Поздние рассказы Ивана Алексеевича Бунина открывают еще одну грань этого самобытного и бесконечно разнообразного художника. Чем старше и мудрее становится писатель, тем звонче и ярче высвечивается в его рассказах-воспоминаниях юность, любовь, красота. Писатель откровенно, до натурализма отчетливо показывает любовь своего лирического героя. Причем ностальгия по юности и родине сливается в единый мотив, с тихой ласковой грустью повествует о былом и несостоявшемся счастье. Удивительно, но все рассказы Бунина о любви окрашены печалью, пусть легкой, но грустью. Жизнь лишь поманила героя, открыла великое таинство любви и дорогу в эту прекрасную страну. Почти всегда Бунин описывает первую юношескую любовь, осветившую начало жизни героя, вспыхнувшую яркой звездой и не продлившуюся в дальнейшей его судьбе. В рассказе «Темные аллеи» Николай Алексеевич и Надежда расстаются — слишком разные они по воспитанию, социальному положению и культурному уровню.
Но добровольный отказ от любви — этого великого дара — наказуем. И нет в дальнейшем у героев счастья. Однажды судьба улыбнулась Николаю Алексеевичу, сотворив великое чудо, но условности «света» заставили героя бросить Надежду, и он наказан. По его собственному признанию: «Никогда я не был счастлив в жизни, не думай, пожалуйста…— жену я без памяти любил. А изменила, бросила меня еще оскорбительней, чем я тебя. Сына обожал,— пока рос, каких только надежд на него не возлагал! А вышел негодяй, мот, наглец, без сердца, без чести, без совести…» Может быть, это и есть Божий суд над героем, отвергшим самое святое, что может дать судьба. Но не все так просто объяснить. Да, любил он Надежду, красавицей она была необыкновенной, но представить ее «не содержательницей постоялой гостиницы», а женой, хозяйкой петербургского дома и матерью своих детей он не мог.
Слишком сложен, полон условностей мир людей. Рассказ «Руся» — это скорее небольшая зарисовка о материнском эгоизме, страсти, юношеском максимализме и ностальгическом чувстве по ушедшей молодости, такой ранимой и прекрасной, безвозвратно потерянной и вспоминаемой в зрелости с легкой затаенной грустью. Теперь уже пришел опыт и мудрость, знание жизни, но не вернуть тех лет, не повернуть времени вспять, и горечь воспоминаний приносит сладостное томление, потому что сердце любило, страдало и мучилось. Сейчас это невозможно, и очень жаль. Бунин прекрасно передает оттенки состояния человеческой души, переходы настроения. Высветив на миг, как лучом прожектора, самое яркое и дорогое сердцу воспоминание, писатель объясняет потребность человека в этой иллюзорной поддержке. Память таит в себе дорогие и горькие воспоминания, без которых невозможно представить человеческую жизнь.
Твой труд переживет тебя, поэт,
Переживут творца его творенья,
Живого не утратит выраженья
С тебя когда-то списанный портрет.
И. Бунин
Я люблю и ценю творчество Ивана Алексеевича Бунина, первого русского писателя — лауреата Нобелевской премии. Но особенно он мне близок и понятен как поэт. Красота, смерть, любовь, разлука — все эти вечные темы получили трогательное и просветленное воплощение в стихотворениях Бунина. Его стихи — это страстная тяга к совершенству, к счастью на земле.
Я где-то читал, что Бунин мечтал стать вторым Пушкиным или Жуковским. В стихотворении «Эпитафия», на мой взгляд, четко видна традиционная духовная связь Бунина с этими великими мастерами стиха:
Здесь, в тишине кладбищенской аллеи,
Где только ветер веет в полусне,
Все говорит о счастье и весне.
Сонет любви на старом мавзолее
Звучит бессмертной грустью обо мне,
А небеса синеют вдоль аллеи.
По философской насыщенности это стихотворение Бунина роднится с лучшими образцами философской лирики Жуковского, Пушкина, Лермонтова и Баратынского.
Особое место в поэзии Бунина занимает описание родной природы. Очень точно, мне кажется, подметил особенность Бунина-живописца М. Горький: «Когда я буду писать о вашей книге стихов, я, между прочим, буду сравнивать вас с Левитаном». Нравится мне, как отозвался о таком Бунине Г. Адамович: «… один из последних лучей какого-то чудного русского дня».
Удивительное чувство красоты природы и человеческой души И. Бунин вынес из своего детства, которое прошло среди орловских лесов и полей. Картины и сюжеты этого сказочно красивого русского края вошли во многие его стихи и прозу. Даже когда в стихах Бунина не присутствует человек, его родство с пейзажем четко ощущается:
Тепло и влажный блеск.
Запахли медом ржи,
На солнце бархатом пшеницы отливают,
И в зелени ветвей, в березах у межи,
Беспечно иволги болтают.
Уже в ранних стихотворениях Бунина проявились характерные особенности его поэтического стиля: четкость и простота сюжетов, красочные эпитеты, щемящее лирическое чувство. Бунин, словно чародей, завораживает своего читателя, поражая его воображение слиянием человеческой души и природы:
Вон радуга… Весело жить.
И весело думать о небе,
О солнце, о зреющем хлебе
И счастьем простым дорожить…
Поэт обращает внимание читателя на то, мимо чего он мог беспечно пройти, не заметив:
О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно —
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
Пристально вглядывается Бунин в настоящее и прошлое России. Итогом его философской лирики становятся признаки краткости человеческого существования на земле. Человек и космос притягивают его воображение, рождают смелые мысли:
Сажусь на камень теплого балкона.
Он озарен могильно, — бледный свет
Возьмет от звезд. Не слышно даже звона
Ночных цикад… Да, в мире жизни нет.
