я не упомню, но помню, что когда ее открыли, создалось впечатление, что она никогда не закрывалась. На стенах висели старинные иконы, пол был покрыт изразцовой плиткой, а у окна на полу стояла низенькая, из нежно-белого мрамора гробница, очень гармоничной формы, с золоченым крестом на передней стенке. Дверей было две: в одну входили, в другую выходили после молебствия. После окончания панихиды и целования креста люди выходили, и на их место заходили следующие, заполняя внутреннее пространство часовни, и всё повторялось сначала: молебен, панихида и т.д. Очередь в часовню доходила до самого храма Смоленской иконы Божией Матери. Никто не лез вперед. Все с каким-то особенным благостным настроением стояли в этой очереди, рассказывали о своих бедах и невзгодах, делились радостями, знакомились и даже создавали семьи. Блаженная матерь Ксения – удивительная споручница семьи и детских судеб. Сколько чудес было около этих святых стен! Сколько радости приносила матушка Ксения измученным войной людям, особенно детям!

Малышке очень хотелось резиновый мячик. До того ли было матери, которая не знала, что выкупать по карточкам – валенки или галоши.

Одной маленькой девочке очень хотелось иметь резиновый мячик. До того ли было матери, которая не знала, что выкупать по карточкам – валенки или галоши. До игрушек дело не доходило. Как-то мать собирает девочку на службу в часовню, советует помолиться Ксении Блаженной и рассказать ей о своей мечте. Возвратившись домой, девочка с горечью жалуется маме, что никакого мячика она не получила. В это время раздается звонок в квартиру: на пороге стояла крестная девочки с резиновым мячом в шелковой сетке. Она пришла поздравить крестницу с Днем ангела и напомнить матери об этом семейном празднике.

Как-то однажды в воскресенье мы шли из часовни по главной дорожке и увидели, что боковые двери храма открыты и из них выносят старые доски, ржавое кровельное железо. Жители ближних домов рассказывали, что с соседнего храма очень красивой архитектуры[1] снарядом снесло купол, и жители решили сохранить хотя бы кровлю и перенести железо в Смоленский храм, где крыша не пострадала от обстрелов. За последующие годы железо проржавело и ни на что не годилось.

Отмыли стены храма, пол покрыли досками, которые старательно натирали мастикой. Щеток не хватало, и я натирала пол своим валенком.

Люди с радостью и одушевлением очищали храм от мусора, железа и щебенки. Моя мама в черном бархатном пальто с белым песцом быстро включилась в работу. Какое-то необыкновенное светлое чувство наполняло нас, мы не обращали внимания на порванные в работе перчатки, на плечи брали тяжелые доски, и вскоре храм был очищен от мусора. Однако вид храма внутри был более чем печальный. Когда-то красивые фрески были закопченными, огромная панорама «Исцеление дочери Иаира» была покрыта толстым слоем копоти и грязи, и с трудом просматривалась величественная фигура Христа. Как могли, мы отмыли стены, каменные плиты пола покрыли досками, которые мы старательно натирали мастикой. Щеток на всех не хватало, и я натирала пол своим валенком.

Часовня Святой Ксении Петербургской на Смоленском православном кладбище. Фото второй половины XX в.

Настоятелем стал отец Василий, прибыли еще два священника, обоих звали Михаилами. Старый отец Михаил с клиновидной бородкой и поврежденным глазом служил размеренно, на проповедях много не говорил. Жил он на Петроградской стороне, кажется, на Бармалеевой улице. Соседи о нем знали больше, чем он сам знал о себе. Икон в маленькой прокуренной комнате не было. Как-то он разоткровенничался и из-под шкафа достал большую запыленную фотографию выпуска духовной семинарии, где он был виден в ряду других семинаристов-выпускников. Был он какой-то не свой, чужой. Исповеди проходили общим чином, беседы с прихожанами с глазу на глаз не одобрялись. Но однажды, положив епитрахиль на голову мамы, он тихонько спросил: «Тамара Васильевна, а где вы работаете?» Мама вынуждена была нарушить принятый в церковной жизни закон послушания и ответила: «Отец Михаил, это к исповеди не относится». Мама занимала высокую должность на военном заводе. Как только ее хранил Господь!

Как-то после всенощной накануне большого праздника народ толпой вышел из храма, шли по берегу реки Смоленки на трамвай № 11. Мама с восторгом сказала: «Какое счастье, столько народу пришло в храм!» На это незадачливый батюшка отец Михаил («старый», как мы называли его между собой) заметил, что во время войны много мужчин погибло на полях сражений, вот женщины и приходят в церковь посмотреть на священников. Моя мама не растерялась и ответила, что на мужчин смотреть лучше на пляже, а в храме в лице священника мы видим образ Христа.

