Зачастую компромисс является самым удобным вариантом, позволяющим выйти сухим из воды бесконечных ссор и конфликтов. Однако именно этот метод решения проблем становится невозможным для огромного количества людей. Почему? Дело в том, что признание чужой правоты унижает обладателей завышенной самооценки и заставляет пересмотреть свои взгляды, а к этому не все готовы. А иногда непризнание и вовсе обусловлено тем, что люди слишком разные, и каждый из них прав, но по-своему. Рассмотрим все примеры, чтобы лучше разобраться в теме.
Вспомним произведение Н.А. Некрасова «Железная дорога». По сюжету отец, отвечая на вопрос сына Вани о том, кто построил железную дорогу, рассказал лишь о том, кто отвечал за ее строительство перед царем: «Граф Петр Андреевич Клейнмихель». Однако он не упомянул о том, что ее делал не граф, а простой русский народ. Люди голодали и брались за любую работу, поэтому согласились трудиться в невыносимых условиях, созданных «заботливым» графом и его подрядчиками. На стройке многие мужики заболели и умерли. Более того, в итоге уцелевшие строители дороги были нагло обмануты: им никто не заплатил, они еще и должны остались. Единственное, что они получили — это водка, которую «щедрые» подрядчики раздали людям. Естественно, Ваня ничего об этом не знал, как и другие знатные господа. Им было совсем не удобно обсуждать такую правду в своих кругах. Поэтому граф не слушает пояснения автора и надменно возражает ему. Если он признает правоту собеседника, то уронит авторитет в глазах сына и подвергнет сомнению все, что он считал незыблемыми истинами. Не каждый человек на такое способен, даже если речь идет о требовании справедливости. Гораздо проще спорить и стоять на своем.
Не менее интересный пример привел И.А. Бунин в рассказе «Чистый понедельник». Самая частая причина недопонимания среди людей — это кардинальные противоречия во взглядах на мир. Например, герои рассказа «Чистый понедельник» любили друг друга, но их разделяли разные представления о будущем. Если юноша хотел жениться и завести детей, то девушка мечтала о духовном предназначении. Она была глубоко верующим человеком и была готова отречься от мирской суеты. Она сделала свой выбор, став послушницей в монастыре и попросив избранника не искать ее. Герой сильно переживал и страдал от разлуки. Он так и не смог понять ее решение и смириться с ним. Почему? Он был совсем другим человеком. Герой любил женщину и стремился к обретению земного счастья, а его избранница любила Бога и не видела смысла в радостях, которые были за пределами монастыря. Его мировоззрение было совершенно другим, поэтому взаимопонимания в его союзе с героиней не было. Никто не мог признать правоту другого, потому что в этом случае герой изменил бы себе.
Таким образом, люди часто не могут завершить конфликт компромиссом, потому что понять и принять чужую точку зрения очень сложно. Это требует переоценки ценностей, уступки, понижения самооценки. Далеко не каждый готов пересматривать свои взгляды на мир. А порой подобный пересмотр — это измена себе, то, чего делать точно нельзя, иначе перестанешь быть собой.
Правота — понятие довольно однозначное, поскольку это правда, которую мы говорим и наши мысли, которые излагаем в общество. Я считаю, что каждый человек в жизни имеет право на ошибку и на свое мнение, а вот прав он в этом или нет — решать только ему. Поскольку человек является до корней волос социальным существом, нам приходится контактировать с огромным количеством людей, а это значит, что мы часто можем быть несогласными с мыслями других.
Мы каждый имеем своё мышление, позиции и стереотипы, которых придерживаемся уже много лет, а значит принять чужую позицию, если она немного не похожа с нашей — трудно. В этом проявляется некий эгоизм, однако таких людей понять можно и нужно.
Я считаю, что любой человек очень трудно признает правоту другого, если их мнения в чем-то несхожи. Особую роль в таких случаях играет также самоуверенность и четкое стояние на своей позиции. Однако, чтобы немного глубже разобраться в этой теме, мне пришлось обратиться к русским писателям, которые поднимали эту тему в своих произведениях. Первым на ум мне пришло «Отцы и дети», как ни странно, а вторым — «Чистый понедельник».
«Отцы и дети» — произведение, имеющее в себе прототип прошлого и настоящего, где прошлое — родители, а настоящие — дети. Я считаю, что множество детей не согласны с мнением родителей и не признают их правоту во многих ситуациях. Все это происходит от того, что каждый человек наделен иным темпераментом, жизненными позициями, характером и многим другим. На наше развитие влияет не только отношение родителей, их упреки или советы, но и окружении в целом. Именно поэтому мы можем часто оспаривать решения наших мам и пап, доказывая им обратную точку зрения. Аналогично поступают родители, которые не прислушиваются к своим детям, ведь они еще недостаточно опытны.
Не менее ярким примером является произведение «Чистый понедельник». Здесь мы видим, что два героя думают совершенно о разных вещах и именно поэтому они не способны прийти к единому выходу. Они просто не согласны друг с другом и это мешает им в совместной жизни.
Я считаю, что мы не способны часто принимать позиции других людей из-за того, что мы разные по характеру, темпераменту и восприятию одних и тех же ситуаций. Не зря ведь говорят: «Сколько людей — столько и мнений».
Зачастую компромисс является самым удобным вариантом, позволяющим выйти сухим из воды бесконечных ссор и конфликтов. Однако именно этот метод решения проблем становится невозможным для огромного количества людей. Почему? Дело в том, что признание чужой правоты унижает обладателей завышенной самооценки и заставляет пересмотреть свои взгляды, а к этому не все готовы. А иногда непризнание и вовсе обусловлено тем, что люди слишком разные, и каждый из них прав, но по-своему. Рассмотрим все примеры, чтобы лучше разобраться в теме.
