Почему пушкин считал что чацкий не умный человек сочинение рассуждение

logo

  • Почему Пушкин считал, что Чацкий не умный человек? Каково ваше мнение? Попробуйте ответить на этот вопрос, рассматривая Чацкого как живое человеческое лицо и как героя комедии, в качестве художественного образа.

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      axelpatton927

    • Создано:

      3 года назад

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • himiya
    Химия

    13 минут назад

    3.5. Обери оксид, ступiнь окиснення елемента в якому дорівнює +1. Укожи його назву. A Cu2OБCrO3B NOГ CO23.6. Визнач оксид, ступінь окиснення елемента в якому дорівнює +2. Укажи його назву. A Fe203Б SnO2B CuOГ P2O5​

  • istoriya
    История

    13 минут назад

    Очень срочно-70 баллов!внешняя политика россии в 1725-1762 таблицадата/место(событие)/командующий/итог​

  • geografiya
    География

    13 минут назад

    Визначити падіння і похил річки південий буг якщо висота 289м. гирло 32м. довжина 806км.
    Помогите пожалуйста даю 14 баллов

  • matematika
    Математика

    13 минут назад

    2) Завод выпустил за первую декаду месяца 1540 автомобилей, что составила 44% месячного плана. Сколько автомобилей должен по плану выпустить завод за месяц? РЕШИТЬ ДВУМЯ СПОСОБОМИ. ПРОПОРЦИЕЙ И ПО ПРАВИЛАМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ НА ПРОЦЕНТЫ. ДАМ 50 БАЛЛОВ . СРОЧНОО​

  • istoriya
    История

    53 минут назад

    СРОЧНО!!
    Назвіть ікони іконописної майстерні Києво-Печерського монастиря,що збереглися до наших днів

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

Само название грибоедовского произведения вызывает вопрос, как может возникнуть горе из-за того, что человек умён. Главный герой представлен рассудительным и образованным. Он недоволен действительностью, но ничего не может поменять. По этой причине возникает сомнение, которое проходит через всё произведение: можно ли назвать умным Чацкого.

Оглавление:

  • Сочинение об уме героя
  • Эрудированность персонажа
  • Мнение великого поэта
  • Отличия Чацкого от общества

Можно ли назвать умным чацкого

Сочинение об уме героя

У Александра Чацкого отличное образование, восхождение по карьерной лестнице даётся ему легко. Но возникли определённые обстоятельства, и он уходит со службы. После долгих путешествий он оказывается дома. Основного героя можно охарактеризовать как начитанного и эрудированного человека, который желает участвовать в продвижении важных идей. Но в Санкт-Петербурге общество не приветствует каких-либо изменений, ведь многие сделали свою карьеру благодаря полезным знакомствам и хитрости. Тот, кто мыслил иначе, часто становился изгоем.

Чацкий смело говорит, что думает, из-за чего его недолюбливают окружающие. Люди, которые с ним близко не были знакомы, считают его высокомерным и язвительным. Чацкий старается открыть глаза членам общества на то, что их привычный образ жизни и мышления непродуктивен, от него нет пользы. Но главного героя не желают слушать, а некоторые стараются даже высмеивать.

 сочинение на тему умен ли чацкий

Софья объявила всем, что Александр сошёл с ума, и общество с радостью поддерживает эту идею. Окружающие начинают опасаться основного героя и боятся вслух сказать, что он слишком интеллектуально развит для них. Чацкий осмеливается рассуждать об отмене крепостного права, благодаря которому многие годы на плаву находилась экономическая ситуация в стране, и поддерживалось благополучие высшего общества.

Рассуждения героя, безусловно, верны, но его недостатки заключаются в отсутствии терпимости и неумении тактично вести переговоры. Он не бывает снисходителен к чужому недостатку ума, способен открыто усмехнуться на сказанную глупость. Его любовь к постоянному движению вперёд мешает осознать, что общество со своими устоями и традициями любое новшество принимает в штыки. Чтобы новые правила жизни были позитивно восприняты, необходимо правильно их предложить и вдохновить людей.

 ум в понимании чацкого

Но Чацкий привык лишь высмеивать устои общества. Он надеется, что всё изменится без усилий с его стороны. Герой не желает вдохновлять народ на изменения, потому что самому не хватает важных качеств, в том числе и дипломатии. По этой причине Александр рассудителен и умён, но в то же время ему не хватает зрелости и практичности. Он не желает знать, что любые изменения требуют сил. Вместо того чтобы приложить усилия, он просто исчезает.

Чацкий обладает острым умом и здравомыслием. Но ему ещё нужно научиться понимать, с чего начинаются перемены, особенно если общество привыкло десятилетиями жить по своим законам. Он приезжает домой, надеясь на понимание окружающих, но встречает лишь отчуждение.

Герой не желает жить по законам этого общества, но и взять на себя ответственность за перемены не может. По этой причине он покидает город.

Эрудированность персонажа

Важным в произведении является его название «Горе от ума». В нём автор сообщает, что среди различных людей находится особенно умный человек. Долгое время Грибоедов не мог определиться с названием книги, но всё же выбрал правильный вариант. Перед окончательным решением название изменялось несколько раз. В итоге в нём получилось отразить всё, о чём говорится в произведении.

Основного героя можно назвать человеком вполне эрудированным, своей начитанностью он выделяется из толпы. Но автор даёт понять, что гению тяжело существовать в обычной жизни. Общество, которое живёт по накатанной, не позволяет развиваться главному герою.

 умен ли чацкий

Сложившиеся обстоятельства и отношение окружающих, которые говорят, что он безумец, не позволяют ему развиваться. Он не способен найти в себе резерв сделать так, как считает нужным. Мнение людей заключается в том, что его слова и поведение не считают справедливым упрёком обществу. Они против его размышлений. Главный герой пытается найти важные аргументы, но его поступки часто необдуманны из-за влияния окружающих.

Александр не в силах с ясным умом довести дело до конца. Из-за этого он не может комфортно существовать. Внутри герой понимает абсурдность развернувшийся комедии, но внешне не способен выйти из-под натиска неумных людей. Он тяготится обществом остановившихся в развитии людей, разочарован, что вся актуальная информация до их сознания не доходит, и знает, что если ещё немного повременить в их компании, тогда сам начнёт деградировать.

Ум в понимании Чацкого приносит только горе. Собственный внутренний мир, который хорошо объясняет нелепость поступков, ему неподвластен.

 сочинение умен ли чацкий

Люди вокруг глупы, а это означает, что он не может нормально взаимодействовать, поступки чужды герою. Ему тяжело осознать, почему он должен общаться с такими людьми.

Нельзя однозначно сказать, умён ли Чацкий. Его интеллектуальные способности выше всех похвал, но это не значит, что умны его поступки.

На этого романтического героя оказывают влияние обстоятельства, которые он не способен изменить. Он пытается внешне подействовать на ситуацию, но не может заставить развиваться окружающих.

Гениальность главного персонажа не способна существовать в жестокой реальности.

Мнение великого поэта

Не все считают Чацкого умным, в том числе и Пушкин.

К такому мнению он пришёл по следующим причинам:

  1. Пушкину не понравилось в этой теме, что Чацкий упрекает в отсутствии ума Репетилова, но у самого положение оказывается ничуть не лучше. Главный герой патриотично читает нотации тем, кто его совсем не понимает. Говорить он предпочитает тогда, когда никому нет дела до его проповеди.
  2. Откуда же он берёт умные цитаты, если не умён? Ему диктует Грибоедов. Значит, главный герой передаёт идеи Грибоедова, сообщая читателям мнение автора. Персонаж может общаться непосредственно со зрителями, но в этом случае не будет сильной связи с обществом, членов которого он не замечает. Если не удастся достичь такого взаимодействия, то Чацкий окажется в затруднительном положении.

Отличия Чацкого от общества

Произведение Грибоедова популярно и сейчас.

 сочинение рассуждение умен ли чацкий

Основной его идеей является противостояние современности и прошлого века, представленного обществом Фамусова. В сочинении «Умён ли Чацкий» нужно показать, что у него слишком высокий интеллектуальный уровень для того времени, а общество состоит из недостаточно умных людей. Следует разобрать, действительно ли это так.

То, что Чацкий раскритиковал крепостное право, стало лишним поводом для создания спорной ситуации. Ему было важно обратить внимание на следующие пункты:

  • свобода крестьян;
  • обеспеченность населения в целом;
  • уважение к людям.

Но в то время высшее общество не могло принять то, за что боролся герой, по этой причине проще было его назвать сумасшедшим. Сегодня действует свобода слова, поэтому любой человек независим от других. Это подтверждает наличие здравого зерна в идеях Чацкого.

Подлинное одобрение вызывает непринятие основным героем лжи, подхалимства, лицемерия и коррупции. Восхищение заслуживает желание трудиться на благо народу, а не для похвалы от нескольких лиц. Александр старается вывести на поверхность ограниченные убеждения и слабодушие консерваторов. За это представители высшего общества, ведущие праздный образ жизни, ненавидят его. Из этого можно сделать вывод: Чацкий на стороне справедливых социальных отношений, что характерно лишь для продвинутых личностей.

Можно ли назвать чацкого героем нашего времени

Он раньше других сосредоточился на недостатках общества, изучая особенности воспитания и образования. Персонаж предлагал изменить состав преподавателей, сделать его более профессиональным, перестать быть приверженцами иностранных манер, а также внести изменения в устоявшиеся ценности. Он хотел всё поменять в лучшую сторону, но никто больше не предлагал новые идеи.

