Почему появились докучные сказки кому и когда их рассказывали

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


0

Почему в народном творчестве появились докучные сказочки?

Задание по литературе для 3 класса Обсудите с другом, почему в народном творчестве появились докучные сказочки. Кому и когда их рассказывали? Обратите внимание, что старинное слово «докука» означает «надоедливая просьба».

2 ответа:



2



0

Что такое докучная сказка? Это сказка, в которой повторяется многократно один и тот же сюжет, одна и та же фраза в разных вариантах, и обычно такие сказки заканчиваются неожиданным финалом. Как правило докучные сказки рассказывали непослушным детям, которые например никак не хотели засыпать и которых требовалось отвлечь от баловства.

Ведь старинное русское слово Докука на современный лад можно перевести как надоедливая просьба. Поэтому если кто-то кому-то очень надоедал, чтобы от него отвязаться ему также рассказывали докучливую сказку.

Появились эти сказки видимо от простых присказок, которыми люди вежливо пытались избавится от назойливого просителя, но потом стали жанром народного фольклора.



0



0

Докучная сказка родилась как жанр народного фольклора в тот момент, когда возникла необходимость вежливо и по возможности смешно отделаться от надоедливого человека. Ему в такой легкой и шуточной форме намекали, что пора и честь знать, ведь не зря слово Докука иначе означает надоеду, надоедливую просьбу. Ну а потом сказки эти стали рассказывать и без всякого повода, просто как короткие смешные истории с неожиданным финалом.

Читайте также

Посмотрим, какие же признаки волшебной сказки можно обнаружить в сказке «Сестрица Аленушка».

Волшебные превращение есть в этой сказке? Конечно есть. Братец Иванушка становится козленочком, когда попил из копытца. Потом обратно превращается в мальчика. Сестрица Аленушка тонет, и оживает.

Что еще здесь волшебного? Присутствие злой ведьмы несомненно. Потому что для волшебных сказок обязательным условием оказывается борьба добра со злом, а зло здесь как раз ведьмой и представлено. причем добро обязательно побеждает и ведьма сурово наказана.

Козленок в сказке разговаривает, а его утонувшая сестра отвечает из воды — это тоже признак волшебной сказки, потому что такого просто не может быть.

Иван Федоров вошел в историю как первопечатник, человек, который много сделал для появления печатной книги на Руси. Иван Федоров всю свою жизнь посвятил книгопечатанию и ему принадлежит первая русская печатная книга — знаменитый «Апостол» 1564 года.

Что же значило в понимании Ивана Федорова «рассеивать духовные семена»?

Первопечатник сравнивал книги с духовными семенами, а книгопечатание назвал рассеиванием этих духовных семян.

Как обычные семена дают всходы, а потом урожай, так духовные семена — книги, способствуют духовному развитию человека и также дают свой урожай — грамотность и образованность.

Младший сын в сказках всегда оказывается более добрым, более смелым, более благородным, чем его старшие братья. Почему так происходит не понятно, но это так.

Вот и Иван царевич был лучше, чем его братья. Те были и ленивыми и злыми, и завистливыми. Они оказались даже преступниками, когда напали на спящего брата и убили его. такие персонажи никак не могут быть главными героями сказок, они здесь олицетворяли зло, которое по правилам должно быть наказано.

Иван царевич в отличии от братьев был все-таки положительным героем, хотя также любил поспать — всего его неприятности случались именно когда тот спал. Но Иван царевич был добрым и простодушным, а это очень хорошие положительные качества. Ему сочувствуешь, несмотря на его легкомыслие. Поэтому именно он должен был получить все призы в этой сказке.

Федор Тютчев в стихотворении «Листья» действительно описывает листья как живые существа. Он пишет, что у листьев есть свои мечты, есть свои радости, свои чувства. Мы читаем, как весело было листьям летом, они гостили на сучьях, красовались в солнечных лучах и купались в росе. Когда пришла осень листья стали желтеть и у них появилась иная мечта — чтобы их сорвал ветер и они улетели куда-то вдаль.