Вспомним произведение Н.А. Некрасова «Железная дорога». По сюжету отец, отвечая на вопрос сына Вани о том, кто построил железную дорогу, рассказал лишь о том, кто отвечал за ее строительство перед царем: «Граф Петр Андреевич Клейнмихель». Однако он не упомянул о том, что ее делал не граф, а простой русский народ. Люди голодали и брались за любую работу, поэтому согласились трудиться в невыносимых условиях, созданных «заботливым» графом и его подрядчиками. На стройке многие мужики заболели и умерли. Более того, в итоге уцелевшие строители дороги были нагло обмануты: им никто не заплатил, они еще и должны остались. Единственное, что они получили — это водка, которую «щедрые» подрядчики раздали людям. Естественно, Ваня ничего об этом не знал, как и другие знатные господа. Им было совсем не удобно обсуждать такую правду в своих кругах. Поэтому граф не слушает пояснения автора и надменно возражает ему. Если он признает правоту собеседника, то уронит авторитет в глазах сына и подвергнет сомнению все, что он считал незыблемыми истинами. Не каждый человек на такое способен, даже если речь идет о требовании справедливости. Гораздо проще спорить и стоять на своем.
Не менее интересный пример привел И.А. Бунин в рассказе «Чистый понедельник». Самая частая причина недопонимания среди людей — это кардинальные противоречия во взглядах на мир. Например, герои рассказа «Чистый понедельник» любили друг друга, но их разделяли разные представления о будущем. Если юноша хотел жениться и завести детей, то девушка мечтала о духовном предназначении. Она была глубоко верующим человеком и была готова отречься от мирской суеты. Она сделала свой выбор, став послушницей в монастыре и попросив избранника не искать ее. Герой сильно переживал и страдал от разлуки. Он так и не смог понять ее решение и смириться с ним. Почему? Он был совсем другим человеком. Герой любил женщину и стремился к обретению земного счастья, а его избранница любила Бога и не видела смысла в радостях, которые были за пределами монастыря. Его мировоззрение было совершенно другим, поэтому взаимопонимания в его союзе с героиней не было. Никто не мог признать правоту другого, потому что в этом случае герой изменил бы себе.
Таким образом, люди часто не могут завершить конфликт компромиссом, потому что понять и принять чужую точку зрения очень сложно. Это требует переоценки ценностей, уступки, понижения самооценки. Далеко не каждый готов пересматривать свои взгляды на мир. А порой подобный пересмотр — это измена себе, то, чего делать точно нельзя, иначе перестанешь быть собой.
Предыдущая
Сочинения430. Как нужно относиться к собственным слабостям?
Следующая
Сочинения122. Какое событие в отечественной истории Вы считаете особенно важным?
Обновлено: 10.01.2023
Все темы дополнительного периода итогового сочинения. Основной период прошёл 15 апреля.
Почти 21 тыс. участников напишет итоговое сочинение в дополнительный срок, 12 мая, 508 участников будут в этот день писать изложение. Большинство выпускников школ уже написали итоговое сочинение либо изложение 15 апреля, 98% из них получили «зачёт».
Забвению не подлежит
Время перемен
Разговор с собой
Между прошлым и будущим: портрет моего поколения
523. Согласны ли Вы с тем, что современное молодое поколение прагматично?
524. Чему нужно учиться у современной молодёжи?
525. Как современная молодёжь относится к традициям?
526. Что объединяет нас в одно поколение?
527. Каковы духовные ценности современного поколения?
528. О чём спорят мои сверстники?
529. Каким я вижу своё место в жизни страны?
530. Чем молодое поколение похоже на поколение отцов?
531. Портрет читателя моего поколения.
532. Что важнее для современного поколения: умение жить в цифровом мире или живое общение?
533. Можно ли назвать моё поколение нигилистическим?
По регионам
Центральный федеральный округ, Южный федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ, Приволжский федеральный округ, Северо-Кавказский федеральный округ, Крымский федеральный округ
Приволжский федеральный округ
Удмуртская Республика, Самарская область
126. Почему нельзя забывать о героях и жертвах Великой Отечественной войны?
223. В чём польза и опасность конфликта?
331. Можно ли считать, что перемены – всегда к лучшему?
421. Что значит быть самим собой?
525. Как современная молодёжь относится к традициям?
Северо-Западный федеральный округ
Калининградская область
Уральский федеральный округ
129. Книга, хранящая память о великом подвиге.
228. Чему человек может научиться у других?
325. Какими качествами должен обладать человек, способный двинуть человечество вперёд?
427. Важно ли осмысливать свои стремления и поступки?
531. Портрет читателя моего поколения.
Сибирский федеральный округ
Алтайский край, Новосибирская область, Республика Алтай, Томская область, Красноярский край, Республика Тыва, Республика Хакасия, Кемеровская область
Омская область
123. Почему нужно сохранять память о героях прошлого?
225. Какие качества делают человека лидером?
332. Нужно ли сопротивляться изменениям, которые приходят в Вашу жизнь?
433. Что значит брать на себя ответственность за свою судьбу?
523. Согласны ли Вы с тем, что современное молодое поколение прагматично?
Иркутская область
128. Что нужно совершить в жизни, чтобы заслужить благодарную память потомков?
222. Как личность может влиять на общество?
328. Может ли один человек быть причиной наступления времени перемен?
431. Когда человек нуждается в разговоре с самим собой?
529. Каким я вижу своё место в жизни страны?
Дальневосточный федеральный округ
Забайкальский край
127. Какие книги, по-вашему, не подлежат забвению?
231. Почему важно понимать чужое мнение?
330. Что в жизни людей остаётся неизменным даже в эпоху перемен?
428. Нужно ли стремиться понять себя?
524. Чему нужно учиться у современной молодёжи?
Магаданская область
Еврейская автономная область, Приморский край, Хабаровский край
121. Какого исторического деятеля Вы бы назвали подлинно выдающимся?
232. Что лучше: быть как все или выделяться из толпы?
324. Какие ценности должны оставаться неизменными при любых переменах?
422. Можно ли обмануть самого себя?
530. Чем молодое поколение похоже на поколение отцов?
Камчатский край, Чукотский автономный округ
Зачастую компромисс является самым удобным вариантом, позволяющим выйти сухим из воды бесконечных ссор и конфликтов. Однако именно этот метод решения проблем становится невозможным для огромного количества людей. Почему? Дело в том, что признание чужой правоты унижает обладателей завышенной самооценки и заставляет пересмотреть свои взгляды, а к этому не все готовы. А иногда непризнание и вовсе обусловлено тем, что люди слишком разные, и каждый из них прав, но по-своему. Рассмотрим все примеры, чтобы лучше разобраться в теме.
