№ 2007 / 16, 23.02.2015
Сын об отце
Знаток мирового кинематографа Жан Габен говорил, что для хорошего фильма нужно три вещи: первое – сценарий, второе – сценарий и третье – ещё раз – сценарий. Всеволод Вишневский писал: «Примат драматургии – закон для кинематографии». Многим казалось, это ясно. Но со временем журналисты, да и некоторые теоретики кино привыкли упрощать. Так как хозяин фильма – режиссёр, то и упоминать следует только его. Тем более что иногда и сам режиссёр выступает в роли сценариста. Постепенно выработался стереотип, в котором литературная основа фильма, её значение стало как бы исчезать. В середине прошлого века получила хождение мысль, что можно поставить фильм или спектакль по любой записной книжке. Достаточно, мол, режиссёрского и актёрского мастерства. Время показало, что без глубокой литературной основы сценические произведения не получались. Однако лёгкий и удобный стереотип продолжали использовать: в заметках о фильме сценариста как бы не существует, режиссёр да и только. Вот свежий пример. В «Литературной России» № 11 от 16 марта появилось сообщение о 70-летии фильма «Бежин луг». Там упомянут только режиссёр. А между тем трагическая история фильма связана и с другим именем – автора сценария. И в этом случае разделять их никак нельзя. Надо обратиться к началу тридцатых годов, когда буря коллективизации чуть-чуть улеглась. Потрясённая этой бурей русская деревня пережила разрушение прежних хозяйственных основ, голод, вражду, кровь. Медленно начинался период созидания, который вывел деревню к 41-му году настолько окрепшей, что она смогла выдержать войну. Но к середине 1930-х искусство ещё не успело запечатлеть тот гигантский разлом в деревенской жизни. Одним из первых это сделал в кино драматург А.Г. Ржешевский. Центральный комитет комсомола поручил молодому писателю осмыслить художественными средствами судьбу, которая в то время была у всех на слуху, тысячекратно повторялась и, соответственно, во многом идеализировалась, – судьбу Павлика Морозова. Выбор драматурга со стороны ЦК ВЛКСМ был неслучайным. За плечами у Ржешевского, несмотря на молодость, был уже насыщенный событиями жизненный путь. Балтийский моряк, он участвовал в боях за Кронштадт, на фронте против Юденича, на Южном фронте, в борьбе с басмачами в Средней Азии. («Сценаристы советского художественного кино». М. Издательство «Искусство», 1972 г., стр. 302). А в кино он стал родоначальником «эмоционального» сценария, который высоко оценили такие режиссёры, как Желябужский, Пудовкин, Шенгелая. Суть в том, что раньше сценарист, как бы представляя себя режиссёром, давал на листе бумаги просто перечисление воображаемых кадров: кадр № I. Крупный план. Колесо; кадр № 2. Средний план. Телега; кадр № 3. Крупный план. Кулак; кадр № 4. Средний план. Разбитое лицо… и т.д. Ржешевский не стал указывать с дотошностью, что должен снимать режиссёр. Он стал писать сценарии, как художественные произведения. Их до сих пор интересно читать. Ныне эта манера письма принята во всём киношном мире. А тогда многое казалось новым и необычным. Замечательный сценарист, крупнейший деятель отечественного кино Алексей Каплер вспоминал позднее: «Маленькая комната бывшего балтийского моряка, участника гражданской войны Ржешевского стала в конце 20-х годов и самом начале 30-х притягательным центром для тех, кто искал новые пути в искусстве. Здесь в густом табачном дыму бескомпромиссно спорили ночи напролёт, находили эстетических единомышленников, и всё это проделывалось очень шумно. Полутонов не признавали. Крик стоял иной раз до утра… Соседская молодёжь, хоть нисколько не причастная к искусству, что-то чувствовала в Ржешевском для себя важное, интересное, и часто можно было видеть торчащие в открытых дверях любопытствующие головы…» Получив задачу от комсомолии, драматург решил показать перемены, произошедшие в деревне, на примере тургеневского Бежина луга: легендарный уголок земли спустя более восьмидесяти лет. Для этого он переехал в Бежин луг и долгое время жил там. Сценарий был написан, а затем издан отдельной книгой, что считалось явлением необычным и очень почётным. Всеволод Вишневский писал: «Издание сценария «Бежин луг» кинодраматурга Александра Ржешевского я считаю серьёзным и радостным событием… Бесстрашный мужественный оптимизм сверкает в этой вещи – простой и непосредственной, горячей, порой торопливо-грубоватой, как были торопливы мы в период острых схваток». Вернувшийся из длительной поездки в Америку Сергей Эйзенштейн прочитал сценарий и сразу заявил о своём желании поставить картину. Были и другие претенденты, но предпочтение отдали Эйзенштейну. И он сказал о своём намерении в Ленинграде на торжественном заседании, посвящённом 10-летию советского кино. Ночью в Москве Ржешевский был разбужен срочной телеграммой: «Объявил тчк неслыханная овация тчк Сергей». Это были лучшие минуты их совместного творчества. Потом, в процессе работы случались споры и разногласия. Режиссёр, например, не хотел снимать природу на тульских землях и объяснял окружающим: «Я найду что-нибудь помасштабнее». Сценарист настаивал, чтобы съёмочная группа поехала в Бежин луг. Были творческие споры по другим вопросам. Съёмки продолжались очень долго. В киноведческой литературе о них рассказано с достаточной полнотой. Раньше чем был смонтирован фильм «Бежин луг», в московском Театре юного зрителя по этому же сценарию поставили спектакль, который с успехом шёл долгое время. Главную роль – героя Степка – играла в спектакле известная артистка Валентина Сперантова, которой в течение многих лет блестяще удавались роли мальчишек. А вот фильм, снятый Эйзенштейном, ожидала другая, трагическая судьба. Он был запрещён к показу и разгромлен до выхода на экран. Долгое время считалось, что фильм даже не успели смонтировать, и будто бы Сталину, по его требованию, показали какие-то отрывки. Кондовая железобетонная формулировка о «несмонтированном фильме» неизменно упоминалась во многих статьях. Видимо, авторы просто переписывали её друг у друга. Между тем есть другое свидетельство. В своей книге «Москва, 1937» Л.Фейхтвангер пишет, что фильм «Бежин луг» произвёл на него большое впечатление. Это «великолепный, подлинно поэтический шедевр», – вспоминал Л.Фейхтвангер (М. Издательство политической литературы, 1990 г., стр. 197). Значит, кто-то видел, и фильм был. Но большинство критиков ругали, повинуясь команде. Не глядя, рассуждали о художественных просчётах. Подлинная причина заключалась, скорее всего, в другом. В сценарии, вышедшем отдельной книгой, есть небольшой, но полный трагизма эпизод разгрома церкви. Как уже было сказано выше, книгу встретили с большим одобрением, на эту сцену, хотя она была написана с большой силой, не обратили внимания. И не случайно. Она была типична. В стране уничтожались тысячи церквей. Но Эйзенштейн, по воспоминаниям, сделал в своём фильме эпизод с церковью одним из центральных. Очевидцы свидетельствовали, что эту сцену режиссёр неоднократно снимал в разных вариантах, стремился добиться максимальной выразительности. О разрушении церквей упоминалось и раньше в газетных сообщениях. Но одно дело заметка, другое – историческое полотно. Когда два больших художника – режиссёр и сценарист – воссоздали картину разгрома, показали, как губительно это действует на людей, Сталин первым понял, что мир не должен увидеть того, что творилось с церквами в стране. Очевидно, по грозному движению бровей приближённые мигом догадались, что надо уничтожить фильм. И они принялись за дело безотлагательно. Плёнку смыли, чтобы не осталось и следа. В Колонном зале устроили другой разгром. Ругали те, кто не видел фильма. Эйзенштейн признал ошибки. Ржешевский не стал признавать свою вину. Ведь сценарий был издан задолго до фильма и приняли его положительно. Был и успешный спектакль в ТЮЗе, поставленный по книге. Словом, у драматурга была позиция. Но о его строптивости донесли заранее куда следует. И «наверху» приняли простое решение: не пускать Ржешевского в Колонный зал. Не догадываясь о грядущем, но, конечно, волнуясь, Ржешевский пришёл к Дому союзов вместе с другими писателями. Всех, кто явился с пригласительными билетами, пропустили. Ржешевского задержали. Напрасно его спутники, среди которых был Юрий Олеша, убеждали охрану пропустить драматурга в зал, где речь будет о нём. Но на все доводы особые люди, стоявшие у входа на контроле, только козыряли и вежливо повторяли одно: – Ничего не знаем! Пригласительный билет товарища Ржешевского аннулирован. Когда появившийся в этот момент Эйзенштейн прошёл беспрепятственно, окружающие поняли, что дела Ржешевского хуже, чем они полагали, и молча проследовали каждый по своему билету. По воспоминаниям известной в те времена певицы Татьяны Ивановны Лещенко-Сухомлиной, квартира Ржешевского в Чашниковом переулке на Поварской опустела. Друзья боялись приходить, опасаясь репрессий. Но художников кино – ни Ржешевского, ни Эйзенштейна – репрессии не коснулись. Однако в творческом плане, да и в жизненном, учитывая преждевременную смерть обоих, это был сокрушительный удар. Вот что осталось за рамками привычного стереотипа, сводящего на нет и, по существу, уничтожающего главное условие любого фильма – его литературную основу.
