Почему произведения бианки названы сказки несказки


0

Почему Бианки называл свои произведения сказки-несказки?

1 ответ:



0



0

Виталий Бианки написал ряд детских рассказов и сказок о живой природе, животных и птицах. В каждом рассказе писатель описывает поведение животных, изменения природы летом и осенью. Сам Бианки называл свои рассказы сказки-несказки, потому что кроме говорящих животных все остальное правда. Например, в сборинке «Лесная газета» Бианки описывает поведение животных, как они ведут себя на воле, зайцы беляки и куропатки линяют, когда наступает весна.

Читайте также

Салтыков-Щедрин «Дикий помещик» план сказки

Отметим, что в сказке есть зачин. Это самые первые строки:

GPsU9CFWe8GyZJe3YEREUmVsjI079iX.png

А теперь план для пересказа:

1). Помещик молится Богу, чтобы тот избавил его от мужика.

2). Помещик замучил крестьян штрафами.

3). Крестьяне взмолились от такого житья Богу.

4). Помещик дышит чистым воздухом и живет один.

5). Кто не приезжает к помещику, все считают его дураком.

6). Мечты и сны помещика.

7). Исправник требует налоги с помещика за мужика.

8). Помещик испугался, но стоит твердо на своей свободе.

9). Помещик одичал и завел дружбу с медведем.

10). Крестьян вернули, помещика отловили и вернули к прежней жизни.

ООО «Издательский дом Гревцова» основано 10 февраля 2009 г. и является одной из компаний Владимира Гревцова.

Началось все с издательства почти десятка бухгалтерских изданий, которые учитывали как отраслевую специфику работы бухгалтера, так и особенности учета на различных участках. Затем они выходили на другие рынки, создавая новые журналы для экономистов, кадровиков, специалистов по сметам, инженеров планово-технических отделов, главных инженеров, ветеринаров. Свей первоочередной задачей видят, дать своим читателям уверенность и спокойствие за качество принимаемых решений.

Далеко не все их начинания были удачными: приходилось не только открывать, но и закрывать издания.

ООО «Издательский дом Гревцова» – издательство с более чем десятилетней историей!

Печатные периодические издания для:

  • Бухгалтера
  • Экономиста
  • Работника банков
  • Сметчика
  • Специалиста ПТО
  • Главного инженера в строительстве
  • Ветеринарного врача

В сказе русского революционера, писателя и фольклориста Павла Петровича Бажова «Приказчиковы подошвы» говорится о том, как по заслугам наказала жестокого и злобного приказчика Северьяна Кондратьича Хозяйка Медной горы.

Северьян, обожавший избивать и глумиться над крепостными бесправными рабочими, был предупрежден Хозяйкой, но не внял, а вместо этого попытался убить её.

Когда он понял, что зарвался, и Хозяйка его сильнее, повел себя как трус.

CaRbSrKcx2dmmcmue8iQk8DknO4OaLg.png

Кратко идею «Приказчиковых подошв» можно выразить так:

Жестокие люди, которые обижают тех, кто их слабее — всегда трусы, а их истинная суть — такая же ничтожная и пустая, как та пустая порода, которая осталась после Северьяна в малахите.

В рассказе Зощенко «Умная птичка» действие происходит в лесу, а главными героями являются мальчик и птица. Мальчик, обнаружив гнездо с птенцами, захотел забрать одного детеныша, но мама птенцов решила не допустить такого варварства.

Крохотная птичка спустилась за землю и начала уводить мальчика от гнезда. Она проявила хитрость и сообразительность, и добилась того, чего хотела. Паренек так и не смог найти место, где находилось гнездо. А птичка, сделав свою работу, улетела восвояси.

Краткое содержание рассказа «Умная птичка» можно прочитать здесь.

Главная мысль рассказа состоит в том, что материнские чувства свойственны не только людям, но и всем живым существам. Мама-птица готова была пожертвовать собственной жизнью ради своих детенышей, сидевших в гнезде. Умная птица даже притворилась раненой, лишь бы мальчик отвлек свое внимание от птенцов. Как видим, маленькая птичка сумела обвести человека вокруг пальца, а её детеныши остались живы.