Таким образом, люди часто не могут завершить конфликт компромиссом, потому что понять и принять чужую точку зрения очень сложно. Это требует переоценки ценностей, уступки, понижения самооценки. Далеко не каждый готов пересматривать свои взгляды на мир. А порой подобный пересмотр — это измена себе, то, чего делать точно нельзя, иначе перестанешь быть собой.
Итоговое сочинение: Согласны ли вы с тем, что культура — это память человечества?
Автор: Самый Зелёный · Published 30.09.2020
Итоговое сочинение: Что может исказить жизненный путь? (2 варианта)
Автор: Самый Зелёный · Published 25.09.2021
Сочинение: Чем может быть ценен для детей опыт отцов?
Автор: Самый Зелёный · Published 14.11.2018
Добавить комментарий Отменить ответ
Последнее
Архивы
Литрекон © 2022. Все права защищены.
ol:first-of-type > li:nth-child(4)’ data-code=’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’ data-block=’6′>
ol:first-of-type > li:nth-child(4)’ data-code=’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’ data-block=’7′>
ul:first-of-type > li:nth-child(4)’ data-code=’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’ data-block=’10’>
ul:first-of-type > li:nth-child(4)’ data-code=’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’ data-block=’11’>
Аргументы и тексты сочинений о сложностях говорить правду.
Нас с детства учили все время говорить правду. И до определенного времени дети так и делают, боятся соврать. Но со временем понимают реалии современной жизни. Все несколько меняется, а именно само восприятие правды.
Дело в том что возникает очень много трудностей, когда необходимо сказать правду. Чаще всего это бывает как раз у взрослых людей, умудренных жизненным опытом. Дело в том, что необходимо стараться быть корректным, вежливым, добрым, и никому не портить настроение, а также не вступать ни в какие перепалки. Именно поэтому, вместо правды приходится выбирать ложь или же выражать свою точку зрения какими-то мягкими и корректными словами.
Психологи утверждают, что понятие правды является очень субъективным и для каждого оно свое. При этом в большинстве случаев у человека возникают трудности при необходимости сказать правду в некоторых ситуациях:
- Если человек думает что его собеседнику правда не понравится
- Если он считает, что слова могут стать причиной ссоры или испортить отношения
- Если человек считает что правда может стать причиной того, что другой собеседник будет думать о нем плохо
- Человек просто-напросто боится, что его неправильно поймут
- Не хочет открывать свою душу, поэтому уходит от ответа
Правда или ложь
Конечно, ни в коем случае не нужно постоянно врать. Ведь большинство людей живут в масках. Однажды солгав, они вынуждены постоянно надевать эту маску и жить чужой жизнью. В своих мыслях, эмоциях и переживаниях — один человек, а на публике — совершенно другой.
Перед тем как сказать правду, необходимо задать себе несколько вопросов:
- Действительно ли правда полезна в данной ситуации. Если нет, то необязательно отвечать или говорить правду
- Попытайтесь поставить себя на место того человека, которому вы собираетесь сказать правду. Если вам будет больно от сказанных слов, возможно стоит уйти от ответа.
- Необходимо стараться быть тактичным, а также в нужном времени и месте говорить правду. Потому как в конкретный момент времени или в определенной компании людей, правда может быть весьма неуместной.
- Никогда не стоит говорить правду находясь во власти эмоций. Дело в том, что вы не сможете корректно произнести правду. Останутся лишь осколки бритвы, которые будут резать сердце вашего собеседника. В данной ситуации правда будет звучать очень колко, резко.
Вариант 1:
Ложь
Вариант 2:
Правда, которая спасла жизнь
Как видите, правду бывает сказать очень сложно. Особенно, если это ранит ваших близких или знакомых. В этом случае лгать совсем не обязательно. Можно сказать правду корректно и другими словами.
Никто не любит быть лгуном. Это очень неприятно понимать.
Вопрос лишь в том, как мы реагируем на то когда выясняется, что мы ошибались.
Когда не было достаточно молока для кофе? Когда мы попали в пробку и пропустили рейс? Или когда мы узнаем, что человек которого посадили в тюрьму на основе наших показаний, был невиновен?
Некоторые из нас подразумевают, что были неправы. Но мы не признаем это явно или тем способом, которым бы хотелось другим людям.
С двумя первыми примерами, вероятно, сталкивался каждый из нас. Это не плохо и не хорошо. Это всего лишь наши типичные ответы на допущенные ошибки.
Иногда мы берем ответственность за случившееся полностью, а иногда лишь от части. Но в этих случаях мы никогда не опровергаем достоверные факты. Мы не доказываем, что молоко было, когда его не было. Или что мы не опоздали в аэропорт, когда приехали туда после того, как самолет уже улетел.
А что насчет того, человека который не признает объективных фактов? Почему он не может согласиться с тем, что он был не прав? Это особое строение психики или осознанный выбор?
Ответ связан с их Эго, их самоощущением в этом мире.
Некоторые люди имеют настолько хрупкую самооценку, слабую психику и ранимое Эго, что признание собственной ошибки, разрушит эту всю неустойчивую конструкцию.
Признаться в том, что он был не прав, для такого человека, наравне с разрушением его комфорта и его внутреннего мира.
Все защитные механизмы работают на максимальных возможностях, что бы защитить организм от столкновения с реальность. Буквально защитный механизм искажает восприятие реальности, факты внутри сознания тоже терпят преображения. Все делается так, что бы снизить стресс организма.
В результате, после этих внутренних манипуляций, они заявляют: “Я проверял утром молоко. Оно было! Видимо его кто-то выпил” . И вы можете сказать, что дома никого не было, кроме этого человека, но это его не остановит, а наоборот заведет.
“Но кто-то точно выпил! Может ты просто сама этого не помнишь? Наверное это ты пришла с работы и выпила. Я же точно проверял, что молоко было утром!”
В другом приведенном мною примером они будут настаивать на том, что их ошибочные показания были правильные, несмотря на доказательства ДНК и признание другого человека.
При столкновении мнений они будут продолжать настаивать или проявлять агрессию на любого, кто пытается возразить ему.
Люди, которые из раза в раз демонстрируют такое поведение, по определению психологически хрупки.
Однако людям часто трудно принять этот факт. Потому что в обычной жизни они выглядят так, как будто они уверенно стоят на своем и не отступают — вещи, которые мы связываем с силой.