Листья мечтают, радуются, играют, купаются — это все действие на которые способно только живое существо. Поэт делает листья живыми, чтобы мы могли представить себя на их месте, чтобы показать, как прекрасно все устроено на этом свете.

Чудесная живая и мертвая вода часто встречается в русских народных сказках. Не обошлось без нее и в сказке «Иван царевич и серый волк».

Когда коварные братья убили Ивана царевича и увезли все им добытое в странствиях, прибежал верный друг серый волк и поймав ворона и вороненка отправил ворона за живой и мертвой водой.

Мертвая вода обладала волшебным свойством закрывать, заживлять любые, даже смертельные раны, ну а живая вода могла оживить мертвого человека.

Спрыснул волк Ивана царевича сперва водой мертвой и все раны его зажили, а потом побрызгал волк царевича водой живой и Иван царевич очнулся, причем думал, что все это время проспал.

Действительно, докучная сказка начинается как всем знакомые обычные сказки, но вдруг резко заканчивается.

Так происходит видимо потому, что не всегда есть время рассказать сказку, так как длиться она долго, вот и придумали такие короткие докучные сказки.

Обсудите с другом, почему в народном творчестве появились докучные сказочки. Кому и когда их рассказывали? Обратите внимание, что старинное слово «докука» означает «надоедливая просьба».

Докучные сказки рассказывали детям в рабочее время, тогда когда было мало времени на то, чтобы выполнить желание ребенка и рассказать ему сказку полностью.

Дети же не понимают, что родители сейчас должны выполнить работу и надоедали своими просьбами рассказать им сказочку. Отсюда и название «докучные сказки» — надоедливая просьба рассказать сказку.

А когда приходил вечер и родители могли уделить своему ребенку время, тогда этим надоедливым детишкам рассказывали всю сказку полностью.

Попробуй сочинить свою докучную сказку. Помни, что в докучной сказке должна быть неожиданная концовка. Запиши её в «Рабочую тетрадь».

Докучная сказка для 3 класса.

Жил был полосатый Жук.

И его мохнатый друг Паук

Они в игры с мухами играли

и все вместе с дуба упали

хвостики подняли и убежали.

Вот и сказочке конец,

а кто слушал- Молодец!!!

Относятся к русскому устному народному творчеству. Они имеют ряд характерных особенностей, позволяющих выделить их среди остальных: несколько раз повторяющиеся элементы, недолгое повествование, часто не наделенное особым смыслом.

По сути, докучная сказка — это короткий рифмованный стишок, который можно читать детям младшего возраста (два-три года) неограниченное количество раз. В данной статье будут рассмотрены вопросы о том, откуда берет начало докучная сказка, как она влияет на развитие ребенка, какова практическая польза от ее чтения детям.

Происхождение докучных сказок

Докучная сказка возникла еще в Древней Руси. Предположительно первыми сочинителями этих творений стали «уставшие» сказочники, которые хотели отделаться от надоедливых слушателей. Они придумывали эти небольшие истории на ходу, затем рассказывали их тем, кто приставал к ним с просьбой, и благополучно уходили. Недоуменные слушатели предпринимали многочисленные попытки разъяснить себе смысл этих сказок, поэтому стали передавать их из уст в уста. Возможно, люди между собой начали повторять эти истории по нескольку раз, передавая друг другу смысловую нагрузку и заученные лексические конструкции.

Название «докучная сказка» происходит от слов «надоедать», «докучать». Обратите внимание, что когда много раз подряд читается одно и то же, звучат повторяющиеся фразы, это вызывает чувство скуки и появление некоторого раздражения. Должно быть, именно такие чувства испытывали первые создатели докучных сказок.

Переключение внимания ребенка

Докучная сказка — это идеальный вариант, когда подошло время укладывать ребенка спать, а дитя отказывается засыпать без сказки. Родителям можно выучить несколько таких стишков наизусть, чтобы в нужный момент суметь их продекламировать. Можно также использовать книжку с докучными сказками, если она имеется у вас дома. При желании ее можно купить в магазине, так будет даже лучше.