У читателей не должно возникнуть сомнений по поводу наличия ума у Чацкого. Его сложно упрекнуть в отсутствии здравого смысла и даже гениальности.

Людей, которые имеют личное мнение, защищают свою позицию и не подвержены стадному чувству, нечасто приходится встречать даже в современном мире.

Многомудрый Литрекон предлагает два сочинения-рассуждения по литературе на темы «Почему Чацкий — умный человек?» и «Почему Чацкий — совсем не умный человек?». Вы можете выбрать то, что соответствует Вашим взглядам на поднятую тему. Приятного просвещения! 

Почему Чацкий — умный человек?

(566 слов) Александр Чацкий — это главный герой пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума».  Именно о его уме идет речь в названии произведения. Чацкий приставляет собой образцового человека будущего, по мнению писателя. Ведь герой честен, принципиален, образован и не боится вступать в спор с большинством. Однако в реалиях, описанных Грибоедовым, Чацкий оказался лишним, так как его добродетелям не нашлось применения в обществе, погрязшем в пороке. И все же далеко не все критики соглашались с тем, что горе Александру принес именно ум. Например, А.С. Пушкин утверждал, что в пьесе есть только один по-настоящему умный человек, и это автор. Чацкого он считал всего лишь молодым подражателем Грибоедова, тем, кто наслушался прогрессивных речей и стал повторять их. Эту точку зрения поддержали многие критики. Однако если мы проанализируем  аргументацию Пушкина, то поймем, что с ним можно совершенно обоснованно не согласиться.

Пушкин объяснил свое мнение о Чацком следующим образом: «Первый признак умного человека — с первого взгляду знать, с кем имеешь дело и не метать бисера перед Репетиловыми». Если Александр не разбирается в людях, как его можно назвать умным? Начнем с того, что фамилия главного героя является говорящей. Как известно, сначала персонаж носил фамилию «Чадский», то есть от слова «чад». Это указывает на то, что персонаж постоянно находится в чаду своих чувств, надежд и иллюзий. Так, в комедии Грибоедов описывает личную драму своего героя. Чацкий ехал к Софье с определёнными мечтами, однако им не суждено было сбыться. Возлюбленная Чацкого выбрала Молчалина, который, несомненно, уступает главному герою по уму. Также персонаж чувствует себя неловко в том окружении, в котором оказался. Герою до глубины души обидно то, что судьба оказывается благосклонной к циничным и эгоистичным людям, однако к людям с высоконравственной душой она безжалостна. Таким образом, в начале повествования персонаж находится в чаду собственных иллюзий. А к концу пьесы Чацкий прозревает и начинает понимать суровую реальность. Это означает, что автор был готов к тому, что его героя сочтут недальновидным из-за его стремления открыть глаза толпе. И он заложил в его фамилию объяснение заблуждения: находясь в чаду чувств и иллюзий, Александр не мог критически оценить свое окружение. Увы, даже самый интеллектуально развитый человек под влиянием любви делает глупые поступки, и кому, как не дуэлянту Пушкину, это знать? Стремясь произвести впечатление на Софью и вернуть ее любовь, Чацкий попробовал разрушить магию неведения и лицемерия своим злословием. Это нам очевидна бесполезность его попыток, а он молод и влюблен, а потому не видит преград.

Вот и знаменитый писатель И.А. Гончаров полагал, что речь Чацкого отличается невероятным остроумием. Он защитил героя от нападок критиков и обосновал его интеллектуальное превосходство над людьми в статье «Мильон терзаний». По его мнению, Чацкий — предвестник перемен в обществе и их первый творец, а потому не признанный и гонимый.

Он вечный обличитель лжи, запрятавшейся в пословицу: «Один в поле не воин». Нет, воин, если он Чацкий, и при том победитель, но передовой воин, застрельщик и — всегда жертва.

В заключение хотелось бы отметить, что за каждым героем стоит автор, и если мы будем приписывать персонажам личные свойства писателя, то вместо книги перед нами окажется любительская биография литератора. Если уж реплика принадлежит Чацкому, то и оценивать ее нужно в контексте образа самого героя. Автор тут не при чем, ведь он же пишет реплики Софьи и Скалозуба. Поэтому нельзя согласиться с мнением А.С. Пушкина по данному вопросу. Чацкий умен, и в этом лишь его заслуга. А автору мы можем быть благодарны за то, что он разглядел и смог описать луч света в темном фамусовском царстве.

Почему Чацкий — совсем не умный человек?

(463 слова) Чацкий — один из самых известных героев русской литературы. Он стал популярным и обсуждаемым не только благодаря гению Грибоедова, но и из-за того, что вызвал полемику в рядах критиков того времени. Максимально приближаясь к реалистическому направлению, автор наделил своего героя, как достойными, так и негативными качествами, ставшими предметом обсуждения его коллег. Некоторые из них даже считали, что у Чацкого нет того большого ума, который вынесет в название пьесы. Чтобы понять замысел известного произведения Грибоедова, рассмотрим поподробнее характеристику его главного героя.

С первых страниц произведения можно заметить, что характер главного героя вовсе не однозначный. Так, как только персонаж приехал в дом Фамусова, он завёл странный разговор с Софьей. Расспрашивая героиню о ее родственниках, герой использует неприятный язвительный тон: 

«Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?»

Нередко на протяжении повествования главный герой предстаёт перед читателем в образе бестактного и вспыльчивого молодого человека. Чацкий любит высмеивать пороки людей, и в этом его упрекает Софья на протяжении всего произведения:

«Малейшая в ком странность чуть видна, у вас тотчас же острота готова».

Оправданием неприятных манер персонажа является безнравственность и пустота общества, где он очутился. Герой даёт понять, что он вовсе не желает задеть собеседника: «…Ужели слова мои все колки? И клонятся к чьему-нибудь вреду?». Но ведь очевидно, что колки! Получается, он сам не понимает, что делает. Разве это умно? 

Основная проблема Чацкого, по мнению автора, кроется в том, что он не умеет управлять своими эмоциями. Ведь у героя «ум с сердцем не в ладу». Это объясняет непривычную для многих манеру общения главного героя. Весьма интересен тот факт, что Александр Сергеевич Пушкин, прочитав комедию Грибоедова, высказался о персонаже так:

«Первый признак умного человека – с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми…». 

Пушкин в своем письме Бестужеву откровенно признается, что считает умным лишь одного автора комедии. По его мнению, Чацкий провел много времени в его обществе и впитал в себя все его новые мысли. «Все, что говорит он, очень умно» — признает Пушкин, но он сомневается в том, что эти слова принадлежат самому Александру Чацкому, раз у него не хватает ума разобраться в людях. Действительно, если герой так умудрен опытом, так прогрессивен, зачем он тратит время на такую жалкую публику? Создается впечатление, что Чацкий просто самоутверждается за счет окружения, которое не может толком возразить ему.

Наконец, если Чацкий так умен, то почему его называют «лишним» и ставят в один ряд с Евгением Онегиным и Григорием Печориным? Это соседство означает, что Александр, как и другие персонажи, не способен воплотить то, что пропагандирует. Что толку от его красивых речей, если они не подкрепляются хоть какими-то результатами? Его ум проявляется только на словах, а слова легко подделать, легко повторить и не осмыслить. Но в чем уж точно не приходится сомневаться, так это в том, что автором пьесы был настоящий интеллектуал, способный вдохновить многих молодых людей на созидание.

­Пример сочинения: Ум в понимании Чацкого

Логика умного человека, по Чацкому, предполагает не просто умение использовать уже сложившиеся условия жизни и даже не только образованность (что само по себе является обязательным), но способность свободно и непредвзят оценивать сами условия с точки зрения здравого смысла и изменять эти условия, если они здравому смыслу не соответствуют. Так, находясь во главе ученого комитета, не имеет смысла с криком требовать «присяг, чтоб грамоте никто не знал и не учился».

Долго ли можно продержаться на такой должности с подобными взглядами? Не только бесчестно, но действительно глупо выменивал на слуг, которые спасали «жизнь и честь» барина, «борзые три собаки», ибо кто в следующий раз будет спасать ему жизнь! Бессмысленно и опасно пользоваться материальными и культурными благами, не предоставляя никакого доступа к ним народу, тому самому «умному, бодрому» народу, который только что спас монархию от Наполеона. Невозможно более удержаться при дворе, используя принципы максима Петровича. Теперь недостаточно лишь личной преданности и стремления угодить — теперь необходимо уметь делать дело, так как государственные задачи сильно усложнились.

Все эти примеры отчетливо показывают авторскую позицию: ум, который лишь приспосабливается, мыслит стандартными стереотипами, Грибоедов склонен считать глупостью. Но в том-то и суть проблемы, что большинство всегда мыслит стандартно и стереотипно.Грибоедов не сводит конфликт только к противопоставлению умов, присущих людям разных поколений.