Другой отец Михаил был совсем иного склада, по выражению писателя В.Н. Лялина, священник «высокой пробы». Он был молод, красив, вьющиеся каштановые волосы обрамляли благородное лицо. Во время проповеди, отрываясь от листа бумаги (копия находилась в епархии и у уполномоченного, для слежки), он горячо говорил о действии Святого Духа в современном мире, о благодати Господней, о молитве за ныне живущих и погибших в тяжкие годы войны. В это время его глаза светились каким-то янтарным светом. В своей поэме Владимир Солоухин пишет, что Свет Небесный

Костром горит, огнем манит в ненастье, В словах сквозит и светится из глаз.

Отец Михаил был удивительно талантливым проповедником и через кордоны запретов старался донести до нас Христову Истину в том свете, который оставили нам апостолы. Его старший сын Ника сослужил с ним в алтаре, на нем был старенький дореволюционный стихарь, в котором он выглядел истинным служителем Церкви. Несмотря на малый возраст (ему было лет 8), он был очень серьезен, собран, делал всё четко и правильно. Во время Пасхальной седмицы было видно, как он сосредоточенно стоял недалеко от Престола, углубленный взгляд свидетельствовал об искренней молитве, какая только могла быть в его детском чистом сердце.

Братик Ники был значительно младше его. В легкой сусликовой шубке он смело, раздвигая локотками плотно стоящих прихожан, продвигался к солее. Пожилая женщина, охая и причитая, двигалась за ним: «Ах ты, батюшки, подожди же, куда ты?! Вот я тебе!» Достигнув цели своего путешествия по храму, он хозяйственно окидывал взглядом прихожан и, немного постояв, так же исчезал в обратном направлении. Семья отца Михаила жила на Малом проспекте Васильевского острова, занимала две маленькие комнаты. Малыш любил кататься на большой старинной двери с латунной ручкой, открывая и закрывая ее. Нянюшка постоянно ворчала на него, а он говорил: «Не ругайся, стану митрополитом – буду за тебя молиться».

Часовня блаженной Ксении Петербургской. Интерьер

После Литургии матушка отца Михаила шла с детьми в часовню Ксении Блаженной по основной дорожке кладбища. Раиса Владимировна тяжело носила третьего ребенка, часто уставала, садилась на скамеечку около больших белых мраморных крестов могил Обер-Боярских, а Ника стоял в очереди в часовню со своим другом Валентином. Большеголовый, небольшого роста, он отличался от своего приятеля. Я была старше их года на три и смотрела на них несколько свысока, понимая, однако, духовную высоту этих мальчиков. Они много говорили о самых радостных вещах, речь Ники удивляла своей размеренностью, логичностью, не по возрасту глубокой и ладной.

Однажды мы узнали, что на отца Михаила (младшего) пришел непомерный налог – хоть в долговую яму залезай, за несколько лет не расплатиться! Несколько надежных прихожан тайно организовали сбор денег, в списках значились только имена жертвователей. Нужная сумма была собрана, и так выкупили мы своего батюшку!

Иногда из глубокой памяти всплывают эпизоды из истории Смоленского прихода, которые свидетельствуют о глубокой вере нашего народа – многострадального, но милостивого и понимающего беду и скорбь ближнего.

Как-то раз отец Михаил (младший) обратился к приходу со скорбными словами. Его шестилетняя доченька болела тяжелым гриппом, затем корью с тяжелыми осложнениями. Врачи констатировали полную потерю зрения.

Решили отслужить молебен всем приходом. Все встали на колени перед Смоленской иконой. Искренне молились об исцелении малышки.

Решили отслужить молебен всем приходом. Все встали на колени перед Смоленской иконой Божией Матери. Искренне молились об исцелении малышки, многие просили со слезами, особенно когда пели «Царице моя преблагая». На очередных службах прихожане участливо спрашивали: «Как там наша маленькая Леночка?» «Получше», – отвечал батюшка. Ребенок обрел зрение, но какой-то дефект остался и напоминал нам об этом событии. Может быть, со временем и это прошло.