Александр РЖЕШЕВСКИЙ
«Бежин луг» — один немногих рассказов из хрестоматийного тургеневского цикла «Записки охотника», который действительно нравится школьникам, вынужденным читать «Записки охотника» при прохождении школьного курса литературы. Его герои — не взрослые мужчины и женщины, которые зовутся помещиками, егерями, урядниками, крепостными и другими непонятными именами, а такие же ребята от семи до тринадцати лет, пусть они и жили более ста пятидесяти лет назад. Обычные мальчишки из семей самого разного достатка, которые собираются в ночном у костра и рассказывают другу пугающие истории, не слишком отличающиеся от лагерных страшилок и других современных произведений детского фольклора. Вот только действие этих рассказов происходит не в далеких странах и не в сказочном тридевятом царстве, а по соседству,с хорошо знакомыми юным рассказчикам людьми, что еще сильнее увеличивает привлекательность захватывающих историй с участием леших, водяных, русалок, оборотней и других колоритных представителей нечистой силы.
Материал для «Бежина луга», как и для других рассказов из «Записок охотника», был собран Тургеневым в конце 1840-х годов, когда он жил в имении своей матери, частенько ходил на охоту, гостил у знакомых помещиков, с любопытством общался с крестьянами и подмечал характерные черты русских людей, которые остаются неизменными и при крепостном праве, и после его отмены, и при Советской власти, и в наши дни. Это добродушие, незлопамятность, которая сочетается с чувством собственного достоинства, сметливость, природные таланты, которые развиваются в самых неблагоприятных условиях как у взрослых людей, так и у ребят.
Все эти качества проявляются у героев «Бежина луга», который был написан и опубликован в 1851 году — ровно за десять лет до отмены крепостного права. При этом ни в повадках, ни в рассказах ребят нет ни следа робости или приниженности, хотя они ясно видят, что беседуют не с равным себе. а с незнакомым «барином», который блуждал с собакой по окрестностям и подсел к их костерку, чтобы согреться и переждать летнюю ночь. Наблюдательному рассказчику интересны не только рассказы мальчишек, ясно показывающие роль веры в сверхъестественное в жизни крестьян, но и характеры ребят. Особенно привлек его внимание тринадцатилетний Павлуша, на выразительном некрасивом лице которого ясно видны энергия, сильный характер и незаурядный ум. Через год рассказчик узнает о гибели Павла, который упал с лошади, и пожалеет об едва знакомом ему «славном парне».
Этот рассказ, как и «Записки охотника» в целом, сделался настоящим открытием для тогдашней читающей публики — как для стопроцентно городских жителей, наблюдавших сельскую жизнь только из окна кареты, так и для многих помещиков, смотревших на крестьян свысока и видевших в них более примитивных существ, чем «господа». Когда-то Карамзин показал в «Бедной Лизе», что и крестьянки умеют любить. Тургенев же показал, что крестьяне не менее изобретательны, талантливы и наблюдательны, чем дворяне, более того, что нередко «мужик» вправе смотреть сверху вниз на недалекого «барина». В «Записках охотника» немало таких примеров, при этом крестьяне достаточно умны, чтобы не показывать своим господам, что обводят их вокруг пальца!
Многие читатели Тургенева путешествовали по Орловской губернии, а в наши дни — по Орловской области, пытаясь найти ставший легендарным Бежин луг. И были разочарованы, узнав, что такого луга не существовало во времена Тургенева. В реальности эта местность называлась Рудинским болотом, а чуткий к звучанию топонимов писатель выбрал более благозвучное и лучше запоминающееся название. Но если вы отправитесь искать Бежин луг в наши дни, местные жители охотно покажут вам и тот самый луг, который имел в виду Тургенев, и расскажут о судьбе потомков описанных Тургеневым мальчишек, многие из которых живут в тех же краях, что и 170 лет назад и уважают классика, прославившего их родные места на всю Россию, да что там — на весь мир, читающий «Записки охотника» в оригинале или в переводах.
На чтение 9 мин. Опубликовано 30.03.2020
Иван Сергеевич написал много произведений, которые показывают жизнь крестьян с необычного ракурса и заставляют задуматься об их нелёгких судьбах. Одно из самых сильных и глубоких творений — «Бежин луг». Анализ рассказа Тургенева, вошедшего в цикл «Записки охотника», поможет подготовиться к уроку литературы в 6 классе и выполнить творческое задание.
Содержание
- История создания
- Направление и жанр
- Основные события
- Характеристики героев
- Темы и проблематика
- Главная мысль
История создания
«Бежин луг» — рассказ, относящийся к периоду, когда Иван Сергеевич Тургенев познакомился с Белинским. Это произошло незадолго до начала работы над «Записками охотника». Литературный критик вдохновил Ивана Сергеевича на написание рассказа, посвящённого крестьянскому быту. Осенью 1850 года писатель приступил к работе над произведением. История получилась очень реалистичной, потому что в то время Тургенев проводил много времени вместе с ребятишками, общался со взрослыми крестьянами, ходил на охоту и постоянно делал заметки.
В течение лета Иван Сергеевич собирал материал. В первую очередь его интересовало:
- мышление крестьянских детей;
- поведение ребятишек;
- характеры и особенности личности каждого.
Сначала автор написал очерк, а затем начал вносить в него исправления. В 1851 году рассказ был готов.
Впервые читатели увидели произведение на страницах журнала «Современник». Это первый случай в русской литературе, когда главными героями стали дети простых крестьян, жителей деревни.
Направление и жанр
Жанр произведения «Бежин луг» — рассказ. На это указывают как характе́рные признаки, так и то, что произведение вошло в сборник «Записки охотника». Последний полностью состоит из рассказов, хотя некоторые истории по объёму приближены к повести. Другие произведения, вошедшие в сборник:
- «Льгов»;
- «Мой сосед Радилов»;
- «Уездный лекарь»;
- «Ермолай и мельничиха».
Это не полный список рассказов, а только самые известные из них. Все они отличаются повествовательным характером и проникнуты любовью к простым людям.