Докучные сказки короткие, поэтому их чтение не отнимет у вас много времени. Ребенку будет интересно и забавно слушать веселые истории, и он не раз попросит вас повторить уже рассказанное. Не спешите ему отказывать! Эти сказки вы можете читать своему малышу, чтобы отвлечь от чего-то. К примеру, ребенок раскапризничался на улице или в магазине настойчиво требует купить ему игрушку. Вместо того чтобы ругать его и всячески одергивать, попробуйте применить в качестве воспитательной меры докучные сказки: «Жили-были гуси у моей Маруси». Ребенок вместо того, чтобы капризничать, откроет от удивления рот и примется вас слушать с величайшим вниманием.

Развитие познавательных процессов

Чтение взрослыми детям прекрасно развивает у ребенка память, мышление, речь, воображение. Дети очень быстро запоминают тексты, которые им интересны и вызывают приятные эмоции. Вот увидите, с каким энтузиазмом малыш примется повторять забавные строчки, вызывающие у него улыбку и хорошее настроение! Докучные сказки для детей отличаются большой эмоциональностью и объемной юмористической составляющей. Слушая, ребенок будет вникать в каждое слово, даже если ему не совсем понятно его значение. В этом случае задача мамы и папы заключается в том, чтобы правильно объяснить малышу незнакомые слова, встречающиеся в тексте.

Интерес к устному народному творчеству

Докучная сказка — это настоящий клад для родителей и детей. Несмотря на то что она часто воспринимается как бессмысленная и лишенная логики, это обманчивое впечатление. Докучные сказки для детей являются устным народным творчеством, а значит, являются отражением жизни русского народа Древней Руси. Именно из таких бессмысленных на первых взгляд сказок ребенок сможет узнать, как одевались на Руси, какие порядки царили в городах, как простые люди жили в деревнях, чем питались, увлекались, занимались, как трудились, не покладая рук.

Систематическое чтение детям докучных сказок не только воспитывает ребенка, но и прививает ему любовь к родному слову. Каждый родитель хочет, чтобы в будущем его драгоценный отпрыск получил хорошее образование, читал серьезную художественную и классическую литературу. Во многом достижению этой цели способствует знакомство с докучными сказками, которое происходит в раннем детстве. Поэтому чрезвычайно важно не упустить этот момент! Любовь к книге не рождается за один день, но приходит постепенно.

Как надо читать детям докучные сказки

Казалось бы, что в этом трудного: достаточно взять в руки соответствующую книгу и начать читать ребенку вслух. Но все не так просто. Если родитель хочет, чтобы чтение принесло ребенку ощутимую пользу, то не стоит пренебрегать следующими правилами. Читайте ребенку только тогда, когда сами находитесь в хорошем настроении. Если вы станете читать, находясь в угнетенном состоянии духа, ребенок это сразу заметит. Кроме того, такое чтение обязательно отразится на восприятии ребенка: текст покажется ему неинтересным, скучным, и он отложит книгу в сторону. Чтобы не отбить у ребенка интерес к чтению, поощряйте его любые попытки пересказывать прочитанное самостоятельно, не отказывайтесь, когда он обращается к вам с просьбой прочитать сказку. Стихи можно выучить наизусть. Читайте с воодушевлением, выразительно, четко проговаривая каждое слово. Докучная сказка — это народный дух Руси, уважайте его!

Таким образом, докучная сказка во многом помогает привить ребенку любовь к изящной словесности. Пусть хорошая литература начнется для малыша с изучения памятников русского народного творчества. Такой подход обязательно принесет в будущем свои плоды.

