Почему после прочтения рассказа специалист думающему читателю становится грустно

Творчество Аркадия Тимофеевича Аверченко, к сожалению, не слишком знакомо широкому читателю. Его юмористические и сатирические произведения интересны тем, что показывают общество начала XX века со всеми его недостатками и пороками. И поднимаемые проблемы, несмотря на сменившуюся эпоху, остаются актуальными и по сей день.

История создания рассказа

“Специалист” вместе с другими произведениями вошел в сборник “Рассказы (юмористические). Книга первая”. Напечатан он был одним из Санкт-Петербургских издательств в 1910 году. Данный сборник сделал автора известным массовому читателю. За ним закрепилось прозвище «Король смеха».

В ту пору Аверченко уже издавал свой журнал «Сатирикон», открытый в 1907 году. Он работал со знаменитыми писателями, которые трудились в юмористическом направлении. Острая политическая направленность СМИ часто доводила редактора до скамьи подсудимых, но от этого популярность журнала только росла. «Сатирикон» продолжал свое существование вплоть до революции. После переворота его закрыли, как и все оппозиционные СМИ. Аверченко негативно воспринял приход советской власти, а потому эмигрировал.

Жанр и направление

Относится произведение «Специалист» к жанру сатирического рассказа.

О том, что это рассказ, можно судить по небольшому размеру текста. Помимо этого, в основном сюжете задействованы всего два центральных героя, остальные лишь помогают раскрывать характеры персонажей. Также события даются короткими эпизодами, но относятся к одной линии — отражают несостоятельность Усатова как специалиста во всех сферах.

Из сатирического же здесь: наличие обличаемых пороков (самоуверенность, заносчивость, горделивость), насмешка над поведением героя, преувеличение ситуаций. 

В целом, можно сказать, что произведение реалистическое. Ведь таких людей вокруг нас очень много. Смотря на окружающих свысока, они мнят себя самыми умными, знающими, но на самом деле ничего собой не представляют. Описываемые эпизоды бытовые: замена звонка, стрижка, лечение от болезней и другие. Язык приближен к тому, как общаются люди в реальной жизни.

Смысл названия рассказа

Заголовок рассказа очень ироничен. Специалистами называют тех, кто достиг высокого уровня мастерства в какой-либо сфере. Усатов — один из главных героев — безусловно, считает себя таковым, раз предлагает свои услуги каждому — независимо от того, что нужно сделать. И читатель настраивается на повествование о каком-либо профессионале в своем деле. Вот только все эти предположения оказываются полностью разрушены.

Так, с помощью неожиданного обмана ожиданий, Аверченко и создает комический эффект.

Суть

Начинается рассказ с личного мнения повествователя о необычном друге, который постоянно пытается всем помогать, но оборачивается это каждый раз какой-нибудь маленькой трагедией.

Например, Усатов — так зовут деятельного мужчину — отговаривает рассказчика от похода к парикмахеру и навязывает свои услуги. В итоге он случайно ранит “клиента”. Стрижку приходится отложить.

Далее, находясь в гостях у семьи повествователя, Усатов вызывается настроить пианино, починить горелку и очистить скатерть от пятна. Естественно, разбираться с последствиями его работы потом приходится настоящим профессионалам и самим хозяевам квартиры. Но горе-мастера уже не остановить: затем он пытается поставить в квартире товарища новый дверной звонок и заменить лампочку. Ожидаемо, что достойных результатов нет. 

Завершается все разговором Усатова со страдающей ревматизмом бабушкой. Услышав, что врачи не могут справиться, мужчина тут же составляет список рекомендаций. В него входят прогулки на три-четыре квадратных версты, цианистый калий внутрь по четыре килограмма и многое другое. О последствиях такого “лечения” читатель уже не узнает — рассказ обрывается на многообещающей фразе Усатова: “Ручаюсь вам, что через неделю вас не узнаешь!”.