Но психологическая жесткость не признак силы, это признак слабости .
Эти люди совершенно не хотят стоять на своем; они вынуждены делать это, чтобы защитить свое хрупкое Эго — свой внутренний мир.
Признание, что мы оказались неправы, неприятно, это удар для любого.
Большинство из нас немного обижается, когда вынуждены признать, что были не правы, но все равно справляется с этим.
Но когда люди постоянно не могут признать, что они не правы, когда они не могут терпеть само представление о том, что они способны к ошибкам, это происходит потому, что они страдают от своего чувствительного Эго.
Как мы реагируем на таких людей, зависит только от нас.
Единственная ошибка, которую мы не должны делать, — это рассматривать их настойчивый и жесткий отказ признать свои ошибки как признак силы или убежденности.
Потому что это абсолютная противоположность — это их психологическая слабость и чрезмерная хрупкость.
Читайте также:
- Репетиционное сочинение 2021 2022 в москве и московской области
- Жизненный путь гоголя сочинение
- Что толкает человека на предательство сочинение егэ
- Сочинение на тему если бы я был знаменитым
- Сочинение по картине жница
Аргументы и тексты сочинений о сложностях говорить правду.
Содержание
- Тема «Почему говорить правду иногда бывает очень трудно»: аргументы для сочинения
- Как написать сочинение на тему «Почему говорить правду иногда бывает очень трудно»: примеры сочинений для учащихся
- ВИДЕО: Почему так трудно говорить правду
Нас с детства учили все время говорить правду. И до определенного времени дети так и делают, боятся соврать. Но со временем понимают реалии современной жизни. Все несколько меняется, а именно само восприятие правды.
Тема «Почему говорить правду иногда бывает очень трудно»: аргументы для сочинения
Дело в том что возникает очень много трудностей, когда необходимо сказать правду. Чаще всего это бывает как раз у взрослых людей, умудренных жизненным опытом. Дело в том, что необходимо стараться быть корректным, вежливым, добрым, и никому не портить настроение, а также не вступать ни в какие перепалки. Именно поэтому, вместо правды приходится выбирать ложь или же выражать свою точку зрения какими-то мягкими и корректными словами.
Психологи утверждают, что понятие правды является очень субъективным и для каждого оно свое. При этом в большинстве случаев у человека возникают трудности при необходимости сказать правду в некоторых ситуациях:
- Если человек думает что его собеседнику правда не понравится
- Если он считает, что слова могут стать причиной ссоры или испортить отношения
- Если человек считает что правда может стать причиной того, что другой собеседник будет думать о нем плохо
- Человек просто-напросто боится, что его неправильно поймут
- Не хочет открывать свою душу, поэтому уходит от ответа
Конечно, говорить правду просто необходимо. Но нужно это делать максимально корректно и мягко. Бывают такие ситуации, когда лучше вообще промолчать или соврать. Например, будущая невеста спрашивает у вас, как она выглядит в день свадьбы. Вы не можете сказать, что она выглядит в этом свадебном наряде нелепо и как «баба на чайнике!». Ведь эти слова могут обидеть. Поэтому вы предпочитаете соврать, чтобы сохранить отношения, а также не испортить настроение невесте в день бракосочетания.
Конечно, ни в коем случае не нужно постоянно врать. Ведь большинство людей живут в масках. Однажды солгав, они вынуждены постоянно надевать эту маску и жить чужой жизнью. В своих мыслях, эмоциях и переживаниях — один человек, а на публике — совершенно другой.
Перед тем как сказать правду, необходимо задать себе несколько вопросов:
- Действительно ли правда полезна в данной ситуации. Если нет, то необязательно отвечать или говорить правду
- Попытайтесь поставить себя на место того человека, которому вы собираетесь сказать правду. Если вам будет больно от сказанных слов, возможно стоит уйти от ответа.
- Необходимо стараться быть тактичным, а также в нужном времени и месте говорить правду. Потому как в конкретный момент времени или в определенной компании людей, правда может быть весьма неуместной.
- Никогда не стоит говорить правду находясь во власти эмоций. Дело в том, что вы не сможете корректно произнести правду. Останутся лишь осколки бритвы, которые будут резать сердце вашего собеседника. В данной ситуации правда будет звучать очень колко, резко.
Как написать сочинение на тему «Почему говорить правду иногда бывает очень трудно»: примеры сочинений для учащихся
Достаточно часто ученикам старших классов задают сочинения на тему «Почему правду говорить сложно?». Такого рода работа направлена на то, чтобы раскрыть и узнать на самом деле, что человек думает о правде. Считает ли он ее необходимой во всех жизненных ситуациях. И допустима ли ложь. Ниже представлено несколько примеров сочинений.
Вариант 1:
Правда и ложь всегда ходят рядом. Самое интересное, что ложь стала частью нашей жизни. Во многих средствах массовой информации звучат искаженные данные, а также куски склеенной правды, которые в итоге позволяют рисовать совсем иную картину, перевернутую с ног на голову. Получается из кусков правды огромная ложь. Это действительно так, но должен ли современный человек все время говорить правду? Вопрос спорный, и касается каждой конкретной ситуации.
В произведении «Русский характер» Льва Толстого, говорится об известном лейтенанте, который во время боев сильно пострадал. Его лицо и голос были изменены до неузнаваемости. Приехав домой, он увидел, что родные его не узнали, но ничего не стал говорить. Потому как очень переживал за здоровье матери, которая не выдержит того, что ее сын так изменился. Ему пришлось страдать. Военный не сказал и своей невесте. Он все же надеялся, что его родные догадаются, но этого не случилось.
Конечно, конец рассказа очень добрый, хороший, как в сказках. Мама догадалась и приехала с невестой навестить сына в полк. Все закончилось достаточно хорошо, но суть рассказа в том, что человек, который постоянно хотел говорить правду, служил Отечеству, и сильно пострадал, не может сказать правду лишь по одной простой причине. Он не хочет сделать больно своим близким людям.
Вариант 2:
Ложь появилась с возникновением человечества. Люди были вынуждены лгать во благо или для того, чтобы доказать свою правоту, не желая уступать кому-то. Но действительно, нужна ли сладкая ложь, а может лучше сказать горькую правду? Этот вопрос поднял в двадцатом веке Максим Горький. В произведении «На дне», он описал двоих главных героев — Луку и Сатина. Их отношение к жизни, и в частности к правде и лжи, диаметрально отличались друг от друга.
