С появлением в ночлежке Луки ещё у нескольких ночлежников появилась вера в лучшую жизнь. Лука дал им точку отсчёта, идею, а они вокруг этой идеи создали свой образ идеального мира. Лука следует принципу «ложь во спасение». Не можешь жить в общем мире — создай свой. Анна и Актёр его создали. Анна умирала, и ей нужна была смерть как успокоение, она хотела, чтобы кончились её страдания на земле, а что будет дальше, ей было неважно. Лука смог убедить Анну в том, что жизнь после смерти будет гораздо лучше земной жизни, что Рай существует. И Анна поверила в Рай и даже подумала, что можно помучиться ещё немного на земле, раз уж потом не будет ни боли, ни страданий, а будет один только покой. Анна умирает со спокойной душой, потому что решает для себя самую неразрешимую загадку мироздания, загадку смерти. И пусть это решение было придумано ею самой, но она искренне уверовала в него как в единственно верное и последовала после смерти именно в тот мир, в который верила. Лука повлиял и на Актёра. Это было ещё легче, чем с Анной. Лука только рассказал Актёру о бесплатной лечебнице для алкоголиков, которая есть где-то, неизвестно где, как Актёр уже представил себе, какая она белая, чистая, как там кормят и как он вылечится, и даже стал собирать деньги на дорогу и бросил пить, чтобы подготовиться к лечению. Ему было всё равно, где эта лечебница находится, он твёрдо верил, что найдёт её. Но он не смог оградить свою мечту от других, и эти другие поспешили влезть туда. Сатин ни о чём не мечтал, не строил воздушных замков, и ему не нравилось, что это делают другие. Актёр же был хрупким, ранимым человеком, на него слова Сатина о том, что Лука соврал, что никакой лечебницы нет, подействовали самым худшим образом. Мечта Актёра лопнула, как мыльный пузырь. Его идеальный мир рухнул, а сам он, поверженный и униженный, лишил себя жизни, потому что душа его была низвержена из самого высшего и чистого мира в грязную, тёмную, жалкую ночлежку. Если тебя ранит правда, пугает окружающий мир, если ты глубоко несчастлив, то постарайся заснуть, и ты увидишь лучший мир, создашь себе новую цель и веру, а когда проснёшься, этот мир останется у тебя в сердце и тебе будет гораздо легчеЕ И пусть каждому воздастся по вере его.
Образ Луки в пьесе неоднозначен, двойствен. Он тонкий психолог, умен, наблюдателен, имеет огромный жизненный опыт. Идейную позицию героя раскрывает рассказ Луки о двух грабителях и его притча о «праведной земле». Идейные противники Луки — это Бубнов, Барон и Сатин. Однако если Бубнов и Барон — это циничные реалисты, то Сатин искренне верит в человека, в его дух и внутреннюю силу.
Каково же влияние «проповедей» Луки на судьбы ночлежников?
Он способствует зарождению в жизни персонажей надежды (Анне обещает обретение желанного покоя после смерти, Актеру говорит о бесплатной лечебнице для алкоголиков, Ваське Пеплу — о возможности начать новую жизнь в Сибири, поддерживает романтическую историю Наташи о любви). И сами герои в финале пьесы изменяются. Критики отмечали ту атмосферу человечности, всеобщего воодушевления, которая воцаряется в ночлежке. Впервые щедр и добр к людям Клещ, Барон впервые задумывается над жизнью, Бубнов угощает всех, и звучащая песня объединяет людей. Но все испортила смерть Актера. И это уже трагическое столкновение мечты и реальности. Остальным также не удается воплотить мечту в реальность. Васька Пепел следует в Сибирь на каторгу, Наташа, верящая в романтическую любовь, уличает во лжи Барона, Анна умирает.
Однако только ли на Луку автор возлагает ответственность за происходящее? Какова авторская позиции в пьесе?
Отметим критический взгляд автора на социальное устройство российского общества, наличие у героев внутренних конфликтов (страх перед жизнью, слабая воля, леность души, боязнь перемен). Автор не поддерживает демонстративно ни позицию Луки, ни позицию Сатина. Он ставит в пьесе один из вечных вопросов, призывая зрителя к размышлению и к собственной оценке. Безусловно, Горький-реалист выступает за человеческое мужество и веру в собственные силы. В монологе Сатина угадывается ранние ницшеанские увлечения Горького. Однако Горький-романтик высоко ценил способность человека к мечте. Именно поэтому критики отмечали, что образ Луки более удался писателю, нежели образ Сатина (В. Ходасевич). Также критики отмечали определенное «родство» этих персонажей. В финале пьесы именно Сатин защищает Луку. Таким образом, герои А.М. Горького отражают двойственность, противоречивость натуры самого писателя.
Сюжет и главные герои пьесы Горького
Это было неудивительно, ведь молодой драматург смог создать не только трогающий за живое сюжет, но и блестящие образы главных героев.
Сюжетом стала жизнь обитателей ночлежки для бедных, людей, у которых нет ничего: ни денег, ни статуса, ни социального положения и даже простого хлеба. Судьба их трагична, они не видят смысла своего существования, их будущее — это только смерть и нищета.
Среди героев выделялись два антипода — Лука и Сатин, которые и донесли до зрителей основной смысл пьесы.
Позиция Луки
Лука, старичок-странник лет 60, появляется в пьесе не сразу. Он приходит в ночлежку и по-своему пытается утешить тамошних обитателей.
Он обещает умирающей от болезни Анне райское блаженство за перенесенные на земле мучения, разбойнику Ваське — возможность начать новую жизнь в далекой и холодной Сибири, алкоголику — больницу, в которой его вылечат, проститутке — возможность найти настоящую любовь и т. д.
Некоторые обитатели этого заведения начинают верить доброму старику, однако часть из них отвергает его рассказы, считая (и заслуженно считая) их ложью.
Философия Луки
Фактически Лука предлагает своим слушателям примитивно понимаемую им христианскую человек должен все терпеть, потому что он греховен, он несет на земле заслуженное наказание, а после смерти будет награжден по своим делам.
Эта философия по сути оправдывает зло на земле, превращает Бога в могущественного и свирепого повелителя людей, который каждому воздает по заслугам.
Поэтому Лука и стремится обманывать несчастных людей, попавших в ночлежку, считая, что такой обман поможет им справиться с жизненными трудностями. Лука готов принять социальную несправедливость как данность, считая ее следствием несовершенства человеческой природы.
Позиция Сатина
Сатин — это единственный персонаж ночлежки, который пытается сохранять свое человеческое достоинство в нечеловеческих условиях крайней нищеты.
Когда-то он был более значительным человеком (хотя и являлся шулером и картежником), однако потерял свой статус после того, как вступившись за честь сестры, был осужден на лишение свободы сроком на 5 лет.
Лука и Сатин — очень разные. Их различает не столько возраст, сколько убеждения.
Сатин — гуманист, в тяжелых условиях он не потерял веру в людей, он не хочет верить сладким речам Луки, считая, что каждый человек есть «кузнец своего счастья».
Философия Сатина
Спор Луки и Сатина начинается с того, что последний начинает противоречить словам старика. Нет, Сатину не нужно утешение, он ищет активной деятельности. Его правда — это не христианская философия. Сатину ближе позиция атеизма, полагающего, что все находится в руках самого человека, а не зависит от действия высших сил. Сатин не верит в бессмертие человеческой души, ему не нужен Бог, он считает, что оказался «на дне» не потому, что так сложилась его судьба, а потому что поступил благородно и честно и был наказан несправедливо.
«Правда — есть бог человека свободного!», — восклицает Сатин. Он стремится к тому, чтобы построить новое социально справедливое общество свободных людей, которые могли бы жить в гармонии с собой.
Характеристика Сатина и Луки показывает нам, что два эти человека демонстрируют своим примером две совершенно разные позиции, два разных отношения к жизни и пониманию места человека в этом мире.
Позиция Луки — сострадательная, но пассивная, позиция Сатина — активная, преобразовательная, деятельная. В пьесе фактическую победу в споре одержал Сатин, ведь именно Лука покинул ночлежку.
«Во что веришь – то и есть». Роль Луки в драме А.М.Горького «На дне».
11 класс
Программа Г.С.Меркина
Урок № 10.
Тема.
«Во что веришь – то и есть». Роль Луки в драме А.М.Горького «На дне».
Цель
:
- создать проблемную ситуацию и побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения на образ Луки и его жизненную позицию;
- развивать речь учащихся, вырабатывать навыки анализа драматического произведения;
- воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.
Оборудование:
мультимедийная презентация.
ХОД УРОКА.
І. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
1. Сообщение темы, цели, плана урока.
2. Слово учителя.
На прошлом уроке мы с вами начали знакомство с пьесой М. Горького «На дне». Нашим взорам предстала неприглядная картина: подвал, похожий на пещеру. Потолок – тяжелый, каменный своды, закопченные с обвалившейся штукатуркой. И внешне, и по тому, что в ней сейчас происходит (шум, ругань, ссоры. Сатин рычит, Анна и Актер кашляют), ночлежка напоминает ад. И в этот ад спускается герой по имени Лука. Как известно, у автора не случаен выбор имени героя.