Рассказ учит нас бережно относиться к природе и к лесным обитателям. Живые существа не любят, когда их тревожат, поэтому лучше всего наблюдать за птицами и животными из укромного места, издалека. Автор призывает нас никогда не нарушать привычный порядок вещей в природе, в частности, не приближаться к гнездам и не разорять их.

Продолжение рассказа «Дедушка» С. Георгиев. Ветеран войны признался мальчику, что он знает, что мальчик ему не внук. И когда мальчик пришел в гости, дедушка поговорил с мальчиком как со взрослым человеком. Рассказал ему, что потерял всю семью, пока воевал на фронте, никого у него не осталось. Воевал дедушка на фронте не только за свою семью, а за всех детей в мире, чтобы у них было мирное небо над головой, чтобы жили счастливо. И если дети вырастут хорошими людьми, значит не напрасны были жертвы , значит жизнь продолжается и всех детей ветеран считает своими внуками, продолжением своей жизни. И рад он знакомству с новым внуком.



Скачать материал

Виталия Валентиновича Бианки«СКАЗКИ - НЕСКАЗКИ»



Скачать материал

  • Сейчас обучается 103 человека из 35 регионов

аудиоформат

  • Сейчас обучается 23 человека из 15 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Виталия Валентиновича Бианки«СКАЗКИ - НЕСКАЗКИ»

    1 слайд

    Виталия Валентиновича Бианки
    «СКАЗКИ — НЕСКАЗКИ»

  • «Весь огромный мир вокруг меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн...

    2 слайд

    «Весь огромный мир вокруг меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн.
    И я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире»
    БИАНКИ ВИТАЛИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ
    (1894–1959)

  • Виталий Бианки родился в Петербурге. Певучая фамилия досталась ему от предков...

    3 слайд

    Виталий Бианки родился в Петербурге. Певучая фамилия досталась ему от предков-итальянцев.

    От отца — ученого-орнитолога — талант исследователя и интерес ко всему, «что дышит, цветет и растет». Главный лесной учитель брал сына с собой на охоту и на прогулки. Называл ему каждую травку, каждую птицу и зверюшку. Научил его узнавать птиц по полёту, зверя – по следу и – самое главное – научил сына записывать свои наблюдения.

    К двадцати семи годам жизни у Бианки накопились целые тома дневников. И опять, как в детстве, ему захотелось найти то волшебное слово, которое заставило бы ожить всех этих птиц и зверей.

    Все его заметки о животных и природе преобразились в увлекательные рассказы и сказки. 

  • Дом в Бийске писателя-натуралиста Виталия Бианки. 
Здесь он написал знамениту...

    4 слайд

    Дом в Бийске писателя-натуралиста Виталия Бианки.
    Здесь он написал знаменитую «Лесную газету».

  • Виталий Бианки – волшебник.
 Каждый его рассказ наполнен магией. Хотите загля...

    5 слайд

    Виталий Бианки – волшебник.
    Каждый его рассказ наполнен магией. Хотите заглянуть в мир леса, подсмотреть тайны природы, увидеть чудеса в простых вещах? Следуйте за писателем. Написаны рассказы Виталия Бианки легким и красочным языком – можно без труда представить обстановку. Но за ярким описанием – знания биолога и натуралиста. Мягко и бережно автор подталкивает ребёнка к исследованию окружающего мира.
    Бианки рассматривал свое творчество как «самоучитель любви к природе» и
    умел наблюдать мир глазами детей. Благодаря этому дару юные читатели легко подключают воображение, слушая его сказки. В числе его читателей и самые маленькие дети. Для них – миниатюрные юмористические рассказы. В основе – любопытные поучительные приключения. Детям постарше интересны рассказы Бианки о животных. Все они основаны на лесных «путешествиях». Через годы из них получились лесные истории. «Мышонок Пик», «Кто о чем поет» и многие другие – в каждом мысли о важности знаний о природе.

  • Первая книга В. В. Бианки для детей – «Лесные домишки» – вышла в 1923 году. Ю...

    6 слайд

    Первая книга В. В. Бианки для детей – «Лесные домишки» – вышла в 1923 году. Юным читателям хорошо известны его сборники: «Сказки», «Лесная газета», «По следам», «Где раки зимуют», «Рассказы об охоте», и многие другие.