Так, например, Чацкого и Молчалина можно отнести к одному поколению, однако их взгляды диаметрально противоположны: первый являет собой тип личности «века нынешнего» и даже скорее всего века будущего, а второй, при всей его молодости, — «века минувшего», поскольку его устраивают жизненные принципы Фамусова и людей его круга .Оба героя — и Чацкий, и Молчалин — умны по-своему. Молчалин, сделав успешную карьеру, заняв хоть какое, но место в обществе, понимает ту систему, которая лежит в его основе. Это вполне соответствует его практическому уму. Но с позиции Чацкого, который борется за свободу личности, такое поведение, обусловленное принятыми в обществе стереотипами, не может считаться умным:

Я странен, а не странен кто ж?
Тот, кто на всех глупцов похож…

По мнению Чацкого, действительно умный человек не должен зависеть от других — именно так он и ведет себя в доме Фамусова, в результате чего заслуживает репутацию безумного. Получается, что дворянство в большинстве своем как сила, отвечающая за обустройство жизни в стране, перестало соответствовать требованиям времени. Но если признать за точкой зрения Чацкого, которая отражает позиции меньшей части общества, право на существование, то необходимо будет как-то отреагировать на нее.

Тогда надо либо, осознав ее правоту, меняться в соответствии с новыми принципами — а этого многим делать не хочется, а большинству просто не под силу. Либо надо бороться с противоречащей прежней системе ценностей позицией Чацкого, что и происходит на протяжении второго, третьего и почти всего четвертого действия комедии. Но существует и третий путь: объявить того, кто высказывает столь необычные для большинства взгляды, сумасшедшим. Тогда можно спокойно не обращать внимания на его гневные слова и пламенные монологи.

Это очень удобно и вполне соответствует общим стремлениям фамусовского общества: как можно меньше утруждать себя какими-либо заботами. Вполне можно представить себе ту атмосферу благодушия и комфорта, которая царила здесь до появления Чацкого. Изгнав его из московского общества, Фамусов и его окружение, по-видимому, на какое-то время почувствуют себя спокойно. Но лишь на недолгое время. Ведь Чацкий отнюдь не герой-одиночка, хотя в комедии он один противостоит всему фамусовскому обществу. Чацкий отражает целый тип людей, обозначивший новое явление в обществе и обнаруживший все его болевые точки.

Таким образом, в комедии «Горе от ума» представлены различные типы ума — от житейской мудрости, практического ума, до ума, отражающего высокий интеллект свободного мыслителя, смело вступающего в противоборство с тем, что не соответствует высшим критериям истины. Именно такому уму «горе», его носитель изгнан из общества и вряд ли его ждет успех и признание где-то в другом месте. В том и сила грибоедовского гения, что показывая события конкретного времени и места, он обращается к проблеме вечной — не только Чацкого, живущего в эпоху накануне «возмущения на Исаакиевской площади», ждет печальная судьба. Она уготована любому, кто вступает в борьбу со старой системой взглядов и пытается отстоять свой образ мысли, свой ум — ум свободного человека.


Пример сочинения: Почему Чацкий — совсем не умный человек?

Чацкий — один из самых известных героев русской литературы. Он стал популярным и обсуждаемым не только благодаря гению Грибоедова, но и из-за того, что вызвал полемику в рядах критиков того времени. Максимально приближаясь к реалистическому направлению, автор наделил своего героя, как достойными, так и негативными качествами, ставшими предметом обсуждения его коллег. Некоторые из них даже считали, что у Чацкого нет того большого ума, который вынесет в название пьесы. Чтобы понять замысел известного произведения Грибоедова, рассмотрим поподробнее характеристику его главного героя.

С первых страниц произведения можно заметить, что характер главного героя вовсе не однозначный. Так, как только персонаж приехал в дом Фамусова, он завёл странный разговор с Софьей. Расспрашивая героиню о ее родственниках, герой использует неприятный язвительный тон:

«Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?»

Нередко на протяжении повествования главный герой предстаёт перед читателем в образе бестактного и вспыльчивого молодого человека. Чацкий любит высмеивать пороки людей, и в этом его упрекает Софья на протяжении всего произведения:

«Малейшая в ком странность чуть видна, у вас тотчас же острота готова».

Оправданием неприятных манер персонажа является безнравственность и пустота общества, где он очутился. Герой даёт понять, что он вовсе не желает задеть собеседника: «…Ужели слова мои все колки? И клонятся к чьему-нибудь вреду?». Но ведь очевидно, что колки! Получается, он сам не понимает, что делает. Разве это умно?

Основная проблема Чацкого, по мнению автора, кроется в том, что он не умеет управлять своими эмоциями. Ведь у героя «ум с сердцем не в ладу». Это объясняет непривычную для многих манеру общения главного героя. Весьма интересен тот факт, что Александр Сергеевич Пушкин, прочитав комедию Грибоедова, высказался о персонаже так:

«Первый признак умного человека – с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми…».

Пушкин в своем письме Бестужеву откровенно признается, что считает умным лишь одного автора комедии. По его мнению, Чацкий провел много времени в его обществе и впитал в себя все его новые мысли. «Все, что говорит он, очень умно» — признает Пушкин, но он сомневается в том, что эти слова принадлежат самому Александру Чацкому, раз у него не хватает ума разобраться в людях. Действительно, если герой так умудрен опытом, так прогрессивен, зачем он тратит время на такую жалкую публику? Создается впечатление, что Чацкий просто самоутверждается за счет окружения, которое не может толком возразить ему.

Наконец, если Чацкий так умен, то почему его называют «лишним» и ставят в один ряд с Евгением Онегиным и Григорием Печориным? Это соседство означает, что Александр, как и другие персонажи, не способен воплотить то, что пропагандирует. Что толку от его красивых речей, если они не подкрепляются хоть какими-то результатами? Его ум проявляется только на словах, а слова легко подделать, легко повторить и не осмыслить. Но в чем уж точно не приходится сомневаться, так это в том, что автором пьесы был настоящий интеллектуал, способный вдохновить многих молодых людей на созидание.


Пример сочинения 3

Автор называет картину, написанную в комедийном жанре, «Горе от ума», чтобы полностью описать все мучения человека, наделенного умом и здравым смыслом в обществе людей глупых и обделенных любой возможностью мыслить разумно.

В названии автор подчеркивает общий смысл произведения, горе, человека, наделенного умом, в компании глупых людей. Он не может разделить с кем-то интеллектуальные разговоры, а наблюдать за глупыми людьми отчасти бесполезно и занудно.

Он подчеркивает эту идею в письме к Катенину, говоря о том, что его комедия рассказывает о том, что на 1 умного человека обычно приходиться 25 глупцов, в окружении которых ему приходиться жить. Это ключевая идея произведения, которую автор красной нитью протягивает на протяжении всего повествования, он также покажет, как герой начинает меняться под влиянием окружающей среды и мнения людей.

Основной чертой Чацкого является настоящий ум. Критики были удивлены и смущены тем, что поведение Чадского отличается безрассудством, но при этом остальные лица не отличаются особенной глупостью. Этим он выделяется на фоне окружающих людей. С одной точки зрения он безумно умен, а с другой не обладает никакими мыслительными способностями.

Но кроме этих двух точек зрения существует еще и третья. Читатель не может отрицать у Чацкого наличие живого и пылкого ума. Но при этому нельзя отрицать его безрассудства и крайней резкости. Особенно видной на фоне окружающих его людей. Он не понимает, почему судьба поступает с ним столько несправедливо, ведь он обладает живым и пылким умом.

Такова натура главного героя, у него есть собственные достоинства и недостатки, она отчасти кажется гениальной, но в тоже время достаточно простой. Только гениальный человек мог повести себя в бытовой драме именно таким образом, он не готов решать возникающие на бытовом уровне проблемы.

Автор подчеркивает, что в русском обществе человек гениальный не способен выжить в обыденности и реализме. Он старается сохранить здравый ум, но не может. Окружающая среда влияет на него губительно. При этом на фоне других людей он выглядит достаточно скучно, при этом он думает, что возможности его фактически исчерпаны.

Трудно сказать, обладает ли главный герой абсолютным умом и восприятием окружающего мира. Он старается думать положительно, но внешняя глупость губит все на корню.

Ему трудно разобраться с происходящим в окружающем мире. При этом автор говорит о том, что молодой человек не просто умен, он гениален. И именно поэтому не может выжить в бытовой обстановке. Гениальный ум страдает в окружении глупых людей, не способных размышлять о трудностях и проблемах.


Пример сочинения 4

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» была написана в 1824 году, но актуальна и по сей день.
Одним из главных героев этого произведения является Александр Чацкий. При анализе образа этого персонажа и произведения в целом возникает вопрос, можно ли назвать Чацкого умным. На эту тему можно спорить вечно.

Чацкий — довольно рассудительный мужчина. Однако он несчастлив, потому что не может смириться с действительностью и изменить что-либо, ведь окружающие от него не зависят. Из-за этого появляются сомнения по поводу его ума. Однажды даже Пушкин сомневался в его рассудительности.

Некоторые факты о личности героя:

  • Известно, что мужчина образован и добился немалых успехов в карьере. Но позднее он почему-то бросил работу.
  • После долгого путешествия он вернулся на родину.
  • Чацкий производит впечатление эрудированного и просвещенного человека, стремящегося к здравомыслию. Однако в Санкт-Петербурге он сталкивается с «фамусовским» социумом, который к переменам не готов.

Люди, живущие в этом городе, добились успехов на работе благодаря хитрости и личным связям. Инакомыслящих граждан не принимают в этом обществе и не собираются понимать. Особенно Александра, от которого слышны одни упреки.