Как многолика сказка! И между тем этот фольклорный жанр делится еще на несколько групп, в одной из которых находятся присказки и докучные сказки. Это шуточные фольклор для детей. Сказка не ради сказки, а ради забавы. Короткие, без основного действия и завершения, эти произведения народного творчества созданы, чтобы рассмешить, запутать маленького слушателя. Неожиданный обман раскрывается после первых двух строчек сказки, многочисленные повторы и вот уже у детей крик недовольства или веселый смех. Ага, надули!

Докучные сказки

Докучные сказки можно поставить на одну ступеньку с потешками и прибаутками. Этими коротенькими сказочками по мнению В. Проппа, рассказчик хотел угомонить детей, которые бесконечно просили рассказывать сказки. И неудивительно докучные сказки коротки и вместе с тем бесконечны: «… начинай читать сначала…».

Часто это смешное короткое повествование, смахивает слезы обиды на глазах ребенка от того, что сказку ему не хотят рассказывать. Дети быстро запоминают докучные сказки и с удовольствием повторяют их.

В некотором царстве,
В некотором государстве
Жил-был царь, у царя был сад,
В саду был пруд, в пруды был рак…
Кто слушал — тот дурак.

Хочешь сказку про лису? Она в лесу.

На улице лето, под окошком — лавка,
В лавке елец — сказке конец!

Жил-был старик, у старика был колодец, а в колодце том елец; тут и сказочке конец.

Был себе царь Додон.
Построил он костяной дом.
Набрал со всего царства костей.
Стали мочить — перемочили,
Стали сушить — кости пересохли.
Опять намочили.
А когда намокнут — тогда доскажу!

Жил был царь, у царя был двор,
На дворе был кол, на колу — мочало;
не сказать ли сказку сначала?

Плавал и плавал у плотины карась…
Сказка моя уже началась.
Плавал и плавал карась у плотины…
Сказка рассказана до половины.
Поймал бы я Вам за хвост карася…
Да жаль, что сказка рассказана вся

Расскажу я Вам сказку про белого бычка… Вот и сказка вся!

— Расскажи!
-Ты говоришь: расскажи, я говорю: расскажи…
— Рассказать ли тебе докучную сказочку?
-Не надо.
— Ты говоришь: не надо, я говорю: не надо…
— Рассказать ли тебе докучную сказочку? (и так далее)

Рассказать сказку про гуся?
— Расскажи.
— А она уже уся.

Рассказать сказку про утку?
— Расскажи.
— А она ушла в будку.

Присказки

Присказка
— она же в народе побасенка, присказулька — повторяется во многих сказках, и следует до зачина основного повествования. Часто присказка не связана с основным текстом сказки. Она как бы предвосхищает, готовит слушателей, открывает оконце в мир сказочного действа. Русскую присказку легко узнать. Это повторяющиеся во многих сказках 2-3 предложения. «Жили, были…» и т.п.

Иногда народная присказка становится нарицательной и при этом она располагается в основном повествовании: «Сивка бурка вещая каурка», «по локоть в золоте, по колено в серебре», «…повернись ко мне передом, к лесу задом».

Удивительно, но присказка может располагаться и в конце сказки. Тогда она завершает сказание и ребенок, слушающий или читающий, понимает, что сюжет повествования выдуман «…и я там был, мед пиво пил…», «…по усам текло, в рот не попало..». Часто эти последние строчки вынуждают детишек посмеяться: «…синь кафтан, а мне казалось скинь кафтан…». Иногда сказка заканчивается пословицей и подводит итог или выявляет мораль сказки.