Есть только Бог над горными огнями,
Есть только он, несметный, ветхий днями.
По-моему, способность соединять в своем сознании обыденное и высокое — отличительная черта большого таланта.
Как всякий русский поэт, Бунин не миновал в своем творчестве мотивов одиночества, ностальгических настроений. Видимо, наша родина так просторна и грустна в своем почти космическом пейзаже, что болезненные чувства одиночества в будущем, прошлом и настоящем посещают русских поэтов независимо от внешних влияний. Я думаю, что и без эмиграции, со всеми ее чувственными символами, Бунин был бы горестно влюблен в свое «одиночество» посреди «русского космоса». Физическая разлука с родиной только более оформила эти чувства:
Золотой недвижный свет
До постели лег.
Никого в подлунной нет,
Только я да Бог.
Знает только он мою
Мертвую печаль,
То, что я от всех таю…
Холод, блеск, мистраль.
Но и в эмиграции поэт сохранил свой чудесный — бунинский — русский язык, глубокое уважение к родному слову. В поэзии Бунин всегда и везде ценил философскую наполненность, ясность и благородство устремлений.
Известно, что в последние годы жизни Бунин почти не писал стихов, но зато его проза становилась все поэтичнее. Высокой поэзией пропитаны такие его прозаические вещи, как «Лика», «Солнечный удар», «Жизнь Арсеньева». В «Жизнь Арсеньева», по-моему, вошли все поэтические мироощущения Бунина, поэтому об этом произведении и говорят, что оно написано как бы ни о чем. На самом деле — это страстное желание Бунина излить свою душу, рассказать свою жизнь, то, что довелось ему повидать в этом мире любви, ненависти и разлуки. Задача — явно поэтическая.
И все же самое главное место в поэтическом творчестве Бунина занимает тема Родины:
Бесцветный запах чист — жди к полночи мороза.
И соловьи всю ночь поют из теплых гнезд
В дурмане голубом дымящего навоза,
В серебряной пыли туманно-ярких звезд.
Поэты всегда немножечко горячее и страстнее ратуют за умножение духовных ценностей своего народа и вообще человечества, поэтому Бунин для меня прежде всего поэт, который занимает свое достойное место в русской классической поэзии.
Иногда приходится слышать, что «о любви не говорят — о ней все сказано». Действительно, тысячи лет, которые существует человечество, люди говорят, пишут, поют о любви. Но сумеет ли кто-нибудь дать ее точное определение? Может, любовь должна быть такой, как у Ромео и Джульетты? Или любить нужно так, как булгаковская Маргарита любила Мастера? Наверное, любовь бывает разной, сколько людей — столько и видов любви. Она может быть возвышенной и романтической, спокойной и нежной, бурной и неистовой. А еще — внезапной, яркой, как вспышка молнии. О такой любви рассказывает И. А. Бунин в новелле «Солнечный удар».
Сюжет этого рассказа прост: на пароходе, плывущем по Волге, встречаются поручик и молодая женщина, которая возвращается домой после отдыха в Крыму. И тут с ними случилось то, что суждено испытать немногим: вспышку страсти, подобную по силе солнечному удару. Герои словно сошли с ума, но понимают, что оба бессильны противиться этому чувству. И они решаются на безрассудный поступок: сходят на ближайшей пристани. Войдя в номер, герои дают волю охватившей их страсти: «…оба так исступленно задохнулись в поцелуе, что много лет вспоминали потом эту минуту: никогда ничего подобного не испытывал за всю свою жизнь ни тот, ни другой».
Утром «маленькая безымянная женщина» уезжает. Сначала поручик отнесся к случившемуся очень легко и беззаботно, как к забавному приключению, которых немало было и еще будет в его жизни. Но, вернувшись в гостиницу, он понимает, что не в силах быть в номере, где все еще напоминает о ней. С нежностью вспоминает он ее слова, сказанные перед отъездом: «Даю вам честное слово, что я совсем не то, что вы могли обо мне подумать. Никогда ничего даже похожего на то. что случилось, со мной не было, да и не будет больше. На меня точно затмение нашло… Или, вернее, мы оба получили что-то вроде солнечного удара…»
И поручик осознает, что его сердце поражено любовью, слишком большой любовью. В короткое время для него произошло то, что для некоторых людей длится всю жизнь. Он готов отдать жизнь за то, чтобы снова увидеть свою «прекрасную незнакомку» и высказать, «как он мучительно и восторженно любит ее».
Если в произведениях, написанных Буниным раньше, любовь была несчастливой потому, что она была неразделена, одинока, то в этом рассказе трагедия любви заключается в том, что она слишком сильна. В конце концов читатель понимает, что она и не могла продлиться, что разлука героев закономерна и неизбежна. Автор, чтобы подчеркнуть мизерность отпущенного любви времени, даже не называет имен героев, а только описывает стремительно развивающееся действие.
По-видимому, оба любящих знают, что, продлись их встреча, соединись их жизни — и чудо, озарение, «солнечный удар», поразивший их обоих, уничтожится. Поэтому героиня поступает мудро, не назвав своего имени и адреса. Действительно, что произошло бы, если бы поручик все-таки разыскал ее, приехал в город, где живет она с мужем и дочкой? Наверное, почувствовал бы, что все это ни к чему, ненужно. В конце концов, он и сам это понимает. Трудно жить человеку, душа которого обожжена любовью. Не случайно поручик чувствует себя глубоко несчастным, «постаревшим на десять лет». Но он не в силах что-либо изменить — у его любви нет будущего.
