метки: Грегор, Почему, Человек, Насекомое, Работать, Семья, Сестра, Нибудь
Двадцатое столетие изменило природу человека, и сама жизнь на земле
оказалась на грани исчезновения. Две мировые войны, концлагеря, гибель
миллионов стали причиной того, что человеческую жизнь перестала быть
высочайшей ценностью.
Франц Кафка физически был оторван от общества. Писатель сам загнал себя
в глухой угол одиночества, но раненной душой тонко ощущал природу
человека, ее сущность и в произведениях старался показать свое видение
всего, что происходило вокруг. Герой новеллы Перевоплощение —
порядочный и добрый человек. Грегор Замза много работает, все деньги
отдает семье, а ближайшие люди радушно принимают от него эту жертву. Они
воспринимают это как надлежащее, даже не задумываясь над тем, что у
молодого здорового мужчины должна быть собственная жизнь: свой дом,
жена, дети. Грегор рано встает, тяжело работает, и его заработки дали
возможность семье жить в благополучии, иметь прислугу, не задумываться
над будущим. И однажды произошло непоправимое. Грегор превратился в
насекомого, его перестали понимать родители. Он в один миг потерял
иллюзию, что его жизнь имеет ценность не только для него, а и еще хотя
бы для нескольких людей в этом мире.
Фирма олицетворяет все общество. Руководитель фирмы остался глухим к
мольбам самого старательного рабочего. Фирма, а значит, и общество
отвернулись под Замзы.
Ближайшие Грегору люди тоже остались глухими к горю сына и брата. Отец,
увидев, во что превратился сын, схватил палку и стал запихивать его в
комнату, а потом бросал в него твердые большие яблоки, пока не
покалечил. Мать сначала падала в обморок, когда видела сына, а потом
будто смирилась с его несчастьем и перестала интересоваться состоянием
Грегора. Единственным человеком, который на самом деле сочувствовал,
была сестра, совсем молодая девушка, но пройдет немного времени, она
первой заговорит о том, что от Грегора нужно как-то избавиться. Она не
могла точно знать, понимает ее брат, но даже дверей гостиной не
затворила, чтобы он услышал ее приговор. Семья формально будто еще
проявляли заботу о Грегоре: ставили пищу, прибирали в комнате. Но никто
не интересовался, почему он ничего не ест, а уголки комнаты были
устелены пылью. И все же герой не только не обижался на родителей и
5 стр., 2496 слов
Жизнь Грегора Замзы до превращения в насекомое (по новелле Франца …
… семье более чужим, чем самый чужой». 3. Жизнь Грегора Замзы до превращения в насекомое … и скупым человеком, но Грегор был … замза новелла Грета прекратила убираться в его комнате, он перестал … обличье, Грегор остался тем же, … На этом произведение заканчивается, оставляя тяжёлое впечатление и множество вопросов. Что же всё-таки случилось с Грегором? Почему это с ним произошло? Это роковая случайность или …
сестру, он с удовольствием вспоминал, сколько успел сделать для семьи и
что еще надеялся сделать в ближайшее время, если б не случилось с ним
такой беды. Он мечтал отдать сестру в консерваторию, ведь она любила
музыку и хорошо играла на скрипке.
Свое счастье Грегор видел в том, чтобы его семья жила зажиточно, без
материальных проблем.
И вот насекомое тихо умирает в своей комнате, а семья облегченно
вздохнула, ведь теперь они могут жить только своей жизнью.
Оказалось, что в них есть небольшие средства для того, чтобы
продержаться некоторое время, не думая о бедности. Отец забыл о своей
старости и снова пошел работать, мать, хотя и больная астмой, но еще в
состоянии работать, сестра зарабатывала неплохие деньги в магазине.
Никто не упал в отчаяние, мир не перевернулся от того, что умерший человек-
насекомое. Все осталось так, как и было. Кто же виноват в этой смерти?
Общество? Семья? Нет! Ведь никто не хотел, чтобы с Грегором Замзой
случилось такое несчастье. Он как человек, как личность, как высшее
создание Божье умер не в миг преобразования, а тогда, когда решил забыть
о себе, о своей жизни. Нельзя посвящать свою жизнь кому-нибудь или чему-
нибудь. Необходимо хоть чуточку любить себя, думать о своей душе, и
тогда человеческая природа не даст превратиться кому-нибудь в
насекомого.
