Многомудрый Литрекон представляет два варианта итогового сочинения по направлению «Я и другие» на тему: Почему появляются «умные ненужности» — лишние люди? Аргументы он взял из произведений «Евгений Онегин», «Герой нашего времени», «Обломов», «Отцы и дети».
Вариант 1
(484 слова) Проблема возникновения «лишнего человека» в обществе не раз поднималась в русской литературе. Подобным наименованием обозначались герои, не сумевшие найти себя в жизни и применить свои исключительные способности. Их истории разные, но имеют одну общую черту: такие люди сами противопоставляли себя окружению, потому что были им не удовлетворены. Видимо, в этом стоит искать причину их неприкаянности. Данное утверждение можно доказать с помощью аргументов из литературы.
Так, в романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» главный герой был воспитан в духе своего времени и разделял все увлечения, пороки и привычки высшего света. Его досуг в столице ничем не отличается от того, чем занимаются все его сверстники дворянского происхождения. Он одет «как денди», по последней моде, его литературные вкусы тоже достаточно банальны для той эпохи. Так в чем же его исключительность? Почему он стал лишним? Причина в том, что Евгений вознес себя над своим окружением на том основании, что ему надоели светские забавы. Свое пресыщение праздностью он считал особенностью, свою тоску он полюбил и возвеличил. В общении с Ленским ему нравилось демонстрировать свою усталость от людей и суеты жизни, в диалоге с Татьяной он тоже ссылался на свою несовместимость с общепринятыми ценностями, на свою хандру. Автор же сравнивал героя с Чарльд Гарольдом — всемирно известным «лишним человеком», воспетым Байроном. Видимо, Евгений ассоциировал себя с ним и хотел набить себе цену, противопоставляя себя обществу и его идеалам. Таким образом, он не смог реализовать себя в полной мере, потому что отверг все возможности для этого, так как хотел выделиться из толпы и стать уникальным. Он лишь играл лишнего человека, но раскаялся только в финале, когда упустил настоящую любовь.
Не менее наигранным выглядит образ лишнего человека в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашему времени». Григорий как будто постоянно рисуется перед самим собой, когда ведет дневник. При всем призрении к обществу ему очень важно, что о нем подумают, как его оценят. Начиная описание Кисловодска, герой подробно останавливается на том, как и кто на него посмотрел, что выражали их лица. Поэтому он так часто претворяется даже наедине с собой, чтобы произвести впечатление. Ярким примером служит его отношение к Вере: он любит ее, но отталкивает, так как серьезные чувства не вписываются в его нарисованный образ. Когда она уезжает навсегда, он загоняет лошадь до смерти и рыдает, ведь не хочет терять ее. А ведь все это время он даже дневнику не доверил всю серьезность этих эмоций, сам от себя скрывал их. Почему? Они бы упростили жизнь, так заботливо усложнённую для читателей дневника. Григорий счастлив быть «топором в руках судьбы», он получает удовольствие от своей исключительности, ему скучно жить как все, поэтому он намеренно идет наперекор обществу и его идеалам.
Мы можем сделать вывод, что «умные ненужности» появляются из-за своего же желания порисоваться перед окружением, из-за стремления к уникальности. Лишние люди хотят привлечь к себе внимание своей отчужденностью от общества, они жаждут признания в этой роли изгоя, недооцененного толпой, но попадают в зависимость от этой игры и теряют в итоге больше, чем приобретают.
Вариант 2
(467 слов) Почему появляются лишние люди? Этот вопрос не давал покоя многим авторам, которые анализировали данное явление на протяжении целых столетий. Из их наблюдений можно сделать один вывод: каждый человек, не сумевший найти себя и самореализоваться в обществе, либо опережал свое время, либо был отстающим. И те, и другие примеры мы можем найти в книгах.
