Почему плакали дед и баба в сказке курочка ряба

Не всё так просто обстояло с «Курочкой Рябой» в 20-е годы при Советской власти. Так, Деткомиссия при ГУСе высказывалась против напечатания «Курочки Рябы», в то время как Комиссия при Главсоцвосе, наоборот, включила эту сказку в список одобренной литературы по темам ГУСа. А. В. Луначарский, возглавлявший тогда Наркомпрос, которому подчинялись все три ведомства, потребовал объяснений, и они были доставлены Главсоцвосом: «Сказка „Курочка Ряба“ помещена в ряде книг для чтения, предназначенных для первых классов сельских школ. Дело педагогов объяснить детям, что золотых яиц куры не несут, и деревенские дети сами это прекрасно знают».

Примечание: ГУС — это Главный ученый совет при Наркомпросе, созданный в 1919 году. Без его предварительной санкции не могла выйти в 20-х годах ни одна детская или учебная книга. Главсоцвос — Главное управление по социальному воспитанию при том же Наркомате, которое рекомендовало или запрещало уже вышедшие книги «для употребления» в школе. Чиновники из двух этих учреждений, соревнуясь между собой, порой расходились во мнениях.

Сказка о курочке Рябе и золотом яичке имеет более полутора десятков вариантов, где присутствуют несколько различных персонажей: дед с бабой или одна старушка, курочка рябая или чёрно-пёстрая, которая сносит яичко или простое или золотое, или неведомо какое, а то и «пёстро, востро, костяно, мудрено». В четырёх лишь сказках дед с бабой пытаются разбить яйцо и плачут, когда его разбивает мышка. И в этом вся загадка, над которой мучается не одно поколение взрослых людей: почему дед с бабой плачут, если сами же хотели яйцо разбить? Вот задача из задач!

Также во многих вариантах сказки происходят странные вещи: почему-то, после того как мышка разбивает яйцо, начинается конец света. В этих вариантах появляются такие персонажи, как поп, попадья, дьячок, то есть представители религиозного культа.

Сказку «Курочка Ряба» принято относить к сказкам о животных. И это очень странная классификация. Многие исследователи сказки с этим не соглашаются и видят в этом сказочном сюжете отражение древнего знания славянских народов. Например, Топоров В. Н. считает, что сюжет сказки содержит мотив, который восходит к мифологическим представлениям многих народов, в том числе и славян. Речь идёт о мотиве Мирового Яйца, которое раскалывает мифологический герой. Из Мирового Яйца возник мир в целом или отдельные его части (небо, земля, и т. п.). Топоров считает, что сказка про курочку Рябу является вырожденным вариантом этого мифологического представления.

Чего только не находят в этой невинной сказке в обработке великого педагога К. Д. Ушинского, которая с 1864 года будоражит сознание родителей. На этой почве родилось множество версий.

Изучив массу материала, касающегося сказки «Курочка Ряба», и не найдя верного ответа на вопрос, почему великий русский педагог Ушинский навязал нашим детям именно этот вариант сказки, я решила встать на точку зрения Ушинского и посмотреть на сказку глазами детей:

1. Дано: курочка Ряба снесла золотое яичко. Дети не будут вдаваться ни в какие космогонические мифы и скажут: так не бывает, куры золотых яиц не несут, это неправда. Но они принимают это, потому что в сказке всякое бывает, а это сказка.

2. Глупые, с точки зрения взрослых, дед и баба пытаются разбить золотое яйцо вместо того, чтобы тащить его продавать. С точки зрения ребёнка дед и баба получили в подарок от курочки Рябы игрушку — золотое яйцо. Если ребёнок получает подарок, у него в первую очередь возникает желание посмотреть: а что же там внутри? И он, естественно, пытается подарок раскурочить. Ну, не всегда получается.

3. Мышка яйцо разбивает. Дед и баба, которые пытались разбить яйцо, вдруг плачут, когда мышка разбивает его. Вроде бы, они хотели этого, так чего ж они ревут? Хотеть-то хотели, да хотели САМИ его разбить. Представьте ребёнка: кто-то сломал его игрушку. Его реакция? Естественно, плач. Пусть он хотел сломать игрушку, но он хотел САМ сломать, а если ломает кто-то другой, ему становится обидно, что не сам сломал, а с другой стороны, становится жалко игрушку.