Священникам сослужил диакон Николай Кузьмич Обер-Боярский. Рассказывали, что он служил до революции в Гатчине, где пел императорский хор и молился государь Николай II. Говорили об этом тайком, ибо такая биография могла повредить всей его семье. Я очень любила его жену Наталию Ивановну. Она заведовала библиотекой Академии художеств с незапамятных времен. Она часто рассказывала, как во время всех войн хранила все рисунки, все фолианты о живописи и даже авторефераты сотрудников академии. Во время блокады Ленинграда она не сожгла ни одной брошюры, замерзая в обледеневшей библиотеке. Я жадно слушала ее рассказы. Я преклонялась пред этой полной, доброжелательной женщиной. Что сталось с Кирой Николаевной – дочерью Наталии Ивановны и диакона Николая? Где Наташа, их внучка? Очень бы хотелось узнать, но я сама сейчас стара и не имею возможности выехать в архивы и воздать должное людям, сберегавшим наше российское достояние.

Со временем отца Михаила (младшего) перевели, кажется, в Преображенский собор, у нас не было моды переходить за священником в другой приход без веской на то причины.

/p>

Отца Василия сменил жесткого нрава настоятель, нетерпимо относившийся к человеческим слабостям. Правда, при нем была проведена большая реставрация стен и росписи. Мы увидели изображения евангельских событий во всей их красоте.

Вечерние богослужения в храме Смоленской иконы Божией Матери начинались в 18:30, так как многие работали до 18:00, заводы заканчивали работу по гудку в 17:00.

Хор в храме был скромный. Регент, отставной солдат небольшого роста с поврежденной ногой, управлял хором, держа правую руку около усов, а левой регулировал такт пения. Я выросла в музыкальной семье, еще до войны меня брали на концерты в Капеллу, где пели мои двоюродные братья в хоре мальчиков. Очень хотелось, чтобы наш хор пел лучше.

Долгое время единственным псаломщиком в храме был инженер Владимир Павлович, до войны он работал с моей мамой на одном заводе. На фронте ему оторвало половину лица, но сохранились голосовые данные. На лице он постоянно носил большую черную повязку. Читал он четко, размеренно; поражал приятный тембр его голоса. Когда я готовлюсь к Причастию и читаю предпричастные молитвы, у меня до сих пор звучит его молитвенный голос. Отца его расстреляли задолго до войны, и мать осталась с одиннадцатью детьми: всем она дала образование, а внуки ее пополнили плеяду ученых и работников искусств. Некоторые до сих пор работают в Эрмитаже.

Четверг в храме был особенным днем. Вечером после вечерни всем миром пели Акафист Божией Матери. Возможно, четверг был определен потому, что в среду многие ездили в Никольский собор на акафист святителю Николаю. Никольский собор никогда не закрывался, и богослужения в нем шли даже в блокаду. Икосы пели все вместе, все 13 «Радуйся». Акафисты тайно на работе печатала на машинке прихожанка Таисия, некоторые экземпляры были подписаны ее рукой, красивым каллиграфическим почерком.

Памятники. Красота церковная и варварство безбожное

Кладбище – место особое, место печали, молитвы и памяти. Постыдно стать иванами, не помнящими родства. Не все, но многие из нас – питерцы, петербуржцы, а значит, родные нам те, кто покоится в этой святой земле Смоленского кладбища, которое является оазисом среди большого города. Это место памяти, насчитывающее не одно столетие. Основано оно в середине XVIII века и названо так в честь жителей Смоленска, трудившихся на строительстве Санкт-Петербурга и ложившихся в его землю. Благодаря им была построена церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери в 1794 году архитектором Львовым, и сама блаженная Ксения тайно принимала участие в строительстве храма. Смоленское кладбище – мемориал, хранивший высокую культуру захоронения, надгробных памятников и скульптуры. Здесь было захоронено много знаменитых и достойных людей: художники Крамской, Н. Ге, писательница Лидия Чарская… По преданию, здесь была похоронена няня А.С. Пушкина Арина Родионовна. В день Смоленской иконы Божией Материя, 10 августа 1921 года, после отпевания в церкви Воскресения Христова здесь был похоронен великий русский поэт Александр Блок (в 1944 году его череп был перенесен на Литераторские мостки).

В крест когда-то были вмонтированы эмалевые иконы – чья-то алчная рука выломала их себе на потребу…

Надгробные памятники не только сохраняли память об усопших, но и несли в себе глубокий духовный поучительный смысл. Направо от входа высится величественная гранитная скала с небольшим железным крестом на вершине, в отверстия которого когда-то были, вероятно, вмонтированы эмалевые иконы – чья-то алчная рука выломала их себе на потребу. Склон монумента представлял путь, состоящий внизу из семи ступеней, – вероятно, это земной путь семилетнего младенца, по ним очень легко подняться вверх; дальше дорога была широкая, пологая: наверное, это был путь отрочества; затем гладкая дорога устремлялась круто вверх, по бокам вертикальные полосы обрыва; еще выше – путь становился крутым, скользким, и к самому кресту проходила узкая, почти вертикальная тропинка. Непросто земному путнику добраться до креста, до Царствия Небесного.