— Какие ассоциации вызывает у вас это имя?
- Лука – один из апостолов, учеников Христа, распространитель его учения.
- Лука – производное от слова «лукавый», т.е. коварный, отличающийся злонамеренностью, прикрытой показным доброжелательством.
- Лукавый – бес, соблазняющий и губящий человека.
3. Постановка проблемного вопроса к уроку.
— Так кто же он, этот «любопытный» старичок? Лукавый бес или апостол? Какова его цель? Какую роль отводит ему Горький в пьесе? Каково отношение автора к герою? На эти сложные вопросы нам предстоит сегодня дать исчерпывающие ответы.
4. Аналитическая беседа.
— Как обитатели ночлежки воспринимают свое положение до появления Луки?
В экспозиции мы видим людей, в сущности, смирившихся со своим унизительным положением. Ночлежники вяло, привычно переругиваются, и Актер говорит Сатину: «Однажды тебя совсем убьют…до смерти…» «А ты – болван», — огрызается Сатин. «Почему?» — удивляется Актер. «Потому что – дважды убить нельзя». Эти слова Сатина показывают его отношение к тому существованию, которое они все ведут в ночлежке. Это не жизнь, они все уже мертвы. Кажется, все ясно. Но интересна ответная реплика Актера: «Не понимаю…почему – нельзя?» Может быть, именно Актер, умиравший не раз на сцене, глубже других понимает ужас положения. Ведь именно он кончит жизнь самоубийством в конце пьесы.
Люди ощущают себя «бывшими»: «Сатин. Я был образованным человеком» (парадокс в том, что прошедшее время в этом случае невозможно). «Бубнов. Я вот – скорняк был». Бубнов произносит философскую сентенцию: «Выходит – снаружи как себя не раскрашивай, все сотрется…все сотрется, да!»
Только один Клещ не смирился еще со своей участью. Он отделяет себя от остальных ночлежников: «Какие они люди? Рвань, золотая рота…люди! Я – рабочий человек…мне глядеть на них стыдно…я с малых лет работаю…Ты думаешь, я не вырвусь отсюда? Вылезу…кожу сдеру, а вылезу…Вот, погоди…умрет жена…» Мечта о другой жизни связана у Клеща с освобождением, которое принесет ему смерть жены. Он не чувствует чудовищности своего заявления. Да и мечта окажется мнимой.
— Как отнеслись ночлежники к появлению Луки? Почему тянулись душой к нему как бледные ростки к солнцу?
Он вселяет надежду в умирающую Анну, Пепла, Актера. Единственный человек, который во всякую минуту обращен к миру и к людям, который не только слышит, но и видит, не просто говорит, а отвечает. И на эти редкие его качества тотчас появляется острейший спрос.
-Еще раз послушаем разговор старца с ночлежниками. Подумайте, почему слова Луки так взволновали его собеседников?
К единственному искреннему сострадальцу тянется Анна. (Диалог Луки и Анны.)
От Луки требует ответа на свои вопросы и Пепел. (Разговор Пепла и Луки.)
Жаждет быть услышанным и Актер. (Диалог Актера и Луки.)
— Так почему слова Луки так взволновали его собеседников?
И лечебница для пьяниц, и спасительный простор Сибири, и настоящая любовь — все это еще вчера казавшееся ночлежникам не фантазией, а даже бредом, сегодня становится фактом их духовной жизни.
— К чему зовет Лука падших изгоев? Прочитаем высказывания Луки, в которых звучит его философия жизни.
— Как вы думаете, верит ли Лука сам в то, во что призывает поверить других?
Нет оснований усомниться. Ведь он в полном соответствии со своей проповедью бесконечно внимателен и уважителен к каждому. Для него человек, «каков ни есть – а всегда своей цены стоит».
— Что движет Лукою в его доброте? Может быть хитрость, корыстный расчет?
Нет, даже никому не верящий, циничный Бубнов это понимает: «Вот – Лука, примерно…много он врет…и безо всякой для себя пользы. Но если не для себя – тогда зачем? Старик уж… Зачем ему?» — удивляется Бубнов.
«Добрый ты, дедушка… Отчего ты такой добрый?» — спрашивает Наташа.
— Так действительно, почему же он такой добрый?
Лука ответ дает сам: «Надо кому-нибудь и добрым быть…жалеть людей надо! Христос – он всех жалел и нам так велел».
— А вы кому из обитателей костылевской ночлежки наиболее сочувствуете?
И поведение, и слова, и само присутствие старика располагает к спокойному доброму разговору. Даже непробиваемый Бубнов, и тот исповедуется перед Лукой, поощряемый вниманием и сочувствием. Любой человек жаждет быть услышанным и понятым.
Холодное равнодушие окружающего мира страшнее криков проклятия. Вспомним, с каким исступлением, с какой жадностью накинулся Мармеладов на Раскольникова, в котором угадал способность услышать чужое страдание. Витиевато, многословно и вместе с тем торопливо и сбивчиво изливает он свою душу, требуя, умоляя, заклиная: «Слышите, слышите?» Услышанная, а значит, разделенная с кем-то боль не так жжет душу, вот и просит умирающая Анна: «Дедушка! Поговори со мной». И старик с готовностью откликается: «Давай побеседуем». Горестные признания страдалицы Анны сопровождаются сочувственными репликами-вздохами Луки: «Эх, бабонька! Не тоскуй!» «Эх ты детынька! Устала? Ничего!»
— Какой еще писатель поведал нам о горьком одиночестве среди людей?
О сытых, равнодушных написан рассказ А. П. Чехова «Тоска». В рассказе у извозчика Ионы умирает сын. Иона хочет рассказать об этом кому-нибудь, поговорить, излить душу и таким образом хоть немного облегчить горе. Но рассказать-то, оказывается и некому. Ни один человек не хочет выслушать Иону, и тот в конце концов рассказывает все своей лошади.
— В своей статье в «Литературной газете» Даниил Гранин рассказал случай из собственной жизни, имеющий прямое отношение к теме наших размышлений.
Попав с травмой в больницу, он от боли не спал по ночам, бродил по коридорам, заставленным койками и раскладушками, и оказывал посильную помощь покинутым немощной нашей медициной больным. И вот однажды, рассказывает писатель, подозвала его к себе старая женщина. Попросила посидеть рядом. Пожаловалась, что страшно ей, заговорила про своих близких, которые далеко, про свою трудную, ныне одинокую жизнь. Взяла меня за руку. Замолчала. Я думал, заснула, а она умерла. Рука ее стала коченеть.
Анна? «Вечная» Анна, пока мир стоит? Но послушаем дальше Гранина: «На фронте повидал я всяких смертей. И то, что люди умирают в больницах, вещь неизбежная. Но эта смерть поразила меня. Чужого, неважно кого, позвала эта женщина, томясь от одиночества перед лицом смерти. Невыносимое, должно быть чувство. Наказание страшное, за что – неизвестно. Хоть к кому-то прислониться. Заботу о человеке, бесплатную медицину, гуманизм, коллективность жизни – как это соединить с тем, что вот человек, отработав весь свой век, умирает в такой заброшенности? Не стыд ли это, не позор и вина наша всеобщая?
Статья Д. Гранина, пробудившая долгие годы дремавшие под наркозом официальной морали нравственные силы общества, так и называлась «О милосердии». Слово это с тех пор устаревшим быть перестало, но употребляется, к сожалению, гораздо чаще, чем совершаются соответствующие ему деяния.
Лука, жалеющий и утешающий, и являет нам пример истинного милосердия.
Интересно, что современники Горького, бывшие слушателями авторского чтения пьесы, подчеркивали, что лучше всего писателю удавалась роль Луки, и особенно – сцена у постели Анны. М. Ф. Андреева вспоминала: «Горький читал великолепно, особенно хорошо Луку. Когда он дошел до сцены смерти Анны, он не выдержал, расплакался. Оторвался от рукописи, поглядел на всех, вытирает глаза и говорит: «Хорошо, ей-богу, хорошо написал…Черт знает, а? Правда, хорошо?»
— Чем же был вызван этот восторг, как не впечатлением органического слияния автора и героя в порыве сострадания.
«Ты, брат, молодец! – говорит старику Пепел. – Врешь ты хорошо…сказки говоришь приятно! Ври! Ничего…мало, брат, приятного на свете!»
-Есть ли в пьесе хоть один момент, когда мы можем с торжествующим криком: «Держите вора!» — поймать его на откровенной вредоносной лжи?
Подтверждено документально, что то время в России существовали 3 лечебницы для алкоголиков и по крайней мере в 2 из них были бесплатные места.
— А действительно ли Сибирь то место, где Пеплу легче всего начать новую жизнь, порвав навсегда связи со своей средой?
Во-первых, малоосвоенная Сибирь для сильного человека, а Пепел таков, предоставляет довольно богатые возможности устроить свою жизнь. А главное ведь в том, что Пепел, как он сам говорил, начал воровать потому прежде сего, что за всю жизнь никто его иными именем, кроме как «вор», «воров сын» не называл. Поэтому Сибирь – место, где его никто не знает и вором не назовет, идеальное для Пепла.
