Почему пушкин начал писать сказки

Почему Пушкин начал писать сказки для детей

Пушкин – гениальный русский поэт и прозаик, сделавший для отечественной литературы практически невозможное.

Он сумел вывести ее на новый уровень, максимально приблизить к народу и создать четкую, красивую систему.

Только после Пушкина проза стала восприниматься как полноценное литературное явление, тексты приобрели лаконичность и реалистичность, оторвавшись от традиций романтизма.

Большинство из нас знает Пушкина как достаточно серьезного автора.

Ему принадлежат бессмертные вольнолюбивые и лирические стихотворения, невероятные «Маленькие трагедии»; преисполненные жаждой жизни «Дубровский» и «Капитанская дочка»; слегка ироничный, пропитанный духом современности «Евгений Онегин».

Безусловно, это очень глубокие, серьезные тексты, созданные гением великого поэта. Почему же он решил писать детские сказки, основанные на традициях нашего народа?

Прежде всего, Александр Сергеевич Пушкин искренне и очень сильно любил родной фольклор.

Воспитанный крепостной крестьянкой, он с детства с головой погружался в удивительные сюжеты.

Маленького мальчика, уже тогда отличающегося невероятно живым воображением, завораживали волшебные сюжеты, созданные народной фантазией.

Он восхищался развитием действий, поворотами, поступками героев – и запоминал каждую деталь.

Став взрослым, Пушкин не утратил этой любви. Более того, его современники не раз подчеркивали, как по-детски искренне он восхищался метким языком фольклорных сказок, как восторгался их внутреннему устройству, композиции, форме.

В своем письме к младшему брату Льву Сергеевичу, великий поэт заметил: «Что за прелесть эти сказки!» (1824 год).

Такая невероятная любовь и искренний восторг подготовили добрую почву. К 30-м годам XIX столетия в воображении Пушкина уже вились разнообразные волшебные сюжеты, которые только и ждали, когда же их перенесут на бумагу.

Первой появилась «Сказка о попе и работнике его Балде», которая стала литературным переложением истории, услышанной автором на ярмарке.

Пушкин написал сказку в 1830 году, находясь в Болдино. Публиковать произведение он не решился из-за цензуры.

Интересную историю имеет «Сказка о царе Салтане». Это удивительное произведение, максимально приближенное к народным, наполненное чудесами, родилось в 1831 году.

Считается, что оно было написано не только под влиянием услышанного в детстве от любимой няни, но и как ответ Жуковскому – еще одному автору, бравшему за основу народные сюжеты.

Правда, Жуковский творил больше в мистическом направлении, перелагая более мрачные сказания (о лесном царе, о мертвых женихах, о святочных гаданиях).

У Пушкина получилось более светлое, волшебное творение.

В основу некоторых своих сказок великий поэт клал европейские.

Например, «Сказка о рыбаке и рыбке» – результат переложения померанской истории. Правда, у Пушкина получилось удивительно органичное произведение, насквозь пропитанное духом русского фольклора.

Этот текст гениальный автор подарил Далю – еще одному сказочнику-современнику, с любовью относившемуся к народному творчеству.

Болдино, 1833 год. Пушкин ставит точку в «Сказке о мертвой царевне».

Читая это произведение, каждый увидит множество черт, схожих с «Белоснежкой» и «Спящей красавицей», которые еще до нашего поэта литературно оформили братья Гримм и Шарль Перро.

Это известный европейский сюжет, опять же переосмысленный Пушкиным в исконно русской традиции. Он воспевает силу настоящей любви и преданности, которые способны преодолеть любые козни!

Осенью 1834 года увидела свет «Сказка о золотом петушке». Она написана в духе фольклорных произведений, наполнена старославянской лексикой и поражает образностью языка.

Анна Ахматова открыла первоисточник этой истории: книга Вашингтона Ирвинга «Альгамбра», в которой есть «Легенда об арабском звездочете», сюжетно очень похожая на «Золотого петушка».

Однако и тут Пушкин отошел от европейского сюжета, наделив свое произведение исконно русскими чертами.

Почему же поэт решил писать сказки? Наверное, потому что не мог иначе, сюжеты сложились и требовали творческого воплощения.

Кроме того, в 1832 году Пушкин впервые стал отцом, у него родилась первая дочка Мария.

Возможно, это тоже стало своеобразным толчком к написанию волшебных историй. Ведь сказки – лучший способ донести до детей то самое разумное, доброе и вечное, и правильно воспитать их.

Как Пушкин писал сказки

Знакомясь со сказками А.С. Пушкина, читатель попадает в увлекательный и волшебный мир. В этих великолепных произведениях отразилась любовь автора к русским народным преданиям, сказаниям, песням, к истории своего народа. Над сказочными сюжетами Пушкин работал значительную часть своей жизни.