Литературное направление, к которому относится «Бежин луг», — реализм. Но многие исследователи творчества Тургенева отмечают, что в рассказе присутствуют нотки романтизма. На это указывают:
- связь пейзажных описаний с чувствами героев;
- сказочный подтекст и нагнетание тревожной атмосферы в некоторых сценах;
- поэтические описания внешности героев;
- душевность, с которой автор рассказывает о событиях.
Таким образом, поэтические черты прослеживаются во всём рассказе. Заполняя читательский дневник, об этом стоит упомянуть. Также нужно указать, кто написал «Бежин луг» и из каких частей состоит композиция произведения. Структура рассказа:
- Экспозиция. В ней автор описывает прекрасный июльский день.
- Завязка. Эта часть знакомит читателя с охотником. Здесь же рассказывается, как охотник плутал по лесу.
- Кульминация. Она начинается с того момента, когда рассказчик увидел мальчиков, сидящих у костра.
- Развязка. Момент, когда рассказчик отправляется домой.
- Эпилог. Самая короткая часть, состоящая из заключительных предложений. В эпилоге автор рассказывает о гибели Павлуши.
Автор дал произведению название, которое ничего не выражает. Этим он хотел подчеркнуть, что не даёт оценки услышанным историям. Верить им или нет, читатель должен решить сам. Вот почему рассказ о Бежином луге называется именно так.
Основные события
Автор ведёт повествование от первого лица. Он рассказывает о произошедших с ним событиях. Однажды Иван Тургенев пошёл на охоту, взяв собаку. Под вечер он заблудился и проплутал, пока не стало темно. Пытаясь отыскать выход из леса, рассказчик вышел к оврагу, за которым было ровное место. Вдалеке горели костры, а возле них копошились ребятишки. Охотник понял, что это Бежин луг — так называли поляну местные жители.
Сначала рассказчик принял человеческие фигуры за гуртовщиков. Он хотел подойти ближе, но навстречу выбежали собаки и бросились на него со злобным лаем. Ребята отогнали псов, и тогда охотник понял, что это крестьянские дети, которых отправили в ночное. Летом лошадей пасли по ночам, потому что днём их кусали оводы, и мальчишки сторожили табун. Такая обязанность была для них настоящим праздником.
Дети спросили, откуда рассказчик. Услышав ответ, помолчали. Некоторое время они держались отстранённо, затем завязалась беседа. Немного поговорив с ребятами, охотник замолчал и стал любоваться костром, а заодно и разглядывать мальчишек. Потом он улёгся недалеко от костра, а ребята принялись рассказывать друг другу зловещие истории. Почти в каждой не обошлось без нечистой силы. Персонажи, которые присутствовали в рассказах ребят:
- домовой;
- леший;
- русалка;
- умерший мальчик;
- покойный барин.
Автор молча слушал, и у него не возникало желания встревать в разговор. Из рассказа нельзя понять, было ли всё произошедшее выдумкой малограмотных людей или крестьяне на самом деле чувствовали, что рядом с ними есть что-то сверхъестественное. Для мальчиков события с участием нечистой силы были обыденными. Они росли с осознанием, что от судьбы нельзя уйти, и если не одна нечисть утащит человека, то другая закружит его по лесу и лишит рассудка.
Один из ребят пошёл за водой, а по возвращении рассказал, что его кто-то звал. Затем все легли спать. Утром охотник проснулся и увидел, что все спят, и только Павлуша, который накануне слышал голос, сидит у костра. Автор кивнул ему на прощанье и отправился домой. В конце рассказа Тургенев с сожалением пишет, что в том же году Павлуша погиб, упав с лошади. Эти деталь наводит на мысль, что зов не послышался крестьянскому ребёнку: он на самом деле предчувствовал скорую гибель.
Характеристики героев
Действующие лица в этом произведении — мальчики и рассказчик. Люди и потусторонние сущности, о которых рассказывают ребята, — третьестепенные персонажи. Главные герои и их краткие характеристики:
- Федя. На вид ему 14 лет, это самый старший из ребят. Фёдор ведёт себя уверенно, чувствуется, что он из обеспеченной семьи. Он хорошо одет, на ногах — свои, а не отцовские сапоги. Ночные посиделки для мальчугана — лишь забава, а не обязанность, как для других ребят.
- Павлуша. Мальчик с серыми глазами, широкими скулами и бледным лицом. По описанию автора, Павлуша неказист, однако рассказчик сразу проникается к нему симпатией. ребёнок смел и умён, не суеверен, отлично разбирается в сортах рыбы и звёздах. В этот вечер мальчику доверили следить за похлёбкой. В конце произведения читатели узнают о внезапной гибели Павла.
- Илья. Трусоватый парень лет 12. Когда ребята рассказали о водяном, он очень перепугался. Этот мальчик описан как типичный крестьянский ребёнок. На нём добротная одежда, он трудолюбив и опрятен, при этом верит во все приметы и деревенские легенды.
- Костя. На вид герою около 12 лет. У него веснушчатое лицо, заострённое книзу, «как у белки», и блестящие глаза. Вид у ребёнка печальный: кажется, будто он хочет что-то сказать, но не может найти слов.
- Ваня. Семилетний мальчуган, самый тихий и незаметный из всех ребят. Он лежит под рогожей, свернувшись калачиком. Понятно, что особой помощи от него нет, но это не главное. Ване всё интересно, он с любопытством рассматривает небо и восхищается природой. Об этом мальчике рассказчик пишет, что он душевный, мечтательный, чуткий и наблюдательный.
- Рассказчик. Это сам Иван Сергеевич, заядлый охотник, любитель бродить по лесам. Бо́льшую часть времени он играет роль пассивного наблюдателя, чтобы передать увиденное и услышанное максимально точно и подробно.
Всех ребят автор описывает с душевной теплотой. Из рассказа понятно, что он не насмехается над суевериями, а восхищается трудолюбием, смелостью и сообразительностью детей, которым слишком рано приходилось взрослеть.
Темы и проблематика
Тургенев посвятил рассказ взаимодействию природы и человека, благодаря которому можно достичь душевной гармонии. Эмоции героев подчёркивают яркие описания природы. Автор уделяет внимание таким деталям, которых большинство не замечает. Слова и выражения, которые он использует для описания пейзажей:
- «огнистое»;
- «румянец»;
- «пылает пожаром»;
- «густеет гроза»;
- «вихри-круговороты».
Эпитетами, метафорами и сравнениями пестрит весь рассказ. Автор не нарочно демонстрирует любовь ко всему живому: он действительно очень трепетно относится к природе, поэтому строки сами собой получаются завораживающими и проникновенными.
Ещё одна важная тема — роль примет, легенд и суеверий в жизни крестьян. Как относится Тургенев к тому, что люди верят в нечистую силу, сложно сказать. Он не высмеивает ребят, но и не даёт читателям понять, что тоже верит в леших, русалок и домовых. Ему симпатичен Павлуша, отличающийся прагматичным взглядом на судьбу. Однако в конце истории читатели узнают о кончине этого парня.
Проблематика рассказа строится на трудной жизни крестьянских детей. Все они, кроме одного, были бедно одеты. По описанию можно понять, что даже наличие собственных сапог в те годы было роскошью. Однако даже в таких трудных условиях детские души не зачерствели. Мальчики говорят не только о потусторонних вещах. Они замечают свист куликов и «божьи звёздочки», говорят о тёплых странах, где никогда не бывает зимы.
Сострадание также не чуждо этим ребятам. Они душевно рассказывают, как убивается мать, чей ребёнок утонул в реке. Другая печальная история — о девушке, которую бросил жених, а потом «испортил водяной». Обо всём этом мальчики говорят проникновенно и просто, без тени жестокости или насмешек. Так автор подчёркивает их доброту, богатый внутренний мир, умение сострадать и чувствовать чужую боль.
