Почему ранние рассказы горького называют романтическими

  • Сочинения
  • По литературе
  • Горький
  • Романтизм в рассказах Горького

Романтизм в ранних рассказах Горького сочинение

В рассказах Максима Горького романтизму уделяется много строк. Так, например, в рассказе «Макар Чудра» Горький пишет о цыганах и их любви, в его произведениях все люди честны как перед собой, так и перед обществом. Цыгане рассказывают о своей любви и о свободе, об этом рассказывает и Макар Чудра.

Макар Чудра рассказывает о том, что он не понимает, почему цыгане живут так тесно когда на земле много свободного места. Ведь можно выбрать из огромного количества степей и полей. Все люди тяжело работают на одном месте и все равно остаются бедными, а могли бы колесить по свету. Горький считает, что каждый человек может черпать силу от природы, как это делают цыгане.

Максим Горький обращается к образам природы и считает это романтической чертой. Описание природы завершает всю картину действий, что происходит с персонажами рассказов писателя. В описании бури, моря и ветра Горький находит романтические переживания. Наверное, поэтому рассказ «Макар Чудра» и заканчивается песней моря это своего рода гимн.

Во всех произведениях Горького он пишет о том, что человек природное существо, но город очень испортил понятия о любви и нежности. Горький, который пишет о босяка, считает их детьми природы, они конечно бедные, но имеют свою гордость и честь.

В рассказе «Девушка и Смерть» Максим Горький противопоставляет любовь и гибель. Горький в своих произведениях не уделяет внимание быту, в его рассказах босяки свободные люди и живут вольно по сердцу. Горький описывает своих героев так если человек злодей, то он без капли добра, а если добрый, то до последнего своего вздоха. Так Ларра является злодеем, а Данко добрый человек, который спасает людей и своим добрым сердцем освещает им жизнь.

Горький в своих произведениях всегда прославляет добро. Словно в русских народных сказках добро всегда должно побеждать зло. Ларра гордец он презирает всех людей, он полный эгоист. Его ничего не волнует кроме самого себя, в итоге цыгане его изгоняют. Данко, наоборот, в нем горит пожар любви и человеколюбие. Он готов ради других пожертвовать собой его считают героем.

Максим Горький создает героев, которыми хочется гордиться, в его рассказе «Песни о Соколе» его персонаж умирает не зря. Он пишет о героях, на которых может равняться читатель. Максиму Горькому нравится воспевать героев и стыдить злодеев. В его рассказах можно прочитать о чести, о доблести и как не стоит поступать в жизни.

Сочинение Романтизм в рассказах Горького

Алексей Пешков, он же писатель, прозаик и драматург Максим Горький, для русской и советской литературы фигура знаковая. По популярности своих произведений он мог сравниться с А.П. Чеховым и Л.Н. Толстым. Певец революции с философскими взглядами Ницше на человека и его природу. Рано осиротевший, с детства зарабатывающий себе на жизнь, Алексей Максимович познал вся тяготы жизни «на дне». Именно поэтому он выбрал себе псевдоним – Горький, который соответствовал его жизни. Позднее он напишет о своей юности, что никогда не ждал счастливого случая. Молодой Пешков рано осознал, что человека создает его сопротивление окружающей среде.

Большинство произведений автора отражают тяжелую судьбу низших социальных слоев. За что его однажды резко раскритиковал Л.Н. Толстой, у которого эта тема вызывала раздражение. Ранние же рассказы, отмеченные влиянием романтизма, резко отличаются от его зрелой прозы. Они объединены общей идеей и впоследствии были оформлены в единый сборник. Сюда относятся: «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Девушка и смерть», «Песня о Соколе», «Челкаш» и несколько других.

Признаки романтического направления в рассказах М. Горького:

  • живые образы природы, она не только фон, но и полноправная участница процесса;
  • рассуждения о добре и зле;
  • поиск смысла жизни;
  • форма притчи, легенды;
  • особенности композиции;
  • любовь героев к людям;
  • тема героизма и самопожертвования.

Окружение автора и литературные критики долго не принимали этих произведений. Когда М. Горький показал свой рассказ «Старуха Изергиль» В.Г. Короленко, тот был шокирован и воскликнул: «Дорогой мой, это же романтизм! А он давно скончался. Вы поете не своим голосом». И действительно, время романтизма, казалось бы, давно прошло.