Чацкий не боится говорить все прямо в лицо, этим многие недовольны и считают его совсем неумным. Он кажется самовлюбленным и дерзким. Герой пытается направить на путь истинный своих непутевых собеседников и объяснить им, что правила их общества давно устарели и являются бесполезными. Однако его не воспринимают всерьез и высмеивают.

Софья спокойно распу

Он не понимает, почему судьба поступает с ним столько несправедливо, ведь он обладает живым и пылким умом.

Такова натура главного героя, у него есть собственные достоинства и недостатки, она отчасти кажется гениальной, но в тоже время достаточно простой. Только гениальный человек мог повести себя в бытовой драме именно таким образом, он не готов решать возникающие на бытовом уровне проблемы.

Автор подчеркивает, что в русском обществе человек гениальный не способен выжить в обыденности и реализме. Он старается сохранить здравый ум, но не может. Окружающая среда влияет на него губительно. При этом на фоне других людей он выглядит достаточно скучно, при этом он думает, что возможности его фактически исчерпаны.

Трудно сказать, обладает ли главный герой абсолютным умом и восприятием окружающего мира. Он старается думать положительно, но внешняя глупость губит все на корню.

Ему трудно разобраться с происходящим в окружающем мире. При этом автор говорит о том, что молодой человек не просто умен, он гениален. И именно поэтому не может выжить в бытовой обстановке. Гениальный ум страдает в окружении глупых людей, не способных размышлять о трудностях и проблемах.


Пример сочинения 4

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» была написана в 1824 году, но актуальна и по сей день.
Одним из главных героев этого произведения является Александр Чацкий. При анализе образа этого персонажа и произведения в целом возникает вопрос, можно ли назвать Чацкого умным. На эту тему можно спорить вечно.

Чацкий — довольно рассудительный мужчина. Однако он несчастлив, потому что не может смириться с действительностью и изменить что-либо, ведь окружающие от него не зависят. Из-за этого появляются сомнения по поводу его ума. Однажды даже Пушкин сомневался в его рассудительности.

Некоторые факты о личности героя:

  • Известно, что мужчина образован и добился немалых успехов в карьере. Но позднее он почему-то бросил работу.
  • После долгого путешествия он вернулся на родину.
  • Чацкий производит впечатление эрудированного и просвещенного человека, стремящегося к здравомыслию. Однако в Санкт-Петербурге он сталкивается с «фамусовским» социумом, который к переменам не готов.

Люди, живущие в этом городе, добились успехов на работе благодаря хитрости и личным связям. Инакомыслящих граждан не принимают в этом обществе и не собираются понимать. Особенно Александра, от которого слышны одни упреки.

Чацкий не боится говорить все прямо в лицо, этим многие недовольны и считают его совсем неумным. Он кажется самовлюбленным и дерзким. Герой пытается направить на путь истинный своих непутевых собеседников и объяснить им, что правила их общества давно устарели и являются бесполезными. Однако его не воспринимают всерьез и высмеивают.

Софья спокойно распускает сплетню о сумасшествии Чацкого, которую все с удовольствием принимают за правду. Уж слишком им кажется Александр опасным, проще объявить его безумцем. Ведь он осмеливается заикаться об отмене крепостного права, на котором длительное время держалось экономическое состояние России и жизнь высшего слоя общества.

Осуждение кумовства, лести, неправильного управления, лживости, коррупционных действий и лицемерия вызывает искреннее восхищение у многих читателей, ведь он рассуждает, как герой нашего времени. Мораль «Служить бы рад, прислуживаться тошно» отображает его стремление к труду ради дела, а не для получения похвалы от определенных людей. Он пытается обличить слабодушие и глупость у консерваторов — аристократов, ведущих непотребный образ жизни. Из этого следует, что Чацкий — настоящий патриот и борец за правомочия на честные социальные взаимоотношения, что присуще лишь прогрессивным людям.

Конечно, не сразу понятно, умен ли Чацкий, ведь его поступки весьма противоречивы. Мужчина образован и начитан, но ему незнакома терпимость и коммуникабельность. Любой глупый поступок вызывает у него смех и презрение, поэтому он кажется неприветливым человеком. Истинный ум в понимании Чацкого означает идеальное выполнение каких-либо действий.

О недостатках Александра:

  • Герой обладает полезными знаниями и умениями, но не умеет их применять в реальной жизни. Его рассудительность мешает ему признать простую истину: любые изменения подобное общество принимает с трудом. А значит, чтобы ситуация изменилась к лучшему, ему необходимо сделать что-то хорошее. Александр же выбирает насмешки, а не помощь другим, это его главный недостаток.
  • С одной стороны, Александра можно назвать умным, а с другой, непрактичным и неопытным. Чацкий находится лишь в начале пути и не осознает, что для перемен необходимо приложить немало усилий. Он предпочитает побег, а не борьбу за счастливое будущее, вот в чем заключается горе от ума Чацкого.

Герой обладает живым умом и ясными мыслями. Но он слишком юн и неопытен, чтобы понять, как сложно людям поменяться. Он приезжает домой, рассчитывая на признание и хороший прием, но сталкивается с негативом. Мужчина не готов оставаться частью такого общества, но не знает, как все изменить, поэтому уезжает из города. После анализа произведения сложно усомниться в умственных способностях Чацкого. Герой уникален. Даже в современном социуме не так много личностей, готовых отстаивать свою точку зрения ради блага всего живого и вдохновить остальных к совершению хороших поступков.

  • Сочинения
  • /

  • Литература
  • /

  • Грибоедов

В любом произведении название играет ключевую роль, поэтому является также тезисом главной мысли, заключенной в повествовании. Первым названием Грибоедов как бы говорит: «Горе уму», но потом решает вставить предлог от. Первостепенно в обществе, где жил автор было принято считать, что ум означает прогрессивность идей, а человек умный считался прогрессивным и деятельным. Но почему же возникло название «Горе от ума». И можно ли назвать главного героя умным?

Да Чацкий положительно умен, да и вообще среди героев нет людей простых, они продуманы и готовы на любые свершения, чтобы достичь желаемой цели.

Но Грибоедов пишет, в его повествовании есть двадцать пять глупцов, почему же он выделяет именно Чацкого на фоне всех остальных. На самом деле он выделяется, ему присущи определенные умственные способности, он смотрит на все происходящее и анализирует. Он способен аналитически подходить к происходящему.

У него есть определенный интеллект, но не может применять его на практике. Часто он попадает в разные ситуации, из которых не может выбраться, хотя логически мыслящий человек. Поэтому предлог от вносит отрицательный подтекст в название, несмотря на то, что главный герой умен, он не способен применить имеющиеся знания на практике, это и дает трещину в наличии у него ума.

При этом его фамилия является говорящей и говорит о том, откуда возникает его способность к вольнодумию. Он не пытается понять девушку, которая отвергла его чувства, при этом часто проявляет грубость и непонимание. Ему трудно контролировать свои эмоции. При этом размышлять он может как думающий человек, наделенный способностями.

Несмотря на то, что он обладает умственными способностями, может анализировать, у него есть определенные знания, но нет практической мудрости. Он не может применять полученные знания на практике, поэтому его нельзя назвать умным человеком, потому что жизнь его часто идет под откос из-за неправильного применения полученных знаний.

На вопрос умен ли Чацкий нельзя ответить однозначно, у каждого есть положительные и отрицательные стороны, при этом он не ведет себя как человек мудрый и проницательный.

Сочинение 2

В произведении А. Грибоедова «горе от ума» заложена мысль о том, что в обществе не ценят умных людей. В комедии одним из основных персонажей считается Александр Андреевич Чацкий.

Главный герой описан автором с позитивной стороны. Он дает ему характеристику умного человека. Грибоедов выделяет Чацкого из всех двадцати пяти человек. Он отличается от всего Фамусовского общества своей уникальностью и умственными способностями. Окружающие люди его не принимают и т не хотят понять. Его не любят потому, что умнее, чем все остальные. А таких персонажей посредственное общество не воспринимает и отвергает. Чацкий сильно выделяется, он яркий и заметный персонаж. Его ум мешает герою влиться в коллектив.

Чацкий благодаря своему уму смог выучится и получить хорошее образование. Его семья не была сильно богатой. Чацкий был коренным москвичом. Он родился и рос в этом городе. Покойный отец Александра Андреевича был хорошим товарищем Фамусова, поэтому парень хорошо знал это общество. Бывая в гостях у семьи Фамусовых, парень познакомился с Софией и влюбился в нее. Эта девушка была дочкой хозяина дома.

Чацкий вынужден был отправиться в путешествие на три долгих года, но он понимал, что не вынесет разлуку с любимой, поэтому вернулся раньше. Во время вынужденной поездки парень общался с разными людьми, от которых узнал много новой и полезной информации, приобрел новые навыки. Приехав в Москву парень решил поведать Софии все. Что ему удалось узнать. Но, девушке были не интересны его рассказы, ведь она совсем не интересовалась наукой. За время отсутствия Чацкого в Москве София охладела к нему и влюбилась в другого героя.

От своего путешествия парень взял многое. Он пообщался с умными личностями и узнал много поучительных и интересных умозаключений. Чацкий был умным, но на его родной территории его никто не оценил. Фамусовское общество не хотело его слушать и воспринимать его истории. Им все это не было интересно. Всем коллективом они воспринимали Чацкого как ненормального и сумасшедшего человека. Александр Андреевич понимал, что это общество невозможно исправить и донести до них истину. Чацкий не стал уподобляться всем им и пошёл против коллектива. В итоге он очень пострадал от Фамусовского общества.