Лука всех утешал, постоянно лгал для того, чтобы успокоить человека, и вселить ему веру. А Сатин, наоборот, всегда был борцом за правду, какой бы горькой она не была. Но при этом ему пришлось очень много страдать и даже попасть в тюрьму из-за своего правдолюбия. Суть произведения в том, что ложь возможна в единственном случае — если это утешительная ложь.
Она вселяет надежду и позволяет людям, которым осталось недолго жить, из-за тяжелой болезни, проникнуться верой и умирать не в муках. А с ожиданием выздоровления и в хорошем настроении. Иногда врачи не могут произнести болезненные слова о том, что человек умирает и предпочитают врать, говоря о том, что жить он будет долго и счастливо. Но это и является ложью во спасение. Если человек услышит, что ему осталось жить несколько месяцев, он опустит руки, и перестанет сопротивляться болезни.
Как видите, правду бывает сказать очень сложно. Особенно, если это ранит ваших близких или знакомых. В этом случае лгать совсем не обязательно. Можно сказать правду корректно и другими словами.
ВИДЕО: Почему так трудно говорить правду
На подходе – статья об осознанности в общении. А пока – небольшой текст, который из той статьи вырезал, чтобы акцентироваться на теме отдельно. Поговорим о том, почему же так сложно признавать собственную неправоту. На практике большинству из нас кажется, что все дело в «праведной» защите истины и справедливости, от которой отступаться «нельзя». Но глубинная подоплека выглядит не так благочестиво и оправдывает она не столько истину, сколько личную выгоду.
Если не усложнять, неправота – обычное заблуждение – с каждым случается. Но иррациональный ум воспринимает этот нейтральный факт как символ своей позорной негодности – и ей отчаянно сопротивляется..
В такой ситуации сталкиваешься с выбором – либо укрепиться в уютном самообмане и застрять в личном развитии, либо принять правду и душевно вырасти.
Признавать свою неправоту страшно, когда она угрожает понижением рейтинга в локальной иерархии. Чувствовал человек себя умным и сильным, оказался неправ – самооценка упала. В таких ситуациях большинство из нас склонны изо всех сил увиливать и выворачиваться, прибегая ко всем возможным аргументам, чтобы, если уж стороннему наблюдателю все ясно, одурачить лживыми оправданиями, хотя бы себя.
Даже если все вокруг с тобой не согласны, можно горделиво сравнить себя с каким-нибудь Галилеем: он один доказывал, что земля круглая, пока остальные верили, будто она – плоский диск.
Иногда в сознании отдельного человека иррациональным критерием большого ума может быть вечная непробиваемая правота. При таком раскладе даже единичное признание своей неправоты равносильно унизительному осознанию собственной тупости. А если при этом человек самооценку строит на своем большом уме, ситуация для него становится катастрофической.
Еще одна популярная причина, по которой так сложно признавать свою неправоту – это когда человек верит, что прав буквально всегда, во всех спорах, и веры этой, не смотря на всю ее иррациональную наивность, лишаться ни за что не хочет. Как же? Ведь, если свою неправоту признать хотя бы раз, это же будет значить, что и во всех предыдущих и возможных будущих перепалках наша персона может оказаться неправой! Не правда ли драматично?
Зеркальная причина трудности признания своей неправоты связана с колким опасением, что оппонент, оказавшийся «правым», насядет на наш мозг с такой претензией, что теперь, он дескать, прав во всем, и к нему надо бы прислушиваться, как к более важному и более ценному старшему товарищу.
Другая причина великой сложности признания своей неправоты всплывает там, где таковое признание подразумевает перемены в поведении – какие-то уступки и повинности. Например, признав себя бездельником, уже не получится закрывать глаза на тот факт, что надо бы делать, куда больше полезных дел по дому. С этой проблемой сталкиваются почти все родители, дрессирующие своих чад для личной выгоды.
Страшно признавать свою неправоту, когда это признание подразумевает, что нашу персону можно и впредь упрекать и обвинять. Например, когда один член семьи пилит другого, признание правомерности его действий предполагает, что пилил он вроде как не напрасно, в своей раздражительности был «прав», и теперь имеет законную привилегию и впредь «праведно» гневаться и сверлить мозг окружающим.
То есть, даже если разгневанный сожитель прав по смыслу сказанного, соглашаться с его правотой, признавая свою неправоту, не захочется, просто, чтобы не потворствовать его гневу. В семейных конфликтах люди редко разбирают происходящее по полочкам, отделяя форму от содержания, а чаще, свалив все в кучу, отторгают нелицеприятную картину в целом.
В целом жажда правоты – это что-то вроде «инстинкта» эго, пытающегося в хаосе жизни удерживаться на шатких опорах своих убеждений, этот хаос упорядочивающих (на progressman.ru этой теме посвящена отдельная статья о строении психики). Поэтому каждый заслуживает душевной скидки за свой самообман: мы вцепляемся в него не из какой-то гнусной подлости, а скорей из страха потерять себя в сложном мире.
Быть правым – не заслуга. Быть не правым – не грех. Все ошибаются. Собственную неправоту признавать совсем несложно и она перестает быть пугающей, когда правда становится милее инфантильного самоутверждения. Это основа душевной зрелости и уверенности в себе.
© Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
- Любимые песни эго
- Критика критиков
- Уверенность и неуверенность в себе
Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.
Благодарю тех, кто не ограничился формальными «спасибо», а внес
реальный вклад в развитие progressman.ru!
Рассказать друзьям:
Progressman.ru на Youtube:
Тезисы
- Чтобы понять другого человека, необходимо уделить время доверительной беседе с ним и набраться терпения, чтобы вникнуть в его доводы и аргументы.
- Люди лучше понимают окружающих, если имеют за плечами солидный жизненный опыт.
- Обретению взаимопонимания с людьми способствует саморазвитие, которое упрощает изучение человеческих характеров.
- Гармонию с окружением обеспечивает регулярное общение, которое сближает людей.
- Понять другого человека помогают такие качества характера, как терпение, отзывчивость и любознательность.
- Чтобы лучше понимать окружающих, нужно расширить свой кругозор и обогатить опыт новыми впечатлениями.