Человека, который перегнал своих современников, изобразил И.С. Тургенев в романе «Отцы и дети». Нигилист имел передовые взгляды, которые не могли прижиться в том мире, где он их проповедовал. Для Базарова время еще не пришло. Например, когда он провозглашал превосходство науки над искусством, его соотечественники не могли понять этого, потому что находились на иной стадии развития. Евгений, говоря о научном прогрессе, предрекал индустриальную и промышленную революции, которые наступят лишь в 20 веке и позволят решить многие проблемы, затронутые в искусстве, но не исправленные им. Можно зачитываться поэзией А.С. Пушкина, как делал это Николай Кирсанов, но это никак не отразится на нищете народа, произволе власти, невежестве общества. Зато научные знания и достижения позволили дать людям достойные рабочие места, повысить качество их жизни, организовать всеобщее просвещение, ограничить власть имущих. В этом смысле один адский камень, который мог предотвратить смерть главного героя, гораздо полезнее, чем игра на фортепьяно. Не менее современными и актуальными нам кажутся размышления героя о труде. Пока многие помещики ничего не делали, никак не развивались, Россия не двигалась вперед, застряв в консерватизме и бездействии главного сословия. Необходимость работать, обеспечивать себя понукает человека на пути к самосовершенствованию. Сегодня всем это очевидно, а тогда «Аркадий сибаритствовал. Базаров работал». Таким образом, герой намного опередил свое время, поэтому и казался лишним.
А вот пример человека, который отстал от своего века, мы видим в романе И.А. Гончарова «Обломов». Главный герой был одним из последних представителей традиционного русского барства. Все его мечты и помыслы были направлены в прошлое. Идеалом жизни на земле для него было детство в Обломовке: инфантильность, беззаботность, праздность, сон и обильная пища. Именно так проводили свои дни многие провинциальные помещики, в том числе и родители Ильи Ильича, чей пример являлся для него образцово-показательным. Все прогрессивные веяния и достижения были глубоко чужды Обломову. Он даже книг не читал, а просто лежал в постели. Герой искренне отрицал необходимость службы, работы и труда для развития личности. «Ты выгнал труд из жизни: на что она похожа?» — вопрошал друг Ильи Ильича, Штольц. А она была похожа на барскую праздность в глуши, которую так полюбили его родители. Илья Ильич не смог применить свои способности, не достиг целей, не самоутвердился в обществе, потому что безнадежно отстал от своего времени, был реликтом прошедшей эпохи.
Мы можем сделать вывод, что люди лишние не в пространстве, а во времени. Причина их ненужности заключается в том, что они опередили современников, или же сильно отстали от них. И те, и другие герои не находят места в эпохе, которая давит на них своими жесткими рамками и условиями.
На чтение 6 мин Просмотров 6.5к.
Обновлено 26 ноября, 2020
Литеровед предлагает вашему вниманию итоговые сочинения на тему «Почему появляются умные ненужности – лишние люди?», в которых рассматривается традиционная для русской литературы тема.
Содержание
- Вариант 1
- Вариант 2
- Дополнительные аргументы
Вариант 1
Тема «лишних» людей была наиболее популярна в русской литературе 19 века, тогда же и появился этот термин. Этих персонажей отличал ум, образованность, благородство и при всех этих качествах неумение реализовать себя в жизни. «Лишние» люди не могли найти приложения своим выдающимся способностям. Они не создавали семей, не совершали подвигов, не могли найти общего языка с обществом. Как правило, эти люди были разочарованными и одинокими. Причинами того, что в обществе появляются такие люди, можно считать их мировоззрение, стремления. Они очень отличаются от других людей. Я попытаюсь обосновать это примерами из русской классической литературы.
Главный герой романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» относится к категории таких людей. Онегин – молодой человек, дворянин. Он вращается в столичном обществе, богат, «наследник всех своих родных». Герой получил хорошее по тем меркам образование. Он нигде не служит, не занят никаким делом. Все его время занято развлечениями: то он с друзьями в ресторане, то в театре, то в гостях, то на балу. Он ни к чему не относится всерьез. Нет у него настоящих друзей, любовные отношения представляют собой ни к чему не обязывающие интрижки. Его вполне устраивает светская жизнь с ее поверхностностью и ложными ценностями. В образе Онегина Пушкин показывает типичного представителя дворянской молодежи. Многие образованные люди того времени не были обеспокоены общественными проблемами. Их интересы ограничивались только своими частными делами. В итоге им все быстро приедалось, они начинали скучать. Такая же судьба постигла Онегина. Попав в провинциальное деревенское общество, которое находилось дальше от цивилизации и ближе к природе, он не потрудился понять этих людей. Все, что Онегин смог совершить, убить друга и отвергнуть чистую любовь молодой девушки. Обилие развлечений, отсутствие настоящего дела, цели в жизни превращает человека в умную ненужность. Его перестает удовлетворять его жизнь, он становится никому не нужным, лишним в обществе.