На кладбище было много склепов с изящной наземной постройкой в виде часовен. Красивый чугунный каркас окружен искусно выполненной металлической сеткой. Сверху это надмогильное сооружение было покрыто металлической кровлей. Надгробные памятники поражали своей красотой и изяществом. Перед алтарной стеной храма на одной из могил стоял огромный гранитный гроб на каменных лапах дикого зверя. Гроб сверху был покрыт множеством необыкновенно красивых в натуральную величину роз. Тонкие лепестки были сделаны из гладкого фарфора – сочетание великого искусства, трудолюбия и профессионализма. Через некоторое время я вновь навестила этот памятник и с ужасом увидела остатки разбитых цветов – жестокость и варварство, граничащее с безумием.

За часовней Ксении Блаженной, в сторону Малого проспекта, до сих пор стоит величественный монумент в память о погибших моряках. В центре полуовальной гранитной стены – поясной образ Спасителя работы В.М. Васнецова. Однажды, прикладываясь после богослужения к этой мозаичной иконе, мы в отчаянии увидели разбитый лик Христа – последствие невежества, злобы и атеизма. Неоднократные попытки реставрации не увенчались успехом: выражение лика Спасителя восстановить не удалось. Однако похожий образ в округлой нише, созданный тем же автором, сохранился на западной стене часовни Ксении Блаженной: вначале он был закрашен краской, а затем был закрыт округлым железным листом, и это спасло его от власти стихий и людской дерзости.

Рассказывали, что ночью сюда привезли 40 священников и зарыли их живыми. До самого утра слышны были их крики и стоны.

Недалеко от монумента погибшим морякам стоит скромная могила блаженной Ирины Гатчинской; кто она была, мы не знали, но благоговейно подходили к кресту, целовали его. Ближе к храму Смоленской иконы Божией Матери стояла часовня; чугунная основа строения надежно держала железную кровлю над могилой, а затейливая железная сетка была натянута на ее стены. Это могила блаженной Анны. На пути к блаженной Ксении люди заходили на эту могилу, молились, а вокруг часовенки всегда была протоптана тропинка и зимой, и летом. Ближе к основной дорожке было очень необычное захоронение: большой холм квадратной формы, позже на этой могиле появился деревянный крест, может быть, взамен подгнившего. Жители Гавани рассказывали, что в годы богоборчества ночью сюда привезли 40 священников и зарыли их живыми. До самого утра слышны были их крики и стоны. Одна пожилая женщина видела, как на следующее утро земля еще шевелилась над несчастными. Свечей на холм в 1940-е годы не ставили, чтобы не вызывать на себя гонений властей.

Неоднократно над Смоленским кладбищем возникала серьезная угроза его ликвидации, как и многих петербургских мест захоронения. В конце 1940-х годов, кажется в 1949 году, вышло постановление о сносе могил и превращении территории кладбища в парк с аттракционами и увеселительными заведениями. Моя мама, преодолев страх, написала письма в горком партии и лично товарищу Сталину, четко аргументируя, что ликвидация такого мемориала памяти, культуры и искусства русских мастеров отрицательно скажется на нравственной ситуации в городе и стране, а игры и пляски на костях усопших – надругательство над памятью погибших во время Великой Отечественной войны, захороненных в братских могилах кладбища, – подорвут авторитет руководителей города и страны. Возможно, в отмене постановления сыграло роль то обстоятельство, что родители А.Н. Косыгина захоронены на Смоленском кладбище.

Могилы южной части кладбища оказались затоплены по самые верхушки крестов.

Вторая волна разрушения обрушилась на кладбище во время перестройки. В период, когда закрывались фабрики и заводы и промышленность охватывал паралич, руководителям завода им. Котлякова понадобилось расширение заводских площадей, скорее всего для коммерческих целей. Стали частично уничтожаться, а частично переноситься могилы с восточной стороны кладбища. Но тут пришла другая беда: в результате неграмотного проведения работ была нарушена очень мудрая и сложная система мелиорации кладбища, проведенная еще сотни лет тому назад. Кладбище стало тонуть в подземных водах, ранее отходивших в реку Смоленку. Могилы южной части кладбища, что около Малого проспекта, были затоплены по самые верхушки крестов и ершистых звеньев звезд у советских могил. Не зная, что делать, организаторы этого преступления оставили свою затею с расширением территории завода, который, кстати, к тому времени практически не работал. Эта жуткая картина была гениально отражена в одной из передач «600 секунд» талантливым, но впоследствии заблудившимся и предавшим Православие журналистом – Александром Невзоровым.