-Лжет ли Лука Насте?
Не лжет Лука и Насте, он только убеждает ее: «Коли веришь, была у тебя настоящая любовь…значит – была она!» — реализуя свой принцип «во что веришь, то и есть.
— Не к примирению, а к действию зовет «лукавый» старец: он будит в сожителях надежду на то, что чаемое ими осуществимо. Итак, Лука не лгал, а будил надежду в людях.
-Так кто же он – апостол или бес?
Обсуждение вопроса.
-Вот таким милосердным, добрым увидели мы Луку в пьесе. А каково отношение Горького к герою и его философии?
— Лука исчезает после убийства Костылева. Почему?
В разговоре с писателем В. Шишковым Горький произнес: «Лука? Пройдоха. Жулик. Однако со сцены он выглядит симпатичным. Да? Он прикидывается святошей, потому что это ему выгодно».
— Так почему же у Горького такое негативное отношение к Луке? Об этом поговорим на следующем уроке. Тема следующего урока «Философский спор о правде в пьесе «На дне».
III. Подведение итогов урока.
IV. Домашнее задание.
1.Как решается вопрос о правде в пьесе? Найти высказывания разных героев о правде.
2. Выучить наизусть отрывок из пьесы.
4
Спор Луки и Сатина: реакция современников
Пьеса Горького пользовалась огромным успехом у зрителей еще и потому, что автор смог почувствовать и передать в ней дух своего времени.
Общество жаждало перемен. Философия Луки не устраивала молодых людей, стремящихся преобразовать социум по новым лекалам. Им противостояла более консервативная часть старшего поколения, которые хотели сохранить государственный и социальный строй.
Лука и Сатин как раз выражали общественный раскол. Они явили собой две этих непримиримых позиции и жизненные философии.
К слову сказать, сам автор пьесы, безусловно, принадлежал к последним, он разделял позицию Сатина, для него этот герой воплощал то, о чем думал он сам. Всю жизнь Горький боролся с теми, кто пытался проповедовать терпимость и всепрощенчество, его ценностями была борьба и вера в великое будущее его страны.
Фактически самого Горького можно было бы назвать «революционером в русской литературе», который в своих произведениях живо и ярко передал атмосферу ожидания новой жизни частью прогрессивно настроенной молодежи.
Люди хотели отказаться от монархического устройства, хотели отказаться от власти капиталистов, верили в том, что они сами смогут построить новое и более справедливое государство.
В итоге правда Луки и Сатина оказалась неравноценной. В стране произошла революция, власть захватили большевики, которые, подобно Сатину, решили отказаться от религии как от лишнего социального звена.
Так что пьеса Горького по-настоящему оказалась пророческой. И в этом состоит гениальность этого произведения русской литературы.
Лука — самый сложный образ в пьесе М. Горького «На дне». Именно с ним связан основной философский вопрос произведения: «Что лучше: истина или сострадание? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?» До появления в ночлежке Луки отношения двух групп персонажей складываются явно в пользу «бесчувственных» правдолюбцев: так, Барон по-хамски ведет себя по отношению к Насте, заставляет ее провести уборку ночлежки вместо себя (в этом «общежитии» налажена система «дежурств»); малосимпатичный Бубнов грубо отмахивается от жалоб Анны и КЛеща («шум — смерти не помеха»). В целом, «мечтатели» мучаются, они зависимы, жаждут сострадательной доброты, но не находят сочувствия у сторонников «правды факта». Такое сочувствие они найдут у странника Луки. Этот человек прежде всего добр: он снисходителен к слабостям, терпим к чужим грехам, отзывчив на просьбу о помощи. Еще одна привлекательная черта Луки — его неподдельный интерес к жизни, к другим людям, у каждого из которых он способен разглядеть индивидуальную «изюминку» (кстати, странничество и интерес к «чудинке» — общие черты Луки и героя-повествователя ранних горьков-ских рассказов). Лука вовсе не навязывает другим своих взглядов, не горит желанием делиться жизненным опытом с первым встречным или демонстрировать свой незаурядный ум. Вот почему он не пытается «обратить в свою веру» Бубнова и Барона — им он попросту не нужен, а «навязываться» — не в его характере. Нужен же он «страдальцам»: это им необходимо утешение и ободрение — своеобразная анестезия от жизненных бед и стимулятор интереса к жизни. Подобно опытному психоаналитику, Лука умеет внимательно слушать «пациента». Интересна тактика его духовного «врачевания»: чтобы утешить собеседника, он не придумывает никаких собственных рецептов, но лишь умело поддерживает сложившуюся у каждого из них мечту (повторим еще раз девиз Луки: «Во что веришь, то и есть»). В этом отношении особенно интересны его рекомендации Актеру. Актер — герой веры, а не правды факта, и утрата способности верить окажется для него смертельной (это случится после ухода Луки из ночлежки). Впрочем, до вынужденного ухода Луки самочувствие ночлежников заметно улучшается: у большинства из них крепнет вера в возможность жить лучше, кое-кто уже делает первые шаги на пути к обретению человеческого достоинства. Лука сумел вдохнуть в них веру и надежду, согрел их души своим сочувствием. Обезоруживающее действие не просветленной добром «правды» Бубнова и Барона на время нейтрализовано. Несколько смягчается по отношению к товарищам по несчастью даже сам Бубнов (в последнем действии он пригласит «сожителей» разделить с ним немудреную трапезу); лишь Барон, пожалуй, остается неисправимым циником и мизантропом. Именно Барон — наименее симпатичный из ночлежников — пытается разоблачить Луку как «шарлатана» и обманщика в последнем действии пьесы. Здесь важно заметить, что с момента исчезновения Луки до времени последнего действия проходит немало времени (судя по «метеорологическим» ремаркам, около полугода). Выясняется, что пробужденные в душах ночлежников надежды оказались непрочными и уже почти угасли. Возвращение к прозаической реальности тяжело переживается вчерашними «мечтателями» (особенноболезненно реагирует на новую ситуацию Актер). Виновником своего тяжелого отрезвления некоторые ночлежники склонны считать Луку. Казалось бы, Барона должен был поддержать в его обличениях вчерашний противник Луки Сатин. Но происходит неожиданное: Сатин вступается за Луку и произносит гневную отповедь Барону: «Молчать! Вы все скоты! …молчать о старике! (Спокойнее.) Ты, Барон, всех хуже!.. Ты — ничего не понимаешь… и- врешь! Старик- не шарлатан! Что такое — правда? Человек — вот правда! Он это понимал… вы — нет!» Внешне мотивированный «защитой» Луки и спором с Бароном, монолог Сатина перерастает свои функциональные рамки. Он становится компактно изложенной декларацией — декларацией иной, чем у Луки (но и резко отличной от бубновской) жизненной позиции. В финале пьесы ночлежники пытаются «судить» Луку, но автор устами Сатина отказывает им в этом праве. Горький создает сложный, противоречивый, чрезвычайно неоднозначный образ. С одной стороны, именно Лука — наиболее интересная среди персонажей пьесы личность, именно он «будоражит» ночлежников и дает импульс пробуждающемуся сознанию Сатина. С другой стороны, его сильные стороны (доброта, снисходительность, субъективное желание помочь другим) оборачиваются роковыми последствиями для «слабых духом». Правда, вина за это в большей мере падает на самих ночлежников. Горькому удалось вскрыть одну из самых опасных и болезненных черт «босяцкого» сознания и психологии социальных низов в России: неудовлетворенность реальностью, анархический критицизм по отношению к ней — и вместе с тем зависимость от внешней помощи, слабость к посулам «чудесного» спасения, полную неготовность к самостоятельному жизненному творчеству.
Пьеса М. Горького «На дне» — первая социально-философская драма в русской литературе, поднимающая вопросы существования человека, смысла жизни, правды и лжи. Написанное в 1902 году, произведение реалистично рисует жизнь маргиналов, «людей, оказавшихся на дне жизни», не верящих ни в себя, ни в будущее.
Клещ, Актер, Пепел, Настя и др. – люди слабые, не способные отстаивать свои интересы, да и не видящие в этом смысла.
Образ Луки
Самым противоречивым героем пьесы считается Лука – странствующий проповедник, явившийся в ночлежку в самый разгар споров о чести и справедливости. С образом старца напрямую связан главный вопрос произведения – «Что лучше – истина или сострадание?».
Лука – утешитель, пытающийся успокоить каждого и подарить надежду на прекращение страданий. Показательно то, что он умеет видеть в каждом ту черту, которая особенно заботит человека. Умирающей Анне он сулит избавление от боли и обид на том свете, пьющему Актеру рассказывает сказку о лечебницах от алкоголя, Насте говорит, что ее ждет неземная счастливая любовь, Ваське Пеплу помогает по-новому взглянуть на Сибирь.
Его нереалистичные рассказы нравятся ночлежникам, они верят в них. Сам же Лука говорит – во что веришь, то и есть. Другими словами, странник пытается спасти людей, дать им возможность поверить в свои силы и изменить отношение к жизни, дать им своеобразный толчок.