Главные герои и их характеристика

Главные герои рассказа «Специалист» и их характеристика представлены в таблице:

Усатов активный человек, который считает, что умеет делать все гораздо лучше настоящих мастеров. Отзывчивый, готов прийти на помощь в любую секунду, как только услышит, что у кого-то есть трудности. Несмотря на это, его действия приводят только к плачевным результатам, так как настоящих знаний у него нет (советует пить цианистый калий при ревматизме; выводит пятна камфорным маслом, хотя оно наоборот только пачкает ткань и пр.). Также он не терпит критики, не принимает замечаний. Как только люди пытаются ему возразить, Усатов тут же находит множество причин, почему именно он прав, и быстро приступает к выполнению задуманного.
Рассказчик можно сказать, друг Усатова, еще один объект его бесконечных советов. Постоянно несет потери (как моральные, так и физические) от действий своего приятеля. Тот ранит его, когда стрижет, портит фортепиано при настройке, и приходится вызывать профессионалов за свои деньги; случайно обливает сына горячим супом, когда пытается прикрепить звонок к висячей лампе. Несмотря на множество сложностей, герой продолжает общаться с Усатовым и даже приглашает его в гости.

Темы

Темы, описываемые автором, различны. В основном, он говорит о чрезмерной уверенности в себе и своих силах. Помимо этого, затрагиваются темы отзывчивости, желания бескорыстно помогать ближнему. 

  • Самоуверенность. Это качество может быть и положительным, и отрицательным, но в данном случае оно играет против героя. Он не терпит критики, не сомневается в себе, поэтому не может научиться делать что-то по-настоящему хорошее.
  • Отзывчивость. Усатов по-настоящему добр к людям и способен на сочувствие, но эти качества бесполезны, потому что этот человек не может сделать ту работу, за которую берется.
  • Дружба. Рассказчик хорошо знает о недостатках своего друга, но не прекращает общение с ним.
  • Желание сэкономить. Чтобы не тратить деньги на помощь специалистов, герои соглашаются на услуги Усатова, и потом скупой платит дважды.

Проблемы

Главные проблемы, безусловно, связаны с образом Усатова. Конечно, он стремится делать добро людям, но за этим сочувствием скрывается желание ощутить себя умнее и лучше других. Он хочет самоутвердиться над «неумехами» и доказать, что специалистов не существует: любой может выполнить их работу, для этого не нужно образования и опыта. Усатов так выражает свое высокомерие.

“Усатов всё знал, всё мог сделать и на всех затрудняющихся и сомневающихся смотрел с чувством затаённого презрения и жалости…”

Собственно, поэтому методы достижения целей и итоги всегда крайне неудачные. Например, Усатов очень грубо обращается с музыкальным инструментом, уверенный, что так сможет починить его. Хотя пианино требует бережного, мягкого отношения:

“Он долго возился, стуча по пианино кулаками, прижимал к деке ухо так сильно, что даже измял его, а потом долго для чего-то ощупывал педаль…”

Кроме того, центральный персонаж не слишком доверяет остальным, считая себя экспертом во всех вопросах. Это является признаком высокомерия, причем, совершенно не оправданного и даже комичного.

“Вы говорите, что доктора не могут изгнать вашего застарелого ревматизма? Я не удивляюсь… К сожалению, медицина теперь — синоним шарлатанства…”

Основная идея рассказа специалист

На примере Усатова писатель показывает, что помощь будет полезна только тогда, когда предлагающий ее человек на самом деле понимает, что необходимо делать. И дополнительно осознает ответственность за возможные ошибки. А самоуверенность иногда способна привести к очень плохим результатам. Такова главная мысль рассказа «Специалист».

К сожалению, отзывчивость часто становится формой выражения высокомерия и тщеславия. Люди хотят самоутвердиться, а не помочь по-настоящему. Для них это шанс почувствовать себя более значимыми, чем они есть на самом деле. Таков смысл рассказа «Специалист».

Чему учит?

В первую очередь, рассказ «Специалист» заставляет задуматься о своем поведении тех людей, которые хотят запомниться самыми знающими и опытными, но на деле ими не являются. Они называются мастерами любого дела, думают, что могут ответить на любой вопрос, но, по сути, лишь выставляют себя глупцами. 

Мораль рассказа «Специалист» заключается в том, что человек может взять на себя ответственность за плоды своих усилий только тогда, когда реально разбирается в этой сфере, имеет опыт и знания. Если их нет, то помощь обернется вредом и плохими последствиями. Особенно опасно давать такие непрофессиональные советы в медицине, как делает это герой.