Присказки

Сказка от начала начинается, до конца читается, середке не перебивается.
Чур, мою сказку не перебивать; а кто ее перебьет, тот трех дней не проживет (тому змея в горло заползет).
На море океане, на острове Буяне.
Это присказка — не сказка, сказка будет впереди.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
В некотором царстве, в некоем государстве.
В тридесятом царстве.
За тридевять земель, в тридесятом государстве.
Под темными лесами, под ходячими облаками, под частыми звездами, под красным солнышком.
Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!
Полымя из ноздрей, пар (дым) из ушей.
Огнем дышит, полымем пышет.
Хвостом след устилает, долы и горы промеж ног пускает.
С молодецкого посвисту пыль столбом.
Конь копытом бьет, удила грызет.
Тише воды, ниже травы. Слышно, как трава растет.
Растет не по дням, по часам, как пшеничное тесто на опаре киснет.
Во лбу светел месяц, в затылке часты звезды.
Конь бежит, земля дрожит, из ушей полымя пышет, из ноздрей дым столбом (или: полымя из ноздрей, дым из ноздрей).
По локоть в красном золоте, по колени ноги в чистом серебре.
Облачается небесами, подпоясывается зорями, застегивается звездами.
Утка крякнула, берега звякнули, море взболталось, вода всколыхалась.
Избушка, избушка на курьих ножках, повернись к лесу задом, ко мне передом!
Стань, белая береза, у меня назади, а красна девица напереди!
Стань передо мной, как лист перед травой!
Ясни, ясни на небе, мерзни, мерзни, волчий хвост.
Ни словами (ни в сказке) сказать, ни пером описать.
Из сказки (из песни) слово не выкидывается.
Не за былью и сказка гоняется.
Полетела птица синица за тридевять земель, за си: море-окиян, в тридесято царство, в тридевято государство.
Берега кисельные, реки сытовые (молочные).
На поле-поляне, на высоком кургане.
В чистом поле, в широком раздолье, за темны лесами, за зелеными лугами, за быстрыми реками, крутыми берегами.
Под светлым месяцем, под белыми облаками, и частыми звездами и пр.

На море, на окияне, на острове на буяне стоит бык печеный: в заду чеснок толченый, с одного боку-то режь, а с другого макай да ешь.
На море, на окияне, на острове на буяне лежит бел горюч камень алатырь.
Близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли.
Не сизый орел, не ясный сокол подымается…
Не лебедь белая (серая) выплывала…
Не белы снеги в чистом поле забелелись… |
Не черны леса дремучие чернеются…
Что не пыль-поле подымается…
Не туман сизый с раздолу под мается…
Свистнул, гаркнул, молодецким посвистом, богатырским покриком.
Вправо поедешь (по раздорожью) — коня потеряешь; влево поедешь самому живу не быть.
Доселе русского духу слыхом не слыхано, видом не видано, а ныне русский дух в очью является.
За белы руки принимали, за столы белодубовы сажали, за скатерти браные, за яства сахарные, за питья медвяные.
Чудо-юдо, мосальская губа.
Мертвой и живой воды добыть.
Баба-яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает.

Я там был, пиво пил; пиво-то по усу текло, да в рот не попало.
Стали жить поживать, и теперь живут, хлеб жуют.
Стали жить поживать, ума наживать, а лиха избывать.
Я сам там был, мед и пиво пил, по усам текло, в не попало, на душе пьяно и сытно стало.
Вот тебе сказка, а мне бубликов вязка.
Жил-был царь овес, он все сказки унес.
Я там был, вместе уху хлебал, по усу текло, а в рот не попало.
Стал по-старому поживать, лиха не знать.
Подали белужины — остался не ужинавши.
Стал жить да бывать, хлеб жевать.
Когда насыплет (доскачет, доживет), тогда и дальше скажу, а пока мочи нет.
На том пиру и я был, мед-вино пил, по усам текло, да в рот не попало; тут меня угощали: отняли лоханку от быка да налили молока; потом дали калача, в ту ж лоханку помоча. Я не пил, не ел, вздумал утираться, со мной стали драться; я надел колпак, стали в шею толкать!
Я там обедал. мед пил, а уж какая была капуста — ино теперь в роте пусто.
Вот вам и сказка, а мне бубликов связка.

Присказки и докучные сказки для детей очень интересны. Они не просто занимают ребенка, но и позволяют тренировать память, развивать фантазию, но и делают мир детства шире и интереснее.

Докучные сказки — это небольшой стишок, состоящий из неограниченного числа одинаковых фрагментов. Такую сказку можно рассказывать бесконечно пока не устаните вы или ваш слушатель. Очень помогает переключить внимание вашего ребенка.


