Почему произведение недоросль актуально в наши дни сочинение

­Главная>Сочинения по произведению Недоросль

В чем актуальность комедии

30 предложений/ 412 слов

Для того чтобы понять актуальность комедии «Недоросль» в наше время, достаточно вспомнить, каковы основные проблемы, затронутые в ней. Данное произведение было написано в конце 18-го века выдающимся русским классиком Д. И. Фонвизиным. Автор представил в нем героев из самых разных слоев населения и их пороки. Среди основных персонажей и дворяне, и крепостные крестьяне, и обыкновенные слуги, и учителя-самозванцы, и государственные служащие.

Комедия, в первую очередь, осуждает традиционное дворянское воспитание и его «злонравие». Центральный персонаж — молодой дворянин, «недоросль», получивший письменное удостоверение о выучке от учителя. Таких, как он, не принимали на службу и им не выдавали документов, разрешающих вступление в брак. Нравственные вопросы, затронутые автором в произведении, несомненно, актуальные по сей день. Есть только одно различие между современностью и периодом двухсотлетней давности. Крепостное право давно отменено, поэтому общество теперь состоит не из крепостных и дворян.

В остальном же, можно с легкостью все проблемы, связанные с воспитанием и образованием, увидеть даже в наше время. Ведь высокое положение в обществе часто занимают люди не совсем образованные и имеющие низкий уровень просвещения, тогда как многие более грамотные люди остаются на вторых ролях. Проблема «недорослей» существовала всегда. В обществе всегда были те, кто не хотел учиться и не принимал во внимание полезные науки. Так и здесь, Фонвизин показал семью Простаковых — властных, жестких и готовых пойти ради своей выгоды практически на все.

Невежество Митрофана в комедии немного преувеличено, так как он не мог даже сложить простые цифры или прочитать две строчки в книге. Несмотря на это, госпожа Простакова восхищалась своим сыном и во всем ему потакала. В противовес им показан герой Стародум, который считает, что человек честный и без большого чина многого стоит. Ведь самое главное в человеке — это добродетель, которую ничто не сможет заменить.

В целом автор разделял персонажей своего произведения на два противоположных лагеря. К первому, доблестному и порядочному лагерю относятся Стародум, Софья, Милон и Правдин. Ко второму — семейства Простаковых и Скотининых. Главная проблема произведения — это извечное столкновение добра и зла. Невольно возникает вопрос: «Всегда ли добро побеждает?» В произведении Фонвизина это так, но сегодня мы все чаще наблюдаем в обществе примеры жестокости и несправедливости. На мой взгляд, даже имена героев и их фамилии были созданы автором неслучайно. Он вкладывал в них особый смысл, наилучшим образом характеризующий каждый персонаж.

Он еще раз подчеркнул, что главное в жизни — это честность. В то же время, в каждой семье на первом месте должно быть благонравие, чтобы младшие слушались и уважали старших, чтобы не было никакого тиранства и все были друг к другу благожелательны.

см. также:
Другие сочинения по произведению Недоросль, Фонвизин

Характеристики главных героев произведения Недоросль, Фонвизин

Краткое содержание Недоросль, Фонвизин

Краткая биография Дениса Фонвизина

  • Сочинения
  • /

  • Литература
  • /

  • Фонвизин

Произведение «Недоросль» является одним из самых успешных произведений Д.И. Фонвизина. Оно написано в 1782 году, но до сих поря является популярным и в наши дни. Постановки по произведению «Недоросль» имеют большой успех в современных театрах.

В произведении «Недоросль» рассказывается о дворянстве и крепостничестве, существовавших в Российской Империи. Большое внимание в те времена уделялось теме воспитания достойного человека и гражданина. Она и стала одной из основных в комедии Д.И. Фонвизина.

Одним из основных персонажей комедии «Недоросль» является Митрофан Простаков – ленивый и эгоистичный подросток, сын дворянской семьи Простаковых. Вообще в комедии «Недоросль» все герои имеют говорящие имена и фамилии, позволяющие сразу охарактеризовать своего хозяина или хозяйку.

Мать Митрофана, госпожа Простакова, ласково называет сына Митрофанушкой, балует его и исполняет любые капризы своего чада. Сама она глупая и невежественная особа. По такому же принципу воспитывает сына и его отец. Вседозволенность и отсутствие воспитательного процесса вырастили Митрофанушку человеком, не уважающим своих родителей. Над матерью он потешается, играет на ее чувствах, грубит и огрызается.

Главным примером отвратительного поведения в семье Простаковых стало отношение госпожи Простаковой к своему супругу. Она не уважает мужа, не считается с его мнением, а он в свою очередь перекинул на нее всю заботу о доме и хозяйстве и оставил ее без помощи.

У Митрофана отсутствует жизненная цель, он хочет лишь есть, гонять голубей и лентяйничать. Он не хочет учиться, а хочет жениться, и госпожа Простакова наняла ему учителей только потому, что таким был царский указ. Сама же женщина считает все эти науки бесполезными.

В невесты госпожа Простакова желает записать девушку-сироту Софью. Позже выясняется, что дядя Софьи жив и подготовил для племянницы не плохое наследство. Сделав Софью женой Митрофана, Простакова тем самым надеялась прибрать к рукам наследство девушки. Но всем этим помыслам не дано было осуществиться.

Проблема воспитания и образования актуальна и в наши дни. Даже сегодня встречаются родители, отдающие своих детей в школу «для галочки», просто потому что того требует общество.

Сочинение 2

«Недоросль» написал Фонвизин, данная комедия затрагивает указ, введенный в восемнадцатом веке в России. Указ говорил о том, что абсолютно все в стране должны были иметь образование, в противном случае неграмотные люди не могли вступать в брак.

В комедии Фонвизина главным сословием является дворянство, он показывает, как формируется личность у молодого поколения дворянства. Здесь ярко видна позиция Фонвизина: он считает, что только образованные люди могут спасти Россию, помогать развиваться стране.