Чацкий был достаточно умным человеком и стремился развиваться и познавать новое. Из-за своего большого склада ума он понимал, что окружающее его общество деградирует. От этого осознания реальности ему становилось невыносимо плохо, и однажды он покинул Москву. Чацкого можно смело назвать умным и трудолюбивым человеко.

Другие темы: ← Чацкий и Фамусов (сравнительная характеристика)↑ ГрибоедовОбраз Чацкого в комедии Горе от ума →

`

«Умён ли Чацкий, противопоставляя себя фамусовскому обществу»

В самом деле, что было бы с нами, если бы вместо общеудобного правила: чин чина почитай, ввелось в употребление другое, например: ум ума почитай ? А. С. Пушкин Грибоедов назвал свою пьесу «Горе от ума». Это название может быть понято и всерьёз, и иронично в зависимости от того, что понимать под словом «ум». Кажется, драматург употребил это слово в значении «познавательная и мыслительная способность человека, способность логически мыслить» (АН СССР Словарь русского языка в четырёх томах. М.: Русский язык, 1981, т.4, с.488). Данное определение подразумевает, во-первых, философский ум, высокий интеллект и, во-вторых, «здравый смысл, способность оценивать обстановку, взвешивать обстоятельства и руководствоваться этим в своём поведении» (там же). Разделение и сталкивание этих двух значений слова «ум» находим, например, в романе «Война и мир», когда Л. Н.Толстой объясняет нулевой результат преобразований, проведённых Пьером Безуховым в своих имениях: главный управляющий, весьма глупый и хитрый человек, совершенно понял умного и наивного графа и играл им, как игрушкой (2, 2, X).

Когда А.С. Пушкин и И.А. Гончаров рассуждают об уме Чацкого, их оценки на первый взгляд прямо противоположны. Пушкин утверждает в письме к А.А.Бестужеву (конец января 1825 года): «Всё, что говорит Чацкий, очень умно. Но кому говорит он всё это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека — с первого взгляда знать, с кем имеешь дело…». Гончаров пишет в статье «Мильон терзаний» (1871): «Чацкий не только умнее всех прочих лиц, он положительно умён. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть сердце, и притом он безукоризненно честен. Словом, это человек не только умный, но и развитой, с чувством». Из приведённых цитат видно, что Пушкин имеет в виду здравый смысл, то есть житейский ум, а Гончаров — высокий интеллект, а значит, авторы не противоречат друг другу.

Только-только появившись на сцене, Чацкий в своих репликах немногими, но меткими штрихами создаёт остроумные портреты представителей фамусовской Москвы: московских «тузов»-завсегдатаев Английского клуба, «бульварных» лиц, молодящихся тётушек, бойких французов, немецких учителей и т.д. Далее в монологах главный герой иронично о «века минувшего», которыми гак гордится Фамусов: раболепство (завидная карьера камергера Максима Петровича), страх перед просвещением и науками («Забрать нее книги бы да сжечь» III, 21), ненависть к людям, которые хотят жить своим умом («К свободной жизни их вражда непримирима» II, 5), служба не ради дела, а ради карьеры («И награжденья брать, и весело пожить» III, 3) и т.д. Чацкий даёт блестящие характеристики представителям фамусовского общества: Скалозубу («Хрипун, удавленник, фагот, Созвездие манёвров и мазурки» III, 1), Молчалину («Низкопоклонник и делец» IV, 14), Фамусову («Любитель чинов» IV, 14). Остроумные и точные оценки и суждения Чацкого указывают на его независимый и насмешливый ум, на его блестящие аналитические (связанные с анализом явлений окружающего мира и человеческих характеров) способности.

В хитрости и изворотливости, то есть в житейской смекалке, фамусовское общество превосходит умного Чацкого. Глупый Скалозуб и хитрый Молчалин успешно устраиваются в жизни и делают карьеру, которая не даётся Чацкому, человеку прямому и независимому. Скалозуб и Молчалин хорошо усвоили законы фамусовского общества: помимо деловых качеств, а может быть и прежде них, желающий преуспеть по службе должен обладать умением угождать начальнику, демонстрировать своё почтение и преданность:

У покровителей зевать на потолок, Явиться помолчать, пошаркать, пообедать, Подставить стул, поднять платок. (II, 2)

Чацкий, понимая все эти хитрости карьеристов, пренебрежительно-снисходительно относится к подобной «науке добиваться успеха». И ещё. При всей своей умной проницательности он не увидел очевидного: Софья влюблена в Молчалина. Чацкий недооценил своего соперника, которого презрительно называл «глупцом» (I, 7), «жалчайшим созданием» (III, 1), а тихий чиновник оказался весьма ловким пройдохой и обошёл главного героя и в любви, и в чинах: пока Чацкий три года путешествовал и «искал ума» (I, 5), Молчалин любовь Софьи и «три награжденья получил» (III, 3). Чацкий недооценил также сплочённости фамусовского общества —

В любви предателей, в вражде неутомимых, Рассказчиков неукротимых, Нескладных умников, лукавых простаков, Старух зловещих, стариков… (IV, 14)

Фамусовское общество не стало опровергать доводы молодого обличителя, которые опять свидетельствуют о его философском уме, а легко и просто расправилось с ним, проявив житейский изворотливый ум и объявив его сумасшедшим.

Итак, можно ли назвать Чацкого умным, если он один пытается бороться со всем фамусовским обществом? Да, можно. Обыватель знает наперёд, что это дело безнадёжное: «Можно ль против всех!» (IV, 7) — восклицают гости Фамусова. Но есть герои, которые вопреки обывательской мудрости всё равно идут против общественного мнения и отживших правил. Конечно, консервативное большинство раздавит этих «возмутителей спокойствия», но только потому, что вначале их единицы. В конце концов изменения в обществе обязательно произойдут, как и мечтали первые борцы-одиночки. Поэтому, безусловно, прав Гончаров, который писал, что Чацкий — победитель и всегда жертва.

Разумеется, хорошо, когда ум у человека разносторонний. Но если выбирать, то, видимо, более ценен философский ум (ум Чацкого, а не Молчалина), ибо он помогает осмыслять и понимать мир и людей вокруг. Хитрость и изворотливость помогают преуспеть в жизни только самому их обладателю, а после того как чины и деньги добыты, серьёзному человеку жить становится скучно (примеров тому в русской литературе множество — судьба доктора Старцева из рассказа А.П.Чехова «Ионыч» или чиновника Калиновича из романа А.Ф.Писемского «Тысяча душ»).

Популярные сочинения

  • Сочинение-описание по картине Новые хозяева Богданова-Бельского (для 5 класса)
    Мы видим красивую светлую комнату, стол с самоваром, ватрушками… Вот люди вокруг и пьют чай. Ничего особенного. А вот тебе сказали название, так ты сразу задумался. Что за хозяева?
  • Жизненный путь духовных исканий Пьера Безухова в романе Война и мир сочинение
    Один из главных героев романа – Пьер Безухов. Он незаконнорожденный сын одного из богатых людей в России. Внешне не очень привлекателен из-за своей полноты и очков. Но как только он получает огромное наследство
  • Сочинения по творчеству Александра Грина
    Сочинения по произведениям Александра Грина

Почему пушкин считал чацкого неумным человеком?

Говорячи про якості якої-небудь людини, визначаючи його характер, оцінюючи як особу, чомусь завжди згадують про його приналежність до певної національності, говорять, як зараз модно, про національний менталітет. Герої літературних романів — не виключення. А що таке — російська душа? Що містить в собі це поняття? Звичайно, кажучи про героїв роману «Євгеній Онєгін», можна розповідати про любов до рідної природи, згадуючи рядки про зустріч світанку, про довгі прогулянки по лісах і лугах Михайлівського і Тригорского, по берегах Сороти — не дарма ж поет щедро дарував героям свої улюблені місця. Можна згадати, що «Тетяна вірила Простонародним старовинним переказам» //, розповісти про вірність національним традиціям, про дивовижний сон Тетяни. Але, напевно, те ж саме можна сказати і про інших пушкінських провінційних панночок. Тоді чому ж саме вона — «головна героїня», «улюблена героїня», та ще і «милий ідеал»? Вона навіть по-російськи писати не уміла, і те саме, заповітний лист Пушкіну довівся переводити з французького. Напевно, є у кожного народу свої риси, властиві тільки йому традиції, які не визначаються соціально-економічними етапами розвитку, які не відняти при яких завгодно випробуваннях. Ми бачимо щирість першого почуття Тетяни, її сміливість і рішучість. Ми знаємо, що вона пронесе його в серці крізь усе життя: «Я вас люблю (до чого лукавити?)» Ми віримо її словам і не чекаємо нічого іншого, коли вона згадує про юність:

А мені, Онєгін, пишнота ця Красивому життю мішура Мої успіхи у вихорі світла Мій людний будинок і вечори Що в них? Зараз віддати я рада Усе це дрантя маскараду Увесь цей блиск, і шум, і чад За полицю книг, за дикий сад За наше бідне житло За ті місця, де вперше Онєгін, бачила я вас Та за покірливе кладовище Де тільки хрест та покров гілок Над бідною нянею моєю!