    За 35 лет творческой работы Бианки создал более 300 рассказов, сказок, повестей, очерков и статей. Всю жизнь он вел дневники и натуралистические заметки, отвечал на множество читательских писем. Его произведения были изданы общим тиражом более 40 млн. экземпляров, переведены на многие языки мира.

    И книги Бианки зовут юного читателя наблюдать, сравнивать, думать, быть хорошим следопытом, исследователем. Бианки не только показывает, – он учит юного читателя раскрывать тайны леса, разгадывать маленькие и большие загадки из жизни зверей и птиц.
    Ведь только тот, кто хорошо знает природу, может ею управлять, обращая её богатства на пользу Родине.

    Юный читатель многое узнает, прочитав рассказы и сказки Бианки. Он научится быть внимательным к природе, он станет бережливым хозяином её богатств, он полюбит её всем сердцем.

  • Он написал более 30 сказок о природе, в числе которых такие классические про...

    7 слайд

    Он написал более 30 сказок о природе, в числе которых такие классические произведения, как «Первая охота» ,«Кто чем поет», «Как Муравьишка домой спешил», «Сказки зверолова» и др.

     Тридцать пять лет писал Бианки о лесе. Это слово часто звучало в названиях его книг: «Лесные домишки», «Лесные разведчики». Повести, рассказы, сказки Бианки своеобразно соединили в себе поэзию и точное знание.
    «Сказки-несказки» — так называл Бианки свои рассказы для самых маленьких. В них перед юными слушателями раскрывается удивительный и неправдоподобный мир живой природы …

  • По некоторым из произведений Бианки («Оранжевое горлышко», «Путешествие мурав...

    8 слайд

    По некоторым из произведений Бианки («Оранжевое горлышко», «Путешествие муравья» «Синичкин календарь»
    и др.) сняты мультфильмы.

  • Растения и животные, леса и горы, моря, ветры, дожди, зори - весь мир вокруг...

    9 слайд

    Растения и животные, леса и горы, моря, ветры, дожди, зори — весь мир вокруг нас говорит с нами всеми голосами… Есть люди, которые переводят на наш человеческий язык — язык любви к полной красоты и чудес нашей вселенной эти голоса.
    В.Бианки

  •  Бианки В.В. «Сказки-несказки»
«Ребёнок от двух до пяти — самое пытливое суще...

    10 слайд

     Бианки В.В. «Сказки-несказки»
    «Ребёнок от двух до пяти — самое пытливое существо на земле, и большинство вопросов, с которыми он обращается к нам, вызвано насущной потребностью его неутомимого мозга возможно скорее постичь окружающее». К.И.Чуковский

    Однако, чтобы отвечать на бесконечные детские вопросы, необходимо не только обладать обширными энциклопедическими знаниями, но и уметь донести их до малыша. И здесь нам помогут книжки Виталия Валентиновича Бианки, одного из самых признанных знатоков и «популяризаторов» живой природы.
    Естественно, начинать надо не со знаменитой «Лесной газеты», а с тех небольших произведений, которые сам писатель окрестил «сказками-несказками». Никаких фей, скатерти-самобранки и волшебниц в них нет. но чудес там не меньше..
    Чаще всего они и построены в форме ответов на заковыристые детские вопросы: «Отчего у сороки такой хвост?» или «Чей нос длиннее?». Вот вы знаете? Бианки знал. И помогал малышам раскрывать посильные им тайны.
    Занимательные сюжеты, симпатичные герои и простой лёгкий слог сделали его «сказки-несказки» той первой азбукой лесной жизни, по которой каждый желающий может научиться «читать» окружающий мир.

  • «Первая охота».
«Как Лис Ежа перехитрил».
«Хитрый Лис и умнаяУточка».
«Лис и...

    11 слайд

    «Первая охота».
    «Как Лис Ежа перехитрил».
    «Хитрый Лис и умнаяУточка».
    «Лис и Мышонок».
    «Теремок».
    «Мастера без топора».
    «Чей нос лучше?»
    «Кто чем поёт?»
    «Чьи это ноги?»
    «Сова».
    «Лесные домишки».
    «Хвосты».
    «Как Муравьишка домой спешил».
    «Музыкант2.
    «Голубой зверёк» и другие.
    «Сказки-несказки».