Рассказ «Старуха Изергиль» был написан в 1894 году. Для него автор выбирает формую обрамления. Книга по своей композиции напоминает слоеный пирог: легенда о Ларре, факты из жизни самой героини, легенда о Данко. В таком соседстве история Изергиль тоже напоминает романтическую притчу. У трех «слоев» этого рассказа общая фабула – поиск смысла человеческой жизни и разные подходы к ней. Изергиль, как и Данко, всегда жила любовью к людям и способна на жертвенные поступки ради любви. Ларра противопоставлен Данко, первый герой гордый, эгоистичный, за что и был наказан.

Рассказ «Челкаш» повествует нам о судьбе «честного» и принципиального вора Григория. Честный вор, в принципе, понятие парадоксальное. М. Горького привлекали такие люди. Он всегда с интересом относился к ворам и карточным шулерам, считая их сродни актерам и художникам.

В рассказе «Песнь о Соколе» М. Горький восклицает: «Рожденный ползать, летать не сможет». Это становится своеобразным приговором для человечества. Алексей Максимович не верит в то, что люди могут измениться. Это не хорошо и не плохо. Он за последовательность поступков. Не должен злой пытаться совершать добро и наоборот. Эта же мысль звучит и в другом его рассказе, где вор, скрываясь от погони, находит младенца, подкидыша. Жертвуя собой, мужчина несет ребенка в полицейский участок, где оказывается, что малыш уже мертв. Пытаясь его согреть, вор задушил младенца.

При этом М. Горький верит в величие человека. Сразу в нескольких его произведениях звучит мысль: «Человек – это звучит гордо».

Цикл романтических рассказов занимает важное место в творческом наследии писателя.

Также читают:

Картинка к сочинению Романтизм в рассказах Горького

Романтизм в рассказах Горького

Популярные сегодня темы

  • Отзыв о рассказе Шукшина Срезал 6 класс

    Деревенская тематика очень близка писателю не понаслышке. Он до мозга костей чувствует народ его судьбу, боль, радость, эмоции и мысли.

  • Сочинение Жанр поэмы Медный всадник Пушкина

    Медный всадник — произведение А.С Пушкина, написанное в 1833 году. Произведение несёт в себе большой философский смысл, социальный и исторический подтекст.

  • План рассказа Мафин и паук 2 класс (Энн Хогарт)

    Ослик Мафин проверял свой огород. За грядкой с огурцами он увидел огромного паука. Ему стало страшно, и он уже хотел убежать, но вдруг увидел на глазах паука слезы. Он спросил паука почему он такой печальный и плачет.

  • Характеристика Матрены в поэме Кому на Руси жить хорошо (Корчагина Матрена Тимофеевна)

    Нашли ли счастье в жизни Матрены странники, ищущие ответ на вопрос о счастье? Этому посвящена третья глава поэмы Некрасова, которая повествует о простой русской крестьянке Матрене Тимофеевне.

  • Сочинение Я горжусь своей Родиной Россией 4, 8 класс

    Каждый из нас всем сердцем любит и уважает свою страну. То, где мы родились, где растем и развиваемся любим всем сердцем. Я рад, что я родился/-лась в прекрасной стране – России.

Ранние произведения (1892-1899) М. Горького овеяны романтическим настроением. Это «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе». Нельзя однозначно утверждать, что ранние рассказы автора создаются только в рамках романтизма: Горький в это же время создает и реалистические произведения – «Емельян Пиляй», «Мой спутник», «Коновалов», «Супруги Орловы», «Мальва» и др. Романтизм М. Горького – это прежде всего атмосфера – ночь, старинные предания и легенды, невероятные любовные истории и колоритные персонажи. Основными понятиями романтических произведений автора становятся «свобода», «независимость», «борьба», что отвечало революционному духу времени: «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой» (Гёте).

РомантичGorjkij - romantizm 1еские рассказы рождаются из желания противопоставить усталой, размеренной, однообразной реальности с ее духовной нищетой и деградацией взлеты человеческой фантазии, подвига, стремления «к свободе, к свету», жажду реализации в мире, страсть признания. Горьковские герои стоят над бытом и обыденностью жизни. Они не довольствуются «средним», они стремятся к высокому, вечному.

