Почему после замужества героиню мучает совесть из сказки белая цапля


0

Телешов «Белая цапля»: какие вопросы задать к сказке?

Какие вопросы составить к сказке Николая Телешова «Белая цапля»?

Николай Телешов «Белая цапля». Какие вопросы можно задать по содержанию сказки?

1 ответ:



3



0

Сказка Николая Телешова «Белая цапля» не только интересная, но и поучительная. А чтобы лучше понять её смысловое наполнение, составим вопросы по содержанию сказки.

Представляю свои вопросы к сказке:

1). Как автор описывает северную страну и её жителей?

2). Какой мы видим Изольду в начале сказки?

3). Кто такой принц Сагир и где он жил?

4). О каком свадебном наряде мечтала принцесса?

5). Почему никто не смог сделать свадебный головной убор?

6). Какое предложение сделал Изольде старик?

7). Почему принцесса сомневалась в правильности своего решения?

8). К чему привела прихоть Изольды?

9). Почему после замужества героиню мучает совесть?

10). Что рассказали Изольде уцелевшие чудом цапли?

11). К чему может привести необдуманное решение и как этого избежать?

12). Чему учат птицы героиню?

13). Что предпринимает принцесса, чтобы загладить свою вину?

14). Какой совет дал король дочери?

15). Что такое милосердие?

16). Какие выводы сделала Изольда из произошедшего?

17). Можно ли утверждать, что сказка учит нас быть ответственными людьми? Почему?

Читайте также

Для того чтобы составить несколько синквейнов к сказке Телешова «Белая цапля», вспомним, что эти пятистрочия пишутся согласно правилам. В сказке имеется насколько главных героев, которых мы и охарактеризуем при помощи нерифмованных стихотворений.

Главная героиня сказки — прекрасная принцесса Изольда, которая совершила непоправимую ошибку. Девушка проходит серьезное испытание и очень переживает, что из-за её каприза погибает род белых цапель. Принцесса пытается загладить свою вину и дальнейшую жизнь намерена провести в родном краю, посвятив себя людям.

Напишем синквейн про Изольду:

Изольда

Добрая, чуткая

Ошибается, сожалеет, раскаивается.

Мечтает заботиться о народе.

Заступница.

Король, справедливый и добрый правитель, тоже является главным героем произведения. Его любят подданные и уважают за мудрость, а дочь прислушивается к его советам и пытается быть доброй и милосердной.

Синквейн про короля:

Король

Справедливый, милосердный

Заботится, оберегает, советует.

Учит дочь творить добро.

Мудрец.

Напишем синквейн про отрицательного персонажа — старика, который своими речами заставил принцессу совершить страшную ошибку.

Старик

Хитрый, дальновидный

Соблазняет, уговаривает, добивается.

Подбивает Изольду к совершению проступка.

Искуситель.

Упомянем и двух белых цапель, которым удалось выжить после расправы. Эти мудрые птицы рассказали Изольде страшную правду об истреблении своих сородичей. Благодаря цаплям, принцесса задумалась о своем предназначении и отныне решила творить только добро.

Цапли

Белоснежные, справедливые

Прилетают, объясняют, вразумляют.

Раскрывают принцессе глаза на произошедшее.

Птицы.

1.Каким образом чудесное полено оказалось у Карло? (Принес Джузеппо, зная одиночество своего лучшего друга).

2.Каким было первое знакомство Буратино со сверчком? (Буратино повел себя не почтительно, и сверчок предрек глупому мальчику страшные приключения).

3.Как была найдена дверца? (Голодный Буратино хотел посмотреть что варится в нарисованном котелке и проткнул своим носом холст).

4.Что отвлекло деревянного мальчика от школы? (Театральное кукольное представление).

5.Как Лиса и Кот собирались ограбить богатенького Буратино? (Отвести на Поле-чудес для посадки там денежного дерева).

6.Как Мальвина воспитывала несостоявшегося школьника Буратино? (Сначала учила этикету и наукам, а потом наказала и посадила в темный чулан).

7.Что было у озера, в котором жила Тортилла? (Там Дуремар ловил лечебных пиявок, а Буратино получил в дар волшебный Золотой ключик).

8.Для чего был предназначен Золотой ключик? (Для потайной дверцы в коморке папы Карло, где всех ожидало счастье и любимое дело).

  1. Сказка Андерсена «Русалочка» — какая главная тема?
  2. Почему Русалочка влюбилась в принца?
  3. От чего и кого ей пришлось отречься ради любви?
  4. Как и от кого получила она помощь?
  5. Почему Русалочка ожидала, что принц полюбит её?
  6. В чем была её главная ошибка?
  7. Как была наказана Русалочка за то, что отреклась от своей семьи и русалочьей сущности?
  8. Считаешь ли ты её поступок правильным?
  9. Почему принц не посчитал её подходящей кандидатурой себе в жены?
  10. Прав ли он?
  11. Что дает человеку слепое следование за иллюзиями?
  12. Если бы Русалочка вышла замуж за принца, что было бы дальше?
  13. Что дает не взаимная любовь?

  14. В чем мораль финала сказки?

  15. Правда ли, что эта сказка о любви?

По содержанию сказки «Гадкий утенок» можно составить такие вопросы:

  1. Почему сказка Андерсена «Гадкий утёнок» имеет такое название?
  2. Какой смысл у сказки «Гадкий утёнок»?
  3. Как начинается сказка?
  4. В чём особенность последнего невылупленного яйца?
  5. Какие подозрения есть у старой утки в отношении последнего яйца?
  6. И кто же в итоге вылупился из яйца?
  7. Когда утка понимает, что последний вылупившийся не индюшонок?
  8. Принимают ли гадкого утенка в утином обществе?
  9. Как гадкий утенок оказывается у болота?
  10. Как у птенца прошла встреча с охотничьей собакой?
  11. Кого встретил утенок у старушки?
  12. После ухода из дома от старушки с котом и курицей где поселяется гадкий утёнок?
  13. Какие чувства испытывает гадкий утенок при виде лебедей?
  14. Как проходит зимовка птенца в крестьянском доме?
  15. Как развиваются события в сказке весной?
  16. На что решается гадкий утенок в порыве отчаяния?
  17. Как гадкий утенок понимает, что стал красивым лебедем?