4. Курочка обещает деду с бабкой взамен золотого яйца снести простое. Ну, нашла чем утешить, — скажет взрослый. Но сказка эта детская, для детей. И дети вполне удовлетворены таким ответом курочки. Это им ясно и понятно: курочки несут простые яички, а не золотые.

Так что давайте смотреть на сказки с детским простодушием. И помнить о том, что К. Д. Ушинский был и остаётся великим русским педагогом и, как никому другому, ему было известно, что детям полезно для их развития, воспитания и развлечения.

Теги:

фольклор,
детство,
сказкотерапия,
русские,
курица,
сказки,
яйцо,
смысл,
толкование,
воспитание,
дети,
курочка ряба

Татьяна Рядчикова

«Золотое яичко» (в пересказе Ушинского – «Курочка Ряба») – пожалуй, самая парадоксальная сказка из всех русских сказок. В очень коротком тексте видятся сплошные противоречия: дед и баба пытаются разбить яичко, но безуспешно. Когда же мышка хвостиком махнула и яичко упало и разбилось, дед и баба вместо того, чтобы радоваться, что цель достигнута, яичко разбито, почему-то плачут. Самое загадочное – утешение курочки, что она снесет другое яичко, «не золотое – простое». Почему не золотое взамен разбитого? Парадокс!

Почему Ушинский выбрал именно этот абсурдный, парадоксальный вариант сказки? Почему именно этот вариант получил наибольшее распространение? Какова мораль этой сказки? Максимально упрощенная трактовка «золотого яйца» как золота, богатства, буржуазности? Если взять во внимание, что Ушинский создал свою хрестоматию «Родное слово», в которой была напечатана эта сказка в его обработке для начальной школы, в которой учились, естественно, дети бедных людей, то логично, что можно усматривать смысл сказки в воспитании презрения к богатству: мол, надо довольствоваться малым.

Не всё так просто обстояло с «Курочкой Рябой» в 20-е годы при Советской власти. Так, Деткомиссия при ГУСе высказывалась против напечатания «Курочки Рябы», в то время как Комиссия при Главсоцвосе, наоборот, включила эту сказку в список одобренной литературы по темам ГУСа. А.В. Луначарский, возглавлявший тогда Наркомпрос, которому подчинялись все три ведомства, потребовал объяснений, и они были доставлены Главсоцвосом: «Сказка «Курочка Ряба» помещена в ряде книг для чтения, предназначенных для первых классов сельских школ. Дело педагогов объяснить детям, что золотых яиц куры не несут, и деревенские дети сами это прекрасно знают».

Примечание: ГУС – это Главный ученый совет при Наркомпросе, созданный в 1919 году. Без его предварительной санкции не могла выйти в 20-х годах ни одна детская или учебная книга. Главсоцвос – Главное управление по социальному воспитанию при том же Наркомате, которое рекомендовало или запрещало уже вышедшие книги «для употребления» в школе. Чиновники из двух этих учреждений, соревнуясь между собой, порой расходились во мнениях.

Сказка о курочке Рябе и золотом яичке имеет более полутора десятков вариантов, где присутствуют несколько различных персонажей: дед с бабой или одна старушка, курочка рябая или чёрно-пёстрая, которая сносит яичко или простое или золотое, или неведомо какое, а то и «пёстро, востро, костяно, мудрено». В четырёх лишь сказках дед с бабой пытаются разбить яйцо и плачут, когда его разбивает мышка. И в этом вся загадка, над которой мучается не одно поколение взрослых людей: почему дед с бабой плачут, если сами же хотели яйцо разбить? Вот задача из задач!

Также во многих вариантах сказки происходят странные вещи: почему-то, после того как мышка разбивает яйцо, начинается конец света. В этих вариантах появляются такие персонажи, как поп, попадья, дьячок, то есть представители религиозного культа.

Сказку «Курочка Ряба» принято относить к сказкам о животных. И это очень странная классификация. Многие исследователи сказки с этим не соглашаются и видят в этом сказочном сюжете отражение древнего знания славянских народов. Например, Топоров В.Н. считает, что сюжет сказки содержит мотив, который восходит к мифологическим представлениям многих народов, в том числе и славян. Речь идёт о мотиве Мирового Яйца, которое раскалывает мифологический герой. Из Мирового Яйца возник мир в целом или отдельные его части (небо, земля, и т.п.). Топоров считает, что сказка про курочку Рябу является вырожденным вариантом этого мифологического представления.