Митрофан — главный герой в комедии, он ребенок дворян, его воспитанием занимается его мать, которая сама не имеет образования, более чем, воспитана дурно. В противовес Митрофану в произведении представлены и другие герои: Стародум, Софья, Правдин. Через этих героев, автор показывает, в каких людях нуждается Россия. Они красиво и грамотно говорили, их ум был чист, главное в их жизни — образованность. Но больше всего героев — отрицательные, например, семья Скотиных или Простаковых.

Сам Митрофан вырос ленивым, жадным и глупым ребенком. Он полностью зависит от матери, ее слово для него — закон. Сама Простакова желала быть с сыном постоянно, даже не пускала его в армию. Она решается сама обучать его, но ничего не знает об образовании, ее речь бедна, она использует ругательные обороты и грубую лексику. Митрофан привык жить в чрезмерной любви и ласки от матери, он всегда был прав, ел досыта, постоянно находился под защитой, поэтому и вырос не способным на самостоятельную жизнь.

Муж Простаковой понимает, что такое воспитание идет не на пользу сыну, но боится высказать свое мнение, поэтому оставляет все как есть. Это еще одна из характеристик дворянства восемнадцатого века. Но введение нового указа вынуждает нанять для Митрофана учителя, который бы объяснял азы наук, языков. Любящая мать делает это, но все бесполезно. Митрофанушка думает только о будущей свадьбе, а науки совсем ему не интересны. Несмотря на это, Фонвизин надеется на лучшее для России, что реформа способна поднять уровень образования в стране среди дворян.

Также есть и другая проблема в комедии Фонвизина — гнет крепостных. Это видно из отношения Простаковой к разным людям. Она груба к членам семьи и к своим помощникам, но к гостям мила и приветлива. Простакова хочет наладить связи с более богатыми людьми, влиться в их компанию ради своей выгоды, поэтому льстит им. У таких людей нет нравственных ценностей, понятий о бескорыстных поступках, доброте.

Другие темы: ← Краткая характеристика героев Недоросля↑ ФонвизинСофья в комедии «Недоросль» →

`

Актуальность комедии “Недоросль” в наши дни

Недоросль — во времена Фонвизина так называли дворянских детей, не получивших минимального образования. Искоренить безграмотность в «благородном сословии» попытался ещё Петр Первый, в 1714 году издавший указ, приказывающий дворянским детям учить хотя бы грамоту, арифметику и закон Божий. Тем, кто не осилил этого минимума, запрещалось жениться и занимать высокие государственные посты.

Современное ироничное значение слова «недоросль» появилось именно благодаря комедии Дениса Ивановича. Она была создана в 1782 году, во времена Екатерины Второй, которая вошла в историю как великая просветительница. Несмотря на петровский указ, вопрос образования и воспитания дворянства всё ещё стоял в ту эпоху очень остро. Именно ему, в основном, посвящено произведение.

Автору удалось ярко и иронично показать начало этого исторического процесса — облагораживание и окультуривание русского дворянства. В лице недалёкой и жестокой помещицы Простаковой, её бесхребетного мужа и скучающего сына Фонвизин отображает целую эпоху, когда главными заботами помещиков были лишь деньги и бездумная власть.

Тема воспитания и образования, поднятая писателем, остаётся актуальной и сегодня. В наше время школьное образование стало общепринятой нормой, а доступ к практически любой информации можно получить с мобильного телефона. Но многие подростки по-прежнему не заинтересованы в познании мира. При изобилии и доступности развлекательных телепередач, игр и соцсетей, интерес к реальным знаниям сохраняется у меньшинства.

Проблемы лени и отсутствия любознательности могут определяться и воспитанием. Как раз такой случай показывает нам «Недоросль». У Митрофана нет такого обилия развлечений, как у современных подростков, но учёбы он упорно избегает…

Госпожа Простакова действует, на первый взгляд, непоследовательно: нанимает для своего сына трёх учителей, но в течение трёх лет не делает ничего, чтобы мальчик всё-таки начал заниматься. Но учителя для неё — просто вопрос престижа, как купленные дипломы и сертификаты в современном мире. Сама безграмотная, женщина то и дело с презрением отзывается о науке и уверена, что Митрофанушка прекрасно проживёт без неё. Это и есть настоящая причина того, что юноша не научился читать за годы учёбы: он убеждён матерью, что это скучно и бесполезно. Главное, чему учит его мать — эгоизм: «Нашед деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми». В семье Митрофана нет примера даже уважительного отношения к людям: Простакова ни в грош не ставит не только крепостных, но даже равных по происхождению: своего мужа и потенциальную невестку Софью. Любезна она лишь с теми, от кого желает получить выгоду. К сожалению, такое поведение и сегодня показывают люди, которым дана власть над другими, пусть и небольшая. В скучной жизни малообразованного человека унижение более слабых — одно из любимых развлечений. И мы видим, что Митрофанушка хорошо усвоил урок, научившись беззастенчиво заискивать перед своим «начальством»: «ты так устала, колотя батюшку».

Чрезмерная опека и потакание капризам детей приводит всё к тем же результатам, что и двести лет назад. Подростки теряют интерес к жизни, при этом остаются неприспособленными к труду и здоровым взаимовыгодным отношениям с другими людьми. При этом родители всё хотят, чтобы их отпрыски были успешны в жизни, но до последнего надеются, что всё решится само собой: «Как кому счастье на роду написано, братец. Из нашей же фамилии Простаковых, смотри-тка, на боку лежа, летят себе в чины. Чем же плоше их Митрофанушка?».

Деньги — ещё одна вечная тема в литературе. Именно денежный вопрос составляет главную интригу комедии. Борьба Простаковой и Скотинина за приданое Софьи, о которой девушка не подозревает до последнего момента, дарит читателю несколько комических моментов.

В своём произведении Фонвизин осуждает общество, воспитывающее людей с низким уровнем гражданской ответственности. Когда такие личности становятся частью государственной системы, государство не может процветать. С сожалением приходится признать, что именно эта проблема всё ещё наиболее актуальна в нашей стране. Создаётся впечатление, что большинство государственных постов по-прежнему занимают «Простаковы», хоть и более образованные, но столь же жадные и равнодушные к людям и миру.