***
Жили-были два братца,
два братца — кулик да журавль.
Накосили они стожок сенца,
поставили среди польца.


***
Жил-был старик,
у старика был колодец,
а в колодце-то елец;
тут и сказке конец.


***
Жил-был царь,
у царя был двор,
на дворе был кол,
на колу мочало;
не сказать ли с начала?


***
Сказать ли тебе сказку про белого бычка?


— Скажи.


— Ты скажи, да я скажи, да сказать ли тебе сказку про белого бычка?


— Скажи.


— Ты скажи, да я скажи, да чего у нас будет, да докуль это будет!


Сказать ли тебе сказку про белого бычка?

***
Рассказать ли тебе докучную сказочку?

— Расскажи.


— Ты говоришь: расскажи, я говорю: расскажи; рассказать ли тебе


докучную сказочку?


— Не надо.


— Ты говоришь: не надо, я говорю: не надо; рассказать ли тебе докучную


сказочку? — и т. д.


***
— Рассказать ли тебе сказочку про белого гуся?
— Расскажи.
— Вот она и вся.


***
Летел гусь, и как сел на дорогу — так и упал в воду.
Мок, мок. Кис, кис — вымок, вылез, выкис.
— сел на дорогу и снова пал в воду.
Мок мок кис кис — выкис вылез т. д.


***


Встал медведь на колоду —
Бултых в воду!
Уж он в воде мок, мок,
Уж он в воде кис, кис,
Вымок, выкис,
Вылез, высох.
Встал медведь на колоду…


***


— Рассказать тебе сказочку про сову?
— Расскажи!
— Хорошо! Слушай, да не перебивай!
Летела сова —
Весёлая голова.
Вот она летела, летела,
На берёзку села,
Хвостиком повертела,
По сторонам поглядела,
Песенку спела
И опять полетела.
Вот она летела, летела,
На берёзку села
Хвостиком повертела,
По сторонам поглядела,
Песенку спела
И опять полетела…
Сказывать ли дальше?..


***


Протекает речка,
Через речку мост,
На мосту овечка,
У овечки хвост,
На хвосте мочало,
Рассказать сначала?..


***


У попа была собака,
Он ее любил.
Она съела кусок мяса,
Он ее убил.
В яму закопал,
И надпись написал,
что:
У попа была собака,
и т.д.


***


Шла собака через мост,
Завязила в тине хвост,
Тянула, тянула, вытянула хвост,
Только завязила в болоте нос.
Тянула, тянула..


***


Жили-дружили
Кот и Воркот.
Ели они с одного стола,
В окошко глядели с одного угла,
Гулять уходили с одного крыльца. . .
Не послушать ли сказочку опять с конца?


***


— Жил-был старичок. Поехал на мельницу намолоть муки…
— Ну, вот поманил, а не рассказываешь!
— Кабы доехал, рассказал, а он, может, неделю проедет!


***


На горушке — избушка,
Живёт в ней старушка.
Сидит на печи,
Жуёт калачи.
Вот она встала,
Из-за печи мочалу достала. . .
Хороша у старушки мочала!
Не начать ли сказку с начала?


***
У бабушкиной избёнки
Жевала травку Бурёнка,
Жевала, жевала — молчала.
Увидала: на заборе-мочала.
Увидала мочалу — замычала…
Не сказать ли про Бурёнку сначала?


***


Жила-была бабка
Да у самой речки,
Захотелось бабке
Искупаться в речке.
Накупила она
Мыла да мочала.
Эта сказка хороша,
Начинай сначала…


***


Тётушка Арина
Кашу варила,
Егор да Борис
Из-за каши подрались.
Мочала, мочала,
Начинай с начала!


***

Жил-был царь Ватута и вся сказка тута.
Стоит домишка пряничный,
Изюмом разукрашенный,
Блестит при свете месяца.
Дверь из леденца, Не сказать ли с конца?..