Центром рассказа «Макар Чудра» становится столкновение двух сильных и независимых характеров – Радды и Лойко Зобара. Оба жаждут любви, но это иная любовь – любовь-страсть, любовь-огонь, любовь-красота и любовь-свобода, любовь-независимость одновременно. Жажда свободы доходит у героев до крайности: за неподвластность кому-то герои способны заплатить собственной жизнью. Свободолюбие и красота героев поэтизируются автором, возводятся до идеала. Трагическую легенду о Радде и Лойко рассказывает Макар Чудра, который противопоставляет их современному человеку: «Смешны они, те твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга, а места на земле вон сколько».

От конфликта между героями М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль» переходит к конфликту «герой-общество». Этот конфликт более глубокий, психологически и социально заостренный. Из многочисленных легенд и историй, рассказанных Старухой, рождаются образы Ларры – сына женщины и орла, Данко – «лучшего из всех» и др. Ларра за свой эгоизм и желание властвовать над людьми был наказан свободой и невозможностью закончить жизнь ранее, чем это предначертано: «Вот как был поражен человек за гордость!». Данко ценой жизни пытался привести своих соплеменников к свободе и свету: «Оно пылало так ярко. Как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям». Но жертва Данко была незамечена: из-за усталости люди отказались продолжать свой путь. История же самой Изергиль, служащая связующим звеном между двумя легендами, полна самоотверженности и подвига, чем автор и подчеркивает наличие героического в человеке.Горький рассказы 2

Примечательно, что в своих рассказах Горький выводит частное на уровень глобального. Так, в «Макаре Чудра» гордые фигуры Радды и Лойко обратились в облака, где второе пытается, но никак не может настигнуть первое. В «Старухе Изергиль» искры сердца Данко превратились в «голубые искры степи, что появляются перед грозой».

«Песня о Соколе» рисует столкновение двух правд – правды Сокола, «счастье битвы», и правды Ужа: «Летай или ползай, конец известен: все в землю лягут, все прахом будет». Несмотря на размеренность и продуманность позиции Ужа, автор на стороне «борющегося» Сокола: «Безумство храбрых – вот мудрость жизни».

Вопреки использованию горьковских произведений в революционной пропаганде, их смысл более глубок: эти рассказы – это философское размышление автора о природе человеческого в человеке.

© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Остались вопросы?

Задайте свой вопрос и получите ответ от профессионального преподавателя.

 К
романтическим рассказам Горького
относятся «Старуха Изергиль», «Макар
Чудра», «Девушка и смерть», «Песня о
Соколе» и другие. В них герои – люди
исключительные. Они не боятся говорить
правду, живут честно.
   Цыгане
в романтических рассказах писателя
полны мудрости и достоинства. Эти
неграмотные люди рассказывают
герою-интеллигенту глубокие символические
притчи о смысле жизни. Герои Лойко Зобар
и Рада в рассказе «Макар Чудра»
противопоставляют себя толпе, живут по
своим законам. Больше всего на свете
они ценят свободу, как и старый Макар
Чудра, который рассказывает историю их
любви. Макар не понимает, почему люди
живут тесно, хотя места на земле много,
всю жизнь тяжело работают, но остаются
нищими рабами. Макар осуждает общество,
но не призывает изменить его
законы. Горький считал,
что черпать силу человек должен в
природе, как вольные цыгане.
   Романтической
чертой в рассказах Горького является
интерес автора к образам природы. Природа
для него – это важная философская тема.
Это мир символов для писателя-романтика.
Описание бури, ветра, моря, гор – все
это создает атмосферу романтических
переживаний. Не случайно рассказ «Макар
Чудра» заканчивается песней моря,
которое поет гимн гордым и смелым
цыганам.
   В
рассказе «Девушка и смерть» противопоставлены
жизнь, любовь и гибель, разрушение,
олицетворением которых являются два
образа: Девушка и Смерть.
   В
произведениях Горького человек хоть и
«природное» существо, но изуродованное
городом и современной цивилизацией.
Горьковские босяки – «дети природы»,
люди бедные, но гордые.
   Романтической
чертой является и равнодушное отношение
писателя к быту. Мы не можем узнать
ничего конкретного о жизни босяков,
слышим только их пламенные речи о
свободе. Как и у романтиков, у Горького
характеры героев написаны резкими
черно-белыми цветами. Если Ларра злодей,
то без примеси добра. В образе Данко
даны только положительные черты. Он
спасает людей ценой собственной жизни,
освещая им путь своим горящим
сердцем.
   Но,
в отличие от европейских романтиков,
Горький прославляет не зло, а добро.
Отрицательные герои у него однозначно
осуждаются, как в русских сказках.
Единственный чисто романтический герой
у Горького – это Ларра, сын женщины и
орла. Он презирает людей, видя в этом
свою свободу. Цыгане изгоняют гордеца.
Ларра – воплощение цинизма и эгоизма.
Данко же представляет собой другую
сторону возможностей человеческой души
– героизм и способность к
самопожертвованию.
   Романтизм
Горького отличается наличием положительного
идеала. «В жизни всегда есть место
подвигам», – утверждает автор. Его
храбрый Сокол из «Песни о Соколе» истек
кровью в бою с врагами. Но смерть его не
напрасна. Писатель создает образы,
которые стали бы примером для читателей.