1.Во что превращаются русалки после смерти?

В морскую пену.

2.Что отдала русалочка ведьме взамен на волшебный напиток, что б у нее вместо хвоста были ноги?

Свой голос.

3.Что испытывала Русалочка, когда у нее появились ноги и она ходила?

Боль.

4 Женился ли принц на Русалочке?

Нет, не женился.

5.Кто пришел на помощь принцу, когда он тонул, и спас его?

Русалочка.

6.Чьей дочерью была Русалочка?

Морского царя.

7.Кто помог Русалочке вместо хвоста обрести человеческие ноги?

Морская ведьма.

8.Что сделала Русалочка, когда увидела, что на море буря, и корабль тонет?

Спасла принца.

9 Сколько дочерей было у Морского царя?

Шесть.

10 Были ли сестры у Русалочки и сколько?

Было пять сестер.

Обновлено: 10.01.2023

Оценить 2696 0

Цели урока:

Обучающая — продолжить формирование умения анализа эпического произведения; сопоставить характер героини с её поступком.

Развивающая –рассмотреть нравственные проблемы, поставленные в сказке.

Оборудование:портрет писателя Н.Телешова, презентация, эпиграф к уроку, плакат с изображением белой цапли, раздаточный материал.

Дурной поступок мучает нас не тогда, когда он только

что совершён, а когда, спустя долгое время, вспомина-

ешь его, потому что память о нём не угасает.

Жан-Жак Руссо (слайд 1)

I . Вступительное слово учителя (слайд-шоу (2-17))

Наверное, нет в этом мире ни одного человека, который бы когда-нибудь не любовался птицами, не удивлялся их способности к полёту, не восхищался красотой оперения, грациозностью движений, музыкальностью голоса. Птицы — одно из самых удивительных и прекрасных творений природы.

Провожая взглядом летящих птиц, человек порой задумывался: как высоко они летают, повсюду бывают, всё видят сверху и обо всём знают. Нам кажется, что птицы живут беззаботно и легко, весело поют свои песни, не зная ни горя , ни печали.

В представлении людей с птицами всегда связывалось что-то возвышенное, какие-то самые лучшие качества. Например, в народе выдающегося певца сравнивали с соловьем, храброго воина называли орлом, добрую, красивую девушку — ласточкой, лебёдушкой.

Многие народы воспевали птиц в легендах, преданиях и сказаниях.

Однако не всегда и не все люди восхищались птицами. Жадность, жестокость и равнодушие приносили много печали и горя в мир пернатых.. Сколько птиц погубил человек ради красивого оперения .! Поэтому многие виды птиц находятся сейчас на грани исчезновения.

П. Рассказ ученика о цапле (слайд 18).

Цапли — крупные птицы, более метра в длину, размах крыльев у них достигает около двух метров. И трудно поверить, что весит такая птица всего два килограмма. А всё дело в перьях — рыхлых, пышных и у некоторых видов — особенно у белых цапель — очень красивых. Из-за этих перьев ежегодно уничтожались сотни тысяч птиц. Вот почему белая цапля стала сейчас очень редкой.

III . Анализ содержания сказки

Формирование УУД и технология оценивания

Подводящий к теме диалог

— Как вы думаете, эта сказка о том, что человек должен любить и беречь природу, или она имеет более глубокий смысл? Какой именно?

— Давайте вспомним, в какой стране проживает главная героиня сказки — принцесса Изольда? Как жители королевства относились к суровому краю, где они родились и жили?

— Почему людям острова жилось хорошо, несмотря на суровый климат их края?

— Чему учил мудрый король свою дочь?

— Какой мы видим принцессу? Чем она занимается, о чём мечтает?

Каждый выбирает по себе

Щит и латы. Посох и заплаты.

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе,-

так сказал поэт Ю.Левитанский.

В жизни каждого из нас бывают такие ситуации, когда мы стоим перед выбором.

— Перед каким нравственным выбором оказалась принцесса? Легко ли ей принять правильное решение? Почему она всё-таки согласилась?

— Итак, решение принято. Но почему принцесса невесела и задумчива?

— Какую цену заплатила Изольда за свой наряд? Каковы были последствия её поступка?

Эти последствия показали принцессе две цапли, которые перенесли её на свою родину ( инсценировка фрагмента сказки).

— Задумалась ли принцесса Изольда о том, каковы будут последствия ее поступка?

— Несет ли человек ответственность за свои поступки? Должен ли он задумываться над смыслом своей жизни?

– Сформулируйте тему урока.

Учитель фиксирует тему урока на доске, учащиеся – в тетради.

— Сказка Н.Д.Телешова произвела неизгладимое впечатление. Мне стало очень грустно… Хотелось плакать, когда убивали птиц…

— Эта сказка не только о том, что человек должен любить и беречь природу. Она имеет более глубокий смысл: заставляет о многом задуматься: (о добре и зле, о смысле жизни, о последствиях необдуманных поступков…)

— Людям очень хорошо жилось на острове, потому что королевством правил добрый мудрый король.

— Наверное, автор хочет сказать читателю, что и добрый человек может совершить жестокость, поступить легкомысленно, если не будет задумываться о последствиях своих поступков.

— Принцессе трудно принять решение: лишиться прекрасного свадебного головного убора, задуманного ею, или получить его ценою смерти живого существа.