С помощью героев бунинского рассказа читатель понимает: за чувством пылкой любви открывается сложный мир человеческих отношений. По убеждению писателя, любовь — это высший момент бытия, озаряющий всю жизнь человека. Не случайно он писал: «Всякая любовь — великое счастье, даже если она не разделена».
Литература 11 класс — Планы-конспекты для 105 уроков — Галина Фефилова 2016
Тема. И. А. Бунин «Чистый понедельник». Психологизм и особенности внешней изобразительности
Цель: проследить с учащимися психологизм и особенности внешней изобразительности в рассказе «Чистый понедельник»; показать особенность понимания Буниным любви; совершенствовать навыки анализа художественного произведения, умение делать выводы, обобщения, определять авторскую позицию; активизировать самостоятельность исследовательской деятельности учащихся; развивать навыки творческого чтения; воспитывать духовно-нравственную культуру учащихся.
Оборудование: учебник, раздаточный материал, тексты рассказов «Чистый понедельник», «Солнечный удар», иллюстративный материал по теме урока.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают содержание рассказов И. А. Бунина «Чистый понедельник» и «Солнечный удар»; анализируют и сопоставляют их в рамках диалога, предложенного учителем; выполняют аналитическую работу.
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
1. Беседа
• Как вы охарактеризуете эстетическое кредо И. А. Бунина — поэта и прозаика, завершителя классических традиций XIX века?
• Какова концепция любви в его произведениях?
• Какова роль категории памяти в художественном мире И. А. Бунина?
2. Слушание нескольких творческих работ (см. домашнее задание предыдущего урока)
III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока
Слово учителя
— У замечательной русской поэтессы Анны Ахматовой есть удивительные строки: «XX век начался в 1914 году вместе с войной, так же как XIX начался Венским конгрессом. Календарные даты значения не имеют». С удивительной зоркостью Ахматова увидела главное: в 1914 году закончилась эпоха в истории России, русского народа. И отголоски этой эпохи мы находим на страницах рассказа «Чистый понедельник». Это рассказ не только о любви, но и о судьбах людей дореволюционной России, стоявшей в 1910-е гг. перед неизбежностью общественного взрыва.
Бывает ли любовь одинаковая и возможна ли она без самоотдачи и самопожертвования? Как наводящее на ответ на этот вопрос вспомним высказывание Эриха Фромма: «… современный человек — это реалист, придумавший отдельное слово для каждого типа автомобиля, но лишь одно слово «любовь», чтобы выразить самые разнообразные душевные переживания». Будет ли человек одинок и несчастен, если он не стремится отдавать и жертвовать? Всегда ли можно назвать любовью любовь? Может ли человек чувствовать и ощущать полноту жизни, счастье, радость при единстве с другим человеком? Размышления над этими вопросами и попытка на них ответить станут основной задачей нашего урока.
IV. Работа над темой урока
1. Объяснение учителя
— В творчестве И. А. Бунина тема любви раскрывается очень своеобразно. Писатель показывает самые потаенные движения человеческой души. Глубокий психологизм автора делает прочтение его произведений особенно интересным. Но вместе с тем нельзя не признать, что в произведениях Бунина любовь всегда рука об руку идёт с трагедией. Писатель ни одного своего героя не делает счастливым надолго. Любовь всегда проходит через жизнь человека, словно величайшая трагедия. Она переворачивает, сминает жизнь. И подчас все оставшиеся годы герои вспоминают эту любовь, думают только о ней. Простое, будничное существование не имеет ничего общего с этим бессмертным чувством. Именно поэтому любовь в творчестве Бунина всегда является кратковременной вспышкой. Писатель часто говорит о смерти. Его герои могут погибнуть, оставив о себе только память. Но память эта подчас оказывается лучше, чем простые человеческие радости. У любви, о которой говорит Бунин, нет будущего. У неё бывает только настоящее, а затем появляется прошлое. Именно поэтому финал любви трагичен.
2. Аналитическая работа с текстом рассказа «Чистый понедельник»
A) Беседа
• Прочитайте начало рассказа. Каким художественным приёмом заканчивается вступление и почему?
• Как уже в начале рассказа создаётся эффект неопределённости будущего, непрозрачности судьбы героев?
• Одинаково ли глубоко и выразительно прорисованы образы героя и героини? Почему?
Б) Исследовательская работа (в парах)
• Выпишите из текста рассказа ключевые фразы, характеризующие героя. Как с помощью этой характеристики автор показывает психологическое состояние, характер героя и формирует наше к нему отношение?
• Какими средствами автор создаёт образ героини? Выпишите из текста рассказа ключевые фразы, описывающие внешность героини. Можно ли через портрет определить её психологическое состояние?
B) Продолжение беседы
• Можно ли представить героиню в ситуации «земного» счастья, устоявшейся, размеренной жизни?
• Какое ощущение является главным в рассказе о взаимоотношениях героев?
• Как сочетаются в рассказе эпизоды, связанные с религией и с жизнью московской богемы?
• Одинаково ли органично вписывается в них героиня? Почему, решаясь на близость с любимым, героиня «безжизненно приказала» ему отпустить экипаж?
• Почему герой ждёт у дверей спальни «с замирающим точно над пропастью сердцем»?
• Чем становится для героев ночь, проведённая вместе?
• Отчего утром, когда страсть его нашла разрешение, когда он достиг того, чего так желал, герой близок к отчаянию?
• Почему И. А. Бунин не объясняет мотивов поступка героини? Кажется ли поступок вам неожиданным?
• Когда и при каких обстоятельствах герой в последний раз видит героиню? Почему автор назначает им встречу именно здесь?
Г) Постановка и решение проблемного вопроса (работа в парах)
• Какие цвета в этом рассказе являются ведущими? Как меняется их соотношение в изображении мира и героини на протяжении повествования? Почему? Аргументируйте свой ответ, подтвердите цитатами из текста.