Популярные сочинения

  • Сочинение на тему Маленький человек в литературе
    Образ так называемого маленького человека в русской литературе является весьма характерным. Условно традицию изображения такого характера принято отсчитывать от станционного смотрителя
  • Почему для России важно развитие науки? — сочинение для 4 класса
    Для России, как и для других цивилизованных стран чрезвычайно важно развитие науки в родной стране. Ведь именно из-за технологических инноваций
  • Доброта и жестокость в рассказе Муму 5 класс (Тургенев)
    Тургенев Иван Сергеевич – интереснейший русский писатель девятнадцатого века. Выйдя из школы, многие продолжают зачитываться его произведениями на протяжении всей своей жизни

Недоросли нашего времени

12 декабря ушёл из жизни Денис Фонвизин.

«Умри, Денис, лучше не напишешь…» Эту крылатую фразу приписывают князю Потёмкину-Таврическому. Родилась она после посещения спектакля Вольного российского театра по пьесе «Недоросль» Дениса Ивановича Фонвизина.

Пожалуй, только сегодня крылья крылатой фразы потускнели и опустились. Всё меньше тех, кто её заслуживает. А ещё меньше тех, кто бы повторил её для одобрения чужого успеха. «Умри, Денис…» А Денис стал бессмертным. Великий русский писатель, один из самых известных русских литераторов екатерининской эпохи, создатель русской бытовой комедии, драматург, публицист, переводчик. Общественный деятель. Мыслитель и просветитель. Один из первых (если не первый), кто попытался вдохнуть жизнь (или реализм) в искусственное искусство. И ему это удалось. Хоть и на время.

Искусство вплоть до Крылова и Пушкина было чересчур искусственным. Декларативным и субъективным. Отвлечённым и немножко самовлюблённым. Искусство не желало стать свободным. Даже от себя. Фонвизин же свою жизнь посвятил свободе. Для державы. Для искусства. Для себя… Это подтвердил Пушкин. В «Евгении Онегине»: «Блистал Фонвизин, друг свободы…» Это сочинение быстро разошлось в списках, оказав, в частности, огромное влияние на декабристов.

Фонвизин был истинным патриотом своего Отечества. Если власть разрушающая – быть патриотом значит идти против неё, что требует мужества. Если власть созидающая – быть вместе с ней, что требует не меньшего мужества. Как писатель и общественный деятель, он видел жестокость власти. И цинизм её прихлебателей. И продажность судей. И преступность богатых и наглых. Он видел рабов. И видел хозяев. Он видел все пороки самодержавия. И насмешку над законом… Причём не просто видел. Он это разоблачал.

Его творения были такими же остроумными и умными, как позже и творения Крылова. Такими же правдивыми и свободными, как позже и творения Пушкина. Такими же афористичными и философскими, как позже и творения Грибоедова. И такими же современными. И бессмертными. Власть – прежде всего сама Екатерина – возненавидела Фонвизина. И ничего ему не простила. Запретив его печатать.

Нам бы сегодня прочитать «Недоросль». Это истинно революционная пьеса. Но не о революции. И не о войне. Хотя линия фронта чётко обозначена Фонвизиным. На одной стороне – враги всему свету. На второй – друзья всему разумному, доброму, вечному. И война вотвот начнётся. Извечная война между добром и злом. Народом и «хозяевами». Богом и дьяволом. Эта война неизбежна. Пока властвуют митрофанушки, простаковы и скотинины – недоросли, недоумки и моральные уроды. И тогда духовность вступает в схватку с бездуховностью. Искренность – с коварством. Благородство – с низменностью.

Так «комедия нравов» становится трагедией человечества. Простаковы и скотинины хотят поработить любую судьбу, чтобы полностью распоряжаться ею, не останавливаясь перед любым насилием… Финал – как возмездие. «Вот злонравия достойные плоды…»

Современный мир стал гораздо циничнее и наглее. Воинственнее и деспотичнее. Лицемернее и невежественнее. Где не счесть митрофанушек и простаковых, которые по-прежнему грубо рушат чужие судьбы и ломают чужие жизни… «Умри, Денис?» Нет – «Не умирай, Денис!». У Литературы нет возраста. Как и смерти. Настоящие писатели всегда вне времени и вне быта. И живые. И мёртвые… Впрочем, настоящие писатели никогда не умирают. И всегда с нами говорят. Живым словом. Хотя где-то уже звонит колокол.

Подробный анализ

«Недоросль» — комедия, написанная Денисом Ивановичем Фонвизиным, повествующая о молодом дворянине Митрофанушке, которого все упорно пытаются чему-нибудь научить и выдать замуж. Вот только ничего не получается, потому что обучение и воспитание «недоросля» никому особенно не интересно: у каждого есть свои собственные цели и мотивы – как правило, в большинстве своём именно злонравные. Собственно, к концу пьесы, чуть не женившись на доброй и честной девушке Софье, Митрофанушка по-прежнему ничему не научится, а его мать – госпожа Простакова – познаёт «плоды злонравия», понимая, что в конце концов, пытаясь прибрать к рукам как можно больше, именно из-за жадности лишается всего, что имела.

Как и многие пьесы того времени, «Недоросль» прямолинеен и проблематичен по тематике: те вещи, которые он высмеивает, являются главной проблемой «Недоросля». Это, прежде всего, злость и глупость провинциальных дворян, их нежелание встречать и принимать что-то новое, их «злонравие» и дикость. Причём все герои чётко поделены на положительных и отрицательных, но если отрицательные – более яркие, более характерные персонажи (как г-жа Простакова и её муж Скотинин, к примеру), — то положительные персонажи запоминаются только тем, что резонируют с антагонистами.