Герой новеллы Грегор Замза из-за постоянных забот о материальном
благосостоянии семьи не заметил, как превратился в насекомого.
Беспомощный в своем настоящем состоянии, он вспоминает прошлые успехи.
Когда-то Грегор Замза выполнял свой гражданский долг перед обществом. Он
был в армии, о чем напоминает фотография, где он лейтенант, который,
положив руку на эфес шпаги, беззаботно улыбается и вызывает уважение
своей выправкой и мундиром.
Потом юноше, чтобы отдать долги отца, пришлось работать коммивояжером в
фирме. Эта работа была очень трудной. Изо дня в день дорога. Ужасная
езда, …морока с пересадками, нерегулярная плохая пища, каждый раз
новые, чужие, равнодушные люди. Ему приходилось каждый день вставать
засветло, чтобы стремглав бежать на станцию на ранний поезд, который
отходил в пятой утра.
Грегор за свою пятилетнюю службу ни разу не болел, и, даже когда
чувствовал себя нехорошо, не жаловался, не прогуливал, ведь тогда
пришлось бы обращаться к врачу из больничной кассы, который всех людей
считал абсолютно здоровыми, только ленивыми. Да и общение с шефом
принесло бы лишь неприятности, ведь тот говорит с людьми, сидя на
высокой конторке, а подчиненные должны подходить вплотную, так как шеф
плохо слышит, и ловить взгляд сурового начальника, смотря снизу вверх.
6 стр., 2642 слов
Мендель Грегор Иоганн
… Z 35338 почел за благо назначить каноника Грегора Менделя супплентом в Цнаймскую гимназию. “… Оный каноник образ жизни имеет богобоязненный, воздержанием и добродетельным поведением, его сану полностью соответствующим, … но доподлинно известно, что опыты Менделя начались задолго до публикации этой работы. 8 февраля и 8 марта 1865 году Грегор (Иоганн) Мендель выступал на заседаниях Общества …
Грегору приходилось служить в фирме, где наименьший промах вызвал
ужаснейшие подозрения, будто служащие все как один были негодяями. И
хотя Замза все свое время посвящал работе, утомлялся так, что,
добравшись домой, не мог даже некоторое время посвятить себе, на фирме
считали, что результаты его работы были неудовлетворительными.
Управляющий, который пришел узнать, почему Грегор не поехал ранним
поездом, не хочет слышать никаких оправданий.
Он не слушает, когда юноша просит его не докладывать начальству,
пожалеть родителей и сестру, посмотреть на тяжелое материальное
состояние семьи. Он попал в беду, но выкарабкается из нее, только бы не
ухудшилось и без того трудное положение. Грегор унижается, просит
заступиться за него перед шефом, объясняет, что коммивояжеров не любят,
так как считают, что те зарабатывают неистовые деньги. На них сыплется
клевета, а они не могут защитить себя, ведь круглый год находятся вне
фирмы. Мысль шефа о служащем зависит от того, что ему доложит
управляющий. Но управляющий не захотел слушать Грегора, ведь перед собой
он видел не человека, а насекомого, которое не имеет права голоса, не
может само решать свою судьбу. Он должна только работать и не нарушать
дисциплину. Управляющий не очень испугался нового вида Грегора, ведь для
него юноша всегда был насекомым. Он отвернулся, едва только Грегор
заговорил, и смотрел на него через плечо. Убежденный в равнодушии
управляющего, молодой Замза готов даже силой остановить начальника,
чтобы все-таки уговорить того взглянуть на его настоящее состояние. И
что может сделать он, насекомое, против равнодушия, пренебрежения,
презрения сильных мира сего. До перевоплощения Грегор считал себя членом
общества, любящим сыном, братом, и вдруг оказалось, что все это обман,
иллюзия. Он — насекомое, беспомощное существо, которое испытает
поражение в борьбе за право на жизнь.
Ф. Кафка — пессимист. Он не верит в то, что человек может быть
счастливым. Писатель считает, что беда ждет каждого, и как только
настанет благоприятный момент, она уничтожит всех. Он не дает человеку
наименьшего шанса на волеизъявление, на смену жалкого положения.
Читателю остается только сочувствовать человеку-насекомому, которое
напрасно бьется в сетях жизни.
Укоротить ссылку
Данное произведение показывает место человека в мире, Кафка описал бессмысленное существование сначала человека, а затем животного. Семья не могла отказаться и содержала Грегора. Замза обладал сознанием, но другие этого не понимали, поэтому и изгнали.