Главная мысль
В рассказе нет морализаторства, автор не рассуждает, как правильно жить, что такое хорошо и плохо. Он просто излагает факты, и это делает произведение пронзительным. Читатели видят крестьянских детей глазами Тургенева. Они предстают открытыми, честными, простыми и добрыми. Рассказчик принадлежит к другому сословию, но не кичится этим. Напротив, он попал в такую ситуацию, когда пришлось обращаться к детям деревенской бедноты.
Основную идею произведения можно кратко сформулировать так: душевные качества не зависят от происхождения, сословия и богатства. Неслучайно среди героев есть мальчик из богатой семьи, причём он сидит вместе с другими и не показывает превосходства, хотя и держится довольно бойко.
Автор постарался донести до читателей мысль, что простые крестьяне достойны уважения. Они заслужили его своим трудом, стойким характером и любовью к окружающему миру. Произведение «Бежин луг» учит любить природу, а также относиться к людям по-доброму.
Жизнь может быть счастливой и гармоничной, даже когда она не переполнена материальными благами. По мнению писателя, красота и счастье — в мелочах, важно лишь научиться ценить то, что есть, и отличать истинные ценности от фальшивых.
Анализ «Бежин луг» Тургенев
4.1
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 3083.
Обновлено 12 Июля, 2021
4.1
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 3083.
Обновлено 12 Июля, 2021
В своих произведениях Иван Сергеевич Тургенев всегда с большой любовью описывал картины русской природы и крестьянского быта. Свой рассказ «Бежин луг», который входит в цикл «Записки охотника», писатель посвятил крестьянским детям, мастерски передав тонкости детской психологии. В произведении ясно проводится параллель между душевным состоянием человека и окружающей его природой. В центре рассказа – пятеро деревенских ребят, которых рассказчик повстречал у костра на Бежином лугу. Литературный анализ рассказа по плану будет полезен при подготовке к уроку литературы ученикам 6 класса.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Бежин луг.
Год написания – 1851 год.
История создания – Рассказ «Бежин луг» стал частью цикла «Записки охотника», в котором Тургенев описал непередаваемое очарование русской природы и особенности крестьянской жизни.
Тема – Гармония человека и природы – центральная тема произведения. Также автор поднимает тему веры крестьян в сверхъестественное.
Композиция – Композиция рассказа достаточно сложная, многослойная. Она включает в себя речевые и портретные характеристики мальчиков, их рассказы, обрамлённые воспоминаниями рассказчика, а также лирические пейзажные зарисовки.
Жанр – Рассказ.
Направление – Реализм.
История создания
Рассказ Тургенева «Бежин луг», написанный в 1851 году, стал частью сборника «Записки охотника». Он был примечателен тем, что впервые в русской литературе главными героями стали крестьянские дети, описанные автором с большой любовью и теплотой.
Большое влияние на Ивана Сергеевича оказал известный литературный критик В.Г. Белинский, который и вдохновил его на создание «Записок охотника». Писатель много свободного времени уделял охоте, общался с крестьянами и их детьми, благодаря чему его произведения отличались большой реалистичностью.
К работе над рассказом «Бежин луг» Тургенев приступил осенью 1850 года, уже в начале 1851 года он был опубликован в популярном журнале «Современник».
Автор не придал особого смысла названию своего произведения – он просто подыскал звучное название рассказу, фоном которому послужили прекрасные пейзажи. Более того, этого названия нет ни на одной топографической карте, и, как позже выяснили исследователи творчества Тургенева, он заменил неблагозвучное наименование реально существовавшего луга «Рудинское болото» на более поэтичное – «Бежин луг».
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тема
Будучи мастером описания красоты русской природы, Иван Сергеевич в очередной раз затронул свою любимую тему – взаимосвязи человека и природы, их гармоничного дополнения друг другом.
В своем произведении автор поднял проблему жизни простых людей. Даже дети, которым по возрасту не пристало думать о бытовых тяготах, вынуждены работать почти наравне со взрослыми.
Крестьянские мальчишки всю ночь пасут табун лошадей, следя за тем, чтобы к нему не подобрались волки. Однако неустроенность и сложность их жизни не является поводом для уныния. Напротив, каждый день для этих ребят – счастье, возможность прожить яркие и интересные моменты. Пойти в ночное для них радость, они находят способ себя развлечь, рассказывая друг другу всякие небылицы.
Таким образом, автор хотел выделить основную мысль своего произведения – необходимо ценить жизнь во всех её проявлениях, радоваться ей и быть благодарным тому, что имеешь. Счастье – чувствовать себя частью природы, ощущать на себе её милость и бесконечную щедрость. Нужно лишь прислушиваться к тому, чему учит природа, чтобы ощущать себя целостной личностью.
В рассказе Тургенев не зря поднял тему народных легенд и сказаний, которые с таким увлечением пересказывали друг другу мальчики. На их примере автор показал, насколько сильна в жизни простых, необразованных людей вера в сверхъестественное. В этом, однако, кроется и своё очарование: истории, рассказанные мальчиками, основаны на народных верованиях, фольклоре и интересе к непостижимому.
Разыгравшееся воображение плотника Гаврилы, «увидевшего» русалку, становится причиной его затянувшегося мрачного настроения и бесконечных тревожных дум о будущем. Баба Ульяна, случайно заметившая своего «двойника», не сомневается в своей скорой кончине. Её непрестанные мысли о неизбежной смерти действительно становятся причиной раннего ухода из жизни. Красавица-селянка Акулина, которой почудился водяной, не выдерживает этого и сходит с ума.
С грустью и сожалением Тургенев приходит к выводу, что причиной многих зол крестьянства является невежество. «Зовущие» голоса, таинственные существа, предчувствия, бесчисленное количество примет – всё это грузом лежит на необразованном человеке, делая его рабом собственных страхов. Ребята с детских лет воспринимают веру в судьбу, они не смеются над героями своих “страшилок”, а сочувствуют им.
Композиция
Анализируя рассказ «Бежин луг», следует отметить, что для него характерна сложная, многослойная композиция.
- Экспозиция – описание дневного пейзажа.
- Завязка – появление в рассказе образа охотника, его скитания в лесу, зловещие изменения природы.
- Кульминация – встреча с крестьянскими детьми, сидящими у костра, и проникновение в их мир, полный суеверий.
- Эпилог – рассказ о судьбе одного из мальчиков – Павлуши.
Повествование о мальчиках начинается с их развернутых портретов, которое уступает место монологу каждого. Их яркие и самобытные характеры накладывают отпечаток и на манеру повествования. В результате все истории приобретают уникальную интонацию, свойственную только мальчику-рассказчику.
Между монологами мальчиков охотник вставляет собственные суждения, оценки, наблюдения.
К особенностям композиции следует отнести пейзажные зарисовки, которым автор уделил особое внимание. Всё происходящее в рассказе неразрывно связано с окружающей природой, с её изменениями в течение суток.
Таким образом, пейзаж, портрет, авторские замечания и монологи являются теми художественными средствами, которые были мастерски использованы автором и включены в строй произведения.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Бежина луга».
Жанр
«Бежин луг» – рассказ, поскольку обладает всеми характерными для этого жанра чертами: небольшим объёмом, малым количеством героев, одной сюжетной линией, повествовательным содержанием.
Произведение принадлежит литературному направлению реализм, однако в нём явственно проступают и черты романтизма: поэтические описания природы, всевозможные поверья и легенды, тесно переплетающиеся с реальной жизнью героев.
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Лиза Гречникова
12/12
-
Виктория Зеленская
8/12
-
Милана Ничикова
10/12
-
Максим Демин
12/12
-
Мадина Мусаева
12/12
-
Михаил Евсеев
12/12
-
Galina Ambrtsumian
12/12
-
Сева Бобров
11/12
-
Дарья Хвалей
10/12
-
Лидия Голикова
12/12
Рейтинг анализа
4.1
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 3083.
А какую оценку поставите вы?