Проследить, какой персонаж отрицательный, а какой положительный, очень просто: ведь у всех говорящие имена. К примеру, семьи Скотининых и Простаковых, учителя Кутейкин и Цыфиркин, псевдо-учитель Вральман носят отличительно негативные названия, а Софья, Правдин, Стародум наоборот, заметно положительные. Только Митрофанушка – ни то, ни это, потому что сам по себе ленив и расхлябан. То есть, настоящий «Недоросль».

Писать пьесу Фонвизин принялся ещё задолго до того, как по «Недорослю» была поставлена пьеса. Зарождение идеи произошло примерно в 1778 году, когда Денис Иванович вернулся из Франции. Вдохновившись её культурным, социальным и философским прогрессом (а также – французскими театральными комедиями), Фонвизин принимается за работу.

Первые наброски, а затем рукописи датированы примерно 1770-ми годами: исследователи считают, что писались они весьма длительно. Первый вариант и вовсе походил на другую пьесу Фонвизина – «Бригадир». Митрофанушка в том варианте, к примеру, был Иванушкой. Та, первая пьеса, разительно отличалась от «Недоросля» по всем характеристикам: изначальной задумкой, персонажами, идеей, общим фоном – словом, это была почти что другая история.

При написании Фонвизин пользовался материалами из множества как современных ему сатирических журналов, так и старых источников – к примеру, произведениями Вольтера и Руссо. «Недоросль» был завершён в 1781 году. Поставленная пьеса, высмеивающая недостатки дворянства, обрела мировую известность: её читали и анализировали, разбирали на цитаты, лучшие из классиков хорошо отзывались о ней. К примеру, Гоголь отмечал, что вся пьеса ужасающе карикатурна, и вместе с тем буквально взята с натуры; Белинский писал, что дураки у Фонвизина «смешны и отвратительны», но не потому, что сам Фонвизин так задумал, а потому что в реальности они такие и есть. Вершиной популярности «Недоросля» стал полный запрет Фонвизину что-либо публиковать в печати: его творчество слишком сильно задело самолюбие самой Екатерины II! До самой смерти Фонвизину по её приказу ничего не разрешали издавать – настолько оскорбительным российская верхушка нашла «Недоросля».

В целом, комедия Фонвизина имела колоссальное признание как в России, так и за рубежом: высмеивающий пороки дворянского общества, он и по сей день остаётся очень актуальным и общепризнанным. И его до сих пор продолжают читать и анализировать.

Недоросль — во времена Фонвизина так называли дворянских детей, не получивших минимального образования. Искоренить безграмотность в «благородном сословии» попытался ещё Петр Первый, в 1714 году издавший указ, приказывающий дворянским детям учить хотя бы грамоту, арифметику и закон Божий. Тем, кто не осилил этого минимума, запрещалось жениться и занимать высокие государственные посты.

Современное ироничное значение слова «недоросль» появилось именно благодаря комедии Дениса Ивановича. Она была создана в 1782 году, во времена Екатерины Второй, которая вошла в историю как великая просветительница. Несмотря на петровский указ, вопрос образования и воспитания дворянства всё ещё стоял в ту эпоху очень остро. Именно ему, в основном, посвящено произведение.

Автору удалось ярко и иронично показать начало этого исторического процесса — облагораживание и окультуривание русского дворянства. В лице недалёкой и жестокой помещицы Простаковой, её бесхребетного мужа и скучающего сына Фонвизин отображает целую эпоху, когда главными заботами помещиков были лишь деньги и бездумная власть.

Тема воспитания и образования, поднятая писателем, остаётся актуальной и сегодня. В наше время школьное образование стало общепринятой нормой, а доступ к практически любой информации можно получить с мобильного телефона. Но многие подростки по-прежнему не заинтересованы в познании мира. При изобилии и доступности развлекательных телепередач, игр и соцсетей, интерес к реальным знаниям сохраняется у меньшинства.

Проблемы лени и отсутствия любознательности могут определяться и воспитанием. Как раз такой случай показывает нам «Недоросль». У Митрофана нет такого обилия развлечений, как у современных подростков, но учёбы он упорно избегает…

Госпожа Простакова действует, на первый взгляд, непоследовательно: нанимает для своего сына трёх учителей, но в течение трёх лет не делает ничего, чтобы мальчик всё-таки начал заниматься. Но учителя для неё — просто вопрос престижа, как купленные дипломы и сертификаты в современном мире. Сама безграмотная, женщина то и дело с презрением отзывается о науке и уверена, что Митрофанушка прекрасно проживёт без неё. Это и есть настоящая причина того, что юноша не научился читать за годы учёбы: он убеждён матерью, что это скучно и бесполезно. Главное, чему учит его мать — эгоизм: «Нашед деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми». В семье Митрофана нет примера даже уважительного отношения к людям: Простакова ни в грош не ставит не только крепостных, но даже равных по происхождению: своего мужа и потенциальную невестку Софью. Любезна она лишь с теми, от кого желает получить выгоду. К сожалению, такое поведение и сегодня показывают люди, которым дана власть над другими, пусть и небольшая. В скучной жизни малообразованного человека унижение более слабых — одно из любимых развлечений.
И мы видим, что Митрофанушка хорошо усвоил урок, научившись беззастенчиво заискивать перед своим «начальством»: «ты так устала, колотя батюшку».

Чрезмерная опека и потакание капризам детей приводит всё к тем же результатам, что и двести лет назад. Подростки теряют интерес к жизни, при этом остаются неприспособленными к труду и здоровым взаимовыгодным отношениям с другими людьми. При этом родители всё хотят, чтобы их отпрыски были успешны в жизни, но до последнего надеются, что всё решится само собой: «Как кому счастье на роду написано, братец. Из нашей же фамилии Простаковых, смотри-тка, на боку лежа, летят себе в чины. Чем же плоше их Митрофанушка?».

Деньги — ещё одна вечная тема в литературе. Именно денежный вопрос составляет главную интригу комедии. Борьба Простаковой и Скотинина за приданое Софьи, о которой девушка не подозревает до последнего момента, дарит читателю несколько комических моментов.