  • «Как муравьишка домой спешил».

В познавательной сказке говорится о любопытно...

    12 слайд

    «Как муравьишка домой спешил».

    В познавательной сказке говорится о любопытном муравье, который забрался на дерево да и улетел с порывом ветра на березовом листочке далеко от муравейника. Ему надо добраться домой до захода солнца, иначе он не сможет попасть внутрь. Все бы ничего, но путь осложняет травмированная ножка. Муравьишку «везут» домой, сменяя друг друга, гусеница-землемер, паук-сенокосец, жужелица, блошачок, кузнечик, водомер, майский жук, гусеница-листовертка. В конце концов муравей попадает в свой муравейник и успевает забежать в последний открытый лаз. 

    Слушая приключения муравьишки, ребенок ассоциирует себя с маленьким и беззащитным насекомым, осмысливает, как плохо остаться одному без поддержки родителей, учится еще больше ценить заботу родных.
    Читая ребенку рассказ о том, как муравьишка добирался домой с приключениями, мы приоткрываем ребенку большой мир насекомых.

  • «Мышонок Пик».
Сказка о приключениях мышонка Пика знакомит ребенка с окружающ...

    13 слайд

    «Мышонок Пик».
    Сказка о приключениях мышонка Пика знакомит ребенка с окружающим миром.

    Маленького, беспомощного мышонка, попавшего в кораблекрушение, всюду подстерегают опасности: то налетит разбойница-сова, то козы съедят запасы, заготовленные на зиму. Но он не унывает, а как настоящий Робинзон смело осваивает свой остров.

    По мере прочтения повествования можно предложить ребенку своеобразную игру. Например, спросить: как бы поступил малыш в той ситуации. Вы можете притвориться, что не понимаете: мышонок пищит тревожно или радостно? Мы уверены, что ребенок с радостью начнет вам объяснять поведение главного героя. Задайте вопрос: почему его напугала змея, и какая ему опасность грозила? Обсуждая с ребенком рассказ, вы сможете подтолкнуть малыша делать самостоятельные выводы из услышанного.

  • «Первая охота».

Мы уверены, что рассказ «Первая охота» станет одним из любим...

    14 слайд

    «Первая охота».

    Мы уверены, что рассказ «Первая охота» станет одним из любимых для ребенка. События первой охоты собачки разворачиваются с невероятной динамикой и напряжением. Малыш ощущает, что щенок вот-вот добьется успеха.

    Но автор уверенно держит интригу и попутно открывает маленьким читателям сведения о защитных приспособлениях животных. В таком интригующем накале событий у малыша складывается представление о многообразии возможностей, как избежать неприятностей.

    Насекомые затаились, Выпь обманула, а Вертишейка напугала. В жизни ребенка может так сложиться, что этот рассказ поможет ему избежать опасностей. Но родителям необходимо на примере животных из этого рассказа объяснить, как сделать это правильно.

  • Как и все произведения В.Бианки, рассказ «Чей нос лучше?» несет ребенку позна...

    15 слайд

    Как и все произведения В.Бианки, рассказ «Чей нос лучше?» несет ребенку познавательную информацию. Написанное простым понятным языком повествование ненавязчиво открывает малышу все разнообразие живой природы. Когда ребенок начинает осознавать себя как личность, он непроизвольно сравнивает собственную внешность с другими малышами, нередко приходит к неправильному выводу, что у других внешность лучше, чем у него.

    Прочитайте этот рассказ ребенку о мире птиц, подталкивая его к мысли о том, что каждый человек уникальный и необходимо гордиться своей внешностью. Рассказ покажет ребенку, что быть непохожим на других, отличаться внешне – явление нормальное. Необходимо подчеркнуть малышу, насколько каждый из нас уникален в своей неповторимости.
    «Чей нос лучше?»

  • тонконос-
крестонос- 
долгонос-  
серпонос-  
сетконос-   
мешконос-  
долбон...

    16 слайд

    тонконос-
    крестонос-
    долгонос-
    серпонос-
    сетконос-
    мешконос-
    долбонос-
    крючконос—
    МУХОЛОВ
    КЛЁСТ
    БЕКАС
    КРОНШНЕП
    КОЗОДОЙ
    ПЕЛИКАН
    ДЯТЕЛ
    ЯСТРЕБ
    «УЗНАЙ ПТИЦУ»
    (игра по сказке-несказке «Чей нос лучше?» )

  • Читая рассказ Бианки Лис и мышонок, родители приобщают малыша к познанию окру...

    17 слайд

    Читая рассказ Бианки Лис и мышонок, родители приобщают малыша к познанию окружающего мира.

    Повествование рассчитано на самых маленьких слушателей от 1 года и даже раньше. Об этом говорит краткость рассказа. Поскольку ребенок быстро устает, в нескольких строках необходимо донести до него главную мысль повествования.

    Ребенок после того как прослушает рассказ, получает представление об отношениях лисы и мышонка, делает вывод о том, что существуют большие животные и маленькие.

    Родители могут добавить объяснение: мышка не поленилась выкопать запасной выход, и потому она избежала опасности.
    «Лис и мышонок»

  • «Чьи это ноги?»

Летел Жаворонок высоко над землёй, под самыми облаками. Погл...

    18 слайд

    «Чьи это ноги?»

    Летел Жаворонок высоко над землёй, под самыми облаками. Поглядит вниз – сверху ему далеко видно – и поёт:
    Я ношусь под облаками,
    Над полями и лугами,
    Вижу всех, кто подо мной,
    Всех под солнцем и луной.
    Устал петь, спустился и сел на кочку отдыхать. Вылезла из-под дерева Медянка и говорит ему:
    – Сверху ты всё видишь, – это правда. А вот снизу никого не узнаешь.
    – Как это может быть? – удивился Жаворонок. – Непременно узнаю.
    – А вот иди, ложись со мной рядом. Я тебе буду снизу всех показывать, а ты отгадывай, кто идёт.
    Взглянул Жаворонок перед собой и обмер: идут по земле высоченные ноги, через большие кочки, как через малые комочки земли, шагают, пальцами в землю след вдавливают.
    — И знаю уж: птица идёт большая, высокая, по земле гулять любит – хороши ходули для ходьбы. Так оно и есть: Журавль это прошёл.
    (в сокращении)

  • Видишь: пальцы широкие, ноги плоские, по земле идут – спотыкаются. Вот в воде...

    19 слайд

    Видишь: пальцы широкие, ноги плоские, по земле идут – спотыкаются. Вот в воде с ними удобно: повернёшь ногу боком – она воду, как ножом режет; растопыришь пальцы – и весло готово. Это Чомга-нырец – водяная такая птица – из озера вылезла.

    Вдруг упал с дерева чёрный комок шерсти, приподнялся с земли и пополз на локтях.
    Присмотрелся Жаворонок, а это вовсе не локти, а сложенные крылья.
    Повернулся комок боком – сзади у него цепкие звериные лапки и хвост, а между хвостом и лапками кожа натянута.
    — Хвастался, что под луной всех знаешь, а Летучей-то Мыши и не узнал.

    .

  • Страшные лапы: короткие, мохнатые, на пальцах тупые когти, жёсткие ладошки в...

    20 слайд

    Страшные лапы: короткие, мохнатые, на пальцах тупые когти, жёсткие ладошки в разные стороны вывернуты. Вот вышло у меня: подземный зверь. Крот называется. Не успел Жаворонок в себя прийти, глядь: бегут по земле руки.

    – Это что за акробат? – удивился Жаворонок. – Зачем ему четыре руки?
    – А по веткам в лесу прыгать, – сказала Медянка. – Ведь это же Белка-векша.

    Видишь в небе тёмную точку? Уноси свой хвост подобру-поздорову, пока не сгребли тебя эти когтистые лапы.

  • Книги Виталия Бианки, раскрывающие мир природы и помогающие постигать ее тайн...

    21 слайд

    Книги Виталия Бианки, раскрывающие мир природы и помогающие постигать ее тайны, и по сей день пользуются заслуженной популярностью у читателей всех возрастов.
    Сказки и рассказы замечательного писателя-анималиста Виталия Валентиновича Бианки, словно маленькие окошки в мир живой природы, помогают юным читателям познакомиться с привычками, повадками, радостями и заботами зверей и птиц, учат их любить и защищать. 

    Язык его рассказов красочный и обращен непосредственно к воображению и фантазии ребенка.

  • «Я всегда старался писать свои сказки и рассказы так, чтобы они были доступны...

    22 слайд

    «Я всегда старался писать свои сказки и рассказы так, чтобы они были доступны и взрослым. А теперь понял, что всю жизнь писал и для взрослых, сохранивших в душе ребенка».
    В. Бианки

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 057 663 материала в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 12.02.2019
  • 235
  • 0
  • 12.02.2019
  • 449
  • 1
  • 12.02.2019
  • 1465
  • 12
  • 12.02.2019
  • 1190
  • 9
  • 12.02.2019
  • 237
  • 0
  • 12.02.2019
  • 246
  • 0
  • 12.02.2019
  • 224
  • 0
  • 12.02.2019
  • 480
  • 2

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Организация работы в ДОО по подготовке детей к школе»

  • Курс повышения квалификации «Использование сказкотерапии с тревожными детьми в дошкольных образовательных организациях»

  • Курс повышения квалификации «Система работы специалистов ОО по выявлению профессиональных предпочтений от дошкольного до подросткового возраста»

  • Курс повышения квалификации «Организация рабочего времени педагога-воспитателя с учетом требований ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Применение методов арт-терапии в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками»

  • Курс повышения квалификации «Инновационные подходы к организации социально-личностного развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Познавательное и речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Простые машины и механизмы: организация работы ДОУ с помощью образовательных конструкторов»

  • Курс повышения квалификации «Патриотическое воспитание дошкольников в системе работы педагога дошкольной образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Одаренные дети. Особенности развития и система сопровождения в системе ДОО»

  • Курс повышения квалификации «Здоровьесберегающие технологии в физическом развитии дошкольников и их применение в условиях ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Педагогическая деятельность мини-музея как культурно-просветительского центра дошкольной организации»

  • Курс повышения квалификации «ФГОС ДОО. Развитие поисковой активности, инициативы и познавательной мотивации методом экспериментирования у детей дошкольного возраста»

  • Курс профессиональной переподготовки «Сурдопедагогика в дошкольном образовании»

  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере дошкольного образования»

ЛЕКЦИЯ № 26
(1 час). Научно-художественная
литература для детей

(В. Бианки,
М. Пришвин, Е. Чарушин).

1. Жанр
«сказки-несказки».

Художественные особенности сказочных
повестей
Виталия
Валентиновича Бианки (1894—1959).
Войдя в детскую литературу в 1924 году
как автор журнала «Воробей», он создал
для маленьких читателей множество
произведений о природе. Их герои —
животные, птицы, растения. Писатель
стремился донести до детей поэтическое
мироощущение «жизнь — сказка»; сделать
так, чтобы это мироощущение осталось у
них и тогда, когда они станут взрослыми.

Первая сказка В. Бианки —
«Путешествие красноголового воробья»
(1923). Затем последовали «Лесные домишки»,
«Чьи это ноги?», «Кто чем поет?», «Чей
нос лучше?», «Первая охота» и множество
других произведений (более трехсот).
Сам он называл те из них, что относились
к художественно-познавательном у жанру,
— «сказки-несказки».

Бианки высоко ценил народные сказки за
сжатость и простоту, Их стиль он и взял
как модель для своих произведений,
намереваясь дать детям знания о мире.
На страницах его сказок оживают увиденные
натуралистом лесные обитатели во всей
неповторимости их облика и повадок.

В «Лесных
домишках»
(1923) рассказано о жилье
разных птиц. Главный персонаж — юная
ласточка Береговушка. Заблудившись в
незнакомом лесу, она ищет пристанище
на ночь — в жилище Зуйка, Витютня, Иволги
— и чуть не попадает в зубы белки.
Береговушка находит свой лом, а дети в
конце рассказа узнают, как устроено
ласточкино гнездо на речном обрыве:

Сюжет в сказке о Береговушке разворачивается
стремительно, события драматичны,
приключения увлекательны, а в результате
ребенок усваивает новые сведения о
природе, испытывая к тому же целую гамму
чувств: удивление перед многообразием
природы, жалость к заблудившейся птичке,
страх за ее жизнь.

Не менее драматично
разворачиваются события в сказке «Как
Муравьишка домой спешил»

(1936). Произошла весьма
неприятная история: любопытный Муравьишка
забрался на высокое дерево, а сухой
листок обломился, и ветер отнес Муравьишку
далеко от родного дома; между тем скоро
«сядет солнце, муравьи все ходы и выходы
закроют — и спать. А кто опоздал, тот хоть
на улице ночуй». Вот и приходится ему
обращаться за помощью к Пауку, Жужелице,
Землемеру, Кузнечику, Водомеру. И
маленькие читатели узнают, как
передвигаются эти насекомые по земле
и по воде. Это не только урок занимательной
энтомологии, но и урок доброты: ведь
Муравьишке никто из маленьких обитателей
леса не отказывает в помощи.

Заботой Бианки
было и воспитание
самих воспитателей. «Задумал я
сбить для детских
«садовниц» (так он называл
воспитательниц детских садов) целую
большую книгу (или маленькую энциклопедию)
— о простых
чудесах… В 1946 году
эта книга вышла,
называется она «Четыре
времени года».
Кроме сказок и рассказов
самого Бианки в нее включены произведения
Льва Толстого, Пришвина,
Паустовского и др.

«Лесная газета» появилась
на свет первоначально как природоведческий
отдел в журнале «Воробей». В 1926 — 1927
годах Бианки работал над материалами
этого отдела для издания книги «Лесная
газета на каждый год», и в 1928 году книга
вышла в свет. Главной целью «Лесной
газеты» был показ органической связи
природы и человека, который помог бы
вырастить своего читателя бережливым
хозяином природы.
Переведенная на многие
языки, «Лесная газета», как и все его
творчество, входит в золотой фонд мировой
детской литературы.

2. Специфика
отражения природы в
произведениях
Михаила
Михайловича Пришвина
(1873—1954). Он был одним
из певцов природы, призывавших детей
любить ее, познавать ее тайны, не стремясь
ничто в ней ломать и переделывать.

Первый рассказ писателя —
«Сашок» — был напечатан в детском журнале
«Родник» (1906), когда автору исполнилось
уже 33 года. В этом рассказе возникают
темы, которым Пришвин будет привержен
всю свою творческую жизнь: единство
прекрасной и таинственной природы и
взаимозависимость природы и человека.

Особенности личности и таланта
Пришвина — оптимизм, вера человеческие
возможности, в добрые начала, естественно
заложенные в каждом, поэтичность
восприятия мира. Все это способствовало
тому, чтобы начать писать для детей.
Часто и те его произведения, которые не
предназначались маленьким читателям,
становились детским чтением. Пришвин
считал, что отделять детскую литературу
от взрослой непреодолимой преградой
не следует. Он признавался, что больше
всего боится «подыгрывания детям, скидки
на возраст». Он вкладывал в произведения
для них полную меру знаний об окружающей
жизни и природе, при этом стремясь к
увлекательности и поэтичности изображения.

Детские рассказы Пришвин
создавал на протяжении всей своей
творческой жизни. Впоследствии они были
объединены в несколько циклов: «Золотой
луг», «Лисичкин хлеб», «Дедушкин валенок».

Крошечный рассказ «Лисичкин
хлеб»
дал название книге,
вышедшей в 1939 году. Героиня рассказа
Зиночка вовлечена автором в своеобразную
игру: узнав от него о том, чем питаются
лесные обитатели, она вдруг заметила в
корзинке кусок хлеба и «так и обомлела»:
—Откуда же это в лесу взялся хлеб?/ —Что
же тут удивительного? Ведь есть же там
капуста…/ —Заячья…/ —А
хлеб лисичкин. Отведай. Осторожно
попробовала и начала есть./ —Хороший
лисичкин хлеб.