История создания
Стимулом к созданию «Записок охотника» послужило для Тургенева его знакомство с литературным критиком В. Г. Белинским. Он и вдохновил Ивана Сергеевича на это творчество, которое впоследствии стало отправной точкой в вовлечении читателей в жизнь крестьян и их быт.
Проводя лето в деревне, Тургенев сам глубже проникал в жизненный уклад простого люда, наблюдал и делал заметки. «Бежин луг», в частности, словами автора раскрывает личность, характеры и мышление крестьянских детей.
Сперва Тургенев, посвящая все свое свободное время общению с крестьянами и их детьми, попутно создавал черновик своих наблюдений, периодически внося множество поправок и дополнений. А в 1851 году рассказ был завершен и в полном объеме опубликован в «Современнике».
Федя
Самым старшим из всех пятерых мальчиков, которых встретил автор на большой равнине Бежин луг, Федя — самый старший, ему уже четырнадцать лет. Этот деревенский мальчик вырос в довольно богатой семье. Если поход в «ночное» чтобы сторожить лошадей для остальных мальчиков — это своеобразный заработок, то для него — просто забава. И одет он по-другому: на нем ситцевая рубаха с каёмкой, совсем новый армячок, свои собственные сапоги и даже имелся при нём гребешок для расчесывания волос, который был совершенно редким атрибутом у крестьянских детей. Федя внешне был очень стройным, у него красивые тонкие черты лица, белокурые кудрявые волосы и удивительная, постоянная то ли полурассеянная, то ли полувеселая улыбка. Он всем мальчикам постоянно показывает свое превосходство.
Во время разговоров, он ведет себя довольно деловито, задавая разные вопросы, слегка важничает, он, словно дает разрешение мальчикам делиться со всеми своими удивительными и интересными рассказами. Сам внимательно их слушает, но делает вид или демонстрирует, что не очень им верит. Скорее всего, он получил неплохое образование в домашних условиях, поэтому присущая остальным ребятам, сидящим рядом с ним у костра наивность, ему совсем не присуща.
Жанр, направление
Цикл «Записки охотника» — это сборник рассказов, и жанром данного произведения, соответственно, является рассказ, чей повествовательный характер, согласно литературному определению, и раскрывает конкретный эпизод.
Казалось бы, И. С. Тургенев — яркий представитель реализма в литературе 19 века. Однако в его рассказе «Бежин луг» прослеживаются нотки романтизма. Чувства главных героев неразрывно связаны с описанием природы, они постоянно перекликаются. Более того, некоторые природные явления имеют явный сказочный подтекст, быть может, основанный на мифах, тем не менее, при прочтении ощущается тревожное нагнетание атмосферы вокруг. Это состояние граничит с душевностью изложения автором своих воспоминаний. Выражается это посредством описания внешности главных героев. Тем самым в рассказе проявляются черты поэзии.
Суть
Повествование ведется от лица автора, и вот, о чем он говорит: рассказчик, отправившись на охоту вместе со своей собакой, заблудился в лесу. Плутая до наступления темноты, он оказался у оврага, под которым разглядел равнину. В тех местах она была известна под названием Бежин луг. Сквозь сумрак ночи охотник заметил на нем несколько человек, копошащихся у костров. Спустившись к ним, понял, что это были крестьянские мальчишки разного возраста, всего их было пятеро. Ребята сторожили ночью пасущийся табун лошадей. Автор попросился заночевать с ними в поле, сообщив, что заблудился. Мальчики сначала настороженно отнеслись к ночному гостю, но немного поговорили с ним, а после сидели у костра и молчали какое-то время. С ними были две большие собаки.
Автор улегся под кустик чуть поодаль от ребятишек и, пока не уснул, наблюдал за ними. Мальчишки поочередно рассказывали друг другу старые деревенские байки и легенды, эмоционально делились своими переживаниями на этот счет. Некоторые истории из их уст звучали довольно пугающе и зловеще. А слова одного из них о том, что все в жизни каждого предопределено, и судьбу свою никто не минует, тяжелым грузом повисли в теплом ночном воздухе, заставив героев на время умолкнуть и задуматься.
Ребята рассказывали друг другу удивительные истории о домовом, лешем и водяном, напоминая о трагическом финале некоторых из них. В итоге печальный исход постиг одного из мальчишек: в том же году он погиб, упав с лошади. Об этом мы узнаем от автора, когда тот уже покинул свой нечаянный ночлег, поутру кивнув на прощание тому самому пареньку. Подробнее о сюжете мы написали в кратком содержании, там описаны основные события из рассказа.
Рассуждение про Бежин луг
В своём рассказе “Бежин луг” Тургенев описывает жизнь крестьянских детей в крепостнической России. Он показывает, как нелегко жилось им в это время, как им приходилось трудиться наравне со взрослыми, получая при этом жалкие гроши.
Рассказ ведется от имени охотника Пётра Петровича. Он охотился в лесу и уже собирался идти домой, но в темноте сбился с дороги и вышел к Бежину лугу. Там горел костёр, а рядом сидели деревенские мальчики: Федя, Илья, Павлуша, Ваня и Костя.
Они варили картошку и рассказывали друг другу о нечисти и её проделках. Ребятам было от 8 до14 лет, они выгнали на ночь лошадей на выпас и в разговорах коротали время. В их историях реальность переплеталась с суевериями и необразованностью.
В своем возрасте эти ребята уже многое умели делать: пасти лошадей, работать в поле и дома, собирать грибы и ягоды. К примеру, мальчикам 12 лет уже приходилось работать на фабрике. При этом их жестко эксплуатировали, потому что надсмотрщик даже не разрешил детям на ночь уйти домой. В то время широко применялись телесные наказания, как ко взрослым, так и к детям.
Особенно Тургенев выделил Павла, мальчика из бедной семьи. У него был сильный голос, умный взгляд, спокойствие и уверенность. Пока все сидели, Паша следил за костром, варил картошку и даже бросился спасать лошадей от волка. Этот мальчик говорил не много, но был мудр не по годам.
Автор очень точно передал искренность, доброту и непосредственность деревенских детей. Описывая красоту окружающей природы, он также раскрыл проблемы простого народа: необразованность, нищету, жестокость помещиков и т.д. Описания русской земли и детей пробирают до глубины души.
Заканчивает свое произведение Тургенев описанием рассвета, который служит как бы финальным аккордом. Мастерство писателя дает читателям возможность ощутить красоту родной природы, заметить то, что происходит в ней ежесекундно, дарит надежду на лучшее.
Главные герои и их характеристика
Автор поочередно знакомит читателей с мальчиками, называя имя каждого. Итак, их было пятеро: Федя, Павел, Илья, Костя и Ваня.
Федя выглядел самым старшим из них, лет четырнадцати. По его внешнему облику и особенностям держать себя рассказчик высказывает предположение, что мальчик из богатой семьи, а ночь в поле с табуном он проводит лишь ради забавы. В Феде чувствуется уверенность и стремление вести себя с остальными ребятами на правах старшего.
Другой мальчик, Павлуша, является полной противоположностью первого относительно своего происхождения. Одет он бедно, однако сразу вызывает симпатию автора. На Павла была возложена ответственность за похлебку в котелке, он хорошо разбирался в речной рыбе и звездах на небе. Плюс ко всему мальчик оказался очень смелым: не испугавшись, он один побежал ночью вглубь леса за хищным зверем. А вернувшись, рассказал, как склонившись к реке, услышал зов водяного. Но, не будучи от природы суеверным, Павел сказал, что является фаталистом, верит только в судьбу. О его печальной и внезапной гибели читатели узнают в конце рассказа.
Илья, по сравнению с Павлом, оказался трусоват. Он был испуган рассказом друга о водяном. На вид ему лет двенадцать. Автор описывает его опрятным крестьянским мальчиком, трудолюбивым и твердо верившим во все народные приметы.