Праповедник
Появление праведника разделяет жителей ночлежки на два лагеря – тех, кто верит в проповеди Луки и тех, кто относится к ним с предубеждением, скептически. Настя после исчезновения Луки говорит, что он был хорошим старичком, Клещ отмечает его жалостливость, даже Сатин, не принимающий позицию сострадания, утверждает, что старик врал единственно из любви к людям.
Мнения литературных критиков также разделилось. Одни сравнивали его с искусителем. Имя Лука схоже по звучанию с именем Сатаны – Лукавый. Обвиняли старика, прежде всего, в нежелании противостоять действительности. Другие исследователи соотносили его имя с образом евангельского апостола Луки, ассоциируя тем самым с мудростью и библейскими заповедями.
Интересен еще и тот факт, что ложью во спасение Лука нарушает одну из заповедей – не лги. Но мне кажется, что он просто не мыслит этими категориями, для него неважно, где правда, где ложь. Главное для праведника – сделать добро человеку. Наверное, для него ближе заповедь – не навреди.
Отношение автора
Отношение автора к Луке неоднозначно. Порой он осуждает его, порой образ его становится настолько силен, что выходит за рамки замысла Горького. Читатели сами должны решить, принимать ли ложь во спасение, или же разделить утверждения Сатина о приоритете правды. На мой взгляд, истина находится где-то посередине их позиций.
Господа! Если к правде святой Мир дорогу найти не умеет, – Честь безумцу, который навеет Человечеству сон золотой!
Завязкой конфликта в пьесе Горького «На дне» является появление странника Луки. Он сразу же оказывается в центре внимания ночлежников, и все развитие сюжета концентрируется именно на нем.
Вопрос
Найдите в тексте и прочитайте, как выглядит Лука при первом появлении в ночлежке?
Ответ
«Лука с палкой в руке, с котомкой за плечами, котелком и чайником у пояса».
Вопрос
Кто такой Лука? Что узнают ночлежники о его прошлом?
Ответ
О себе Лука практически ничего не рассказывает. Он произносит лишь загадочную фразу: «Мяли много, оттого и мягок». Кроме того, ночлежники узнают о том, что Лука служил сторожем у инженера под Томском, и, когда на дом напали грабители, он сначала, наставив на них ружье, заставил их выпороть друг друга, а затем, как говорится, дал слово молвить. Оказалось, что это беглые каторжники, которым надоело побираться, и они решили пойти на грабеж. Лука пожалел грабителей и оставил их у себя зимовать.
У Луки, скорее всего, нет документов. На требование Василисы дать паспорт он отвечает уклончиво: «Я тебе принесу… на квартиру тебе приволоку его…». Возможно, Лука скрывается от полиции, бродяжничает. В разговоре с Пеплом Лука оставляет без ответа предположение о том, что и у него были проблемы с законом – возможно, и он убил когда-то человека.
Вопрос
Каким образом Лука действует на ночлежников?
Ответ
Лука приносит утешение обитателям ночлежки, вселяет в их души надежду, веру в лучшее, старается в каждом найти хорошее.
Вопрос
Кого и как «утешает» Лука? Ответы докажите примерами из текста.
Ответ
Лука «утешает» Анну, Настю, Актера и Пепла. У каждого из героев он находит «слабое место», поэтому слова утешения всегда оказываются очень своевременными. Лука находит добрые слова для умирающей женщины, которая очень боится смерти.
Пепел, сначала отнесшийся к Луке скептически, постепенно поддается его рассказам, решает бросить воровство и отправиться в Сибирь, чтобы начать новую жизнь.
Актеру Лука рассказывает о лечебнице для алкоголиков и дает ему надежду на выздоровление.
Насте Лука ничего не обещает, он просто становится для нее благодарным слушателем, делает вид, что верит в ее рассказы о прекрасной и несчастной любви, случившейся в ее жизни.
Вопрос
Преследует ли Лука какие-нибудь корыстные цели, обманывая людей?
Ответ
Лука не имеет никакой выгоды, разговаривая с ночлежниками, единственная причина, побуждающая его утешать – «понять хочется дела-то человеческие…»
Вопрос
В чем видит смысл жизни Лука?
Ответ
По мнению Луки, все люди живут «для лучшего», для того чтобы однажды появился особенный человек и улучшил человеческую жизнь своим мастерством и талантом: «По сту лет… а может, и больше – для лучшего человека живут!
Вопрос
В чем смысл жизни, по мнению Сатина? Прокомментируйте роль монолога о Человеке для понимания проблематики пьесы.
Ответ
Главная жизненная ценность, по мнению Сатина, – свобода творить и преобразовывать мир по своему желанию: «Все – в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное – дело рук его и его мозга! Не следует унижать человека жалостью». Сострадание необходимо лишь тем, кто «слаб душой… и кто живет чужими соками».
В монологе о человеке содержится ответ самого автора на вопрос о правде. Лука – «утешитель» уходит со сцены тихо, украдкой, боясь оказаться в полиции за участие в драке, Сатин же остается и в IV акте, «сильном месте драмы», произносит слова о Человеке, которого нужно уважать и не унижать жалостью. В монологе Сатина можно увидеть и оправдание «утешительства» Луки. Сатин говорит о людях, которые лгут красиво, вдохновенно, возбуждающе, из жалости к человеку. Важность данного эпизода для выяснения авторской позиции подчеркивает то, что все персонажи, кроме Сатина, на время как бы «замирают», их внутреннее состояние комментируется авторской ремаркой:
«Настя упорно смотрит в лицо Сатина. Клещ перестает работать над гармонией и тоже слушает. Барон, низко наклонив голову, тихо бьет пальцами по столу. Актер, высунувшись с печи, хочет осторожно слезть на нары».
Вопрос
Как Сатин относится к работе?
Ответ
Сатин не хочет работать. Он считает, что люди работают для того, чтобы быть сытыми. А человек – выше сытости.
Вопрос
Чьи убеждения Луки или Сатина вам ближе?
Вопрос
В чем смысл имени Лука?
Ответ
С одной стороны, это имя напоминает библейского евангелиста Луку и означает «светлый», а с другой, Лука – ассоциируется со словом «лукавый», то есть «черт».
Вопрос
В чем разница жизненных убеждений Сатина и Луки?
Ответ
Жизненные позиции Луки и Сатина в критике традиционно противопоставляются. Философия Луки сконцентрирована в притче о праведной земле, взгляды Сатина – в монологе о Человеке. Лука – утешитель, навевающий ночлежникам «сон золотой». Сатин же разоблачает его «рабское» миропонимание и утверждает идеал свободного человека.
И для Сатина, и для Луки единственной ценностью и мерилом нравственности является человек, его убеждения и внутренний закон. Оба они предлагают ночлежникам «преодолеть» жизнь лишь собственными силами. Никакие ценности извне не существуют для них: для Сатина нет общественных законов, а для Луки – Бога («Во что веришь – то и есть»).
Провозгласив ценностью конкретного человека, и Сатин и Лука ратуют за человека вообще. По мнению Луки, все люди живут ради появления лучшего, совершенного человека. Сатин же видит в выдающейся личности воплощение всего человечества.
Обе жизненные позиции не выходят за рамки разговоров. Лука только обещает изменить жизнь Насти, Наташи, Актера, Пепла. Рассуждения Сатина тоже носят для него самоценный, эстетический характер и не приносят никакой практической пользы.
Предложенные Сатиным и Лукой способы ухода от реальности оказываются, в конечном итоге, несостоятельными, они не приносят облегчения ни своим авторам, ни ночлежникам. Пьяница и шулер Сатин гниет на нарах, рассуждая о величии гордого человека, странник Лука снова пускается в бега, обманутые ночлежники остаются ни с чем.
Критика часто обвиняла Луку в самоубийстве Актера, но ведь и проповедь Сатина его не спасла. Поэтому постановка проблемы истинного и ложного гуманизма в пьесе и тем более соотнесение истинной любви к человеку с образом Сатина не представляются справедливыми. Сатин и Лука – это даже не два различных решения проблемы взаимоотношения правды и человека. Это два равноправных мнения о том, как можно попробовать решить неразрешимую проблему. Выбор между правдой и вымыслом, ненавистью к грязи жизни и состраданием к людям, гордостью за человека и осознанием его несовершенства не был сделан автором во всей определенностью, поэтому финал пьесы остается открытым.
Итоги
Горький не приемлет пассивное сознание, идеологом которого он считает Луку. По мнению писателя, оно может лишь примирить человека с внешним миром, но не подвигнет его этот мир изменить. Хотя Горький не принимает позицию Луки, этот образ как бы выходит из-под авторского контроля. По воспоминаниям актера И.М. Москвина, в постановке 1902 года Лука предстал как благородный утешитель, почти спаситель многих отчаявшихся обитателей ночлежки.
Лука – живой образ именно потому, что он противоречив и неоднозначен.