В своём произведении Фонвизин осуждает общество, воспитывающее людей с низким уровнем гражданской ответственности. Когда такие личности становятся частью государственной системы, государство не может процветать. С сожалением приходится признать, что именно эта проблема всё ещё наиболее актуальна в нашей стране. Создаётся
впечатление, что большинство государственных постов по-прежнему занимают «Простаковы», хоть и более образованные, но столь же жадные и равнодушные к людям и миру.

Актуальность комедии “Недоросль” в наши дни

Недоросль — во времена Фонвизина так называли дворянских детей, не получивших минимального образования. Искоренить безграмотность в «благородном сословии» попытался ещё Петр Первый, в 1714 году издавший указ, приказывающий дворянским детям учить хотя бы грамоту, арифметику и закон Божий. Тем, кто не осилил этого минимума, запрещалось жениться и занимать высокие государственные посты.

Современное ироничное значение слова «недоросль» появилось именно благодаря комедии Дениса Ивановича. Она была создана в 1782 году, во времена Екатерины Второй, которая вошла в историю как великая просветительница. Несмотря на петровский указ, вопрос образования и воспитания дворянства всё ещё стоял в ту эпоху очень остро. Именно ему, в основном, посвящено произведение.

Автору удалось ярко и иронично показать начало этого исторического процесса — облагораживание и окультуривание русского дворянства. В лице недалёкой и жестокой помещицы Простаковой, её бесхребетного мужа и скучающего сына Фонвизин отображает целую эпоху, когда главными заботами помещиков были лишь деньги и бездумная власть.

Тема воспитания и образования, поднятая писателем, остаётся актуальной и сегодня. В наше время школьное образование стало общепринятой нормой, а доступ к практически любой информации можно получить с мобильного телефона. Но многие подростки по-прежнему не заинтересованы в познании мира. При изобилии и доступности развлекательных телепередач, игр и соцсетей, интерес к реальным знаниям сохраняется у меньшинства.

Проблемы лени и отсутствия любознательности могут определяться и воспитанием. Как раз такой случай показывает нам «Недоросль». У Митрофана нет такого обилия развлечений, как у современных подростков, но учёбы он упорно избегает…

Госпожа Простакова действует, на первый взгляд, непоследовательно: нанимает для своего сына трёх учителей, но в течение трёх лет не делает ничего, чтобы мальчик всё-таки начал заниматься. Но учителя для неё — просто вопрос престижа, как купленные дипломы и сертификаты в современном мире. Сама безграмотная, женщина то и дело с презрением отзывается о науке и уверена, что Митрофанушка прекрасно проживёт без неё. Это и есть настоящая причина того, что юноша не научился читать за годы учёбы: он убеждён матерью, что это скучно и бесполезно. Главное, чему учит его мать — эгоизм: «Нашед деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми». В семье Митрофана нет примера даже уважительного отношения к людям: Простакова ни в грош не ставит не только крепостных, но даже равных по происхождению: своего мужа и потенциальную невестку Софью. Любезна она лишь с теми, от кого желает получить выгоду. К сожалению, такое поведение и сегодня показывают люди, которым дана власть над другими, пусть и небольшая. В скучной жизни малообразованного человека унижение более слабых — одно из любимых развлечений. И мы видим, что Митрофанушка хорошо усвоил урок, научившись беззастенчиво заискивать перед своим «начальством»: «ты так устала, колотя батюшку».

Чрезмерная опека и потакание капризам детей приводит всё к тем же результатам, что и двести лет назад. Подростки теряют интерес к жизни, при этом остаются неприспособленными к труду и здоровым взаимовыгодным отношениям с другими людьми. При этом родители всё хотят, чтобы их отпрыски были успешны в жизни, но до последнего надеются, что всё решится само собой: «Как кому счастье на роду написано, братец. Из нашей же фамилии Простаковых, смотри-тка, на боку лежа, летят себе в чины. Чем же плоше их Митрофанушка?».

Деньги — ещё одна вечная тема в литературе. Именно денежный вопрос составляет главную интригу комедии. Борьба Простаковой и Скотинина за приданое Софьи, о которой девушка не подозревает до последнего момента, дарит читателю несколько комических моментов.

В своём произведении Фонвизин осуждает общество, воспитывающее людей с низким уровнем гражданской ответственности. Когда такие личности становятся частью государственной системы, государство не может процветать. С сожалением приходится признать, что именно эта проблема всё ещё наиболее актуальна в нашей стране. Создаётся впечатление, что большинство государственных постов по-прежнему занимают «Простаковы», хоть и более образованные, но столь же жадные и равнодушные к людям и миру.

Проблемы, поднятые в комедии

Название произведения является характеристикой целой эпохи и поднимает молодых дворян и обличает нравы, царящие среди представителей этого класса.

Фонвизин подобрал очень смелые и оригинальные для написания пьесы «Недоросль». Смысл названия комедии помогает увидеть проблемы общества того времени.

Все сцены произведения наполнены беспощадной и едкой сатирой, обличающей жизненный уклад Простаковых и Скотининых.

Итак, первая проблема, которая волнует Фонвизина, — это плачевное состояние моральных устоев общества. Через реплики Стародума и Правдина автор высказывает идею о том, что полная власть помещиков над крепостными и отсутствие должного примера со стороны высшего общества стали причиной полного произвола. Как результат — представители дворянского сословия забыли о своих обязанностях и классовой чести, что практически привело к вырождению класса.

Так освещена проблема деградации представителей дворянства в пьесе «Недоросль». Смысл названия комедии открывается более полно, если знать изъяны общества того времени.

Вторая проблема, которую поднимает автор, — это вопрос воспитания. Его Фонвизин очень подробно рассматривает в произведении «Недоросль». Смысл названия комедии во многом связан с пробелами в этой сфере. Сарказм Фонвизина, с которым он изображает сцену экзамена Митрофанушки, является приговором воспитанию Скотининых и Простаковых.