- Чтобы понять людей, нужно слушать и слышать их.
- Налаживанию контакта с человеком способствует мысленное перемещение: нужно попытаться представить себя на его месте.
- Чтобы понять людей, нужно узнать обстоятельства их жизни и особенности их мировоззрения.
Аргументы
А.И. Куприн, «Гранатовый браслет». Чтобы понять людей, нужно набраться жизненного опыта и разобраться в хитросплетениях человеческих душ и судеб. Эту необходимость доказывает пример из произведения «Гранатовый браслет». Генерал Аносов, друг семьи Шеиных, на именинах Веры рассказал историю своей любви. Он пленился одной скромной и юной барышней и, будучи честным человеком, сразу же решил жениться на ней. Отец воспринял это благодушно и тут же дал согласие. Но через три месяца после свадьбы Аносов уже увидел, что девушка оказалась совсем не той, за кого себя выдавала в положении невесты. Она оказалась грубой, жадной, кокетливой и распущенной. В время одной из отлучек мужа она сбежала с артистом и опозорила его. Сначала герой был в бешенстве и хотел убить их, но с годами смог понять и простить жену. Он даже был благодарен тому актеру, который показал ему истинное лицо его избранницы. Теперь Аносов содержал супругу, но держал ее на расстоянии от себя. Понимание жизни и близкого человека пришло к герою далеко не сразу. Он много пережил и выстрадал, чтобы осознать и принять то, что произошло. Это говорит о том, что без богатого жизненного опыта нам тяжело понять окружающих.
М. Горький, «На дне». Чтобы научиться понимать людей, нужно пройти суровую школу жизни самому, иначе наши знания о мире и человечестве будут весьма приблизительными и ограниченными. Это доказывает пример из пьесы «На дне». Единственным героем, который понял и принял обитателей ночлежки, отягченных пороками, стал странник Лука. Ему удалось к каждому из них найти свой подход и доброе слово. Анну он утешал, Ваське советовал, Насте дал выговориться, Актеру подарил надежду, а Наташе помог разглядеть в Васе достойного человека. Глубокое знание психологии людей пришло к Луке далеко не случайно. Он сам многое пережил и испытал. Он был беглым каторжником и странствовал очень долго. За это время Лука познакомился со многими людьми разных сословий и научился разбираться в них. А еще старец понял, что каждому из них необходимо сочувствие. Именно его он преподносил обитателям «дна» в качестве подарка. «Много мяли, оттого и мягок» — говорил о себе странник. Значит, способность к пониманию людей приходит вместе с жизненным опытом и расширением кругозора.
И.А. Гончаров, «Обломов». Понимание — это не врожденное, а приобретенное качество. Его необходимо выработать в себе, набираясь ума и опыта общения с людьми. Именно так эту способность развил в себе Андрей Штольц, герой романа И.А. Гончарова «Обломов». С детства он развивался и в гуманитарном, и в техническом направлении, занимаясь науками и с отцом, и с матерью. Юноша много работал и учился, чтобы добиться успеха в жизни. Он уехал из родительского гнезда покорять большой город и усердно трудился, поставив цели. Но не только работа была его страстью. Андрей очень много читал, общался с интересными людьми, никогда не сидел на месте. Он бывал за границей и изучал иностранные языки. Благодаря развитой эрудиции он легко завязывал знакомства даже с теми, кто был гораздо выше его в социальной иерархии. С женщинами он тоже быстро находил общий язык. Штольц был близок с Обломовым и даже его мог понимать, хоть и не был с ним согласен. «Учиться хочет, все видеть, знать…» — вот как автор описывает этого героя. Широкий кругозор, глубокое понимание психологии, умение общаться — все эти навыки Штольц развивал самостоятельно в течение многих лет. Они и позволяют ему налаживать отношения с людьми.
А.С. Пушкин, «Капитанская дочка». Человек не понимает другого из-за того, что не имеет достаточно сведений о том поводе, который порождает неясность в отношениях. Поэтому вполне логично предположить, что обретению понимания способствует попытка разобраться в ситуации более детально. Об этом писал и А.С. Пушкин в произведении «Капитанская дочка». Когда Пётр попал под арест по ложному обвинению Швабрина, отец едва не отрекся от него. Дворянин старой закалки не мог понять, как его сын мог решиться на такой ужасный поступок — предательство интересов Родины. Андрей Петрович осуждал Петра и очень страдал от такого позора. Если раньше он не хотел, чтобы сын женился на бесприданнице, то теперь он почитал за честь нахождение Марьи в их доме. Он считал, что изменник не достоин руки дочери героя — капитана Миронова. В таком состоянии он ни за что не принял бы Петра домой. Но причина этого семейного разлада заключается в неосведомленности Андрея Петровича. Он еще не разобрался в ситуации, а уже сделал вывод. Такой подход к решению проблем часто порождает недопонимание, поэтому необходимо сначала все тщательно проверить и изучить, а уж потом делать выводы и приговоры.
Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». Чтобы понимать других людей, нужно развить в себе такие качества характера, как терпимость, отзывчивость и любовь к людям. Эти свойства души помогли Соне Мармеладовой, героине романа «Преступление и наказание», понять и простить свою мачеху, которая фактически толкнула девушку на путь проституции. Соня была единственной родной дочерью чиновника Мармеладова. Он овдовел и решил жениться снова. Его избранницей стала Катерина Ивановна, бедная и покинутая всеми вдова с тремя детьми. Но взятая им на себя ноша оказалась слишком тяжелой. Семен Захарович запил и потерял работу. Его семья оказалась в нищете. Соня была самой старшей из детей. Мачеха регулярно упрекала ее в том, что она — лишний рот, который никак не помогает семьей выйти из сложного положения. Она знала о сомнительных предложениях сводниц, которые хотели продать невинность Сони. После очередной сцены юная героиня выбежала из дома и заработала тридцать рублей таким позорным способом. Их она принесла домой. Катерина Ивановна зарыдала и стала просить прощения. Немногие люди поняли бы и приняли поведение этой женщины, но Соня простила ее и продолжила содержать мачеху и детей. Как ей, такой молоденькой и неопытной, удалось разобраться в сложных мотивах и чувствах Катерины Ивановны? Ей помогли доброта, терпимость и любовь к семье. Благодаря им Соня приняла свою судьбу и близких людей такими, какими они были.