Чего только не находят в этой невинной сказке в обработке великого педагога К.Д. Ушинского, которая с 1864 года будоражит сознание родителей. На этой почве родилось множество версий.

Изучив массу материала, касающегося сказки «Курочка Ряба», и не найдя верного ответа на вопрос, почему великий русский педагог Ушинский навязал нашим детям именно этот вариант сказки, я решила встать на точку зрения Ушинского и посмотреть на сказку глазами детей:

1. Дано: курочка Ряба снесла золотое яичко. Дети не будут вдаваться ни в какие космогонические мифы и скажут: так не бывает, куры золотых яиц не несут, это неправда. Но они принимают это, потому что в сказке всякое бывает, а это сказка.

2. Глупые, с точки зрения взрослых, дед и баба пытаются разбить золотое яйцо вместо того, чтобы тащить его продавать. С точки зрения ребёнка дед и баба получили в подарок от курочки Рябы игрушку – золотое яйцо. Если ребёнок получает подарок, у него в первую очередь возникает желание посмотреть: а что же там внутри? И он, естественно, пытается подарок раскурочить. Ну, не всегда получается.

3. Мышка яйцо разбивает. Дед и баба, которые пытались разбить яйцо, вдруг плачут, когда мышка разбивает его. Вроде бы, они хотели этого, так чего ж они ревут? Хотеть-то хотели, да хотели САМИ его разбить. Представьте ребёнка: кто-то сломал его игрушку. Его реакция? Естественно, плач. Пусть он хотел сломать игрушку, но он хотел САМ сломать, а если ломает кто-то другой, ему становится обидно, что не сам сломал, а с другой стороны, становится жалко игрушку.

4. Курочка обещает деду с бабкой взамен золотого яйца снести простое. Ну, нашла чем утешить, – скажет взрослый. Но сказка эта детская, для детей. И дети вполне удовлетворены таким ответом курочки. Это им ясно и понятно: курочки несут простые яички, а не золотые.

Так что давайте смотреть на сказки с детским простодушием. И помнить о том, что К.Д. Ушинский был и остаётся великим русским педагогом и, как никому другому, ему было известно, что детям полезно для их развития, воспитания и развлечения.

Сказка «Курочка Ряба» рассказывает о том, что курица снесла яйцо, а мышка его разбила. Известие об этом почему-то перевернуло всю жизнь людей. Почему?

Курочка

Потому, видимо, что курица оказалась не чёрной и не белой, а пеструшкой. Если бы курица была чёрной, то люди знали бы, что нужно делать. Они бы взяли первое ее яйцо и защитили им свой скот от нападения волков. Если бы она была белой, то они бы яйцо сварили и съели. А курица была пестрой, необыкновенной. Она при случае может и петухом закричать. Когда курица кричит петухом, она нам весть дает. О чем? О том, что смерть пришла и где-то рядом с нами бродит, и кто-то из нас должен скоро умереть. Курица вообще связана не только с нашим миром, с миром живых, но и с миром потусторонним, где нечистая сила прячется, откуда смерть приходит. «Кур» — вещая птица. Ее боится даже сам дьявол. В каком доме живет Баба Яга? В доме на курьих ножках. Кто в этот дом дверь откроет, тот умрет.

А у деда с бабкой курица была рябой, и об этом говорится во всех вариантах сказки. А пестрота – свойство принадлежности к миру сатанинского. Кто видел черта, тот знает, что он рябой. Вот Гоголь его видел, и он знает, что он пёстрый. Каким был змей, соблазнивший Адама? Пёстрым. На кого нельзя смотреть беременным женщинам? На змей и ящериц, на пресмыкающихся. Почему? Потому что мы живет в мире тонких связей. На нас действует не только то, что есть, но особенно действует то, что мы видим. А видим мы часто видимости. Посмотрит женщина на рябого, и родится у неё ребенок конопатый. О чем говорится в детской дразнилке? О том, что рыжий, рыжий, конопатый убьет дедушку лопатой. Рябой опасный и страшный персонаж.

От рябой курицы можно ожидать чего угодно. Она может даже заговорить человеческим голосом. И в финале многих вариантов сказки пёстрая курочка говорит человеческим голосом, успокаивая деда с бабкой.