12. Художественное своеобразие поэмы а.Блока «Двенадцать».

 И
была роковая отрада 
    В
попираньи заветных святынь… 
    А.
Блок

    В
январе 1918 года А. Блок создает самую
знаменитую свою поэму — создает за
несколько дней, в едином вдохновенном
порыве. Обычно требовательный к себе,
он, оценивая свое творение, пишет:
“Сегодня я гений”. Напечатанная в
феврале поэма вызвала бурные и
противоречивые отклики. О ней говорили
везде. Многое в ней казалось неприемлемым
собратьям по литературе. Взрывом
негодования была она встречена со
стороны российской интеллигенции. Бунин
обрушился на автора с гневной критикой,
некоторые из друзей отвернулись от
него. Но, несмотря на это, поэма Блока
по праву заняла свое место в истории
русской литературы, 
    В
“Двенадцати” Блок запечатлел образ
той революции, в которую он верил, которая
открылась ему в заревах пожаров, в
метелях, в дыхании России. Автор показал
в своей поэме революцию как очистительный
пожар, в огне которого все старое должно
быть уничтожено:

    Мы
на горе всем буржуям 
    
Мировой пожар раздуем, 
    
Мировой пожар в крови — 
    Господи,
благослови!

    В
каждой строчке мы слышим музыку революции,
— ту, которую Блок призывал слушать
“всем телом, всем сердцем, всем сознанием”.
Но она у него уже не непонятный и едва
слышимый гул, как в ранних стихах, а
мощная симфония времени: смех и плач
вьюги, обрывки революционных песен,
выстрелы, шаги красноармейцев. 
    Творческий
метод Блока-символиста ярко проявляется
и в этом его произведении: именно с
помощью символов автор показывает
происходящее. Старый, прогнивший мир,
представителями которого становятся
у Блока “буржуй на перекрестке”,
“длиннополый” поп, реакционный
интеллигент, презрительно названный
“витией”, олицетворен в поэме уличным
псом: 

    И
старый мир, как пес безродный, 
    Стоит
за ним, поджавши хвост. Или: 
    Старый
мир, как пес паршивый, 
    
Провались — поколочу!

    Блок
показывает послереволюционный хаос и
анархию как неизбежный процесс,
сопутствующий великой ломке. Сама
революция показана в поэме в
обобщенно-символическом образе
вселенского ветра, метели, врывающейся
в жизнь обывателя: 

    Черный
вечер. 
    Белый
снег. 
    Ветер,
ветер! 
    На
ногах не стоит человек.

    Это
стихия, пусть очистительная, но
безжалостная, разрушительная. И ее
представителями становятся двенадцать
красноармейцев. О каждом из них в
отдельности не сказано ничего, но вместе
они — сила, которая разрушит мир “до
основанья”. Сами же они весьма смутно
осознают, какова их цель. Автор показывает
в начале поэмы, как много у них общего
с обыкновенными уголовниками:

    В
зубах — цигарка, примят картуз, 
    На
спину б надо бубновый туз?