Костя, мальчик лет десяти, одет был бедно, обладал задумчивым и вместе с тем печальным взором. Автор рассмотрел в его взгляде желание высказать некие свои мысли, но, казалось, что мальчик не находит для их выражения слов, отчего и печалится.
Самым молчаливым неприметным оказался и самый младший из ребятишек, семилетний Ваня. Он лишь изредка поднимал свою голову, свернувшись калачиком под рогожей. Его внешний облик автор не описывает, но сообщает другие важные характеристики мальчика. Ваня наблюдателен, мечтателен, чуток и душевен. Это становится очевидным из его восхищения ночным звездным небом и природой в целом.
Тургенев трепетно описывал мальчиков, восторгаясь их нравом, трудолюбием, выносливостью с раннего детства и сформировавшимся взглядом на окружающий мир.
Павлуша
Внешность мальчика по имени Павлуша была вовсе непримечательной: всклокоченные волосы, серые глаза, широкие скулы, рябое и слегка бледное лицо и немного приземистое тело. Но отчего именно его сразу выделил писатель среди всех ребят? Он писал, что в его голосе звучала сила. Павел мало говорит, он больше делает. Что касается его одежды, то можно увидеть из повествования, что он не мог похвастаться ее изысканностью, да и откуда? Разве что грубой холщовой рубахой да заплатанными штанами.
Автору больше симпатичен этот мальчик из всех, кто рядом с ним у костра. Именно своей смелостью и бесстрашием, ясным умным взглядом. Он следит за приготовлением картошки на костре, за самим огнём, переключает внимание испугавшихся остальных мальчиков, как бы защищает их. Он без всякого оружия бежит в темноту, куда убежали собаки, почуяв чужого. А вернувшись, очень спокойно объясняет, что это могут быть просто волки! Власть паренька признают даже животные, это видно по собаке, которая обрадовалась его поглаживанию. Павел кажется более взрослым, чем его друзья. Все вопросы обращены именно к нему, а даже не к Феде, хотя тот старше по возрасту.
Особенно привлекательны черты, которые присущи Павлу, это уверенность, спокойствие и его постоянная деятельность. Во всех его репликах и рассказах, которые он поведал своим друзьям, как правило, была только правда и очень много юмора. Все мальчики слушали его с огромным интересом, он пользовался у них авторитетом.
Темы и проблемы
Основная тема рассказа — тема природы
, а также ее единение с людьми. Автор уделяет повышенное внимание описанию природы тех мест, где происходят события, используя множество ярких и звучных эпитетов. Природа подчеркивает эмоции и чувства его героев, раскрывает их. Именно в гармонии человека и окружающей среды Тургенев видит основу всей жизни, а в детях — будущее. Писатель подчеркивает, насколько важно с малолетства взращивать в детях любовь к труду, любовь к ближнему, говорит о важности коллективной работы и взаимовыручки. И все это на фоне бережного отношения к природе.
Отдельной строкой можно выделить тему народных верований
, примет и нечистой силы. Автор подчеркивает то, насколько твердо в сознании деревенских жителей сидит убеждение в существовании сверхъестественного. Однако на общем фоне выделяется прагматично настроенный Павлуша. Несмотря на то, что он ясно слышал голос водяного, обращенный к нему самому, мальчик уверенно заявлял о своих позициях фаталиста.
Гармоничное взаимодействие человека и природы является и проблемой рассказа
«Бежин луг». Также можно выделить проблему детской души, детской психологии и мировоззрения. Автор пытался побудить читателей относиться с любовью и нежностью к крестьянским детям, задуматься об их дальнейшей судьбе на примере Павла. Через образы пятерых ребятишек Тургенев показал, как тонко простые крестьянские мальчишки могут чувствовать природу, бережно обходиться с ее дарами, насколько богат их духовный мир.
Роль пейзажа в рассказе
Иван Сергеевич страстно любил природу, а потому во многие повести и рассказы из «Записок охотника» включил очерки пейзажей. Он относился к природе с особым трепетом и считал, что она живет своей не зависимой ни от кого жизнью. В тексте Тургенева пейзажи описываются конкретно, во всех деталях, но в то же время они окутаны переживаниями творца и всех героев рассказа. Он написал «Бежин луг» так, что природа в рассказе не просто фон, а инструмент, через который можно раскрыть чувства и переживания героев.
В своем рассказе Тургенев использует множество эпитетов, таких как: «заря… разливается кротким румянцем», «солнце — не огнистое, не раскаленное», «лиловый… туман». Автор также не скупится на метафоры: «солнце… мирно всплывает», «краски все смягчены» и сравнения — «облака исчезают… как дым». Каждая смена пейзажа передает и меняющееся настроение заказчика, его тревогу. С появлением у охотника таких эмоций яркий летний день приобретает темные и черные цвета. Иван Сергеевич мастерски передает красоту, что таится в природе, и читатель словно сам становится участником, описываемых им событий.
Писатель словно учит своего читателя наслаждаться окружающей красотой, замечать ее и ценить.
Главная мысль
Автор неочевидно рассуждает о крестьянском сословии, пробуждая интерес к простым людям как наиболее трудолюбивым, честным и открытым. Он указывает на тот факт, что они достойны не меньшего уважения, чем приверженцы других слоев населения. Ведь уважение и любовь должны быть спутниками жизни не по принципу происхождения, а в дар за заслуги, в этом и заключается смысл рассказа.
Проводя много времени с крестьянами и их детьми, Тургенев убедился, насколько это выносливые и старательные люди, с малых лет привыкшие к труду и выполнению своих обязанностей, насколько душевными и глубокими людьми могут оказаться некоторые их них. Эту мысль и старался донести автор до своих читателей.
Основная идея рассказа – это писательский посыл об ответственности за свою жизнь и отсутствии уныния. Ведь, невзирая на все тяготы крестьянской жизни, эти пять ребятишек находили свои радости. Выгонять табун лошадей на ночь в поле для них было своего рода приключением. Разговоры о нечистой силе сближали мальчиков, не давая думать об усталости. А возможность оказаться на лоне матушки-природы — для них самая значительная награда за труд.
Популярные сочинения
- Сочинение на тему Идея, суть и смысл комедии Горе от ума
Основная тема произведения заключается в изображении чиновничьего преклонения перед высшими должностями посредством проявления невежества и лицемерия. - Анализ басни Стрекоза и муравей Крылова
Крылов – известный всему миру русский писатель, прославившийся переводом песен и басен. Сюжет для произведения «Стрекоза и муравей» был позаимствован и западных поэтов - Сочинение на тему Летняя ночь (4 класс)
Летние ночи гораздо короче зимних. Самый длинный день и самая короткая ночь бывает 22 июня, эта ночь длится всего 6 часов. Ночь в городе отличается от ночи в деревне или на даче.
Чему учит?
Рассказ учит созиданию чувства любви и уважения к природе, способности понимать и оберегать ее. Важным аспектом этого является то, что сама природа уравнивает всех людей, не разделяя их на сословия. Воспитание в себе уважительного отношения к людям является залогом счастливой и гармоничной жизни. При этом она может быть полноценной и без основных материальных благ. Для принятия этой мысли автор намекает нам о важности обретения в себе способности замечать красоту и радость в мелочах. Это и есть вывод, который можно сделать из чтения данной книги.
Также мораль рассказа заключается в том, что природа и труд сближают людей и делают их внутренний мир богаче. Герои – еще совсем дети, но уже рассуждают о таких серьезных предметах, как судьба. Значит, для полноценного развития человеку достаточно ответственного труда и возможности постигать красоту через общение с природой.
Толкование непонятных слов
Рольня – строение, где в чанах вычерпывают бумагу.
Ягдташ – сумка для ношения добытой дичи и необходимых на охоте припасов и приспособлений.