Содержание
- Анализ романа «Превращение»
- О чем новелла Кафки – сюжет
- Сочинение по роману Превращение
Анализ романа «Превращение»
Произведение «Превращение» написано чешским писателем Францем Кафкой 1912 году и опубликована в 1915. Новелла не привлекла внимания современников (да и в целом творчество Кафки нашло своего читателя только после его смерти, во время жизни писатель практически не был известен).
Однако, уже к середине двадцатого века «Превращение» обрело не только читателя, но и зрителя, поскольку в 1950‑х была снята первая экранизация.
В основе сюжета «Превращения» гротескная и абсурдная история простого коммивояжера Грегора Замзы, который в один прекрасный день проснулся огромным насекомым. Читателю, как и самому Грегору, неизвестны обстоятельства и причины данных метаморфоз.
Да и вообще, отстранённость писателя от происходящего, то, что автор просто рассказывает историю, не выражая своего мнения и не описывая мелочей – отличительная черта не только «превращения», но и многих произведений Франца Кафки.
Герой сохраняет разум и здравомыслие, однако не может говорить, а поначалу и вовсе совладать со своим новым телом. Семья главного героя от такого превращения приходит в ужас. Если не вдаваться в подробности сюжета, то вскоре, заразившись от гнилого яблока, кинутого в него отцом, Грегор умирает, чему радуется его семья, наконец начиная жить нормальной жизнью.
История «Превращения» — это не история превращения Грегора Замзы в насекомое, это история его превращения из работящего кормильца семьи, который с каждым днём в новом теле становится все более и более неприятным и грубым (это видно по его мыслям, как уже было сказано, Грегор не сохранил возможность говрить) трутнем, грузом, лежащим на душе и кошельке своей семьи.
Но «превращается» в повести не только Грегор, но и его семья. Из искренне любящих матери, отца и сестры, они превращаются в посторонних Грегору людей. Причем людей, которые забыли все прошлые заслуги молодого человека, которые отбросили всякое сострадание к своему сыну и брату.
Они устали помогать ему и кормить его (как когда-то делал он!), они искренне желали смерти Грегору. Когда же «ужасное насекомое» погибает, они с облегчением жизнерадостно отправляются на прогулку, на прогулку всей семьей – так, как уже давно не было в их отстраненной и разобщенной семье, навсегда забыв Грегора и эту жуткую историю.
Но все выводы, касательно произошедшего, делает сам читатель, Кафка же стоит в стороне, он – простой рассказчик, который передал нам историю и молча ушел, оставив читателя в атмосфере безысходности и непонимания.
Читатель, пытаясь разобраться, что же такое он только что прочёл, встаёт перед сложными вопросами: «А кто же не прав в данной ситуации? Так ли близки мне люди, которых я называю своей семьей? Кто же по-настоящему «превратился» в данной ситуации?».
Найти эти ответы в тексте невозможно, поскольку они лежат в плоскости взглядов самого читателя и его моральных установок.
О чем новелла Кафки – сюжет
Новелла «Превращение» Кафка краткое содержание для читательского дневника:
В первом же предложении говорится, что герой – молодой Замза Грегор – проснулся в своей постели насекомым. Огромным созданием: то ли тараканом, то ли сороконожкой… Отвратительное тело с панцирем и маленькими лапками.
Грегор, конечно, подумал, что это ему сниться. Через некоторое время он заметил, что проспал сигнал будильника, который должен был раздаться в четыре утра. (Юноше приходилось очень рано вставать, чтобы успеть доехать на работу.)
Разволновавшись из-за опоздания, Грегор подскочил в постели, точней – насекомое попыталось подняться, но для него это оказалось очень сложной задачей. В дверь постучала обеспокоенная мама, а Грегор попробовал крикнуть, но из горла насекомого раздался лишь писк.
Ситуация в семье и так была тяжелой… Денег почти не было. У мамы были приступы удушья. Младшая сестра Грета училась играть на скрипке, но у нее было мало шансов оплатить дальнейшее обучение. Отец – почти старик.
Грегор делает всё, чтобы обеспечить семью, всем помочь. Единственная его «отрада» — картинка из журнала, которую он поместил в рамку на стене. Это изображение девушки. Предшествующие превращению события не представлены в рассказе. Теперь положение семьи становилось просто невероятно страшным.