    Их
продвижение по улице должно стать
символом их эволюции. На первом этапе
своего пути двенадцать предстают
анархистами, разрушителями. Им ничего
не стоит пальнуть “в святую Русь”. У
них есть только их “святая злоба”, но
нет организованности. Их ведет ненависть,
а не любовь к людям. Их влечет свобода
— “эх, без креста”. Их движение стихийно,
инстинктивно и гибельно порою не только
для врагов. У них нет Бога в высшем смысле
этого слова: старая религия — религия
рабов — для них неприемлема, а новую
они еще не обрели. И тут автор показывает
бессмысленное, ничем не оправданное
убийство — это кульминация действия
поэмы. После нее в повествовании все
меняется. Внутреннее потрясение
заставляет героев осознать свое
предназначение, отбросить анархистский
и несерьезный подход к своей революционной
деятельности. Исчезают игривые реплики,
посторонние разговоры, строчки приобретают
строгость, чеканность ритма:

    Революционный
держите шаг! 
    Неугомонный
не дремлет враг!

    И
дальше двенадцать героев идут уже
“державным” шагом — то есть они
полностью осознают свою ответственность
за судьбу страны: 

    В
очи бьется Красный флаг. 
    
Раздается Мерный -шаг.

    Будучи
ранее частью стихии, отныне двенадцать
должны сами бороться с ней. Однако до
самого конца они идут “без имени
святого”, а значит, не понимая и не
принимая окончательно идеалов новой
жизни. И тогда Блок выводит фигуру
Христа, который ведет героев с кровавым
флагом:

    И
за вьюгой невидим, 
    
И от пули невредим, 
    Нежной
поступью надвьюжной, 
    
Снежной россыпью жемчужной, 
    
В белом венчике из роз 
    Впереди
— Исус Христос.

    Образ
Христа не поддается однозначному
толкованию. То ли это еще не узнанный и
не признанный Бог, вождь, то ли не видимая
в метели жертва, то ли немой свидетель
и судья. Намеренно или нет, автор оставил
недосказанным это в своей поэме. Решать
— самому читателю и его времени. 
    В
поэме “Двенадцать” Блок выступил также
и как реформатор в области художественной
формы. Перемену обычной манеры он
обосновал тем, что писать о новом, о
революционном необходимо новым языком.
Поэтому произведение представляет
собой разительный контраст по сравнению
с написанным ранее. 
    Поэма
состоит из двенадцати небольших главок
— по числу заглавных героев. При этом
автор не избежал символистского увлечения
магией чисел — ведь мистическая
“нагруженность” числа “двенадцать”
общеизвестна. К тому же именно столько
апостолов, учеников было у Христа — а
библейские мотивы входят в поэму
непосредственно с его образом. “Двенадцать”
можно назвать драматической поэмой,
так как главным в ней является действие,
носителем которого выступают главные
герои. Большую часть повествования
составляют реплики и диалоги персонажей.
У каждого из них свой язык: у убогой
старушки, у барыни, у писателя, у
красноармейцев. Поэме свойственно
разнообразие художественно-речевых
стилей, ее язык включает лексику
возвышенно-поэтическую и просторечную,
даже вульгарную. Политические лозунги,
фольклорные мотивы, городской романс,
разбойничьи песни и частушки — автор
как будто стремится выразить все
многоголосие улицы, используя различные
жанры художественной речи. Также
разнообразны ритм и размер стиха, от
частушечного до маршевого, от
четырехстопного хорея до
дольника. 
    Сочетание
различных речевых стилей, жанров, ритмов,
сама драматическая форма поэмы позволили
Блоку выразить, воплотить то, что он
называл “музыкой революции”, ее
многоголосие, стихийность. Поэт стремился
к единству содержания и формы, и его
поэма — яркое тому подтверждение. В то
же время Блок не избегает и привычных
символистских приемов и методов. 
    В
своей поэме автор старался как можно
точнее отразить то, что он видел и
чувствовал. Его точка зрения может быть
принята не всеми. В принципе, искусство
не требует признания своих образов за
действительность, а тем более, за
единственно возможную истину, Поэму
“Двенадцать” можно трактовать
по-разному, особенно теперь, когда стали
известны предсмертные слова Блока о
том, что поэму следует уничтожить, как
неудавшуюся. Я же считаю, что поэт свято
верил, хотел верить в то, что написал, в
величие и благородство замыслов и путей
революции, но уже в 1921 году сумел увидеть,
как далеки его мечты от реальности. А
поэма живет как неоспоримое свидетельство
напряженного поиска — идейного ли,
формального — ее автора.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #

    07.02.201556.11 Кб442.doc

  • #

    07.02.2015141.32 Кб322.docx

  • #
  • #

    07.02.2015130.02 Кб812.docx

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Романтизм ранних рассказов Горького

  • Автор: М. Горький
  • Произведение: Произведения Горького
  • Это сочинение списано 27 579 раз

К романтическим рассказам Горького относятся «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Девушка и смерть», «Песня о Соколе» и другие. В них герои – люди исключительные. Они не боятся говорить правду, живут честно.