Верста – русская единица измерения расстояния, равная 1066,8 м.
Гуртовщик – погонщик стада, пастух.
Армяк – верхняя долгополая одежда из грубой шерстяной ткани.
Тятя – отец.
Осинник – осиновый лес или перелесок.
Притча – короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе мораль.
Лощина – низко расположенная долина.
Табун – стадо лошадей.
«Бежин луг» — анализ произведения — 1 вариант
Краткий анализ:
- Год написания – 1851 год.
- История создания – Рассказ «Бежин луг» стал частью цикла «Записки охотника», в котором Тургенев описал непередаваемое очарование русской природы и особенности крестьянской жизни.
- Тема – Гармония человека и природы – центральная тема произведения. Также автор поднимает тему веры крестьян в сверхъестественное.
- Композиция – Композиция рассказа достаточно сложная, многослойная. Она включает в себя речевые и портретные характеристики мальчиков, их рассказы, обрамлённые воспоминаниями рассказчика, а также лирические пейзажные зарисовки.
- Жанр – Рассказ.
- Направление – Реализм.
История создания
Рассказ Тургенева «Бежин луг», написанный в 1851 году, стал частью сборника «Записки охотника». Он был примечателен тем, что впервые в русской литературе главными героями стали крестьянские дети, описанные автором с большой любовью и теплотой.
Большое влияние на Ивана Сергеевича оказал известный литературный критик В.Г. Белинский, который и вдохновил его на создание «Записок охотника». Писатель много свободного времени уделял охоте, общался с крестьянами и их детьми, благодаря чему его произведения отличались большой реалистичностью.
К работе над рассказом «Бежин луг» Тургенев приступил осенью 1850 года, уже в начале 1851 года он был опубликован в популярном журнале «Современник».
Автор не придал особого смысла названию своего произведения – он просто подыскал звучное название рассказу, фоном которому послужили прекрасные пейзажи. Более того, этого названия нет ни на одной топографической карте, и, как позже выяснили исследователи творчества Тургенева, он заменил неблагозвучное наименование реально существовавшего луга «Рудинское болото» на более поэтичное – «Бежин луг».
Тема
Будучи мастером описания красоты русской природы, Иван Сергеевич в очередной раз затронул свою любимую тему – взаимосвязи человека и природы, их гармоничного дополнения друг другом.
В своем произведении автор поднял проблему жизни простых людей. Даже дети, которым по возрасту не пристало думать о бытовых тяготах, вынуждены работать почти наравне со взрослыми.
Крестьянские мальчишки всю ночь пасут табун лошадей, следя за тем, чтобы к нему не подобрались волки. Однако неустроенность и сложность их жизни не является поводом для уныния. Напротив, каждый день для этих ребят – счастье, возможность прожить яркие и интересные моменты.
Пойти в ночное для них радость, они находят способ себя развлечь, рассказывая друг другу всякие небылицы.
Таким образом, автор хотел выделить основную мысль своего произведения – необходимо ценить жизнь во всех её проявлениях, радоваться ей и быть благодарным тому, что имеешь. Счастье – чувствовать себя частью природы, ощущать на себе её милость и бесконечную щедрость. Нужно лишь прислушиваться к тому, чему учит природа, чтобы ощущать себя целостной личностью.
В рассказе Тургенев не зря поднял тему народных легенд и сказаний, которые с таким увлечением пересказывали друг другу мальчики. На их примере автор показал, насколько сильна в жизни простых, необразованных людей вера в сверхъестественное. В этом, однако, кроется и своё очарование: истории, рассказанные мальчиками, основаны на народных верованиях, фольклоре и интересе к непостижимому.
Разыгравшееся воображение плотника Гаврилы, «увидевшего» русалку, становится причиной его затянувшегося мрачного настроения и бесконечных тревожных дум о будущем. Баба Ульяна, случайно заметившая своего «двойника», не сомневается в своей скорой кончине. Её непрестанные мысли о неизбежной смерти действительно становятся причиной раннего ухода из жизни. Красавица-селянка Акулина, которой почудился водяной, не выдерживает этого и сходит с ума.
С грустью и сожалением Тургенев приходит к выводу, что причиной многих зол крестьянства является невежество. «Зовущие» голоса, таинственные существа, предчувствия, бесчисленное количество примет – всё это грузом лежит на необразованном человеке, делая его рабом собственных страхов. Ребята с детских лет воспринимают веру в судьбу, они не смеются над героями своих “страшилок”, а сочувствуют им.
Композиция
Анализируя рассказ «Бежин луг», следует отметить, что для него характерна сложная, многослойная композиция.
- Экспозиция – описание дневного пейзажа.
- Завязка – появление в рассказе образа охотника, его скитания в лесу, зловещие изменения природы.
- Кульминация – встреча с крестьянскими детьми, сидящими у костра, и проникновение в их мир, полный суеверий.
- Эпилог – рассказ о судьбе одного из мальчиков – Павлуши.
Повествование о мальчиках начинается с их развернутых портретов, которое уступает место монологу каждого. Их яркие и самобытные характеры накладывают отпечаток и на манеру повествования. В результате все истории приобретают уникальную интонацию, свойственную только мальчику-рассказчику.
Между монологами мальчиков охотник вставляет собственные суждения, оценки, наблюдения
.
К особенностям композиции следует отнести пейзажные зарисовки, которым автор уделил особое внимание. Всё происходящее в рассказе неразрывно связано с окружающей природой, с её изменениями в течение суток.
Таким образом, пейзаж, портрет, авторские замечания и монологи являются теми художественными средствами, которые были мастерски использованы автором и включены в строй произведения.
Жанр
«Бежин луг» – рассказ, поскольку обладает всеми характерными для этого жанра чертами: небольшим объёмом, малым количеством героев, одной сюжетной линией, повествовательным содержанием.
Произведение принадлежит литературному направлению реализм, однако в нём явственно проступают и черты романтизма: поэтические описания природы, всевозможные поверья и легенды, тесно переплетающиеся с реальной жизнью героев.
«Бежин луг» — анализ произведения — 2 вариант
Жанром является рассказ. Направление рассказа – реализм с элементами романтизма. Эмоции главных героев автор выражает в описании природных явлений. Кроме того, в рассказах мальчиков можно заметить нотки сказочности, на основе народных мифов.
Композиция рассказа классическая, но многослойная по структуре. Она включает в себя описание природы, окружающей охотника, подробные портреты мальчиков и их рассказы.
Герои рассказа – деревенские мальчишки. У каждого из детей свой характер и свои особенности. Павлушу Тургенев описывает как не очень красивого, с неправильными чертами лица, бедно одетого мальчика.
Однако заметен его сильный характер, который сквозит во взгляде и голосе. Характер Павлуши раскрывается в эпизоде, где он немедля бежит за собаками, не боясь волка. Он не верит в суеверия даже после голоса водяного, но верит в судьбу, от которой не уйти. К концу рассказа автор сообщает о смерти мальчика.
Самый старший паренек – Федя, судя по всему из богатой семьи. Он хорошо одет, красив и ведет себя важно, как будто осознавая превосходство над другими. Скорее всего, он пошел охранять скот ради забавы. Федина речь отрывистая, потому, что он опасается сказать лишнее, недостойное по статусу.
Илюша, несмотря на юный возраст, уже работает на бумажной фабрике и знает много поверий. У него вытянутое лицо, нос с горбинкой, сжатые губы и сведенные брови. Илюша опрятно одетый, трудолюбивый паренек.
Маленького Костю автор сравнивает с белкой – у него заостренные черты лица и большие черные глаза. Он тоже одет в бедную одежду, худощав, а лицо его украшают веснушки. Костя кажется печальным и задумчивым, автор рисует его как боязливого паренька.