Литература
Д.Н. Мурин, Е.Д. Кононова, Е.В. Миненко. Русская литература ХХ века. Программа 11 класса. Тематическое поурочное планирование. Санкт-Петербург: СМИО Пресс, 2001
Е.С. Роговер. Русская литература XX века / Санкт-Петербург: Паритет, 2002
Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русской литературе ХХ век. 11 класс. I полугодие. М.: ВАКО, 2005
Пьеса Горького «На дне» в начале XX произвела огромное впечатление на публику. Без прикрас был выставлен мир людей, опустившихся до последней степени убожества на самое «дно» жизни, в мир шулеров, проституток и убийц воров разных мастей. Максим Горький пьесу «На дне» пропитал протестом против социальных устоев капиталистического общества и призывом к спокойной, равноправной и справедливой жизни.
Приступая к теме «Лука: характеристика» («На дне»), необходимо отметить, что люди, живущие в самой дешевой ночлежке, напоминающей темный и грязный подвал, стали уродливыми жертвами жестоких и несправедливых порядков общества, когда человек, выброшенный из нормальной жизни, начинает жить во волчьим законам и превращается в бесправное и жалкое существо.
Каким образом повлияли на ночлежников проповеди странника Луки?
Игра Горьковатого Высподи, служащая обвинительным актом капиталистическому обществу, бесчеловечные способ организации тот или другой вышвыривают людей для дно жизни, где они, недостаточные почтительности и достоинства, осуждены волочить действительно ничтожное существование, не имела возможности не поразить созерцателей и читателей глубиной своего идеологического содержания, ослепительным освещением пронзительных общественный вопросов. Герои пьесы рассуждают о справедливости и лжи. Составитель активизирует читателей подумать над тем, делать нечего пользительнее человеку: жестокая фактура или сладкая ложь? Необходимо ли клеветать в течение имя сострадания, как это осуществляет Лука? Жалостливый высказывает свою точку зрения губами Сатина: Неточность религия рабов и хозяев. Фактура бог свободного человека. Точка зрения Луки безотносительно противоположна. Он находит абсолютно всех людей жалкими, слабыми, не способными к активной войне после свои полномочия и поэтому нищенствующими в соболезновании и утешении. Принцип, тот или другой подобает данный добросердечный неназойливый путешественник ложь во спасение. Корректный старец всего исключительно распространитель иллюзий, успокоительных сказок, за которые так жадно схлестнулись разуверившиеся несчастливые босяки. Кривизна далеко не такое количество выдумывает для каждого из них сокровенную мечту, сколько может помочь скристаллизоваться тому, что давно уже зрело в их душах. Ваське Пеплу он внушает тенденцию о поездке Сибирь, где тот будет способен завязать асбсолютно новую, добросовестную жизнь; Артиста убеждает в том, что тот будет способен встать на ноги от пьянства в бесплатной чудо-лечебнице; помирающую Анну тлит надеждой, какой свои невыносимые невзгоды та вот за могилой обретет мир и вечное удовольствие для небесах.
Впрочем его успокоения ни одному человеку не помогли, причинность Кривизна своими сладенькими таблетками лжи не усиливал конфессии дядьку в свои силы, не готовил к жизненной борьбе. Весь его пассивно-сострадательный гуманизм устроен для неверии в внутренние резервы человека. В середине дави он даю голову на отрез что реальное расположение скорректировать уже нельзя, по этой причине и подходит ко всем со своей успокоительной ложью. Как бы то ни было Джо ухода престарелого путешественника у большинства ночлежников набираться сил доверенность в вероятность завязать свежеиспеченную жизнь. Ему, безусловно, глотнуть в них надежду н6а лучшее будущее, согреть их дави своим нескончаемым сочувствием, тот или другой этак не хватало отброшенным для дно жизни людям. Впрочем его проповеди еще раз велико вырабатывали в босяках упадок сил и не способность бороться. Твоя милость надейся! Твоя милость верить в бога вдохновлял он. Но человек же не может быть безостановочно жительствовать иллюзиями. Столкновение с горьковатой правдой, напоследок концов, неизбежно. Ослепительный образчик фолианту судьбина Актера, не нашедшего массы действовать, разлетевшегося о жестокую реальность, упав с возвышенности своей мечты, пробудившись он поселенного путешественником сна.
Идеология путешествующего проповедника, проверяясь для богатырях пьесы, за всем тем выдерживает поражение, ибо ложь, даже если в течение избавление прежде изображение неуважения к человеку, (а) также выключая скоротечного утешения, она не способна прилично доставить тому, кто верит в это заблуждение. Единодушно воззрению автора, звучащему изо уст вечного антагониста Луки Сатина, первый встречный человек, кем бы он ни был и будто невысоко далеко не потерять человеческий облик в данной жизни, безусловно, завоевывает уважения, ибо он, прежде, человек. Впрочем одной концепции имевшегося телеграфиста, к сожалению недостаточно. Сатин в действительности не способным прилично скорректировать ни в своей жизни, ни в жизни прочих жителей дна. И дело на этом месте быстрее не в классичности теорий, ну а в самих людях, тот или другой с Лукой то есть (т. е.) в его отсутствие, с Сатиным или без, аналогично не возродились бы. Большинство того, в чем дело? пишущий эти строки домогаемся в жизни, обусловлен нас самих. И в данном охватывается реалистично величественная фактура пьесы.
«Люди» и «человеки»
Углубляясь в тему «Лука: характеристика» («На дне»), можно отметить, что именно этот герой становится единственным человеком, который по-настоящему сострадает жителям ночлежки. Он же отмечает, что есть «люди», и есть «человеки». «Люди» по натуре своей очень слабые и безвольные, они постоянно нуждаются в поддержке и силе другого, и для них мощным стимулом может служить вера и надежда. «Человеки» — напротив, сильные духом люди. Это те, кому не нужны ни жалость, ни сострадание, ни успокаивающая ложь. Именно таким является Герой Сатин, который считает, что человека, прежде всего, надо уважать, а жалость только унижает его, хотя сам Сатин является большим шулером, который живет заведомо ложью и обманом.
Цитаты
Пьеса Горького «На дне» богата глубокомысленными фразами и высказываниями персонажей, но, пожалуй, самые значимые из них – слова старца Луки.
Вот несколько его цитат, сделать анализ и поразмышлять над которыми стоит каждому прочитавшему пьесу «На дне» Горького:
«А все – люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрёшь…»
«Мне – все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха: все – чёрненькие, все – прыгают…»
«Ты, девушка, не обижайся… ничего! Где тут, куда нам – мёртвых жалеть? Э, милая! Живых не жалеем… сами себя пожалеть-то не можем… где тут!»
«Вот, значит, помрёшь, и будет тебе спокойно… ничего больше не надо будет, и бояться нечего!»
«…не в слове – дело, а – почему слово говорится? – вот в чём дело!»
Пьеса «На дне». Лука
Лука умирающей жене Клеща Анне рассказывает, что она не должна бояться смерти, и что ей скоро будет хорошо на Небесах с Богом. Актеру он дарит надежду на город, в котором бесплатно лечат алкоголиков, правда, он забыл название города, но обещал обязательно вспомнить.
В пьесе «На дне» Лука ко всем ласков, добр и милосерден. Про себя он особо ничего не рассказывает, только шутит, что его «мяли много, оттого он и мягок». У него нет плохих и хороших людей, в каждом он находит что-то хорошее и светлое, и каждого утешает и наставляет. Проститутке Насте он говорит о том, что если ты веришь, что была у тебя настоящая любовь, значит, она была.
Лука в пьесе «На дне» вору Пеплу и Наташе советует уехать в Сибирь на вольную жизнь, где им будет намного легче начать все заново.
Несчастным жителям ночлежки ничего не оставалось больше, как только верить его словам, которые хоть и звучали неправдоподобно, но дарили веру, как лучики солнца в кромешной тьме.
«Роль Луки в жизни обитателей ночлежки (по пьесе Максима Горького «На дне»)»
Он врал… Но это только из жалости к вам. М. Горький. На дне.