— Она раскаивается в содеянном, сожалеет о том, что поддалась минутному соблазну. Её мучают муки совести.

— Её прихоть привела к истреблению белых цапель, потому что птиц убивали из-за хохолков, когда они вили гнёзда, когда кормили своих детей.

— Нет, принцесса Изольда не задумалась о последствиях своего поступка. Она думала только о прекрасном свадебном головном уборе.

— Да, человек несет огромную ответственность за свои поступки, и он должен задумываться над смыслом жизни. Если он этого не делает, последствия его поступков могут быть не только ужасными, но и необратимыми.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные УУД

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации.

2. Пользоваться приёмами изучающего чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

4. Оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации.

5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.

Технология оценивания

IV . Физминутка. Ребята, давайте поднимем руки вверх и на минуту представим, что мы птицы. Взлетим ввысь и

с высоты полета посмотрим на нашу планету (слайд 20).

Подводящий диалог

— Какие чувства испытывает принцесса после встречи с цаплями? Почему принцесса Изольда, решив, что всё увиденное — это всего лишь сон, не успокаивается, почему беспокоится за свою семью?

— Почему цапли говорят с Изольдой о трагедии с горечью, но без ненависти? Чему учат принцессу мудрые птицы?

— Каково же предназначение человека в мире?

— Какое решение принимает Изольда? Какие уроки для себя выносит она из случившегося?

— На доске записан эпиграф к уроку. Как он перекликается с сегодняшним разговором?

— Она испытывает ужас, видя последствия своего легкомысленного поступка, раскаивается в содеянном, переживает за последствия.

Ужас и тревога переполняют её за своих близких, за свою семью. Она понимает, что зло, принесённое чьим-то семьям, детям, может обернуться злом для её семьи и для её детей. Через раскаяние, через материнство она смогла почувствовать чужую боль и страдания.

— Назначение человека — творить добро.

— В мире исчезло бы зло.

— Любить и ценить всё живое.

— Не совершать зла.

— Человек должен думать о последствиях своих поступков.

— Предназначение человека – увеличивать количество добра в мире, где зла и так достаточно.

— Эпиграф отражает основную мысль сказки.

V . Обобщающее слово учителя

VI . Рефлексия.

Человек часто оказывается в ситуации нравственного выбора, но, прежде чем сделать выбор, нужно подумать о последствиях своего поступка. Итак, вам сейчас, ребята, предстоит сделать свой выбор. Перед вами лежат 3 перышка. Белое символизирует добро, ответственность. Черное – зло, легкомыслие. А одно перышко наполовину белое, наполовину черное. В чем же состоит назначение человека и какова его ответственность перед будущим? Сделайте свой выбор и приколите свое перышко к плакату (с изображением цапли).

Домашнее задание: 1. написать сочинение-миниатюру на тему на тему «Нравственные

Обучающая — п родолжить формирование умения анализа эпического произведения; сопоставить характер героини с её поступком.

Развивающая – рассмотреть нравственные проблемы, поставленные в сказке.

Оборудование : портрет писателя Н.Телешова, презентация, эпиграф к уроку, плакат с изображением белой цапли, раздаточный материал.

Дурной поступок мучает нас не тогда, когда он только

что совершён, а когда, спустя долгое время, вспомина-

ешь его, потому что память о нём не угасает.

Жан-Жак Руссо (слайд 1)

I. Вступительное слово учителя (слайд-шоу (2-17))

Наверное, нет в этом мире ни одного человека, который бы когда-нибудь не любовался птицами, не удивлялся их способности к полёту, не восхищался красотой оперения, грациозностью движений, музыкальностью голоса. Птицы — одно из самых удивительных и прекрасных творений природы.

Провожая взглядом летящих птиц, человек порой задумывался: как высоко они летают, повсюду бывают, всё видят сверху и обо всём знают. Нам кажется, что птицы живут беззаботно и легко, весело поют свои песни, не зная ни горя , ни печали.

В представлении людей с птицами всегда связывалось что-то возвышенное, какие-то самые лучшие качества. Например, в народе выдающегося певца сравнивали с соловьем, храброго воина называли орлом, добрую, красивую девушку — ласточкой, лебёдушкой.

Многие народы воспевали птиц в легендах, преданиях и сказаниях.

Однако не всегда и не все люди восхищались птицами. Жадность, жестокость и равнодушие приносили много печали и горя в мир пернатых.. Сколько птиц погубил человек ради красивого оперения.! Поэтому многие виды птиц находятся сейчас на грани исчезновения.

П. Рассказ ученика о цапле (слайд 18).

Цапли — крупные птицы, более метра в длину, размах крыльев у них достигает около двух метров. И трудно поверить, что весит такая птица всего два килограмма. А всё дело в перьях — рыхлых, пышных и у некоторых видов — особенно у белых цапель — очень красивых. Из-за этих перьев ежегодно уничтожались сотни тысяч птиц. Вот почему белая цапля стала сейчас очень редкой.

Предметные: формирование умения анализировать прозаическое произведение, определять замысел автора.

Ход работы

1. Организация начала урока. (Лист А4: записываем тему практической работы)

2. Выполнение заданий практической работы

— Какая это природа? (холодная)

— Какие это были люди? (добрые, милосердные, добросердечные)

Задание 3. А какой была Изольда? Как ее характеризует автор? Выпишите эти слова над ее именем. (добрая, помогала бедным и несчастным, заботилась о людях)

Задание 4. В жизни каждого из нас бывают такие ситуации, когда нам приходится делать выбор. Какой выбор делает Изольда? Ради чего она делает такой выбор? (Ради свадебного наряда она решается на убийство одной цапли)

Как дается это решение Изольде? (Она мучается, но решается)

— Какая это природа? (теплая, жаркая, горячая)

— А люди какие живут в этой стране? (жестокие)

3. Творческое задание

4. Рефлексия

Прочитайте отрывок из стихотворения Ю.Левитанского. Как вы понимаете его? Кому адресованы слова поэта?

Каждый выбирает по себе
Щит и латы. Посох и заплаты.
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе…
(Ю.Левитанский)

5. Подведение итогов за урок

6. Определение домашнего задания

Материал для справок

Белая цапля

Облик и поведение. Крупная цапля чисто-белой окраски. Размером (длина тела 85–102 см, масса 0,9–2 кг, размах крыльев 140–170 см) и телосложением очень похожа на серую цаплю, с которой часто держится вместе, но в целом стройнее, с более тонкими шеей и клювом. Осторожна, в смешанных группах цапель при опасности обычно взлетает первой. От похожей внешне малой белой цапли, помимо размеров, которые далеко не всегда можно правильно оценить, отличается окраской пальцев, которые не отличаются от окраски цевки, вне сезона размножения — жёлтым клювом, а в брачный период — отсутствием хохла. Активна круглые сутки, но в основном в дневное время.

Голос птиц этого вида удаётся услышать редко. Он заметно отличается от скрипучих и хриплых выкриков других крупных цапель, у неё он скорее сухой и трескучий, похожий на карканье.

Образ жизни. Населяет крупные водоёмы, богатые рыбой, с обширными мелководьями и зарослями околоводной растительности. В подавляющем большинстве случаев гнёзда устраивает на заломах тростника и камыша, где для постройки использует сухие стебли и листья этих растений. Из этого же материала строит гнёзда при гнездовании на кустарниках. Реже гнездится на деревьях, в колониях околоводных птиц или одиночно.

Гнёзда на деревьях, сооружённые из сухих прутьев и колючих ветвей, имеют форму перевёрнутого конуса с просвечивающими стенками. В сооружении гнезда принимают участие оба партнёра: доставка гнездового материала в значительной степени лежит на самце, а его размещение и утаптывание — на самке. В кладке 4–5 зеленовато-голубых яиц величиной с куриное. Кладку насиживают обе птицы в течение 25–26 дней.

Питается мелкой рыбой, лягушками, грызунами, прямокрылыми и другими крупными насекомыми, а также другими животными подходящего размера.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цели урока:

Обучающая — п родолжить формирование умения анализа эпического произведения; сопоставить характер героини с её поступком.

Развивающая – рассмотреть нравственные проблемы, поставленные в сказке.

Оборудование : портрет писателя Н.Телешова, презентация, эпиграф к уроку, плакат с изображением белой цапли, раздаточный материал.

Дурной поступок мучает нас не тогда, когда он только

что совершён, а когда, спустя долгое время, вспомина-

ешь его, потому что память о нём не угасает.

Жан-Жак Руссо (слайд 1)

I . Вступительное слово учителя (слайд-шоу (2-17))

Наверное, нет в этом мире ни одного человека, который бы когда-нибудь не любовался птицами, не удивлялся их способности к полёту, не восхищался красотой оперения, грациозностью движений, музыкальностью голоса. Птицы — одно из самых удивительных и прекрасных творений природы.

Провожая взглядом летящих птиц, человек порой задумывался: как высоко они летают, повсюду бывают, всё видят сверху и обо всём знают. Нам кажется, что птицы живут беззаботно и легко, весело поют свои песни, не зная ни горя , ни печали.

В представлении людей с птицами всегда связывалось что-то возвышенное, какие-то самые лучшие качества. Например, в народе выдающегося певца сравнивали с соловьем, храброго воина называли орлом, добрую, красивую девушку — ласточкой, лебёдушкой.

Многие народы воспевали птиц в легендах, преданиях и сказаниях.

Однако не всегда и не все люди восхищались птицами. Жадность, жестокость и равнодушие приносили много печали и горя в мир пернатых.. Сколько птиц погубил человек ради красивого оперения .! Поэтому многие виды птиц находятся сейчас на грани исчезновения.

П. Рассказ ученика о цапле (слайд 18).

Цапли — крупные птицы, более метра в длину, размах крыльев у них достигает около двух метров. И трудно поверить, что весит такая птица всего два килограмма. А всё дело в перьях — рыхлых, пышных и у некоторых видов — особенно у белых цапель — очень красивых. Из-за этих перьев ежегодно уничтожались сотни тысяч птиц. Вот почему белая цапля стала сейчас очень редкой.

Читайте также:

      

  • Записки из мертвого дома книга о народе о россии сочинение
  •   

  • Сочинение успех каждого ребенка
  •   

  • Сочинение краеведческий музей донецк
  •   

  • Сочинение по 5 главе капитанская дочка
  •   

  • Сочинение на тему может ли земля плакать

А теперь вспомним сказку Н. Телешова «Белая цапля». В ней говорится о принцессе Изольде, которая жила
на Севере, на одиноком острове. Она была красива и добра. Пришло время выходить замуж, и стала
принцесса готовить невиданный свадебный наряд. Ей хотелось, чтобы платье было похожим на снег, а
головной убор напоминал бы стрелки мороза. Придворная швея взялась пошить платье, но вот сделать
головной убор не мог никто. Наконец, к Изольде пришёл загадочный старик и сказал, что далеко на юге живут
белые цапли. Каждую весну на голове у них вырастает белый хохолок, высокий и пышный. Если достать
хохолок и укрепить на нём мелкие алмазы, получится именно то, о чём мечтает принцесса. Только для этого
нужно убить птицу.

Изольда отказалась наотрез. А ночью ей не спалось. Она подумала, что птиц на свете много и если убить
только одну, ничего страшного не случится. Принцесса велела старику отправляться в путь. А потом он
вернулся и молча протянул Изольде белые веточки, усыпанные искрящимися бриллиантами.