Так же складывается судьба главного героя романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Григория Александровича Печорина. Молодой, богатый, умный человек разочаровывается в жизни. Он откровенно скучает и ищет себе развлечений. Не всегда эти развлечения бывают безобидными. Его вмешательства разрушило жизнь честных контрабандистов. Из-за его стремления к развлечениям погиб Грушницкий и было разбито сердце княжны Мери. Чеченская девушка Бэла пострадала из-за того, что понравилась Печорину. Вскоре он понял, что ее любовь ничем не отличается от любви столичных красавиц. К чему бы он ни прикасался, все разрушал. Он сам признавал в себе это качество, критически оценивая свои поступки. Он никогда не пытался стать полезным Отечеству, хотя чувствовал в себе силы необъятные. Возможно, это было связано с тем, что он слишком хорошо знал людей и относился к ним с предубеждением. Его нежелание стать кому-то нужным, подарить кому-то тепло души, заботиться о ком-то сделало его лишним человеком. Он был слишком эгоистичен, самым интересным в жизни для него был он сам. В этом причина его ненужности. Когда человек слишком занят собой, его душа становится мелкой, он становится никому неинтересен, даже самому себе.
Таким образом, среди причин появления умных ненужностей в обществе можно назвать развращенность самого общества. «Лишние» люди являются неизбежностью своей эпохи. Их создает само общество, ничего не требуя от них, ни к чему не обязывая. Эгоистичность, гордыня, пресыщенность развлечениями, отсутствие каких-то обязательств, дел делает умных людей ненужными, лишними.
Вариант 2
Умные люди, не находящие применения своим способностям, появляются в любую эпоху. Я думаю, что причина их появления кроется не только в них самих, но и в обществе, которое их окружает. Образованные, сильные, талантливые люди не могут самореализоваться, потому что не находят применения своим силам и способностям. Им остается только рассуждать, обвинять других людей, обличать пороки общества, а до дела у них не доходит. Они не согласны с мировоззрением и образом жизни большинства, но изменить ситуацию не могут и не пытаются. Литературные примеры служат подтверждением этой точки зрения.
Ярким литературным персонажем является Александр Андреевич Чацкий из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Он образован, умен, здраво рассуждает на любые темы. Герой возвращается в Москву после длительного заграничного путешествия. Здесь он находит множество недостатков. Люди служат лицам, а не делу, преклоняются перед чинами, богатством, иностранцами. Чацкий нигде не служит, говоря «что служить бы рад, прислуживаться тошно». Грибоедов ничего не рассказывает о его занятиях. Создается впечатление какой-то недосказанности, образ получается неполным. Общество не принимает Чацкого, потому что он высказывает слишком смелые мысли, с которыми не соглашаются ни Фамусов, ни его знакомые. В московском обществе Чацкий не может найти единомышленников, оно его отвергает. Раздраженный герой уезжает из Москвы. Он лишний в этом обществе. Его ненужность заключается не только в том, что его отвергло фамусовское общество. Автор не показывает его реальных полезных дел. Он только высмеял недостатки Москвы и ее жителей. Обличать общественные пороки – это тоже дело, но нужно еще что-то создавать. Такие как Чацкий на это неспособны, поэтому всегда будут умными ненужностями.