К ужасу семьи Грегор, действительно, стал насекомым. Сцена «первой встречи» ужасна. Женщины кричат, падают в обморок, отец бьет чудовище. Тут же оказывается рядом и начальник Грегора, но человек быстро ретируется.
Дальше Грегор переживает тяжелые времена. Он заперт в комнате, только сестра осмеливается приносить ему еду, но человеческая пища становится ему не по нутру. Он учится ползать по стенам и потолку. В комнате все заросло пылью и паутиной.
Отец устроился курьером. Семья пробовала сдавать комнаты, но жильцы сбежали, когда узнали о насекомом. Все винят Грегора, ненавидят его и боятся. Однако он всех любит и жалеет, старается не травмировать своим видом. Только раз он показался, когда родственницы выносили мебель, чтобы сделать комнату просторней для насекомого. Грегор бросился защитить портрет девушки.
Грегор худеет, болеет. И однажды умирает. Служанка выметает его останки. Все счастливы. Семья с похорошевшей Гретой едет на пикник.
Сочинение по роману Превращение
Произведение под названием «Превращение» написано немецким писателем Францем Кафкой. Он создал по истине гениальное произведение, когда читатель с легкостью может погрузиться в мир, написанный автором.
Данное произведение, как и другие творения Франца Кафки, продолжает умножать свою популярность вот уже несколько десятков лет. Анализ «Превращения» представлен в этой статье.
Создано произведение в начале 20-го века. Основополагающий стиль написания – модернизм. Также имеются черты, характерные экзистенциализму. В своем творении Кафка заставляет читателя очутиться в мире человека, который превратился в мерзкое и противное насекомое.
Главным героем этого произведения Франца Кафки является молодой человек по имени Грегор Замза. Он работает коммивояжером. Живет достаточно бедно, но вынужден работать как проклятый, чтобы добывать средства существования для членов своей небольшой семьи (мать, отец, сестра Грета).
Он постоянно разъезжал в различные рода командировки и не имел почти времени для себя, саморазвития. Однажды он ночевал дома, а, проснувшись утром, обнаружил, что произошло нечто, выходящее за рамки понимания человеком. Он проснулся от тревожного сна и обнаружил, что является жуком.
Это стало стартом всего мракобесия, творившегося с Грегором после. Чем дальше, тем ужаснее – можно охарактеризовать жизнь Замзы-жука. До того, как он был в обличье человека, то работал, чтобы обеспечивать свою семью, рассчитываться с долгами отца. А что делать дальше?
После того, ка Грегор стал жуком, последовала, естественно, реакция семьи. Каждый отнесся к этому событию со своей колокольни. Мать очень была опечалена, но материнские чувства не дали разлюбить ей своего сына-жука.
Грета, которая являлась сестрой, посчитала нового братика мерзким, но все-таки никуда не увильнула от ответственности ухаживать за ним. Отец просто разозлился. Он не мог понять, как же в теле насекомого может быть человек.
Когда главный герой появился в гостиной, то он проявил себя, как человек с повышенным чувством ответственности. Он понимал, что обязан семье и самому себе. Он не бросал небрежно вызов общественности и не хотел привлекать внимание.
Главный герой превратился в насекомое не просто так. Его жизнь была однообразно, он постоянно карабкался на одном месте. Именно из-за такого существования он был похож на этого самого жука, будучи в теле человека.
Читайте также: Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского.
Это признанный, неоднозначный, философский роман, поэтому сложно даже точно сказать, чему он учит, но можно предположить, что готовности к любым даже самым невероятным событиям и превращениям, умению остаться Человеком в любом обличии.
Герои Кафки – трагические личности, хотя как художественные образы они лишены индивидуализации, психологической разработки, но тем не менее это модели будущих человеческих жертв, которым предстоит быть перемолотыми в жерновах истории – в будущих Освенцимах, сталинских лагерях, в Хиросиме. Герои Кафки не сравнимы с трагическими, масштабными характерами прошлых эпох, но они в одном с ними родственны – они “призваны” историей. Также как Гамлет, который призван историей, как и другие, решая свои личные проблемы, оказываются причастными к философии истории, так и почти анонимные герои Кафки – землемер К., Иозеф К., вовсе не “навозные жуки”, живущие “в незнании того, что они заключены в тюрьму”.