Предполагаемый ответ
В рассказе «Чистый понедельник» прослеживается переход от тёмных тонов к светлым. В самом начале произведения автор употребляет восемь раз в описании зимнего московского вечера слова, означающие тёмные оттенки. С первых же строк И. А. Бунин готовит нас к трагедии двух любящих людей. Но и в описании главной героини писатель также продолжает использовать чёрный цвет: «А у неё красота была какая-то индийская, персидская: смугло-янтарное лицо, великолепные и несколько зловещие в своей густой черноте волосы, мягко блестящие, как чёрный соболий мех брови, чёрные, как бархатный уголь, глаза; пленительный бархатисто-пунцовыми губами рот оттенён был тёмным пушком…». Возможно, такое описание девушки указывает на её греховность. Черты её внешности очень похожи на черты какого-то дьявольского существа. Описание одежды сходно с чертами её внешности в плане цветовой гаммы: «Она прямо и несколько театрально стояла возле пианино в чёрном бархатном платье, делавшем её тоньше, блистая его нарядностью…». Именно такое описание заставляет нас подумать о главной героине как о существе загадочном, таинственном, дьявольском.
Также в рассказе используется лунный свет, который является знаком несчастной любви. Луна, освещающая влюблённых, предвещает им разлуку или даже смерть. Но лунный свет символизирует и дьявольский соблазн. Героиня принимает участие в шабаше, и это в Чистый понедельник, день поста, покаяния и замаливания грехов!
В тексте рассказа прослеживается метание героини между очищением и грехопадением. Это мы можем увидеть в описании губ и щёк: «Чёрный пушок над губой и розовый янтарь щёк». Известно, что белый цвет символизирует чистоту. Поэтому после ухода героини в монастырь писатель отдаёт предпочтение именно этому цветовому оттенку, указывая на очищение, перерождение души. В последнем абзаце слово «белый» употребляется четыре раза, указывая на идею рассказа, то есть на перерождение души, переход от греха, черноты жизни к духовной, нравственной чистоте. Так мы проследили движение от «чёрного» к «белому» — от греха к чистоте.
Мы видим, что И. А. Бунин — Мастер слова. Он даже цветовыми оттенками передаёт замысел, идею рассказа. Используя светлые и тёмные оттенки, их чередование и сочетание, писатель изображает перерождение души главной героини «Чистого понедельника», стремление ввысь, поднимая её к Богу, к небесам.
3. Сопоставление рассказов И. А. Бунина «Чистый понедельник» и «Солнечный удар» (работа в парах с раздаточным материалом)
• Сопоставьте рассказы «Солнечный удар» и «Чистый понедельник». Согласны ли вы с бунинским утверждением, что любовь-страсть не может продлиться долго и непременно завершается расставанием или гибелью одного из героев? Прав ли критик М. И. Иофьев, утверждая, что уход героини «Чистого понедельника» в монастырь — дань «мёртвому»? Или более верно его же утверждение, что её поступок — дань максимализму, следствие несовпадения её высоких требований, её идеалов и незначительности окружающего? Почему поздние рассказы Бунина не имеют «благополучных» концовок?
Карточка
Краткая новелла, почти лишённая событий, рассказывает о трагическом душевном надломе. Героиня наделена властной женской прелестью, волей и жаждой жизни. В то же время она придавлена безнадёжностью и беспомощностью. Герой — красавец, живой весельчак — становится для неё искушением. Всё, что есть в ней страстного, требует любви; всё мёртвое, с чем она связана, препятствует чувству. Впрочем, не только мёртвое, но и бесспорный максимализм, ищущий значительных свершений, не удовлетворяющийся жизнью пустой и сытой. Её возлюбленный ничем не выше и не лучше окружающих. Благородная требовательность, такая же, как и у Лизы, Елены (героини Тургенева), у гончаровской Веры, приводит к бесчеловечному юродству. В «чистый понедельник» она рассчиталась с любимым и любовью, простилась с презираемой, но всё же манящей жизнью, отдала «кесарю кесарево». <…>
Герои Бунина не имеют права на счастье. Добровольный уход из жизни — в монастырь или в кабак — вот что им уготовано. Не нужны, в сущности, болезни и катастрофы, злая воля или роковые случайности — всё совершается легко и просто, развязка наступает сама собой. В правде, выраженной «Чистым понедельником», — истоки всех произведений Бунина. Люди и время отжили свой срок. Новеллы позднего Бунина отпели старую Россию, как юношеские его рассказы отпели дворянские гнёзда. И потому его творчество — не просто творчество мрачных итогов, оно утверждает закономерность конца.
(М. И. Иофьев)
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
1. Выполнение интерактивного упражнения «Пресс» (в парах)
• Какие черты, по мнению И. А. Бунина, характерны для подлинной любви? Почему он считает, что любовь — «краткий гость на земле»? Подтвердите своё мнение на примере рассказов «Солнечный удар», «Чистый понедельник», «Тёмные аллеи».
2. Обобщающее слово учителя
— Итак, в центре рассказа — загадочный образ женщины, в расцвете красоты ушедшей в монастырь и принявшей постриг. Тайна её характера, необъяснимость поведения связаны с её изначальным решением уйти, пройдя искусы жизни, от мира, с его соблазнами, накануне жизненных катаклизмов. Уход героини в монастырь внутренне обоснован мотивом искупления за некое историческое отступничество, за то, что Россия «сорвалась» со своих нравственных устоев в бунт и мятежность. Ведя её по пути обуздания чувственной стихии, Бунин как бы размышлял о национальном нравственном идеале России. Финал рассказа приобретает символическое звучание: отречение героини от любви, мира — это проявление бунинского неприятия русской общественности, тех социальных настроений, которые привели страну к революции.