Эта проблема так сильно волнует автора по той причине, что речь идет о передовых членах общества. Плохо, что молодой дворянин, долг которого — служба Отечеству, воспитывается в отсутствии нравственных принципов при полном равнодушии родителей к интересам общества. У героя комедии, Митрофана, не было других желаний, кроме как погонять голубей, покушать и жениться.

Придворная жизнь является примером для такого воспитания, ведь дворяне давно забыли, что такое служение на пользу государства.

Значение слова «недоросль»

Итак, попробуем разобраться, что означает слово «недоросль». Смысл названия комедии сложно определить, не понимая его значения. Первоначально так называли молодых дворян, которые еще не достигли совершеннолетия и не поступили на государственную службу. Второе значение появилось после выхода в свет комедии Фонвизина. Словом «недоросль» стали называть недалекого юношу, недоучку. Главный герой комедии, Митрофанушка, является олицетворением молодого человека, погрязшего в невежестве и глупости.

Имея представление о значении этого слова, смысл названия комедии Фонвизина «Недоросль» будет понять намного проще.

Значение имени главного героя

Буквально переводится на русский как «являющий свою мать», а значит, подобен ей. Так и есть. Мать мальчика — лидер в семье, именно на нее он стремится быть похожим. Митрофанушка не лишен природного ума, сообразительности, но использует эти качества исключительно в собственных интересах. Он маменькин сынок. Митрофанушка избалованный, вздорный, капризный.

Смысл названия пьесы «Недоросль» открывается в еще большей степени после осознания того, что имя подобрано автором не случайно.

Идейный смысл комедии «Недоросль»

На первый взгляд произведение является обычной бытовой пьесой – линеен и завязывается вокруг замужества Софьи. Девушка в раннем возрасте лишилась родителей и теперь живет на попечении помещицкой семьи Простаковых. Простакова, желая избавиться от «лишнего рта» решает выдать Софью без ее согласия замуж за своего брата – Скотинина. Однако новость, что девушка стала наследницей огромного состояния, а со дня на день приезжает ее дядя, меняет планы Простаковой. Женщина отказывает Скотинину, предлагая в роли нового жениха своего сына-недоросля Митрофана. К счастью, Стародум, дядя Софьи, оказывается разумным человеком, который разоблачает интересы Скотинина и Простаковой, поддерживая желание девушки выйти замуж за своего возлюбленного Милона.

Даже по краткому описанию «Недоросля» становится понятно, что сюжет пьесы вполне вписывается в каноны классицистических комедий. Однако произведение дополняет второстепенная сюжетная линия, связанная с Митрофаном – глупым, избалованным, ленивым, жадным и жестоким юношей, сыном Простаковых. Несмотря на столь негативную характеристику, он является самым комичным персонажем пьесы – наиболее смешные сцены произведения связаны именно с его обучением. Вообще, в «Недоросли» есть только два, смешных персонажа, – Митрофан и Скотинин. Они веселят своей глупостью, непониманием, когда лучше помолчать, вместо того, чтобы говорить несуразные вещи.

«Недоросль» по праву можно назвать пьесой воспитания – так как родственные связи в произведении определяют характер и склонности человека. Однако, если Скотинин и Митрофан похожи даже в любви к свиньям, чем также вызывают смех, то над Простаковой смеяться не хочется. Деспотичная, жестокая и грубая к своим крестьянам и родственникам, женщина не находит отрады ни в своем «беспросветном дураке»-муже, ни в сыне, которого слепо любит. Даже ее высказывания о том, как нужно правильно считать (сцена урока Цыфиркина) забавны, но скорей осмеивают нравы старого дворянства, нежели ее саму. По активности и влиятельности в пьесе ее можно сравнить с Правдиным, однако если мужчина отстаивает гуманистические, высокоморальные идеалы, то Простакова является носителем «своей», помещицкой морали, предписывающей наибольшую ценность денег и чинов перед жизнью ее крепостных, честным именем, образованием и добродетелью.

Основной смысл «Недоросля» состоит именно в этом противопоставлении двух радиально противоположных взглядов – новых, гуманных, просветительских и устаревших, помещицких. Фонвизин акцентирует внимание не только на отрицательном начале последних, но и на необходимости изменения взглядов старого дворянства, иначе «плоды злонравия» будут неизбежны. Автор подчеркивает, что истоки этого злонравия в самом воспитании – Простакова и Скотинин переняли свои взгляды от родителей и передали их Митрофану так же, как в Софье были заложены основы гуманизма еще ее родителями.

Чему комедия может научить ребенка

Выше были изложены основные моменты, которые Фонвизин хотел донести до читателей в пьесе «Недоросль». Характеристика комедии не может быть полной без обозначения того, чему данное произведение может научить ребенка.

На примере Митрофанушки, которого высмеивает автор, ученик восьмого класса может прийти к пониманию, насколько важно учиться, быть самостоятельным, ответственным.

Актуальность данной комедии проявляется в том, что ее часто ставят в театре. Зрители разных возрастов с удовольствием смотрят ее, смеются и, конечно, делают необходимые выводы.

Недоросль — во времена Фонвизина так называли дворянских детей, не получивших минимального образования. Искоренить безграмотность в «благородном сословии» попытался ещё Петр Первый, в 1714 году издавший указ, приказывающий дворянским детям учить хотя бы грамоту, арифметику и закон Божий. Тем, кто не осилил этого минимума, запрещалось жениться и занимать высокие государственные посты.

Современное ироничное значение слова «недоросль» появилось именно благодаря комедии Дениса Ивановича. Она была создана в 1782 году, во времена Екатерины Второй, которая вошла в историю как великая просветительница. Несмотря на петровский указ, вопрос образования и воспитания дворянства всё ещё стоял в ту эпоху очень остро. Именно ему, в основном, посвящено произведение.

Автору удалось ярко и иронично показать начало этого исторического процесса — облагораживание и окультуривание русского дворянства. В лице недалёкой и жестокой помещицы Простаковой, её бесхребетного мужа и скучающего сына Фонвизин отображает целую эпоху, когда главными заботами помещиков были лишь деньги и бездумная власть.