Как можно расшифровать смысл новеллы “Превращение”, если попробовать преодолеть кое-какие устоявшиеся штампы в ее истолковании. Конечно, сам факт превращения человека в насекомое – это предел изничтожения человеческой личности, и здесь правота самых пессимистических прогнозов относительно философии будущего у Кафки бесспорна. Но почему им выбрана такая необыкновенно жестокая метафора, разве нет других способов показать униженность, бесправие, отчуждение маленького человека в мире?
Нам кажется, что в этой новелле есть не одно “превращение” – Грегора Замзы в отвратительное насекомое, а “превращение” его окружения – его семьи: матери, отца, сестры, а затем и всех остальных, причастных к этому событию людей, а значит, и всего общества если не в животных, то, во всяком случае, в “нелюдей”. Можно сказать, что в этой новелле герой, как это редко бывает у Кафки, живет интенсивной внутренней жизнью. То несчастье, которое с ним произошло одним утром, воспринимается им не как личная трагедия, а как очень досадное и постыдное для него состояние, именно в силу того, что он теперь не может быть полезен своим близким.
Грегор Замза с самых малых лет привык тащить на своих плечах груз семьи, он прекрасный сын, брат, идущий на все лишения ради того, чтобы его семья не чувствовала нужды.
Исследуя шаг за шагом историю Грегора Замзы, Кафка достигает самого большого эффекта именно в силу того, что это фантастически-иррациональное, абсурдное, ирреальное событие не выходит за рамки прозаического, почти протокольного изложения событий.
Грегор, потеряв человеческий облик, под отвратительным панцирем сохранил живую человеческую душу. Грегор с первой минуты своего превращения и до конца даже внутри себя не восстает, не возмущается, не требует своих прав. Наоборот, он чувствует свою вину, старается не попадаться на глаза близким, чтобы не пугать их, не шокировать и втайне надеется, что когда-нибудь он вновь обретет свой прежний облик и станет полезен семье.
А что же близкие?
С первой минуты, когда Грегор, такой пунктуальный, исполнительный, начинает запаздывать на службу, это вызывает беспокойство у них. С приходом управляющего, беспокойство перерастает в настоятельную необходимость прояснить ситуацию, чтобы поскорее сгладить инцидент, поскольку любой промах грозит увольнением Грегора и, следовательно, ставит под удар благополучие семьи. Но когда, все-таки, выясняется, что с Грегором произошло нечто постыдно-отвратительное (каждый из них словно покрывается каким-то панцирем непробиваемости), каждый из них думает со злостью о позоре для семьи, о дальнейшем своем материальном положении, о неудобствах, причиняемых им создавшейся ситуацией, обо всем, кроме несчастья с близким человеком.
То есть изначально отсутствует чувство удивления, возмущения, а затем и сострадания, помощи или попытки исправить положение. Грегор не раз спрашивает себя, почему родные и не подозревают, что под этой личиной находится все-таки он сам, который все слышит, чувствует, пытается говорить, хотя и издает странный писк.
Если в начале сестра делает попытку помогать ему, принося еду и прибираясь в его комнате, то вскоре ее сострадание переходит тоже в раздражение и досаду, также как и у отца, который, заметив однажды выползшего за пределы своей территории Замзу, запускает в него яблоком, тем самым тяжело ранив его.
Смерть Грегора вызывает у родных только чувство облегчения и избавления. Никто не вспоминает того Грегора, который был их сыном до превращения. Они вновь обретают как бы статус нормальных членов общества и вместе строят радужные планы на будущее.
Проблема отчуждения человека в обществе, потеря им внутренней свободы, личностная трагедия – это все те “проклятые” вопросы, которые именно в силу целого ряда социальных, исторических, нравственно-духовных причин всплыли на поверхность в ХХ веке. Но катастрофическое обострение ситуации в мире, находящемся накануне роковых событий – мировых войн, неумолимо наступающего на человека научно-технического прогресса, ведущего к автоматизации жизни, угроза тоталитарных режимов, атомной войны, экономических потрясений – все это было еще в перспективе.
Кафка показывает, как исподволь начинается этот процесс, когда порабощается тело, душа человека (“Превращение”), где есть жертвы (Замза), и палачи “нелюди”, лишенные элементарной человечности, как порабощается разум человека (“Процесс”), как вытесняется человек из жизненного пространства (“Замок”).
В произведениях Кафки смешение реального мира с ирреальным, сдвиг в реальности играет ведущую роль. Такие произведения могут иметь только метафорическую форму. Причем, здесь метафора всеобщая, охватывающая все в целом.
Loading…