Общий пафос бунинского творчества эпохи эмиграции, место Бунина в литературе своего времени чутко почувствовала М. И. Цветаева. В ноябре 1933 г., в связи с присуждением Бунину Нобелевской премии, она сказала, сравнивая значение Горького и Бунина для литературы: «…Горький — эпоха, а Бунин — конец эпохи».
VI. Домашнее задание
1. Творческое задание (по выбору учащихся). Сопоставить (письменно) финал рассказа И. А. Бунина «Чистый понедельник» с финалом романа И. С. Тургенева «Дворянское гнездо». Что в них общего и в чём разница?
2. Знать содержание повестей А. И. Куприна «Поединок», «Олеся» (обзорно).
3. Опережающие задания (3 учащихся). Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве А. И. Куприна.
5
Почему поздние рассказы Бунина не имеют благополучного конца ?
Читайте также
Анна Ахматова однажды призналась, что не умеет дружить с женщинами, которых считает завистливыми, корыстными и глупыми. Однако в ее жизни все же была та, которую она хоть и с натяжкой, но все же считала своей подругой. Это – надежда Чулкова, супруга известного русского литератора, который помогал Ахматовой издавать ее первые поэтические сборники. Именно с этой женщиной поэтесса делилась своими творческими планами и в 1915 году даже посвятила ей стихотворение «Перед весной бывают дни такие…».Поводом для написания этого произведения стал давний спор между Ахматовой и Чулковой, во время которого супруга литератора предложила поэтессе попробовать себя в жанре пейзажной лирики, чтобы объективно оценить свой творческий потенциал. Чулкову смущал тот факт, что Ахматова, будучи замужней женщиной, пишет стихи о любви к другим мужчинам, которые существуют лишь в ее воображении. Поэтому ранней весной 1915 года, находясь в имении Слепнево, которое принадлежало семье Николая Гумилева, супруга поэтессы, Ахматова решила последовать совету своей подруги. Однако она не посчитала нужным описывать процесс пробуждения природы от зимней спячки. Поэтессу гораздо больше волновали те чувства, которые она испытывала, глядя на Лу, который «отдыхает под плотным снегом» и «весело-сухие» деревья, шумящие от малейшего порыва ветра.<span>В такие дни, как призналась поэтесса, ее мировосприятие становится совершенно иным, словно бы она по-новому ощущает все то, что ее окружает. «И легкости своей дивится тело, и дома своего не узнаешь», — отмечает Ахматова. Именно такие изменения в душе, а отнюдь не теплый и ласковый ветер, являются верным признаком наступающей весны, которая словно бы обновляет поэтессу изнутри, наполняя непонятной радостью и ожиданием чуда.</span><span>Именно в такие дни Ахматова чувствует себя иной и понимает, что жизнь делает очередной виток, а прошлое уходит без сожаления. И даже старая песня, «что прежде надоела», теперь звучит совсем по-новому и наполняется совершенно другим смыслом, которые созвучен настроению и ощущениям. Для Ахматовой весна, в первую очередь, ассоциируется с глубокими душевными переживаниями, в которых есть место осознанию быстротечности жизни, переосмыслению собственных поступков, новым идеям и надеждам. И именно это дает ей силы для того, чтобы жить дальше, не оглядываясь назад и не укоряя себя в тех ошибках, которые уже невозможно исправить.
</span>
1)»Золотое слово»Святослова.
Потомучто был сильный мороз была зима
Как известно, в 1862 г. Достоевский высоко оценил тургеневского героя, тонко уловив в нем высокое трагическое начало. Его характеристика Базарова в не дошедшем до нас письме к Тургеневу была сочувственно принята автором, а в „Зимних заметках о летних впечатлениях“ (1863) Достоевский вспомнил „беспокойного и тоскующего Базарова (признак великого сердца) , несмотря на весь его нигилизм“ , противопоставив его как „нетипичного“ нигилиста „рядовым“ нигилистам круга „Современника“ и „Русского слова“.
Для справки: Нигилизм (от лат. nihil — ничто) — мировоззренческая позиция, выражающаяся в отрицании осмысленности человеческого существования, значимости общепринятых нравственных и культурных ценностей; непризнание любых авторитетов.
Высказывания Достоевского о Базарове в период работы над „Бесами“ имеют определенную и характерную направленность. Достоевский ставит вопрос, насколько Базаров как тип нигилиста имеет реальное соответствие в современных представителях этого типа.
Интересно в этом отношении следующее рассуждение: „Базаров написан человеком сороковых годов и без ломания, а стало быть, без нарушения правды человек сороковых годов не мог написать Базарова.
— Чем же он изломан?
— На пьедестал поставлен, тем и изломан“
Иными словами: „человек сороковых годов“, т. е. Тургенев, идеализировал в Базарове тип нигилиста. Базаров окружен тем романтическим ореолом, который ассоциируется у Степана Трофимовича Верховенского с Байроном, тогда как в резкости, грубости и ломании теперешних Базаровых проглядывает Ноздрев.
Нигилизм революционен и не считает возможных жертв («…если он (Базаров) называется нигилистом, то надо читать: революционером» , – из письма И. С. Тургенева К. К. Случевскому 14 (26) апреля 1862 г.) . И нигилизм либеральный мало чем в этом плане отличается от нигилизма демократического. «Революция в значительной степени есть расплата за грехи прошлого, есть знак того, что не было творческих духовных сил для реформирования общества» , – писал Н. Бердяев.