Цыгане в романтических рассказах писателя полны мудрости и достоинства. Эти неграмотные люди рассказывают герою-интеллигенту глубокие символические притчи о смысле жизни. Герои Лойко Зобар и Рада в рассказе «Макар Чудра» противопоставляют себя толпе, живут по своим законам. Больше всего на свете они ценят свободу, как и старый Макар Чудра, который рассказывает историю их любви. Макар не понимает, почему люди живут тесно, хотя места на земле много, всю жизнь тяжело работают, но остаются нищими рабами. Макар осуждает общество, но не призывает изменить его законы. Горький считал, что черпать силу человек должен в природе, как вольные цыгане.

Романтической чертой в рассказах Горького является интерес автора к образам природы. Природа для него – это важная философская тема. Это мир символов для писателя-романтика. Описание бури, ветра, моря, гор – все это создает атмосферу романтических переживаний. Не случайно рассказ «Макар Чудра» заканчивается песней моря, которое поет гимн гордым и смелым цыганам.

В рассказе «Девушка и смерть» противопоставлены жизнь, любовь и гибель, разрушение, олицетворением которых являются два образа: Девушка и Смерть.

В произведениях Горького человек хоть и «природное» существо, но изуродованное городом и современной цивилизацией. Горьковские босяки – «дети природы», люди бедные, но гордые.

Романтической чертой является и равнодушное отношение писателя к быту. Мы не можем узнать ничего конкретного о жизни босяков, слышим только их пламенные речи о свободе. Как и у романтиков, у Горького характеры героев написаны резкими черно-белыми цветами. Если Ларра злодей, то без примеси добра. В образе Данко даны только положительные черты. Он спасает людей ценой собственной жизни, освещая им путь своим горящим сердцем.

Но, в отличие от европейских романтиков, Горький прославляет не зло, а добро. Отрицательные герои у него однозначно осуждаются, как в русских сказках. Единственный чисто романтический герой у Горького – это Ларра, сын женщины и орла. Он презирает людей, видя в этом свою свободу. Цыгане изгоняют гордеца. Ларра – воплощение цинизма и эгоизма. Данко же представляет собой другую сторону возможностей человеческой души – героизм и способность к самопожертвованию.

Романтизм Горького отличается наличием положительного идеала. «В жизни всегда есть место подвигам», – утверждает автор. Его храбрый Сокол из «Песни о Соколе» истек кровью в бою с врагами. Но смерть его не напрасна. Писатель создает образы, которые стали бы примером для читателей.

К романтическим рассказам Горького относятся “Старуха Изергиль”, “Макар Чудра”, “Девушка и смерть”, “Песня о Соколе” и другие. В них герои – люди исключительные. Они не боятся говорить правду, живут честно.

Цыгане в романтических рассказах писателя полны мудрости и достоинства. Эти неграмотные люди рассказывают герою-интеллигенту глубокие символические притчи о смысле жизни. Герои Лойко Зобар и Рада в рассказе “Макар Чудра” противопоставляют себя толпе, живут по своим законам. Больше всего на свете они ценят свободу, как и старый Макар Чудра, который рассказывает историю их любви.

Макар не понимает, почему люди живут тесно, хотя места на земле много, всю жизнь тяжело работают, но остаются нищими рабами. Макар осуждает общество, но не призывает изменить его законы. Горький считал, что черпать силу человек должен в природе, как вольные цыгане.

Романтической чертой в рассказах Горького является интерес автора к образам природы. Природа для него – это важная философская тема. Это мир символов для писателя-романтика.

Описание бури, ветра, моря, гор – все это создает атмосферу романтических переживаний. Не случайно рассказ “Макар Чудра” заканчивается песней моря, которое поет гимн гордым и смелым цыганам.