Даже самый маленький читатель
может самостоятельно извлечь из такого
рассказа заложенный в него смысл.
Зиночка, вероятнее всего, не стала бы
есть «просто хлеб» да еще похваливать,
не будь он «лисичкин». Автор позволяет
себе лишь тень иронии, к своим маленьким
героям он относится бережно и нежно.

Широко известная сказка-быль
«Кладовая солнца»
была написана
М.Пришвиным для конкурса, проводившегося
Детгизом в 1945 году и получила первую
премию. В центре ее — осиротевшие в войну
дети Митраша и Настя. Сюжетным стержнем
произведения стал поход детей на далекое
болото за клюквой. Пережитые за время
пути опасности заставляют их понять
необходимость достойного поведения
перед лицом природы. Все события и детали
в произведении вполне реальны, однако
писатель назвал «Кладовую солнца»
сказкой-былью. Умение видеть красоту
во всем, что окружает человека, поэтизация
природы и живущих с ней в ладу людей —
эстетические основы творчества Пришвина.
Это произведение и о дружбе, необыкновенной
силе любви, преодолевающей все препятствия
(как в волшебной сказке о братце Иванушке
и сестрице Аленушке).

3. Особенности повествования
в р
ассказах о детях
и животных
Евгения
Ивановича Чарушина (1901 —
1965). Уже первые произведения определили
место Чарушина в детской литературе:
блестящий рассказчик-анималист с острым
зрением художника, умеющий передать
словом и рисунком повадки животных,
которых он любит и необыкновенно тонко
понимает, чувствует.

У Чарушина звери не говорят,
но он умеет показать их настроение.
Внутреннее их состояние передается
через поведение, причем поведение
естественное, свойственное этому зверю.
Искусство словесной живописи подчинено
у Чарушина восприятию малыша. Дети
младшего возраста лучше всего воспринимают
простую по конструкции фразу, главная
роль в которой отведена глаголу. Вот
такими фразами создана, например,
динамичная картина игры лисят в рассказе
«Путешественники»:
«Лисята постукивают по краю лапами,
блюдце гремит, звенит, подпрыгивает. А
лисята знай гонят его по всему полу —
туда-сюда, взад-вперед. Звон стоит, как
в посудной лавке». С течением времени
Чарушин стал усложнять фразу, отказываясь
от такого скопления глаголов.

В произведениях Чарушина,
особенно для самых маленьких, много
звукоподражаний. Сверчок, как настает
ночь, начинает «тир-ликать», ворона
каркает, маленький воробушек чиликает.
Чаще всего он изображает детенышей
животных, видимо, полагая, что такие
герои наиболее близки душе малыша. Он
и сам любил маленьких зверят, «трогательных
в своей беспомощности и интересных
потому, что в них угадывается уже врослый
зверь». Подчеркивая детскость их
поведения, писатель скрепляет в сознании
своего читателя бережное, покровительственное
отношение к «братьям нашим меньшим».

Животные на воле, в естественной
среде обитания, изображены Чарушиным
как в рассказах, так и на иллюстрациях.
В 1930 году вышла его книжка-картинка
«Птенцы»; затем в 1935 и 1938 годах появились
книжечки «Животные жарких стран»,
«Удивительные звери», «Звери жарких и
холодных стран».
Рассказы о диких животных, увиденных
глазами то охотника, то ученого-натуралиста,
но неизменно талантливого писателя и
доброго человека, передают детям любовь
и восхищение разнообразной природы
(«Медведь-рыбак»). Во
всех произведениях звучит мотив
единения человека с природой, но особенно
явственно в
рассказах о приручении
зверей («Путешественники;
«Свинья»).
Природа
с детства обогащала Чарушина впечатлениями,
которые он, став художником-писателем,
облекал в точные и яркие образы. С равным
искусством владел он словом, карандашом
и кистью.

4

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

  • Почему произведение островского называется пьесами жизни сочинение краткое
  • Почему произведение недоросль актуально в наши дни сочинение
  • Почему произведение лиса и журавль является сказкой
  • Почему произведение капитанская дочка называется капитанская дочка сочинение
  • Почему произведение горе от ума так называется сочинение