Пьеса М. Горького «На дне» создавалась в 1902 году. Во многом это было переломное время для страны, в это время человеческая жизнь обесценилась. Вокруг царила бедность и бесправие. Пьеса «На дне» повествует как раз об этом. Все события произведения происходят в костылевской ночлежке. С самого начала пьесы мы видим ругань, пьянство, жестокость, в которой живут босяки. Перед нами предстает «бывший» Барон, с сожалением вспоминающий о своей былой значимости и богатстве; Актер, тоскующий по сцене и заливающий свою тоску вином; потомственный вор, родившийся с клеймом и идущий по проторенной воровской дорожке. Перед нами -умирающая Анна, не видевшая в жизни ни одного светлого дня. Мы знакомимся с девушкой Настей, вынужденной заниматься проституцией, но при этом мечтающей о сильной, страстной, книжной любви. Как ни странно, в этом подвале, похожем скорее на пещеру, происходит столкновение идей, спор о человеке, о смысле жизни. Основой этого спора является проблема правды и лжи, восприятие жизни именно такой, какая она есть, со всей безнадежностью положения персонажей, или жизни с надеждой (пусть и иллюзорной) на улучшение своего положения. Этот спор начинается еще до появления на сцене странника Луки и продолжается после его ухода. Но, тем не менее, именно Луку можно назвать катализатором всех споров и конфликтов. Ведь именно с его приходом в ночлежке обостряется философская сторона споров. С момента написания пьесы именно образ Луки вызывал самые ожесточенные споры. Что это за человек? Добро или зло приносит он в ночлежку? Способна ли его жизненная позиция принести людям пользу? Лука утешает людей, пытается каждому дать надежду. Поэтому герой прибегает к спасительной лжи. Благодаря своей житейской мудрости, он удивительно точно затрагивает в душе каждого нужные струнки, говорит единственно верные слова. Никто другой не заботился о несчастной, умирающей Анне так, как Лука. Благодаря ему последние дни жизни смертельно больной женщины прошли хоть в каком-то подобие покоя. Анна ни одного дня своей жизни не была не только счастлива, а просто спокойна. И вот странник рисует ей приближающуюся смерть как «утешительницу». Он говорит, что теперь-то она отдохнет, вдохнет спокойно: «…Вот, значит, помрешь и будет тебе спокойно… ничего больше не надо будет, и бояться — нечего!.. Смерть — она все успокаивает… Помрешь — отдохнешь…». И Анне уже не так страшно умирать. Лука — единственный человек, который не смеется над Настей из-за ее выдумок о большой любви. Наоборот, он всячески поддерживает девушку, разговаривает с ней: «Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит — была она». Странник один раз уберегает Ваську Пепла от убийства Коростылева. Лука понимает, что Пепел — хороший человек, он действительно любит Наташу, готов ради нее на многое. Просто этот человек запутался, ему надо помочь, поддержать его. И Лука советует ему отправиться в Сибирь, начать там честно трудиться. Возможно, странник еще и понимал, что близкое соседство с Василисой и Костылевым рано или поздно может плохо кончиться для Василия. Лука поддерживает и Актера. Ему жалко видеть, как этот человек губит себя. Поэтому он рассказывает ему о бесплатной клинике для алкоголиков. Лука пытается уговорить героя: «Ты только вот чего: ты пока готовься! Воздержись!.. возьми себя в руки и — терпи… А потом — вылечишься… и начнешь жить снова… хорошо, брат, снова-то!» Очень важно, что Лука не просто врет героям. У него есть своя философия, он объясняет свою позицию. Это как нельзя лучше проявляется в его рассказе о двух каторжниках. В нем Лука ратует за то, что спасти человека и научить добру может не насилие, а только добро: «Человек может добру научить… Пока верил человек — жил, а потерял веру и удавился». Нельзя сказать, на мой взгляд, что Лука негативно влияет на жизнь ночлежников. Актер перестал пить, держался какое-то время. Оказывается, силы для того, чтобы бросить пьянство, были у него. Он сорвался, когда оборвалась его вера в возможность вылечиться в клинике. Он не понял, что сам способен излечить себя. Если бы Васька Пепел вовремя ушел из ночлежки, возможно, беды бы не произошло, он остался бы на свободе. Даже главный оппонент Луки по пьесе, Сатин, говорит о нем: «Старик? Он — умница!.. Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету». Этот герой утверждает, что Лука врал из жалости к ночлежникам. И, действительно, мы понимаем, что на самом деле Лука не уважает человека, для него все люди достойны лишь жалости. Значение образа Луки для пьесы, безусловно, велико. Пожалуй, это самый неоднозначный персонаж произведения. Благодаря ему герои пьесы раскрываются во всей полноте. К тому же, с появлением странника в ночлежке спор о человеке, о правде и лжи принимает особо острое звучание. Пьесу Горького «На дне» можно смело назвать социально-психологическим произведением. Здесь затрагиваются важные проблемы, касающиеся социальной стороны жизни человека, а также его внутренних проблем, психологии. Развить все эти вопросы автору помогают его герои, одним из основных среди которых является странник Лука.
Ложь во спасение или горькая, но, правда?
Лука в пьесе «На дне» своей философией неким образом призывает к христианскому смирению, терпению и чуткости к ближним. Одному из героев он говорит: «Что тебе правда?». Ведь она может стать для тебя как удар обухом по голове.
То добро, что несет в себе этот герой, пробуждает в человеке ночлежки, даже обреченном, желание жить и быть лучше. Но когда старик исчезнет, рухнет и вся жизнь многих людей этого проклятого места.
В заключение темы «Лука: характеристика» («На дне»), надо отметить, что в этом вечном вопросе нет однозначного ответа, однако сам Горький считает, что истина лучше, чем сострадание. Сам автор выражает полную уверенность в том, что спасти человечество поможет только истина и правильное понимание значимости человеческого сострадания.
Сочинение на тему роль луки в пьесе горького на дне
С тех пор как во многих вузах отменили на вступительных экзаменах сочинение, учителю литературы в старших классах (особенно в выпускном) стало работать очень сложно. Школьники относятся к урокам литературы как к чему-то второстепенному, не заслуживающему внимания. Думаю, что и читают заданное если не единицы, то очень немногие. И дело не только в лени ребят. Подготовительные курсы, репетиторы, масса других предметов — когда же читать-то? Вот и получается, что работают на уроках одни и те же, а остальные спят с открытыми глазами или незаметно посматривают на часы. Конечно же, есть учителя, на уроки к которым дети идут как на праздник, учителя, наделённые способностью занимательно рассказывать, увлечь за собой, имеющие актёрские данные. Но что же делать, если Бог не наделил тебя такими талантами? Думаю, что многие преподаватели согласятся со мной: вести литературу в старших классах, особенно если это ещё и пятые-шестые уроки, трудно. Очень хотелось бы услышать советы опытных учителей, что делать в такой ситуации. Можно много сетовать на лень учащихся, на сложность программы, на сокращение часов (у нас в 10-х и 11-х классах по три урока в неделю) — от этого ничего не изменится. Нужно делать. Если в силу разных причин ребята не могут работать дома, пусть работают на уроке. Причём все. Для этого можно использовать лабораторные, практические работы — самостоятельное чтение и попытку разобраться во фразе, отрывке, произведении. Может быть, вам покажется интересной практическая работа «Подготовка к сочинению по теме “Роль Луки в пьесе М.Горького «На дне»”. Как неоднократно признавались мне мои ученики, самостоятельная работа над сочинением — самая сложная работа по литературе. И часто они списывают не потому, что лень самому писать или нет времени, а потому, что боятся не справиться с этой работой. Я преподаю в основном в старших классах и, когда ко мне приходят новые ученики, обычно провожу анкетирование учащихся 10-х классов. На вопрос “Чем бы вы хотели заниматься на уроках литературы?” я постоянно получаю просьбы объяснить, “что нужно и что не нужно в написании сочинений и анализе стихотворений” (строки из реального ответа). Помочь надо. Для этого и провожу такие практические работы.
Практическая работа
1. Работа над вступлением. Чтобы не уклониться от темы, используем известный приём — “переделываем” формулировку темы в вопрос “Какова роль Луки в пьесе?”. Во вступлении мы должны обосновать, почему возможна такая постановка вопроса, то есть почему слова, действия одного персонажа важны для понимания смысла пьесы. (Очень важное замечание: во вступлении мы не должны
отвечать на тему-“вопрос”, этому будет посвящено заключение — итог наших рассуждений.) Вам предложены материалы для вступления. Какой из них (№ 1, № 2 или № 3) соответствуют теме? Аргументируйте. Выпишите заинтересовавшие вас предложения, словосочетания.
№ 1. “В начале 900-х годов голод совпал с жесточайшим промышленным кризисом. На краю голодной смерти оказалось около 30 млн крестьян. Потоки голодающих хлынули в города, они были встречены полицейскими кордонами. Безработных же из городов отправляли в деревни, обрекая их на верную голодную смерть. «Дно» стало реальной угрозой почти для половины населения России. Люди переполняли ночлежки, трущобы, подвалы. Говорить о людях «дна» в официальной печати было очень трудно, о них сообщали только нелегальные издания“
(1; источники цитат см. в конце статьи).
№ 2. “В начале XX века Горький, уже будучи европейски известным прозаиком, обратился к драматургии. Первым замыслом была пьеса, отражающая проблемы, характерные для его рассказов 1890-х годов, действующими лицами в которой стали бы «бывшие люди», обитатели трущоб и ночлежек. Тем не менее раньше была закончена драма «Мещане», а затем завершены картины «На дне». Обе пьесы были приняты к постановке в Московском Художественном театре. Постановки новаторской социально-философской драмы «На дне» состоялись и в ряде европейских театров. Везде им сопутствовал огромный зрительский интерес”. № 3. “Большинство критиков рассматривало «На дне» как пьесу статическую, как серию зарисовок быта, внутренне не связанных сцен, как натуралистическую пьесу, лишённую действия, развития драматических конфликтов. На самом деле в пьесе «На дне» глубокая внутренняя динамика, развитие… Сцепление реплик, действий, сцен пьесы определяется не бытовыми или фабульными мотивировками, но развёртыванием социально-философской проблематики, движением тем, их борьбой. Тот подтекст, то подводное течение, которое В.Немирович-Данченко и К.Станиславский обнаруживали в пьесах Чехова, у Горького в «На дне» приобретает решающее значение”. “Горький изображает сознание людей «дна». Сюжет разворачивается не столько во внешнем действии, сколько в диалогах героев. Именно разговоры ночлежников определяют развитие драматургического конфликта”
(2). 2. Лука — персонаж, чьё имя чаще всего встречается в пьесе. Что это имя обозначает? Прочитайте следующий материал, составьте предложение(я), включив в него словосочетания, которые отражают неоднозначное отношение к имени.