Самый маленький и тихий Ваня все время лежит под рогожей и любуется звездами на ночном небе. Ему не больше семи лет и у него кудрявые волосы. Присутствие Вани почти незаметно в рассказе.
Тема рассказа – это гармония человека и природы. Не случайно автор включает в рассказ детей, если взаимодействие с природой — это основа жизни, то дети – это будущее.
Проблематика рассказа поднимает вопросы жизни простых людей и отношения человека к природе. Тургенев подчеркивает, насколько важно научить детей бережно относиться к природе, любить труд и быть в ладу с окружающими.
Главная мысль рассказа призывает ценить жизнь во всех проявлениях и быть благодарным за все, что имеешь, ощущать себя частью природы.
«Бежин луг» — анализ произведения — 3 вариант
Тематика и проблематика
1. Тема: Единство человека и природы.
Проблема: Единство человека и природы нарушать не стоит. Современному человеку, живущему в городах, не хватает контакта с природой и с людьми.
Читая рассказ о самом обыкновенном разговоре мальчишек, чувствуешь то естественное и настоящее, к чему стремится человек. Наша современная жизнь состоит из общения по телефону и сидения за компьютером. Конечно, хорошо, что есть компьютер с его огромными возможностями, и мобильный телефон, но здесь важна мера. Нельзя из жизни вычеркивать ту основу, без которой она теряет смысл – живое общение людей и контакт с природой.
Общение деревенских детей, их мистические страшные истории во многом связаны с силами природы – это, например, лешие и русалки. Представляешь темную ночь, деревья, тени, вой волков и понимаешь мальчиков, которые с таким интересом слушают эти страшные истории.
2. Тема: Ранняя трудовая жизнь деревенских детей той давней эпохи.
Проблема: Мальчишкам приходится работать в таком юном возрасте, и они уже самостоятельные. Сидеть ночью на поляне – это не так уж легко. Например, одному из мальчиков чудится голос утопленника, дети могут встретить реальную опасность, например, волков.
3. Тема: Крепостные дети предоставлены сами себе, в их жизни много страхов.
Проблема: Родителям некогда заниматься воспитанием детей. Они не имеют возможности дать ребенку образование, даже одеть его. Родителям некогда общаться с ними, читать им сказки, поэтому они рассказывают сказки друг другу, тренируют свое воображение, наполняют свою жизнь интересом. У крепостных крестьян бед немало, и много страхов, суеверий, примет, что чувствуется в историях детей.
Идея (идейно-эмоциональная оценка)
Тургенев описывает крестьянских мальчиков с большой теплотой. Он подчеркивает, что они добры, смелы, отзывчивы и уже умеют хорошо работать, зарабатывать деньги. В этом отношении автора проявлены большой интерес и сочувствие — сентиментальный пафос произведения.
С одной стороны истории мальчиков – это предрассудки и суеверия, но с другой стороны – это сказания, народные легенды, поэтому их интересно читать. У меня, при чтении этих историй, идут эмоции, захватывает дух. В этих суевериях, глупых и даже смешных, есть какая-то таинственность и глубина.
Основные герои
Образы автора рассказа, и мальчиков, мирно разговаривающих у костра, и природы – все это ощущается в единстве. Мистическая летняя ночь с ее тенями и ночными звуками, побуждает детей пересказывать истории, услышанные от взрослых. В этом рассказе сильно ощущается единство образов всех присутствующих с образом природы. И охотник, заблудившийся в лесу, и мальчики как будто переплетены с ней.
Конфликт образов я вижу между мальчиками и самой деревенской жизнью. Дети еще малы, но им приходится работать, сидеть ночью на лугу, выпасать лошадей. Им не хватает родительского внимания и детских сказок, которые они и рассказывают друг другу. Деревенская жизнь наполнена мистическими рассказами, которые дети слышат от взрослых. И жизнь детей с ранних лет наполнена страхами, су
Конечно, хорошо, что есть компьютер с его огромными возможностями, и мобильный телефон, но здесь важна мера. Нельзя из жизни вычеркивать ту основу, без которой она теряет смысл – живое общение людей и контакт с природой.
Общение деревенских детей, их мистические страшные истории во многом связаны с силами природы – это, например, лешие и русалки. Представляешь темную ночь, деревья, тени, вой волков и понимаешь мальчиков, которые с таким интересом слушают эти страшные истории.
2. Тема: Ранняя трудовая жизнь деревенских детей той давней эпохи.
Проблема: Мальчишкам приходится работать в таком юном возрасте, и они уже самостоятельные. Сидеть ночью на поляне – это не так уж легко. Например, одному из мальчиков чудится голос утопленника, дети могут встретить реальную опасность, например, волков.
3. Тема: Крепостные дети предоставлены сами себе, в их жизни много страхов.
Проблема: Родителям некогда заниматься воспитанием детей. Они не имеют возможности дать ребенку образование, даже одеть его. Родителям некогда общаться с ними, читать им сказки, поэтому они рассказывают сказки друг другу, тренируют свое воображение, наполняют свою жизнь интересом. У крепостных крестьян бед немало, и много страхов, суеверий, примет, что чувствуется в историях детей.
Идея (идейно-эмоциональная оценка)
Тургенев описывает крестьянских мальчиков с большой теплотой. Он подчеркивает, что они добры, смелы, отзывчивы и уже умеют хорошо работать, зарабатывать деньги. В этом отношении автора проявлены большой интерес и сочувствие — сентиментальный пафос произведения.
С одной стороны истории мальчиков – это предрассудки и суеверия, но с другой стороны – это сказания, народные легенды, поэтому их интересно читать. У меня, при чтении этих историй, идут эмоции, захватывает дух. В этих суевериях, глупых и даже смешных, есть какая-то таинственность и глубина.
Основные герои
Образы автора рассказа, и мальчиков, мирно разговаривающих у костра, и природы – все это ощущается в единстве. Мистическая летняя ночь с ее тенями и ночными звуками, побуждает детей пересказывать истории, услышанные от взрослых. В этом рассказе сильно ощущается единство образов всех присутствующих с образом природы. И охотник, заблудившийся в лесу, и мальчики как будто переплетены с ней.
Конфликт образов я вижу между мальчиками и самой деревенской жизнью. Дети еще малы, но им приходится работать, сидеть ночью на лугу, выпасать лошадей. Им не хватает родительского внимания и детских сказок, которые они и рассказывают друг другу. Деревенская жизнь наполнена мистическими рассказами, которые дети слышат от взрослых. И жизнь детей с ранних лет наполнена страхами, суевериями, приметами.
Литературные приёмы
В произведении описан великолепный июльский день, где писатель использует множество эпитетов. Бледно-лиловый цвет небосклона, солнце «не огнистое», которое «мирно всплывает». Вечерняя звезда на небе напоминает свечку, которую несут очень бережно. Охотник поймал много дичи, у него прекрасное настроение, что отражает собой природа, в которой «краски все смягчены». Тургенев передает состояние тишины, безмятежности, покоя, разлитого в наступлении чудесного июльского вечера. Он так описывает природу, что, как будто ощущаешь это состояние, запахи, звуки. Когда читаешь рассказ дальше, представляешь детей у костра, то состояние умиротворения и покоя только усиливается. Даже страшные истории ребят не меняют его.
Конфликт произведения
Все разговоры деревенских мальчишек крутятся вокруг мистических историй. Видно, что дети либо не обучались в школе, либо обучались, но очень мало, поскольку тем других нет. В самих историях мы видим людей с тяжелыми судьбами. Плотник Гаврила находится в мрачном настроении долгие годы, красивая Акулина сходит с ума, баба Ульяна ждет смерти, потому что увидела своего «двойника». И дети, и взрослые живут в невежестве и страхе, где процветают суеверие и приметы. Мальчики сидят у костра и радуются, но у них нелегкая жизнь, полная невежества и предрассудков.