Художественные особенности

Текст «Специалист» преимущественно состоит из диалогов и редких размышлений рассказчика. Это позволяет взглянуть на персонажей не через авторское описание, а через их собственные слова. 

Встречается множество восклицательных предложений, которые передают настроение героев: “К тебе не дозвонишься!”, “Дружище!”, “Видишь, как просто!”. 

Состояние людей передается и через эмоционально окрашенные глаголы (“вооружился щипцами”, “всплеснул руками”), наречия (“сухо сказал”, “робко спросил”).

Так как рассказ сатирический, ситуации преувеличиваются за счет гиперболизации (Усатов советует принимать теплые ванны температурой по 40-50 градусов, хотя это, очевидно, очень горячо и др.). Комическое создается с помощью противопоставлений (“Кроме того, он был добр, и это было скверно. Услужлив, внимателен — и это наполовину сокращало долголетие его ближних”).

Критика

Многие сравнивали рассказы А. Т. Аверченко с произведениями М. Твена и А. П. Чехова. Все они показывали общество, можно сказать, “в срезе”: с проблемами, пороками, недостатками. С тем, что обычно скрывается под маской внешнего благополучия и идеальности. 

Современники отмечали и острый язык, которым повествуется о событиях, и яркие образы героев. Писатель не боялся указывать на слабости людей, и в “Специалисте” это отчетливо проявилось.

ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ


0

Аркадий Аверченко «Специалист»: какая главная мысль? Чему учит рассказ?

Какая основная мысль рассказа «Специалист» Аркадия Аверченко? Как ее сформулировать?

Чему учит этот рассказ и что автор хотел передать в нем?

1 ответ:



1



0

«Специалист» — это небольшой юмористический рассказ, в центре которого некий человек по фамилии Усатов. Он с рвением берется за любое дело, утверждая, что легко с ним справится. Вот только результат его действий достаточно плачевный.

Главная мысль рассказа «Специалист»: человеку, который обладает лишь поверхностными знаниями в каком-либо вопросе, все кажется простым и легко осуществимым. Он за все хватается, но все только портит. Лучше держаться подальше от таких «специалистов».

Чему учит это произведение: оно высмеивает неумеху, который считает себя специалистом во всех вопросах.

wRcVF1XpCcWGxI2jFhrPtcXIDnE3po.png

И наглядно показывает что на самом деле специалист — это человек, который обладает опытом и знаниями и умеет их применять, а не тот, который так себя называет.

Читайте также

«О шпаргалке» — это произведение, написанное в шуточной манере, иронично и с сочувствием к бедным ученикам, которым приходится сдавать экзамены. Автор в виде исследования рассказывает о том, как давно появилась шпаргалка, какие её виды существуют и как лучше шпаргалки изготавливать и применять. Автор приводит примеры историй, которые происходили во время экзаменов с учащимися, читателю совершенно понятно, что истории эти выдуманные для смеха и ничего общего с реальностью не имеющие. В конце своего произведения-трактат­<wbr />а Аркадий Аверченко высказывает глубокое сочувствие несчастным ученикам, которые вынуждены изготовлять шпаргалки, и своё негативное отношение к экзаменам.

В этой книге, как и в других произведениях автора Джеральда Даррелла, большинство действующих лиц — животные.

Вот только не реальные, а вымышленные. Грифоны, русалки, василиски, единороги, драконы… кажется, писатель собрал их из фольклора всего мира! А трое детей попадают в Мифландию, тоже вымышленную страну, о которой они узнают от найденного ими на морском берегу говорящего Попугая.

Отправляются они туда, чтобы спасти ее от надвигающейся беды — ведь власть в этой стране захватили злобные василиски.

Сказочные существа, населяющие Мифландию, попадаются как хорошие, так и плохие, говоря простым детским языком.

Ребятам помогают дружба и преданность. Вот это и есть главная мысль, встречающаяся во многих сказках: будь добрым, верным, и тогда все рано или поздно получится, враги сдадутся.

У Даррелла очень много неожиданных поворотов сюжета, интересных придумок: одно лунное желе, из которого можно сделать что угодно, чего стоит! А знаменитый английский юмор!.. Сказка, хоть и не известна настолько, как, к примеру, «Винни-Пух» или «Малыш и Карлсон», заслуживает того, чтобы стоять в одном ряду с самыми популярными детскими книгами.

В стихотворении Михалкова «Сила воли» речь идет о маленьком мальчике, который побаивается темноты. Поскольку он не хочет, чтобы его считали трусом, ребенок решил бороться с ночными страхами.

Мальчонка вознамерился закалить свою силу воли, дабы иметь силы бороться с трусостью. Он проявляет чудеса стойкости, находясь в одиночестве в темной спальне. Парнишка не разрешает себе включать свет и заставляют себя лежать с закрытыми глазами. Мальчик в результате засыпает, а утром он радуется тому, что выдержал испытание и твердо решает продолжать задуманное.

Мы видим, что у мальчика присутствует задатки человека с сильной волей. Его упорство и желание избавиться от страха темноты обязательно должно привести к успеху.

Автор обращает наше внимание на то, что для того, чтобы добиться желаемого, нужно научиться преодолевать себя. А главная мысль стихотворения заключается в том, что нужно закалять характер и взращивать свою силу воли, чтобы справляться с трудностями.

Автор призывает нас бороться со своими негативными качествами. Он учит нас планомерно идти к своей цели, не давая себе спуску, потому что только сильный духом человек сможет добиться успехов в жизни.

Бабушка и внучек.

Главные герои этого рассказа Алексея Николаевича Плещеева:

Ваня — внучек, мальчик дошкольного возраста.

Бабушка — заботливая пожилая женщина.

Учитель — внимательный и добрый, разрешил Ване приходить в школу.

Главная мысль: нужно всячески поощрять стремление детей посещать школу и внимательно прислушиваться к их пожеланиям.

Сказка небольшая, но поучительная. Ремизов точно показал в своем произведении, что тот голос слышен и помнится, что добром и милосердием зовется. Добрые дела за тебя должны говорить, праведные поступки. Не скупись, не будь жадиной, людям помогай, да душой своей прохожих согревай, вот и сольется тогда твой голос с миллионами тех голосков, что уже поют мелодично из тысячи мест нашей матушки земли! Вот в чем смысл сказки, вот чему она нас учит.

Краткий отзыв в дневник читателя по сказке «Хлебный голос»

———————­<wbr />———————­<wbr />——————

Главной героиней произведения является меньшая царская сноха Поля, которая ладно сказала о хлебном голосе, когда вдовый царь большуху среди невесток выбирал. Царь спросил каждую о том, какой по их мнению голос самый слышный. Так первая и вторая невестки глупостей наговорили про бычка и петуха. Лишь третья младшенькая самой умной оказалась, самой добродетельной. Ее слова понравились царю и сделал он Полю главной домоправительницей во дворце. Такая уж точно справится, добрая она и сердечная, сумеет и гостям угодить и верно распорядиться по хозяйству.

о чем сказка для детей Ремизов - Хлебный голос, краткое содержание для читательского дневника, где полностью читать сказку хлебный голос Ремизова онлайн скачать

Рассказ Аверченко «Специалист» посвящён людям, которые мнят себя специалистами в той или иной профессии. Согласно этому повествованию, таким специалистом является Усатов. Он старается делать любое дело, но не имеет для этого квалификации и опыта. Таким образом, он является вредителем, который не разбирается в деле, но мнит себя в нём специалистом. Таким образом, люди подобного типа могут даже принести вред. Так что надо опасаться тех людей, которые могут только разговаривать.

Рассказ «Специалист» выполнен в жанре фельетона. Это короткая сатирическая заметка, рассчитанная для газеты или журнала. Это краткое описание современного общества или, можно сказать, небольшие социально-психологические выводы о нём. Героем рассказа является европеец 20-го века. Это человек, который живёт на ренту и не имеет хорошего образования. В итоге, он возомнил себя мастером на все руки. А потом сам поверил в то, что является таковым. Аверченко здесь выступает в роли наблюдателя за ним и за той жизнью, которая его окружает. Таким образом, рассказ написан в жанре реализма и отражает действительность.