“Лука — один из евангелистов, Горький даёт ему имя, которое ему дорого. (Газета «Московские ведомости», 23.12.1902: «Этот странник вошёл в подвал, как луч яркого солнца, осветив в нём всё дурное и… пробудив к жизни ростки добра».) Имя Лука происходит от слова «лукавый». Именно таким видят старика и современники Горького” (Д.Мережковский. «Религия старца лукавого есть религия лжи»)
(3). 3. Появление Луки — завязка пьесы. Как жили ночлежники до его прихода? Прочитайте материал, выпишите интересные для вас мысли.
“Самая важная, мучительная проблема для обитателей ночлежки — это проблема правды и лжи. В чём заключается «правда» ночлежки? В том, что у людей отняты будущее, надежда, смысл. Почти все ночлежники, как могут, спасаются от этой «правды», выдумывают себе суррогаты будущего, надежды, смысла. Так, живущая в ночлежке девушка Настя грезит «роковой любовью». Торговка Квашня гордится своей мнимой свободой, Васька Пепел — ещё более мнимой свободой воровской, а сапожник Алёшка — совсем уже отчаянной свободой загула… Только два персонажа из обитателей «дна» лишены иллюзий — это Бубнов и Сатин.Удивительное дело: чем больше ночлежники хотят скрыть от самих себя реальное положение дел, тем с большим наслаждением начинают уличать других во лжи. Им доставляет особое удовольствие мучить своих товарищей по несчастью, пытаясь отнять у них последнее, что у них есть, — иллюзию”
(4). И в такой обстановке появляется Лука. 4. Прошлое Луки. Выпишите цитаты, которые относятся к Луке.
Служил я сторожем на даче… у инженера одного под Томском-городом.Родитель всю жизнь в тюрьмах сидел…Мне кажется, что я всю жизнь только переодевался……жена у меня с мастером связалась… и задумал я тут — укокошить жену…Мяли много, оттого и мягок……убил подлеца в запальчивости раздражения.
Докажите, что Лука хорошо знает людей, умеет и польстить, и остроумно ответить. 5. Заполните пропуски во фразе:
“Лука — странник, мудрец и утешитель. Он утешает каждогосообразно его тайной мечте: Анну — …, Актёра — …, Пепла и Наташу — …, Настю — …”
(5). 6. В пьесе герои много рассуждают о морально-нравственных ценностях. Выпишите высказывания, которые принадлежат Луке.
А куда они — честь, совесть… честь-совесть богатым нужна.Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха — не плоха.Все люди на земле — лишние……человек… всегда своей цены стоит……Во что веришь, то и есть…По-моему, вали всю правду, какая она есть!Понимаешь ли ты, как это обидно — потерять имя?Лучше надо жить… Надо так жить… чтобы самому себя можно было уважать…
7. А) Прочитайте следующие высказывания Луки.
И чего тебе правда-то больно нужна… Она… может, обух для тебя.Тюрьма — добру не научит, и Сибирь не научит… а человек — научит… да!…не всегда правдой душу вылечишь.
Б) Перескажите в двух-трёх предложениях притчу о праведной земле и ответьте на вопрос, в чём её смысл. Пепел во втором акте спросил: “Старик! Зачем ты всё врёшь?” Как бы вы ответили на этот вопрос (исходя из его высказываний)? 8. Итак, правда ночлежников в том, что у них отнято будущее. Лука внушает им надежду на лучшую жизнь. Значит, он разоблачает “правду” ночлежников. Верит ли сам Лука в свои слова? Какой взгляд на человека можно аргументировать следующими высказываниями Луки?
Коли веришь, — есть; не веришь — нет. Во что веришь, то и есть…Человек всё может… лишь бы захотел.Люди-то? Они — найдут! Кто ищет — найдёт. Кто крепко хочет — найдёт!…для лучшего люди живут…
/p> 9. В пьесе разные люди по-разному называют Луку.
Горький в списке действующих лиц называет Луку странником.Лука: Все мы на земле странники… Говорят, — слыхал я, — что и земля-то наша в небе странница.Василиса: Ты кто такой?Лука: Проходящий… странствующий…Василиса: Прохожий… тоже! Говорил бы лучше — проходимец… всё ближе к правде-то…
Прочитайте высказывания о Луке.
“Светлый момент примирения вносит Лука в жизнь, которую он проходит со страннической котомкой на плечах… Фактически судьба обитателей ночлежки от пребывания Луки не улучшилась… но все эти люди от слов старика лишний раз почувствовали себя людьми, и свет засиял в их униженных душах”
(«Русская мысль», 1903).
“Старик у вас — несимпатичный, в доброту его не веришь”
(Л.Толстой).
“Горький читал пьесу великолепно, особенно хорошо Луку. Когда он дошёл до сцены смерти Анны, он не выдержал, расплакался. Оторвался от рукописи, поглядел на всех, вытирает глаза и говорит: «Хорошо, ей-богу, хорошо написал… Правда, хорошо!”
(Из воспоминаний М.Ф. Андреевой).
“Лука — жулик. Он, собственно, ни во что не верит. Но он видит, как страдают и мечутся люди. Ему жаль этих людей. Вот он и говорит им разные слова для утешения!”
(М.Горький, 1910).
“Утешители этого ряда — самые умные, знающие и красноречивые. Они же потому самые вредоносные. Именно таким утешителем должен быть Лука в пьесе «На дне», но я, видимо, не сумел сделать его таким. «На дне» — пьеса устаревшая и, возможно, даже вредная в наши дни”
(Горький, 30-е годы).
“Вся деятельность Луки состоит в том, что он, как медиум, улавливает сигналы индивидуальной мечты, излучающиеся из каждого человека, и даёт этой мечте оформиться в целое”
(современный исследователь) (6). Сделайте вывод, как оценивался Лука героями пьесы, критиками и самим автором. Как бы вы оценили его? Свой ответ аргументируйте. 10. Выпишите характеристики Луки, данные ему Сатиным и Бароном (акт 4). Прочитайте монолог Сатина о лжи (акт 4). Сделайте вывод: каким людям нужны слова утешения Луки? 11. Прочитайте отрывок, выпишите наиболее интересные для вас мысли.
“Что же мы видим? Оказывается, нет одной правды. А есть по крайней мере две правды — правда «дна» и правда лучшего в человеке. Какая правда побеждает в пьесе Горького? На первый взгляд — правда «дна». Никому из ночлежников нет выхода из этого «тупика бытия». Никому из персонажей пьесы не становится лучше — только хуже. Анна умирает, Клещ окончательно «опускается» и оставляет надежду вырваться из ночлежки, Татарин теряет руку, а значит, тоже становится безработным, Наташа погибает морально, а может быть, и физически, Васька Пепел попадает в тюрьму, даже пристав Медведев становится одним из ночлежников. Ночлежка принимает всех и не выпускает никого, кроме одного человека — странника Луки, который натешил несчастных сказками да и исчез. Кульминация всеобщего разочарования — это смерть Актёра, которому именно Лука внушил тщетную надежду на выздоровление и нормальную жизнь”
(7). Казалось бы, полная несостоятельность слов Луки. Как же тогда понять слова Сатина:
“Он подействовал на меня, как кислота на старую игрязную монету”?
Перечитайте монологи Сатина (акт 4) и сделайте вывод: какой взгляд на человека провозглашает этот герой? Заметьте, что такие слова Сатин произносит именно после общения с Лукой. Какое же влияние оказал Лука на Сатина? 12. Заключение. Подведём итог нашим размышлениям о Луке — это и будет ответом на вопрос “Какова роль Луки в пьесе?”. Дайте краткие ответы. Что значат слова Луки для Анны, для Актёра, для Насти и т.д.? Каковы взгляды у Луки на человека вообще? Почему Сатин с уважением относился к Луке, хотя и понимал, что тот лжёт?
Литература
Свердлов М.
Правда и ложь в пьесе Максима Горького «На дне». Литература. 2005. № 23 (цитаты № 4, 5, 7). Русская литература XX века. 11-й кл.: Практикум для общеобразовательных учреждений / Под ред. Ю.И. Лыссого. М.: Мнемозина, 2003 (цитаты № 1, 2, 3, 6).
Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!
/ Сочинения / Горький М. / На дне / Каким образом повлияли на ночлежников проповеди странника Луки?
Каким образом повлияли на ночлежников проповеди странника Луки?
Пьеса Горького «На дне», служащая обвинительным актом капиталистическому обществу, жестокие порядки которого выбрасывают людей на дно жизни, где они, лишенные чести и достоинства, обречены влачить поистине жалкое существование, не могла не поразить зрителей и читателей глубиной своего идейного содержания, ярким освещением острых социальный вопросов. Герои пьесы рассуждают о правде и лжи. Автор пробуждает читателей поразмыслить над тем, что же полезнее человеку: суровая правда или сладкая ложь?