Но Базаров, в отличие от нынешних болотных клоунов, несмотря на отрицание ценностей «отцов» , фигура не комическая, а трагическая. За нигилизмом он скрывает любящее, пусть и бунтующее сердце. Таким, тоскующим по идеалу, увидел своего героя Тургенев. Так его почувствовал и Ф. М. Достоевский, хоть и довёл базаровское отрицание до уровня раскольниковского преступления: «С каким спокойным самодовольствием мы отхлестали, например, Тургенева за то, что он осмелился не успокоиться с нами и не удовлетвориться нашими величавыми личностями и отказался принять их за свой идеал, а искал чего-то получше, чем мы… Ну и досталось же ему за Базарова, беспокойного и тоскующего Базарова (признак великого сердца) , несмотря на весь его нигилизм».
Береза
на поле танки грохотали
виновата ли я
говорила мама мне
чёрный ворон
Наверное, многие, кто знаком с творчеством И. А. Бунина, обращали внимание, что финал его произведений о любви не обходится без трагедии. Почему же писатель преподносит нам такое восхитительное чувство, только как источник неминуемых страданий? Над этой загадкой бились современники классика, споры на этот счет не утихают и по сей день.
Литературоведы небезосновательно считают, что трагичность и безысходность любви в творчестве Бунина во многом обусловлена его собственной биографией.
Судьба не раз одаривала Ивана Алексеевича этим великим чувством, но расплатой за мгновения счастья и радости всегда были боль и разочарование. Так, работая в редакции газеты “Орловский вестник”, Бунин влюбился в Варвару Пащенко. Но ее родители не позволили ей выйти замуж за “бедного поэта”.
Законный брак Бунина с Анной Цакни омрачила смерть единственного сына. Будучи женатым на Вере Муромцевой, он увлекся Галиной Кузнецовой, и влюбленные были вынуждены скрывать свои отношения от жены Бунина. Несомненно, все это наложило определенный отпечаток и на судьбы бунинскиих героев.
Но я думаю, что ответ на вопрос: почему автор не дарует им вечной любви и счастья, стоит поискать в самих произведениях. Так, герой рассказа “Качели” говорит словами Данте: “В ее глазах – начало любви, а конец – в устах”. Этой фразой Бунин утверждает, что любовь не может длиться всю жизнь, конец всегда неизбежен. И как только платонические чувства бунинских героев уступают место физическому наслаждению, наступает развязка.
Так, на протяжении всего рассказа “Натали” автор повествует о душевных страданиях главных героев Натальи Станкевич и Виталия Мещерского. Многолетняя разлука и расстояние не властны над их любовью. Но как только они становятся близки, счастью приходит конец – Наталья умирает от преждевременных родов.
Расплачиваться смертью за радость любви приходится многим героям цикла “Темные аллеи”. В одном из писем Бунин сам объяснял, почему антитеза любви и смерти так часто звучит в его творчестве, и не просто объяснял, а убедительно доказывал: “Неужели вы еще не знаете, что любовь и смерть связаны неразрывно. Каждый раз, когда я переживал любовную катастрофу, а их, этих любовных катастроф, было немало в моей жизни, вернее, почти каждая моя любовь была катастрофой, я был близок к самоубийству”.
Смерть в рассказах Бунина выступает и в качестве наказания за насильственную любовь. Так марокканец из рассказа “Ночлег” был убит собакой за попытку изнасиловать девочку-сироту на постоялом дворе. Князь из новеллы “Баллада” погиб от когтей волка за стремление овладеть молодой женой своего сына.
Символично, что смерть эти герои принимают от животных, которым чужды душевные переживания. Но даже их животная сущность не приемлет насилия.
Трагичный финал бунинских произведений о любви неизбежен, если рассматривать их с позиции христианских ценностей. Огромная всепоглощающая любовь к народу стоила Иисусу Христу жизни. Значит, логично, что и герои “Темных алей” платят за любовь, каждый свою цену.
К тому же, все они наслаждаются физической стороной любви, без божьего или родительского на то благословления, вопреки законам общества и ступая на путь греха.
Учитывая все вышесказанное, становится понятно, почему Иван Алексеевич лишает свои произведения “хеппи-энда”. Но от этого они не становятся менее интересными для читателя, ведь так тонко, выразительно и реалистично передать всю гамму, силу и оттенки человеческой любви, пожалуй, еще никому не удавалось.
Loading…
Любовь – чувство, о котором в русской классической литературе сказано немало. Кто-то из авторов касался темы любви вскользь. Но были и те, кто смело шел ей навстречу, посвящая свое творчество ее таинственным и непостижимым сторонам. Самым загадочным и неоднозначным человеческим эмоциям посвящены рассказы Бунина о любви. Список этих произведений представляет собой галерею прекрасных поэтических историй, имеющих, как правило, печальный и трогательный исход.
«Темные аллеи»
Проблема любви в рассказах Бунина заключается в мимолетности и непостоянстве этого чувства. Трагичной история любви становится тогда, когда чувства были быстротечными для одного из ее участников. Так, в рассказе «Темные аллеи» пожилой военный, случайно заехав на постоялый двор, встречает там свою прежнюю любовь, которую не сразу и признает. Прошло много лет после их последней встречи. Она стала хозяйкой постоялой горницы, женщиной жесткой и холодной. Но такой она была не всегда. Такой ее сделали безответные чувства к Николаю Алексеевичу – тому самому военному, ее случайному постояльцу. Человеку, который жестоко бросил ее тридцать лет назад.
В молодости он читал ей лирические стихи «Темные аллеи», а она его называла Николенькой. Теперь он признается, что счастлив не был ни минуты своей жизни. Но исправить ничего уже нельзя, и Николай Алексеевич покидает постоялый двор с тяжелым сердцем и со смутными тревожными воспоминаниями.