***


Жил-был царь Бубенец.
Захотел он построить себе новый дворец
Навезли ему мокрых досок,
Положили сушить на песок.
Сушили, сушили — пересушили.
Положили в реку-перемочили.
Снова сушили — пересушили,
Снова мочили — перемочили!
Вот как будут доски готовы,
Тогда и за сказку за эту примемся снова.
Только будет это нескоро:
Это будет в тот год,
Когда леший помрёт, —
А он ещё и не хворал!


***


Едем дальше.
Видим мост,
На мосту ворона сохнет.
Хвать её за хвост,
Шасть под мост —
Пусть она помокнет!
Едем дальше.
Видим мост,
Под мостом ворона мокнет.
Хвать её за хвост,
Шасть её на мост —
Пусть она обсохнет!
Едем дальше…


***


Стоит над рекой дуб.
На том дубу сидит сорока —
в реку смотрит.
А рак вылез из воды и ползёт.
Вот он лезет да ползёт, лезет да ползёт, а сорока смотрит.
Вот она смотрит, а рак лезет да ползёт
Вот он лезет да ползёт, лезет да ползёт. А сорока смотрит.
Вот она смотрит, да смотрит, да смотрит. А рак лезет да ползёт…


***


Протекает речка,
Через речку мост,
На мосту овечка,
У овечки хвост,
На хвосте мочало,
Рассказать сначала?..


***


Мы с тобой шли?
— Шли!
— Сапог нашли?
— Нашли!
— Я тебе его дал?
— Дал!
— Ты его взял?
— Взял!
— А где же он?
— Кто?
— Да не кто, а что!
— Что?
— Сапог!
— Какой?
— Ну такой! Мы с тобой шли?
— Шли!
— Сапог нашли?
— Нашли


***
В некотором царстве,
В незнакомом государстве,
Не в том, в котором мы живём,
Случилось диво дивное,
Явилось чудо чудное:
Выросла в огороде репа важная,
Хвалила старуха кажная:
Одним деньком
Не обойдёшь кругом.
Половину той репы вся деревня месяц ела,
Едва доела.
Соседи увидали —
Три недели другую половину доедали.
Остатки на телегу навалили,
Мимо лесу потащили,
Телегу обломили.
Пробегал медведь — удивился,
Со страху спать повалился…
Когда он проснётся —
Тогда и сказка дальше поведётся!

Чучело-мяучело на трубе сидело,
Чучело-мяучело песенку запело.
Чучело-мяучело с пастью красной-красной,
Всех оно замучило песенкой ужасной.
Всем кругом от чучела горестно и тошно,
Потому что песенка у него про то, что
Чучело-мяучело на трубе сидело…


***


Жил Кутырь-Мутырь посреди польца,
Накосил себе стог сенца.
Пришли баран да овца,
Съели весь стог сенца…
Не сказать ли сказку опять с конца?


  1. Потешки


  2. Заклички


  3. Сказки на ночь


Страница 4 из 42

1. Как ты понимаешь, что такое докучная  сказка? Обрати внимание, что старинное слово «докука» означает «надоедливая просьба». Расскажи об этих сказках, используя выражения: короткий стих,  несколько раз повторяющиеся выражения,  шутливая форма,  небольшое по объёму,  неожиданно заканчивается.

Ответ:

Докучная сказка — это короткий стих из повторяющихся несколько раз выражений. Докучная сказка начинается, как обычная сказка («Жили-были»), но неожиданно заканчивается. Обычную сказку рассказывать долго, вот и придумали коротенькие докучные сказки.

2. Обсудите с другом, почему в народном творчестве появились докучные сказочки. Кому и когда их рассказывали? Обратите внимание, что старинное слово «докука» означает «надоедливая просьба».

Ответ:

Докучные сказки рассказывали детям в разгар рабочего дня, когда родителям некогда, когда мало времени на то, чтобы выполнить желание ребенка и рассказать ему сказку полностью.