В список «лишних» людей можно включить героя романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» Евгения Базарова. Молодой, полный сил, образованный человек разделяет мировоззрение нигилистов. Они отрицают авторитеты, принципы, искусство, литературу, чувства. Ими признается только материальная составляющая мира. Базаров говорил, что они пытались обличать общественные пороки, но это не принесло пользы. В настоящее время полезнее всего отрицать, это они и делают. Базаров отличается от своих предшественников тем, что занимается исследовательской работой, естественными науками, он лечит людей. Аркадий пророчит ему известность на каком-то поприще, которое не называет. Тургенев же заставляет героя умереть от глупой неосторожности в расцвете жизненных сил. Базаров попал в собственные сети. Он отрицал любовь и полюбил страстно и безответно Анну Одинцову. Это обстоятельство серьезно пошатнуло убеждения героя. Если он ошибся в этом, то где гарантия, что он не ошибается во всем остальном. Получилось, что герой лишился убеждений, не нашел способа изменить мир и общество. Возможно, не пришло его время, и он появился на свет раньше положенного. Его способности, знания остались невостребованными.
Подводя итог, можно сказать, что «лишние» люди появляются, потому что опережают свою эпоху. Современное им общество отвергает их взгляды и их самих. Умные, образованные люди, которые могли бы принести пользу обществу, разочаровываются, теряют интерес к жизни. В таком исходе есть доля и их вины. Человек, который хочет принести пользу, найдет способ для этого.
Дополнительные аргументы
В разделе «Банк аргументов» можно найти подборку аргументов по направлению «Я и другие», которая будет полезна при написании вашего оригинального сочинения.
- Сочинения
- 11 класс и ЕГЭ
- Почему появляются «умные ненужности» («лишние люди»)?
Сочинение Почему появляются «умные ненужности» («лишние люди»)?
Выражение «лишние» люди встречается чаще, чем «ненужности умные». Так сказал Герцен об Онегине, а дальше это наименование перенесли на других героев.
Что означает это выражение? То есть герой умный, образованный, даже воспитанный, но никому не нужен, точней, не может реализовать себя, применить свои знания. Например, Онегин нужен был в своё время Татьяне, хотя Евгений из-за своих рассуждений отверг её. Герой сам понимает, что не может никуда себя применить, ищет, но ему всюду скучно. В городе и в деревне. В деревне барин скучает – это еще можно понять, но в городе с балами, театрами и прочим? Но всё пустое… Всё надоедает, конечно, если ни в чем нет смысла.
Тот же Печорин не мог найти себя ни в столице, ни на фронте. Он ведь надеялся, что на войне, когда рискуешь каждую минуту своей жизнью, сможет увлечься, а ко всему быстро привык – опять скучно.
Чацкий вроде бы пытается бороться, столкнувшись с темнотой московских дворян, но всё же отступает, почти бежит. Ведь он тоже образован, даже приехал из-за границы, видит четко все недостатки местных.
Проблема в образовании? Если научишься печь, то станешь замечать недостатки в сдобе, если петь – в исполнении… Знания открывают глаза, но это не повод возгордиться, а повод помочь хоть кому-то, но не злиться на других, как Чацкий. Сжигать книги – не выход точно. Нужно стараться находить смысл во всём, что делаешь, искать цель. Смена занятий, как и мест, помогает на короткое время. Если бы война имела смысл для Печорина, то он бы жил ей. Если бы Онегин интересовался людьми в деревне, то он бы не упустил Татьяну (понял бы, какая она хорошая). Не вешал бы ярлыки, что все вокруг глупей его! Мог бы попробовать улучшить состояние своих земель, как Левин у Толстого… А то какой в этом смысл – иметь образование, не применять его, а только быть о себе высокого мнения, но страдать и скучать. Не научили их, уча понемногу чему-нибудь, найти то, что нравиться на самом деле, а ещё применять свои знания, помогать людям. Не теоретически работать, а видеть результат. Плюс то, что работать этим героям ради денег точно было не нужно. А ради какой цели работать они не знали. Что им, действительно, нравится?
Тогда, я так понимаю, поколение такое было, которому стало трудно реализовать себя, избавиться от скуки. Надеюсь, что наше таким не станет, хотя соблазн ведь есть всегда.