«Кавказ»
Мотив любви в рассказах Бунина нередко связан с предательством, которое приводит человека к трагическому финалу. В рассказе «Кавказ», с одной стороны, показано счастье двух влюбленных. С другой стороны – трагедия обманутого мужа. В этой истории о нем сказано немного. Читателю известно лишь то, что это человек жесткий и решительный. В глазах легкомысленной жены он предстает помехой и раздражающим препятствием на пути к счастью. Но в тот момент, когда влюбленные изнемогают от страсти, этот «жесткий человек» осознает, что его предали, и кончает жизнь самоубийством.
Эмоции обманутого мужа и его смерть Бунин описывает скупо и бесстрастно. Счастливые переживания жены и ее возлюбленного изображены на фоне красочного южного пейзажа. Этот литературный прием создает резкий контраст между счастьем и трагедией, которые порождаются в равной степени любовью.
«Степа»
О том, насколько человеческое счастье может быть недостижимым, повествуют как нельзя лучше рассказы Бунина о любви. Краткое содержание рассказа «Степа» создает впечатление знакомого сюжета. Но художественные формы, характерные автору, позволяют увидеть в классической истории о «бедной обесчещенной девушке» новые оттенки.
Молодой купец Красильщиков, заехав в знакомую ему горницу, застает хозяйскую дочь одну. Отец отправился в город. Купец, воспользовавшись ситуацией, сближается с девушкой. Для него эта история – занимательное приключение, о котором он благополучно забывает уже спустя два дня. Для нее – надежда на счастье. В рассказе не показано трагедии простой девушки. Здесь присутствуют только ее надежды и мечты, создающие противоположность равнодушию и легкомысленности главного героя.
«Муза»
Мир мужчин и мир женщин у Ивана Бунина находятся в постоянном антагонизме. Бунинскому повествованию свойственна резкая смена жизненных обстоятельств героя, которая не является следствием каких-либо событий. Перемены в жизни персонажа происходят под воздействием его чувств к женщине, которая нередко имеет образ эгоистичной и эксцентричной натуры. На вопрос о том, какая любовь в рассказах Бунина не имеет печальной концовки, ответить можно однозначно: такой любви нет. Жизнеутверждающей силе этого чувства писатель не уделял внимания.
Главного героя не постигнет смертельная участь, чем нередко заканчиваются рассказы Бунина о любви. Краткое содержание злоключений главного героя новеллы «Муза» сводится к описанию совместной жизни с возлюбленной и разлуке с ней, которая наступает так же внезапно, как и встреча. Неожиданное расставание приводит его в смятение, вызывает чувство опустошенности.
Повествование ведется от первого лица. Главный персонаж берет уроки живописи, но не проявляет в изобразительном искусстве каких-либо способностей. Из небольшого вступления, которое предшествует знакомству с героиней, имеющей символическое имя Муза, читатель делает вывод, что рассказчик – человек не волевой. Он не способен влиять на ход событий своей жизни. К нему является однажды Муза, влечет его за собой, жизнь его меняется. Но когда девушка-муза теряет к нему интерес, его место занимает другой, такой же безвольный персонаж.
«Поздний час»
Прозе Бунина свойственны катастрофичность бытия, ощущение одиночества и иллюзорность счастья. Несомненно, эти черты стали следствием непростой судьбы автора, хотя и прямых автобиографических ссылок в его творчестве нет.
В годы, когда был написан рассказ «Поздний час», писатель находился за границей. Произведение посвящено воспоминаниям о давно минувшей любви, которые сопутствуют автору во время его путешествия по родному городу. Проходя по мосту, базару и Монастырской площади, он восстанавливает в памяти утраченные образы. Прошлое и настоящее соединяются в одно целое. Этим целым становится осознание тленности всего живого на земле. Логическим заключением путешествия по городу становится кладбище. В рассказе оно является символом недолговечности любви. На этом кладбище находится могила возлюбленной. Анализ рассказов Бунина о любви позволяет увидеть связь лирических мотивов писателя с ностальгией и осознанием бренности бытия.
«Дурочка»
Трагическая любовь в рассказах Бунина не всегда прекрасна. А порою ее можно сравнить скорее с животной страстью, которую может испытывать только человек чрезвычайно самовлюбленный и эгоистичный. В центре рассказа «Дурочка» – весьма аморальная и лицемерная личность.
Хозяйский сын проводит лето у родителей. Будучи студентом духовной семинарии, он проявляет в учебе блестящие успехи. При этом его душевный и нравственный мир исключительно беден. Воспользовавшись безответностью дурочки-кухарки, он овладел ею: «Она от страха даже крикнуть не смогла». Безнаказанность этих действий привела к тому, что молодой человек повторял их не раз. В конце концов кухарка родила мальчика. Но вид ребенка, как и облик самой «дурочки», удручал хозяйского сына, и он приказал прогнать ее со двора. С тех пор она скиталась по улицам с сыном, прося милостыню «Христа ради».
Лицемерие и жестокость главного персонажа приобретают особенно сильный эффект оттого, что он обладает духовным саном, является служителем церкви. История незамысловата, но благодаря неповторимому стилю Ивана Бунина вызывает у читателя сильные чувства. Скитания молодой матери не дополнены слезливыми эмоциями, а описаны очень кратко и лаконично. О ребенке автор говорит лишь несколько слов: «Он был урод, но когда улыбался, был очень мил».
«Антигона»
Этот рассказ из сборника «Темные аллеи» повествует о взаимной страсти. Молодой студент гостит у своих близких родственников. Дядя – генерал, прикованный к инвалидной коляске. В его доме молодому человеку скучно и тоскливо. От скуки он предается фантазиям, сравнивает себя с пушкинским Онегиным. Но подушки он генералу не поправляет и лекарства не подносит. Эти обязанности лежат на сиделке – прекрасной молодой особе.