«Ты убил её?» — с тревогой спросила Изольда.

«Да, убил и срезал хохолок. Затем отнёс его лучшему в мире ювелиру и рассказал ему о твоей просьбе».

«Благодарю тебя, — ответила принцесса. Руки её дрожали».

На свадьбе Изольда была прекрасна в своём изысканном наряде. Но сказка на этом не кончается. Однажды
ночью к Изольде, то ли во сне, то ли наяву, пришли две белые цапли. Они рассказали ей ужасную историю.
Оказывается, наряд, который выдумала принцесса, вошёл в моду. Все захотели иметь такие же белые
перышки, осыпанные бриллиантами. И ради того, чтобы завладеть хохолками, люди стали истреблять белых
цаплей. И истребили их всех. К Изольде пришли последние две птицы. Такова была цена наряда,
придуманного принцессой.

Когда король узнал о случившемся, он был возмущён и подавлен. Изольда раскаялась и поклялась никогда
никому не делать зла.

Продолжение на следующем слайде

Мало не делать зла — нужно делать добро. В мире и так слишком много
страданий, а, причиняя зло хотя бы самому незначительному существу, ты
увеличиваешь это зло, — сказал Изольде отец. И добавил загадочную фразу:

«А назначение человека не такое».

Вопросы:
К каким последствиям привело решение Изольды?

Как ты оцениваешь её поступок?

Что важного ты узнал из разговора Изольды с отцом?

Почему не делать зла — этого мало? А что нужно делать?

Предмет: литература

Класс: 6а

Учебник: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. «Год после детства»,  6 класс.  «Образовательная программа 2100».

Дата: 16.12.2014

Тема урока: Преступление и наказание в сказке «Белая цапля» Н.Д.Телешова.

Цели урока:

Обучающая: изучить произведение Н.Д.Телешова «Белая цапля»; выявить на основе анализа эпического произведения проблемы, поставленные в сказке; сопоставить характер героини с ее поступком.

Развивающая: стимулировать творческую активность; формировать умения и навыки в сфере общения на уроке; развивать способности познания мира.

Воспитательная: вовлечь учащихся в размышление о «нравственном выборе»; использовать воспитательные возможности для развития таких качеств личности, как милосердие, сочувствие, доброта, отзывчивость.

Методические приёмы: аналитическая беседа, выборочное чтение эпизодов сказки, индивидуальные задания, работа в творческих группах.

Оборудование: электронная доска: презентация; доска – эпиграф к уроку; иллюстрации с изображением птиц, запись пения птиц, композиция Камиль Сен-Санса «Лебедь»;
раздаточный материал с «бусинами-памятками».

Словарная работа: нравственность…

До урока ученики получают индивидуальные  задания:  отвечают на опережающие

вопросы,  составляют таблицу-характеристику короля и принцессы.

Ход урока:

  1. На доске эпиграф к уроку:

                                      Дурной поступок мучает нас не тогда, когда он только

                                          что совершён, а когда, спустя долгое время, вспоминаешь его,

                                          потому что память о нём не угасает.

                                                                                                               Жан-Жак Руссо.                                                  

  1. Организационный момент (приветствие, психологический настрой на урок).
  2. Сообщение темы и целей урока (Сегодня на уроке мы с вами поговорим о поступках, которые могут повлечь за собой неотвратимые последствия. Наш разговор о сказке Н.Д. Телешова «Белая цапля». Тема нашего урока «Преступление и наказание  в сказке «Белая цапля» Н.Д.Телешова». Ребята, что такое преступление? (нарушение закона, содержащее в себе самовольное отступление от каких- либо норм; недопустимое, непозволительное, возмутительное).Можно ли назвать преступлением поступок главной героини принцессы Изольды? Получит ли наказание Изольда? Это нам с вами предстоит выяснить.)
  3. Вступительное слово учителя (на фоне записи пения птиц).

— Наверное, нет в этом мире ни одного человека, который бы когда-нибудь не любовался птицами, не удивлялся их способности к полёту, красоте оперения, грациозности движений, музыкальности голоса. Птицы — одно из самых удивительных и прекрасных творений природы.
Провожая взглядом летяших птиц, человек порой задумывался: как высоко, далеко и быстро они летают, повсюду бывают, всё видят сверху и обо всём знают. Нам кажется, что птицы живут легко и беззаботно, весело поют свои песни, не зная горя и печали, всегда бодры и веселы. Для них не существует границ, установленных людьми.
В представлении людей с птицами всегда связывалось что-то возвышенное, какие-то самые лучшие качества, например, в народе выдающегося певца сравнивали с соловьем, храброго воина называли орлом, добрую, красивую девушку-ласточкой, лебёдушкой.
Выражения: «птица счастья», «птица удачи», «птица мира» -подверждают большое значение птиц для человека.

А вот какой увидел гордую и величественную птицу-лебедь французский композитор Камиль Сен-Санс. Его композиция так и называется — «Лебедь». (Прослушивание записи.)
Однако не всегда и не все люди восхищались и поклонялись птицам. Жадность, жестокость, мелочность и равнодушие приносили много горя и печали в мир пернатых. Сколько птиц погубил человек ради красивого оперения! Многие виды птиц находятся на грани исчезновения.

5.  Рассказ ученика о цапле.
Цапли — крупные птицы, более метра в длину, размах крыльев у них достигает двух метров. И трудно поверить, что весит такая птица всего два килограмма. А всё дело в перьях — рыхлых, пышных и у некоторых видов -особенно у белых цапель — очень красивых. Из-за этих перьев ежегодно уничтожались сотни тысяч птиц. Вот почему белая цапля стала сейчас очень редкой. В нашей стране белые цапли, как и многие другие редкие птицы, взяты под защиту государства.
6. Словарная работа
Нравственность
 — правила, определяющие поведение, душевные и духовные качества, необходимые в обществе. (это слово сегодня нам очень пригодится, а урок многое сможет вам прояснить, кому-то поможет повзрослеть, иначе посмотреть на жизнь.