11 класс. Итоговое
Причина появления «умных ненужностей» или «лишних людей» рассматривалась в русской литературе девятнадцатого века. Проверим данное утверждение на примерах.
Одним из первых людей, который был чужд современному ему обществу, выступил Чацкий, из комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Этот герой смог настроить против себя всех гостей, бывших в доме Фамусова. Его туда никто не приглашал, Софья, которая когда-то была в него влюблена, с горечью восклицает, что «если любит кто кого, зачем ума искать, и ездить так далёко?» В этом она, безусловно, права, но Александру Андреевичу не нужно, всё, что просто достаётся, ведь он привык бороться за свои чувства. И он это постоянно делает, несмотря на то, что сражается в одиночку с людьми, которые не ценят, не понимаю, не принимают его. Им бороться с ним совсем не хочется. Фамусовское общество живёт своей жизнью, и не нуждается в переменах. Поэтому Чацкий становиться «лишним человеком», его не принимают в обществе, считают опасным, а чтобы всем стало спокойнее, объявляют ещё и сумасшедшим. Герой слишком рано появился со своим мнением, общество ещё до него не готово.
Следущие герои , которые стали «умными ненужностями» — это Онегин и Печорин. Хотя по- мнению критиков, Евгений Онегин отнюдь не был умным, как Чацкий и проницательным, как Печорин. Иначе как объяснить, что он, заметив неординарность Татьяны, отверг её искреннее чувство. Потом он же с такой пылкостью добивается от неё хоть взгляда, хотя, казалось, теперь она несвободна, стала такой же светской дамой, как и остальные. Не от них ли он бежал когда-то в деревню? Однако и Онегин был , несомненно человеком, которые понимал, насколько несовершенно общество, однако он не стремился ни к какому действию. В отличии от него Печорин из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» наоборот, весь в действии, он упорно ищет жизни, стремиться к новому, неиспытанному, пусть даже к гибельному. Он старается оживить ту часть своей души, которая умерла под презрением и отвержением общества. Ему удаётся изменить свою жизнь, но только на некоторое время. Печорин любит, он способен очаровать женщин. Однако, счастлив ли он? Ведь всем вокруг Григорий Александрович несёт лишь горе.
Как видим, лишние люди появляются в обществе, когда они становятся чужды ему. Их взгляды не могут быть разделены другими людьми, хотя такие герои обладают многими достоинствами.
Почему появляются «умные ненужности» («лишние люди»)?
Несколько интересных сочинений
- Сочинение Родная литература
Родная литература на то и родная, что она нам дана и близка. Вот дана нам природа нашей страны, она нам знакома и приятна, хотя мы можем понимать, что у нее свои особенности. Но мы ее любим! Я к тому, что наша родная литература иногда грустная
- Сочинение на тему Русская литература в отечественном кинематографе
Русская литература необычайно богата на интересные произведения. Именно поэтому такое большое количество фильмов было снято по ним.
- Твір на тему Ромео і Джульєтта (кохання і трагедія)
Кохання завжди оспівувалось у творах митців. Шекспір, який жив у Єлизаветинську епоху, за часів правління королеви Єлизавети І. Найвидатніший драматург Англії усіх часів написав драму Ромео і Джульєтта
- Сочинения на тему Зима (более 18 штук)
Зимой рано темнеет и вечером уже особо не погуляешь. День кажется очень коротким. И мы больше времени проводим дома.
- Анализ сказки Вяленая вобла Салтыкова-Щедрина сочинение
Основным персонажем произведения является вобла, представленная писателем в образе вычищенной, выветренной, вывяленной рыбы, лишенной из-за этого процесса разумной нормальной мыслительной деятельности, проявления каких-либо чувств, в том числе и совести.
Многомудрый Спринт-Олимпик представляет два варианта итогового сочинения по направлению «Я и другие» на тему: Почему появляются «умные ненужности» — лишние люди? Аргументы он взял из произведений «Евгений Онегин», «Герой нашего времени», «Обломов», «Отцы и дети».