Яйцо

Чего не ждали дед с бабкой, то случилось. Курица Ряба снесла им яйцо. Но яйцо не простое, а золотое. Что это значит? Это значит, что им любоваться можно. И в некоторых вариантах сказки дед с бабкой им любуются. И не только потому, что оно крупное. А еще и потому, что в нём начало и конец, жизнь и смерть соединились. Если бы они в яйце не соединились, то в мире ничего бы не было. Или был бы только хаос и раздор. И кошки бегали за мышками, а мышки прятались от них за яйцами и разбивали их.

Яйцо – это и колыбель жизни, и одновременно то, в чем она похоронена. Из яйца может выскочить цыпленок, а может, в нём и смерть хранится. Где спрятана смерть Кощея Бессмертного? В яйце. В яйце найдена мера и умиротворение враждующих начал. В нём примиряется живое и неживое. Поэтому сказка называет яйцо не простым, а золотым.

Многие думают, что рябая курица снесла мировое яйцо. Но курица – это не дух, который летал над водами морскими. Курица – это всего лишь часть мира. Разве может в части мира поместиться целое, весь мир? Конечно, нет. О том, как произошел мир, рассказывает миф. Но сказка – это не миф. Она рассказывает не о том, как мир устроен, а о том, как устроен человек. А человек устроен зыбко, неопределенно. Он вымысел не может отличить от реальности. И поэтому он может вести себя, как одним образом, так и другим, прямо противоположным. В одном случае он может опираться на вымысел, а в другом – на реальность. И все это будет для него действительностью.

Деду и бабке курица снесла золоте яйцо, связав начало и концы, а дед с бабкой вместо того, чтобы им любоваться, пытаются его разбить. Разбивать яйцо – значит действовать по привычке. Если привычка одолеет сознание, то человек перестает думать. Кто думает, тот отменяет привычку. И хотя, как утверждают некоторые варианты сказки, дед с бабой били-били яйцо, но они так его и не разбили. Они же не мыши. Во многих вариантах сказки об этой попытке даже не упоминается, потому что в ней смысла нет. Если бы они разбили яйцо, то тогда им не нужно было бы плакать, а нужно было бы радоваться, а это была бы уже другая сказка, другая философия. Сказка знает, что жизнь устроена так, что в ней всегда найдется случай для того, чтобы кто-то вольно или невольно разбил яйцо. К тем, кто это может сделать, сказка относит мышку с хвостиком.

Мышка с хвостиком

Сказочная мышка живёт в доме. В доме есть верх и низ. Мышка бегает как наверх, так и вниз. Но в доме ещё есть и кошка, которая стережет мышку. Мышка не хотела разбивать яйцо. Она его даже не заметила. Она, занимаясь своими делами, хвостиком махнула и случайно яйцо толкнула. Яйцо упало и разбилось. Мышка с хвостиком, по мысли сказки, это послание судьбы, то, что не может не быть. И одновременно это случайность. Философия сказки проста: все в мире случайно и одновременно для всего есть причина. Судьба руководит случаем. Почему люди живут в мире, в котором нет начала? Не потому, что они этого хотят и не потому, что начала не было. А потому что его забыли. И в забвении люди пытаются завершить то, к началу чего они не имеют отношения. Равно как иногда волею судьбы людям приходится жить в мире, в котором есть начало, но нет конца. И в этом мире бесконечно повторяется одно и то же. Ужасно жить в мире, в котором ничто не может закончиться. Ничто не может родиться. В нем нет места для нового. Этот мир без дна. Бездонный. И никакой полнотой сущего не заполнить пустоту мира без дна. Но еще ужаснее жить в мире без начала. Тогда ничего не будет определено. Всё будет бессмысленно. И всякий раз все дела нужно будет начинать сначала. Сказка о курочке Рябе знает это. Она не хочет, чтобы ее герои завершали то, что не они начинали. И поэтому она своих героев постоянно возвращает к началу для того, чтобы включить самого рассказчика истории в историю. Пока курица не снесла золотого яйца, начало и конец не были связаны. Никакой истории у людей не было. Мир был пуст.

Дед и баба

Мы ошибаемся, когда думаем, что дед и баба – это пенсионеры. Это не пенсионеры. Они жили в те счастливые времена, когда не было труда и куры иногда несли золотые яйца. А если не было труда, то и не было лени, ибо лень – это отдых, которому не предшествует труд. Вернее, в золотые времена была только лень. Что это значит? Это значит, что было время заниматься самым важным, самим собой. Для мышки с хвостиком золотое яйцо – это калитка в волшебный мир, вход в мир иного. Для деда с бабкой – это вход в самих себя, ибо тайна человека в самом человеке.