7. Анализ содержания сказки.


— Какое впечатление произвела на вас эта сказка?
 (На душе стало грустно…  Хотелось плакать, когда убивали птиц… )

               -О чём эта сказка? (Нельзя убивать даже одну птицу… О добром отношении ко всему живому…)

— А какой же более глубокий смысл она имеет? (Это сказка о серьёзном отношении к жизни, о смысле жизни, о назначении человека, о нравственном выборе)

                — Обратимся к началу сказки и прочитаем описание королевства. Что отмечает в нём автор?

                (Зима была длинная, а лето короткое… Мало зелени и цветов.. Круглый год в холодных сумерках… Дикие скалы ненадолго были покрыты седыми мхами…)

— На что обращает наше внимание автор?

               («Люди… любили и ценили всякую жизнь…»)

                 — Почему автор особо подчёркивает эти слова?

                (Принцесса Изольда впоследствии нарушила этот нравственный закон своей родины – любовь ко всему живому на земле)

                — Давайте рассмотрим характеристику героев (царь и его дочь Изольда).

(Дома составлялась таблица на основе сказки)

Левая колонка:  старый король                                                Правая колонка: принцесса

Все любят старого короля,                                                      Добрая, как и её отец, краси-

                                                                                                    вая;

умный и редкой доброты че-                                                   принцесса помогает бедным,

ловек, заботится о людях, в его                                               несчастным; любит  отца и

                                                                                                          свою родину                                        

королевстве людям живётся лег-                            

ко и хорошо, милосердный, учит

быть доброй свою дочь.

Вывод: Король- милосердный, доб-                                       Вывод:   Принцесса –краси-

                                                                                                     вая, добрая и милосердная

рый человек.  

Обычно в сказках на жестокость способны только злые герои. Н.Телешов отступает от обычного сказочного «шаблона». Для чего он это делает?(Наверное,

автор хочет сказать, что и добрый человек может совершить жестокость, если не будет задумываться над последствиями своих поступков)

В жизни каждого из нас бывают такие ситуации, когда мы стоим перед выбором.

              — Перед каким нравственным выбором стоит принцесса Изольда? (Или лишиться красивого головного убора («…развёрнутые веером тончайшие белые веточки, нежные  как пух и белые, как снег, а среди них сверкали и искрились чуть видимые алмазы…») или «убить одну птицу…» )

              — Как автор описывает душевное состояние Изольды при принятии ею решения?

(«Всю ночь не спалось Изольде. Она знала, как огорчился бы отец, если бы она согласилась.»  «Только одну… только одну убить…И мало-помалу убить одну птицу, хотя и ради прихоти, стало казаться ей не таким страшным делом, как вначале; ведь всё равно птица умрёт- немного раньше или немного позднее. Зато как хорош будет её свадебный убор! Как будет доволен принц Сагир! Как будет прелестна в этом наряде сама Изольда!»)

             Желание иметь красивый свадебный убор пересиливает голос совести.

Итак, с молчаливого согласия Изольды совершено преступление – убийство «жестоким стариком» одной птицы – белой цапли.

8. Выступления творческих групп

Две цапли, явившиеся  к Изольде во сне, явственно рисуют ей картину убийства птиц. Ужас  охватывает принцессу, когда она слышит слова жестокой правды.

        -Найдите в тексте и выпишите, как жили птицы ДО убийства, что происходит ВО ВРЕМЯ  убийства, что стало с ними ПОСЛЕ убийства.

Мудрые птицы понимают, что Изольда действовала по недомыслию, неведению, но только не по злому умыслу, поэтому они говорят с ней « с горечью, но без ненависти»: «Знала ли ты об этом, принцесса?» «Знаешь ли ты это, принцесса?» «Ты не думала об этом, принцесса?» Эти грустные птицы учат принцессу серьёзно относиться к жизни, нести ответственность за свои поступки.   Любое, даже не умышленное преступление влечёт наказание.

— Какие же наказания несёт принцесса Изольда за своё преступление? Найдите их

в тексте и выпишите.

 Принцесса Изольда терзается тем, что сделано, просит у отца совета, как загладить ей свой проступок.

          -Что отвечает король дочери?(«Раскаяние очищает душу и закаляет её против новых искушений, но прошедшее – непоправимо. Мало – не делать зла: нужно делать добро».

         -Какое решение принимает Изольда?(«В народе много было горя.И этому горю она решилась помочь, забывая себя и все свои удовольствия»)

         -Какие уроки для себя выносит она из случившегося? («Всё на свете должно быть добром»).

         Жизненный принцип короля «Нужно делать добро». Скажите, если бы каждый человек усвоил эту простую истину, что изменилось бы в нашей жизни?(Рассуждения учеников)

         Л.Н.Толстой говорил: «Царство Божие внутри Вас». Так о чём же сказка Н.Телешова «Белая цапля»?  (Размышления учеников) Какова основная тема в сказке?(Это тема ответственности за содеянное перед лицом будущего. Гибель малой частицы окружающего мира может привести к катастрофе человечества)

— На доске записан эпиграф  к уроку. Как он перекликается с сегодняшним разговором? (Рассуждения учеников).

9. Рефлексия. (Перед каждым из вас лежат высказывания известных людей, так называемые бусины, которые можно нанизать на нитку, чтобы получилось чудесное ожерелье. Прочитайте их внимательно. Какие бы из них вы выбрали для своих бус)

Милосердие – это активная доброта (Шевелёв)

Хорошие поступки облагораживают нас, и мы есть плод наших собственных деяний (М. Сервантес)

Стараясь о счастье других, мы находим совё собственное (Платон)

Любое существо появляется на Земле для жизни. Борьба за жизнь в любой, самой трудной ситуации, верность своим корням заслуживают не  меньшего уважения.