Особисті переживання Тетяна говорить про те, що вона, дочка свого народу, вірна його принципам і традиціям. Згадаєте її розмову з нянею:

У наші літа Ми не чули про любов; А то б зігнала зі світла Мене покійник свекруха.

Тетяна навіть в чомусь повторює долю кріпосної няні : заміжжя без любові:

Із сльозами заклинань Благала матір; для бідної Тани Усі були долі дорівнюють… Я вийшла заміж.

У чомусь її хрест навіть важче: вона не забула (і ніколи не забуде!) перше кохання, вона знову бачить коханого — тепер уже біля її ніг. Але ж не можна, з точки зору героїні, відплатити злом людині, яка нічого не зробила тобі поганого і любить тебе. Крім того, для Тетяни зовсім не пустий звук честь і вірність

Я вас люблю (до чого лукавити?) Але я іншому віддана Я буду повік йому вірна.

Можна не сумніватися, якщо чоловік, навіть нелюбимий, потрапляє у біду, Тетяна буде поряд з ним, піклуватиметься, підтримуватиме. Поїде в суворий Сибір, як це робила Марія Миколаївна Волконская — теж «милий ідеал» поета, його романтичне юнацьке захоплення.

Значить, вірність і розуміння честі, любов і жертовність заради іншої людини — ось ті риси, що визначають, на мій погляд, в романі Пушкіна душу його улюбленої героїні.

  • Сочинения
  • /

  • Литература
  • /

  • Грибоедов

В любом произведении название играет ключевую роль, поэтому является также тезисом главной мысли, заключенной в повествовании. Первым названием Грибоедов как бы говорит: «Горе уму», но потом решает вставить предлог от. Первостепенно в обществе, где жил автор было принято считать, что ум означает прогрессивность идей, а человек умный считался прогрессивным и деятельным. Но почему же возникло название «Горе от ума». И можно ли назвать главного героя умным?

Да Чацкий положительно умен, да и вообще среди героев нет людей простых, они продуманы и готовы на любые свершения, чтобы достичь желаемой цели.

Но Грибоедов пишет, в его повествовании есть двадцать пять глупцов, почему же он выделяет именно Чацкого на фоне всех остальных. На самом деле он выделяется, ему присущи определенные умственные способности, он смотрит на все происходящее и анализирует. Он способен аналитически подходить к происходящему.

У него есть определенный интеллект, но не может применять его на практике. Часто он попадает в разные ситуации, из которых не может выбраться, хотя логически мыслящий человек. Поэтому предлог от вносит отрицательный подтекст в название, несмотря на то, что главный герой умен, он не способен применить имеющиеся знания на практике, это и дает трещину в наличии у него ума.

При этом его фамилия является говорящей и говорит о том, откуда возникает его способность к вольнодумию. Он не пытается понять девушку, которая отвергла его чувства, при этом часто проявляет грубость и непонимание. Ему трудно контролировать свои эмоции. При этом размышлять он может как думающий человек, наделенный способностями.

Несмотря на то, что он обладает умственными способностями, может анализировать, у него есть определенные знания, но нет практической мудрости. Он не может применять полученные знания на практике, поэтому его нельзя назвать умным человеком, потому что жизнь его часто идет под откос из-за неправильного применения полученных знаний.

На вопрос умен ли Чацкий нельзя ответить однозначно, у каждого есть положительные и отрицательные стороны, при этом он не ведет себя как человек мудрый и проницательный.

Сочинение 2

В произведении А. Грибоедова «горе от ума» заложена мысль о том, что в обществе не ценят умных людей. В комедии одним из основных персонажей считается Александр Андреевич Чацкий.

Главный герой описан автором с позитивной стороны. Он дает ему характеристику умного человека. Грибоедов выделяет Чацкого из всех двадцати пяти человек. Он отличается от всего Фамусовского общества своей уникальностью и умственными способностями. Окружающие люди его не принимают и т не хотят понять. Его не любят потому, что умнее, чем все остальные. А таких персонажей посредственное общество не воспринимает и отвергает. Чацкий сильно выделяется, он яркий и заметный персонаж. Его ум мешает герою влиться в коллектив.

Чацкий благодаря своему уму смог выучится и получить хорошее образование. Его семья не была сильно богатой. Чацкий был коренным москвичом. Он родился и рос в этом городе. Покойный отец Александра Андреевича был хорошим товарищем Фамусова, поэтому парень хорошо знал это общество. Бывая в гостях у семьи Фамусовых, парень познакомился с Софией и влюбился в нее. Эта девушка была дочкой хозяина дома.

Чацкий вынужден был отправиться в путешествие на три долгих года, но он понимал, что не вынесет разлуку с любимой, поэтому вернулся раньше. Во время вынужденной поездки парень общался с разными людьми, от которых узнал много новой и полезной информации, приобрел новые навыки. Приехав в Москву парень решил поведать Софии все. Что ему удалось узнать. Но, девушке были не интересны его рассказы, ведь она совсем не интересовалась наукой. За время отсутствия Чацкого в Москве София охладела к нему и влюбилась в другого героя.

От своего путешествия парень взял многое. Он пообщался с умными личностями и узнал много поучительных и интересных умозаключений. Чацкий был умным, но на его родной территории его никто не оценил. Фамусовское общество не хотело его слушать и воспринимать его истории. Им все это не было интересно. Всем коллективом они воспринимали Чацкого как ненормального и сумасшедшего человека. Александр Андреевич понимал, что это общество невозможно исправить и донести до них истину. Чацкий не стал уподобляться всем им и пошёл против коллектива. В итоге он очень пострадал от Фамусовского общества.

Чацкий был достаточно умным человеком и стремился развиваться и познавать новое. Из-за своего большого склада ума он понимал, что окружающее его общество деградирует. От этого осознания реальности ему становилось невыносимо плохо, и однажды он покинул Москву. Чацкого можно смело назвать умным и трудолюбивым человеко.

Свобода слова

Чацкий не боится говорить все прямо в лицо, этим многие недовольны и считают его совсем неумным. Он кажется самовлюбленным и дерзким. Герой пытается направить на путь истинный своих непутевых собеседников и объяснить им, что правила их общества давно устарели и являются бесполезными. Однако его не воспринимают всерьез и высмеивают.

Описание Чацкого

Софья спокойно распускает сплетню о сумасшествии Чацкого, которую все с удовольствием принимают за правду. Уж слишком им кажется Александр опасным, проще объявить его безумцем.

Ведь он осмеливается заикаться об отмене крепостного права, на котором длительное время держалось экономическое состояние России и жизнь высшего слоя общества.

Осуждение кумовства, лести, неправильного управления, лживости, коррупционных действий и лицемерия вызывает искреннее восхищение у многих читателей, ведь он рассуждает, как герой нашего времени. Мораль «Служить бы рад, прислуживаться тошно» отображает его стремление к труду ради дела, а не для получения похвалы от определенных людей. Он пытается обличить слабодушие и глупость у консерваторов — аристократов, ведущих непотребный образ жизни. Из этого следует, что Чацкий — настоящий патриот и борец за правомочия на честные социальные взаимоотношения, что присуще лишь прогрессивным людям.

Можно ли назвать умным Чацкого в комедии Горе от ума

Назвать-то можно, но вот только от этого ума, как в названии и говориться, одно горе. Ещё можно было б назвать это произведении «Бессердечный ум».

Чацкий всех критикует, но никого не жалеет. Все показаны плохими, глупыми, но ведь в каждом человеке должно быть что-то хорошее! Люди ещё могут ошибаться. Например, Софья точно ошиблась в этом Молчалине! Она поверила ему, а он использует её, готов изменять ей даже с горничной. Конечно, Софья и разочарована в Молчалине, и на себя злится, но больше злится на Чацкого. Он как бы стал причиной этой проблемы, хотя без него Софья ещё больше б запуталась – связала свою жизнь с негодяем. Она должна быть благодарна Чацкому, а он её раздражает… Как учитель, который поставил «двойку» за невыученный урок. Ты ведь сам виноват, что не выучил! То есть всегда есть те, кто мог помешать в этом важном деле, но ответственность на тебе! А если это пробный ЕГЭ? Лучше пусть на пробном поставят «два», ты успеешь подготовиться, чем провалить настоящий экзамен!

Или его друг с женой? Чацкий смеется над ним, а нужно пожалеть. В такой семье не хорошо ни мужчине, ни женщине. Ей кажется, что она себя хорошо чувствует, но я так не думаю. Управлять мужем, не уважая его?.. И всё это фамусовское общество, они ведь просто привыкли так жить. Легенды ходят о дедах, которые делали карьеру лестью и глупостью. И так учили детей, а они – своих! Они просто и не пробовали жить по-другому.

Понятно, что глупым его назвать нельзя. Он образован, внимателен, понимает причины событий… Действительно, представляет, как лучше и правильней. Но это больше в теории, всё-таки. Думаю, что он хорошо учился, много читал. Все отмечают, как он сильно изменился за время своего путешествия.