Вариант 1
Проблема возникновения «лишнего человека» в обществе не раз поднималась в русской литературе. Подобным наименованием обозначались герои, не сумевшие найти себя в жизни и применить свои исключительные способности. Их истории разные, но имеют одну общую черту: такие люди сами противопоставляли себя окружению, потому что были им не удовлетворены. Видимо, в этом стоит искать причину их неприкаянности. Данное утверждение можно доказать с помощью аргументов из литературы.
Так, в романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» главный герой был воспитан в духе своего времени и разделял все увлечения, пороки и привычки высшего света. Его досуг в столице ничем не отличается от того, чем занимаются все его сверстники дворянского происхождения. Он одет «как денди», по последней моде, его литературные вкусы тоже достаточно банальны для той эпохи. Так в чем же его исключительность? Почему он стал лишним? Причина в том, что Евгений вознес себя над своим окружением на том основании, что ему надоели светские забавы. Свое пресыщение праздностью он считал особенностью, свою тоску он полюбил и возвеличил. В общении с Ленским ему нравилось демонстрировать свою усталость от людей и суеты жизни, в диалоге с Татьяной он тоже ссылался на свою несовместимость с общепринятыми ценностями, на свою хандру. Автор же сравнивал героя с Чарльд Гарольдом — всемирно известным «лишним человеком», воспетым Байроном. Видимо, Евгений ассоциировал себя с ним и хотел набить себе цену, противопоставляя себя обществу и его идеалам. Таким образом, он не смог реализовать себя в полной мере, потому что отверг все возможности для этого, так как хотел выделиться из толпы и стать уникальным. Он лишь играл лишнего человека, но раскаялся только в финале, когда упустил настоящую любовь.
Не менее наигранным выглядит образ лишнего человека в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашему времени». Григорий как будто постоянно рисуется перед самим собой, когда ведет дневник. При всем призрении к обществу ему очень важно, что о нем подумают, как его оценят. Начиная описание Кисловодска, герой подробно останавливается на том, как и кто на него посмотрел, что выражали их лица. Поэтому он так часто претворяется даже наедине с собой, чтобы произвести впечатление. Ярким примером служит его отношение к Вере: он любит ее, но отталкивает, так как серьезные чувства не вписываются в его нарисованный образ. Когда она уезжает навсегда, он загоняет лошадь до смерти и рыдает, ведь не хочет терять ее. А ведь все это время он даже дневнику не доверил всю серьезность этих эмоций, сам от себя скрывал их. Почему? Они бы упростили жизнь, так заботливо усложнённую для читателей дневника. Григорий счастлив быть «топором в руках судьбы», он получает удовольствие от своей исключительности, ему скучно жить как все, поэтому он намеренно идет наперекор обществу и его идеалам.
Мы можем сделать вывод, что «умные ненужности» появляются из-за своего же желания порисоваться перед окружением, из-за стремления к уникальности. Лишние люди хотят привлечь к себе внимание своей отчужденностью от общества, они жаждут признания в этой роли изгоя, недооцененного толпой, но попадают в зависимость от этой игры и теряют в итоге больше, чем приобретают.
Вариант 2
Почему появляются лишние люди? Этот вопрос не давал покоя многим авторам, которые анализировали данное явление на протяжении целых столетий. Из их наблюдений можно сделать один вывод: каждый человек, не сумевший найти себя и самореализоваться в обществе, либо опережал свое время, либо был отстающим. И те, и другие примеры мы можем найти в книгах.
Человека, который перегнал своих современников, изобразил И.С. Тургенев в романе «Отцы и дети». Нигилист имел передовые взгляды, которые не могли прижиться в том мире, где он их проповедовал. Для Базарова время еще не пришло. Например, когда он провозглашал превосходство науки над искусством, его соотечественники не могли понять этого, потому что находились на иной стадии развития. Евгений, говоря о научном прогрессе, предрекал индустриальную и промышленную революции, которые наступят лишь в 20 веке и позволят решить многие проблемы, затронутые в искусстве, но не исправленные им. Можно зачитываться поэзией А.С. Пушкина, как делал это Николай Кирсанов, но это никак не отразится на нищете народа, произволе власти, невежестве общества. Зато научные знания и достижения позволили дать людям достойные рабочие места, повысить качество их жизни, организовать всеобщее просвещение, ограничить власть имущих. В этом смысле один адский камень, который мог предотвратить смерть главного героя, гораздо полезнее, чем игра на фортепьяно. Не менее современными и актуальными нам кажутся размышления героя о труде. Пока многие помещики ничего не делали, никак не развивались, Россия не двигалась вперед, застряв в консерватизме и бездействии главного сословия. Необходимость работать, обеспечивать себя понукает человека на пути к самосовершенствованию. Сегодня всем это очевидно, а тогда «Аркадий сибаритствовал. Базаров работал». Таким образом, герой намного опередил свое время, поэтому и казался лишним.
А вот пример человека, который отстал от своего века, мы видим в романе И.А. Гончарова «Обломов». Главный герой был одним из последних представителей традиционного русского барства. Все его мечты и помыслы были направлены в прошлое. Идеалом жизни на земле для него было детство в Обломовке: инфантильность, беззаботность, праздность, сон и обильная пища. Именно так проводили свои дни многие провинциальные помещики, в том числе и родители Ильи Ильича, чей пример являлся для него образцово-показательным. Все прогрессивные веяния и достижения были глубоко чужды Обломову. Он даже книг не читал, а просто лежал в постели. Герой искренне отрицал необходимость службы, работы и труда для развития личности. «Ты выгнал труд из жизни: на что она похожа?» — вопрошал друг Ильи Ильича, Штольц. А она была похожа на барскую праздность в глуши, которую так полюбили его родители. Илья Ильич не смог применить свои способности, не достиг целей, не самоутвердился в обществе, потому что безнадежно отстал от своего времени, был реликтом прошедшей эпохи.
Мы можем сделать вывод, что люди лишние не в пространстве, а во времени. Причина их ненужности заключается в том, что они опередили современников, или же сильно отстали от них. И те, и другие герои не находят места в эпохе, которая давит на них своими жесткими рамками и условиями.
Предыдущая
СочиненияИтоговое сочинение: Всегда ли нужно стремиться к полному взаимопониманию с близкими людьми?
Следующая
СочиненияИтоговое сочинение: Всегда ли перемены к лучшему? (3 варианта)
«Лишний человек» или «умная ненужность» достаточно жестокие, на мой субъективный взгляд, термины. Однако проблема появления подобных «ненужностей» многократно поднималась в творчестве как отечественных, так и зарубежных авторов. Это чаще всего были персонажи, которые не смогли найти смысл собственного бытия, то есть преимущественно люди несчастные. «Ненужных» личностей видно сразу, ведь именно они выступают в произведениях оппонентами общества, именно они хотят все время что-то менять.
Обращаясь к конкретным произведениям, стоит отметить, что «лишний человек» всегда отвергается обществом, однако это не говорит о незрелости первого. Часто прогрессивные взгляды «ненужных» людей опережали время, поэтому не могли восприниматься широкой публикой серьезно или хотя бы учтиво.
В качестве первого примера можно взять творчество Александра Сергеевича Пушкина. Роман в стихах «Евгений Онегин» раскрывает сразу несколько центральных персонажей, один из которых оказывается «лишним». Главный герой — Евгений, воспитанный в высшем свете. Он принимал участие во всех светских мероприятиях, старался полностью следовать моде. В сущности, Онегин и внутренне и внешне — полное воплощение дворянина той эпохи.
Несмотря на правильность поведения и постоянные разговоры на светских вечерах, читатель замечает, что Евгений Онегин как бы лишний. Он полюбил собственную тоску и стал постепенно уставать от скучной и однообразной жизни дворянина. Стоит отметить, что его мысли действительно были не по годам и времени взрослые и адекватные, однако в восемнадцатом веке они едва ли имели право на жизнь.
Особенно примечателен тот факт, что автор сам сравнивает героя с Чарльд Гарольдом. Последний же был когда-то воспет не менее известным Байроном как человек «лишний» или попросту мешающий обществу. Однако апатичность Евгения сыграла с ним злую шутку, ведь он не только потерял любовь, но и не смог найти себя.