Раскаяние очищает душу и закаляет её против новых искушений, но прошедшее – непоправимо(Н. Д. Телешов)

Нужно быть хозяином своей воли и слугой своей совести (Л. Вовенарг)

Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту (Конфуций)

Добро существует там, где его постоянно творят (В. Гжещик)

Одним из дурных последствий жестокого поступка является то, что ожесточается сердце (из Ч. Бакстона)

Настоящее счастье только и есть в милосердии, а если мы будем жестоки, то и нам самим изменит наше счастье. (Телешов)

Можно ли сюда включить эпиграф к сегодняшнему уроку?

10. Подведение итогов.

Чему же научила нас эта сказка Телешова? (Любить и ценить все живое… и по цепочке)

— Какой же нравственный урок мы  можем извлечь из этой сказки?

Мы не должны идти на поводу своих сиюминутных желаний. Ведь маленькая прихоть зачастую обходиться очень дорого. Истинная красота человека подразумевает многое. Это и гармоничная внешность, это и его сердце, живое, теплое, сострадающее. Но прежде всего, он должен быть красив в своих поступках. Именно в них проявляется благородство и бескорыстие.

Каждый человек на своём жизненном пути по легкомыслию может совершать ошибки, но всегда, прежде чем сделать свой выбор, нужно подумать, к каким последствиям эти ошибки приведут: ведь результат может быть непоправимым. Это сказка об ответственности человека за всё, что происходит вокруг нас, о высоком назначении человека на земле, о выборе жизненной позиции, о нравственности – от этого зависит судьба человека.

11. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру на тему «О чем меня заставила задуматься сказка Н.Телешова «Белая цапля»?

  1. Стадия вызова с с выходом

на формулировку темы урока

III.Стадия осмысления (реализация смысла)

IV.Рефлексия (размышление)

V. Домашнее задание

  • Вспомните поступок, о котором вы жалеете.

  • Как бы вы поступили сейчас?

  • Сегодня мы познакомимся со сказкой Н.Д. Телешова “Белая цапля”.

  • Сообщение темы, чтение эпиграфов

Стратегия смыслового чтения «Мозговой штурм». Какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы? О чём сказка? (запись ключевых слов на доске).

  • Формулирование цели, задач урока

Мы будем читать текст, делая остановки, и попытаемся понять, почему автор дал такое название сказке, о чем заставляет задуматься. И посмотрим, верна ли информация, данная вами при «Мозговом штурме», тому, что мы узнаем из текста.

  • Краткая биографическая справка о писателе.

Читаем текст с остановками.

1 фрагмент со слов “Далеко на севере…” до “Наступила долгая, томительная зима”

  • Почему автор подчеркивает, что люди, живущие тут, “любили и ценили всякую жизнь”?

2 фрагмент “Всякий день принцесса Изольда…” до “… сверкали и искрились, как снежинки при лунном свете!”

  • Что мы узнали об Изольде? Какая она? Составляем кластер.

  • Стратегия — «Обзор словаря». Словарная работа (гармония, искушение).

Гармония во всем. А что такое гармония?

(Можно зачитать некоторые высказывания):

  1. Гармония – это постоянное пребывание в состоянии миролюбия, излучения жизни, чистоты, здоровья, положительных эмоций.

  2. Гармония – это любовь, направленная на созидание жизни на земле.

  3. Гармония – это состояние внутреннего мира, абсолютная удовлетворенность всем, когда мы не испытываем внутреннего конфликта, противоречий, борьбы.

Изольда хотела, чтобы ее свадебный головной убор походил на стрелки мороза, “и чтоб сверкали они и искрились, как снежинки при лунном свете”.

Читаем: “На другой день Изольда приказала готовить, какой замыслила, свадебный наряд…”

  • Почему не могли долго найти того, кто бы исполнил “этот убор”?

  • Появился старик со своим предложением. Как можно назвать появление этого старика? (Подвести к понятию “искушение”)

Искушение. Оно всегда рядом. А что такое искушение? 

ИСКУШЕНИЕ — соблазн, желание чего-нибудь запретного, недозволенного. (Д.Н. Ушаков.Большой толковый словарь современного русского языка)

  • В жизни каждого человека нередко бывают минуты, когда он стоит перед нравственным выбором. Перед каким выбором стоит Изольда?

Читаем: “И мало-помалу убить одну птицу, хотя и ради прихоти, стало казаться ей не таким уж страшным делом, как вначале: ведь все равно птица умрет — немного раньше или немного позднее… Зато как хорош будет ее свадебный убор! Как будет доволен принц Сагир. Как будет прелестна в этом наряде сама Изольда!”

“Все были радостны; только Изольда одна оставалась задумчивой, невеселой”. Почему?

3 фрагмент .Читаем: “Накануне вечером пришел в гавань корабль из далеких стран, а через несколько времени явился во дворец и старик. Поклонившись принцессе, он молча подал ей золоченый ящик  до “Руки ее дрожали”

  • Что произойдёт дальше?

4 фрагмент “С тех пор прошло несколько лет…”

Изольда счастлива в стране своего мужа, но ей “не хватало покоя”.

  • Как изменилась Изольда после замужества? (возвращаемся к кластеру, добавляем…)

  • Изольда все так же красива, добра, сердце ее наполняется любовью ко всему живому, сострадает, но почему она не знает покоя?

  • Так ли уж нужен, важен был для принцессы свадебный головной убор? (Нет, прихоть была).

  • Какую цену заплатила Изольда за свой наряд?

Оказывается и добрый, достойный человек может совершить жестокость, поступить легкомысленно, если не будет задумываться над последствиями своих поступков, и явившиеся ей ночью две белые цапли подтверждают, что прежние терзания Изольды были не случайны.