С первого взгляда рождается страсть. Но студент не может встретиться с девушкой. Она где-то близко, ее комната за стеной, но все же девушка пока недоступна. В один прекрасный день она появляется в его комнате, и следующее утро генеральский племянник встречает уже в ее постели. Связь мгновенно обнаруживается, и молодой женщине ничего не остается, как покинуть имение. Чем стали для нее эти мимолетные отношения? Страстью? Влюбленностью? Особенности рассказов Бунина о любви – это, прежде всего, недосказанность и загадка. На некоторые вопросы читателю приходится самому находить ответы.
«Визитные карточки»
Многообразную палитру человеческих чувств отражают рассказы Бунина о любви. Список любовных историй включают повествования и о судьбоносном чувстве, и об эгоистичной страсти, и о быстротечном влечении. Об отношениях со случайными спутницами идет речь в рассказе «Визитные карточки».
Он — известный писатель. Она – бедная простосердечная девушка. Ее муж, по ее же словам, человек добрый и совсем неинтересный. Ощущение того, что жизнь проходит впустую, подталкивает молодую женщину на любовные приключения. Ее наивность и неопытность трогают и влекут писателя. Жизнь этой женщины настолько однообразна и сера, что после знакомства и недолгого общения с красивым и знаменитым человеком она готова предаться простому, неромантичному разврату, дабы придать своему существованию хотя бы какие-то яркие краски. Что и происходит в ее каюте. В конце истории она предстает перед читателем в ином виде: «тихая, с опущенными ресницами».
«Зойка и Валерия»
Всепоглощающему и иногда смертоносному чувству посвящает Бунин рассказы про любовь. Список персонажей «Темных аллей» непросто составить, так как многие из них безлики. На первом плане в рассказах этого цикла – не человек с характерной внешностью и привычками, а чувство, которое правит его действиями. Жорж Левицкий – один из немногих персонажей, который не лишен имени и внешнего облика.
Он задумчив, меланхоличен, неряшлив. Любовь приходит к нему не с появлением избранницы, а значительно раньше. Он ждет этого чувства, но к кому оно будет обращено, в начале истории он еще не знает. То ли это будет дочь коллеги Жоржа, то ли дальняя родственница, неважно. Важно то, что однажды появляется Валерия, и именно на нее этот нервный и чувственный персонаж направляет всю свою силу переживаний. Валерия, как и многие другие бунинские героини, беспристрастна и холодна. Ее равнодушие и побуждает главного героя рассказа «Зойка и Валерия» к самоубийству.
«Таня»
Скрытый исторический фон имеют некоторые рассказы Бунина о любви. Список историй, посвященных несбыточным мечтам о счастье, дополняет рассказ «Таня». Здесь речь идет о любви между горничной мелкой помещицы и неким молодым человеком. О нем известно лишь то, что Таня называла его ласково Петрушей и жизнь он вел беспорядочную и скитальческую. Однажды, осенней ночью, он завладел ею. Сперва это девушку испугало, но позже страх отошел на задний план, а на его месте стала расти и развиваться привязанность. Но быть вместе им не суждено. Их последняя встреча состоялась в феврале страшного семнадцатого года.
«В Париже»
В эмиграции люди, как никогда, испытывают чувство тоски и одиночества. Именно в такой атмосфере были созданы рассказы Бунина о любви. Список произведений тех лет включает новеллу «В Париже». Главный герой – бывший офицер русской армии, вынужденный покинуть свою родину. В небольшой русском ресторане он знакомится с официанткой – женщиной русского происхождения. Судьбы этих двух людей искалечены революцией. Их объединяет одиночество, желание любить и быть любимыми. Жизнь этих персонажей, таких чужих на фоне парижского городского пейзажа, снова обретает смысл. Но любовь у Бунина долго продолжаться не может. Она, подобно вспышке, загорается и вновь гаснет. Главный герой рассказа «В Париже» внезапно умирает в вагоне метро.
«Генрих»
В этом рассказе Иван Бунин создал образ донжуанского типа. В центре повествования – писатель Глебов. Его жизнь полна лжи. Он окружен женщинами, но не испытывает к ним привязанности. За исключением одной – переводчицы и журналистки, пишущей под псевдонимом Генрих. Но даже с этой дамой он неискренен, когда говорит ей, что она для него лишь верный друг и понимающий собеседник. В действительности Глебов охвачен ревностью. Ведь и у Генрих есть человек, которому она врет и которого она использует в своих целых. В качестве кульминации выступает небольшая газетная заметка, из которой главный герой узнает о гибели своей возлюбленной. Анализ рассказов Бунина о любви демонстрирует особенный бунинский почерк. Поэтичный художественный стиль, с помощью которого автор передает эмоции влюбленных, контрастирует с сухим газетным слогом, которым сообщается о смерти героини этого рассказа. Подобный прием встречается и в прочих произведениях Бунина.
Мотивы разлуки и смерти
«Темные и мрачные аллеи» хранит в себе любовь в рассказах Бунина. Кратко об этих произведениях в этом духе выразился сам автор. Отсюда и название знаменитого цикла. Жизнь героев Ивана Бунина обретает значение лишь с приходом глубокого чувства. Но любовь в его произведениях имеет быстротечный и трагический характер. Как правило, отношения между мужчиной и женщиной заканчиваются смертью или разлукой. Такой пессимистический взгляд обусловлен личной трагедией автора, вынужденного многие годы пребывать в одиночестве, за рубежом.