В рассказе “Девушка и смерть” противопоставлены жизнь, любовь и гибель, разрушение, олицетворением которых являются два образа: Девушка и Смерть.

В произведениях Горького человек хоть и “природное” существо, но изуродованное городом и современной цивилизацией. Горьковские босяки – “дети природы”, люди бедные, но гордые.

Романтической чертой является и равнодушное отношение писателя к быту. Мы не можем узнать ничего конкретного о жизни босяков, слышим только их пламенные речи о свободе. Как и у романтиков, у Горького характеры героев написаны резкими черно-белыми цветами.

Если Ларра злодей, то без примеси добра. В образе Данко даны только положительные черты. Он спасает людей ценой собственной жизни, освещая им путь своим горящим сердцем.

Но, в отличие от европейских романтиков, Горький прославляет не зло, а добро. Отрицательные герои у него однозначно осуждаются, как в русских сказках. Единственный чисто романтический герой у Горького – это Ларра, сын женщины и орла.

Он презирает людей, видя в этом свою свободу. Цыгане изгоняют гордеца. Ларра – воплощение цинизма и эгоизма.

Данко же представляет собой другую сторону возможностей человеческой души – героизм и способность к самопожертвованию.

Романтизм Горького отличается наличием положительного идеала. “В жизни всегда есть место подвигам”, – утверждает автор. Его храбрый Сокол из “Песни о Соколе” истек кровью в бою с врагами. Но смерть его не напрасна.

Писатель создает образы, которые стали бы примером для читателей.

Loading…

Литература

11 класс

урок № 12

Романтизм раннего творчества М. Горького

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

1. Жизнь и творчество М. Горького.

2. Ранние романтические рассказы.

3. Понятия «гордость и гордыня».

4. Проблематика и особенности композиции рассказов.

Тезаурус

Романтизм — умонастроение, характеризующееся преобладанием мечтательной созерцательности и чувства над рассудком, идеализацией действительности.

Фельетон малая художественно-публицистическая форма, характерная для периодической печати (газеты, журнала) и отличающаяся злободневностью тематики, сатирической заостренностью или юмором.

Драма один из жанров драматургии, в котором изображается мир реального человека в его остроконфликтных, но не безысходных отношениях с обществом или собой

Мелодрама пьеса с острой интригой, преувеличенной эмоциональностью, резким противопоставлением добра и зла, морально-поучительной тенденцией.

Водевиль — вид комедии положений с песнями-куплетами и танцами. Лучшим произведениям в этом жанре присущи задорное веселье, злободневное отображение действительности.

Список литературы

Основная литература:

1. Журавлёв В. П. Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч 1. М.: Просвещение, 2015. — 415 с.

Дополнительная литература:

1. Басинский П. В. Горький. М.: Молодая гвардия, 2005. — 451 [13] с. Стр. 375-380

2. Быков Д. Л. Был ли Горький? М.: АСТ. Астрель, 2012. — 348 с. Стр. 284-287

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Максим Горький (настоящее имя — Алексей Максимович Пешков) родился 16 марта 1868 года в Нижнем Новгороде. Будущий писатель рано потерял родителей. Его воспитала бабушка Акулина Ивановна.

Будучи совсем юным, мальчик успевает поработать и рассыльным, и прислугой у чертёжника, и учеником иконописной мастерской, и статистом в театре.

В 1884 году юноша уезжает в Казань, чтобы поступить в университет. У него нет среднего образования, знания он черпает из книг. Студентом он не становится из-за сокращения количества льготных мест.

В Казани молодому человеку приходится много и тяжело работать. Этот период жизни Горького полон драматических событий. Репрессии против бастующих студентов, любовная драма, тяготы жизни в чужом городе. Пережитые события юности позже станут основой повестей «Детство», «В людях» и «Мои университеты».

Первое печатное произведение «Макар Чудра» выходит в 1892 году в газете «Кавказ» под псевдонимом Максим Горький. Это история про вольных цыган. За ним, помимо фельетонов и многочисленных публицистических текстов, следует новелла «Старуха Изергиль» и рассказ «Челкаш». Последний приносит Горькому широкую известность.