И разве всё можно изменить за одну секунду – примером какого-то почти чужака, который вполне может даже оказаться сумасшедшим! Чацкий решил, что очень умный и всех может учить, но всё не так просто! Он не глуп, конечно, но его уму как раз не хватает доброты, человеческого отношения к людям. Поэтому они все так легко поверили, что он сумасшедший, ополчились на него, а ему пришлось сбегать в глушь. Может, природа на него хорошо повлияет, и он станет видеть в людях лучшее. Можно ведь даже исправить людей, но потихоньку, когда они сами этого хотят. А всех обвинить, когда ты сам один только правильный? Они тебя в учителя жизни не звали! Нужно быть достаточно умным, чтобы это всё понимать.

Другие темы: ← Чацкий и Фамусов (сравнительная характеристика)↑ ГрибоедовОбраз Чацкого в комедии Горе от ума →

`

Умен ли Чацкий?

Примеры похожих учебных работ

Что вызывает гнев чацкого. Что терзает Чацкого? Предыстория главного героя пьесы …

… с общественным в жизни главного героя пьесы – Чацкого. Чацкий – человек «века нынешнего», человек незаурядного ума, … Любовная интрига порождает впоследствии социальное столкновение Чацкого, дворянина передовых взглядов, с фамусовским обществом …

Тему»Жизненные ценности общества». Произведение: Горе от ума

… через противопоставление жизненных принципов двух героев комедии – Чацкого и Молчалина. (372 слова, но это потому, что в сочинение много цитат, которые подтверждают мысль в сочинении) Сочинение ** тему»Жизненные ценности общества». …

Конфликт Чацкого и фамусовского общества

… же общество, наоборот, против всяческих изменений. Лицемерие и угодничество считается для них нормой. Завязкой конфликта можно считать появление Чацкого у Фамусова, когда герои начинают вступать в открытую конфронтацию. …

Чацкий и фамусовское общество в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума

… — Чацкий — вышел из-под его пера очень похожим на самого автора, а общество старых дворян представлено так ярко и многогранно. Московское общество, показанное в комедии, нередко называют “фамусовским обществом”, и это …

Чацкий и Фамусовское общество (9 класс)

Речь его пряма, горяча и страстна и ею Чацкий приносит огромный ущерб фамусовскому обществу. Чацкий осознает отверженность от фамусовского общества, превосходно понимает свою экстраординарность. Ведь представитель фамусовского мира не должен иметь …

Популярные сочинения

  • Женские образы в произведении Тихий Дон (по персонажам)
    Читая знаменитое произведение «Тихий Дон», мы видим, как писатель впервые глубоко показал характеры незаурядных, сильных женщин из народа.
  • Сочинение по картине Три женщины Лутфуллина
    Написанная в 1969 году башкирским художником Ахматом Фаткуловичем Лутфуллиным картина «Три женщины», стала самой большой творческой удачей этого самобытного и талантливого художника.
  • Интернет в моей жизни сочинение
    Сегодня каждый человек проводит несколько часов своего дня в интернете. Я, конечно, не исключение. Как я провожу время в интернете, и какую роль он играет в моей жизни, я расскажу далее.

Сочинение об уме героя

У Александра Чацкого отличное образование, восхождение по карьерной лестнице даётся ему легко. Но возникли определённые обстоятельства, и он уходит со службы. После долгих путешествий он оказывается дома. Основного героя можно охарактеризовать как начитанного и эрудированного человека, который желает участвовать в продвижении важных идей. Но в Санкт-Петербурге общество не приветствует каких-либо изменений, ведь многие сделали свою карьеру благодаря полезным знакомствам и хитрости. Тот, кто мыслил иначе, часто становился изгоем.

Чацкий смело говорит, что думает, из-за чего его недолюбливают окружающие. Люди, которые с ним близко не были знакомы, считают его высокомерным и язвительным. Чацкий старается открыть глаза членам общества на то, что их привычный образ жизни и мышления непродуктивен, от него нет пользы. Но главного героя не желают слушать, а некоторые стараются даже высмеивать.

Софья объявила всем, что Александр сошёл с ума, и общество с радостью поддерживает эту идею. Окружающие начинают опасаться основного героя и боятся вслух сказать, что он слишком интеллектуально развит для них. Чацкий осмеливается рассуждать об отмене крепостного права, благодаря которому многие годы на плаву находилась экономическая ситуация в стране, и поддерживалось благополучие высшего общества.

Рассуждения героя, безусловно, верны, но его недостатки заключаются в отсутствии терпимости и неумении тактично вести переговоры. Он не бывает снисходителен к чужому недостатку ума, способен открыто усмехнуться на сказанную глупость. Его любовь к постоянному движению вперёд мешает осознать, что общество со своими устоями и традициями любое новшество принимает в штыки. Чтобы новые правила жизни были позитивно восприняты, необходимо правильно их предложить и вдохновить людей.

Но Чацкий привык лишь высмеивать устои общества. Он надеется, что всё изменится без усилий с его стороны. Герой не желает вдохновлять народ на изменения, потому что самому не хватает важных качеств, в том числе и дипломатии. По этой причине Александр рассудителен и умён, но в то же время ему не хватает зрелости и практичности. Он не желает знать, что любые изменения требуют сил. Вместо того чтобы приложить усилия, он просто исчезает.

Чацкий обладает острым умом и здравомыслием. Но ему ещё нужно научиться понимать, с чего начинаются перемены, особенно если общество привыкло десятилетиями жить по своим законам. Он приезжает домой, надеясь на понимание окружающих, но встречает лишь отчуждение.

Герой не желает жить по законам этого общества, но и взять на себя ответственность за перемены не может. По этой причине он покидает город.

Мнение великого поэта

Не все считают Чацкого умным, в том числе и Пушкин.

К такому мнению он пришёл по следующим причинам:

  1. Пушкину не понравилось в этой теме, что Чацкий упрекает в отсутствии ума Репетилова, но у самого положение оказывается ничуть не лучше. Главный герой патриотично читает нотации тем, кто его совсем не понимает. Говорить он предпочитает тогда, когда никому нет дела до его проповеди.
  2. Откуда же он берёт умные цитаты, если не умён? Ему диктует Грибоедов. Значит, главный герой передаёт идеи Грибоедова, сообщая читателям мнение автора. Персонаж может общаться непосредственно со зрителями, но в этом случае не будет сильной связи с обществом, членов которого он не замечает. Если не удастся достичь такого взаимодействия, то Чацкий окажется в затруднительном положении.

­Пример сочинения 1

Умён ли Чацкий? Конечно же, да. Ведь так нам говорит автор произведения, он ясно описал Чацкого среди двадцати пяти глупцов, он выразил Чацкого с хорошей стороны, писатель ясно нам даёт понять, что Чацкий совершенно не похож на других, он уникальный среди двадцати пяти человек. Люди, конечно же как и в любом другом обществе не могут принять Чацкого таким каким он есть, ведь он умнее их, он умнее остальных, а людям как известно не нравится те, кто любит выделиться из толпы, тем более в тогдашнее время.   

Чацкий смог получить очень даже достойное образование но, к сожалению, он не был богатым, он был вроде среднего человека в обществе. Чацкий, будучи маленьким, вырос и родился в Москве. В его окружение входили те, кто посещал или как-то знал Фамусова. Фамусов, тем не менее, являлся лучшим другом отца Чацкого, но вскоре отец Чацкого скончался. Именно в Москве Чацкий встретил свою первую любовь в жизни. Той самой любимой девушкой Чацкого являлась Софья. Чацкий по логике должен был отправиться в очень долго и муторное путешествие на целых 3 года. Но любовь не дала ему уехать, и он вскоре вернулся домой к любимой. Всё же Чацкий пообщался с людьми, которые дали ему новые знание и открытие новых горизонтов. Приехав домой, он пытался рассказать Софье обо всё новом, что он узнал, но её были безразличны слова Чацкого, ведь её данное мероприятие, связанное с наукой было совершенно не интересно. Выяснилось то, что Софья за такое короткое время поменяла взгляды и для неё Чацкий стал безразличный для неё.

Путешествие Чацкого хоть и было не долгим, но он узнал много всего интересного, поучительного и умного от людей, которые явно умнее его. Его же ум не был признан на родине. Даже Фамусовское общество отказывалось его слушать, так как они считали его ненормальным и сумасшедшим. Он понимал, что донести до этих людей суть невозможно. Он идёт сквозь и поперёк мнения общества. Чацкий является, по сути реальным победителям, но в то же время является жертвой общества.

Ум Чацкого помог ему взглянуть на мир совершенно с другой стороны. Он понял, как в круг всё плохо, он понял, кто его окружает, и он понял, что с такими людьми иметь дела и разговаривать бесполезно. Он понял, что люди в прямом смысле деградируют, и страна утопает. Развитие странные буквально остановилось, ведь люди не чего не хотели добиваться, они привыкли, что всё достаётся легко, они привыкли хитрить.


­Пример сочинения 2

Можно ли назвать умным Чацкого?

Назвать-то можно, но вот только от этого ума, как в названии и говориться, одно горе. Ещё можно было б назвать это произведении «Бессердечный ум».

Чацкий всех критикует, но никого не жалеет.

Все показаны плохими, глупыми, но ведь в каждом человеке должно быть что-то хорошее! Люди ещё могут ошибаться. Например, Софья точно ошиблась в этом Молчалине! Она поверила ему, а он использует её, готов изменять ей даже с горничной. Конечно, Софья и разочарована в Молчалине, и на себя злится, но больше злится на Чацкого. Он как бы стал причиной этой проблемы, хотя без него Софья ещё больше б запуталась – связала свою жизнь с негодяем. Она должна быть благодарна Чацкому, а он её раздражает… Как учитель, который поставил «двойку» за невыученный урок. Ты ведь сам виноват, что не выучил! То есть всегда есть те, кто мог помешать в этом важном деле, но ответственность на тебе! А если это пробный ЕГЭ? Лучше пусть на пробном поставят «два», ты успеешь подготовиться, чем провалить настоящий экзамен!