Александр Сергеевич Пушкин

Исследователи выявили несколько источников, из которых Пушкин черпал вдохновение и подыскивал сюжеты для своих сказок. Известно, что писатель много времени проводил, собирая исторические сведения и работая в архивах. Эти материалы отражали не только жизнь деятелей отечественной истории, царей и полководцев, но и содержали ценные сведения о быте простого русского народа. Многие детали, найденные Пушкиным в исторических описаниях, нашли отражение в сказочных сюжетах.

Во время жизни в селе Михайловском Пушкин не раз принимал участие в народных гуляньях, проводил время на ярмарках, смешиваясь с толпой простых людей. Здесь он мог послушать народные песни и сказочные истории, которые передавали слушателям нищие слепцы. Меткие словечки, яркие образы и точные сравнения западали в душу писателя, становясь основой для будущих произведений.

В детские и юношеские годы Пушкин был очень привязан к своей няне – Арине Родионовне. Будучи простой крепостной крестьянкой, няня часто рассказывала Александру сказки, которых знала много. Вечера, проведенные за прослушиванием народных сказок в исполнении Арины Родионовны, Пушкин считал самой большой наградой. «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» – писал он впоследствии. В более зрелом возрасте писатель также часто просил няню пересказать ему отдельные сказочные истории.

Знаменитые сказки, проникнутые русским народным духом, Пушкин сочинял на протяжении почти всей своей творческой жизни, вплоть до 1834 года. Литературоведы предпочитают делить эти произведения на две группы. Ранние сказки были написаны автором до 1825 года. Поздние, из которых читатели как раз и узнали о попе и его работнике Балде, о царе Салтане, о рыбаке и рыбке, о золотом петушке, относятся к более зрелому периоду творчества Пушкина.

Исследователи и критики сходятся во мнении, что ранние сказочные поэмы Пушкина не отражают подлинной народности творчества писателя, свойственной зрелому периоду его литературной деятельности. Здесь трудно отыскать признаки выражения стремлений и интересов народа. Работая над первыми сказками, автор лишь стремился сознательно усвоить и качественно переработать отдельные приемы устного творчества русского народа.

Но и на раннем периоде сочинения сказок Пушкин стремился по возможности использовать некоторые элементы народных сказаний, характерные речевые обороты, сказочные мотивы, имена персонажей. Точно таким же способом в начале XIX века создавали свои сказочные поэмы и другие русские мастера слова.

После 1825 года Пушкин постепенно переходит к реализму в своем творчестве. Он стремится ближе подойти к народу, уяснить его идеалы, мечты и вековые чаяния. Шаг за шагом он отрабатывал сюжетные линии своих будущих сказок, по нескольку раз исправляя компоновку текстов и безжалостно заменяя одни образы на другие. При этом писатель стремился касаться злободневных социальных тем, не забывая о нравственных идеалах простого народа. Результатом такого углубления в народное творчество стали несколько сказок Пушкина, вошедших в «золотой фонд» русской и мировой литературы.

Видео по теме

Еще со школьной парты все знают, какое значение в жизни Александра Пушкина играла его няня Арина Родионовна, которая с самого раннего детства рассказывала будущему поэту и писателю сказки, привив ему любовь к языку, к миру литературы и к интересным историям. 6 июня будет отмечаться день рождения поэта, и это отличный повод узнать, как великий писатель создавал свои сказки и из каких историй черпал вдохновение.

Сказочный период

Александр Пушкин писал сказки в начале 1830-х годов, тогда к фольклору были обращены взоры многих писателей. К примеру, именно в этот период Гоголь создал свои «Вечера на хуторе близ Диканьки», Ершов — «Конька-горбунка», а Владимир Даль — «Русские сказки». Правда, сборник последнего был позже запрещен, поскольку цензура увидела в пересказанных простым языком народных сказках жалобы на тяжелую долю солдат в Российской армии и насмешки над правительством. Кроме того, язык был признан слишком простым, предназначенным для низших классов.

Также в начале 1830-х годов создал одни из своих самых известных сказок Василий Жуковский — «Сказку о мертвой царевне» и «Сказку о царе Берендее». Стоит отметить, что Жуковский и Пушкин вели негласное состязание в написании сказок, а сам Александр Сергеевич позаимствовал у Василия Андреевича некоторые сюжетные ходы. Поэт вообще черпал вдохновение иногда из самых неожиданных мест. К примеру, сюжет своей первой сказки он услышал на ярмарке.