Тема воспитания и образования, поднятая писателем, остаётся актуальной и сегодня. В наше время школьное образование стало общепринятой нормой, а доступ к практически любой информации можно получить с мобильного телефона. Но многие подростки по-прежнему не заинтересованы в познании мира. При изобилии и доступности развлекательных телепередач, игр и соцсетей, интерес к реальным знаниям сохраняется у меньшинства.

Проблемы лени и отсутствия любознательности могут определяться и воспитанием. Как раз такой случай показывает нам «Недоросль». У Митрофана нет такого обилия развлечений, как у современных подростков, но учёбы он упорно избегает…

Госпожа Простакова действует, на первый взгляд, непоследовательно: нанимает для своего сына трёх учителей, но в течение трёх лет не делает ничего, чтобы мальчик всё-таки начал заниматься. Но учителя для неё — просто вопрос престижа, как купленные дипломы и сертификаты в современном мире. Сама безграмотная, женщина то и дело с презрением отзывается о науке и уверена, что Митрофанушка прекрасно проживёт без неё. Это и есть настоящая причина того, что юноша не научился читать за годы учёбы: он убеждён матерью, что это скучно и бесполезно. Главное, чему учит его мать — эгоизм: «Нашед деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми». В семье Митрофана нет примера даже уважительного отношения к людям: Простакова ни в грош не ставит не только крепостных, но даже равных по происхождению: своего мужа и потенциальную невестку Софью. Любезна она лишь с теми, от кого желает получить выгоду. К сожалению, такое поведение и сегодня показывают люди, которым дана власть над другими, пусть и небольшая. В скучной жизни малообразованного человека унижение более слабых — одно из любимых развлечений. И мы видим, что Митрофанушка хорошо усвоил урок, научившись беззастенчиво заискивать перед своим «начальством»: «ты так устала, колотя батюшку».

Чрезмерная опека и потакание капризам детей приводит всё к тем же результатам, что и двести лет назад. Подростки теряют интерес к жизни, при этом остаются неприспособленными к труду и здоровым взаимовыгодным отношениям с другими людьми. При этом родители всё хотят, чтобы их отпрыски были успешны в жизни, но до последнего надеются, что всё решится само собой: «Как кому счастье на роду написано, братец. Из нашей же фамилии Простаковых, смотри-тка, на боку лежа, летят себе в чины. Чем же плоше их Митрофанушка?».

Деньги — ещё одна вечная тема в литературе. Именно денежный вопрос составляет главную интригу комедии. Борьба Простаковой и Скотинина за приданое Софьи, о которой девушка не подозревает до последнего момента, дарит читателю несколько комических моментов.

В своём произведении Фонвизин осуждает общество, воспитывающее людей с низким уровнем гражданской ответственности. Когда такие личности становятся частью государственной системы, государство не может процветать. С сожалением приходится признать, что именно эта проблема всё ещё наиболее актуальна в нашей стране. Создаётся впечатление, что большинство государственных постов по-прежнему занимают «Простаковы», хоть и более образованные, но столь же жадные и равнодушные к людям и миру.

Фонвизин родился и вырос в Москве, затем переехал в Петербург, где служил в Иностранной коллегии, был дипломатом. Он горячо любил Россию, служил её интересам, её народу. Основу современного ему общества — крепостничество, неограниченную власть одних людей над другими — считал огромным злом, которое калечит души тех и других. Очень образованный человек, переводчик, автор стихов и басен, талантливый сатирик и драматург, в своих произведениях Фонвизин высмеивал жёсткость, грубость, невежество помещиков, их лицемерие и низменные интересы.

Актуальность проблемы образования

Чтобы понять, насколько образования, которую поднимает Фонвизин в своем произведении, нужно понимать, что происходит в современном обществе.

Безусловно, школа в наши дни не всегда способна пробудить интерес ребенка к обучению. Кроме того, многие родители стремятся дать образование, потому что так надо, для галочки, нередко донося это понимание до чада.

В результате получается, что и в наше время проблема, обозначенная автором комедии «Недоросль», не потеряла своей актуальности.

­В чем актуальность комедии

Для того чтобы понять актуальность комедии “Недоросль” в наше время, достаточно вспомнить, каковы основные проблемы, затронутые в ней. Данное произведение было написано в конце 18-го века выдающимся русским классиком Д. И. Фонвизиным. Автор представил в нем героев из самых разных слоев населения и их пороки.

Среди основных персонажей и дворяне, и крепостные крестьяне, и обыкновенные слуги, и учителя-самозванцы, и государственные служащие.

Комедия, в первую очередь, осуждает традиционное дворянское воспитание и его “злонравие”. Центральный персонаж – молодой дворянин, “недоросль”, получивший письменное удостоверение о выучке от учителя. Таких, как он, не принимали на службу и им не выдавали документов, разрешающих вступление в брак. Нравственные вопросы, затронутые автором в произведении, несомненно, актуальные по сей день.

Есть только одно различие между современностью и периодом двухсотлетней давности. Крепостное право давно отменено, поэтому общество теперь состоит не из крепостных и дворян.

В остальном же, можно с легкостью все проблемы, связанные с воспитанием и образованием, увидеть даже в наше время. Ведь высокое положение в обществе часто занимают люди не совсем образованные и имеющие низкий уровень просвещения, тогда как многие более грамотные люди остаются на вторых ролях. Проблема “недорослей” существовала всегда. В обществе всегда были те, кто не хотел учиться и не принимал во внимание полезные науки.

Так и здесь, Фонвизин показал семью Простаковых – властных, жестких и готовых пойти ради своей выгоды практически на все.

Невежество Митрофана в комедии немного преувеличено, так как он не мог даже сложить простые цифры или прочитать две строчки в книге. Несмотря на это, госпожа Простакова восхищалась своим сыном и во всем ему потакала. В противовес им показан герой Стародум, который считает, что человек честный и без большого чина многого стоит.

Ведь самое главное в человеке – это добродетель, которую ничто не сможет заменить.

В целом автор разделял персонажей своего произведения на два противоположных лагеря. К первому, доблестному и порядочному лагерю относятся Стародум, Софья, Милон и Правдин. Ко второму – семейства Простаковых и Скотининых. Главная проблема произведения – это извечное столкновение добра и зла.

Невольно возникает вопрос: “Всегда ли добро побеждает?” В произведении Фонвизина это так, но сегодня мы все чаще наблюдаем в обществе примеры жестокости и несправедливости. На мой взгляд, даже имена героев и их фамилии были созданы автором неслучайно. Он вкладывал в них особый смысл, наилучшим образом характеризующий каждый персонаж.

Он еще раз подчеркнул, что главное в жизни – это честность. В то же время, в каждой семье на первом месте должно быть благонравие, чтобы младшие слушались и уважали старших, чтобы не было никакого тиранства и все были друг к другу благожелательны.

Loading…

Сочинение по литературе по произведению «Недоросль»

Вариант №1. «В чём я вижу актуальность комедии Фонвизина»

Я вижу актуальность комедии Фонвизина «Недоросль» не столько в проблемах воспитания молодого поколения, хотя и в этом тоже, сколько в проблеме деградации морального облика современного общества. Фонвизин в своей комедии поднимает серьезные проблемы — упадок нравов, погоню за чинами и собственной выгодой, отсутствие патриотизма и стремление нажиться на ближнем любой ценой. Эти проблемы остаются актуальными и в наше время.

Не секрет, что и сейчас многие стремятся во власть не для того, чтобы приносить пользу стране, а для того, чтобы наполнить свой карман. Но и проблема воспитания молодого поколения сейчас остается столь же важной, как и во времена Фонвизина. Молодые люди привыкли получать знания за деньги, и даже не сами знания, а корочки, в которых бы говорилось, что эти знания получены. На самом же деле, многие остаются такими же Митрофанушками, которым мечтается об удачной женитьбе, и которым ничего не хочется добиваться своим трудом.

Как видим, многие вопросы, которые поднял в своем произведении Фонвизин никуда не исчезли, они слегка изменились, подстроились под время, но сути своей не изменили.

Вариант №2. Положительные и отрицательные герои комедии «Недоросль»

Наверное начнем с того, что в комедии Фонвизина, как и в жизни присутствуют, как положительные так и отрицательные герои. С одним только условием, что отрицательных героев, как собственно и качеств в сумме гораздо больше. Пугающей разницей автор показывает нам на сколько реален мир и по сей день. Этого не понять ученику школы, который еще не видел жизни. Такое произведение придет по зубам людям уже прошедшим хотя бы два десятка лет.

Но все же это жизнь и не все так честно, как нам хотелось бы. Вот бедные дети и пытаются понять, где качества положительные, а где отрицательные. Именно этому автор и хочет научить молодое поколение. Начнем пожалуй с четы Простаковых, говорящие фамилии которых сразу донесут нам об их жизненном кредо. Во-первых это своего рода простаки, которые взяли да сделали, даже не подумав. Жена жестоко обращается с крестьянами и изводит мужа. Муж в свою очередь простак тот еще, с него даже нечего взять. Кстати их сын Митрофанушка недалеко ушел от своей матери. Ума нет, за то есть жестокость.

Тарас Скотинин попросту желает жениться на молодой и умной девушке Софье только из-за наследства. Собственно что и говорит о его жадности. К тому же он еще и необразованный, хоть и помещик. Та самая хорошенькая и умная Софья попадает в капкан событий, в котором участвует на первый взгляд положительная личность Еремеевна. Она помогает похитить Софью, чтобы выдать ее замуж за жестокого Скотинина. Не знаю оправдает ли ее любовь и забота к недорослю Митрофанушке. Ну и само собой как плохим людям не испытать на себе гнев кармы, которая посылает к ним мошенника — учителя.

Наконец-то мы и добрались до других положительных героев. Есть два человека в этой пьесе которые не побоялись бросить вызов гнету помещиков. Первый это крепостной Тришка, который не боится выступить перед помещиками, в особенности ответить Простаковой. Господин Правдин хоть и помещик, однако хороший и честный человек. Он спасал крестьян от злых и жестоких помещиков. Наверное единственный кто в этой комедии достоин огромнейшего уважения, это господин Стародум. Помимо его доброты и искренности это богатый человек, который добился всего сам. Его фамилия говорит сама за себя. Сразу понятно, что это человек мудрый.

Вариант №3. Отцы и дети по пьесе Фонвизина «Недоросль­»

Проблема «отцов и детей» в пьесе Д.И. Фонвизина «Недоросль» является одной из центральных. Ее мы рассматриваем на примере семьи помещицы Простаковой. В этой семье сын Митрофанушка является «центром вселенной» для своей матери. Она вложила в него душу, пылинки сдувает, буквально душит она его своей любовью. И это несмотря на то, что по характеру она тиран, чрезвычайно властная женщина, умеющая управлять людьми и диктовать всем свои условия.

Митрофанушка же вырос безвольным человеком, у которого интереса нет ни к чему в жизни. И в этом виновна его мать, которая, ограждая сына от учебы и развития, хотела накрепко привязать его к себе.  Помещики Простаковы олицетворяют собой средневековую темноту, невежество, неспособность воспринимать перемены в жизни. Несмотря на слепую любовь Простаковой к сыну и инфантилизм Митрофанушки, между матерью и отцом нет взаимопонимания, потому что он видит ее двуличность — с ним она ласкова и щедра, а с другими деспотична и жестока.

Такой исход пьесы вполне логичен, поскольку не может Митрофан стать другим — он впитал от матери и ее отношение к людям. А вот любить она не смогла его научить. За что и поплатилась.

  • Почему произведение капитанская дочка называется капитанская дочка сочинение
  • Почему произведение горе от ума так называется сочинение
  • Почему произведение горе от ума называется горе от ума сочинение
  • Почему произведение волк и лис является сказкой
  • Почему произведение бедная лиза так называется сочинение