Малыши не понимали, что родители должны выполнить какую-то работу, и приставали к ним с  просьбами рассказать им сказку, то есть докучали. Отсюда и название «докучные сказки» — надоедливая просьба рассказать сказку.

Когда приходил вечер и родители могли уделить ребенку больше времени,  рассказывали ему всю сказку целиком.

3. Попробуй сочинить свою докучную сказку.  Запиши её в «Рабочую тетрадь».

Ответ:

Жили были кот и кошка,
И была у них гармошка.
На базар они пошли,
Продали инструмент за рубли.
Купила гармошку блошка,
Играет и скачет по дорожке.
Вот и сказочке конец,
А кто слушал — Молодец!

Народные промыслы

1. Найди в энциклопедии или Интернете статьи о палехской росписи, хохломе и дымковской игрушке. Помни, что работать с ресурсами Интернета можно только в присутствии взрослых.

                      Хохлома

             Хохлома — старинный русский народный промысел, родившийся в 17 веке в округе Нижнего Новгорода. Родиной хохломы считается село Хохлома, Ковернинского района Нижегородской области. Старинное предание повествует: жил когда-то человек в нижегородских лесах, на берегу тихой реки. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чашки да ложки и так их раскрашивал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько ни искали, не смогли найти чудо мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки.
            Изделия для хохломской росписи, чаще всего это посуда и мебель, делают из дерева. Но перед тем, как на них рисовать, поверхность покрывается грунтовкой и блестящим маслом по специальной технологии. Потом эту блестящую поверхность лудят — втирают в нее мягкой тряпочкой алюминевый порошок, от чего она становится серебристой и очень гладкой, а после покрытия лаком — золотистой. Расписывают посуду «под хохлому» масляными красками. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Также нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

             Дымковская игрушка

        Дымковская игрушка является одним из старейших русских народных глиняных промыслов. Он впервые возник 400 лет назад и до сих пор не потерял своей актуальности. На протяжении этого времени менялся облик дымковской игрушки, но особенность ее изготовления, делающая ее уникальной, оставалась прежней. Наш рассказ о дымковской игрушке предназначен в первую очередь для детей, младших школьников, но интересующимся взрослым почитать тоже будет интересно.
      Родом этот промысел из Дымковской слободы, которая входит сейчас в состав города Кирова (ранее — Вятка).
      Существует интересная легенда, связанная с созданием дымковской игрушки. Согласно ей, однажды, много веков назад, у стен города встретились два дружественных войска, но из-за того, что было темно, они решили, что перед ними враг и начался бой. В сражении погибло много воинов, считается, что их злые духи и по сей день летают над полем боя. И после этого трагического события было принято каждый год весной справлять тризну.
       Постепенно это происшествие было забыто, а вместо тризны появились народные гуляния, которые называли «свистопляски». В этот день женщины лепили из глины различные фигурки и шарики, которые красиво и тщательно расписывали. Фигурками на гулянье весело свистели, а цветными шариками, внутри которых находились горошины, было принято кидаться друг в друга, что создавало дополнительный шум.
        Конечно, не только трагическое происшествие способствовало образованию праздника и созданию дымковской игрушки. Важным было и то, что вблизи Дымковской слободы находились залежи глины, которую можно было использовать в керамике. Особый способ лепки и оригинальная роспись сделали дымковские игрушки востребованными не только в Кирове, но и далеко за его пределами.

2. Какие виды народных промыслов изображены на страницах учебника?

Ответ:

Палех (шкатулки), Дымковская игрушка, Хохлома (роспись посуды).

  • Почему поэт начинает рассказ о строительстве железной дороги с рассказа о царе голоде
  • Почему пословицы созданные разными народами часто имеют один и тотже смысл сочинение рассуждение
  • Почему пословицы созданные разными народами часто имеют один и тот же смысл сочинение рассуждение
  • Почему пословицы и поговорки называют зернами народной мудрости 6 класс сочинение
  • Почему после странствия у человека меняются взгляды на жизнь сочинение