Рассказ представляет собой портретное описание главного героя, который является специалистом. Усатов не отличается большим умом. Вероятно, он не был бы достоин стать героем рассказа. Но здесь всё дело в его кипучей деятельности, которой он ежедневно предаётся. Усатов преследует благие цели. И в то же время его деяния приносят немалый вред окружающим его людям. В целом, герой достаточно интересен. Аверченко пишёт о нём, как о человеке, которого нельзя назвать бездарным. Но на него находит сиюминутное вдохновение. Это расстраивает всех, кто находится с ним рядом. Даже его доброта приносила зло. Его внимание и услужливость к окружающим делало только хуже и уменьшало срок жизни людей, которые находились рядом.

По сюжету, автор произведения встречается с этим «специалистом» и хочет воспользоваться его услугами. Усатов давно знал этого человека. До событий рассказа, рассказчик испытывал к «специалисту» уважение. Усатов считал, что он всё может и смотрел на окружающих жалостливо, с пренебрежением. И вот теперь, герой произведения, решает настроить рассказчику его пианино. Аверченко, в лице главного героя, говорит Усатову, что после его «настройки» пришлось вызывать двух специалистов, а потом работников по дереву и полировке. На это Усатов отвечает, что мог бы сам быть полировщиком и звать никого не надо было. Далее, он хочет установить Аверчено звонок на дверь, питающийся от электричества. После этого все домочадцы и обслуга отправились покупать нужные вещи.

Но после всех покупок, некоторых деталей не обнаружилось. Даже рассказчик, который ни в чём не разбирался, обратил внимание, что некоторых элементов недостаёт. Он спросил об этом у «специалиста» Усатова. Он сказал ему, что без некоторых важных деталей звонок даже работать не будет. Но Устаов весело сказал, что кнопку надо просто сильнее жать. На что Аверченко ответил, что её можно даже головой бить, а звука всё равно не будет. В итоге, рассказчик позвал Усатова отобедать. Но тот был очень привязан к звонку и взял его с собой. Он решил, что можно как-то исправить звонок и он всё равно будет звонить. В итоге, Усатов прикрепил звонок к лампе, которая висела под потолком и потом отсоединил её от потолка. Затем вылил на сына автора рассказа горячий суп. После этого рассказчик никогда не вызывал данного «специалиста» для решения домашних вопросов.

В конце Усатов разговаривает с костлявой женщиной. Он решает избавить старую женщину от ревматизма. Он советует ей ванную с температурой 45-50 градусов. А также советует употреблять брауншвейгскую зелень и цианистый калий. Кроме того, до обеда проходить до четырёх квадратных вёрст. И делать инъекции нафталина. На этом рассказ заканчивается.

logo

  • Почему после прочтения рассказов Зощенко думоющему читателю становится грустно

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      ingridmahoney432

    • Создано:

      3 года назад

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • himiya
    Химия

    12 минут назад

    3.5. Обери оксид, ступiнь окиснення елемента в якому дорівнює +1. Укожи його назву. A Cu2OБCrO3B NOГ CO23.6. Визнач оксид, ступінь окиснення елемента в якому дорівнює +2. Укажи його назву. A Fe203Б SnO2B CuOГ P2O5​

  • istoriya
    История

    12 минут назад

    Очень срочно-70 баллов!внешняя политика россии в 1725-1762 таблицадата/место(событие)/командующий/итог​

  • geografiya
    География

    12 минут назад

    Визначити падіння і похил річки південий буг якщо висота 289м. гирло 32м. довжина 806км.
    Помогите пожалуйста даю 14 баллов

  • matematika
    Математика

    12 минут назад

    2) Завод выпустил за первую декаду месяца 1540 автомобилей, что составила 44% месячного плана. Сколько автомобилей должен по плану выпустить завод за месяц? РЕШИТЬ ДВУМЯ СПОСОБОМИ. ПРОПОРЦИЕЙ И ПО ПРАВИЛАМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ НА ПРОЦЕНТЫ. ДАМ 50 БАЛЛОВ . СРОЧНОО​

  • istoriya
    История

    52 минут назад

    СРОЧНО!!
    Назвіть ікони іконописної майстерні Києво-Печерського монастиря,що збереглися до наших днів

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

  • Почему после замужества героиню мучает совесть из сказки белая цапля
  • Почему порой трудно принять чужую правоту сочинение
  • Почему порой трудно признать чужую правоту аргументы для сочинения
  • Почему попытки ольги ильинской возродить обломова не имели успеха сочинение с цитатами
  • Почему понравилась сказка о рыбаке и рыбке 2 класс