Михаил Юрьевич Лермонтов также поднимает проблему существования «лишнего человека» в работе «Герой нашего времени». Григорий ведет дневник, поэтому у читателя может возникнуть чувство, словно герой рисуется или пытается возвысить, оправдаться в собственных глазах. Он делает вид, что ему совершенно безразлично мнение общества, однако именно последнее беспокоит его больше всего.
Григорий постоянно останавливается в разных местах, делая заметки в дневнике. Про Кисловодск он практически не упоминает, лишь зарисовывая местность. Отдельное внимание герой посвящает детализации всех слов и взглядов, направленных в его сторону. Он даже отталкивает Веру, но лишь потому, что серьезные и возвышенные чувства полностью противоречат его четко выстроенному образу. Как итог, Григорий остается несчастен до конца дней. Он просто влачит мнимое существование.
Таким образом, «лишние» люди существуют в обществе. Кто-то из них просто претворяется и исполняет роль, заглушая собственные чувства. Кто-то, напротив, старается противостоять общепринятому мнению, но проигрывает, не найдя единомышленников. Подобных личностей не стоит ругать или называть «неполноценными», ведь все их поступки и отторжения вызваны именно обществом, осуждениями и насмешками. Такие «ненужности» можно только пожалеть.
Итоговое сочинение по направлению «Разговор с собой»
Вам пригодится — Цитаты по направлению «Разговор с собой»
Также рекомендуем почитать — Что писать в сочинении по направлению «Разговор с собой». Разбор произведений. и Аргументы к сочинению по направлению «Разговор с собой»
Подробный разбор других направлений Итогового сочинения вы найдете здесь
Внешняя красота, напор чувств, неподражаемая остроумность, гибкость ума – это все про тех, кого принята называть «лишние люди». На первый взгляд, они кажутся прекрасными и замечательными, но потому, по какой-то причине, становятся никому не нужными вечными странниками, одиночками, скитающимися по миру.
«Умные» становятся «ненужностями» по той причине, что они подобны спичке: быстро зажигаются и быстро сгорают. Лишний человек за короткий промежуток времени узнает все необходимое, чтобы позволить себе разочароваться в жизни. Мало кто выдержит жизнь рядом с таким человеком. За ними приятно наблюдать со стороны, но свет от них слишком силен. Например, Евгений Онегин, который уехал далеко от людей, прочь из большого города. Он образован и красив, молод и остроумен. Но становится «ненужностью», потому что слишком уверен в себе, слишком желает познать настоящие чувства дружбы и любви. Тоже касается и Печорина. Он привык к тому, что он «лишний» всегда и везде, поэтому склонен к рефлексии, самоанализу. И этим еще больше отдаляется от людей, которые не желают вести научные разговоры двадцать четыре часа в сутки. Не принимают «лишних людей» и из-за того, как они мыслят. Если обычные человек мыслит в гармонии разума и чувства или же в основном чувства, то для «лишнего» есть только разума. Его жизнь подчинена системе, имеет определенную структуру.
Почему появляются «умные ненужности»? Потому что наш мир разнообразен, в нем сотни вариантов не только внешности людей, но и их внутреннего мира. Всегда, в любую эпоху есть те, кто стремится обогнать время, узнать все раньше срока. И когда такие люди узнают все, они перегорают и теряют вкус жизни. Пример тому Обломов, которого перестало что-либо интересовать. Ведущими чувствами его жизни стали апатия, безразличие, лень. Но в то же время Обломов в состоянии мыслить не так, как мыслит масса, общество, которое его не понимает и поэтому не принимает.
«Лишние люди» становятся «ненужностями». Это функционирует так и в мире художественной литературы, и в нашей реальности. Эти люди слишком образованы и холодны, чтобы суметь держаться легко и непринужденно с теми, кто ниже них в интеллектуальном плане. К «лишнему человеку» сначала все тянутся, а потом его отвергают, не давая шанса узнать жизнь под властью чувств, а не разума. «Умные ненужности» были и будут всегда, в наших силах понять их и помочь жить в обществе.