5 фрагмент.Читаем фрагмент “Вся комната была залита лунным светом, а у постели ее стояли две большие белые птицы…” 

  • Почему они говорят с Изольдой с горечью, но без ненависти?

  • Удалось ли принцессе Изольде загладить свой поступок, свою вину?

Зачитываем фрагмент:

— Грустная правда! — ответил король. — И птицы гибнут, и человек унижается.

  • Что значат эти слова короля?

Подробный выразительный пересказ отрывка из книги Н.А.Надеждиной “Каждой былинке брат” (индивидуальное, заранее подготовленное сообщение)

Читаем: “Тогда Изольда стала просить»… до 
«А назначение человека совсем не такое».

  • Почему “не делать зла, этого мало”?

  • Какого же назначение человека? 

Читаем:

«— Прощай, моя милая дочь! — проговорил ей в дорогу старый король. — Милосердие и добро, скоторыми ты едешь теперь, дадут тебе прочное счастье».

  • А что такое милосердие?

«Обзор словаря». Словарная работа. Милосердие – это не чувство, а состояние души.

К милосердию призывает нас Библия.

Зачитать несколько высказываний:

  • “Если стремиться к милосердию, не будет зла. Прекрасно там, где пребывает милосердие” — китайский философ Конфуций

  • “Милосердие  начинается с собственной семьи человека, но не заканчивается на ней… Потом оно идет к людям, окружающим нас в повседневной жизни…И от этого мир становится добрее…- Томас Фуллер

  • Что для себя решила Изольда?

Быть с народом, то есть делать добро людям – это искупление, возвращение к внутренней гармонии.

Работа в группах. Составление синквейна со словами: ДОБРОТА, МИЛОСЕРДИЕ.

Работа в группах.Стратегия смыслового чтения — «Толстые» и «тонкие» вопросы

Алгоритм реализации стратегии:
Учащимся предлагается составить вопросы по теме, по тексту и т.д. «Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа; «толстые» вопросы – вопросы, требующие подробного, развѐрнутого ответа. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых»и «тонких» вопросов.

Возвращение к теме, целям и эпиграфам урока.

Тема ответственности за содеянное перед лицом будущего. Гибель самой маленькой частички окружающего мира может привести к катастрофе человечества. Это звучит как предупреждение человечеству.

Н.Д. Телешов обращается к нам с призывом защитить природу, а значит, и человека, потому что тот, кто губит природу, губит самого себя.

Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.

Е.Евтушенко

1.Написать мини-сочинение на одну из тем:

  • Доброта – это …

  • Мы и природа.

  • Жизнь дана на добрые дела.

  • Какое дело может быть добрым?

2. Нарисовать иллюстрации к сказке.

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя, высказывают предположения о содержании сказки, называют ассоциации.

Формулируют цели и задачи.

Цель: узнать новое о писателе и его произведении.

Ставят учебные задачи:

— узнать биографические сведения и Н.Д. Телешове;

— познакомиться с текстом сказки;

-проанализировать произведение: характеристика главных образов, выявление проблем текста;

— соотнести содержание сказки с эпиграфами и темой урока.

Слушают и включаются в обсуждение фрагментов.

Форма преобразования текста – кластер.

Заполнение таблицы по стратегии «Обзор словаря».

Размышления над значением слова, соотнесённость с жизненным опытом.

  • Искушение обмануть

  • Искушение взять в руки сигарету

  • Искушение украсть

  • Искушение похвастаться…

Форма преобразования текста – схема.

Нравственный выбор

Предполагаемые ответы:

  • угрызение совести

  • раскаялась

  • сожалела

  • радовалась, что старик не возвращается

Высказывания о предполагаемом развитии сюжета.

Форма преобразования информации – кластер (дополнение к уже имеющемуся).

Сравнительный анализ состояния Изольды в 1 и 2 частях сказки (предполагаемый ответ: отсутствие гармонии, мучает совесть).

Цена необдуманного поступка: красивые белые цапли исчезли, их стали убивать, чтобы использовать красивый хохолок в нарядах – уничтожила весь род.

Предполагаемый ответ:

Птицы понимают, что Изольда поступила так, не подумав о последствиях. Они учат ее ответственности за свои поступки, т.е. серьезному взгляду на жизнь.

Маленькое зло всегда превращается в большое. То, что сделано, исправить нельзя. Можно только искупить свою вину.

Предполагаемый ответ:

Убивая, человек уничтожает в себе человеческое, перестает быть человеком, превращается в убийцу, хищника, зверя, признаётся в своей мелочности, в своем полном равнодушии ко всему, что не есть он сам, союз “и” в данном высказывании подчеркивает тесную взаимосвязь природы и человека. А всему виной Жадность и Беспечность. 

Индивидуальное сообщение

Творить добро!

Заполнение таблицы по стратегии «Обзор словаря».

Милосердие должно быть мило сердцу, идти из глубины души человека, осознаваться разумом.

Человек творит добро для людей, помогает им в трудной ситуации бескорыстно и не задумывается о том, что он сделал.

Работа в группах. Составить синквейн со словами: ДОБРОТА, МИЛОСЕРДИЕ

Работа в группах.

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения.

2. Самостоятельно формулировать цели и задачи урока.

Познавательные УУД

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации.

2. Пользоваться приёмами изучающего чтения.

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую

4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

4. Оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации.

5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.

  • Почему порой трудно принять чужую правоту сочинение
  • Почему порой трудно признать чужую правоту аргументы для сочинения
  • Почему попытки ольги ильинской возродить обломова не имели успеха сочинение с цитатами
  • Почему понравилась сказка о рыбаке и рыбке 2 класс
  • Почему понравилась сказка о золотом петушке