В 1899 году в журнале «Жизнь» публикуется первое крупное произведение Горького — повесть «Фома Гордеев». Уже на следующий год издательство «Знание» выпускает четырёхтомное собрание сочинений писателя «Рассказы». Он становится настоящей знаменитостью.

Раннее творчество Максима Горького неразрывно связано с романтической литературной традицией и включает стремление к индивидуальному своеобразию, к изображению идеальных героев и чувств. Банальной повседневности противопоставлены страстные душевные порывы персонажей. Молодой писатель обращается к легендам и сказаниям разных народов. Романтический герой Горького находится в кругу непонимания со стороны окружающих и задуман как знамение конца беспробудного прозябания обывателей. Он сталкивается с невежеством и жестокостью, но чем гуще тьма, тем ярче свет. «Вот, сокол, какие люди бывают! Взглянет он тебе в очи и полонит твою душу, и ничуть тебе это не стыдно, а ещё и гордо для тебя. С таким человеком ты и сам лучше становишься. Мало, друг, таких людей! Ну, так и ладно, коли мало. Много хорошего было бы на свете, так его и за хорошее не считали бы.» — так говорит сам автор о своём герое — цыгане Лойко из рассказа «Макар Чудра».

Изучая романтическое творчество писателя, нельзя обойти вниманием новеллу «Старуха Изергиль». В ней отражено столкновение между мечтой и страхом перед жизнью, равнодушием к красоте и любовью ко всему живому.

Главный герой новеллы Ларра — сын земной женщины и орла. Он считает себя выше всех, он горд и свободолюбив. Но люди обрекают его на одиночество. Поначалу он не понимает, как тяжело жить одному. Гордыня не позволяет ему вернуться к людям. В финале он становится тенью:

«И вот он ходит, ходит повсюду… Видишь, он стал уже как тень и таким будет вечно! Он не понимает ни речи людей, ни их поступков – ничего. И всё ищет, ходит, ходит… Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей… Вот как был поражён человек за гордость!»

В противовес этому герою Горький создаёт образ Данко. Этот персонаж живёт среди людей и для людей. «И вот пришла однажды тяжёлая пора: явились откуда‑то иные племена и прогнали прежних в глубь леса. Там были болота и тьма… Но когда его лучи падали на воду болот, то подымался смрад, и от него люди гибли один за другим». Данко «разорвал руками себе грудь и вырвал из нее своё сердце, и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца…». Радуясь свободе, люди не замечают смерти Данко. На его сердце наступает ногой кто-то из соплеменников.

Рассказ «Старуха Изергиль» – это попытка Горького донести мысль о двойственности человеческой натуры. Всё повествование пронизано символическими параллелями: свет солнца и мрак болот, гордое сердце и каменная плоть.

Горький идёт от отрицания эгоизма людей к утверждению человеколюбия. Постепенно он создает «величественный образ человека». По мнению писателя, каждый должен «найти гармонию между собой и миром, в себе самом гармонию создать».

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Единичный пример.

Какое образование получил М. Горький?

а) экономическое;

б) филологическое;

в) начальное;

г) юридическое.

Разбор решения: Давайте вспомним материал урока и общие факты о жизни М. Горького, мы знаем, что он рос без матери и отца у дедушки, во время его поступления, у него не было диплома о среднем образовании, соответственно, поступить в институт и отучиться он не мог, соответственно ответы а), б), г) неправильные. Как мы помним его растил дедушка и под его руководством М. Горький освоил грамоту, соответственно ответ в) – правильный

Правильный ответ:

в) начальное

Единичный выбор.

Где родился М. Горький?

а) Южный Сахалин

б) Казань

в) Нижний Новгород

г) Владивосток

Разбор решения: Давайте вспомним, что его дед работал бурлаком на Волге, соответственно так как внук его М. Горький жил вместе с ним, город в котором родился М. Горький стоит на реке Волге, из всех перечисленных подходит только Нижний Новгород

Правильный ответ:

в) Нижний Новгород

  • Почему разные поколения не понимают друг друга итоговое сочинение
  • Почему равнодушие иногда называют худшим из преступлений сочинение итоговое
  • Почему равнодушие иногда называют худшим из преступлений сочинение гранатовый браслет
  • Почему пьесы островского называют пьесами жизни сочинение
  • Почему пьесу горе от ума можно назвать актуальной в 21 веке сочинение