Роль деда с бабкой определена сказкой ясно и просто. Их судьба – это горевать, слезы лить, плакать. Почему они плачут? Потому что золотое яйцо разбито. А это значит, что закончились времена, когда куры несли золотые яйца. Дед и бабка знают, что теперь уже все будет либо так, как есть, либо хуже. Разве не от этой мысли повесилась внучка деда с бабкой? Разве может хоть что-то быть, если в мире порядка нет? Тогда все вещи покидают свои места. Всё сдвигается, ничто не оказывается на своем месте. Ни одну вещь нельзя назвать по ее имени. Куры летают, двери побутусились, вереи хохочут, священники рвут святые книги. Хаос и раздор в мире – от хаоса в душе.

Резюме

В сказке нет окончательной версии финала. В Воронежской области курочка обещает снести ещё одно золотое яйцо, которое будет лучше прежнего. В Саратове курочка ничего не обещает. В Вологде она дает слово сороке. В обработке Даля и Афанасьева сказка оставляет мир в состоянии хаоса и разброда. Иногда курица обещает снести простое яйцо. В Белоруссии курица во второй раз снесла золотое яйцо. Дед его продал и купил печь, а к печи – трубу, а к трубе – избу, к избе — лавки. Завели ребят – все по лавкам сидят, кашу едят да сказки слушают.

Сказка о рябой курочке учит мыслить глобально, а действовать локально.

July 9 2020, 21:00

Category:

  • Литература
  • Cancel

В чем логика сказки про Курочку Рябу?

Кто же не знает самую простую сказку для самых маленьких:

Жили-были дед да баба. И была у них Курочка Ряба.
Снесла курочка яичко, да не простое — золотое.
Дед бил — не разбил.
Баба била — не разбила.
А мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.
Плачет дед, плачет баба и говорит им Курочка Ряба:
— Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам новое яичко не золотое, а простое!

Кто бы мог думать, что в интернете много лет разворачиваются философские дискуссии на тему «а какой смысл заложен в сказке?». Зачем бабка и дед хотели разбить золотое яичко? Почему вдруг так расстроились, когда мышка его разбила, ведь они сами тоже хотели его разбить?

А какую логику и смысл вы видите в этой детской сказке?

Вообще-то если задуматься, то действительно в сказке должен быть смысл. Однако в интернете зачастую выдают какие-то глубоко философские мысли, которые навряд ли вкладывали в настолько детскую сказку.

«Что касается семантики композиции сюжета, то следует упомянуть В. Я. Проппа, который видел в композиции кумулятивной сказки вообще и сказки про курочку Рябу в частности комическую природу. Учёный говорил о ничтожности событий, стоящих в начале кумулятивной сказки. «Ничтожность этих событий иногда стоит в комическом контрасте с чудовищным нарастанием вытекающих из них последствий и с конечной катастрофой (начало — разбилось яичко, конец — сгорает вся деревня)».

«По Л. Г. Мощенской, в «Курочке Рябе» отражается глубинный слой мифопоэтических представлений, сказка содержит в себе космогоническую модель мира, разделенного на верхний, средний и нижний миры. При этом средний мир (Землю) воплощают дед, баба и курочка ряба, нижний мир (преисподнюю) — мышка, а верхний мир — золотое космическое яйцо. Амбивалентный характер центральных действующих героев сказки, мышки и курочки, позволяет рассматривать сюжет в двух ключах: положительном, созидательном (разбиение яйца – это создание звёздного неба) и отрицательном, разрушительном»

Э-э-э-! Что это?

Интернет пользователи мне кажется тоже что-то слишком загоняются в попытках понять смысл сказки:




По мне так все тут очень просто. Дед с бабкой жили бедно и хотели есть. Добрая курица захотела им помочь и принесла богатство, но золото старикам было не нужно, была нужна яичница. Однако мышь разбила яйцо на пол и еды не получилось. В результате курица пообещала им снести обычное яйцо, чтобы они поели. Мораль — не всегда золото является ценностью на текущий момент. Зачастую простое яйцо большая ценность.

Разве не так?

  • Почему ольга не смогла воскресить обломова сочинение
  • Почему плакала авдотья вырина сочинение
  • Почему одно слово может добавить в мире капельку солнца и капельку счастья сочинение рассуждение
  • Почему плакал котенок сказка
  • Почему пишется безынтересный как правильно