А.Н. Островский, «Гроза». Главная причина непонимания между людьми — это эгоизм. Если человек слышит и слушает только себя, он не в состоянии разобраться в других людях. Это доказывает пример из пьесы «Гроза». Кабаниха уверена в собственной правоте и хочет, чтобы все жили так, как решила она. Марфа Игнатьевна думает только о своих нуждах и желаниях, поэтому меняет окружающих под себя и даже не обременяет себя мыслью об их мнении, судьбе и чувствах. Поэтому в ее семье царит глобальное и всеобъемлющее непонимание. Дочь тайно ненавидит родную мать и все время обманывает ее. Сын с трудом переживает давление Кабанихи и вечные ссоры, поэтому часто выпивает и отлучается из дома. Катерина отстаивает свои права, но чаще других получает упрёки и оскорбления. Марфа Игнатьевна тоже чувствует себя несчастной: те, кто должны ей беспрекословно подчиняться, постоянно норовят выйти из-под контроля. В финале же она остается в одиночестве, а единственный сын винит ее в смерти своей жены. Всего этого можно было бы избежать, если бы Марфа Игнатьевна думала не только о себе, но и о своих близких. И Катерина, и Варвара, и Тихон пошли бы ей навстречу, если бы она приняла во внимание их потребности и желания.
А.И. Куприн, «Олеся». Понять других людей нам помогает обогащение жизненного опыта новыми впечатлениями и знаниями. Об этом писал и А.И. Куприн в повести «Олеся». Главная героиня почти всю жизнь прожила в лесу и довольствовалась общением с бабушкой. Мануйлиха была умна и многому научила внучку, но все же для полноценного развития девушке не хватало общения с внешним миром. Из-за его недостатка в ее мировоззрении укоренились предрассудки о дьявольской природе ее способностей и о том, что она не сможет жить в мире людей. Но встреча с Иваном изменила ее представление о жизни. Образованный дворянин научил ее многому из того, что знал, и изумился, видя восприимчивость и одаренность ученицы. Из его рассказов Олеся усвоила, что и она может влиться в общество, если проникнется его духовными ценностями. Поэтому девушка пошла в церковь и попробовала разобраться в вере — главной идеологии ее среды. Конечно, героине не удалось воссоединиться с окружением, потому что оно само оттолкнуло ее. И все же, в отличие от православных прихожанок, она смогла понять тех, кто раньше внушал ей только страх и презрение. Если бы героиня уехала с Иваном в другие края, она смогла бы интегрироваться в общество. Очевидно, что обогащение жизненного опыта помогло ей разобраться в людях и расширить свои горизонты познания.
И.С. Тургенев, «Отцы и дети». Человек сможет понять других людей, если избавится от консерватизма. Если он зациклился на одном и том же представлении о мире, он не в силах разобраться в других. Об этом пишет и И.С. Тургенев в романе «Отцы и дети». Павел Петрович — аристократ, который во всем полагается на усвоенные смолоду «принсипы», объясняющие все происходящее вокруг и разделяющие всех людей на «наших» и «не наших». Поэтому уже в сцене знакомства с Базаровым, человеком из другой среды и другого поколения, Павел Петрович, который кичился своими манерами, проявляет первую неучтивость — не подает руки, брезгуя красной и натруженной рукой гостя. Весь неряшливый вид Евгения, его повадки и реплики, уже раздражают дворянина. Поэтому читатель не удивляется, когда видит, что Павел Петрович намеренно подзадоривает Базарова и нарывается на спор. Каждая реплика о нем вызывает неудачную колкость и раздражение. Почему же? Ведь изначально Базаров ему ничего дурного не сделал, как и его нигилизм. Но герой дискредитировал его изначально на основании собственных предрассудков и стереотипов. Консерватизм Кирсанова-старшего породил его уверенность в собственной непогрешимой правоте. Если человек не будет зацикливаться на одной идеологии и слепо осуждать все остальные, он сможет понять других людей и установить с ними контакт.
М. Горький, «Старуха Изергиль». Человек сможет понять других людей только в том случае, если избавится о своего эгоизма. Зацикленность на личных нуждах и желаниях сужает кругозор до масштабов самого себя и препятствует обретению гармонии с окружением. Пример, подтверждающий эту точку зрения, мы находим в рассказе «Старуха Изергиль». Ларра воспитывался вдали от общества и усвоил правовой нигилизм у своего отца, который похитил его мать и сделал ее своей невольницей. Спустя 20 лет после похищения женщина вернулась в родное племя вместе с сыном. Ларра был погружен в себя и не умел ценить, уважать или хотя бы слушать других людей. Привыкнув к обособленности, герой не мог сразу адаптироваться в мире, где был кто-то еще, кроме него. Поэтому он совершил страшное преступление: убил девушку, которая не захотела принадлежать ему. При этом юноша совсем не понял значения того, что совершил. В его мировоззрении все должны были подчиняться его прихотям или умереть. Эгоцентризм Ларры стал причиной его неспособности разобраться в людях и их жизни. Значит, необходимо отказаться от этой позиции, и тогда наладить контакт с обществом будет значительно проще.
В.В. Распутин, «Уроки французского». Чтобы понимать людей, нужно любить их. Об этом пишет Валентин Распутин в произведении «Уроки французского». Лидия Михайловна была учительницей французского языка в школе. Однажды она заметила избитого и явно изможденного голодом ребенка, который учился отлично, но по ее предмету отставал. Володя был мальчиком из многодетной семьи, живущей в деревне. Троих детей обеспечивала одна мать, и все они голодали. Скромные посылки из дома часто забирала себе женщина, у которой жил герой. Поэтому школьник был вынужден зарабатывать на еду с помощью азартных игр. Более старшие игроки избили мальчика, и он потерял даже этот источник дохода. Но гордый ребенок отказывался от подачек учительницы, которая решила ему помочь. Тогда Лидия Михайловна стала намеренно проигрывать ему деньги. Конечно же, директор не понял ее мотивации и уволил педагога. Почему же героиня поняла необходимость нарушить правило ради спасения жизни, а ее начальник — нет? Причина в том, что Лидия Михайловна имела не только должностные инструкции, но и доброе сердце, которое помогло ей понять Володю и его трудности.