Нужно ли лгать во имя сострадания, как это делает Лука? Горький выражает свою точку зрения устами Сатина: «Ложь – религия рабов и хозяев. Правда – бог свободного человека». Позиция Луки абсолютно противоположна. Он считает всех людей жалкими, слабыми, не способными к активной борьбе за свои права и поэтому нуждающимися в соболезновании и утешении. Принцип, которому следует этот добрый ненавязчивый странник – «ложь во спасение». Милый старик – всего лишь сеятель иллюзий, утешительных сказок, за которые так жадно схватились отчаявшиеся несчастные «босяки». Лука не столько придумывает для каждого из них заветную мечту, сколько помогает оформиться тому, что давно уже зрело в их душах. Ваське Пеплу он внушает мысль о поездке Сибирь, где тот сможет начать совершенно новую, честную жизнь; Актера уверяет в том, что тот сможет излечиться от пьянства в бесплатной чудо-лечебнице; умирающую Анну теплит надеждой, что за свои нестерпимые муки та после смерти обретет покой и вечное блаженство на небесах. Однако его утешения никому не помогли, так как Лука своими сладкими пилюлями лжи не укреплял веры человека в свои силы, не готовил к жизненной борьбе. Весь его пассивно-сострадательный гуманизм основан на неверии в возможности человека. В глубине души он уверен, что реальное положение изменить уже нельзя, поэтому, и подходит ко всем со своей утешительной ложью. Впрочем, Джо ухода пожилого странника у большинства ночлежников крепнет вера в возможность начать новую жизнь. Ему, безусловно, вдохнуть в них надежду н6а лучшее будущее, согреть их души своим бесконечным сочувствием, которого так не хватало брошенным на дно жизни людям. Однако его проповеди еще больше воспитывали в «босяках» слабость и не способность бороться. «Ты – надейся! Ты – верь!» — внушал он. Но человек же не может постоянно жить иллюзиями. Столкновение с горькой правдой, в конце концов, неизбежно. Яркий пример тому – судьба Актера, не нашедшего силы действовать, разбившегося о суровую реальность, упав с высоты своей мечты, проснувшись он навеянного странником «сна». Философия странствующего проповедника, проверяясь на героях пьесы, все-таки терпит поражение, ибо ложь, даже «во спасение» — прежде всего проявление неуважения к человеку, и, кроме временного утешения, она не способна ничего принести тому, кто верит в это заблуждение. Согласно мнению автора, звучащему из уст вечного противника Луки – Сатина, любой человек, кем бы он ни был и как бы низко не опустился в этой жизни, безусловно, заслуживает уважения, ибо он, прежде всего, — человек. Однако одной теории бывшего телеграфиста, увы, недостаточно. Сатин оказывается не способным ничего изменить ни в своей жизни, ни в жизни других обитателей «дна». И дело здесь скорее не в правильности теорий, а в самих людях, которые с Лукой или без него, с Сатиным или без, так и не возродились бы. Большая часть того, чего мы добиваемся в жизни, зависит от нас самих. И в этом заключается жизненно важная правда пьесы.
Добавил: svetlorusaya
27619 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Горький М. / На дне / Каким образом повлияли на ночлежников проповеди странника Луки?
Смотрите также по
произведению «На дне»:
- Краткое содержание
- Полное содержание
- Характеристика героев
(Анализ сцены первого акта пьесы М. Горького «На дне»)
Более 100 лет не сходят с отечественной сцены спектакли по пьесе М. Горького «На дне». Обошла она и крупнейшие театры мира. А интерес не слабеет! Чем же объясняется феноменальный успех пьесы, почему она и сегодня, спустя 100 лет после ее создания, продолжает волновать умы человечества? Видимо, потому что она устремлена к самым существенным для человека вопросам жизни. В центре её – не столько человеческие судьбы, сколько столкновение идей, спор о человеке, о смысле жизни. Ядром этого спора является проблема правды и лжи, восприятия жизни такой, какова она есть на самом деле, со всей безысходностью и правдой для персонажей – людей «дна», или жизнь с иллюзиями, в каких бы разнообразных и причудливых формах они ни представали. Этот спор начинается задолго до появления Луки и продолжается после его ухода.
Завязка пьесы «На дне» – появление Луки. Изображая вопиющие условия ночлежки Костылева, где голод, грязь, болезни, пьянство, озлобление стали обычными явлениями, Горький показывает, что в обитателях дна просыпается надежда, живет желание изменить жизнь к лучшему. Уже в самом начале пьесы Квашня тешит себя надеждами, что она свободная женщина, а Настя – мечтами о великом чувстве, заимствуя его из книги «Роковая любовь». Клещ сохраняет в себе мечту – вырваться из подвала и добиться благополучия честным трудом. Но те, кто никаких иллюзий не питает, пытаются разрушить розовые мечты у любого, кто смеет ещё на что-то надеяться. И вот в среде этих ожесточенных жизнью людей появляется странник Лука. Уже одно его появление вносит в напряженную атмосферу быта ночлежников что-то успокаивающее и умиротворяющее: «Доброго здоровья, народ честной!.. Где тут, милая, приспособиться мне? Старику – где тепло, там и родина…» Он легко и быстро находит общий язык с каждым из ночлежников, не обижается на замечание Пепла прекратить напевать песню. Обращаясь к Барону, он говорит: «Графа видал я, и князя видал… а барона – первый раз встречаю, да и то испорченного…» Тяжелый жизненный опыт, бесприютные искания Луки обусловили основные черты его психологии. Среди них – острый интерес к людям. «Понять хочется дела человеческие», – определяет свое главное желание Лука. Он находит слова сочувствия для каждого и для всех: «Эхе-хе! Погляжу я на вас, братцы, – житье ваше – «О-ой!», «…Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха: все – черненькие, все прыгают… так-то», «…а разве можно человека эдак бросать? Он – каков ни есть – а всегда своей цены стоит…». Внимательно присматриваясь к окружающим, Лука видит, как тяжело Анне, и находит для неё слова утешения, поддерживает ее, помогает дойти из кухни: «Ну вот и доползли… эх ты! И разве можно в таком слабом составе одной ходить?» В то же время Лука может дать отпор Василисе. Когда та сурово допрашивает его, требует паспорт, называет проходимцем, он спокойно возражает ей: «Проходящий… странствующий…» Лука не торопится давать ей характеристику, а тактично замечает: «Ах, и неласкова ты, мать… Сурьезная бабочка». Так же достойно он держит себя и в присутствии полицейского Медведева. На его слова, что он должен всех знать в участке, а его не знает, Лука отвечает: «Это оттого, дядя, что земля-то не вся в твоем участке поместилась… осталось маленько и опричь его…»
Лука вызывает к себе разное отношение со стороны ночлежников. Для Барона он «кикимора и шельма», для больной Анны – чуткий и отзывчивый человек: «Гляжу я на тебя… на отца ты похож моего… на батюшку… такой же ласковый… мягкий…» На что Лука резонно отвечает: «Мяли много, оттого и мягок…» В этих словах сразу предстает вся жизнь Луки: многое пришлось повидать ему, пережить тяжелых минут, прежде чем он стал жалеть людей и понимать их.
Второе действие пьесы заканчивается сценой избиения Василисой Наташи. Услышав крики, доносившиеся с кухни, Лука спрашивает, что там происходит: «Кто дерется там?.. Чего делят?»
Личность Луки, с ее сложностью и противоречиями, отображается в его речевой характеристике, речевом его портрете. Выходец из народной среды, он преимущественно использует просторечную лексику: «али», «дескать», «кажись», «ишь». Встречаются в его речи слова, используемые в крестьянской лексике: «не сумневайся», «осердился», «упреждаю», «окроме», «спокой» и др. Много слов в его речи с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «маленько», «хлебца», «хлебушка» – что отражает его отношение к окружающим. Бросается в глаза особая красочность речи Луки. Он использует много афоризмов: «Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь…», «живут – все хуже, а хотят – все лучше…» и т.д.
С конца первого до развязки третьего действия находится Лука на сцене. Он выглядит вездесущим: успевает побеседовать почти с каждым, появляется там, где речь заходит о важных жизненных проблемах, без устали «утешает» страждущих. И хотя в ночлежке идет привычная жизнь: пьянствуют, играют в карты, ругаются, скрипит напильником Клещ, кашляет и стонет Анна, внешний план существования все более пронизывается нарастающим душевным волнением тех, кого Лука вдохновляет на новый путь.
Сам Горький считал Луку «отрицательным типом». Он писал: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это – что лучше истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?» Вопросы, поставленные Горьким, тревожили многие поколения актеров, представляющих Луку на сцене. Один из лучших исполнителей этой роли, артист И. Москвин, во МХАТе в 1902 году создал образ такого Луки, который позволил театральным критикам признать его «выразителем высшей правды». Современный зритель найдет какие-то новые интерпретации известного горьковского героя и сможет с позиции человека XXI века определить, насколько верно воплощен этот образ на сцене.