Или его друг с женой? Чацкий смеется над ним, а нужно пожалеть. В такой семье не хорошо ни мужчине, ни женщине. Ей кажется, что она себя хорошо чувствует, но я так не думаю. Управлять мужем, не уважая его?.. И всё это фамусовское общество, они ведь просто привыкли так жить. Легенды ходят о дедах, которые делали карьеру лестью и глупостью. И так учили детей, а они – своих! Они просто и не пробовали жить по-другому.

Понятно, что глупым его назвать нельзя. Он образован, внимателен, понимает причины событий… Действительно, представляет, как лучше и правильней. Но это больше в теории, всё-таки. Думаю, что он хорошо учился, много читал. Все отмечают, как он сильно изменился за время своего путешествия.

И разве всё можно изменить за одну секунду – примером какого-то почти чужака, который вполне может даже оказаться сумасшедшим! Чацкий решил, что очень умный и всех может учить, но всё не так просто! Он не глуп, конечно, но его уму как раз не хватает доброты, человеческого отношения к людям. Поэтому они все так легко поверили, что он сумасшедший, ополчились на него, а ему пришлось сбегать в глушь. Может, природа на него хорошо повлияет, и он станет видеть в людях лучшее. Можно ведь даже исправить людей, но потихоньку, когда они сами этого хотят. А всех обвинить, когда ты сам один только правильный? Они тебя в учителя жизни не звали! Нужно быть достаточно умным, чтобы это всё понимать.


­Пример сочинения 3

Важным в произведении является его название «Горе от ума». В нём автор сообщает, что среди различных людей находится особенно умный человек. Долгое время Грибоедов не мог определиться с названием книги, но всё же выбрал правильный вариант. Перед окончательным решением название изменялось несколько раз. В итоге в нём получилось отразить всё, о чём говорится в произведении.

Основного героя можно назвать человеком вполне эрудированным, своей начитанностью он выделяется из толпы. Но автор даёт понять, что гению тяжело существовать в обычной жизни. Общество, которое живёт по накатанной, не позволяет развиваться главному герою.

Сложившиеся обстоятельства и отношение окружающих, которые говорят, что он безумец, не позволяют ему развиваться. Он не способен найти в себе резерв сделать так, как считает нужным. Мнение людей заключается в том, что его слова и поведение не считают справедливым упрёком обществу. Они против его размышлений. Главный герой пытается найти важные аргументы, но его поступки часто необдуманны из-за влияния окружающих.

Александр не в силах с ясным умом довести дело до конца. Из-за этого он не может комфортно существовать. Внутри герой понимает абсурдность развернувшийся комедии, но внешне не способен выйти из-под натиска неумных людей. Он тяготится обществом остановившихся в развитии людей, разочарован, что вся актуальная информация до их сознания не доходит, и знает, что если ещё немного повременить в их компании, тогда сам начнёт деградировать.

Ум в понимании Чацкого приносит только горе. Собственный внутренний мир, который хорошо объясняет нелепость поступков, ему неподвластен.

Люди вокруг глупы, а это означает, что он не может нормально взаимодействовать, поступки чужды герою. Ему тяжело осознать, почему он должен общаться с такими людьми.

Нельзя однозначно сказать, умён ли Чацкий. Его интеллектуальные способности выше всех похвал, но это не значит, что умны его поступки.

На этого романтического героя оказывают влияние обстоятельства, которые он не способен изменить. Он пытается внешне подействовать на ситуацию, но не может заставить развиваться окружающих.

Гениальность главного персонажа не способна существовать в жестокой реальности.


­Пример сочинения 4

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» — это яркое сатирическое произведение, высмеивающее пороки русского крепостного общества. Но смех этот вовсе не веселой, а, скорее, горький. Из уст главного героя пьесы Александра Андреевича Чацкого один за другим звучат обличающие монологи в адрес Фамусова, Скалозуба, Молчалина и других представителей московского дворянства. Чацкий считает, что в этом городе «дома новы, но предрассудки стары», и ничто не в силах исправить ситуацию.

Если вдуматься, то какой человек мог произнести подобные слова? Конечно же, только очень умный и проницательный. Тот, кто видит все недостатки светской жизни с ее невежеством, преклонением перед вышестоящими по должности, молчаливым раболепием, искаженной моралью и вечной погоней за чинами и материальными ценностями.

Но Чацкий у Грибоедова — это злой гений. Человек, у которого, по его же собственным словам, «ум с сердцем не в ладу». Потому он не может перестать говорить колкости в адрес тех членов фамусовского общества, которых презирает.

Из-за такого поведения Чацкого А. С. Пушкин отказывался считать этого героя действительно умным, полагая, что тот, кто умен, никогда не станет «метать бисера перед Репетиловыми и тому подобными». По мнению поэта, человек, имеющий светлую голову на плечах, обязательно сможет с первого взгляда определить, с кем имеет дело.

Но И. А. Гончаров в своем критическом этюде «Мильон терзаний» не соглашался с Пушкиным. Он видел в Чацком не только умного, но также деятельного человека, «развитого», «с чувством».

В своей работе Гончаров говорит, что Чацкий не просто отказывается подчиняться законам света. Он «начинает новый век». И именно в этом начинании герой и являет весь свой ум.

Я полностью согласна с таким виденьем Чацкого. Несмотря на то что злой ум героя приносит ему немало страданий, способность открыто высказать свою позицию ставит Александра Андреевича на совершенно иной уровень.

В нем чувствуется сила, готовность повести других людей за собой. Да, пускай единомышленников пока не находится рядом и в финале произведения герой убегает из Москвы, но он не убегает от жизни.

Чацкий говорит, что пойдет искать по свету, «где оскорбленному есть чувству уголок». И мне верится, что этот уголок он найдет. И вслед за Александром Андреевичем вскоре придут такие же свободные честные люди, желающие служить «делу, а не лицам». И они изменят законы фамусовского общества. Поведут Россию к новой цели.

Главная>Сочинения по произведению Горе от ума

Умен ли Чацкий?

29 предложений/ 361 слово

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» — это яркое сатирическое произведение, высмеивающее пороки русского крепостного общества. Но смех этот вовсе не веселой, а, скорее, горький. Из уст главного героя пьесы Александра Андреевича Чацкого один за другим звучат обличающие монологи в адрес Фамусова, Скалозуба, Молчалина и других представителей московского дворянства. Чацкий считает, что в этом городе «дома новы?, но предрассудки стары», и ничто не в силах исправить ситуацию.

Если вдуматься, то какой человек мог произнести подобные слова? Конечно же, только очень умный и проницательный. Тот, кто видит все недостатки светской жизни с ее невежеством, преклонением перед вышестоящими по должности, молчаливым раболепием, искаженной моралью и вечной погоней за чинами и материальными ценностями.

Но Чацкий у Грибоедова — это злой гений. Человек, у которого, по его же собственным словам, «ум с сердцем не в ладу». Потому он не может перестать говорить колкости в адрес тех членов фамусовского общества, которых презирает.

Из-за такого поведения Чацкого А. С. Пушкин отказывался считать этого героя действительно умным, полагая, что тот, кто умен, никогда не станет «метать бисера перед Репетиловыми и тому подобными». По мнению поэта, человек, имеющий светлую голову на плечах, обязательно сможет с первого взгляда определить, с кем имеет дело.

Но И. А. Гончаров в своем критическом этюде «Мильон терзаний» не соглашался с Пушкиным. Он видел в Чацком не только умного, но также деятельного человека, «развитого», «с чувством».

В своей работе Гончаров говорит, что Чацкий не просто отказывается подчиняться законам света. Он «начинает новый век». И именно в этом начинании герой и являет весь свой ум.

Я полностью согласна с таким виденьем Чацкого. Несмотря на то что злой ум героя приносит ему немало страданий, способность открыто высказать свою позицию ставит Александра Андреевича на совершенно иной уровень.

В нем чувствуется сила, готовность повести других людей за собой. Да, пускай единомышленников пока не находится рядом и в финале произведения герой убегает из Москвы, но он не убегает от жизни.

Чацкий говорит, что пойдет искать по свету, «где оскорбленному есть чувству уголок». И мне верится, что этот уголок он найдет. И вслед за Александром Андреевичем вскоре придут такие же свободные честные люди, желающие служить «делу, а не лицам». И они изменят законы фамусовского общества. Поведут Россию к новой цели.

см. также:
Другие сочинения по произведению Горе от ума, Грибоедов

Характеристики главных героев произведения Горе от ума, Грибоедов

Краткое содержание Горе от ума, Грибоедов

Краткая биография Александра Грибоедова

  • Почему пушкин считал что чацкий не умный человек каково ваше мнение сочинение
  • Почему пушкин назвал роман капитанская дочка сочинение
  • Почему пушкин любил осень сочинение
  • Почему пушинка становится главнокомандующий в рассказе главнокомандующая пушинка ответ
  • Почему птицы и звери в лесу полюбили пастушка петю из сказки дремучий медведь