Другая беда перестроечного и постперестроечного времени – безоглядная продажа мест на кладбище и уничтожение старых могил под предлогом того, что за ними не ухаживают. Часто род человека пресекается не по его вине, и разве справедливо выбрасывать из могилы и ругаться над памятью человека, который, может быть, украшал наш город и защищал его?

И наконец, постоянный бич Смоленского кладбища – кража старинных надгробий. Со временем старинные памятники стали расхищаться, вывозились мраморные скульптуры ангелов, исчезали гранитные массивные плиты, мраморные аналои с искусной вязью письма с изображением бахромы и каменных кистей.

С вывезенных надгробий стирали старые надписи. Ставили эти памятники своим сановным сородичам, а иногда и самим себе, заранее.

Мне вспоминается рассказ замечательного церковного писателя (к сожалению, уже покойного) Валерия Лялина о том, как в ленинградской больнице помирал один грузин. Его приятели по промыслу называли его Лялик. Он занимался перевозом в Грузию памятников с петербургских кладбищ, в основном со Смоленского как самого богатого и сохранившегося до наших дней. Промысел был очень выгодным. Богатые грузины охотно у него скупали этот бесценный товар, стирали старые надписи и ставили эти памятники своим сановным сородичам, а иногда и самим себе, заранее, чтобы потом домочадцы при его захоронении не обмишурились. Дело шло лихо, никто не мешал и не вмешивался в этот зарождавшийся бизнес. С памятников стирались старые надписи, наносились новые, их помещали над могилой в особое строение, где круглые сутки горел свет и играла музыка.

Находясь в больнице, Лялик много шутил, заигрывал с молоденькими медсестрами, но дела его были плохи. Почки и печень не выдержали его разгульной жизни, и, несмотря на все старания врачей, он умер. Его перевезли в Грузию и там со всеми почестями похоронили на знатном кладбище у родного села. После этого начались страшные события в селении: падеж скота уничтожил все стада, град побил урожаи и наступил голод, молодые женщины умирали в родах, мужчины погибали в дорожно-транспортных происшествиях, болели неизвестными до того болезнями и умирали. Селяне поняли, в чем причина их бедствий, выкопали из могилы знаменитого поставщика памятников и похоронили далеко от своего села.

История весьма поучительная. Воистину Бог поругаем не бывает, и осквернители могил получают свое возмездие если не в сем веке, то в будущем, а временами и здесь, и там. И мы уже сейчас расплачиваемся за безумное молчание всея земли, за оскверненные гробницы, за утраченные произведения нашей культуры, за попрание памяти наших праотцев и соотечественников. И дай Бог, чтобы мы не платили за это ТАМ.

Образ героини в произведении

(Дуня на могиле отца, художник М. Добужинский, 1905)

Дуня, окружив себя фальшивым блеском богатства и ложными друзьями, не обретает той радостной и счастливой роскошной жизни в столице, о которой она так мечтала. Бросив умирать отца в скорбном одиночестве, она всю жизнь раскаивалась в том, что ради любви к мужчине предала самого близкого человека. Это чувство вины преследовало её всю жизнь, отравляла все радостные моменты и делала её несчастной. Все мы в погоне за удачей и личным счастьем должны на примере главной героини повести Пушкина «Станционный смотритель» осознавать свою ответственность перед близкими людьми, и понимать как наши действия могут отразиться на их здоровье и психическом состоянии. На чужом несчастье счастья не построишь, Дуня поняла это уже слишком поздно и ничего уже было не изменить.

Храм-пирамида

В середине XIX века рядом с деревянной церковью Сергия Радонежского построили каменный храм-памятник Спаса Нерукотворного. Новая церковь получила интересный облик: на кубе-четверике поставлен восьмигранный невысокий шатер с мощным куполом. Шатровые каменные храмы часто строились в XVI-XVII веках, а потом их запретил патриарх Никон.

В Подмосковье есть два старинных прообраза Деулинской церкви: Успенский храм Брусенского монастыря в Коломне и Ильинская церковь в селе Пруссы Коломенского района. Оба эти храма представляют куб, на котором стоит шатер. В отличие от классических образцов у них между кубом и шатром нет промежуточного уровня декоративных кокошников. При этом храм в Деулино имеет не такой высокий шатер, как у церквей в Пруссах и в Брусенском монастыре.

В XIX веке пирамидообразные часовни и церкви стали отличительной чертой памятников героям войны. Старинный шатровый храм в Брусенском монастыре Иван Грозный построил также в память о взятии Казани. В 1823 году в самой Казани построили часовню павшим при взятии Казани в 1552 году. Этот храм-памятник представлял собой усеченную пирамиду. По подобию Казанской часовни в Севастополе в 1857 году стали строить храм-пирамиду святителя Николая Чудотворца. Его посвятили погибшим защитникам города в Крымской войне. В конце XIX века в Москве построили две пирамиды-часовни Александра Невского в память о героях Русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Первая четырехгранная часовня стояла на Манежной площади у Кремля, но в 1920-х годах постройку снесли. Сохранилась вторая часовня Александра Невского в Ильинском сквере, посвященная героям сражения под Плевной 1877 года. Она имеет форму высокого восьмигранного шатра.

Могила игумена Бориса Храмцова

Спасский храм в Деулино был закрыт в советские годы. В 1990 году его вернули верующим, после чего церковь получила статус подворья Троице-Сергиевой лавры. На церковном погосте стали хоронить иноков монастыря. Здесь есть одна особая могила: на примыкающем к церковной территории участке похоронен игумен Борис Храмцов.

Игумен Борис – в миру Илья Михайлович Храмцов – родился в Тюменской области, его детство и юность прошли в Сибири. В городе Тобольске он принял монашеский постриг с новым именем в честь святого князя Бориса. За последние десять лет жизни священник восстановил из руин несколько храмов и монастырей. В 1990 году отец Борис возглавил возрождение Черниговского скита Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде. Одновременно он помогал возрождать богослужебную жизнь в другом лаврском скиту – Параклите. В 1995 году отца Бориса направили под Ростов восстанавливать Троице-Сергиев Варницкий монастырь, откуда был родом преподобный Сергий Радонежский. Последние годы игумен Борис провел в Ивановской области. Он построил новый храм Александра Невского, а в пригороде Иваново создал приют для сирот. Отец Борис также основал монашескую общину в Никольского погосте на Сахотском болоте, где в XV веке чудесно явился «Годеновский крест».

Игумен Борис Храмцов скончался от тяжелой болезни в 2001 году в 46 лет. Отца Бориса отпевали в Троице-Сергиевой лавре и похоронили у Спасской церкви в Деулино. Могила священника почитается его духовными детьми и теми, кто при жизни не был с ним знаком. Над местом погребения игумена построили деревянную часовню, которая открыта для посещения каждый день. Автобусы с паломниками, которые едут через Сергиев Посад в Николо-Сольбинский женский монастырь, Калязин или Углич, нередко делают короткую остановку в Деулино ради посещения часовни и могилы отца Бориса. В часовне есть тетрадь с записями, которые оставляют паломники о чудесной помощи покойного игумена.

Повесть «Станционный смотритель» была написана Александром Сергеевичем Пушкиным в 1830 году и опубликована в 1831-м в составе цикла «Повести Белкина». Это грустная и трагическая история, повествующая о жизни коллежского регистратора и «диктатора почтовой станции» Самсона Вырина.

Работа этого человека тяжела и неблагодарна, ведь почти каждый из проезжающих считает своим долгом сорвать плохое настроение на смотрителе: толкнуть или оскорбить его. Входя в бедное жилище Вырина, эти люди уже изначально смотрят на него, «как на врага».

Несмотря на все эти трудности, станционный смотритель в каком-то смысле даже доволен своей жизнью, а все потому, что есть в ней прекрасная девушка Дуня — его дочь. Дуня помогает отцу по хозяйству, а также усмиряет разгневанных «баринов», которые в ее присутствии «утихают» и начинают разговаривать с Самсоном Выриным «милостиво».

Жизнь станционного смотрителя резко меняется в худшую сторону, когда в один «прекрасный» день Дуня, влюбившись в молодого гусара Минского, решается тайком покинуть отчий дом. Из рассказа ямщика Вырин узнает, что «всю дорогу Дуня плакала, хотя, казалось, ехала по своей охоте».

Вообще, в повести есть всего два момента, в которых сообщается о том, что Дуня плачет во время отъезда из отчего дома, и в финале произведения, когда она узнает о смерти отца. В чем же истинная причина слез девушки?

Сбегая тайком с Минским, Дуня, конечно же, знала, какой тяжелый удар она наносит отцу, который так любил и «лелеял» свое «дитяте» все эти годы. Но, несмотря на это, она не могла пойти против воли своих чувств и упустить шанс стать счастливой, и оттого она плакала.

Но на самом деле в этот момент Дуня еще до конца не осознавала, к каким трагическим последствиям может привести ее поступок. Поняла она это лишь тогда, когда, спустя несколько лет, случайно проезжая мимо родных мест, узнала, что отец ее уже умер.

Самсон Вырин не смог смириться с решением дочери и порадоваться ее счастью. Для него она осталась по-прежнему «заблудшей овечкой», чьего возвращения он ждал, вероятно, до конца жизни, но на которое после череды унижений, пережитых им во время попытки вернуть дочь, уже не надеялся.

Известие о смерти отца потрясает Дуню и заплакать ее заплакать действительно горько. Затем девушка идет на могилу Самсона Вырина и еще долго неподвижно лежит на ней.

Только теперь Дуня видит все последствия совершенной ей некогда ошибки, но время уже упущено. Единственное что она может сделать для своего отца сейчас — это отпеть покойного. Именно поэтому Дуня идет в село за попом. А позже ей ничего не остается, как сесть в карету и поехать дальше.

Ее счастливая и роскошная семейная жизнь с красавцем-мужем, «тремя маленькими барчатами» и «черной моською» продолжается, в то время, как Самсон Вырин покоится в сырой земле. И эта тяжелая ноша навсегда останется на душе Дуни, и, возможно, еще немало слез прольет девушка в будущем, вспоминая об отце.

logo

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      reganburch748

    • Создано:

      3 года назад

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • himiya
    Химия

    12 минут назад

    3.5. Обери оксид, ступiнь окиснення елемента в якому дорівнює +1. Укожи його назву. A Cu2OБCrO3B NOГ CO23.6. Визнач оксид, ступінь окиснення елемента в якому дорівнює +2. Укажи його назву. A Fe203Б SnO2B CuOГ P2O5​

  • istoriya
    История

    12 минут назад

    Очень срочно-70 баллов!внешняя политика россии в 1725-1762 таблицадата/место(событие)/командующий/итог​

  • geografiya
    География

    12 минут назад

    Визначити падіння і похил річки південий буг якщо висота 289м. гирло 32м. довжина 806км.
    Помогите пожалуйста даю 14 баллов

  • matematika
    Математика

    12 минут назад

    2) Завод выпустил за первую декаду месяца 1540 автомобилей, что составила 44% месячного плана. Сколько автомобилей должен по плану выпустить завод за месяц? РЕШИТЬ ДВУМЯ СПОСОБОМИ. ПРОПОРЦИЕЙ И ПО ПРАВИЛАМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ НА ПРОЦЕНТЫ. ДАМ 50 БАЛЛОВ . СРОЧНОО​

  • istoriya
    История

    52 минут назад

    СРОЧНО!!
    Назвіть ікони іконописної майстерні Києво-Печерського монастиря,що збереглися до наших днів

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day


0

Почему Дуня плачет на могиле отца в повести «Станционный смотритель»?

1 ответ:



0



0

Дуня повелась на красивую жизнь и бросила отца одного. Все время, пока отец оставался на своей станции, дочка жила в свое удовольствие, а когда решила наконец навестить отца, было уже поздно. Вот она и оплакивает и отца, а заодно и свою красивую жизнь и бедную себя.

Рассказ «Станционный смотритель» А.С.Пушкин написал, как повествование от стороннего лица, человека, случайно попавшего к старику на станцию.

Читайте также

Если заглянуть в ономастический словарь, то можно увидеть, что к каждому имени там, как правило, приводится целая масса кратких вариантов. Очень многие являются общими для нескольких имен. Вывод: строгих требований в образовании кратких (неофициальных) вариантов имени нет. Возможно, именно потому, что они все-таки неофициальны, бытуют в непринужденной разговорной речи.

По моим наблюдениям, Дуня — это Авдотья, Дуся — Евдокия.

Всем известно, что лебеди создают самые крепкие семьи. Лебединая пара создается один раз. Если из пары погибает одна птица, вторая птица жить без нее уже не сможет. Люди восхищались верностью этих прекрасных птиц. В жизни людей происходило много событий. Люди тоже создают семьи. Но мало кто из людей способен на такую жертвенность, как лебеди. Но есть и такие, кто не может жить, если любимый погиб именно про таких людей и говорят, что у них лебединая верность. Примером такой верности из литературы можно считать Ромео и Джульетту. В конце произведения Ромео увидел «мертвую» Джульетту и выпил яд. Джульетта же очнулась. Увидев мертвого Ромео она тоже совершила самоубийство.

Станционный смотритель. Небольшая повесть Александра Сергеевича Пушкина, вошедшая в прозаический сборник, который называется «Повести Белкина».

Конечно, Самсон Вырин, тот самый станционный смотритель, как бы один из представителей, так сказать, олицетворение «маленького человека», то есть ответственного и честного гражданина, который занимает своё маленькое место в обществе, занимает маленький пост на службе , но всё равно хочет своего маленького, но всё-таки счастья.

Думаю, что несомненно, Самсон Вырин, это положительный герой.

Не могу сказать, что Дуня, дочь Самсона и Минский, это отрицательные герои, но поступили они, конечно, некрасиво в отношение Самсона.

По этой причине, просто скажу, что Дуня и Минский, это персонажи, совершившие неблаговидные поступки.

Трагедия многих людей в том, что живя в обществе, они остаются не замеченными этим обществом. Их нужды и беды не находят ни в ком участия, они маленькие люди, чья жизнь и смерть замечается в лучшем случае родными.

Таким человеком был Самсон Вырин, принадлежащий по роду занятий к проклинаемому и нелюбимому племени станционных смотрителей. Он жил незаметно и никто им не интересовался. Его единственной отрадой была красавица дочка — Дуня.

Красота девушки оказалась роковой для станционного смотрителя. Он не имел права на такую красавицу дочь, поскольку в обществе он был ничем. И проезжий офицер забрал с собой Дуню, ничуть не сомневаясь в правильности своего поступка. Он был сильнее и имел в обществе вес, он служил, он мог позволить себе тратить деньги. Что для Минского был несчастный отец с его горем?

Этот случай показывает, как по разному общество относится к своим членам. Кто-то купается в роскоши, кто-то тянет лямку в нищете.

Дуня, вероятно это хорошо понимала, и не пожелала возвращаться к отцу. Она осталась в столице и своей красотой и может быть умом, пробила себе дорогу в другой класс. Она стала богатой барыней, и вспомнила о своем отце лишь после его смерти.

Мы не знаем насколько Дуня была вольна в своем выборе, но это и не важно. Маленький человек в обществе по прежнему остается винтиком, который легко заменить. Он по прежнему не имеет никаких прав, вернее их так легко отнять у него. Но и у маленького человека обязательно должна быть мечта, которая скрасит его существование, которое позволит ему жить, не теряя надежды.

Трагедия Вырина не только в том, что он потерял дочь, его трагедия в том, что он не нашел себя.

Повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель» начинается с отступления, где автор рассуждает судьбе станционных смотрителей, на которых каждый проезжающий вымещает раздражение, накопившееся за время пути. И если на первый взгляд труд станционного смотрителя бесхитростен и бессмыслен, то на самом деле он полон забот и хлопот, к тому же неблагодарных.

Сам автор исколесил всю Россию, узнал многих станционных смотрителей. В память об одном из них, Самсоне Вырине, и была написана повесть.

Самсон Вырин — примерный семьянин, любящий отец и муж. После смерти жены он больше не женится, смыслом его жизни остается красавица дочь. Как постоянное напоминание об окружающих молодых людей опасностях и соблазнах, в доме Вырина на стене висят немецкие картинки — иллюстрации к притче о блудном сыне. Так случается, что начало этой истории и повторяет Дуня. Проезжий ротмистр Минский, пораженный красотой девушки, увозит ее в город.

Вырин не находит себе места, беспокоясь о дочери. Его преследуют мысли о молоденьких дурах, которые

k45rEyOnwYKDjlncQHygsq6dMvjWMPzs.png

Отчаявшийся отец всеми силами пытается спасти свою заблудшую овечку. Он разыскивает Минского, умоляет вернуть ему Дуню, но напрасно: сунув несчастному пачку ассигнаций, Минский полагает, что свои обязательства по отношению к Вырину он исполнил и их общение больше невозможно. Он не знает, а если бы узнал — не поверил бы, что Дуня его живет у Минского вполне благополучно: она барыня, ее детей Минский признает своими.

После разлуки с дочерью станционный смотритель с горя запил. Из бодрого человека он превратился в седого, сгорбленного старика с глубокими морщинами. В итоге Вырин умирает в одиночестве и нищете. А Дуня все же однажды навещает отца. Но узнав, что его уже нет в живых, она рыдает на его могиле и молит у него прощения.

Повесть А.С. Пушкина учит нас внимательнее относиться к своим близким, ценить их любовь.

Судьба Самсона Вырина также преподносит урок: наша жизнь гораздо богаче и разнообразнее, трагичнее и счастливее одновременно, чем любой выдуманный сюжет.

  • Почему одно слово может добавить в мире капельку солнца и капельку счастья сочинение рассуждение
  • Почему плакал котенок сказка
  • Почему пишется безынтересный как правильно
  • Почему одинцова и базаров не смогли быть вместе сочинение
  • Почему питер пэн злой в однажды в сказке