А.И. Куприн, «Чудесный доктор». Чтобы понять людей, нужно сначала изучить их. Пример, подтверждающий этот тезис, мы находим в рассказе «Чудесный доктор». Главный герой столкнулся с жизненными трудностями. Он потерял работу и был вынужден перевезти семью в сырой и холодный подвал. У него было денег даже на еду. В этих ужасных условиях сильно заболела его дочка. Мерцалов был в отчаянии и собирался уже наложить на себя руки, ведь был не в силах наблюдать за тем, как гибнет его семья. Но вдруг случай свел его с доктором Пироговым. Он, не колеблясь, пришел в дом к бедняку и осмотрел его дочь. Он оставил рецепт и деньги на первое время, хотя его никто об этом не просил. Этот визит помог семье выжить: Мерцалов нашел работу, его дети выжили и поправились. Почему же доктор стал единственном человеком, который понял героев и помог им? Причина в том, что он имел богатый жизненный опыт и видел много страданий на своем веку. Пирогов умел разбираться в людях и отличить бродягу от честного человека, попавшего в беду. Поэтому он откликнулся на просьбу о помощи и спас Мерцаловых.
Л.Н. Толстой, «Война и мир». Как научиться понимать других людей? На этот вопрос ответил Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир». Пьер Безухов начинает свой путь с высшем свете с многочисленных ошибок. Он совершенно не разбирается в людях и легко становится жертвой обмана. Так, Василий Курагин фактически силой заставляет его жениться на Элен, выдавая свое желание за его инициативу. При этом Пьер осознает, что не любит девушку, но ничего не может поделать и слепо плывет по течению жизни. Тесть и другие новоявленные родственники берут у него крупные суммы взаймы и не отдают, жена транжирит сотни тысяч на свои наряды и не уважает Пьера. В попытках изменить жизнь к лучшему Безухов обращается к масонам, пытается разъехаться с женой, делает непродуманные и неэффективные изменения в хозяйстве. Но все эти действия не удовлетворяют его своим результатом. И все же каждое из них направляет героя на тот путь, который приведет его к успеху. Пытаясь помочь жителям осажденной Москвы, Безухов попадает в плен к французам. Там он знакомится с Платоном Каратаевым и сталкивается с лишениями, страданиями, прозрениями. Общение с простым человеком, способным на великодушие и самоотречение, указало Пьеру правильное направление. Испытания закалили его характер. Вернувшись к обычной жизни, герой стал лучше понимать людей. «Он выучился видеть великое, вечное и бесконечное.. . и радостно созерцал вокруг себя вечно изменяющуюся, вечно великую, непостижимую и бесконечную жизнь» — пишет автор. Теперь Безухов был более внимателен к людям, поэтому смог, наконец, разобраться в них и себе самом.
В.К. Железников, «Чучело». Чтобы понимать людей, нужно лучше разобраться в ситуации, которая вносит сумятицу в отношения. Это доказывает пример из повести «Чучело». Главная героиня пришла в новый коллектив и привязалась к одному мальчику, который казался ей смелым, умным и добрым человеком. Однако она же стала свидетельницей того, как он доложил классной руководительнице о групповом прогуле всего класса. Это повлекло за собой отмену поездки в Москву, которую все очень ждали. Когда подозрения пали на Диму, который не смог сознаться, Лена выручила его и взяла вину на себя. Ребята объявили новенькой бойкот, а Дима хоть и обещал признаться, все дальше оттягивал этот момент. В итоге Лена стала изгоем в коллективе и подвергалась систематическим нападкам. Никто так и не разобрался в ситуации, пока Лена сама не пришла к детям и не расставила все по своим местам. Одноклассникам было стыдно, ведь они поняли, что в возникшем конфликте виноваты сами. Недопонимания удалось бы избежать, если бы все сразу сели за стол переговоров и внесли предельную ясность в эту историю.
И.А. Бунин, «Чистый понедельник». Чтобы понять конкретного человека, нужно изучить его хобби, поведение и образ мыслей. Только так можно разобраться в нем и составить объективное мнение. Пример, подтверждающий это, мы находим в рассказе «Чистый понедельник». Главный герой ухаживал за одной таинственной девушкой, которую безумно полюбил. Он водил ее в фешенебельные заведения, задаривал дорогими подарками и добивался ее расположения всеми силами. Но она была как будто не от мира сего и не спешила сближаться с ним. Влюбленный юноша не мог понять причину и все ждал, пока она примет его и согласится выйти за него замуж. Он строил планы на совместную жизнь и хотел создать семью. Однажды она позволила ему остаться с ней на ночь, но наутро поспешила разлучиться с ним. Герой уже надеялся на то, что лед тронулся, но через какое-то время получил прощальное письмо. В нем избранница призналась, что уходит в монастырь, и просит ее не искать. Оказалось, что она давно уже серьезно увлекалась религией и даже пару раз намекала ему об этом, но он ничего не заметил. Он встречался с ней почти каждый день, но так ничего и не узнал о ней. Поэтому между ними произошло такое недопонимание. Герой не смог разобраться в характере и мировоззрении девушки, поэтому потерял ее навсегда. Значит, нужно больше беседовать с теми, кого мы хотим понять.
А.П. Чехов, «Пересолил». Недопонимание между людьми возникает из-за желания каждого из нас пустить пыль в глаза. Значит, чтобы разобраться в людях, нужно ближе познакомиться с ними и не делать поспешных выводов. В этом нас убедит пример из рассказа «Пересолил». Главный герой нанял извозчика. Дорога шла через ночную чащу, и он очень испугался, ведь внешность и происхождение возницы соответствовали его стереотипам о бандитах на большой дороге. Глеб Гаврилович Смирнов решил ввести предполагаемого преступника в заблуждение, рассказав ему о том, что возит с собой пистолет и имеет лихих товарищей. Возница был обычным крестьянином, поэтому струсил и убежал, оставив телегу. В итоге Глеб Гаврилович остался один посреди темного леса. Он стал звать Клима обратно и признался, что «врал от страха». Если бы Глеб Гаврилович изначально не давал воли своим предрассудкам и фобиям, а спокойно разобрался бы в ситуации, он бы понял, что перед ним обыкновенный человек, а не грабитель.