«Сказка о попе и о работнике его Балде»

Эту сказку Пушкин написал в 1830 году. Она имеет под собой народную основу, как было сказано ранее, поэт услышал ее на ярмарке, о чем свидетельствует запись в его тетрадях. Однако поначалу он опасался ее публиковать, поскольку еще были живы воспоминания о последствиях публикации «Русских сказок» Далем, ведь сказка о попе имеет достаточно смелый характер и в невыгодном свете представляет церковнослужителя. Первые строки сказки («Жил-был поп, толоконный лоб») уже звучат несколько оскорбительно. А главный герой сказки, выходец из простого народа — Балда — имеет огромную силу. Балдой во времена поэта называли дубину или кувалду, а глупых людей этим словом стали именовать гораздо позже.

Сама же сказка по своей структуре и морали больше напоминает даже басню, ведь жадный поп был наказан Балдой, а автор прямым текстом сказал: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной». Стоит отметить, что и впервые издававший сказку Жуковский побоялся публиковать ее в первоначальном виде и заменил попа другим героем — кузнецом. В авторском же виде она впервые появилась только в 1882 году.

«Сказка о царе Салтане»

Специалисты называют эту сказку итогом состязания поэта с Жуковским. Кратко изложенный сюжет этой сказки был найден в тетрадях, где поэт записывал пересказ сказок, которые ему рассказывала Арина Родионовна. Позже он значительно расширил сюжет, добавил множество героев, имена многих из которых позаимствовал из эпоса «Бова Королевич».

«Сказка о царе Салтане» написана в 1931 году в народной манере, по ходу действия она имеет массу повторяющихся действий и диалогов. В ней соединены две темы. Первая — о несчастной жене, которую оклеветали перед лицом мужа. Этот сюжет был широко распространен в фольклоре Западной Европы 16-го века. А вот сюжет об островном государстве, которое является практически идеальным, — это авторская выдумка Пушкина. В сказке он подробно описывает все чудеса, которые возникают по волшебству и которыми славится эта страна. Кроме того, от народного фольклора Пушкин взял идею оборотничества, введя в произведение персонаж, способный обращаться из лебедя в прекрасную царевну.

«Сказка о рыбаке и рыбке»

Ее Пушкин написал в 1933 году, позаимствовав сюжет у знаменитых сказочников — братьев Гримм. Рукопись сказки Александр Сергеевич вручил Далю с пометкой: «Твоя от твоих!», потому долгое время считалось, что именно Даль подсказал идею сказки поэту.

Однако сюжет сильно схож с померанской сказкой, записанной братьями Гримм, которая имеет название «О рыбаке и его жене». В этой сказке рыбак поймал рыбу-камбалу, которая оказалась заколдованным принцем. Получив дом, замок, став царицей, жена рыбака возжелала, чтобы рыбка обратила ее в римского папу. У Пушкина в записях был найден вариант, в котором и его старуха потребовала от рыбки возможности стать папой, но, конечно, поэт не стал развивать свой сюжет таким образом. Однако именно эта черновая запись натолкнула исследователя на мысль, что поэт позаимствовал сюжет в западных источниках, и позже он нашел сказку у братьев Гримм.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Практически любому человеку понятно, что эта сказка также имеет западные корни, а сюжет ее очень схож со сказкой о Белоснежке, написанной все теми же братьями Гримм. Сказка Пушкина полна деталей и поэтических образов, в его варианте не сама девушка просила помощи и защиты, а царевич Енисей. Гномы у Пушкина превратились в богатырей, а слова царевны, обращенные к ним в конце, очень напоминают будущее письмо Татьяны: «Всех я вас люблю сердечно, но другому я навечно отдана…»

«Сказка о золотом петушке»

Прототип этой сказки нашла поэтесса Анна Ахматова, найдя «Легенду об арабском звездочете» Вашингтона Ирвинга и явное ее сходство с сюжетом произведения Пушкина. Написана «Сказка о золотом петушке» в 1934 году, когда у Пушкина была ссора с Николаем I. Его строки «Но с царями плохо спорить» были заменены цензором на «Но с иными плохо спорить».

Сказка поэта имеет значительные отличия от первоисточника. У Ирвинга старый царь остается жив, а его талисман — медный всадник — просто превращается во флюгер, лишая царя волшебной силы. У Пушкина же в силу его личных обстоятельств на тот момент, связанных с Николаем I, Дадон оказывается и обманутым, и погибшим.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Почему рассказ называется размазня чехов
  • Почему пушкин назвал сказку о мертвой царевне и семи богатырях сказкой
  • Почему рассказ называется первый вагон
  • Почему пушкин назвал рассказ капитанская дочка
  • Почему рассказ называется отцы и дети

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии